• Представления старших подростков о здоровом образе жизни. Мероприятие по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни для подростков старшего школьного возраста "Мой выбор – здоровье"

    07.05.2019

    Конкурс молодёжных проектов

    «Челябинская область это мы!»

    Название проекта «Формирование у подростков

    здорового образа жизни.»

    Проект подготовил

    Матвеев Данил Евгеньевич

    ученик МБОУСОШ №6

    Чебаркуль

    Введение 2-5

    Глава I. Актуальность проблемы формирования основ здорового

    образа жизни 5-8

    Глава I I. Экспериментальная работа по исследованию формирования

    основ здорового образа жизни у детей 8-18

    Заключение 19-20

    Литература 20

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность темы. Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи:смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия.

    Здоровье населения России - высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

    Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2014 г., 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 - 70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% - хронические заболевания, 60% - нарушенную осанку. Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:

    в физическом плане – умеет преодолевать усталость;

    в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

    в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

    в нравственном, в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

    НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

    значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди школьников их число не превышает 8 %;

    стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний (за последние 10 лет частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней в 2 раза);

    изменение структуры хронической патологии (вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата – сколиоз, остеохондроз, осложнённые формы плоскостопия);

    Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии - науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.

    По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.

    Выбор темы обусловлен ее актуальностью на сегодняшний день. Деятельность педагога начинается с оценки состояния здоровья детей, подростков и выявления отношения к здоровью как общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Необходимо знать о его здоровье, его отношения в семье, в школе, среди сверстников.

    Объект исследования : состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.

    Предмет исследования : выявить факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни и определить пути формирования здорового образа жизни школьников.

    Цель исследования : изучить и разработать направления формирования здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.

    Задачи исследования:

    1. Изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни.

    2. Выявить состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.

    3. Разработать программу, направленную на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательных школах.

    4. Дать оценку эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.

    Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если: учитывать основные особенности детей; создавать условия для формирования здорового образа жизни подростков; применять на практике различные программы, направленные на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе; совместными усилиями педагогов, социологов, психологов и других специалистов проводить профилактику вредных привычек.

    Методы исследования:

    анализ различной литературы

    анкетирование, тестирование

    Оценка эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе

    Практическая значимость исследования состоит в разработке определённой системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно -образовательном процессе МБОУ СОШ №6 и в семейном воспитании.

    Глава I.

    Актуальность проблемы формирования основ здорового образа жизни

    Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:

    было бы не правильно смотреть на жизнь и здоровье людей, исходя из позиций культуры, и цивилизации тем более. Мы живем в такое время, когда человек утратил наиболее важные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия: семья, вера, община. Современное материально-ориентированное общество стремиться к получению удовольствий и жизни ради этих удовольствий, само не осознавая этого. Такое положение вещей со всей очевидностью можно назвать болезнью цивилизации. Поэтому нет никакого смысла спрашивать у неё, каким должен быть здоровый образ жизни. Не нужно также забывать про тот факт что Россия – та страна, где нечего не делается в меру и все социальные явления приобретают преувеличенный характер. Поэтому когда в стране была идеология спорта и активности жизни – спортом занимались все.
    Был такой здоровый образ жизни "образ жизни советского человека". Советское правительство активно занималось здоровьем своих граждан, не позволяло им лениться, молодежь занималась физкультурой, проводились физкультурные праздники, нормы ГТО, военно-спортивные игры, старшее поколение досуг проводило на огородах, на рыбалке, в лесу, в пансионатах, в санаториях, много путешествовали.

    «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России (и особенно школьников с интеллектуальной недостаточностью), живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором

    С.М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которое позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность. Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан» (23.11.2011 г.) в своих положениях формулирует необходимость заботы о здоровье. При этом отмечается необходимость разработки учебных программ, направленных на борьбу с потреблением алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ, а также формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для занятий физкультурой и спортом.

    По мнению Г.К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной, категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а, во вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.

    Центральным понятием данного исследования является «здоровый образ жизни». На сегодняшний день нет его однозначного понимания. Одни авторы, например Ю.П. Лисицин, основой здорового образа жизни считают активность, которая может быть рассмотрена в трёх аспектах: характер активности (интеллектуальная, физическая), сферы активности (трудовая, внетрудовая), виды активности (производственная, социальная, образовательная, бытовая и др.). Другие основой здорового образа жизни считают рационально организованные условия существования человека, включающие биологические, психологические и социальные факторы.

    Анализ научной литературы показал, что формирование здорового образа жизни чаще связывают с физкультурным образованием. В широком смысле физкультурное образование понимается учеными-педагогами, культурологами как способ приобщения человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровье созидающей деятельности (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, П.Ф. Лесгафт, Л.И.Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, А.Д. Новиков, В.В. Пономарев, В.И. Столяров, И.И. Сулейманов и др.) .

    Поэтому реализация первого педагогического условия ориентирования ученика на здоровый образ жизни осуществляется в рамках физкультурного образования. Учебная дисциплина физическая культура может способствовать информационному ориентированию подростка на здоровый образ жизни за счет: сочетания двух содержательных компонентов - обязательного (базового) и вариативного.

    Цель нашей школы обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для здорового образа жизни. Закрепить у выпускника к своему здоровью как к главному условию жизненного успеха.

    Глава II. Экспериментальная работа по исследованию формирования

    основ здорового образа жизни у детей

    В целях укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни в нашей школе действует программа «Здоровье», определяющая здоровьесберегающие подходы в решении задач по сохранению и укреплению здоровья.

    Задачи:

    Создать реальные социально- гигиенические и социально – психологические условия в школе, способствующие укреплению здоровья.

    Активно и широко пропагандировать и организовывать здоровый образ жизни.

    Установить тесную связь с медицинскими учреждениями по вопросам медицинского обследования, профилактики заболеваний, организации медицинского всеобуча.

    Работа с учащимися проводится по следующим направлениям:

    1. организация работы педагогического коллектива по предупреждению несчастных случаев и травматизма

    беседы с учащимися 1-11 классов о правилах поведения в школе, общественных местах, на дорогах, на воде, действиях при ЧС;

    изучение правил дорожного движения, работа агитбригады «ДЮП» и отряда «Юные Инспекторы Движения»;

    участие в различных конкурсах «Безопасное колесо», «Сам себе спасатель» и др.;

    встречи с инспекторами ГИБДД и ВДПО.

    2. Организация работы по профилактике вредных привычек и ведению ЗОЖ.

    беседы с учащимися 1-11 классов о здоровом образе жизни;

    урок – интернет антинаркотической направленности с учащимися 8-11 классов;

    консультации с врачами – специалистами, психологами;

    систематические рейды по выявлению курения в школе и на её территории;

    проведение конкурсов рисунков, плакатов, презентаций;

    уроки здоровья, классные часы, ролевые игры, уроки знаний;

    акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам», «За здоровый образ жизни», «Внимание – дети!» и др.

    Участие в городских и областных соревнованиях.

    Муниципальный этап Всероссийского проекта «Мини-футбол в школу» (9.11.2013);

    городская туристическая конференция (в МОУ СОШ№7) 27.09.13

    областной конкурс допризывников (28.10.13) г. Челябинск по военно-прикладным видам соревнований (финал Спартакиады) (кубок за 3место)

    муниципальный этап «Президентских состязаний» (25.09.13);

    «Лыжня румяных» 25.02.2014;

    лыжные гонки памяти М.Ф. Козловского, А.С. Шукшина 5.03,19.03,20.03;

    городская военизированная эстафета памяти воина –интернационалиста С. Матвеева (21.09.13);

    Первенство Челябинской области по спортивному туризму (ноябрь 2013) (2 место);

    областные соревнования по спортивному туризму в закрытом помещении г. Касли 28,29,30.03.14;

    городской IV турнир по шахматам памяти А.П. Гриценко (7.12.13);

    городские соревнования по биатлону;

    турнир по мини-футболу среди юношей 2000-2001 г.р., посвящённые закрытию зимнего сезона (март 2014);

    городские соревнования по плаванию 6.05.2014 г. в плавательном бассейне «Олимпия» 1-4 классы;

    городские соревнования «Первые шаги в страну здоровья», посвящённые юбилею МУДОД ДЮСШ среди 4 кл.(3 место);

    городской фестиваль «Локобол 2014 –РЖД» (24.05.2014)(кубок за 3 место);

    городская Спартакиада для педагогического коллектива и работников школы.

    Результаты медицинского осмотра

    Подлежало медосмотру – 476 чел.

    Прошли – 378 чел., 79,4%

    Здоровы – 28%

    Результаты медицинского осмотра

    Охват учащихся горячим питанием- 452 чел- 88% (2014-2015 уч. год)

    Спартакиада учителей образовательных школ

    Количество обучающихся 2014-2015 учебный год, занимающихся в

    системе дополнительного образования в других учреждениях города

    Спортивно-технических

    Общеинтеллектуаль

    Научно-технических

    Социально-педагогических

    Военно-патриотических

    Духовно-нравственных

    Культурологических

    технических

    Горький-10

    Бассейн-167

    Ледовый-11

    3. Организация и проведение спортивно- оздоровительной работы в школе.

    организация деятельности спортивных секций по ОФП, баскетболу, волейболу, футболу, спортивному туризму;

    традиционные спортивные состязания среди учащихся;

    организация летнего и зимнего походов на Таганай (г. Златоуст), в национальный парк «Зюраткуль», на озеро «Малый Сунукуль» (руководитель Вахнин К.В., Дышаев И.В.)

    школьная военно-спортивная игра «Зарница»;

    военно-полевые сборы кадетов (2 раза в год);

    4. Участие в городских и областных соревнованиях.

    Занятость учащихся школы в спортивных секциях

    Параллели

    2012-2013 учебный год

    2013-2014 учебный год

    2014-2015 учебный год

    Другие организации

    Другие организации

    Другие организации

    Наблюдается положительная динамика увеличения количества учащихся к занятиям спортом, как в школе, так и в других спортивных организациях.

    2012-2013 уч.г.

    2013-2014 уч.г.

    2014 – 2015 уч.г.

    городские

    командные

    командные

    командные

    областные

    Ежегодно учащиеся школы показывают стабильные показатели в командных и личных спортивных достижениях, завоёвывая призовые места больше всего в городских соревнованиях.

    На протяжении многих лет в ОО отслеживается состояние здоровья детей, выявляются причины в отклонении здоровья и намечаются мероприятия по его сохранению и укреплению.

    В школе имеется база данных о физическом развитии каждого обучающегося.

    Школьный медицинский работник участвует во всех оздоровительных мероприятиях школы, проводятся плановые вакцинации и осмотры уч-ся, ежедневно проводится учёт посещаемости учащимися учебных занятий, заполняются индивидуальные медицинские карты на каждого ученика, проводятся также плановые медосмотры для учащихся и кадетов.

    Результаты медицинского осмотра учащихся за 2011-2015уч.г. показывают отклонения в физическом здоровье учащихся. Из числа прошедших медосмотр только 30% учащихся являются здоровыми. Наиболее распространёнными заболеваниями являются заболевания костно-мышечной системы и зрения. Поэтому, здоровьесберегающий фактор является одним из основных направлений в воспитательной системе школы.

    Обзорная сравнительная таблица показывает наиболее распространённые заболевания среди обучающихся и помогает скорректировать работу по контролю за физическим состоянием обучающихся и возможности исправления недостатков.

    Отнесенность к физкультурной группе

    Пропаганда здорового и безопасного образа жизни предусматривает сформированность у обучающихся представления о:

    Позитивных факторах, влияющих на здоровье;

    Правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

    Рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности.

    Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.

    В пропаганде здорового образа жизни используются следующие мероприятия:

    Беседа медработника (педиатра, нарколога, школьного медработника) в классе по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета учащегося;

    Проблемная беседа или дискуссия (диспут, мозговая атака), подготовленная при поддержке классного руководителя самими учениками;

    - «классный видео-час», с обсуждением видеофильма или фрагментов кинолент, записи, телепередачи, сделанных самим педагогом.

    В беседах с детьми, помимо традиционных тем: болезни наркоманов, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, эпидемии, обратить внимание на такие проблемы, как: преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков; милосердие, доброта и здоровье; природа и здоровье; любовь и здоровье; здоровье и успешная карьера; мода и здоровье; музыка и здоровье; модная фигура и здоровье; спорт и здоровье; компьютерные игры и здоровье; СМИ и здоровье, участие в спортивных мероприятиях..

    Президент РФ Владимир Путин своим Указом от 24 марта распорядился ввести в действие физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) с 1 сентября 2014 года.

    Правительство по согласованию с Министерством спорта должно разработать региональные планы мероприятий по поэтапному внедрению ГТО до 1 августа.

    В 2014-2015 учебном году стартовала единая городская декада по сдаче норм ГТО в конце учебного года, пока приняли участие только 3 класса: 6в,7в,8б кл. Подготовка молодежи к выполнению требований и сдаче нормативов комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания в учебных заведениях, пунктах начальной военной подготовки, спортивных секциях, группах общей физической подготовки и самостоятельно. Не только обучающиеся, но и коллектив учителей в течение 5 лет принимают участие в Спартакиаде работников образования и сдаче норм ГТО.

    Анализ посещаемости учащимися спортивных и оздоровительных секций показывает высокий процент в ЦДТ и МУФиС (плавательный бассейн «Олимп» и Ледовый Дворец им. Харламова)

    Таблица 6. Занятость в системе дополнительного образования МОУ СОШ №6

    2011-2012 уч.г.

    2012 – 2013 уч.г.

    2013-2014 уч.г.

    2014-2015 уч.г.

    Количество кружков

    % количество обучающихся

    количество «группы риска»

    % количество обучающихся

    количество «группы риска»

    % количество обучающихся

    количество «группы риска»

    % количество обучающихся

    количество «группы риска»

    не посещает

    В школе функционировали 21 кружок, из которых 7 кружков - для кадетов в рамках дополнительного образования, другие кружки представлены разными направлениями: «Гармония звука» , «Вокал», «Счастливый английский», «Путешествие в Королевство», «Вдохновение», «ЮИД» (Юный друг инспектора), «ДЮП» (Дружина юных пожарных), «Юные друзья леса», «Краевед», «Акварель», «Рукодельница» , спортивные секции по баскетболу и волейболу и др. Согласно данным, 602 (115%) учащихся заняты были в школьных кружках, учитывается, что кадеты и некоторые учащиеся заняты сразу в нескольких кружках.

    Вывод

    Анализируя работу по формированию основ здорового образа жизни у детей, анализируя полученные результаты по данной теме, можно сделать следующие выводы:

    можно добиться определённых результатов, а именно:

    Активизации и заинтересованности детей и родителей в вопросах валеологического образования;

    Активизации детей к осмыслению общественных ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции, собственных ценностных ориентаций;

    Установление взаимного доверия между педагогами и родителями в вопросах валеологической помощи дошкольникам;

    Снижение заболеваемости в группе, в связи с повышением уровня знаний у детей об основах здорового образа жизни.

    Заключение

    Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым.

    Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего. Будущие нашей страны - счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

    Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Решение этой проблемы – сохранение и укрепление здоровья детей, требует совместных усилий и координации деятельности педагогов, медицинских работников, психологов, родителей. Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей культуры. Программа нашей школы сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

    Неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия;

    Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения, особенности отношения обучающихся к своему здоровью, порой нежеланием даже посещать уроки физической культуры.

    Литература

    1. Воронецкая Л.Н., Попок Е.А. Здоровый я - здоровая страна /Минск: Красико-Принт, 2008. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).

    2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М, 2004. – с. 86.

    3. Дерюгин В.И. Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей. 3-е изд. - Челябинск, 2005. – с. 316.

    4. Дубровский, В. Гигиена физического воспитания и спорта В. Дубровский. – М. : Владос, 2003. – 512 с.

    5. Колбанов, В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения В. В. Колбанов. – СПб. : ДЕАМ, 1998. – 232 с.

    6. Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицын. –М., 1982. – 40 с.

    7. Преображенский И.Д Методика социально-психологической диагностики и группы// - М, 2005. – с. 122-125.

    8. Перишова Д.А. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации// под ред. - М, 2005. – с. 145.

    9. Тихомирова, Л. Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.

    Памятка для подростков

    ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

    Уважаемый друг!

    «Люди должны осознать,

    что здоровый образ жизни - это личный успех каждого». (В. Путин)

    Не один нормальный человек не хочет быть больным, каждый стремится прожить жизнь долго и счастливо.

    По данным статистики, здоровье человека на 50% определяется тем, насколько здоровый образ жизни он ведет, на 20% - генетический фактор и наследственность, еще 20% составляют условия жизни (экология, климат, место жительства), 10% - здравоохранение.

    Быть здоровым замечательно, но непросто. Это целая наука и одно из её направлений – формирование здорового образа жизни. Установка на жизнь и здоровье, совершенство физическое, духовное, социальное - это модно!

    Соблюдай 10 правил здорового образа жизни!

    БУДЬ МОДНЫМ!

    1. Занимайся физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягая организм интенсивными физическими нагрузками. Обязательно найди именно для себя способ двигательной активности.
    2. Соблюдай режим питания. Не переедай, и не голодай. Питайся 4-5 раз в день, употребляя в пищу, необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в животных жирах и сладостях.
    1. Не переутомляйся умственной работой. Получай удовлетворение от учебной деятельности.
    1. В свободное время занимайся творчеством. Принимай активное участие в организации школьных мероприятий, посещай кружки, секции.
    2. Знай и соблюдай правила общения. - Доброжелательно относитесь к людям. (Чаще говори вежливые слова, говори всегда правду, ведь ложь не красит человека, не перебивай старших, не загрязняй свою речь нецензурными словами.) – Прежде чем вступить в конфликтную ситуацию, подумай над тем, какой результат ты хочешь получить. – В конфликте признавай не только свои интересы, но и интересы другого человека. Это позволит тебе сохранить в норме своё психическое здоровье. Помни! Общение это ежедневный труд!
    3. Соблюдай режим сна и бодрствования. Выработай, с учетом своих индивидуальных особенностей характера, способ отхода ко сну, позволяющий быстро уснуть и полностью восстановить силы.
    4. Соблюдай правила личной гигиены и безопасного поведения. Одевайся строго по погоде. Соблюдай технику безопасности во время физического труда, занимаясь сортом, при использовании спортивного инвентаря.
    5. Береги зрение. Не проводи много времени у компьютера и телевизора!
    6. Занимайся закаливанием организма и определи для себя способы, которые помогают победить простуду.
    1. Не позволяй другим , тем, кто прикидывается твоим «многоопытным» другом заманивать тебя в ловушку. Учись не поддаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету или спиртное, наркотические средства или психотропные веществ и их аналогов и других одурманивающих веществ. Если возникает неуютное чувство – не надо стесняться – твердо заяви о своём отношении к этому, скажи решительное и однозначное НЕТ! Не позволяй другим делать что – то против своей воли!

    Сделать правильный выбор сложно, но это сделает тебя увереннее, сильнее и успешнее!

    Здоровый образ жизни для подростков не просто важен, а жизненно необходим, если юный человек и его родители хотят, чтобы он достигал успехов, был здоровым и целеустремленным. Сегодня попытаемся разобраться, чем же такая, здоровая, модель поведения лучше, составляющие и выгоды от ее реализации. Также взглянем на факторы окружающей среды, которые могут помешать естественному развитию человека.

    Здоровый образ жизни подростка включает целый ряд разнообразных общественных и бытовых моментов. Сюда легко отнести решение медицинских проблем, наличие определенных необходимых жилищных условий, материальное благополучие, рациональное использование свободного времени, сознательное решение об отказе от вредных привычек, физическая активность, контроль над проблемой злоупотребления медикаментов, наличие успешных межличностных отношений. Вообще этот список продолжать можно и дальше, но мы остановимся только на нескольких важных аспектах, которые, так или иначе, волнуют каждого родителя.


    Водные процедуры — прекрасный закаливающий инструмент

    Сюда следует отнести ежедневные мероприятия по:
    — закаливанию воздухом, солнцем, водой;
    — гигиене;
    — обеспечению двигательной активности;
    — наличию рационального питания;
    — созданию гармоничного психоэмоционального состояния;
    — реализацию принципов охраны окружающей среды.

    Помещать естественному и полноценному развитию достаточно легко, если в жизни подростка есть следующие неблагоприятные факторы:
    — недостаточное количество двигательной активности;
    — нерационально составленное детское питание с избыточным содержанием соли и жира;
    — стресс;
    — наличие вредных привычек;
    — неполноценный, нарушенный сон.
    Однако факторов окружающей среды, оказывающих вредное воздействие на человека гораздо больше. Кстати, ВОЗ выделяет порядка двухсот.

    Досуг и двигательная активность: польза и необходимость развития своего тела

    Формирование здорового образа жизни у подростков неразрывно связано с наличием у него полноценного отдыха. Задачи, которые юноши и девушки решают в этот период, связанны с учебой, выбором будущей профессии, а также формированием зрелого организма требуют от человека динамичности и интенсивности. Досуг необходимо направить на восполнение потраченных сил, а также на выявление и развитие имеющихся способностей.


    Физическая культура — обязательный элемент здорового образа жизни

    Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры крайне сложно переоценить. Движение вообще является одним из самых главных признаков жизни. Для подростков наличие физической активности означает повышение работоспособности и, естественно, укрепление здоровья. Печальный момент — достаточно не большой процент населения целенаправленно занимается физкультурой.

    Как следствие гиподинамия (недостаток движения) является причиной возникновения разнообразных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата и других органов человеческого тела.

    Учеными были проведены интереснейшие исследования, показавшие, что при нехватке физической активности умственная деятельность резко снижается. Уже на следующий день эксперимента эффективность работы достигает только 50%, резко усиливается нервное напряжение, растет раздражительность, снижается концентрация внимания, увеличивается время выполнения задач. В общем, результат не самый радужный. Именно поэтому так необходима хоть небольшая, но регулярная зарядка!

    Влияние физической активности на мыслительные процессы

    Важность физической нагрузки оказывается, чрезвычайно важна для нашей мыслительной деятельности. Так происходит, потому что наш мозг задействует в процессе умственной деятельности только 10% нервных клеток. Все остальные регулируют работу нашего тела.

    Для мыслительной деятельности исключительно важно, чтобы с периферии поступали сигналы-импульсы. Если головной мозг перестает получать такую стимуляцию, то его деятельность постепенно затухает и человек хочет спать. Из всего указанного следует вывод, что мышечное напряжение является одним из необходимых условий мыслительной деятельности.


    Каждый из нас, кто сталкивался с утомлением после сложного трудового дня, сейчас может осознать то, что эта усталость является следствием усталости коры мозга, снижению количества кислорода и глюкозы в крови, а также накопления метаболических продуктов обмена.

    Стоит разобраться, как снимать эти негативные последствия, чтобы полноценно вести здоровый образ жизни молодежи. Итак, есть несколько способов решить такую проблему. Во-первых, можно отдыхать пассивно, во-вторых, употреблять медикаментозные средства повышающие работоспособность клеток мозга. Первый вариант не особо эффективен, а второй ведет к нервному истощению.

    Есть еще третий способ, который является еще и безопасным. Для этого необходимо любое физическое напряжение мышц и тела в целом. Подойдет любая спортивная деятельность: бег, плавание, йога, гимнастика и т. д. Усилить эффект поможет закаливание, которое стимулирует защитные свойства организма, улучшает местный иммунитет.

    Важность рационального питания для хорошего самочувствия и учебных успехов

    Правильный рацион питания для подростков важен с многих точек зрения. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании. И сюда, кстати, относятся не только заболевания желудка, кишечника, но и нервной, эндокринной и других систем, поскольку нарушаются процессы вывода вредных веществ. Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса.

    Нерегулярное питание у школьников возникает вследствие большой загруженности учебным процессом, недостатком времени. Проблема усугубляется тем, что с едой поступает недостаточный уровень микроэлементов. Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни.


    Рациональное питание — основа здоровья

    Правильное питание для подростков меню включает порядка 50 разнообразных компонентов. Человек нуждается во всех питательных веществах, причем необходимо, чтобы они входили в определенных пропорциях. Те определяются с учетом пола человека, его возраста и других факторов.

    Учебный процесс для подростка во многом связан со стрессами. В такие периоды времени необходимо помнить о том, что организм как никогда нуждается в белках, витаминах группы В, пантотеновой кислоте, витаминах А, Е, холине, поскольку каждый из этих элементов участвуют в выработке гормонов гипофиза и надпочечников. Казалось бы, а при чем здесь эти гормоны, но способность нашего организма противостоять стрессам во многом зависит именно от них.

    Здоровый образ жизни подростков не просто слова. Он помогает человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является своеобразным выбором жизненной позиции. Юноши и девушки, уже почти взрослые люди, сами для себя решают, что есть хорошо, а чего они хотят избегать. Если родители считают, что могут проконтролировать каждый шаг своего чада, то они глубоко заблуждаются. Именно поэтому важно чтобы принципы ЗОЖ были осознанным выбором самого подростка, тогда эти правила приживаются, используются и приносят пользу.

    ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ

    Здоровье дается человеку от рождения, но чтобы сохранить его на всю жизнь, нужно с раннего детства и до глубокой старости заботиться о его укреплении. Если в раннем детстве здоровье ребенка зависит преимущественно от образа жизни семьи, то в подростковом возрасте усиливается влияние окружающей среды.

    Необходимо с детства помнить, что здоровый образ жизни является самым практичным и наименее дорогостоящим путем профилактики заболеваний, требует от человека работы и закрепления полезных привычек, а праздный образ жизни влечет ухудшение здоровья.

    Физическая активность – один из самых важных компонентов здорового образа жизни. Все девушки мечтают иметь красивую стройную фигуру, а все юноши быть сильным и крепким. Всего этого возможно достичь при регулярных занятиях физкультурой с вовлечением всех групп мышц (ходьба, бег трусцой, плавание, езда на велосипеде, лыжи, гребля, командные игры).

    С состоянием мышц связана нормальная осанка ребенка и форма стопы, которые формируются при систематических занятиях физическими упражнениями и постоянном контроле за своей осанкой самих детей и их родителей.

    Дозированная физическая нагрузка полезна всем. Даже дети, имеющие какие-то противопоказания, не должны полностью освобождаться от двигательной активности, т.к. возможно воспользоваться комплексами лечебной гимнастики.

    Соблюдение режима дня – является обязательным условием здорового образа жизни ребенка. Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания.

    Главным видом отдыха, конечно, является сон. Школьнику необходимо спать не менее 8-9 часов в благоприятных условиях – теплое одеяло, прохладный воздух, спокойная обстановка.

    Пребывание на свежем воздухе ежедневно по 1,5 – 2,5 часа в сочетании с двигательной активностью, физическим трудом, занятиями спортом является одним из компонентов рационального режима дня.

    Закаливание полезно в любом возрасте. Закаленный человек противостоит холоду и жаре, влажности. Закаливающее действие оказывают воздушные ванны, ходьба босиком, посещение бани. Наиболее сильный закаливающий эффект оказывают водные процедуры – обтирания, обливания, душ, ванны, растирание снегом и моржевание. При закаливании важно следовать следующим принципам: постепенность, систематичность, индивидуальный подход, разнообразие закаливающих воздействий.

    В период физиологических изменений для подростков особенно важно сбалансированное и рациональное питание. Быстрый рост и нарастание мышечной массы тела требует равномерного питания в течение дня. Длительные перерывы, торопливая еда, «перекусы» на ходу бывают причиной нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта.

    Очень полезны для питания подростков хлеб грубого помола, каши, кисломолочные продукты, нежирные сорта мяса, курица и рыба, фрукты, сырые овощи и зелень. Необходимо снизить содержание в рационе животных жиров и «быстрых» углеводов – сахара, сладостей, кондитерских изделий, картофеля. Надо отдавать предпочтение мармеладу, зефиру, меду, шоколаду в небольшом количестве.

    Надо следить, чтобы школьники получали горячие обеды, не ели всухомятку, не увлекались бургерами и чипсами. В течение дня выпивали около 2 л жидкости, желательно чистой воды.

    Большое значение для укрепления здоровья имеют хороший психологический климат в семье, хорошие взаимопонимания подростка с взрослыми, родителями и друзьями, что помогает молодым людям с наименьшими потерями для здоровья преодолевать стрессовые ситуации и трудные моменты в жизни.

    Поддержание чистоты кожи, уход за ногтями также являются элементами здорового образа жизни. Важно, обучить ребенка мыть руки перед едой, после посещения туалета, работы на огороде, прогулок по улице. Особенно важен уход за своим телом подросткам. В период полового созревания они и сами замечают, что стали больше потеть, ощущают сильный запах от ног и подмышечных впадин. От тех, кто пренебрегает личной гигиеной неприятный запах ощущается на расстоянии. После приема душа нужно сменить нательное белье. Ноги моют ежедневно на ночь.

    В подростковом возрасте важен и уход за волосами. Здоровые, блестящие и послушные волосы могут стать настоящим украшением, поэтому надо научиться, правильно за ними ухаживать.

    Регулярный уход за полостью рта поможет сохранить зубы, предупредить многие заболевания внутренних органов. Для того, чтобы сохранить зубы здоровыми до зрелого возраста, нужен уход за зубами и посещение стоматолога 1-2 раза в год. Сверкающий ряд белых и здоровых зубов по настоящему украшает человека. Нельзя относиться к чистке зубов легкомысленно. Нужно пользоваться индивидуальной зубной щеткой, которую нужно менять 1 раз в 3-4 месяца. Полоскать рот нужно после каждого приема пищи. После появления неприятного запаха изо рта необходимо обратиться за советом к врачу.

    Гигиена белья и одежды имеет очень большое значение. Желательно, чтобы одежда была свободной и под ней сохранилась воздушная прослойка. Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты нательного белья и одежды, ежедневная смена носков или колготок, особенно при повышенной потливости. Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель, отдельные полотенца, 1 раз в неделю менять постельное белье. На ночь рекомендуется надевать ночную сорочку или пижаму.

    На первом плане при формировании здорового образа жизни стоят любовь к ребенку и позитивное отношение к жизни. Чем больше родители и окружающие любят ребенка, тем гармоничнее и счастливее он вырастет. Только не надо забывать, что любовь – это не вседозволенность, а внимание, уважение, здоровая критика. В атмосфере любви и дружбы легче воспитать здорового человека.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»

    РЕФЕРАТ по «Здоровый Человек и его Окружение»

    НА ТЕМУ: « Здоровый образ жизни подростков»

    Работу выполнил:

    Студент группы Ф-12(5) Имранов А.С.

    Работу проверил : Преподаватель

    Халяпина Ж.Н.

    Волгоград 2014

    Введение

    1. Формирование и основы здорового образа жизни

    2. Культура здорового образа жизни

    3. Пропаганда здорового образа жизни

    4. Профилактика здорового образа жизни

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    В настоящее время все большую популярность приобретает стремление к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни активно пропагандируется как в модных СМИ, так и в повседневной жизни каждого человека. Для взрослых людей, привыкших жить без оглядки на нормы здорового образа жизни, есть шанс выбрать либо свое здоровье и долголетие, либо ожирение и старость полную болезней. Говоря о подрастающем поколении, необходимо отметить, что в последние годы, несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни далеко не все следуют его нормам. Все это обусловило выбор темы реферата "Здоровый образ жизни".

    Актуальность темы реферата обусловлена тем, что в настоящее время, несмотря на оптимистичную, но имеющую мало общего с реальной действительностью статистику, стремительно растет как уровень заболеваемости среди молодежи, так и уровень смертности. Именно поэтому, необходимо внедрять культуру здорового образа жизни, начиная с дошкольного возраста. Только активная работа с дошкольниками, школьниками и их родителями позволит вырастить здоровое поколение способное жить в стремительно меняющемся мире.

    Предмет исследования в реферате - это здоровый образ жизни как таковой. здоровый культура вредный привычка

    Объект исследования реферата - социальные отношения, возникающие в процессе воспитания формирования, пропаганды здорового образа жизни в современном российском обществе.

    Задачи реферата:

    1. изучить особенности формирования здорового образа жизни;

    2. выделить основы культуры здорового образа жизни;

    3. выявить методы, проблемы и перспективы пропаганды здорового образа жизни;

    4. рассмотреть профилактику здорового образа жизни.

    Реферат состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.

    1. Формирование и основы здорового образа жизни

    Прежде чем говорить о формировании здорового образа жизни и его основах, рассмотрим в нашем реферате понятие "здоровый образ жизни" (ЗОЖ). Существует множество, внятных, размытых или просто непонятных определений данного термина. Однако в данном реферате сформулировано уникальное определение: Здоровый образ жизни представляет собой систему жизненных ценностей направленных на то, чтобы вести активный образ жизни, правильно питаться и тем самым предотвращать заболевания и повышать естественную сопротивляемость организма.

    В само понятие здорового образа жизни входит следующее:

    Оптимальный режим труда и отдыха

    Двигательная активность и закаливание

    Рациональное питание

    Отказ от вредных привычек

    Медицинская активность

    Соблюдение правил психогигиены

    Личная и общественная гигиена

    Гигиена семьи и брака

    Половое воспитание и сексуальное образование.

    В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию здорового образа жизни у школьников и дошкольников. Все должны знать основы ЗОЖ.

    Важным элементом здорового образа жизни является здоровье. В современной науке выделены следующие факторы оказывающие на него влияние:

    От человека, от образа жизни (50%)

    От наследственных факторов (20%)

    От экологии (20%)

    От работы учреждений здравоохранения (10%)

    Как видно из результатов научных исследований, основным фактором сохранения здоровья является образ жизни, а именно "здоровый образ жизни".

    Итак, что же является основой ЗОЖ. Прежде всего, каждый человек должен любить и уважать самого себя. Именно это стимулирует человека к ведению здорового образа жизни.

    Важной составляющей здорового образа жизни является умеренное и сбалансированное питание. То, что мы едим напрямую связано с тем, как мы себя чувствуем. Злоупотребление фастфудом и алкоголем ведет к ухудшению внешнего вида, ослаблению защитных функций организма и раннему старению организма.

    Не менее важным для правильного формирования здорового образа жизни является соблюдение режима дня. Недостаток сна снижает иммунитет, сказывается на уровне жизненной активности и ведет к ухудшению общего самочувствия.

    Важной составляющей ЗОЖ так же можно назвать двигательную активность. Каждому организму нужна достаточная двигательная активность, закаливание, обтирание, обмывание холодной водой, а также соблюдение личной гигиены.

    В процессе формирования здорового образа жизни важна психогигиена. Именно она требует от человека умений управлять своими эмоциями, уметь их сдерживать.

    Помимо всего вышесказанного для каждого человека, пропагандирующего здоровый образ жизни, нужно отказаться от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, тем более - наркотиков.

    Для здорового образа жизни очень важно безопасное поведение в быту, на улице и в школе. Оно обеспечит предупреждение травматизма и отравлений. К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья.

    В современном мире в большинстве развитых стран государство поощряет ответственность по отношению к своему здоровью. В ряде европейских стран предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса и регулярно занимается физкультурой. Затрачиваемые средства быстро окупаются, так как уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого человека.

    Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях, представленных на рисунке 1.

    Рисунок 1. Уровни формирования здорового образа жизни

    Внимательно изучив рисунок 1, можно с уверенностью сказать, что формирование здорового уровня жизни является сложным процессом, действующим на нескольких уровнях человеческого развития и бытия.

    Основы здорового образа жизни необходимы для полноценного становления каждого человека. Именно они позволяют плодотворно работать как на благо себя и своей семьи, так и общества в целом.

    2. Культура здорового образа жизни

    В настоящее время многие педагоги говорят о повышении роли ЗОЖ в системе воспитания школьников и дошкольников. Однако образовательные программы предоставляют недостаточное количество часов на предметы, связанные со здоровым образом жизни, что снижает возможности педагогов в области воспитания культуры здорового образа жизни.

    В настоящее время в науке бытует следующая трактовка культуры ЗОЖ: это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья.

    Культура здорового образа опирается на систему важных принципов, воспитание которых помогает формировать здоровый образ жизни учащихся. Все эти принципы представлены в таблице 1.

    Таблица 1. Принципы формирования культуры здорового образа жизни учащихся.

    Принципы культуры здорового образа жизни

    Характеристика принципа

    Принцип природосообразности

    Данный принцип включает в себя учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности.

    Принцип формирования ценностных установок учащихся на здоровый образ жизни

    Следование этому принципу культуры здорового образ жизни обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни.

    Принцип народности

    Принцип народности культуры здорового образа жизни предполагает учёт в процессе воспитания ЗОЖ национальной культуры, традиций и родного языка.

    Принцип культуросообразности

    Данный принцип обозначает процесс включения в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьеориентированной творческой деятельности.

    Принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья

    Данный принцип базируется на признании учащегося субъектом процесса здоровьетворческой деятельности.

    Принцип здоровьетворческой активности

    Данный принцип культуры здорового образа жизни базируется на активной личностной позиции учащихся в формировании и соблюдении здорового образа жизни.

    Принцип интеграции воспитательного воздействия

    Данный принцип предполагает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка, рамках воспитания культуры здорового образа жизни.

    Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении.

    Этот принцип важен в процессе формирования культуры здорового образа жизни учащегося. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей - сирот, детей - инвалидов, детей - мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве.

    Рассмотрев вышеуказанные принципы, нельзя не отметить, что большинство из них имеют широкую область охвата и напрямую не относятся к формированию культуры здорового образа жизни учащихся. Однако, их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.

    3. Пропаганда здорового образа жизни

    Развитие стремления к здоровому образу жизни у молодежи необходимо стимулировать посредством воспитательного воздействия и пропаганды.

    Пропаганда ЗОЖ представляет собой систему развивающих мероприятий направленных на раскрытие сущности и пользы здорового образа жизни в рамках современных тенденций развития общества.

    Пропаганду здорового образа жизни нужно начинать с семьи. Невозможно вырастить здорового ребенка с тягой к здоровому образу жизни, если родители пьют, курят и едят все подряд.

    Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Важно помнить, что основная задача родителей не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма и его работоспособности.

    Воспитание здорового образа жизни начинается с приучения к правильной организации режима дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

    Ребенка нельзя насильно принуждать к занятиям физкультурой, а также к соблюдению правил гигиены потому что ребенок быстро теряет интерес к этому.

    При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. При этом формирование ЗОЖ является одной из первоочередных задач воспитания ребенка.

    Воспитание здорового образа жизни в среде молодежи является очень тяжелым трудом, требующим активной пропаганды не только в ВУЗах и училищах, но и в общественных местах таких как кинотеатры, рестораны и клубы.

    Современная молодежь, не смотря на тенденции к здоровому питанию и фитнесу, не осознает реальных последствий таких вредных привычек как нерегулярный сон, курение и употребление легких наркотиков. Бытует такая установка: Пока молод - можно все. С этим нужно активно бороться посредством адекватной пропаганды здорового образа жизни.

    Основные формы пропаганды здорового образа жизни представлены на рисунке три.

    Рисунок 3. - Формы пропаганды здорового образа жизни.

    В завершения параграфа о пропаганде ЗОЖ необходимо подчеркнуть, что основные факторы, определяющие состояние здоровья населения - адекватная система мероприятий по работе не только с детьми и подростками, но и со взрослыми гражданами нашей страны.

    При пропаганде ЗОЖ используются методы устной, печатной, наглядной и комбинированной пропаганды. В настоящее время достоверно установлено, что метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Кроме того, большую роль играет пропаганда здорового образа жизни в кинематографе и на страницах модных изданий.

    4. Профилактика здорового образа жизни

    В настоящее время очень важную роль играет профилактика здорового образа жизни. Важно помнить, что основная составляющая здорового образа жизни - это организация пропаганды здорового образа жизни и воспитание стремления молодежи быть здоровыми и полезными членами современного общества.

    Формирование здорового образа жизни у молодежи должно базироваться на заботе о своем здоровье. Воспитание здорового образа жизни во многом зависит от адекватной профилактики в дошкольных заведениях, школах и ВУЗах.

    Основные составляющие профилактики здорового образа жизни представлены на рисунке 4.

    Рисунок 4. - Основы профилактики здорового образа жизни

    Профилактика ЗОЖ должна быть организована в детских садах, школах, вузах и колледжах. В профилактику здорового образа жизни входит система мероприятий по борьбе с вредными привычками и воспитанием гигиены личного здоровья.

    С раннего детства необходима профилактика здорового образа жизни, как в семье, так и в детских садах. Очень важную роль играет закаливание. В настоящее время закаливание представляет собой научно обоснованную систему специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающую в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

    Ошибочным является мнение, что закаливание, как элемент профилактики ЗОЖ, противопоказано ослабленным детям. Только острые лихорадочные заболевания являются противопоказанием к закаливанию.

    Важно помнить, что закаливание необходимо проводить правильно, в соответствии с разработанными методиками. Особенности указаны на рисунке 4.

    Рисунок 5 - Правила закаливания дошкольников

    Работу по профилактике здорового образа жизни в современных школах и высших учебных заведениях можно осуществлять с привлечением участковых врачей, наркологов, заведующих амбулаториями, терапевтов, стоматологов, спортсменов, полицейских, библиотекарей.

    Рисунок 6. - Формы проведения профилактики здорового образа жизни в школах и ВУЗах

    Профилактика здорового образа жизни включает в себя пропаганду отказа от курения, алкоголя и наркотиков. Кроме того, важно помнить, что самосовершенствование является частью профилактики ЗОЖ. Человек должен осознать роль ЗОЖ и его культурную ценность, только в этом случае становится эффективным любая профилактика. Основы здорового образа жизни должны взращиваться посредством регулярной и адекватной профилактики в детских садах, школах и высших учебных заведениях.Если у человека с детства семьёй и воспитателями не заложена тяга к здоровому образу жизни, ступить на стезю самосовершенствования становиться намного сложнее.

    Заключение

    Важно помнить, что здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Именно поэтому профилактика здорового образа жизни не менее важна, чем пропаганда.

    В заключении реферата необходимо подчеркнуть, что здоровый образ жизни является важной составляющей полноценной жизни в быстро меняющемся мире. Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

    Глобальной задачей общества и государства является внедрение в образовательные стандарты как можно больше аспектов связанных со здоровым образом жизни. Прежде всего, необходима адекватная работа с семьями, с целью борьбы с курением и алкоголизмом. Ребенок с детства должен ценить свое здоровье и следовать нормам ЗОЖ. Благодаря здоровому образу жизни каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

    Список литературы

    1. Воронова Елена Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры - Ростов на Дону: Феникс, 2014

    2. Гуменюк Е. И., Н. А. Слисенко Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста - М.: Детство - пресс, 2011

    3. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни - М.: Академия, 2013

    4. Морозов Михаил Основы здорового образа жизни - М.: ВЕГА, 2014

    5. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни - М.: Сфера, 2012

    6. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. / Под ред. Виленского М.Я. - М.: Кнорус, 2013.

    7. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. / Под ред. Ю.П. Кобякова. - Ростов: Феникс, 2014.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента. Формирование здорового образа жизни у студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Лечебная физическая культура.

      курсовая работа , добавлен 28.07.2012

      Определение образа жизни, как определенного типа жизнедеятельности индивида, его медико-биологический смысл. Компоненты здорового образа жизни, оценка его эффективности по ряду биосоциальных критериев. Виды и значение адаптивной физической культуры.

      контрольная работа , добавлен 17.04.2015

      Понятие и базовые составляющие здорового образа жизни, его теоретики и пропагандисты. Эмоциональное, интеллектуальное, духовное и социальное самочувствие как аспекты здорового образа жизни. Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья.

      презентация , добавлен 27.01.2011

      Сущность здорового образа жизни. Вредные привычки молодого поколения. Здоровый образ жизни в глазах молодежи. Его основные составляющие. Деятельность, направленная на популяризацию здорового образа жизни. Анализ состояния здоровья современной молодежи.

      реферат , добавлен 18.08.2014

      Проблемы здоровья и здорового образа жизни в России: история и современное состояние. Специфика ПР–деятельности в здравоохранении по формированию здорового образа жизни. Анализ формирования здорового образа жизни на примере деятельности ГУЗ "РКДЦ МЗ УР".

      дипломная работа , добавлен 04.08.2008

      Административные меры со стороны государства по распространению здорового образа жизни в России. Национальный проект "Здоровье". Борьба с социально значимыми заболеваниями, внедрению методов профилактики, ранней диагностики и адекватного лечения.

      научная работа , добавлен 09.03.2015

      Формирование здорового образа жизни. Четыре зоны физкультуры. Фитнес как регулятор здоровья. Лечение наркомании, алкоголизма и игромании. Начальные навыки управления жизненной энергией и ее перемещение внутренним зрением. Курение - путь к короткой жизни.

      курсовая работа , добавлен 30.05.2009

      Социальная гигиена и организация здравоохранения как наука. Здоровый образ жизни как социально-философская проблема. Пропаганда здорового образа жизни. Объединение физического, психического и социального компонентов структуры личности человека.

      реферат , добавлен 12.04.2016

      Принципы здорового образа жизни в совокупности с физической культурой, позволяющие максимально эффективно раскрыть потенциал организма и значительно повысить его возможности. Особенности мотивации к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.

      реферат , добавлен 09.03.2017

      Значение изучения компонентов здорового образа жизни для успешной деятельности и самочувствия человека. Методы первичной профилактики и укрепления здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, борьбу с вредными привычками, гиподинамией.



    Похожие статьи