• Прогулка во второй младшей группе. Картотека прогулок в младшей группе по фгос

    07.09.2020

    Ирина Бортулева
    Наблюдения на прогулке во 2-младшей группе

    Осень :

    1. Наблюдение за солнцем .

    Цель : - формировать представления об изменении в природе с приходом осени (солнце реже появляется на небе, меньше греет) ; - развивать коммуникативные способности, внимание, память; - формировать эмоционально-положительное отношение к природе и поддерживать радостное настроение.

    Стихотворение :

    Тучка прячется за лес,

    Смотрит солнышко с небес,

    И такое чистое, доброе, лучистое.

    Если б мы его достали,

    Мы б его расцеловали.

    (сам. наблюдения детей ) .

    Вопросы :

    Что вы видите?

    Какое солнце?

    На что солнце похоже?

    Какая сегодня погода?

    Почему погода стала холоднее?

    Почему солнце реже появляется на небе?

    Игра «Солнышко и дождик»

    2. Наблюдение за елью .

    Цель : - формировать у детей представление о внешних особенностях ели;

    Развивать речь, память, внимание;

    Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.

    Чтение стихотворения.

    Пусть в небе листья кружатся, и близко холода,

    Зеленые иголочки не сброшу никогда!

    Вы только поглядите на мой наряд лесной,

    Вы только приходите поговорить со мной.

    (Самостоятельные наблюдения детей ) .

    Вопросы :

    Какой ствол у ели?

    Как называются ветви ели?

    Какие по длине веточки ели?

    Что у ели вместо листочков?

    Какого цвета хвоинки у ели?

    Они меняют свой цвет?

    Чем ель отличается от других деревьев на участке?

    игра «Догонялки»

    2. Наблюдение за листопадом .

    Цель : - формировать представление о природном явлении – листопаде; - развивать речь, память, внимание, коммуникативные качества; - воспитывать положительно-эмоциональное отношение к природе, вызывать радость от происходящего явления в природе.

    Чтение стихотворения И. Пивоварова

    Падают с ветки желтые монетки….

    Под ногами целый клад!

    Это осень золотая

    Дарит листья, не считая,

    Золотые дарит листья

    Вам, и нам, и всем подряд.

    Что? Скажите наугад!

    Ну конечно…. листопад

    (Самостоятельные наблюдения детей ) .

    Вопросы к детям :

    Откуда падают листья?

    Когда бывает листопад?

    Как листья летят?

    Какого цвета опавшие листья?

    Каких больше?

    Что образуют опавшие листья на земле?

    Приятно ли идти по ковру из листьев?

    Игра «Листопад» .

    4. Наблюдение за березой .

    Цель : - формировать представления о характерных признаках дерева осенью, закрепить названия частей; - развивать внимание, память, речь; - воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы.

    Чтение стихотворения.

    Наступила осень, пожелтел наш сад,

    Листья на березе золотом горят.

    Не слыхать веселых песен соловья,

    Улетели птицы в теплые края.

    (Самостоятельные наблюдения детей ) .

    Как нам узнать березу среди других деревьев?

    Какого цвета ствол у березы?

    Какого цвета ветки?

    Зачем корень дереву?

    Какого цвета листья березы осенью?

    Какого цвета они были летом?

    Какие листочки большие или маленькие?

    Какие на ощупь?

    Игра «Найди свой цвет» .

    Зима :

    1. Наблюдение за солнцем .

    Цель : - формировать представления об изменении в природе с приходом зимы (солнце светит и совсем не греет, оно спрятано за тучками) ; -развивать коммуникативные способности, внимание, память; - формировать эмоционально-положительное отношение к природе и поддерживать радостное настроение.

    Чтение стихотворения.

    Солнышко ясное, нарядись,

    Солнышко красное, покажись,

    Платье алое надень,

    Подари нам красный день!

    Посмотрите на небо, что вы видите.

    (самостоятельные наблюдения детей ) .

    Вопросы :

    Что вы видите на небе?

    Прячется ли солнце за тучи?

    Какое солнце?

    На что похоже солнце?

    Какая сегодня погода?

    Как греет солнце?

    Предложить слепить снежок и подарить солнышку.

    Игра «Солнце и тучка»

    2. Наблюдение за свежевыпавшим снегом.

    Цель : - формировать представления о зиме;

    Развивать речь, внимание, память;

    Вызывать эстетическое переживание от

    красоты зимней природы, радость от

    прогулки .

    Чтение стихотворения А. Ануфриева «Выпал беленький снежок»

    Выпал беленький снежок,

    Соберемся мы в кружок.

    Снег, снег, белый снег-

    Засыпает он нас всех.

    Посмотрите вокруг, какие изменения произошли в природе.

    (Самостоятельные наблюдения детей .)

    Вопросы :

    Какое сейчас время года?

    Почему, вы так решили?

    Много снега или мало?

    Какой снег?

    Во время снегопада стало теплее?

    Предложить собрать снег в горку?

    Получилась горка?

    Игра «Мы веселые снежинки»

    3. Наблюдение за елкой зимой .

    Цель : - формировать представления об особенностях жизни деревьев зимой, умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев; - развивать речь, память, внимание; - формировать эмоционально-положительного отношения к природе.

    Игрушка белка приносит письмо

    Что же это за девица?

    Ни швея, ни мастерица,

    Ничего сама не шьет,

    А в иголках круглый год.

    Посмотрите вокруг и найдите это дерево на нашем участке, рассмотрите.

    (Самостоятельные наблюдения детей .)

    Вопросы к детям :

    Как вы узнали, что это ель?

    Чем выделяется ель зимой среди других деревьев?

    Какой ствол у ели?

    Какие у нее ветви?

    Как называются ветви ели?

    Почему под лапами ели на снегу лежит большая, темная тень?

    Почему под елью снег не глубокий?

    Игра «Хоровод вокруг елки» .

    4. Наблюдение «Где, чей след»

    Цель : - продолжить формировать представления о зимующих птицах; - развивать внимание, речь, память, вызывать интерес к окружающему; - воспитывать желание беречь и защищать природу.

    (используя лупу и читая стихотворение привлечь внимание детей)

    Кто прошелся по дорожке

    И оставил здесь свой след?

    Это птичка – невеличка,

    Или это чья то кошка?

    Предложить на участке найти следы на снегу

    (Самостоятельные наблюдения детей )

    Вопросы :

    Какие птицы зимуют в городе?

    Одинаковые следы или разные?

    Какие следы по размеру?

    Как вы, думаете, кому принадлежат следы?

    Почему вы так думаете?

    Как вы, думаете, куда ведут следы?

    Почему вы думаете, что они ведут к кормушке?

    Как вы думаете трудно зимой птицам? - Можем ли мы чем-то помочь птицам?

    Предложить нарисовать следы маленькой и большой птичке.

    Игра «Воробушки и автомобиль» .

    Весна :

    1. Наблюдение за небом .

    Цель : - формировать представления об особенности весеннего неба; - развивать речь, память, внимание; - формировать эмоционально- положительное отношения к природе, пробудить чувство заинтересованности и сопричастности ко всему что видят и замечают.

    Голубая простыня

    Весь свет одевает. Выше леса, выше гор

    Расстилается ковёр.

    Он всегда, всегда раскинут

    Над тобой и надо мной,

    То он серый, то он синий,

    То он ярко-голубой.

    (Самостоятельные наблюдения детей ) .

    Вопросы к детям :

    Какое сейчас небо?

    Есть ли на небе тучки или облака?

    Как движутся облака по небу?

    На что они похожи?

    Какого они цвета?

    Игра «Тучка - солнышко»

    2. Наблюдение за травой .

    Цель : - формировать представление детей о простейших связях в природе, познакомить с весенней травкой; - развивать речь, память, внимание; -воспитывать чувство бережного отношения к объектам живой природы

    ЗАГАДКА от игрушки -корова -

    Высока и зелена

    Будет скошена она.

    Овцы, козы и коровы

    Есть ее всегда готовы.

    (Трава)

    (Самостоятельные наблюдения детей ) .

    Вопросы к детям :

    Где выросла трава?

    Какого она цвета?

    Какая трава на ощупь?

    Какая трава по длине?

    Чем травка держится за землю?

    Зачем ей корни, только чтобы держаться за землю?

    А что еще помогает травке расти?

    Игра «Кто пасется на лугу»

    3. Наблюдение за капелью .

    Цель : формировать умение наблюдать и замечать изменения в природе; - развивать речь, память, внимание; - формировать эмоционально- положительное отношения к природе, пробудить чувство заинтересованности и сопричастности ко всему что видят и замечают.

    Чтение стихотворения :

    Кап! Кап! Я капель!

    Капаю тихонько.

    Кап! Кап! Целый день

    Капли пляшут звонко.

    Кап! Кап! Побыстрей

    Капли побежали,

    Потому что солнышко

    Капли увидали.

    (Самостоятельные наблюдения детей ) .

    Вопросы к детям :

    Какое время года настало?

    Что происходит со снегом, с сосульками?

    Почему это происходит?

    А как греет солнце?

    А какое солнце?

    Игра «Ручейки у озера» .

    4. Наблюдение за почками березы .

    Цели : - продолжать знакомство с деревьями на участке; - формировать представления о том, что почка - домик для листочка; развивать речь, память, мышление; - воспитывать бережное отношение к природе.

    Эти маленькие бочки Распечатает весна, А пока в них спят листочки И растут во время сна. (Почки.)

    (Самостоятельные наблюдения детей )

    Где почки находятся?

    А как называется это дерево?

    Какие части березы вы знаете?

    Что произошло с почками?

    Какого цвета почки?

    Они маленькие или большие?

    Как они пахнут?

    Какие они?

    Что появляется из почек?

    А какого цвета появляются листочки?

    Игра «Хоровод вокруг березки»

    Лето :

    1. Наблюдение за солнцем .

    Цель : формировать представления об характерных изменениях в природе (солнце греет, жарко) ; развивать коммуникативные способности, внимание, память; - формировать эмоционально-положительное отношение к природе и поддерживать радостное настроение.

    Загадка :

    Не высоко, не низко,

    Не далеко, не близко.

    Проплывает в небе Шар-

    Раскалённый как пожар.

    Посмотрите на небо, что вы видите.

    (самостоятельные наблюдения детей ) .

    Вопросы к детям :

    Что вы видите?

    Какое солнце?

    На что солнце похоже?

    Какая сегодня погода?

    Почему на улице жарко?

    А как вы думаете, чем полезно солнышко?

    Игра «Солнышко» , рисование солнышка

    2. Наблюдение за одуванчиком .

    Цель : - формировать представления о взаимосвязях в живой и неживой природе, знакомство с первым весенним цветком, его строением; - развивать наблюдательность , речь, память, расширять кругозор; - воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения.

    Н. Чупрова. Одуванчики

    На лужайке, где кусты,

    Ярко-желтые цветы

    С солнышком проснулись,

    Сладко потянулись.

    (Предложить самостоятельно рассмотреть поляну с одуванчиками.)

    Вопросы к детям :

    Что растет на полянке?

    Какого цвета трава, а какого цветы?

    Как выглядит одуванчик, который мы с вами рассматриваем?

    На чем стоит одуванчик?

    Какой стебель у одуванчика?

    Какой листок у одуванчика?

    Скажите, на что похож цветок?

    Игра «Веснянка» .

    3. Наблюдение за воробьями .

    Цель : - формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду, продолжить знакомство с внешними особенностями воробья; - развивать речь, память, внимание; - воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.

    Загадка. Птички-невелички

    В ручейке купаются, А на дне травинки

    Пляшут, извиваются.

    (Самостоятельные наблюдения детей )

    Вопросы детям :

    Какой внешний вид у воробья?

    Чем он питается?

    Как передвигается?

    Как поет?

    Почему воробьи любят соседство с людьми?

    Как человек должен заботиться о птицах?

    Игра «Птички-невелички»

    4. Наблюдение за вороной

    Цель : - формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду, продолжить знакомство с внешними особенностями вороны; - развивать речь, память, внимание; - воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.

    Хромая старая ворона

    Давно живет в саду моем.

    В густых зеленых ветках клена

    Она построила свой дом.

    Посмотрите (Самостоятельные наблюдения детей )

    Вопросы к детям :

    Как зовут эту птицу?

    В чем особенности ее внешнего вида?

    Как выглядит ворона?

    Где она живет?

    Есть ли у нее враги?

    Кутепова Светлана
    Картотека наблюдений на прогулке во второй младшей группе

    Картотека

    наблюдений на прогулке во 2 младшей группе

    Вид деятельности : познавательно - исследовательская.

    Неживая природа.

    1. «Золотая осень»

    Цель : Формировать умение определять время года по характерным признакам, расширять представления детей об осени. Познакомить с природным явлением - листопад. Формировать представления о красоте родной природы и умение любоваться ею.

    Структура наблюдения :

    Воспитатель высыпает из корзинки листья разного цвета, дети любуются. Воспитатель читает стихотворение А. Рябинка :

    Листопад, листопад,

    Листья кружатся, летят!

    Разноцветные, резные,

    Словно кистью расписные…

    Осень краску подарила,

    Листья в пляску закружила.

    Обратить внимание детей на деревья, которые растут на участке, закрепить названия деревьев : берёза, тополь, рябина. Спросить у всех ли деревьев одинаковые листья. Дети рассматривают листья, сравнивают их по величине, форме и по цвету. Убеждаются, что у листьев разных деревьев различная окраска.

    Листопад! Листопад!

    Весь усыпан парк и сад!

    Разноцветными коврами

    Расстелился под ногами!

    Листик в ручки я поймаю,

    Подарю любимой маме!

    Осень листопадная

    Самая нарядная!

    (Л. Алейникова)

    Воспитатель предлагает полюбоваться, как летят листочки, ещё раз обратить внимание какой они формы, цвета, куда падают.

    Листья желтые танцуют,

    С веток падают, летят.

    Эту сказку золотую

    Называют «листопад» .

    2. «Солнышко лучистое улыбнулось весело»

    Цель : Формировать знания детей о солнце как о небесном светиле, которое освещает всё вокруг и согревает растения, животных, землю, воду. Развивать познавательные интересы, наблюдательность , устойчивое внимание. Учить радоваться ясному деньку, тёплому солнечному лучику.

    Структура наблюдения :

    В солнечный день предложить детям посмотреть в окно :

    Смотрит солнышко в окошко,

    Светит в нашу комнату.

    Мы захлопаем в ладошки,

    Очень рады солнышку.

    Пригласить детей на прогулку . Выйдя на участок обратить внимание детей на хорошую погоду. Попросить ответить, почему на улице тепло? (Светит солнышко.) Какое солнышко? (Большое, круглое, горячее, оно обогревает всю землю.) Куда может солнышко спрятаться? (За тучку.) Что есть у солнышка? (Лучики, оно их посылает на землю, чтобы они согревали всех.)

    Вышло солнце из-за туч,

    Протянуло Кате луч.

    Катя тронула рукою :

    Вот ты, солнышко, какое!

    Тёплый, маленький кружок…

    Ну, куда же ты, дружок?

    (М. Фабиянский)

    Воспитатель предлагает детям протянуть свои ладошки солнышку, его лучикам, почувствовать, как солнечные лучики ласкают и греют их ручки. При помощи маленького зеркальца показать, что солнышко послало лучик, чтобы детки с ним поиграли.

    Солнечные зайчики

    Играют на стене,

    Помани их пальчиком –

    Пусть бегут к тебе!

    3. «Дождик, дождик, веселей лейся с небосвода.»

    Цель : Формировать представления детей о природном явлении – дождь. Показать, что осенний дождь холодный. Учить делать простейшие связи между явлениями природы (небо затянуло облаками, стало пасмурно, пошёл мелкий осенний дождь) . Формировать положительное отношение к дождю.

    Структура наблюдения :

    Воспитатель читает стихотворение «Приметы осени»

    Осень бродит близко где-то,

    Ранним утром на поля

    Лягут белые туманы,

    А потом уж жди, не жди -

    Моросящие дожди

    Пеленой затянут просинь,

    Значит, наступила осень.

    (Т. Шорыгина)

    После прочтения стихотворения воспитатель задаёт вопросы детям : Какой идёт дождик? Дождик идёт не тёплый, а холодный, почему? (На улице стало холодно.) Как люди одеты во время дождя? (Люди его не боятся, они идут под зонтиками.) После дождя уточнить, какие предметы стали мокрыми? (Крыши, скамейки, дорожки, листья на деревьях, трава.) Если идёт сильный дождь, наблюдаем из окна . Что за окошком идёт? (Дождь.) Слушаем, как он стучит по крыше и окошку. Как стучит дождик, грустно или весело? Громко или тихо?

    Кто всю ночь по крыше бьёт

    Да постукивает,

    И бормочет, и поёт,

    Убаюкивает? (дождик)

    4. «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»

    Цель : Продолжать знакомить с явлениями природы, в частности с ветром. Учить определять какой ветер : теплый или холодный, сильный или слабый, определять направление ветра. Способствовать развитию наблюдательности , любознательности.

    Структура прогулки :

    Воспитатель на прогулке включает аудиозапись со звуками ветра. Спрашивает, что они услышали. Предлагает определить, есть ли сейчас ветер на улице :

    Посмотрите, дети, на деревья, на их верхушки. Почему они качаются? Откуда дует ветер? Давайте послушаем, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, посмотрим, как кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Предложить детям подбросить листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко.

    Он рычит, пугает птицу,

    Он в трубу гудит тоскливо.

    То затихнет, затаится,

    То умчится торопливо.

    Расплескает воду в речке,

    По морю волну гоняет,

    Лист поднимет на крылечке.

    Что это?. (ветер) Кто не знает?

    При помощи султанчиков и вертушек определить с детьми силу ветра, его направление. Спросить откуда он дует, где можно спрятаться от ветра.

    5. «Облака плывут без остановки»

    Цель : Формировать понятия у детей об облаках и тучах. Рассмотреть особенности облаков в осеннем небе. Выяснить на что они похожи, какого цвета, как передвигаются по небу. Способствовать развитию наблюдательности , воображения.

    Структура наблюдения :

    Воспитатель читает стихотворение С. Крыжатюк :

    Я в конец себя измучил,

    Всё никак не мог понять.

    И откуда эти тучи появляются опять?

    Но помог однажды случай :

    Мы ходили по грибы,

    У лесов сторожки туча

    Выползала из трубы.

    Обратить внимание детей на небо. Какое небо? Что движется по небу? (Серые, тёмные облака движутся по нему, их называют тучами.) Что закрыло солнце? (Тучи закрыли солнце, и его не видно.) Они низко плывут над землёй. Что из тучек может идти? (Из них идёт дождь и снег.)

    Кто посадил на небе облака –

    Такие кучерявые слегка?

    Они растут, как кустики капусты…

    А ведь вчера на небе было пусто.

    (М. Лукашкина)

    Социальный мир.

    1. «Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нём.»

    Цель : Научить различать транспорт по внешнему виду-автобус. Формировать понятия : «остановка» , «движение» , «пассажир» , «водитель» , «проезжая часть» , «тротуар» . Напомнить значение светофора в дорожном движении. Познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановку городского транспорта, переход дороги, движение детей по дороге. Формировать навыки и основы культуры поведения в автобусе.

    Структура наблюдения :

    Воспитатель читает стихотворение Я. Тайц :

    На улице нашей Спешат грузовые,

    Машины, машины. Фырчат легковые,

    Машины-малютки, Торопятся, мчатся,

    Машины большие. Как будто живые.

    У каждой машины

    Дела и заботы,

    Машины выходят

    С утра на работу.

    Воспитатель : - На чём ваши родители добираются на работу? Какие виды автомобилей вы знаете? (Грузовая, легковая, троллейбус, автобус.) Обратить внимание на автобус.

    На колёсиках коробка,

    Чуть проедет – остановка.

    (автобус)

    Дом по улице идёт,

    На работу всех везёт.

    Не на тонких курьих ножках,

    А в резиновых сапожках.

    (автобус)

    Кого перевозит автобус? Вам доводилось быть пассажиром автобуса? Кто ведёт автобус? Где можно сесть в автобус? Как надо вести себя в автобусе? Автобус – пассажирский транспорт, на нём перевозят людей. Впереди сидит водитель, а в салоне пассажиры. Пассажиры ожидают автобус на остановке. Когда автобус подъезжает, одни люди выходят из автобуса, а другие заходят в салон и занимают места. Во время движения нельзя вставать и бегать по салону, трогать руками дверь, выглядывать в окошко. Нужно ждать пока водитель остановит автобус и откроет двери.

    2. «А дорога бежит, не кончается, в пути машины разные встречаются…»

    Цель : Формировать знания детей о проезжей части дороги – шоссе. Закрепить знания о транспорте, познакомить с Правилами дорожного движения. Формировать позитивные установки к различным видам труда.

    Структура наблюдения :

    Сегодня мы пойдём поближе к проезжей части дороги и понаблюдаем за движением транспорта.

    Объяснить, что детский сад находится рядом с дорогой. Это – шоссе.

    Как река, проспект широк,

    Здесь плывёт машин поток.

    Что движется по дороге? Какие машины двигаются по шоссе? (Дети называют знакомые автомобили, их цвет величину.)

    Если кто-то заболел,

    Надо чтобы врач успел.

    Машина быстрая домчит,

    В ней Айболит – он исцелит.

    (Машина скорой помощи)

    Спешит машина красная,

    Не выключая фар,

    На службу, на опасную,

    спешит тушить пожар!

    (Пожарная машина)

    Обратить внимание на то, что по шоссе двигается много легковых и грузовых машин, и никто не мешает друг другу. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения. На дороге не отвлекаются. С кем вы переходите дорогу? (С родителями, идти надо только со взрослыми, держась за руку.) На дороге надо быть внимательными. На дороге есть светофор. На какой свет светофора можно переходить дорогу? На какой свет нельзя идти? (На красный свет – идти не разрешается, а на зелёный – разрешается.) Дорогу можно переходить только в положенном месте – пешеходный переход.

    3. «Кукла Маша на прогулку к нам пришла »

    Цель : Закрепить знания о времени года. Формировать представление о том, что с наступлением холодов люди надевают тёплые вещи. Способствовать развитию наблюдательности , любознательности.

    В начале прогулки воспитатель читает стихотворение :

    Детский сад гулять идёт –

    В детский сквер гулять идёт,

    В детский парк гулять идёт,

    В детский лес гулять идёт!

    Столько неба про запас,

    Столько ветра про запас,

    Столько солнца про запас, -

    Время детское у нас!

    (М. Ясенов)

    Обращает внимание детей, что вместе со всеми на прогулку вышла кукла Маша . Но Маша одета не по погоде : в лёгком платье и сандаликах. Почему Маша дрожит? (Потому что она замёрзла.) А почему она замёрзла? (Наступила осень, на улице стало холоднее.) Как же помочь Маше? Отправить её обратно в детский сад? А может одеть Машу, чтобы она не мерзла и поиграла с нами? Воспитатель просит детей закрыть глаза, чтобы произошло чудо, и произносит заклинание :

    Сантики-фантики,

    Карамба-марамба!

    Осень, осень помоги,

    Нашу Машу наряди!

    Появляется «Чудесный мешочек» . Воспитатель : - Ребята посмотрите, что осень нам прислала в мешочке! (Одежда для куклы.) Предлагается одеть Машу так, чтобы она не мёрзла. Дети одевают куклу, соблюдая последовательность : что – сначала, что – потом. Когда дети одели куклу, она их благодарит и зовёт играть. Дети соглашаются, но сначала рассказывают Маше, что уже наступила осень. В какую погоду лучше гулять. Почему? Напоминают, какую одежду надо надевать осенью. Почему?

    4. «Мы шагаем всей гурьбой, тротуар ведёт домой»

    Формировать знания детей о правилах поведения на улице. Познакомить с частью дороги - тротуар. Воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.

    Воспитатель приглашает детей на прогулку вокруг детского сада. Объясняет им, что с этой минуты они становятся пешеходами и должны строго соблюдать правила дорожного движения, которые существуют не только для водителей и пешеходов, переходящих проезжую часть, но и для людей идущих по тротуару : двигаться только по пешеходной дорожке, которая называется – тротуар. Не спешить, и не отставать. Быть внимательными, крепко держать друг друга за руки, не толкаться, не бегать, не кричать, внимательно слушать воспитателя.

    На улице будьте внимательны, дети!

    Твёрдо запомните правила эти!

    Правила эти помни всегда,

    Чтобы с тобой не случилась беда.

    Почему необходимо соблюдать правила? Как нужно вести себя на тротуаре? К чему может привести не соблюдение правил дорожного движения?

    Мир растений.

    1. «Берёзонька»

    Цель : Формировать у детей представление о берёзе, рассмотреть её, предложить потрогать ствол. Развивать наблюдательность , поисково-исследовательскую деятельность. Формировать любовь к природе родного края, заботу о ней.

    Структура наблюдения :

    Воспитатель приглашает детей подойти к берёзе. Рассмотреть берёзу, назвать и показать : ствол, ветки, листья (форма, цвет) . Читает стихотворение :

    Вот берёзы у откоса

    Стайкой встали у реки,

    Засверкали в длинных косах

    Желтых листьев огоньки.

    (Н. Нехаева)

    Затем воспитатель рассказывает о том, почему берёзу называют лиственным деревом. Ещё раз внимательно посмотреть неё и определить, где больше желтых и где зелёных листочков – вверху или внизу дерева.

    2. «Кустики растут у нас, очень радуют наш глаз»

    Цель : Формировать представление детей об основных частях кустарника, о том, что растения – живые существа, очень хрупкие и ранимые. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Сформировать познавательный интерес к миру растений.

    Структура наблюдения :

    Воспитатель спрашивает детей о том, какие растения есть на участке. (Деревья, трава, цветы.) Подводит детей к кустарнику. Что это? (Кустарник.) Читает стихотворение :

    Ласкают дыханье и радуют глаз,

    Кустов невысоких верхушки.

    И держат букеты свои напоказ,

    Как держат ребята игрушки.

    Рассмотрите внимательно кустарник. Что у него есть? (Веточки, листочки.) Попросить детей показать ствол у кустарника. Кустарник похож на дерево? (Он низкий, у кустарника нет ствола, и все веточки растут от корня из земли.) Показать ребятам красавицу рябину. Что это за дерево? Предложить попробовать ягодку рябины.

    Красну ягоду дала мне рябина.

    Думал я, что сладкая,

    А она как хина.

    Толи это ягодка просто не дозрела,

    Толь рябинка хитрая подшутить хотела.

    3. «Лютики – цветочки»

    Цель : Формировать знания детей о названиях отдельных растений (бархатцы) . Уточнить их строение : стебель, цветок. Обратить внимание, что цветы растут на клумбах, за ними ухаживают люди. Учить любоваться красотой осенних цветов. Воспитывать любовь к природе.

    Структура наблюдения :

    На прогулке подвести детей к клумбе, обратить внимание на осенние цветы. Познакомить детей с растением – бархатцы. Рассмотреть цветы. Что есть у цветка? (Цветок, листья, стебель) Какого цвета стебель? Листья? Цветки? (Стебель и листья – зелёные, цветки – мелкие и крупные оранжевые.) Воспитатель рассказывает о растении :

    Бархатцы бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, пёстрые, с сильным запахом. Растут быстро, цветут до морозов, очень любят солнышко.

    В притихшем саду, где опала листва,

    Последние брызги ярчайшего цвета.

    Ночной холодок их затронул едва.

    Бархотки – осколки ушедшего лета.

    Их жёлтый, оранжевый, красный наряд

    Уйдёт, потускневший в морозную зиму… Но как же цветы эти ярко горят,

    Хотя вечера леденеют и стынут!

    Как много в них силы! Не страшно уйти

    На взлёте, в расцвете, сгорая - не тлея

    Красивый конец их земного пути!

    Но я почему-то их очень жалею. (М. Шушкова)

    4. «Все деревья блистают в разноцветном уборе»

    Цель : Формировать знания детей о строении дерева. Познакомить с признаками и характерными особенностями осенних деревьев. Воспитывать любовь к природе родного края.

    Структура наблюдения :

    Воспитатель подводит детей к деревьям. Дети, что перед нами? (Деревья.) Что есть у дерева? Деревья, какие : высокие или низкие? Что случилось с листьями? (у деревьев есть ствол, он твёрдый, на стволе много веток, листьев. Ветки деревьев тонкие, они могут ломаться. Деревья высокие. Чтобы увидеть верхушку дерева, нужно поднять голову вверх. Деревья - высокие, а трава - низкая.) Обратить внимание на то, что осенью листья меняют окраску и опадают. Предложить побегать по опавшим листьям с деревьев.

    Падают с ветки жёлтые монетки…

    Под ногами целый клад!

    Это осень золотая

    Дарит листья не считая,

    Золотые дарит листья

    Вам, и нам,

    И всем подряд.

    (И. Пивоварова)

    Чтобы собрать внимание детей, воспитатель предлагает «поиграть пальчиками» :

    Ветер по лесу летал,

    Ветер листики считал :

    (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

    Вот дубовый,

    Вот кленовый,

    Вот рябиновый – резной,

    Вот с берёзки – золотой,

    (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

    Вот последний лист с осинки

    Ветер бросил на тропинку.

    (Дети приседают на корточки, спокойно опускают ладошки на опавшую листву.)

    Воспитатель предлагает найти дерево, послушав стихотворение :

    Её всегда в лесу найдёшь –

    Пойдёшь гулять и встретишь.

    Стоит колючая как ёж,

    Зимою в платье летнем.

    Подвести детей к ели. Обратить внимание на характерные особенности. (Вместо листьев иголки, всегда зелёная, ветви внизу длинные, вверху короткие.) Предложить пройти по территории детского сада и сравнить ель с другими осенними деревьями.

    Труд взрослых.

    1. «На участке спозаранок дворник трудится, чтобы были чистыми дворы и улицы»

    Цель : Воспитывать уважение к труду людей. Учит приходить на помощь окружающим. Формировать позитивные установки к различным видам труда.

    Структура наблюдения :

    Воспитатель обращает внимание детей на работу дворника :

    Чтоб вокруг красиво было,

    Дворник подметает двор.

    Без шампуня и без мыла,

    Убирает грязь и сор.

    Когда детям спать охота,

    Когда сладко спиться нам.

    Дворник трудную работу

    Выполняет по утрам.

    Он ворчливо повторяя ,

    Учит маленьких ребят :

    «Грязно там – где убирают,

    Чисто там – где не сорят».

    Что делает дворник? Посмотрите, как старается дворник, подметает дорожки, чтобы вам было, где играть. Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко работает метлой и лопатой. Подвести детей к дворнику, который расскажет, что нельзя ломать деревья, бросать мусор на землю, участок нужно содержать в чистоте. Подсказать детям, что нужно поблагодарить дворника за работу, и не только словами, но и делами. Предложить детям помочь ему собрать мусор на участке, подмести веничками на веранде.

    2. «Труд шофёра очень сложный»

    Цель : Формировать знания детей о труде шофёра. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых. Формировать позитивные установки к различным видам труда.

    Шуршат по дорогам

    Весёлые шины,

    Спешат по дорогам

    Машины, машины…

    А в кузове – важные,

    Срочные грузы :

    Цемент и железо,

    Изюм и арбузы.

    Работа шофёров

    Трудна и сложна,

    Но как она людям

    Повсюду нужна.

    Воспитатель обращает внимание детей на продуктовую машину, которая привезла продукты в детский сад. Что за транспорт приехал в детский сад? (Машина.) Предложить подойти к ней поближе, рассмотреть её. Что у машины есть? (Кабина, колёса, руль, кузов.) Что водитель возит в машине? (Продукты.) Как водитель управляет машиной? (Водитель заводит мотор, поворачивает руль, нажимает на педали и машина едет.) Каким должен быть водитель на дороге? (Внимательным.) Что мы посоветуем водителю?

    Смотри, шофёр, за рулём

    Не зевай, не усни,

    Слева, справа, и прямо

    За движеньем дорожным следи!

    Что пожелаем ему (Счастливого и безопасного пути, хороших и отзывчивых попутчиков, пассажиров, ответственных, дисциплинированных товарищей-водителей на дороге.

    Мир животных.

    1. «Маленькая птичка прилетела к нам…»

    Цель : Познакомить с птицами, которые прилетают на участок : воробьями, синичками. Учить различать основные части тела. Способствовать развитию наблюдательности . Воспитывать любовь к птицам и заботу о пернатых.

    Структура наблюдения :

    Воспитатель обращает внимание детей на то, что осенью можно часто увидеть, как на телеграфных проводах или на кустах сидят и чирикают воробьи. Рассказывает о том, что птицы готовятся к холоду. Предлагает детям покормить птиц, насыпав им хлебные крошки. Уточнить, что птицы пугливые, поэтому не надо рядом с ними делать резких движений. В процессе наблюдения , как птицы клюют корм, воспитатель читает стихотворение :

    Воробей, что ты ждёшь?

    Крошек хлебных не клюёшь.

    Я давно заметил крошки,

    Да боюсь сердитой кошки.

    Затем, вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями; есть крылья-они летают; прыгают на лапках; клюют-клювом; есть своя песенка-«чик-чирик» ).

    2. «Муравьишки»

    Цель : Познакомить с муравьями. Формировать знания детей об их образе жизни, местах обитания, об их пользе в природе. Способствовать развитию наблюдательности . Воспитывать любовь к природе.

    Структура наблюдения :

    Воспитатель загадывает загадку :

    Маленький, удаленький,

    Любит трудиться,

    Целый день возиться.

    (Муравей)

    Обратить внимание на муравьёв, которые ползают по земле. Рассказать о том, что они делают, как передвигаются. Понаблюдать за их поведением и общением друг с другом. Проследить : Куда ползут муравьи? Что несут? Положить им на дороге хлеб, сахар, варенье. Что они будут есть? Быстро ли съедят?

    На вид, конечно, мелковаты,

    Но всё, что можно, тащат в дом.

    Ребята наши – муравьята.

    Вся жизнь их связана с трудом.

    3. «Здравствуй, киса.»

    Цель : Формировать представления детей о характерных особенностях домашнего животного – кошка. Воспитывать любовь к животным, желание заботится о них.

    Структура наблюдения :

    Воспитатель показывает детям кошку и загадывает загадку :

    Мягонькие лапки,

    А в лапках – цап-царапки.

    Кто это? (Кошка.) Что есть у кошки? (Ушки, усы, хвост.) Для чего нужны кошке уши? (Кошка очень хорошо слышит.) Обратить внимание детей на уши у кошки : как они насторожились, когда мы подошли – она улавливает любой шорох. У кошки большие глаза, которые хорошо видят в темноте (они горят у неё) . У кошки мягкие подушки на лапках. В этих подушках прячутся коготки. С их помощью кошка может лазать по забору, деревьям.

    Острые ушки, на лапках – подушки.

    Усы, как щетинки, дугою спинка.

    Днём спит, на солнышке лежит.

    Ночью бродит, на охоту ходит.

    Молоко пьёт, песенки поёт.

    Тихо в комнату войдёт,

    Замурлычет, запоёт.

    Кошка домашнее животное, живёт с человеком, залезает на колени и мурлычет. Человек её любит, заботится о ней, разговаривает с ней, угощает молоком.

    4. «Наш друг – собака»

    Цель : Расширять представления о домашних животных. Познакомить с собакой, её внешним видом, поведением. Воспитывать любовь к животным.

    Структура наблюдения :

    Воспитатель предлагает послушать рассказ :

    Рядом с домом стоит маленький домик – будка. В котором живёт зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, грызёт кости. Кто этот зверь?

    Заворчал живой замок,

    Лёг у двери поперёк,

    Две медали на груди.

    Лучше в дом не заходи!

    (Собака.)

    Вместе с воспитателем рассматривают собаку. Что есть у собаки? (Хвост, уши, зубы.) Как она кричит? Чем питается? Кто ухаживает за ней? Собака – домашнее животное, она любит своих хозяев, охраняет жилище. Лаем предупреждает, что пришли чужие. Радуется, когда приходит хозяин. Хозяин тоже любит собаку, заботится о ней, строит для неё дом, кормит утром и вечером.

    Скажите, почему мой друг

    Спит без подушки,

    Ест без рук,

    Зимой без валенок гуляет,

    А если рад – хвостом виляет?

    Цели: прививать желание заботиться о птицах; обратить внимание на форму, размер и части птиц; учить различать птиц по размеру – большие и маленькие, называть некоторых птиц, описывать, что и как они клюют, кто кормит птиц; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Ход прогулки

    1. Наблюдение. Перед прогулкой оставить корм для птиц в кормушке. Рассмотреть и рассказать, какие птицы прилетели к кормушке. (Быстрые, яркие, смелые.) Какие части тела заметили у птиц? (Хвост, клюв, голова, глаза, крылья.) Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый, птицы клюют и перелетают на новое место.) Как птицы кричат? Как прыгают?

    2. Загадки о птицах.

    Маленький мальчишка, в сером армячишке,
    По двору гуляет, крошки подбирает. (Воробей )

    Чик-чирик к зернышкам прыг,
    Клюй – не робей.
    Кто же это? (Воробей )

    II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону), игровая деятельность.

    1. Подвижная игра “Воробушки и кот”.

    Вариант 1.

    Цель: учить бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место.

    Ход игры: воспитатель выбирает одного ребенка – это кот; остальные дети – воробушки. Кот – спит, воробушки – разлетаются по всей площадке в разные стороны и ищут зернышки. Просыпается кот, он потягивается, произносит мяу-мяу и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.

    Вариант 2.

    Цели: учить бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место; развивать ловкость, навыки игры в коллективе сверстников, умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.

    Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий – “кот” встает в середину круга. “Воробушки” то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают “зерна” (внутри круга рассыпаны фишки). “Кот” бегает по кругу и старается поймать их. “Воробушек”, до которого дотронулся “кот”, все собранные “зерна” высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных “воробушков”.

    Разновидность игры “Ловишки”, но в роли “ловишки” выступает “кот”.

    На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 5-10 м (в зависимости от возраста играющих детей). За первой линией находится “дом воробушков”. Воспитатель стоит за другой линией, выбрав из числа играющих детей одного, выполняющего роль “кота”. Он сидит рядом с воспитателем и “спит”. Воспитатель говорит: “Кот спит. Воробушки, полетели!”. После этих слов воспитателя “воробушки” покидают свой “домик”, бегают по игровой площадке между двумя линиями, руками- “крылышками”, изображая полет птички, останавливаются и снова бегают.

    Воспитатель говорит: “Кот идет!”. Эти слова служат для “кота” сигналом ловить “воробушков”, а для “воробушков” они означают, что необходимо немедленно спасаться и скрыться за чертой в своем “домике”.

    Пойманного “воробушка” “кот” отводит в свой “домик”, а игра начинается сначала, но уже без участия пойманного.

    Вариант игры: вместо проведенной линии “домиками” для “воробушков” могут служить начерченные на игровой площадке круги, а также скамеечки, кубы или большие обручи.

    Смену “кота” воспитатель проводит после 3-5 пойманных им “воробушков”.

    1. Подвижная игра “Попади в круг”.

    Цель: развивать умение бросать предметы в определенное место двумя и одной рукой, развивать глазомер, координацию движений и ловкость.

    Ход игры: дети стоят на одной линии, на расстоянии 2-3 шагов от лежащего обруча или корзины. В руках у детей мешочек с песком или мяч, по сигналу воспитателя они бросаю мешочки или мячи в цель, по сигналу же подходят, поднимают мешочки и возвращаются на свои места.

    Указания к применению: мешочки надо бросать правой и левой рукой.

    IV. Трудовая деятельность.

    Цель: побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка игрушек перед уходом с прогулки).

    Солнышко лучистое улыбнулось весело

    Цели: дать понятие о солнце как о небесном светиле, которое освещает все вокруг и согревает растения, животных, землю, воду; развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание; учить радоваться ясному деньку, теплому солнечному лучику; обратить внимание на вечернее солнце, заход (закат) солнца, светлое небо; слияние с земной поверхностью, рассеивание солнечного света.

    Ход прогулки

    I. Познание (познавательно-исследовательская и речевая деятельность).

    1. Наблюдение. Ежедневно обращать внимание детей на солнце. Какая погода сегодня? (Пасмурная или ясная.) Какие участки освещены во время вечерней прогулки? назвать предметы, которые освещает солнце во время вечерней прогулки: “Сейчас солнце освещает наши цветы, песок и т.д.”. как греет солнышко? (Тепло.) Как солнышко выглядит? (Круглое, яркое, желтое, теплое.)

    2. Эксперимент. Могут ли наши руки почувствовать солнышко? Что посылает солнышко к нашим ладошкам? (Дети за воспитателем тянут руки к солнцу, ладошками вверх, чтобы они ощутили солнечное тепло.) Что произойдет с природой, растениями, животными и людьми, если все время будет ночь? (Рассуждения детей.) После этого дети играют с солнечным зайчиком.

    3. Потешки и народные песенки.

    Солнышко, солнышко,
    Выгляни в окошко!
    Солнышко, нарядись,
    Красное, покажись!
    Ждут тебя детки,
    Детки-малолетки.
    Взойди поскорей,
    Освети, обогрей –
    Телят да ягнят,
    Еще маленьких ребят.

    4. Примета.

    Солнце вечером покраснело – день будет ветреный.

    II. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками), игровая деятельность.

    Подвижная игра “Солнышко и дождик”.

    Цель: учить детей внимательно слушать слова и выполнять по ним движения (можно ходить врассыпную и перешагивать через ленточки или же, по слову воспитателя, покружиться и присесть, во время бега врассыпную, по сигналу найти свободный листочек и встать на него).

    Ход игры: перед началом игры познакомить малышей с ситуацией: “Если светит солнышко, то всем весело, птички поют песни, летают бабочки и жуки, на цветочках пчелки сидят. Но вот подул ветер, солнышко закрыла туча, и пошел дождик, а птички и бабочки куда-то спрятались”.

    Спросить детей, а куда спрячутся они, если пойдет дождик? Конечно, под зонтик! Сообщить малышам название игры, и по словесному сигналу “Солнышко светит” дети начинают бегать по площадке.

    Если игра проводится осенью, можно приготовить листочки, разбрасывать их на земле, малыши бегают между листьями, им весело.

    Воспитатель читает маленькое стихотворение:

    Быстрые ножки выбрали дорожку,
    По дорожке я бегу,
    Остановиться не могу.
    Ах, какие! Ох, какие!
    Наши детки озорные!

    Воспитатель. Солнышко спряталось за тучку, и закапал дождик.

    Малыши останавливаются, поднимают ладошку, стучат по ней пальчиком и медленно произносят: “Ка-а-ап, ка-а-ап, ка-а-ап”.

    “Но вот дождик пошел сильный-сильный”, - сообщает воспитатель и открывает зонтик, дети бегут и прячутся под ним.

    Воспитатель. Какой сильный дождик! Как он капает! “Кап, кап, кап, кап!”

    Малыши повторяют слова быстро-быстро. Дети стоят под зонтиком, воспитатель, подражая дождю, стучит по зонтику и произносит:

    Дождик, дождик, веселей –
    (Дети поют песенку дождя.)
    Капай, капай, не жалей!
    Ты по зонтику стучи
    (Кап, кап, кап! кап, кап, кап),
    Только нас не намочи!
    (Кап, кап, кап! кап, кап, кап.)
    Дождик, дождик
    (Дождик проходит, капельки падают
    редко: ка-а-ап, ка-а-ап, ка-а-ап),

    Что ты льешь,
    Погулять нам не даешь?
    (Дети выходят из-под зонтика, поднимают руки, а на ладошки дождик не капает.)

    Воспитатель. Дождик прошел, выглянуло солнышко, и детки пошли гулять.

    Указания к проведению: дети могут кружиться вокруг листочков, бегать и ходить врассыпную. Всякий раз при повторении игры предлагать другие интересные и доступные для детей движения.

    После быстрого бега следует перейти на ходьбу, идти тихо-тихо на носочках.

    V. Трудовая деятельность.

    Цели: учить осуществлять совместные элементарные трудовые действия (вымыть игрушки, положить на солнышко, чтобы просохли, подвести детей к выводу о том, что предметы на солнце высыхают); перед уходом в группу собрать игрушки.

    VI. Рефлексия.

    …Я скажу вам не тая –
    Жить без солнышка нельзя! О. Чусовитина

    …Ты идешь и слышишь вслед,
    Как солнце говорит: “Малыш, привет!” О. Чусовитина

    Анна Попека
    Картотека зимних прогулок во второй младшей группе

    Наблюдение за снегопадом. Цель : формировать о разнообразии состояния воды. Ход наблюдения : во время снегопада предложить детям рассмотреть снежинки, падающие на одежду. Обратить внимание на красоту снежинок,что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую большую и самую маленькую, рассмотреть их. Предложить малышам вытянуть руку и поймать снежинку.

    Подвижная игра : «Не наступи на линию» Дидактическая игра : «Кто больше назовет действий» Цель : расширять словарный запас подбором глаголов. Индивидуальная работа по физическому воспитанию : метание снежков в даль. Труд : сгребать снег лопатой, расчищая дорожки. Цель

    Наблюдение за ветром. Цель : продолжить формировать знания об одном из признаков зимы - метели. Ход наблюдения : понаблюдать, как ветер поднимает с земли снег. Объяснить детям, что это метель. Обратить внимание на то, что ветер переносит снег с одного места участка на другое.

    Подвижная игра : «Зайка» Дидактическая игра : «Какой ветер?» Цель : расширить словарный запас. Индивидуальная работа по физическому воспитанию : прыжки с места в длину. Труд : уход за комнатными растениями. Цель : приучать заботиться о растениях, радоваться полученному результату.

    Наблюдение за небом. Цель :формировать представления о небе. Ход наблюдения : предложить детям понаблюдать за облаками, напомнив, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед снегопадом? Быстро двигаются облака или медленно? Предложить каждому ребенку выбрать понравившееся облако и проследит куда оно плывет.

    Подвижная игра : «Поезд» Дидактическая игра : «Кляксы.» Цель : развивать воображение, изобразительные умения, речь, цветоощущение. Труд : очистить дорожки от снега. Цель : учить пользоваться лопатками,развивать двигательную активность воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

    Наблюдение за погодой. Цель : учить замечать изменения в природе. Ход наблюдения : беседа по вопросам. Что изменилось в природе? Чем покрыта земля? Что лежит на ветках деревьев? Что делают деревья зимой?

    Подвижная игра : «Через ручеёк» .

    Дидактическая игра : «Передай письмо.» Цель : активизировать в речи детей формы выражения просьбы, развивать слуховое восприятие, внимание. Индивидуальная работа по физическому воспитанию : развитие движений. Цель : отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2-3 метра. Труд : очистка участка от снега. Цель : воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.

    Наблюдение за изменениями на участке детского сада. Цель :научить наблюдать изменения вокруг нас. Ход наблюдения : посмотрите сколько снега на участке. В народе говорят : «Чем больше снега зимой, тем лучше урожай осенью» . Ребята зачем мы очищаем дорожки от снега и складываем его на клумбы, под деревья?. Снег одеяло для земли. Зачем мы повесили кормушки именно на участке? Наступит весна и птицы в знак благодарности за то, что мы их зимой кормили, поедят вредителей на нашем участке.

    Подвижная игра : «Зайка» Дидактическая игра : «Назови одним словом» Цель воспитанию : «Белые снежинки.» . Труд Цель

    Наблюдение за снегом. Цель : продолжить формировать представление детей о свойствах снега (Белый, холодный, мокрый) . Ход наблюдения : беседа по вопросам : Какого цвета снежинки? У кого шубка (куртка) такого цвета? Посмотрите какого цвета зимушка- зима? Какой на ощупь снег? Что из него можно сделать?. Почему снег тает на ладошке?

    Подвижная игра : «Зайка» Дидактическая игра : «Времена года» Цель : развивать речь, внимание, логику, мышление. Индивидуальная работа по физическому воспитанию : «Белые снежинки.» . Цель : учить выполнять действия по указанию взрослого. Труд : сооружение построек из снега. Цель : учить сгребать снег с помощью лопатки в определённое место.

    Наблюдение за облаками. Цель : расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты; развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы. Ход наблюдения : каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются - образуются облака. Когда капельки воды в облака становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя.

    Подвижная игра : «Найди флажок»

    Дидактическая игра : «Когда это бывает?» Цель : закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки. Индивидуальная работа по физическому воспитанию : прыжки на одной ноге, с чередованием. Труд : уборка в уголке природы. Цель : приучать сохранять чистоту и порядок в группе , воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

    Почему происходит смена дня и ночи? Цель : дать представление о том, как происходит смена дня и ночи. Ход наблюдения : как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи? Солнце дает Земле свет и днем и ночью. Земля волчком вращается в пространстве с большой скоростью. Один оборот происходит за 24 часа. В ходе вращения на той стороне, которая не обращена к Солнцу, - ночь, на другой - день.

    Подвижная игра : «Лови мяч»

    Дидактическая игра : «Когда это бывает» Цель : развивать связную речь, внимание, находчивость. Индивидуальная работа по физическому воспитанию : «Прыжки на одной ноге с чередованием» . Цель : развивать ловкость, выдержку, координацию движения. выдержку. Труд : посыпание скользких дорожек песком. Цель : воспитывать бережное отношение к друзьям и взрослым.

    Наблюдение за синицей. Цель : знакомить с синицей, её повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. Ход наблюдения : провести беседу по вопросам : Что это за птица? Как выглядит и какого она цвета? Какие изменения происходят в жизни синиц зимой? Чем питается синица? Как люди заботятся о них?.

    Подвижная игра : «Лови мяч»

    Дидактическая игра : «Кто дальше кинет снежок.» Цель : закрепить знания об основных цветах, количественных отношениях, «сколько- столько» , активизировать речь детей. Индивидуальная работа по физическому воспитанию : устроим снегопад. Цель Труд : сгребание снега лопатками, расчистка дорожки. Цель : учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями. Цель : развивать двигательную активность.

    Наблюдение за зимующими птицами. Цель : закреплять знания о зимующих птицах, формировать представление о добывании пищи зимующим птицам. Ход наблюдения : провести беседу по вопросам : Каких птиц называют зимующими? Чем они питаются? Каких зимующих птиц вы знаете? Почему зимующие птицы не улетают на зиму в тёплые края?

    Подвижная игра : «Где звенит» Дидактическая игра : «Что сначала, что потом» Цель : закрепить знания детей о временах года. Индивидуальная работа по физическому воспитанию : «Кто сделает меньше прыжков?» . Цель : учить прыгать гигантскими шагами, начинать игру по сигналу воспитателя. Труд : расчистка территории от снега. Цель : учить пользоваться лопатками,развивать двигательную активность воспитывать трудолюбие.

    Наблюдение за вороной.

    Цель : расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду, воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам. Ход наблюдения : провести беседу по вопросам : Как зовут эту птицу? Назовите особенности её внешнего вида. Чем она питается? Есть ли у неё враги?

    Подвижная игра : «Птички в гнёздышках»

    Дидактическая игра : «Чьи следы?» Цель воспитанию : «Пройти точно по следам.» . Цель : развивать координацию движения Труд : сгребание снега лопатами, расчистка дорожек. Цель : учить пользоваться лопатками,развивать двигательную активность воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

    Наблюдение «Птицы зимой» . Цель : закреплять желание заботиться о птицах, уточнять знания об их повадках. Ход наблюдения : дети выходят на прогулку и сразу же отправляются к кормушке для птиц. Какие птицы первыми прилетели к кормушке? Чем они клюют зернышки? (Клювом) . Как они кричат? Рассказать, что зимой птицам голодно, нет мошек, червячков, и они очень благодарны детям за заботу.

    Подвижная игра : «Через ручеёк» .

    Дидактическая игра : Цель воспитанию : «Метание снежков» . Цель Труд Цель : учить действовать лопатками, сгребая снег.

    Наблюдение за воробьём. Цель : углублять знания о жизни птиц в зимний период ; развивать умение и желание помогать им. Ход наблюдения : птичьи гнезда опустели, Птицы к югу улетели. Оказался всех храбрей. Наш дворовый воробей. Холода не испугался, С нами на зиму остался. Где живёт воробей? Где ищет корм? Надо ли помогать птицам? Почему? Чем мы будем их кормить?

    Подвижная игра : «Обезьянки»

    Дидактическая игра : «Чьи следы?» Цель : образование притяжательных прилагательных. Индивидуальная работа по физическому воспитанию : «Пройти точно по следам.» . Цель : развивать координацию движения. Труд : кормление птиц. Цель : побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений,воспитывать желание ухаживать за животными.

    Наблюдение за голубями Цель : продолжать наблюдение за птицами, их повадками, сравнить воробья и голубя, развивать наблюдательность, речь, воспитывать любознательность Ход наблюдения : воспитатель говорит детям, что нужно взять хлеб для того, чтобы покормить голубей. Придя на место, сначала рассмотреть их, спросить, много ли голубей? Посмотреть, как голуби будут клевать. Обратить внимание детей, что у голубей есть глаза - они видят корм, когда им насыпают, есть клюв - они клюют крошки.

    Подвижная игра : «Через ручеёк» .

    Дидактическая игра : «Кто больше назовёт действий» Цель : расширять словарный запас подбором глаголов Индивидуальная работа по физическому воспитанию : «Метание снежков» . Цель : развивать меткость, глазомер. Труд : сооружение снежных валов, расчистка дорожки к участку.

    Литература :

    1Кравченко И. В «Прогулки в детском саду » Москва 2009.

    2Гунова М «Игры для детей на прогулке » . Дошкольное воспитание 1982, № 10.

    3Виноградова Н, Ф» Дети, взрослые и мир вокруг» М!993.

    4 К. Рыжова» Народные подвижные игры» Дошкольное воспитание. 1991. № 6.



    Похожие статьи