• Что грозит учителю за перегруз детей. Как не перегрузить ребенка дополнительными занятиями

    22.09.2019

    История из жизни: «Не давить, а помогать»

    Алла: «Старшего сына, он еще и первый внук, сразу после рождения вся многочисленная родня кинулась развивать всевозможными способами: с полутора лет Монтессори, с трех лет спортивная гимнастика, потом перешли в бальные танцы, потом в ДЮСШ, на плавание. Везде он показывал прекрасные результаты. Но! До поры до времени. Пока не начиналось давление: «Быстрее! Выше! Сильнее!».

    С февраля пошел сам, по своему личному выбору в кружок по авиамоделированию. И доволен. Мы приняли решение больше на него не давить, что выберет, тем пусть и занимается.

    А вот с младшей дочкой все было иначе. На ранние развивашки я с ней не ходила, на том, что она чего-то не делает в срок, не зацикливалась. Она поздно заговорила, годам к двум только. Зато сейчас в классе лучше всех учится.

    А вот с сыном был грех, оглядывалась я на то, что у других дети умеют делать, а мой не умеет. Сейчас дочь уже второй год занимается в художественной школе, очень любит занятия, не идет туда, а летит.

    А есть ли детство?

    Наверное, все зависит от того, чего родители хотят от своего ребенка: гордиться им, задавая высокую планку и получая чувство собственного удовлетворения – вот какие мы родители! – или чтобы он был счастливым, независимо от уровня достигнутой им планки.

    Психолог Александра ВИНОКУРОВА говорит о том, что многие впадают в крайности. Одни таскают свое чадо на всевозможные кружки и секции. Не дают ему вырваться из окружения многочисленных учителей, воспитателей, тренеров. Тут есть еще один момент: чтоб по улице не шатался, чтоб времени у него не оставалось на всякие детские шалости, чтоб выматывался так, чтобы мыслей лишних в голове не появлялось. Каким вырастет такой ребенок в результате? Наверное, везде будет бегать с телефонами и ноутбуками, даже в отпуске. Ведь его не учили отдыхать, расслабляться, получать удовольствие. А что он будет вспоминать о своем детстве? И есть ли оно у таких детей?

    А другие родители относятся к своим детям как к тепличному растению: велосипед – это опасно! Коньки – о, ужас! На горку не лезь – упадешь! Любой вид спорта травмоопасен! Это не трогай, туда не ходи, сюда не смотри, а лучше сиди в манеже, гуляй на балконе, еще лучше совсем не гуляй – на балконе тоже опасно! А что в итоге? Вырастает замкнутый, капризный, избалованный неумеха, не приспособленный к жизни.

    Переутомление – враг ребенка

    Психолог отмечает, что стремление родителей сделать жизнь ребенка полной, насыщенной, учить и развивать вполне оправдано. Но!

    - В последние годы жалобы на то, что «жизнь тяжелая» и «ничего не хочется делать» все чаще и чаще можно услышать от школьников. Появились даже дошкольники-шестилетки, которые на вопрос, хочет ли он идти в школу, отвечают, что в школу они идти не хотят, так как к шести годам они уже успели походить и на математику, и на логику, и на психологию, и на плавание, и на хореографию и бог знает на что еще. А хотят они в детский сад, потому что там можно играть, лепить, рисовать. А самое главное – никуда не спешить.

    А кому оно надо?

    Родители, стремясь всеми силами подготовить ребенка к школе, начинают его водить во всевозможные группы раннего развития, где дошкольники часто просто проходят программу первого класса. Маме и папе так хочется, чтобы их ребенок учился не в обычной школе, а в «особой» - саха-корейской, к примеру.

    - Ребенок заучивает нужное, а потом быстро это забывает, при этом постоянно испытывая негативные переживания оттого, что ему все время нужно что-то запоминать, учить, пересказывать. Дети перестают быть любопытными, любознательными. С другой стороны, родители не просто так выбирают школы со сложной программой, таскают детей по кружкам, студиям и спортивным секциям. Современный мир предъявляет к человеку повышенные требования: чтобы хорошо устроиться в жизни, нужно получить хорошее образование и обзавестись высокооплачиваемой работой. Поэтому, желая своему ребенку только хорошего, родители часто загружают его с самого раннего, еще дошкольного, детства.

    Ребенок должен заниматься теми видами деятельности, которые являются для данного возраста ведущими. В отечественной психологии под ведущим видом деятельности понимается та деятельность, которая в данном возрасте способствует максимальному развитию ребенка: его личности, способностей, потребностей. В дошкольном возрасте таким видом деятельности является игра. Именно она способствует максимальному развитию личности ребенка. И что особенно важно, не только его интеллекта, а всех сторон личности.

    Нагрузка для ребенка должна быть посильной. Прежде чем отдавать ребенка в какую-нибудь престижную гимназию или школу с углубленным изучением языков или предметов, родителям важно понять: будет ли такая нагрузка адекватна именно для их ребенка? Здесь важно учесть и особенности здоровья ребенка, и возможности его психики, и личностные особенности. Желательно проконсультироваться с педиатром, психологом, логопедом, опытным педагогом. Эти специалисты подскажут, какая программа подойдет ребенку, какая нагрузка будет для него оптимальной.

    К тому же школьной программой родители часто не ограничиваются: записывают детей во всевозможные кружки и студии, занятия с репетиторами. У многих детей время, которое они проводят, обучаясь в школе, кружках и студиях, часто превышает нормы рабочего времени взрослых! «Музыкалка» в первую смену, школа - во вторую, тренировки и бассейн по вечерам, потом домашние задания и спать... Зашкаливающая нагрузка приводит к стрессу, болезням, апатии. Дети не хотят ничего делать, в школу идут без настроения, бросают кружки и готовы часами сидеть перед компьютером или телевизором, безучастно наблюдая за происходящим на экране.

    Те же дети, придя в обычную общеобразовательную школу, где нагрузка адекватна их возможностям, часто заинтересовываются процессом учения, им нравится получать знания, они втягиваются в этот процесс.

    - Ведь даже если ребенку сложно, но в итоге все получается, то он будет стремиться заниматься, учиться, тренироваться, - говорит психолог. - Именно радость от преодоления трудностей помогает с ними справляться. Впоследствии эти дети поступают в университеты или колледжи, становятся хорошими специалистами. А главное, они ощущают себя счастливыми людьми и с удовольствием вспоминают свое детство.

    В стремлении вырастить из своего ребенка многосторонне развитую личность родители иногда перегибают палку. Занятия в музыкальной школе и спортивной секции, хор, рисование, курсы иностранного языка, кружки юного натуралиста и т.д., не говоря уже о запредельной нагрузке в школе. Между тем, врачи и психологи предупреждают, что чрезмерная занятость может оказать вред здоровью детей.

    Летние каникулы закончились, и 1 сентября за школьные парты сели 13,3 миллиона учеников по всей России. Еще в прошлом году глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко потребовал уменьшить нагрузки российских школьников. В младших классах ученики занимаются до 10–12 часов в день, включая выполнение домашнего задания, в старших - до 16 часов и выше.

    Учебную перегрузку российских школьников в большинстве учебных заведений выявил в прошлом году мониторинг, проводимый Институтом возрастной физиологии Российской академии образования (РАО). Устранение этой проблемы включено в перечень приоритетов развития системы образования еще в конце 2004 года, однако ситуация с тех пор осталась прежней.

    Сейчас нет никаких санитарных норм по количеству учебных часов для учащихся. Между тем, именно чрезмерная нагрузка в сочетании с малой подвижностью являются главными неблагоприятными факторами школьной среды, отмечают в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук (РАМН).

    Учащиеся хронически недосыпают, больше половины подвержены невротизму.

    Психологи также предупреждают, что школьные перегрузки могут оказать серьезное влияние на психическое здоровье ученика. Ведь постоянный стресс приводит к ам и невротическим реакциям, что аукнется и во взрослой жизни.

    На этом фоне вполне логичным будет задуматься, а так ли уж нужны и без того утомленным школьникам все эти внешкольные занятия?

    Конечно, дополнительное образование во внеурочное время обогащает пору детства. Ребенок может реализовать себя, и понять свои предпочтения,

    поэтому у него в зрелом возрасте будет гораздо больше возможностей добиться профессионального самоопределения и достичь более высоких результатов.

    Кроме того, в кружке или секции дети и подростки общаются со сверстниками, что необходимо для социальной адаптации. Ребенок учится выходить из сложных ситуаций самостоятельно.

    Собственно, психологи как раз считают, что в условиях чрезмерной учебной нагрузки детям нужна какая-то отдушина - музыка или спорт. Но здесь необходимо знать меру.

    Психологи советуют,

    что помимо школы, ребенка надо нагружать не более чем 2-3 видами деятельности. Иначе из-за чрезмерной нагрузки и постоянной занятости опять-таки может развиться

    Начало учебного года уже близко. «Газета.Ru» посмотрела на детей, которые еще чувствуют себя свободными, и пожалела бедняжек. Скоро на них свалятся школа, дополнительные уроки, спортивные секции и прочие обязанности. Как понять, какое занятие подойдет вашему ребенку? Что поощрять, как хвалить и чему на самом деле важно научить? Об этом мы поговорили с системным семейным терапевтом Марией Антиповой.

    — , с вашей точки зрения, каждый ли ребенок имеет какой-то талант?

    — Совсем бездарных людей нет. У каждого человека есть что-то, что ему нравится делать. Это необязательно талант. Но предрасположенность — точно. Вопрос в том, как ее раскрыть, и решать его приходится бедным родителям: требования общества достаточно высоки, нужно обязательно, чтобы ребенок чем-то занимался.

    Часто родители, не обращая внимания на ребенка, начинают придумывать за него, что ему делать.

    Мария Антипова

    Психолог-консультант, преподаватель московского Центра системной семейной терапии, ведущая семинара «Особенности переживания утраты», группы для супругов «Нам хорошо вдвоем».

    Из-за этого дети сегодня очень перегружены — школа, спортивная секция, музыка, дополнительные занятия. У ребенка вся жизнь расписана, а времени и возможности поиграть, проявить себя, как-то раскрыться — нет. Получается, что за всеми этими занятиями родители не видят самого ребенка, не обращают внимания на то, к чему он склонен, да у него и нет возможности это проявить.

    — А как понять, к чему именно он склонен?

    — Понаблюдать за ним, поиграть, поговорить, дать ему возможность рассказать про себя. Если дать ему свободное время, когда он не выполняет чьи-то требования, не действует по заранее выработанному плану, а делает то, что хочет сам, он обязательно проявит себя.

    Правда, есть другая проблема: дети, которых родители перегрузили занятиями в кружках и секциях, часто просто не знают, что делать со своим свободным временем.

    Они привыкли, что вся их жизнь расписана и все за них решено, а оказавшись «на свободе», теряются и не знают, чем себя занять.

    — Вот да, и многие родители жалуются, что ребенок целыми днями сидит за компьютером.

    — Это правда. Но у меня к родителям вопрос: а почему у них дети подолгу сидят за компьютером? Кто регулирует процесс жизни ребенка? Потому что если есть четкие установленные правила — ребенок нигде не сидит. То есть сидит ровно столько, сколько скажет мама или папа. До подросткового возраста установление рамок находится в компетенции родителей. Если рамок нет, видимо, в семье нарушена иерархия.

    — Имеет ли право родитель вмешиваться в работу ребенка — например, творческую? Например, когда мама вносит свои исправления в рисунок ребенка, объясняя, что у него что-то не получается, она права?

    — Тут я вижу тревогу мамы — она думает, что знает, как правильно, и берет ответственность на себя за то, что делает ее сын или дочь. Это не очень хорошо. Ведь что говорит родитель таким посылом? «Ты не справляешься, я лучше тебя знаю». Если ребенок много раз получает такое послание, слышит сообщение о том, что он что-то неправильно делает, то его творческий потенциал, конечно, закрывается.

    — Получается, что контролировать ребенка нельзя?

    — У любого контроля есть свой предел. Если мы все время тревожимся, контролируем, оберегаем, делаем за ребенка, говорим, как надо, то мы ребенка, конечно, лишаем доли ответственности за свою жизнь. А это, мне кажется, как раз самое главное — научить детей отвечать за себя.

    Знаете, как бывает? До 16 лет держали под постоянным присмотром, определяли во всякие секции, проверяли портфель и делали вместе с ним уроки, а в 16 лет ребенок взбунтовался, мы отказываемся его контролировать — и он делает вообще все, что хочет. Это крайности, которых допускать не стоит.

    Нужно потихоньку приучать его к ответственности, с первого класса — за свой портфель, свои тетрадки, свои домашние задания.

    Желательно, чтобы к десятому классу он сам уже за многое отвечал. Так же в каких-то дополнительных видах деятельности. Где-то он сам выбирает, где-то мы подсказываем. Всегда сложно соблюсти эту золотую середину — но здесь это как раз очень важно.

    — А себя как заставить научиться держать баланс?

    — Здесь вопрос личных тревог. На родителей давят учителя, общество, их собственные родители, опыт, хороший или не очень. Но нужно понимать, что дети не обязаны отвечать за наши страхи. Нам нужно справляться с ними самим. Мне кажется, родителям не стоит стараться запихнуть в ребенка побольше навыков и знаний.

    Есть другие вещи, которым нужно научить: логически и творчески мыслить, развивать исследовательскую деятельность. Нужно научить ребенка учиться. Собственным примером.

    А рисовать, если у ребенка есть желание, он и сам будет. Главное — дать ему посыл к тому, чтобы делать, не боясь ошибиться, не боясь сделать что-то неправильно. Если процесс обучения будет приносить удовольствие, то весь потенциал, который есть у ребенка, он сможет применить.

    — Как оценивать результаты труда ребенка?

    — Положительно. А если есть замечания, их нужно высказывать тактично — и по поводу труда, а не личности ребенка. Можно оценивать результат труда, а можно — путь, которым он к нему пришел. Можно сказать: «Какую красивую картинку ты нарисовал!» А можно — «Как хорошо ты подобрал цвета, выбрал сюжет, придумал композицию, увидел, как падает свет». Общую похвалу вы таким образом разложите на составляющие и оцените то, как он это делал, как он прикладывал усилия. Процесс — это очень важно. Часто мы игнорируем путь ребенка, да и свой собственный. Если мы его все время обесцениваем, мы обесцениваем куски своей жизни.

    — Как понять: ребенок не хочет чем-то заниматься или просто не может?

    — Поговорить со своим ребенком. Часто мы оцениваем успехи детей, исходя из своих критериев. Придумываем за них результаты, которых они должны достичь, а если их нет, решаем, что ничего не получилось. Но здесь есть еще один участник этого процесса — это, собственно, сам ребенок.

    Я в своей практике встречаю много людей, которые приходят к психологу — и начинают рассуждать о своем ребенке. А когда им задаешь элементарный вопрос: «Что думает по этому поводу ваш ребенок?» — это людей ставит в тупик. Мы очень много живем сами с собой, со своими мыслями, эмоциями, проектами — и очень мало обращаемся к своим детям.

    Дети с достаточно раннего возраста могут вам рассказать много о себе. Спросите своих детей.

    — В советское время была особенно распространена идея, что если у сына или дочери что-то не получается, это потому, что он ленится. Надо заставлять больше заниматься.

    — Сложно говорить о детях вообще. Есть действительно дети, которые ленятся, а есть те, у которых свои особенности. Например, эмоциональным детям нужно больше отдыха.

    — А когда он какую-то науку не может освоить, потому что не способен? Например, английский?

    — Если вы хотите, чтобы ребенок выучил английский, снизьте ему планку! Пусть овладевает базовыми знаниями, может быть, во взрослом возрасте у него появится мотивация к дальнейшей учебе. Не наседайте на него — иначе он к языку и близко подходить не захочет.

    Чем больше мы насилуем своих детей своими тревогами, тем больше они закрываются. По-моему, каждый родитель знает, когда ребенок ленится, а когда действительно он уже не может. А кроме того, лень часто защищает от перегрузок. Родители должны обращать на это внимание. Иначе они так «образуют» свое дитя, что от него не останется вообще ничего.

    — Что происходит с человеком, если он занимается не своим делом?

    — Взрослого человека заставить заниматься не своим делом достаточно сложно. Если это все же произошло, это значит, что он не очень осознает себя. Как правило, такие люди страдают от депрессий, неврозами — понятно же, что они не получают удовольствия, не испытывают удовлетворения от своей деятельности, они разочарованы в жизни. Они и болеют, кстати, чаще — в соматических болезнях выражается скрытый протест или уход от деятельности, которая не приносит удовольствия.

    — То есть если ребенок часто болеет, это может быть связано с тем, что на него слишком давят?

    — Ну конечно! Когда мама, бабушка, папа, вся семья от ребенка что-то требует, ребенок не может сказать «нет». А если он заболевает, от него отступают, начинают уделять ему больше внимания, все вокруг него прыгают, он — главный. Болезнь становится хорошим способом уйти от проблем, от деятельности, которую навязывают, и заявить свой протест, не вступая в открытую коммуникацию.

    Кстати, хулиганство — это тоже способ избавиться от давления: за проступком следует наказание, и это тоже позволяет не делать того, что не нравится.

    Вообще, когда родители заставляют ребенка заниматься тем, чем он не хочет, тогда вопрос, наверное, все-таки к родителям. Почему им так хочется, чтобы он это сделал?

    — Ну например, я хочу, чтобы ребенок стал врачом, потому что это хорошая профессия.

    — Вы можете, конечно, стоять на своем, заставить ребенка поступить в мединститут. Но сценарий, который за этим последует, — либо он слушается, а потом делает по-своему, когда вырывается из-под родительской опеки, либо он становится врачом, ненавидит всех своих пациентов, себя и вас. Еще один вариант — что ему это когда-нибудь понравится.

    Но вообще, когда человек делает под давлением, у него нет возможности осмыслить то, что он делает. Он всегда либо сопротивляется, либо идет по сценарию послушания. Если сопротивляется — это тоже не его выбор.

    — Как сделать так, чтобы ребенок все-таки был трудолюбивым?

    — Трудолюбию нельзя научить специально. Оно прививается с детства. Убрать за собой вещи, помочь маме, помочь папе, делать какую-то работу по дому. Мы сначала оберегаем своего ребенка от всего, а потом хотим, чтобы он вырос трудолюбивым. Ну так не бывает. Я понимаю, что, когда ребенок помогает в уборке, может получиться скорее еще больший беспорядок.

    Но что вам важно — навести порядок или приобщить ребенка к труду? Только не надо использовать труд в качестве наказания: нахулиганил — 10 дней моешь посуду. Это выработает отвращение к труду. И, напротив, очень важно — показывать пример. Дети мало что делают из того, что мы говорим. Они делают то, что мы делаем.

    Осень – время для учебы и новых знаний. Помимо школы и детского сада, современные родители особенно внимательно относятся к выбору кружков и секций для ребенка. Все помнят о том, что детей надо развивать и не опоздать с раскрытием талантов. Но в реальности на все получается из того, что задумывают мамы. Дополнительных занятий много, а вот ребенок один. Как бы нам не хотелось дать ему все и сразу, это может плохо закончиться.

    Психолог и мама одиннадцати детей Екатерина Бурмистрова говорит о том, что маленькие дети не всегда могут чувствовать свой уровень усталости. К тому же не всем семьям хватает ресурсов на то, чтобы развивать ребенка и ходить на все модные кружки. Поэтому надо учитывать все факторы прежде, чем записывать детей на дополнительные занятия. Часто чрезмерная активность оказывается непосильной для ребенка и пагубно сказывается на его любознательности.

    Школа, спорт, рисование, математика – когда в семье один ребенок и три комплекта бабушек

    Существует четыре фактора, которые нужно учитывать родителям при составлении плана дополнительных занятий:

    • возраст ребенка;
    • потенциал ребенка, количество сил,
    • его психофизический тип, устойчивость, способности;
    • ресурсы родителей.

    Это ресурсы эмоциональные, физические, материальные, организационные. Еще один фактор – это сколько ресурсов у семьи в целом, не только у родителей.

    То есть, думая о дополнительных занятиях, надо смотреть на то, каково это будет ребенку и, прежде всего, каково это будет семье.

    Здесь есть два типа потенциальных рисков.

    Первый – это когда ресурсов у семьи слишком много, больше, чем ребенку нужно.

    Возьмем максимально неправильное сочетание факторов – ребенок маленький, сам еще не очень хочет и может, а ресурсов у семьи много, поскольку он один в семье с тремя комплектами бабушек. И при таком количестве взрослых на одного нересурсного ребенка его можно очень сильно перегрузить, и это окажется для него крайне неполезным. Потому что не возможности, не интересы и способности ребенка оказываются в центре внимания, а амбиции взрослых.

    Может быть противоположная ситуация.

    Чаще у многодетных или малообеспеченных родителей случается, что наоборот, ребенок способный, с высокой обучаемостью, но у семьи нет никаких ресурсов. Нет сил, нет денег, нет здоровья, все круги дополнительных занятий уже пройдены со старшими детьми.

    Не могу сказать, что вреднее. Казалось бы, вторая ситуация – более печальная. Но она сохраняет желание что-то делать, и потом ребенок, когда сможет, возможно, все нагонит. Ситуация, когда слишком много, похожа на гипервитаминоз, который опаснее, чем авитаминоз.

    Потому и важно с каждым ребенком рассматривать именно его индивидуальную траекторию. Скажем, в семье второй ребенок. С первым – была одна траектория по дополнительным занятиям. Кажется, что путь пройден и семья такую траекторию может потянуть. Но подрастает второй ребенок, и оказывается, что такая траектория внешкольных нагрузок не подходит. Потому что это другой ребенок, изменился возраст родителей и изменилось видение того, что полезно и нужно.

    Если с первенцем возникает интеллектуальная и спортивная гонка, и на него обрушивается все, то в случае вторых и последующих детей ситуация развивается с некоторым запозданием. То есть даже вроде можно было бы больше, но уже не так интересно, не так важно, в это уже родители играли.

    Мне кажется, нужно отличать свои амбиции по поводу ребенка от его потребностей, желаний, возможностей.

    Какой должна быть эта индивидуальная траектория, смогут сформулировать только родители на семейном совете. Именно им определять, что они хотят, что считают правильным для этого конкретного ребенка в конкретном возрасте.

    Подчеркиваю – этот вопрос не должна решать одна мама. Часто вопрос о дополнительных занятиях узурпируется, а папа оказывается в стороне, выступая только спонсором всех этих бесконечных кружков. Но мужчины чаще гораздо более здраво относятся к нагрузкам для маленьких детей и более стратегически настроены.

    Детский сад и занятия вечером – это как две ставки

    Есть вопросы развития детей, вокруг которых общественная истерия наблюдается уже давно. Например, иностранный язык детям начинают предлагать не тогда, когда они уже созрели для этого, а когда мама сочтет нужным, не ориентируясь ни на возрастные, ни на личные особенности ребенка.

    Но иностранный язык лучше начинать изучать не раньше трех лет, а то и четырех – для детей с замедленной речью. Можно и после семи лет. В любом случае до семи – только игровые формы изучения языка. Остальное будет только вредить.

    Для детей, которых не планируют отдавать в детский сад, начиная с трех лет очень важны какие-то занятия, где бы они находились без мамы хотя бы пару раз в неделю, чтобы ребенок мог научиться «работать» в формате группы.

    Если ребенок ходит в детский сад, картина совсем другая. Очень часто у меня на консультациях оказываются дети с невротическими признаками, и мы начинаем с того, что смотрим расписание ребенка. Часто оказывается, что ребенок страшно перегружен. Ему три с половиной года, а он каждый день ходит в обычный детский сад, а после, поскольку мама переживает, что вышла на работу и ребенок не развивается, она его еще по вечерам водит раза по четыре на занятия. Или это делает бабушка. В итоге – возникает перегрузка. Надо понимать, что, скажем, до пяти лет детский сад – это полноценная работа. Все, что сверх – как вторая ставка.

    Сейчас наблюдается тенденция в отношении дошкольников и младших школьников – дать им как можно раньше как можно больше. Это все еще работает замедленная бомба утверждения «после трех уже поздно».

    Но в итоге, от этого перегруза до школы и в начальной школе, у ребенка возникает большое отторжение ко всем занятиям.

    Дошкольника и младшего школьника нельзя перегружать и перестимулировать. Как ни странно, особенно это сказывается на тех, кто очень хочет заниматься. Есть дети, которые ходят на три кружка, но говорят, что хотят заняться чем-то еще. Такие дети по вечерам – очень возбуждены. Могут появиться покусывания губ, сгрызание ногтей, нарушение сна, истеричность. Все из-за перегрузки, которую ребенок сам не чувствует, не осознает, а потому хочет еще занятий.

    Родителям нужно помнить о том, что ребенок регулировать свою нагрузку не очень в состоянии до подросткового возраста, до 12–13 лет, да и тогда под вопросом.
    Я обычно в разговоре с родителями привожу простой пример. Например, съесть один банан – хорошо, а съесть 20 бананов – совсем плохо, и съесть 7 – тоже не хорошо. Хотя бананы сами по себе хорошие. Причем у кого-то, скажем, от 3 бананов будет расстройство пищеварения, а кому-то и 4 будет нормально. И вопрос дозирования в руках взрослых. Это очень важно, особенно для детей, которые склонны перебирать нагрузку. Важно и самих детей учить определять порог усталости.

    Показатели, не чрезмерна ли нагрузка – это вечер рабочего дня, вечер пятницы, конец четверти или триместра.

    Он терпеть не может учиться, хочет только посидеть и послушать аудио

    Если говорить о том, какой кружок, занятие выбрать, то, наверное, не стоит забывать о спортивных секциях. Мы все, а особенно жители больших городов, живем в ситуации гиподинамии, интеллектуальных перегрузок. В эпоху, когда мы работаем головой, занятия спортом – почти как гигиена, почти как почистить зубы.

    Когда ребенок пошел в школу – ему необходимы какие-то занятия, связанные с движением. Надо понимать, что просто спортивные секции, как «что-то, связанное с движением», и профессиональный спорт – это разные вещи. Профессиональный спорт – большая нагрузка, которая, по идее, не должна монтироваться больше ни с чем. Картина, когда ребенок сначала учится в школе, а потом всю вторую половину дня тренируется, как взрослый – неправильная. Это мина замедленного действия. Сначала у вас будет ребенок с высокими показателями, с высокими достижениями. Перегрузки сказываются совсем не сразу, где-то в подростковом, старшем школьном возрасте, в общей астенизации нервной системы.

    Мой опыт, и профессиональный, и родительский, говорит о том, что до подросткового возраста ребенка лучше немного недокормить нагрузками, чтобы сохранялось желание чем-то заниматься уже сознательно и дальше. Если перекормить – перегруженный ребенок в подростковом возрасте просто сбрасывает нагрузку. Несильно нагруженный ребенок начинает в подростковом протесте нагрузку добирать. Но это не значит, что все время до этого он может быть полностью расслаблен, как тюлень, и совсем ничем не заниматься. Иначе в подростковом возрасте может быть полный отказ от любой деятельности.

    Так что нагрузку дошкольника и младшего школьника нужно выстраивать с учетом подросткового возраста и дальнейшего взросления. Думать не про год, а про весь период.

    Да, сейчас ребенку пять лет, и он не может сопротивляться. Вы его ведете сначала на спорт, потом на рисование, потом на английский. И все хорошо: он неплохо рисует, прекрасно плавает и умеет понимать английский на слух. Да, все у вас вроде бы получилось. Это тактические последствия. Теперь посмотрите на стратегические последствия. Он не играл, не гулял, у него сокращены какие-то сферы контакта со сверстниками, а еще он терпеть не может учиться, у него только одно желание – посидеть и послушать аудио, и это совершенно нормальная реакция.

    Но если ребенок совсем ничем не занят, он приходит домой и только смотрит мультфильмы, есть опасность виртуализации, когда для ребенка станет значимым виртуальный мир, а не реальная деятельность.

    Так что важна та самая «золотая середина». До полового созревания ребенок не должен сильно переутомляться с точки зрения нервной системы. Должна быть здоровая нагрузка, но не перегрузка.

    Для ребенка-дошкольника необходимы минимум три наполовину свободных дня в неделю, кроме выходных. Основное, что ребенок должен делать, кроме детского сада – это играть, в том числе в ролевые игры, общаться с родителями, а не бегать, как робот, по занятиям.

    Для младших школьников нужно хотя бы два в неделю свободных вечера, без дополнительных занятий, а лучше, как и у дошкольников – три. Воскресенье – полностью свободный от занятий день. Очень часто родители, которые не успевают в будни, на субботу, воскресенье планируют несколько кружков.

    Сделайте выбор: спорт и то, что очень просит

    Так что же все-таки выбрать? Как я уже сказала, спорт – гигиенический минимум. Плюс то, что ребенок очень просит и к чему явно имеет способности. Скажем, поет или рано считает. Это нужно попытаться поддержать, если есть возможность. Если возможности нет, сегодня существует много вариантов обучения онлайн. Я не сторонник виртуализации, но в некоторых случаях занятия в какой-нибудь онлайн-школе математики порой стоят поездки в другой конец города. Хотя, конечно, живой контакт с преподавателем лучше, чем виртуальный. Здесь нужно смотреть на то, с чего мы начали – сколько лет ребенку, каковы его возможности и возможности семьи.

    Очень здорово, если ребенку в дошкольном детстве удастся как-то позаниматься творческими вещами: рисованием, лепкой, аппликацией, скульптурой – это тот возраст, когда развиваются именно творческие способности, идет формирование интеллекта. То есть я за то, чтобы в этом возрасте развивать ребенка в творчестве, а не нагружать логикой и так далее.

    Важный момент – всю жизнь мы учимся не чему-то, а у кого-то. Здесь роль мастера, роль педагога в большинстве случаев выше, чем содержание занятий.

    Скажем, если вы знаете, что у вас потрясающий человек преподает, например, какое-нибудь выжигание или основы физической подготовки, и это вас совсем не привлекает, а вы мечтаете отдать ребенка на ушу, то все-таки лучше отдать к хорошему педагогу.

    Причем важно, чтобы занятия были максимально близко к дому, желательно в шаговой доступности, без лишнего трафика.

    Устал или не хочет – быть гибкими, чтобы понять

    Бывает, что ребенок просто устал, но занятия бросать бы не хотел, ему нравится, получается. Но вот в какой-то момент он не хочет идти именно из-за усталости. А бывает наоборот, ему не нравятся занятия, он начинает придумывать поводы избежать их. Понять степень усталости: не перегружен ли ребенок, усталость это или просто манипуляция – способны только родители, это вопрос сугубо индивидуальный. И, как ни странно, особенно родители-трудоголики часто не могут разобраться, насколько устал ребенок. Скажем, если мама у себя не видит порога усталости, она не видит и у ребенка, и ребенок не учится его распознавать.

    В сентябре все бодро начинают заниматься, набирают миллион нагрузок, потом в ноябре, декабре сдуваются, в марте могут приходить к полной астении. Тут влияют ритмы учебного года, климат средней полосы. Мы в августе не можем представить себе количество сил, которые у нас будут в декабре.

    Чтобы благополучно дойти сначала до зимних длинных каникул, а потом и до лета, нужно рассчитывать силы – где-то дать ребенку немного поболеть, что-то пропустить, не бросая. В это время подкормить ребенка витаминами.

    Иногда ребенок может манипулировать: покашливать, хвататься за живот, чтобы не ходить на занятия. Здесь тоже нужен подбор индивидуальной стратегии.

    Проявлять гибкость – хороший способ научиться видеть нагрузку ребенка, научить его отдыхать, расслабляться, восстанавливаться.

    Сказать, например, однажды: «Давай мы пропустим, и ты поиграешь дома». Или: «Сегодня мы поедем вот сюда, тут важное занятие, но в школу придем к третьему уроку, договоримся с учителем». То есть не быть такими винтиками машины, а понимать, что личное выше общественного, что мы можем эти жесткие системы адаптировать под себя, и никто на самом деле не будет против. Если быть в диалоге с учителем, с педагогом, то обычно они понимают, что идет спад, надо ребенку помочь.

    Иногда можно сказать: «Да, тебе не хочется идти на сольфеджио, на тренировку, но давай ты сделаешь усилие, а мы тебе добавим еще 10 бонусов, и ты потом быстрее сможешь купить себе игру, которую давно планировал». А где-то надо иначе: «Все, не идем. Я вижу, что у тебя глаза усталые».

    Часто из-за перегрузок стартуют спонтанные головные боли, которые потом долго лечат. Нужно не гонять ребенка, как солдатика. Время, когда он будет работать, впереди, вы должны его к этому подготовить и не перегрузить.

    Психолог Марина Мелия работает с состоятельными людьми и их семьями. Но тенденции воспитания детей, которые она описывает в новой книге "Наши бедные богатые дети", заметны не только в кругу крупных бизнесменов и топ-менеджеров. К чему могут привести попытки максимально заполнить время детей полезными занятиями, начиная со студий раннего развития и заканчивая кружками, секциями и репетиторами?

    О том, какие мы родители, судят по достижениям наших детей. Поэтому во многих состоятельных семьях ребенок воспринимается как инвестиционный проект, с которого надо как можно быстрее получить дивиденды.

    В последние десятилетия в общественном сознании закрепились три основных воспитательных тренда. Назовем их так:

    • как можно больше
    • как можно раньше
    • как можно лучше.

    Мы всячески стремимся им соответствовать, иначе, как нам кажется, и мы, и наши дети рискуем оказаться "на обочине жизни".

    Говорят, самые надежные вложения - это вложения в детей. И родители выкладываются по полной. Школьная программа - всего лишь фундамент, над которым возвышается мощная образовательная конструкция: у одних - в несколько этажей, у других - размером с небоскреб.

    Иностранные языки - обязательно! Хорошо бы три: английский знают все, значит, нужен еще один европейский и, к примеру, китайский. Без спорта тоже никак: плавание - для здоровья, шахматы - для интеллекта, теннис - это престижно и аристократично, приедешь в отель и сразу на корт.

    Мальчику просто необходима борьба - воспитывает характер, смелость, цепкость, упорство. К девочкам требования даже выше: они должны демонстрировать не только интеллект, образованность и воспитание, но и быть внешне привлекательными, стройными, с горделивой осанкой. Поэтому добавляем художественную гимнастику.

    Естественно, в обязательный набор входит музыка - классическое фортепиано, скрипка, вокал, а также танцы и рисование. Еще хорошо бы закончить школу экстерном - тогда можно раньше поступить в какой-нибудь престижный вуз, а лучше сразу в два, чтобы учиться в них параллельно и к двадцати годам иметь уже два диплома.

    Когда речь заходит о каникулах, ни о каких "поваляться на травке" и "погонять с друзьями" не стоит и мечтать. "Расслабляться" будем где-нибудь на Мальте на языковых курсах, в путешествии по музеям Европы, в лагере для молодых программистов - чтобы совместить приятное с полезным.

    Справиться с необъятной программой поможет четкий график и жесткое администрирование. Как правило, во главе "офиса" встает мама. Она следит за тем, чтобы все шло по плану, чтобы "проект" развивался, а ребенок все успевал.

    Что нами движет, почему мы так бьемся за количество предметов и перегружаем детей? Конечно, хочется, чтобы наш ребенок был всесторонне развит. Не стоит сбрасывать со счетов и родительские амбиции - мы с гордостью перечисляем все, чем занимается наш наследник, и с удовольствием выслушиваем комплименты.

    Когда-то будущее казалось более предсказуемым, мы двигались по обкатанным, проверенным сценариям. Сегодня все иначе, жизнь меняется очень быстро. Тревога за детей рождает желание подстраховаться - не просто подготовить их к взрослой жизни, а вооружить до зубов, чтобы они смогли выстоять в конкурентной борьбе. Мы пытаемся предугадать сегодня, чтó понадобится детям завтра, и очень боимся чего-нибудь недодать.

    Чтобы перещеголять остальных, надо включаться в гонку на "нулевой стадии". И мы превращаем детство в соревнование: с ползункового возраста водим ребенка на развивающие занятия, читаем ему умные книги, вместе смотрим мультики на английском, слушаем Моцарта и гоним, гоним, гоним вперед без остановок.

    Дух соперничества буквально витает в воздухе. Мамы ревниво наблюдают за чужими отпрысками: "Другие только переворачиваются с боку на бок, а мой уже ползает". Но вдруг соседский малыш заговорил раньше нашего. Поражение! Ведь мы с шести месяцев занимаемся по карточкам, развиваем речь - может, обратиться к логопеду?

    Мы не готовы ждать, мы не даем детям времени и возможности созревать постепенно, плавно, без рывков переходя со ступени на ступень. В два года наш ребенок уже читает, в три считает, в пять болтает по-английски, в шесть прилично играет в теннис и хорошо держится на лошади. Но нам все мало: мы хотим, чтобы он выглядел маленьким взрослым, соответствовал имиджу и стилю родителей, особенно на публике.


    На фотосессиях дети публичных персон одеты солидно, "как большие". К сожалению, не только перед фотокамерой детям навязывают не свойственные им роли. Молодая мама с удовольствием рассказывает подругам, что после развода с мужем шестилетний сын "заменил ей спутника" - каждую неделю он "водит ее ужинать". Мальчик открывает перед мамой двери ресторана, пододвигает стул, изучает меню, рассказывает, как прошел его день, расспрашивает о ее делах, успокаивает, если она расстроена. С ним она советовалась, когда разводилась, а теперь спрашивает, выходить ли ей замуж. Он сам оплачивает счет кредитной карточкой и даже оставляет чаевые официанту.

    Стремясь опередить время, с самого рождения мы начинаем тренировать в ребенке мобильность: всюду берем его с собой - в ресторан, на шумную вечеринку к друзьям, в другие города, страны, - не задумываясь о том, как сказывается на нем бесконечная череда новых лиц и ритм жизни, подходящий скорее активному взрослому. Одна мама хвасталась: "У моего малыша за первый год - 14 перелетов, и ничего, все в порядке, вон как улыбается".

    Дети проводят все больше времени не в игре, а в автомобильных креслах (ребенок засыпает тут, а просыпается там) или упакованными в детскую коляску. Появилось даже такое выражение - "контейнерные дети".

    Нарушение режима сна, отдыха, приемов пищи даром не проходит - организм ребенка подвергается постоянному стрессу. Он засыпает не потому, что сыт и убаюкан колыбельной, а потому что сон - это единственная возможность отключиться от суеты, света, звуков и запахов.

    Получается, мы с пеленок возлагаем на детей недетские задачи, торопим, подгоняем, принуждаем к слишком раннему взрослению, наполняем их жизнь впечатлениями и событиями, которые они пока не способны ни осмыслить, ни переварить.

    У состоявшихся людей "все должно быть супер". Ребенок превращается в атрибут успеха, статусный символ - по отношению к нему формируются особые ожидания. Обычный, ничем не выдающийся ребенок - это совершенно недопустимо! Он непременно должен иметь талант - рисовать или играть на музыкальных инструментах, быть сообразительным и уверенным в себе, уметь достигать поставленной цели, чего бы это ни стоило. А еще он просто обязан побеждать всегда и везде, будь то математическая олимпиада или музыкальный конкурс. В крайнем случае сгодятся спортивные рекорды.

    Воспитание все больше напоминает "выращивание выставочных экземпляров", назначение которых - производить фурор. Где бы мы ни были - в ресторане, в гостях, в фитнес-клубе, мы всегда говорим об успехах наших детей. Причем эти успехи должны быть не эфемерными, а вполне осязаемыми, конкретными, "конвертируемыми" - в медали, оценки, дипломы.

    Мы связываем успехи и неудачи детей с собственными действиями или бездействием. Если нет заметных достижений у ребенка - значит, мама плохо справляется со своей работой: "Раз уж она больше ничем не занимается, могла бы, по крайней мере, следить за тем, чтобы из ребенка что-то путное вышло!" - возмущается папа-бизнесмен.

    Мы даже гипотетически не допускаем, что ребенок будет расти не таким, как было запланировано. И если у ребенка от природы нет такой же энергии, способностей или просто желания взять заявленную родителями высоту, он будет выполнять навязанную нами "чемпионскую программу" только с помощью постоянного давления.

    Мы подсознательно отдаляемся от детей, меньше общаемся. Мы не спрашиваем, что ребенок чувствует, думает, что его волнует, радует, огорчает - нам важно, чего он достиг и как выполняется наш план. Мы ведем себя, как инвесторы и контролеры, а не как любящие родители.


    Зачастую в качестве инструмента давления мы используем условную любовь. Хочешь, чтобы тебя любили, - достигай, становись, совершенствуйся. Любовь - как приз, а наказание за неуспех - лишение родительской любви: взрослые вдруг превращаются в агрессивных, раздражительных, холодных, неприступных.

    На консультации мама девочки, будто оправдываясь, сказала мне: "В разговорах с дочерью я все время повторяю, что не перестану ее любить, даже если она проиграет соревнования". В сознании этой мамы любовь к дочери крепко-накрепко связана с ее достижениями. Она не готова в этом признаться, но ребенок все чувствует и легко считывает скрытое послание: "проиграешь - перестану любить".

    Бывает, что мама в присутствии ребенка жалуется на него подругам. Или ведет к психологу: "Сделайте что-нибудь! Он какой-то не такой". Слишком торопливый, слишком медлительный, слишком упрямый, слишком покладистый... За словами "какой-то не такой" скрывается претензия: не такой, каким мы его себе представляли, а значит и не достойный любви.

    В конце концов дети оказываются в изоляции - и физической, и психологической. Физической - потому что редко видят родителей, ведь каждый живет по собственному графику. А психологической - потому что нет эмоционального контакта, нет поддержки, зато есть давление, требования, критика. "У меня такое странное чувство, будто мама одновременно везде и нигде", - жалуется подросток из состоятельной семьи. "Везде" означает ее назойливое вмешательство, постоянный диктат, "нигде" - отсутствие контакта.

    Вред раннего развития. Чем мы рискуем?

    Устраивая ребенку "эффективное детство", подталкивая, подгоняя, нагружая, не давая топтаться на месте, мы рассчитываем, что он в конце концов поймет и оценит наши усилия. Да, он устает, ему бывает трудно, но ведь все это ради него самого, ради его будущего. Однако вместо понимающего и благодарного мы получаем ребенка с целым букетом психологических проблем. Здесь и неспособность переживать радость, и отсутствие креативности, и подверженность чужому влиянию, неврозы и тревожность. Подробнее об этом - в следующий раз.



    Похожие статьи