• Дидактическая игра четвертый лишний старшая группа. Найди лишнее в картинках (четвертый лишний)

    07.07.2019

    Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

    1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
    2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
    Зелёный -…дом, помидор.
    Зимняя -…одежда, рыбалка.
    Домашнее -…печенье, задание.
    3. Скороговорки - языколомки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.
    Проворонила ворона воронёнка.
    Ткёт ткач ткани на платье Тане.
    4.«Общие слова».
    1. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
    2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, берёза, клён – это…
    5.«Четвёртый лишний».
    Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
    Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
    6. «Посчитай» . Считаем всё, что можно
    посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
    Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…
    пять красных яблок и т.д.
    7.«Скажи наоборот».
    Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
    Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …, север- … и т.п.
    Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
    Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
    Наречия: далеко-…, высоко- …
    8. «Подбери слово»
    Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
    9. «Большой - маленький».
    Ребёнку предлагается назвать ласково,
    н-р, ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
    10. «Отгадай загадку».
    Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
    Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
    Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
    11. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
    12. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
    Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
    13. «Подбери слово» . Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …
    14. «Расскажи стихотворение».
    Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
    «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

    Во второй части нашей игры из серии "Четвертый лишний" мы будем искать неподходящий по смыслу объект. И если в первой части мы искали лишнее среди геометрических фигур, то на этот раз объекты будут совсем разными. Это могут быть игрушки, одежда, животные, птицы, растения и цветы. И твоя задача найти один из четырех предметов, который не подходит к остальным. Причины могут быть совсем разными - другой цвет или размер, разное время года, разные свойства и поведение. Очень сложно объяснить на словах - нужно играть и пробовать. Для того, чтобы выбрать неподходящий предмет - нажми на него мышкой, или пальчиком, если ты играешь на планшете или смартфоне. И если ты угадал - переходишь на следующий уровень. Кстати, в этой развивающей игре всего 30 уровней, и мы старались сделать так, чтобы каждый последующий был сложнее предыдущего. И даже если ты и не справился - ничего страшного. В этой игре для малышей нельзя проиграть. Просто выбирай другой предмет. Кстати, если ты не согласен с нашим мнением - пиши в комментариях. Давайте делать детский сайт вместе!

    Информация для родителей (Как помочь ребенку играть в игры из серии «Четвертый лишний»)

    Подробная инструкция дается на примере первого задания, которое, по мнению взрослого является для ребенка доступным и интересным. Причем задания в этих играх мы старались делать по возрастающей. Первые десять не должны вызвать затруднений и именно на них следует совместно разбирать примеры.

    Инструкция. "На каждом рисунке изображены 4 предмета. Три из них можно объединить между собой, можно назвать одним словом, а четвертый предмет к ним не подходит. Найди какой?"

    Если ребенок не сразу может понять такое объяснение задания, ему дается дополнительное разъяснение. «Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным. Как можно одним словом назвать остальные 3 предмета?»

    Если ребенок все же затрудняется ответить, взрослый разбирает задание самостоятельно и как можно подробнее, дает обозначение всем трем предметам (фигурам) и объясняет, почему надо исключить четвертый предмет (фигуру).

    Хорошим показателем успешного, осмысленного выполнения заданий является самостоятельный выбор "лишнего" предмета (фигуры) и обобщение остальных предметов (фигур) по общему признаку, например; игрушки, одежда, посуда, четырехугольники, мебель, обувь и т.д.

    Понравилась игра?

    Добавь ее к себе на сайт или в блог. Только не забывай оставлять ссылку на источник. Код для вставки:

    Анна Апуник

    Дидактическая игра «Четвертый лишний »

    Цель : развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

    Развитие мышления и внимания дошкольников.

    Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.

    Дидактический материал : набор карточек, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4-й лишний .

    Ход игры:

    Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.

    Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет , который не подходит под единую классификацию.

    Ребенок должен объяснить свой выбор.

    Например, представлена карточка, на которой находятся рисунки утки, гуся, собаки и курицы. Ребенок должен выделить лишнее животное-собаку . Остальных должен классифицировать как домашних птиц.








    Публикации по теме:

    В нашем детском саду 1 ноября было открытое занятие «Веселый огород» где дети сами делали и учили взрослых делать дидактическую игру «Четвертый.

    Хочу представить дидактическую игру "Четвёртый лишний". Наверное это одна из самых любимых мною дидактических игр. Играя в неё у ребёнка.

    Игра в виде презентации предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет). Цель: учить классифицировать предметы. Задачи:.

    Идёт тема "Мой дом и то, что в нем. Мебель". А дидактических игр, развивающих словесно-логическое мышление мало по этой теме. Поэтому я.

    Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам о том, какую игру я сделала для своих пятилеток. Собственно, ничем я вас, уважаемые коллеги,.

    Дидактическая игра по ознакомлению детей с насекомыми для старшего дошкольного возраста «Кто лишний» Видео Уважаемые коллеги, Предоставляю вашему вниманию занимательную дидактическую игру. Цель игры: позволить детям в игровой форме быстрее познакомиться.

    ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.

    Развивающие наглядные материалы "Найди лишнее" предназначены для детей от 3 до 7 лет. Они позволяют развить у ребенка логическое мышление, что немаловажно при подготовке к школе. Ребенок не только должен ответить на вопрос "Что лишнее?" или "Кто лишний?", но и мотивировать свой ответ, развернуто объяснить, почему он выбрал ту или иную картинку. Научившись справляться с такими простыми заданиями, ребенок сможет перейти к решению более сложных логических задач. Поскольку и у родителей возникают трудности с правильным решением данных задач, пишу объяснения к рисункам.

    Очень важный момент: ребенок должен научиться выделять наиболее значимый признак при нахождении лишней картинки.

    Картинки "Найди лишний предмет" с пояснениями

    Многие родители возмущаются, что решение этих задачек не однозначно, немного пофантазировав, можно выделить лишним практически любой предмет и объединить остальные. Пусть ребенок думает, фантазирует, пусть предлагает несколько решений и находит среди этих решений наиболее значимое. Следите, чтобы ребенок применял к предметам обобщающие слова: животное, насекомое, мебель, одежда, посуда и так далее.

    Лишний шарик. Бабочка, пчела и гусеница - это насекомые, а шарик - игрушка. Они живые, а шарик не живой. С другой стороны - лишней может быть гусеница - она не может летать, а остальные могут, но это менее обобщающий, значит и менее значимый признак, а поэтому такое решение не верно.

    Лишний - медведь. Диван и кресла - это мебель, а медведь - игрушка.

    Лишняя - утка. Она - домашняя птица, а остальные - водные обитатели. Тут нужно обратить внимание ребенка, что картинка с подвохом, поскольку дельфина назвать рыбой нельзя, а следовательно нельзя объединить картинки по этому признаку. Дельфин - млекопитающее.

    Лишний - кактус. Он - растение, остальные игрушки.

    Лишний одуванчик. Это цветок, остальные деревья.

    Лишний гриб. Остальные объединим понятием цветы.

    Лишний лук. Это овощ. Остальные - фрукты.

    Лишняя - собака. Это млекопитающее. Остальные птицы.

    Лишний цыпленок. Он птица, остальные - млекопитающие.

    Лишний - банан. Это фрукт. Остальные - ягоды.

    Лишние - ботинки. Это обувь. Остальное - одежда.

    Лишний кузнечик. Это насекомое. Остальные птицы.

    Лишняя кровать. Книга, тетрадь и альбом - это школьные принадлежности. Кровать - мебель.

    Лишний вертолет. Это воздушный транспорт, остальное - наземный.

    Лишний медведь. Это лесное животное. Остальные - животные африканские.

    Лишняя кепка. Это предмет одежды. Остальное - спортивные принадлежности.

    Лишняя шапка. Сумочка, рюкзак и пакет служат для переноса вещей, а шапка для ношения на голове.

    Лишняя мышь. Остальные животные - домашние, прирученные человеком для получения пользы. А мышь - вредитель.

    Лишний стол. Остальное - посуда.

    Лишняя лягушка. Это животное. Остальное - техника.

    Лишняя вишня. Это ягода. Остальное - овощи. Немного не однозначно присутствие огурца, но в кулинарном отношении огурцы традиционно относят к овощным культурам.

    Лишний - котенок. Остальные - дикие животные, кот - домашнее.

    Лишняя бабочка. Это насекомое. Остальные - птицы.

    Лишние игрушки. Остальное транспорт.

    Лишняя малина. Это ягоды. Остальное - цветы.

    Лишней можно назвать кукурузу. В ней нет косточек, в остальном есть. Еще один вариант - исключить виноград по цвету.

    Лишняя - курица. На остальных картинках изображены гуси.

    Лишняя - лошадь. На остальных картинках изображены коровы.

    И еще немного картинок без пояснений. Если что-то не понятно, спрашивайте в комментариях.

    ВАРИАНТ 1.

    Источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М.: Новая школа, 1998 г. - 144 с.

    Цели исследования
    Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическая обоснованность и целенаправленность. Четкость представлений. Использование помощи.

    Оборудование
    Три рисунка разной сложности.
    На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.
    На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет.
    На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагается детям с 7 лет.

    Процедура проведения
    Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3.

    При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: "Скажи, что здесь не подходит?".
    При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: "Что здесь не подходит?". Помощь: "Здесь три предмета (картинки), чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?".
    При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.

    Анализ результатов

    Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.

    Дети умственно отсталые не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.

    Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

    ПРИЛОЖЕНИЕ3.

    ВАРИАНТ 2.

    Источник: Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - М.: ВЛАДОС, 1995 год. - Том 3, стр. 148.

    Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
    «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
    На решение задачи отводится 3 минуты.

    Оценка результатов

    10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
    8 —9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
    6 —7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
    4 —5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
    2 —3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
    0—1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов — очень высокий
    8 —9 баллов — высокий
    4 —7 баллов — средний
    2
    —3 балла — низкий
    0 - 1 балл - очень низкий

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике "Что лишнее?"

    ВАРИАНТ 3.

    Источник: Альманах психологических тестов - М.: КСП, 1996 г. - 400 с.

    Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

    Материал: Бланк с напечатанными сериями из четырех - пяти слов.

    Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

    Бланк для словесного варианта

    1 ВАРИАНТ.
    1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
    2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
    3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
    4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
    5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
    6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
    7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
    8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
    9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
    10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
    11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
    12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
    13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
    14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
    15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
    16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
    17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
    18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
    19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение
    20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.;

    2 ВАРИАНТ.
    1) книга, портфель, чемодан, кошелек;
    2) печка, керосинка, свеча, электроплитка;
    3) часы, очки, весы, термометр;
    4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
    5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;
    6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;
    7) дерево, этажерка, метла, вилка;
    8) дедушка, учитель, папа, мама;
    9) иней, пыль, дождь, роса;
    10) вода, ветер, уголь, трава;
    11) яблоко, книга, шуба, роза;
    12) молоко, сливки, сыр, хлеб;
    13) береза, сосна, ягода, дуб;
    14) минута, секунда, час, вечер;
    15) Василий, Федор, Семен, Иванов.


    ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

    ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ

    Число баллов

    Характеристика решения задач

    Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:

    5
    ---
    ----
    5

    Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:

    4
    ---
    ----
    4
    1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;
    2) для обозначения «лишнего» предмета (слова).

    Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:

    2,5
    ---
    ---
    2,5
    1) Объединяемых в одну группу предметов (слов);
    2) «лишнего» предмета (слова).

    То же, но с помощью исследователя для обозначения:

    1
    ---
    ---
    1

    2) «лишнего» предмета (слова).

    Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения

    0
    ---
    ---
    0
    1) предметов (слов) объединенных в одну группу;
    2) «лишнего» предмета (слова).

    Если испытуемый справляется с первыми тремя - четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной
    недостаточности.
    Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

    ПРИЛОЖЕНИЕ.



    Похожие статьи