• Психологические особенности детей в подростковом возрасте. Особенности психологии ребенка — советы для родителей

    21.08.2019

    Многие родители сталкиваются с проблемами в воспитании подростка. Они спрашивают себя: "Куда же делся очаровательный, милый ребенок? Как он так мог измениться?" А ближе к выпускному вечеру в школе ребенок становится вообще неуправляемым. Родители должны помнить, что это общая для многих семей проблема. Так или иначе, этот период необходимо преодолеть и постараться наладить отношения с сыном или дочерью. Постараемся разобраться в этом вопросе и понять, как найти с подростком.

    Трудный возраст

    Есть родители, которые опасаются своих детей. Вдруг они выйдут из-под контроля, начнут курить и распивать спиртные напитки, окрестят себя «хипстерами» или начнут убегать из дома?

    На самом деле все не так страшно. Не зря называют «весной жизни». И для большинства детей начинается сладостная пора. В этот момент необходимо научиться контролировать ситуацию, поддерживать ребенка и не испортить счастливые минуты юности. Чтобы справиться с этим, следует окунуться в другой мир - в мир ребенка - и понять, какие же перемены происходят в столь юном возрасте.

    Другой мир

    Наверняка многие родители начали замечать, что ребенок стал разговаривать на другом языке, странно одеваться, хамить, провоцировать скандалы, портить волосы, слушать дикую музыку и привлекать к себе внимание. Общение подростков с родителями сходит на нет. Они друг друга не понимают, ведь отцы и дети - это разные поколения, у которых свои ценности, мировоззрение, лексикон, эстетика и так далее. Естественно, неизвестность пугает, особенно если это касается собственного ребенка. И чтобы разобраться в таинственном мире подростка, в первую очередь его нужно выслушать, понять и принять. Родители готовы к диалогу, но дети не спешат делиться самым сокровенным…

    Как поступить в такой ситуации?

    Изучая такие науки, как психология развития и большинство специалистов пришли к выводу, что путь к ребенку лежит через понимание. Для начала следует принять тот факт, что у него могут быть другие интересы, даже если родители их не одобряют. Вспомнить себя в молодости, чего вам хотелось тогда, чего не хватало…. Сопоставив свои желания и поведение в юности с тем, как ведет себя ваш ребенок, необходимо установить новые правила у себя в доме: пусть сын или дочь слушают музыку, которая нравится, носят все, что хотят, употребляют жаргон без использования ненормативной лексики, а вам остается это понять и принять.

    Чем доброжелательнее родители будут относиться к подростку, тем быстрее он откроется и пустит в свой внутренний мир. Представим такую ситуацию: ребенок уехал за границу. Он выпал из нашей действительности, стал разговаривать на другом языке. После его приезда домой вам придется найти с ним общий язык.

    Чего нельзя делать

    В этом возрасте современные подростки начинают прибегать к экспериментам с сигаретами и алкоголем, попадают в дурные компании. Такое поведение приводит родителей в ужас. Помимо алкоголя, наркотиков и сигарет, существует еще несколько пороков, которые могут охватить подростка - это интернет-зависимость, экстремальные увлечения и незащищенный секс. И здесь начинается самое страшное: чем больше родители запрещают, ругаются и наказывают, тем активнее ребенок тянется в свой мир - в мир недетских увлечений. И как бы родители ни старались, ни к чему не приводит общение с подростками.

    Психология как наука говорит, что такие эксперименты имеют одну особенность. Действительно, таким образом, дети познают мир, не понимая, где заканчиваются границы дозволенного. Если разговор идет о дурной компании или играх со смертью - тут следует бить в колокола, ребенок потерялся в реальном мире.

    Если подросток «ушел» в компьютерные игры, это говорит о том, что свои прозаичные дни он заменяет фантазиями. Наркотики употребляют дети, которые хотят заглушить боль. С дурными компаниями связываются подростки, которые дома чувствуют себя чужими.

    Безусловно, не существует такого рецепта, который смог бы застраховать подростка от опасностей на его пути взросления. Но иногда родители сами усугубляют ситуацию: нездоровая атмосфера в семье, скандалы, крики, ругань, негативный пример старших - все это толкает ребенка в пропасть.

    Направления, в которых нужно двигаться

    Сегодня современные подростки нуждаются в помощи. Дабы оградить своего ребенка от необходимо действовать в трех направлениях.

    В первую очередь, вооружите его нужной информацией. Некоторые психологи советуют сводить ребенка в онкологический центр, где лежат больные, которые в свое время заинтересовались сигаретами. Покажите ему наркологический центр и расскажите о последствиях злоупотребления наркотиками. Сегодня многие современные подростковые журналы публикуют информацию о том, как вредные привычки и опасные эксперименты влияют на жизнь ребенка, к чему это приводит.

    Если вы не знаете, как найти общий язык с подростком, следует пойти в другом направлении. Создайте в доме максимально доверительную атмосферу, относитесь к ребенку с любовью и уважением. Забудьте об агрессии по отношению к кому-либо. Необходимо создать такую атмосферу, чтобы ему не захотелось убегать из дома. Родителям совет: не курите и не употребляйте спиртные напитки в присутствии ребенка - он может взять пример с вас, и разговоры о том, что курение опасно для здоровья, окажутся напрасными. Дети копируют поведение родителей, поэтому нужно стать для своего ребенка ярким примером. Контролируйте свои эмоции, умейте выслушать, а главное, понять. Проживайте его жизнь вместе, и тогда ему не захочется убегать из дома.

    Третье направление - это твердый запрет на опасные игры. Если подросток нарушил его, то за нарушением должно идти наказание. Особенности общения с подростками заключается в последовательности действий, нельзя отпускать ситуацию. Например, вы поймали ребенка с сигаретой, наказание не должно быть агрессивным или эмоциональным, запретите ему неделю гулять и не нарушайте своего слова.

    Секс. Что это?

    Согласно статистике, большинство старшеклассников лишаются девственности в возрасте 15 лет. Половое влечение продиктовано природой, и это нормально. Но для пятнадцатилетнего ребенка, особенно для девочек, заниматься сексом в этом возасте еще слишком рано. И можно понять родителей, которые боятся детской сексуальности, нежелательной беременности и венерических заболеваний.

    Страх толкает родителей на совершение рядов ошибок. Не нужно рассказывать подростку, что секс - это страшный грех. Сексуальное влечение никуда не уйдет, но у ребенка появится куча комплексов. Придет время, когда ему нужно будет создавать семью, и с какой установкой он будет подходить к столь важному решению?

    Психология развития и возрастная психология относительно секса советуют не заниматься нравоучениями. Лучше донести ребенку максимум информации, объяснить, как опасен незащищенный секс, к чему может привести При этом не нужно лезть в его личную жизнь.

    Как найти общий язык с подростком

    Подростковый возраст еще называют судьбоносным, кризисным, ранимым, трудным. В этот период формируется новый человек, который стремится стать взрослым и пытается избавиться от Ребенок ищет себя, и в своих поисках совершает много ошибок. Многие родители это понимают, но не знают, как найти общий язык с подростком в столь трудное время.

    Безусловно, родителей расстраивает, когда их сын или дочь начинают грубить. Почему это происходит?

    Почему дети грубят?

    Дело в том, что агрессия дремлет в каждом человеке. По мнению психологов, в таких качествах, как целеустремленность, желание самоутвердиться и умение отстоять свою позицию заложена именно агрессивность. Но стоит заметить, что это качество иногда помогает человеку выжить. Поэтому агрессивность несет как положительный, так и отрицательный заряд. И форма ее проявления зависит от ситуации, характера и воспитания.

    Зачастую родители сами становятся причиной грубого поведения своего ребенка. Если в семье все разговаривают на повышенных тонах, не уважают друг друга, то и ребенок вырастет таким же. И как родители могут требовать от подростка хорошего, уважительного отношения к себе, если он не понимает, что это, ведь он по-другому не умеет?

    Ошибки родителей

    Главные ошибки, которые совершают родители:

    • отсутствие контроля;
    • удовлетворение всех потребностей;
    • жесткие отношения;
    • гипертрофированный контроль;
    • стремление воспитать вундеркинда;
    • эмоциональное отвержение.

    Чтобы ребенок вырос спокойным, послушным, то есть таким, каким хотят его видеть родители, в первую очередь необходимо дать ему свободу. «Если не трогать дерево - оно вырастет ровным». Ребенок вырос, и пора привыкнуть к этой мысли.

    1. Родительские нравоучения больше всего раздражают ребенка. Общение с подростком должно происходить на позитивной волне. Ребенок имеет свои взгляды и мнение, и с этим нужно считаться.
    2. Компромисс. Ругаясь друг с другом, никто никому ничего не докажет. Отрицательные эмоции не приведут к пониманию.
    3. Не нужно корить, обижать подростка и язвить в его адрес.
    4. Будьте тверды в своих решениях и последовательны. Нельзя требовать от ребенка того, чего вы сами не выполняете.

    Этот период очень сложный, и общение с подростком может завести родителей в тупик. Нужно помнить, что это молодость, и ребенок полон сил, он хочет любить и быть любимым, покорять вершины, совершать безумные поступки, ему все интересно. Именно в этом возрасте ему необходимы хорошие друзья, и хорошо, если это будут родители.

    1. Уважайте его взгляды и мнение.
    2. Не пытайтесь его во всем контролировать.
    3. Поддерживайте его в стремлении выглядеть хорошо. Ваш сын учится строить отношения с девушками и ваша задача – помочь ему в этом. Это не значит, что вы должны искать ему подруг или комментировать внешность и поведение всех его знакомых девушек. Просто помогите ему чувствовать себя увереннее.
    4. Позвольте ему самому выбирать себе друзей. Если вы видите, что он попал под влияние неблагоприятной компании, не высказывайте ему свой протест в категоричной форме, не запрещайте видеться с друзьями – это повлечет за собой только протест и отдаление сына от вас. Запретами вы добьетесь только одного – сын станет скрывать от вас «плохих» друзей и занятия. Согласитесь, вряд ли это то, к чему вы стремитесь.

    Независимо от того, какого пола ваш ребенок, помните, он – самостоятельная личность и имеет право ею оставаться. Дайте подростку возможность жить собственной жизнью, принимать решения и чувствовать себя взрослым. Это не значит, что вы должны «пустить все на самотек» и позволить сыну или дочери творить все, что угодно. Просто уважайте их и учите хорошему не с помощью нравоучений, а на личном примере. Если вы договорились о чем-то, то сдержите слово. Нельзя запрещать то, о чем вы договорились вчера, только потому, что вы устали или не в духе.

    Позвольте подростку самому планировать собственную жизнь, не навязывайте ему профессию, хобби, стиль жизни. Интересуйтесь своим ребенком, проводите с ним время, найдите общее хобби или развлечение. Позвольте сыну помочь вам выбрать технику, а дочь пусть расскажет вам о молодежной моде – подростки любят «просвещать», это помогает им чувствовать себя увереннее. Рассказывайте детям о своем детстве и том, как вы были подростками. Научитесь слушать и слышать, ведь то, что вам кажется мелочью, в глазах подростка может быть самым важным делом не свете. Постарайтесь общаться с подростком не как с ребенком, а как со взрослым, равным себе. Эти несложные советы помогут вам сохранить нормальные отношения в семье и позволят избежать многих неприятностей.

    Но не только изменения во внешнем виде ребёнка говорят о том, что наступил переходный возраст. Есть симптомы и другого плана – меняется поведение ребёнка и даже его характер. Ещё только вчера ласковый и послушный ребёнок вдруг становится мнительным, обидчивым, грубым, категоричным. У него появляется привычка спорить с вами по любому поводу.

    Эмоциональная нестабильность и максимализм, упрямство и грубость, часто переходящая в хамство – это тоже возрастная особенность, которая вызвана гормональными бурями в организме подростка. Подростковый возраст несёт изменения во всём, в том числе и в состоянии здоровья подростка. И проблемы психологического плана не могут не оказать дополнительную нагрузку на физическое состояние ребёнка. Основные трудности переходного возраста заключаются именно в этом сплетении физиологических и психологических проблем, которые становятся полной неожиданностью для самого подростка. Вступая на путь взросления, он даже не догадывается, какие испытания ждут его впереди! И очень часто организм подростка начинает давать сбои.

    Болезни переходного возраста могут носить временный характер. Чаще всего недомогания вызваны тем, что некоторые органы и системы не успевают расти так же быстро, как растёт сам подросток, и поэтому не полностью справляются со своими функциями. В дальнейшем они «догоняют» в росте своего хозяина, и состояние подростка нормализуется. Наиболее часто встречающимися болезнями переходного возраста являются прыщи, вегетососудистая дистония и подростковые депрессии.

    Проблемы переходного возраста у мальчиков начинаются чаще всего именно с того времени, как он начинает ощущать увеличение своей физической силы и половой активности. А особенностью переходного возраста у мальчиков можно назвать их постоянное ощущение потребности доказывать всему миру и, главное, самому себе, что он уже взрослый мужчина, а не маленький мальчик. Необходимость постоянно предъявлять доказательства своей мужественности лишает его душевного спокойствия и равновесия. В это время, как правило, кардинально меняется характер мальчика – подростка.

    Взрослея, мальчик ожидает больше привилегированных прав, как у взрослых, но начинает путаться во взрослых ценностях и опять чувствует себя «несамостоятельным» «маленьким» мальчишкой. Это его пугает, а страх приводит к агрессии и нервозности. Он старается что-то изменить, но не знает, как поступать правильно; пытается вести себя по-взрослому, но не понимает меру ответственности за свои «взрослые» поступки. Пытаясь разобраться в противоречиях взрослой жизни и своих внутренних позиций, подросток становится замкнутым, упрямым, застенчивым или, наоборот, агрессивным и совершенно неуправляемым.

    Если подросток растёт в дружной семье с чуткими, понимающими его родителями, то, как правило, его родителям удаётся помочь мальчику осознать и проявить свою мужественность. Ведь можно, например, увлечь его занятиями спортом или другим видом деятельности, где бы он мог развивать свою физическую силу и в глазах окружающих выглядеть вполне мужественным. Если же юноша не чувствует понимания со стороны взрослых, и кроме того, видит, что родители не ждут от него каких-либо достижений, то в таких случаях подростки чаще всего самоутверждаются с помощью безделья, хулиганства, появления вредных привычек.

    Когда у подростка по какой-либо причине существует сильный конфликт с отцом, то, как ни странно, больше всего с проблемами переходного возраста у мальчиков приходится сталкиваться их матерям. Если мальчик с самого детства боялся отца или, наоборот, не имел возможности пообщаться с ним, то свою злость и обиду он будет срывать прежде всего на матери. В такой ситуации лучше всего было бы побывать с парнем у психолога, который помог бы разобраться в своих чувствах этому юному обвинителю «во всех грехах».

    Кроме того, часто, реализуя свою потребность в соперничестве, они постоянно и во всём пытаются быть лучше своих отцов – в спорте, во взаимоотношениях с людьми, в том числе и с противоположным полом – везде они пытаются доказать своё превосходство над отцом. И если сделать это не получается, а отец не сумел ещё с детства выстроить дружеские отношения с сыном, то именно мать становится объектом для выплёскивания агрессии. Переходный возраст у парней вызывает постоянное желание подчёркивать свою независимость от матери, от её «телячьих нежностей». И именно в переходном возрасте у парней появляется тот дух противоречия, который заставляет делать всё назло своей маме: отрастить волосы, когда она призывает к опрятности, завести девушку и проводить с ней всё своё время, когда надо думать об учёбе, начать курить, когда мама рассказывает о том, как это вредно…

    Все знают, что с подростками очень трудно. Но задайте себе вопрос: а подростку разве легко с самим собой? Психология переходного возраста характеризуется преобладанием трагических взглядов, с постоянным ощущением отчаяния. По данным социологов, каждый десятый подросток задумывается о самоубийстве. А от каждого пятого можно услышать: «Так всё плохо, тоскливо и безнадёжно, что хочется забиться в уголок и плакать». Психологический кризис переходного возраста переживается подростками тяжелее всего. Всепоглощающее чувство одиночества и отчаяния страшны для неокрепшей психики подростка.

    Каждый год примерно четыре из ста подростков переживают серьезные депрессии. И если такую депрессию не лечить, то ситуация может ухудшиться, ведь клиническая депрессия – это тяжёлое заболевание. Она может повлиять на мысли подростка, его поведение и на всё его здоровье.

    Существует два вида подростковой депрессии:

    1. 1всепоглощающее чувство грусти, называемое главной депрессией, или психической, или реактивной депрессией,
    2. 2маниакальная депрессия или биполярное расстройство, когда на смену расстройству и апатии приходит потребность в активной психической деятельности, которая зачастую приводит к свершению опрометчивых поступков. В частности, к попыткам самоубийства.

    В настоящее время подростковое самоубийство стало второй после несчастных случаев причиной смерти. Очень часто попытки суицида оказываются неудачными, но, если девочки в основном после первой неудачной попытки останавливаются, то мальчики пытаются повторить свои попытки по несколько раз.

    Если попытаться выявить основные причины, которые служат предпосылкой к подростковому самоубийству, то в первую очередь стоит назвать следующие:

    • глубокая депрессия;
    • семейные трудности, чаще всего – развод родителей;
    • нежелание взрослых принимать участие в подростковых проблемах.

    Когда переходный возраст наступает, взрослым необходимо помнить и о не менее грозной опасности, чем суицидальные настроения подростков. Это наркомания. Уже в 10 лет 0.4% детей начинают пробовать наркотики. Пик приобщения к зелью приходится на 13-14 лет. В этом возрасте 5-8% опрошенных подростков уже употребляли наркотики хотя бы один раз. Причём, подростки обычно никогда не начинают принимать наркотики без предшествующего приобщения к курению и алкоголю.

    О том, что такое наркомания, и какие она несёт разрушающие последствия, сегодня знает практически каждый. Беда в том, что не каждый понимает, что такая страшная беда может случиться с любым ребёнком, даже совершенно благополучным. Подростки слишком внушаемы, и нередко они пробуют наркотик просто за компанию, из любопытства или чтобы «не упасть лицом в грязь» в глазах своих сверстников. Но, попробовав всего один раз, они попадают в порочный круг, и выбраться оттуда самостоятельно они уже не смогут. Поэтому необходимо во время доверительных бесед постараться убедить подростка в пагубности такого любопытства. А уж если подросток всё-таки попал в беду, то важно вовремя заметить её признаки и протянуть юноше или девушке руку помощи. Если принять своевременное лечение, то есть надежда на то, что пагубные последствия от принятия наркотических веществ можно будет ограничить. Но вот полного избавления от наркотической зависимости добиться невозможно.

    • резкое снижение успеваемости без видимых причин;
    • потеря интереса к прежним увлечениям;
    • потеря аппетита и болезненное состояние;
    • появившаяся потребность в деньгах;
    • появляется замкнутость, отстранённость от друзей и семьи;
    • настроение подростка становится непредсказуемым, хотя преобладает агрессивность и вспыльчивость;
    • появляется асоциальное поведение;
    • сам подросток постоянно пытается делать вид, что ничего не происходит, и ничего странного в его поведении нет.

    Начинать бить тревогу следует только в том случае, если все перечисленные изменения в поведении подростка проявляются в совокупности, ведь сам по себе переходный возраст симптомы имеет сходные. Только проявляются они чаще всего по отдельности. Но существуют и такие признаки, по которым уже вполне уверенно можно говорить о наркотической зависимости подростка:

    • полная апатия, которая вдруг резко сменяется на чрезмерно возбуждённое состояние;
    • постоянная ложь, которая не имеет видимой мотивации;
    • резкое ухудшение памяти и появление проблем с логическим мышлением;
    • изменение размера зрачков. От суженных в точку до расширенных с исчезновением радужки – зависит от принимаемого препарата, которое не зависит от освещения;
    • состояние, похожее на опьянение, но без запаха спиртного;
    • появление на языке налёта с коричневым оттенком, покраснение белков глаз, следы от уколов;
    • появление дома закопченной посуды, уксусной кислоты, растворителей, ацетона и т.д., шприцов и игл.

    В том случае, если вы обнаружили такие признаки, то без малейшего колебания и как можно скорее необходимо обратиться к наркологу или психологу. Ни в коем случае не начинайте обвинять ребёнка, наоборот, найдите слова поддержки, которые дадут ему надежду. Помните о том, что это ваша общая беда, и искать пути избавления от неё вам придётся сообща.

    С особенностями психологии переходного возраста приходится считаться и тем родителям, которым приходится бороться и с другой зависимостью подростков; не такой грозной, как зависимость от наркотиков, но и не такой уж безвредной, как кажется на первый взгляд – с игровой и компьютерной зависимостью.

    Современные технологии стремительно развиваются, и развитие это имеет и негативную сторону, которая затронула в первую очередь детей. Психотерапевты и психологи разных стран уверены, что увлечённость детей телевизором, игровыми автоматами и интернетом становятся настоящим национальным бедствием. Последствия могут быть весьма плачевными, хоть и проявятся они не сразу, а по прошествии довольно продолжительного периода.

    В последнее время активно развиваются различные социальные сети в интернете. Общаясь в таких сетях, подросток создаёт свой собственный виртуальный мир. Довольно быстро у него возникает патологическая потребность в общении через интернет с незнакомыми людьми, и расставание с компьютерным миром может привести его даже к тяжёлым психическим травмам.

    В случае появления у ребёнка компьютерной или игровой зависимости стоит подумать о помощи психолога или даже психотерапевта. Не стоит полагаться на то, что когда пройдёт переходный возраст, то пройдёт и это «детское» увлечение. Ведь причины такой зависимости могут быть разными – от комплекса неполноценности, который испытывает подросток, до нервного расстройства. И причины эти не исчезнут сами по себе. Одного только доброго родительского слова здесь недостаточно, хотя и оно тоже нужно. Необходимо лечение, во время которого подросток долен постоянно чувствовать любовь и поддержку родителей.

    У переходного возраста симптомы выглядят пугающе и вызывают у родителей беспокойство. Порой бывает трудно разобраться – где изменения в поведении ребёнка вызваны недостатками воспитания, где – естественным процессом взросления, а где уже необходимо бить тревогу. Вместе с наступлением кризиса переходного возраста наступает кризис в отношениях между родителями и детьми.

    Подросток начинает стремиться к самостоятельности, отдаляясь от родителей, при этом сознавая, что всё ещё продолжает быть зависимым от них. Такая зависимость тяготит его. В свою очередь родители чувствуют, что их ребёнок взрослеет, уходит из-под их влияния. У него появляются новые интересы, в которые он не хочет их посвящать. Всё это приводит к острым конфликтам и постоянным ссорам.

    Понимать все тайны переходного возраста, подсказать, как переходный возраст пережить без существенных потерь – главная задача взрослых в этот период. Важно не потерять связь со своим сыном или дочерью в этот период, поддерживать доверительные отношения. Необходимо помнить, что преодоление трудностей переходного возраста – тяжёлый этап для обеих сторон, но именно взрослые, как более мудрые и опытные, должны грамотно реагировать на все острые ситуации, и именно на них лежит ответственность за разрешение конфликтов.

    Чаще вспоминайте о том, что вы сами когда-то были такими же, и вам тоже казалось в 14-15 лет, что вы уже достаточно взрослые, чтобы самостоятельно решать, как вам жить дальше. Такие воспоминания помогут вам понять, что в силу своего небольшого жизненного опыта подросток просто не может увидеть спорную ситуацию с другой точки зрения, отличной от его собственной. Ваша задача – научиться грамотно, незаметно для ершистого подростка контролировать ситуацию и ненавязчиво помогать ему в принятии верного решения.

    Если вам кажется, что в какой-то ситуации ваш ребёнок ведёт себя неправильно, то постарайтесь поговорить с ним об этом, не переходя на личности. Дайте ему возможность самостоятельно сделать выводы и решить проблему. И ни в коем случае не осуждайте его за неудачи. Наоборот, у детей в переходном возрасте появляется повышенная потребность в одобрении со стороны взрослых. Не удивляйтесь тому, что подросток стал постоянно требовать к себе внимания, не считайте его эгоистом. Просто он хочет быть уверен, что родители любят его не за какие-то выдающиеся успехи, а просто за то, что он есть . Ему очень важно знать, что родители примут его в любом случае, и в любой ситуации будут на его стороне, поддержат его и дадут совет.

    Характеристика переходного возраста заключается в том, что в это время подростки активно стремятся к самостоятельности. Те родители, которые дают своим детям возможность почувствовать свою самостоятельность и независимость, выглядит в глазах подростка заслуживающим доверия. А сами взрослые, позволяющие подростку делать собственный выбор, полагаясь только на свои силы, наблюдают за тем, как их ребёнок идёт вверх по ступеням взросления, преодолевая все кризисные моменты своей жизни. Психологи считают такой подход наиболее эффективным.

    Когда родители говорят подростку – на твоё усмотрение; я соглашусь с твоим решением; выбирай сам – такие ответы дают подростку ощущение права выбора, и к принятию решения он начинает подходить более ответственно. А ведь переходный возраст – то время, когда человек должен научиться действовать самостоятельно и при этом отвечать за свои поступки.

    Также в характеристике переходного возраста необходимо упомянуть и то, что подросток начинает активно искать своё место в жизни. Это приводит к тому, что круг его общения значительно расширяется, у него появляются всё новые и новые интересы и потребности, и всё больше времени он начинает проводить вне дома. Очень часто родители реагируют на это усилением контроля. Но это неверный шаг, как утверждают психологи. Тотальный контроль не даёт подростку чувствовать себя самостоятельным и мешает воспитывать в ребёнке чувство ответственности.

    Доверяйте вашему ребёнку, научитесь искать компромиссы и с их помощью давать подростку большую свободу. Например, если подросток вдруг заявляет, что сегодня он придёт домой в двенадцать часов вечера вместо обычных девяти, то предложите ему вариант на выбор – в десять или одиннадцать часов.

    Не старайтесь контролировать и его денежные расходы, если вы даёте ему карманные деньги. Даже наоборот – начните давать ему деньги не на один день, а на неделю. Пусть он почувствует себя финансово независимым, ведь теперь ему не придётся просить у вас деньги на какую-нибудь покупку, а к тому же он научится планировать свои расходы.

    Психологи считают, что в период переходного возраста ребёнку необходима своя собственная территория, его личное пространство. Пока ребёнок был маленьким, родители постоянно контролировали, все ли его игрушки убраны на место, порядок ли в его комнате и т.д. Но сейчас ему необходимо выделить территорию, которая будет неприкосновенна для всех, кроме него.

    Идеальный вариант – своя комната, в которой он может установить свои порядки и поддерживать чистоту без вмешательства взрослых. Конечно, не у всех семей есть такая возможность. Но в любой квартире можно предоставить в личное распоряжение подростка полку в шкафу, свою тумбочку и стол. И ни в коем случае не вторгаться на его территорию! Безусловно, старшим очень важно знать, что происходит в жизни их ребёнка, с кем он общается, какие мысли у него в голове, что творится у него в душе. Но если вы будете рыться у него в карманах или в ящиках стола, читать его письма или дневники, подслушивать, о чём он говорит по телефону – вы навсегда потеряете доверие подростка.

    Не надо идти напролом! Намного лучше, если вы просто будете чаще общаться с вашим ребёнком, время от времени будете болтать с ним как будто ни о чём – о музыке, фильмах, о каких-то незначительных вещах, исподволь расспрашивая его о друзьях ребёнка, об их жизни. В доверительной беседе легче рассказать подростку об опасностях, которые подстерегают его вокруг, дать ему совет в затруднительной ситуации.

    Можно рассказать ему и о своих друзьях детства, вспомнить, какие казусы случались с ними или с вами, когда вы были его ровесником, как вы поступили тогда и как бы вы поступили в такой же ситуации, обладая своим сегодняшним опытом. При этом такие истории должны содержать не только нравоучительные, но и забавные детали. Ребёнок будет рад открыть для себя, что вы чувствовали тогда то же самое, что и он сам сейчас, а значит – «вы с ним одной крови!» И не сомневайтесь, что «мораль сей басни» он примет к сведению.

    Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в становлении человека. Нередко и родители, и подростки задаются вопросом – как ускорить переходный возраст, чтобы не застревать в нём на несколько лет? Есть ли какое – то средство, которое помогло бы избежать всех этих сложностей?

    Для того чтобы осталось как можно меньше душевных травм, необходима чуткость и мудрость взрослых, которая поможет подростку узнать обо всех тайнах переходного возраста с наименьшими потерями. Но вот ускорить переходной возраст невозможно – как невозможно ускорить приход весны после надоевшей зимы!

    Экология жизни. Дети: Просто и понятно! Обязательно к прочтению всем родителям. Обычно родители либо пропускают момент взросления...

    Психолог Михаил Лабковский рассказывает о том, как научиться находить общий язык со своим повзрослевшим чадом. Просто и понятно! Обязательно к прочтению всем родителям.

    Обычно родители либо пропускают момент взросления своего чада, как-то все не могут собраться с силами и осознать, что вот оно началось и вовсю идет. Ну, либо напрочь отказываются в него верить.

    А ведь это очень важно - вовремя распознать пубертат и в то же время не расстаться с ощущением, что агрессивный подросток у зеркала – тот самый ребенок, который нуждается в вашей любви и поддержке. Нуждается, как никогда.


    Однако самыми распространенными способами вступить в контакт с подростком продолжают оставаться следующие:

    А) обессилевшая мать истерит, орет, от чего все становится только хуже;

    Б) агрессивный отец врывается в ситуацию с возгласом: «Я из тебя щас всю дурь выбью!»

    Плюс вокруг бабушка крутится, как Плющенко в клипе вокруг Билана.

    Начнем сначала.

    Итак, ваш малыш с ангельскими ресничками, пахнущий, как розовый куст, превратился в орущего, вонючего, конфликтного, местами волосатого ежа. Обычно он не хочет читать, учиться и поднимать глаза от планшета.

    Так продолжается не один год, и отношения, которые формируются в этот период, могут сохраниться на всю жизнь. Подростковый возраст пройдет, а отчуждение закрепится. Если…

    Если не помнить, что «переходный» - это САМЫЙ тяжелый возраст в жизни человека, который нельзя сравнить ни с одним больше возрастным кризисом. Ни в детстве, ни в старости – ни в 30, ни в 40, ни в 85 у человека не бывает такой трудной жизни. Ведь ребенок начинает резко расти, скелет и мышечная масса увеличиваются, а сердечно-сосудистая система отстает. Все это в полном несоответствии друг другу и никак не выравнивается. Гормоны скачут. И симптомы, которые у взрослых являются последствиями сильнейшего стресса, например, сбой менструального цикла, утомляемость, перепады настроения – в подростковом возрасте считаются нормальными издержками роста.

    Ну, представляете как ему трудно?

    Отсюда конфликты, претензии, обиды. Появляются первые прыщи и первые комплексы. Потливость усиливается, успеваемость падет. (В начальной школе по статистике успеваемость, когда дети учатся на 4-5, составляет 50%, в средней школе уже 10%. В связи с пубертатом учеба перестает быть главной деятельностью ребенка). В жизнь входят многочасовые стояния перед зеркалом и запах табака. Ну, и плюс-минус всякие кошмарные явления, которые еще недавно родителям и в страшном сне не могли присниться: наркотики (по официальным данным в России первый раз наркотики пробуют в 13 лет), секс (в 15), алкоголь и гулянки по ночам. Хотя, казалось бы, еще недавно назначенный мамой комендантский час был не пустым звуком.

    И если ребенок вообще перестает ходить в школу, предки понимают, что, конечно, могут спросить «почему?» Но на фоне всего остального – это не самое страшное.

    Огромный мир подростка трагически сужается до какой-нибудь тупой с точки зрения взрослых проблемы: «Почему у меня нет парня?» или «Почему я самый маленький в классе?» И мои любимые типично подростковые заморочки: «Я что, не такой как все?» и «Неужели я похож на других?»

    Обычно пубертат раньше начинается у девочек (в 11-13), позже у мальчиков (в 12-15). Хотя многое зависит от таких факторов, как национальность и гены.

    И вот они уже не дети, но еще и не взрослые, и от этого едет крыша. Произойти такое может резко вдруг, как описано у Франсуазы Саган – за одно лето.

    Что советую:

    Расслабиться

    Вспомнить, что вам тоже было 14 лет. Вспомнить, как в ночи мать звонила вашим подругам, а отец тревожно стоял в окне. В общем, вспомнить, как все это было у вас и как вы все-таки выжили.

    Понять что ребенок вырос

    Имеет вторичные половые признаки и подвижную психику. И что сейчас он находится в болезненном состоянии, от которого страдает в первую очередь он сам, причем страдает куда сильнее, чем вы. Принять его взросление. Проявить к нему уважение, как к взрослому человеку и оказать поддержку.

    Как можно чаще проявлять понимание и сочувствие

    Вы, конечно, живой человек, и когда слышите что-то откровенно хамское – имеете право высказать свое недовольство. Но все-таки попробуйте постараться проживать дни без агрессии и скандалов.

    Вывести из дома тему школы

    Не стоит также вынимать левой рукой планшет, а правой вкладывать книгу в руки подростка. Бесполезно.

    Дать свободу

    Для того, чтобы сформировать у ребенка сознательное отношение к жизни, придется дать ему определенную свободу. Потому что через некоторые вещи точно лучше пройти в 15 лет, чтобы они не догоняли в 20. Факт остается фактом: дети, которых ограждали, с которыми носились, которых изо всех сил старались «не упускать», столкнувшись с реальной жизнью, попросту не умеют ею распоряжаться, не знают, как жить своим умом и став взрослыми, все время ищут какой-то опоры.

    И часто получается так, что дети из семей, где все было под запретом, к примеру, покурить и выпить, пытаются, только поступив в институт. А это уже инфантилизм, и выглядит глупо и нелепо. К этому времени ровесники уже все попробовали, повзрослели и отчасти переросли некоторые соблазны.

    А вот «дети», которые жили по жесткому расписанию, которых все время контролировали, которым не доверяли, словом, заорганизованные дети, оказавшись в нестандартной ситуации, не знают, как себя вести. Они не привыкли и не умеют принимать решения. Не умеют и не привыкли противостоять соблазнам, отказывать. Зато очень хотят быть принятыми в компанию, мечтают, чтобы ровесники считали их за своих. В том числе и так становятся наркоманами.

    Так что контролировать бессмысленно! Тотальный контроль и недоверие только приучает ребенка врать. Выход один – дать свободу сегодня! Чтоб ребенок пережил все какие-то ситуации, научился себя в них вести. Доверие и уверенность, что ваш ребенок сам разберется, что хорошо, а что плохо – вот залог вашего спокойствия! А вовсе не ежеминутные попытки определить его местонахождение и самочувствие.

    Ну, и пожалуйста, даже в самые тяжелые моменты обострения взаимоотношений со взрослеющим сыном или дочкой не забывайте: это по-прежнему – он, тот самый малыш с ангельскими глазками, и у него по-прежнему нет других родителей.

    И короткая обобщающая памятка «Правила жизни с подростком», которые стоит соблюдать, если вы хотите пройти через переходный возраст с наименьшими потерями.

    Старайтесь и учитесь:

    БЫТЬ на его стороне всегда;

    Уметь СЛУШАТЬ, не перебивая, когда подросток что-то рассказывает, чтобы он мог выговориться и не боялся, что в ответ на любую его фразу вы будете протаскивать какие-то свои воспитательные идеи («Вот видишь! А я говорила!»);

    Уметь МОЛЧАТЬ, когда ребенок не хочет ничего рассказывать;

    Уметь ОТКАЗЫВАТЬ, когда это необходимо. Отказывать твердо, но доброжелательно;

    Уметь ОТПУСКАТЬ и ДОВЕРЯТЬ, когда ребенок начинает жить своей «личной» жизнью (друзья, подруги, поездки, переписка);

    Уметь ДОГОВАРИВАТЬСЯ с ребенком, не доводя ситуации до конфликта (ему всегда что-то нужно от вас, а вам – от него: «не будешь помогать – не получишь карманных денег»), и придерживаться договоренностей;

    СОЗДАТЬ такие условия, чтобы у ребенка не было причин врать вам (причин вранья три: страх, выгода и психопатология, две из них вы в силах исключить, третью – вылечить);

    ИСКЛЮЧИТЬ из общения вопросы типа:
    - Как дела в школе?
    - Ты чего молчишь?
    - Ты чего такой грустный?
    - Ты чего такой грязный?
    - Я смотрел электронный дневник и хочу поговорить об этом… и пр.

    РАЗГОВАРИВАТЬ не поучая, ОБЩАТЬСЯ на равных;

    Научиться разговаривать НЕ О ШКОЛЕ, а о жизни вообще;

    Не пытаться контролировать все в жизни подростка (это все равно невозможно), а воспитать так, чтобы он знал, как правильно реагировать на внештатные ситуации (насилие, алкоголь, наркотики и пр.);

    Даже наказывая, делать так, чтобы ребенок не сомневался, что ВЫ ЕГО ЛЮБИТЕ. опубликовано

    В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

    Подростки замыкаются в себе

    С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

    Этапы взросления


    В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

    Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

    Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка - юноши или девушки - является наиболее сложным в жизни.


    Эмоциональная сфера подростков и мотивации

    В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

    Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

    Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

    В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

    Таких новообразований несколько.


    Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

    Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


    Нежелание слушать родителей и учителей

    Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

    Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

    Проявление фантомного чувства взрослости

    Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


    Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

    Возможное возникновение школьной дезадаптации

    Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

    Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

    С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

    Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того - это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


    Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

    В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

    Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

    Изменения когнитивной сферы подростка

    В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

    Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


    Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

    Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

    1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
    2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
    3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

    Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

    Фантомное чувство взрослости

    Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

    В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


    В этом возрасте подростки переживают первую любовь

    Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

    В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


    В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

    Возникновение школьной дезадаптации

    Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

    Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


    Школьная дезадаптация - основные признаки

    Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

    Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

    Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

    Воспитывая детей, тратя на них время, силы, отдавая им любовь, мы искренне верим, что наши отпрыски будут послушными, добрыми и внимательными к нам. На деле же подростки, которые еще вчера, будучи малышами, так нуждались в нашем обществе, сегодня не хотят проводить с нами свободное время и все, что мы говорим, воспринимают в штыки. Они сгоняют нас с пьедестала, так как уверены, что знают больше нашего. И нам теперь так трудно «вписаться» в их жизнь.

    Давайте разберемся, почему наши девочки из маленьких принцесс с кудряшками, косичками, куклами и бантами превратились в отвязных, угрюмых тинейджеров.

    А девочка созрела

    Кризис подросткового возраста - самый сложный, потому что любой человек в это время переживает так называемую «Я‑идентификацию». В эти годы мы впервые в жизни осознаем себя, свой характер, пытаемся понять и прочувствовать свое место в обществе. Впервые задумываемся над вопросами, зачем мы пришли в этот мир и чего хотим от жизни. Прибавьте к этому первые влюбленности, по большей части безответные, школьные нагрузки, переживания по поводу своей внешности и статуса среди ровесниц - и вы получите коктейль эмоций, который подросток не всегда в состоянии «переварить».

    С 12‑летнего возраста девочки начинают отдаляться от родителей, и это нормально. Если раньше родительское мнение было беспрекословным и авторитетным, то сейчас все высказывания мамы и папы подвергаются сомнению и оспариванию. Советы, поучения и наставления уже не имеют былой силы. Начинает работать известный закон «сила сопротивления равна силе давления». Входя в конфликт с обществом, что естественно для подростка, девочка главными представителями этого общества считает родителей. Взаимоотношения мамы и папы (не говоря уж об их образе жизни, выборе профессий…) тоже подвергается критике. «И как эти люди могут мне что-то советовать?!» - искренне возмущается девочка.

    В неполных семьях, где отсутствует папа, девочки склонны воспринимать свою маму еще более критично, чем девочки из полных семей.

    У девушки-подростка мир переворачивается с ног на голову. То, что в детст-ве было ценно, сейчас обесценивается (но это временно!). Все, что связано с родителями, воспитанием, попадает как раз в категорию ненужного. Но именно в этот сложный период у девочек складывается система ценностей, с которой им предстоит дальше жить. И если сейчас оставить подростка наедине с собой, последствия могут оказаться непредсказуемыми.

    Мамины эмоции

    Мамы тоже воспринимают поведение девочек-подростков болезненно. Наверняка после очередного скандала из-за несделанных уроков, поздних возвращений домой, выбора одежды (друзей, музыкальных пристрастий…) мамы не понимают, чем они заслужили такое отношение и когда все это кончится…

    «В чем же моя ошибка?» - спрашивают себя мамы. В том, что они продолжают воспринимать дочку-подростка как ребенка или что слишком рано дали ей полную свободу, а теперь почему-то пытаются ее ограничить. В том, что демонстрируют дочерям свои эмоции (обиду, слабость, слезы…). Ведь подростки склонны испытывать одновременно и агрессию, направленную на родителей, и сильнейшее чувство вины за свои негативные эмоции. Или в том, что не проявляют никаких эмоций и остаются «железными леди» в разговорах с дочерьми. Получается, что любое действие родителей может быть воспринято подростком крайне болезненно, может еще больше ранить, может оттолкнуть, заставит сомневаться или раздражаться. А ведь мир подростка сейчас и так стал невероятно хрупким и неустойчивым.

    Модели отношений

    К тому же на восприятие девочкой маминых слов большое влияние оказывает выбранная мамой модель отношений. Так, если в семье сложился авторитарный стиль управления («как мама сказала, так и будет»), то все подавленные ранее у девочки эмоции найдут выход - в агрессивном поведении, тотальном непослушании и желании сделать все наперекор.

    Если мама выбрала стратегию «моя дочь взрослая и сама все знает», когда ее дочка еще была малышкой, то теперь, в переходном возрасте, девочка начнет вовсю следовать этому правилу. И доказать ей, «кто в доме главный», будет ой как сложно.

    Мамы, слишком привязанные к своим дочерям, наверняка пострадают больше всего, потому что желание идти со своей дочкой всю жизнь рука об руку губительно для обеих.

    Самый оптимальный путь взаимодействия до и во время переходного возраста - это доверительные отношения, при которых дочь не боится рассказать маме свои тайны, не боится наказания и знает, что может найти у мамы поддержку.

    Знаете, к кому прислушиваются подростки и чье мнение для них действительно важно? Мнение друзей. Так воспользуйтесь тем, что ваш мир давно выстроен, а мир вашего ребенка только в процессе становления. Дайте вашей дочери опору, станьте ей другом. Интересуйтесь ее музыкой, увлечениями, пристрастиями, только без фанатизма. Не осуждайте за тот или иной выбор, наверняка вы по себе знаете, что осуждение отталкивает. Продолжайте советовать, указывать на ошибки - только используя юмор, легкость, демонстрируя любовь.

    Не расстраивайтесь каждый раз, когда дочка отказывается общаться. И не демонстрируйте ей масштабы вашего горя. Стараясь сыграть на чувстве вины, мы чаще всего проигрываем.

    Почитайте психологическую литературу об особенностях подросткового периода - чем больше мы понимаем, тем меньше опасаемся.

    И не отчаивайтесь, бурный этап взросления закончится, и ваши отношения обязательно наладятся. Наберитесь терпения.

    Личное мнение

    Юрий Куклачев :

    С детьми надо разговаривать, они должны быть вашими друзьями. Уважайте ребенка, не позволяйте себе его унижать. Иначе все закончится тем, что ребенок вырастет и скажет: «Да ну тебя, командир, не пойду я к тебе в гости».



    Похожие статьи