• Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов доу. Педагогический совет «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоро

    26.08.2019

    Введение

    1. Понятие здоровья. Задачи физического воспитания дошкольников

    2. Формы работы с детьми по укреплению здоровья:

    2.1 Утренняя гимнастика

    2.2 Физкультурные занятия

    2.3 Физминутки

    2.4 Гимнастика после сна

    2.5 Подвижные игры

    2.6 Спортивные праздники и развлечения

    3. Коррекционная работа

    4. Работа с родителями

    5. Закаливание

    Заключение

    Список литературы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ

    РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

    Кафедра физической культуры и здоровьесбережения

    Итоговая работа слушателя краткосрочных курсов

    повышения квалификации по проблеме:

    « Инновационные подходы к организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях »

    Реферат

    «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников средствами физической культуры»

    Выполнил:

    Инструктор по физической культуре

    МКДОУ «Детский сад №3 «Улыбка» ст. Александрийской»

    ст. Александрийская Георгиевского района Ставропольского края

    Сотникова Светлана Викторовна

    Руководитель:

    доцент кафедры ФКиЗ

    СКИРО ПК и ПРО

    Кихтенко Любовь Федоровна,

    к. пед. н.

    Ставрополь 2014 г.

    Введение__________________________________________________________ 2

    1. Понятие здоровья. Задачи физического воспитания дошкольников________ 4

    2. Формы работы с детьми по укреплению здоровья:

    2.1 Утренняя гимнастика______________________________________________ 5

    2.2 Физкультурные занятия____________________________________________ 6

    2.3 Физминутки______________________________________________________ 7

    2.4 Гимнастика после сна______________________________________________ 7

    2.5 Подвижные игры _________________________________________________ 8

    2.6 Спортивные праздники и развлечения________________________________ 8

    3. Коррекционная работа_______________________________________________ 9

    4. Работа с родителями_________________________________________________ 9

    5. Закаливание________________________________________________________10

    Заключение__________________________________________________________ 12

    Список литературы___________________________________________________ 13

    ВВЕДЕНИЕ

    Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал:

    «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

    Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше заботы проявляется о физическом воспитании ребёнка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным.

    Дошкольный возраст является важным этапом становления способностей человека. С рождения до семи лет у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения.

    Болезненный, физически плохо развитый ребёнок обычно отстаёт от здоровых детей в учёбе: у него хуже память, внимание, он быстрее утомляется. Физическая слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведёт к понижению способностей, но и расшатывает волю ребёнка.

    Напротив, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

    Поэтому необходимо обогащать физическое воспитание дошкольников новыми методами и приёмами.

    Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. В этой связи представляются весьма наболевшими вопросы, связанные с совершенствованием и поиском оригинальных форм, средств методов физического воспитания детей дошкольного возраста.

    Существует много различных форм проведения физкультурных занятий (кроме стандартных) в детском дошкольном учреждении. Главное, чтобы все они были направлены на решение следующих задач:

    • укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;
    • гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата;
    • формирование правильной осанки;
    • совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
    • воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

    Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными особенностями детей. Чтобы повысить интерес детей к занятиям по физической культуре, нужно разнообразить методы и приёмы проведения таких занятий.

    Всё, что идёт на пользу нашим детям, нужно активно применять в своей практике.

    1 .Что такое здоровье?

    По данным обследований, только 5-7% детей рождается здоровыми, 2-3 имеет первую группу здоровья. На первый взгляд наши дети здоровые и нет причин волноваться. Но что такое здоровье? По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

    1. Факторы, влияющие на состояние здоровья:

    20% - экология;

    10% - развитие здравоохранения

    20% - наследственность

    50% - образ жизни

    Что такое здоровый образ жизни?

    1. Рациональное питание;

    2. Соблюдение режима;

    3. Оптимальный двигательный режим;

    4. Полноценный сон;

    5. Здоровая гигиеническая среда;

    6. Благоприятная психологическая атмосфера;

    7. Закаливание.

    При недостаточной двигательной активности неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.

    Основными задачами физического воспитания являются:

    Укрепление и охрана здоровья ребенка, закаливание организма;

    Достижение полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка);

    Создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

    Формирование здорового образа жизни.

    Формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьба, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавание, езда на велосипеде;

    Формирований широкого круга игровых действий;

    Развитие физических (двигательных) качеств: ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств;

    Содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

    Формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми;

    Воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней.

    В дошкольном возрасте осуществляются общие задачи физического воспитания: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

    Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма.

    2.1 Утренняя гимнастика.

    Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов и средством для поднятия эмоционального тонуса детей.
    Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике и разнообразить двигательную активность, нужно изменить ее форму и место проведения:
    Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игр


    Комплекс музыкально-ритмических упражнений.
    Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры.
    5

    Упражнения на полосе препятствий.
    Утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе.
    Комплекс музыкально-ритмических упражнений.

    2.2 Физкультурные занятия.

    Одной из главных форм укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении является проведение физкультурных занятий. Физкультурные занятия проводятся в младшей группе 3 раза в неделю в физкультурном зале. Занятия в старшем дошкольном возрасте проводятся так же 3 раза в неделю, но третье занятие проводится на открытом воздухе. Существует несколько видов занятий:

    - традиционные, которые состоят из 3-х частей: вводная (ходьба, бег, прыжки, различные упражнения), основная (общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижная игра), заключительная (релаксация или игра малой подвижности);

    Занятия, построенные на подвижных играх (основная часть занятия построена на использовании подвижных игр на различные основные движения);

    - сюжетно – ролевые (использование имитаций и образных сравнений, музыкального сопровождения, увлекательность сюжета, общение с игровыми персонажами);

    Контрольно – тренировочные;

    С использованием литературных произведений;

    На открытом воздухе;

    Занятия-соревнования.

    На занятиях используются следующие приёмы и методы:

    Словесные;

    Наглядные.

    2.3 Физминутки.

    Физминутки представляют собой короткий комплекс упражнений для снятия

    напряжения мышц, улучшения кровообращения, активизации дыхания. Это
    наиболее эффективный способ, который предупреждает утомление. Для детей это способ восстановить работоспособность, минутка отдыха, здорового и активного.

    Физминутки для дошкольников проводятся в виде весёлых игровых действий, которые продолжаются около 2 минут.

    Виды физминуток:

    1.физминутки-разминки;

    2. физминутки для глаз;

    3.пальчиковая гимнастика;

    4. упражнения для релаксации;

    5. упражнения для дыхания.

    2.4 Гимнастика после сна.

    Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.

    Виды гимнастики после дневного сна.

    • Разминка в постели и самомассаж;
    • Гимнастика игрового характера;
    • Гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;
    • Пробежки по массажным дорожкам.

    2.5 Подвижные игры.

    Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребёнка,

    характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с

    обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования основных движений детей, укрепления и закаливания их организма. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребёнка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. С помощью игр улучшается физическое развитие ребёнка: он становится крепче, выносливее. Движения в свою очередь способствуют тому, что у ребёнка работают лёгкие, усиливается кровообращение, улучшается процесс обмена веществ. Игры дошкольников, проводимые в целях физического воспитания, можно разделить на три относительно самостоятельных вида:
    -подвижные игры (сюжетные и бессюжетные)
    -спортивные игры (городки, баскетбол, бадминтон и т.п.)
    -игры с пением и хороводные.

    Подвижные игры проводятся каждый день, как в помещении, так и на прогулке с учётом возрастных особенностей детей.

    2.6 Спортивные праздники и развлечения.

    В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации активного отдыха дошкольников. Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей . Физкультурные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию

    движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают

    создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей. Во время физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально-ритмических движениях.

    3 . Коррекционная работа.

    1. Формирование и закрепление навыка правильной осанки, развитие мышечной системы.

    2. Укрепление сводов стопы.
    3. Постановка правильного дыхания.

    4. Развитие физических навыков. Координации движений, функций равновесия.

    5. Укрепление опорно–двигательного аппарата.

    6. Формирование устойчивой мотивации к занятиям физической культуры.

    4 . Работа с родителями.

    Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Понимая важность этой проблемы, необходимо проводить работу с родителями по охране и укреплению здоровья детей. В работе по физическому воспитанию,

    организованную с семьями воспитанников, используются разнообразные формы,

    средства и методы:

    Участия в родительских собраниях;

    Анкетирование;

    Совместные занятия, спортивные праздники и развлечения;

    Выставок совместных работ детей и родителей .

    5. Закаливание.

    Закаливание следует начинать с раннего детства и продолжать всю жизнь, изменяя формы и методы в зависимости от возраста, придерживаясь следующих принципов:

    Регулярность

    Постепенность (постепенное увеличение нагрузки, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата);

    Интенсивность, т.е. увеличение времени воздействия;

    Сочетаемость общих и местных охлаждений (например, при босохождении одежда также должна быть облегчённой);

    Комплексность, т.е. процедуры закаливания должны восприниматься шире, чем просто ходить босиком. Это прогулки, бег, сон при хорошем доступе воздуха;

    Положительный эмоциональный настрой ребёнка.

    Закаляя детей дошкольного возраста, мы ставим перед собой следующие задачи:

    Повысить стойкость организма в борьбе с заболеваниями;

    Приучать чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях;

    Воспитывать потребность в свежем воздухе.

    Традиционные виды закаливания детей:

    • утренний прием на свежем воздухе, гимнастика
    • оздоровительная прогулка
    • воздушные ванны
    • воздушные ванны с упражнениями
    • сон с доступом свежего воздуха
    • умывание в течение дня прохладной водой
    • полоскание рта прохладной водой
    • хождение босиком до и после дневного сна
    • хождение босиком по «дорожке здоровья»
    • массажные коврики после дневного сна
    • солнечные ванны

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Нормальное развитие ребенка возможно при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движении. Поэтому одна из важных задач физического воспитания – создание оптимальных условий для нормального развития детского организма.

    Упражнения, входящие в систему физического воспитания, обеспечивают закономерные изменения психической деятельности ребенка, в работе кровообращения, дыхания, в обменных процессах, что создает необходимое условие для гармонического развития физиологических систем детского организма. Такой ребенок приобретает способность к быстрой адаптации к условиям среды, у него повышается уровень защитных сил, сопротивляемость организма. Все это способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка.

    В заключении попробуем нарисовать портрет здорового ребенка дошкольного возраста. Это жизнерадостный, активный, доброжелательно относящийся к окружающим, любознательный ребенок. Развитие его физических (двигательных) качеств проходит гармонично. Он вынослив, достаточно быстр, ловок, селен. Неблагоприятные погодные факторы, разная их смена ему не страшны, так как он закалён, его система терморегуляции хорошо натренирована разнонаправленным температурным воздействиям, поэтому он не знает, что такое простуда. У него есть все условия для нормального гармоничного роста, он любит физкультуру и спорт.

    Благоприятные психологические условия в семье, дошкольном учреждении способствуют закреплению его физического здоровья.

    Задачей всех нас, взрослых, создать условия для воспитания таких детей!

    Литература

    В.А.Зимонина «Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым» Москва, ВЛАДОС,2003-304 с

    Л.К.Волошина «Организация здоровье сберегающего пространства». Дошкольное воспитание.2004.-N1.-С.114-117.

    Л.Н.Маськов «Как быть здоровым» Минск 2005г.

    Под редакцией проф. Лебедевой Н.Т. «Физическая культура шестилеток» Л.Д. Назаренко «Оздоровительные основы физических упражнений». Москва, 2002г.

    Е.И. Подольская «Физическое развитие детей 2-7 лет» Волгоград, «Учитель»,2012г.

    Е.И. Подольская «Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет» Волгоград, «Учитель» 2011г.

    Е.И. Подольская «Необычные физкультурные занятия для дошкольников» Волгоград, «Учитель» 2010г.

    Е.И. Подольская «Формы оздоровления детей 4-7 лет» Волгоград, «Учитель» 2014г.

    Н.В. Сократов «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей». Москва: ТЦ Сфера, 2005 г.

    Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, форм и методов работы, направленных на укрепление и всестороннее физическое развитие детей. Система физического воспитания у дошкольников строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Так как физические упражнения являются средствами коррекции физического развития дошкольников, то в связи с этим были определены:

    - оздоровительные задачи , которые направлены на охрану и укрепление физического развития ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

    Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

    ˗формирование правильной осанки

    ˗своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата

    ˗формирование изгибов позвоночника

    ˗развитие сводов стопы

    ˗укрепление связочно-суставного аппарата

    ˗развитие гармоничного телосложения

    ˗развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, шеи, глаз, ˗внутренних органов – сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.

    Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.

    Образовательные задачи:

    ˗в процессе физического воспитания ребенок приобретает систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм.

    ˗повышение уровня знания педагогического персонала о влиянии физических упражнений на организм ребенка.

    Нельзя не подчеркнуть значение воспитательных задач направленных на:

    ˗у детей дошкольников – желание быть здоровыми

    ˗самостоятельность при выборе средств закаливания и чувства ответственности за свое здоровье

    ˗потребность в ежедневных физических упражнениях

    ˗умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности.

    Все вышеперечисленные задачи решаются в комплексе в процессе коррекционно-образовательной деятельности.

    1.2.Средства укрепления и сбережения физического развития дошкольников

    Основными разделами оздоровительной работы в дошкольных учреждениях являются организация рациональной двигательной активности детей, реализация системы эффективного закаливания, применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.

    Рациональный оздоровительный режим является основным средством коррекции физического развития в дошкольных учреждениях.

    «Гармоническому физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня»- утверждает Маханева М.Д. в представленном ею пособии «Воспитание здорового ребенка». Причем понятие «гибкий режим дня» по ее мнению следует рассматривать в 3-х аспектах:

    ˗динамичный режим дня для детей

    ˗гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслуживающего персонала

    ˗разная длительность пребывания детей в группе

    Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Автором приведен примерный режим дня в детском саду на осенне-зимний период при 12- часовом пребывании. Причем программные задачи решаются не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в играх, на прогулке и т.д. Маханева М.Д. в предложенном ею опыте работы считает, что такой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создает условия для своевременного и правильного физического развития, дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. В каждом детском саду, подчеркивает автор, гибкая динамичная конструкция режима дня может быть откорректирована в зависимости от условий и особенностей детей, однако время основных компонентов режима дня должно оставаться неизменным.

    Я считаю, что с вышеизложенными данными нужно согласиться.

    Ведущим разделом коррекционно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях является диагностика.

    Диагностика - комплекс тестов, включающих определение исходных показателей физического развития, физической подготовленности дошкольников. Диагностические технологии позволяют определить уровень здоровья и психического развития, уточнить характер заболевания, своевременно выявить и прогнозировать возможные отклонения, а также индивидуально - дифференцированно подходить к выбору оздоровительных воздействий.

    Ведущая роль в совершенствовании физического и психического развития ребенка отводится двигательной активности .

    За последние годы появились данные о биохимическом аспекте в механизмах влияния физических нагрузок на регулирующие системы. Установлено, что систематические физические упражнения способствуют увеличению продукции нейропептидов – это вещества, продуцируемые головным мозгом, что благоприятно отражается на настроении, улучшает сон и повышает работоспособность. Выполнение упражнений наряду с подвижными играми обеспечивает условия для гармонического физического развития ребенка.

    Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки. Рационально организованные и проводимые физические упражнения-эффективное средство не только предупреждения, но и лечения нарушений осанки.

    Широкое использование физических упражнений в виде спортивных игр, физкультурных занятий, ритмической гимнастики, аэробики, бассейна в комплексе с контрастным обливанием способствует эффективному, всестороннему развитию и оздоровлению детей. Оптимальное использование физических упражнений приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, повышению уровня метаболизма, улучшает физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей. Специально проведенные исследования выявили, что люди, использующие в своей повседневной жизни элементы закаливания или оздоровительно-закаливающие процедуры в различных вариантах, значительно легче переносят смену климатических условий, изменение погоды, более устойчивы к холоду и к жаре, а если и заболевают, то болезнь их протекает в легкой форме и продолжительность ее невелика. Для того чтобы у детей подобные качества сформировались, закаливание нужно начинать с самого раннего возраста.

    С позиций физиологии в основе закаливания лежит выработка организмом ответных условнорефлекторных сосудистых реакций на воздействие раздражителя (закаливающего фактора). Регулярное и систематическое применение малых доз раздражителя – низких и высоких температур воды или воздуха, воздействие природных факторов – способствует активизации защитных реакций организма. Это приводит к тренировке механизмов терморегуляциии, других физиологических систем, участвующих в укреплении иммунитета.

    Основные принципы закаливания впервые были сформулированы еще в 1910 году выдающимся педиатром Г.Н.Сперанским, который обращал внимание на то, что осуществлять закаливание следует только при полном здоровье ребенка, увеличивая постепенно интенсивность процедур, проведение которых должно быть систематическим при строгом соблюдении индивидуальных особенностей.

    В современных учебных учреждениях применяются вариативные методы закаливания и оздоровления детей:

      воздушно – контрастное закаливание по методике Ю.Ф.Змановского;

      дневной сон с открытыми фрамугами;

      физические упражнения в помещениях с контрастной температурой воздуха;

      ежедневное полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры;

      ультрафиолетовое облучение (УФО) по традиционной методике;

      аэронизация воздуха;

    1. точечный массаж.

    Нужно согласиться с предложенными оздоровительными мероприятиями, но все-таки я считаю, что дневной сон должен проводиться в заранее хорошо проветренном помещении до необходимой температуры воздуха, но не с открытыми фрамугами. Так как открытые фрамуги, на мой взгляд, во время сна могут стать источником сквозняков, лишнего шума с улицы, что в свою очередь может оказать неблагоприятное влияние на спокойный сон ребенка. К принятию фиточая и аэронизации воздуха так же следует относиться осторожно, так как, на мой взгляд, это не всем детям подходит одинаково.

    Следующим средством коррекции физического развития, оказывающего мощное воздействие, является плавание.

    Плавание оказывает благотворное воздействие на сердечно – сосудистую систему, способствуя экономичности ее деятельности. Плавание является также эффективным средством профилактики и лечения нарушений осанки.

    Занятия по плаванию не должны нарушать режим дня и воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении. Их следует проводить в такое время, чтобы дети не плавали непосредственно после еды и не выходили сразу после плавания на улицу.

    Массаж – великолепное средство для коррекции каких-либо отклонений в физическом развитии у детей. Массаж – это ритмичное раздражение кожи с определенной силой и в определенной последовательности. Массаж действует непосредственно на кожу и те органы, которые находятся ближе к коже. Под влиянием массажа улучшается секреторная функция сальных и потовых желез (закаливающий эффект), в мышцах усиливаются окислительно-восстановительные процессы и повышается их сократительная способность. При массаже быстрее происходит укрепление мышц и восстанавливается их работоспособность, чем при полном покое. Это объясняется тем, что при массаже усиливается ток лимфы и с нею из тканей удаляются продукты обмена, а также усиливается ток венозной крови.

    Одно из основных условий успешной реализации комплексной работы – постоянный и тесный контакт воспитателя, учителя с медицинскими работниками детского сада, учебного учреждения и родителями воспитанников. Необходимо добиваться единых требований к режиму дня в семье и дошкольном учреждении. Родителям нужно разъяснять значимость проводимых в дошкольном учреждении коррекционно-оздоровительных мер для здоровья детей.

    Тема здоровья, его сохранения, восстановления и укрепления, физического совершенствования волновала человечество с давних пор. На каждой ступени развития человеческого общества человек развивался физически и совершенствовался умственно. В природе существует естественный отбор, когда выживает сильнейший. Когда-то он распространялся и на человека.

    Поднявшись на определенный уровень, люди стали искать способы оздоравливания, появились знахари, травники. Эта проблема не утратила своей актуальности и в современном мире. Идет постоянный поиск путей, как победить ту или иную болезнь. На многие вопросы человечество пока не может дать ответ, но вот о том, как уберечь себя от инфаркта, что делать, чтобы избежать стресса и о многом-многом другом мы регулярно слышим по радио, читаем в газетах. О проблеме здоровья пишут в популярных изданиях и научной литературе. Но, к сожалению, многие из нас задумываются о своем здоровье лишь тогда, когда возникает необходимость лечения какой-то болезни. А ведь, казалось бы, куда проще и надежнее беречь и поддерживать свой организм в жизнеспособном состоянии постоянно с самого детства.

    Здоровье детей – будущее страны! «Здоровье каждому человеку планеты!» – этот гуманный лозунг провозгласила Всемирная Организация Здравоохранения.

    В период дошкольного детства развиваются двигательные качества и навыки ребенка, закаливается его организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности, закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Исходя из этого, мы определили направления деятельности нашего дошкольного учреждения: укреплять здоровье детей, осуществлять профилактику заболеваний, повысить сопротивляемость детского организма влияниям внешней среды, создать оптимальные условия для закаливания, воспитать физически здорового, разносторонне развитого человека, готового обучаться в школе. Успешная реализация этих направлений деятельности осуществляется через решение следующих задач:

    – формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки дошкольника в соответствии с его индивидуальными особенностями;

    – развивать физические качества ребенка;

    – воспитывать потребности в здоровом образе жизни;

    – обеспечивать физическое и психическое благополучие;

    – создавать условия для реализации потребности в двигательной активности;

    – снизить уровень заболеваемости.

    В работе с детьми мы используем как традиционные формы физического воспитания, так и нетрадиционные. Например, такие:

    – закаливающие и лечебно-профилактические мероприятия (утренняя гимнастика, воздушное, водно-солевое закаливание, сон без маек, массаж, витаминотерапия, физиопроцедуры, ингаляции, соляная пещера);

    – прогулки на свежем воздухе (с подвижными играми и индивидуальной работой);

    – спортивные праздники, дни здоровья;

    – физкультминутки;

    – музыкальные занятия и развлечения, связанные с ритмикой, движением;

    – походы, экскурсии;

    – занятия лечебной физкультурой;

    Для полноценного физического развития детей и реализации их потребности в движении в нашем детском саду созданы определенные условия. Так, в группах выделено достаточно места для активного движения, оборудован спортивный уголок, где наряду с традиционным оборудованием есть изготовленное своими руками: набивные мячи, коврики для профилактики плоскостопия, плетеные косички для общеразвивающих упражнений, змейка, черепаха для развития мелкой моторики рук и т.д. Яркость и красота использованных материалов способствует эмоциональному настроению детей, повышению интереса к занятиям, получению удовольствия от выполнения упражнений.

    Для физкультурных занятий оборудован спортивный зал, где находятся гимнастическая стенка с набором приставных досок, скамейки, дуги, обручи, мячи разных размеров, спортивный инвентарь, игрушки и т.д. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет малышам упражняться во всех видах основных движений в помещении.

    На участке детского сада оборудована спортивная площадка с зонами для подвижных и спортивных игр, где имеются гимнастическая стенка, сетка для игры в волейбол, баскетбольная корзина, прыжковая яма, бревно, дуги, турники для подтягивания, радуга-рукоход, столбики для равновесия. Летом на площадке действует тропа здоровья, которая позволяет ходить босиком по гальке, песку, воде, траве, сосновыми шишками, что способствует закаливанию детского организма, профилактике плоскостопия, развитию разных физических качеств.

    А чтобы физкультурные занятия стали более интересными и доступными для детей, мы проводим их по подгруппам, учитывая индивидуальные особенности и физиологические возможности мальчиков и девочек и уделяя внимание каждому ребенку.

    При планировании своей работы мы используем рекомендации профессора, д-ра медицинских наук Ю. Ф. Змановского и опираемся на принципы рациональной организации двигательной активности детей. В связи с чем в ходе занятий стараемся соблюдать следующие условия: преобладание циклических упражнений и их частая смена при многократном повторении одного упражнения (до 15 раз), обязательное музыкальное сопровождение занятий, осознанное отношение детей к выполнению упражнений, мышечное расслабление должно стать обязательной частью занятий, получение дошкольниками положительных эмоций от красиво выполненных заданий.

    Мы проводим занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой подвижности; занятия-тренировки в основных видах движений; занятия с элементами аэробики; занятия-соревнования; занятия-зачёты; самостоятельные занятия по карточкам-символам. Включаем в занятия художественное слово, слушаем произведения классической музыки, используем музыкотерапию Рушеля Блаво. С не меньшим успехом используем технологию В. Ф. Базарного «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение».

    Если позволяют погодные условия, все занятия мы стараемся проводить на улице: летом – на спортивной площадке, а в зимний период лучшими друзьями дошкольников становятся лыжи и коньки.

    Один раз в месяц мы проводим физкультурный досуг, который планируем на хорошо знакомом материале, в разных формах, поощряя детей призами, медалями, памятными сувенирами. Два раза в год проводим спортивный праздник с введением сказочных персонажей, сюрпризами и угощением.

    Важное звено в системе оздоровления дошкольников – закаливание. Закаливающие процедуры проводятся в комплексе: воздушные ванны, солевые дорожки с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики, точечного массажа. После сна дети делают разминку в постели. И как следствие этого – настроение у дошкольников хорошее, мышечный тонус высокий, профилактика нарушения осанки обеспечена, пробуждение приобрело эмоциональную окраску. Хорошим средством закаливания в группе стало босохождение. К тому же это еще и отличный способ формирования и укрепления свода стопы. Не меньший оздоравливающий эффект дает полоскание рта и горла после приема пищи водой комнатной температуры.

    Непременным условием в обеспечении физического здоровья детей также является лечебно-профилактическая и оздоровительная работа, которая проводится совместно с медицинским персоналом. Во время сезонных подъемов ОРЗ и гриппа мы применяем следующие нетрадиционные профилактические средства:

    – дети употребляют в пищу лук и чеснок;

    – носят на груди «чесночные бусы»;

    – во время сна вдыхают пары чеснока и лука (через день), а также пары лечебных трав, состав которых подбирает медицинская сестра для каждого ребёнка индивидуально по рекомендации врача;

    – принимают витаминные и травяные чаи (фитотерапия);

    – полощут рот и горло травяными настоями, обладающими бактерицидными свойствами.

    Разумеется, наша работа по физическому воспитанию не может быть полной без привлечения родителей. Семья для ребёнка – самое дорогое, важное звено, где он получает индивидуальное воспитание.

    В своей работе с родителями мы, как правило, ставим следующие задачи:

    – знакомить родителей с основами теоретических знаний и с практикой работы с детьми по вопросам физического воспитания;

    – повышать интерес родителей к проблемам оздоровления ребёнка;

    – готовить и проводить совместные мероприятия.

    Для решения этих задач воспитатели выступают на родительских собраниях, проводят беседы-консультации, устраивают открытые просмотры. Родители получают полную и правдивую информацию об успехах своих детей. Одной из форм работы с семьями наших воспитанников является совместная подготовка и проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья», благоприятная атмосфера которого способствует не только укреплению здоровья, но и укрепляет детско-родительские отношения, основанные на любви, взаимопонимании, творчестве.

    В работе по укреплению здоровья дошкольников мы достигли определённых результатов:

    – наши воспитанники стали испытывать больше потребности в движениях, в физическом совершенствовании;

    – у детей сформировалась привычка к здоровому образу жизни;

    – дошкольники стали более гибкими, у них повысилась работоспособность;

    – к концу возрастного периода каждый ребёнок овладевает соответствующими двигательными навыками;

    – повысился интерес родителей к проблемам физического воспитания детей;

    – за последние несколько лет наметилась явная тенденция к снижению заболеваемости гриппом и ОРЗ.

    Таким образом, в результате последовательной, системной работы с детьми, родителями уровень физкультурной-оздоровительной работы в нашем детском саду поднялся на качественно новую ступень. Но мы не намерены останавливаться на достигнутом и в перспективе планируем поиск новых путей оздоровления дошкольников.

    Марина Свиридова
    Сохранение и укрепление здоровья дошкольников

    Люди должны осознать, что здоровый образ жизни –

    это личный успех каждого.

    Президент РФ В. В. Путин.

    В соответствии с ФГОС дошкольного образования , одной из главных задач является : охрана и укрепление физического и психического здоровья детей .

    Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья де-тей дошкольного возраста обусловлена тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе.

    Никто не станет отрицать, что от состояния здоровья во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.

    В процессе воспитания детей уже с раннего возраста им необходимо прививать навыки здорового образа жизни , что поможет предотвратить риск нежелательных последствий. В первую очередь нужно создать безопасную, здоровую , комфортную среду для пребывания детей в учреждении :

    Обеспечение качественной питьевой водой;

    Средствами санитарии и гигиены;

    Услуги по охране здоровья и обеспечению полноценного питания;

    Санитарное просвещение.

    Задачи, поставленные стандартом ФГОС :

    Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей ;

    Формирование общей культуры воспитанников, развития нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

    Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организованных форм уровня дошкольного образования ;

    Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

    Обеспечение преемственности основных образовательных программ до-школьного и начального общего образования; Решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей , их полноценного развития невозможно без создания предметно- развивающей среды.

    Согласно требованиям ФГОС, при создании предметно-пространственной среды по «Физическому развитию» наш детский сад руководствовался принципами полифунцианальности, трансформируемости, вариативности, доступности, безопасности, насыщенности среды. Цель развивающей предметно-пространстранственной среды. Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни : Активизация двигательной деятельности.

    В нашем детском саду создана здоровьесберегающая инфаструктура : физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием включая нестандартное, необходимым для реализации программы, на участке детского сада оборудована спортивная площадка с различным оборудованием, инвентарем и дорожкой здоровья , в каждой группе оборудован «Спортивный центр» , позволяющий детям реализовывать потребность в движении. Все оборудование доступно детям и безопасно. Соответствует нормам СанПин.

    Работа по оздоровлению и физическому воспитанию строится у нас на основе ведущей деятельности дошкольного возраста - игровой . В своей работе педагоги применяют современные подходы : комплексный, системный, интегрированный, индивидуальный, мониторинговый. Разработана модель физического развития детей в течение дня.

    Еженедельно дети осматриваются педиатром, который не только сле-дит за их здоровьем но вместе с мед . сестрами детского сада разрабатывает оздоровительные мероприятия (фитотерапия, витаминизация) .

    На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым , нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления . Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания с младшего возраста. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья , это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

    Укрепление здоровья детей осуществляется совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению , где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. В нашей группе созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также их расслабления и отдыха. В группе оборудован спортивный центр, где разнообразие нестандартного спортивного оборудования (массажные дорожки. мешочки с разным наполнителем. Гантели из бутылочек) и физкультурных пособий. Основные компоненты здорового начала покой и движение. Эти компоненты должны сочетаться в режиме дошкольного учреждения . Поэтому важным было создание уголка в группе уголка уединения (психологической разгрузки) . Здесь малыш может позвонить маме, посмотреть фотографии, просто посидеть. Такие уединения очень эффективны в период адаптации детей к условиям ДОУ.

    Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет организация совместных дел : негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от организация совместных дел : простудных заболеваний. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм. В режим дня включен ряд мероприятий, направленных на обеспечение условий для укрепления здоровья

    Утренняя гимнастика как в физкультурном зале так и на улице

    Гимнастика пробуждения после дневного сна

    Босохождение

    Самомассаж стоп

    Дыхательные упражнения

    Гимнастика для глаз

    Умывание прохладной водой;

    Прогулка на свежем воздухе;

    Подвижные игры;

    Дни здоровья , физкультурные досуги.

    Утренняя гимнастика. Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребенка .

    Игровой самомассаж стоп является основой закаливания и оздоровления детского организма . Использую такие массажи, как, «Отогрелись» , «По дорожкам» .

    Гимнастика в постели. После дневного сна проводим закаливающую зарядку в постели. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой нарастает. Гимнастику начинаем проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

    Солевые дорожки, коврики с шипами. Эффективным средством зака-ливания является хождение по дорожкам профилактика плоскостопия. Такие упражнения нравятся всем детям.

    Водные процедуры. Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям младшего возраста рекомендуется ежедневно умывать не только лицо, но и руки до локтя.

    Прогулка. Подвижные игры. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

    Один раз в месяц проводим спортивные досуги, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей.

    Работа с родителями. В своей работе уделяю особое внимание взаимодействию с родителями, так как считаю и, что в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна также находиться се-мья. Стало традицией проведение физкультурных развлечений и дни открытых дверей для родителей и детей. Каждый раз после таких мероприятий, дети и родители лучше понимают друг друга, получают большой эмоциональный заряд. Организация работы с родителями :

    – папки-передвижки : “Полезные советы родителям”, “Игры, которые лечат”, “Предупреждение простудных заболеваний”, «Как организовать здоровый сон ребенка «

    – педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам закаливания

    –физкультурное развлечение (совместно родители и дети)

    Оптимальное чередование различных видов деятельности. При проведении занятий, и игровых ситуаций применяю здоровьесберегающие технологии , направленные на сохранение и укрепление здоровья малышей . Комплекс физических минуток, проводимых во время занятий, носит игровой и творческий характер, включает в себя : элементы дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику, упражнения для спины, шеи, рук, ног. Физкультминутки подбираю в соответствии с темой занятия, они не являются какой-то отдельной частью занятия. В конце занятия провожу подвижную игру или выполняем танцевальные движения под музыку. В нашей группе планирую с сентября месяца проводить досуги, по сохранению и укреплению здоровья детей 2 мл . группы : «Растем играя «, «Шоу с воздушными шарами «Где же ваши погремушки «Мастер класс для родителей «Проведение пальчиковых игр с детьми дошкольного возраста ». День здоровья «Озорные ребятишки «. День открытых дверей : физкультурно - оздоровительный досуг «Поиграем у елочки» , «Я здоровье берегу сам себе я помогу» .

    Результатом работы являются показатели физического развития детей : уменьшение доли часто болеющих детей, уменьшение количества дней по болезни ОРВИ. А здоровый образ жизни был насущной проблемой.

    В дошкольных учреждениях имеются большие возможности для укрепления здоровья детей, формирования у них основ здорового образа жизни. На протяжении всего периода пребывания ребёнка в детском саду обеспечивается не только охрана его здоровья, но и используются средства, способствующие совершенствованию функций организма.

    Оздоровительная работа осуществляется разнообразными способами, которые тесно взаимосвязаны. Поэтому она требует постоянного контакта педагогического коллектива с медицинскими работниками а так же родителями, от которых зависит благополучие и здоровье детей в условиях семьи .

    Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда будет главной заботой семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развитие его интеллекта, формирование характера, воспитание у него полезных навыков и умений – вот важнейшие задачи, стоящие перед родителями . Основными направлениями формирования здорово образа жизни у дошкольников будут являться:

    • Физкультурное образование детей . В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста обязательно должен быть раздел теоретической подготовки, направленный на формирование у детей знаний об особенностях строения человеческого тела, функционирования организма, расположения внутренних органов, их назначении. Немаловажным должен являться раздел, направленный на формирование знаний о вредных, вредящих здоровью привычек и о полезных, укрепляющих здоровье факторах. Так же необходимо предоставит детям знания о грамотном питании, о влиянии средств окружающей среды на здоровье человека. С этой целью используются беседы с детьми перед прогулками, занятиями, демонстрация им плакатов, слайдов и фильмов о здоровом образе жизни. Так же отдельно организуются лекции для родителей об особенностях развития детского организма, организации правильного двигательного режима для них, опасностях нарушений развития, оздоровительных средствах физической культуры .
    • Оптимизация двигательной активности . Специалисты считают, что ребёнок должен находиться в движении не менее 50% бодрствования. Между тем, изучение режима дня в детских садах показало, что на долю физических упражнений приходится не более 25-30 % времени. Занятия физкультурой в семье помогают возместить этот дефицит движения. С этой целью необходима разработка домашних упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, рекомендаций для родителей по активизации двигательного режима детей .

    3) Закаливающие процедуры, проводимые в условиях детского сада и семьи. Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к условиям холода, жары, солнечной радиации, особенно при резких колебаниях.

    В основе закаливания лежит процесс образования условных рефлексов, благодаря которым и достигается наиболее совершенное приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Закалённый человек способен легче переносить отрицательные воздействия окружающей среды. Известно, что закаливание создаёт возможность сохранять и укреплять здоровье и работоспособность.

    В дошкольном возрасте в основном используют следующие виды закаливания :

    — Закаливание воздухом. Воздух всегда находится в движении. Кожные покровы ребёнка, подвергаясь воздействию то медленных, то более быстрых обвевающих покровов воздуха, охлаждаются соответственно то в большей, то в меньшей степени, что в свою очередь вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов: либо сужение, либо расширение кожных капилляров. В результате систематической тренировки кожных покровов воздушными ваннами, в организме вырабатывается способность быстро и целесообразно приспосабливать кровенаполнение кожи в зависимости от охлаждающего воздействия внешней среды.

    — Закаливание солнечными лучами. К специальным оздоровительным и закаливающим процедурам следует отнести свето-воздушные и солнечные ванны летом на воздухе, а так же облучение ультрафиолетовыми лучами от искусственных источников излучения в осенне-зимний период.

    — Закаливание водой. Закаливание водой начинают с наиболее слабых – местных водных процедур. К ним относятся обливание отдельных частей тела, влажные обтирания до пояса. Чаще всего в детских учреждениях используют обливание ног с постепенным снижением температуры.

    4) Формирование правильного режима дня. Все физиологические процессы в организме совершаются в определённом ритме. Поэтому очень важно приучить ребёнка к строго чередующемуся режиму бодрствования, сна, игр, отдыха, приёма пищи. Именно так с детства формируются полезные привычки и навыки, воспитание которых имеет огромную ценность для укрепления здоровья и повышения работоспособности. Если дети не приучены к порядку и строгому режиму, то они растут раздражительными, капризными, с очень неуравновешенной нервной системой .

    5) Разучивание с детьми приёмов самомассажа, элементов корригирующей и дыхательной гимнастики.

    — Оздоровительная физическая культура предлагает сегодня достаточно много дыхательных методик, технологий, оздоровительных систем, проверенных практикой и обоснованных научно. Многие прогрессивно мыслящие врачи путем использования различных видов дыхания добиваются удивительных результатов в исцелении.

    — Корригирующая гимнастика представляет собой специально подобранный комплекс упражнений имеющих профилактическую направленность. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, улучшения телосложения и исправления осанки. Основными формами корригирующей гимнастики являются:

    — лечебная гимнастика;

    — гимнастика после дневного сна;

    — пальчиковая гимнастика;

    — физкультминутки.

    — При проведении самомассажа с детьми, зачастую воздействуют на мышцы рук и ног, стопу, пальцы рук и ног. Массаж следует начинать с поглаживания, затем применять растирание, выжимание, далее разминание, потряхивание и, если необходимо, ударные приёмы вибрации. Между всеми приёмами делают поглаживание, потряхивание, ими же и заканчивают массаж .

    6) Планомерная организация процесса физического воспитания в условиях ДОУ. Одно из основных направлений оздоровительной работы в дошкольных учреждениях – проведение всех форм лечебно-профилактических мероприятий. Это плановые медицинские осмотры, диспансеризация, с последующим лечением нуждающихся в нём детей; профилактические прививки; определение уровня физического развития на основе измерения антропометрических данных; организация своевременной консультации специалистов для детей с отклонениями в состоянии здоровья; врачебный контроль за физическим воспитанием; санитарно-просветительская работа .

    Изучение состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях предполагает его оценку по четырём основным критериям (Комплексная оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста):

    • наличие или отсутствие заболевания;
    • уровень физического и нервно-психического развития, их гармоничность;
    • уровень физиологических систем организма;
    • устойчивость к воздействию вредных факторов среды (в том числе к заболеваниям).

    Положительная динамика основных показателей у детей проявляется в процессе регулярных медицинских осмотров, эффективность которых во многом зависит от работы педагогов. Именно педагог может раньше всех заметить какие-либо изменения в состоянии здоровья детей, все улучшения которые происходят под влиянием лечения и вовремя информировать медицинского работника. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях планомерно построен процесс физического воспитания, цели и задачи которого посвящены укреплению здоровья детей, гармоничному физическому и психическому развитию. В него включены утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные праздники и подвижные игры на прогулках.

    Список литературы

    1. Абрамишвили, Г.А., Карпов В.Ю., Добежин А.В., Овсянникова И.Н. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на основе учёта их типологических особенностей // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. -2012. — № 9 (91). — С. 7-14.
    2. Алексеева, С. И. Удовлетворение потребности в движении детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-ритмических занятий / материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 18-20 октября 2012). – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», – С. 160-165.
    3. Аслаханов, С.-А.М. Педагогические принципы трансформации этнологической физической культуры в современную практику физического воспитания // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. — № 7 (101). — С.15-18.
    4. Асташина, М. П. Физическое воспитание детей 3-7 лет в традициях русской народной культуры: монография. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2010. – 176 с.
    5. Глазырина, Л.Д., В.А. Овсянкин. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
    6. Евсеев, С. П., О.Э. Евсеева. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2013. – 388 с.
    7. Иванова, Л.А., Звонова Т.А. Одно из направлений здоровьесберегающей, оздоровительно-развивающей работы в дошкольном учреждении // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. — № 3 (97). – С. 72-77.
    8. Фомина, Н.А., С.В. Карпушина. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе интегрированного подхода / материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 18-20 октября 2012). – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», — 2012. – С. 51-56.


    Похожие статьи