• Темы занятий для подготовительной группы. План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Занятие в подготовительной группе "Я смогу!"

    21.04.2019

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 3»

    Конспект открытого занятия

    в подготовительной группе

    «Я смогу!»

    Составил: педагог-психолог

    Кунаковская Е.В.

    г. Донской

    Конспект открытого занятия

    в подготовительной группе

    «Я смогу!»

    Тема: «Развитие познавательных процессов».

    Цели: 1. Развитие памяти, внимания, мышления;

    2. Расширение общего кругозора;

    3. Обучение навыкам саморегуляции;

    4. Снижение общей тревожности;

    5. Воспитание уверенности в себе;

    6. Коррекция гиперактивности.

    Оборудование: мяч, бланки ответов к упражнениям, простые карандаши на каждого ребёнка, фломастеры гладкие и ребристые по одному каждого (на каждого ребёнка), магнитофон с записью лёгкой музыки, цветные флажки.

    Ход занятия:

    1. Минута встречи.

    Все встают в круг.

    Здравствуйте! Я рада снова вас всех видеть. Давайте поприветствуем друг - друга.

    Затем все хором произносят: - Добрый день! добрый день!

    Солнце, свет, земля!

    Очень рады видеть вас

    Мои друзья и я!!!

    Ребята, представьте, что вы можете только петь. Каждый должен пропеть своё имя, а все за ним повторяют.

    3. Упражнение «Передай своё настроение».

    А теперь я предлагаю вам передать своё настроение с помощью мимики.

    4. Упражнение «Вопросы».

    Дети получают мяч и передают его друг - другу. У кого в руках мяч, тот отвечает на вопрос: - Кто с тобой сегодня первым поздоровался?

    Какой сегодня день недели?

    Какое у тебя отчество?

    Какие дни – соседи вторника?

    Какая сейчас часть суток?

    Какое сейчас время года?

    Сколько дней в неделе?

    Сколько месяцев в году?

    Когда у тебя день рождения?

    Где ты живёшь (адрес)?

    Каких домашних животных ты знаешь?

    Каких диких животных ты знаешь?

    Назови три овоща.

    Назови три фрукта.

    Какие соседи среды?

    Кто лечит людей?

    Кто поёт песни?

    Назови числа – соседи цифры 2.

    Кто заботиться о вас в детском саду?

    Сколько тебе лет?

    5. Игра «Ах, какой я молодец».

    Дети движутся подскоками по кругу.

    Психолог любые числа. Когда прозвучит число «семь», дети останавливаются, хлопают в ладоши и произносят: «Ах, какой я молодец!» Затем игра возобновляется.

    6. Упражнения для развития тонкой моторики.

    6.1. «Моем руки».

    Дети имитируют движения:

    - «открываем кран»,

    - «подставляем руки под воду»;

    - «намыливаем руки мылом»;

    - «намыливаем каждый пальчик»;

    - «смываем мыльную пену»;

    - «стряхиваем капельки воды»;

    - «закрываем кран»;

    - «вытираем руки полотенцем».

    6.2. «Пальчики «целуются».

    Каждый пальчик должен поочерёдно коснуться большого пальчика.

    6.3. «Переплетаем пальчики».

    Переплетаем пальчики так, чтобы сначала впереди был мизинец одной руки, затем другой.

    7. Упражнение «Четвёртый лишний».

    Детям предлагается сесть за столы. На каждом столе лежат бланки, на которых изображены по 4 строчки с картинками; 3 картинки в каждой строке объеденены общим смыслом, а 4-я - лишняя. Следует найти и зачеркнуть лишнюю картинку в каждой строке.

    8. Упражнение «Узнавание фигур».

    Детям показывается таблица с 9 геометрическими фигурами, время экспозиции – 15 секунд. Им необходимо запомнить фигуры. Сразу после показа им нужно в ответном бланке вычеркнуть увиденные в таблице 9 фигур, находящихся среди других 24 фигур.

    9. Упражнения на развитие тонкой моторики.

    9.1. «Добываем огонь».

    Дети с напряжением прокатывают карандаши - сначала с круглой, затем с ребристой поверхностью – между соединёнными ладонями.

    9.2. Положить руки на стол ладонями вверх. Приподнимать поочерёдно вверх пальчики каждой руки.

    10. Этюд «Из семечка в дерево».

    Детям предлагается вернуться на ковёр.

    Психолог говорит:

    « Вы превратились в маленькое сморщенное семечко. Его положили на землю (дети ложаться на ковёр в позе зародыша). На него светило солнышко, его поливал дождики постепенно из него проклюнулся маленький росточек. Он рос, рос (дети медленно встают), дружил с солнышком и превратился в большое раскидистое дерево (дети встают во весь рост). Оно здоровалось своими веточками с другими деревьями, приветливо шелестело зелёными листочками и дарило всем свою любовь (дети покачивают раскинутыми вверху руками, поворачиваясь корпусом в разные стороны и улыбаясь друг-другу).

    11. Игра «Нелепицы».

    Детям предлагается сесть на коврик в круг. Психолог говорит: «Я буду начинать предложение, конец его неправильный, а вы придумаете правильный конец».

    Летает в небе круглый год.

    Я знаю, это … бегемот (вертолёт).

    Любят обезьяны

    Спелые … тюльпаны (бананы).

    Ловит … кошек (мышек) ловко

    Большая мышеловка.

    Жила-была старушка

    В маленькой … подушке (избушке).

    На ромашке сидит … старикашка (букашка).

    Бегемот засунул в рот … крот (бутерброд).

    12. Игра «Строим рифмы».

    Детям предлагается закончить предложения:

    В норе шуршат шесть … (мышат).

    Надела трясогузка сиреневую … (блузку).

    Двойняшки-неваляшки надели две … (тельняшки).

    Налей-ка, канарейка, мне водички в … (лейку).

    Этот бублик стоит … (бублик).

    13. Упражнение «Волны».

    Психолог предлагает детям встать в круг и «превратиться» в волны. Один из детей – «купальщик». Он находится в центре круга. «Волны» журчат и поглаживают «купальщика» нежно и ласково по разным частям тела. В роли купальщика должен побывать каждый ребёнок.

    14. Итог занятия – упражнение «Оценка».

    «Наше занятие подошло к концу. Сейчас каждый из вас оценит свою работу. Подойдите к столу. Какие вы видите флажки? (Красные, жёлтые, зелёные, синие). Запомните: красный флажок – всё получилось отлично; жёлтый – всё получилось хорошо; зелёный – только часть заданий выполнена так, как хотелось; синий – не получилось так, как хотелось. Подумайте и возьмите нужный флажок».

    Дети оценивают свою работу, я фиксирую выбор каждого ребёнка.

    15. Прощание.

    Дети возвращаются на свои места за столами. Все хором произносят:

    Мы славно потрудились,

    Немало мы узнали,

    Чуть-чуть добрее стали.

    И дружно поиграли!

    Психолог: - «Молодцы! Спасибо вам всем за внимание!»

    Ход занятия:

    1. Минута встречи.

    2. Упражнение «Пропой своё имя».

    3. Упражнение «Передай своё настроение».

    4. Упражнение с мячом «Ответь на вопрос».

    5. Игра «Ах, какой я молодец!».

    6.1. «Моем руки»;

    6.2. «Пальчики целуются»;

    6.3. «Переплетаем пальчики».

    7. Упражнение «Четвёртый лишний».

    8. Упражнение «Узнавание фигур».

    9. Упражнения на развитие тонкой моторики:

    9.1. «Добываем огонь»;

    9.2. «Поднимем пальчики».

    10. Этюд «Из семечки в дерево».

    11. Игра «Нелепицы».

    12. Игра «Строим рифмы».

    13. Упражнение «Волны».

    14. Итог занятия – упражнение «Оценка».

    15. Прощание.


    Елена Юрьевна Александрова
    Подготовительная группа в детском саду

    Подготовительная группа в детском саду

    Я хотела бы Вам поведать свою историю педагогической деятельности…

    А началось всё с того, что еще, будучи школьницей, я начала интересоваться естественными науками. И по окончанию школы моя судьба была уже предопределена… И выбор пал на педагогический университет, институт экологии и географии.

    …По воле судьбы сложилось так что, проработав сравнительно короткое время в школе, я решила сменить специфику. И на этот раз судьба связала меня с дошкольным образованием.

    Начав работать в неизвестной мне сфере, пришлось столкнуться с осторожностью, недоверием и недопонимаем родителей.

    А выражалось это в том, что родители не знали, что на самом-то деле подразумевает в себя детский сад . Многие думали, что детский сад сыграет незначительную роль в становлении будущей личности, и поэтому не уделяли особого внимания. И даже не подразумевали, что в детском саду ведется интенсивная и огромная работа с детьми.

    Но ведь именно здесь, среди детского коллектива , ребенок учится воспринимать окружающий мир своими детскими глазками , а не через призму родителей. В детском саду дети делают первые шаги самостоятельности и самодисциплины, учатся подстраиваться под заведенный режим, привыкают к определенному ритму жизни. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного малыша к аккуратности, точности и порядку.

    И в случае нарушения режима дня, то есть запаздывание еды, сна, прогулок… Все это может отрицательно сказаться на нервной системе детей. И они в свою очередь становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

    Поэтому давайте ближе познакомимся о том, что ожидает вашего кроху в подготовительной группе .

    Как уже было сказано дети привыкают к определенному режиму дня, который осуществляется каждый день строго по графику :

    прием детей, самостоятельная деятельность;

    утренняя гимнастика;

    прогулка на свежем воздухе;

    возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность;

    дневной сон;

    постепенный подъем, закаливающие процедуры;

    игры, самостоятельная деятельность;

    прогулка;

    возвращение с прогулки;

    уход домой.

    Давайте более подробно рассмотрим режим дня в подготовительной группе .

    1. Прием детей, самостоятельная деятельность.

    Во время утреннего приема мы стараемся создавать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Обращаем внимание на внешний вид и на приветствие детей. Воспитатель обязан проследить, чтобы все нашли себе интересную деятельность и не мешали другим детям. В случае если ребенок не мог самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему : подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек или дать ребенку какое-либор конкретное поручение.

    организация умывания небольшими группами детей . Нужно следить за тем, чтобы дети аккуратно намыливали руки, не разбрызгивая воду. И самое главное необходимо следить за тем, чтобы дети пользовались только своим полотенцем и аккуратно вешали его на свое место после процедуры умывания.

    3. Завтрак

    Что уж говорить о питании…Любой диетолог подтвердит, что

    правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

    В процессе еды педагог должен контролировать осанку детей, стараться, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Тем самым воспитывая культурно-гигиенические навыки приема пищи.

    4. Игры, подготовка к занятию

    Проводится индивидуальная работа с детьми, беседа об их семье.

    Перед занятием имеет смысл провести с детьми игру средней

    подвижности – на ловкость или координацию.

    5. Занятие

    Занятия с детьми старшего дошкольного возраста, в первую очередь, направлены на развитие способностей, которые станут необходимы им при поступлении в школу. Как правило, воспитание и обучение детей осуществляется через игры.

    Одной из главных задач является обучение детей родному языку, грамоте, а также развитие речи и речевого общения. На занятиях дошкольников учат вникать и понимать речь педагога, отражать в речи свои приобретенные знания, выделять признаки предметов, а также группировать предметы по общим признакам. Кроме того дети обучаются чтению, письму, счету, а также тренируют память, логику и внимание.

    Немаловажную роль в дошкольном развитии ребенка играет физкультурный досуг. В процессе физической подготовки накапливается и обогащается двигательный опыт детей, развиваются такие физические качества, как сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость, а также координация движений.

    Отдельное внимание в старшем дошкольном возрасте уделяют кружковой работе. Дети занимаются художественно-продуктивной, музыкальной деятельностью, работают с бумагой, соленым тестом или другим природным материалом. Все это и еще многое другое способствует развитию творческих способностей.

    Конечно, детей ждут не только занятия, но и веселые прогулки и развлечения.

    6. Прогулка на свежем воздухе

    В ходе подготовки к прогулке детям дается подробная установка на

    предстоящую деятельность – группа должна быть приведена в порядок перед выходом; напомнить детям правила проведения в раздевальной комнате. Воспитатель должен контролировать последовательность одевания, перед выходом на прогулку. Также стоит обратить внимание детей на их внешний вид. В ходе подготовки к прогулке воспитатель устраняет ошибки очевидные детей в процессе одевания.

    В процессе прогулки воспитатель наблюдает за содержанием игр и взаимоотношением детей в этих играх. На прогулке проводится подвижная игра, также привлекаются дети к уборке участка.

    Стоит организовать наблюдения за живой и неживой природой. Перед уходом с прогулки детям дается указание на предстоящую деятельность – от приведения участка в порядок до входа в группу .

    7. Возвращение с прогулки и обед

    См. пункт «Завтрак»

    8. Дневной сон

    В процессе подготовки ко сну воспитатель следит за дисциплиной :

    дети не должны отвлекаться лишними играми, разговорами, не должны шуметь.

    Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Воспитываются – бережное отношение к вещам, аккуратность, положительное отношение к дневному сну.

    9. Постепенный подъем, закаливающие процедуры

    Всем известно, что закаливание полезно для всех возрастов. Но особенное влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста. Закаленный детский организм легче адаптируется в неблагоприятных условиях, повышается иммунитет, устойчивость к недостатку кислорода, также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее.

    Закаливание детей состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни : воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

    Закаливание мы проводим путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды) .

    В своей работе после дневного сна мы используем сочетание

    закаливания стоп прохладной водой с ходьбой по тактильным дорожкам для профилактики плоскостопия.

    После закаливания воспитатель следит за дисциплиной и порядком одевания детей в спальне. Воспитывается самостоятельность и аккуратность.

    10. Полдник

    См. пункт «Завтрак»

    11. Игры, самостоятельная деятельность

    См. пункт «Игры и подготовка к занятиям »

    12. Прогулка и возвращение с прогулки

    См. пункт «Прогулка и возвращение с прогулки»

    См. пункт «Завтрак»

    14. Уход домой

    Родители должны быть проинформированы об успехах ребенка в

    группе , необходимо продемонстрировать работы детей. Также педагог информирует родителей о проблемах и способах их решения. Необходимо напомнить ребенку о правилах хорошего тона, ребенок должен попрощаться с детьми и воспитателем.

    Рассмотрев режим дня, стоит добавить, что одним из многих факторов развития детей, безусловно, является дошкольное образование. Однако, стоит не забывать, что процесс получения новых знаний ребенком не может обойтись без активного участия родителей, ведь педагог не сможет скорректировать манеру поведения ребенка, не зная особенной его поведения в семье.

    Поэтому работа с родителями в старшем дошкольном возрасте – немаловажный фактор в эффективном воспитании ребенка.

    Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе детского сада "Люблю березку русскую"

    Сульдина Ольга Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №67» г.о. Самара.
    Описание материала: предлагаю конспект занятия в подготовительной группе детского сада «Люблю березку русскую». Материал предназначен для воспитателей детского сада и педагогов дополнительного образования.
    Цели: Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы.
    Задачи:
    Образовательные:
    Формировать представления о деревьях, поддерживать интерес к жизни растений.
    Познакомить детей с русскими народными традициями, связанными с берёзой.
    Формировать умение передавать в рисунке характерные особенности изображения березы.
    Развивающие:
    Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.
    Расширить и активизировать словарь.
    Развивать воображение, внимание, память.
    Воспитательные:
    Воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.
    Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Привить любовь к родному краю, стране.
    Оборудование и материалы: Диск с записями русских народных песен и звуков природы; репродукции русских художников, стихи русских поэтов; поделки из бересты; березовый, веточки; краски, бумага для рисования, кисточки, вода в непроливайках, платочки, композиция из берез.
    Предварительная работа: Рассматривание берёзы во время прогулки.
    Наблюдение за набуханием почек и распусканием листочков у ветки берёзы, поставленной в вазу с водой.
    Чтение стихов о березе разных авторов.

    Ход мероприятия

    Дети сидят на коврике, в удобном положении.
    Воспитатель читает стихотворение Владимира Степанова «Что мы Родиной зовем?»

    Что мы Родиной зовём?
    Дом, где мы с тобой живём,
    И берёзки, вдоль которых
    Рядом с мамой мы идём.

    Что мы Родиной зовём?
    Поле с тонким колоском,
    Наши праздники и песни,
    Тёплый вечер за окном.


    Что мы Родиной зовём?
    Всё, что в сердце бережём,
    И под небом синим-синим
    Флаг России над Кремлём.

    Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение?
    (Ответы детей)
    - Как вы думаете, что такое Родина?
    (Ответы детей)
    - У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место где родился человек. А вы знаете, как называется наша Родина?
    (Ответы детей)
    - Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что представляют? (Ответы детей)
    - А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине? (Ответы детей)
    - Что представляете вы, когда говорят о России? (Ответы детей)
    - Жители других стран, говоря о России представляют снег, медведей матрешек. Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку. Как вы думаете почему? Почему именно березку?
    (Ответы детей)

    Воспитатель: Ни в одной саране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, рос том с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы детей)
    - Березу за ее кору называют- белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются, чечевички, через них береза дышит.
    С давних времён люди использовали бересту. Её сушили в тени, разглаживали под прессом и изготавливали из неё кружки, короба. Когда ещё не было бумаги, на бересте писали.
    - Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. Давайте подойдем к столам и рассмотрим бересту и изделия из бересты.
    Дети рассматривают бересту и изделия из бересты.
    Воспитатель: А теперь мы с вами отправимся в гости к нашей берёзе.
    (Представлена экспозиция нескольких берёз)

    Физминутка.
    Хоровод «Во поле березка стояла» с платочками.
    (Дети становятся вокруг березки, водят хоровод и поют песню «Во поле березка стояла» под запись с диска. В руках у детей платочки, на проигрыше кружатся на месте.
    Воспитатель: Про березку говорят: белоствольная, кудрявая, стройная. Поэты посвящают ей стихи.
    Поэтесса Е. Трутнева так описывает берёзу осенью:
    Стало вдруг светлее вдвое,
    Двор как в солнечных лучах.
    Это платье золотое
    У берёзы на плечах.

    С.Есенин зимой:
    Белая берёза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом
    Точно серебром.

    С.Есенин о берёзе весной и летом:
    Улыбнулись сонные берёзки
    Растрепали шёлковые косы,
    Шелестят зелёные серёжки,
    И горят серебряные росы.

    Скажите, пожалуйста, ребята, а какие стихи про березу знаете вы?
    Дети рассказывают стихи о березе.

    Молодцы, ребята, но береза не только очень красивое дерево. Еще в древности - люди отметили многие полезные свойства березы. Посмотрите, вот веточка с почками, листочками и сережками. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу. Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья. Березовые дрова в деревне, где есть печки - зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат. Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.
    На земле мы живем с тобой,
    Нет прекраснее земли родной.
    Так давайте беречь и любить.
    Не губить её, не губить.
    - Ребята, вы уже, наверное, заметили, что берёза красива в любое время года. И эту красоту в своих картинах изобразили русские художники. Давайте полюбуемся красотой русской природы.
    Дети с воспитателем рассматривают репродукции русских художников
    - А теперь я предлагаю вам представить, что мы художники и нарисовать березу.
    Показ приёмов рисования берёзки, показ образца нарисованной берёзки. Дети под звучание мелодии приступают к рисованию. Индивидуальная помощь затрудняющимся детям. По окончанию рисования, дети рассматривают свои рисунки.
    Воспитатель: Дети, я предлагаю вам сделать в группе берёзовую аллею. Вы согласны?(Ответы детей). Дети берут рисунки и выстраиваются в шеренгу перед гостями.
    - Молодцы! Вот какая замечательная аллея получилась у нас в группе!

    Физ. подготовкой в случае, если у них нет никаких отклонений в состоянии здоровья, и которые, при этом, обладают достаточной степенью физической подготовки. На уроках физкультуры ребята из основной группы занимаются основными видами занятий, предусмотренными учебным планом. Выполнение отдельных упражнений контролируется при помощи оценок и соревнований. Ученики, посещающие основную группу физкультуры, без врачебных рекомендаций принимаются в различные спортивные секции, организованные в школе, и посещают дополнительные занятия для тренировок перед всевозможными соревнованиями.

    Подготовительная группа по физкультуре

    Данная группа предусматривает ограничение физических нагрузок. Предназначена она для занятий ребят, имеющих врожденные или приобретенные проблемы со здоровьем. Врач принимает решение о том, в какой группе – основной или подготовительной следует заниматься каждому конкретному ученику. В случае необходимости ограничения нагрузок он пишет справку с указанием заболевания ребенка и рекомендаций по занятиям на уроках физкультуры в школе.

    Ученикам, посещающим основную группу по физкультуре, рекомендуется заниматься в спортивных секциях и посещать спортивные школы.

    В подготовительной группе также занимаются ребята, имеющие недостаточный уровень физ. подготовки. После приобретения основных навыков они переводятся в основную группу физкультуры. В подготовительной группе так же как и в основной происходит контроль и сдача предусмотренных нормативов. Однако для ребят допускаются некоторые поблажки. В школах организуют секции для дополнительных занятий учеников из подготовительной группы. Делается это для повышения их физ. подготовки и постепенной тренировки организма. Дети, имеющие серьезный отклонения в состоянии здоровья, по рекомендации врача посещают спецгруппы.

    Группы здоровья

    Работники медицинских учреждений выделяют пять основных групп здоровья. К первой группе здоровья относятся люди, не имеющие никаких хронических заболеваний и редко заболевающие простудными болезнями.

    Вторая группа здоровья включает в принципе здоровых людей, которые также не имеют хронических заболеваний. Но при этом они недостаточно физически развиты.

    Ребята, посещающие подготовительную группу физкультуры, не участвуют в спортивных соревнованиях.

    Людей, страдающих хроническими заболеваниями, которые при этом не доставляют беспокойств, относят к третьей группе здоровья.
    К четвертой и пятой группам принадлежат люди, больные хроническими болезнями. Они имеют низкую работоспособность и физическую активность и проходят специальное лечение.

    Дети, отнесенные к первой группе здоровья, распределяются в основную группу для занятий физкультурой, а ребята со второй группой здоровья – в подготовительную.

    Требования к образовательной подготовке детей в последние годы стали существенно жестче, чем раньше. Сейчас в детском саду начинают изучать иностранные языки, музыку, логику, знакомятся с окружающим миром, начиная с четырех лет. Придя в первый класс средней школы, ребенок уже обладает значительным запасом знаний. Как влияет такая нагрузка на мозг детей, пока рано говорить. Определенные выводы можно будет сделать только через два-три десятка лет, когда по данной программе пройдут учебу несколько поколений. Тем не менее обучение грамоте в подготовительной группе является одним из важнейших элементов подготовки к школе, и ему уделяется много внимания. Педагоги считают, что, помимо знаний, ребенку нужно привить навыки учебной деятельности, только тогда он сможет воспринимать новый материал и эффективно его использовать.

    Обучение грамоте в подготовительной группе: основные аспекты

    Очень часто воспитатели и родители задаются одним распространенным вопросом: "Нужно ли заниматься с ребенком, который не достиг возраста 6 лет?" Некоторые думают, что до того, как начнется обучение грамоте в подготовительной группе, никаких попыток по развитию детей в плане чтения предпринимать не нужно.
    Это мнение в корне ошибочно, так как основной функцией детского сада является И здесь очень важно начинать учебный процесс еще в старшей группе, то есть во второй половине дошкольного детства.

    Известные педагоги, такие как Выготский Л. С., считают, что в возрасте до 5 лет воспитательная программа еще не должна носить резко дифференцированный характер, однако уже начиная с пяти лет нужно учитывать все особенности развития детского мышления и психики, применяя четкое разделение обучения по категориям. Только такой метод позволит добиться наиболее высоких результатов.

    Исследования, проводимые сотрудниками научно-исследовательских институтов в сфере образования, показали, что при обучении крайне важно дать детям знания не только в одной определенной области, но предоставить им целую систему понятий и взаимосвязей. Для того чтобы дошкольники смогли воспринимать все новое и усваивать материал, необходимо использовать самые разнообразные методы воспитания.

    Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились понимать звуковые значения произносимых и читаемых слов.

    Непременным условием грамотности ребенка, подростка и взрослого человека становится способность сопоставлять разные единицы фонетической действительности. Помимо этого, дошкольники должны выработать у себя специфические навыки речевой активности.

    По большому счету, логопеды советуют начинать изучать звуки и буквы еще в старшей группе. Дело в том, что в возрасте от 4 до 5 лет у детей очень остро развито так называемое лингвистическое чутье. В этот период они впитывают в себя всю новую лексическую и фонетическую информацию, как губка. Но уже через год это чутье постепенно уменьшается. Поэтому лучше всего начинать пораньше обучение грамоте. В подготовительной группе звук и буква "М", к примеру, изучаются на протяжении нескольких занятий, а вот дети пяти лет усваивают эти познания всего за один-два урока.

    Самый популярный метод обучения грамоте

    Одним из истоков преподавательской деятельности стала книга Д. "Родное слово", изданная еще в 19 веке. В ней были изложены основные методики обучения детей грамоте. Так как чтение рассматривалось как один из важнейших элементов образования, вопросы его преподавания всегда были очень актуальными.

    С этой книгой настоятельно рекомендуется ознакомиться, прежде чем начинать занятие "Обучение грамоте". Подготовительная группа - это самый сложный период подготовки детей к школьной программе, поэтому здесь нужно быть предельно внимательными к индивидуальным мыслительным и психологическим особенностям каждого ребенка. Методики, разработанные лингвистами и педагогами, помогут в этом.

    Ушинский создал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, в основе которого лежит рассматривание букв не как отдельных элементов, а как составной части слов и предложений. Этот способ позволяет подготовить ребенка к чтению книг. К тому же он дает возможность пробудить у детей интерес к грамоте, а не просто заставить механически выучить и запомнить буквы. Это очень важно. Ушинский предлагает разделить весь процесс преподавания на три составные части:

    1. Наглядное изучение.

    2. Письменные подготовительные упражнения.

    3. Звуковые занятия, способствующие чтению.

    Эта методика не утратила своей актуальности и в настоящее время. Именно основываясь на ней, строится обучение грамоте. Подготовительная группа, программа которой является весьма насыщенной, знакомится с чтением именно в такой последовательности. Эти этапы дают возможность равномерно и постепенно представить ребенку всю необходимую информацию.

    Обучение грамоте в подготовительной группе по Васильевой

    Одна из методик, которая применяется в детском саду, была разработана в 20 веке. Ее автором стала известный педагог и логопед Васильева М. А. Она разработала несколько программ, по которым нужно заниматься. В их основе лежит закономерная последовательность, на которой должно базироваться занятие "Обучение грамоте". Подготовительная группа предназначена для уже довольно больших детей, способных многое понимать. Сначала их нужно научить выделять отдельный звук, а потом уже рассматривать его в текстовом сопровождении. Такой способ имеет много особенностей и преимуществ.

    Как же проходит по методике Васильевой обучение грамоте в подготовительной группе? Звук и буква "М", например, преподносятся следующим образом: сначала воспитатель просто показывает изображения в различных вариантах (графическая картинка, объемная, яркая и разноцветная). Позже, когда это знание закрепится, можно переходить к следующему этапу. Преподаватель знакомит детей со словами, в которых эта буква содержится. Это позволяет не только выучить алфавит, но и усвоить основы чтения. Именно такая последовательность наиболее предпочтительна.

    Психологические особенности обучения в детском саду

    Прежде чем начинать рассматривать буквы и звуки с детьми, нужно понять несколько важных особенностей. Каковы психологические основы такого процесса, как обучение грамоте? "Подготовительная группа, - Журова Л. Е., автор многочисленных работ в рассматриваемой области, отмечает, - это необыкновенно пластичный материал, позволяющий воспринимать и воспроизводить самые разные понятия и модели поведения". Процесс обучения чтению во многом зависит от способов преподавания. Очень важно, чтобы воспитатель правильно нацелил детей и заложил в них основы подготовки к школе. Что является финальной целью и букв? Это чтение и понимание того, что написано в книге. Это очевидно. Но прежде чем понять содержание книги, нужно научиться его правильно воспринимать. Текст - это графическое воспроизведение нашей речи, которое потом преобразуется в звуки. Именно они должны пониматься ребенком. При этом очень важно, чтобы человек мог воспроизвести звук в любом слове, даже незнакомом. Только в этом случае можно сказать, имеет ли успех обучение грамоте. Подготовительная группа, программа которой включает в себя знакомство с русским алфавитом, должна стать фундаментом дальнейшей грамотности детей.

    Способности ребенка по воспроизведению звуков

    Когда младенец только появляется на свет, у него уже есть врожденные рефлексы. Одним из них является способность реагировать на окружающие звуки. Он отзывается на услышанные слова изменением ритма движений и оживлением. Уже на третьей-четвертой неделе жизни ребенок реагирует не только на громкие резкие звуки, но и на речь окружающих его людей.

    Очевидно, что простое фонетическое восприятие слов не является залогом успешного обучения чтению. Речь человека необычайно сложна, и для того чтобы ее понимать, необходимо, чтобы ребенок достиг определенного уровня мыслительной и эмоциональной зрелости.

    Исследователи выяснили, что подавляющее большинство детей в возрасте от шести до семи лет еще не могут разложить слова на слоги. Поэтому обучение грамоте в подготовительной группе должно строиться в строгом соответствии с этими особенностями. Ни в коем случае нельзя давать ребенку задачу, с которой его мозг просто не в состоянии справиться в силу своей незрелости.

    Непосредственный процесс обучения грамоте

    Вопросами разработки программы знакомства дошкольников с буквами и звуками занимаются методисты каждого образовательного учреждения. Именно поэтому занятия в различных детских садах могут существенно отличаться. Но, несмотря на внешние расхождения, смысл учебного процесса един во всей системе образования. Он включает в себя три этапа, уже перечисленные выше.

    Конечно, при непосредственном изучении букв преподаватель учитывает множество факторов: настрой детей в данный конкретный момент, их количество, поведение, а также другие важные мелочи, которые могут улучшить или ухудшить восприятие.

    Значение звукового анализа в обучении чтению

    В последнее время многие логопеды высказывают мнение, что методики, по которым проходит знакомство с грамотой, уже устарели. Они утверждают, что на этом этапе не так уж и важен. То есть сначала нужно просто добиться того, чтобы дети запомнили графическое изображение букв, не пытаясь воспроизвести их звучание. Но это не совсем правильно. Ведь именно произнося звуки, ребенок услышит их и сможет лучше воспринимать речь других людей.

    Планирование обучения грамоте в подготовительных группах

    Если попасть в дошкольное заведение в разгар дня, то может создаться впечатление, что там царит хаос. Дети играют небольшими группами, а кто-то вообще сидит на стуле и рисует. Но это не так. Как и все остальное, что происходит в детском саду, имеет свою программу и обучение грамоте. Подготовительная группа, планирование занятий в которой подчинено строгим рекомендациям Министерства образования, не является исключением. Программа составляется на учебный год, согласовывается с методистами и утверждается лицом, заведующим дошкольным учреждением.

    Как составляются конспекты занятий

    Обучение грамоте проходит не в произвольном порядке. Это на первый взгляд кажется, что воспитатель просто играет с детьми, но на самом деле это часть знакомства с буквами. Ход занятия определяется педагогом, а помогает ему в этом заранее подготовленный конспект. В нем указаны время, которое будет отведено учебе, тема, которая должна быть раскрыта, а также набросан примерный план.

    Иностранный опыт обучения грамоте

    Пока новые методики, которые разработаны зарубежными специалистами, не сильно внедряются в российскую систему Наиболее популярны два способа обучения, пришедшие к нам из других стран, - системы Монтессори и Домана.

    Первый подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку и всестороннее творческое развитие. Второй предполагает изучение не букв и звуков в отдельности, а сразу слов целиком. Для этого используются специальные карточки. На каждой из них пишется слово. Карточка показывается ребенку на протяжении нескольких секунд, а также озвучивается то, что на ней изображено.

    Сложно внедрить в муниципальных детских садах, так как количество воспитанников не позволяет уделять достаточно внимания каждому из них в отдельности.

    Система Домана критикуется российскими логопедами, которые утверждают, что она применима для изучения английского языка, но не подойдет для русского.



    Похожие статьи