• Влияние театральной деятельности на музыкальное совершенствование детей. аудиовизуальные пособия и специальное оборудование к ним; оборудование художественно-театральной деятельности

    30.06.2019

    Театрально-игровая деятельность в развитии музыкальных способностей дошкольников


    Эффективно развивать музыкальные способности ребенка помогает театрально-игровая деятельность. Это совокупность отдельно взятых видов искусств. Музыкально – театральное творчество включает в себя практически все виды детской деятельности: песенную, танцевальную, игровую, речевую, художественную, импровизации на детских музыкальных инструментах, а также практически все виды театра – от пальчикового до драматического. Этот вид творческой деятельности обладает сильным воздействием на внутренний мир ребенка, вызывает яркие эмоции.
    В своей профессиональной практике я широко использую театрально – игровую деятельность. Причем, эту игру ввожу в каждый вид музыкальной деятельности. Через творческую игру дети раскрепощаются, фантазируют, сочиняют. У них развивается речь, воображение, снимается зажатость.
    Занимаясь с детьми театральной деятельностью, решаются следующие задачи:
    Воспитательные - направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальности, а также на развитие коммуникативных особенностей ребёнка.
    Образовательные задачи - связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
    На своих музыкальных занятиях с дошкольниками я применяю следующие этапы обучения театрально-игровой деятельности.

    1.Движения -
    Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков. Сначала учимся ходить по одному, затем в группах, и постепенно переходим к ходьбе по кругу, соблюдая расстояние и «не ломая круг». Самым маленьким воспитанникам показываю и прошу повторить образы
    «мишки», «зайки», «лисы», «собачки», «кошечки» и другие. Здесь уместны такие игры, как «Курочка и козлик», «Птички и кот». Это подвижные игры с музыкальным сопровождением. Воспитанники учатся бегать в рассыпную и собираться «кучкой».
    Дети постарше закрепляют умение ориентироваться в пространстве:
    ходить и бегать «змейкой», двигаться в парах, распределяться в том или ином
    углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и
    снова находить свое место, делать перестроение в колоны.

    Начиная со средней группы, воспитанники обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса», «злая собачка», «ласковая кошечка» и т.п.
    Дети старшего дошкольного возраста импровизируют и выполняют более сложные характерные движения «мишка собирает малину, «зайка испугано убегает от волка», «лисичка танцует» и др.
    2.Слушание-
    Основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
    Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они
    стараются передать характер музыки в движениях, и у них получаются
    интересные образы.
    В младшей группе дети слушают произведения и могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), скачут» как лошадки, под «Колыбельную» качают куклу и т.п.
    Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ, фантазируют, придумывают сказки.
    Часто старшим группам даю творческое задание, например: прогуляться по лесу, понаблюдать за лесными зверями, звуками и движениями изобразить птиц, поиграть в воображаемый мяч, радоваться, грустить.
    Дети с удовольствием изображают различные этюды под музыку.
    Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и другие. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
    3. Выразительное чтение-
    Большое место в музыкальных занятиях занимают речевые упражнения. Это считалки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика. Мои воспитанники очень любят инсценировать различные детские стишки. Когда заучиваем их, распределяемся по ролям, и у нас получаются мини-спектакли. Например, «Как у бабушки Наташи, ели вкусную мы кашу», «Робин-Бобин-Барабек», «Ах, как страшно трусливому зайке» и т.п.
    4.Игры – драматизации, хороводы, инсценировки песен-
    При разучивании песен, дети лучше запоминают слова, если к ним подобраны движения. Причем воспитанники сами подбирают эти движения. Конечно, дети младших групп не смогут этого сделать. Они повторяют все жесты педагога, и тем самым учатся в дальнейшем придумывать свои движения. Начиная со средней группы перед детьми можно ставить задания: "давайте подумаем, как мы можем дальше показать движения этого хоровода?", "А я бы сделала бы вот так".
    Ярким примером может быть песня «Два веселых гуся». Воспитанники сами додумывают движения –«спрятались в канавке», «кричит бабуся», «кланялись бабусе», «вытянули шеи» и другие.
    В старших группах дети уже без подсказки педагога придумывают движения хороводов или танцевальные элементы под различную музыку.
    Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по
    образам и содержанию деятельности.
    Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от
    начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные
    персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.
    Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.
    5. Игра-импровизация на музыкальных инструментах-
    Как же можно применять театрально-игровую деятельность в обучении на детских музыкальных инструментах?
    Я, применяю эту методику, совмещая ее с развитием речи. С детьми мы вспоминаем и рассказываем сказки, рассказы, различные истории. Затем я предлагаю озвучить героев различными инструментами. Дети сами выбирают тот или иной инструмент и с моей подсказкой решают как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее). Например, «Сказка про курочку Рябу»: дед и баба характеризуются деревянными ложками, курочка – трещоткой, мышка – погремушкой, яйцо бьется – удар в бубен, плач деда и бабки – дудочка и тому подобное. Каждый педагог может по своему усмотрению подбирать инструменты. Музыкальная сказка сопровождается игрой на фортепиано или под фонограмму, а дети, слушая музыку, подыгрывают на музыкальных инструментах, соблюдая при этом ритм, темп и оттенки. В целом получается сказка, рассказанная шумовым оркестром. Воспитанникам очень нравятся такие шумовые оркестры, и на последующих занятиях они сами предлагают озвучить ту или иную сказку или рассказ. Иногда, мы вместе с детьми, сами придумываем сюжет истории и обыгрываем ее. Такое обучение игре на музыкальных инструментах начинаю применять со средней группы.
    6.Постановка спектаклей, сказок, инсценировок-
    Подготовка к спектаклю требует определенной подготовки. Сначала я знакомлю детей со сценарием, обсуждаем его, характеризуем героев. Затем идет процесс разучивание подобранных к спектаклю песен и танцев. Распределяются роли и заучиваются слова. Подбирается музыка, дети под определенную музыку лучше усваивают роль и даже начинают импровизировать. В работе над спектаклем привлекаются родители. С ними провожу консультации, и они с удовольствием помогают в создании костюмов и декораций. Ну и наконец, показывается спектакль. У детей на выступлении (по моему наблюдению) возникает большой эмоциональный подъем, воспитывается чувство ответственности.
    В младших группах основные роли играют взрослые – воспитатели и даже привлекаем родителей, а дети подыгрывают им. Но младшие воспитанники здесь не зрители, а полноправные участники спектакля. Начиная со средней группы, подбираю простейшие сценарии с ролями для детей. В старшей и подготовительных группах мои воспитанники – самостоятельные актеры.

    В результате применения этой методики дети учатся выстраивать взаимоотношения, разрешать конфликтные ситуации, анализировать свое поведение и поведение других, делать выводы. Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Березка»

    « Музыкально – театрализованная деятельность в детском саду »

    Подготовила: Ермакова С.И. воспитатель

    группы общеразвивающей направленности

    от 3-х до 4-х лет №6 «Пчёлки»

    г. Радужный

    Музыкально – театрализованная деятельность в детском саду.

    Всё новое некогда забытое старое, гласит народная мудрость. «Век живи -век учись.»
    Так что же в наше стремительно развиваюшиеся время помогает развитию личности ребёнка?
    Именно музыкально - театральная деятельность, прививая устойчивый интерес к музыке, театру,
    литературе, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
    Способствует умственному и физическому развитию, вырабатывает активное отношение к жизни, искусству воспитывает целостную, гармонически развитую личность, нравственные совершенствования которой во многом зависят и от эстетического воспитания.
    Музыкально-театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений.

    Музыкально-театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

    1.Инсценировка песен;

    2. Развлечения;

    3. Фольклорные праздники;

    4. Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

    Основная цель, которую я ставлю занимаясь с детьми музыкально- театрализованной деятельностью - это развитие творческих способностей средствами театрального искусства, к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности у детей.
    Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
    Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром.

    Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе, музыке, живописи. Знакомлю детей с театрализованной игрой. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают. (« Курочка ряба», « Колобок», «Кисонька мурысонька» и так далее)

    Дошкольники обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения организовывается так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Использую игровые приемы и доступный материал для театрального творчества, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Театрализованные и сюжетно-ролевые игры с куклами, инсценировки с игрушками, которые дают возможность в игровой форме обучать детей и закреплять художественно-эстетические приемы.

    В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создаю творческую атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом. Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

    Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, так как оно не опирается ни на какой веществленный образец.

    Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных). Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить. Цель работы в направлении музыкально - театральной деятельности - сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Из многообразия средств выразительности программа детского сада рекомендует следующие: формировать у детей простейшие образно -выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных пер сонажей - животных); На занятиях, во время игр и развлечений постепенно даю детям различные материалы, музыкальные инструменты, игрушки и так далее, чтобы под руководством воспитателя они осваивали их. Например, в театрализованной деятельности ребята овладевают приемами действия пальчиковыми куклами, бибабо, во время музицирования - различными приемами игры на металлофоне, бубне, ложках и т. д. Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя восприятие музыки, песенно-игровое творчество, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, художественное слово, театрализованные игры, сценическое действие с единым художественным замыслом. Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и так далее). Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации. Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.
    Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет. Таким образом, театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.

    Музыкальное образование

    детей старшего дошкольного возраста

    в музыкально – театрализованной деятельности

    в соответствии с ФГОС ДО

    На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования старших дошкольников, где каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия зрителей. Театрализованная деятельность в детском саду,– это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, а в сочетании с музыкой этот процесс становится во сто крат интересней и эффективнее.

    Общими чертами музыкальной и театрализованной деятельности являются средства выразительности: интонационная выразительность и особенности развития художественного образа. Каждая из них имеет свои специфические средства выражения, которые в условиях взаимосвязи делают музыкальную деятельность увлекательной, яркой, расширяют возможности для творческих проявлений.

    Музыкальное образование в детском саду – это

      приобщение к миру прекрасного;

      развитие музыкальных способностей;

      овладение азбукой музыкальной культуры;

      воспитание эмоциональной чуткости;

      укрепление здоровья детей;

      раскрытие индивидуальных творческих способностей.

    Но до недавнего времени, музыкальное образование носило преимущественно репродуктивный характер, а включение элементов театрализации в музыкальную деятельность ограничивалось лишь обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства. Театрализованная деятельность приведет к повышению качества музыкального образования дошкольников.

    Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли отражение в работах Т.Н. Дороновой, А.П. Ершовой, В.И. Логиновой, Л Ю.И. Рубиной, Н.Ф. Сорокиной и др. Эти исследования показывают, что музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

    Все эти положения помогли сформулировать цель и задачи работы.

    Цель: Повысить качество музыкального образования в музыкально – театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    1. Развивать способности целостного восприятия художественного произведения (музыки, поэтического творчества, театрального спектакля)

    2. Содействовать развитию музыкального мышления (репродуктивного и творческого)

    3. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

    4. Формировать умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников.

    Ведущая педагогическая идея в контексте ФГОС заключается, в том, чтобы поднять на новый уровень качество музыкального образования через оптимизацию взаимодействия в системе «Педагог – ребенок».

    На рисунке 1 представлена модель системы музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности, в ней отражены способы реализации, формы организации, методы и приемы.

    Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

    Восприятие музыки;

    Песенно-игровое творчество;

    Пластическое интонирование;

    Инструментальное музицирование;

    Художественное слово;

    Театрализованные игры;

    Сценическое действие с единым художественным замыслом.

    В немалой степени музыкальному образованию способствуют формы организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.

    Согласно положениям ФГОС, деятельность детей осуществляется в следующих блоках:

    1. Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки.

    2. Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду – на свежем воздухе).

    3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально – ритмическим, инструментальным детским творчеством).

    Основными направлениями работы с детьми по музыкальному образованию в музыкально –театрализованной деятельности являются:

      Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

      Задания для развития речевой интонационной выразительности;

      Игры-превращения, образные упражнения;

      Упражнения на развитие детской пластики;

      Ритмические минутки;

      Пальчиковый игротренинг;

      Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

      Театральные этюды;

      Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

      Просмотр кукольных спектаклей.

      Постановка спектакля.

    Для осуществления этой работы заранее продумывается дидактический материал (пособия, атрибуты, элементы костюмов, аудиозаписи) для стимулирования интереса детей к проявлению творчества в музыкально – театрализованной деятельности. Работа по подготовке проводится совместно с воспитателями групп и с привлечением родителей. Выдумка и творчество всех участников процесса проявляются в изготовлении декораций. Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.

    Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. В такой совместной работе родители сами осваивают педагогические умения и навыки.

    Для реализаций этих направлений используются:

      беседы с родителями;

      консультации для родителей:

      «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»;

      «Здравствуй, театр!»;

      «Театр дома»;

      «Театр для малышей»;

    Для реализации задач развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в системе музыкального образования ДОУ необходимо создание педагогических условий:

      Применение принципов развития творческих способностей старших дошкольников: гуманного взаимодействия, сотворчества, обучения в действии, импровизационности;

      Накопление впечатлений от восприятия искусства;

      Накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

      Развитие основных музыкальных способностей;

      Оснащение музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами,

    Литература

    1. Э.П.Костина «Камертон».

    2. А.И.Буренина «Ритмическая мозаика».

    3. О.П.Радынова «Музыкальное развитие детей».

    4. А.Е.Антипина «Театрализованное представление в детском саду».

    5. Э.Г.Чурилова «Методика и организация театральной детельности дошкольников и младших школьников».

    Из опыта педагогической работы музыкального руководителя

    МБОУ – Первомайская СОШ

    (дошкольное отделение)

    Филимоненко Натальи Евгеньевны

    «Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

    Клинцы

    2014 г .

    План:

    Введение………………………………………………………………………… 3

    I. Теоретическая часть………………………………………………………….. 6

    1.1 Опыт отечественных педагогов в музыкально – театральной деятельности в детском саду 6

    1.2 Классификация театрализованных игр..……………………………15

    1.3 Изготовление театральных кукол и декораций……………………..20

    II. Практическая часть (из личного опыта)…………………………………….31

    2.1 Руководство музыкально – театрализованной деятельностью.…...31

    2.2 Роль музыки в создании образа спектакля………………................44

    2.3 Роль воспитателя и родителей……………………………………….45

    2.4 Развитие певческих способностей в музыкально – театрализованной деятельности…………………………………….…...46

    2.5 Развитие танцевальных способностей в музыкально – театрализованной деятельности …50

    2.6 Правила кукловедения……………………………………………….51

    2.7 Диагностика обследования уровня развития детей по музыкально – театрализованной деятельности…53

    Результативность опыта…………………………………………………………57

    Заключение………………………………………………………….……………59

    Список литературы………………………………………………………………60

    Приложение…………………………………………………………….………...62

    « Ни одно из искусств не обладает

    такой действенной воспитательной

    силой, как музыкально – театрализованная

    деятельность, являющая средством

    духовного самосознания человека…»

    Г. В. Кузнецова.

    «Театр - это волшебный мир.

    Он даёт уроки красоты, морали

    и нравственности.

    А чем они богаче, тем успешнее

    идёт развитие духовного мира

    детей...»

    Б.М. Теплов

    Введение

    Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать интерес маленького человека к родной культуре, театру, литературе, живописи, музыке. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

    Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия музыкального руководителя. Музыкально - театрализованная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма развлечения в детском саду, которая тесно связана с музыкальным развитием детей. Она является самым популярным и увлекательным направлением. В этой деятельности дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявляют любознательность, они становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся четко формулировать и излагать свои мысли.

    Музыкально - театрализованная деятельность превращается для них в

    настоящий праздник. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.

    Очевидно, что музыкально - театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

    Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

    Цель: Развитие у детей творческих способностей в музыкально -театрализованной деятельности.

    Задачи:

    1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей;

    2. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;

    3. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, музыку;

    4. Формировать у детей театрально - творческие способности, навыки театральной культуры.

    5. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.

    6. Снимать зажатость и скованность;

    7. Создать условия для развития творческой активности детей.

    8. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.

    9. Пополнить и активизировать словарь детей, познакомить детей с основными театральными терминами (Приложение №15).

    7. Заинтересовать родителей в изготовлении костюмов и атрибутов к спектаклю, созданию совместных творческих работ с детьми.

    8. Повышение доверия к педагогам.

    9. Научить ребёнка самовыражению в музыкально-театрализованной деятельности.

    8. Формирование у детей интереса к игре драматизации, способствовать развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой и музыкальной деятельности. Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми.

    9. Использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли, сказки, сценки, постановки кукольного театра;

    I . Теоретическая часть

    1.1. Опыт отечественных педагогов по организации музыкально – театрализованной деятельности в детском саду

    Анализ практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что всё больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.

    В настоящее время появилось немало программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности. Рассмотрим некоторые из них.

    Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт - фантазия» Э. Г. Чуриловой.

    Программа ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Содержание программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.

    Цель программы : развитие эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в гармонизации отношения ребенка с окружающем миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

    Основные задачи программы: развитие эстетических способностей; развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладение навыками общения и коллективного творчества.

    Программа состоит из пяти разделов работы с детьми старшей и подготовительной групп детского сада:

    1. Театральная игра. Не столько приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях. Игры этого раздела условно делятся на развивающие, специальные, театральные.

    2. Ритмопластика. Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

    3. Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие игры со словом.

    4. Основы театральной культуры. Овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы раздела: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя.

    5. Работа над спектаклем – вспомогательный раздел, базирующийся на авторских сценариях, включает темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю.

    Программа «Театр – творчество - дети: играем в кукольный театр» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.

    Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.

    Основные задачи: последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

    Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (3 - 4 года, 4 - 5 лет, 5 - 6 лет, 6 - 7 лет). В ней выделено два типа задач: - воспитательные, направленные на развитие эмоциональности, интеллекта, коммуникативных способностей ребенка средствами детского театра;

    Образовательные, связанные непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

    Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханевой.

    Программа способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.

    В соответствии со склонностями и интересами детей организована работа студий: «Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В

    гостях у сказки» и др.

    Предметно - пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, при этом в программе учитывается: индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

    Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды: обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; организация «зон приватности»; предоставление права и свободы выбора; создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования; функциональность использования помещений и оборудования.

    Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

    Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е. А. Антипиной.

    Цель программы : развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

    Задачи и методы: последовательное знакомство с видами театра; поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков детей; раскрепощение ребенка; работа над речью, интонациями; коллективные действия, взаимодействия; пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать.

    Принципы: импровизационность, гуманность, систематизация знаний, учет индивидуальных способностей.

    Содержание занятий по театрализованной деятельности включает: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; упражнения для социально-эмоционального развития детей; коррекционно- развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности); игры-превращения, образные упражнения; упражнения на развитие пластики; ритмические минутки (логоритмика); пальчиковый игротренинг для развития моторики рук; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимики; театральные этюды; отдельные упражнения по этике вовремя драматизаций; подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; знакомство с текстом сказки, средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой.

    Программа «Детство».

    Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.) и творчестве в трех аспектах (О.Акулова):

    Создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета или сочинение вариативного либо собственного сюжета);

    Исполнение собственного замысла (умение воплощать художественный образ с помощью средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева);

    Оформление спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

    Театрально-игровая деятельность дошкольника должна стать самоценной, свободной, творческой, чтобы разрешить противоречия: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации; акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации на ее результат.

    Театрализовано-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как разновидность художественной деятельности, интегрирующая с литературной, музыкальной и изобразительной; как творческая сюжетная игра, опирающаяся на самостоятельный игровой опыт ребенка.

    Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребенка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О. П. Радынова «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность». Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.

    Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.

    Исследованием проблемы способностей занимался Б. М. Теплов , отмечая, что способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует, что способности не бывают врожденными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врожденными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребенка.

    Творческие способности могут проявиться у каждого ребенка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребенка.

    Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н. А. Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведения живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.

    Л. С. Ходонович отмечает, что для развития песенного творчества у ребенка нужно развить основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

    Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, от умения выражать в пении определенные чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно.

    Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям.

    По мнению Е. Горшковой - необходимо подготавливать детей к музыкальному творчеству при обучении танцам отдельными движениями. Она предлагает научить детей простейшим приемам танцевальной композиции, которые представляют собой варианты конкретных способов воплощения того или иного содержания. Может помочь в решении этой задачи сюжетный танец.

    Л. С. Ходанович отмечает важность оснащения танцевального творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.

    Л. С. Ходанович для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определенным навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания.

    Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.

    Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

    Соблюдение принципа свободы;

    Накопление впечатлений от восприятия искусства;

    Накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

    Развитие основных музыкальных способностей;

    Оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

    По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует художественно-эстетическое воспитание, частью которого является развитие детей в театрализованной деятельности.

    Таким образом, все рассмотренные нами программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.

    1.2 Классификация театрализованных игр

    Существует множество точек зрения на классификацию игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста, составляющих музыкально – театральную деятельность.

    Например, педагоги Л. B. Куцакова, С. И. Мерзлякова (программа «Росинка») рассматривают:
    - настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная));
    - стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд - книжка);
    - театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
    - верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);
    напольные куклы (марионетки, конусный театр);
    - театр живой куклы (театр с «живой рукой», ростовые, люди-куклы, театр масок, танта - морески).
    Например, Г. В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников:
    - картонажный;
    - магнитный;
    - настольный;
    - пяти пальцев;
    - масок;
    - ручных теней;
    - «живых» теней;
    - пальчиковый теневой;
    - книжка-театр;
    - театр кукол для одного исполнителя.

    Л. В. Артёмова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).

    Настольный театр игрушек . Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

    Настольный театр картинок . Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

    Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

    Фланелеграф . Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

    Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

    Игры - драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

    Л. В. Артёмова предлагает классификацию игр драматизаций : игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений и песен; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры - импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

    Театрализованную игру можно разделить на две группы: режиссерские и драматизации.

    Режиссерские игры

    Игры - драматизации

    Настольный театр картинок и игрушек;

    Теневой театр;

    Театр на фланелеграфе;

    Стенд – книжка.

    Игры драматизации с пальчиками;

    С куклами би-ба-бо;

    Импровизации;

    С атрибутами (масками, шапочки, элементы костюмов).

    В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е. Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

    Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

    В этих играх ребенок - режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В. В. Давыдова , является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

    Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

    Виды игр – драматизаций:

    Игры-драматизации с пальчиками . Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

    Игры-драматизации с куклами бибабо . В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые

    Импровизация - это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

    В традиционной педагогике игры - драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно - ролевой игры .

    Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме. Для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно - ролевой игры (С. А. Козлова, Е. Е. Кравцова).

    В процессе театрализованных игр:

    · расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

    · развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

    · стимулируются мыслительные операции;

    · происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого и двигательного;

    · активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

    · совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

    · развивается эмоционально-волевая сфера;

    · происходит коррекция поведения;

    · развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

    · стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

    · участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

    1.3 Изготовление театральных кукол и декораций

    Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.
    Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.
    Самый простой в изготовлении - фланелеграф. Нарисовать на тонком картоне фигурки, вырезать их, на оборотные стороны наклеить кусочки фланели. Экран: плотный картон обтянуть куском фланели (35x30 см).
    Плоские игрушки.
    Персонажи рисуются на тонком картоне, вырезаются, изображение кладется на картон, обводится и вырезается вторая часть. Склеить обе части, вдев между ними тонкую палочку или бумажную трубочку (навернуть бумагу, смазанную клеем, на использованный стержень от ручки, вынуть стержень). Устанавливаются фигурки в катушки от ниток (лучше, если катушки разрезаны пополам), на пластмассовые пробки с отверстиями.
    Можно вырезать нарисованную фигурку, оставив снизу небольшую часть картона на обеих половинках изображения, чтобы, отогнув эти части и намазав их клеем, приклеить к картонному кружочку-подставке.
    Подставки могут быть деревянные, картонные, но можно обойтись и без них - фигурку в каком-либо месте сгибают под прямым углом. Такой театр может быть нарисован красками, фломастерами, оформлен аппликацией из бумаги и ткани.
    Игрушки из конусов и цилиндров.
    С помощью циркуля или трафаретов вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба, склеивают из полукругов конусы, превратив их в фигурку, приклеивают детали. Для изготовления игрушек из цилиндров склеить их из прямоугольных листов плотной бумаги. Оформить лучше аппликацией из бумаги, ткани, кружева, тесьмы, ниток, пуговиц, бусинок, бисера, пришив или приклеив к поделке. Крахмальным клеем удобно склеивать бумагу, тонкие ткани, а картон, пуговицы, бусины, тесьму лучше приклеивать клеем ПВА.
    Кукол можно смастерить из бумаги, картона, ткани, слепить головки персонажей, чтобы надеть их на конусы. Газетная бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой. После того как бумага размокнет, дают воде стечь, добавляют горсть муки и замешивают тесто (3/4 бумажной массы и одна часть муки). Скатанный из массы шарик надеть на картонный конус и лепить головку прямо на нем.
    Головки сохнут на конусе. Затем снимаются, разрисовываются, приклеиваются детали (волосы, косыночка и т.д.). Подбираются соответствующие ткани для оклейки конусов. На конусах делают прорези, в которые вставляют лапки, хвостики, руки. Имея несколько таких конусов, можно быстро сконструировать любую игрушку.
    Игрушки из поролона.
    Детям дают предварительно окрашенные кусочки поролона. Окраску производит педагог. Анилиновый краситель, разведенный в воде, надо опустить в кусок поролона целиком.
    Чтобы он лучше прокрасился, несколько раз опускать поролон в краситель и отжимать. Делаются надрезы, перетяжки, сшиваются детали, срезаются ненужные части, поролону придается необходимая форма.
    Магнитный театр.
    Игрушки, сделанные детьми из бумажных конусов, цилиндров, поролона, могут быть приспособлены и для магнитного театра. Полосками бумаги к нижним частям конусов и цилиндров прикрепляются кусочки металла. Можно поместить металлические кусочки в отверстия катушек. Затем делается подставка. К тонкой фанере приклеивается кусок ткани для передвижения магнита под подставкой, установленной на края двух поставленных рядом столов.
    Игрушки из коробок.
    Отобрать коробки разной формы и размера (от пищевых продуктов, парфюмерных товаров, несыпучих лекарственных средств и др.), склеить их, обклеить кусочками бумаги, ткани и оформить вырезанными элементами.
    Любую коробку можно приспособить и для головы куклы (картонную упаковку из-под сметаны, бумажную, из пластического материала, кубическую, цилиндрическую и др.). Важно только, чтобы в ней могла свободно поместиться рука ребенка. Есть два варианта изготовления: либо коробка изображает целую фигурку, либо делается только голова. В таком случае на руку сначала надевается как бы юбочка из ткани. Кисть руки при этом прячется в коробочку, а руку от запястья до локтя скрывает юбочка на резинке.
    Такую куклу можно сделать игрушкой - говорушкой, вырезав отверстие на месте рта. Если внутри коробки возле отверстия шевелить указательным пальцем, создается иллюзия, что кукла говорит.
    Игрушки из природных материалов.
    Используются шишки, желуди, каштаны, кора, семена, косточки и др., которые не скрепляются пластилином, нужен клей ПВА, казеиновый или столярный.
    Природные материалы лучше покрывать бесцветным лаком. Нельзя пользоваться материалом, который может повредить здоровью детей (репейник, колючки, ядовитые растения, плоды и семена и др.).
    Театр игрушек из природных материалов удобнее показывать на песке. Для этого к крышке стола со всех сторон прибивают дощечки высотой 10 см, насыпают песок, оформляется декорация с помощью корней, коры, камушков, веточек растений. Можно врыть в песок емкость с водой, тогда персона
    Филимоненко Наталья Евгеньевна

    Авторы: Чибисова Елена Ивановна, Юхан Нинель Шмувеловна
    Должность: воспитатель, музыкальный руководитель
    Учебное заведение: ГБОУ Школа№978, детский сад №117
    Населённый пункт: Москва
    Наименование материала: Конспект
    Тема: "Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду"
    Дата публикации: 28.09.2017
    Раздел: дошкольное образование

    «Ни одно из искусств не обладает

    такой действенной воспитательной

    силой, как музыкально – театрализованная

    деятельность, являющая средством

    духовного самосознания человека…»

    Г. В. Кузнецова.

    «Музыкально – театрализованная деятельность в

    детском саду»

    Подготовили: Воспитатель первой категории Чибисова Е. И.

    Музыкальный руководитель: Юхан Н.А.

    Дошкольный возраст - это период закладывания фундамента, на котором

    будет основана вся дальнейшая жизнь человека. Нравственное,

    художественно-эстетическое воспитание является важной составляющей

    того, на котором будет строится жизненная платформа человека. Одним

    из средств, которое помогает претворять в жизнь данное направление

    является музыкально-театрализованная деятельность.

    Музыкально – театрализованная деятельность в детском саду – это

    организованный педагогический процесс, направленный на развитие

    музыкальных и театрально-игровых способностей детей, эмоциональности,

    сопереживания, познания, то есть на развитие личности ребёнка.Это хорошая

    возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания

    творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем

    мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ

    персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное

    мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

    Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость,

    неуверенность в себе, застенчивость.

    Именно музыкально - театральная деятельность, прививая устойчивый

    интерес к музыке, театру, литературе, совершенствует артистические навыки

    детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию

    новых образов.

    Музыкально-театральная деятельность детей включает в себя несколько

    разделов:

    Основы кукловождения;

    Актерское мастерство;

    Игровое творчество;

    Имитирование на музыкальных инструментах;

    Песенное и танцевальное творчество детей;

    Проведение праздников и развлечений.

    Музыкально-театральная деятельность включает в себя следующие моменты

    музыкального развития:

    Инсценировка песен;

    Развлечения;

    Фольклорные праздники;

    Сказки, мюзиклы, театрализованные представления.

    Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность помогает

    ребенку развиваться всесторонне.

    В раннем возрасте театрализованная деятельность является устойчивым

    увлечением почти всех детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства,

    она заметно для самого ребенка становится источником

    творческого развития.

    В основу нашей работы входят следующие принципы :

    Развивающее обучение – познавательная, воспитательная деятельность,

    направленная на побуждение детей к самостоятельному поиску,

    импровизации;

    Последовательность и систематичность занятий – залог успешного

    применения знаний, умений и навыков на практике;

    Доступность – учёт возрастных особенностей, уровня подготовленности

    Индивидуально – дифференцированный подход не только в процессе

    каждого занятия, но и к каждому участнику музыкально–театрализованной

    деятельности;

    Учет интересов, потребностей и возможностей каждого ребёнка.

    Целенаправленность.

    Театрализация – это способ, прием, в основе которого лежит

    использование тех или других характерных для театра выразительных

    средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному

    концерту художественного образа.

    Основная задача работы воспитателя:

    Раскрытие творческой личности ребенка в целом;

    Его артистические способности в частном.

    Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические

    задачи , касающиеся:

    Формирования выразительности речи;

    Интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

    Театрализованная деятельность направлена на восприятие, осмысление

    художественного образа и передачу этого образа. Она выступает как

    самоценная, наравне с игровой, музыкальной и изобразительной. И как

    любая другая, она имеет свои этапы :

    Ориентировка;

    Замысел;

    Подготовка;

    Исполнение.

    В нашей группе была создана музыкальная развивающая предметная среда:

    Музыкальные игрушки и инструменты;

    Куклы и атрибуты, которые необходимы для занятий театрализованной

    деятельностью.

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны,

    ее тематика не ограниченна и может удовлетворять любые интересы и

    желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во

    всем его многообразии. Умело поставленные воспитателем вопросы

    побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Когда дети

    приобретают опыт, театрализованные игры выступают как один из видов

    творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившееся

    литературное произведение с помощью слов, мимики, жестов передавать

    различные образы. Всё это обогащает словарный запас, развивает память,

    умение действовать согласно замыслу.

    Более трех лет, начиная с младшего возраста, я работаю

    по театрализованной деятельности. В младшей группе , мы с музыкальным

    руководителем ставили небольшие спектакли, драматизации, сказки которые

    показывают перед родителями с помощью воспитателя-ведущего:

    «Репка», «Курочка Ряба».

    В средней группе те же самые ролевые сказки, а так же сказки «Теремок»,

    «Три медведя» дети показывали перед родителями. В старшем возрасте

    ставили сказки как, «Бычок смоляной бочок», «Гуси-лебеди», «Лубяная и

    ледяная избушка». Разыгрывались сказки драматизации, дети сами сочиняли

    сказки и зарисовывали, а так же знакомлю детей с театрализованной игрой.

    Дошкольники с удовольствием включаются в игру, участвуя в

    театрализованных играх.

    Театрализованная игра - как один из ее видов является эффективным

    средством социализации дошкольника в процессе осмысления им

    нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

    Особенности театрализованной игры.

    Действия детей с кукольными персонажами;

    Непосредственные действия детей по ролям;

    Литературная деятельность через диалоги и монологи;

    Исполняют знакомые песни от лица персонажей, их инсценированные,

    приплясывание и т.д.

    В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное

    воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике

    движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создаю творческую

    атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности,

    применять собственные возможности и способности. В процессе создания

    театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для

    ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ

    самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным

    творцом. Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных

    произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном

    воспитании ребенка.

    Театрализованные игры всегда радуют детей,

    пользуются у них успехом.

    Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и

    воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального

    воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к

    театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный

    музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается

    количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных,

    слуховых, двигательных).

    Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют,

    танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями,

    пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость,

    формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство,

    музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим

    обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные

    сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей,

    эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы,

    становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных

    представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и

    координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность,

    умение использовать интонацию, выражающую основные чувства,

    формируется уважительное отношение друг к другу.

    Музыкальные сказки пользуются у детей огромной любовью. С большим

    удовольствием дети перевоплощаются в того или иного персонажа,

    переживают за происходящие события, готовы прийти на помощь, бороться

    со злом и побеждать.

    Сказка-это волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество,

    импровизация, требующая от детей старание, фантазии. В сюжет

    музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно

    использовать и современную музыку, доступную детям.

    Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический,

    поэтому многие сказки переведены на стихотворный ритм, это облегчает

    работу над текстом. Дети c удовольствием принимают участие в различных

    видах театрализованной деятельности

    Постановка музыкальной сказки это ключик, который открывает дверцу в

    волшебный мир. Ведь театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!



    Похожие статьи