• Игровые проблемные ситуации в подготовительной группе. Сценарий образовательной ситуации по деятельностному методу в подготовительной к школе группе «Машины – помощники в космосе

    14.07.2019

    Жанна Малая
    Игровая образовательная ситуация для детей подготовительной группы «Путешествие в Долине фей»

    Игровая образовательная ситуация для детей подготовительной группы

    Тема : «Путешествие в Долине фей »

    Ф. И. О. Малая Ж. Т.

    Полное наименование место работы участника, должность : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 «Малышок» посёлка Псебай муниципального образования Мостовский район ,

    Цель : закрепить полученные ранее знания с использованием дидактических игр.

    Программные задачи.

    Способствовать формированию умений пользоваться схемами при выполнении заданий.

    Закреплять умение ориентировки на листе бумаги в клетку.

    Закреплять знания о составе числа 5, о геометрических линиях.

    Уметь применять знаки неравенства при решении задач.

    Совершенствовать знания детей о дорожных знаках .

    Способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности.

    Воспитывать усидчивость, умение слушать.

    Воспитывать интерес к математическим занятиям

    Воспитание взаимопомощи и дружеских отношений.

    Материал и оборудование : мультимедийная установка, презентация «Помощь долине фей » , конверты с заданиями, раздаточный материал, карандаши простые, тетради в клеточку.

    Предварительная работа : математические дидактические игры.

    Ход игровой образовательной ситуации

    Воспитатель. Ребята. Утром ранним кто-то странный заглянул ко мне в окно. На ладони появилось ярко-рыжее пятно. Это солнце заглянуло. Будто руку протянуло тонкий лучик золотой. И как с первым лучшим другом поздоровалось со мной. Смотрите, какое яркое и весёлое солнышко заглянуло к нам. Как оно нам улыбается. Давайте и мы друг другу подарим свои улыбки

    Ребята, к нам на электронную почту поступило сообщение. Вы хотели бы узнать, что там? Да это добрые Феи прислали нам сообщение. Оказывается у них беда (показ слайда 1-3) . На их Долину фей налетел сильный ураганный ветер и разбросал маленькие домики фей по всей долине . Ребята, а вы любите этих героев? За что? А хотели бы вы им помочь?

    А как же нам найти эту долину ? Как вы думаете, чем пользуются люди, когда отправляются в путешествие , что им помогает?

    Дети. Карта.

    Воспитатель. Вот и наши волшебницы прислали нам карту, как нам добраться в сказочный лес .

    Обратите внимание , что на карте есть знаки. А вы знаете, что это за знаки?

    Дети : Дорожные знаки.

    Воспитатель : А какую роль они выполняют на дорогах, подскажите мне? А как думает Ваня? А Лиза? А кто думает иначе?

    Воспитатель. Добрые феи побеспокоились, чтобы мы не сбились с дороги, и чтобы были предупреждены об опасности. Надо отправляться в путь. А на чём мы будем передвигаться? (Дети предлагают свои варианты) . Чтобы это узнать, нам предстоит разгадать зашифрованный рисунок.

    Выполняется графический диктант

    Возьмите волшебные карандаши и слушайте, куда нам надо передвигаться. Что получилось у Вани? А что нарисовал волшебный карандаш Киры? На чём поедет Вероника? Дорисуйте машине двери и колеса.

    Воспитатель. Вот теперь мы готовы. Для того чтобы машина поехала, нам нужно ответить на вопросы. «Какое сейчас время года? Какой день недели? Какой месяц?» и посчитать от 1 до 10.

    Вот теперь мы можем двигаться вперед.

    Машина везет нас и не устает,

    Посмотрите ребята впереди знак, который перегородил нам путь. Подскажите, пожалуйста, о чём он нам говорит? А как думает Артём? А Лиза?

    Воспитатель : Этот знак предупреждает, что впереди крутой поворот. А чтобы продолжить путь нам надо выполнить задание. Для этого надо найти конверт с этим знаком. Ваня, помоги мне найти этот конверт. (Ребёнок выбирает нужный конверт) .Вам интересно, что в этом конверте? Илья, посмотри, что там.

    Дети. В конверте какие –то линии.

    Воспитатель. Саша, тебе знакома эта линия, а тебе Софья?

    Дети называют линии. Проводится игра «Назови линии» .

    А вот и первые домики нашлися. Путь открыт. Поехали дальше.

    Мы едем, мы едем вперед и вперед

    Машина везет нас и не устает,

    Так много дорог, впереди поворот,

    Свернули – и снова вперед и вперед!

    Осторожно, тормозите ребята. Я вижу знак, только не вспомню, как он называется. Нужна ваша помощь. Саша, ты мне подскажешь? А Лиза знает этот знак? (Ответы детей ) .

    Воспитатель. Этот знак «Главная дорога» . А что вы знаете про этот знак? Вы его видели у нас в посёлке? Надо найти конверт с очередным заданием, помоги мне, пожалуйста, Рита. (Ребёнок находит конверт) . Ребята, в конверте какие-то схемы и пирамидки. Кто знает, что надо сделать? (Надо раскрасить кольца пирамидки согласно схеме) .

    Задание «Распиши пирамидку» .

    Воспитатель. Вот и с этим заданием справились. Смотрите ребята, вот ещё два домика нашлись. Сколько же всего мы уже нашли их?

    Дети. Четыре.

    Воспитатель. А как считает Артём, Валя правильно посчитала? Целых четыре домика мы с вами нашли. Поехали дальше.

    Мы едем, мы едем вперед и вперед

    Машина везет нас и не устает,

    Что-то там впереди опять. Что вы видите ребята?

    Дети. Знак дорожный.

    Воспитатель. Ребята, подскажите, какой?

    Дети. Место отдыха.

    Воспитатель. Как вы думаете, что мы должны сделать?

    Дети. Отдохнуть.

    Физминутка. Мультзарядка

    Воспитатель. Смотрите ребята, ещё обнаружились домики, целых два. Кто уже подсчитал, сколько домиков у нас всего? А у Киры сколько получилось? А какой результат у Толика? Какие мы молодцы, и отдохнули и домики нашли. Отправляемся дальше.

    Мы едем, мы едем вперед и вперед

    Машина везет нас и не устает.

    Нажимайте на тормоз, нас встречает знак. Кто узнал его?

    Дети : Знак внимание.

    Воспитатель. Может кто-то хочет рассказать об этом знаке.

    Ответы детей .

    Воспитатель. Спасибо, ребята, что рассказали про этот знак. Будем внимательны и найдём конверт с этим знаком и заданием. Валера уже нашёл его.

    Игра «Реши задачу, не ошибись» .

    Задача № 1

    «На большом диване в ряд Куклы Танины сидят : 2 матрёшки, Буратино, И весёлый Чиполлино. Помогите Танюшке сосчитать игрушки. (3)

    Задача № 2

    «Во дворе гулял павлин, Подошёл ещё один, 2 павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами!» (4)

    Задача № 3

    У бабушки Даши внучка Маша

    Кот, Петушок, собака Дружок.

    Сколько у бабушки внуков? (1)

    Воспитатель. Какие вы были внимательные и поэтому не ошиблись ни разу. (На экране высвечивается домики) . А вот и пропажа, ещё домики. Сколько уже их нашлось, ребята?

    Дети : Восемь.

    Воспитатель. Ребята, мы с вами всё ближе и ближе. Уже видна долина фей . Будьте осторожны впереди вновь знак. Кто уже увидел его? Дима, а как ты думаешь, что это за знак?

    Воспитатель. Ребята, нам надо собрать яблоки в корзинку , решив пример, в сумме который даёт 5. Только не обгонять друг друга (ведь знак нас предупреждает, дать высказаться друг другу.

    Игра «Собери яблоки в корзинку» .

    Воспитатель. Ребята. Смотрите, мы с вами нашли ещё два домика. А вот и долина фей . Вы видите домики? Вы хотите помочь жителям этой долины . А как это сделать, кто знает?

    Дети. Надо используя схемы расположить домики фей.

    Воспитатель. Ребята, выбирайте схемы и домики, которые мы нашли и верните их на свои места. Дети выполняют задание.

    Воспитатель. Ура! Все домики на месте. Какие вы ребята настоящие друзья. Сразу согласились помочь феям, выполнили все задания, восстановили домики. Как радуются фей. Ребята, феи хотят знать, как труден был путь к ним. Какие задания вы выполнили?

    Ответы детей .

    Воспитатель. Что было интересного?

    Что было ново?

    (ответы детей )

    Воспитатель. А теперь нам надо вернуться обратно в наш детский сад . Закроем глаза и посчитаем все в обратном порядке от 10 до 0 . Да, ребята, вы молодцы! Я была в вас уверенна! И за ваши подвиги феи вам говорят спасибо. Они передали вам на память сувениры о сегодняшней встрече.

    Публикации по теме:

    Игровая образовательная ситуация по аппликации. «Кораблик из салфеточных шариков». Активизировать и разнообразить технику работы с салфеткой:.

    Цель: Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность. Развивающая.

    Игровая образовательная ситуация по формированию знаний о геометрических фигурах «Пригласительный билет» (младшая группа) Игровая образовательная ситуация на тему: «Пригласительный билет».(младшая группа) Цель: развивать умение детей различать геометрические.

    Игровая образовательная ситуация по математическому и сенсорному развитию детей второй младшей группы «Бусы для мамы» Игровая образовательная ситуация № 1. Бусы для Мамы. Программное содержание Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков.

    Ребенок, появившийся в этом мире привыкает к своей культуре, которое передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений.

    Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка. Играя, малыш учится общаться с миром людей и предметов, в игре проявляется его личность и складывается характер.

    В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».

    Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного игрового общения. Таким образом именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям, можно отнести:

    • обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
    • привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.д.);
    • активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

    Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС).

    Известно четыре вида ситуаций:

    • ситуации-иллюстрации,
    • ситуации-упражнения,
    • ситуации-проблемы,
    • ситуации-оценки.

    В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

    В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС используется со средней группы.

    Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит их педагогическая ценность таких ситуаций.

    В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

    Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

    Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи: коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребёнка, его языковых игр, диалогов между детьми, т.е. детской языковой и коммуникативной самодеятельности.

    В процессе игрового общения дошкольник учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Необходимо не накапливать их, а решать с их помощью важные жизненные задачи.
    Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными, например, для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи. Чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, воспитатели при составлении сценариев активизирующего общения стараются подбирать специальные речевые занятия, решающие задачи языкового развития и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

    В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет успешно реализовать на практике Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

    Так как занятия активизирующего общения содействуют обогащению детей впечатлениями об окружающем мире и эффективно используют один из словесных методов – беседу, т.е. целенаправленное обсуждение с детьми каких-­либо явлений, то можно определить ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними.

    С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. В беседе учу ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развиваю умение слушать собеседника. Она имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.

    В беседе объединяю детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально­нравственного воспитания.

    Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости – уходить от неприятных ситуаций.

    Вывод:

    Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.

    Приведенные примеры четырех ситуаций.

    I. Ситуация-иллюстрация (на примере занятия).

    Тема: Домашние животные.

    Программное содержание:

    • Обогащать речь детей словами: кошка, котенок, собака, корова, теленок, коза, козленок, курочка, цыпленок, хвост, рога, уши, ноги, лапы, ест, пьет.
    • Умение слушать, отвечать на вопросы.
    • Воспитывать интерес и ухаживание за животными.

    Предварительная работа

    Рассматривание иллюстраций домашних животных и детенышей; рассматривание игрушек – животных; беседа о домашних животных; чтение стихов, рассказов, потешек, дидактическая игра "кто как кричит".

    Ход занятия

    Логопед: Дети, кто-то постучал в дверь (Дверь открывается. Заходит почтальон и здоровается).
    Почтальон: Здравствуйте дети. Я Вам принес посылку от Волшебника (отдает посылку и уходит).
    Логопед: Посмотрим, что же в ней находится?
    Дети: О – это картинки.
    Логопед: Какие красивые иллюстрации с домашними животными. Давайте посмотрим и назовем этих животных. Кто это?
    Дети: Собака; корова; коза; кошка.
    Логопед: Правильно кошка. Дети, Вы знаете стишок про кошку.
    Дети:
    Киска, киска, киска брысь!
    На дорожку не садись
    А то Машенька пойдет
    Через киску упадет. (И т.д. про каждого животного)
    Логопед: Молодцы. Дети, назовите мне детеныша собаки, коровы, козы, кошки.
    Дети: Щенята, телята, козлята, котята.

    Физминутка

    Давай коза попрыгаем – три раза.
    И ножками подрыгаем – три раза.
    Глазками похлопаем – три раза.
    И ножками потопаем – три раза.

    Логопед: Какую пользу приносит корова, коза, собака, кошка.
    Дети: Корова, коза (молоко), собака (охраняет дом), кошка (ловит мышей).
    Логопед: Дети, а как зовет своих детей: мама-корова, мама-собака, мама-коза, мама-кошка.
    Дети: Муу...; Гав-гав; Мее...; Мяу-мяу.
    Логопед: Д ети! Что же любят кушать животные?
    Дети: Корова, коза – травку.
    Собака – косточку.
    Кошка – молоко.
    Логопед: Дети давайте мы с Вами тоже попьем молоко, ведь оно полезное и мы будем сильными и здоровыми.
    Логопед: Дети, а сейчас мы пойдем на прогулку и покормим маленького щенка, которого принес Алешин папа.

    II. Ситуации-упражнения (дидактическая игра в средней группе, так как д/сад находится рядом с лесом)

    Тема: Мы идем в лес.

    Дидактические задачи:

    1. Расширить представления дошкольников о диких животных.
    2. Познакомить с животными занесенными в красную книгу.
    3. Способствовать использованию в играх представление о редких животных.
    4. Развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами.
    5. Воспитывать бережное отношение к животным.

    Материал: игрушки, картинки зверей, пропуск, корм для ежика, флешка с записью голосов птиц и животных, Мини MP3-плеер USB.

    Из картонной коробки логопед делает "домик для ежика". На входе в лес встречаем лесника, где по пропуску лесник пропускает детей (эту роль на себя берет логопед), который беседует с ними рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). Особое внимание животным, которые занесены в красную книгу и охраняются государством. Лесник рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.
    Дети спросили у лесника не видел ли он ежа, которого они видели на прошлой экскурсии. Лесник предложил детям вместе найти ежа, так как дети сделали для него домик и принесли корм.
    Найдя ежа, дети покормили его яблоком и молочком, подарили ему домик.
    Лесник ведет с детьми разговор, что они знают про этого животного, задавая ему вопросы. Дети рассказывают стихотворение про ежа, которое выучили на занятии.

    Ежик в доме жил, жил.
    Малым ростом был, был.
    В доме он пол мыл, мыл.
    Палец ежик занозил.
    Палец его ныл, ныл.
    Ежик йод открыл, открыл.
    И палец ежик помыл, помыл.

    (Закрепление произношения звука "ы" в словах).

    Лесник похвалил детей и предложил игру

    Экологическая игра "Как вести себя в лесу"

    На столе разложены картинки с изображением действий поведения людей в лесу, дети стоят в кругу. Лесник бросает мяч и называет определенное действие. Ребенок, поймавший мяч, находит подходящую картинку, показывает детям.
    Лесник: А сейчас приглашаю Вас немного поиграть, ведь я очень люблю игры, а еще больше люблю загадывать загадки. А вы любите? Тогда слушайте внимательно загадки. (После каждой загадки дети находят отгадку и показывают картинку животного.)

    Загадки

    Длинные ушки, быстрые лапки.
    Серый, но не мышка.
    Кто это?.. (Зайчишка.)

    Рыже-огненный комочек,
    С хвостиком как парашют,
    По деревьям быстро скачет,
    Был он там...
    Теперь уж тут.
    Быстрый он как стрелочка.
    Так ведь это... (Белочка.)

    Рыжая плутовка
    Спряталась под елкой.
    Зайца ждет хитрюга та.
    Как зовут ее?.. (Лиса.)

    Серый, страшный и зубастый
    Произвел переполох.
    Все зверята разбежались.
    Напугал зверят тех... (Волк.)

    Бурый, косолапый
    По лесу бредет.
    Любит "одолжить"
    У лесных пчел мед. (Медведь.)

    Лесник: Ну, ребята, вы порадовали меня. Главные правила вы знаете, но есть еще другие, они написаны в этой книге, я ее вам дарю.

    III. Ситуации-проблемы (в играх)

    Проблемные ситуации:

    • Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Поле. Что произойдет? (младшая группа)
    • Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.
    • Почему ёж колючий?
    • Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?
    • Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца?
    • Что случится, если не будет растений?
    • Как папа узнал, что ночью был дождь?
    • Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?
    • Почему заяц и белка линяют?

    Проблемную ситуацию я создаю побуждая детей выдвигать свои предположения, делать предварительные выводы и обобщения.

    Игра "Кому нужна вода? – знакомит детей с местожительством растения. В каких местах любит расти; на солнечной полянке или на затемненной опушке леса, рядом с водой или в воде(какое оно – влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое)?

    В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенности строения корня, листьев и т.д.

    Игра "Чудо-цветок" – направлена на закрепление знания детей о внешнем виде растения, о его строении (корень, стебель, листья, цветок и плод).

    В игре "Приготовь лекарство" дети продолжают закреплять знания о строении растения, о том, где оно растет, об особенностях его строения, а также узнают о лекарственных свойствах.

    Детям предлагаются различные игры:

    • игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;
    • игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;
    • игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем мире.

    Игры, использованные в учебно-воспитательном процессе – это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой стороны – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей деятельности.

    Перечисление игр:

    • "Растения нашего леса"
    • "Узнай гриб"
    • "Парные картинки"
    • "Опиши животное"
    • "Когда это бывает"
    • "Найди маму"
    • "Птичья столовая"
    • "Домик для животных"
    • "Расскажи сказку"
    • "Путешествие в лес"

    Дети подготовительной группы задали вопрос: что такое многолетние травы? Логопед предложила экскурсию на семеноводческую станцию, так как станция находится вблизи детского сада. Во время экскурсии агроном рассказал о многолетних травах (клевер, люцерна, донник, просо, рапс, костер, овсяница) и дети увидели как работает сортировочный стол, сортируя семена рапса. Детям показали семена люцерны и клевера и задали вопрос, чем по внешнему виду похожи семена и чем отличаются? (Ответы детей) .

    Во время экскурсии возникла проблема: забило сортировочный стол при сортировке рапса. Что делать? Один мальчик сказал: нужно что-то покрутить и сортировочный стол будет работать. Другой сказал: может убрать семена со стола, почистить его и снова включить? Третий предложил позвать мастера. и т.д. Агроном-семеновод выслушал их ответы показал, как отрегулировать сортировочный стол.

    В конце экскурсии подошла машина с семенами овсяницы и детям стало интересно, что делает агроном с семенами? Проверяет. Семена оказались влажными. Что делать? Один ребенок предложил оставить семена на воздухе под солнцем – они высохнут. Второй предложил включить обогреватель, чтобы их высушить. Агроном показал детям большую сушилку, где сушат семена, так была решена проблема. Детям раздали семена овсяницы и костра для кормления зимующих птиц. Дети сказали "спасибо".

    Вывод: все ситуативные проблемы решаемы.

    IV. Ситуации-оценки (по сказкам и играм)

    Сказки – это неисчерпаемый источник вдохновения. Сказки укрепляют иммунитет доброты, нравственного и психического здоровья. Ведь в них прослеживается причинно-следственная связь, понятая детьми, воспитываются настоящие человеческие чувства. Герои каждой сказки встречаются со злом и побеждают его, потому что имеют доброе, чуткое сердце; им на помощь приходят звери, птицы и даже солнце.

    Предлагаю детям игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Все они основываются на сюжетных сказках, поступках сказочных героев.

    Например: Придумай сказке другой конец.

    Вспомните, как же закончилась сказка "Сивка-Бурка", что произошло в конце, подумайте: какие были у всех лица, когда они увидели кольцо у Иванушки? Покажите их удивительные взгляды. А какое лицо было у Иванушки? (Показывают) .

    Подумайте: как еще могла бы закончиться сказка? Как иначе могли поступить царь, царевна, Иван, братья? Как бы поступили вы, если бы были на том пиру?

    Ситуации-оценки со стороны самих детей, например, дети в ходе игр-драматизаций берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера: добрый – злой; честный – лживый.

    Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.

    Примеры ситуации-оценки:

    – Кто в доме главный?
    – Как можно узнать настроение человека?
    – Мои поступки.
    – Если бы я был (была) волшебником?

    Предлагаю детям игру "Пирамида добра"

    Детям встать в круг. Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит её сверху на мою ладонь. Затем следующий кладет руку на ладонь следующего ребенка, уже высказавшего свое пожелание. Я начинаю (например: "Желаю всем быть дружелюбными, веселыми"). Как только выскажете все пожелания, возводя пирамиду добра, я тихонько раскачиваю ее со словами: "Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!" – подталкиваю лежащие ладони на моей руке вверх, рассыпая пирамиду.

    Вывод: дети подготовительной группы умеют оценивать разные ситуации (каждый по-своему).

    Литература:

    1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учебн. пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 1999.
    2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.– М.: «Мозаика-Синтез», 2004.
    3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
    4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль "Академия развития", 1996.
    5. Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2006
    6. Курицына Э.М., Тараева Л.А. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Москва "РОСМЭН" 2007
    7. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль "Академия развития", 1996.
    8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: (уманит, изд. центр "ВЛАДОС", 2003.
    9. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург "АРГО", 1996.

    Ситуация игрового взаимодействия с детьми 6-7 лет: «Мы умеем дружить»

    Цель . Создание игровых ситуаций для развития социально – коммуникативных навыков детей и вовлечение их в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.
    Программные задачи
    Образовательные:
    Активизировать словарь по данной теме.
    Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения. Конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе;
    Развивающие:
    Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе. Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
    Воспитательные:
    Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

    Включается телевизор с фоновой музыкой и анимационной заставкой – привлекая внимание ребят.
    -Ребята, волшебный экран зовёт нас, по-моему, у него для нас есть какое-то сообщение…
    На экране анимационная заставка «Ищу друга».
    -Кажется, на этот раз кто-то ищет друзей…Кто же это? Вы догадались? Эта история про одного сказочного Дракончика.
    Показ мультфильма «Дракончик и его друзья» (3 минуты)
    - Ребята, понравился вам Дракончик? Какой он?
    -Вы знаете, мне тоже показалось, что он немного грустный. А как выдумаете. Почему он загрустил?
    - Наверное, это так плохо и печально, когда есть друзья - вы согласны со мной?
    Ответы
    -Пожалуй соглашусь с вами! Ребята, а вы, хотели бы подружиться с Дракончиком? А что же такое дружба?
    Ответы
    – Что помогает дружбе?
    Предполагаемый ответ: взаимопонимание, сотрудничество вежливость, доброта, чувство юмора.
    - А что мешает дружбе?
    Предполагаемый ответ: грубость, драки, обиды, упрямство и т.д.
    -А как же мы сможем подружиться с Дракончиком? Как он сможет узнать про нас?
    Ответы.
    -Вот здорово!
    -Как он сможет увидеть нас?
    Ответы.
    -Замечательно вы придумали! Снимем фильм о том, как мы готовимся к встрече с Дракончиком и отправим ему, согласны? Как вы думаете, приятно ему будет узнать, что его где-то ждут?
    Ответы.
    -Кто желает быть оператором?
    Выбираем ребёнка оператора, если спорят – можно с помощью считалки.
    - Ребята, снять фильм – это здорово, но там, в сказочной стране у Дракончика есть свой дом, а у нас он, где жить будет?
    Ответы
    -Какие вы доброжелательные и гостеприимные!
    -Посмотрите вокруг, где в каком уголке нашей группы мы сможем совершить чудо и придумать сказочную страну для Дракончика, чтобы он посмотрел, и ему захотелось к нам приехать и подружиться с нами!
    Ответы
    -Уголок экспериментирования? Ну да, наверное, вы правы, надеюсь, у нас получится чудо-город!
    Дети проходят в уголок экспериментирования.
    На столе лежит коробка-сюрприз.
    -А что это? Интересно, кто отгадает, что лежит в волшебной коробке? Ответы и предположения детей.
    Медленно заглядываю в коробку, открываю–достаю 2 схемы-плана постройки города.
    -Что это? А как по-вашему, мы сможем воспользоваться этим планом? Ответы.
    - Какие вы сообразительные! А вы знали, что архитекторы чертят план для того чтобы правильно размещать постройки на местности. Но нас много, а схемы всего две? Как мы их поделим?
    Ответы.
    -Все готовы принять это решение? Здорово, что так решили: мальчики мастерят по одной схеме, а девочки по другой! Ну а водоёмы, мосты, полянки будем располагать все вместе, согласны? Вот и договорились! Ну, что научите меня, используя схему-план строить чудесный город для Дракончика? Куда мы поместим план-схему, чтобы нам было лучше видно, как размещать постройки?
    Ответы.
    Дети мастерят сказочный город из подручных средств и игрушек, воспитатель подбадривает, задаёт вопросы: почему именно здесь находится та или иная постройка, для чего нужен мост, полянка и т.д.
    -Получилось у вас то, что вы задумали? А что оказалось самым сложным при постройке этого чудесного города? Вы справились?
    Ответы.
    -Вы у меня большие молодцы, теперь можно и Дракончика пригласить, вон сколько домов много, пусть себе любой выбирает, здесь ему жить совсем не скучно будет: то в одном доме поживёт, то в другом, захочет, на полянке или у реки поиграет – вот веселье! И совсем ничего, что один в таком большом городе, вы согласны со мной?
    Предполагаемый ответ: дети спорят и доказывают, что с друзьями веселее и интереснее жить, даже в таком красивом чудо городе.
    -Ребята, вы меня убедили, соглашусь с вами! Только где же мы друзей для Дракончика найдём? Загляну-ка еще раз в волшебную коробочку…
    -Посмотрите, здесь маленькие человечки! Какие они?
    Ребята рассматривают человечков: по форме они все одинаковые, а мимика всех разная.
    Предполагаемые ответы: улыбчивые, поющие, серьёзные, удивлённые и т.д.
    -А кто может показать, как они петь будут? А смешить? А веселить? А чему учить? А удивлять?
    -А я тоже могу показать, как они будут удивлять Дракончика, да и вас тоже! Хотите?
    Под столом вожу большим магнитом – человечки сами двигаются по столу.
    -Как это получается? Кто догадался?
    Рассуждения детей. Если дети не догадались, то раскрываю тайну фокуса: я использовала два магнита, один прикрепила к человечку, другим вожу под столом
    - Хотите попробовать сами, что человечки ещё могут делать? И танцевать могут? И бегать? И прыгать с Дракончиком смогут? Здорово!
    Дети манипулируют под столом магнитом, человечки передвигаются, танцуют, прыгают, бегают по столу.
    - Захочет Дракончик подружиться с нами и нашими человечками?
    -Ребята, получился наш город чудесный? А что в нём чудесного? Вам понравилось работать вместе? О каких правилах вы помнили? Скажите, а от кого будет зависеть настроение в этом чудесном городе?
    -Замечательно! Надеюсь, играя в этом чудесном городе, вы будите всегда такими, как сегодня, доброжелательными, весёлыми?!Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба!
    -Оператор, надеюсь ты снял самые интересные моменты? Ребята, теперь мы смонтируем фильм о том, как мы готовились к встрече! А фильм отправим Дракончику вы не передумали? Будем ждать его в гости?!
    Ответы.
    Дети продолжают играть с макетом «Удивительный город для Дракончика»

    Игровая деятельность - это единственно эффективный способ для ребёнка обогатить свой социальный опыт, расширить границы познания. Забавы нельзя воспринимать только как способ развлечения малышей, это совершенно отдельный мир, разнообразие и потенциал которого открывает широкие образовательные возможности и для родителей, и для педагогов детского сада. В этом контексте стоит отдельно остановиться на играх в подготовительной группе для детей 6–7 лет, которые в скором времени перейдут на следующую образовательную ступень и станут школьниками. То есть для них важно не только достичь определённого уровня физического и интеллектуального развития, овладеть необходимыми навыками, но и успешно адаптироваться в новой среде.

    Суть игровой деятельности в детском саду

    Игра в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является формой общественной жизни ребёнка, способствующей его физическому, психическому и интеллектуальному росту, а также воспитывающая волевые, нравственные качества и творческие способности.

    В игре дети учатся быть креативными

    Цели

    Исходя из определения игровой деятельности, можно составить перечень целевых ориентиров, определяющих её значимость в детском саду.

    Обучающие

    К этой группе относится:

    • организация познавательной деятельности (как следует из практики, в игровой форме дети быстрее усваивают новые знания);
    • расширение кругозора (новые виды активности или иные формы уже знакомых игр раскрывают для детей некоторые неизвестные явления и факты, например, проводя в подготовительной группе игру-исследование по выращиванию цветка, ребята знакомятся с понятием «черенок», разбирают такое явление, как «анабиоз» и пр.);
    • формирование навыков и умений (например, в процессе игр на прогулке дети учатся, помогая дворнику, убирать снег с дорожек, при этом игровое задание состоит не только в качестве уборки, но и в скорости, что воспитывает чувство здоровой конкуренции).

    Развивающие

    В этом случае миссия игры заключается в развитии:


    Воспитательные

    Часть триады целевого компонента образования в игре реализуется воспитанием:

    • самостоятельности (в процессе игровой активности дети 6–7 лет не только сами выполняют игровые действия, но и придумывают правила, например, для сюжетно-ролевых забав);
    • саморегуляции (ребята учатся не бросать начатое, доводить дело до конца, не поддаваться сиюминутным чувствам);
    • общительности (взаимодействие в большинстве игр подразумевает коммуникацию друг с другом и со взрослым);
    • чувства сотрудничества;
    • нравственных и эстетических позиций.

    Задачи

    В контексте реализации поставленных целей, организуя и проводя игры, педагог решает следующие задачи:


    Классификация видов игровой деятельности

    Существует несколько подходов к разделению забав на виды. В ДОУ принято использовать классификацию, сочетающую в себе факторы содержания, степени самостоятельности и форму организации.

    Дидактические

    Это забавы, в которых есть

    • чёткие рамки деятельности каждого из участников;
    • строгие правила;
    • цель и непременный конечный результат.

    Эти игры используются для знакомства с новым материалом (например, игра-эксперимент по определению скорости таяния снега при разной температуре), закрепления знаний (например, для отработки сложения в пределах 10 дети складывают пазлы, в которых недостающие элементы - это слагаемые или сумма).

    Виды дидактических игр

    Для формулирования выводов относительно уровня развития игровой деятельности у ребёнка педагог использует полученные результаты, описывая их в свободной форме с опорой на полученные данные.

    Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

    Познавательная деятельность. Игровые ситуации в подготовительной группе

    Шкрет Юлия Михайловна МБДОУ № 12 воспитатель

    Город Урай Тюменская область ХМАО-ЮГРА

    Задачи : обогащать лексику дошкольников синонимами, эпитетами;

    Конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе;

    Формировать социально-коммуникативные качества(сотрудничество, гибкость,

    терпимость);

    Воспитание дружелюбия, сопереживания, доброжелательного отношения друг к

    другу;

    Закладывать нравственные основы личности в процессе формирований представлений о дружбе;

    Развивать способности понимать и различать позитивные и негативные социальные эмоции;

    Продолжать работать над осознанием основных эмоций- радости, гнева, удивления, страха;

    Учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов

    Оборудование : письмо, кирпичики из картона для домика, буквы, акварель, кисточки,

    Трубочки для коктейля, восковые мелки, маленькие и большие круги для рисования, пиктограммы эмоций.

    План: 1.Приветствие

    2.Игра «Составь слово»

    3.Мозговой штурм

    4.Модель дружбы

    5.Тренинг эмоций

    6.Игра «Мир друг без друга»

    7.Игра «Паутинка добрых слов»

    8.»Салют радости»

    9.Физминутка

    10.Пословицы и поговорки о дружбе

    11.Стихотворение «Гостеприимство» О.Григорьев

    12.Игра «Покажи настроение»

    13.Портрет друга

    14.Итог занятия

    Ход занятия: Дети входят в группу и здороваются с гостями.

    Воспитатель: Гости к нам пришли сегодня

    К ним сейчас вы повернитесь,

    Улыбнитесь, подружитесь,

    Воспитатель: Ребята, как вы приветствуете друг друга, когда приходите в детский сад?

    Дети: Говорим «Здравствуй», «Доброе утро»,»Привет».

    Воспитатель : Давайте сейчас поздороваемся со своими товарищами не словами, а телом.

    Когда я хлопну один раз в ладоши, вы пожмете друг другу руки, два- дотронетесь локтями, три хлопка – спинами..

    Игра «Приветствие»

    Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто-то бросил нам в окошко письмецо!

    Может, это лучик солнца, что щекочет нам лицо?

    Может, это воробьишко, пролетая обронил?

    Давайте попробуем по этой песенке, от кого это письмо

    Звучит запись песни «Шапокляк»

    Молодцы! А вы помните, что с ней произошло?

    Дети: Она улетела на воздушных шариках

    Воспитатель зачитывает письмо Шапокляк

    «Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в ваш город. Но и тут

    Я не могу найти себе друзей. А дом дружбы, который построили крокодил Гена и его

    друзья, остался далеко позади.Мне так грустно и скучно одной, помогите мне, пожалуй-

    ста, найти друзей. Я больше не буду вредничать и хулиганить. До свидания. Ваша

    Шапокляк».

    Как же мы можем помочь Шапокляк?

    Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление. Построим дом Дружбы.

    Воспитатель: давайте построим дом дружбы и пригласим Шапокляк жить в нем.Но кирпи-

    чи для стройки будут особенные, их мы получим, если правильно выполним задания.

    Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, и нам предстоит выполнить не одно

    задание, пройти длинный путь. Каждое задание – это один кирпичик, а каждый кирпич

    это часть дома, нашего дома Дружбы.

    Итак, 1 задание: Составь слово

    Составить слово из букв, которые находятся перед вами на доске:РДУАЖБ

    Какое слово получилось (Дружба)

    «Мозговой штурм « - что такое дружба ?

    Первый кирпичик крепим на доску.

    «Модель дружбы»

    Как нужно относиться к своим друзьям? Каким надо быть? (добрым, щедрым, великодушным.

    Помогать друзьям в беде, радоваться их успехами, кто всегда спешит другу на

    помощь, радуется и огорчается вместе с ним, умеет прощать, тот никогда не переложит

    на него свою вину. Это дети играют вместе, делятся игрушками, не обижаются друг на

    житься в трудную минуту.)

    Воспитатель: А у нас в группе умеют дружить?

    Назовите своего лучшего друга, расскажите о нем.

    Рассказы детей.

    Воспитатель: А бывает, что друзья ссорятся?

    Что нужно делать, чтобы не ссориться? Активизировать детей дополнительными вопросами

    Дети:- Не драться, делиться игрушками, договариваться. Соблюдать правила игры, уважать мнение и желание других детей, не жаловаться, уметь прощать

    друг друга, уступать.

    Воспитатель приглашает все детей на ковер, сидя на нем все рассматривают сюжетные

    картинки и рассказывают о них.

    Молодцы! Пройден еще один этап и кирпичик крепится на домик.

    Тренинг эмоций (рисунки на доске)

    Жили-были две подружки: Плакса и Злюка. Однажды гуляя, они попали под

    Дождь и сильно промокли. Покажите, как они себя ведут.

    Какую из подружек было приятнее изображать и почему?

    Поведенческий тренинг: А можно помочь Плаксе? (выбирается ребенок –плакса,

    остальные успокаивают)

    А как можно помочь Злюке? (выпускаем злость в шарик)

    А сейчас давайте потопаем ногами и представим себе, что мы надуваем шарик и всю свою обиду и гнев поместим в него и лопнем! Хлопнули - шарик лопнул, а вместе с

    ним исчезла наша злоба и обида. Как вы думаете, почему такие разные девочки

    смогли подружиться?

    (На земле много людей и они разные, но все дружат между собой, потому

    что умеют уступать, поддержать, успокоить, имеют общие интересы)

    Крепим еще один кирпичик на домик

    Воспитатель: я хочу предложить еще одну игру «Мир без друга»

    Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете:

    Мир без друга был бы неинтересным, потому что…

    Мир без друга был бы безрадостным, потому что…

    Мир без друга был бы мрачным, потому что…

    Я обижаюсь на друга, когда он…

    Я сержусь на друга, когда он…

    Я радуюсь с другом, когда он…

    Я доволен другом, когда он…

    Я помогаю другу, когда он…

    Следующий кирпичик крепится на доску

    Воспитатель: А теперь, друзья, я хочу узнать, крепкая ли у нас дружба?

    Игра « Паутинки

    Упражнение «Паутина добрых слов» -

    У меня есть «клубочек дружбы» , который я передаю рядом стоящему ребенку (Оле) , она

    обмотает свободным концом ладошку и передаст другому, сопровождая движение

    добрым пожеланием или комплиментом (передаем клубок всем ребятам с добрыми словами).

    А теперь посмотрите, какая паутинка добрых слов у нас получилась! Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? Почему?

    Дети: настроение стало радостным, веселым, потому что приятно слушать добрые слова.

    Воспитатель: А самим приятно было говорить добрые слова друзьям?

    Следующий кирпичик для дома Дружбы также «отправляется» на свое место.

    А теперь предлагаю всем устроить « Салют Радости»! На рабочих столах находятся кисти,

    краски, трубочки для коктейля - каждый делает салю на свое усмотрение (можно дуть из трубочек, можно и рисовать) .

    Молодцы! Салют получился чудесный, как настоящий!

    Ставим следующий кирпичик на доску.

    Физкультурная минутка: Теремок

    Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему

    заданию.

    На поляне теремок

    Дверь закрыта на замок,

    Из трубы идет дымок,

    Вокруг терема забор,

    Чтобы не забрался вор.

    Тук-тук-тук-тук!

    Открывайте! Я ваш друг!

    Воспитатель предлагает вспомнить пословицы о дружбе:

    Ссора до добра не доводит.

    Один за всех и все за одного.

    Нет друга- ищи, нашел – береги.

    Друг за друга держаться – ничего не бояться.

    Друзья познаются в беде.

    Следующий кирпичик крепится на доску.

    Игра « 1-2-3 как я обрадовался, покажи! (разозлился, улыбнулся)

    Воспитатель: как много трудных заданий мы выполнили! Очень много знаем о дружбе,

    это значит, вы без труда сможете найти друзей, быть верными и хорошими товарищами.

    Благодаря вашим стараниям дом Дружбы для Шапокляк получился красивым и простор-

    ным, но мне кажется кого-то не хватает?

    Дети: Людей, новоселов.

    Воспитатель: кто же будет жить в этом доме? Правильно, наши друзья. Предлагаю всем

    присутствующим (и гостям в том числе) нарисовать портреты (приготовленные

    заранее) и прикрепить в окнах дома Дружбы. Наш дом согрет теплом наших сердец.

    Воспитатель приглашает всех в круг и произнести слова:

    Мир, любовь, добро – всем, кто слева от меня,

    Мир, любовь, добро – всем, кто справа от меня,

    Мир, любовь, добро – всем –всем-всем!

    В завершении –упражнение «Всем-всем-до свидания»!

    (Кулачки ставят в один столбик – кулачок на кулачок)



    Похожие статьи