• «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики пальцев рук у младших дошкольников посредством художественно-творческой деятельности

    30.06.2019

    «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов»

    (из опыта работы)

    «Руки дают человеку голову,

    затем поумневшая голова учит руки,

    а умелые руки снова

    способствуют развитию мозга».

    В настоящее время всё чаще наблюдается негативная тенденция, которая показывает увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Это связано, в первую очередь, с тем, что в век развития компьютеризации и интернета, люди практически перестали читать, разговаривать, писать письма. И как следствие, эти, так необходимые навыки, не прививаются и детям.

    Еще Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга человека. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук « тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем речь ребенка.

    В течение года, когда дети посещали младшую группу (2013 – 2014 учебный год), я наблюдала за детьми, их играми, общением со сверстниками и взрослыми. В ходе наблюдения я выявила, что у многих детей недостаточно развита речь: некоторые по – прежнему используют в речи облегченные слова, пользуются заменой слов, словарный запас этих детей беден. При этом два ребенка в группе вообще не говорят предложением. Обозначив для себя проблему, я стала много читать по этой теме, искать объяснений у известных физиологов, психологов и педагогов. Изучив большое количество информации, я увидела, что большинство ученых связывает эту проблему с недоразвитием мелкой моторики кисти руки дошкольника.

    Исходя из этого, я вновь обратилась к детям. Начала наблюдать за их работой руками, их ручной умелостью. В ходе наблюдений я убедилась, что у детей с проблемами в речевом развитии действительно не развита моторика рук: они с трудом скатывают шарик из пластилина, часто не правильно вкладывают в кисть ложку во время приема пищи, при выполнении пальчиковых гимнастик движения пальцев рук примитивны.

    Определив для себя проблему, которая присутствовала у моих воспитанников, я начала подбирать пути ее решения. Детям дошкольного возраста наиболее доступна изобразительная деятельность, поскольку через рисование, лепку, аппликацию они познают окружающий мир. Поэтому я решила, что именно изобразительная деятельность поможет мне развить мелкую моторику кистей рук в интересной игровой форме с использованием различных материалов для творчества детей.

    Новизна опыта состоит в разработке системы работы по развитию мелкой моторики и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов, что будет способствовать развитию речи детей; в подборе методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастика; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами (застегивать - расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё); работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); работу с мелко нарезанной нитью, ватой, опилками (аппликация); ниткографию и в разработке конспектов этих мероприятий.

    Цель работы: развитие мелкой моторики рук детей, обогащение чувственного опыта детей через работу с разными материалами и умения фиксировать его в речи средствами изобразительной деятельности.

    Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

    Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.

    Формировать координацию движений.

    Способствовать развитию творческих способностей.

    Для успешного решения этих задач и достижения цели я подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: "Развиваем мелкую моторику у малышей"; «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики», а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание». Изучила и использовала электронные ресурсы. Изучение литературы и других материалов подтвердило актуальность выбранного направления в том, что изобразительная деятельность является наиболее "мощным" стимулом для развития моторных навыков кистей рук и творческих способностей у детей в дошкольном возрасте. Оформила картотеку пальчиковых игр, большую часть которых мы выполняем под музыку («Лезгинка», «Утята», «Дождик», «Зайчишки – трусишки» и т. п.). В этой картотеки имеют место быть и игры с массажными мячами, которые сопровождаются шуточными стишками, потешками. Например, Мячик, ты помощник наш

    Сейчас нам сделаешь массаж!

    Положи его на стол

    И ладошкой мяч прикрой.

    Начнём быстро его катать,

    Будем весело играть!

    (Правой рукой катать мячик)

    Ускоряем ещё ход!

    (Ускоряя движение)

    Назад - вперёд! Назад - вперёд!

    А потом круговорот.

    (Круговые движения ладошкой)

    Если вдруг рука устала,

    То массаж начнем сначала,

    Но уже другой рукой,

    (Левой рукой катать мячик)

    Если хочешь песню пой:

    Назад - вперёд, Назад - вперёд.

    Ускоряем снова ход.

    Назад - вперёд, Назад - вперёд

    И опять круговорот!

    (Вращательные движения ладошкой)

    Мячик, ты не понарошку,

    Быстро прыгай мне в ладошку.

    (Положить массажный мячик в правую руку)

    Начнём мячик мы сжимать.

    Раз-два-тричетыре-пять,

    Интересно нам играть,

    (Сжимать массажный мячик, ускоряя движения)

    А ну, ещё быстрей, быстрей.

    Свою силу не жалей!

    Мы прогоним сейчас скуку.

    (Перекладываем массажный мячик в левую руку и сжимать с ускорением)

    Поменяем быстро руку

    И опять, опять, опять,

    Продолжаем нажимать!

    Разминаем пальчики,

    (Пальчиками сначала одной руки, потом другой, поочерёдно нажимать на иголки-шипики)

    Нам поможет этот мяч,

    Потому что все иголки

    У него совсем не колки!

    Что-то мы ему не верим,

    Иголки пальчиком проверим

    Не зевай, не зевай…

    На иголки нажимай!

    Продолжаем мы игру,

    Мячик я сейчас потру.

    (Катать массажный мячик между ладошками)

    Всё прекрасно, хорошо.

    А ну, ещё, ещё, ещё…

    Молодец, катаешь ловко.

    Тише, тише остановка.

    Иглбол прижмём слегка,

    (Ладошки прижать к себе)

    И шепнём ему: пока!

    Вот и кончилась игра,

    Завтра встретимся с утра!

    Наиболее удачными формами организации детской деятельности по рисованию и аппликации стали формы с использованием нетрадиционных форм. Некоторые дети боятся, что традиционное задание выполнить не смогут. В отличие от них, нетрадиционные занятия вызывают живой интерес.

    В разных видах деятельности детей (совместной, самостоятельной, НОД) я предлагаю детям различные материалы для творчества (нитки, вата, бумага разной фактуры, опилки, шерсть, крупы, макаронные изделия, пластилин, камушки, ракушки и т. д.). Используя эти материалы, ребенок создает свои шедевр, при этом активизируется работа его пальчиков и происходит развитие творчества ребенка, его фантазии.

    Один из способов совершенствования пальчиковой моторики, который очень увлекает детей является метод ниткографии. Ниткография - выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити". "Рисунки" получаются объёмные и живые. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей.

    Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которую можно смять, разорвать на части разных размеров (для выполнения аппликации), сложить (для создания фигурок оригами), а полученные поделки использовать в играх, инсценировках.

    Умение держать кисточку в руках - отличный способ развития моторики. Часто предлагаю детям порисовать пальчиками, ладошками. Очень любят дети лепить из глины, теста и пластилина. Создание 3D картин из пластилина вызывает массу положительных эмоций у ребенка, одновременно оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики и его творчества.

    При работе с бумагой, ножницами, клеем я учила детей правильно пользоваться материалами, инструментами, старалась привить практические навыки и умения.

    Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: вырезание, аппликация из бумаги и ткани, а также вырезание разных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

    Для достижения поставленной цели и задач, с учетом особенностей и потребностей воспитанников моей группы в этом учебном году я организовала работу кружка «Волшебная бумага», где дети, действуя с бумагой разной фактуры и размера, выполняли различные упражнения и изготавливали аппликации, поделки (мячи для клоуна, конфеты для гостей, толстые животики Чебурашки и мишки, осенние листочки, на лесной полянке и т. д.). Большая часть работ, выполненных детьми на занятиях кружка стали участниками и победителями конкурсов детского творчества разных уровней. Кроме этого, детские работы я часто использую для оформления интерьера группы, что вызывает гордость детей за свой успех.

    Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и, как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Я стараюсь использовать любую возможность общения с родителями, одна из первейших задач, установить доверительное отношение с ними. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

    Для того, чтобы родители были в курсе темы, проводила консультации для них, совместные занятия и семинары для родителей и детей, а также мастер – классы и различные конкурсы – выставки, которые помогают развивать мелкую моторику и творческие способности детей дошкольного возраста в содружестве с родителями.

    Результаты проводимой работы достаточно высокие. К концу года дети, которые не разговаривали, стали говорить, постепенно пополняя свой словарный запас. Уровень ручной умелости стал достаточно высоким: дети стали более самостоятельными в самообслуживании, работы детей стали иметь средний и высокий уровень выполнения (с технической стороны). Однако работа в данном направлении не заканчивается, поскольку ребенок нуждается в постоянном развитии и творчестве. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

    Поэтому для себя я определяю задачи на перспективу :

    Продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности;

    Изучение темы « Работа в технике изонить для развития у детей мелкой моторики руки» и внедрение ее в практику.

    https://pandia.ru/text/80/017/images/image008_20.jpg" width="262" height="196">

    Ключникова Елена Васильевна
    Проскурина Наталия Егоровна
    воспитатели
    МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
    Старооскольского городского округа

    В ходе наблюдений за деятельностью детей первой младшей группы в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности и анализа её, педагогом была выявлена необходимость развития мелкой моторики. Поскольку у малышей была плохо развита зрительно-двигательная координация. Дошкольники быстро уставали, имели низкую работоспособность. Не у всех были сформированы навыки самообслуживания. Перед тем, как приступить к практической части своей работы, педагог изучила следующие положения: младшие дошкольники ощущают повышенную потребность в развитии мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки; продуктивная художественно-творческая деятельность возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые благотворно влияют на развитие мелкой моторики; в изобразительной деятельности дошкольники проявляют творческую активность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и внимание, мышление и связная речь. Это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

    Практическая часть работы воспитателя проводилась в форме сотрудничества педагога и детей. Для этого был разработан перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук младших дошкольников через художественно-творческую деятельность. Начиная с первой младшей группы, педагог постепенно реализовывала технологию развития мелкой моторики детей посредством изобразительной деятельности через ряд последовательных этапов: создания мотивации на приобретение художественно-творческих умений; ознакомления детей со средствами и способами развития мелкой моторики посредством изобразительной деятельности; творческого применения в продуктивной деятельности. Свою работу по развитию мелкой моторики дошкольников педагог начинала с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж ладоней, игры и упражнения, пальчиковые разминки, которые проводятся систематически («Гладим руки щёточками», «Прокатывание между ладошками мячиков, карандашей, фломастеров и т.д.). Особенно детям нравится пальчиковая гимнастика. Она обеспечивает хорошую тренировку движений пальцев («Бутоны», «Бабочка», «Шагающие человечки», «В гости к пальчику большому…», «Моя семья» и т.д. )

    Использование игрового самомассажа, в сопровождении легко запоминающихся стихов, позволяет организовать весёлые и эмоциональные минутки отдыха и в тоже время повышает эффективность работы. Для более результативного решения задачи по развитию мелкой моторики рук у детей, педагогом в группе создана предметно-развивающая среда. В свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Прекрасно оснащён уголок художественно-творческой деятельности. Подобраны наборы красок, фломастеров, цветных и восковых карандашей, акварельных мелков и мягкого пластилина. Шаблоны трафаретов по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки. Имеется цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры, наклейки, самоклеющаяся плёнка. В большом количестве нестандартное оборудование (тычки, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки). Разнообразный материал для занятий с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности: цветные салфетки, гофрированная бумага, фантики, природный материал, крупы и т.д. Весь материал, пособия и игры находятся в свободном доступе для детей. Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительной деятельности и учитывая возможности детей, воспитатель обогатил техническую сторону детского рисования путём разнообразия способов работы с традиционными и новыми материалами, а также сочетания в одном рисунке разных материалов и техник. Это способствовало развитию у дошкольников мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.

    Знакомя детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности , педагог учит их держать палочку, кусочек поролона, другой, приятный на ощупь материал тремя пальцами, добиваясь свободного движения руки во время деятельности. На протяжении двух лет педагогом ведётся работа по внедрению методики развития мелкой моторики рук и психических функций детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными приёмами работы с бумагой в технике салфеточной аппликации на клеевой основе. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая удовлетворение в виде готовой работы, украшающей группу. («Бабочка и весна», «Первые подснежники» «Я родился!», «Желтые мимозы») Также большая роль воспитателем отводится обрывной аппликации. Детям предоставляется выбор цвета бумаги, фактуры. Педагог с воспитанниками обдумывает тему и придумывает сюжет. («Вечный огонь», «Галстук для папы», «Сказочные облака», «Пушистый цыплёнок», «Нарядное платье» ). Художественная техника создания аппликаций очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческих способностей. Конструируя из бумаги различные работы, ребёнок находит им применение в играх, использует в повседневной жизни. Дети дарят свои шедевры родным, украшают с педагогом группу, приёмную. Основную деятельность дошкольников педагог связывает с обследованием предметов. Воспитанники любят играть с песком, рисуя на нём зигзагообразные и круговые движения, создавать отпечатки причудливых узоров на поверхности песка: солнышка, травки, зайчика, тучки, машины, обкладывать рисунки камешками, семенами. В деятельности, развивающей мелкую моторику, воспитатель нашла применение и крупам (гороху, манке, гречке, пшену и т.д.) Воспитатель предлагает дошкольникам дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания разных круп. Детям нравиться делать дорожку из гороха для колобка, солнышко из пшена и макарон, облака из фасоли, снег из манки и т.д. («Весёлый снеговичок», «Завтрак для птиц», «Солнышко и облака», «Выпал беленький снежок» ). Такие упражнения увлекательны для малышей.

    В самостоятельной деятельности воспитанники выкладывают узоры из бутылочных крышек, пластмассовых палочек, геометрических фигур и т. д. Дети упражняются, обводя квадраты, круги по контуру, трафареты всевозможных животных, птиц. Хорошей тренировкой для развития мелкой моторики пальцев рук является обведение готовых рисунков. С целью развития ручной умелости детей младшего дошкольного возраста педагог много времени уделяет такому творчеству, как пластилинография. Данная техника вносит новизну в деятельность малышей, делает работу с пластилином более увлекательной и интересной. Дети с удовольствием «рисуют пластилином» забавных животных, морских обитателей, природу. («Любимое животное», «Рыбка в аквариуме» ). Особое внимание педагог отводит индивидуальным особенностям каждого ребёнка, его возрасту, настроению, желанию и возможностям. Есть дети, которые плохо ощущают своё тело, долго сидеть не могут, устают. Воспитатель постоянно в контакте с ребёнком. Игровые задания, благодаря которым рука ребёнка становилась более гибкой, послушной глазу, были добровольными, а результат обсуждался только положительно. Ни одну задачу по воспитанию и развитию ребёнка нельзя решить без участия семьи. Вот почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в этой области. Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов. Поэтому педагогом составлен перспективный план работы с родителями, в котором разработан цикл мероприятий по теме опыта.

    Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями дала хорошие результаты: повысился интерес дошкольников к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами; индивидуальный темп работы обеспечил выход каждого ребёнка на свой, более высокий для него уровень развития; у родителей сформировалась потребность принимать активное участие в творческой деятельности детей в домашних условиях.

    Список литературы:

    1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский.
      В 6 т. Т.2. – М.: Педагогика, 2009. – 424 с.
    2. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко. – М.: Просвещение, 2008. – 416 с.
    3. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. – М.: Владос, 2006. – 255 с.

    Замятина Тамара Павловна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Ручеёк"
    Населённый пункт: г.Сорск
    Наименование материала: статья
    Тема: Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник художественного творчества Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник
    Дата публикации: 09.10.2016
    Раздел: дошкольное образование

    Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник

    Введение.
    «Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования» Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Это не просо красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами раннего возраста (Н. М. Аксарина, А. С. Галанов, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Павлова и др.) считают, что движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка
    .
    В XX веке такие исследователи, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, М. Н. Щелованов, пришли к заключению, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. "Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними" (Д. Б. Эльконин). В результате изучения различных авторских методик развития детей и психологических особенностей детей 3-4 лет, построила систему работы по проблеме развития мелкой моторики детей младшего возраста через нетрадиционные техники в аппликации
    .

    Актуальность.
    Важность темы заключается в том, что именноразвитие мелкой моторики
    у
    детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторикиразвиваются память, мышление, внимание, речь, а также словарный запас.

    Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
    . Весь процесс нашей с детьми совместной работы по развитию мелкоймоторикирук представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется, и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности детей, его культуры, а также мир природы, окружающей среды. Я убедилась, для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо соблюдать ряд
    требований
    : Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам; Последовательность – (от простого к сложному). Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием; Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностейдетей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму. Для эффективности работы соблюдаю следующие
    принципы:
    - Принцип осознания совершаемых действий. Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает? ", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются? " и т. д. - Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме. - Принцип обратной связи. По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа
    позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки. Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, используюразнообразные приемы: Пальчиковая гимнастика; показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и. т. д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок; Обрывание разной бумаги (салфеток, газетной, картона) Сминание, сжатие пальцами комочков из бумаги; Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.) Шнуровка на различных предметах; Сматывание шерстяной пряжи в клубки; Застегивание пуговиц, молний, крючков; Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой; Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн". Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.) Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал. - различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешек, косточек тот фруктов, семечек овощей и фруктов и т. д. - емкости (стаканчики, ведёрки, формочки для песка) для перебирания, перемешивания, пересыпания различных круп --- мозаика (крупная, мелкая) ; -бусы и пуговицы разной величины (для нанизывания) ; - различные виды застежек (молнии, кнопки, крючки, липучки, пуговицы, пряжки, бантики, шнурки) ; - пипетки для всасывания воды.
    Цель и задачи педагогической деятельности.

    Цель моей работы
    : Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
    Для достижения цели я выделила следующие
    задачи
    : Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей. Формировать координацию движений. Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости. Способствовать развитию творческих способностей. Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.
    Ведущая педагогическая идея.
    В истории развития человечества роль руки исключительно велика. Она дала возможность развить путем жестов – указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др., требующие реакций многих мышечных групп. Ручная умелость (моторика рук) является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, общего развития ребенка. Ведущая педагогическая идея моего опыта основана на организации интересной и содержательной жизни ребёнка, направленной, именно, на развитие мелкой моторики. Чтобы воплотить мою идею необходимо: -внедрение новых педагогических технологий в работе; -создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы с детьми, сопереживание, сочувствие; -творческий подход, мастерство, желание и умение стимулировать активность детей на занятии, - постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут увлекать детей, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познать многогранность мира; - каждое занятие должно быть результативным.
    Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.
    Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактической цели.
    Правильно подобранные методы и приемы обучения, нетрадиционной техники в аппликации способствуют развитию мелкой моторики у детей. Использую следующие методы: Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить работу, под непосредственным руководством, Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить
    материал
    : - различные игровые упражнения; - обыгрывание той или иной ситуации; - использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев; - решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев. Учитывая возраст и индивидуальные способности детей, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными среди названных нетрадиционных техник аппликации на данном этапе оказались: объемная аппликация из салфеток и аппликация из природного материала.
    Аппликация из салфеток
    : Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работа, выполненная в данной технике, отличается
    оригинальностью, красочностью. Дети с удовольствием занимаются данным видом аппликациии получают удовлетворение от готовой работы.
    Аппликация

    из природного материала
    : Способствует развитию мелкой моторикиудетей работа с разнообразными природными материалами. Для аппликации используются: арбузные семечки, фасоль, горох, рис, пшено, гречка, семечки подсолнуха, скорлупа от фисташек и т. д. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес к изобразительной деятельности. С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей младшего дошкольного возраста можно порекомендовать аппликацию из ватных дисков. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
    Выводы на перспективу:
    Я считаю, что развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста произойдёт быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного
    возраста через аппликационную деятельность даст позитивный результат: дети всё более уверенно станут работать в знакомых техниках; более точно воспроизведут движения пальцами рук, станут более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобретут осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

    муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    «Покровская основная общеобразовательная школа»

    МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

    « Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук »

    Воспитатель дошкольной

    группы «Радуга»

    Тесакова Елена Викторовна,

    соответствие занимаемой должности

    Покров, 2018 год.

    1.Пояснительная записка

    Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

    Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.

    Эта тема актуальна тем, что в современном мире наблюдается много детей с отклонениями в речевом и психа-физическом развитии. Это связано с тем, что дети дошкольного возраста проводят много времени за просмотром телевизора, компьютерными играми и другими современными гаджетами.

    Поэтому целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей и речевой деятельности ребёнка.

    Цель : развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах художественной деятельности.

    Задачи :

    Обучать ловкости в обращении с разными материалами, тренировать мышцы рук, по средствам активизации движения пальцев рук;

    Формировать зрительно - двигательную координацию и ловкость пальцев;

    Развивать память, внимание, творческое воображение, речь, познавательные процессы, фантазию;

    Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

    Планируемые результаты .

    Дети научатся:

    Взаимодействию в группе;

    Работать индивидуально и в коллективе;

    Логически рассуждать;

    Строить устные связанные высказывания.

    Получат возможность научиться:

    Тренировать мышцы рук;

    Усидчивости, аккуратности, доброжелательности.

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

    2. Содержание работы по развитию мелкой моторики

    В своей работе по развитию мелкой моторики я определила несколько направлений:

    1-е направление. Развитие мелкой моторики с помощью пристёжек, застёжек, шнурков.

    По данному направлению организована работа с детьми с применением дидактических игр на развитие мелкой моторики типа «Шнуровок», «Застегни-расстегни», «Завяжи-развяжи», которые преследуют определенную и конкретную цель в зависимости от названия.

    Цель направления: развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики рук; пространственного ориентирования, способствующего пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

    Задачи направления:

    Формировать навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

    Способствовать развитию речи;

    Развивать творческие способности.

    По этому направлению мною была создана предметно – развивающая среда:

    Демонстративные пособия: «Шнуровка», «Набор пуговиц», «Набор застёжек и пристёжек»;

    Дидактические игры: «Шнуровка», «Застегни-расстегни», «Завяжи-развяжи», «Умелые ручки»;

    При работе с пристёжками, застёжками и шнуровкой, мы учимся координировать движения мелких мышц пальцев и кистей рук, развивать мышление и сенсорные способности детей.

    Результатом нашей работы являются умения застёгивать пуговицы на одежде, шнуровать свою обувь, завязывать узелки и бантики.

    2-е направление. Развитие мелкой моторики с помощью ниток.

    Я использую систему работы по развитию мелкой моторики рук посредствам работы с нитью, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах, индивидуальной работе с детьми , самостоятельной и игровой деятельности, широко используется нить в экспериментальной деятельности.

    Цель направления: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

    Задачи направления:

    Развивать умения производить точные движения пальцами рук;

    Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

    Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию;

    Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду .

    По этому направлению мною была создана предметно – развивающая среда:

    Созданы альбомы: «Коллекция ниток», «Коллекция тканей»;

    Подобраны дидактические игры «Волшебные ниточки», «Разноцветные косички», «Собери по схеме»; «Укрась платье принцессы»

    Проводятся опыты и эксперименты, с целью развить умение определять существенные признаки и свойства нитей (структуру, мягкость, не тонут, лёгкие и т. д.). Проводятся опыты по изготовлению нитей из ваты, овечьей шерсти «Сделай ниточку сам» , окрашивание нитей в разные цвета «Разноцветные ниточки» и др.

    При работе с нитками, мы учимся определять признаки и свойства нити, наматывать на катушки, в клубочки, плести верёвочки и косички. Результатом нашей работы является изготовление поделок из нитей.

    3-е направление. Развитие мелкой моторики с помощью природного материала.

    Работая с природным материалом , ребенок приобщается к миру прекрасного: учится быть рачительным хозяином родной природы , оберегать растения от бессмысленного уничтожения.

    Данный материал всегда доступен , не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей . Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики , формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов , развитию памяти , мышлению и речи.

    Цель направления: развитие мелкой моторики координации движений рук у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с использованием природного материала .

    Задачи направления:

    Р азвивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

    Р азвивать мелкую моторику пальцев , кистей рук;

    Укрепить общую двигательную активность;

    Содействовать нормализации речевой функции;

    - развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

    Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

    Для достижения желаемого я использую следующие формы работы:

    Совместная деятельность воспитателя с детьми;

    Индивидуальная работа с детьми;

    Самостоятельная деятельность самих детей .

    развивающая среда:

    Ручные тренажеры из природного материала: грецкие орехи , косточки от персиков, шишки, каштаны;

    Набор круп семян, сухих ягод, семечек, камешков;

    Схемы-картинки;

    Игры с крупой и семенами: «Золушка», «Приготовь обед и накорми» , «Отыщи пиратские сокровища на дне океана».

    При работе с природным материалом, мы научились определять и распознавать на ощупь природный материал, координировать движения и точность рук и глаз при выполнении действий.

    Результатом нашей работы является изготовление поделок из природного материала.

    4-е направление. Развитие мелкой моторики с помощью работы с бумагой.

    Занимаясь с бумагой, дети развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление, расширяют игровой опыт, обогащают словарь и самое главное, руки ребенка становятся более ловкими, что также сказывается на его развитии . Этот вид деятельности доступен детям с младшего возраста.

    Эти занятия доставляют нашим детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствующий развитию творчества .

    Цель направления: развитие у детей художественно-творческих способностей, воспитание у детей терпения, усидчивости и фантазии.

    Задачи направления :

    Развивать мелкую моторику пальцев рук;

    Сенсорное восприятие, глазомер, логическое воображение, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.), художественные способности и эстетический вкус;

    Формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку.

    По этому направлению мною была создана предметно – развивающая среда:

    Коллекция видов бумаги;

    Дидактические игры: «Солнышко», «Снежки», «Волшебная бумага», «Бумажное лото»;

    Моделирование.

    При работе с природным материалом, мы научились распознавать виды бумаги, цвет, форму, размер; работать в парах и группах, оценивать результат своих работ. Результатом нашей работы является изготовление поделок из бумаги: мозаики из рваной бумаги, аппликации, торцевание, объёмные поделки.

    Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников и их возможности самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы ДОО учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа ДОО позволяет индивидуализировать сложные работы: детям старшего возраста будет интересна сложная конструкция, младшим можно предложить не сложные композиции.

    В процессе работы дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления. Цель занятий – всестороннее интеллектуальное, трудовое и эстетическое развитие детей. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознавать себя гармонично развитой личностью.

    3. Организация работы по развитию мелкой моторики

    Работа по развитию мелкой моторики рук включается во все образовательные области.

    Обучение, направлено на активизацию образного компонента мышления и выполняет важную психологическую функцию. Способность к творческой деятельности, которая развивается в ходе обучения, повышает адаптивные возможности ребёнка, его устойчивость к стрессам.

    В процессе деятельности развивается чувствительность кисти рук, зрительно-двигательная координация, что также обходимо для подготовки ребенка к письму.

    Создавая изделия, дети учатся следовать устным и зрительным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, улучшают свои коммуникативные способности и приобретают навыки работы в коллективе.

    Если заниматься этой деятельностью эпизодически она не сможет дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:

    Фронтальные и подгрупповые занятия,

    В индивидуальной работе,

    В свободной самостоятельной деятельности самих детей.

    Диагностика развития мелкой моторики рук

    На основании методик, проведённых с детьми дошкольного возраста (3-6 лет) мною было замечено, что при недостатках развития мелкой моторики рук дети:

    Затрудняются провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);

    Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры);

    Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

    В течение трёх лет (2014-2017) я проводила диагностику, с целью выявления уровня развития мелкой моторики через художественное творчество.

    При этом я использовала следующие методики.

    С группой детей 3-4 года:

    -«Выполни по зрительному образцу»;

    -«Выполнение по тактильному образцу с включением зрительного анализатора»;

    -«Перенос позы с включением зрительного анализатора».

    Оценка результата:

    С группой 5 лет были проведены упражнения и задания:

    1 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев;

    2- блок. Упражнения «Дорисуй»;

    3-блок. Работа с бумагой;

    4-блок. Упражнения на координацию движений.

    Оценка результата:

    0 баллов – ребенок не справился с заданием.

    0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

    1 балл – ребенок справился с заданием.

    Для детей 6 лет были использованы методики:

    Методика «Нарисуй простой узор»;

    Методика «Трудные виражи»;

    Методика «Письмо развивающее глазомер».

    Оценка результата:

    0 баллов – ребенок не справился с заданием.

    0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

    1 балл – ребенок справился с заданием.

    Наблюдения проводила в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).

    Так как группа у меня разновозрастная, результаты наблюдения я могу обобщить на примере детей, которые сейчас уже учатся в 1 классе.

    В 2014-2015 учебном году , я проводила диагностику среди детей 3-4 лет (Приложение 1.)

    По результатам проводимой диагностики с детьми, были получены следующие результаты:

    3-4 года

    2014-2015 год

    сентябрь

    май

    1-задание

    50%

    100%

    2-задание

    33%

    83%

    3-задание

    83%

    Вывод:

    - в сентябре 2014-2015 учебного года (в начале года) , выполняя задания дети, затруднялись найти набор движений (перебирали пальцами, помогали другой рукой, ошибались). Неправильно располагали позу в пространстве, не могли воспроизвести позу зеркально, с трудом переключались на новую позу, повторяли предыдущие движения. Не смогли воспроизвести заданную позу на другой руке.

    - в мае 2014-2015 учебного года, результаты улучшились, с первым заданием дети справились на 100%, со вторым и третьим заданием справились самостоятельно,допуская незначительные ошибки.

    В 2015-2016 учебном году, с воспитанниками группы 5 лет были проведены упражнения и задания. (Приложение 2)

    5 лет

    2015-2016год

    сентябрь

    май

    1-задание

    50%

    100%

    2-задание

    33%

    83%

    3-задание

    50%

    83%

    4-задание

    17%

    67%

    Вывод :

    - в сентябре 2015-2016 учебного года дети справились с заданием на 36%.Движения скованные, наблюдались нарушения движений рук. Дети испытывали затруднения в выполнении работ с ножницами, не умели правильно держать карандаш, линии при рисовании прерывистые. Дети затруднялись повторить движения, в выполнении действий по образцу.

    - в мае 2015-2016 учебного года результаты показали, что у детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но дети ещё испытывают трудности при работе с ножницами, конструировании из бумаги.

    На заключительном этапе диагностики 2016-2017 учебного года с детьми 6 лет проводились задания и упражнения. (Приложение 3)

    6 лет

    2016-2017 год

    сентябрь

    май

    1-задание

    67%

    83%

    2-задание

    67%

    83%

    3-задание

    50%

    83%

    Вывод :

    - в сентябре 2016-2017 учебного года, проведённая диагностика показала средние результаты. Не все дети могут рисовать простые узоры, проводить чёткие линии, не всем было под силу копировать начертания букв.

    - в мае 2016-2017 учебного года диагностика показала, что дети в большей степени справились с копированием узоров, начертанием букв. Двое из трёх детей написали слово в предложение и прочли его.

    Проведённая диагностическая работа показала, следующие результаты:

    сроки

    группа

    2014-2015

    учебный год

    2015-2016

    учебный год

    2016-2017

    учебный год

    сентябрь

    май

    сентябрь

    май

    сентябрь

    май

    3-4 года

    28%

    89%

    5 лет

    36%

    83%

    6 лет

    61%

    83%

    Вывод: У детей страдает развитие мелкой моторики, но не у всех одинаково. Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие, наоборот, имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию. На формирующем этапе я использовала специально подобранные упражнения и методики для развития мелкой моторики у детей.

    Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, для разных возрастов связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития мелкой моторики, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным заданиям.

    Сравнивая результаты этих наблюдений, я увидела, что они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

    Результаты работы по развитию мелкой моторики

    Показателем проделанной мною работы с воспитанниками группы 3-6 лет, стало участие детей в различных творческих конкурсах: «Пасхальное яйцо-2016», «Дорога глазами детей», «Неопалимая Купина», «Подарок маме», «Чудеса волшебницы зимы», «Символ Нового года», «Сохраним живую ель» и многие другие.

    А также вовлечение родителей в творческий процесс.

    Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что работа по развитию мелкой моторики рук должна, проводится в тесном контакте с родителями. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет достичь желаемых результатов.

    Приложение 1

    Диагностика детей 3-4 лет.

    Задание № 1

    «Выполнение по зрительному образцу».
    - Соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо- « O - KEY ».
    - Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
    - 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
    То же левой рукой.

    Задание №2

    «Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора».
    - С закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу".
    - Открыть глаза - повтор движений.

    Задание №3

    « Перенос позы с выключением зрительного анализатора».
    Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").

    Приложение 2

    Диагностика для детей 5 лет.

    1 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев

    -«Петушок » (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

    Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

    Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

    Вилка» (вытянуть вверх три пальца - указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

    Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать. ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

    2 блок. Упражнения на «дорисовывание».

    Дорисуй прямую линию;

    Дорисуй волнистую линию;

    Дорисуй ломаную линию (заборчик).

    При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линиюкарандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

    3 блок. Работа с бумагой

    Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

    Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

    4 блок. Упражнения на координацию движений.

    - «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;

    - «Посолим капусту». «Посолим суп» (ребёнок как бы растирает комочек соли);

    Катание шарика.

    Приложение 3

    Диагностика детей 6 лет.

    Методика «Нарисуй простой узор»

    Для этой методики нам понадобятся белый лист бумаги и простой карандаш. Надо показать детям заранее нарисованный узор, предложить им внимательно рассмотреть его.

    Спросить у детей, как следует положить лист бумаги, чтобы весь узор поместился на листе. Дальше следует спросить с чего лучше начать рисовать узор. Напомнить требования к выполняемой работе. В процессе выполнения детьми узора следует наблюдать, чтобы дети не спешили, больше смотрели на образец, сравнивали одну часть с другой. Если замечается ошибка, то следует указать на нее. По окончанию работы предложить оценить свои работы, сравнить с образцом.

    Методика «Трудные виражи»

    Для методики «Трудные виражи» раздаются детям листы с картинками, на которых нарисованы машины и извилистые дороги. Когда дети сядут за стол объяснить, что машина может ехать по прямой дороге и по извилистой. Сначала попросить каждого ребёнка провести пальцем по дорогам, потом взять в руки ручки и ещё раз провести по дорогам, до домиков, стараясь повторять все изгибы дорог. В процессе выполнения задания следует следить за детьми, чтобы они не спешили и не мешали друг другу.

    Методика «Письмо, развивающее глазомер»

    Для этой методики мы используем рабочие тетради.Рассмотреть начертание слова «СУП», скопировать его себе в тетрадь. Предложить найти это слово в предложении «МАМА ВАРИЛА СУП» и попробовать его прочесть.

    Используемая литература:

    1. Белая А. Я., Мирясова В. И. Пальчиковые игры (для развития речи дошкольников). Пособие для родителей и педагогов. Москва, 2005.

    2.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

    3. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. Санкт–Петербург, 2008.

    4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт–Петербург,2009.

    5. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду М., 2010.

    6. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;

    7. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;

    8.Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.12.

    9.Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2007 г.;

    10. Дарвиш О.Б. «возрастная психология»

    11.Холмовская В.В «Воспитание и обучение детей пяти, шести лет»

    12. Фомина Л.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»

    13. Дубровина И.В. «Готовность к школе, развивающие программы»

    14. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

    15.Интернет- ресурсы.



    Похожие статьи