• Логопедическое занятие по развитию звуковой культуры речи в средней группе "звук с". План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Занятие с детьми средней группы.Звуковая культура речи: звук ж

    30.07.2019

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе

    «Звуковая культура речи. Звук «Ц».

    Цели и задачи:

    Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах)

    Совершенствовать интонационную выразительность речи

    Учить различать слова со звуком «ц» .

    -развитие фонематического слуха, творческого воображения, мелкой моторики пальцев рук

    Ход ООД:

    1.Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка» (предложить детям выполнять действия согласно тексту) Проснулся язычок, в вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну -ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать» . Ребята, однажды наш язычок выучил песенки сверчков: молодого и старого. Старый сверчок поёт медленно (произносить звук [ц] отрывисто, но медленно: ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц). А молодой сверчок поёт быстро (произносить звук [ц] отрывисто, но быстро: ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц). (Групповое исполнение и индивидуальное- 3-4 воспитанника).

    2. Сюрпризный момент . На полянке у леса кто-то гуляет, послушайте (песенка цыпленка) Кто же это гуляет? Давайте позовем вместе? Цып-цып. Дети зовут цыпленка. Прибежал цыпленок. Какой он? (Дети описывают Цыпленка- маленький, пушистый, желтый). Ребята, цыпленок потерялся, убежал от мамы-.(кто же его мама?) ….Поможем цыпленку найти свой домик? А сначала немножко с ним поиграем.

    3.Пальчиковая Гимнастика «Цыплята».

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Соединять пальцы обеих рук, образуя шар.

    Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

    Раз - цыплёнок на крыльце,

    Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт.

    Два - ещё сидит в яйце,

    Три - цыплёнок самый

    А четыре - самый белый,

    Пятый - маленький цыплёнок,

    Загнув мизинец, прижимать кулачки друг

    Кушать захотел спросонок.

    Стучать указательным пальцем правой

    руки по левой ладони. Покормим цыплят

    4.Игра « Хлопни, когда услышишь в слове звук [Ц]».

    Мармелад.

    Продавец.

    5.Физминутка:

    Шёл цыплёнок по дорожке ц-ц-ц-ц (дети шагают на месте, выполняя движения руками)

    У него устали ножки ц-ц-ц-ц

    Отдохнуть решил немножко ц-ц-ц-ц

    Сел цыплёнок на пенёк, посидел совсем чуток (дети присели на корточки)

    И снова в путь отправился (дети шагают на месте, выполняя движения руками)

    6. Чистоговорка:

    Цыпленку с нами стало веселее, но он снова вспомнил про маму. Заучить с детьми чистоговорку:

    «Целый день цыплёнок Цып

    Возле курицы сидит».

    7.Отгадывание загадок. Для того, чтобы вернуть цыпленка домой, нужно отгадать загадки:

    Рвать цветы легко и просто

    Детям маленького роста,

    Но тому, кто так высок,

    Не легко сорвать …(цветок) (С.Маршак)

    Не хотел котенок мыться,

    Убежал он из …(корытца). (С.Маршак)

    Хитрый след плести стараясь,

    По сугробам прыгал …(заяц). (Р.Рашидов)

    На шесте дворец.

    Во дворце певец.

    А зовут его? (Скворец.) (З.Александрова)

    ЦА! ЦА! ЦА!

    Есть у палки два... (конца)

    ЦА! ЦА! ЦА!

    Есть у ножниц два... (кольца)

    ЦА-ЦА-ЦА -

    Птица вывела... (птенца)

    ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ -

    Смерть Кощеева в... (яйце)

    ЦЫ! ЦЫ! ЦЫ!

    Солим в бочках... (огурцы)

    8. Рефлексия. А теперь попрощайтесь с цыпленком, погладьте его и расскажите цыпленку, что вам понравилось в нашей сегодняшней работе.

    Цель. Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.

    Ход занятия

    "Сидел Язычок в домике, – начинает занятие педагог. – Слышит: кто-то поет песенку: "Ж-ж-ж-ж". – "Я не умею так петь, – огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: "Ж-ж-ж-ж".

    Ж-ж-ж – это песня жука, – объясняет педагог. – Она поется так же, как песня гуся (ш-ш-ш) , но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: "Ж-ж-ж". Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) A теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поет горло?

    Давайте поучимся петь песенку жука. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: "Ж-ж-ж-ж"".

    Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.

    Далее педагог проводит подвижную игру "Жуки". Ребята берутся за руки и образуют круг. Воспитатель выводит за его пределы 6–7 детей. Они изображают жуков. (Желательно, чтобы среди них были те дети, которые нечетко произносят звук ж.)

    "Круг – это большая комната со множеством окон, – объясняет педагог. – Люди ушли, а окна в комнате не закрыли. (Дети опускают, расцепляют руки.) В комнату влетели жуки и загудели: "Ж-ж-ж". Они стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки полетели к окнам, не увидели стекол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам – перевернем их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают".

    Игра повторяется.

    "А сейчас, – говорит педагог, – я прочитаю вам стихотворение, которое называется "Почему букет поет?"

    Жук в рубашке полосатой

    Прилетел играть к ребятам,

    На цветок лиловый сел -

    Песню звонкую запел,

    Сока сладкого хлебнул,

    В колокольчике заснул,

    Да попал в букет к Маринке

    И жужжит, жужжит в корзинке!

    А Марина не поймет:

    Почему букет поет?

    Н. Головина

    "Почему же пел букет? – спрашивает педагог. – Хотите послушать рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался? Я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу, помогайте".

    Воспитатель читает отрывок из рассказа "Поющий букет" В. Бирюкова:

    Летел жук по своим делам, жужжал: "Жжжуть как пить хочется". (О чем и как жужжал жук? (Хоровой и индивидуальные ответы.))

    Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: "Тут я найду, чем жжжажжжду утолить". Залез в колокольчик, осмотрелся: "Красиво! Жжить можно!" (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: "Сок! Вкусный!"

    Попил, и весело ему стало. "Жжить хорошо!" – запел жук. (О чем он запел?)

    Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

    И вдруг раздалось жужжание: "Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут". (О чем жук жужжал на этот раз?)

    "Вы хорошо сегодня работали, и я порадую вас новыми загадками, – завершает занятие педагог.

    Лежал, лежал, да в речку побежал.

    (Снег)

    Есть в загадке слова со звуком ж? Назовите их.

    Шагаешь – впереди лежит,

    Оглянешься – домой бежит.

    (Дорога)

    Запомните загадки и загадайте их дома родителям".

    Программное содержание
    Образовательные задачи:
    Познакомить детей со звуком Ж, показать его артикуляцию.
    Учить произносить звук Ж изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи.
    Обогащать словарный запас детей, активизировать словарь.
    Развивающие задачи:
    Развивать речевое дыхание, формировать правильный длительный выдох.
    Способствовать развитию фонематического восприятия, упражняя детей в умении определять наличие звука Ж в словах.
    Развивать воображение, память, внимание.
    Воспитательные задачи:
    Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи; умение говорить четко, громко, неторопливо.
    Воспитывать культуру речевого общения.
    Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
    Методы и приёмы:
    Словесные (художественное слово, объяснение, указание);
    Игровые (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент);
    Практические (упражнения на закрепление знаний);
    Форма организации детей:
    Фронтальная, в кругу, индивидуальная.
    Материалы и оборудование: Игрушка собака, ёж, жук.
    Предварительная работа:
    Разучивание стихов, проведение артикуляционных гимнастик.
    Ход НОД
    1. Организационный момент.
    Ходьба по линии (Под музыку).
    Дыхательные упражнения:
    "Заморозь ладошки" (вдох -выдох холодный воздух 3 раза) .
    "Согрей ладошки" (вдох - на выдохе произносят "ха-ха-ха" 3 раза) .
    Голосовые упражнения:
    Изобразить завывание зимнего ветра:
    у-у-у-у-у. (Громко, тихо) .
    Распеваем гласные звуки:
    ау, ау, аукаем осень при-аукиваем.
    Упражнения с пальчиками «Жук»

    Шесть мелькает ножек-рук
    - Это убегает жук.
    - Ты куда? - но нет ответа.
    - Жук в траве укрылся где-то.
    (Изображаем пальчиками лапки жука).

    2.Рассказ воспитателя:
    «Сидел Язычок в домике. Слышит: кто-то поёт песенку: «ж-ж-ж-ж».
    Я не умею так петь, огорчился Язычок. Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня другая. Она звонкая: «ж-ж-ж-ж». А у листьев песня не такая звонкая: ш-ш-ш-ш». Дети, помогите своим язычкам. Спойте звонкую песню: ж-ж. Давайте послушаем, получится ли звонкая песня у…(называет имя ребёнка и ещё 3-4 ребёнка).
    « Ж-ж-ж»- это песня жука, (объясняет педагог). Она поётся так же, как песня ш, но только звонко, с голосом. Песню «ж» поёт горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «ж-ж-ж». Что вы слышите? Песня поётся уже в горлышке. А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поёт горло?
    - Давайте поучимся петь песенку жука. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал… Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь: «ж-ж-ж-ж». Затем дети поют песню маленького жука и большого.
    2. Проводится игра «Жуки».
    Ребята берутся за руки, образуют круг. За его пределы воспитатель выводит 6-7 детей. Это жуки.
    - Круг – это большая комната со множеством окон. Все люди ушли, а окна в комнате не закрыли. (Дети опускают, расцепляют руки). В комнату влетели жуки, загудели: ж-ж, стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Но жуки смело полетели к окнам, не разглядели стёкол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам - повернём их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают». (Игра повторяется 2 раза).
    3. Игра инсценировка.
    На столе появляется собака. « Я – Дружок. Как меня зовут? Меня можно называть ласково: Дружочек. Мне очень нравится, когда меня называют ласково. Попробуйте и вы называть меня так.
    Я не один к вам пришёл. Я ежа привёл. Где же он? Ё-Е-Ж, покажись! Дети, помогите мне упросить ежа показаться».
    - Ёжик, покажись. (Дети говорят сначала шопотом, потом обычным голосом, потом громко).
    Появляется ёж, смотрит на детей ворчит: «Покажись, покажись! Разве так просят?» (Прячется).
    - Обиделся. (Удивляется Дружок).
    - Что же ему не понравилось? (Дети подсказывают: надо попросить ежа вежливо 2-3 ребёнка по- одному, затем все вместе).
    Появляется ёж, говорит: «Теперь покажусь. И жука с вами познакомлю. Жу-у-ук, покажись, пожалуйста!» (Слышится жужжание).
    - Ты чего жужжишь? Наверно вылезти не можешь? (Спрашивает педагог).
    - Не может вылезти. Подожди, сейчас спущу тебе верёвку. Держи, жучок! Не слышишь? Дети, давайте вместе скажем: «Держи верёвку, жучок!»
    - Очень тяжёлый». (Тянет жука, просит Дружка помочь тянуть).
    Появляется жук: «Спасибо, ёж. Спасибо, Дружок. А я стихи сочинил. Хотите послушать?
    «Жук жуку жужжал: «Жжу-жжу,
    Я с ежом давно дружу». (Предлагает детям повторить стихи сначала девочкам, потом мальчикам).
    Затем Дружок обижается. Но жук отвечает, что и про него сочинил стихи.
    Жук, жуку, жужжал: «Жжу-жжу. Я с Дружком давно дружу».
    - Спасибо, жучок. (Дружок).
    Я с жуком вожусь, И теперь я не сержусь.

    4. Итог занятия.
    - Ребята, с каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Правильно, со звуком Ж.
    Жучку очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво пели его песенку. Давайте её ещё раз повторим: « Ж-ж-ж»
    - Спасибо, до новых встреч!

    Надежда Мазырина
    Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Ж]»

    Тема : «Звук Ж » .

    Воспитатель : Мазырина Надежда Алексеевна, 2 кв. категория. я

    Образовательные задачи :

    Познакомить детей с правильной артикуляцией звука Ж ;

    Закреплять правильное произношение звука Ж В речи детей ;

    Упражнять детей в образовании существительных в уменьшительной форме.

    Развивающие задачи :

    - развивать речевой слух :

    А)развивать умение выделять звук Ж из ряда звуков ;

    Б)развивать умение произносить звук тихо-громко .

    Воспитательные задачи :

    Воспитывать умение выслушивать задание до конца.

    Методы и приёмы : игровая мотивация, показ, объяснение, указание, похвала, наглядность, совместное проговаривание, образец ответа, оценка.

    Раздаточный и демонстрационный материал : кукла Женя, картинки ЖАБА, УЖИ, ЖУРАВЛИК; картинки для артикуляционной гимнастики : «Чашечка» , «Блинчик» , «Вкусное варенье» , «Грибок» ; на каждого ребёнка :

    зеркала с салфеткой, бабочки на поддувание; иллюстрация к стихотворению.

    Дифференцированная индивидуальная работа с детьми :

    Выше среднего уровня развития : побуждать Сашу, Машу, Дашу, Арсения, Ксюшу, Алёну самостоятельно выделять заданный звук в словах и фразах ;

    Образовывать слова в уменьшительной форме самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.

    -среднего уровня развития : упражнять Ксюшу, Лилю, Матвея, Егора, Максима Ц. в умении выделять звук Ж в словах и фразах с небольшой помощью.

    Ниже среднего уровня развития : учить Славу выделять заданный звук из ряда звуков .

    Предварительная работа : рассмотреть с детьми картинки с целью их правильного называния, знакомство с куклой Женей.

    Примерный ход занятия :

    1 часть : подготовка артикуляционного аппарата.

    Ребята, к нам в гости пришла кукла. Вы помните, как её зовут?

    (Женя)

    Сегодня я расскажу вам историю, которая произошла с Женей. Мы научимся произносить новый звук , поиграем в игру «Говорящий жук» и выучим стихотворение.

    Но сначала нам нужно разбудить наш язычок.

    1.1 Артикуляционная гимнастика.

    Женя прыгала на скакалочке, а потом пошла пить чай.

    И выпила одну чашку чая - упражнение «Чашечка» (картинка на доску) .

    Губы в широкой улыбочке, широкий язык поднят вверх.

    Потом съела один блинчик с вареньем – упражнение «Блинчик» (картинка на доску) .

    Губы также, широкий язык лежит на нижней губе.

    упражнения : «Возьмите зеркала» .

    Указание детям после выполнения упражнения : «Положите зеркала на салфетки» .

    Чередуем упражнения 3 повтора.

    Так ей понравилось варенье, что она облизала верхнюю губу – Упражнение «Вкусное варенье» .

    Губы в улыбочке, широкий язык облизывает верхнюю губу.

    Затем Женя пошла на лесную полянку и увидела грибок на тонкой ножке – упражнение «Грибок» (картинка на доску) .

    Рот широко открыт, широкий язык присасываем к верхнему нёбу

    Мини –итог : вы молодцы, язычки были широкими. «Грибочки на тонких ножках» .

    1.2 Упражнение на поддувание.

    Упражнение «Красивые бабочки» .

    Под чудо-деревом распустились красивые цветы. Прилетели бабочки и сели на них. Вдруг задул ветер и сдул всех бабочек с цветов.

    Указание детям перед выполнением задания :

    2 часть. Знакомство со звуком . Артикуляционный уклад.

    На полянке Женя нашёл жука. На улице было прохладно и поднял жука и понёс его домой. Дома жук согрелся и запел свою любимую песенку : «ЖЖЖЖЖ» .

    Ребята, а вы хотите научиться петь песенку жука?

    Губы в широкой трубочке, зубы приближены, широкий язык за верхними зубами, голосок не спит.

    Возьмите зеркала и попробуем все вместе спеть песенку жука, произнести звук Ж .

    А теперь Катин жук.

    Наши жуки далеко улетели и их почти не слышно (произносим звук тихо ) .

    Жуки подлетели совсем близко (громкое произнесение) .

    Мини – итог : у вас хорошо получилось, губы у всех были широкой улыбочкой, широкий язычок за верхними зубами. Произносили звук Ж и тихо , и громко.

    Женя долго наблюдал за жуком, а тот кружил по комнате. Засмотрелся на Женин живой уголок, в котором жили ЖАБА, два УЖА и маленький ЖУРАВЛИК (выставляю картинки на доску) . И вдруг упал.

    Жук упал, и встать не может,

    Ждёт но кто ему поможет…

    А животные из Жениного уголка стали ему помогать : ЖАБА лапками, УЖИ хвостиками, а ЖУРАВЛИК крылышками. Так жук подружился с Жениными животными.

    Ребята, назовите животных из Жениного уголка, с которыми подружился жук. И выделите голосом звук Ж .

    Назови, Даша.

    Помоги, пожалуйста, Алёна.

    Арсений, кого ещё не звали девочки.

    Мини-итог : вы абсолютно правы, верно назвали всех животных и выделили звук . Какой? ЖЖЖ.

    Физминутка.

    4 часть. Выделение звука на слух из ряда звуков .

    Игра «Поймай жука» .

    Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай жука» .

    Я буду произносить разные звуки , а вы если услышите песенку жука – звук Ж , хлопните в ладоши один раз.

    Давайте потренируемся. Приготовьте ладошки. Хлопните один раз. Молодцы. Мы начинаем игру.

    А, Ж, Т, Ж, Д, Н, Ж, Ж.

    (Если дети ошибаются,предложить помощь :

    Какой звук я произнесла ? Т, нужно ли было хлопать? Нет.

    Хлопните, только если, услышите звук Ж . Будьте, внимательны)

    Мини-итог : все справились хлопали только на звук Ж .

    5 часть. Закрепление изучаемого звука в словах .

    Однажды Жене приснился сон, что он стал знаменитым дрессировщиком и выступает в цирке с удивительным номером «Говорящий жук» . Женя называл слова, а жук их изменял, так, что в каждом его слове был хорошо слышен звук Ж .

    Например, Женя говорил СНЕГ, а, жук СНЕЖЖЖОК.

    Попробуем и мы с вами стать говорящими жуками. Буду называть слова, а вы их изменять. И помните все должны услышать какой звук ? Правильно ЖЖЖЖ.

    Ребята отвечать будет только тот, кого я назову.

    (флаг - Даша… флаЖок,

    друг – Маша….друЖок,

    сапог – Арсений…сапоЖок,

    круг – Ксюша….круЖок,

    утюг – Саша…. утюЖок,

    пирог – Алёна…. пироЖок).

    Мини-итог : умнички, все были внимательны, все изменили слова так, чтобы был слышен звук Ж .

    6 часть. Закрепление изучаемого звука во фразах , чистоговорках.

    А проснулся Женя от того, что жук пел ему свою песенку :

    Жук жужжит : «жу-жу-жу!»

    Я живу – не тужу.

    Всё над ухом жужжу

    И детишек я бужу.

    Давайте и мы с вами выучим эту весёлую песенку.

    Что делает Жук? (жужжит) .

    Как жужжит Жук? (жу-жу-жу)

    Как живёт Жук? (как он сам говорит про себя) (я живу – не тужу) .

    Не тужу – это значит не печалюсь, не грущу. Живу весело.

    Над чем жужжит Жук? (над ухом) .

    Кого будит жук? (детишек) .

    Послушайте ещё раз внимательно песенку жука и постарайтесь её запомнить.

    Может быть кто-то уже запомнил песенку жука?

    Расскажи Даша.

    Жук жужжит : «жу-жу-жу!»

    Я живу – не тужу.

    Всё над ухом жужжу

    И детишек я бужу.

    А теперь все вместе расскажем песенку жука, будем выделять голосом звук Ж .

    (повтор хоровой) .

    ИТОГ ЗАНЯТИЯ :

    Молодцы, ребята. Сегодня мы научились правильно произносить звук . Какой? Ж.

    Какие слова мы в вами называли со звуком Ж ? Правильно, запомнили.

    В какие игры играли с Жуком и с Женей.

    На следующем занятии мы с вами познакомимся с Кузнечиком и научимся петь его песенку.

    Занятие с детьми средней группы

    Звуковая культура речи: звук ж

    Цель. Развитие звуковой культуры речи; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

    Задачи:

    Обучающая: закреплять правильное произношение звука ж; отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков, умение определять слова со звуком ж .

    Развивающая: развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука ж ; упражнять детей в умении пересказывать.

    Воспитательная: воспитывать партнерские отношения во время игр

    Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов: экскурсии в парковую зону детского сада; наблюдение за насекомыми, прислушивание к звукам природы.

    Взаимодействие с родителями: Чтение произведений, о насекомых, рассматривание иллюстраций, подражание звукам, произносимым насекомыми. Задание детям, загадать дома родителям загадки услышанные на занятии.

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята, послушайте, какая история произошла однажды с Язычком: Сидел Язычок в домике. Слышит: кто-то песенку поет: «Ж-ж-ж-ж». – Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: «Ж-ж-ж-ж».

    Ж-ж-ж-ж - это песня жука, - объясняет педагог (показывает иллюстрации с изображением жука и цветов ). – Она поется так же, как песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж». Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поет горло? (Да!) Давайте поучимся петь песенку жука.

    Дети : Давайте!!!

    Воспитатель : Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».

    Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.

    Воспитатель : Давайте поиграем в игру «Жуки»: Возьмитесь за руки и встаньте в круг. За пределы круга выходят 6-7 детей. Они изображают жуков. (Желательно чтобы среди них были те дети, которые нечетко произносят звук ж ).

    «Круг – это большая комната с множеством окон, - объясняет педагог. – Люди ушли, и оставили окна открытыми. (Дети опускают, расцепляют руки.) В комнату влетели жуки и загудели: «Ж-ж-ж-ж». Они стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки полетели к окнам, не увидели стекол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам – перевернем их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают».

    Воспитатель : Замечательно поиграли, возвращайтесь на свои места, я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?»

    Жук в рубашке полосатой

    Прилетел играть к ребятам,

    На цветок лиловый сел –

    Песню звонкую запел,

    Сока сладкого хлебнул,

    В колокольчике заснул,

    Да попал в букет к Маринке

    И жужжит, жужжит в корзинке!

    А Маринка не поймет:

    Почему букет поет? Н. Головина

    «Почем же пел букет? – спрашивает педагог. – Хотите послушать рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался? Я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу, помогайте».

    Воспитатель : Читает отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:

    Летел жук по своим делам, жужжал «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.))

    Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»

    Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел?)

    Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

    И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)

    А сейчас давайте представим, что мы с вами жуки, а наш коврик это луг.…

    Физкультминутка

    На лужайке, по ромашкам Бегают по свободному пространству группы.

    Жук летал в цветной рубашке.

    Жу-жу-жу,жу-жу-жу Останавливаются, встают прямо.

    Я с ромашками дружу.

    Тихо на ветру качаюсь, Выполняют наклоны туловища вправо-влево

    Низко, низко наклоняюсь. Выполняют наклоны вперед-вниз

    На цветке я посидел, Приседают

    Отдохнул и полетел. Бегают и затем садятся на свои места.

    Пока дети рассаживаются включается аудиозапись «Звуки пруда»

    Воспитатель: Ребята вы слышите звуки? Как вы думаете, что это за звуки?

    Дети: Звуки природы, лягушки, звуки леса…

    Воспитатель: А вы слышите среди этих звуков насекомых?

    Дети: Да!

    (Звук микшируется)

    Воспитатель: Посмотрите внимательно на эту картинку, расскажите мне, пожалуйста, какие насекомые спрятались на ней?

    Дети: …..

    Воспитатель : Замечательно, а сейчас, я каждому раздам картинку с изображением насекомого, а вы раскрасьте её, пожалуйста (выделяется необходимое время 3-5 минут). А теперь расскажите мне о вашем насекомом,

    (Каждый ребенок рассказывает о своей картинке, если у нескольких детей одинаковые картинки, они могут дополнять рассказ друг друга), а твоё насекомое издает какой-то звук? Ты можешь спеть нам его песенку? Где можно встретить это насекомое?

    (После каждого рассказа дети прикрепляют свою картинку на плакат с изображением природы, в зависимости от места обитания насекомого). Посмотрите, какая прекрасная картина у нас получилась!

    Воспитатель : Какие вы молодцы! Хорошо сегодня работали, и я порадую вас новыми загадками:

    Мужички без топоров, рубят избу без углов. (Муравьи)

    Есть в загадке слова со звуком ж? Назовите их. (Ответы детей), ребята, а сколько слов со звуком ж в этой загадке? (Одно). Хорошо, тогда следующая загадка…

    Не жужжу, когда сижу,

    Не жужжу, когда хожу,

    Не жужжу, когда тружусь,

    А жужжу, когда кружусь. (Жук)

    А в этой загадке есть слова со звуком ж? (Ответы детей), а сколько слов со звуком ж ? (При подсчете очередного слова можно пользоваться, заранее заготовленными полосками из цветной бумаги) (Пять).

    Молодцы, запомните загадки и загадайте их дома родителям. На этом наше занятие окончено, но впереди нас ожидает прогулка, на которой мы с вами обязательно встретим кого?

    Дети: Насекомых!




    Похожие статьи