• Беседа в старшей группе на тему "вежливые слова". Беседа о вежливости для детей подготовительной к школе группы

    10.05.2019

    Конспект развивающего занятия

    в подготовительной группе

    по теме «Путешествие в Страну Вежливости»

    Педагог-психолог:

    Понтелеева В.В.

    Цели:

    1. Познакомить детей с общественным этикетом, воспитывать у детей нравственные качества и чувства, формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения.
    2. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.
    3. Развивать самосознание и навыки саморегуляции.

    Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

    Оборудование: дерево добра, дворцовые ворота, д/и «Добрые дела», д/и «Цветик – семицветик», клубок ниток.

    Предварительная работа: беседа «Ежели вы вежливы…», «Наши добрые дела», чтение х/л: О. Дриз «Добрые дела», В. Осеева «Волшебное слово», С. Маршак «Урок вежливости», д/и и упражнения «Вежливый ручеёк», «У меня зазвонил телефон», «Кто кому уступит место», рассматривание картин, иллюстраций.

    Ход занятия.

    Игра-приветствие «Клубочек имен».

    - Ребята, у меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему соседу слева, а сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает клубочек и держит за ниточку, пока он не вернется ко мне обратно. Передавая клубочек, своего соседа надо приветствовать, называя его по имени.

    - Ребята, вы хотите отправиться со мной в путешествие? Сегодня мы отправимся с вами в Страну Вежливости, но попасть в нее не так-то просто. Путь нам будет открыт, если вы вспомните «волшебные» вежливые слова, которые спрятаны в стихотворных строка, найдите и назовите их.

    ü Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться…(доброе утро)

    ü Растает даже ледяная глыба от слова теплого…(спасибо)

    ü Из вежливости, а не из жалости почаще говори…(пожалуйста)

    ü Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)

    ü Если больше есть не в силах, скажем мамам мы…(спасибо)

    ü И во Франции, и в Дании на прощание говорят…(до свидания)

    Молодцы, ребята! Вот мы и попали в Страну Вежливости.

    А у дворцовых у ворот

    Дерево добра растет.

    Налетел тут ветер вдруг

    Закружил листву вокруг.

    Стало дерево скучать,

    Людей добрых поджидать.

    Вы, ребята, приходите,

    Листочки дереву верните.

    Игра «Добрые дела».

    - Ребята, давайте поиграем в игру «Добрые дела». Посмотрите на картинки и найдите те, на которых изображены добрые дела. Расскажите о них и верните эти листочки дереву. (Рассказы детей о добрых делах)

    Какое доброе дерево у нас получилось! Молодцы!

    Проблемная ситуация «Помоги Петрушке».

    Ой, ребята, я забыла вам передать привет от нашего хорошего знакомого Петрушки. Он позвонил мне и был очень огорчен. Хотите узнать почему? Тогда присаживайтесь и послушайте, что с ним произошло! Он хотел путешествовать с нами по Стране Вежливости, а добраться до нас не смог.

    Петрушка со своими друзьями дождались автобуса, на котором они должны были приехать к нам. Петрушка хотел пропустить выходящих из автобуса, как тут Пёс – Барбос всех растолкал, наступил нашему Петрушке на ногу и закричал:

    Дайте пройти, столпились тут! Я сяду вперед старого Гнома.

    Эй, Пёс – Барбос, привет! – слышалось с другого конца автобуса – Ты заплатил за проезд?

    Я, нет! Хи-хи-хи…

    Петрушка, старый Гном и другие пассажиры зашли в автобус, оплатили проезд, а Пёс – Барбос с другом так и продолжали громко разговаривать, смеяться и не замечали вокруг себя никого. И тогда старый Гном сказал…

    Ребята, как выдумаете, что сказал старый гном? (Ответы детей.)

    (Перед тем как войти в дверь, надо сначала пропустить тех, кто выходит;

    надо уступать место пожилым людям; нельзя бегать по автобусу, надо держаться за поручни; в транспорте надо разговаривать тихо.)

    ИГРА «ПРАВИЛЬНО – НЕПРАВИЛЬНО»

    - Ребята,а теперь давайте поиграем и вспомним, как нужно поступать, чтобы быть вежливым. Я буду называть действия. Если так можно поступать культурному человеку, вы хлопаете руками, а если нельзя – топаете ногами:

    ü Мыть руки

    ü Обижать друзей, родителей, животных

    ü Чавкать за столом

    ü Надевать грязную одежду

    ü Есть руками

    ü Уступать место пожилым людям

    ü Не подстригать ногти

    ü Приходить в гости без приглашения

    ü Здороваться

    ü Носить носовой платок

    ü Бегать по автобусу

    ü Брать без спроса чужие вещи

    ü Умываться только вечером

    ü Смеяться над другом

    ü Чистить зубы

    ü В общественных местах разговаривать тихо

    ü Не подстригаться

    ü Помогать пожилым людям

    ü Приходить вовремя на спектакль

    ü Быть вежливым

    ü Ссориться.

    Ребята, а вы когда – нибудь ссорились со своими друзьями? Давайте посмотрим, как это бывает?

    Инсценировка проблемной ситуации А. Кузнецовой «Поссорились».

    1 реб. Мы поссорились с подругой

    И уселись по углам.

    2 реб. Очень скучно друг без друга,

    Помириться нужно нам.

    1 реб. Я ее не обижала,

    Только мишку подержала,

    2 реб. Только с мишкой убежала

    И сказала: «Не отдам!»

    Ребята, как же могут помириться девочки? (Ответы детей)

    1 реб. Дам ей мишку, извинюсь,

    2 реб. Дам ей мячик, дам трамвай,

    И скажу: « Играть давай!»

    Молодцы, ребята! А знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса? Слово может рассмешить, огорчить или обидеть человека. Когда человек огорчен или обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Предлагаю вам проверить, можете ли вы быть вежливыми каждый день и поддержать добрым словом своих близких. Я расскажу вам начало истории, а вы расскажите нам, как бы вы поступили дальше.

    1. Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера…Что сделала Вера? Почему?
    1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила…Что ответила Маша? Почему?
    1. Таня и Оля играли в «дочки – матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала…Что сказала Таня? Почему?
    1. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил…Что ответил Коля? Почему?
    1. Саша гулял около дома. Вдруг увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша…Что сделал Саша? Почему?

    Ребята, а какими добрыми поступками вы можете порадовать своих близких и друзей? (Ответы детей.)

    Ребята, а вы помните сказку Валентина Катаева «Цветик – семицветик»?

    Какой добрый поступок совершила девочка Женя? (Ответы детей.) Давайте и мы с вами составим цветик – семицветик, который будет помогать нам совершать хорошие поступки. Каждая пословица о вежливости добавит цветку 1 лепесток.

    Игра «Цветик – семицветик»

    1. Вежливости открываются все двери.

    2. Доброе слово лечит, а злое калечит.

    3. Ласковым словом и мёд растопишь.

    4. Про доброе дело говори смело.

    5. Не одежда красит человека, а добрые дела.

    6. Добрые слова дороже богатства.

    7. Сумел провиниться, сумей и повиниться.

    Ребята, этот цветик – семицветик мы повесим в группе, чтобы он напоминал вам о том, что нужно быть всегда вежливыми и совершать хорошие поступки.

    Ольга Ярова
    Занятие по этикету в старшей группе «Путешествие по острову Вежливости».

    Занятие по этикету в старшей группе «Путешествие по острову Вежливости » .

    Цели :

    Воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться .

    Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой.

    Систематизировать правила доброго, вежливого поведения . Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

    Ход ЗАНЯТИЯ:

    Ребята, вы любите путешествовать ?

    Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие по острову Вежливости и проверим , насколько вы вежливы и воспитаны . Вас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, вы без труда справитесь.

    Прежде чем отправиться в путешествие вы должны решить , что возьмете с собой. ЧЕСТНОСТЬ, ДРУЖБА, ВЗАИМОВЫРУЧКА, ВЕЖЛИВОСТЬ . ДОБРОТА. НЕВОСПИТАННОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ТРУСОСТЬ.

    Итак, в путь. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте, что мы плывем на большом корабле.

    Как весело, как весело

    Отправиться с друзьями.

    И в это путешествие

    Гостей зовем мы с нами!

    А вот и наша первая остановка «Добрые слова» . Посмотрим, какие задания нас здесь ожидают.

    1. Ответьте на вопросы :

    1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день) . Кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.

    2. Что вы говорите, когда уходите? (До свидания, пока, до скорой встречи) .

    3. Какие вежливые слова еще вы знаете ? (Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю)

    4. В каких случаях нужно говорить «спасибо» ?

    5. Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста» ? (В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь) .

    6. Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

    Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым голосом или слово

    расходиться с делом).

    Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо , с улыбкой.

    2. Стихотворения про вежливые слова .

    Здравствуйте.

    Здравствуйте! –

    Ты скажешь человеку.

    Здравствуйте, -

    Улыбнётся он в ответ.

    И, наверно, не пойдёт в аптеку

    И здоровым будет много лет.

    Добрый день.

    Добрый день! - тебе сказали,

    Добрый день! - ответил ты.

    Как две ниточки связали -

    Теплоты и доброты.

    За что мы говорим «Спасибо» ?

    За все, что делают для нас.

    И мы припомнить не смогли бы,

    Кому сказали сколько раз.

    3. Игра «Вежливая просьба » .

    Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста» . Кто ошибается – выбывает из игры.

    4. ЗАГАДКИ :

    Встретив зайку, ёж-сосед

    Говорит ему : «…» (Привет)

    А его сосед ушастый

    Отвечает : «Ёжик, …» (Здравствуй)

    К Осьминожке Камбала

    В понедельник заплыла,

    А во вторник на прощанье

    Ей сказала : «…» (До свиданья)

    Неуклюжий песик Костик

    Мышке наступил на хвостик.

    Поругались бы они,

    Но сказал он «…» (Извини)

    Трясогузка с бережка

    Уронила червяка,

    И за угощенье рыба

    Ей пробулькала : «…» (Спасибо)

    Говорит Лиса Матрёна :

    «Отдавай мне сыр, ворона!

    Сыр большой, а ты мала!

    Всем скажу, что не дала!»

    Ты, Лиса, не жалуйся,

    А скажи : «…» (Пожалуйста)

    Из болота крокодил

    Дольше всех не выходил.

    Члены жабьего совета

    Дали приз ему за это –

    Наградили попугаем

    И кричали : «…» (Поздравляем)

    Бык ромашек накосил

    И барана пригласил.

    Тот один съел угощенье,

    Но сказал : «…» (Прошу прощенья)

    Олениху в два часа

    Навестить пришла лиса.

    Оленята и олень

    Ей сказали : «…» (Добрый день)

    На закате мотылёк

    Залетел на огонек.

    Мы, конечно, рады встрече.

    Скажем гостю : «…» (Добрый вечер)

    Катя пупсика Игнатку

    Уложила спать в кроватку –

    Больше он играть не хочет,

    Говорит : «…» (Спокойной ночи)

    Девочка Рита возле дорожки

    Стол накрывает собаке и кошке.

    Плошки расставив, скажет им Рита

    «Ешьте! Приятного вам …» (аппетита)

    2 остановка «Верные друзья» .

    А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? (МУЗЫКА) Он самый добрый и вежливый . Его любимая фраза : «Ребята, давайте жить дружно!» (ответы детей)

    Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо .

    1. Сценки : «Мальчик оказывает любезные услуги девочке» .

    Для этого распределим роли.

    Мальчик подходит вместе с девочкой к двери. Пропускает ее вперед.

    Мальчик уступает в автобусе место девочке.

    Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

    Мальчик делает комплимент девочке.

    Мальчик знакомится с девочкой.

    Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них, или вежливо отказаться , сказав спасибо.

    Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться.

    2. Игра : «Веселые да-нетки» .

    Я буду называть вам ситуации, а вы молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним.

    Никогда не делись игрушкой с другом.

    Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

    Не старайся всегда быть первым .

    Злись и завидуй, когда проигрываешь.

    Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно .

    Никогда не уступай, спорь по пустякам.

    Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

    Умей принять помощь, совет и замечание друга.

    Если друг попал в беду, не помогай ему.

    Решай споры словами, а не кулаками.

    А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда :

    Никогда не груби своим товарищам.

    Не называй обидными словами.

    Не давай прозвищ.

    Не толкайся и не дерись.

    3. Физкультминутка «Быстро встаньте» .

    Быстро встаньте, улыбнитесь,

    Выше, выше подтянитесь.

    Ну-ка, плечи распрямите,

    Поднимите, опустите.

    Влево, вправо повернулись,

    Рук коленями коснулись.

    Сели, встали, сели, встали

    И на месте побежали.

    3 остановка «Хорошие поступки» .

    Что такое быть добрым?

    Доброта – вещь удивительная.

    Быть легче добрым или злым?

    Наверно, легче злым.

    Быть добрым – значит отдавать

    Тепло свое другим.

    Быть добрым – значит понимать

    И близких и чужих

    И радости порой не знать,

    Заботясь о других.

    Конечно, доброму трудней,

    И все же посмотри :

    Как много у него друзей!

    А злой всегда – один…

    1. Задание «Опиши поступок» . Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков.

    Дети рассматривают картинки, обсуждают их содержание.

    По какому пути мы пойдем? По дороге хороших или плохих поступков?

    Почему мы пойдем по дороге хороших поступков?

    Хорошие, добрые поступки могут быть большими и малыми, а могут быть

    повседневными.

    Какие хорошие поступки вы совершали?

    Выбирается один ведущий, которому завязывают глаза. Дети поочереди называют вежливые слова , а ведущий должен угадать, кто сказал веждивое слово. Через два-три слова ведущий меняется.

    Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость .

    Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу чаще!

    Вы выполнили все задания. А теперь пора возвращаться.

    Раз, два, покружись,

    В своей группе очутись !

    Вот и закончилось наше путешествие . С возвращением Вас!

    Игра «Сердечные пожелания» .

    А нам осталось только попрощаться с нашими гостями, поблагодарить их за внимание. До свидания!

    Светлана Артемьева

    Тема:"Будь вежлив".

    Цели:

    Уточнить и закрепить представление детей о вежливости.

    Развивать грамматически правильную речь.

    Воспитывать умение оценивать поведение товарищей.

    Активизировать словарь.

    Оборудование:

    книга "Волшебное слово" В. Осеева, "Просто старушка", "Еже ли вы вежливы " С. Я. Маршак, "Урок вежливости" и др.

    Предварительная работа:

    Повседневная работа по воспитанию вежливости у детей.

    Чтение произведений: В. Осеевой, С. Я. Маршака и др.

    Заучивание стихов, песен о вежливости, работа над пословицами.

    Ход занятия.

    1. Орг. момент.

    Садитесь, ребята. А у тебя, Настя, и стульчика нет? Возьми, пожалуйста (подаю стул сама, если не догадываются это сделать мальчики).

    Молодец, Настя, не забыла сказать "спасибо".

    Как приятно смотреть на воспитанную девочку или мальчика, которые не забывают поблагодарить за услугу, умеют обратиться с просьбой к товарищу или взрослому.

    Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о вежливости.

    2. Чтение рассказа "Случай на улице".

    Я вам прочитаю рассказ "Случай на улице", а вы послушайте внимательно.

    "Однажды, по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палку, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову вверх и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старичок очень рассердился на мальчика. Но тот мальчик что-то сказал старичку, и тот сразу подобрел. "

    Что же такое сказал мальчик, от чего дедушка перестал сердиться?

    Ответы детей:

    Да, мальчик был вежливый. Толкнул нечаянно старичка и сразу же мальчик ему сказал: "Извините пожалуйста".

    Недаром говорится: "Ласковое слово и камень растопит. "

    Старичок сначала рассердился на мальчика, но услышав, вежливые, хорошие слова - сразу подобрел, стал добрым и приветливым.

    3. Беседа по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово".

    Ребята, посмотрите к какому рассказу нарисована эта картина?

    Ответы детей ("Волшебное слово")

    Правильно, молодцы.

    Кто нарисован на картинке? (Дедушка и Павлик)

    Почему у Павлика такое грустное лицо? (Потому что он разозлился на Ленку, которая не дала ему краску. На бабушку, которая не дала ему морковку. На брата, который не берёт на лодке кататься.)

    Посмотрите на следующую картинку. Кто здесь нарисован?

    Ответы детей (Лена и Павлик)

    Почему у Лены такое выражение лица?

    Потому что она не ожидала, что Павлик скажет "Волшебное слово".

    Ребята, скажите, а как вёл себя Павлик до встречи со стариком? (Он был грубый, невежливый)

    Как помог старичок Павлику стать вежливым? Как старичок учил Павлика говорить слово "пожалуйста"? (тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь)

    Как помогло это слово Павлику в дальнейшем? (ответы детей)

    Вот поэтому слово "пожалуйста" называют волшебным. Как стал Павлик говорить это слово в разговоре со своими родными, сразу у всех у них изменилось отношение к нему: все стали добрыми, как будто волшебник махнул своей палочкой. Вот и вам всегда нужно говорить слово "пожалуйста", если вы обращаетесь с просьбой к товарищам или взрослым.

    А какие ещё волшебные слова вы знаете? (Здравствуйте, до свидания, извините и др.)

    А когда нужно говорить спасибо? (ответы детей)

    Правильно, если из вас кто-то сделал что-то хорошее, в таком случае нужно поблагодарить словами "спасибо" или "большое спасибо".

    А если вам сказали "Спасибо", что вы должны ответить (пожалуйста)

    А когда вы уступаете место, как вы говорите? (садитесь пожалуйста)

    А если вы кого-то нечаянно задели, толкнули? (простите пожалуйста)

    Взрослый, к которому вы решили обратиться, занят разговором. Как нужно поступить в этом случае? (ответы детей)

    Молодцы, хорошо знаете правила вежливости.

    Кого называют вежливым? (Кто знает все правила вежливости и их выполняет)

    Физкультминутка "Пятачок"

    Поросёнок Пятачок

    Отлежал себе бочок. (сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)

    Встал на ножки

    Потянулся!

    А потом присел,

    Нагнулся!

    И немножко поскакал,

    И на месте пошагал.

    А потом опять прилёг, -

    Но уже на левый бок! (сесть на корточки руки на поясе, делаем наклоны влево)

    А кто у нас в группе самый вежливый? Какие вежливые поступки своих друзей вы знаете? Можете о них рассказать? (ответы детей)

    Правильно, эти дети поступают хорошо. Они знают правила вежливого поведения и не забывают их выполнять.

    Да, я совсем забыла, сегодня я в библиотеке взяла интересную книгу и хотела сейчас вам её показать. Она в ящике моего стола. Принеси мне книгу, Миша, пожалуйста. (выполняет задание).(Если Миша будет соблюдать все правила, хвалю его:"Молодец, Миша, спасибо!)

    Посмотрите, ребята, какая хорошая книга. Эта сказка про фею и про двух девочек, добрую и вежливую, злую и нехорошую. Я вам прочитаю её в свободное от занятий время.

    Скажите, ребята, как Миша выполнил моё поручение? (ответы детей)

    Вежлив он был сейчас или нет?

    Почему вы так думаете? Как можно ещё по другому сказать?

    4. Пословицы о вежливости.

    "Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится " ,- есть такая пословица.

    А какие пословицы о вежливости вы знаете?

    "Ласковое слово человеку, что дождь в засуху ", " От ласкового слова язык не отсохнет ", "Требуя вежливости от других, будь сам вежлив ".

    5. Игра "Мы дошколята - вежливые ребята".

    А теперь, ребята, мы с вами поиграем. Игра называется " Мы дошколята - вежливые ребята " .

    Я буду вам рассказывать один случай про мальчика Вову, а вы будьте внимательны и в том месте, где я остановлюсь,скажите недостающее слово все вместе, хором.

    Однажды Вова, поехал в театр. В автобусе он сел около окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова сказал, встав с места: "Садитесь. (дети хором - "пожалуйста".) Женщина обрадовалась и очень вежливо поблагодарила Вову:(дети хором - "спасибо"). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал (все хором -"извините пожалуйста").

    Молодцы!

    Надеюсь, что если вы окажетесь в таком положении, как Вова, так же будете вежливы.

    6. Итог занятия.

    Сегодня мы с вами говорили о вежливости. Я ещё раз убедилась в том, что правила вежливого поведения вы знаете хорошо и не только знаете, но и стараетесь их выполнять.

    Когда все дети будут вежливы, тогда, как поётся в песне: "и станут все на свете любить таких детей ".

    Тема: "Наука вежливости"

    Занятие в подготовительной группе по нравственному воспитанию.

    Программное содержание:

    Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы) , что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

    Оборудование:

    Сюжетные картины по теме.

    Предварительная работа:

    Чтение детям рассказов В.Осеевой "Просто старушка", "Волшебное слово", Л.Н.Толстого "Косточка", "Котенок", сказки «Вежливый кролик» и «Цветок» - А. Нееловой; рассказа: « Чего не знал воробушек» и «Цветок». Беседа с детьми, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, разучивание пословиц.

    Ход занятия:

    Воспитатель:

    Добрый день! - тебе сказали,

    Добрый день! - ответил ты.

    Как две ниточки связали -

    Теплоты и доброты.

    Воспитатель: Ребята посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее.

    Я хочу спросить вас, кем бы вы хотели стать, когда вырастете и станете взрослыми... Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому необходимо учиться с самого раннего детства.

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми, чтобы семья была дружной. Пальчиковая Гимнастика (про семью). А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – ответы детей.

    Воспитатель: Это значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное. Для того чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение.

    Воспитатель: Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад? (Ответы детей).

    Игра: «Приветствие!»

    Воспитатель: А какие слова мы употребляем, если обращаемся с просьбой? –ответы детей: Будьте добры. Будьте так любезны. Простите, вы не подскажете.

    Воспитатель: А когда благодарим? –дети: Вы так любезны. Благодарю вас. Большое спасибо.

    Воспитатель: Я вам прочту стихотворение: «Простите». Послушайте и скажите, какое волшебное слово вы здесь услышали?

    Папа разбил драгоценную вазу.

    Бабушка с мамой нахмурились сразу.

    Но папа нашёлся, взглянул им в глаза.

    И робко, и тихо « Простите» сказал.

    И мама молчит, улыбается даже.

    «Мы купим другую, есть лучше в продаже».

    «Простите!» Казалось бы, что в нём такого.

    А вот ведь какое чудесное слово!

    Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения «Добрые слова».

    Встретил Витю я, соседа,- встреча грустная была:

    На меня он, как торпеда, налетел из-за угла!

    И представьте – зря от Вити

    Ждал я слова……

    Воспитатель: Что Витя должен был сказать соседу? –дети: Извините!

    Воспитатель: Ребята, нам часто приходится извинятся. Давайте вспомним, как правильно извиниться? –ответы: (Извините. Прошу прощения. Виноват. Прошу простить, я не хотел вас обидеть. Я виноват перед вами. Извините, я не хотел).

    Воспитатель: Давайте разберём ещё одну ситуацию.

    Стихотворение: «Поссорились».

    Мы поссорились с подругой

    И уселись по углам.

    Очень скучно друг без друга!

    Помириться нужно нам.

    Я её не обижала-

    Только мишку подержала,

    Только с мишкой убежала

    И сказала: « Не отдам!»

    Воспитатель: Из-за чего поссорились девочки? Что они чувствуют? Как они могут помириться? Ответы детей:

    Один из вариантов : Дам ей мишку, извинюсь,

    Дам ей мячик, дам трамвай

    И скажу: «Играть давай!».

    Воспитатель: Подумайте, какие пословицы можно назвать к этим ситуациям?

    Глупые ссорятся, а умные договариваются.

    Ссора до добра не доводит.

    А какие вы знаете слова прощания? – ответы детей: До завтра. До скорой встречи. Пока.

    Рассмотрение картин по теме и их обсуждение.

    Воспитатель: Сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо или резким тоном, отвернувшись в сторону.

    ДАВАЙТЕ РАССКАЖЕМ СТИХИ ПРО ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА: (заранее раздала детям слова)

    Здравствуйте, - ты скажешь человеку.

    Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

    И, наверно, не пойдет в аптеку

    И здоровым будет много лет.

    Доброе утро! Птицы запели,

    Добрые люди вставайте с постели.

    Прячется вся темнота по углам

    Солнце взошло и идет по делам.

    Доброй ночи! - молвит тишина

    Каждому сейчас она слышна

    Говорит бесшумными словами:

    Спите, я всю ночь останусь с вами.

    За что мы говорим "Спасибо".

    За все, что делают для нас.

    И мы припомнить не смогли бы

    Кому сказали сколько раз.

    Нам желают. - Доброго пути!

    Будет легче ехать и идти.

    Приведет конечно. Добрый путь

    Тоже к доброму. Чему-нибудь.

    Добрым быть совсем не просто.

    Не зависит доброта от роста.

    Доброте все люди рады,

    И взамен она не требует награды.

    Воспитатель:

    Доброта живет на свете

    Только в добром сердце дети.

    Игра: «Догадайся».

    Закончи предложение.

    1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

    2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

    3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте)

    4. Когда нас бранят за шалости, говорим …..(Простите нас. Пожалуйста).

    Воспитатель: От вежливых слов становится теплее, радостнее. А вы знаете откуда пошла традиция приветствовать друг друга? – ответы детей и дополнения воспитателя: Охотники на мамонтов уже вежливо поднимали копьё или каменный топор, показывая своё почтение и здороваясь. Позже, здороваясь, люди протягивали друг другу руки. Почему? Давно люди ходили всегда вооружёнными. Встречаясь, они опасались друг друга, поэтому при дружеском расположении протягивали правую руку. Показывая, что в ней нет оружия. С пой поры это стало традицией - дружеское рукопожатие. А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.

    Воспитатель: Как ещё можно поприветствовать друг друга? –дети: Кивком головы, поклоном. Военные руку поднимают к фуражке. (фото: фрагмент занятия). Мужчины, приветствуя друг друга, иногда приподнимают шляпу.

    Воспитатель: По-разному можно приветствовать друг друга. Но отклониться от приветствия, н е ответить на него всегда считалось верхом невоспитанности и неуважения к людям. В поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание: « Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне».

    Давайте поздороваемся со своими товарищами не словами, а своим телом.

    Игра: «Давайте поздороваемся».

    Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определённым способом: здороваться за руку, плечами, носами, спиной, поклон, как военные. Разговаривать во время игры нельзя.

    Игра – превращение: «Медвежата»

    Ребёнок превращается в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замёрз. Он сжался в маленький клубочек –греется и мечтает, чтобы быстрее наступило лето. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал. Он вылез из берлоги и увидел как ласковое солнышко улыбается ему и тоже улыбнулся и сказал: ……….. что? Здраствуй!

    Воспитатель: Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Уступить дорогу, Пропустить вперёд, спросить как здоровье.

    Воспитатель: Как вы думаете, где мы должны использовать вежливые слова? –ответы детей: в магазине, в автобусе, дома, в детском саду, на улице, т.е. везде и всегда. Ребята, мне бы хотелось послушать рассказы о том, как вы сами стараетесь делать приятное окружающим вас людям. За что мы получаем фишки? (Рассказы детей).

    Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились очень хорошие рассказы. А сейчас давайте вспомним литературные произведения, которые мы с вами прочитали и из которых узнали о плохих или хороших поступках героев. Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним, как бы вы поступили на их месте.

    Ответы детей:

    Воспитатель: Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Косточка" мы узнали о мальчике Ване, который без разрешения взрослых съел сливу, солгал маме, а потом же сам и выдал себя. Он оказался не только врунишкой, но еще и трусом. Я бы на его месте лучше попросил бы у мамы разрешения съесть сливу или подождал бы, когда мама сама мне предложила бы мне ее.

    Воспитатель: Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Котенок" мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка.

    Воспитатель: Из рассказа Валентины Осеевой "Просто старушка» мы тоже узнали о хорошем поступке мальчика, который помог подняться упавшей старушке. Старушка была ему очень благодарна. Вежливый кролик, Цветок. Так ли сильно виноват ручеёк? Почему цветок вспомнил о ручейке? Чего не знал воробышек.- какое правило не знал воробышек?

    - "Волшебное слово" Валентины Осеевой.

    Воспитатель: - Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику? - "Пожалуйста".

    Воспитатель: - Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?).

    Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово "пожалуйста", обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым.

    Воспитатель: - Как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово? Дети: - Все стали к нему относиться по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его.

    Воспитатель: Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Я рада, что вы правильно поняли тему нашего занятия. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.

    Вспомним пословицы:

    дети говорят:

      Человек без друзей, что дерево без корней.

      Ссора до добра не доводит.

      Друзья познаются в беде.

      Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

      Делу - время, потехе - час..

      Легко сломать, да трудно сделать.

      Добро творить – себя веселить.

      Добрые слова дороже богатства

      Слово лечит и слово калечит

    Воспитатель:

    Стихотворение «Странные вещи»

    Странные вещи со мною случаются:

    Я огорчаюсь – все огорчаются!

    И огорчённые люди встречаются,

    И огорчённо деревья качаются..

    Я улыбаюсь – горе кончается!

    Всюду весёлые лица встречаются.

    Всюду деревья от смеха качаются!

    Но почему же так получается?

    Надо настраивать себя на добро и по доброму относиться к окружающим и они ответят тебе тем же. Вы должны понять, что без хороших и добрых друзей прожить нельзя. Добрые слова не лень говорить нам целый день. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце борота. Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.

    Дарите всем по солнышку – Частичку света, доброты.

    Слова любви и нежности дарите людям, как цветы!

    Солнышко услышало нас и решило заглянуть к нам и согреть своим теплом.

    Будьте добры.

    Добрый день

    Доброе утро

    Будьте так любезны

    Простите, вы не подскажите

    Вы так любезны

    Благодарю вас

    Большое спасибо

    Простите

    Извините

    До завтра

    До скорой встречи

    Доброй ночи

    Спасибо

    Доброго пути

    Здравствуйте

    Пожалуйста

    Будь здоров

    Позвольте

    Извините, я не хотел

    Я виноват перед вами

    Прошу прощения

    Виноват

    Прошу простить, я не хотел вас обидеть

    Пожалуйста

    Спасибо

    Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обу­чение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета.

    Что же такое вежливость, этикет?

    Этикет совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах).

    Вежливость - способ применения этикета. Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка - постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «мо­дели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания веж­ливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «эти­кетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме как родители, так и педагоги.

    В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом от 7.00. до 19.00 часов в день. Во время общения происходит обмен спо­собами и навыками общения, умениями ролевого речевого пове­дения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мими­ке, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. У этикета есть сло­весные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступ­ки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но осо­бо важно пополнить детский словарь словесными средствами. Самых распространенных «волшебных слов», которые должны быть в «запасе», всего около 30. Их должны знать и воспитатели и родители. Посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».

    Так что же мы отдаем детям в течение дня.

    Вспоминаем!

    Утром:

    «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравст­вуй», «Как ты себя чувствуешь?»

    За завтраком, обедом, ужином:

    «Приятного аппе­тита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухажи­вать», «Все было очень вкусно».

    Во время общения:

    «Разреши», «Будь добр», «Пожа­луйста, «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Про­шу прощения».

    После тихого часа:

    «Как спалось?», «Как твое здо­ровье?»

    Вечером:

    «Добрый вечер», «До свидания», «До свида­ния», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».

    Воспитанием вежливости воспитатели детского сада зани­маются во всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их. В практике ДОУ предпочтение часто отдается таким мето­дам как разъяснение (разговоры, беседы). Не умаляя значения такого способа, как разъяснения детям правил этикетного пове­дения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самим действенным способом воспитания вежливости и рече­вого этикета является личный пример взрослых.

    Н.И.Пирогов говорил:

    «Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели».

    «Вежливость воспитывается вежливостью»

    Цель:

    Задачи:

    Словарная работа:

    Предварительная работа:

    Оборудование:

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1. Организованная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной группе.

    на тему:«Царство вежливости и доброты»,

    Цель: способствовать нравственному развитию личности ребенка.

    Задачи: познакомить с понятием «вежливость», показать, в чем проявляется вежливость, показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов; воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям; развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей.

    Словарная работа: вежливость, доброта, вежливые слова (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи,)

    Предварительная работа: беседа о вежливости, о значение вежливых слов; чтение художественных произведений; разучивание физкультминутки.

    Оборудование: Цветы, корзина, шапочка гуся,сердечки, фонограмма песни «Улыбка».

    Ход организованной образовательной деятельности

    Орг. Момент. Вводная беседа

    Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками в нашем сегодняшнем путешествии. А посетим мы с вами чудесное царство. В этом царстве люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Называется оно «Царство вежливости и доброты».

    2. Основная часть «В царстве вежливости и доброты».

    1.) Беседа о «вежливых словах».

    Кто помнит, с какого слова я начала сегодняшнее занятие? (Доброе утро.)

    Приятно ли вам было услышать его? Почему? (ответы детей)

    Произнося эти слова, мы желаем людям приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.

    Вот как хорошо сказано об этом в стихотворении «Я и солнышко»:

    Солнышко ясное встало.

    Доброе утро!

    Сказало.

    Доброе утро!

    Кричу я прохожим,

    Веселым прохожим,

    На утро похожим.

    Но если, проснешься,

    А дождик в окно

    Стучит да стучит

    И без солнца темно?

    Доброе утро,

    Друзья, все ровно.

    Придумано мудро:

    Доброе утро.

    Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно,плохое настроение, нужно все равно говорить: «Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее.

    А какие еще слова вам приятно слышать от других людей?(Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи и т.д).

    Слова эти не только приятно слышать, но и приятно произносить. Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в группе?

    Вслушайтесь в слово «здравствуйте». Здравствуйте – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым. Каждому человеку приятно, когда ему желают здоровья.

    Послушайте стихотворение (читает стихотворение ребенок):

    Здравствуйте!

    Поклонившись, мы друг другу сказали,

    Хоть и были совсем не знакомы.

    Просто «здравствуйте» больше ведь мы ничего не сказали!

    Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

    Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

    Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

    Что же особенного произошло между людьми, что у них на капельку солнца, радости счастья стало больше? (Они простым словом «здравствуйте» пожелали друг другу здоровья, и от этого пожелания им стало радостнее, теплее на душе.)

    Есть еще одно приятное слово. Это слово «спасибо».

    Откуда взялось это слово? Давайте узнаем.

    В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: Спаси вас Бог! «Спаси Бог» - превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей! ».

    А что значит слово «до свидания»? (До нового, до скорого свидания)

    Что мы хотим сказать человеку, когда говорим ему «До свидания»?

    (Что прощаемся не надолго и рады будем увидеть вас снова) .

    Значит, с какой целью люди говорят друг другу «Здравствуйте», «До свидания», «спасибо», «пожалуйста» и другие слова? С целью уделить внимание человеку, пожелать ему всего хорошего. А как называются все эти слова? (Вежливые) .

    ФИЗКУЛЬМИНУТКА:

    Давайте немного отдохнем. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «вежливые слова». И так, начали:

    Встаньте, пожалуйста,

    Поднимите руки.

    Поднимите, пожалуйста, руки!

    Будьте добры, похлопайте!

    Потопайте.

    Попрыгайте, пожалуйста!

    Тихо сядьте.

    Тихо сядьте, пожалуйста! МОЛОДЦЫ.

    2. Ребята, скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи? (вежливым, воспитанным, культурным).

    А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком по имени Петрусь из стихотворения «Невежливая вежливость».

    Обещал отцу Петрусь:

    Я за вежливость возьмусь:

    Буду всех благодарить.

    Первым «здравствуй» говорить!

    Вот мальчишка со стараньем

    Выполняет обещанье.

    Видит - утром у сторожки

    Дремлет сторож на порожке.

    На посту он ночь не спал,

    Только - только задремал.

    А Петрусь как заорет:

    С добрым утром, дед Федот! -

    Дед ругнул его спросонок:

    Убирайся, постреленок!

    Вот Петрусь догнал Яринку

    Да как дернет за косынку:

    Ты куда, Ярина, стой,

    Я здороваюсь с тобой! -

    Та отпрянула в сторонку.

    Как невежливая девчонка.

    Нес вожатый горку книг,

    А Петро с ограды - прыг.

    Чуть не сел ему на плечи:

    Ты, вожатый закричал, -

    И невежа, и нахал!

    Петя очень удивлен:

    Разве был невежлив он?

    Какие вежливые слова произносил Петрусь? (Доброе утро, извините, добрый вечер). Можно ли назвать Петруся вежливым, ведь он употреблял в своей речи вежливые слова? (Нет. Поступки его были не красивые, не правильные.)

    Чтобы Вы посоветовали Петрусю? (он должен извинится, знать где и как

    употреблять вежливые слова). Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи вежливые слова? (нет)

    Как их нужно употреблять? (правильно, нужно сначала подумать - уместны твои слова, нужны ли они в данной ситуации, а потом только говорить) .

    Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять вежливые слова, но и употреблять их правильно, в зависимости от той или иной ситуации, в которой вы находитесь.

    Егор покажет вам историю, которая приключилась с одним мальчиком. (драматизация стихотворения «Гусь».):

    Ко мне бежит огромный Гусь.

    Я говорю себе:

    «Не трусь!

    Быть может,

    Ото Гусь - ручной,

    Бежит знакомиться со мной».

    Но у гуся свирепый вид-

    Он угрожающе шипит.

    Щипаться будет?

    Но и пусть!

    Я улыбнулся:

    Здравствуй, Гусь!

    Он головой кивнул в ответ.

    И мне послышалось: «Привет»!

    Что хотел сделать Гусь? (Ущипнуть мальчика)

    Почему он мальчика не тронул? (мальчик с ним поздоровался.)

    Разве могут птицы и звери понять человеческую речь? (нет)

    Так как же Гусь понял, что мальчик с ним поздоровался? (по приветливому взгляду, доброй улыбке).

    Ребята, значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой, искренне, добрым взглядом, то их понимают не только люди, но и животные. Не даром, наверно, в народе говорят, что «вежливое слово и кошке приятно».

    Я вам сегодня хочу открыть один маленький секрет. Вы знаете, что нашу землю освещает большое солнце. Где оно находится? (на небе). Это солнце светит каждый день, согревая нас своим теплом. Но оказывается, что бывает еще и маленькое солнышко. Оно, ребята, светит в каждом из нас. Это маленькое солнце своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас, делая их добрее. Это солнышко вызывает у нас стремление помогать больным, несчастным, жалеть кого обидели. И если человек смог зажечь внутри себя это солнце, то он никогда не причинит зло другому человеку. Что же это за солнышко, которое есть в каждом из нас? (ответы детей)

    Правильно, это ДОБРОТА!

    Ребята, а вы знаете, что из народной мудрости появилось много пословиц и поговорок, о «вежливости и доброте». (Чтение 3-4 пословиц детьми)

    Вежливости открываются все двери.

    Если доброта, как солнце светит, радуются и взрослые и дети.

    От худого слова, навек ссора.

    Доброе слова лечит, а худое калечит

    4. Закрепление нового материала:

    1.) А теперь поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет -молчите:

    Кто из вас, проснувшись бодро,

    «С добрым утром» скажет твердо?

    Кто из вас, скажите, братцы,

    Забывает умываться?

    Кто из вас в трамвае тесном

    Уступает старшим место?

    Кто из вас молчит как рыба

    Вместо доброго «Спасибо»

    У кого из вас в порядке

    Сумка, книжки и тетрадки?

    Кто быть вежливым желает,

    Малышей не обижает?

    2.Игра: «Подскажи словечко»(за правильные ответы воспитатель раздает цветы) . Мне еще раз хочется убедится как вы много знаете вежливых слов.

    Растает даже ледяная глыба

    От слова теплого (спасибо)

    Зазеленеет старый пень

    Когда услышит (добрый день) .

    Когда виноваты, сказать поспешите:

    «Прошу Вас, пожалуйста (извините)

    Если больше есть не в силах,

    Скажем маме мы (спасибо) .

    Мальчик вежливый и развитый,

    Говорит, встречаясь (здравствуйте)

    Когда нас бранят за шалости,

    Говорим (прости, пожалуйста)

    И во Франции, и в Дании

    На прощанье говорят. (до свидания) .

    (за правильные ответы воспитатель раздает цветы)

    А теперь подведем итоги. Что получилось у нас? (корзина с цветами - корзина счастья) .

    А цветы в корзине – это цветы человеческой души, а именно - ласка, любовь, нежность, доброе слово, забота, искренность, тепло, понимание) .

    Дети, давайте будем щедро каждый день дарить эти «цветы» окружающим! И давайте начнем прямо сегодня.

    Посмотрите, а что это еще лежит у нас в корзине? (сердце)

    Вот где находится «Царство Вежливости и Доброты» (в нашем сердце.)

    А чтобы вы не забывали где, находится наше царство - вам подарки – символ этого царства - наши теплые добрые сердца. (дарятся сердца, заранее подготовленные) .

    Звучит Фонограмма песни «Улыбка».

    5. Итог.

    И закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы такими строками:

    Как много на свете полезных,

    Красивых и ласковых слов.

    Пожалуйста, только будь вежлив.

    Ведь это основа - основ.

    А вежливым быть очень просто:

    Будь добрым - обычный совет,

    Не важно, какого ты роста

    И сколько тебе уже лет.




    Похожие статьи