• Развитие познавательно исследовательской активности дошкольников. «Эссе на тему «Исследовательская активность ребенка

    10.06.2019

    Автор считает, что исследовательская активность ребенка - одна из важнейший составляющих образовательного процесса. Исследовательская деятельность может организована на всех возрасных этапах, но для положительного результата, должна быть создана нестандартная предметно-развивающая среда.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Расскажи – и я забуду,

    покажи – и я запомню,

    дай попробовать и я пойму»

    С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается исследовательская активность.

    Считаю, что исследовательская деятельность способствует самоопределению и является первым шагом в подготовке личности к самореализации в естесвенно-научном направлении.

    Формирование исследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации необходимо создавать нестандартную предметно–развивающую среду.

    В связи с вышесказанным, при выборе темы самообразования передо мной встал выбор, какое направление развития детей взять, чтобы максимально реализовать потребности и творческие способности детей, а также, чтобы эта деятельность дала мне возможность для самореализации и приобретения новых эффективных педагогических компетенций. На прогулках я обратила внимание на то, что плаксивые и гиперактивные дети во время игр с песком становятся более спокойными, легче идут на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Мне вспомнились слова К.Д.Ушинского «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»

    Вопрос был решён. Мой выбор пал на развивающие творческие игры с песком. В группе была создана мини-песочница.

    Сначала были организованы индивидуальные игры-сказки и игры прятки с песком для детей, проходящих адаптацию. По началу это пугало многих родителей и коллег. Но уже через 3 дня все заметили разницу: прием детей стал проходить более спокойно. Затем игры с песком стали проводиться с подгруппой детей, что сразу же сказалось на успешной их социализации: дети стали более общительными и раскрепощёнными. Я сделала выводы, что благодаря играм с песком усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и исследовать самостоятельно; развивается «тактильная» чувствительность; гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, психофизических навыков и умений, любознательности.

    Стало понятно, что перенос традиционной образовательной деятельности в песочницу дает больший образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

    Наша «Педагогическая песочница» существует уже четыре года. За это время в ней появились самые разнообразные виды песка, предметы и материалы для проведения интегрированных занятий и игровых ситуаций. Накопился богатый методический материал. Игры и занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. К тому же это просто, доступно и полезно!

    Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. От нашего понимания феномена исследовательского поведения и отношения к нему, зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и вероятность их физического выживания в условиях новизны и неопределенности.

    В завершении хотелось бы напомнить слова К.Е.Тимирязева: «Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получить на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем,кто такой школы не прошёл.»


    В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению творчества и исследовательской активности, способной самостоятельно и инициативно изучать жизненно важные проблемы и находить решения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Бикмухаметова Наталья Сергеевна,

    воспитатель,

    МБДОУ ДСКВ №17,

    г.Нижневартовск

    Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста

    В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению творчества и исследовательской активности, способной самостоятельно и инициативно изучать жизненно важные проблемы и находить решения. Первоосновы такой личности должны быть заложены уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, Н.Б. Шумакова, В.Сюркевич, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.).

    В современных исследованиях подчеркивается, что дошкольное образование призвано обеспечить развитие исследовательской активности и инициативы дошкольника, заложить механизмы саморазвития и самореализации. Научный поиск характерных средств развития исследовательской активности представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

    Для того чтобы раскрыть понятие исследовательской активности необходимо проанализировать более общее понятие «активность». Активность предмет исследования различных наук. Слово «активность» происходит от латинского activus и означает деятельное участие в чем-либо, энергичную деятельность. В работах Г.С. Костюка, К.А. Абульхановой-Славской, Д.Б. Богоявленской, В.И. Лозовой, А.В. Брушлинского и др. Активность выступает, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, инициативной деятельности (в труде, в учении, в общественной жизни, различных видах творчества, в спорте, в играх).

    Существует диалектическая связь активности и деятельности субъекта. Активность проявляется в деятельности, которая является внутренне необходимой для субъекта. В понятии активности различаем активность потенциальную (стремление и готовность к деятельности) и реальную, то есть действия, в результате которых достигается поставленная цель. Активность предполагает инициативность, самостоятельность, ответственность личности в выборе объектов, средств, путей для достижения цели.

    А.М. Матюшкин виды активности условно делит на два типа: адаптивный и продуктивный. Адаптивные виды активности обеспечивают приспособление, продуктивные составляют основу возникновения и становления различных психических новообразований. Адаптивные формы активности вызываются многочисленными потребностями и мотивациями достижения успеха. Потребности по А.М.Матюшкину - это «внутренние источники активности». А.М. Матюшкин обращает внимание на продуктивные формы. Базисом этих форм активности является поисковая познавательная активность субъекта, направленная на обнаружение, открытие неизвестного, его усвоение. Основу развития продуктивной активности составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности человека.

    Одним из наиболее ярких и ранних проявлений активности ребенка является его бескорыстное стремление к познанию окружающего мира. Значение активности в познании очень велико. Это породило возникновение ряда близких понятий, которые различаются между собой лишь акцентированием на том или ином аспекте познавательной активности. Так, встречаются такие понятия, как «исследовательская активность» (А.М. Матюшкин), «исследовательское поведение» (Д. Берлайн), «познавательная активность» (М.И. Лисина), «любознательность» (Е.П. Торенс, Д. Берлайн), «исследовательская инициативность» (А.Н. Поддъяков), «интеллектуальная активность» (Д.Б. Богоявленская), «исследовательская деятельность» (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и др.).

    Исходя из общих характеристик активности, исследовательская активность определяется как активная, инициативная, самостоятельная деятельность, направленная на поиск решения значимой для субъекта проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств.

    М.И. Лисина, Д. Берлайн, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков характеризуют общую исследовательскую активность по своей условной величине. А.М. Матюшкин рассматривает исследовательскую активность ребенка как основное проявление креативности в детском виде деятельности, которое обеспечивает субъективное открытие «мира» самим ребенком.

    У дошкольника она проявляется как очень широкая любознательность к предметам и явлениям окружающего мира, как стремление к познанию нового и завершается приобретением новых знаний и достижением более высокого уровня понимания действительности.

    А.М. Матюшкин наметил основные этапы развития исследовательской активности в детском возрасте:

    1 этап - исследовательская активность выступает в форме непроизвольного внимания, составляет предпосылку интуитивного понимания и непроизвольного запоминания (ранний возраст).

    2 этап - происходит развитие широкой любознательности ко всему новому и к более высоким формам активности, выражающейся в самостоятельной постановке вопросов, и проблем по отношению к новому, неизвестному, происходит поиск ответов на собственные вопросы (3-5 лет).

    3 этап - основным структурным компонентом исследовательской активности ребенка становится проблемность, которая обеспечивает постоянную открытость ребенка к новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н.Н. Поддьяков), в собственной постановке новых вопросов и проблем (5-6 лет). «Даже неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность и обеспечивает возможности нового этапа в творческом развитии».

    4 этап - процесс поиска и исследования мира завершается решением проблем, обнаружением скрытых связей и отношений (8-12 лет).

    Д.Б. Годовикова (1974) рассматривает исследовательскую активность ребенка как следствие его ориентировочно-исследовательской деятельности в новой ситуации. Исследовательская активность дошкольника проявляется в его поисковой деятельности.

    Все этапы поисковой деятельности осуществляются в ходе активного на6людения, участия в опытах, в процессе бесед эвристического характера.

    Главное, что пробуждает поисковую активность, это невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами. Необычная ситуация, которая вызвала поисковую активность, в процессе исследования изменяется, и человек должен реагировать на ее изменение своими действиями, строить предположения о дальнейшем развитии ситуации. Все это возможно только тогда, когда предыдущий опыт человека воспринят и усвоен. В основе поисковой активности, деятельности лежит потребность в новых впечатлениях. Поисковая деятельность, по мнению Н.Н. Поддъякова, отличается от любой другой тем, что образ цели этой деятельности характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. Только в ходе поиска он уточняется и поэтому все действия гибкие, подвижные и носят пробующий характер.

    Анализ изученной литературы показывает, что исследовательская активность субъекта проявляется:

    • в направленном интересе субъекта к проблеме или классу проблем;
    • в анализе исходного состояния проблемы и формулировании гипотезы ее решения;
    • в активном поиске способов решения проблемы, в том числе с помощью комбинаторного перебора вариантов решения;
    • в настойчивости исследовательского поиска и желании его продолжить, не смотря на результат;
    • в способности анализировать процесс решения по этапам и в целом;
    • в оценивании результатов (промежуточные и итоговые) и внесении коррективы в исследование в процессе решения проблемы;
    • в сохранении интереса к дальнейшему исследовательскому поиску.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская активность играет огромную роль в саморазвитии детей. Дети не просто усваивают знания, которые дает взрослый, они активно вносят в этот процесс содержание собственного опыта, который, взаимодействуя с вновь усваиваемыми знаниями, обуславливает порождение новых неожиданных знаний, выступающих в виде догадок, предположений. У ребенка-дошкольника возникает устойчивая исследовательская активность, которая является одним из важных условий его дальнейшего творческого развития, его успешного обучения в школе (Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Н.Б. Шумакова).

    Список литературы:

    1. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно – методическое пособие. – М.ТЦ Сфера, 2009. – 288 с.
    2. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду/[Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений./ А.И. Иванова. - М., 2007.-56 с.
    3. Лернер, И.Я. Проблема методов обучения и пути ее исследования [Текст] // Вопросы методов педагогических исследований./ И.Я. Лернер. - М., 1973.
    4. Маневцова, Л. М. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности [Текст]/ Л. М. Маневцова // Дошкольное воспитание. - 1973 - № 24
    5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст]/ /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М., 2004.- 64 с.
    6. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст]. /Н. Н. Поддъяков. - М., 1977.-272 с.
    7. Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве [Текст]: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, 2007г.- СП-б.: 2007.
    8. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]: Учебное пособие./ А.И. Савенков. - М.: 2006.-480 с.

    Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста...

    О. В. Киреева

    РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ

    Работа представлена кафедрой дошкольной педагогики.

    Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева

    В статье рассматривается сущность, особенности и педагогические основы развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.

    Ключевые слова: активность, исследовательская активность, экспериментирование, исследовательские умения.

    The article considers the essence, peculiarities and pedagogical grounds of development of senior preschool-age children"s research activity in experimenting.

    Key words: activity, research activity, experimenting, research skills.

    Актуальной проблемой современного образования является поиск эффективных путей воспитания и развития креативной, инициативной личности, способной к реализации своего творческого потенциала и исследовательской активности в разных видах деятельности. Первоосновы такой личности закладываются в дошкольном возрасте. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития исследовательской активности и познавательных интересов детей (А. Н. Поддьяков, А. Г. Го-гоберидзе, Н. Б. Шумакова, А. М. Матюш-кин, Я. А. Пономарев и др.).

    Активность - ведущая характеристика человека как субъекта деятельности, проявляющая себя в инициативном, самостоятельном, творческом (преобразующем) отношении к действительности, другим людям и самому себе (А. М. Матюшкин, В. Г.Маралов, В. А. Якунин). Активность личности реализуется в состоянии готовности и стремления к самостоятельной деятельности, в выборе оптимальных путей достижения поставленной цели, получении адекватных результатов.

    Базисом продуктивных форм активности является поисковая познавательная активность субъекта, направленная на обнаружение, открытие неизвестного и заверша-

    емая актами решения проблемы, представленными субъективно в понимании. Продуктивные виды активности обеспечивают «порождение» образов (В. П. Зинченко), обобщений (В. В. Давыдов), целей (О. К. Тихомиров), смыслов (А. Н. Леонтьев), мотивов и интересов (Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Т. И. Шумакова, Г. И. Щукина).

    Одним из наиболее ярких и ранних проявлений активности ребенка является его бескорыстное стремление к познанию и исследованию окружающего мира. Исследовательская активность выступает неотъемлемой частью поведения любого живого существа как условие его выживания и развития в изменяющейся среде (В. С. Ротен-берг, С М. Бондаренко).

    Исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение. Она создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. А. М. Матюшкин рассматривает исследовательскую активность ребенка как основное выражение его креативности, проявляющееся в высокой избирательности ребенка к исследуемому новому, в широкой любознательности (Дж. Берлайн). На основе анализа современных подходов иссле-

    П ЕДАГОГИКАИ ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

    довательская активность может быть определена как выраженное стремление субъекта, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств.

    Анализ литературы показал, что исследовательская активность определяется освоением различных групп исследовательских умений, которые помогают детям вести индивидуальный и коллективный поиск в экспериментировании (О. В. Дыбина, Г. П. Ту-гушева, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, Л. С. Киселева и др.). Нами были выделены и конкретизированы следующие группы исследовательских умений, обеспечивающих исследовательскую активность дошкольников в экспериментировании:

    1. Умения, непосредственно связанные с осуществлением детьми исследовательского поиска, организацией и проведением экспериментирования.

    2. Умения, связанные с наглядной фиксацией хода и результатов экспериментирования.

    3. Умения, связанные с использованием приборов (оборудования, инструментов) в экспериментировании.

    4. Умения, связанные с осуществлением детьми совместного исследовательского поиска в экспериментировании.

    Приведенные данные показывают, что проблема развития исследовательской активности детей дошкольного возраста еще недостаточно изучена. Исследовательская активность получает развитие в экспериментировании (Н. Н. Поддъяков, А. Н. Поддъя-ков, И. С. Фрейдкин, Л. А. Парамонова, Г. В. Уродовских, Н. Е. Веракса, Л. М. Ма-невцова, А. И. Савенков, О. В. Афанасьева). На основе научных данных детское экспериментирование можно определить как исследовательскую, активно преобразующую деятельность дошкольников, в которой познаются свойства и качества объектов, осуществляется их преобразование. В процессе экспериментирования изменяется сам

    ребенок и его отношение к миру (А. Н. Поддъяков, Н. Н. Поддъяков, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса). Выявление и реализация потенциала детского экспериментирования для развития исследовательской активности старших дошкольников представляет актуальную проблему современного дошкольного образования.

    Как свидетельствует анализ научных данных, исследовательская активность старшего дошкольника имеет сложную структуру, в ней выделяется мотивационный компонент, связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы; операциональный компонент, отражающий опыт практического использования дошкольником исследовательских умений для решения проблемы в процессе экспериментирования.

    В целях выявления особенностей развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании и изучения соответствующих педагогических условий в ДОУ нами был проведен многосерийный констатирующий эксперимент, в котором участвовало 80 детей старшего дошкольного возраста, 50 воспитателей.

    Результаты констатирующего эксперимента показали наличие разных уровней исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании. К высокому и среднему уровням было отнесено до 35% детей. Большинство дошкольников находились на низком (30%) и ниже среднего (35%) уровнях развития исследовательской активности. Для них было характерно: отсутствие выраженного интереса к экспериментированию, частичное принятие цели экспериментирования, замена экспериментирования простым манипулированием с объектами, переходящим в игру, отсутствие результата или по-

    Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

    лучение частичного результата, слабое проявление настойчивости в достижении цели.

    Анализ показал, что для многих детей было свойственно недостаточное освоение исследовательских умений, связанных с организацией и самостоятельным осуществлением экспериментирования (70%), использованием приборов (65%), фиксацией результатов и хода экспериментирования (65%), взаимодействия с партнерами в процессе экспериментальной деятельности (55%). Многие дети проявляли большую зависимость от помощи воспитателя, были скованы в своих действиях, боясь допустить ошибки и получить отрицательную оценку педагога.

    " Полученные данные свидетельствуют о

    многофакторной обусловленности сниженного уровня развития исследовательской активности старших дошкольников. Это проявилось в недостаточной компетентности воспитателей в вопросах организации детской поисковой деятельности, создания условий для свободы самостоятельных, инициативных действий и проявления исследовательской активности, в неэффективной педагогической технологии руководства детским экспериментированием. | Было выявлено преобладание «усред-

    ненного» подхода воспитателей к детям в экспериментировании, что проявлялось в отсутствии дифференцированного влияния на дошкольников с разным уровнем иссле-I довательской активности. Неумение педа-

    гога учитывать индивидуальный исследо-I вательский опыт ребенка имело своим след-

    ствием игнорирование более высоких возможностей отдельных дошкольников в самостоятельном, творческом решении новых | проблемных задач.

    Большинство воспитателей не вовлекают старших дошкольников в исследовательский поиск, не включают детей в проблемное планирование, выдвижение гипотез, не обсуждают полученные результаты (экспериментирования. Нередко деятель-

    | ность экспериментирования, свободная и

    самостоятельная по своей сущности, строится воспитателем как четко регламентированная последовательность действий детей по определенному алгоритму (48%). Это не дает возможности дошкольнику почувствовать свободу выбора способов и средств решения проблемной ситуации, тормозит его исследовательскую активность. В результате многие дошкольники, участвующие в организованном воспитателями экспериментировании, чувствовали себя неуверенно, постоянно обращались за помощью к взрослому, опасались совершить неловкие действия (разлить воду, просыпать песок и пр.).

    Результаты исследования свидетельствуют о том, что отдельные попытки использования экспериментирования для развития исследовательской активности детей не выстраиваются педагогом в систему, а выступают лишь в эпизодической роли. Педагоги не имеют достаточных представлений о группах исследовательских умений, необходимых ребенку для эффективного осуществления исследовательского поиска, мало сотрудничают с родителями дошкольников, не используют возможности влияния семьи на развитие исследовательской активности детей. В целом недостаточная компетентность воспитателей блокирует исследовательскую активность ребенка, препятствуя становлению субъектной позиции в экспериментировании.

    Разработанный в исследовании педагогический проект развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании базируется на следующих принципах:

    Опоры на актуальные интересы детей старшего дошкольного возраста и создания перспективы движения старших дошкольников к решению новых задач и освоению исследовательских умений;

    Широкой реализации исследовательского подхода дошкольников к решению проблемных ситуаций в разных видах деятельности (создание исследовательского

    ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

    пространства в группе детского сада, активизирующего исследовательский поиск дошкольников в экспериментировании);

    Непрерывности исследовательской деятельности дошкольников, предполагающий продолжение детского экспериментирования с объектами в условиях семьи и взаимодействия детей с родителями;

    Сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм организации экспериментирования, индивидуального и коллективного исследовательского поиска и объединения детей в исследовательские мини-проекты с учетом направленности их интересов;

    Партнерства и сотрудничества взрослых (педагогов, родителей) и детей в экспериментировании и создания «исследовательского детско-взрослого сообщества».

    Формирующий эксперимент строился как этапный, включающий подготовительный, ориентационно-мотивационный, базовый и творческий этапы.

    Цель подготовительного этапа заключалась в повышении педагогической компетентности педагогов и установлении содержательного взаимодействия воспитателей и родителей на основе создания единых ценностно-смысловых установок взрослых относительно развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании в условиях ДОУ и семьи.

    Ориентационно-мотивационный этап был направлен на развитие интереса детей к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Для этого использовались занимательные фокусы, проблемные ситуации, нарушающие привычный взгляд детей на вещи. Широко используемые на данном этапе приемы ТРИЗ были направлены на развитие важных для реализации исследовательской активности дошкольников умений наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Практикование в применении данных умений осуществля-

    лось детьми в коллективном исследовательском проекте «Мы - исследователи природы». Дети проводили наблюдения за изменениями погоды, фиксировали результаты наблюдений в календаре природы, ежедневно вели телепередачу «Прогноз погоды».

    Базовый этап был направлен на практическое освоение дошкольниками исследовательских умений и обогащение опыта экспериментирования. Задача состояла в том, чтобы научить детей самостоятельно пользоваться различными группами исследовательских умений в экспериментировании. Исследовательский поиск детей разворачивался в рамках следующих тем: «Ку-десница вода», «Чудеса песка», «Сила притяжения магнита», «Волшебство света». Каждая тема строилась проблемно по определенному алгоритму, в основе которого была заложена идея интегрированного подхода и самостоятельного открытия ребенком необычного в предметах и явлениях в субъектной позиции «первооткрывателя нового».

    Педагогическое взаимодействие с детьми разворачивалось дифференцированно с учетом уровней исследовательской активности. Процесс детского экспериментирования сопровождался совместным проблемным обсуждением детских открытий, обменом мнений, выдвижением новых перспектив дальнейшего исследовательского поиска.

    В процесс детского исследования активно вовлекались родители, которые вместе с дошкольниками дома проводили дополнительные эксперименты, находили необходимую информацию в энциклопедиях, детских журналах, книгах, вели наблюдения за изменением погоды.

    Все это позволило перейти к третьему творческому этапу формирующего эксперимента, который предусматривал дальнейшее развитие исследовательской активности в условиях широкого участия дошкольников и их родителей в экспериментальной, проектно-исследовательской деятельности. Старшие дошкольники были

    вовлечены в коллективный проект «Как много интересного вокруг», который творчески объединял мини-исследования, проведенные на базовом этапе. Результатом заключительного этапа явилась «Энциклопедия юного исследователя», написанная дошкольниками в сотрудничестве со взрослыми.

    Контрольный эксперимент выявил выраженную положительную динамику развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспе-

    риментировании и показал рост высокого (30%) и среднего (65%) уровней исследовательской активности. Дошкольники стали проявлять устойчивый интерес к самостоятельному экспериментированию, свободно пользоваться исследовательскими умениями, добиваться адекватного результата. Полученные данные подтвердили эффективность разработанного и реализованного на практике процесса развития исследовательской активности старших дошкольников.

    Сагитова Гульназ Фаннуровна, воспитатель первой квалификационной категории.

    «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму» .

    (Китайская пословица) .

    Маленькие дети все по своей природе исследователи, первооткрыватели. Они хотят все сами испытать, увидеть своими глазами, потрогать на ощупь, понюхать, и по возможности даже попробовать на вкус. Как же дети удивляются неизведанному, новому, пока для них непонятному! Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Для него все новое: солнце и дождь, радуга и рассвет, луна и звезды. Явления и объекты природы привлекают ребенка красотой, разнообразием и, конечно же, своей загадочностью. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они хотят познать окружающий мир и понять все его секреты.

    Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря всему этому ребенок познает мир, частью, которой он является. Очень хорошо, когда ребенок любознателен и задает много вопросов. Дети испытывают большую радость, удивление и удовлетворенность от своих маленьких и больших «открытий» .

    Превращение ребенка в творческую личность, человека желающего познать мир зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса.

    В связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.

    Активное внедрение исследовательской деятельности в практику моей работы с дошкольниками основано на том, что в процессе исследования и экспериментирования весь материал усваивается прочно и надолго, ведь ребенок все слышит, видит и делает сам. Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям. Во время исследовательской активности дошкольник удовлетворяет присущую ему любознательность, строить свое представление о мире. Дети с удовольствием используют различные источники информации и добывают знания, сведения, материалы.

    Для того чтобы стимулировать рост личностного развития ребенка и провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности, необходимо создать предметно развивающую среду. Для этого мы в группе создали мини-лабораторию, в которой размещены различные материалы и оборудование. В нашем уголке экспериментирования есть приборы-помощники, природный материал, медицинские материалы, технические материалы и многое другое. Подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания, картотека опытов, конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности.

    Эксперименты проводим в совместной деятельности с детьми и в режимных моментах. Толчком к началу экспериментирования может, послужит удивление, любопытство, проблема или просьба, выдвинутая кем-то из детей.

    Поэтому, в своей работе стараюсь использовать все существующие разновидности экспериментов: случайные наблюдения и эксперименты, плановые наблюдения и эксперименты; эксперименты как ответ на детские вопросы.

    Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Наличие у детей трудовых навыков тоже создает благоприятные условия для исследовательской активности.

    Наряду с традиционными методами и приемами, используем инновационные технологии обучения и воспитания дошкольников. В процессе экспериментально-исследовательской деятельности применяем компьютерные и мультимедийные средства обучения. Ведь намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя, а посмотреть на объекты или явления исследования своими собственными глазами.

    Метод проектов очень актуален и эффективен в развитии исследовательской активности ребенка. Этот метод даёт возможность ребёнку экспериментировать, развивает его творческие способности и коммуникативные навыки.

    В процесс развития познавательно-исследовательского интереса детей очень важно включить родителей. С этой целью оформляется наглядная информация для родителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации. Я надеюсь, что большинство наших родителей поняли, что исследовательская деятельность всесторонне влияет на развитие ребёнка.

    Единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей. Необходимо помочь ребенку найти свою, пусть даже узенькую иногда и труднопроходимую тропу. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников. Хочется верить, что мы – воспитатели, вкладывая частицу своей души в каждого ребенка, делаем мир добрее.

    Эссе на тему: «Исследовательская активность ребенка»

    Одной из актуальных проблем современного образования является выбор наиболее эффективных путей воспитания и развития творческой, инициативной личности, которая способна к реализации исследовательской активности в различных видах деятельности. Первоначальные основы такой личности закладываются непременно в дошкольном возрасте. По мнению авторитетных исследователей, в период дошкольного детства создаются важнейшие предпосылки для развития исследовательской активности ребенка (А. Н. Поддьяков, Н. Б. Шумакова, А. Г. Гогоберидзе, Я. А. Пономарев, А. М. Матюшкин и др.).

    Активность является ведущей характеристикой человека как субъекта деятельности, которая проявляется в инициативном, творческом и самостоятельном отношении к действительности, другим людям и самому себе (В. А. Якунин, В. Г.Маралов, А. М. Матюшкин). Реализация активности личности происходит в состоянии готовности и стремления к самостоятельной деятельности, в выборе наиболее оптимальных путей достижения назначенной цели, получении адекватных результатов.

    Основой продуктивных форм активности служит поисковая познавательная активность ребенка, которая направленная на обнаружение неизвестного, его открытие и завершаемая решением проблемы, которая субъективно сформировалась в понимании. Продуктивные виды активности обеспечивают «порождение» образов (В. П. Зинченко), обобщений (В. В. Давыдов), целей (О. К. Тихомиров), смыслов (А. Н. Леонтьев), мотивов и интересов (Г. И. Щукина, Л. И. Божович, Т. И. Шумакова, Н. Г. Морозова).

    Одним из первых проявлений активности ребенка является его целенаправленное стремление к познанию и исследованию окружающего мира. Исследовательская активность ребенка выступает как неотъемлемая часть поведения и как условие непрерывного развития в изменяющихся условиях современного мира (С. М. Бондаренко, В. С. Ротенберг).

    Исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение. Она создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка первоначально происходило как процесс саморазвития. А. М. Матюшкин рассматривает исследовательскую активность ребенка как ключевое выражение его креативности, которое проявляется в высокой избирательности ребенка к исследуемому новому, в широкой любознательности (Дж. Берлайн). Анализируя современные подходы педагогов и психологов, исследовательская активность может быть определена как выраженное стремление субъекта, направленное на поиск решения важной для него проблемы при непосредственной помощи определенной системы средств, методов и приемов.

    Исследовательская активность определяется освоением различных групп исследовательских умений (О. В. Дыбина, Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, Л. С. Киселева и др.): умения исследовательского поиска, умения наглядной фиксации хода и результатов исследования, умения использования специального оборудования и инструментов в исследовании, умения совместного исследовательского поиска.

    Как свидетельствует анализ научных данных, исследовательская активность ребенка имеет сложную структуру, в ней выделяется мотивационный компонент, непосредственно связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательный компонент, который связан с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы; операциональный компонент, который отражающий опыт практического использования детьми исследовательских умений для решения проблемы в процессе исследования.

    Дети могут исследовать абсолютно всё то, что находится в их ближнем и дальнем, физическом и социальном окружении. Объекты исследования детей чрезвычайно разнообразны: объекты неживой природы (камни, куски льда, ручейки и пр. Объекты неживой природы ребенок может исследовать любыми приемлемыми для него способами, в том числе преобразуя и разрушая, чтобы понять их скрытые свойства, внутреннюю структуру и т.д.); объекты живой природы (среди объектов живой природы, зачастую дети проявляют наибольший интерес к животным, уделяя особое внимание психике и их поведению); люди (детьми могут быть использованы различные стратегии социального исследования, для чтобы понять и овладеть нормами и правилами человеческого поведения, а также возможными условиями их нарушения); искусственные объекты (при исследовании искусственных объектов особо важным аспектом для ребенка является их место в жизнедеятельности человека: их предназначение, функционирование и т.д.).

    В заключении, хочется сделать вывод о том, что готовность и способность ребенка исследовать новое в окружающем мире посредством реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это важнейшее качество ребенка, которое отражает уровень его познавательного, личностного и социального развития и от нашего понимания феномена исследовательской активности ребенка, зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и перспектива их развития в условиях новизны.



    Похожие статьи