• Все о ребенке в 4 месяца. Что необходимо ребенку для дальнейшего развития

    05.08.2019

    В 4 месяца ребёнок уже перерос младенческие колики и может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

    Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

    Физическое развитие

    Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

    Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

    Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

    Обязательно ознакомьтесь с информацией врача-педиатра, которая отвечает на очень важный вопрос, .

    Ещё родителям будет полезно узнать, как развивается и что должен уметь двухмесячный малыш.

    Узнайте из содержательной и познавательной статьи врача-педиатра о том, как происходит .

    Подробная информация от опытного детского доктора, рассказывающая о том, и как с ним заниматься.

    • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
    • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
    • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
    • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
    • захватывает погремушку и удерживает её;
    • при потягивании за ручки пытается садиться.

    Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок. Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки. В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

    • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
    • учится хлопать в ладоши;
    • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

    Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

    Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

    Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

    В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

    • хватательный рефлекс . Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
    • рефлекс ползанья . Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
    • рефлекс Моро . Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

    Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

    Психоэмоциональное развитие

    1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
    2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
    3. Улыбается своему отражению.
    4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
    5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
    6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
    7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
    8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
    9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
    10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

    Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

    При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

    Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

    Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и поносе у ребёнка и в условиях жары.

    При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

    Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, .

    Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка. После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

    • интерес младенца к взрослой еде;
    • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
    • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
    • удвоение веса с момента рождения;
    • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
    • появление первых зубов.

    Сон и режим дня

    Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

    В большинстве случаев, всю ночь напролёт малыш не спит. Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

    Предлагаем вашему вниманию статью детского психолога, в которой рассматриваются основные и самые популярные .

    Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

    Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

    • массаж и гимнастика . Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
    • максимальный тактильный контакт . Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
    • игрушки . Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
    • речевое общение . Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
    • стишки-прибаутки, потешки . Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
    • «Ку-ку» . На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

    Когда стоит беспокоиться?

    Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

    • малыш не держит голову;
    • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
    • ребебёнок не переворачивается;
    • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
    • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
    • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
    • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

    Во избежание лишних тревог или, напротив, нежелательного спокойствия узнайте, из статьи врача-офтальмолога.

    Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

    При воспитании крохи есть три пути: подогнать поведение малыша под привычный для мамы режим, маме адаптироваться к установленным младенцем правилам или ориентироваться на усреднённые показатели. За треть года вы уже успели определить приоритеты.

    Чтобы не ошибиться с режимом дня 4 месячного ребёнка важно знать его отличия от предыдущих периодов. Здесь приводятся средние нормы и реалии.

    Из этой статьи вы узнаете:

    Следует понимать, что добиться устоявшего распорядка на этом этапе почти невозможно. Пристрастия младенца меняются на протяжении месяца. Для создания благоприятной обстановки применимы правила по чередованию циклов бодрствования, сна, купания, еды, игр и занятий.

    Когда малютка не спит, возьмите его к себе, чтобы «поговорить» и поиграть, не допускайте чтобы ребёнок подолгу одиноко лежал в кроватке.

    Еда как важное звено распорядка

    В сутки малыш съедает питание объемом 1/7 от собственного веса, а не 1/6 как ранее. Вычисленное значение делится на количество кормлений. Полученная величина – это объём каждого из кормлений.

    Если к находящимся на искусственном вскармливании система подходит хорошо, то для грудничков и тех, кто питается смешанно выявить количество суммарной еды нелегко. Даже если взвешивать малютку после каждой еды или раз в сутки.

    На искусственном вскармливании 5-6 разовое питание. Кормление по требованию допускает десяток кормлений за день и больше в этом возрасте. Главное, чтобы лялька чувствовала себя комфортно и раз в месяц фиксировалась адекватная прибавка массы тела.

    Пора сновидений

    Занимает примерно 15-16 часов в сутки. Ночной сон не сильно меняет длительность, но всё же укорачивается и составляет 9-10 часов. Число «сонных» пауз сохраняется, составляя до четырёх раз за сутки: днём три раза и разок ночью. Первый сон может быть сразу после утреннего кормления.

    Детки также охотно спят после обеда и любят вздремнуть вечерком. Случается, что один ребёнок может проспать ночь напролёт, а другой просыпается раз по шесть для еды и «контроля» родителей.

    После пробуждения с чадом непродолжительное время играют, проводят гигиенические мероприятия и привычные ритуалы для укладывания на ночь. Убаюкивать рекомендуется при первых признаках усталости, иначе по прошествии времени сделать это будет сложнее. Ведь ребёнок уже разнервничается оттого, что родные не спешат удовлетворить его потребность в отдыхе.

    Если кроха уже живёт по режиму, но вдруг проснулся существенно раньше обычного, то стоит уложить его вновь. Если же разница от графика в пределах 20-30 минут, то можно приступать к играм или кормлению. Чёткое следование графику по часам не всегда целесообразно. Ведь вы имеете дело с живым человеком, у которого есть свои желания и тревоги.

    Влияние прогулок

    Ваш малютка находится в фазе активного роста. И особенно хорошо детки растут во сне. Предоставить крохе право выспаться на свежем воздухе куда лучше, чем в помещении. Ведь клетки головного мозга будут усиленно снабжаться кислородом. Этот ресурс обязательно направится на покрытие нужд организма и его развитие.

    Естественно, в морозы, зной и ветер с пылью лучше воздержаться от гулянья.

    Рекомендуется проводить с малышом на улице светлое время до ранних сумерек. Обычно погулять удаётся дважды за день по 1,5-2 часа на один поход. Организация солнечных ванн очень полезна для здоровья. Защитите глазки ребёнка от прямых лучей с помощью кепки или панамы, и тогда это не нарушит его сна.

    Режим дня 4 месячного ребёнка: чем заняться?

    Каждый интервал бодрствования длится около 1,5-2 часов. Проснувшийся малыш ведёт себя активней, чем прежде. У родителей есть время между промежутками сна, чтобы позаниматься с малюткой, накормить его и провести гигиену. Четырёхмесячные малыши требуют частой смены подгузника. Уже можно от пассивного хождения по дому переходить к «организованным экскурсиям».

    Комментируйте, в какую комнату вы направляетесь или обратите внимание крохи на происходящее за окном. Обычно дети просыпаются с пяти до семи утра и завершают дневной цикл в 22:00-23:00.

    Игры и забавы

    Стимулируйте кроху к смене положений тела. Подберите для малютки соответствующие возрасту игрушки разных форм и размеров, чтобы развивать его тактильные ощущения, закладывая задатки речи. Например, такие:

    • кресло-качалка;
    • развивающий коврик;
    • развлекательный центр;
    • разнообразные яркие игрушки и погремушки;
    • мобиль на детскую кроватку;
    • развивающие игры.

    Ребёнка забавляют такие занятия как:

    • нахождение на коленях у родного человека;
    • танцы на руках у мамы или папы;
    • выкладывание на животик;
    • песни;
    • сказки;
    • потешки;
    • игры с ручками и ножками крохи;
    • прослушивание музыкальных фрагментов.

    По мнению неврологов лучше воздержаться от просмотра телевизора при малыше. Это не стимулирует соблюдение режима дня 4 месячным ребёнком, а вовсе наоборот. Понятно, что он лишь смотрит на меняющиеся картинки, не сопоставляя их со звуковым сопровождением. Однако фон, исходящий от телевизора оказывает неблагоприятное воздействие на становление центральной нервной системы.

    Водная стихия

    Купания по-прежнему являются ежедневными атрибутами. Лучше не ограничиваться водными процедурами, предшествующими ночному отдыху. В течение дня малыша тоже можно искупать или подмыть, особенно после того, как он сходил по большому.

    Есть детки, на которых ванна действует не успокаивающе, а наоборот. Под впечатлением они сложнее засыпают. Для них лучше устраивать игры в воде утром или днём.

    Мыло используется не каждый день, а только дважды в неделю. Уже можно знакомить чадо с общей ванной, а не только миниатюрной детской ванночкой. Следите за чистотой ванны. Воды сначала наливайте немного, чтобы малыш не испугался увеличившегося пространства с водой. Поместите в неё любимые игрушки крохи.

    Для пользы тела

    К суточному распорядку 4 месячного ребёнка легче подстроиться, если в нём присутствуют массаж с физкультурой. Здоровым деткам на массаж и гимнастику рекомендуется уделять одинаковое время. Для того чтобы мышцы как следует расслабились начинают с массажа. В гимнастический комплекс вводят такие действия как:

    • Сгибы и разгибание в тазобедренных, голеностопных суставах и коленях;
    • Руки в стороны и скрещивание их на груди;
    • Подъём и опускание рук.

    Тело и сосуды малютки ещё слабы. Упражнения нужно проводить от простого к более сложному, без резких движений. Присматривайтесь к реакции своего чада. Не напрягайте долго одну группу мышц. Лучше заниматься в несколько подходов. Давайте карапузу ясные инструкции по типу: «Согни ручки» и «Перевернись на живот», сопровождая слова соответствующими действиями.

    Если кроха принялся плакать, то занятия лучше отложить. Вероятно, у него что-то болит, он хочет есть или так реагирует на ваши не достаточно тёплые руки. Кожные заболевания являются противопоказаниями для массажа и физкультуры, а при низком весе разрешены только массажные приёмы.

    Практикуйте воздушные ванны не только в моменты занятий, но и на протяжении дня. Так кожа малыша отдохнёт от одежды и подгузника.

    Чтобы организовать режим дня 4 месячного ребёнка достаточно составить сбалансированный план. В нём обязательно должны чередоваться этапы отдыха и активных действий. Не следует уделять внимание лишь еде и гигиене. Чадо нуждается в мероприятиях, развивающих его психику и тело. Изыщите возможность для совместных прогулок. Свежий воздух необходим как ребёнку, так и его маме.

    После трех месяцев жизни грудничка, начинается активный процесс его развития не только физиологического, но также психического и эмоционального. Кроха в этом возрасте приобретает новые навыки и теряет некоторые врожденные рефлексы. Это свидетельствует о норме развития новорожденного в 4 месяца. В текущем периоде малыш перерастает все болезненные ощущения, связанные с формированием кишечника, более активно познает окружающий мир.

    Вес новорожденного в 4 месяца в норме составляет порядка 6-7,5 кг плюс-минус 1,5 кг, рост может достигать 65 см. Если ребенок не превышает 55 см, нужно задуматься о возможных заболеваниях, связанных с дефицитом кальция.

    Внимание! Если кроха перебирает в весе - это повод обратиться к педиатру, возможно это связано с нарушением в работе сердечно-сосудистой системы.

    Говорят дети! Дочка (4,5 года) пошла гулять с дедушкой, через полчаса он её возвращает домой:
    - Она обзывается…
    Спрашиваю её:
    - Как ты обзывалась?
    - Дурачиной и простофилею деда называла.
    Почитали, называется, Пушкина…

    В этом возрасте еще продолжается быстрая прибавка в весе, так как грудничок еще не садится и не ползает. В четыре месяца малыша продолжают покидать врожденные рефлексы Робинсона, Мора, Бауэра. Подробно о рефлексах вы можете узнать из . Если такие рефлексы у ребенка не пропадают, есть подозрение на плохую работу нервной системы. Гемоглобин у новорожденного в 4 месяца может быть немного снижен, и только в редких случаях такой показатель требует коррекции.

    Теперь кроха умеет:

    • различать голоса родителей родственников и чужих людей;
    • понятно выражает свои эмоции (смеется, грустит);
    • отлично переворачивается со спинки на животик и обратно;
    • уверено держит голову, при этом пытается самостоятельно сесть;
    • удерживает предметы в руках, следит за движущейся игрушкой;
    • при самостоятельно придерживает грудь матери.

    Развивающий массаж, гимнастика для новорожденных в 4 месяца

    Помимо общения, новорожденного в 4 месяца стимулируют к активным движениям при помощи специальных упражнений. Гимнастика для новорожденных в 4 месяца направлена на развитие мышечной системы ножек, ручек и позвоночника.

    Всегда первым делом проводят разогрев кожных покров и мягких тканей ребенка, поэтому изначально делают массаж новорожденному в 4 месяца. Он заключается в поглаживающих и слегка надавливающих движениях. Когда тело разогрето приступаем к поочередному и одновременному сгибанию ручек и ножек.

    Внимание! Так как конкретных игр для развития грудничка для этого возраста очень мало - достаточно просто поиграть с ребенком, озвучивая все свои действия.

    Режим дня новорожденного в 4 месяца

    Помимо физических упражнений малютке необходим контакт с матерью. Не забывайте разговаривать с ребенком, можно приступать к умственному развитию, читать стишки, потешки, заинтересовывать ребенка интересными цветными картинками и рассказывать, что они обозначают.

    Говорят дети!София (3,5 года) помазала мне ногу детским кремом, потом говорит деловито:
    - Я пошла других животных лечить.
    - Каких, например?
    - Например, деда.

    В это время отмечается снижение продолжительности сна у грудничка. Теперь грудничок спит в сутки не более 15 часов. Ребенок уже способен отдыхать без перерыва до 8 часов в ночное время, иногда даже обходится без кормления.

    В этот период родителям интересно, сколько должен съедать новорожденный в 4 месяца. Комаровский утверждает, что правильно развитый и доношенный ребенок теперь обходиться пятью кормлениями, если месяц назад ему предлагали грудь 6-7 раз.

    Важно! Если ребенок родился преждевременно, существуют врачебные рекомендации в 4 месяца вводить прикорм, соблюдая количество витаминов в питании.

    Для детей, находящихся на грудном вскармливании предлагать прикорм еще слишком рано, так как мамино молоко еще содержит большое количество питательных веществ. Рекомендуем для подробного ознакомления изучить режим дня новорожденного в 4 месяца по таблице ниже.

    Опасные для здоровья проблемы в 4 месяца у грудничков

    Возможны некоторые дефекты в развитии четырехмесячных младенцев, особенно это опасно, если он родился недоношенным. В этот период за ребенком очень трудно уследить, поэтому все чаще родители беспокоятся, если ребенок в 4 месяца упал с дивана или неудачно перевернулся.

    Е. Комаровский считает, что подобное явление может быть опасным только в том случае, если спустя некоторое время после травмы его беспокоят боли и дискомфорт, однако в частых случаях, падение ребенка проходит бесследно. Следует выделить ряд опасных явлений, которые наблюдаются у новорожденных в этом возрасте.

    1. Ребенок кашляет без видимых причин и простудных проявлений, возможно у него проблемы с сердцем или развивается бронхит. Также таким симптомом может проявляться .
    2. Грудничок в 4 месяца плохо спит ночью - это связывают с невралгическими нарушениями, развитием болезни и ощущением малюткой дискомфорта. Также нарушение сна может развиваться на фоне эмоционального потрясения.
    3. Плохой аппетит у младенца может быть спровоцирован поздними проявлениями кишечных колик (это ненормально), которые могут свидетельствовать о нарушениях формирования микрофлоры кишечника.
    4. Если новорожденный не может сходить в туалет, необходимо устранить симптомы запора. Но лучше это делать по рекомендациям педиатра. Так как такое явление нередко проходит само собой.

    Внимательно следите за состоянием малыша с 4 до 6 месяцев, так как малейшие изменения могут говорить о серьезных патологиях развития со стороны нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной системы.

    4 месяца – это так мало. Для взрослого человека. За 16-18 недель невозможно даже в совершенстве овладеть каким-то видом спорта или игрой на музыкальном инструменте. А посмотрите-ка, чего добился ваш малыш! Это не тот кулечек, что вы принесли из роддома, это уже полноценный человечек! Как развивать ребенка в 4 месяца, чтобы он был умным, здоровым и радовал маму и папу счастливой улыбкой?

    Что должен уметь ребенок в 4 месяца

    Вашего кроху уже почти перестали беспокоить колики и газы, и у родителей есть небольшая передышка перед новым серьезным испытанием – прорезыванием зубов. Теперь можно направить все свои силы на разностороннее развитие ребенка, при условии, что он здоров и его психическое и физическое развитие соответствует возрасту. Это точно подтвердит педиатр, но приблизительно оценить эти параметры можно и в домашних условиях, если вы внимательны и наблюдательны.

    Угасание рефлексов новорожденности

    Теперь у ребенка развиваются приобретенные навыки, а безусловные рефлексы угасают. Это свидетельствует о том, что кроха развивается нормально. Проведите небольшие тесты на определение угасания рефлексов периода новорожденности:

    Рефлекс Галанта

    Новорожденный изгибает спинку, если указательным пальцем провести вдоль позвоночника малыша сверху вниз, и слева и справа от средней линии позвоночника на расстояние до 1 см. На пятом месяце этот рефлекс должен отсутствовать.

    Хватательный рефлекс Робинсона

    На смену ему приходит целенаправленное захватывание и удержание предметов.

    Рефлекс сжимания пальцев ног

    Новорожденный при массаже стоп подгибал пальчики внутрь, сейчас же он должен разводить их веером.

    Рефлекс Моро

    Когда кроха лежит на спинке, вы хлопаете ладонями по поверхности, где расположен «тестируемый» в стороне на уровне головки. Если раньше младенец резко разводил ручки в стороны, а потом сводил так, словно обнимал сам себя, на пятом месяце жизни этот рефлекс если не угас окончательно, то заметно ослаб.

    Рефлекс Бауэра

    Должен угаснуть и рефлекс Бауэра: если новорожденный малыш в позе на животе ощущал опору пяточкам (ладонь взрослого, намеренно подталкивающую), то пытался оттолкнуться и отползти. Сохранение этого рефлекса после 5-6 месяцев говорит о патологии развития ЦНС малыша.

    Краткая таблица навыков (физические, эмоциональные, слуховые, зрительные, речевые)

    Что же должен уметь четырехмесячный малыш: таблица средних показателей нормального развития:

    Навыки:
    физические
    • Твердо удерживает, находясь в вертикальном положении и лежа на животе голову
    • Переворачивается с живота на бок и на спину
    • Лежа на животе, приподнимает грудь, опираясь на согнутые в локтях руки
    • При попытке придать ему вертикальное положение с опорой ног, переносит на ноги часть веса
    • Удерживает погремушку кончиками пальцев и у основания
    эмоциональные
    • Осознанно улыбается
    • Активно реагирует, демонстрируя комплекс оживления при виде знакомых лиц
    • Восторженно смеется
    • Возражает протестующим плачем при попытке взрослого у него отнять игрушку
    слуховые
    • Поворачивает голову в сторону звука
    • Различает положительную и отрицательную интонацию голоса (на радостный и приветливый голос – улыбается, на громкий, угрожающий реагирует настороженным взглядом или плачем)
    • Узнает знакомые песенки и приговорки, активно прислушиваясь к ним
    зрительные
    • Обращает внимание на маленькие предметы
    • Провожает взглядом предмет, перемещаемый перед его лицом по дуге на расстоянии около 15 см с одной стороны на другую
    речевые
    • Произносит некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания, издает фыркающий звук

    Детки, опережающие свое физическое развитие, могут демонстрировать еще немало навыков и умений – в таблице отображены усредненные значения.

    Рост и вес ребенка 4 месяцев (Россия и ВОЗ)

    ВОЗ и отечественная педиатрия несколько расходятся во взглядах на то, каков нормальный рост и вес четырехмесячного ребенка. Различие состоит в диапазоне данных параметров (у ВОЗ нижняя граница ниже, а верхняя выше, чем у России).

    Данные параметры являются среднестатическими, и, в первую очередь, зависят от исходных параметров при рождении, от течения беременности и правильности течения родов, а так же от генетической предрасположенности.

    Анна, мама пятимесячной Дарины: «Дочка родилась крупной, 4,2 килограмма! В 4 месяца весила 8,5! Доктор нас ругала, корила ожирением! А что же поделать, если все в семье немаленькие: и я, и муж? Вот и ребенок такой же! Никаких прикормов и докормов я Даринке не давала, только грудное молочко, но вес все равно превышает параметры».

    Как помочь малышу полноценно развиваться?

    Полноценное развитие нужно комплексное: четырехмесячный малыш должен развиваться разносторонне - и физически, и психически. Внося элемент игры в ежедневные занятия с крохой, вы сделаете развитие не только успешным, но и гармоничным.

    Развивающие игры и упражнения

    Хорошими помощниками для правильного развития станут развивающие игры для детей 4 месяцев. Как правило, специальных и строго обязательных игр не существует, как нет и строго определенного времени в режиме дня, посвященного играм. Вы можете включать элемент игры в гимнастику, массаж, купание, прогулку. Даже перед едой можно немного поиграть с крохой.

    Физическое развитие (крупная моторика)

    В 4 месяца у малыша уже должна быть довольно развитая крупная моторика. Это не только показатель правильного развития ребенка, но и предпосылки для развития моторики мелкой, и, как следствие, более раннего речевого развития.

    К пятому месяцу у ребенка уравновешен тонус сгибателей и разгибателей ног и рук, поэтому необходимы движения для укрепления мышц конечностей. Так кроха будет скорее готов к ползанию и хождению.

    Развивающие занятия хорошо проводить, когда малыш сыт (через 20-30 минут после еды) и бодр, тогда они принесут удовольствие и ребенку, и вам. Выполняя упражнения, считайте вслух: у малыша созревает слуховой анализатор и развивается чувство ритма.

    «Кругом взмах!»

    Это упражнение поможет укрепить суставы и мышцы рук. Исходное положение (ИП): на спинке. Свои большие пальцы вложите в ладошки крохи, чтобы он сжал их в кулачок. Осторожно разведя на счет «раз» ручки в стороны, на счет «два» их плавно поднимите кверху. На счет «три» - вытяните вперед и опустите. Повторяйте 5-7 раз.

    «Велосипед»

    Добавите это упражнение в ежедневную гимнастику, оно укрепляет мышцы ног и развивает тазобедренные суставы.
    ИП: на спинке. Придерживая малыша за голени, поочередно сгибайте и разгибайте ножки, совершая плавные круговые движения и следя, чтоб ножки были параллельны друг другу.

    «Самолет»

    Это упражнение способствует укреплению мышц шеи, спины, плечевого пояса и тренирует вестибулярный аппарат.
    ИП: на животе. Поднимите ребенка, поддерживая под мышками лицом вперед, а пяточками уприте в свою грудь. Полетайте по комнате.

    Упражнения для 4-месячного ребенка на фитболе

    «Толкалки-качалки»

    ИП: лежа на спине. Удерживайте кроху за голени. На счет «раз» согните ножки в коленях, на «два» притяните их к его грудной клетке. «Три» - откатите мяч чуть назад, чтоб ножки разогнулись. Повторить 5-7 раз.

    «Ладошками до пола»

    ИП: на животе. «Раз» - наклоните фитбол, придерживая малыша за попку и поясницу, чтобы вытянутые ручки коснулись пола. На счет «два» вернитесь в исходное положение. Выполняйте упражнение осторожно и только если малыш хорошо держит голову и спинку ровно.


    Развитие мелкой моторики

    Чтобы пальчики ребенка были ловкими и сильными, могли справляться с мелкими пуговками, когда придет время идти в сад, и сделали малыша чемпионом по собиранию мозаики, уже сейчас проводите пальчиковые игры.

    Доказано, что мелкая моторика, развитая с пеленок, делает малыша говоруном быстрее!

    Во время зарядки по очереди поработайте с пальчиками каждой из рук. Не просто растирайте и массируйте пальчики, а приговаривайте при этом несложные стишки: это разовьет слух, память и ритмику ребенка.

    В домике у мышек
    Жили 5 малышек.
    Один любил покушать,
    Другой – стишок послушать,
    А третий – вдоволь погулять,
    А двое маленьких – поспать.

    Уложите ладошку малыша в свою ладонь тыльной стороной вверх, чтобы пальчики оказались разогнутыми. Каждый пальчик, ухватив за кончик и с легким нажимом удерживая за ноготок и подушечку, чуть отгибайте кверху, приговаривая:

    Гули-гули:
    Раз – большой,
    Два – смешной,
    Три – красивый,
    Четыре – счастливый,
    Пятый – малыш,
    Кыш-кыш-кыш! (сожмите в кулачок).

    Пошли купаться? Не спешите погружаться в ванну полностью, поиграйте! А когда малыш станет сам сидеть в воде, совмещайте купание и пальчиковые игры.

    «Рыбки-рыбки»

    Поддерживая кроху под грудкой, наклоните так, чтобы одна ладошка поместилась в воду. Другой рукой ухватите ладошку ребенка так, чтобы свободно сгибать и разгибать пальчики от указательного до мизинца одновременно. Приговаривайте:

    Рыбки-рыбки, малыши,
    Плавничками плюх-плюх!
    Хвостиками хлюп-хлюп,
    И уплыли в камыши!

    Проводите занятия с пальчиками аккуратно! Ребенку тяжело удерживать их разогнутыми, не вкладывайте большое усилие, чтобы разогнуть пальцы – суставы очень хрупкие!



    Эмоционально-социальное развитие ребенка

    Ребенку в 4 месяца общение доставляет большое удовольствие. Он не боится чужих людей и с интересом вслушивается в голоса. Ребенку нравится наблюдать за мимикой. Он с удовольствием будет ощупывать ваши нос и щеки, засовывать пальчики в вам в рот, дергать за волосы. Используйте этот интерес для игр!

    «Баран-баран»

    Пободайтесь с малышом лбами, поговаривая:

    Рано-рано
    Два барана
    Повстречались на лугу.
    Встали прямо
    Два барана
    И друг другу
    Ни гу-гу…

    На ручки

    Учите ребенка заявлять о своих желаниях не только криком. Закапризничал? Прежде чем взять его, протяните к нему руки, поманите, заставляя протянуть ручки к вам:

    Ручки-ручки! К нам идите!
    Малыша скорей берите!

    Уроки этикета

    Уроки этикета важны уже сейчас! Учите кроху здороваться и прощаться с людьми. Каждый раз, провожая папу на работу или бабушку домой, подносите малыша к уходящему, производя определенный ритуал-игру прощания. Например, прижимаясь щечкой к щеке уходящего, а потом маша ручкой:

    Пока-пока! прощайте!
    Почаще забегайте!

    Евгений, отец семимесячного Егора: «Я обожаю, когда сын меня встречает. Только вхожу в дверь, а Егорка у жены на руках и тянет ладошку – поздороваться. Я так здоровался с ним с рождения, когда он, наверное, еще не понимал, что я папа, и что означает это рукопожатие».

    Развитие зрения

    К четырем месяцам зрение ребенка отлично воспринимает цвета: лучше натуральные, природные – желтый, зеленый, красный и синий. Чистые и яркие оттенки предпочтительнее полутонов и многоцветий. Не перебарщивайте с пестротой игрушек!


    Как, играя, тренировать зрение?

    Возьмите небольшой яркий мячик. Положите малыша на животик, а мячик – в поле зрения крохи. Привлеките к мячу внимание ребенка, а затем перекатывайте из стороны в сторону, чтобы малыш следил за игрушкой взглядом. Можно приговаривать:

    Мячик-мячик, покатись,
    Каждым боком покажись!
    Ах, какой красивый мяч!
    Ну-ка, мама, мячик спрячь!
    (можно спрятать мяч, чтобы малыш заметил отсутствие игрушки).

    Концентрация внимания

    Концентрировать внимание и развивать глазные мышцы поможет следующая хитрость. Отвяжите от мобиля (подвесной кроватной игрушки) все подвески и замените их невзрачными, однотонными, одного цвета (можно наполнить синтепоном кусочки капронового чулка и завязать на манер шарика). А одну игрушку привяжите яркую. Когда малыш будет наблюдать за мобилем, взгляд будет прикован только к яркой игрушке.

    Неваляшка

    Не только зрение, но и координацию движений развивают подвижные игрушки типа неваляшки. Дотроньтесь ручкой ребенка, качните неваляшку, и, пока она не остановится, малыш не оторвет от нее взгляда, вращая из стороны в сторону зрачками, а значит, тренируя глазные мышцы.

    Прикрепите на стены в каждой комнате, где бывает малыш, яркие картинки (лоскутки, наклейки, даже воздушные шарики), и пусть даже на скучных стенах в ванной или на кухне кроха может находить яркие предметы.

    Развиваем слух

    Всегда говорите с ребенком!

    Неважно, что он ничего не понимает в готовке борща или глажке белья: комментируйте свои действия! Только так разовьется слух и речь малыша! Очень полезно, когда говорите, прислонять голову крохи к своей щеке: он будет чувствовать движение мышц и вибрацию при произнесении звуков.

    Никакой монотонности!

    Слушайте и повторяйте!

    Дайте ребенку высказаться, если он гулит, а затем повторите его «речь». Это приучит кроху к диалогу.

    Меньше «заек», больше конкретики!

    Называйте ребенка по имени, а не одними ласковыми словами вроде «солнышко, зайчонок, рыбка». Так он скорее начнет откликаться на имя и привыкнет к нему.

    «Динь-динь»

    Приобретите колокольчик! Потрясите им справа от головы ребенка. Когда малыш повернется на звук – переместите влево. Звоните колокольчиком из разных мест в комнате, заставляя малыша искать источник звука.

    Включайте музыку

    Музыка нужна не только для развития эстетического вкуса и музыкального слуха: она развивает детский слух, благотворно влияет на эмоциональное развитие, вырабатывает чувство ритма. Включайте музыку и пойте сами: это нравится всем малышам.

    Развиваем речь

    Как и с развитием слуха, развитию речи способствует постоянное общение с ребенком. Читайте сказки и стихи, не отнекивайтесь тем, что ребенок все равно не поймет и не запомнит!


    «Мы часто и не подозреваем, что в детском мозгу с рождения отпечатываются самые обыкновенные фразы и действия его матери, - пишет японский автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука. - Так мамы, постоянно говорящие с ребенком, сильно влияют на развитие детского интеллекта».

    «Ба? Или Ма?»

    Закрепить произнесение конкретного слога у ребенка можно, если он часто будет это слышать. Попробуйте читать стишок, оперируя одним только слогом, но меняя интонацию. Так можно способствовать тому, что первым кроха скажет полностью то слово, которое вы от него так ждете.

    «Мой голос»

    Малыш гулит, лепечет подолгу? Воспользуйтесь моментом, запишите на камеру, диктофон, телефон и т.д. При случае воспроизведите запись: реакция крохи на собственный голос будет яркой!

    «Мама-повторюшка»

    Мы развиваем речь ребенка, активно подражая его лепету! Ведь если мама говорит, как он, то и он сможет, как мама!

    Познавательное развитие ребенка 4 месяца

    Познавая мир вокруг и себя, ребенок развивается гармонично.

    «Познавательному детскому развитию способствуют разнообразные получаемые впечатления, - рассуждает Туревская Е.И. в «Возрастной психологии». - Взрослые, окружающие малыша, должны удовлетворять эту потребность во впечатлениях и стараться, чтобы окружающая обстановка была не однообразной, интересной. Познавательное развитие детей, пребывающих в однообразной среде, несколько замедляется».

    Четырехмесячный кроха интересуется собственным телом. Помогайте ему в этом!

    «Где? Вот!»

    Игра, помогающая запомнить части тела ребенка.
    Спрашивайте: «А где наши ручки? » (ножки, животик, носик и т.д.)
    И тут же отвечайте: «Вот! » (называя часть тела)

    «Полетели!»

    Части тела можно учить при помощи этой игры. Возьмите руки крохи в свои, помашите, приговаривая:

    «Полетели, полетели! На головку (на животик, ушки, ножки и т.д.) сели! » (прижать ладошки к называемой части тела).

    «Кто же это за стеклом?»

    Полезно играть с малышом перед зеркалом. Оставьте все суеверия – развивающие игры с зеркалом познавательны и увлекательны. Показывайте отражение ребенку, сами стойте рожицы, целуйте ребенка, чтобы он видел и целующую малыша зазеркальную маму: так ребенок скорее станет отождествлять свое отражение с собой.

    Развивающие игрушки

    Погремушки или маракасы

    Какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца? В первую очередь, погремушки, и чем громче они звучат, тем лучше. Хорошо, если среди них есть и геометрические (шарообразные, овальные, прямоугольные – но без острых углов!), и сюжетные (изображающие животных, людей). Замечательный вариант - детские маракасы. У них удобная ручка, а звучат они очень громко. Малышу очень понравится трясти их обеими ручками в такт музыке. Цвета погремушек должны быть яркими и полезными для развивающегося зрения: зеленые, желтые, голубые, оранжевые.


    Сенсорные коврики

    В 4 месяца ребенок играет и много времени проводит лежа на животике, изучая все, что попадется под руку. Детские коврики с пришитыми шуршащими, звуковыми элементами и игрушками из разных тканей будут полезны для сенсорного развития крохи.

    Как сделать развивающие игрушки самостоятельно?

    Развивающие игрушки для детей 4 месяца можно изготовить и самостоятельно.

    Сенсорные мешочки

    Сшейте мешочки из тканей разной фактуры (шелка, плюша, фетра, хлопка и т.д.), наполните крупами. Такие развивающие игрушки полезны для развития сенсорики и мелкой моторики ребенка.

    Разноцветные крышечки

    Прикрепите к листу фанерки всевозможных размеров и цветов крышечки от баночек и бутылок. Такая развивающая панелька обязательно приглянется ребенку: предлагайте ее, когда малыш лежит на животе, он будет тянуться ручками к ярким кружочкам. Не используйте токсичный клей! Гораздо надежнее будет крепление небольшими саморезами (это подарит и прочность игрушке).

    А вот перед покупкой развивающих мультфильмов задумайтесь: не верьте обещаниям сделать из крохи вундеркинда, вреда детскому зрению будет куда больше!

    Распорядок дня, как элемент развития

    Приучать кроху к режиму стоит с рождения. Определенные часы для сна, кормления и игр привнесут порядок в организацию дня и ребенка, и мамы.

    Прогулки

    К четырехмесячному возрасту прогулки становятся длиннее, летом – до 3 часов, зимой – до 2. Малыши еще спят во время прогулки, поэтому, если ребенок не восприимчив к покачиванию коляски и закрывает глазки сразу, как только его оденут – можно просто выставлять коляску на балкон или веранду, а маме заниматься домашними делами.

    Питание

    Питание малыша должно быть шестиразовым, равные промежутки времени между кормлениями позволяют пище перевариться, а желудку отдохнуть.

    Массаж

    Массаж лучше проводить дважды в день, в одно и то же время, ребенок будет ждать этой процедуры, особенно, если комплекс включает не просто растирания и поглаживания, а игры и приговорки.

    Хорошо, если отход ко сну вечером будет неким ритуалом (действиями, повторяющимися изо дня в день): купание, «сеанс нежности» (поглаживания и поцелуи), колыбельная.

    Заключение

    Что должен уметь малыш в 4 месяца? Не только держать головку и поворачиваться на животик! Он должен уметь самое главное: радоваться общению с самыми дорогими людьми - мамой и папой! Ребенок в 4 месяца - вполне социальное существо, уделяйте его развитию больше внимания, так крохе будет легче полноценно входить в мир взрослых.
    Развивайте, играя! Ведь игра - ведущий вид деятельности ребенка и неотъемлемая составляющая счастливого и беззаботного детства.

    Кроме книг по детской психологии, возможно, вам будут интересны следующие:

    • Глен Доман. «Гармоничное развитие ребенка».
    • Евгений Комаровский. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников».
    • Ирина Мальцева. «Пальчиковые игры: От рождения до 3 лет».
    • Масуру Ибука. «После трех уже поздно».
    • Мария Монтесори. «Методика раннего развития».
    • Татьяна Стробыкина. «Игры и упражнения для самых маленьких».

    Видео по теме

    Четырехмесячный малыш радует родителей появлением новых навыков и открытий. Он подрос и окреп, стал больше бодрствовать в светлое время суток. В распорядке дня появляются некоторые изменения, по сравнению с . Он по-прежнему чередуется периодами сна, кормления, дневным времяпровождением и гигиеной. Основные изменения затронут лишь продолжительность данных промежутков времени.

    Примерный режим дня на 4 месяце жизни

    В четырехмесячном возрасте маленький человечек ясно различает лица и голоса взрослых. Среди окружающих он с легкостью узнает свою маму. Время сна сократилось с 16 до 14 часов, а бодрствования – увеличилось на 1-2 часа. Ребенок растет, набирает вес и рост в особом ритме, запрограммированном природой.

    Распорядок дня у младенца претерпевает изменения, и в четыре месяца он выглядит примерно так:

    Время Режимные процессы
    7 ч Пробуждение, первое кормление, гигиенические процедуры (умывание, смена подгузника)
    7 ч 30 мин. – 8 ч 30 мин Игры в кроватке, бодрствование
    8 ч 30 мин. – 9 ч 30 мин Утренний сон
    9 ч 30 мин – 10 ч 30 мин Второе кормление, игры и общение с мамой
    10 ч 30 мин – 12 ч Сон (желательно на свежем воздухе)
    12 ч – 14 ч Третье кормление, гимнастика, легкий массаж и принятие воздушных ванн
    14 ч – 16 ч Сон во время дневной прогулки в коляске
    16 ч – 18 ч Четвертое кормление, бодрствование, прослушивание детских песен, времяпровождение со взрослыми
    18 ч – 19 ч Сон
    19 ч – 20 ч Период бодрствования, спокойного общения и игр
    20 ч – 21 ч Купание в ванночке, пятое кормление, подготовка ко сну
    21 ч – 7 ч Ночной сон

    Кроха уже отличает светлое и темное время суток, а для кормления просыпается по ночам все реже, предпочитая высыпаться до утра. Днём он способен играть и проводить время без сна около 3 часов подряд. Грудничку уже неинтересно лежать без дела, он любит слушать разговоры взрослых и оживляется, когда обращаются к нему. В дневные часы бодрствования малыш изучает через прикосновения мир, рассматривает окружающие предметы и вслушивается в новые звуки.

    Крохе 4 месяца: (опыт мамы):

    Сон младенца в 4 месяца

    Необходимость в продолжительном сне у детей в данном возрасте остается по-прежнему на высоком уровне. После приема пищи грудничок охотно засыпает и может вздремнуть ненадолго в вечернее время. Режим сна сам собой установится не позднее полугода, пока же мама не всегда может предугадать, в какой конкретно час уснет её дитя. Помните, что кроха пока еще слишком мал, и не в каждой ситуации целесообразно следовать графику по времени. Достаточно соблюдать необходимую общую длительность суточного сна.

    Нормы дневного сна

    Отвечая на вопрос, сколько должен спать ребенок четырех месяцев, стоит отметить, что во сне кроха должен проводить не менее 14-15 часов в сутки. При этом на дневной сон уходит не менее 5 часов, остальные 10 часов – на ночной сон. Продолжительность дневного бодрствования с каждой неделей увеличивается, меняется с этим и режим сна. У некоторых детей четыре периода дневного отдыха сменяются тремя.

    На заметку! Если вы видите, что дитя хочет спать, то не ждите нужного часа «по графику» и укладывайте его. Для нервной системы малыша полезнее убаюкать его при первых признаках усталости, чем пытаться сделать это по прошествии времени, не давая ребенку удовлетворить потребность в отдыхе.

    Питание ребенка в 4 месяца

    Режим кормления, установленный у 4-х месячного грудничка, предполагает плавный переход на питание пяти раз в день. В этом заключается основное отличие распорядка дня от предыдущих недель. На сегодняшний день у мам есть возможность выбора питания для своего младенца – путем грудного, смешанного или искусственного вскармливания.

    Питание на грудном вскармливании

    Самой подходящей едой для детей этого возраста является грудное молоко. Малютку необходимо кормить каждые 3-4 часа. В ночное время интервал между прикладываниями к груди становится больше – около 7 часов. Режим дня на грудном вскармливании чаще всего налаживается не ранее 5-6 месяцев, т.к. младенец все еще предпочитает питаться не по часам, а по требованию. Между тем, количество приемов пищи на ГВ сокращается в сравнении с предыдущими месяцами.

    На заметку! Вопреки множествам мнений, 4 месячный ребенок на грудном вскармливании не нуждается во введении прикорма. До полугода питательности молока матери для здорового развития и роста грудничка вполне достаточно.

    Питание на искусственном вскармливании

    На искусственном вскармливании питание осуществляется исключительно адаптированной смесью, либо смесью и материнским молоком, количество которого не превышает 200 мл в день. В этом возрасте ребенку подходит стартовая (начальная) смесь с маркировкой «1». Необходимое количество смеси зависит от веса и состояния здоровья маленького чада. На основании этих данных врач рассчитывает примерные объемы и частоту приемов пищи в сутки.

    Примерная схема питания 4-х месячного младенца на искусственном вскармливании выглядит так:

    Важно! Если маме кажется, что её ребенку недостаточно грудного молока, не стоит сразу же пытаться накормить адаптированной смесью. Для начала следует обратиться за консультацией к педиатру или к консультанту по ГВ. Специалист подскажет, как усилить лактацию и распознать, наедается ли ваш карапуз досыта.

    Первый прикорм на ИВ

    Детям, питающимся смесью, первый прикорм вводят в 4 с половиной месяца, чтобы восполнить организм всеми недостающими веществами. Знакомить со «взрослой» пищей педиатры рекомендуют с осторожностью, понемногу вводя в рацион однокомпонентные пюре из овощей, затем каши без молока и глютена, а после уже и фруктовые соки для детского питания.

    Допустимые продукты для введения в прикорм детям старше 4-х месяцев:

    Реакция младенца на прикорм имеет первостепенное значение: продукт должен быть ему по вкусу. Начав с ½ ч.л. новой пищи, её количество увеличивается ежедневно на 1 ч.л. Спустя десять дней объем вводимого компоненты должен составить 120-150 мл. Так, четыре кормления в день остаются исключительно молочными, а пятое заменяется нововведенным продуктом.

    Прикорм малыша с 4 месяцев – на что обратить внимание:

    Режим дня на искусственном вскармливании имеет свои особенности:

    • Как правило, молочная смесь переваривается детским желудком дольше, чем материнское молоко. Следовательно, сытыми груднички остаются дольше, и распорядок по часам с такими малышами наладить проще.
    • У младенцев на ИВ с правильно подобранной смесью к 4-4,5 месяцам проходят колики, благодаря чему дети спят ночью в разы спокойнее своих сверстников.
    • Потребление молочной смеси может отличаться от приема к приему. Младенец съел 160 мл утром, а в обед не осилил и 120 мл? Это нормально и может быть связано не с отсутствием аппетита, а с временем суток или даже настроением крохи.

    Смешанное вскармливание

    Режим питания на смешанном вскармливании подразумевает, что младенец получает грудное молоко (минимум 1/5 от суточного объема) и адаптированную смесь. Если четырехмесячный кроха находится на смешанном питании, его нужно кормить по требованию. Педиатры в этом случае советуют давать разведенную смесь из ложечки, а не из бутылки – привыкание к ней может плохо сказаться на ГВ. Пить из бутылки легче, и вскоре многие дети наотрез отказываются брать грудь.

    Прогулки с ребенком

    Карапуз начинает проявлять активный интерес к окружающему миру. Во время прогулки старайтесь рассказывать ему обо всем, что встречается на пути: играющих в мяч детях, животных, растениях и транспорте. Выходить на свежий воздух с дочкой или сыночком необходимо как минимум дважды на 1,5-2 часа в день.

    Режим ребенка зимой и поздней осенью может меняться в зависимости от погодных условий – в сильный мороз, ветер и проливной дождь лучше остаться дома. Также и режим ребенка летом может корректироваться в слишком жаркие дни, которые безопаснее для здоровья младенца провести в проветриваемом помещении.

    Плюсы и минусы прогулки при разных температурных режимах можно увидеть в таблице ниже.

    Температура воздуха на улице Особенности прогулки
    -8°C и ниже У младенцев еще довольно слабая носоглотка. Гуляние при низкой температуре воздуха может привести к заболеваниям дыхательных путей. Если выход на улицу необходим, то позаботьтесь о согреве вдыхаемого ребенком воздуха. Заверните кроху в меховой конверт с капюшоном, создав воздушную подушку возле личика. Находиться на улице с малышом при такой температуре можно не более 20 минут.
    От 0°C до -8°C Непродолжительные 30-минутные прогулки помогут малышу крепко уснуть. Позаботьтесь о том, чтобы обезопасить грудничка от ветра – используйте для коляски теплое одеяло или утепленный мехом зимний конверт. Перед выходом нанесите на щечки и носик маленького специальный защитный крем от мороза.
    От +1°C до +8°C При такой температуре воздуха самое время устраивать малышу длительные полуторачасовые прогулки. Дети замечательно засыпают в условиях свежего прохладного воздуха, мамы также могут отдохнуть и без спешки пройтись в парке с коляской.
    От +8°C до +15°C Температура воздуха комфортна и располагает к гулянию. Следует обращать внимание на то, чтобы маленький не потел от лишних слоев одежды. Не кутайте карапуза, лучше в случае нестабильной погоды накрыть его в коляске запасным пледом для утепления.
    От +15°C до +20°C В солнечную погоду может показаться, что на улице жарко, но в тени и при наличии ветра все же еще далеко не лето. Учитывайте перед выходом во двор с ребенком все факторы – светит ли солнце или пасмурно, дует ли ветер. Не одевайте крошку слишком легко, в +16 еще довольно легко замерзнуть, особенно находясь без движения в коляске.
    От +20°C до +25°C Наполненные солнцем и теплом дни хороши для долгих гуляний с грудничком. Но прямые солнечные лучи могут представлять опасность для беззащитной детской кожи. Выбирайте тонкую дышащую одежду, а незащищенные участки тела смазывайте солнцезащитным молочком 0+.
    От 25°C и выше Безопасный период для выхода на улицу – до 11 утра и после 15 часов дня. В такую жару грудничку потребуется дополнительная жидкость, поэтому обязательно берите с собой питьевую воду. Гуляя с коляской, создайте в ней тень, опустив капюшон и открыв «окошко» с сеткой для проветривания. Если гуляние проходит у мамы на руках, то обязателен головной убор и тонкая, но закрывающая тело от солнечных лучей одежда.

    Физическое развитие малыша

    Укреплением и развитием мышц у маленького ребенка важно заниматься регулярно и уделять этому время не только по утрам. Гимнастика с младенцем – важный шаг на пути к подготовке и освоению навыков переворачивания и ползания. Педиатры считают оптимальной 5-7 минутную нагрузку, выполняемую с помощью мамы утром, днем и вечером.

    • В 4 месяца дети стремятся самостоятельно переворачиваться в положение «на животик». Укрепляя мышцы спины, можно ускорить процесс обучения. Полезно поиграть с малышом в «мячик». Перекатывая грудничка на животик и обратно, сопровождайте занятие сказкой, что он стал мячиком и теперь хочет далеко-далеко укатиться. Такое упражнение делает гибкими мышцы брюшного пресса у детей.
    • Упражнение для укрепления позвоночника и рук подготовит кроху к навыку сидения. Чадо ухватывается за указательные пальцы взрослого; затем родитель осторожно и невысоко тянет грудничка на себя. Досчитав до десяти, опускаем его обратно в лежачее положение.
    • Для стимулирования к ползанию взрослый может подставлять руку под пяточки грудничка при выкладывании на животик. Карапуз будет использовать ладонь как опору, – стараясь оттолкнуться ножками, он сделает попытку продвинуться вперед. Чтобы старания вашего чада не были напрасными, сделайте поверхность удобной для ползания – это может быть накрытый пледом или одеялом пол.

    Гимнастика и возможные упражнения с малышом (видео):

    Игры и развитие в 4 месяца

    Четырехмесячные дети в течение дня бодрствуют не менее восьми часов. Подборка для своего младенца интересных развивающих занятий может стать хорошим подспорьем для молодой мамы на каждый день.

    «Экскурсия»

    Малютке нравится проводить время у мамы на руках и рассматривать все вокруг. Устраивайте младшему члену семьи прогулки по дому. «Путешествуя» у родителей на руках, он пополняет свой пассивный словарь названиями различных предметов. Вся услышанная от взрослых информация помалу откладывается у младенца в памяти, в чем совсем скоро можно будет убедиться – ваше чадо будет поворачивать голову в сторону того предмета, который был упомянут в разговоре.

    «Шуршим – звеним»

    Мелкая моторика и тактильные ощущения способствуют развитию интеллекта. Кроху полезно знакомить с предметами/игрушками, имеющими разную текстурную поверхность. Дети с удовольствием шуршат бумагой, мнут плюшевого медвежонка и изучают погремушку с отверстиями. Важно делать акцент именно на материале, а не на цвете – перенасыщенные оттенками игрушки рассеивают внимание.

    «Музыкальная минутка»

    Ритмичная музыка – то, что приводит четырехмесячных детей в восторг. Простое хлопанье в ладоши в такт мелодии помогает сформировать «с пеленок» чувство ритма. Просто возьмите на ручки чадо и потанцуйте с ним под задорную музыку – такое занятие улучшает настроение, развивает память и координацию.

    «Сорока – белобока»

    Маленьких очень забавляют пальчиковые сюжетные игры, такие как «Ладушки», «Прятки», «Идёт коза рогатая» и различные игровые действия с их ножками и ручками. В сочетании со смешными рожицами, поглаживаниями пальчиков, активизируются мозговые центры – они отвечают за подготовку артикуляционного аппарата, и, в будущем, речи.



    Похожие статьи