• Картотека бесед с детьми по нравственному воспитанию. Этические беседы по нравственному воспитанию дошкольников в старшей группе доу

    15.05.2019
    Картотека бесед

    по воспитанию нравственности

    У детей в средней группе

    карточка-1

    Зачем говорят «здравствуй»?

    Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

    Карточка-2

    »Мои добрые поступки»

    Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

    Карточка-3

    «Что такое доброта»

    Цель : Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

    Карточка-4

    »Спешите делать добро»

    Цель : Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

    Карточка-5

    “Если добрый ты…”

    Цель : Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

    Карточка-6

    «Вежливые слова»

    Цель : Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

    Карточка-7

    «Нечаянно и нарочно "

    Цель: развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

    карточка-8

    " Учимся прощать своих друзей "

    Цель : развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый ".

    Карточка-9

    " Почему бывают драки? "

    Цель : формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

    карточка-10

    " Фантазеры и лгунишки "

    Цель : развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

    карточка-11

    " Давай помиримся "

    Цель : развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

    Карточка-12

    " Хороший друг познается в беде "

    Цель : формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

    Карточка-13

    «Как вести себя во время разговора»

    Цель : познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

    (Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).

    Карточка-14

    «Добрый – злой»

    Цель : Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

    Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

    Карточка-15

    «Правдивость»

    Цель : Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

    Карточка-16

    «Каким должен быть друг»

    Цель : Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

    карточка-17

    «Будь опрятным и аккуратным»

    Цель : Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

    Карточка-18

    «Правда – неправда»

    Цель : Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

    Карточка-19

    «Доброжелательность»

    Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).

    Карточка-20

    «Игры без ссор»

    Цель : Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего..

    Карточка-21

    «Вежливость»

    Цель : Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

    Карточка-22

    «Бережливость»

    Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

    Карточка-23

    «Взаимопомощь»

    Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

    Карточка-24

    «Стремление помочь»

    Цель : Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.

    карточка-25

    «Щедрость и жадность»

    Цель : Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

    Карточка-26

    «Почему нужно уметь уступать»

    Цель : учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

    Карточка-27

    «Ступеньки доброты»

    Цель : на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

    Карточка-28

    «Лучше добрым быть»

    Цель : Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.


    Перспективный план по нравственному воспитанию дошкольников старшей группы.

    Основные задачи нравственного воспитания детей старшей группы:

    1. воспитание норм и правил уважительного отношения к старшим;
    2. формирование культуры поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
    3. формирование в растущем человеке начала духовности, необходимой для развития внутреннего мира личности;
    4. ориентировка на подготовку детей к дальнейшим стадиям социализации.
    5. приобщение к ценностям культуры народа России и мировой культуры;

    Формы и методы реализации:

    СЕНТЯБРЬ

    №п / п

    Мероприятие

    Программные задачи

    1.

    Игра - занятие на тему: «Русь, Россия, Родина моя» (см. ПРИЛ.1)

    Закрепить знания детей о нашей стране, о нашем регионе;

    Продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

    Систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск;

    Воспитание положительного отношения к народам нашей страны;

    Воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов.

    2.

    Чтение художественной литературы. «Заяц-хвастун» (рус. нар. сказка в обраб. О.Капицы)

    Воспитывать у детей эмоциональное отношение: положительное- к скромности, отрицательное - к хвастовству;

    Продолжать формировать представление о скромности.

    3.

    Беседа «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой» (см. ПРИЛ.2)

    Воспитывать уважительное отношение к окружающим;

    Продолжать формировать умение обращаться к взрослым на «Вы», использовать в своей речи слова вежливости.

    4.

    Чтение художественной литературы. «Что я видел» Б.Житков

    Воспитывать патриотические чувства;

    Формировать представления о Москве;

    Развивать интерес к изучению главного города нашей страны.

    ОКТЯБРЬ

    №п / п Мероприятие Программные задачи

    1.

    Занятие на тему:

    (см. ПРИЛ.1)

    Расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа;

    Воспитывать интерес, уважение к этим традициям;

    Развивать познавательный интерес у детей;

    Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через игры, песни, пословицы и поговорки;

    Воспитывать у детей интерес и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.

    2.

    Чтение художественной литературы. «Крылатый, мохнатый да масляный» (рус. нар. сказка в обраб. И. Карнауховой.)

    Знакомить с художественным произведением русского писателя;

    Воспитывать чувство дружбы, товарищества;

    Продолжать формировать представления о справедливости.

    3.

    Чтение художественной литературы. « Карасик» Н.Носов

    Воспитывать правдивость и справедливость;

    Продолжать формировать представление о честном, справедливом отношении к окружающим.

    4.

    Беседа «Как можно узнать настроение человека?»

    (см. ПРИЛ.2)

    Формировать представление о разных настроениях человека;

    Воспитывать способность к состраданию, умению порадоваться за кого-то;

    НОЯБРЬ

    №п / п Мероприятие Программные задачи

    1.

    Чтение художественной литературы. «Ссоры с бабушкой» Л. Воронкова

    Воспитывать уважение к труду взрослых, заботливому отношению к старым людям, желание делать для старших добро;

    Познакомить с художественным произведением соотечественника.

    2.

    Занятие на тему:
    «Граница» (см. ПРИЛ.1)

    Развивать словарный запас детей, познавательный интерес.

    3.

    (см. ПРИЛ.3)

    Пополнить словарный запас «добрыми» словами;

    Учить использовать «добрые» слова в речи.

    4.

    Разучивание стихотворения «Все мы дружные ребята» М. Игнатьева (см. ПРИЛ.3)

    Продолжать формировать представление о дружбе и о добром отношении к окружающим;

    Развивать память и чувство ритма в стихотворении.

    ДЕКАБРЬ

    №п / п Мероприятие Программные задачи

    1.

    Индивидуальная беседа с детьми (Катя Ц, Лев Б., Вероника Р, Костя О.) « Как мама заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время?» (см. ПРИЛ.2)

    Формировать представление о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина — любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).

    Продолжать воспитывать уважительное отношение к взрослым;

    Учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь.

    2.

    Викторина «Красноярск - мой родной город»

    Развивать мышление;

    3.

    Рассматривание картин местных художников

    Учить обращать внимание на все содержание изображения;

    Познакомить с творчеством художников Красноярского края;

    Воспитывать любовь к природе, изображенной на пейзажах художников.

    4.

    Чтение художественной литературы. «Россия» Г. Цыферов

    Воспитывать положительное отношение к народам нашей страны;

    ЯНВАРЬ

    №п / п Мероприятие Программные задачи

    1.

    Чтение художественной литературы. «Карасик» Н.Носов.

    «Почему» В. Осеева

    Воспитывать честность и справедливость;

    Формировать умение сравнительной оценки двух поступков (на примере двух рассказов);

    Познакомить с художественным произведением русского писателя.

    2.

    Чтение художественной литературы. «Кукушка» (ненецкая сказка)

    Воспитывать чуткость, заботливое отношение к матери;

    Формировать представление о том, что жестокость людей справедливо наказывается;

    Познакомить с художественным произведением русского писателя.

    3.

    Рассматривание памятников г. Красноярска

    Познакомить с памятниками родного города;

    Воспитывать положительное отношение к городской архитектуре;

    Развивать память.

    4.

    Викторина «Места родного города»

    Продолжать формировать представление о местности родного города;

    Воспитывать любовь к родному городу;

    Воспитывать интерес к совместной со сверстниками деятельности.

    ФЕВРАЛЬ

    №п / п Мероприятие Программные задачи

    1.

    Чтение художественной литературы. «Почему армия родная» А. Митяев

    Воспитывать уважение и благодарность воинам Российской Армии;

    Продолжать знакомить с произведениями русских писателей;

    Воспитывать любовь к художественной литературе.

    2.

    Чтение художественной литературы. «На заставе» А. Барто

    Воспитывать интерес и уважение к воинам;

    Формировать представление о службе пограничников;

    3.

    Индивидуальная беседа «Мой город»

    Формировать представление о профессиях людей нашего города;

    Формировать представление о географическом положении города;

    Учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;

    Продолжать воспитывать любовь к малой родине.

    4.

    Лепка «Мой дворик»

    Воспитывать положительное отношение к месту, в котором проживаешь;

    Формировать представление об архитектуре городских дворов;

    Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

    МАРТ

    №п / п Мероприятие Программные задачи

    1.

    Чтение художественной литературы. «Айболит» К.Чуковский

    Воспитывать доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду;

    Продолжать знакомить с произведениями русских писателей.

    2.

    Чтение художественной литературы. «Серебряное копытце» П. Бажов

    Воспитывать доброту;

    Формировать представление о доброте и отзывчивости;

    Воспитывать положительное отношение к художественной литературе русских писателей.

    3.

    Оформление выставки «Родной Красноярск»

    Воспитывать гордость за свою Родину;

    Продолжать формировать представление об отличии нашего города от других городов;

    Воспитывать положительное отношение к своему городу.

    4.

    Рассматривание фотографий Государственного природного заповедника «Столбы»

    Формировать представление о национальном достоянии;

    Воспитывать любовь к природе;

    Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

    АПРЕЛЬ

    №п / п Мероприятие Программные задачи

    1.

    Чтение художественной литературы. «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак

    Воспитывать чувства уважения, гордости по отношению к людям, совершающим героические поступки;

    Формировать представление о смелости и скромности.

    Продолжать знакомить с произведениями русских писателей.

    2.

    Чтение художественной литературы. «Финист -Ясный сокол» обраб. А. Платонова

    Формировать представление о честности и справедливости;

    Формировать представление о добре и зле;

    Воспитывать положительное отношение к литературе.

    3.

    С/и «Волшебные слова»

    Воспитывать доброе отношение к окружающим;

    Пополнить словарный запас «волшебными» словами;

    Учить использовать «волшебные» слова в речи.

    4.

    Просмотр видео-ролика о парке флоры и фауны «Роев Ручей»

    Формировать представление о парке;

    Воспитывать любовь к растениям и животным;

    Продолжать развивать бережное отношение к окружающему миру.

    МАЙ

    №п / п Мероприятие Программные задачи

    1.

    Чтение художественной литературы. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рус. нар. Сказка в обраб. М Булатова)

    Воспитывать у детей добрые чувства;

    Воспитывать у детей умение характеризовать литературные образы и выказывать свое отношение к ним;

    2.

    Посещение Краеведческого музея

    Воспитывать гордость за свой родной край;

    Формировать представление о том, что представлено в музее;

    Познакомиться с историей родного края.

    3.

    Рассматривание «Красной книги животных России и Красноярского края»

    Формировать представление о том, кто занесет в Красную книгу и каким должно быть отношение к особям, занесенным в эту книгу;

    Воспитывать гордость за свой край.

    4.

    Чтение художественной литературы. «Серая Звездочка» Б.Заходер

    Воспитывать гуманное отношение к окружающему;

    Формировать представления о добре и зле;

    Воспитывать положительное отношение к художественной литературе.

    Работа с родителями по нравственному воспитанию детей

    Формы и методы работы с родителями

    • индивидуальные беседы
    • памятки
    • консультации
    • мастер-классы
    • демонстрационный материал (папки-передвижки, информационный уголок)

    «Телевидение в жизни вашего ребенка»

    «Учите детей быть вежливыми»

    «О культуре поведения»

    «Пример окружающих в воспитании детей»

    «Учите детей любить природу»

    «О честности и правдивости»

    «Воспитание культуры поведения детей в семье и детском саду»

    «Формирование волевых качеств»

    «Нравственное воспитание ребенка - основа формирования будущей личности»

    «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка»

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Конспект игры - занятия на тему: «Русь, Россия, Родина моя»
    в старшей группе

    Программные задачи:

    1. закрепить знания детей о нашей стране, о нашем регионе;
    2. продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;
    3. систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск;
    4. учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;
    5. воспитание положительного отношения к народам нашей страны;
    6. воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов.

    Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич, Родень, народ, любить, ценить, уважать, символика, традиция, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус, географическое положение.

    Предшествующая работа:

    1. разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;
    2. чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае;
    3. чтение стихотворения «Россия» Г. Цыферов;
    4. рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края,
    5. прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

    Ход игры - занятия:

    (звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)

    Воспитатель: Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чем эта песня?

    Дети: (о родном месте, о нашей Родине,)

    Воспитатель: Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родных местах. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

    Дети: (это мой дом, мой поселок, моя семья, моя мама и я, моя страна…)

    Воспитатель: Вы правы, ребята, все это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой поселок). Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые мы с вами изучили.

    Дети: (дети читают полюбившиеся стихи)

    Воспитатель: Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день.

    Как велика моя земля

    Как широки просторы!

    Озёра, реки и поля,

    Леса и степь, и горы

    Раскинулась моя страна

    От севера до юга.

    Живём мы в радостном краю

    И знать его должны мы.

    Страну Российскую свою.

    Свой светлый край любимый.

    А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру - соревнования. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия, Родина моя!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.

    Дети: (делятся на команды и придумывают названия: «Богатыри», «Силачи»)

    Воспитатель: Наша игра будет состоять из 5 этапов. И первый из них - «Географический». Вам необходимо на географической карте ХМАО показать места, где вы живёте, где живут ваши родственники.

    Дети: (выполняют задание)

    Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что географическую карту края вы знаете хорошо. А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?

    Дети: (дети выполняют задания)

    Воспитатель: У нас настоящие будущие географы. Молодцы! Второй этап - «Символы нашего Государства». Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется...

    Дети: (Россия, Российская Федерация)

    Воспитатель: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от других?

    Дети: (размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом,)

    Воспитатель: Всё правильно. А назовите символы страны.

    Дети: (гимн, флаг, герб)

    Воспитатель: гимн Российской Федерации - это музыка русского композитора М. И. Глинки. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.

    (звучит отрывок гимна России все встают)

    Дети: (все встают)

    Воспитатель: Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А о других символах страны расскажет каждая команда.

    Дети: Герб - у нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон - это зло, которое есть на земле. Герб - это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

    Флаг - Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. А ещё оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Наш флаг еще называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).

    Воспитатель: Вы дали полные ответы и разъяснения, о символике государства в котором живёте. Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть всем в русскую народную игру «Заря», чтоб и повеселиться и отдохнуть после таких трудных этапов.

    Воспитатель: На этом этапе вам необходимо объяснить значение слов:

    Дети: Родина - это то место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

    Род - обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

    Родень - главный город племени россов - славян; он назван в честь бога Рода.

    Родить - значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

    Родич - родственник, член рода, одной крови.

    Родня - это все родственники и по крови, и по семейным связям.

    Родословная - перечень поколений одного рода.

    Воспитатель: Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили. А теперь после сложного этапа можно и поплясать.

    Дети: (исполняют русский народный танец)

    Воспитатель: черёд настал задать вам вопросы.

    1. Назовите рода войск Российской армии.
    2. Чем отличаются рода войск друг от друга?
    3. Назовите военную технику.
    4. Кто знает, в каких войсках служили ваши папы?
    5. А вы знаете, кто из ваших родственников воевал?
    6. В каких войсках хотели бы служить мальчики?

    Воспитатель: Да вы просто удалые молодцы и с этим заданием справились просто на отлично. Молодцы! Вот и последний этап. Вам нужно вспомнить и исполнить песни о родине, детстве, детях и дружбе, по одному куплету.

    Дети: (исполняют изученные песни)

    Подведение итогов:

    Ребёнок:

    Берегите Россию,

    Без неё нам не жить.

    Берегите её,

    Чтобы вечно ей быть.

    Нашей правдой и силой.

    Всею нашей судьбой.

    Берегите Россию -

    Нет России другой.

    Конспект занятия на тему: «О, Русь моя!» в старшей группе

    Программные задачи:

    1. расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа;
    2. воспитывать интерес, уважение к этим традициям;
    3. развивать познавательный интерес у детей;
    4. продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через игры, песни, пословицы и поговорки;
    5. воспитывать у детей интерес и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.

    Активизация словаря:

    Славяне, молодцы, девицы, богатыри, полководцы; лачужка, изба; полон - плен; предки, символ, суеверные, привечать, странники, немощный старец, князь, поколение, дружина, сжечь дотла, стан - лагерь, миновала, лютые - жестокие, злые, гостеприимные, холст.

    Подготовительная работа:

    1. чтение былин;
    2. рассматривание иллюстраций к былинам;
    3. разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр.

    Ход занятия:

    (Дети с песней и танцем «Моя Россия» входят в зал, затем садятся на стулья.)

    Воспитатель: Ребята, какую хорошую песню и танец вы исполнили. Спасибо, вам! А вы знаете, как называется страна, в которой мы с вами живём?

    Дети: Россия

    Воспитатель: Россия - это наша с вами Родина. А что значит слово «Родина»?

    Дети: это где мы живём; это мама и моя семья; это наш город; это и детский сад;

    Я узнал, что у меня

    Есть огромная семья:

    И тропинка, и лесок,

    В поле каждый колосок.

    Речка, небо голубое

    Это всё моё родное.

    Слышишь песенку ручья -

    Это Родина моя!

    Детский сад, мои друзья -

    Это Родина моя!

    Всех люблю на свете я

    Это - Родина моя!

    Воспитатель: Наша Родина большая, богатая и красивая. В ней много городов, сёл, деревень, станиц.

    Но давным-давно в нашей стране не было ни больших городов, ни каменных многоэтажных домов, в которых мы сейчас живём, ни больших сёл - станиц. Были только густые да дремучие леса, чистые реки, просторные поля, в которых жили дикие звери и плавали разные рыбы.

    А по берегам рек, далеко, далеко друг от друга стояли бедные маленькие лачужки, избы. В них жили наши предки - мирные, трудолюбивые люди - славяне.

    Дети: Славяне любили природу, верили ей, любовались ею. Считали они, что солнце - это жар-птица, мороз - это Кощей Бессмертный, вьюга - это Баба Яга.

    Воспитатель: Верно. А кто из вас знает, помнит какие либо приметы, поговорки связанные с этими языческими символами.

    Дети: Баба Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает, - и в правду как вьюга кружит; А я знаю, что молнию считали Змеем Горынычем и говорили: «Змей кому-то деньги понёс»; Солнце не померкнет, народ не сломится; Солнце не закроешь, а правду не скроешь.

    Воспитатель: Много вы всего вспомнили, молодцы! Славяне были добрыми и суеверными, т. е. верили в разные приметы, природные явления которые для них были предсказаниями будущего.

    Дети: вы нам читали, что славяне много пахали и трудились: строили избы, ткали холсты, книги церковные переписывали. Стучали по Руси мирные топоры, а в других странах оружие делали.

    Воспитатель: Всё верно. Память у вас хорошая. Всех обошла Русь по образованности. Славяне первыми из поколения в поколения передавали песни, сказки, былины, в которых прославляли великих князей и их дружины. Описывали их ратные подвиги в былинах, но назывались они другими именами и наделялись волшебной силой, мудростью, огромной любовью к Родине. Вы могли бы сейчас вспомнить богатырей Руси?

    Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор, Еруслан Лазаревич, Никита Кожемяка.

    Воспитатель: Ну-ка! Молодцы! Мальчики-богатыри, выходите на поле силами меряться, как делали это славные богатыри в своём детстве.

    Игры: «Вытолкни из круга», «Бой в обруче»

    Ах, и удалые у нас молодцы в группе.

    Дети: Любили славяне и повеселиться. Были у них гусли, и гудок, и дудочки. Девицы как навьют венков из цветов полевых, да как пойдут в хоровод - все ими любуются. А о молодцах-богатырях шла добрая слава по белому свету, что не боятся они ни зверя лютого, ни гада ползучего.

    Воспитатель: Да всё то вы у меня помните, ничего не забыли. Молодцы! Ребята, давайте мы с вами вспомним и поиграем в русскую народную хороводную игру «Утица»

    Дети: Славяне были гостеприимным народом. Они гостей встречали-привечали. Когда к ним заходили странники, они приглашали их войти в избу, откушать угощения. Для гостей ничего не жалели. Что было в доме тем и угощали, и на дорогу давали.

    Воспитатель: Совершенно верно, ребята! А ещё славяне жили большой дружной семьёй - это и отец с матерью, и их дети, и дети их детей. Все земли Руси были поделены на княжества. И каждый князь имел дружину, и обязан был защищать свой народ от врагов. А народ почитал князя и слушался его.

    Врагов у славянского народа было предостаточно. Все они хотели завоевать земли славян, а их взять в полон. Одним из злейших врагов в то далёкое время был татаро-монгольских хан.

    (инсценировка «Авдотья-Рязаночка»)

    Ребёнок: Напали на славянское поселение татары. Были они небольшого роста, широкоплечие, коренастые, с большими бритыми головами, узкими раскосыми глазами. Жестокие они были: саблями рубили и детей малых, и девушек, и женщин, и стариков немощных, поджигали дома и в сёлах и городах - сжигали всё дотла.

    Всё вокруг горело. Стонала русская земля!

    Воспитатель: Вот так начинается история об Авдотьи-Рязаночке.

    Хвастал хан Батый:

    Как сожгу сперва я Русь,

    Так и к немцам доберусь.

    И со всей своей ордой -

    Налечу на них грозой.

    Ребёнок: Напал хан Батый на землю русскую, рязанскую. Много людей погубил, много в полон увёз. Ни одного не осталось в живых, и ушёл в степь раздольную. А где в это время была Авдотья-Рязаночка, теперь уже ни кто не знает и не скажет.

    Ребёнок: А когда вернулась она в сожжённый город свой, то горько зарыдала. Взяла она чистую одежду и пошла, искать своего мужа, сына да брата.

    Воспитатель: Среди убитых искала своих родных - не нашла. Среди сожжённых - не нашла своих близких. Догадалась Авдотья-Рязаночка, что взяли родных ей людей в полон враги лютые. Долго-ли, коротко-ли шла никто не знает. Прошла Авдотья-Рязаночка и звериные заставы - не тронули её звери, разбойничьи заставы прошла - не тронули её разбойники. Миновала все преграды. И, наконец предстала перед окаянным ханом Батыем.

    Хан Батый: Кто такая? Зачем пришла?

    Авдотья-Рязаночка: Авдотьей меня зовут - прозывают. Да уж не милости у тебя просить пришла я, а судить тебя. Зачем разорил мой дом, полонил сына, мужа да брата? Отдай их мне!

    Хан Батый: Что-ж, баба рязанская, ступай в мои обозы, ищи своих пленников.

    Воспитатель: Рванулась Авдотья, как птица, но остановил её хан.

    Хан Батый: Погоди! Сорви сначала цветок любой. Искать будешь покуда цветок не завянет. Не успеешь за то время найти, сама рабой моей станешь.

    Авдотья-Рязаночка: Горькая твоя милость, хан. Условие твоё принимаю. Но и ты своё слово держи!

    Воспитатель: Сорвала она жёлтый цветочек на длинной ножке. День ходит, другой ходит. А цветочек не то что завял, а ещё ярче стал, распустился, краше стал. Увидал хан цветок, удивился, глазам своим не поверил.

    Ребёнок: долго искала Авдотья-Рязаночка своих родных. Наконец-то их нашла, одела в чистые рубахи и к хану повела.

    Авдотья-Рязаночка: Вот хан родные мне люди. Отпусти их! Я выполнила твоё условие. Держи и ты своё слово.

    Хан Батый: Твоя взяла, уходи на Русь. Да только одного из них я отпущу. Выбирай, кого хочешь взять с собой?

    Воспитатель: Страшный выбор стал перед Авдотьей.

    Авдотья-Рязаночка: Не смотри на слёзы мои, а слушай рассуждения мои:

    Я молода и снова могу выйти замуж.

    Будет у меня муж, родится и сын - постоять за Русь.

    Но нет у меня матушки, нет у меня батюшки, значит, не будет никогда у меня брата.

    А без брата на Руси человеку нельзя быть.

    Без родной кровной родни не отстоять земли русской.

    Отпусти со мной брата, хан!

    Хан Батый: Удивила, ты меня баба русская! За твою мудрость отпускаю я с тобой и брата, и сына, и мужа. Ступай с моих глаз.

    Ребёнок: Давно это было, но и сейчас цветёт на Руси цветок по имени Бессмертник.

    Воспитатель: Долго ещё ползали и рыскали, как звери, по русской земле: то зелёной, то в золотом убранстве, то в заснеженных одеяниях. Не только татаро-монгольская орда досаждала нашим предкам. Были и другие враги, которые посягали на Русскую землю, на русский народ. Но были всегда на Руси герои-воины, которые защищали нашу землю от врагов.

    Девиз воинов-защитников был и будет вовеки веков: «Кто пришёл к нам с мечом, тот от меча и умрёт».

    А каких русских полководцев, вы, сможете вспомнить?

    Дети: Александр Невский - он сражался с немецкими, тевтонскими орденами; Дмитрий Донской; Суворов и Кутузов - они воевали с французским Наполеоном; Жуков, Рокоссовский - воевали с фашистскими захватчиками.

    Воспитатель: Да, не удалось никаким врагам поставить на колени русский народ. Напомните нам ещё раз девиз Александра Невского

    Дети: «Кто пришёл к нам с мечом, тот от меча и умрёт».

    Ребёнок:

    Слава! Слава! Родной Руси!

    Не скакать врагам по нашей земле,

    Не топтать их коням землю русскую,

    Не затмить им солнца красного

    Над Россией нашей!

    (В завершении занятия звучит гимн России. Дети слушают гимн стоя)

    Конспект занятия на тему: «Граница» в старшей группе

    Программные задачи:

    1. воспитание интереса и уважения к воинам;
    2. формирование представлений о службе пограничников;
    3. развитие словарного запаса детей, познавательного интереса.

    Активизация словаря: Пограничник, часовой, застава, граница.

    Предварительная работа: Рассматривание физической карты мира с обозначенными границами Российской Федерации.

    Ход занятия

    Дети прослушивают музыкальную композицию «У высоких берегов Амура».

    Воспитатель: Ребята, на нашем сегодняшнем занятии речь пойдет о солдатах охраняющих рубежи нашей Родины, о пограничниках (часовых). Послушайте стихотворение А. Барто «На заставе», а потом мы о нем поговорим.

    • Как называется стихотворение, о ком и о чем оно?
    • Что такое застава?
    • Как в стихотворении говорится о заставе?
    • Кто такие пограничники?
    • Кто прибежал к пограничникам? (мальчик)
    • Что мальчик рассказал пограничникам?
    • Как об этом говорится в стихотворении? (дети вспоминают строки из стихотворения)
    • Чем окончилась тревога на заставе?
    • Вспомните, что сказал начальник мальчику?

    (Воспитатель читает стихотворение еще раз, дети по желанию повторяют его за ним.)

    Воспитатель: Теперь посмотрите на эту картину, как вы думаете, как она может называться? (дети предлагают свои варианты)

    Воспитатель: Называется она «Пограничник», а написал ее художник Б.Окороков. Я предлагаю вам составить небольшой рассказ по этой картине (вызываются 2-3 детей для составления рассказа).

    Воспитатель: Молодцы, все сегодня хорошо поработали, узнали много нового и интересного: пограничники - это солдаты, охраняющие рубежи нашей Родины, покой и сон простых людей. Служба пограничников интересна, тяжела и очень ответственна, все пограничники смелые, отважные, находчивые, выносливые бойцы и я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к стихотворению «На заставе». (Рисование можно провести в свободное от занятий время)

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Беседа

    «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой»

    Дети, мы с вами уже говорили, как можно поздороваться с другим человеком. Существует много волшебных слов, которые помогают нам общаться, поднимают настроение. Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться с просьбой.

    Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать? Как вы думаете?

    Обязательно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «пожалуйста». Давайте попробуем:

    «Дима, дай мне, пожалуйста, игрушку».

    «Лена, если тебе не трудно, помоги мне сложить книги».

    «Наташа, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник».

    А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как найти магазин...

    Как вы думаете? Можно сказать так:

    Будьте добры.

    Будьте любезны.

    Если Вас не затруднит.

    Помогите мне, пожалуйста.

    Окажите мне услугу.

    Проиграть варианты по ситуациям.

    А если вам нужно обратиться к воспитателю, маме или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем-нибудь?

    «Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться?»

    «Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?»

    Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами.

    Беседа

    «Как можно узнать настроение человека?»

    У меня сегодня плохое настроение. А у вас? Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются?

    Почему бывает так грустно?

    Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь?

    А если у твоего друга, мамы плохое настроение, как это заметишь?

    Каким бывает лицо у такого человека?

    Как вы можете поднять настроение?

    Как можно спросить о причине плохого настроения?

    Если человеку просто хочется побыть одному?

    Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает?

    Как погода действует на настроение человека?

    Если в доме гости, все веселые, праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?

    Давайте возьмем, друг друга за руки и заглянем, друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.

    Можно предложить детям фотографии, вырезки из газет, иллюстрации и попросить определить настроение персонажей, определить причину. Объяснить детям, как важно уметь определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным. Можно предложить схематическое изображение лиц, изображающих разное настроение. Определить, объяснить почему. Предложить детям каждый день, когда они здороваются, обязательно посмотреть в глаза другому.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Игра - эстафета: «Добрые слова»

    Дети делятся на две команды по очереди подбегают к воспитателю и говорят вежливое или доброе слово. Чья команда назовет больше добрых слов, та и выиграла.

    Стихотворение «Все мы дружные ребята…»

    Все мы дружные ребята.

    Мы ребята-дошколята.

    Никого не обижаем.

    Как заботиться, мы знаем.

    Никого в беде не бросим.

    Не отнимем, а попросим.

    Пусть всем будет хорошо,

    Будет радостно, светло

    М. Игнатьева

    You have no rights to post comments

    карточка-1

    Зачем говорят «здравствуй»?

    Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

    карточка-2

    «Мои добрые поступки»

    Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

    карточка-3

    «Что такое доброта»

    Цель : Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

    карточка-4

    «Спешите делать добро»

    Цель : Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

    карточка-5

    «Если добрый ты…»

    Цель : Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

    карточка-6

    «Вежливые слова»

    Цель : Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

    карточка-7

    «Нечаянно и нарочно»

    Цель: развивать нравственные чувства – сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

    карточка-8

    «Учимся прощать своих друзей»

    Цель : развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».

    карточка-9

    «Почему бывают драки?»

    Цель : формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

    карточка-10

    «Фантазеры и лгунишки»

    Цель : развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

    карточка-11

    «Давай помиримся»

    Цель : развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

    карточка-12

    «Хороший друг познается в беде»

    Цель : формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

    карточка-13

    «Как вести себя во время разговора»

    Цель : познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

    (Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует что-либо кушать или жевать. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).

    карточка-14

    «Добрый – злой»

    Цель : Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

    Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

    карточка-15

    «Правдивость»

    Цель : Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

    карточка-16

    «Каким должен быть друг»

    Цель : Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

    карточка-17

    «Будь опрятным и аккуратным»

    Цель : Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

    карточка-18

    «Правда – неправда»

    Цель : Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

    карточка-19

    «Доброжелательность»

    Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).

    карточка-20

    «Игры без ссор»

    Цель : Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего.

    карточка-21

    «Вежливость»

    Цель : Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

    карточка-22

    «Бережливость»

    Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

    карточка-23

    «Взаимопомощь»

    Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

    карточка-24

    «Стремление помочь»

    Цель : Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.

    карточка-25

    «Щедрость и жадность»

    Цель : Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

    карточка-26

    «Почему нужно уметь уступать»

    Цель : учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

    карточка-27

    «Ступеньки доброты»

    Цель : на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

    карточка-28

    «Лучше добрым быть»

    Цель : Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.

    Татьяна Скороходова
    Перспективный план по нравственному воспитанию в старшей группе

    Перспективный план по нравственному воспитанию в старшей группе .

    Сентябрь.

    ООД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о выполнении

    1. ООД Тема : «Золотая осень»

    (форма проведения - целевая прогулка) . Задачи : формировать у детей интерес и любовь к родной природе, бережное отношение к ней, учить любоваться красотой осенних деревьев. Воспитывать умение наблюдать явление природы и устанавливать простейшие связи между ними. Обогащать активный словарь детей прилагательными : кленовый, берёзовый, рябиновый, липовый.

    Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 28

    Игра - упражнение

    «Не промочи ноги»

    Цель : дать детям возможность проявить взаимопомощь Познакомить с пословицами о дружбе : «Там где дружат - живут не тужат» .

    Друг за дружку держаться – ничего не бояться». Индивидуальная работа с детьми : «Составление рассказов «Мой лучший друг» . Проведено

    Моментов. Тема : «Панорама добрых дел» . Задачи : закрепить умение отличать добрые, хорошие поступки от плохих; воспитывать умение сочувствовать и сопереживать всему живому, познакомить с плакатом, как жанром изобразительного искусства.

    Д/ и «Волшебные картинки» . Цель учить детей оценивать картинки и находить среди них изображение с добрыми поступками, уточнить понятия «чуткий» , «отзывчивый» . Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» . Беседа по вопросам.

    Индивидуальная беседа с детьми в вечерние часы о добрых делах, которые они могут делать в детском саду Проведено

    3. ООД «Экскурсия к остановке транспорта» . Задачи : закрепить знания правил дорожного движения, умение вести себя в дорожно-транспортной ситуации на остановке; воспитывать честность , достоинство. (Интернет ресурсы)

    Предложить ситуацию для обсуждения» Что бы ты сделал, если бы увидел, что старенькая бабушка не может перейти дорогу». Игра «лучший пешеход» Чтение рассказа И. Серякова «Ученый дружок» .

    Закрепить с детьми правила поведения в общественных местах : «Бывая в кино, музее, помни, что ты здесь не один. Веди себя так, чтобы не мешать другим». Проведено

    выполнении.

    1. ООД Тема :

    «Родной город» . Задачи : расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения родного города, воспитывать патриотические чувства к своей малой родине. Просмотр видеофильма «Жердевка любимая» .

    Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 53 Наблюдение на тему : «Слушаем звуки улицы» . Задачи. Развивать у детей умение видеть окружающую красоту - голоса птиц, людей, шум машин и т. д. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

    Чтение стихотворений об осени местных поэтов. (Краснов В. А., Волчихин М. В)

    Задачи. Знакомство с народными приметами об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды. Проведение дидактических игр : «Когда это бывает» , «С какого дерева листок» , «Что нам осень принесла» . Проведено

    2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Тема : «История о том, что такое хорошо и что такое плохо» .

    Задачи : способствовать развитию нравственных чувств , высших душевных качеств, нравственно -ценностного миропонимания. Предложить ситуацию :

    «Представьте себе, что вы идете по улице и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Как поступить? Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» . Вопрос для обсуждения : «Почему автор говорит «С ним случилось самое страшное?» Вечером побеседовать с детьми о том, как они понимают правило

    «Уважай взрослых в детском саду и дома» . Привести примеры добрых дел, по которым можно судить об уважении детей к взрослым. Проведено

    3. ООД Тема : КВН по ОБЖ «Лучший пешеход» Задачи : закрепить некоторые правила дорожного движения; уточнить представления о дороге, тротуаре, пешеходном переходе, дорожных знаках. Воспитывать дружеские взаимоотношения. (Интернет ресурсы) Д/ и «Дорожные знаки» .

    Закрепить обозначение некоторых дорожных знаков. Чтение стихотворения В. Семернина»Запрещается – разрешается». Составление загадок о знаках и правилах дорожного движения. Проведено

    ООД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

    выполнении.

    1. Развлечение «Осеннее кафе» Задачи : развивать навыки межличностного общения между детьми и взрослыми, педагогики сотрудничества через восприятие красоты русской природы. Игра - шутка : «В лес мы осенью пойдем» Чтение сказки Ш. Перро

    «Красная шапочка» . Инсценировка «Полезные советы» . Проведено

    2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Тема : «Собака - верный друг человека» . Задачи : расширять представления детей о роли собаки в жизни человека; развивать чувство ответственности за жизнь домашних животных; побуждать проявление сочувствия к животным, попавшим в беду. Игровое упражнение : «Собака поводырь» . Цель : расширять знания детей о том, какую роль играют животные для слепых людей, воспитывать умение заботиться о своем друге. Чтение рассказа

    В. Сухомлинского

    «Старый пес » .

    Беседа по сказкам :

    «Зайкина избушка» ,

    «Краденое солнце» .

    Когда герои этих сказок переживали горе? Как они справились с ним?

    Проведено

    3. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Тема : «Птица счастья» . Задачи : формировать у детей представление о правах человека; познакомить с нравственными нормами и правилами ; учить детей соотносить права и обязанности. Познакомить с собственными правами на отдых, на образование, на имя, на любовь. Игра «Все будет хорошо»

    Цель : закрепить знания о своих правах, уважать других. Рассказывание сказки в обработке Л. Н. Толстого «Хаврошечка» . Беседа о том, имела ли права Хаврошечка? Как с ней поступили? Вечер пословиц и поговорок о дружбе и товариществе. Проведено

    ООД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

    выполнении.

    1. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : «Моя семья» . Задачи : воспитывать уважение к членам семьи; рассказывать, что члены семьи имеют разные вкусы и увлечения. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» . Чтения С. Маршака

    «Старушка » .

    Вопросы по произведению. Рисование «Моя семья» . Проведено

    2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : «Почему грустит котенок» .

    Задачи : продолжать учить различать эмоциональные переживания на примере животных; поощрять стремление детей проявлять заботу о домашних животны; развивать потребность в общении с представителями животного мира. Сопереживать им. Проявлять доброту. Чуткость. Упражнение – дискуссия «Почему грустит котенок» .

    Упражнение – релаксация «Чудесный сон котенка» . Чтение Л. Толстого «Котенок» . Загадывание загадок о животных. Рисование «Кошкин дом, предлагается нарисовать для котика такой дом, в котором ему было бы уютно и радостно жить. Проведено

    «Рожденные звезды» . Задачи : испытать радость общения со сверстниками, взрослыми, чувство единства и доверия друг к другу. (Интернет ресурсы) Пальчиковая гимнастика «Семья» . Рассказы Н. Носова «Мишкина каша» , «Фантазеры» . Игра «Отдам тебе то. Что есть у меня» . Цель : создание положительного эмоционального настроения. Проведено

    выполнении.

    1. ООД Тема : «Учимся вежливости» . Задачи : продолжать учит детей быть внимательными друг к другу, по разному выражать добрые чувства. Закрепить некоторые важные правила поведения в коллективе, о необходимости соблюдать их. (Интернет ресурсы) Д/ и «Дошколята- вежливые ребята» . Цель : закрепить правила вежливости. Вспомнить с детьми произведения, их авторов, в которых говориться о вежливости. Индивидуальная работа по развитию речи : составление рассказов из личного опыта на тему : «Как дети выручали из беды товарища» . Проведено

    2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Беседа об отношении к младшим. Задачи : выработать совместно с детьми правила, которые будут способствовать тому, чтобы общение протекало без ссор и конфликтов. Предложить сюжетные картинки для обсуждения. Чтение произведения З. Александровой

    «Мальчик потерялся» . Изготовление атрибутов к игре «Магазин» для детей младшей группы . Закрепить правило : «Заботиться о малышах дома и в детском саду» Проведено

    Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

    выполнении.

    1. ООД Тема : «В плену у королевы Грубости» . Задачи : формировать элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках; умение правильно оценивать себя и других; закрепить правила поведения в общественных местах. (Интернет ресурсы) Д/и «Оцени поступок» .

    Цель : учить детей давать оценку поступку, изображенному на картинке. Пословицы и поговорки для заучивания с детьми :

    «Ласковое слово и кошке приятно» , «Доброе слово лечит, а злое колечит» , «Плохое слово, что грязная вода» , «Вежливости открываются все двери» , «Ласковым словом и мед растопишь» . Индивидуальные беседы с детьми : «Тебя пригласили в гости» Проведено

    2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Беседа о храбрости и трусости. Задачи : дать представление о данных понятиях; воспитывать желание быть храбрым. П/ и «Пожарные на ученье» . Чтение произведений :

    И. Бутлина «Трус» ,

    Э. Шима «Не смей» .

    Про кого говорят : «Мал да удал» , «Мал золотник, да дорог» . Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» . Проведено

    3. ООД «День защитника Отечества» . Задачи : формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии. Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 65 С/ р игра «Верные друзья – пограничники» .. Чтение З. Александрова «Дозор» Разучивание стихов, посвященных защитникам Отечества. Конструирование из бумаги «Подарков для пап и дедушек» . Проведено

    Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

    выполнении.

    1. ООД «Мама-первое слово» . Задачи : формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека, побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно- нравственные чувства .

    Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 65

    Д/игры «Назови маму ласково» , «Доскажи словечко» . Разучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» . Оформление рисунков детей «Моя милая мамочка» . Проведено

    2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Беседа «Отношение к старшим » .

    Задачи : расширять знания детей по отношению к старшим людям воспитывать уважительное отношение и побуждать к проявлению сочувствия. Игра «Хорошо-плохо»

    (хорошо, что у вас есть больная бабушка?

    А чем плохо) Чтение рассказа Л. Толстого «Старый дед и внучек » . Выяснить, как понимают дети слова :»Как аукнется, так и откликнется» (если затрудняются – объяснить) Заучивание стихотворения Г. Виеру» Мамин день» Проведено

    3. ООД Тема : «День рождения Мальвины» .

    Задачи : закрепить с детьми правила этикета; продолжать культурно вести себя за столом, сервировать стол; быть добрыми и приветливыми. (Интернет ресурсы) Сюжетно – ролевая игра «Семья.

    Цель : продолжать учить детей договариваться между собой; закреплять умение правильно сервировать стол. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Инсценировка с музыкальным сопровождением «К нам гости пришли» , муз. А. Александрова. Во время завтрака закрепить правила культуры еды «Не разговаривай с полным ртом, старайся есть беззвучно ». «Когда ешь, не откусывай сразу большой кусок – это не красиво» . Проведено

    Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

    выполнении.

    1. ООД «Жаворонки» Задачи : средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой родной природы весной, познакомить с фольклорными образцами народного творчества : песнями, танцами, народными традициями встречи весны (Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова) «Мы живём в России» ст. 74 Игра – загадка

    «Найди ошибку» . Цель : закрепить умение находить ошибки в поведении детей. Чтение отрывка А. Плешакова «Знать и беречь» . Разучивание хоровода «Добрый жук» .

    Песня «Если добрый ты» (муз. Савельева) . Рисование «В окно повеяло весною» . Проведено

    2. ООД Тема : «Не мучайте животных» .

    Задачи : учить различать понятия – «играть» и «мучить» , развивать чувство сострадания. Сопереживания представителям животного мира; формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу. (Интернет ресурсы) Ролевая гимнастика (детям предлагается показать как больно жуку, у которого отрывают крылья;

    как весело летает жук; греется на солнышке и т. п).

    П/и «Жук – жучище» Чтение рассказа Э. Ширма «Жук на ниточке» Аппликация

    «Праздничный наряд для божьей коровки» . Проведено

    3. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов : Тема : «Наша дружная семья» . Задачи : продолжать воспитывать доброе , заботливое отношение к своей семье самым близким людям. (Интернет ресурсы) Упражнение «Закончи предложение : папа рассердился, потому что я.» ,

    «Когда я вижу, что мама огорчилась, то.» Чтение рассказа Т. Горской «Колин папа» . Беседа «Чему нас учат герои этого рассказа?» Познакомить с пословицей : «Скромность красит человека» . Рассматривание с детьми семейных альбомов, с целью воспитания любви к своим близким. Проведено

    Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, наблюдение, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

    выполнении.

    1. ООД Занятие - ««Жердевка наша – колыбель героев» . Задачи : воспитывать патриотические чувства, побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших Игра соотечественников во время Великой Отечественной войны.

    Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живём в России» ст. 84 Экскурсия к Вечному огню и возложение цветов к мемориалу воинов, погибших в годы ВОВ. Разучивание и чтение стихов «Ночной таран» Алексеева, «Советский солдат» Твардовского, «День Победы» Михалкова. Экскурсия в ДДТ, посещение мини – музея (выставка, посвященная пионерам – героям) .

    Рассматривание иллюстраций – «Воин – освободитель» . Проведено

    2. ООД Тема : «Поищем и найдем волшебные слова» . Задачи : развивать у детей умение вежливо обращаться друг с другом и с окружающими; познакомить с тем. Как можно воздействовать на чувства поведение людей. (Интернет ресурсы) Игра «Давайте говорить друг другу комплементы» . Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» . Обсуждение. Музыкальное развлечение «Добро и зло в русских народных сказках» . Проведено

    марина баранова
    Перспективный план работы с родителями по социально-нравственному воспитанию в старшей группе

    Социально-нравственное воспитание детей .

    Социально-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс вхождения ребёнка в социальную среду , когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребёнка.

    Формирование нравственных качеств - это длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов . Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Взрослый должен помочь ребёнку увидеть нравственную ситуацию. Подражательная способность детей помогает взрослому научить их различать плохое и хорошее.

    Нравственные поступки - всегда осознанный выбор каждого.

    В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт поведения, ориентируясь на слова "так нужно", "так нельзя".

    Целью привития ребенку основ нравственного поведения в первую очередь является стремление адаптировать малыша к социуму , воспитать понимание основ правильного поведения, помочь наладить контакт со сверстниками. В дошкольном возрасте малыши стремятся развивать свои личностные качества, чувства и способы восприятия окружающей действительности. Поэтому поведение членов семьи ребенка (в особенности – родителей ) становиться тем фундаментом будущего мироощущения, которое впоследствии выльется моральными качествами и чертами характера личности. Особенно важно, чтобы семейное социально нравственное воспитание дошкольников проходило в едином комплексе с основами поведения, прививаемыми в воспитательных группах или других детских коллективах. Так, навыки вежливого общения, умения делиться своими игрушками, желание помогать старшим должно в первую очередь исходить от родителей и закрепляться педагогическими поучениями воспитателей детского сада .

    Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания . То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем , что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

    Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания .

    Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

    И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей , сколько может сделать семья.

    В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка . Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально -психологические факторы, имеющие воспитательное значение .

    Семья- это первичный социум , который даёт ребёнку психологическую защищённость, эмоциональный комфорт, поддержку. В каждой семье складываются особенные взаимоотношения между всеми членами семьи. Ребёнок черпает определённый багаж опыта от общения со всеми близкими родственниками.

    Поэтому самым приоритентным является установление контакта с родителями дошкольника .

    Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы с родителями по социально-нравственному воспитанию детей в старшей группе .

    Перспективное планирование работы с родителями по социально-нравственному воспитанию детей в старшей группе .

    Месяц Задачи Форма работы Темы

    Сентябрь Знакомить с взаимоотношениями взрослых и детей. Дать родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей , посмотреть по-новому на использование наказаний, пересмотреть их. Консультация.

    Тест для родителей .

    Круглый стол с родителями . «Стиль воспитания ребёнка в семье » .

    «О наказаниях детей» .

    Октябрь Воспитывать бережное отношение к чужим вещам. Обогащение представлений о себе и взрослых.

    Учить детей заботиться о своём здоровье. Воспитывать потребность в организации правильного образа жизни. Лекция.

    Тематическая консультация. «Воспитание у детей бережного отношения к личным и общественным вещам.

    «Здоровые родители -здоровые дети » .

    Ноябрь Дать детям представления о родственных связях. Поддерживать чувство любви и уважения к членам семьи. Воспитывать чувство гордости за свою семью. Консультация + презентация «Как составить своё генеалогическое древо» .

    Декабрь Расширять представления детей о семейных традициях. Поддерживать уважение к семейным традициям. Воспитывать чувство гордости за свою семью. Круглый стол.

    Тематическая выставка «Традиции семьи» (как наша семья встречает Новый год) .

    «Праздники и развлечения в детском саду»

    Январь Воспитывать чувство гордости за свою Родину , свой город.

    Воспитывать уважение к прошлому , чтить память погибших.

    Расширение представлений о пользе и вреде компьютерных игр. Оформление информационного стенда.

    Выставка на тему (рисунки детей)

    родителей «Подвиг наших предков»

    «Война глазами детей»

    «Компьютер и детская психология»

    Февраль Формирование у детей правильных представлений. Воспитывать чувство уважения к своей Родине . Вызвать интерес к традициям города и людям, прославившим его. Тематическая консультация «Как воспитать патриота и гражданина»

    Март Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, учить проявлять заботу о близких. Воспитывать желание заботиться о близких, о правилах безопасного поведения.

    Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости. Развивать умение проявлять заботу о пожилых людях, малышах, понимать их эмоциональное состояние по мимике, жестам, оказывать им помощь, успокаивать. Выставка литературы

    Дистанционная консультация для родителей Подборка книг :

    В. Драгунский «Сестра моя Ксения» ; В. Осеева «Хорошее» ; Е. Благинина «Посидим в тишине» ; Р. Н. сказка»Гуси – лебеди»; «Два жадных медвежонка» ;

    «Как воспитать отзывчивого ребёнка в этом неспокойном мире».

    Апрель Продолжать знакомить детей с достопримечательностями своего города, его историческим прошлым. Воспитывать уважение и бережное отношение к родному краю.

    Раскрыть детям нравственный смысл поступков людей, сравнить свои предпочтения и оценки с мнением окружающих, лучше понимать друг друга и самих себя. Закрепить понятие о доброте, порядочности, милосердии и тд. Фотовыставка

    Составление с детьми рассказов о … «Самое красивое место в нашем городе» .

    Пусть добро навеки побеждает зло.

    Май Закрепить с детьми навыки вежливого обращения, осваивая новые формулы вежливости. Познакомить с социальными нормами и правилами , приобрести навыки культурного поведения. Вызвать желание быть вежливыми.

    Вызвать желание узнать о членах своей семьи, их занятиях, интересах. Дать знания об особенностях развития данного возраста. Объяснить необходимость учитывать в воспитании характерные для этого возраста особенности. Учить понимать эмоциональное состояние окружающих и учитывать это в общении. Выставка детских рисунков по сказке

    Анкетирование «Волшебное слово «здравствуйте»

    «Хорошо ли я знаю своего ребёнка?»



    Похожие статьи