Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации, когда, с одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебно-воспитательного учреждения и есть фундамент нравственных идеалов детей и подростков, гарант их социальной и индивидуальной защищенности. На морально – нравственное формирование личности ребёнка непосредственное влияние оказывает окружающая среда и семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Семья – один из главных аспектов нравственного развития личности.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.
В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:
- Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
- Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
- Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
- Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
- Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
- Анализ и оценка результатов воспитания или иными словами диагностика развития совместной деятельности семьи и школы.
Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию. И начинать свою деятельность классному руководителю следует с составления социального паспорта класса и индивидуальной карты работы с семьей , что уже является первичной диагностикой семьи ученика.
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.
Формы трудовой деятельности : оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.
Открытые уроки обычно организуются
с целью ознакомления родителей с новыми
программами по предмету, методикой преподавания,
требованиями учителя. Наиболее часто открытые
уроки практикуются в начальной школе. Необходимо
хотя бы один-два раза в полугодие давать
возможность родителям присутствовать на
открытом уроке. Это позволит избежать многих
конфликтов, вызванных незнанием и непониманием
родителями всей сложности и специфики учебной
деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для
родителей время, чаще всего в субботу. В этот день
педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме,
стремясь показать свое мастерство, раскрыть
способности детей. День завершается
коллективным анализом: отмечаются достижения,
наиболее интересные формы урока, результаты
познавательной деятельности, ставятся проблемы,
намечаются перспективы.
Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания . Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.
Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: “Утро в вашем доме”, “Ребенок пришел из школы”, “Семейный совет” и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.
Встреча с администрацией, учителями
класса должна проводиться ежегодно. Педагоги
знакомят родителей со своими требованиями,
выслушивают их пожелания.
Особо важной формой является взаимодействие
педагогов с родительским коллективом
. Вместе
они пытаются сформировать советы дел для
организации работы с учётом возможностей и
интересов родителей. Групповые занятия могут
носить исследовательский характер. Также
групповые занятия могут быть связанны с
обучением родителей занятиям и умениям
организации деятельности кружков для детей,
клубных форм работы в выходные дни.
Коллективные и групповые формы взаимодействия
пронизывают индивидуальные формы. К ним относят
беседы, задушевные разговоры,
консультацию-размышление, выполнение
индивидуальных поручений, совместный поиск
решения проблемы, переписку. Индивидуальная
работа с родителями требует от педагога гораздо
больше усилий и изобретательности, но и
эффективность её значительно выше. Именно в
индивидуальном общении родители усваивают
требования, предъявляемые школой к учащимся, и
становятся союзниками классного руководителя.
Система работы педагога с родителями
предусматривает и вовлечение их в школьное
самоуправление.
Родители учащихся
юридически не входят в школьный коллектив и
вообще коллектива не образуют, но не менее
педагогов или своих детей заинтересованы в
успешной работе школы. Они своего рода
социальные заказчики школы, поэтому должны иметь
возможность влиять на ее деятельность и
участвовать в школьной жизни. Образуя
ассоциацию, родители вправе создавать свои
органы самоуправления и решать некоторые
вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям
могут служить школьные родительские собрания,
конференции, родительский комитет и его
комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме
того, родители могут входить как равноправные
члены в школьный совет, если школьное
самоуправление предусматривает создание этого
органа. Одной из форм сотрудничества классного
руководителя с группой наиболее опытных,
инициативных родителей является классный
родительский комитет. Родительский комитет
работает на основе положения о родительском
комитете школы. Он совместно с классным
руководителем и под его руководством планирует,
готовит и проводит всю совместную работу по
педагогическому образованию, установлению
контактов с родителями, оказанию помощи в
воспитании детей класса, анализирует, оценивает
и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Организация совместных досуговых мероприятий
или вовлечение родителей в совместную с детьми
деятельность – это также одна изфункций
работы.
Во многих школах родители - частые гости и на
внеклассных мероприятиях. Это и спортивные
соревнования “Папа, мама, я - спортивная семья”,
“На площадку в выходной мы выходим всей семьей”
и праздники “Загляните в мамины глаза”,
посвященные Международному
женскому дню 8 марта, и вечера “Встреча с
профессией”, и концерты художественной
самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать
своих детей родителям, открыть для себя еще не
известные стороны их интересов, увлечений,
таланта. Формыдосуга: совместные праздники,
подготовка концертов, спектаклей: просмотр,
обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования,
конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня;
кружки и мероприятия, организованные родителями.
Кроме того, даже не систематические, а единичные
коллективные дела класса, проводимые совместно с
родителями, имеют огромный воспитательный
эффект. Возможно, например, проведение
вечера-встречи “Мир увлечений нашей семьи”, на
котором демонстрируются поделки, сувениры - все
то, чем семья увлекается в свободное время.
Находит место в работе классного руководителя такая форма как интеллектуальные игры для родителей “Самая эрудированная семья”, “Кулинарные поединки”, “Ах, картошка” и другие.Обязательны совместные мероприятия с родителями по здоровому образу жизни(семинары, акции, викторины и др.) В методике можно выделить так называемые нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей учащегося. К ним можно отнести следующие формы:
- Родительские вечера
- Родительские чтения
- День открытых дверей
- Индивидуальные консультации
- Родительский лекторий
- Групповые консультации
- Тематические консультации
- Ведение тетрадей общения
- Внеклассные мероприятия с участием родителей
- Тренинги
- Родительские собрания с участием детей
- Тематические мероприятия, проводимые родителями.
Родословная воспитания семейных ценностей:
- привлечение семей к осознанию ценностей
семейного воспитания;
- пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;
- привлечение учащихся к познанию истории
родного края, его героического прошлого, истории
своей семьи.
От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми
Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя это тем, что в школе работают психологи, им и заниматься диагностикой. Однако речь идет не о психологической диагностике в чистом виде; речь идет о психолого-педагогической диагностике. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.
Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи. Многие педагоги, психологи, ученые, исследующие проблемы семьи и её взаимодействие со школой, определяют так её значение: «Семья - базовая ячейка общества» (т.с. Ожегова)
Функции семьи различны. Авторы полагают, что главными из них являются: репродуктивная, обучающая, коммуникативная, эмоциональная, духовно-психотерапевтическая, развлекательно-рекреативная, хозяйственно-бытовая, экономическая, статусная, первичного социального контроля, социализации, защитная, объединения усилий. (8, с. 18)
Практика жизни доказывает важность и значимость семьи в развитии личности ребёнка. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальным, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д.
В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов. В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.
Главное условие взаимодействия школы и семьи - полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат-это та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитание вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям.
И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье.
Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье.
С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школ с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. Ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формирование у родителей потребности в самообразовании, ознакомление учителей-предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.
Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям:
Со всем родительским коллективом;
Группой;
Индивидуально.
Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.
Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей. А для этого необходимо:
Разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию;
Пробудить у родителей как воспитателей интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний;
Совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения.
Виды и формы работы с семьей:
День открытых дверей для родителей, общешкольные и классные родительские собрания (лекции, беседы, диспуты, круглые столы);
Благотворительная акция «Помоги семье», акции «Рождественская», «Подарок маме», интеллектуальные и спортивные конкурсы «Папа, мама, я - спортивная семья», «Папа, мама, я-интеллектуальная семья»;
Индивидуальные консультации, оказываемые психологами, социальными педагогами, классными руководителями по вопросам воспитания;
Общешкольная родительская конференция, издание памяток для родителей по вопросам тематических классных и общешкольных собраний, участие в городских родительских собраниях, участие в городской конкурсно-спортивной программе «Традиции моей семьи»;
Родительский всеобуч в форме родительских собраний, направленных на обсуждение с родителями актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания, в форме организационно-деятельностной и психологической игры, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.
Основные направления взаимодействия семьи и школы, которые используются в работе с родителями:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
Наибольшей популярностью пользуются семейные праздники, итог общего труда, совместного дела, изобретения. Все семейные торжества неповторимы, в этом их смысл и прелесть. Чем больше в них творческого начала, тем эффективнее и лучше. Надо учить придумывать необычное украшение комнаты, оригинальные подарки, готовить концертные номера, инсценировки… В творческой атмосфере семейной радости многие проблемы перестают быть неразрешимыми. А главное родители и дети оценят, что атмосфера общего счастья это и есть лучший семейный праздник. А многие родители, увидев способности и таланты своих детей, усвоят, что домашний праздник тоже строится по такому же принципу и может быть веселым и непринужденным, тогда жизнь ребят станет яркой и запоминающейся. Чем больше таких событий произойдет в их жизни, тем счастливее они будут.
Таким образом, педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
Не все вырастившие даже по несколько детей знают, что современные методы работы с родителями не ограничиваются родительскими собраниями, на которых традиционно ругают плохих учеников и собирают деньги на ремонт класса.
Ведущая роль формы работы школы с семьей относится к индивидуальному взаимодействию с родителями учащихся. Без диалога между семьей и школой воспитать гармоничную личность трудно.
В обязанности педагога должно входить просвещение родителей с точки зрения понимания психологии детей, нюансов их психологического формирования. Отдельно нужно остановиться на таком трудном со стороны психологии – вступлении в подростковый возраст, нравственном взрослении.
Родители должны знать, как проходят учебный и воспитательный школьные процессы.
В некоторых случаях от поведения учителя зависит сближение семьи, подход к воспитанию в отдельно взятых семьях. Учителю под силу корректировать семейные отношения, умело вовлекая родителей вместе с детьми в совместные занятия.
Работа с родителями учащихся также состоит в привлечении общественных организаций к процессу воспитания. Педагог может помочь родителям устроить ребенка в ту секцию или кружок, в сфере, касающейся внешкольной деятельности. Иногда сами дети сомневаются, куда им направить собственные усилия. Внимательный педагог при взаимодействии с родителями подопечного сможет направить его энергию в нужное русло, подсказать, где дальнейшем сможет применить собственные навыки в производственных интересах.
Можно квалифицировать формы работы с родителями как собрания, конференции или родительские университеты, индивидуальные занятия и тренинги.
Настоящая цель собраний: учителя и родители делятся своими мнениями на возникающие ситуации, высказывают к ним отношения. Родители ставятся в известность о трудности детей в освоении учебного процесса. Также в это время обсуждается дальнейшая стратегия, которая поможет детям улучшить учебный процесс. Именно на собраниях решаются вопросы о привлечении психологов, логопедов, расширении внеклассной работы и другие. В свою очередь можно разделить собрания на классные – там подробнее рассматриваются вопросы, связанные с учащимися, и общешкольные. На последних в большинстве случаях обсуждаются организационные вопросы, касающиеся ремонта школы, организации учебных дополнительных занятий, внеклассных часов и прочее.
Такие методы работы с родителями, как конференции, освещают для родителей различные проблемы, связанные с воспитанием ребенка и усвоения им учебного процесса. Родители не только слушают и расспрашивают педагога – они общаются, рассказывают друг другу, как выходят из той или иной ситуации. Затрагиваться могут практически все аспекты жизнедеятельности и учебного процесса детей: от режима дня до свободного времени. Родители узнают, как лучше организовать режим дня первокласснику и как скорректировать его для старшего школьника, как лучше расспрашивать детей об их проблемах, как искать подход к собственным детям в момент подросткового бунта.
Затрагивают на конференциях и более сложные вопросы. Разговоры могут вестись о причинах суицидов школьников, как родителям наладить отношения с детьми, если они находятся в разводе и многое другое. Когда проводится такая работа с родителями, темы педагог должен предлагать заранее, или советоваться с родителями, что им интереснее узнать. Нужно быть готовым педагогу, что некоторые родители не захотят выносить свои взаимоотношения с детьми на «всеобщее обозрение» и им может потребоваться индивидуальная консультация.
Решение о проведении общения в такой форме должно приниматься педагогом и родителями совместно. Темы, обсуждаемые на ней, должны для всех остальных оставаться втайне. Учитель приходит на консультацию подготовленный, уже рассмотрев проблему с разных аспектов. Родителям дается право высказать свои взгляды на происходящее.
Бывает, что потребуется для решения проблемы привлекать 3-их лиц – психологов, психотерапевтов, работников правовых структур. Эти люди изначально должны быть компетентны и настроены доброжелательно.
Одной из ошибок учителя во время его общения с родителями бывает сравнения одних учащихся с другими. Такого быть не должно. Каждый ребенок индивидуален, родителям нужно подчеркивать не только его плохие стороны, но и хорошие, и ни о каком сравнении речи быть не должно.
Можно подчеркнуть только переломные моменты, с какого времени у ребенка изменилось – именно не испортилось – поведение, проанализировать, что было толчком и прочее.
Организация работы школы с родителями в виде тренингов позволяет родителям и детям в течение нескольких часов пообщаться и по-новому взглянуть на возникающие проблемы.
Активных родителей учитель можно даже поощрять грамотами и благодарностями. Детям будет приятно, что их родителей уважают.
Работа с родителями учащихся проводится не только тогда, когда страдает учеба. Без вовлечения родителей в школьную жизнь ребенка подготовить его к взрослой жизни проблематично.
Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы.
Коллективные формы работы:
- педагогические лектории – организуются с целью ознакомления родителей с основами теории обучения и воспитания детей;
- университеты педагогических знаний – позволяют организовать для родителей не только лекции, но и практические занятия по овладению педагогическими знаниями; обмен опытом семейного воспитания;
- научно-практические конференции – проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаганды лучшего опыта семейного воспитания;
- родительские собрания – традиционная форма коллективной работы с родителями;
- родительские комитеты – участвуют в управлении образовательным учреждением и решают довольно большой круг вопросов.
Индивидуальные формы работы:
- педагогические консультации – чаще всего проводятся для родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении;
- посещение семей – имеет своей целью оказание родителям практической помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей, организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания;
- педагогические поручения – привлечение родителей к организации учебно-воспитательной работы с детьми.
Для совместной работы школы и родителей весьма плодотворной, но пока почти нереализованной, является идея А.С. Макаренко о том, чтобы школа влияла на улучшение семейного воспитания через учащихся .
24. Коллектив и его роль в воспитании и развитии личности обучающихся.
Коллектив – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, в силу этого достигающую более высокого уровня, чем простая группа.
Признаки коллектива (по А.С.Макаренко):
а) совместная устремленность к социально значимым целям деятельности;
б) совместная деятельность членов коллектива;
в) отношения взаимной ответственности между членами коллектива;
г) организация органов самоуправления;
д) коллектив - часть общества, связан с другими коллективами.
Личность формируется в группах, последовательно сменяющих друг друга от возраста к возрасту. Характер развития личности зависит от уровня развития группы, в которую она включена.
Фазы развития личности в коллективе (А.В. Петровский):
1. Адаптация - в новом коллективе человек начинает осваивать действующие нормы (нравственные, учебные), постепенно овладевает теми приемами и средствами, которые присущи всем членам коллектива. Здесь происходит становление личности на фоне коллектива.
2. Индивидуализация - на этом этапе обнаруживаются и обостряются противоречия между необходимостью “быть как все” и стремлением человека к максимальной индивидуализации. Поэтому ему приходится искать свои средства и способы для осуществления своих целей.
3. Интеграция - на этом этапе происходит обострение противоречий между стремлением человека представить себя как индивидуальность и потребностью окружающих принять или одобрить лишь те его качества, которые им импонируют и способствуют общему успеху.
Личность принимается в одной группе, как свой человек, а в другой - отвергается. С возрастом ребенку приходится снова и снова утверждать себя в новых возрастных коллективах в качестве самостоятельной личности. Поэтому здесь возникают новые противоречия, проблемы и трудности. Поскольку все группы находятся в процессе развития, то и развитие личности будет определяться процессом развития того коллектива, в котором она интегрируется. Так происходит взаимное обогащение коллектива и личности. Педагог должен помогать сливать личные и общественные цели, и при этом личная цель не должны потеряться.
Основной признак детского коллектива - его мажорное настроение, постоянная бодрость и готовность к действию (А.С. Макаренко). Основной смысл педагогической работы заключается в создании содержательной детской жизни и формировании отношений. Для повышения уровня развития межличностных отношений необходимо:
1. Организовать совместную деятельность (игровую, учебную, трудовую).
2. Использовать коллективные формы занятий (когда общий результат зависит от взаимодействия и усилий всех учеников класса).
3. Создавать ситуации совместных переживаний.
4. Применять методы опосредованного взаимодействия (через референтных лиц).
5. Взаимодействовать, в первую очередь с детьми, занимающими “полярные позиции” в классе (с целью изучения их потребностей, мотивов, ценностных ориентаций).
Методика воспитательной работы в коллективе:
а) вовлечение учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность;
б) организация и стимулирование этой деятельности;
в) формирование правильных отношений.
Материал для работы с родителями «Взаимодействие семьи и школы»Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.
Отношения «Учитель –родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.
Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.
Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:
· чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;
· активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);
· уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
· тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям(при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);
· терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.
Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это-коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.
Семья- разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.
Детство –важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, -от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются следующие:
· обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;
· оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.
Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
Взаимодействие с семьей –одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.
Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Теоретические основы взаимодействия семьи и школы
Взаимодействие педагогов и семьи- целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей –длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение опирается на следующие принципы:
· организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
· Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.
· Интеграция и дифференциация целей. Задач и действий участников образовательного процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
Воспитательные возможности семей неодинаковые, во многом зависят от особенности структуры, социального, возрастного, полового состава.
В работе используются типологии семе, учитывающие различия семейных структур:
1) по структуре власти в семье;
2) количеству поколений в семье (однопоколенная, расширенная. Большая, сложная);
3) наличию родителей (полная, неполная, материнская или отцовская);
4) количеству детей в семье (малодетная, среднедетная, многодетная, социально-незащищенная).
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.
Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга. От того как они воспринимают друг друга, при каких обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений. Знаний друг о друге.
Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.
Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия.
Сотрудничество педагогов и семьи- это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия. Но они разрезаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют взаимодействующих сторон.
Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
· Единым объектом (субъектом воспитания);
· Общими целями и задачами воспитания детей;
· Необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
· Возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.
Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.
Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания:
1. обеспечение качественного образования учащихся;
2. развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
3. формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
4. подготовка школьников к школьной жизни;
5. формирование потребности в здоровом образе жизни.
Для решения этих задач используются следующие средства:
· организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;
· привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий; обеспечивающих их достижение;
· участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;
· поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей.
Педагоги, руководство общеобразовательной школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей определяющим.
Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе.
В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.
В работе с родителями решаются следующие основные задачи:
· формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
· формирования субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
· формирование психолого-педагогической культуры родителей;
· развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
· индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «учитель-родитель».
Список литературы:
1.Воликова Т. В. Учитель и семья. – Москва, 1987.
2.Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. // Начальная школа. - 1999, №3. – С. 59 – 61.
3.Гребенщиков И. В. Школа и семья. – Москва, 1985.
4.Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. – 1988, №10. – С. 57 – 60.