• Конспект занятия по кружковой работе. Объёмная аппликация из салфеток «Одуванчики

    07.07.2019

    План конспект занятия кружка «Умелые руки»

    Учитель: Мутьева Л.П.

    Раздел программы : Плетение на проволоке Плоские фигурки. Сказка «Муха – Цокотуха»

    Тема: Бабочка.

    Цель: Знакомство обучающихся с насекомыми.

    Задачи : Обучение детей технике плетения бабочки;

    Развитие мелкой моторики рук.

    Воспитание усидчивости, аккуратности, интереса плетения из бисера, вызвать радость от полученных результатов.

    Познавательные УУД

    1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
    2. Представлять информацию в виде схемы.
    3. Выявлять сущность, особенности объектов.

    Коммуникативные УУД

    1. Развиваем умение слушать и понимать других.
    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
    3. 3. Оформлять свои мысли в устной форме.
    4. Умение работать в паре и в группах.

    Личностные результаты

    1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
    2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Регулятивные УУД

    1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
    2. 2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.)
    3. 3 . Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Тип занятия – обучающее занятие беседа, игровая форма. Оборудование и материалы: проволока, бисер 2х цветов; ножницы, схема плетения.

    Ход занятия.

    1. Орг. Момент.

    Заниматься начинаем,
    Время даром не теряем.

    1. Актуализация знаний.

    Вы любите сказки? Какие сказки бывают? (бытовые, волшебные, о животных, народные, авторские). Какие сказки знаете?
    Викторина по сказкам К. Чуковского.

    — Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.

    Нет – нет! Соловей
    Не поёт для свиней
    Позовите-ка лучше… (ворону)
    .
    «Телефон»

    И мне не надо
    Ни мармелада, ни шоколада
    А только маленьких,
    Ну очень маленьких… (детей).

    «Бармалей»
    Лечит маленьких детей,
    Лечит птичек и зверей,
    Сквозь очки свои глядит
    Добрый доктор… (Айболит)

    «Айболит»

    Только вдруг из – за кусточка
    Из-за синего лесочка,
    Из далёких из полей
    Прилетает… (воробей)

    «Тараканище»

    А посуда вперёд и вперёд
    По полям, по болотам идёт.
    И чайник сказал утюгу
    — Я больше идти… (не могу).

    «Федорино горе»

    А за ним – то народ
    И поёт, и орёт:
    — Вот урод, так урод!
    Что за нос, что за рот!
    И откуда такое… (чудовище).

    «Крокодил»

    Солнце по небу гуляло
    И за тучку забежало.
    Глянул заинька в окно,
    Стало заиньке… (темно).

    «Краденое солнце».
    Свинки замяукали – мяу – мяу,
    Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю )

    («Путаница)

    Веселится народ —
    Муха замуж идёт
    За лихого, удалого
    Молодого… (комара)
    .
    «Муха – Цокотуха»
    – Все правильно. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы скажете мне, какое насекомое мы будем плести для нашего панно.

    Загадка Шевелились у цветка
    Все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел –
    Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) Дополнительно в качестве подсказки ещё одну загадку: На большой цветной ковер
    Села эскадрилья –
    То раскроет, то закроет
    Расписные крылья. (Бабочка)

    Молодцы! Правильно, мы будем плести бабочку. Смотрите, какая красавица прилетела к нам в класс. (Показ). Она будет наблюдать за вашей работой. Бабочка приготовила сюрприз, о котором можно будет узнать только в конце занятия.
    Вам предлагается на выбор насколько схем разной сложности. (Рисунок 1)

    Схемы черно-белые, потому что цвет для своей бабочки вы выберете сами. Давайте вспомним, какие бывают цвета и как они могут сочетаться между собой.

    Дети: Цвета бывают основные, их семь (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Они могут быть насыщенными и осветленными. У них есть еще одно название – хроматические. Еще есть ахроматические цвета. Это: белый, серый, черный.

    Педагог: Молодцы! Остается добавить, что остальные цвета в природе получаются путем смешивания основных хроматических цветов. Бабочка принесла вам цветные подсказки, так как качество изделия из бисера во многом зависит от выбранной цветовой гаммы. Цвета необходимо выбирать в гармонии друг с другом. Хочу напомнить, что гармония цветом делится на гармонию родственных цветов и гармонию контрастных цветов. Для того, чтобы ваши работы после полного завершения смотрелись красиво, бабочка предлагает вам воспользоваться её подсказками сочетаний и желает удачи.
    Итак, давайте приступим к выполнению работы. Перед началом работы мы немного разогреем наши руки.

    1. Разминка. Пальчиковая гимнастика «Бабочка» – Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, выпрямить пальцы. Бабочка сложила крылья. А теперь бабочка слетает с цветка. Ладони остаются выпрямленными и напряженными, пальцы не сгибаются. Взмах крыльев осуществляется только лёгким, но резким движением в запястьях. Когда полёт окончен, бабочка вновь садится на цветок и складывает крылья.
    2. Практическая часть

    а) Объяснение правил техники безопасности (работа с ножницами, проволокой) и напоминание о правильной посадке за партой во время работы.
    б) Разбор схем в индивидуальном порядке.
    в) Самостоятельная работа детей (обучающиеся берут необходимый бисер, кусочки проволоки нужной длины и начинают нанизывать бисер на проволоку согласно выбранному алгоритму выполнения изделия). Самостоятельная работа идет под музыкальное сопровождение.

    1. Физминутка.

    Педагог: Ребята, давайте на несколько секунд представим себе, что бабочка, сделанная из бисера может ожить… Спал цветок (дети сидят, сложа руки)
    И вдруг проснулся (встали)
    Встрепенулся (наклоны влево – вправо; руки свободно опущены)
    Потянулся (поднимают руки, тянутся вверх, встав на носочки)
    Взвился вверх (движения кистями рук вперёд – назад)
    И полетел (руки в стороны, повороты туловища влево – вправо)
    Солнце утром лишь проснётся (повороты вокруг себя на месте)
    Бабочка кружит и вьётся (имитация взмахов крыльев бабочки).
    – Садимся и продолжаем работать.

    1. Творческая работа б) Оформление изделия (дети собирают детали изделия «бабочка» в одно целое,)
    2. Гимнастика для глаз Педагог: Ребята, наша бабочка предлагает поиграть в игру. Давайте одним взглядом посмотрим туда, куда просит бабочка. Голову постарайтесь не поворачивать. Представьте, что она с доски перелетела на потолок, затем опустилась на пол, а теперь – на стену справа. Посидела на ней немного и выпорхнула в окно, полетала там чуть-чуть и вернулась на место. Давайте полюбуемся нашей красавицей.(Дети взглядом скользят по контуру бабочки по часовой стрелке и против часовой стрелки).
    3. Анализ работы. Подведение итогов занятия.

    Педагог отмечает «+» и «–» работ учащихся, интересуется, кому занятие понравилось и наоборот, кто и с какими трудностями столкнулся при изготовлении бабочки.

    Педагог: А сегодня я благодарю вас за старание, добросовестное выполнение задания. Занятие окончено. Приводим рабочие места в порядок.

    Самоанализ.

    Тема занятия – «Бабочка».
    Форма – кружковое занятие.
    Класс – 21 человек из 1 класса.
    Оборудование: бисер, подкладные листочки, проволока, ножницы, схемы, рисунки, образцы, компьютер.

    Занятие проводилось, очередное, по плану.

    Цель занятия была достигнута, она полностью соответствовала возрастным и психофизическим возможностям учащихся. Дети уже владеют определенными умениями и навыками. Также они решают различные задачи: на развитие мелкой моторики, внимания, усидчивости и т.д.

    Дети вспомнили сказки К. И. Чуковского — связь с литературным чтением.
    Во время занятия преобладал положительный эмоционально-психологический климат, дети были спокойны и увлечены работой.
    Занятие прошло интересно, дети работали, отвечали на вопросы, вспомнили правила техники безопасности.

    Конспект занятия кружка по росписи тарелки к новому году "Снеговик"

    Данный конспект (мастер - класс) предназначен для младших школьников, разработан в соответствии со всеми требованиями ФГОС НОО

    Структура занятия кружка:
    1. Организация начала кружка
    2. Актуализация знаний, умений
    3. Целеполагание
    4. Планирование деятельности
    5. Самостоятельное выполнение работы
    6. Подведение итогов
    7. Рефлексия

    Цель: создание условий для формирования у детей интереса к искусству, истории и культуре народов, через роспись тарелки.

    Задачи:
    Образовательная: Обогащать знания обучающихся о новой технике рисования;
    Развивающая: развивать у обучающихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер;
    Воспитательная: воспитывать интерес к культуре народов и бережное отношение к поделке. Воспитывать эстетический вкус при изготовление поделки.

    Оборудование: пластиковая тарелка, гуашь, кисти, стакан с водой, палитра

    Ход занятия:

    1. Организация начала кружка:
    Учитель:
    Долгожданный дан звонок
    Начинается кружок
    Кружок труда, кружок искусства,
    Кружок добра и красоты

    Учитель: Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть на занятии кружка. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работу.

    2. Актуализация знаний, умений:

    Учитель: сегодня на занятии мы будем делать поделку, а что эта за поделка вы узнаете после того, как отгадаете загадку. Приготовились и внимательно слушайте:
    Из снега соберём комок.
    Поставим сверху мы горшок.
    Заменит нос ему морковка.
    Метлу в руках он держит ловко.
    Наденем шарфик мы ему
    И не замёрзнет он в пургу.
    К теплу он вовсе не привык.
    Ведь это чудо –

    Учащиеся: снеговик

    Учитель: Действительно это снеговик.
    3. Целеполагание:

    Учитель: Внимательно рассмотрите работу и скажите, что мы сегодня и из каких материалов будем делать на занятии?

    Учащиеся:
    Учащиеся: мы будем расписывать тарелку. Сделаем снеговика. Нам понадобятся гуашь, тарелка и кисти

    Учитель: верно

    4, 5. Планирование деятельности и самостоятельное выполнение:

    Учитель: мы берем тарелку, гуашь и кисти, стакан с водой.
    Взяли свою тарелку и раскрасили ее бежевым цветом, краска должна быть густой, кисть меньше макать в воду


    Затем темно - коричневой гуашью рисуем дерево в левом углу тарелки


    На дереве рисуем ветки и в правой части тарелки рисуем белой гуашью два круга это будет снеговик


    Физминутка:
    Хомка - хомка хомячок
    Полосатенький бочок (гладят бочок)
    Хомка раненько встает,(потягиваются)
    Лапки моет,(ручкитрут одну о другую)
    Шейку трет, (шею трут)
    Подмитает хомка хатку и (показывают веник и подминают)
    Выходит на зарядку:
    раз, два, три (махи рукакми, наклоны туловища, приседания)
    Хомка хочет сильным стать

    Затем рисуем красной гуашью снеговику шарф


    Темно - синей гуашью рисуем снеговику глаза и белым цветом раскрашиваем тело. чтобы не было просветов


    Рисуем оранжевой гуашью носик и дерево снова раскрашиваем темно - коричневой гуашью


    Рисуем шляпу черной гуашью и делаем черной гуашью ротик


    Обводим снеговика и дерево черной гуашью


    Далее делаем фон темно синей гуашью


    Далее нужно дорисовать руку снеговику, подарок, украшения на елку. Также можно сделать надпись "С новым годом"
    В конце работы у нас должно получиться вот так:


    6. Подведение итогов:

    Учитель: Скажите, какая цель перед нами стояла?
    Учащиеся: (расписать тарелку)
    Учитель: Считаете ли вы что мы её достигли?
    Учащиеся: (нет, да)
    Учитель: Почему?

    7. Рефлексия:
    Учитель: Чем мы сегодня делали с вами на занятии?
    Учащиеся: (расписывали тарелку к новому году)
    Учитель: Были ли у вас трудности и в чём?
    Учащиеся: (были, не было)
    Учитель: Вызвало у вас занятие интерес?
    Учащиеся: (да, нет)
    Учитель: Появилось желание научить кого- нибудь?
    Учащиеся: (да, нет)
    Учитель: Появилось желание рассказать о занятии родителям?
    Учащиеся: (да, нет).
    Учитель: Спасибо за работу, мне было приятно с вам работать, до новых встреч. До свидания.

    На сайте

  • - Перейти на страницу подачи публикации
  • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
  • - Если свидетельство не нужно, то в поле «Данные онлайн оплаты» введите – «Без свидетельства»
  • - Если свидетельство необходимо, то оплатите организационный взнос (250р).
  • - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
  • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.
  • Условия публикации:

    1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:

    • Дошкольное
    • Начальное общее
    • Основное общее
    • Среднее (полное) общее
    • Среднее профессиональное
    • Высшее
    • Дополнительное

    2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

    Посмотреть свидетельство:

    Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

    Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

    конспект занятия кружковой работы "Волшебные ручки" по лепке в средней группе

    Дата публикации: 24.02.16

    Цель: Изучить технологию изготовления фигурки павлина конструктивным способом. Создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практической деятельности.

    Задачи: познакомить детей с технологией изготовления павлина конструктивным способом. Повышать компетентность детей на основе изучения поделок из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, творческое мышление. Способствовать развитию личности. Воспитывать интерес к творчеству.

    Вид занятия : смешанный (Беседа с объяснением и рассматриванием, самостоятельная работа)

    Форма занятия: беседа, игра, практическая работа.

    Время проведения занятия: 25 минут.

    Наглядность, материально-техническое обеспечение:

    Презентация павлины, образец павлина, доски, пластилин, стеки, салфетки, телевизор.

    Ход занятия

    Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. Сегодняшнее наше занятие посвящено... Давайте угадаем кому.

    Я буду загадывать вам загадки, будьте внимательны:

    Какая птица.
    В хвосте радугу носит?

    Что за птица - просто дива.
    Распускает хвост красиво.
    Ну, а если запоет.
    Караул кричит народ (павлин)

    Молодцы. Да, это все о павлине.

    Ребята, вы знаете, где родина – павлина?

    Не знаете, а я знаю, Индия.

    Правильно это страна, очень красивая. В этой стране свои обычаи и традиции. И населяют эту страну индусы. Но мы сегодня будем, говорить и смотреть на красивых павлинов, внимание на экран.

    Презентация.

    Павлин - одна из самых известных куриных птиц и, пожалуй, самая красивая из птиц вообще. В Индии павлин считается священной птицей. Это значит, что никогда и никто не может ее обидеть. Поэтому им разрешается гулять, где захочет, ее все уважают и угощают, иногда павлины заходят на засаженные огороды и кушают там все что пожелают. Люди считают их дорогими гостями и щедро делятся своим урожаем с этими красавицами.

    Я предлагаю вам, сделать сегодня из пластилина фигурки павлинов.

    Рассматривание образца – павлин.

    Из каких частей состоит фигура? (перечисление)

    У него, конечно, красивый хвост. Налепы на хвосте в виде кругов или капель.

    Голова, украшена короной.

    Крылышки, украшенные овалами.

    Прежде, чем приступить к работе сделаем гимнастику для пальчиков.

    1. “Мишка карабкается по дереву” (передвигать пальцы по карандашу вверх).

    2. “Кулак-ладошка” (одна рука сжата в кулак, другая открыта и наоборот) .

    3. “Добываем огонь” (потереть ладошку ладошкой) .

    1.Возьмите целый кусок пластилина. Разделите его на 2 не равные части побольше и поменьше.

    2.Большую часть скатываем в шар, затем превращаем в лепешку.

    3.Берем второй кусочек пластилина и катаем колбаску (тело с головой) и присоединяем к лепешке.

    ФИЗМИНУТКА:

    Все движения разминки повторяем без запинки!
    Эй! Попрыгали на месте.
    Эх! Руками машем вместе.
    Эхе - хе! Прогнули спинки,
    Посмотрели на ботинки.
    Эге – ге! Нагнулись ниже.
    Наклонились к полу ближе.
    Повертись на месте ловко.
    В этом нам нужна сноровка.

    4.Теперь делаем оформление при помощи налепов и наклеиваем детали на хвост:

    4.1. Скатайте шарик, немного сплюсните его и защепите с одной стороны – это будут «глазки» хвоста.

    4.2. Уложите и прикрепите «глазки» на хвост.

    берем маленький кусок желтого пластилина и лепим клюв.

    6. Выполним корону из трех коротких тонких «колбасок» и закрепим на голове, сверху украсим маленькими шариками, цветовая гамма на наш вкус.

    7. Наша фигурка павлина готова.

    Скажите ребята,

    • Что нового вы узнали?
    • Что мы сегодня делали?
    • Вам понравилось то, что вы сегодня делали? (Ответы детей)

    Ребята, посмотрите, какие замечательные фигурки павлинов мы с вами вылепили из пластилина конструктивным методом.

    Все молодцы. Спасибо за работу.

    МБОУ «Кокоринская СОШ»

    ДОУ «Солоны»

    Конспект кружковой работы по теме:

    «Осени живая красота»

    Воспитатель,Чичинова Э.С.

    2013 учебный год

    «Осени живая красота». Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в младшей группе

    Конспект интегрированной

    непосредственной образовательной деятельности

    «Осени живая красота»

    Цель:

    Обучение умению создавать яркий образ окружающего мира,

    эмоционально откликаться на художественное слово.

    Задачи:

    Развивать интегрированные качества: умение слушать воспитателя и сверстников, любоваться красотой окружающего мира, развивать координацию кисти рук, и мелкую моторику пальцев, двигательную активность, развивать артикуляционное дыхание (длительный выдох) .

    Фиксировать внимание на жёлтом и красном цвете, рисовать листочки примакивая кисть к листу бумаги.

    Воспитывать интерес к занятиям, внимательность, аккуратность, чувства радости от полученного результата.

    Оборудование и материал:

    Картина «осень», жёлтые и красные бумажные листья, альбомные листы с нарисованными деревьями, жёлтая, красная, оранжевая краска, кисточки, ведёрки жёлтого и красного цвета.

    Предварительная работа:

    Наблюдение за сезонными изменениями на прогулке. Сбор осенних листьев.

    Чтение стихотворения «Листопад».

    Ход занятия:

    Дети с воспитателем стоят у окна, наблюдая за сезонными изменениями, за деревьями их листвой, яркие жёлтые, красные листья. Красиво осень покрасила листья на деревьях, кустах.

    Воспитатель читает стихотворение:

    Вновь невидимою кистью

    Осень выкрасила листья.

    Всё нарядным сразу стало:

    Ярко – жёлтым, рыжим, алым.

    В: что мы видим на улице осенью?

    Д: деревья, листочки.

    В: какие листочки цветом, какой краской осень покрасила листья?

    Д: жёлтые, красные.

    Воспитатель обращает внимание, когда дует ветер, они срываются с веток и летят вниз. Посмотрите, как много их лежит на земле. Жёлтые и красные, такие красивые! Давайте полюбуемся ими.

    Сюрпризный момент:

    В: показывает красивую коробку. Посмотрите, что нам осень подарила!

    Открывает коробку, достаёт разноцветные листочки. Предлагает обвести их пальчиком, акцентрирует внимание на цвете листьев жёлтые, красные, красивые листочки осень подарила.

    Ребята листочки хотят с нами поиграть.

    Игра: «Соберём листочки». (Воспитатель держит в руках листочки,

    Мы листочки, мы листочки, дети подняв руки вверх, изображают

    Мы осенние листочки. ветви деревьев, покачивая руками влево и

    Мы на веточках сидели, вправо.

    Ветер дунул – полетели! По окончании текста делают глубокий выдох

    (дуют на листья)

    Воспитатель разбрасывает листья по группе. Давайте соберём листики в ведёрочки, как мы на улице собирали. Красные листья в красное ведёрко,

    а жёлтые – в жёлтое. Индивидуальная работа. Дети собирают листья.

    Алина какого у тебя цвета листочек? – жёлтого.

    Артём а у тебя какого цвета листочек? – красного. (воспитатель опрашивает

    нескольких детей, уточняя и закрепляя цвет). игра повторяется - 2 раза.

    В: обращает внимание на картину «Осень», какая красивая осень нарисована

    на картине, красные и жёлтые листья на деревьях. Дети собирают листья,

    любуются ими. Переводит внимание детей на листы бумаги с нарисованными деревьями. Посмотрите дети, какая у нас осень грустная,

    нет ярких, красивых листиков. Давайте развеселим нашу осень. Сделаем её нарядной, красивой, яркой. Нарисуем на деревьях и дорожках жёлтые и красные листья. Показ приёма рисования. Кисть макнём в краску, чтобы

    ворс был в краске, лишнюю уберём о край формы, примакиваем на деревьях,

    дорожках, кустах. Индивидуальная помощь. Дети самостоятельно выбирают

    цвет краски. По окончанию выполнения работы, дети любуются изображённой картиной, воспитатель читает стихотворение:

    Опадают листья жёлтым покрывалом,

    Оголив деревья, осень, лес прибрав,

    Красок разноцветных всюду разбросала,

    Нас своей красою вновь очаровала.

    План-конспект кружкового занятия на тему:

    «Бумажное кружево».

    Учитель изобразительного искусства.

    Цели.

    Обучающая:

    · способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – торцевании.

    · ознакомить учащихся с техникой выполнения торцевания.

    Развивающая:

    · развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

    · развивать интерес к бумагопластике как виду декоративно - прикладного творчества;

    · развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

    Воспитывающая:

    · воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе .

    Методическое оснащение урока:

    · плакаты,

    · образцы объектов труда,

    Оборудование и инструменты: квадратики гофрированной бумаги, стержни для шариковой ручки, картон, клей, ножницы, зубочистки.

    Правила работы с ножницами:

    1. храните ножницы в определённом месте;

    2. кладите их сомкнутыми острыми концами от себя;

    3. передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.

    Самостоятельная работа учащихся

    Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

    Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

    a. проверка организации рабочих мест учащихся;

    b. проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;

    c. инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно – технологической картой;

    d. оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

    Уборка рабочих мест.

    Подведение итогов урока.

    Выставка работ учащихся

    Заключительное слово учителя.

    Вот и подошёл к концу наше необычное занятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

    Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему учились? Что понравилось? Как проявились творческие способности? Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на занятии?

    Я считаю, цели, поставленные в начале занятия, были достигнуты.

    Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только наших занятиях или др. предметах, но и в жизни за пределами школы.



    Похожие статьи