• Курсовая работа на тему: "Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности". Как помочь дошкольникам развить свое творческое воображение

    31.07.2019

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Курсовая
    Тема: Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Оглавление.
    Введение.

    1.1.
    Понятие о воображении.
    1.2.
    Виды воображения и способы создания творческих образов.
    1.3.
    Механизм творческого воображения.
    1.4.
    Особенности воображения у детей.
    1.5.
    Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их воображения.
    Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
    2.1.
    Констатирующий эксперимент.
    2.2.
    Формирующие эксперименты.
    2.3.
    Контрольный эксперимент.
    Заключение.
    Литература.
    Приложения.
    Введение
    Актуальность темы.
    Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые
    жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует
    совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
    Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности
    ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об
    определении сущности механизмов воображения.
    Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только
    предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в
    значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
    Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития
    творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.
    Проблема исследования.
    Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью
    человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период
    воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность,
    снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая
    организация изобразительной деятельности.
    Объект исследования.
    Объектом исследования являются дети подготовительной группы ДОУ.
    Предмет исследования.
    Организация работы по развитию творческого воображения у детей подготовительной группы в процессе изодеятельности.
    Цель работы.
    Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.
    Гипотеза исследования.
    Развитие творческого воображения происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельности является
    художественно-дидакточеская игра.
    Задачи исследования.
    – раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
    – определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;
    – разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
    – определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;
    – провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
    – разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.
    База исследования.
    Исследования проводятся на базе МДОУ «Детский сад № 24», общеразвивающего вида. Поселок Фосфоритный, Воскресенского района, Московской области. Продолжительность исследования 6
    месяцев. Количество испытуемых 15 человек. Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет). Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.
    Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
    1.1. Понятие о воображении.
    Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет
    принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и
    создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы
    существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает
    его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
    Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не
    реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни,
    делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
    «Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме
    при посредстве новых сочетаний или соотношений».
    Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно
    воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей
    деятельности.
    Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый
    плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается
    результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никт...

    Забрать файл

    Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.

    Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

    Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.

    Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.

    Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

    Воображение бывает воссоздающее или творческое:

    Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема).

    Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

    Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

    Воображение - это психический процесс.

    Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

    • До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
    • В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
    • В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

    Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

    Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:

    1. Накопление впечатлений.

    2. Спонтанное выражение творческого начала.

    3. Поиск творческих решений

    4. Самостоятельность

    5. Индивидуальное и коллективное творчество.

    Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.

    Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества.

    Вот, например, игра «На что похожи облака?». Детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом. Или игра «Превращение геометрических фигур». Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы. Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое.

    Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда. Познавательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя: продуктивную деятельность детей, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развивает детское творчество, приобщает к изобразительному искусству, народной культуре.

    Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей. Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений в работе, соблюдены принципы вариативности и разнообразия.

    Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей.

    • Необходимо выделить место для сменных выставок детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.
    • Дидактические пособия необходимо подбирать в соответствии с темой недели и программным содержанием. Дети успешно используют различные схемы, дидактические альбомы, материалы для нетрадиционных техник рисования. Очень большой выбор дидактических материалов представлен у Ирины Лыковой. Коллекции календариков, марок, фантиков и открыток учат детей любованию. Дети видят прекрасное в окружающем нас мире и выражают свое эмоциональное отношение с помощью художественных средств.
    • Нетрадиционные техники рисования превращают изо деятельность в познавательную игру.
    • Дидактические игры развивают фантазию, творческое воображение.

    Научите детей видеть прекрасное в окружающем нас мире! На прогулках любуйтесь цветами, бабочками и многим другим. Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, умение радоваться каждой минуте.

    Введение.

    Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.

        Понятие о воображении.

        Виды воображения и способы создания творческих образов.

        Механизм творческого воображения.

        Особенности воображения у детей.

        Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их воображения.

    Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

    2.1. Констатирующий эксперимент.

    2.2. Формирующие эксперименты.

    2.3. Контрольный эксперимент.

    Заключение.

    Литература.

    Приложения.


    Введение


    Актуальность темы.

    Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

    Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

    Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

    Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

    Проблема исследования.

    Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

    Объект исследования.

    Объектом исследования являются дети подготовительной группы ДОУ.

    Предмет исследования.

    Организация работы по развитию творческого воображения у детей подготовительной группы в процессе изодеятельности.

    Цель работы.

    Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.

    Гипотеза исследования.

    Развитие творческого воображения происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельности является художественно-дидакточеская игра.

    Задачи исследования.

    – раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;

    – определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;

    – разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;

    – определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;

    – провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста;

    База исследования.

    Исследования проводятся на базе МДОУ «Детский сад № 24», общеразвивающего вида. Поселок Фосфоритный, Воскресенского района, Московской области. Продолжительность исследования 6 месяцев. Количество испытуемых 15 человек. Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет). Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.


    Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.


    1.1. Понятие о воображении.


    Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

    Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

    «Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

    Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

    Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

    В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л. С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

    «Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

    «Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».

    «Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

    Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

    Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

    Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.


    1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов.


    Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

    По признаку активности различают пассивное , созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное , практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

    В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

    Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

    Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

    Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.

    Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

    Приемом воображения является и комбинирование , представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

    Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование , подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

    Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции , когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.

    Имеется способ – аплютинация , т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.

    Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

    Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления , который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

    Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

    Прием замещения – это замена одних элементов другими.

    Существует еще прием аналогии . Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

    Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

    Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.


    1.3. Механизм творческого воображения.


    Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

    На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

    Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения.

    Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.


    1.4. Особенности воображения у детей.


    Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

    Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

    Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

    Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

    детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

    юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

    зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

    Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

    Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

    До 3 х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

    В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

    В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

    Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.


    1.5. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста.


    Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

    Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

    При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

    Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

    Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

    Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

    Одной из задач опытно-экспериментальной части работы было изучение влияния изобразительной деятельности на развитие воображения. В эксперименте участвовали дети подготовительной группы в количестве 15 человек, в возрасте от 6 до 7 лет.

    Констатирующие опыты имели цель выявить уровень развития воображения испытуемых. С это целью использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

    Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.


    2.1. Констатирующий Эксперимент.

    Тест креативности.

    1. Экспериментальный материал.

    2. Порядок исследования.

    Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

    Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.


    3. Анализ результатов.

    Все работы детей можно поделить на 4 группы.

    1 группа – оригинальные изображения во всех 3 х случаях.

    2 группа – оригинальные изображения в 2 х случаях.

    3 группа – оригинальные изображения в одном случае.

    4 группа – нет оригинальных изображений.

    Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.


    Таблица № 1 (приложение № 1).


    Общее количество оригинальных изображений: 7


    Таблица № 2.

    Перечень изображенных детьми предметов.

    Ф. И. ребенка Круг Квадрат Треугольник 1. Кирпос Ю. колесо портфель дом 2. Ложков И. колобок телевизор елка 3. Макарова К. подсолнух подъемн. Кран. Косынка 4. Сережкин Д. будильник телевизор человек 5. Лисичкин С. Шарик машина лег. Колокольчик 6. Пастухова И. будильник дом конверт 7. Гоев В. Мяч телевизор пилотка 8. Стародубова О. солнце змей елка 9. Калинин С. Шар дом пирамидка 10. Федеров И.. гриб окно дом 11. Монахов Д. ромашка часы человек 12. Селиванова А. человек дом елка 13. Петров Д. солнце телевизор дом 14. Коровушкин В. Яблоко телевизор на тумб. Елка 15. Зима С. Солнце картофель дом

    Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:

    Круг – солнце, шарик;

    Квадрат – телевизор, портфель, дом;

    Треугольник – елка, дом, человек.


    Констатирующий эксперимент.



    2.2. Формирующий эксперимент.


    Упражнение «Три краски.


    Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.

    Предлагали ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине.


    Таблица № 3 (приложение № 2)

    Ф. и. ребенка Названия картин Количество названий 1. Кирпос Ю. Лес, жаркий день 2 2. Ложков И. Полка, пляж 2 3. Макарова К. Бумага цветная 1 4. Сережкин Д. Торт, разные конфеты 2 5. Лисичкин С. Водопад, летний день 2 6. Пастухова И. Разноцветные ленты 1 7. Гоев В. Лес, жаркий день, пляж 3 8. Стародубова О. Канавы, пасмурный день 2 9. Калинин С. Луна, ночь, ракета в небе 3 10. Федоров И. Самолет в небе 1 11. Монахов Д. Парк, листопад, осень 3 12. Селиванова А. Поле цветов 1 13. Петров Д. Трактор в поле 1 14. Коровушкин В. Лес, занавес, овраг, закат 4 15. Зима С. Разноцветные мелки 1 Всего:
    29

    1 человек – 4 названия 7%

    3 человека – по 3 названия 20%

    5 человек – по 2 названия 33%

    6 человек – по 1 названию 40%


    Модифицированный тест Роршаха.


    Цель : развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.

    Оборудование : 10 карточек с пятнами различной конфигурации.

    Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.


    Таблица № 4 (приложение 3)


    Саша Зима – 4 названия.

    Илюша Л. и Влад Г. – по 3 названия.


    Уровни развития.


    2.3. Контрольный эксперимент.

    Цель : На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития творческого воображения детей с помощью тестов у испытуемых.

    Тест креативности.

    Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры.

    Таблица № 6 (приложение № 5).


    Таблица № 7.

    Ф. и. ребенка Круг Квадрат Треугольник 1. Кирпос Ю. Утенок Книга Ваза с цветами 2. Ложков И. Новог. игрушка Портфель Треугольник 3. Макарова К. Самовар Окно Гиря 4. Сережкин Д. Бабушка Скворечник Гриб 5. Лисичкин С. Часы Сумка Зонт 6. Пастухова И. Петух Кастрюля Колпак 7. Гоев В. Царевна Торт Флажок 8. Стародубова О. Снеговик Телевизор Стрела 9. Калинин С. Аквариум Картина Компас 10. Федоров И. Чайник Клетка с попуг. Ракета 11. Монахов Д. Ежик Робот Карандаш 12. Селиванова А. Барабан Машина Пчела 13. Петров Д. Цветок Стол с вазой Конфета 14. Коровушкин В. Телефон Дом Дом 15. Зима С. Звезда Салфетка Буратино

    Оригинальных изображений 24 .

    Вывод : Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений 24.

    Контрольный эксперимент



    Заключение .


    Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

    Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.

    Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.

    Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.


    Литература.

    1. Брунер Д. С.

    Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М. 1977. /Представление. Воображение у детей: 304 – 319/

    2. Боровик О. В.

    3. Веккер Л. М.

    Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.

    4. Выгодский Л. С.

    Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.

    5. Выгодский Л. С.

    Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.

    6. Дьяченко О. М.

    Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.

    7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И.

    О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.

    8. Игнатьев Е. И.

    О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.

    9. Коршунова Л. С.

    Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в определении воображения: 3 – 7. Воображение и практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/.

    10. Кириллова Г. Д.

    Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.

    11. Карандашов Ю. Н.

    Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987. /Возрастная динамика развития представлений: 74 – 87/.

    12. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И.

    Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.

    13. Лейтес Н. С.

    Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.

    14. Натадзе Р. Г.

    Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972.

    15. Немов Р. С.

    Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.

    16. Найссер У.

    Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.

    17. Никифорова О. Н.

    Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.

    18. Рубинштейн С. А.

    Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344 – 360/.

    19. Розетт И. М.

    Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25 –78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.

    20. Субботина Л. Ю.

    Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.




    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕАСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. М. А. ШОЛОХОВА.


    Курсовая работа.


    Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.


    Студентки 3 кол. курса

    Заочного отделения

    факультета

    Дошкольное воспитание

    Голубевой Л. Н.

    Научный руководитель

    К. П. Н. Дымнова Т. Н.


    Опыт работы воспитателя ДОУ, Развитие творческого воображения у детей

    Аннотация: В статье раскрывается необходимость уделения внимания развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательной работе.

    Творчество у взрослых высоко ценится в нашем обществе. Личное творчество способствует изобретательности, инновациям социальным и культурным. Творческие люди умеют быстро, эффективно отвечать на различные вопросы, творчество помогает в достижении их жизненных целей. Творчество - это как набор навыков и уникальный и индивидуальный характер структуры, которая развивается на протяжении детства и дорабатывается в подростковом и зрелом возрасте. Образование и воспитание играет ключевую роль в его развитии. Поэтому необходимо развивать творческое воображение у детей, которое станет в дальнейшем и предпосылкой развития познавательных процессов, многие психологи уже пришли к единому мнению, что логическое мышление невозможно развить без предпосылки развития творчества.

    Необходимо поощрять творчество у детей и не бояться раскрашенных обоев и мебели. Ведь маленький творец не замечает, как творчество его выходит за рамки альбомного листа. Не следует ругать ребёнка, а беседовать с ним, а возможно и купить обои широкого метража и позволить ребенку выплеснуть свое воображение. Кто знает, может быть растёт будущий гений, а мы своими упрёками тушим искру креативности. Надо помнить, что воображение ведёт к инновационной деятельности, уникальным идеям и опыту.

    Доказано, что если творчество не развивать в детстве, то его невозможно развить в более позднем возрасте. Дети легко придумывают вымышленные ситуации и сказочных героев, верят в чудо и ждут волшебства, с лёгкостью преобразуют изображения. Преобразование изображения это творческий навык, который естественно и неотъемлемо присутствует у детей дошкольного возраста.

    Неоценимый вклад педагога - уважать выбор ребенка на основе понимания и приверженности детской мудрости в отношении их потребностей в обучении и воспитании. Необходимо с детьми взаимодействовать, сотрудничать, планировать, опираться на предыдущие темы или начинать новые проекты. Чем больше степень свободы, тем богаче творческого роста. Если дети будут получать удовольствие от творческой деятельности, это также будет способствовать интересу к учебе, который будет способствовать в более поздних стадиях онтогенеза в процессе приобретения знаний. [Дориан О, Коннор стр3-5]

    Воображение принадлежит к числу главных психологических завоеваний дошкольного детства, следствия развития воображения у дошкольников очень разнообразны. Вопрос о природе детского воображения до сих пор предмет острых дискуссий. От того, как мы взрослые ставим вопрос, зависит выбор стратегии развития творческого воображения ребёнка. У ребёнка присущ смысловой подход к решению встающих перед ним задач, но авторы многих программ обучения упускают это из вида, делают упор наовладение техническими приёмами. Довольно часто забывают о развитии у детей смыслового видения мира, основанного на воображении. Однако не стоит и забывать, что только у детей после 4 лет складывается опыт сюжетно-ролевой игры, внутри которой воображение формируется в своей общей форме, если ранее то такое видение едва ли будет полноценным. Ребёнок на занятии должен быть «волшебником», «мастером», «выдающимся художником», так как вступая в игровой образ у детей проявляется мотивация к созданию своих «шедевров». Творческое воображение позволяет ребёнку пройти свой путь интеграции в человеческую культуру, проникновение во внутренние миры других людей и – главное - в свой собственный внутренний мир. [В.Кудрявцев, стр. 77-78]

    Выбирая педагогический подход, который поддерживает творчество у детей педагог, сделает счастливыми детей. Счастье является центральным этапом в детстве. Только в силах педагога и взрослых сделать детей счастливыми и творчески развитыми. Педагог задает тон и обязан учитывать отношения между детьми и ним, а также каждого ребенка и его сверстников. Атмосфера в воспитательно-образовательной деятельности важна для детей, только чуткий педагог понимает это, а так же то, что нельзя торопить и давить на детей.

    Таким образом, можно сделать вывод, что воображение присущая нам черта, без которой невозможно сделать будущее. Что проявляется оно в детстве, но связано с опытом из действительности. Развивая творчество, необходимо давать волю воображению, так как возможно растёт будущий гений и надо помнить об этом.

    Библиография:
    1. Дориан О,Коннор Development in Early Childhood The Role of Educators
    2. В.И.Кудрявцев. Феномен детской креативности.Дошкольное воспитание,5,2006.

    Екатерина Михайловна Пашкина

    Главный врач ЦКБ г.Омска

    Время на чтение: 5 минут

    А А

    Последнее обновление статьи: 18.01.2017

    Творческое мышление играет особую роль в жизни каждого человека. Его первоначальные признаки проявляются в раннем детстве, когда совсем еще маленький член семьи пытается производить определенные игры с предметами. Таким образом, он может играть плоским предметом, представляя, что это машина, а круглый заменит ему мяч, и так далее. Такие детские действия подавлять нельзя, потому что в будущем это может повлиять на их креативность. Следует наоборот, поощрять малышей, помогать им, пофантазировать с ними, и создавать благоприятные условия.

    Первичные признаки творчества выраженно проявляются у детей, достигших трехлетнего возраста. К этому моменту, малютка уже приобретает некоторый опыт, который и становится основой для дальнейшего формирования творческой фантазии. Например, ребенок, научившийся орудовать ложкой, берет вместо нее другой предмет и «кормит» с его помощью остальных членов семьи. Так у него проявляется воображаемый процесс кормления.

    Творческая фантазия определяется психической функцией, при помощи которой создаются различные образы в голове у малыша. Без усовершенствования фантазии крохе грозит утеря восприимчивости адаптации в группе других детей и в остальной социальной среде. Благополучие усвоения любой программы основано именно на действии воображения.

    Условия развития воображения

    Формирование творческого мышления происходит в промежуток от 5 до 12 лет, а после будет весьма затруднительно наверстать упущенное. Малыши, с которыми родители не занимаются целенаправленно, в дальнейшем могут утратить способность фантазировать, они теряют заинтересованность в творчестве, и не имеют возможности рационально мыслить.

    Основной особенностью воображения является невозможность его самостоятельного развития, для его активации необходимо применение специальных методов и создание необходимых условий. Помимо вышеперечисленного, способность малыша фантазировать зависит от способа жизнедеятельности, педагогической подготовленности родителей, их увлечений и навыков.

    Характеристика творческой фантазии

    В корреляции с причинами возникновения различных образов, классификация творческого мышления определяется двумя типами:

    Непроизвольное – пассивное.

    Принцип данного вида проявляется в том, что возникновение образов происходит независимо от волеизъявления человека. Наиболее характерно оно проявляется у дошкольников младшего возраста. Наиболее яркими признаками являются сны малютки, его фантазии в состоянии легкой дремы, когда маленький человечек путает образ с действительностью. В бодрствующем состоянии ребенок дошкольного возраста может представлять различные образы, его мышление отличается легкостью, а критика к получаемым результатам отсутствует. По истечении определенного периода, процесс придет в норму и будет контролироваться осмысленно.

    Произвольное – активное.

    Данный вид основания представлений зависит от непосредственных вопросов, установленных перед ребенком. Наибольшее развитие происходит в ходе ролевой деятельности, когда малыш представляет себя доктором, полицейским, поваром. В таком случае фантазия работает на всю мощь, так как малютке необходимо правильно выстроить образ и полностью ему соответствовать. Далее умение проявлять фантазию направленно совершенствуется в творческих мероприятиях.
    Существует еще одно основание, по которому разделяют фантазию – это особенности возникающих образов. Оно бывает трех видов:

    • Воссоздающее креативное мышление – кроха, в силу своего развития должен предположить в уме то, чего ранее ему не показывали;
    • Творческое – образование новых представлений на принципах отображения действительности, обработанной при помощи мозговой активности малютки;
    • Мечты – представления о будущем, которые определенно должны относиться к действительности, во избежание снижения активности малыша.

    Особенности воображения

    Развитие воображения в дошкольном возрасте психологи определяют по трем фазам совершенствования творческой фантазии:

    • Лидирующая позиция творческого мышления и сказок;
    • Переплетение фантазии с рациональным мышлением;
    • Полная покорность творческого мышления интеллектуальной функции.

    Дошкольники находятся в первичной фазе совершенствования творческой фантазии. До достижения трехлетнего возраста игровой процесс лишь закладывает основу для своевременной идеализации способности создавать образы. На момент завершения этого периода ребенок вполне способен выразить появляющиеся представления словесным способом.

    На протяжении последующих двух лет малыш учится заключать расстановку действий для получения необходимого результата при выполнении поставленной задачи.
    В более старшем возрастном периоде ребенок воссоздает содержательные представления. Его фантазия активно совершенствуется, а деятельность основывается на творческом мышлении. Для того чтобы в совершенстве развить воображение в любом из этих периодов, разработаны специальные способы и методики.
    Создаваемые малышами представления крайне слабы. Однако все протекание творческого мышления наполнено веселыми и живыми эмоциями. Крохе будет приятно послушать сказку или посмотреть мультфильм. Вся приходящая информация закладывается в голове и образует фундамент для совершенствования воображения.

    Игры, как инструменты развития

    Игры с самого раннего периода жизнедеятельности помогают приучить малютку к исполнению простых манипуляций самостоятельно. Таким образом можно научить чадо чистить зубы, мыть руки, складывать игрушки, это весело и полезно. Есть малыши, которые от момента рождения наделены способностью фантазировать, однако некоторым это удается с большим трудом. Обе категории детей непременно нуждаются в поддержке мамы и папы для того, и создания определенных условия для совершенствования воображения. Воображение и творческое мышление тесно взаимосвязаны, так как одно не существует без другого.

    Детское воображение – это далеко не бесполезное действие, и без него во взрослой жизни невозможно достигнуть определенных высот. Когда кроха фантазирует, его мозговая активность активно развивается. Именно поэтому при ежедневных прогулках следует уделять внимание различным фантазиям. Ребенка непременно нужно хвалить за выдумки, и ни в коем случае не ругать, идеальным вариантом станет процесс совместного фантазирования. Для того, чтобы с раннего возрастного периода малютка разви вал творческие способности, возможно применение таких методов:

    • Рисование – ребенок воплощает собственные представления при помощи бумаги, красок или карандашей;
    • Поделки из пластилина, картона, бумаги, природных элементов способствуют совершенствованию креативного мышления;
    • Игры со сказками (родитель придумывает начало и ждет продолжения от малыша);
    • Можно порекомендовать малютке изобразить несуществующее животное, дать ему имя, а затем описать;
    • Для формирования фантазии следует показывать ребенку картинки, а он должен суметь их описать.

    Вся игровая практика в младшем возрасте оптимально воспринимается при участии картинок. Возможно предоставление готового изображения, а можно предложить ребенку дорисовать что – то на собственное усмотрение. Чем старше возрастом становится кроха, тем труднее должны становиться задания.

    Можно использовать геометрические фигуры или бесформенные кляксы. Внедрять их в картинку затруднительно, поэтому использование воображение будет очень интенсивным.

    Применение таких методик, как лепка или аппликация не только развивает воображение, но и обеспечивает работу мелкой моторики рук. Ребенку непременно понравится такое увлекательное занятие. Однако следует учитывать, что все манипуляции должны производится самостоятельно, без наличия шаблонов и образцов.
    Карточки с нарисованными контурами также являются мощным инструментом для совершенствования мышления у ребенка. На картинке изображается только контур какого – либо предмета, элемента обихода или животного, а ребенок должен угадать, кто или что это на самом деле.
    Существует еще великое множество разнообразных способов для совершенствования творческого мышления у детей. Среди них стоит выделить дидактические игры.

    Определяют три типа дидактической деятельности ребенка:

    • Словесный – малыши рассуждают, а при выполнении различных заданий происходит обмен мнениями;
    • Настольно – печатный – разнообразные карточки или поля для игровых действий с определенными правилами;
    • Игрушки и предметы – ребята используют в играх детскую посуду, кукол, машинки и прочие элементы.

    Игровые действия такого плана отражают представления ребенка об окружающем его мире. В ходе игровой деятельности малютка получает информацию о человеческих взаимоотношениях, природных явлениях, видах труда, различных событиях и прочем. Для становления воображения в дошкольном учреждении и дома должен быть созданы соответствующие условия и иметься достаточный игровой набор, однако игрушек не должно быть слишком много, во избежание рассеивания внимания.

    Основным условием в играх любых видов является соответствие возрастным особенностям и уровню интеллектуального развития ребенка. Он должен понимать предназначение той или иной игрушки, она должна вызывать у него интерес. Слишком простыми играми малютка попросту не заинтересуется, и у него пропадет мотивация для воображения. Игры должны напрягать способности крохи, способствовать его развитию в целом, формировать навыки самоорганизации.
    Предметные и ролевые игры помогают сформировать навык моделирования ситуации, что является крайне важным аспектом.

    Процесс изобразительной деятельности является для ребенка полноценным трудом. Во время таких занятий развивается мышечная активность, подключаются зрительные организаторы, проявляются наиболее яркие психические особенности, а также развивается мелкая моторика и творческое мышление. Постепенно ребенок привыкает к рисованию и на смену простых подражающих движений карандашом приходят вполне отчетливые фигуры и изображения. Со временем у ребенка начинает проявляться образ завершенной работы в процессе ее исполнения.

    Изображение представлений на бумаге формирует очень важные качества: произвольность, креативность, широту и устойчивость. Опытные психологи на основе рисунков могут определить, беспокоит ли что-то ребенка, узнать о его мыслях и фантазиях.

    Следует обратить внимание на тот аспект, какими цветовыми вариациями в наибольшей степени манипулируют дети. Если преобладают темные цвета, возможно малыш чем-то встревожен. Наблюдать нужно на протяжении нескольких занятий, так как однократный выбор темных вариаций может означать исключительно перепады в настроении.

    Примеры игровых заданий для дошкольников

    • Изготовьте самостоятельно различные игровые карточки, на которые вы можете наклеить или нарисовать любые, даже самые невероятные картинки. Раздайте их группе детей и пусть каждый, по очереди придумает какую-нибудь удивительную историю, навеянную ему изображением на картинке.
    • Весьма занимательная игра для вечернего времяпрепровождения, это разглядывание светящихся окон в доме, напротив. Предложите малышу описать на что похож узор из горящих окон и придумайте вместе с ним удивительную историю об этом. В подобную игру можно играть и в светлое время суток, рассматривая и фантазируя на тему бегущих облаков.
    • Предложить ребенку капнуть на лист бумаги краску, чтобы получилась клякса. Затем предложите ему пофантазировать на что она похожа. Пускай он проявит творческое мышление и представит, что можно дорисовать этой кляксе, чтобы получился тот или иной предмет.
    • Включить для детей любое произведение классической музыки и пока она звучит попросить закрыть глаза и представить картинку, соответствующую этому творению.
    • Всем известно, что ребятишки любят использовать различные предметы не по назначению. Допустим малыш приносит вам мяч, а вы предлагаете ему вообразить, что это арбуз. Делаете вид, что разрезаете на дольки, после чего угощаете им кроху.

    Влияние сказок на ранее развитие воображения

    Сказки несут в себе огромный потенциал для воспитания, они являются одними из наиболее эффективных методик развития воображения. Сказка является полноценной основой, как несущей в себе воображение, так и развивающей его у детей. Необходимо как можно чаще читать их ребенку, ведь волшебство, интересные персонажи и добрые дела, это так интересно, а главное учит совершать хорошие поступки! Такие произведения не только расширяют познания крохи, но и помогают отличить добро от зла. В процессе чтения необходимо разъяснять малышу некоторые моменты доступным ему языком, после чего выдерживать паузу для того чтобы он осмыслил услышанное и сделал определенные выводы. Сказки в плане совершенствования мышления это:

    • Многолетний опыт поколений и культурные особенности народа;
    • При восприятии сюжета сказки, малыши активируют собственный жизненный опыт;
    • Прекрасная база для формирования взглядов на окружающий мир;
    • Учебный материал: у малютки развивается понятие толерантности и познание процессов;
    • В процессе чтения открывается безграничный простор для креативности, становления речи и памяти.

    Конструкторская деятельность тоже достаточно широко применяется для совершенствования детского креативного мышления. Создавая в голове образ моделирования, ребенок чувствует собственную значимость, в данном случае он — созидатель. Кроха проявляет признаки радости при удачной постройке и огорчается если что-то не выходит. Практика подобного рода учит малютку доводить начатое дело до конца.

    Роль родителей и педагогов в развитии воображения

    В абсолютно разных направлениях ребенку крайне необходимо чувствовать поддержку со стороны. В роли поддержки обязаны выступать родители, педагоги и психологи. Ответственность за становление крохи в раннем возрастном периоде полностью ложится на плечи родителей и специалистов, не является исключением и формирование воображения.

    С самого рождения родители – это наиболее значимые люди для ребенка. Когда малыш входит в дошкольный период, им необходимо направить его энергию и инициативу в правильное русло. Помощниками могут стать профессиональные методики, созданные лично с учетом особенностей крохи или же советов специалистов. Необходимо заниматься с малышом, развивать в нем творческий потенциал и не ждать, что развитие чудесным образом произойдет само по себе. На ежедневной основе следует проводить различные занятия, заниматься игровой деятельностью, как можно чаще разговаривать с дошкольником, и объяснять ему разнообразные процессы и явления. Игровая активность с раннего возраста занимает крайне важную роль в формировании интеллекта малютки.

    В дошкольных учреждениях педагоги и психологи проводят исследование среди детей и на основе обретенных результатов определяют способы коррекционной или образовательной работы. В дошкольном возрастном периоде большая часть функций психики находится на первой ступени формирования, поэтому методики специалиста в основном преследуют профилактические цели. Для положительной адаптации, педагоги и воспитатели составляют референции для предупреждения эмоциональной перегрузки крохи.

    Совершенствование детского воображения является неотъемлемой частью общего развития детей. Креативность, создание новых идей на сегодняшний день определяются наиболее актуальными способностями умной личности.

    Ранее при найме сотрудников на работу наиболее ценными кадрами были те, кто обладал профессиональными познаниями и навыками. В настоящее время более оптимальны такие качества, как одаренность и творческая фантазия.

    Люди с креативным складом мышления сейчас востребованы в различных сферах деятельности. Такие личности производят рекламу, придумывают новейшие технологии, осуществляют крупные проекты и укореняют в бизнесе новейшие замыслы. Современная жизнь ставит перед человеком множество трудноразрешимых задач. Одаренные личности с нестандартным подходом к различным вопросам смогут найти решение любой проблемы. Именно поэтому стоит создавать все условия для развития в детях творческого воображения.



    Похожие статьи