• Проектная деятельность на тему патриотического воспитания. Патриотическое воспитание учащихся через проектно-исследовательскую деятельность

    04.04.2019

    Ольга Деминтиевская

    Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих граждан нашей страны. И то того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства

    Патриотическое воспитание должно начинаться в семье. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

    Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности , в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Ребята затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. У них отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья» , «члены семьи» . Дети не знают свою родословную, мало развито чувство гордости за свою семью. Знать свою родословную очень важно, потому что она осуществляет связь прошлого, настоящего и будущего, знакомит каждое новое поколение членов семьи с историей, традициями рода.

    Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя родословная» в рамках реализации годовой задачи «Патриотическое воспитание дошкольников » . Исходя из моей практики в проектной деятельности , я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение формирования личности ребенка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Я подумала, что создание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.

    Дети и их родители приняли активное участие в реализации данного проекта .

    Цель проекта : Расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях.

    Задачи :

    1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

    2. Воспитывать у детей любовь и уважение к родным и близким, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

    3. Способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности .

    4. Воспитывать интерес к своей родословной.

    5. Познакомить детей с понятием «Генеалогическое древо семьи»

    Наш проект - исследовательско-творческий, был рассчитан сроком на 1 неделю для детей 3-4 лет и родителей, включал в себя несколько этапов.

    1 этап : подготовительный

    Ознакомление детей и родителей с целью проекта

    Сбор информации о генеалогическом древе

    На подготовительном этапе, проанализировав методическую и художественную литературу по данной теме, нами были определены цель и задачи проекта . Ознакомили родителей с целью и задачами проекта . Привлекли родителей к созданию необходимых условий для реализации проекта (оформление группы по теме «Моя семья» , выставка наглядного и дидактического материала по теме «Моя Семья» ).

    2 этап : основной

    Разработка консультации для родителей

    Создание папки – передвижки «Моя семья»

    Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»

    Проведение бесед по данной теме

    На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо. Даны рекомендации по созданию генеалогического древа, памятка по составлению родословной (с эскизами по оформлению) . Для детей были подобраны произведения художественной литературы по теме «Моя семья» : «Мамина работа» Е. Пермяк, «Мамина дочка» В. Белов, «Старый дед и внучек» Л. Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто, «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский. Организованная образовательная деятельность «Что такое генеалогическое древо?» , где я рассказывала детям, что семья похожа на дерево с листочками. Корни дерева уходят в самую глубь земли, мы их не видим. Точно также мы порой не знаем о своих предках. Ребятам задавались вопросы, а как вы думаете, толстые ветки дерева - это кто? Дети отвечали, что это бабушки и дедушки. Беседы : «Выходной день в моей семье» , «Как я помогаю дома» , «Кем работают твои родители» , «Как мы отдыхаем» помогли сформировать представление о роде и семье.

    3 этап : заключительный

    Выставка и защита проектов детьми «Генеалогическое древо моей семьи»

    Обобщение материала по реализации проекта

    Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и презентовали свою работу небольшим рассказом о своей семье. Работу можно было выполнить любыми способами оформления, но обязательно должны быть фотографии, чтобы ребенок мог рассказать о своих близких. В результате получились замечательные работы.

    Выводы :

    В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, познакомились с понятиями родственники, генеалогическое древо. У детей появилось желание быть похожими на близких людей, возрос интерес к семье, гордость за свою семью. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.

    На этом мы не останавливаемся. В дальнейшем планируем создать семейный альбом нашей группы, куда войдут «Семейные праздники» , «Профессии семьи» .

    Публикации по теме:

    Доклад на семинаре по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях, заложить.

    Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Региональный компонент: край мой Смоленский» Тема нравственности и патриотизма.

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой Дагестан» Актуальность У каждой эпохи и каждого поколения свои ценности и кумиры. И это естественно, потому что ритм жизни и окружающий нас мир меняется.

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Моя Родина» Проект «Моя Родина» разработана с учетом ФГОС и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф. …» Составила Грибанова.

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия - Моя Родина» Проект по нравственно–патриотическому воспитанию " Россия - Моя Родина" Актуальность темы: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как.

    Патриотическое воспитание учащихся через проектно-исследовательскую деятельность.

    Стремительный переход общества от индустриальной формации к информационной привёл к кардинальным изменениям в социально-экономической жизни. В современном обществе основой любой деятельности служит работа с большими объёмами разнообразной информации.

    Отсюда генеральным направлением реформирования школы стало формирование человека, способного добывать и анализировать информацию, планировать, прогнозировать, контролировать и корректировать развитие событий.

    Это ставит перед школой принципиально новую задачу ─ создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

    Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Она способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

    Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.

    Девизом проектной деятельности могут стать слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»

    Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов исследования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

    Одной из главных целей проекта является успешность. Успех - это чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов.

    Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности.

    Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, независящее от успеваемости.

    Занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений.

    Наиболее важными считаю:

    Качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.

    Умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.

    Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи, гордиться своими предками. Именно эти вопросы решает правильно организованная в классе проектная деятельность.

    "Долг педагогов – помочь детям «не раствориться» в этом сложном, «бушующем» мире; найти себя, обнаружить собственную идентичность («самость»); нащупать спасительные «точки опоры».... "

    Эта тема была выбрана не случайно.

    2015 - юбилейный год в истории России, год 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война. Однако современные школьники мало знают об этом времени. В один из осенних дней, когда к нам в класс вошла школьный библиотекарь, чтобы презентовать книгу, подаренную школе губернатором Московской области Воробьевым, у меня уже не было сомнений – проекту быть! Название книги «Чтобы знали и помнили» подсказало и название коллективного проекта.

    Целью проекта явилось воспитание у молодого поколения уважения к подвигу защитников Отечества, любви и уважения к Родине. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, выявление масштабов войны, трагедии народа, цены победы. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы. Создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации детей, развития самостоятельности в поисках необходимой информации умение использовать, полученные знания на практике.

    Основополагающий вопрос:

    Для чего человеку память?

    Проблемные вопросы:

    Как защищали Родину наши солдаты на полях сражений?

    Как помогали защитникам дети и подростки?

    Как проявили себя жители, осажденных городов?

    Имеют ли право павшие в борьбе с врагом на память о себе?

    Этапы работы над проектом:

    1.Знакомство с содержанием книги «Чтобы знали и помнили…». Выбор темы, раздела.

    Книга включает в себя несколько разделов:

    Как началась война

    Битва под Москвой

    Сталинградское сражение

    Курская битва

    Битва за Днепр

    Успешные операции 1944 года

    Ленинград, город победивший блокаду

    Освобождение Европы

    После Великой Победы

    Каждый получил возможность выбрать наиболее понравившийся ему раздел.

    Выбор раздела обусловил дальнейшую работу групп. А также были выявлены наиболее популярные разделы книги.

    2.Мини-проект «Кто нас защищает».

    В работе над проектом нам активно помогали родители, которые и организовали экскурсию в легендарную дивизию им. Ф.Э.Дзержинского. Ребята возложили венки к памятнику погибшим воинам отряда «Витязь», побывали в музее боевой славы ОДОН, познакомились с современным оружием. Военнослужащие продемонстрировали показательное выступление. В музее дивизии экскурсовод рассказал ребятам о памятных страницах истории дивизии, особое внимание уделив боевому пути дивизии в период Великой Отечественной войны.

    На Параде Победы 24 июня 1945 года воинам 2 полка дивизии была поручена честь пронести по Красной площади и бросить к подножию Мавзолея Ленина вражеские знамёна и штандарты. Этот эпизод запечатлен советскими и иностранными кинематографистами. И особое место занял рассказ о выпускнике нашей школы, Герое России Алексее Ситникове. Именно здесь ребята поняли смысл слов «В жизни всегда есть место подвигу».

    Итогом этого мини-проекта стала военно-спортивная игра «Зарница».

    3.Экскурсия в краеведческий музей.

    Еще одним шагом в расширении знаний учеников о Великой Отечественной войне стало занятие «Полянка», которое провели для ребят экскурсоводы Балашихинского историко-краеведческого музея. Проходило оно в зале воинской славы, который хранит в себе громаднейшую память тех лет. Ребята узнали о героях-земляках, военных орудиях, знаменитой Катюше. Первый раз дети услышали историю 25-ого Балашихинского истребительного батальона и батальона народного ополчения, узнали о подвигах земляков: героя России Ивана Андреевича Флёрова и Евгении Максимовны Рудневой, затаив дыхание, слушали рассказ экскурсовода о полном кавалере орденов Славы Николае Максимовиче Яганове… Особое место в экскурсии занял рассказ о жизни тех людей (и взрослых, и детей), кто ковал победу в тылу. Познакомились ребята с экспозицией музея, посвященной военной тематике. Там представлены фотоматериалы, письма, военные трофеи, коллекции работ известного фотокорреспондента В. Тёмина.

    Узнали и о том, что названия улиц города отражают его прошлое. В табличках на фасадах домов читается память о людях и событиях, сыгравших значительную роль в судьбе города, а иногда и всей страны.

    Посещение музея заставило еще раз задуматься, чем стала для нас эта война, как она коснулась нашего города и наших семей. Школьники получили возможность прикоснуться к истории, осознать, что герои – это люди, живущие среди нас.

    4. Выставка рисунков «Я только слышал о войне».

    Свои впечатления ребята отразили в творчестве, оформив выставку рисунков.

    5. Работа над индивидуальным проектом.

    В результате проделанной работы были созданы проекты по темам разделов книги. У нас появились журналы, книги, плакаты и целые стенды. Во время защиты проектов было видно, что все, о чем рассказывает ребенок, нашло отклик в его сердце. Каждый старался внести в свое выступление частицу того нового, о чем не знают одноклассники. Донести до ребят то, что не оставило равнодушным его самого. Ребятам это удавалось. Судить об этом можно по тишине, стоявшей в классе, по вопросам, которые задавались автору, по той атмосфере, которая царила в классе еще долгое время.

    6. Разучивание стихов и песен о войне, песен военных лет.

    7. Итог проекта – устный журнал «Чтобы знали и помнили…» .

    Патриотизм и другие нравственные категории вряд ли можно воспитать даже самыми удачными проектами в школе. Патриотическое воспитание будущих поколений будет успешным тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Но и мы, педагоги, можем способствовать формированию интереса детей к тому, без чего воспитать патриота невозможно.

    Проект «Чтобы знали и помнили…» стал важным шагом на пути к этой цели.

    В процессе работы над проектом ребята учатся правильно формулировать тему, определять цель и задачи проекта, выдвигать гипотезы, учатся выделять этапы работы, вести наблюдения, подбирать информацию, оформлять свои мысли устно и письменно, учатся сотрудничать со взрослыми и сверстниками, работать в коллективе. Активная мыслительная деятельность расширяет кругозор, развивает интеллектуальные способности ребёнка, что является важным и актуальным в настоящее время.

    Таким образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека.

    Проектная деятельность младших школьников закладывает основы развития проектирования в основной школе.

    Мы живём в эпоху модернизации, инновации, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Наши дети, дети современного времени очень отличаются от времени их родителей и тем более от времени их бабушек и дедушек. Мы видим, как происходит социальное расслоение общества: ценностную переориентацию среди молодёжи и подростков, их отношения к Родине, у многих из них искажаются их нравственные ценности, где мы видим порой, проявления грубости и неуважения к старшему поколению. И, конечно же — это огромная проблема, которую нужно решать безотлагательно. Поэтому, в новых условиях жизни необходимо менять принципы воспитания и образования современных детей.

    Мы знаем, что ещё в советские времена особое внимание в педагогике уделялось патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Воспитанию патриотических чувств являлась сама история — подвиги людей во время гражданской и Великой отечественной войны, самоотверженный труд в тылу врага, подвиги партизан и разведчиков и многое, многое другое. Дети советских времён знали историю своей страны, многие из них, будучи подростками сами прошли через горе, потери, трудности и испытания. Современные же дети очень далеки от советской истории, они живут в эпоху других ценностей и идеалов. Поэтому наших детей необходимо знакомить с советской историей, с патриотизмом и героизмом советских людей, так как это основа для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

    Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программах обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа.

    Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов (наблюдение, чтение художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин, иллюстраций к книгам, беседы, встречи с интересными людьми, целевые прогулки и т. д.), через все виды детской деятельности (образовательной, проектную, трудовую, игровую). Задача воспитателя так организовать свою работу, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность, привлечь и заинтересовать родителей. Известно, что чувство Родины связано с восхищением того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Впечатления, которые ребёнок пропустил через собственные впечатления играют огромную роль в становлении личности ребёнка, в формировании его патриотических чувств.

    Хочется отметить и то, что большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение (родители, старшее поколение, детский сад). Работа в нашем детском саду построена так, что ребёнок знакомиться с детским садом, улицей, городом, где он живёт, постепенно, а затем уже со своей страной, её столицей, символикой, общими праздниками, которые отмечает весь народ. С воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование высокого чувства – чувства любви к своему Отечеству.

    Мы знаем, что формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если есть тесная связь детского сада с семьёй. Задача дошкольного учреждения и педагогов донести до родителей, что семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственную насыщенность отношений. Семья – первый коллектив ребёнка, часто родители забывают, что ребёнок должен чувствовать себя равноправным членом этого коллектива. Давая ребёнку посильную работу в труде, в подготовке к совместному празднику и отдыху, разделяя заботы взрослого, стремясь сделать что – то для других, родители помогают малышу начать ощущать себя членом семьи. Тем самым мы постоянно пополняем опыт участия детей в общих делах, ежедневно упражняем их в совершении нравственных поступков.

    Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Поэтому работа по патриотическому воспитанию включает в себя комплекс задач:

    — формирование представлений о семье и человеке;

    — формирование представлений о родном крае и о его природе;

    — воспитание у ребенка любви и привязанности к детскому саду, улице, городу;

    — развитие интереса к русским традициям и промыслам;

    — развитие чувства гордости за достижения страны;

    — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Патриотическое воспитание ребенка – сложный, и в тоже время интересный педагогический процесс. И для того чтобы увлечь этой деятельностью всех детей, родителей и педагогический коллектив, нами был разработан исследовательский проект:

    «Почему так названы улицы вокруг детского сада?»

    Цель проекта:

    1. Обогащать и расширять знания детей о родном городе.
    2. Закреплять умение ориентироваться на плане (микрорайон вокруг детского сада), знать название улиц и почему они так названы.
    3. Воспитывать желание больше знать о своём городе, через детскую проектную деятельность.

    Задачи проекта:

    — формировать у детей знания, о улицах родного города;

    — закреплять представления, о районе в котором мы живем;

    — познакомить с улицами вокруг детского сада, связанными с именами знаменитых людей страны;

    — совершенствовать умение детей находить соответствующую информацию (о человеке или месте в честь кого названа улица), делиться информацией со сверстниками;

    — поощрять сотрудничество всех членов семьи и их творчество при оформлении детского проекта.

    Предполагаемый результат:

    • Вызвать у детей познавательный интерес к знаниям о родном крае, так как это основа для воспитания бережного отношения к человеку, природе, к миру.
    • Вовлечь детей родителей в совместную деятельность к поиску историко – географических знаний о своей малой родине, в результате тесно организованной связи «ребёнок – родители – воспитатели».
    • Воспитывать чувство любви к родному краю.

    Работа над проектом проходила поэтапно:

    1 этап: Создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

    2 этап: Оформление проекта. Родители помогают своему найти информацию, адаптировать её для детского восприятия, оформить проект, но организатором проекта является ребёнок.

    3 этап: Защита детского проекта. Ребёнок самостоятельно презентует свой проект перед детьми и родителями группы. Важно присутствие родителей на защите проекта, чтобы помочь ребёнку в тот момент, когда у него возникнут затруднения при рассказе.

    4 этап: Закрепление и систематизация знаний.

    В ходе проектной деятельности, в холле нашего детского сада была организована выставка детских проектов для детей и родителей детского сада. Детские проекты были доступны для всеобщего обозрения. Дети были горды за то, что они являются участниками данного проекта и за то, что они владеют интересной информацией о родном городе и о героях, в честь которых названы улицы нашего города. Кроме этого совместно с детьми и родителями была организована сюжетно — ролевая игра «Путешествие по улицам вокруг детского сада».

    В преддверии «Недели славы», посвященной празднованию дня Победы, дети заинтересовались, «Есть ли в городе улицы, которые носят имена и фамилии героев Великой Отечественной войны?», это послужило основанием для продолжения работы по проектной деятельности с детьми.

    Цель проекта:

    Расширять и обогащать знания детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы места и памятные объекты города, через детскую проектную деятельность.

    Задачи:

    1. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, в котором живут дети.
    2. Дать детям элементарные сведения об истории России. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности, защищать Родину. Расширять знания детей о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.
    3. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Поддерживать интерес детей к событиям, происходившим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения.

    Работа над проектом также проходила поэтапно. Для закрепления была организована выставка детских творческих работ и проведено открытое мероприятие

    Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников

    Учитель

    СОШ ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва,

    Project and research activity as means of patriotic education of primary school students

    Murzina Valentina Ivanovna, teacher
    Moscow City University, Moscow,

    Аннотация: В данной статье представлен материал из опыта работы учителя по патриотическому воспитанию учащихся начальной школы посредством . Патриотическое воспитание – важное направление младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

    Ключевые слова: патриотическое воспитание, младший школьник, патриотизм, проектно-исследовательская деятельность

    Abstract: This article presents material from the teacher"s experience of patriotic education of primary school students through project and research activities. Patriotic education is important direction of development of children of primary school age. At the correct organization of pedagogical work it promotes formation and development of the personality having qualities of the citizen and patriot of the country.

    Key words: patriotic education, primary school student, patriotism, project and research activity

    В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта » показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Представлен портрет выпускника начальной школы, который любит свой народ, свой край и свою Родину; уважает и принимает ценности семьи и общества. Он любознателен, активно и заинтересованно познаёт мир. Патриотизм у ребёнка проявляется и в чувстве гордости за достижения родной страны, и в уважении к историческому прошлому своего народа, и в бережном отношении к народной памяти. Необходимо уже в начальной школе как можно больше информации дать о родном крае, о лучших его людях, об истории своей страны. Это поможет учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной.

    Для реализации патриотического воспитания как в урочное так и во внеурочное время можно использовать различные формы и методы работы. Наиболее эффективной формой признана проектная деятельность, которая позволяет каждому ученику почувствовать себя исследователем, овладеть навыками работы с различными источниками информации, а также объединить детей, родителей и учителей в совместную творческую деятельность.

    Первый шаг к познанию Родины – это изучение истории своей семьи. Так, например, работа по изучению родословной развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. При изучении темы по окружающему миру «Моя семья», дети работали над проектами: «Моя родословная», «Интересные факты из истории моей семьи», «Моё генеалогическое древо». Данный проект способствовал единению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии.

    А если история твоей семьи тесно переплетается с историей страны? Конечно, это становится очень близко для младшего школьника. Размышляя над этим, у многих возникают вопросы: «А что я знаю о своей семье? Что интересного связано с жизнью моих предков?» К сожалению, об этом многим известно очень мало. В прошлом году, в год 70-летия победы над фашизмом, в нашей школе был запущен исследовательский проект на тему: «История моей семьи в истории планеты». Цель этого проекта: ответить на главный вопрос: «Как изменила Великая Отечественная война судьбу человечества?» Чтобы на него ответить ребятам нужно было выполнить следующие шаги. Во-первых, узнать о родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Во-вторых, узнать где воевали их прадедушки и прабабушки и подготовить рассказы-воспоминания. Постараться отыскать семейные реликвии, сохранившихся после войны – пилотки, письма с фронта, фляжки, планшеты, ордена и медали. Ребятам предстояло найти информацию о том, как ВО война отражена в стихах и фильмах. А также поразмышлять о том, какие качества помогли нашим прадедушкам и прабабушкам пройти через все испытания и победить. Ученики с большим интересом и трепетом включились в проект. Свою работу они начали с анкетирования родных. После анализа анкет выяснилось, что у учащихся начальной школы 12 прадедушек – войны, активных участников боевых событий, 1 прадедушка воевал в партизанском отряде, 15 прадедушек работали в тылу врага, трое прадедушек находились в подростковом возрасте и не принимали участия в боях и сражениях, но они были очевидцами немецкой оккупации и тех военных исторических событий. Также ребята узнали на каких фронтах воевали их прадедушки и прабабушки и создали карту зон боевых действий с участием их родственников. Все ученики и их родители активно включились в поиск информации и написали рассказы-воспоминания о памятных моментах, случаях в Великую Отечественную войну, которые произошли с их прабабушками и прадедушками. Собранный материал оформили как Книгу Памяти «Я помню, я горжусь», организовали выставку семейных реликвий, сохранившихся после ВОВ для учащихся всей школы. Мы постарались понять, какие качества помогли нашим прадедам пройти войну? Подготовили и представили материал на . Это были мужественные, выносливые, сильные духом люди, безгранично любящие свою Родину. Уважительные и внимательные, смелые и решительные, готовые пожертвовать своей жизнью ради свободы и независимости своего народа. В преддверии праздника 9 мая съездили в Центральный музей Великой Отечественной войны и Музей техники Вадима Задорожного. Итоговым мероприятием была литературно-музыкальная гостиная, где ребята представили результаты своих исследований; читали стихи о Великой Отечественной войне; пели песни военных лет; смотрели фильм о детях –героях войны. Таким образом, ребята ответили на поставленные перед ними вопросы: Как изменила Великая Отечественная война судьбу человечества?
    и Как это отразилось на моей семье? Собранный и исследованный материал об исторических событиях Великой Отечественной войны оказался интересным, полезным, познавательным. Ребята поняли, как важны эти сведения. Ведь историю делали их прадеды, а продолжать её делать им. Работая над проектом, ребята научились проводить интервью, анализировать собранный материал.

    Бесспорно, День Победы - это самый любимый праздник Россиян как дань памяти дедам и прадедам, отстоявшим свободу и независимость нашей Родины. В этот день каждого из нас переполняют особые чувства - чувство гордости, чувство благодарности, чувство надежды, что больше никогда война не придёт в наш дом. 9 мая по всей нашей необъятной Родине прогремят салюты в честь победы над фашисткой Германией. На Красной площади состоится военный парад. По всей стране пройдёт Бессмертный полк. Но, есть ещё один праздник в нашей стране - это - День защитника Отечества, который не менее важен. Современная Российская армия чтит традиции старших поколений. В этом году мои третьеклассники делали проект «Кто нас защищает?» Они выяснили, что защищает нас не только армия, но и полиция, и служба , и МЧС России. Ребята брали интервью у ветеранов, военнослужащих, сотрудников полиции (даже конной) и пожарной охраны. Проект «Кто нас защищает?» был проведён с целью расширить сведения о днях воинской славы и памятных датах России. Работа над данным проектом способствовала формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей; чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества; воспитанию на примерах мужества, патриотизма.

    Реализация данных проектов предполагает воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, развитие у школьников интереса к истории своего народа через историю своей семьи. Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность показывает успешность выбранных форм и методов работы.

    Воспитывать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой и не забывать мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

    Библиографический список

    1.Агапова И., атриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

    2.оспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4.

    3.атриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8

    4. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.

    6.Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, и занятий, по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: , . – М.: АРКТИ, 2003.

    Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как условие сохранения и развития духовных, исторических и культурных ценностей, чувства патриотизма.

    Самохина Анна Александровна

    Учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

    МОУ «Гимназия №4»

    Ворошиловского района г. Волгограда.

    «Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,

    если на десять лет вперед - сажай лес,

    если же на сто лет - воспитывай детей».

    (Народная мудрость)

    Сегодня за моими плечами 14 лет работы в школе в должности учителя начальных классов. За это время мною "выпущено в жизнь" три класса - это 79 учеников, с которыми по сей день, я поддерживаю теплые дружеские отношения.

    Чем дольше я работаю в школе, тем чаще начинаю задумываться над вопросами: "Быть учителем и классным руководителем - это моя работа, выполнение должностных обязанностей или призвание? Что мудрого, доброго, вечного могу дать я своим ученикам? "

    Я понимаю, какие высокие требования предъявляются сегодня к результату образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые в ситуации выбора могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, которые будут любить свою Родину и заботиться о её процветании.

    Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников.

    В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.,

    Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм , социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, творчество, наука, природа и т.д.

    Патриот по определению В.Даля, не только «любитель Отечества», но и «ревнитель о его благе».

    Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у ребят высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

    Считаю, что организация проектно-исследовательской работы является важнейшим условием для сохранения и развития чувства патриотизма.

    Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в исследовательской деятельности.

    Совместно с родителями мы провели исследовательскую работу «Наши родные фронтовики». Ребята с воодушевлением узнавали о судьбах своих близких, которые геройски защищали нашу родину в годы Великой Отечественной войны. Такая работа дала возможность сблизить поколения, не дать забыть о родных людях.

    Готовый материал мы соединил в единую презентацию. Ребята, авторы работы, сами выступали перед школьниками, преподавателями, родителями, а также перед постовцами.

    Также я активно использую метод проектов. Эта работа способствует развитию познавательных навыков учащихся, умению самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление, наблюдательность.

    Целью такой работы является вовлечение учащихся в активную деятельность, формирование у обучающихся: гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации на благо Родины.

    Поэтому я предложила осуществить работу над следующими проектами:

    Проект - «Письмо защитнику Сталинграда»

    Цель проекта: воспитание у детей патриотизма, гражданственности.

    В этом проекте дети выразили слова признательности и благодарности защитникам нашего города. В разных местах служили прадедушки и прабабушки учеников, но благодарность наша им – едина. Так случилось, что прадедушка одной ученицы Исаенко Анастасии воевал непосредственно в нашем Ворошиловском районе, обороняя элеватор. Этот факт не оставил равнодушными детей.

    Проект - «Моя малая родина – город Волгоград».

    Цель: формирование гражданской позиции, овладение социально-ценным жизненным опытом; воспитание любви к Малой родине.

    Проект создан на основе детских и рисунков и фотографий исторических мест нашего города. Ребята рассказали, какие места являются для них наиболее любимыми и значимыми. Мы подготовили краткую историческую справку о городе Волгограде. Всё это вошло в презентацию и послужило материалом к подготовке классного часа «Моя мала родина – город Волгоград».

    Одной из форм патриотического воспитания учащихся на уроках и во внеурочное время является создание диорам, или военно-исторических миниатюр.

    Работая над созданием модели, ребёнок учится чтению чертежей, осваивает весьма сложные трудовые навыки, получает эмоционально-чувственное развитие. Эта работа требует больших творческих усилий, изобретательности, самоорганизованности. Но, что ещё значительнее, ребенок знакомится с историей, погружается в славное прошлое своей Родины.

    Мульттерапия – это программа развития и творческой социализации детей, путем использования различных техник создания мультфильмов.

    Это синтез психологии, арт-терапии и анимации, который помогает детям эмоционально развиться, учит работать со сверстниками и со взрослыми.

    Анима – по-гречески «душа». Создание анимационного (или мультипликационного) фильма – это и работа по одушевлению персонажей, и работа души автора. Творчество и душевная и духовная работа.

    Создание мультфильма – это длительный процесс. Не каждому взрослому хватает терпения и усидчивости. Чтобы совершить такую работу, надо быть целостностной личностью.

    Важной организационно-психологической ценностью мульттерапии является работа в команде. У каждого здесь – своя роль: режиссер и сценарист, художник и актер озвучания, композитор, оператор и монтажер.

    Первый этап - организационный. Он включает в себя постановку задач перед учащимися. На этом этапе мной было предложено создать анимационный продукт с использованием пластилина. За основу взято детское стихотворение о мире. Дети выполнили эскизы героев, подумали над их характерами.

    Второй этап – производственный. Этот этап предполагал самостоятельную работу учащихся. В ходе этого этапа производилась лепка и покадровая съемка героев ролика на фотоаппарат. Когда персонаж каждого ученика был анимирован, оставалось только оформить все файлы и синхронизировать изображение со звуком.

    Третий этап - презентация и оценка результатов. На конкурсе «Гимназический проект, посвящённый 70-летию победы ВОВ» наша работа заняла 1-е место.

    Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народам.

    Считаю, что чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Главная цель – воспитание гражданина-патриота. Необходимо помочь детям осмыслить историю своей страны, научить искренне, переживать за судьбу своего народа.




    Похожие статьи