• Пальчиковая гимнастика: развиваем руки малыша. «Развиваем пальчики — развиваем речь»

    11.07.2019

    Каждая мама знает – занятия с пальчиками чрезвычайно важны для развития ребенка. И действительно, укрепляя пальчики, мы не только делаем их ловкими, сильными, но и развиваем мозговые зоны, ответственные за формирование у ребенка таких важнейших функций как речь и мышление. Занятия с пальчиками полезны для детей любого возраста, но совсем необходимы они будущим первоклассникам, ведь написание букв и их элементов предъявляет особые требования к уровню развития у ребенка так называемой мелкой моторики.
    Итак, что же делать, чтобы укрепить пальчики ребенка? И оказывается, что существует много различных приемов и занятий, развивающих пальчики. Вот они:
    Лепка. Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины. Учите ребенка катать шарики и колбаски, расплющивать их в лепешки, просто надавливать пальцами, оставляя углубления, «примазывать» одни детали к другим, «вытягивать» детали из целого.
    Занятия с мозаикой. Полуторагодовалому малышу достаточно просто учиться захватывать элементы мозаики, круглые, квадратные, треугольные, формируя так называемый захват щепоткой, по-разному приспосабливая ручку к форме предмета. Ребенок постарше уже может вставлять детали мозаики в отверстия игрового поля – составлять узор по образцу, выкладывать «дорожки» разного цвета или же делать свой, пусть хаотичный рисунок. В играх с мозаикой развивается не только мелкая моторика, но и так называемая зрительно-моторная координация – умение выполнять действие под контролем зрения.
    Упражнения по системе Марии Монтессори. Мария Монтессори, уроженка Италии, посвятила свою жизнь созданию собственной системы развития детей. На занятиях по ее системе дети учатся самым разнообразным действиям, так или иначе развивающим пальчики. Это и шнуровка, и застегивание пуговиц, молний, замков, и завязывание ленточек. На уроке Монтессори-педагогики дети перебирают фасоль, сортируют перемешанные рис и гречку, пересыпают их из одной емкости в другую, перекладывают ложкой, пинцетом, переливают воду – пипеткой, из кувшина в кувшин. Как видите, все эти игры можно организовать и в домашней обстановке, достаточно запастись нехитрыми предметами: ложкой, чашкой, «сыпучим материалом», шнурком, картонкой с проделанными в ней дырочками, лоскутками ткани с пришитыми пуговицами и прорезанными петельками.
    Пальчиковые игры. Это, пожалуй, наиболее распространенный вид занятий с пальчиками, суть которого заключается в изображении какого-нибудь предмета или животного пальчиками. Например: на обеих руках соедините большой и указательный палец вместе (колечком) и поднесите к глазам – получились очки. Сложите ладони «лодочкой» – получилась лодочка. Или так: левую руку сожмите в кулак, сверху на него опустите раскрытую ладонь правой руки – получился стол.
    Гимнастика для пальчиков – это упражнения, развивающие пальчики, делающие их подвижными и сильными, а значит, способными красиво и аккуратно писать, ловко и долго выполнять «тонкую работу». Пальчиковая гимнастика включает в себя определенные движения: потряхивание ручками, сжимание и разжимание пальчиков в кулачок (в различном темпе, с разной силой), загибание пальчиков в кулачок (по очереди и одновременно), растопыривание пальчиков (с напряжением, силой, и более расслабленно), переплетение пальчиков вместе, раскачивание и вращение, как самими пальчиками, так и запястьями. При этом можно выполнять движения по отдельности или же разыграть с ребенком какую-нибудь историю, например, такую – «про лягушек»:
    «В одном болоте жили-были две лягушки (с этими словами положите руки на стол ладонями вниз и сожмите кулачки). Однажды, когда лягушки проголодались, они стали скакать с одной кувшинки на другую и ловить комаров (резко понимайте руки вверх на 10-15 см, одновременно растопыривая пальчики, и тут же опускайте их обратно, одновременно сжимайте кулачки). Но пока лягушки искали комаров, пошел дождь (выпрямите пальцы и барабаньте ими по столу). И лягушкам пришлось голодными, ни с чем, вернуться обратно на свою кувшинку, чтобы спрятаться там от дождя (опять «прыгайте», как лягушки, а потом сожмите руки в кулаки)».

    Связь речевой функции с точными движениями пальцев рук зафиксирована исследователями еще в 18 веке. Просветитель того времени Н.И.Новиков предлагал для умственного развития дитяти «побуждать его выполнять действия над вещами». Известный психоневролог В.М. Бехтерев прямо указывал на связь движений руки и развития речи.

    Влияние развития пальчиков на речевые способности детей

    Развитие тонких движений кисти и пальцев – своего рода тест на речевое развитие. Чем более ребенка, тем ближе его речевое развитие к возрастной норме. И, наоборот, если рука и пальчики развиты недостаточно, следовательно, и развитие ребенка имеет невысокий уровень развития.

    Важно : Взаимосвязь речи и мелкой моторики пальцев рук основана на том, что центры головного мозга, отвечающие за речевое развитие и движения пальцев, находятся очень близко друг от друга. Занимаясь пальчиковыми играми и другими упражнениями для развития точности и гибкости пальцев, мы одновременно активизируем соседние речевые зоны.

    Проблема тотального речевого недоразвития современных детей, несоответствие речи возрастным нормам волнует их родителей, педагогов, логопедов. Вполне возможно, что и здесь имеет место общее недоразвитие мелкой моторики.

    На долю детских ручек приходится совсем немного естественных «тренажеров»:

    1. Обувь с липучками, а не со шнурками.
    2. Редкие прогулки, в течение которых не удается поиграть с песком и камешками.
    3. Постепенный отказ от домашнего рукоделия.
    4. Насыщенность современного жилья бытовой техникой.
    5. Замена продуктивной деятельности (рисование, лепка, моделирование, аппликация) просмотром телепередач и компьютерными играми
      привели к тому, что мелкая моторика детских рук, а вместе с ней и речь, развиваются хуже, чем хотелось бы.

    Желательно начинать стимуляцию движений пальцев и кисти детей как можно раньше, лучше еще в грудном возрасте. Массаж пальчиков и ладошки в сопровождении песенок и потешек сделает его веселым развлечением. Мудрая народная педагогика подсознательно понимала важность таких игр. Недаром в фольклоре каждого народа имеются песенки типа нашей «Сороки-вороны». По мере роста ребенка, расширения его активного и пассивного словаря диапазон игр расширяется, и на первый план выходят пальчиковые игры.

    Пальчиковая игра как стимулятор речевого развития ребенка

    Сначала движения игры вместе с проговариванием теста выполняет мама, а малыш просто смотрит. При этом можно сидеть рядом с малышом или напротив него. Часть движений сначала можно воспроизводить, «руководя» его пальчиками, но вскоре даже малыши раннего возраста, привлеченные эмоциональными четверостишиями и их драматизацией, будут самостоятельно пытаться повторить упражнения.

    Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики)
    Мы во двор пошли гулять («шагаем»),
    Бабу снежную лепили (имитируем катание снежных шариков),
    Птичек крошками кормили (щепоткой из трех пальцев),
    С горки ледяной катались (скатываем кулачок от сгиба локтя),
    А потом в снегу валялись (поворачиваем вверх-вниз кисти рук),
    Все в снегу домой пришли (отряхиваем с плеч и локтей воображаемый снег),
    Съели суп (имитируем),
    И спать легли («спим»).

    Перед нами елочка (руки соединены треугольником),
    Шишечки (показываем кулачки),
    Иголочки (показываем указательный пальчик),
    Шарики (обе руки показывают по кольцу из 2 пальцев),
    Фонарики (танцевальное движение «фонарики»),
    Свечки (руки вместе пальчиками вверх),
    Звезды (растопыриваем пятерни),
    Человечки («бежим» по колену).

    Тук-тук-тук (кулачком об кулачок),
    Да-да-да (хлопаем в ладоши),
    Можно к вам? (снова стучим кулачками),
    Рад всегда! (снова хлопаем).

    Мы капусту рубим (стучим ребром одной ладони по раскрытой ладошке другой),
    Мы морковку трем (кулачком быстро проводим вверх-вниз по другой ладошке),
    Мы капусту солим (имитируем щепоткой),
    Мы капусту жмем (пожимаем одну руку другой, меняя их положение).

    Малыш не повторяет текст? Ничего страшного, пока достаточно того, что он старается соответствовать движениями своих пальчиков маминым словам. Осваивать их лучше с самых простых 2-3 игр, но вскоре и маме, и малышу захочется большего, и уже через несколько месяцев он будет знать несколько десятков веселых стихов, сопровождаемых движениями, без принуждения развивающих точность и координацию движений.

    Другие упражнения для развития пальчиков и стимуляции речевого развития

    Кроме существует множество интересных и захватывающих внимание занятий для развития тонких и скоординированных движений пальцев и кисти.

    Приведем некоторые из них:

    1. Упражнения с прищепками – прикрепление их к схематичному изображению ежика, серединки цветка, солнышка, «кусание» прищепкой ногтевых фаланг, прикрепление бельевых прищепок на веревку.
    2. «Пальчиковый бассейн» — манипулирование мелкими игрушками в тазу, коробке, лотке, маленьком аквариуме, наполненных промытым песком, мелкими камешками, фасолью, горохом, манкой, гречкой, рисом. Игрушки можно прятать и искать, разыгрывать мини-спектакли.
    3. Перекатывание в ладонях и между пальцами латексных массажных мячиков, грецких орехов для стимуляции нервных окончаний и улучшения кровообращения, катание по столу цветных карандашей.
    4. Запуск маленьких волчков для развития точных движений пальцев и кисти.
    5. Выкладывание разных фигур из цветных резинок на доске с набитыми на нее гвоздиками — для развития глазомера и мускулатуры рук.
    6. Нанизывание на шнурок разноцветных бусин и маленьких фигурок для совершенствования зрительно-моторной координации.
    7. Криотерапия – игры с ледяными шариками для расширения мелких сосудов и улучшения питания тканей. Игры занимают от 5 секунд до 1 минуты, проводятся в течение месяца через день-два.
    8. Шнуровки – протаскивание шнурка через самодельные или готовые изображения ботинок, домиков и других фигурок. Развивает глазомер, внимание, тонкие движения кисти и пальцев.
    9. Создание картин из макарон, крупы, семечек, фасоли, ненужных пуговиц – приклеивание по контуру на основу из цветного картона изображений. Развивает мелкую моторику, художественный вкус.

    Для развития мелкой моторики ребенка посредством пальчиковых игр не нужно больших материальных вложений — почти все необходимые материалы найдутся в каждом доме.

    Достаточно уделить этому интересному занятию немного времени и терпения, и результатом родительских усилий будет стимуляция речевого развития ребенка .

    Семинар – практикум для родителей в 1 младшей группе
    «Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»

    Задачи:
    1. Познакомить родителей с пальчиковыми играми.
    2. Познакомить с методикой пальцевого массажа.
    3. Привлечь к изготовлению пособия для развития речи.
    4. Обучить игровым приемам: сопровождение действий словами в игре; повторение звукосочетаний; проведение логоритмических упражнений.

    Оборудование: цветные веревочки, пробки от пластиковых бутылок, картотека пальчиковых игр, листы ватмана А-4, картинки, ножницы, клей, файлы, камешки, шестигранные карандаши, грецкие орехи.

    План проведения встречи:
    1. Упражнение «Приветствие».
    2. Рассказ о развитии мелкой моторики.
    3. Задание: придумай игру с предметами.
    4. Показ пальчиковых игр (стихи, иллюстрации к ним).
    5. Задание: рассказать с помощью пальчиков сказку.
    6. Игры на бумаге: рисование, наклеивание (практическое задание).
    7. Знакомство с методикой пальцевого массажа.
    8. Итог встречи.

    1. Упражнение «Приветствие».

    Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады видеть вас на нашей встрече. Я предлагаю вам встать в круг и поздороваться друг с другом.
    Упражнение «Путаница»
    Описание: Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе «друга по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе «другу по рукопожатию» (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.

    2. Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие

    Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».
    Почему же развитие мелкой моторики так важно?
    В исследованиях М.Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.
    На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
    Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача родителей - превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку!
    Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
    Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
    Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
    С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
    Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
    Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
    Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
    Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
    И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

    ДОЖДИК
    Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
    Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем пальцы
    Барабанит по окошку,
    Напугал большую кошку,
    Вымыл зонтики прохожих,
    Крыши дождик вымыл тоже.
    Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями
    Дождик кончился. Устал. Кладем ладони на стол

    3. Задание для двух команд: придумай игру с предметом.

    Одной команде предложить цветные веревочки; второй команде – пробки от пластиковых бутылок.
    Веревочки: завязывать узелки, прятать в руке, выкладывать рисунки, заплетать косички…
    Пробки: выкладывать узоры, строить башню, ходить «на лыжах»…

    4. Показ пальчиковых игр.

    Родители выбирают из картотеки любую игру, показывают иллюстрацию к ней и проводят игру со всеми родителями.
    Я предлагаю вам игры, которые можно проводить с детьми дома (Приложение 1)

    5. Задание: пальчики рассказывают сказку.

    Вспомним сказку «Курочка Ряба» и расскажем ее с помощью пальчиков.
    Жили-были дед
    (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
    и баба
    (изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).
    И была у них курочка Ряба
    (для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),
    Спеша курочка яичко
    (округлите пальцы и соедините их кончики).
    Да не простое а золотое, Дед бил, бил
    (постучите кулаком по «яичку»)
    - не разбил. Баба била, била
    (стучите кулаком по «яичку»)
    - не разбила.
    Мышка бежала
    (для детей младшего возраста - пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),
    Хвостиком махнула
    (помашите указательным пальцем)
    - яичко упало и разбилось
    (уроните расслабленные руки на колени).
    Дед плачет
    (закройте лицо руками).
    Баба плачет (закройте лицо руками).
    А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко
    (округлите пальцы и соедините их кончики)
    другое, не золотое, а простое.

    А сейчас вспомните сказку или стихотворение и попробуйте нам рассказать с помощью пальчиков.

    6. Игры на бумаге.

    Игры с бумагой могут надолго занять кроху, к тому же такое времяпрепровождение пойдет малышу на пользу, а от родителей не потребует особых материальных затрат.

    Научите ребенка мять бумагу и скатывать из мятых листов шарики. А 2-летний малыш вполне может самостоятельно сделать из них бумажную скульптуру - забавного снеговика. Полезное занятие - «отщипывание-отрывание» пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Полученные обрывочки пусть малыш сложит пальчиками в пластиковый стаканчик из-под йогурта - получится бумажное мороженое.

    Покажите ребенку, как скатывать рулончики из бумажных полосок - это будут рулетики или улиточки, кому что нравится! Все эти развивающие игры способствуют развитию детских пальчиков не хуже дорогих игрушек.

    Я предлагаю вам сделать основу для игры со своим ребенком. У вас на столе картинки, листы ватмана, клей, ножницы. Подумайте, пофантазируйте и создайте какой-нибудь сюжет.
    Родители выполняют задание.
    А теперь ваши красивые аппликации мы вложим в файл, на котором ваш ребенок сможет рисовать фломастером дорожки, дождик, цветочки и т.д.
    Вот несколько примеров таких игр (Приложение 2).

    7. Знакомство с методикой пальцевого массажа.

    Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.
    Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом
    - работа рук способствует психическому успокоению
    - предотвращает развитие утомления в мозговых центрах
    - способствует возникновению успокаивающего эффекта

    Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
    Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа, с которой я хочу вас познакомить (Приложение 3)

    8. Итог встречи.

    Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за работу и прошу вас рассказать о своих впечатлениях и пожеланиях.

    Приложение 1

    Мелкая моторика (практика)

    Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.

    1.Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

    2. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

    3. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
    «У сосны, у пихты, елки
    Очень колкие иголки.
    Но еще сильней, чем ельник,
    Вас уколет можжевельник».

    4. Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
    «В зоопарке мы бродили,
    К каждой клетке подходили
    И смотрели всех подряд:
    Медвежат, волчат, бобрят».

    5. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
    "Месим, месим тесто,
    Есть в печи место.
    Будут-будут из печи
    Булочки и калачи".

    6. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

    7. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

    8. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
    «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
    Мы любим забавы холодной зимы».
    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

    9. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

    Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

    10. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
    «Сильно кусает котенок-глупыш,
    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
    НО я же играю с тобою, малыш,
    А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

    11. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

    Приложение 2

    Игры на бумаге

    Игра «Дорожки»

    Нарисуйте с двух сторон листа два домика, между ними дорожку. Около домиков можно нарисовать или наклеить вырезанные из детского журнала изображение любой зверюшки или другого персонажа. Малышу будет нужно сказать, что зверюшки ходят друг к другу в гости, помоги им. Если малышу не интересны зверюшки, нарисуйте ему машинки, паровозики или кораблики. А малыш должен будет провести фломастером по дорожке. Если он не понял, что нужно сделать, возьмите второй фломастер и сделайте это сами, тогда он будет повторять за вами.

    Можно нарисовать не два, а три-четыре домика и несколько дорожек между ними. Дорожки на разных рисунках могут быть разными – прямыми или извилистыми, узкими или широкими.

    Игра «Догонялки»

    Вариант предыдущей игры, когда один персонаж бегает за другим. Рисуете дорожку по кругу и на ней два-три персонажа. Рисовать нужно по кругу.

    Игра «Соединялки»

    Это рисование полосочек разной длины. Сюжет игры придумайте, опираясь на интересы вашего малыша. Это могут быть зверюшки, у которых улетели воздушные шарики, которые надо соединить «привязать» ниточками. Причем ниточки вы тоже нарисуйте, но не ярко, например, светло-серым цветом, чтобы малышу было видно, где рисовать.

    Можно соединять бусины одну за другой, вагончики в поезде друг с другом, верблюдов в караване и так далее. Можно дорисовывать «сломавшиеся» ступеньки у лесенки, стебельки к цветочкам. Можно рисовать дождик, который льется из тучки, чтобы выросли эти цветочки.

    Игра «Волны»

    Нарисуйте озеро или речку, по которой плавают уточки или корабли. На воде нарисуйте волны – небольшие S-образные линии. Во время игры малышу нужно будет обвести их и\или нарисовать еще волны.

    Игра «Прятки»

    Нарисуйте картинку леса, например. Достаточно одного-двух деревьев, травки, цветочков, грибочков. В лесу – два зверя, один из которых боится другого, например, заяц и лиса. Если вы не умеете рисовать, воспользуйтесь трафаретами, художественными рамками или просто наклейте картинки. Малышу нужно спрятать одного из зверей, спасти от другого, то есть закрасить, закалякать, как можно гуще. Можно прятать рыбок от рыбака, зверей от охотника, малыша от комаров и так далее. Прятать можно большие персонажи и предметы или маленькие, это разнообразит ваши игры.

    Приложение 3

    Японская методика пальцевого массажа

    1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.
    Я возьму зубную щетку,
    Чтоб погладить пальчики.
    Станьте ловкими скорее
    Пальчики-удальчики.

    2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно
    вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять».
    Мячик мой не отдыхает,
    На ладошке он гуляет.
    Взад-вперед его качу,
    Вправо-влево – как хочу.

    3. Массаж шестигранными карандашами:
    Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

    Карандаш в руках катаю,
    Между пальчиков верчу.
    Непременно каждый пальчик,
    Быть послушным научу.

    4. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) пальчиками:

    Дома я одна скучала,
    Бусы мамины достала.
    Бусы я перебираю,
    Свои пальцы развиваю.

    5. Массаж грецкими орехами:
    Катать два ореха между ладонями, прокатывать один орех между двумя пальцами

    Я катаю мой орех,
    Чтобы стал круглее всех.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО: мелкая моторика

    Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику –массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными.

    «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский) .

    Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
    Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

    На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
    Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппараnf/

    Простые и доступные упражнения

















    К артотека упражнений массажа и самомассажа

    К артотека пальчиковых игр

    «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук, таким образом, дошкольника подготавливают к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.

    Превращая это в игру, говоря: "Пальчик, пальчик, где ты был?" - "С этим братом в лес ходил, с этим братом суп варил, с этим братом кашу ел, с этим братом песню пел".

    • «Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
    • «Слоненок» - (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.
    • «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы») .
    • «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
    • «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
    • «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

    При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

    Чтение потешки и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребёнка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки, читаются неторопливо, отчётливо. При этом ещё развивается память ребёнка в заучивании потешки.

    Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

    «Сорока»

    Сорока -белобока

    Кашку варила,

    Детишек кормила.

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала.

    «Моя семья»

    Этот пальчик дедушка,

    Этот пальчик бабушка,

    Этот пальчик папочка,

    Этот пальчик мамочка,

    Этот пальчик хочет спать.

    Этот пальчик - прыг в кровать!

    Этот пальчик прикорнул.

    Этот пальчик уж заснул.

    Встали пальчики. Ура!

    В детский сад идти пора.

    • Упражнения на коррекцию точности направления руки.

    С целью формирования умения проводить длинные и короткие вертикальные и наклонные линии сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии слева направо, точно соединяя между собой рисунки, точки.

    Задания: Изобрази, как капельки падают из облака в лужу, пчелка летит с цветка на цветок, машина едет в гараж и т. п.

    Задание: Нарисуй, как кораблик плывет по волнам.

    Задания: «Намотай клубочки» (от края и от центра по часовой стрелке) , стараясь не отрывать карандаш от бумаги; нарисуй внутри большой фигуры такие же, но постепенно уменьшающиеся фигуры; вокруг маленькой фигуры нарисуй постепенно увеличивающиеся фигуры.

    • Упражнение с дыроколом

    Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.

    • Трубочки для коктейля

    Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

    • Бусы

    Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.

    • Рисунок из фасоли

    На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклевает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.

    • Сортировка семян

    Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

    • Игры-шнуровки

      В играх с шнурованием развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки. Существуют и сюжетные шнуровки ("Наряди ёлочку", "Помоги ёжику собрать урожай"). Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще игра-драматизация, в которой шнурование вводится как элемент разыгрывания сказки. Сюжетные шнуровки бывают разной степени сложности.

    • Мозаика

    Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.

    • Упражнения по координации движений пальцев, кисти, предплечья и плеча.

    Упражнение 1. Ладошки лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Упражнение повторяется в обратном порядке.
    Упражнение 2. Ладошки лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
    Упражнение 3. Ребенок зажимает ручку (или любой другой пишущий инструмент) средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы, следя, чтоб ручка не опускалась ниже большого пальца.
    Упражнение 4. На столе лежат 10 карандашей. Одной рукой ребенок собирает в кулак карандаши, беря их по одному, далее кладет обратно на стол также по одному.
    Упражнение 5. Ребенок зажимает карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и «шагает» по поверхности стола.
    Упражнение 6. Ребенок, представив, что в ладошках находится мячик, совершает движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.
    Упражнение 7. Ребенок зажимает конец ручки указательным и средним пальцами правой руки и, переворачивая ручку, вкладывает ее длинным концом в левую руку, и обратно. При этом нужно контролировать, чтобы руки ребенка упирались в край стола, локти чуть свешивались, а ладони были приподняты над поверхностью. Тогда ручка будет вращаться правильно - в вертикальной плоскости.

    Развитие мелкой моторики в быту

    Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным:

    1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

    2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.

    3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

    4. Лепить из теста печенье.

    5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

    6. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

    7. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

    8. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

    9. Помогать перебирать крупу.

    10. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

    11. Собирать на даче или в лесу ягоды.

    12. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

    13. Вытирать пыль, ничего не упуская.

    1. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

    15. Затачивать карандаши (точилкой).

    • Нетрадиционные приемы
    1. Рисование песком на стекле
    2. Рисуем пальчиками ладошками и ножками
    3. Поделки из бросового материала.
    4. Поделки из пластиковых бутылок

    Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие

    Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».
    Почему же развитие мелкой моторики так важно?
    В исследованиях М.Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.
    На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
    Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача родителей - превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку!
    Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
    Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
    Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
    С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
    Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
    Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
    Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
    Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
    И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

    ДОЖДИК
    Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
    Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем пальцы
    Барабанит по окошку,
    Напугал большую кошку,
    Вымыл зонтики прохожих,
    Крыши дождик вымыл тоже.
    Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями
    Дождик кончился. Устал. Кладем ладони на стол

    3. Задание для двух команд: придумай игру с предметом.

    Одной команде предложить цветные веревочки; второй команде – пробки от пластиковых бутылок.
    Веревочки: завязывать узелки, прятать в руке, выкладывать рисунки, заплетать косички…
    Пробки: выкладывать узоры, строить башню, ходить «на лыжах»…

    4. Показ пальчиковых игр.

    Родители выбирают из картотеки любую игру, показывают иллюстрацию к ней и проводят игру со всеми родителями.

    5. Задание: пальчики рассказывают сказку.

    Вспомним сказку «Курочка Ряба» и расскажем ее с помощью пальчиков.
    Жили-были дед
    (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
    и баба
    (изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).
    И была у них курочка Ряба
    (для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),
    Спеша курочка яичко
    (округлите пальцы и соедините их кончики).
    Да не простое а золотое, Дед бил, бил
    (постучите кулаком по «яичку»)
    - не разбил. Баба била, била
    (стучите кулаком по «яичку»)
    - не разбила.
    Мышка бежала
    (для детей младшего возраста - пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),
    Хвостиком махнула
    (помашите указательным пальцем)
    - яичко упало и разбилось
    (уроните расслабленные руки на колени).
    Дед плачет
    (закройте лицо руками).
    Баба плачет (закройте лицо руками).
    А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко
    (округлите пальцы и соедините их кончики)
    другое, не золотое, а простое.

    А сейчас вспомните сказку или стихотворение и попробуйте нам рассказать с помощью пальчиков.

    6. Игры на бумаге.

    Игры с бумагой могут надолго занять кроху, к тому же такое времяпрепровождение пойдет малышу на пользу, а от родителей не потребует особых материальных затрат.

    Научите ребенка мять бумагу и скатывать из мятых листов шарики. А 2-летний малыш вполне может самостоятельно сделать из них бумажную скульптуру - забавного снеговика. Полезное занятие - «отщипывание-отрывание» пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Полученные обрывочки пусть малыш сложит пальчиками в пластиковый стаканчик из-под йогурта - получится бумажное мороженое.

    Покажите ребенку, как скатывать рулончики из бумажных полосок - это будут рулетики или улиточки, кому что нравится! Все эти развивающие игры способствуют развитию детских пальчиков не хуже дорогих игрушек.

    Я предлагаю вам сделать основу для игры со своим ребенком. У вас на столе картинки, листы ватмана, клей, ножницы. Подумайте, пофантазируйте и создайте какой-нибудь сюжет.
    Родители выполняют задание.
    А теперь ваши красивые аппликации мы вложим в файл, на котором ваш ребенок сможет рисовать фломастером дорожки, дождик, цветочки и т.д.
    Вот несколько примеров таких игр.




    Похожие статьи