• Конспект НОД по формированию целостной картины мира во второй младшей группеТема: «Овощи. Конспект НОД во второй младшей группе Тема: «Овощи и фрукты - полезные продукты»

    18.05.2019

    Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах через интеграции образовательных областей: познание, развитие речи.

    Дать элементарные представления о фруктах;

    Дать элементарные представления о цвете и форме овощей;

    Закрепить знания о месте произрастания;

    Развивать чувство коллективизма.

    Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций овощей;

    Просмотр мультфильма «Веселый огород»;

    Сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей»

    Материалы: картина с изображением огорода; овощи и фрукты муляжи; наглядное пособие «овощи».

    Ход занятия

    Воспитатель вносит картины с изображением огорода и сада и предлагает детям рассмотреть. Ребята на картине нарисован огород. Что растёт на огороде? А теперь посмотрите на следующую картину. Вы видите сад? А что растет в саду?

    Дети перечисляют на первой картине помидоры, огурцы, свёкла, редис, морковь, капуста, картошка – это овощи. На второй картине яблоки, груши, сливы, киви, апельсины - фрукты.

    Воспитатель: правильно, одним словом это овощи и фрукты. Овощи растут на грядках, но чтобы они выросли вкусными и свежими за ними надо ухаживать, регулярно поливать и вытаскивать сорняки. Давайте познакомимся с овощами? Но прежде, чем мы продолжим нашу работу, проведем небольшую физкультминутку. Ребята, выходите на середину группы.

    Воспитатель: Наша физкультминутка называется «Огород».

    Огород у нас в порядке,

    Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой)

    Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола)

    Поливали огород (показать, как поливали)

    В лунках маленьких не густо

    Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)

    Лето все она толстела,

    Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться)

    А сейчас ей тесно бедной

    Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)

    А сейчас давайте разложим картинки с овощами и посмотрим, какой огород у нас получился (дети называют овощи на картинках).

    Ребята я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте.

    Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.

    Дети (лук)

    Сидит девица в темнице, а коса на улице.

    Дети (морковь)

    Что за скрип? Что за хруст?

    Это что ещё за куст?

    Как же быть без хруста,

    Если я …

    Дети (капуста)

    Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас давайте поиграем?

    Игра называется «Собираем урожай»

    На полу овощи перемешались с фруктами, ваша задача разложить овощи в одну корзину, а фрукты в другую. Сделать это надо как можно быстрее (звучит веселая мелодия).

    Воспитатель: молодцы ребята все правильно разложили! Ребята сегодня мы с вами познакомились, с различными овощами и фруктами, мне хотелось бы прочитать вам стихотворение:

    Чтоб здоровым, сильным быть.

    Надо фрукты и овощи любить.

    Все без исключенья

    В этом нет сомненья!

    В каждом польза есть и вкус

    И решить я не берусь:

    Кто из них вкуснее,

    Кто из них важнее!

    Окружающий мир. Вторая младшая группа. Конспект

    Тема: «Овощи».
    Задачи:
    Развивающие:
    - развивать речь, развивать умения отвечать на вопросы воспитателя;
    - способствовать сенсорному развитию и слуховому восприятию.
    Образовательные задачи:
    - закреплять умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и величину.
    - различать овощи по внешнему виду; учить составлять элементарные описания овощей.
    - закреплять знания основных цветов; учить различать предметы по цвету;
    упражнять в различии названий геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат).
    - развивать внимание, интерес, мышление;
    Воспитательные:
    - воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом;
    - воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира.
    Цели:
    - закрепить знания детей об овощах, уточнить их название, цвет, форму, учить различать по внешнему виду;
    - расширять представление о выращивании овощных культур;
    - развивать наблюдательность и любознательность;
    - воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.
    Материал: Плакат с изображением овощей, наглядное пособие «овощи», корзинка с макетами овощей, мягкая игрушка зайчика, макет огорода с грядками.

    Ход занятия:

    Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Посмотрите как у нас сегодня красиво!
    (на доске плакат с овощами).

    - Скажите пожалуйста, что изображено на картине? (ответы детей).
    Воспитатель: - Правильно, молодцы! Сегодня мы с вами будем говорить про овощи!
    Воспитатель: - Ребята, а кто знает, где растут овощи? (ответы детей).
    Воспитатель: - Правильно, на огороде.
    Воспитатель: - А кто из вас знает, чем полезны овощи? (ответы детей).Молодцы, в них много витаминов! А для чего нужны витамины? (ответы детей).
    Воспитатель: - Всё верно, чтобы быть здоровыми!
    (воспитатель берет карточки с изображением овощей и показывает по очереди).


    Воспитатель: - Ребята, а посмотрите, что это за овощ? Правильно, огурец! А какого цвета огурец? Молодцы, зеленого. А какой он формы? Овальной, всё правильно!
    Воспитатель: - Молодцы, правильно сказали про огурец. А это что за овощ? (помидор). Какого цвета? (красный) Какой формы? (круглой).Верно, а какой по величине? Большой или маленький? (маленький).
    Воспитатель: - Умницы, а это что за овощ? (морковка) Какого цвета? (оранжевая). А какой формы морковка? (треугольная). Молодцы!
    (Стук в дверь).
    Воспитатель: - Ребята, кажется кто-кто постучался? Вы услышали или мне показалось? (стук усилился). Нет, не показалось. Кто же это к нам пришел?
    (Воспитатель открывает дверь).

    Воспитатель: - Ой, смотрите, это зайчик! Здравствуй зайчик!
    (Воспитатель берёт в руку зайчика и говорит за него)
    Зайчик: - Здравствуйте! Ребята, я так давно хотел побывать у вас в гостях! И вот пришёл!
    Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся с зайчиком. (дети здороваются).
    Воспитатель: - Зайчик, но что-то ты не очень радостный. У тебя всё хорошо? Или что-то случилось?
    Зайчик: - У меня всё хорошо, но я немного растерян. Мама попросила меня сходить в огород и принести ей овощей для супа, но я совсем забыл, как выглядят овощи и из каких овощей варят суп.
    Воспитатель: - Зайчик, ты не волнуйся, мои ребята тебе помогут. Мы как раз сейчас про овощи говорили!
    Воспитатель: - Ребята, поможем зайчику? (да).
    Зайчик: - Ура! Я так рад, что к вам пришёл. Я знал, что вы мне поможете.
    Воспитатель: - Ну что, показывай свой огород. Будем тебе помогать.
    (зайчик выносит свой огород).


    Зайчик: - Вот, посмотрите, какой мы с мамой огород посадили!
    Воспитатель: - Какие вы молодцы с мамой! А мы с ребятами знаем, как работать на огороде! Правда ребята? (да). Давайте покажем зайчику нашу физ.минутку про огород.
    Физ.минутка. (дети встают со стульчиков).
    В огород мы пойдем, урожай соберем.(ходьба по кругу)
    Мы моркови натаскаем, натаскаем, натаскаем, (наклоняются и имитируют «таскание» морковки).
    И картошки накопаем, накопаем, накопаем, («копают»).
    Срежем мы кочан капусты,(присаживаются на корточки и «срезают»).
    Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)
    Щавеля нарвем немножко («рвут»)
    И вернемся по дорожке. (шаги на месте)
    Зайчик: - Какие вы молодцы, ребята!


    Воспитатель: - Ну что, давайте посмотрим, что же выросло на огороде у зайчика. (воспитатель вызывает по одному ребёнку (4-5 человек) и они вытаскивают овощи из огорода.)
    Воспитатель: - Скажи пожалуйста, что это за овощ? (картошка) А можно его добавить в суп? (ответ ребёнка).
    Зайчик: - Да, я вспомнил, это картошка! Мама точно мне говорила картошки накопать!
    Воспитатель: - А что же это за овощ вырос на огороде? (морковка) Молодец, а морковку в суп добавляют? (да).
    (Дети по очереди помогают зайчику вытащить овощи (картошка, морковка, лук, свёкла, чеснок).
    Зайчик: - Спасибо вам ребята, теперь моя мама сварит самый вкусный суп, вы такие молодцы, все овощи знаете!!!
    Воспитатель: - Зайчик, наши детки настолько хорошо знают овощи, что смогут их с угадать на ощупь!
    Зайчик: - Очень интересно мне посмотреть, как это у них получится!
    (воспитатель кладет на стол корзинку с макетами овощей, накрытыми большим платком)


    Воспитатель: - Давайте поиграем? (давайте)
    Дидактическая игра «Найди на ощупь».
    (Воспитатель вызывает по очереди 4-5 детей.)
    Воспитатель: - Опускай руку под платочек, найди овощ и не вытаскивая определи, что за овощ ты нашел. - Молодец, правильно!
    Воспитатель: - Молодцы, все угадали, ребята, а вы знаете, чем огурец отличается от помидора? А морковь от свеклы? (ответы детей).
    - Правильно морковь продолговатая, оранжевого цвета, а свекла – красного и круглая. . Давайте еще раз повторим, как одним словом назвать все это? (овощи).
    Зайчик: - Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли. Но мне пора бежать домой, ведь мама меня ждёт и я очень хочу попробовать маминого вкусного супа! Но перед тем, как я уйду, я хочу вам подарить самое дорогое, что у меня есть (зайчик достает небольшой вилок капусты). Это моя капуста, которой я хочу вас угостить!
    Воспитатель : - Спасибо большое, зайчик! Нам очень приятно получить от тебя такой подарок, правда ребята? (да).
    - До свидания зайчик, приходи к нам еще в гости, мы тебя будем ждать. Давайте, ребята, скажем зайчику спасибо и до свидания! (дети благодарят и прощаются с зайчиком).
    Зайчик: - До свидания, ребята! (зайчик уходит).
    Воспитатель : - Ребята, понравился вам зайчик? (да). Забавный такой! И смотрите, он нам даже подарок сделал.
    Воспитатель : - А что можно приготовить из капусты? (ответы детей).
    - Правильно суп, пирог, пирожки с капустой, голубцы и тушёная капуста и соленая. А давайте вспомним, как солят капусту.
    Пальчиковая гимнастика «Капуста».
    Что за скрип, (трение рук друг о друга)
    Что за хруст (пальцы обеих рук скрещиваются и ритмично сжимаются)
    Это что еще за куст, (повернуть раскрытые ладони от себя, соединив большие пальцы).
    Как нам быть без хруста,(скрестить пальцы обеих рук и ритмично сжимать)
    Если я капуста. (полусогнутыми пальцами изобразить кочан капусты)
    Мы капусту рубим-рубим (постукивать ребрами ладоней по столу)
    Мы морковку трём-трём, (движение кулачками вперед-назад)
    Мы капусту солим-солим, (движения по тексту)
    Мы капусту жмем-жмем. (движения по тексту)
    Тук-тук, тук-тук, (стук кулачков друг о друга)
    Раздается в доме стук
    Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу)
    Перетерли, (движение кулачками вперед-назад)
    Посолили, (движения по тексту)
    И набили плотно в кадку, (постукивание кулачков по столу)
    Все теперь у нас в порядке! (вытягивание рук вперёд, поднимание вверх больших пальцев обеих рук)
    Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы сегодня очень постарались! А скажите мне, пожалуйста, о чём мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).
    Воспитатель: - Правильно, об овощах! И в конце я хочу вам прочитать стихотворение:
    Чтоб здоровым, сильным быть,
    Надо овощи любить
    Все, без исключения,
    В этом нет сомненья!
    В каждом польза есть и вкус,
    И решить я не берусь:
    Что их них вкуснее,
    Что из них нужнее!
    Воспитатель: - Спасибо ребята!

    Проблема: Дети, которые не приучены есть овощи, часто во время приема пищи в детском саду отказываются от овощных блюд.
    Актуальность: Все мы знаем, что влияние питания на состояние здоровья человека огромно. Считается общеизвестным, что пища является одним из важнейших факторов окружающей среды, влияющих на наше здоровье, работоспособность, умственное и физическое развитие и долголетие. Еще Гиппократ, живший в древней Греции, сказал следующее: «Зачастую, отец болезни неизвестен, но мать ее — это пища».
    Согласно ФГОС одной из главных задач в дошкольном образовании является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание у них элементарных полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию. Стоит всего лишь задуматься о здоровом питании ребенка, как сразу возникает мысль о пользе овощей и фруктов для человеческого организма. Все понимают, что они являются важной составляющей правильного питания. Но, к сожалению, дети, которых дома не приучили, есть овощи, часто во время приема пищи в детском саду отказываются от овощных блюд. Поэтому перед педагогами и родителями возникает проблема: «Как же приучить малышей к нелюбимым и незнакомым ранее продуктам?»
    Цель проекта: Улучшение качества организации питания детей посредством приучения их к овощным блюдам.
    Задачи:
    1) расширение у детей представлений об овощах, их вкусовых качествах и значимости для организма человека;
    2) создание обстановки, формирующей у детей положительное отношение к блюдам из овощей;
    3) создание условий, способствующих улучшению качества организации питания;
    4) приучение детей к блюдам, предлагаемым дошкольным учреждением;
    5) формирование у детей культурно-гигиенических навыков, полезных привычек;
    6) развитие положительных эмоций у детей в процессе приема пищи;
    7) привлечение детей к активному участию в дидактических играх, играх-забавах, игровых ситуациях, связанных с темой «Овощи»;
    8) убеждение родителей в изменении подхода к организации питания в домашних условиях; вовлечение родителей в совместную деятельность по теме «Овощи»;
    9) трансляция педагогического опыта в педагогическое сообщество.
    Вид проекта: игровой, познавательный.
    Продолжительность проекта: кратковременный.
    Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатели, родители.
    Игровая мотивация: «Как мы подружились с овощами».
    Ожидаемые результаты:
    Для детей:
    1) улучшение организации качества питания (ребенок с желанием ест блюда из овощей);
    2) положительные сдвиги в эмоциональном плане в процессе приема пищи (ребенок с радостью «встречает» овощи в своей тарелке);
    3) повышение уровня осознанности приема в пищу тех или иных продуктов (ребенок понимает, для чего нужно есть овощи, и почему это так важно);
    4) повышение интереса к занятиям, играм по теме «Овощи» (ребенок с удовольствием откликается на игры по данной теме, использует полученные знания в самостоятельной деятельности).
    Для воспитателей:
    Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах работы с детьми второй младшей группы.
    Для родителей:
    Изменение подхода к организации питания в домашних условиях:
    1) стремление осуществлять преемственность в организации питания в детском саду и дома;
    2) введение в домашний рацион блюд из овощей;
    3) творческий подход к сервировке стола и подаче блюд из овощей;
    4) приучение детей к самостоятельности.

    План реализации проекта.

    1.Подготовительный этап:
    1) целеполагание (выявление проблемы, определение цели, задач);
    2) изучение материала по теме в различных источниках;
    3) разработка проекта, поиск решения задач проекта.
    2.Основной этап (практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности):
    1) использование материала по теме «Овощи» в образовательной деятельности;
    2) создание пособий, дидактических игр по теме « Овощи»;
    3) планирование деятельности в режимные моменты (практические упражнения, игровые ситуации, чтение художественной литературы);
    4) организация работы по сказке «Почему Морковка загрустила?», сочинение сказок об овощах, создание книги «Дружные овощи»;
    5) изготовление плоскостных и объемных кукол для театра по теме «Овощи»;
    6) работа с родителями (привлечение родителей к участию в сказке «Почему Морковка загрустила?», семейный клуб «Правильно питайся – силы набирайся», консультации, фотовыставка «Что любят наши малыши», создание журнала «Вкусные рецепты»);
    7) итоговое мероприятие «Как мы с овощами подружились».
    3. Заключительный этап:
    1) подведение итогов;
    2) описание опыта работы по теме «Неделя здорового питания»;
    3) презентация опыта работы на городской ярмарке педагогических идей.

    Отчет о реализации проекта.
    Сказка недели «Почему Морковка загрустила?»

    Настоящей находкой стала сказка недели «Почему морковка загрустила?» Сказка позволила объединить всю неделю одним сюжетом и сделать разговор об овощах увлекательным и продолжительным. В раздевалке оформили «огород»: к стене прикрепили заборчик, над ним засияло солнце, поплыли облака. И вот в один из понедельников появилась в огороде грустная Морковка. Мы с детьми рассуждали, почему же она грустная? И пришли к выводу, что ей одной скучно. «Хорошо, если бы у неё появились друзья». Поговорили с детьми о том, что растет на огороде, вспомнили известные им овощи и стали ждать… А утром, придя в детский сад, дети увидели рядом с морковкой капусту. Морковка уже немного улыбалась. В группе в этот день появилась игрушка-капуста, перед обедом малыши с удовольствием посмотрели театрализованное представление – сказку «Как Капуста зайца спасала», а в тарелках они встретились с салатом из капусты. Детям стало интересно, и они стали ждать следующего дня. Так рядом с Морковкой оказались: Капуста, Лук, Картофель, Свекла. В конце недели главная героиня весело улыбалась в кругу друзей.

    Сказка эта была необычной и имела такой секрет: каждый день с приходом того или иного овоща рядом с ним появлялась информация о содержащихся в нем витаминах, а у Морковки улыбка становилась все шире и шире.
    Стоит добавить, что благодаря этой затее утро в раздевалке начиналось с беседы об овощах. Дети сами начинали разговор о вновь «пришедшем» овоще, родители охотно их поддерживали. Кроме этого мамы и папы с интересом знакомились с предложенной информацией, делились опытом друг с другом. Так что малыши с утра получали положительный настрой на очередную «встречу» с овощами.
    «Подружиться» с овощами нам помог и кукольный театр . Нами были сшиты новые куклы – овощи. Куклы получились яркие, интересные и сразу привлекли внимание детей. Куклы изготовлены в двух вариантах: плоскостные и на их основе — объемные. Плоскостные мы использовали в сказке недели «Почему Морковка загрустила?», объемные — при рассказывании сказок, при показе кукольного театра, а так же в игре «Огород», которую придумали сами дети. Куклы – овощи стали любимыми игрушками.

    Сказки об овощах.

    В период подготовки к проекту нами были сочинены сказки об овощах : «Смельчаки», «Как Свекла друзей искала», «Трудолюбивая Морковка» и другие. Получилась целая книга под названием «Дружные овощи».

    Образовательная деятельность.

    Образовательная деятельность в этот период так же была посвящена теме «Овощи». Были проведены следующие занятия:
    «Овощи» : закрепление знаний об овощах: название, внешний вид, вкус. (Образовательная область «Познавательное развитие (ФЦКМ)»);
    — пересказ сказки «Репка» (Образовательная область «Речевое развитие»);
    «Вот какой огород» : составление групп предметов и выделение одного из множества (Образовательная область «Познавательное развитие (ФЭМП)»);
    «Соберём овощи в мешок» : формирование умения рисовать карандашами овальные и круглые предметы (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»).

    Новая дидактическая игра.

    В процессе работы нами была создана новая дидактическая игра «Перчатка-помощница».
    Цель: закреплять умение узнавать овощи, называть их, определять цвет, размер; развивать речь, внимание; воспитывать интерес к играм по теме «Овощи».
    «Перчатка-помощница»: матерчатая перчатка, к которой прикреплены овощи-муляжи. Дети с удовольствием надевали перчатку, и, поверьте, насколько интересней становилось отгадывать загадки про овощи, тренироваться в определение цвета, размера и так далее.

    Игровые ситуации, практические упражнения.

    Помня о том, что обучение детей в младшем возрасте происходит опосредованно в увлекательной деятельности, мы часто применяли такую форму работы как создание ситуаций . А для эффективного закрепления навыков самообслуживания мы использовали практические упражнения .
    Цель: развитие положительных эмоций во время приема пищи; формирование умения пользоваться столовыми приборами; воспитание культуры поведения за столом.
    1) Игровая ситуация «К нам пришла Ложка». Цель: формировать умение правильно держать ложку; воспитывать культуру поведения за столом.
    2) Практическое упражнение «Красивые салфетки». Цель: формировать представление о сервировке стола; формировать умение сворачивать салфетки; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к сервировке.
    3) Игровая ситуация «Кто мой лучший друг?» В гости пришла Морковка, она ищет друзей. (Салат из моркови.) Цель: вызвать желание есть салат из моркови; развивать положительные эмоции во время приема пищи; воспитывать привычки здорового образа жизни.
    4) Игровая ситуация «Господин Кабачок». Цель: вызвать желание играть в новую дидактическую игру. Кабачок «принес» перчатку-помощницу, предлагает поиграть.
    5) Практическое упражнение «Учимся держать ложку». Цель: формировать умение правильно держать ложку; воспитывать культуру поведения за столом.

    Самостоятельная деятельность детей.

    В ходе самостоятельной деятельности детям были предложены раскраски, кубики, обводки по теме «Овощи», иллюстрации, натуральные овощи для рассматривания, организованы сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин», «Семья», «Ждем гостей».

    Наблюдение за прорастанием лука.

    Разнообразило нашу деятельность наблюдение за прорастанием лука.
    Цель: воспитание правильного отношения к здоровью; формирование первичных представлений о том, что растение живое и ему нужны для роста вода, свет, тепло; что во время развития оно меняется (появляются и растут корни и листья).
    В тот день, когда в нашем «огороде» появился Лук, в группе мы организовали совместную деятельность по посадке лука с целью наблюдения его прорастания. Каждый ребенок принес из дома луковицу и с помощью воспитателя посадил лук в стаканчик с водой. А чтобы повысить интерес к наблюдению, к лукавице дети прикрепили пластилиновые глаза, нос, рот. Получились забавные мордочки. Такое удивление было на лицах малышей, когда через несколько дней они увидели выросшие у лука корни! Много радости доставили им и показавшиеся зеленые лучные перья.
    В день прихода Лука, перед обедом мы показали очередную сказку. На это раз её главным героем был, конечно, Лук. Во время обеда к супу детям раздали перышки лука, а воспитатель напомнила детям о том, что лук защищает организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа.

    Итоговое мероприятие «Как мы с овощами подружились».

    Цель: обобщить знания об овощах; создать хорошее настроение; воспитывать привычку к здоровому питанию.
    На этом мероприятии дети рассказывали стихи про овощи, отгадывали загадки, играли, танцевали.

    Взаимодействие с родителями.

    Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между родителями и детским садом. Мы старались убедить родителей в том, чтобы питание детей вне детского сада максимально приближалось к рациону, получаемому в детском саду, и дополняло его. С этой целью родители были приглашены на семейный клуб . Здесь они не только познакомились с информацией о здоровом питании, но и продегустировали блюда из овощей, предложенные шеф-поваром.
    Следующая задача — напомнить родителям о значении овощей для роста и развития ребенка. С этой целью были подготовлены консультации «Хороший аппетит», «Овощи и витамины», разработаны при участии родителей буклеты «Свежие овощи и фрукты – главный источник витаминов для ребенка».
    Еще одним шагом было развитие у родителей творческого подхода к вопросу о питании. Как приучать малыша к блюдам из овощей, делая это интересно? По нашему совету мамы занялись творчеством на кухне. В результате у нас получилась книга рецептов детских овощных салатов с красочными фотографиями и описанием, где каждая мама поделилась своими находками.
    Мы всегда стараемся убедить родителей в том, что их дети нуждаются в любви и заботе, которые проявляются не только в содержании ребенка, но и в совместной деятельности . Поэтому одной из задач было вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность: изготовление поделки из овощей. «В гости к нам пришел господин Кабачок (поделка воспитателя). А кто еще пришел к нам?» Дети с удовольствием демонстрировали свои поделки и рассказывали, с кем они их делали, и как это было интересно.
    Так как часто отказ от пищи у ребенка связан с неумением пользоваться столовыми приборами, мы посоветовали родителям дома приучать ребенка к самостоятельности. С этой целью продемонстрировали практическое упражнение «Я сам», посоветовали в процессе приучения быть терпеливыми и последовательными.
    А еще мы подготовили для родителей фотовыставку , в которой разместили фотографии детей во время приема пищи и рассказали, что любит есть в детском саду каждый ребенок группы.
    Родители с удовольствием подключились к нашей работе: проявили интерес к предоставленной нами информации, охотно беседовали с детьми на тему «Как полезны овощи», обсуждали друг с другом существующие проблемы, помогали друг другу советами, делились опытом в приучении детей к здоровой пище.

    Выводы.

    Правильно организованное питание формирует у детей рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания. В процессе реализации проекта мы наблюдали у детей позитивные сдвиги в эмоциональной сфере, а так же у наших малышей улучшился аппетит, повысилось качество навыков самообслуживания, возрос интерес к познанию. Мы рады, что наши дети с большим желанием стали есть овощные блюда и надеемся, что это укрепит их здоровье.

    ?

    Актуальность темы проекта:

    Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровье помогает нам выполнить наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддерживания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

    Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя». Здоровье рассматривается как полное физическое, психологическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

    Проблема:

    Наблюдая за детьми во время приема пищи, заметила, что мало детей с удовольствием едят овощи и овощные салаты, блюда из овощей. И решила повысить интерес к здоровому питанию. Поэтому вмести с воспитанниками и их родителями был разработан этот проект.

    Цель проекта:

    Формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения. Создание условий для ознакомления с миром овощей, правилами их выращивания, и «аппетитного» использования в пищу.

    Задачи:

    Дать знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах;

    Продолжать формирование убеждения и привычки здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения;

    Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания;

    Учить детей изображать овощи и фрукты на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, используя различные способы и средства изображения;

    Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;

    Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного поведения – мотивов укрепления здоровья.

    Участники проекта.

    Дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников, помощник воспитателя.

    Срок реализации проекта:

    Май месяц 2012г.

    Этапы реализации проекта:

    1.Целепологание.

    Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в тоже время, защищенный от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психологическое и физическое здоровье. И особенно важно уметь правильно организовывать свое питание. Кроме того, человек, умеющий правильно, с пользой есть, всегда привлекателен, однако следует подчеркнуть, что эти навыки легче всего и надежнее формируются в детстве. Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи организма и питания (причем разнообразного). Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или отсутствие) того или иного блюда, продукта. Поэтому так важно дать детям представление о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

    2.Разработка проекта.

    1.Довести до участников проекта важность данной проблемы.

    2.Подобрать методическую и художественную литературу, иллюстрационный материал, загадки по данной теме.

    3.Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.

    4.Составление перспективного тематического плана мероприятий.

    5.Создание папки – передвижки «Азбука витаминов», «Здоровье на тарелки».

    3.Выполнение проекта.

    4.Презентация проекта.

    Перспективное тематическое планирование.

    РАЗДЕЛ

    НАЗВАНИЕ

    ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

    Коммуникация

    Художественное творчество.

    (рисование)

    Познание.

    Художественное творчество.

    Познание

    Социализация

    Чтение художественной литературы.

    «Что растет на огороде».

    «На подмогу в огород».

    «Однажды хозяйка с базара пришла».

    «Синьор помидор».

    «Счет овощей».

    Игра «Сбор урожая».

    Игра «Готовим салат»

    Лепка. «Морковка для зайки».

    Аппликация. «Папа дома, мамы нет…»

    Посадка лука.

    Готовим салат «Винегрет»

    Стихотворение Барто А. «Морковный сок».

    «Откуда зимой свежие огурчики».

    Формировать у детей умение вместе с взрослым пересказывать сказку; приучать детей участвовать в общей беседе, слушать, не перебивая сверстника.

    Пополняем активный словарь детей за счет имен существительных, глаголов; формирование первоначальных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

    Развитие продуктивной деятельности детей. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, учить передавать ее особенности в рисовании.

    Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Упражнять в рисовании и закрашивании круглой формы. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

    Сенсорное развитие, развитие познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности. Формирование знаний о геометрических фигурах и их свойствах, закрепление счета до пяти. Формирование первичных представлений о труде, его роли в жизни человека.

    Развивать умение анализировать, сравнивать. Развитие свободного общения между детьми и взрослыми.

    Развитие продуктивной деятельности детей. Учить предавать форму в лепке, упражнять в раскатывании пластилина в ладонях. Развитие детского творчества.

    Развитие чувства цвета. Формировать умение наклеивать готовые формы в определенных частях силуэта кастрюли. Воспитывать культурно – гигиенические навыки. Формирование элементарных математических представлений.

    Познакомить детей с овощной культурой лук, закрепить знания о месте его выращивания –огороде. Формировать умение описывать овощ по характерным его признакам. Воспитание ценностного отношения к собственному труду. Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

    Формировать умение выполнять действия по схеме, формирование у детей познавательного интереса, привитие бережного отношения к овощам. Формирование целостной картины мира.

    Заучивание стихотворения. Приучать детей участвовать в общей беседе, слушать, не перебивая друг друга. Закреплять в активном словаре названия овощей. Практическое овладение нормами речи. Помочь детям запомнить

    стихотворение.

    Развитие литературной речи, свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей.

    Итоги реализации проекта

    1.Понимание детьми о необходимости правильного питания.

    2.Понимание детьми, что в овощах много полезных витамин необходимых для здоровья.

    3.Понимание детьми, что для выращивания овощей нужен уход за ними.

    4.Привитие детям любви и бережного отношения к овощам.

    5.Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.

    Результаты проекта.

    1.Дети стали больше есть овощи и овощные салаты.

    2.Дети стали больше задавать вопросов о правильном питании, здоровом образе жизни.

    3.Дети стали проявлять интерес к выращиванию и уходу овощных культур.

    4.Дети стали интересоваться приготовлением блюд из овощей.

    Интересные моменты из проекта.




    Материал для проекта.

    Стихи .

    С базара

    Откуда идешь ты,

    Лягушка – квакушка?

    Дорогая подружка!

    А что ты купила?

    Всего понемножку:

    Купила КВАпусту,

    И КВАртошку. (А.Барто)

    Грядка

    Я давно весну ждала,

    У меня свои дела:

    Мне участок в огороде

    Нынче мама отвела.

    Я возьму свою лопатку,

    Я пойду, вскопаю грядку.

    Мягкой грядка быть должна –

    Это любят семена.

    Я на грядке терпеливо

    Все комочки разобью,

    Рыхлой, крепкой и красивой

    Грядку сделаю свою.

    Посажу на ней редиску

    И морковку, а с боков

    Будут кустики бобов. (Ю.Ф.Глушенко)

    Овощи

    Хозяйка однажды с базара пришла,

    Хозяйка с базара домой принесла:

    Картошку,

    Морковку,

    Петрушку и свеклу.

    Вот овощи спор завели на столе –

    Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

    Картошка?

    Морковка?

    Петрушка и свекла?

    Хозяйка тем временем ножик взяла

    И ножиком этим крошить начала:

    Картошку,

    Морковку,

    Петрушку и свеклу.

    Накрытые крышкою в душном горшке,

    Кипели, кипели в крутом кипятке:

    Картошка,

    Морковка,

    Петрушка и свекла.

    И суп овощной получился неплох! (Ю.Тувим)

    Приходите в огород

    Приходите в огород

    Посмотреть, как все растет,

    Как играют в прятки

    Огурцы на грядке.

    Как подсолнухи в картошке

    Тянут к солнышку ладошки,

    Как от утренней росы

    У бобов блестят усы.

    Как краснеют у забора

    Великаны - помидоры.

    Все растет, все цветет,

    Никому не тесно.

    Приходите в огород-

    Очень интересно. (Е.Благинина)

    Картошка

    Милая картошка ,

    Я тебя люблю,

    Потому что утром

    Я тебя жую.

    В соусе томатном

    Тебя я не люблю.

    Обожаю больше

    Милую мою,

    Желтую, хрустящую,

    Как солнышко, горячую,

    Картошечку мою.

    Посадили мы картошку:

    Мама – в поле,

    Я – в саду,

    Мама – много,

    Я – немножко.

    Я всего одну грядку.

    Чтоб моя росла скорей,

    Я весь день тружусь над ней.

    Я минуты неподвижно

    Я ее пересажу.

    Будет чудо- огород,-

    Говорит сосед Сережка.

    Если вырастет картошка,

    Несмотря на твой уход. (Э.Островская)

    Огурец

    Ты на грядке – молодец,

    Ты- зеленый огурец.

    Ты в пупырышках родился,

    Быть красивым ухитрился.

    У тебя вагончик деток,

    Ты вкуснее всех конфеток.

    Долго ждали, наконец

    В грядках вырос огурец.

    Мы сорвем его, посолим,

    Станет этот огурец

    Настоящий молодец!

    Мы зимой его достанем

    И с картошкой кушать станем.

    Помидор

    В огороде Помидор

    Взгромоздился на забор:

    Притворяется, негодник,

    Будто сам он огородник!

    Ай – ай – ай, Помидор!

    Стыд тебе и позор!

    Возмутилась тетя Репа:

    Это глупо и нелепо!

    Ай – ай – ай, Помидор!

    Стыд тебе и позор!

    Крикнул дядя Огурец:

    Безобразник! Сорванец!

    Ай – ай –ай, Помидор!

    Стыд тебе и позор!

    Огорчился старый Лук:

    Не терплю подобных штук!

    Ай – ай –ай, Помидор!

    Стыд тебе и позор!

    Покраснел, наконец –

    И скатился чин по чину

    К огороднику в корзину.

    У бабушки на грядке выросли загадки.

    Он растет на грядке, чтобы

    Разбежались все микробы.

    Ты простыл, голубчик?

    Съешь хотя бы зубчик. (Чеснок)

    Он зеленый, презеленый,

    Просто загляденье.

    Он и свежий и соленый

    Просто объеденье. (Огурец)

    Большая, как маленький слон

    На грядке она чемпион! (Тыква)

    Физкультминутка.

    (Выполнение движений по тексту.)

    В огород пойдем, урожай соберем

    Мы морковки натаскаем,

    И картошки накопаем.

    Срежем мы кочан капусты

    Круглый, сочный очень вкусный.

    Щавеля нарвем немножко и вернемся по дорожке.

    Игры.

    Подвижная игра «Апельсин».

    (Водящий ловит убегающих детей.)

    Мы делили апельсин,

    Много нас, а он один.

    Эта долька – для ежа,

    Эта долька – для стрижа,

    Эта долька – для утят,

    Эта долька - для котят,

    Эта долька – для бобра,

    А для волка – кожура.

    Он сердит на нас – беда!!!

    Разбегайтесь кто - куда!

    Дидактическая игра «Что сажают в огороде»

    Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

    Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

    Описание. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы отвечаете «нет». Кто ошибается, тот проигрывает».

    Воспитатель. Морковь.

    Воспитатель. Огурцы.

    Воспитатель. Сливы.

    Дети. Нет!

    Если кто – то поспешит и ответит неправильно, можно сказать: «Поспешишь - людей насмешишь. Будь внимателен!».

    Стихотворения:

    Барто А. Морковный сок.

    Бжехова Я. Помидор.

    Квитка Л. Кочан.

    Кончаловский Н. Показал садовод.

    Рассказы и сказки:

    Белорусская народная сказка. Пых.

    Бехлерова Е. Капустный лист.

    Маршак С. Синьор помидор.

    Масаинов О., Гневашева И. артисты с грядки.

    Конспект НОД на тему «Овощи» в младшей группе

    Цель:

    Формировать у детей интерес к знаниям об овощах.

    Задачи:

    Дать элементарные представления об овощах; цвете овощей;

    Закрепить знания о месте произрастания;

    Развивать чувство коллективизма;

    Закрепить представления детей о заготовке овощей на зиму.

    Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций овощей;

    Чтение сказки «Пых», стихов об овощах;

    Сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей»

    Материалы: картина с изображением огорода; овощи и фрукты муляжи; наглядное пособие «овощи».

    Ход:

    Организационный момент:

    Наши умные головки

    Будут думать много, ловко.

    Ушки будут слушать,

    Ротик четко говорить.

    Ручки будут хлопать,

    Ножки будут топать.

    Спинки выпрямляются,

    Друг другу улыбаемся.

    Воспитатель показывает картину с изображением огорода и предлагает детям рассмотреть.

    Ребята на картине нарисован огород. Что растёт на огороде?

    Дети перечисляют (помидоры, огурцы, свёкла, редис, морковь, капуста, картошка)

    В.: - Правильно, одним словом это овощи. Овощи растут на грядках, но чтобы они выросли вкусными и свежими за ними надо ухаживать, регулярно поливать и вытаскивать сорняки. Давайте познакомимся с овощами? Но прежде, чем мы продолжим нашу работу, проведем небольшую физкультминутку. Ребята, выходите на середину группы.

    Физкультминутка «Огород»

    Огород у нас в порядке,

    Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой )

    Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола )

    Поливали огород (показать, как поливали)

    В лунках маленьких не густо

    Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)

    Лето все она толстела,

    Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться)

    А сейчас ей тесно бедной

    Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы )

    А сейчас давайте разложим картинки с овощами и посмотрим, какой огород у нас получился (дети называют овощи на картинках).

    Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте.

    1. Сидит дед, во сто шуб одет,

    Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук )

    2. Сидит девица в темнице,

    А коса на улице. ( Морковь)

    3. Сто одежек -

    Все без застежек. (Капуста)

    В.: - Молодцы ребята, а сейчас давайте поиграем?

    Игра «Собираем урожай»

    На полу овощи перемешались с фруктами, ваша задача разложить овощи в одну корзину, а фрукты в другую. Сделать это надо как можно быстрее.

    В.: - Молодцы ребята все правильно разложили!

    Дидактическая игра “Узнай на ощупь”

    В.: - Я сейчас спрячу овощи в мешочек, а вы попытайтесь, не глядя, найти тот овощ, который я назову. (Педагог называет овощ, ребенок рукой пытается нащупать и достать названный.)

    Дидактическая игра “Чего не стало”

    Воспитатель показывает детям несколько овощей, потом просит их отвернуться и убирает один. Дети должны угадать, чего не хватает.

    Итог:

    Ребята сегодня мы с вами познакомились, с различными овощами и мне хотелось бы прочитать вам стихотворение:

    Чтоб здоровым, сильным быть.

    Надо овощи любить.

    Все без исключенья

    В этом нет сомненья!

    В каждом польза есть и вкус

    И решить я не берусь:

    Кто из них вкуснее,

    Кто из них важнее!



    Похожие статьи