• Проект «Опытно-исследовательская деятельность детей. Пескотерапия в нашей группе

    16.06.2019

    Авторы: Воспитатель Боряева Ирина Валерьевна
    Воспитатель Белова Татьяна Валерьевна
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4»
    Пензенская область, г. Заречный
    2015 г.

    ПРОЕКТ
    «Экспериментальная деятельность детей в средней группе»
    «Волшебный песок»
    Вид проекта: исследовательско-творческий, групповой, средней продолжительности.
    Срок реализации: июнь – август.
    Актуальность: Песок обладает свойством погашения негативной энергии. Он очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние.
    Играя в песок, ребенок пропускает его между пальцев, вместе с потоком песка уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей.
    В процессе игры с песком у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координированные движения кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму, по формированию навыков самообслуживания и предметно-практической деятельности.
    Благотворное влияние оказывает и на развитие речи, и на формирование навыков общения, и на взаимодействие между собой.
    Цель:
    формировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления о песке, его свойствах;
    развивать логическое и диалектическое мышление и поведение через поисково-познавательную деятельность.
    Задачи проекта:
    создавать условия для наблюдения за песком;
    развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, память, внимание;
    расширить представления о песке, используя практические опыты;
    формировать познавательную и творческую активность детей;
    развивать коммуникативные умения;
    формировать у детей бережное, ответственное отношение к песку.
    Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
    Оборудование: песок, глина, пластиковые стаканы, вода, строительные материалы для построек из песка, воронки, мензурки, стаканчики, конструктор, краски, кисточки.

    Схема осуществления проекта «Волшебный песок»

    Игровая деятельность
    Игры на развитие мелкой моторики рук:
    «Отпечатки наших рук»
    «Мина»
    «Отгадай загадку»
    «Чувствительные ладошки»

    Комплекс упражнений для развития психики ребенка и мелкой моторики рук

    Речь и речевое общение
    1. Игры на развитие фонематического слуха

    2.Познавательные игры на песке:
    Игры, направленные на знакомство с окружающим миром
    Режиссерские игры

    Беседы
    «Для чего нужен песок?»
    «Представь себя песчинкой»
    «Кто живет в пустыне?»

    Пальчиковая гимнастика

    Знакомство с худ. литературой
    Чтение рассказа Г.Снегирева «Пустыня»

    Изобразительная деятельность
    Рисование
    «Лето» (палочкой или пальцем)
    «Осьминожки» (ладошкой)
    «Животные пустыни» (восковыми мелками и акварелью)

    Лепка
    Персонажи сказки «Теремок»
    Персонажи сказки «Колобок»

    Социальное развитие
    Комплекс упражнений для развития психики ребенка

    Опытно-исследовательская деятельность
    Опыты:
    «Сыпучий песок»
    «Движение песка»
    «Мокрый песок»
    «Песочные часы»
    «Песок и глина»

    Работа с родителями
    Консультации для родителей:
    «Для чего нам нужен песок»
    «Что такое песочница»
    «Игры с песком»

    Приложение 1
    Литература: Использован текст сказки «Колобок»

    Режиссерские игры. Сказка на песке «Колобок»
    Цель:
    развивать у детей диалогическую речь;
    развитие мелкой моторики рук;
    учить детей передавать интонацией характеры персонажей сказки;
    снятие эмоционально-психического и телесного напряжения;
    прививать любовь к сказкам.
    Материал: набор мелких игрушек (колобок, баба, дед, заяц, лиса, волк, медведь, домик, деревья), волшебный мешочек, мягкая игрушка - колобок.

    Вступление: Мешочек в котором находится колобок. Дети по очереди на ощупь пытаются определить, что в мешочке. После того, как дети узнали, вынимаем колобка, сообщаю, что он приглашает в свою сказку.

    Вхождение в сказку:
    Колобок может подарить нам волшебную силу. Встаньте полукругом и прикоснитесь к колобку одним пальцем. Закройте глаза и почувствуйте, как от колобка идет к вам сила. Вот она наполняет всю руку, поднимается через шею в голову, опускается в грудь, живот, ноги. Теперь все ваше тело заполнилось волшебной силой, и вы оказались в сказке «Колобок».
    (Дети выбирают героев сказки).
    Сказка:
    «Жили-были старик со старухой».
    Воспитатель:
    - Где они жили?
    - В домике.
    (Дети выбирают место, где будут строить домик).
    Вот и просит старик:: " Испеки мне, старая, колобок."
    - Да из чего испечь?
    Воспитатель:
    Из чего пекут пироги?
    Из муки.
    Правильно из муки, а муки нет.
    «Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберется»
    (Дети метут пальчиками, скребут песок).
    Скатала колобок.
    (Дети ладошками катают колобок).
    Изжарила его в масле и положила на окно просохнуть. Надоело колобку лежать, он и покатился.
    Воспитатель:
    Куда покатился колобок?
    В лес по тропинке.
    (Дети пальчиком ведут по песку).
    Катится колобок по дороге, а навстречу ему
    Воспитатель:
    - Кто? (Заяц)
    " Колобок, колобок я тебя съем".
    " Не ешь меня, я тебе песенку спою!» - и запел:

    Я колобок, колобок
    По амбару метен,
    По сусечкам скребен,
    На сметане мешен.
    Я от бабушки ушел,
    Я от дедушки ушел.
    От тебя заяц и подавно уйду.
    И покатился колобок дальше. Вот он катится, катится и навстречу ему
    Воспитатель:
    - Кто? (Волк)
    « Колобок, колобок я тебя съем!»
    «Не ешь меня волк, я тебе песенку спою!» - и запел:
    Дети поют вместе с воспитателем.
    Я колобок, колобок
    От тебя волк и подавно уйду.
    И покатился колобок дальше.
    (Дети пальчиком водят по песку).
    И навстречу ему
    Воспитатель:
    Кто? (Медведь)
    " Колобок, колобок я тебя съем!"
    - Не ешь меня медведь, я тебе песенку спою,- и запел:
    Дети поют вместе с воспитателем.
    Я колобок, колобок
    От тебя медведь и подавно уйду.
    И покатился колобок дальше.
    Воспитатель:
    Кто встретился ему дальше?
    Лиса.
    Воспитатель:
    - Лиса какая?
    - Рыжая, красивая, хитрая, ласковая,
    Увидела она колобка и говорит: "Какой ты хорошенький, какой ты пригоженький".
    Колобок обрадовался, что его хвалят, и запел свою песенку:
    Дети поют вместе с воспитателем.
    Я колобок, колобок
    От тебя лиса и подавно уйду.
    " Славная песенка!" - сказала лиса. - " Да то беда, голубчик, что я стара стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек».
    Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:
    Дети поют вместе с воспитателем.
    «Я колобок, колобок»
    А лиса его - гам - и съела.
    Воспитатель:
    - Ребята, вам жалко колобка?
    - А деда с бабой?
    - Чем мы можем им помочь?
    - Испечем им колобок.
    (Дети поливают песок и катают колобки).
    Заключение:
    Воспитатель:
    Закончилось наше сказочное путешествие.
    Каким был конец сказки: грустным, радостным, спокойным?

    Приложение 2
    Литература: Использован текст сказки «Теремок»
    Режиссерские игры. Сказка на песке «Теремок».
    Цель:
    - развитие мелкой моторики рук;
    - развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли;
    - учить детей передавать интонацией характеры персонажей сказки;
    - развивать диалогическую речь;
    - воспитывать любовь к сказкам.
    Материал: набор мелких игрушек (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь, теремок, деревья), лейка с водой, травка, цветы.
    Вступление: Сегодня мы отправляемся в сказку, где герои - дикие животные. Кто такие дикие животные?
    - Живут в лесу, сами о себе заботятся, строят жилье.
    - Может вы сами назовете сказку, где героями являются дикие животные?
    - «Теремок».
    Вхождение в сказку:
    - Я вас приглашаю в сказку «Теремок».
    (На полке стоят дикие и домашние животные, другие игрушки. Дети отбирают себе животных, которые живут в сказке.)
    Прижмите его к себе, погладьте и получите волшебную силу для путешествия по сказке. Получилось?
    Раз вдохнули, Два вдохнули,
    Хлопнули в ладошки
    А теперь садимся рядом,
    Как в земле картошки.
    У нас чистое поле, что нужно построить нам для сказки?
    - Теремок.
    - А где мы его построим?
    (Выбираем место)
    - Нужно построить так, чтобы теремок было видно далеко-далеко. Для этого нужно собрать ладошками песок, чтобы получился холм, гора.
    Ну, вот теремок готов.
    - Где живут звери?
    - В лесу.
    - Что такое лес?
    - Где много деревьев и кустарников.
    - Сейчас мы с вами посадим деревья, нужно пальчиком сделать углубление и посадить дерево, прикопать его, чтобы не упало.
    - Поселите животных.
    - А лягушка у нас осталась. Что ей нужно?
    - Болото.
    - Что такое болото?
    - Углубление, заполненное водой, там растет трава.
    (Делаем углубление, поливаем водой, сажаем лягушку на листочек).
    - Для чего листья на болоте?
    - Лягушка греется на солнышке, просто квакает и прячется под листочек от аиста, цапли.
    Сказка начинается.
    Сказка:
    Стоит в поле теремок...
    (Дети двигают фигурками вокруг теремка и озвучивают их).
    - Медведь сломал теремок. Что им делать? Где они будут жить? Как им помочь?
    - Построить новый теремок. Большой, красивый, чтобы всем места хватило и мышке и медведю.
    (Строим новый теремок).
    - Ой, какой красивый теремок. Чтобы им здесь было уютно, хорошо сделаем клумбу и посадим цветы.
    (Дети сажают цветы в песок, поливают из лейки; пальчиком проводят по песку - тропинки).
    - Как вы думаете, нравиться зверюшкам в новом теремке?
    -Да.
    - Чему же нас учит сказка?
    - Жить дружно, не ссориться, помогать друг другу.
    Заключение:
    Воспитатель:
    Сказка закончилась, но мы обязательно сюда вернемся.


    Приложенные файлы

    Юлия Смирнова

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

    Тема: «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем».

    Участники: дети группы №5, родители, воспитатели,

    Возраст: 4 – 5 лет

    Итоговое событие: создание альбома с зарисовкой проведенных опытов и их результатов.

    1. Целеполагание

    2. Разработка проекта

    3. Выполнение проекта

    4. Презентация проекта

    5. Подведение итогов

    1. Целеполагание

    Тема: Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем

    Цель: формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию

    Теоретическое обоснование актуальности темы для педагогов, взрослого состава педагогического сообщества.

    Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи (А. И. Иванова, И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает матема­тическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

    Задачи:

    Линии развития:

    Физическое

    Воспитательные

    Формировать гигиенические навыки, воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни через знакомство с водой и её полезными свойствами.

    Развивающие

    Развивать координацию, ловкость, силовые и скоростные качества.

    Социально – личностное

    Воспитательные

    Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов

    Развивающие

    Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей

    Образовательные

    Формировать и расширять представления о разных материалах, их свойствах и способах использования

    Познавательно - речевое

    Воспитательные

    Воспитывать бережное отношение к различным материалам

    Развивающие

    Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалах, из которых они сделаны.

    Формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать своё решение

    Образовательные

    Знакомить с разными способами исследования предметов. Учить формулировать проблему и искать пути её разрешения доступными средствами.

    Художественно – эстетическое

    Воспитательные

    Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

    Развивающие

    Развивать творческую активность,образное мышление. Формировать познавательный интерес в области художественного творчества.

    Образовательные

    Знакомить с новыми нетрадиционными изобразительными техниками (оттиск смятой бумагой, набрызг, кляксография с трубочкой)

    Организация предметно – развивающей среды для реализации проекта

    Центры развития

    Центр книги.

    Внести энциклопедии: «Почемучка. Детское справочное бюро», «Что, где, почему?», «Книга опытов для маленьких»

    Энциклопедии и книги по теме проекта

    Центр экспериментирования

    Материал, подготовленный педагогом

    Внести в уголок образцы разных материалов: пластик, резина, древесина, металл и разные виды бумаги (тонкая, плотная, одноцветная, цветная, салфетная, обёрточная)

    Галька, ракушки, морские камушки, сыпучие материалы.

    Материал, подготовленный родителями

    Образцы бумаги и ткани разных видов.

    Центр сюжетных игр

    Материал, подготовленный педагогом

    Внести атрибуты для игры «Лаборатория»: лупы, мерные стаканы (минзурки, пипетки.

    Материал, подготовленный родителями

    Белые халаты, непромокаемые передники, одноразовые перчатки.

    Центр настольно-печатных игр

    Материал, подготовленный педагогом

    Внести дидактические игры «Что из чего сделано?», «Найди пару»

    Предпосылки к определению актуальности, цели проекта детьми и взрослыми.

    (определены после проведённой диагностики – анкетирования родителей и опроса детей)

    Для сотрудников ДОУ, воспитателей, преподавателей узких специальностей, родителей

    Родители часто «пекутся» о познавательном развитии детей, подменяя его чисто техническими упражнениями в тетрадях на печатной основе, заучиванием букв, цифр. Им кажется, что это и есть истинное познание.

    Воспитатели объясняют, что познание эффективно проходит только в деятельности, когда каждый ребёнок методом проб и ошибок достигает знания – вывода. Знания, полученные самими детьми, очень прочны и заставляют задуматься над другими проблемами. И данный процесс лучше всего проходит в деятельности экспериментирования.

    Для детей

    Хотят всё потрогать, проверить самостоятельно свои предположения. Даже совершив ошибку, придумывают новые пути познания, делясь с другими детьми и взрослыми.

    Назревает необходимость деятельности по детскому экспериментированию и опытнической работе.

    2. Разработка проекта

    1. Провести анализ и выявить уровень знаний детей и взрослых по теме проекта.

    2. Довести до участников проекта важность данной проблемы. 3. Подобрать методическую, научно-популярную литературу.

    4. Разработать формы и методы работы по проекту с детьми и взрослыми.

    5. Разработать критерии преобразования предметно – развивающей среды в соответствии с целью проекта.

    6. Создать центр сюжетно – ролевой игры «Лаборатория».

    7. Внести в центр экспериментирования эвристические накопительные шкатулки, коробки.

    3. Выполнение проекта

    Формы и методы работы с педагогами:

    Консультации для педагогов:

    «Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности» «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования

    Формы работы с родителями:

    1. Анкетирование: «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде… Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?»

    2. Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

    3. Создание сюжетно-игрового центра «Лаборатория»

    4. Конкурс работ «Я – любознательный»

    5. Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности»

    Формы работы с детьми:

    Игровая деятельность

    Дидактические игры:

    «Отгадай загадку»

    «Кто что считал?»

    «Что сначала, что потом»

    «Найди пару»

    «Узнай предмет»

    «Подбери больше слов»

    «Узнай на ощупь»

    «Узнай звук»

    Сюжетно – ролевые игры:

    «Лаборатория»

    «Отважные пожарные все вместе тушат дом, отважные пожарные вступили в бой с огнём»

    «Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают»

    «Экскурсия на выставку в научный музей» (роли: экскурсоводы, билетёр, научный руководитель)

    Продуктивные виды деятельности

    1. Рисование на тему: «Деревянные игрушки», «Игрушки из металла и пластмассы», «Какие резиновые предметы есть в моём доме»

    2. Лепка: «Что из чего сделано», «Вылепим посуду»

    3. Аппликация с элементами моделирования «Клоун с воздушными шарами», «Посуда»

    Коммуникативная деятельность

    Развитие речи: ситуативный разговор, беседа «Научные развлечения с простыми вещами», «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны?», «Откуда к нам бумага пришла? Какая бывает бумага, её свойства», «Что из чего сделано?», «Узнай всё о себе, воздушный шарик», «Игрушки из металла», «Что мы знаем о стекле и пластмассе», речевая ситуация «Описание предметов»

    Чтение художественной и научно - популярной литературы

    «Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка, энциклопедия «Почемучка» (об изобретении бумаги, «Как древние люди использовали дерево?», В Сутеев «Кораблик» (бумага, «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Голубой колокольчик» (из хрестоматии владимирских авторов «Тропинка») (ткань, «Мамина работа» С. Баруздин, «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня.» А. Барто (резина)

    Двигательная деятельность

    Подвижные игры: «Найди себе пару», «Пробеги тихо», «У ребят порядок», «Альпинисты», «Найди, где спрятано», «Самолёты», «Найди и промолчи»

    Познавательно – исследовательская деятельность

    Эксперименты и опыты: «Что может бумажная гармошка», «Как бумага помогает говорить громче?», «Как падает лист бумаги», «Что падает быстрее: монета или лист бумаги», «Бумага, высекающая электрические искры», «Как отличить вареное яйцо от сырого», «Яйцо – собиратель тепла», «Тайны замороженного яйца». «Легко ли очистить сваренное яйцо от скорлупы», «Проверка на прочность». «Тонет – не тонет», «Пузырьки из ничего», «Тайны кипящего чайника»

    Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы: предметы вокруг нас»

    4. Презентация проекта

    1. Подведение итогов конкурса «Я - любознательный»

    2. Представление педагогами уголка экспериментирования в группе

    3. Презентация альбома с зарисовками проведенных опытов и их результатов.

    5. Подведение итогов

    Отчет педагогов о проведенном проекте и его результатах в рамках тематического педсовета Подведение итогов конкурса «Я - любознательный», награждение победителей и участников

    Пояснительная записка

    Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

    Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

    Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

    С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

    Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

    Месяц

    Темы игр-экспериментирований

    Первая неделя

    Вторая неделя

    Третья неделя

    Четвёртая

    неделя

    Сентябрь

    Путешествие с капелькой

    Вода прозрачная, может менять цвет

    Игра «Водяной» у нас в гостях

    Октябрь

    Ветер, ветер, ветерок

    Поиск воздуха

    Летающие семена

    Песочная страна

    Ноябрь

    В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича

    Плавающие,тонущие предметы

    Плавающее перо

    Мех. Зачем зайчику другая шубка

    Декабрь

    Песок, глина

    Волшебная рукавичка

    Предметы из металла

    Действие магнита на металл

    Январь

    Льдинка и снежинка

    Вода, лёд, снег

    Как снег становится водой

    Февраль

    Волшебная кисточка

    С водой и без воды

    Как достать скрепку из воды

    Март

    Почему растаяла Снегурочка?

    Освобождение бусинок из ледяного плена

    Тёплая капелька

    Стекло его качество и свойства

    Апрель

    Чудеса растений

    Нужен ли корешкам воздух?

    Почва. Песок, глина, камни

    Солнечные зайчики

    Май

    Растениям теплую водичку

    Зачем растения вертятся?

    Поймаем солнечного зайчика.

    В мире пластмассы


    № п/п

    Месяц

    Тема

    Цели. Задачи.

    Обеспечение интеграции образования(образовательной области)

    Планируемые результаты

    Сентябрь

    №1

    Путешествие с капелькой

    Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

    Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным.находить слова противоположные по значению

    Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов…

    Умеют называть свойства воды, его значение,умеют находить слова противоположные по значению

    №2

    Вода прозрачная, но может менять цвет

    Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

    Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

    Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

    Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители

    №3

    Значение воды в жизни растений

    Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

    Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.

    Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей.

    Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов

    №4

    Игра « Водяной у нас в гостях»

    Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и камауникативность в процессе проведения игры

    Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

    Умеют называть водоемы и их обитателей.

    Октябрь

    №1

    Ветер, ветер ветерок.

    Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

    Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

    Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным.

    №2

    Поиски воздуха

    Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей.

    Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

    Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

    Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.

    №3

    Летающие семена

    Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

    Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

    Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

    №4

    Песочная страна

    Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

    Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

    Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

    Ноябрь

    №1

    В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

    Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

    Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.

    Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.

    Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

    №2

    Плавающие и тонущие предметы

    Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку:тонет,плавает.

    Познание:развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам,их свойствам.

    Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый,

    каменный.

    Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

    №3

    Плавающее перо

    Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

    Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

    Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

    №4

    Мех. Зачем зайчику другая шуба

    Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

    Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.

    Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

    Проявляют интерес к окружающей нас природе.

    Декабрь

    №1

    Песок. глина.

    Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

    Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

    Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

    №2

    Волшебная рукавичка

    Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

    Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

    Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

    Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

    №3

    Метал

    Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

    Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

    Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

    Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

    №4

    Действие магнита на предмет

    Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

    Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

    Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

    Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

    Январь

    №1

    Как снег становиться водой.

    Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

    Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.

    Умеют делать выводы и заключения.

    №2

    «Льдинка и снежинка»

    Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

    Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

    Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

    Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

    №3

    Вода, лед, снег.

    Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

    Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

    Коммуникация:

    Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда,снега воды.

    Февраль

    №1

    Волшебная кисточка

    Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

    Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

    Коммуникация:

    Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

    №2

    С водой и без воды

    Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

    Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

    Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

    №3

    Путешествие в мир стеклянных вещей

    Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

    Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.

    Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

    №4

    Как достают скрепку из воды.

    Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

    Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

    Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

    Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

    Март

    №1

    Почему растаяла Снегурочка

    Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду,на морозе замерзает и превращается в лед.

    Познание:формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

    Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

    Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов.Выражают свои мысли и делают выводы.

    №2

    Освобождение бусинок из ледяного плена.

    Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

    Познание:продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация:развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

    Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов,называют свойства льда.

    №3

    Теплая капелька

    Познакомить со способом получения теплой воды,развивать умение детей планировать свою деятельность.делать выводы.Воспитывать аккуратность при работе с водой.

    Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных,обозначающих свойства воды.

    Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными

    №4

    Стекло,его качества и свойства

    Узнавать предметы, сделанные из стекла,определять его качества (структура поверхности:толщина. прозрачность и свойства: хрупкость)

    Познание: знать свойства прозрачность,хрупкость, толщина.

    Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

    Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

    Апрель

    №1

    Чудеса растений

    Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

    Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

    Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

    Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

    №2

    Нужен ли корешкам воздух

    Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

    Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

    Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

    Называют комнатные растения.

    №3

    Почва(песок, глина камни)

    Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

    Познание: знакомить детей с предметами неживой природы

    Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней.

    Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

    №4

    «Солнечные зайчики»

    Формировать представления о свойствах солнечных лучей

    Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

    Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

    Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

    Май

    №1

    Зачем растения вертятся

    Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

    Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

    Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

    Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

    №2

    «Растениям – теплую водичку»

    Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

    Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

    Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

    Умеют ухаживать за растениями на грядке.

    №3

    Передача солнечного зайчика

    Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

    Познание: называть свойства солнечных лучей.

    Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

    Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

    №4

    В мире пластмассы

    Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

    Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

    Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

    Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

    Список литературы:

    1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

    2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деяские рекомендации - и тельность детей» изд.- 2009г.

    3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

    4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

    5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

    6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

    7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.

    8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

    Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

    Главное достоинство проекта в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

    Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

    Новизна проекта состоит в том, что опытно-экспериментальная деятельность организована в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная

    деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т. д.) ориентированного на разные виды деятельности (двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Волшебный мир воды»

    для детей средней группы

    Пояснительная записка

    Тема : «Волшебный мир воды»

    Вид проекта: краткосрочный (3 месяца)

    Тип проекта: познавательный, исследовательский, групповой

    Участники: дети, родители, воспитатель.

    Основное направление проекта - развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

    Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

    Главное достоинство проекта в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

    Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

    Новизна проекта состоит в том, что опытно-экспериментальная деятельность организована в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная

    деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т. д.) ориентированного на разные виды деятельности (двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская).

    Педагогическая целесообразность состоит в том, что полученные результаты обеспечивают обоснованными выводами и рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности.

    Основная цель – развитие интереса и познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

    Были поставлены следующие задачи:

    1. Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ, об основных физических свойствах и явлениях воды, снега и льда.
    2. Формировать устойчивый интерес к детскому экспериментированию.
    3. Активизировать словарный запас, поощрять желание детей делиться впечатлениями (суждениями, доводами), делать несложные выводы.
    4. Способствовать социализации детей: доброжелательное и вежливое обращение к сверстникам и взрослым.
    5. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

    Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями; учет предметно-экспериментальных условий, в которых проживает ребенок; формирование предметно-развивающей среды для детского экспериментирования; использование широкого спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.

    Отличительные особенности данного проекта состоит в том, что все опыты проходят с участием игровых персонажей. Используется игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, камнями, бумагой. В экспериментах используются емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

    Используя инновационные методы и приемы с помощью игровой мотивации, мне удается повысить эффективность обучения. Формы проведения ООД в сочетании различных методов и приемов: занятия-путешествия, комбинированные, с использованием художественного слова и сказочных героев, рассказов взрослых, обыгрывание сказок. В каждую образовательную деятельность включаю поисковую деятельность детей, создаю игровую проблемную ситуацию.

    Проект рассчитан на детей второй младшей группы. Срок реализации проекта 3 месяца. Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность проведения занятий четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

    Ожидаемые результаты:

    1. Расширятся представления детей о физических свойствах окружающего мира.
    2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
    3. Приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез, выборе методов; в развитии доказательной стороны речи; в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности; в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью.
    4. Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения).
    5. Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы).

    Способы определения результативности: специально организованные занятия, комплексные прогулки с элементами экспериментирования, организованные по желанию ребенка занятия-опыты, беседы, подтвержденные показами опытов, наблюдения, чтение художественной литературы, самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.

    Этапы реализации:

    1. Этап проектирования

    Научно-исследовательский этап (теоретический).

    Цель: уточнение знаний педагога по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.

    • Изучение методической литературы, подбор книг, создание библиотеки в группе.
    • Организация предметно-развивающего пространства в опытно- экспериментальной деятельности.
    • Систематизация материала (конспекты, консультации, папки-передвижки, памятки, рекомендации).
    • Подборка опытов с описанием проведения.
    • Разработка перспективного планирования с учётом возрастных

    особенностей детей по играм экспериментам.

    1. Проектные мероприятия:

    Творчески-продуктивный этап (практический).

    Цель: поиск эффективных форм работы с детьми.

    • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
    • Специально организованные занятия.
    • Самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.
    • Комплексные прогулки с элементами экспериментирования.
    • Организованные по желанию ребенка занятия-опыты.
    • Беседы, подтвержденные показами опытов.
    • Наблюдения.
    • Чтение художественной литературы.

    III. Результаты проекта:

    Информационно-диагностический этап (аналитический).

    Цель: выявление показателей достижений в работе с детьми.

    Учебно-тематический план

    Для реализации проекта было разработано перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей

    Месяц

    Название

    мероприятия

    (опыта, эксперимента)

    Задачи

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    «Какой формы вода?»

    Возьмите в руки предметы, давайте определим, какой они формы. А вода, какой формы? Давайте попробуем определить (дети самостоятельно перели-вают воду в разные сосуды, пытаясь определить ее форму). Есть ли форма у воды? (нет, она принимает форму сосуда, в который ее налили) Налейте полные стаканы воды и прине-сите на стол. Что случилось? (вода стала выливаться, проли-лась на пол) Почему это произошло? (стакан полный, вода пролилась).

    Вода – жидкость ее можно пролить.

    Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может лить, наливаться, разливаться из сосуда.

    «Окрашивание воды»

    Предлагается для рассматри-вания вода в стакане. Какого цвета вода? (у воды нет цвета, она прозрачная) Что значит – прозрачная? Положите в стакан любой предмет. Что вы видите? (предмет видно, мы его видим). Почему? (Вода прозрачная) Давайте намочим кисточку и размешаем в воде краску. Какого цвета вода? Вода осталась прозрачной?

    У воды нет цвета, она прозрачная. Ее можно покра-сить, если в воде размешать краску. Если вода окрашена в любой цвет, она перестает быть прозрачной.

    Учить детей манипуляциям с водой.

    Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.

    «Надувание мыльных пузырей»

    Предлагается приготовить

    мыльную пену. Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?

    Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе).

    Развить у детей представление о мыльной пене.

    Научить пускать мыльные пузыри, познакомить со свойством мыльной воды.

    «Как вытолкнуть воду?»

    Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

    Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

    «Снег. Какой он?»

    Предложить детям рассмотреть снег в морозную и теплую погоду, попробовать слепить комок. Спросить у детей, когда комок лепился хорошо – в морозную погоду или в теплую. Снег состоит из снежинок, когда снежинок много, образуются сугробы.

    В морозную погоду снег скрипит, не лепится, «сухой».

    Когда теплеет, снежинки «берутся за руки» (снег падает хлопьями), снег становится липким, можно играть в снежки

    Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассып-чатый, плохо лепится).

    «Почему снежки надо лепить в варежках?», «Почему снеговика нельзя забрать домой?».

    Предложить детям поиграть в снежки. Сперва надо слепить много комков. Снимите вареж-ки, так будет удобнее. Наберите полные ладошки снега и скатаем шарики. Что случилось, вам холодно, руки мерзнут? Почему? (снег холодный).

    Предложите детям слепить снеговика (небольшого). Снего-вик получился очень красивый, давайте заберем его в группу и поиграем с ним вечером. Принесите снеговика в группо-вое помещение и оставьте в тазу на столе. Спустя какое-то время обратите внимание детей на то, что с ним случилось (снеговик тает/весь растаял). Почему так случилось? (в комнате тепло, снег согрелся и начал таять)

    Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

    «Чем пахнет вода?»

    Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть - пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

    Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

    «Тонет или нет»

    На столе много игрушек, давайте положим их в воду и помоем. Получается? Все предметы утонули? (нет, не утонули предметы из дерева и надутые) Почему не утонули деревянные предметы? (дерево легкое, оно не тонет). А почему не утонули надутые предметы? (там воздух).

    Воздух легкий, наполненные воздухом (надутые) предметы не тонут.

    Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

    Дать представление о том, что воздух легче воды.

    Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимый, прозрачный, легкий)

    «Может ли вода быть твердой?»

    Опыт проводится в два этапа

    Рассмотрите воду в миске, вспомните, какими свойствами обладает вода. Может ли вода быть твердой? Проверим – нальем воду в формы и вынесем на мороз.

    Давайте посмотрим, что случилось с водой на холоде? (Она замерзла, стала твердой) Рассмотрите кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли пролить лед как воду? Почему нельзя? (Он твердый). Мы можем сказать, какой формы лед? (Да, он твердый, у него есть форма)

    Положите лед в миску с водой, что вы видите? (Лед плавает) Что еще происходит со льдом? (Он начал таять, он превращается в воду)

    Лед – это замерзшая вода, он твердый, плавает, тает. В тепле лед снова превращается в воду.

    Познакомить со свойствами льда (прозрачный, хрупкий; тает, превращаясь в воду, вода, замерзая, превращается в лед)

    Есть ли у воды вкус и запах?»

    Рассмотрите стаканы с водой, попробуйте определить, есть ли у воды запах и вкус? (дети самостоятельно определяют – пробуют и нюхают) У воды нет вкуса. Как определили? (попробовали) У воды нет запаха. Как определили? (понюхали). Добавьте в воду сахар или соль. Как вы думаете, вкус изменился? А запах? Проверяем.

    Вода – это жидкость без вкуса и запаха.

    Дать представление о том, что вода не имеет вкуса.

    Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

    Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.

    «Вода и пар»

    Горячую воду налить в прозрачный стакан, накрыть крышкой, затем показать как сконденсированный пар превра-щается снова в капли и падает вниз.

    Спросите: "Зачем накрывают пищу крышкой?" Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце? Почему?

    «Где вода?»

    Вспомните свойства песка и глины, (сыпучие, сухие).

    Налейте в стаканчики с песком и глиной одинаковое коли-чество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Что произошло? (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины). Почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду). Вспомните, где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет.

    Глина плохо пропускает воду, потому что у глины частички ближе друг к другу, слипаются.

    Песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не слипаются между собой.

    Выявить процесс испарения воды.

    Познакомить с процессом конден-сации.

    Перспективный план работы

    (организованная образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)

    Месяц

    ООД

    Работа с родителями

    Работа с воспитателями

    Декабрь

    «Волшебная Капелька»

    Знакомство родителей с планами работы в облас-ти экспериментирова-ния, с алгоритмами прос-тейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

    Знакомство с пере-довым педагогическим опытом.

    «Волшебный снег»

    Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследова-тельской активности ребенка».

    Выступление с докладом об опыте работы «Опытно-экспериментальная деятельность».

    Январь

    «Волшебница вода»

    Выступление «Приобщение детей к опытно - эксперимен-тальной деятельности».

    Консультация «Проведение экспе-риментально – поис-ковой деятельности в детском саду».

    «Ах, снег – снежок»

    Консультация «Значе-ние поисково-иследова-тельской деятельности в развитие ребенка».

    Февраль

    «Удивительные превращения воды»

    Беседа «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование».

    Открытый показ ООД «Удивительные превращения воды».

    «Нам водичка – добрый друг»

    Консультация «Игры с водой».

    Обобщение результатов работы.

    Список использованной литературы

    1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозаика - Синтез, 2011 (методическое пособие).
    2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001.
    3. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет» - М.: Творческий центр, 2012 г.

      Проект Опытно- экспериментальная деятельность в средней группе Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Актуальность: Изучив теоретический материал по данному вопросу, я пришла к выводу о том, что необходимо изучить метод экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с внедрением новых федеральных государственных требования к структуре основной общеобразовательной программы, в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Цель: Создание условий для развития познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование. Задачи: 1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. 2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д) 3. Приучать соблюдать правила техники безопасности при выполнении эксперимента. 4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Методы деятельности: - Практические (опыты, эксперименты) - Наглядные (модели, схемы и т.д) - Словесные художественное слово. (пояснения, рассказ, познавательные сказки, Ожидаемые результаты: У дошкольников развиваются умения: - активно познавать окружающий мир; -действовать согласно алгоритму; -применять разные способы детского экспериментирования; -ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно; -объяснять полученный результат. План реализации проекта в средней группе: Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Опыт 1 неделя. Вода. 3 неделя. Магнит. 1 неделя. Почва. 3 неделя. Тонет-не тонет 1 неделя. Движение. Скорость. Цель Познакомить со свойствами воды, состоянием воды: твёрдое, жидкое, газообразное, использованием воды, вода не имеет вкуса, запаха, формы Познакомить детей со свойствами магнита (притягивает железо), может двигать небольшие предметы Дать понять для чего нужна почва, из чего она состоит (песок, глина, земля). Водопроницаемость песка и глины. Познакомить с понятиями «тяжелее», «легче» воды. Дать понять, что движение зависит от скорости, направления. Опыт: сделать горки разной высоты, скатить по ним машины. С какой горки машина проедет дальше 3 неделя. Декабрь 1 неделя. 3 неделя. Январь 1 неделя. 3 неделя. Февраль 1 неделя. 3 неделя. Опыт с песком. Помочь понять, что песок сыпучий, из сырого песка можно строить постройки, но они непрочные. На песке можно рисовать Опыт со снегом. Дать понять, что снег бывает сыпучий и сырой, понаблюдать за таянием снега (в зависимости от температуры воздуха) Опыт со снегом Дать понять, что и льдом. быстрее растает снег или лёд?(Занести в группу снег рыхлый, снег утрамбованный или лед) Опыт со Познакомить детей с стеклом. тем, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным. Стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным Опыт с Понаблюдать за мыльными мыльными пузырями, пузырями отметить, что они отражают все цвета радуги. Почему они летают? Ветер. Дать понять, что ветер это движение воздуха. С помощью вертушки и полосок бумаги определить направление и силу ветра. Где используют ветер (паруса, вентилятор, фен, ветряная мельница)? Испарение Дать понять детям, что воды. вода испаряется и образуется в водяной пар. Март 1 неделя. 3 неделя. Апрель Май Опыт с чернилами и активированным углем Опыт «Цветы лотоса» 1 неделя. «Вареное или сырое» 3 неделя. «Танцующая фольга» 1 неделя. «Кто похитил варенье у Карлсона?» Опыт с зеркалом. 3 неделя. Познакомить детей со свойство угля впитывать различные красители Показать, как распустятся бумажные лепестки после намокания. Научить детей определять вареное или сырое яйцо. Познакомить детей с явлением притяжения отрицательных и положительных зарядов. Познакомить детей с понятием «отпечатки пальцев». Цель: дать понять, как изготавливают зеркала. Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает. С помощью зеркала можно пускать «зайчиков». Что похоже на зеркало (вода)? Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с физическим явлением - магнетизм. «Знакомство с магнитом и его свойствами» Задачи: 1.Знакомство с понятием «магнит». 2.Формирование представлений о свойствах магнита. 3.Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком. 4.Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы. Структурные Деятельность педагога Деятельность детей компоненты деятельности 1.Мотивация на -Ребята, хочу вам рассказать очень деятельность интересную историю. Дети сидят за столами. -Однажды три поросенка Наф-Наф, Воспитатель показывает Ниф-Ниф, и Нуф-Нуф решили иллюстрации к сказке построить себе новый прочный домик, про трех поросят. чтобы спрятаться в ней от серого волка. Они приготовили все, что нужно для строительства: доски, гвозди, инструменты. -Но когда Наф-Наф нес чемодан с гвоздями на стройку, он зацепился штанишками за ветку и уронил чемодан. Все гвозди рассыпались по траве. Он очень сильно расстроился и стал собирать гвозди обратно в чемодан, но большая их часть затерялась в траве. Вскоре к нему подошли Ниф-Ниф и НуфНуф, они все втроем стали думать, как им найти потерявшиеся гвозди. И тут Нуф-Нуф вспомнил про камень, обладающий невиданной силой, который умел притягивать к себе некоторые предметы. НуфНуф взял камень, провел им по траве и гвозди стали притягиваться к камню. Так они отыскали все потерявшиеся гвозди Поросята Нуф-Нуф запрыгали от радости, а быстро собрал все потерявшиеся в траве гвозди. После этого они все вместе быстро построили крепкий, красивый домик. -Ребята, как вы думаете, что это за камень, который принес поросенок. Можете мне рассказать -Этот камень-магнит. Он о нем? может притягивать - Этот камень - магнит. (Показываю предметы. магнит.) 2.Планирование “Вот перед вами обычный магнит, деятельности Много секретов в себе он хранит”. - Он имеет свойство притягивать некоторые предметы предметы. он А притягивает, какие мы сейчас с вами разберемся. 3.Действия - Возьмите магнит и определите, какие У каждого ребенка набор предметы притягиваются, а какие нет. предметов из Разделите на две группы. пластмассы, дерева, железа, бумаги и стекла. Дети самостоятельно определяют, предметы -Какой вывод можем сделать? какие притягивает магнит. -Магнит притягивает только металлические Дидактическая игра «Покажи стрелочкой» предметы Дальше каждому ребенку выдается листок с изображением различных предметов вокруг магнита: иголка, скрепка, кусок ткани, кнопка, чашка, бумажная коробка, нитки и т.д. Ребенок должен провести стрелку от Дидактическая игра в кругу с мячом “Притянет – не притянет”. -Ребята представьте что, мяч – это магнит, я вам буду предмету, что он притягивает.) говорить предметы, если вы считаете, что магнит притянет этот предмет, вы ловите мяч, если не притягивает, то не ловите. магнита к тому Дети стоя в кругу определяют притягивает магнит предмет или нет. -Предметы, которые притягивает магнит, называют магнетическими которые,предметы, магнит не притягивает, – немагнетическими. У магнита есть магнитное поле – это пространство вокруг магнита. Оно не у всех магнитов одинаково. Чем больше магнит, тем сильнее магнитное поле, чем меньше магнит, тем магнитное поле слабее. У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса - северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный. -У вас размеров. на столе есть магниты, окрашенные в синий и красный цвет. Поднесите два магнита друг к другу. Переверните один из магнитов другой стороной и снова поднесите магниты друг к другу. В одном случае притягиваются, магниты в другом отталкиваются. Делаем вывод, что разные полюса притягиваются, Показ магнитов разных магнитов одинаковые - отталкиваются. -Послушайте, что дальше случилось с нашими поросятами. Однажды летом они пошли купаться на речку. Погода была очень хорошая, ярко светило солнышко. Они очень весело провели целый день. Когда они вечером пришли домой, то не нашли ключ от дома. Они поняли что ключик, скорее всего, упал в воду. Они вернулись на речку и при помощи волшебного магнита достали ключик из воды. -А как они это сделали, мы сейчас с вами посмотрим. Берем ключик, опускаем его в тазик с водой. На Дети проводят опыт с веревку прикрепляем магнит, магнитами, делают опускаем магнит в воду и смотрим как, вывод. ключик притягивается к магниту. -Ребята, какой вывод можно сделать? - Сила магнита действует сквозь воду. Благодаря своей способности притягивать предметы под магниты используются водой при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень Воспитатель удобно держать закреплять, под кабель рукой или рассказывает, что нужные необходимо сделать, инструменты. ребенок выполняет. -Вечерами поросята Ниф-Ниф, Наф- -Магнит может Наф, и Нуф-Нуф очень любили играть действовать через воду. в разные игры. Особенно им нравилось играть машинками, устраивать гонки. Сейчас мы с вами тоже устроим гонки. Нам в этом помогут наши магнитики. -У нас есть лист картона, на котором нарисована трасса, и есть металлические машинки. Сверху на трассу мы поставили наши машинки, снизу прикрепили магниты. Начинаем передвигать магнит под картоном. И что же мы с вами видим? Воспитатель расставляет маши на трассе, ребенок -Правильно, машинки начинают передвигает магнит. двигаться. -Какой вывод мы можем сделать? -Машинки двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который двигают под картоном. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические машинки, вынуждая их следовать за магнитом. Если картон будет слишком толстый, чтобы сдвинуть предмет понадобиться очень -Машины двигаются. большой, мощный магнит. - Магниты могут действовать через бумагу, например, поэтому для их используют, того, чтобы -Магнит действует через прикреплять записки к металлической картон. дверце холодильника, или рисунки к магнитной доске 4.Результат - Наше сегодняшнее занятие подошло -Магниты воздействуют деятельности, рефлексия. к концу. Давайте вспомним, с какими на предметы из свойствами магнитов мы некоторых металлов. познакомились. Магнитная сила может проходить через некоторые предметы или вещества. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые - отталкиваются. В конце занятия детям разрешается обследовать группу при помощи магнитов.



    Похожие статьи