Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи:
- Расширить представление детей о Родине малой и большой.
- Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Каменска-Уральск ого, о Российской символике.
- Развивать память, сообразительност ь, находчивость.
- Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.
Оборудование: мультимедийная установка, слайдовая презентация «Каменск-Уральск ий – моя малая Родина», картины и репродукции с изображением российского пейзажа, изображение герба и флага России, альбомные листы, краски.
Предварительная работа:
Разучивания стихотворений о Родине, городе. Работа с иллюстративным материалом. Познавательное занятие «Государственная символика». Выставки совместных рисунков родителей и детей на тему “Мой город”.
Предполагаемый результат:
- Знание детьми информации о Родине, её символики.
- Знание истории происхождения города, его традиций, памятников природы, достопримечатель ностей.
- Проявление интереса, заботы к своему городу.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».
Сыграем с вами в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.
Предполагаемые ответы детей: мама, папа, дом, детский сад, город, край.
Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как слово «родная» может звучать в стихотворении:
1 Ребенок: Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
2 Ребенок: Каждая берёзка, кустик каждый,
Задремавшие в лесу поля,
Все напомнит мне о самом важном
Только здесь родимая земля!
Воспитатель: «Родимая, родная сторона» — как вы думаете, что это? (выслушиваются ответы детей) — «Родная сторона» — это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное. Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче и сильнее.
Воспитатель: Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).
— Да, наша Родина – Россия. У каждой страны есть главный город — своя столица. А как называется главный город в нашей стране? (Москва).
— Выберите из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб нашей страны. Как и у каждого государства у нас есть своё правительство. Как зовут президента нашей Родины?
— А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.
Воспитатель: У каждого из нас есть малая Родина. Как же называется город, в котором, мы все с вами живем? (Каменск-Уральск ий).
— Прослушаем песню о нашем городе, которую написал наш с вами земляк поэт и композитор Ю. Непомнящий.
— Какая красивая песня! Наш город старинный, возник очень давно. И у него как у каждой семьи есть свои традиции. Давайте вспомним традиции, которые чтит наш город – просмотр мультимедийной презентации «Моя малая Родина – Каменск-Уральски й».
Физминутка:
Предлагаю немного отдохнуть. Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.
Мы по городу идем (маршируют),
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).
Мы по улице шагаем (маршируют),
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону),
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.
— Как вы думаете, чем знаменит наш город? (красивой природой) Ребята, визитной карточкой нашего города является памятник природы «Каменные ворота».
Ребенок: Уральские горы по каменным плитам
Ведут за собой нас в страну малахита.
В страну, где не счесть драгоценных камней,
В страну работящих и добрых людей.
Воспитатель: Предлагаю каждому из вас нарисовать гордость нашего города, уникальные по своей красоте «Каменные ворота».
В конце занятия выставка детских работ, нарисованных в нетрадиционной технике «мятый рисунок».
Воспитатель: Какие разные у всех нас получились работы, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город.
Ребенок: В Уральских горах на Исети раскинулся город большой
Цвети и красуйся ты вечно, наш Каменск-Уральски
й, родной!
Достопримечатель ности города Каменска-Уральск ого
Скала «Каменные ворота»
Памятник «Пушка»
Православный храм: «Свято-Троицкий собор»
Памятник Герою Советского Союза Кунавину Григорию Павловичу
Традиции нашего города.
Чествование дня города
Фестиваль «Каменск-Уральск ий – колокольная столица»
День Победы
средняя группа
Цель. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.
Задачи. Уточнить представление о понятии ярмарка. Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник. Воспитывать любовь к русскому фольклору. Закрепить знание цифр и счет до 5. Развивать патриотические чувства.
Предварительная работа. Разучить потешки используя мнемотехнику. Собрать разные виды матрешек и оформить выставку «Знаменитый русский сувенир». Рассмотреть разные виды самоваров.
Ход занятия.
В группу вбегает скоморох.
Внимание! Внимание! Слушайте все!
Веселая ярмарка! Веселись народ!
Балалайка звонкая, тульский самовар!
Веселая ярмарка, а вовсе не базар!
Приходите, примечайте, все что нужно покупайте!
Скоморох.
- Ребята, а вы знаете что такое ярмарка? (Ответы детей.)
- Я сейчас вам покажу картину, где изображена ярмарка. (Рассматриваем картину.)
- У нас сегодня тоже ярмарка, а что на ней будут продавать мы узнаем когда отгадаем загадку. (Все товары покрыты расписными платками, и стоят цифры от 1 до 5. После того как дети отгадали загадку ищем цифру и открываем товар.)
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьёй одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая
В той ещё сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы - … (Матрёшки).
Скоморох.
- А вот и первый наш товар.
(Выносит две матрешки разные по форме и росписи. Дети рассматривают их и отвечают на вопросы.)
- Чем отличаются матрешки? (Ответы детей.)
- Какой они формы? (Ответы детей.)
- Давайте рассмотрим их наряд. (Ответы детей.)
- А какие краски использовал мастер. (Ответы детей.)
- Чем все матрешки похожи. (Ответы детей.)
- Давайте посчитаем сколько сестричек спрятано в большой матрешке.
(Ответы детей.)
Ребята, а теперь порадуем матрешек и расскажем про них потешки. А какие потешки я вам помогу. (Показывается мнемотаблица и ребёнок читает потешку Использую «Матрешкины потешки» В.Д. Берестова.)
У меня для вас есть ещё одно очень увлекательное занятие. Сейчас вы станете мастерами сделаете свою матрешку. (Проводится дидактическая игра «Собери матрешку» Матрешки из нескольких частей собираются как пазл. )
Скоморох.
- А сейчас пришла пора отгадать второй товар.
Деревянные подружки,
Без неё мы как без рук.
На досуге веселушки,
И накормят всех вокруг.
Кашу носят прямо в рот
И обжечься не дает. (Деревянная ложка.)
Скоморох.
- Вот она ложка. Из чего она сделана? (Ответы детей). А знаете ли вы, что раньше не только ложки делали из дерева, но и другую посуду. (Показать ещё несколько образцов деревянной посуды). По тому как расписана была посуда можно было сказать о богатстве хозяев: у богатых росписи были яркими, разными и посуда была очень красива, а у бедных - не расписана, а просто выточена из дерева.
- Ребята, а для чего нужны были ложки? (Ответы детей.) А вот в загадке говорится о ложках-веселушках. Как вы думаете, что это? (Ответы детей.) Я вам предлагаю повеселить наших гостей, ведь ярмарки славялись не только товаром, но и весельем. (Детям раздаются деревянные ложки под музыку они играют на них. Музыка по желанию воспитателя.)
Скоморох.
- Вот очередь дошла и до третьего товара.
Кто такой стоит пузатый
И блестящие бока,
Торчит носик крючковатый,
В нем вода из родника.
Окружили его чашки,
Сахар, пирожки и мёд,
Он как командир в фуражке
Чаю всем гостям нальет. (Самовар.)
Появляется настоящий самовар. Рассматриваем его.
Скоморох.
- Хотите ещё узнать, что есть у меня сегодня на ярмарке? (Ответы детей.)
Не ботинки, не сапожки,
Очень сильно греют ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в садик,
Днём - домой. (Валенки.)
- А вы знаете почему валенки сильно греют ножки? (Ответы детей.) Да, валенки делают из шерсти животных, овец. Свалять валенки очень трудоемко. Шерсть очищают от мусора, моют и вычесывают, делая из неё мягкую и пушистую массу. Подготовленную шерсть раскладывают в форме большого носка и начинают валять. Валяют всегда руками, используя для этого скалку. Шерсть поливают горячей водой, чтобы она лучше сваливалась.
- Для какого времени года эта обувь? (Ответы детей.)
- А вот вам другая загадка.
Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идёт, клетки кладёт. (Лапти.)
- Как вы думаете, а эту обувь когда носили? (Ответы детей.)
- А сейчас есть у нас такая обувь? (Ответы детей.)
- Вы знаете из чего сделаны лапти? (Ответы детей.)
Со ствола дерева липки снимали кору или как говорили в народе «драли лыко» и плели лапти. Ещё лапти плели из бересты - березовая кора. Это были праздничные лапти.
- А сейчас я предлагаю вам веселую игру «Кто быстрее» (Делимся на две команды, девочки и мальчики, передаем валенок по команде от последнего игрока первому.)
- Ребята вам понравилась наша ярмарка? (Ответы детей.)
А теперь пора прощаться,
Хоть и жалко расставаться.
Приходите чаще к нам.
Рады мы всегда гостям.
Скоморох.
- На прощанье я приготовил для вас подарочек с моей ярмарки, только сначала отгадайте, что это?
Очень ароматные,
Сладкие и мятные,
Сверху мы в глазурном глянце
Словно в радостном румянце. (Тульский пряник.)
Дети получают пряники и идут пить чай.
Используемый материал:
1. Первые слова скомороха взяты из книги Н.В. Бердникова «Веселая ярмарка» Ярославль Академия развития 2005г страница 130.
2. Загадки с интернет сайтов, по запросам,например, загадки о матрешках.
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «С чего начинается Родина»
Цели
: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном поселке; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю.
Программное содержание:
- Формировать у детей представление о России, как о родной стране;
- Дать понятие «Малая Родина»;
- Продолжать развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям;
- Развивать умение согласовывать движения со словами;
- Обогащать словарь детей новыми словами: «Малая Родина», супермаркет.
- Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину (гордиться достижениями и достопримечательностями родного города).
Планируемые результаты:
иметь представление о родном городе, знать понятие «символика», формулировать ответы на вопросы педагога.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий с видами города Кемерово, достопримечательности, музеи, театры, чтение и заучивание стихотворений, пословиц о родном городе.
Материал:
фотографии с известными местами города, презентация.
Гости:
Ход занятия:
Звучит песня: «С чего начинается Родина? Ребята, сегодня у нас пройдет не обычное занятие. Мы получили задание – познакомиться с нашим родным городом. А рассказывать о том,что узнали мы будим нашим гостям. Мне хочется, чтобы главными героями стали вы. Вы готовы мне помочь?
- да!
- А сейчас послушайте стихотворение о Родине:
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
- Родина – это страна в которой мы живем.
- Как она называется? (Россия)
- Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)
- Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)
- Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
-Также много в России городов. Кто вспомнит, как называется главный город нашей страны? (Москва). Да, Москва-это столица нашей Родины.
-Ребята, наша страна огромная. Маленькому человечку- ребенку, очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для малыша Родина начинается с того, что к нему ближе всего.
-А для вас с чего начинается Родина? (с мамы, с семьи, с дома, в котором живем, с детского сада, в который ходим, с друзей).
-А где это находится? В каком городе или селе? (в Городе Кемерово).
-Наша страна Россия- это наша большая Родина, а город Кемерово - это наша Малая Родина (повторить с детьми).
-Это место, где нам всё дорого и близко, где всё для нас родное, где мы родились и растём, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь на чужой стороне. Это наш родной край, наша Малая Родина.
Рассказать о знаменитых людях. +фото.
Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу.
Физкультурная минутка.
Дети встают в круг.
-Кемерово наш дом
-Здесь все дружно мы живём (дети берутся за руки)
-Любим по нему гулять,
- Всё смотреть и узнавать. (идут по кругу)
-Один- заходим мы в музей
-Рассмотрим экспонаты побыстрей (указательный палец у щеки)
-Ходим тихо, не шумим, (идут по кругу сначала медленно, потом быстрее)
-Затем дальше поспешим.
-Парк победы - это два (руки у головы, качают головой; делают поклон, рука у груди)
-Вспомним, что была война.
-Мы поклонимся огню,
-Чтим историю свою.
-Три – конечно это парк, (руки вверх)
-Можно прыгать и скакать,
-Очень быстро побежать.
-Дальше медленно идём,
-К нашей церкви подойдём.
-Смотрим мы на купола (руки над головой, изобразить купол, смотреть вверх)
-Просим мы о мире.
-Прогулка долгая была.
-Вот уже четыре. (руки поднять - вдох, опустить - выдох)
-Ну а пять - наш детский сад (скрестить руки у груди)
-Он родной для всех ребят.
Во время проведения физ минутки звучит песня, и показывается презентация.
Наша прогулка закончилась, я предлагаю вам присесть. Много где мы побывали, много, что мы повидали, а еще кое-где не были.
-Отгадайте, где. (загадываю загадки, по мере отгадывания показываю фото-проектор)
Отгадайте, что за дом,
Музыку услышишь в нём,
Пенье, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех! (Филармония)
Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
Это крупный магазин,
У него полно витрин,
Всё найдётся на прилавке-
От одежды до булавки. (супермаркет)
Раз- два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь? (Детский сад)
-А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свой город).
Ребята, а вы знаете, что у каждой республике и у каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)
Посмотрите – это герб Кемеровской области. Первый символ КО Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно?
Второй символ КО – это флаг. Описание флага.
- Третий символ – это гимн.(кто и когда написал)
Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)
- Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: - Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
Итог занятия.
- Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о Родине много нового. Правда?
- А именно: ваша семья, ваш дом находится в Кемерово.
- город Кемерово –Кемеровский район
- А Кемеровская область – в России.
- Молодцы, ребята!
Тема: «Россия - Родина моя».
Цель: Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.
Программные задачи:
Закрепить знания о нашей стране и государственной символике.
Познакомить детей с картой России. Учить находить на карте страну и ее столицу.
Развивать словарный запас.
Формировать патриотические чувства на основе беседы о родном городе и стране.
Оборудование и материалы: глобус, карта России, изображения российских герба и флага, паззл «Российский флаг»; маленький красный флажок, мяч; красный маркер; аудиозаписи, презентация «Моя родина-РОССИЯ», мультимедийное оборудование(интерактивная доска).
Ход занятия:
Дети сидят на стульях, воспитатель входит в зал с букетом ромашек.
Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой красивый у меня букет. А вы знаете, как называются эти цветы?
Дети: ромашки.
Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Людмилы Бурденко «Ромашковое поле».
Ромашки, ромашки – цветы полевые,
Вы символ российских полей.
Ромашки, ромашки – вы солнца кусочек,
Вы светлый денёчек России моей.
Ромашки, ромашки, кто сеял вас в поле,
Какой же вы в жизни имеете вес?
«Посеял нас ветер, земля нас растила,
А небо дождём поливало с небес».
И солнце тепло нам дарило лучами,
А силы нам Боженька дал.
Мы помним, как шли здесь бои полевые,
Мы — память сынов тех, кто жизнь здесь отдал.
И наша задача напомнить всем людям,
Что жизнью своею обязаны им,
Кто кровь здесь пролил за родную Отчизну,
Мы светлую память о них здесь храним».
И если однажды сорвёшь ты ромашку,
Ты помни, здесь ветер не просто её посадил,
В ней сила и слава, и свет в ней России,
В ней память о тех, кто тебя защитил.
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?
: О ромашках, о России, о погибших воинах…
Воспитатель : Одним словом это стихотворение о нашей Родине.
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес.
Т. Бокова
Воспитатель: А как вы думаете, что такое Родина?
Предположительные ответы детей : Родина — это место, где ты родился. Это твоя улица, твой дом.
Воспитатель: Верно. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина — это не только твой дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, город. Это — твоя страна.
Воспитатель: Ребята, а как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель : Россия… Вслушайтесь в это слово.
Россия — как из песни слово,
Березок юная листва.
Вокруг моря, сады и горы,
Раздолье, русская душа.
С. Васильев
Воспитатель: Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой — начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом.
Давайте, найдем его на карте и обведем его границы.
(Воспитатель вызывает детей по очереди, и они маркером обводят границу России.)
Воспитатель: В нашей стране множество городов, деревень, поселков. А как называется город, в котором мы живем?
Дети : Нижневартовск
Воспитатель : Наш славный город богат своей историей. Ребята, послушайте стихотворение о нашем городе.
Воспитатель: А как называется самый главный город нашей страны, столица нашей Родины?
Дети : Москва.
Воспитатель : Ребята, а давайте найдем ее на глобусе?
Задание «Найди город на глобусе».
(дети подходят к глобусу, находят г. Москва и отмечают его маленьким красным флажком)
Воспитатель: А давайте вспомним пословицы и поговорки о нашей столице.
Москва создана веками.
Москва — всем городам мать.
Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал.
Не за один день Москву строили!
Москва — третий Рим.
В Москве чуть-чуть не считается!
Воспитатель: Молодцы, много пословиц вспомнили.
Воспитатель: Каждая страна мира имеет столицу, символы, традиции, историю, людей, прославивших ее. Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны.
Дети : Флаг, герб и гимн России.
Воспитатель : Верно. Расскажите о российском флаге. Какие цвета на нашем флаге?
Дети: Белый, синий. красный.
Воспитатель : Правильно. Российский флаг состоит из трех полос, поэтому его называют «триколор». Верхняя полоса - белая, как чистый снег, средняя полоса - синяя, как ясное небо, а нижняя полоса - ярко-красная, как солнышко на рассвете.
«… Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота.
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов наглядных, радости, чудес.
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак, —
Доблестный трёхцветный наш российский флаг!»
Воспитатель : Давайте, ребята, рассмотрим флаг. Что вы можете о нем сказать? Какой он?
Предположительные ответы детей : Торжественный, нарядный, трехцветный, большой.. .
Воспитатель: Ребята, подойдите к столу, я вам предлагаю собрать паззл «Флаг России».
После того, как дети соберут паззлы, воспитатель подзывает их к мольберту, на котором изображен герб России.
Воспитатель: Посмотрите это герб – еще один символ России.
«…У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад — на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый, он и гордый.
Он – России дух свободный».
В. Степанов
Воспитатель : Ребята, а ведь есть еще один символ. Какой?
Дети : Гимн.
Воспитатель : Давайте его послушаем.
Звучит аудиозапись «Гимн России». муз. А. Александрова. сл. С. Михалкова.
(после прослушивания дети садятся на стулья)
Воспитатель: Сейчас прозвучал гимн России. Что вы можете сказать о нем? Какой он?
Предположительные ответы детей : Торжественный, величественный, гордый, красивый.
Воспитатель: Гимн, герб и флаг — это символы, которые есть у каждого государства.
… Берегите Россию!
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой!
Берегите Россию!
Нет России другой.
Е. Синицын
Воспитатель: Я приготовила вам небольшой сюрприз. Сейчас мы посмотрим презентацию о нашей стране, нашем городе.
Просмотр презентации «Россия – родина моя»
Воспитатель:
Цель: воспитание у детей чувства любви к близким людям, желание заботится друг о друге, быть внимательными.
Задачи:
Образовательные:
Ø дать детям элементарные представления о семье её роли в жизни человека;
Ø закрепить представления о родственных связях и взаимоотношениях .
Развивающие:
Ø упражнять детей в умении составлять творческие рассказы (о своей семье, называя близких родственников)
Ø развивать монологическую речь;
Воспитательные:
Ø воспитывать интерес к истории своей семьи, вызвать желание собирать семейный альбом.
Ø воспитание у детей инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками
Материал.
Круглые столы, фотографии сотрудников детского сада, семьи, детей, указка, клубок ниток, фотоаппарат, мольберт.
Предварительная работа:
1.Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейных традициях.
2.Чтение сказок Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».
3.Рисование на тему: «Мой дом», «Моя семья», «Моя мама.
4.Дидактические игры: «Я люблю», «Какая моя мама», «На кого я похож», «Давайте познакомимся»
5.Фотовыставка «Я дома», «Моя семья», «Наши защитники»
Ход занятия:
Воспитатель: - Дети, а вы знаете, что у взрослых есть такая традиция: обсуждать какие-либо вопросы, темы за круглым столом . Вот и сегодня я вас приглашаю поговорить за этим круглым столом.
(садимся за столы)
Всем удобно? И мне удобно. Когда столы стоят по кругу, то удобно разговаривать, так как мы хорошо видим друг друга.
Воспитатель: - Сейчас я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение, а потом ответить на вопрос о чём мы сегодня будем говорить на занятии.
Самые дорогие и близкие люди для меня,
Без которых мне прожить никак нельзя.
Друг о друге мы заботимся всегда
Это моя дружная…семья.
За столом нас очень много
Папа, дедушка и я,
Мама, бабушка, сестренка
Это вся моя… семья.
Воспитатель: Кто догадался, о чём мы сейчас будем говорить?
(ответы детей: о семье)
Воспитатель: - Правильно, мы с вами поговорим о разных семьях.
Воспитатель: - Как вы думаете, можно ли нашу группу назвать семьей? Почему?
Воспитатель: - Можно сказать, что воспитатели ваши вторые мамы? Почему? Они вас любят и заботятся, так же, как и мамы заботятся о вас дома.
Воспитатель: - Я покажу вам фотографии тех людей, которые заботятся о вас в детском саду. И вы расскажите об этом человеке: кто это? Как его зовут? И как он заботится о вас?
(рассказы детей)
Воспитатель: - Не только эти люди о вас заботятся, но и многие другие.
(собираю фотографии)
Воспитатель: - Вот это и есть вся большая дружная семья нашего детского сада. В своем любимом садике мы проводим праздники, интересные занятия, все вместе гуляем, играем, занимаемся спортом – все это происходит в нашей большой семье.
Воспитатель: - Но кроме семьи нашего детского сада, у каждого из вас есть семья близких родственников.
Как вы думаете, кого мы называем близкими родственниками?
Дети: (маму, бабушку, папу, дедушку, сестру, брата)
Воспитатель: Мы сегодня с вами посетим выставку фотографий, которые вы принесли из дома. Интересно, кто изображен на ваших фотографиях.
Рассказы детей по фотографиям. “Расскажи о своей семье”.
Воспитатель: задает вопросы:
Как мы их назовем одним словом? (ответы детей: семья)
Как будет называться фотография, где изображена семья? (ответы детей: семейная).
Как назовем нашу выставку? (ответы детей: выставка семейных фотографий).
Оказывается, что все мы любим своих мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер у кого они есть.
А что значит любить?
(То есть любить – это значит помогать во всем, беречь и заботиться, делать приятное, быть рядом друг с другом, жить в мире да согласии, не ссориться)
Физминутка: «Семейная зарядка»
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим, дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку:
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо, влево.
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Проблемная ситуация: “У кого самая большая семья?”.
Воспитатель: - Ребята, мне понравились ваши семейные фотографии, только я не знаю, чья семья самая большая?
(ответы детей: дети доказывают у кого семья больше, а у кого меньше).
Составление «поезда» из фотографий в хронологическом порядке “Я расту!”
Предлагаю детям подойти к столу с фотографиями детей запечатлённых на фото в разные возрастные периоды жизни. Предлагаю каждому ребёнку найти свои фото и разложить последовательно и доказать, почему так разложили.
(варианты ответов детей: новорожденная, младенец, ходила в ясли и т. д. зависят от фотографий).
Что с вами происходило за это время? (ответы детей: они росли)
Дидактическая игра “Мое имя”.
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас из фотографий получился поезд, вагончиков много, а пассажир во всех вагончиках один. Как зовут пассажира твоего (Настя) поезда?
(ответы детей: Аня, Настя и т. д)
Как называют тебя мама и папа? (Аня, Анечка, Анюта)
А как тебя будут звать, когда вырастешь? (ответы детей: и т. д.)
Как вы зовете своих родителей?
(ответы детей: мама и папа и т. д.)
Как называют их другие? (ответы детей)
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Связующая нить”. Для этого нам нужно сесть в круг.
(садимся в круг на ковре, передаем клубок друг другу)
Я начну передавать клубок ниток и чтобы все, у кого уже был этот клубок, держались за нить. Передавая клубок, скажите себе или своим товарищам любые пожелания. А сейчас натяните нить и закройте глаза. Представьте себе, что вы одно целое, одна семья. Каждый из вас важен и значим в этом целом. Вас любят, о вас заботятся в детском саду и дома, и вы должны отвечать им тем же.
Спасибо вам. Мне приятно было с вами общаться.
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Ребята, что понравилось вам больше всего на занятии.
А на память я предлагаю вам сфотографироваться.