• Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Методический материал «Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы

    16.06.2019

    Цель. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка посредством развития речи и художественного слова

    Задачи:

    1. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка;
    2. Создание ситуации успешности для каждого ребенка
    3. Развитие самооценки и уверенности в своих способностях
    4. Формирование у детей устойчивого отношения к творческой деятельности
    5. Формирование творческой активности дошкольников в процессе ознакомления с художественным словом.
    6. Развивать у детей творческую речевую деятельность (умение высказывать свои мысли, отстаивать идеи, фантазировать, рассуждать) ;

    Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

    Актуальность в том, что целенаправленная, постепенная и регулярная работа по формированию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы будет способствовать их речетворческому и общему творческому развитию при соблюдении следующих условий:

    • Создании в группе соответствующей среды для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
    • Активном включении детей в накопление эмоциональной культуры.
    • Подборе и осуществлении разработок, направленных на оптимизацию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
    • Личностно - ориентированный подход к детям.

    Своеобразие

    Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно - эмоционального восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и, в конечном счёте, к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с дошкольного возраста развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут помочь произведения художественной литературы с творческо -эстетической направленностью. Однако момент творческо - эмоционального восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности. Таким образом, воспитатель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с художественной литературой: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с произведениями не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль воспитателя здесь неоценима.

    Воображение, т.е. способность представить изображаемые ситуации, раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии, ещё в раннем детстве развивается средствами искусства, и в частности художественной литературы затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям, делает этот процесс взаимообогащаемым и непрерывным. Фантазии и чувства связаны очень тесно. Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны, соответственно, осуждаться. системы работы заключается в четкой реализации принципа личностно-ориентированного подхода, т. к. она воздействует на ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный не насильственный характер. В силу этого такая деятельность доступна детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд, что в целом обеспечивает становление полноценного психофизического фундамента личности дошкольника, что обеспечивает в конечном итоге равные стартовые возможности при поступлении в школу.

    В основу творческой работы положены следующие принципы:

    Творчества (предоставление не иссекаемых возможностей для воспитания и развития творческих способностей детей) .

    • Научности (развитие чувств и фантазии приобщение к духовному богатству, накопленному человечеством.)
    • Доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей)
    • Поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий)
    • Динамичности (от самого простого до сложного)
    • Сравнений (разнообразие вариантов заданной темы методов и способов воспроизведения, разнообразие художественных произведений)
    • Выбора (сказки, стихи, рассказы, былины)
    • Интегративности (художественное творчество, коммуникации, чтение художественной литературы, музыка, познание (формирование целостной картины мира) социализации, здоровья)

    Но как побудить детей развивать свое мышление, творческое воображение? для этого применяются следующие методы и установки:

    • метод подбрасывание идей.

    Всегда и везде – на занятиях, в режимных моментах, совместной деятельности решаются многочисленные вопросы (Зачем? Для чего? Как? Откуда? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Как быть? и т.д)

    • метод личного примера
    • установка на юмор и смех, дух здорового соревнования, полной занятости и заинтересованности
    • применение разнообразной деятельности, чередования физической, умственной и эмоциональной нагрузок, простого и сложного
    • развитие связи между действиями и чувствами, умения извлекать радость от обучения, гордиться собой
    • установка на самовыражение в деятельности, стремление к победе.

    У каждого ребенка есть фантазия, но если ее не упражнять, не стимулировать ее рост и развитие, она зачахнет. Сочинение сказок – идеальный способ развития фантазии ребенка.

    Эффективными методами работы в данном направлении являются:

    • создающие непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
    • беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев и с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Не обходимо, что бы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает произведение.
    • частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа с мнемосхемами, привлечение воображения и памяти) .
    • метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысления общепринятых шаблонов и поиск не стандартных решений.

    Наиболее оптимальной формой работы, на наш взгляд, является совместная деятельность детей и педагогов в свободное от непосредственной образовательной деятельности времени, что проявляется в самостоятельной творческой деятельности детей (инсценировка, драматизации сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей.

    Вышеизложенная информация позволяет сформулировать следующие выводы: Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи. Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его языковые, а отсюда и творческие способности будут развиваться успешнее

    Развитие словесного творчества в игре у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы

    Общеизвестно, что роль воздействия художественной литературы на развитие речи ребенка очень велика. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительность средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

    Дошкольник первоночально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц. На основе анализа литературного произведения дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

    Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе поэтического слуха. Но само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений детей.

    Словесные игры занимают особое место в жизни ребенка. Такие игры требуют богатого воображения, творчества, мыслительной дерзости. Но ведь не зря К.И.Чуковский называл детей «гениальными лингвистами». Такие известные поэты как С.Я.Маршак, Б.Заходер, И.Токмакова, М.Яснов дарят детям радость интеллектуального торжества: «Я знаю, как правильно!»; «Я знаю, так нельзя, и поэтому смешно!». Велика польза от чтения смешных стихов со словесной и звуковой путаницей: развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической и лексической норме, воспитывается чувство юмора.

    Дети - великие имитаторы и великие творцы, поэтому им очень нравится словообразовывать слова с подражаний. Поэт Михаил Яснов написал об этом стихи.

    Можно пригласить детей к сотворчеству: придумать продолжение стихов или сочинить свои собственные.

    Я придумываю фамилии .

    Утенок - Уточкин!

    Цыпленок - Курочкин!

    Щенок - Собачкин!

    Жеребенок - Клячкин!

    Барашек - Овечкин!

    А я? - Человечкин!

    Я учу котенка.

    Мой котенок - черноушка.

    Назову его - Чернушка.

    Мой котенок - рыжеспинка.

    Назову его - Рыжинка.

    Белый хвостик как кудряшка,

    Назову его Беляшка.

    Мой котенок так старается,

    Имя учит - и мяучит!

    Игра.

    Ерш - ершится,

    Петух - петушится,

    Лайка - лает,

    Змея - змеится…

    Что ж получается:

    Лягушка - лягается?

    Про мамонтов.

    Мамонт и папонт гуляли вдоль речки.

    Бабонт и дедонт лежали на печке.

    А внучонт сидел на крылечке

    И свертывал хобот в колечки.

    И, взяв на колени тетрадь и пенал,

    Пыхтел и стихи сочинял.

    У поэта С.Погореловского есть стихи, после прочтения которых детям можно предложить сочинить стихи про свою любимую еду.

    Воронята - у ворон.

    У слонов - слонята.

    А у наших макарон

    Есть макаронята.

    И побольше, и поменьше,

    И мальчишки -макаронцы,

    И девчонки - макаронши.

    Макаронников папаша

    Их в дорогу снаряжает.

    Макарониха - мамаша

    Их в тревоге провожает:

    Вы пройдитесь белым светом

    По извилистой дорожке,

    Только помните при этом,

    Ребятишки - макарошки:

    И гориллы, и гагары,

    И барбосы, и вороны,

    И Марины, и Макары

    Обажают макароны!

    В играх «Загадай рифму» предложение: «Назовите их словами с похожими «хвостами», - развивает у детей чуткость к слову, языковое чутье. На столе разложены различные предметы, игрушки, которые можно соединить попарно: Книжка - мишка, платок - молоток и т.д.

    Погремушка - мушка, пушка,

    И подружка-хохотушка,

    И старушка-говорушка,

    И кукушка, и лягушка,

    И. наверно, колотушка,

    Тушка, сушка, хрюшка, брюшко,

    И, конечно же, ватрушка…

    Вот такая вот петрушка!

    А стихотворение И.Токмаковой помогает находить точное слово в построении высказывания. Смешные, неправильные слова не запутывают детей, а служат, по выражению К.И.Чуковского, «самоэкзаменом собственных умственных сил».

    Путаница.

    На помощь! В большой водопад

    Упал молодой леопад!

    Ах, нет! Молодой леопард

    Свалился в большой водопард.

    Что делать - опять невпопад.

    Держись, дорогой леопад!

    Верней, дорогой леопард!

    Опять не выходит впопард!

    Медвежонок.

    Мишка в улей влез,

    И вот - с лапы каплет сладкий мед!

    Я над ним смеяться начал:

    «Медвежонок насвинячил!»

    Что за шутки! - тот ответил. -

    Я - медведь! Я - намедведил!

    М.Яснов.

    Игра «Достань слово из корзинки».

    Прошла по городу молва,

    Что будто новые слова

    В корзинке этой есть.

    Кто их найдет - тому и честь!

    Вынимая из корзинки игрушку, предложить детям угадать новое слово, задуманное воспитателем, которое очень редкое, но встречается в сказках. Например, из корзины достать медведя. Дети называют слова: мишка, медвежонок, медведица. Но ответ: медведюшка. Затем предлагается детям по очереди самим задумывать редкое слово, вынимая игрушку из корзины и принимать ответы других детей.

    Прекрасно, если ведущий владеет искусством импровизации. Оно украсит игру, поможет проявить находчивость, сообразительность тому, кто «по ту сторону» игры.

    Литература.

    «Занимательное азбуковедение.»,составитель Волина В.В., Москва

    «Просвещение»1991г.

    Любина Г. « Приглашение к творчеству»,журнал «Ребенок в детском саду», № 1, 2003г.,26 стр.

    Пикулаева Н.В. «Слово на ладошке», Москва «Новая школа» 1994г.

    Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой». Москва, «Сфера» 2004г.

    Людмила Ткачёва
    Проект «Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой»

    Проект : «, ».

    Вид проекта : познавательно – творческий .

    Продолжительность : 12 месяцев.

    Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

    Образовательная область : речевое развитие , художественно –эстетическое , познавательное развитие .

    Актуальность : Процесс общения ребёнка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить его мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

    Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

    От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не знающим эпизодом в его жизни.

    От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

    В книгах заключено особое очарование : книги вызывают наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Именно книга, с её простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества : милосердие, сострадание, уважение к старшим и т. д. Эти качества позволяет им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.

    Я провела опрос детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей , которое показало, что дети и родители отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как члена семьи. Всё эти факты послужили разработке данного проекта .

    Необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению , увлекая этим и дошкольников и родителей.

    Цель проекта :

    Нравственно – эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа , фольклора, приобщение детей к богатствам художественной литературы .

    - развитие творческих способностей , фантазии детей

    Содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.

    Задачи :

    Дети :

    - познакомить с художественной литературой разных авторов и жанров – способствовать накоплению эстетического опыта. Читая и обсуждая литературные произведения ;

    Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать , развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; обогащать и расширять словарный запас детей .

    -развивать у детей образное мышление , фантазию, творческие способности ;

    Формировать навыки сотрудничества;

    Воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

    - развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

    Побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

    Родители :

    Создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка , с учётом опыта детей приобретённого в детском саду;

    - развитие совместного творчества родителей и детей ;

    - развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

    Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

    Обеспечение : художественная литература , иллюстрации, репродукции картин, рисунков, фотографии – методическая литература .

    Предполагаемый результат :

    - развитие интереса к литературе ;

    - развитие у детей познавательной активности, творческих способностей , коммуникативных навыков;

    Совершенствовать звукопроизношение, выразительность связной речи детей ;

    Содействие творческому развитию детей ;

    - развитие эмоциональной отзывчивости;

    Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

    Продукт проектной деятельности :

    Макеты, рисунки, поделки, работы по аппликации, рисунки по прочитанному.

    Презентация проекта :

    -оформление выставки : «По дорогам сказки» .

    Основные этапы реализации проекта :

    Подготовительный :

    Обсуждение проекта , выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта ;

    Совместная деятельность детей и воспитателя .

    1. Чтение художественной литературы .

    2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.

    3. Игры – драматизация по сказкам.

    4. Конкурс чтецов отрывков из произведений.

    5. Игры на звукоподражание.

    6. Игра – фантазия «Если бы я поймал золотую рыбку» .

    7. Оформление выставки детских работ. Развитие творческих способностей детей , через знакомство с художественной литературой .

    8. Изготовление макетов.

    Самостоятельная деятельность детей :

    1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок.

    2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, аппликация, ручной труд) .

    Совместная деятельность детей и родителей .

    1. Чтение, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам .

    2. Заучивание отрывков из сказок.

    3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков.

    Заключительный этап :

    1. Оформление выставки «Мне нравиться читать» .

    2. Подведение итогов проектной деятельности .

    План реализации проекта :

    Чтение литературы . Вид деятельности.

    Введение : «Знакомство с книгой »

    (На примере книжной графики творчества И . Я. Билибина. Оформление книжки -самоделки.

    «Фольклор» .

    «Дождик, дождик веселей» .

    «Божья коровка» .

    «Идёт матушка весна»

    «Зима пришла» .

    Коллективная работа : модуль «Дождик» .

    Объёмная аппликация : «Божья коровка» .

    Монотипия : «Весна»

    «Сказочный зимний лес"- рисование кисточкой методом тычка.

    Русские народные сказки, былины.

    Чтение «Сказ о богатыре Илье Муромце» .

    «Добрыня и змей»

    «Царевна-лягушка» .

    «Поэзия»

    Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» .

    Рассматривание альбомов, иллюстраций, делая акцент на красоте доспехов.

    Рисование на тему “Богатырская рубаха»

    Лепка рельефная декоративная : «Сказочное болото для Царевны-лягушки»

    Лепка миниатюр спичечном коробке) «Лягушонка в коробчонке» .

    С. Есенин. «Берёза» .

    Волошин «Осенью» .

    И. Тютчев «Весенние воды» .

    А. Фет. «Уж верба вся пушистая» .

    «Зима недаром злится» . Мини-макет берёзы (в салфеточной технике) .

    Рисование «Осенний лес» (печать листьями) .

    Рисование методом оттиск стеклом

    «Весенние воды» .

    «Проза»

    В. Драгунский. «Друг детства» .

    Коровин «Белка»

    Н Носов. «Как ворона на крыше заблудилась» .

    Рисование медведя тычком и расчёской.

    Рисование по представлению.

    «Литературные сказки »

    «Гуси-лебеди»

    Г. Х. Андерсен. «Дюймовочка» .

    Ш. Перро. «Кот в сапогах» . НОД : Рисование эпизодов сказки.

    Лепка миниатюр : «Девочка в цветке» .

    Рисование эпизодов сказки.

    А. С. Пушкин. «Лукоморье»

    «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» .

    Программное содержан Занятие по ИЗО. «О рыбаке и рыбке» по сказке А. С. Пушкина

    «Лукоморье» .

    «Сказка о царе Салтане и сыне его славном могучем Гвидоне

    Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

    «Уж небо осенью дышало» .

    «Дополнительная литература » .

    Г. Ч. Андерсен «Снежная королева» .

    С. Я. Маршак. «Кошкин дом»

    Мошковская. «Какие бывают

    подарки».

    Публикации по теме:

    «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии и творчества». В. А. Сухомлинский. Вступительная часть. Дошкольное детство.

    В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

    Книга – источник знаний, источник радости для детей. Самый маленький ребенок тянется к книжке с картинками. Книжка раскрывает перед ним.

    Уважаемые коллеги!Метод проектов в последнее время стал активно использоваться в практике работы ДОУ,представляя собой альтернативную форму.

    Детские годы самые познавательные для развития и творчества ребенка. В статье описаны формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, показана роль книги в развитии творческих способностей детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей

    The role of literature in the development of children"s creative abilities

    Казанцева Т.П., Россия, г. Москва

    Kazanceva T.P., Russia, Moscow

    Васильева Е.Л., Россия, г. Москва

    Vasileva E.L., Russia, Moscow

    Детские годы самые познавательные для развития и творчества ребенка. В статье описаны формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, показана роль книги в развитии творческих способностей детей.

    Childhood is the most important in cognitive development and creativity of the child. This article describes the forms and methods of work to educate preschool children with fiction, the role of books in the development of children"s creative abilities is shown.

    «Чтение – только начало, творчество жизни – вот цель»

    Н.А.Рубакин

    Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство – человек, а еще точнее – творческая личность .

    Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественной деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического и художественного воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.

    Творческие способности – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта. Так трактует понятие творческих способностей американский психолог Э. Фромм .

    Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды ?

    В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

    Какие же условия нужно создать для оптимального развития творческих способностей ребенка? Однозначного ответа на этот вопрос пока еще нет. Но некоторые рекомендации существуют:

    – поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам;

    – избегать неодобрительной оценки творческих идей ребенка;

    – быть терпимым к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и фантазии ребенка;

    – проявлять симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих;

    – находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка;

    – поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

    «Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг». Эти слова российский педагог В.А.Сухомлинский произнес в начале ХХ века, но и сегодня, в веке ХХI они не потеряли своей актуальности .

    Огромна роль чтения в обретении мировоззрения, в самообразовании. Чтение дает возможность «достраивания» своего внутреннего мира. В условиях неблагоприятной внешней среды возможность читать и наличие лучшей литературы дает стимул к личностному росту, помогает превозмочь трудности .

    Одной из основных задач ГБОУ ЦПМСС «Родник» является оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, направленной на создание условий для умственного, нравственного, физического и эстетического развития личности.

    В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, т.к. открываются возможности для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий.

    В системе инновационных методов и приёмов в педагогике всё больше места занимают специальные техники, такие как: сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей. Некоторые элементы этих техник применяются мной на занятиях при изучении произведений русского народного творчества: загадок, пословиц, сказок .

    Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие ребенка.

    В нашем центре была создана библиотека. Одной из задач нашей библиотеки мы видим воспитание как можно большего количества любителей книги – как детей, так и взрослых. Мы поставили себе цель выстроить цепочку «центр-библиотека-педагог-ребенок-родители». Родителям подчас некогда уделять внимание детскому чтению и эту проблему очень важно решать, так как от этого, в значительной степени зависит и эмоциональное и психологическое здоровье ребенка.

    Формирование ребенка как читателя начинается с раннего возраста, а старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за интерес детей к книгам. Но для того, чтобы ребенок вырос умеющим хорошо ориентироваться в книжном мире, риторически грамотным, вдумчивым, способным сопереживать героям книг, а затем и окружающим, необходимы дополнительные специальные «библиотечные» занятия.

    Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, является игра. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других людей. Это было учтено при разработке программ «Ознакомление с художественной литературой», «Ребенок в мире художественной литературы» для детей разных возрастов.

    Цели программ: воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве, введение ребёнка в книжную культуру, развитие творческого потенциала ребенка.

    Занятия проводятся с детьми 4-5 и 5-7 лет один раз в неделю в течение двух лет. Детям предлагаются малые литературные и фольклорные формы: народные, русские сказки и сказки народов мира, рассказы и стихи. Дети знакомятся с художниками-иллюстраторами книг.

    Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

    В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве .

    Наша основная задача – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

    Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности .

    Дошкольный возраст – сензитивный, т.е. наиболее чувствительный для развития этических представлений, воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности – значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.

    Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный. И тут на помощь педагогу приходит такой знакомый и понятный жанр художественной литературы как СКАЗКА.

    Для более полного восприятия идеи и смысла сказки, для развития коммуникативных навыков детей, для развития творческих способностей, умения понимать состояние и переживания героев сказок, для активизации речевой активности детей на занятиях применяется метод создания книжек-малышек по прочитанной сказке. Из цветной бумаги формата А4, сложенной вчетверо, возникает книжка-малышка из нескольких страничек. На каждую страничку дети наклеивают иллюстрации, соблюдая последовательность событий в сказке, проговаривая запомнившиеся фрагменты текста. Иллюстрации к сюжетам различных сказок педагог может вырезать из списанных в школе учебников.

    Этот прием создания книжек-малышек позволяет педагогу решать многие задачи:

    – учит ценить труд создателей книг и беречь книгу;

    – лучше запоминать сюжет сказки и последовательность событий;

    – выражать свое отношение к героям сказки и к их поступкам;

    – обогащать свой лексический запас новыми словами и выражениями, употребляемыми в тексте сказки.

    Например, дети в возрасте 3-х лет, хорошо запоминают песенку, которую поет Колобок, или причитания мамы-Козы из сказки «Волк и семеро козлят» и многое другое.

    Дети постарше с удовольствием рассказывают прочитанные на занятиях сказки своим родителям, дополняя их придуманными самими подробностями, показывают им изготовленные собственноручно книжки, что способствует формированию теплых, доверительных отношений между родителями и детьми.

    Писатель, создавая произведение, воздействует на эмоции человека. Эмоциональная деятельность (и это доказано исследованиями биологов) подталкивает мыслительную; мысли стремятся к речевому оформлению. Следовательно, хорошая книга учит думать, развивает речь, память, побуждает к творчеству.

    Главным условием решения задач программы является организация личностно-значимого для ребенка полноценного чтения и анализа художественных произведений. Слушая и анализируя произведения, ребенок задумывается о разных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.

    Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности детей, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка – основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.

    Оценивая поступки литературных героев, ребенок соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений.

    На занятиях по программе «Ознакомление с художественной литературой» используется различный дидактический материал, иллюстрации к программным художественным произведениям, пальчиковые куклы, настольный театр, изготовленные детьми на занятиях по труду бумажные фигурки героев сказок, что способствует повышению интереса детей к занятиям, активации речевой деятельности.

    Работа по этой программе ведется в группах сопровождения детей к школе уже не первый год, а в 2011–2012 учебном году в нашем центре была сформирована группа детей, в которой велись интегрированные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой и по изобразительной деятельности. Особенность данных занятий заключается во взаимосвязи между этими специалистами и между предметами, которые они ведут. На занятии по ознакомлению с художественной литературой дети знакомятся с произведением, в свою очередь педагог по изодеятельности предлагает детям нарисовать, либо изготовить персонажей своими руками. Регулярно практикуется привлечение родителей к изготовлению персонажей, альбомов, книжек-малышек, таким образом, мы решаем задачу создания цепочки «центр-библиотека-педагог-ребенок-родители». Дети используют изготовленные своими руками персонажи, макеты, альбомы по конкретной тематике в драматизациях по прослушанному произведению. Вполне возможно в таком случае использовать и готовые пальчиковые и настольные театры.

    Как показывает наш опыт, восприятие детьми прочитанного материала значительно возрастает, а также повышается интерес к самостоятельному прочтению художественной литературы. Обыгрывание сказочных ситуаций детьми плодотворно влияет на развитие связной речи, способствует формированию полноценного высказывания, а также помогает снять эмоциональное напряжение на занятиях. Ребёнок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, что способствует созданию эмоционально окрашенных образов. Поскольку в интегрированных занятиях объединились элементы нескольких направлений образовательной работы, это не могло не вызвать детский интерес, что в свою очередь создаёт у детей устойчивую мотивацию.

    Художественная литература и художественное творчество направлены на формирование у детей:

    • самостоятельности мышления;
    • любознательности;
    • познавательного интереса;
    • художественного вкуса;
    • творческих умений;
    • чувства прекрасного.

    Справедливо утверждение, что если люди перестанут читать – они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса чтения определяющим в образовании, нравственном становлении человека, развитии его творческого потенциал.

    Список используемой литературы:

    1. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. труды / А.В. Запорожец в 2 т. – М., 1986. – т. 1.

    2. Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 1999.

    3. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е. – СПб., 1997.

    4. Большева Т.В. Учимся по сказке. - СПб., 2001.

    5. Сухомлинский В.А. О воспитании /сост. и авт. вступит. очерков/ С.Соловейчик: Изд. – М., 1975.

    6. Фромм Э. Психоанализ и этика – М., 1993.


    светлана Еремеева
    Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

    Всем известно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка .

    При чтении художественной литературы ребёнок видит перед собой определённую картинку, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события.

    Чем сильнее переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Художественная литература формирует у детей положительные и отрицательные эмоции и на основе этого возникающие образы у детей имеют соответствующий колорит, способы изображения .

    Выразить свои эмоции, отношение к художественным произведениям дети могут через продуктивную деятельность : рисование, лепка, аппликация, конструирование. Она может быть организована как на занятиях, так и в совместной деятельности взрослых с детьми. Получая впечатления в процессе чтения книг, рассматривая иллюстрации, дети учатся понимать характер персонажей, выделяют особенности образа героев. Свои впечатления дети передают в рисунках, поделках.

    Особенно детям нравится изображать героев таких произведений, в которых образ четко представлен и связан с детскими понятиями о недостатках человека. Это очень ярко наблюдается в передаче образов героев поэтических сказок Чуковского.

    Так, при изображении героев сказки «Тараканище» , мальчик передал тревогу, опасность в своём рисунке, поэтому он получился таким неярким, даже мрачным, небрежным. Но в то же время на его рисунке есть пальма, которая получилась аккуратной, с тщательно прорисованным стволом, листьями.

    Взглянув на его рисунок,можно подумать, что пальму он не сам нарисовал, а кто-то помог. Потому что обычно он всегда жалуется, что у него ничего не получается, прекращает рисовать, злится. Это свидетельствует о том , что ребёнок нашёл способ передать позитивный настрой, показал, что всё будет хорошо в конце сказки.

    Следующий рисунок, на котором девочка изобразила Муху-Цокотуху в нарядном платье, в шляпке, придумала узор на платье, подобрала яркие, жизнерадостные краски, здесь сам рисунок вызывает положительные эмоции.

    Детям очень понравилось изображать героев сказок Чуковского, а так же русских народных сказок, других произведений. Это ещё раз подтверждает, что дети изображают то, что на них произвело сильное впечатление во время чтения художественных произведений .

    В совместной деятельности с детьми старшей группы дети получили задание «Сказки ходят в гости друг к другу» . Дети изображали в одном рисунке героев разных сказок и придумывали разные ситуации, например, Колобок встретил на дорожке Кота в сапогах, или Красная Шапочка пошла в лес и встретила Бабу Ягу.

    Мы с детьми рисуем цветными карандашами, иногда используем фломастеры, восковые карандаши, краски. Этими материалами детям легче передать образы героев, их характер, настроение, выделить мелкие детали, которые могут быть очень важными.

    Для того, чтобы работы были интереснее, выразительнее, предлагаю использовать и нетрадиционный художественный материал : печати, трафареты, коктейльные трубочки, засушенные листья, семена, соль, манка, их сейчас огромное количество, можно так же включать элементы аппликации из бумаги, ткани, ниток

    Творчество детей проявляется так же в лепке из пластилина и солёного теста, с использованием бросового материала, в конструировании из бумаги, например, «оригами» . Дети по сказкам, и народным, и авторским, создают образы героев произведений. Готовые персонажи используются в играх-драматизациях, в ходе которых можно изменить окончание сказки, или добавить персонажей из других сказок и развить новый сюжет .

    Художественные произведения представляют много поводов для интересной продуктивной деятельности.

    Публикации по теме:

    Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста 1. Введение. Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Благодаря интернет – ресурсам, открывается широкий спектр.

    Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (из опыта.

    Родительское собрание «Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Групповое родительское собрание на тему «Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Цель: Повысить.

    Родительское собрание в средней группе «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста» Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, вовлечь родителей в решение.

    Роль детской художественной литературы в процессе приобщения детей дошкольного возраста к основам общечеловеческой культуры Автор Ланге Татьяна Владимировна Слова «Культура – это нечто неосязательное, без чего человек перестает быть таковым», именно сегодня.

    Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Все мы выбрали педагогическую профессию, независимо от того, работаем мы в детском саду или воспитываем своего малыша.



    Похожие статьи