• Педагогическое взаимодействие семьи и школы. Современные формы взаимодействия семьи и школы

    02.05.2019

    Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации, когда, с одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебно-воспитательного учреждения и есть фундамент нравственных идеалов детей и подростков, гарант их социальной и индивидуальной защищенности. На морально – нравственное формирование личности ребёнка непосредственное влияние оказывает окружающая среда и семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Семья – один из главных аспектов нравственного развития личности.

    Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

    Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам.

    Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.

    В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:

    1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
    2. Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
    3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
    4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
    5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
    6. Анализ и оценка результатов воспитания или иными словами диагностика развития совместной деятельности семьи и школы.

    Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию. И начинать свою деятельность классному руководителю следует с составления социального паспорта класса и индивидуальной карты работы с семьей , что уже является первичной диагностикой семьи ученика.

    Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

    Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

    Формы трудовой деятельности : оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.

    Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

    Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
    День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

    Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания . Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.

    Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

    Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: “Утро в вашем доме”, “Ребенок пришел из школы”, “Семейный совет” и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

    Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.

    Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

    Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.
    Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским коллективом . Вместе они пытаются сформировать советы дел для организации работы с учётом возможностей и интересов родителей. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни.
    Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

    Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Организация совместных досуговых мероприятий или вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность – это также одна изфункций работы.
    Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования “Папа, мама, я - спортивная семья”, “На площадку в выходной мы выходим всей семьей” и праздники “Загляните в мамины глаза”, посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера “Встреча с профессией”, и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формыдосуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки и мероприятия, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи “Мир увлечений нашей семьи”, на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время.

    Находит место в работе классного руководителя такая форма как интеллектуальные игры для родителей “Самая эрудированная семья”, “Кулинарные поединки”, “Ах, картошка” и другие.Обязательны совместные мероприятия с родителями по здоровому образу жизни(семинары, акции, викторины и др.) В методике можно выделить так называемые нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей учащегося. К ним можно отнести следующие формы:

    Родословная воспитания семейных ценностей:
    - привлечение семей к осознанию ценностей семейного воспитания;
    - пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;
    - привлечение учащихся к познанию истории родного края, его героического прошлого, истории своей семьи.

    От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми

    Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя это тем, что в школе работают психологи, им и заниматься диагностикой. Однако речь идет не о психологической диагностике в чистом виде; речь идет о психолого-педагогической диагностике. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.

    Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.

    Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи. Многие педагоги, психологи, ученые, исследующие проблемы семьи и её взаимодействие со школой, определяют так её значение: «Семья - базовая ячейка общества» (т.с. Ожегова)

    Функции семьи различны. Авторы полагают, что главными из них являются: репродуктивная, обучающая, коммуникативная, эмоциональная, духовно-психотерапевтическая, развлекательно-рекреативная, хозяйственно-бытовая, экономическая, статусная, первичного социального контроля, социализации, защитная, объединения усилий. (8, с. 18)

    Практика жизни доказывает важность и значимость семьи в развитии личности ребёнка. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

    В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

    Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальным, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д.

    В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов. В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.

    Главное условие взаимодействия школы и семьи - полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат-это та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитание вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям.

    И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье.

    Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье.

    С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школ с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. Ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формирование у родителей потребности в самообразовании, ознакомление учителей-предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

    Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям:

    Со всем родительским коллективом;

    Группой;

    Индивидуально.

    Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.

    Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей. А для этого необходимо:

    Разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию;

    Пробудить у родителей как воспитателей интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний;

    Совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения.

    Виды и формы работы с семьей:

    День открытых дверей для родителей, общешкольные и классные родительские собрания (лекции, беседы, диспуты, круглые столы);

    Благотворительная акция «Помоги семье», акции «Рождественская», «Подарок маме», интеллектуальные и спортивные конкурсы «Папа, мама, я - спортивная семья», «Папа, мама, я-интеллектуальная семья»;

    Индивидуальные консультации, оказываемые психологами, социальными педагогами, классными руководителями по вопросам воспитания;

    Общешкольная родительская конференция, издание памяток для родителей по вопросам тематических классных и общешкольных собраний, участие в городских родительских собраниях, участие в городской конкурсно-спортивной программе «Традиции моей семьи»;

    Родительский всеобуч в форме родительских собраний, направленных на обсуждение с родителями актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания, в форме организационно-деятельностной и психологической игры, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.

    Основные направления взаимодействия семьи и школы, которые используются в работе с родителями:

    1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

    2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

    3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

    4. Взаимодействие с родительским комитетом.

    5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

    6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

    7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

    Наибольшей популярностью пользуются семейные праздники, итог общего труда, совместного дела, изобретения. Все семейные торжества неповторимы, в этом их смысл и прелесть. Чем больше в них творческого начала, тем эффективнее и лучше. Надо учить придумывать необычное украшение комнаты, оригинальные подарки, готовить концертные номера, инсценировки… В творческой атмосфере семейной радости многие проблемы перестают быть неразрешимыми. А главное родители и дети оценят, что атмосфера общего счастья это и есть лучший семейный праздник. А многие родители, увидев способности и таланты своих детей, усвоят, что домашний праздник тоже строится по такому же принципу и может быть веселым и непринужденным, тогда жизнь ребят станет яркой и запоминающейся. Чем больше таких событий произойдет в их жизни, тем счастливее они будут.

    Таким образом, педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.

    Не все вырастившие даже по несколько детей знают, что современные методы работы с родителями не ограничиваются родительскими собраниями, на которых традиционно ругают плохих учеников и собирают деньги на ремонт класса.

    Ведущая роль формы работы школы с семьей относится к индивидуальному взаимодействию с родителями учащихся. Без диалога между семьей и школой воспитать гармоничную личность трудно.

    В обязанности педагога должно входить просвещение родителей с точки зрения понимания психологии детей, нюансов их психологического формирования. Отдельно нужно остановиться на таком трудном со стороны психологии – вступлении в подростковый возраст, нравственном взрослении.

    Родители должны знать, как проходят учебный и воспитательный школьные процессы.

    В некоторых случаях от поведения учителя зависит сближение семьи, подход к воспитанию в отдельно взятых семьях. Учителю под силу корректировать семейные отношения, умело вовлекая родителей вместе с детьми в совместные занятия.

    Работа с родителями учащихся также состоит в привлечении общественных организаций к процессу воспитания. Педагог может помочь родителям устроить ребенка в ту секцию или кружок, в сфере, касающейся внешкольной деятельности. Иногда сами дети сомневаются, куда им направить собственные усилия. Внимательный педагог при взаимодействии с родителями подопечного сможет направить его энергию в нужное русло, подсказать, где дальнейшем сможет применить собственные навыки в производственных интересах.

    Можно квалифицировать формы работы с родителями как собрания, конференции или родительские университеты, индивидуальные занятия и тренинги.

    Настоящая цель собраний: учителя и родители делятся своими мнениями на возникающие ситуации, высказывают к ним отношения. Родители ставятся в известность о трудности детей в освоении учебного процесса. Также в это время обсуждается дальнейшая стратегия, которая поможет детям улучшить учебный процесс. Именно на собраниях решаются вопросы о привлечении психологов, логопедов, расширении внеклассной работы и другие. В свою очередь можно разделить собрания на классные – там подробнее рассматриваются вопросы, связанные с учащимися, и общешкольные. На последних в большинстве случаях обсуждаются организационные вопросы, касающиеся ремонта школы, организации учебных дополнительных занятий, внеклассных часов и прочее.

    Такие методы работы с родителями, как конференции, освещают для родителей различные проблемы, связанные с воспитанием ребенка и усвоения им учебного процесса. Родители не только слушают и расспрашивают педагога – они общаются, рассказывают друг другу, как выходят из той или иной ситуации. Затрагиваться могут практически все аспекты жизнедеятельности и учебного процесса детей: от режима дня до свободного времени. Родители узнают, как лучше организовать режим дня первокласснику и как скорректировать его для старшего школьника, как лучше расспрашивать детей об их проблемах, как искать подход к собственным детям в момент подросткового бунта.

    Затрагивают на конференциях и более сложные вопросы. Разговоры могут вестись о причинах суицидов школьников, как родителям наладить отношения с детьми, если они находятся в разводе и многое другое. Когда проводится такая работа с родителями, темы педагог должен предлагать заранее, или советоваться с родителями, что им интереснее узнать. Нужно быть готовым педагогу, что некоторые родители не захотят выносить свои взаимоотношения с детьми на «всеобщее обозрение» и им может потребоваться индивидуальная консультация.

    Решение о проведении общения в такой форме должно приниматься педагогом и родителями совместно. Темы, обсуждаемые на ней, должны для всех остальных оставаться втайне. Учитель приходит на консультацию подготовленный, уже рассмотрев проблему с разных аспектов. Родителям дается право высказать свои взгляды на происходящее.

    Бывает, что потребуется для решения проблемы привлекать 3-их лиц – психологов, психотерапевтов, работников правовых структур. Эти люди изначально должны быть компетентны и настроены доброжелательно.

    Одной из ошибок учителя во время его общения с родителями бывает сравнения одних учащихся с другими. Такого быть не должно. Каждый ребенок индивидуален, родителям нужно подчеркивать не только его плохие стороны, но и хорошие, и ни о каком сравнении речи быть не должно.

    Можно подчеркнуть только переломные моменты, с какого времени у ребенка изменилось – именно не испортилось – поведение, проанализировать, что было толчком и прочее.

    Организация работы школы с родителями в виде тренингов позволяет родителям и детям в течение нескольких часов пообщаться и по-новому взглянуть на возникающие проблемы.

    Активных родителей учитель можно даже поощрять грамотами и благодарностями. Детям будет приятно, что их родителей уважают.

    Работа с родителями учащихся проводится не только тогда, когда страдает учеба. Без вовлечения родителей в школьную жизнь ребенка подготовить его к взрослой жизни проблематично.

    Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы.

    Коллективные формы работы:

    - педагогические лектории – организуются с целью ознакомления родителей с основами теории обучения и воспитания детей;

    - университеты педагогических знаний – позволяют организовать для родителей не только лекции, но и практические занятия по овладению педагогическими знаниями; обмен опытом семейного воспитания;

    - научно-практические конференции – проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаганды лучшего опыта семейного воспитания;

    - родительские собрания традиционная форма коллективной работы с родителями;

    - родительские комитеты – участвуют в управлении образовательным учреждением и решают довольно большой круг вопросов.

    Индивидуальные формы работы:

    - педагогические консультации – чаще всего проводятся для родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении;

    - посещение семей – имеет своей целью оказание родителям практической помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей, организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания;

    - педагогические поручения – привлечение родителей к организации учебно-воспитательной работы с детьми.

    Для совместной работы школы и родителей весьма плодотворной, но пока почти нереализованной, является идея А.С. Макаренко о том, чтобы школа влияла на улучшение семейного воспитания через учащихся .

    24. Коллектив и его роль в воспитании и развитии личности обучающихся.

    Коллектив – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, в силу этого достигающую более высокого уровня, чем простая группа.

    Признаки коллектива (по А.С.Макаренко):

    а) совместная устремленность к социально значимым целям деятельности;

    б) совместная деятельность членов коллектива;

    в) отношения взаимной ответственности между членами коллектива;

    г) организация органов самоуправления;

    д) коллектив - часть общества, связан с другими коллективами.

    Личность формируется в группах, последовательно сменяющих друг друга от возраста к возрасту. Характер развития личности зависит от уровня развития группы, в которую она включена.

    Фазы развития личности в коллективе (А.В. Петровский):

    1. Адаптация - в новом коллективе человек начинает осваивать действующие нормы (нравственные, учебные), постепенно овладевает теми приемами и средствами, которые присущи всем членам коллектива. Здесь происходит становление личности на фоне коллектива.

    2. Индивидуализация - на этом этапе обнаруживаются и обостряются противоречия между необходимостью “быть как все” и стремлением человека к максимальной индивидуализации. Поэтому ему приходится искать свои средства и способы для осуществления своих целей.

    3. Интеграция - на этом этапе происходит обострение противоречий между стремлением человека представить себя как индивидуальность и потребностью окружающих принять или одобрить лишь те его качества, которые им импонируют и способствуют общему успеху.

    Личность принимается в одной группе, как свой человек, а в другой - отвергается. С возрастом ребенку приходится снова и снова утверждать себя в новых возрастных коллективах в качестве самостоятельной личности. Поэтому здесь возникают новые противоречия, проблемы и трудности. Поскольку все группы находятся в процессе развития, то и развитие личности будет определяться процессом развития того коллектива, в котором она интегрируется. Так происходит взаимное обогащение коллектива и личности. Педагог должен помогать сливать личные и общественные цели, и при этом личная цель не должны потеряться.

    Основной признак детского коллектива - его мажорное настроение, постоянная бодрость и готовность к действию (А.С. Макаренко). Основной смысл педагогической работы заключается в создании содержательной детской жизни и формировании отношений. Для повышения уровня развития межличностных отношений необходимо:

    1. Организовать совместную деятельность (игровую, учебную, трудовую).

    2. Использовать коллективные формы занятий (когда общий результат зависит от взаимодействия и усилий всех учеников класса).

    3. Создавать ситуации совместных переживаний.

    4. Применять методы опосредованного взаимодействия (через референтных лиц).

    5. Взаимодействовать, в первую очередь с детьми, занимающими “полярные позиции” в классе (с целью изучения их потребностей, мотивов, ценностных ориентаций).

    Методика воспитательной работы в коллективе:

    а) вовлечение учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность;

    б) организация и стимулирование этой деятельности;

    в) формирование правильных отношений.

    Материал для работы с родителями «Взаимодействие семьи и школы»

    Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.

    Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

    Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

    Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».

    Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».

    В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

    Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.

    Отношения «Учитель –родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.

    Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.

    Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:

    · чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

    · активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

    · уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

    · тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям(при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

    · терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.

    Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это-коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.

    Семья- разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

    Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

    Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

    Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.

    Детство –важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, -от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ученик.

    Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются следующие:

    · обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;

    · оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.

    Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

    Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

    Взаимодействие с семьей –одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

    Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.

    Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

    Теоретические основы взаимодействия семьи и школы

    Взаимодействие педагогов и семьи- целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

    Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей –длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение опирается на следующие принципы:

    · организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

    · Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.

    · Интеграция и дифференциация целей. Задач и действий участников образовательного процесса, направленных на воспитание и развитие детей.

    Воспитательные возможности семей неодинаковые, во многом зависят от особенности структуры, социального, возрастного, полового состава.

    В работе используются типологии семе, учитывающие различия семейных структур:

    1) по структуре власти в семье;

    2) количеству поколений в семье (однопоколенная, расширенная. Большая, сложная);

    3) наличию родителей (полная, неполная, материнская или отцовская);

    4) количеству детей в семье (малодетная, среднедетная, многодетная, социально-незащищенная).

    Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.

    Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга. От того как они воспринимают друг друга, при каких обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений. Знаний друг о друге.

    Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.

    Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия.

    Сотрудничество педагогов и семьи- это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

    При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия. Но они разрезаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют взаимодействующих сторон.

    Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

    · Единым объектом (субъектом воспитания);

    · Общими целями и задачами воспитания детей;

    · Необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;

    · Возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

    Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.

    Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания:

    1. обеспечение качественного образования учащихся;

    2. развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;

    3. формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;

    4. подготовка школьников к школьной жизни;

    5. формирование потребности в здоровом образе жизни.

    Для решения этих задач используются следующие средства:

    · организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;

    · привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий; обеспечивающих их достижение;

    · участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;

    · поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей.

    Педагоги, руководство общеобразовательной школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей определяющим.

    Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе.

    В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.

    В работе с родителями решаются следующие основные задачи:

    · формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;

    · формирования субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

    · формирование психолого-педагогической культуры родителей;

    · развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;

    · индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «учитель-родитель».

    Список литературы:

    1.Воликова Т. В. Учитель и семья. – Москва, 1987.

    2.Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. // Начальная школа. - 1999, №3. – С. 59 – 61.

    3.Гребенщиков И. В. Школа и семья. – Москва, 1985.

    4.Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. – 1988, №10. – С. 57 – 60.




    Похожие статьи