• Компонентами ценностного отношения к здоровью являются. Доклад "формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания"

    21.04.2019

    Формирование у школьников ценностного отношения к собственному здоровью как психолого-педагогическая проблема современности

    Кравченко Татьяна Петровна,

    преподаватель Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического университета им. Григория Сковороды.

    В статье на основе анализа, изучения, обобщения и систематизации литературных источников раскрывается вопрос формирования у школьников ценностного отношения к собственному здоровью, как психолого-педагогическая проблема современности.

    Ключевые слова: собственное здоровье, ценность, ценностное отношение, школьники.

    Постановка проблемы . Анализ последних исследований и публикаций

    Современность ставит перед нами задачи, требующие переориентации содержания воспитания и обучения подрастающего поколения, смещения акцентов и создания условий для полноценного, всестороннего и гармоничного развития, как физического, так и духовного, и социально развитой личности, которая осознавала бы, что здоровье является основной и самой важной ценностью человека. Но для этого необходимо сформировать у школьников ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих его людей. Поскольку именно в школьном возрасте активно развиваются и формируются личностные ценности, закладывается фундамент здоровой личности. Поэтому одной из актуальных проблем является изучение и раскрытие вопроса формирования ценностного отношения школьников к собственному здоровью.

    Необходимо отметить, что существует около десятка государственных программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни детей и молодежи Закон Украины: «Об образовании», Национальная программа «Образование» (Украина XXI в.), Программа «Дети Украины», Целевая комплексная программа «Физическое воспитание – здоровье нации» и др. Конституцией Украины определено, что наивысшей социальной ценностью в государстве является человек, его жизнь и здоровье. В Законе Украины «Об общем среднем образовании» говорится о том, что одной из задач общего среднего образования является воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью граждан, как высшей социальной ценности, формирование гигиенических навыков и принципов здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся.

    Педагогами и психологами современности изучаются условия, наиболее благоприятные для целостного развития и формирования как личности подрастающего поколения, их психического и физического здоровья В. А. Вишневский, Н. К. Смирнова, а. Ф. Талтигина и др. значительное внимание уделяется вопросам укрепления здоровья и соблюдения школьниками здорового образа жизни. Но, несмотря на активную работу ученых в этом направлении не все аспекты данной проблемы исследованы и обработаны. Поэтому формирование у школьников ценностного отношения к собственному здоровью, остается актуальным и недостаточно исследованным вопросом сегодня.

    Цель исследования – провести теоретический анализ и обобщение литературных источников по раскрытию процесса формирования у школьников ценностного отношения к собственному здоровью как психолого-педагогической проблемы современности.

    Задачи:

    1.Осуществить анализ особенностей формирования ценностного отношения к собственному здоровью у школьников.

    2.Определить необходимость развития ценностной сферы школьника и формирования ценностного отношения к собственному здоровью.

    Результаты исследования и их обсуждение

    Ценности приобретают личностного смысла, когда они превращаются в соответствующие потребности и интересы личности. Личностные ценности выступают основой деятельности и внутренней духовной жизни каждого человека. Потребности раскрывают отношение личности к действительности. Они характеризуются активностью, определяют характер психических и социальных условий деятельности личности и выступают стимулом деятельности. Поэтому главной предпосылкой воспитания ценностного отношения личности к собственному здоровью является формирование у школьников потребности в здоровье как в личностной ценности .

    В частности это мнение поддерживает и развивает И.В.Поташнюк, он считает, что нужно воспитывать особое отношение к здоровью, которое выражается в осмыслении его ценности, а также в положительно-эмоциональном стремлении к его укреплению и совершенствованию. Отношение к здоровью как к ценности обусловливает формирование ценностной установки на укрепление и совершенствование личного здоровья, то есть включение личности в оздоровительную деятельность .

    К изучению проблем ценностей человека, формирование системы жизненных ценностей, отношений обращались также Л. Божович, В. Василенко, А. Дробницький, А. Здравомыслов, А. Лазурский, А. Леонтьев, В. Мясищев, В. Тугаринов и другие. В контексте формирования ценностных отношений личности среди современных украинских и российских исследователей следует также отметить философов (М. Каган, Г. Вижлецов и другие), социологов (И. Журавлева, М. Лапин и другие), психологов (И. Бех, С. Дерябо, Г. Никифоров и другие), педагогов (В. Горащук, В. Крижко, В. Оржеховский, Д. Сомов, В. Сластенин, А. Сухомлинская и другие) .

    Ценности, как указывает Л.Татаренко, представляют внутренний мир личности, и он в большинстве случаев соответствует или похож на систему ценностей общества, в котором находятся школьники. Ценностные ориентации личности уравновешивают поведение, деятельность, поступки личности с общепринятыми ценностями общества .

    Таким образом, анализ литературных источников показывает, что понятие «ценности» в разных его проявлениях достаточно подробно рассматривалось и исследовалось многими учеными. В проанализированных работах сформулированы понятия «ценности» и «ценностное отношение», определена их сущность, структура, выяснен механизм их формирования. Одновременно ценностный аспект отношения к собственному здоровью и его формирования у школьников не были предметом специальных исследований. Изученные источники позволяют утверждать, что система ценностей – это звено, которое связывает общество с индивидом, включает его в систему общественных отношений. Ценности также лежат в основе выбора целей, средств и условий деятельности, отвечают на вопросы, для чего происходит тот или иной процесс. И хотя ценности – системотворческая основа программы, замысла, деятельности и внутренней духовной жизни человека, их воспитание не рассматривался в контексте отношения к собственному здоровью. Анализ литературы позволил охарактеризовать ценностное отношение к собственному здоровью как положительное отношение к ведению здорового образа жизни, обеспечивает единство физических, психических, духовных и социальных потребностей каждой личности.

    Для этого можно определить, самое ценное, что есть у человека, по содержанию можно приравнивать к понятию «жизнь» - это здоровье. Человек, однако, нередко пренебрегает тем фактом, что именно в ее силах и обязательствах заботиться о собственном здоровье. Не задумываясь над последствиями своего поведения, выпускает из виду вредные привычки, подвергая здоровье риску и влияния негативных факторов. И лишь тогда, когда начинаются проблемы со здоровьем, мы задумываемся над собственной уязвимостью и начинаем искать средства улучшить самочувствие.

    Однако следует отметить, что в течение последних десятилетий наблюдается общая тенденция к ухудшению состояния здоровья населения Украины в целом и школьников в частности. Поэтому необходимо отметить, что поскольку здоровье закладывается с детства; любое отклонение в развитии организма, любая болезнь отражаются в дальнейшем на состоянии здоровья взрослого человека. Несмотря на это, одной из главных задач должно быть сохранение, развитие и укрепление здоровья школьников .

    Хотя и изучалось учеными достаточно подробно вопросы сохранения и укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни. Однако и до сих пор большинство авторов по-разному трактуют понятие «здоровье», имеют разногласия относительно его структуры. Почти не исследованным является вопрос формирования ценностного отношения к собственному здоровью у школьников. А именно среди них больше распространяется алкоголизм, курение, наркомания и токсикомания, как мы уже говорили ранее. А также, через большое количество информации в процессе обучение много школьников также страдает от недостаточной физической активности, отсутствия навыков организации обучения, активного досуга, правильного питания. Изучение литературы показывает, что хотя в последнее время активизировалась внимание ученых к исследованию вопросов собственного здоровья школьников, ведется квалифицированная его пропаганда в средствах массовой информации, однако проблема улучшения здоровья и ценностного отношения к нему школьников остается нерешенной.

    Несмотря на это система традиционного образования, как правило, негативно влияет на здоровье учащихся, отмечают ученые Р.Баевський, Г.Опанасенко, М.Антропова и др. Очередные изменения сопровождаются интенсификацией учебной деятельности при существующих педагогических технологиях, еще больше усиливают негативное состояние физического развития и здоровья школьников .

    Многоаспектность этой проблемы требует анализа сущности и содержания категории «здоровье».

    Пропаганда, здорового образа жизни не является решением этого вопроса. Необходимо, чтобы школьники сами осознали, что ценностное отношение к собственному здоровью должно быть для них важнее и значимым других жизненные приоритеты. В обработанных литературе большинство исследователей рассматривают воспитание ценностей и ведения здорового образа жизни с теоретических позиций, не применяя их на практике в школе. Заметно и то, что ученые не объединяют понятия «ценности» и «здоровый образ жизни», хотя именно ценностное воспитание значительно повышает эффективность воспитательной работы школы. Воспитание на основе ценностей – это ведущий путь формирования личности школьника и его отношение к собственному здоровью .

    Проблема человека и его здоровье – извечная проблема, основой которой является гармоничное развитие личности. Нельзя не согласиться в этом случае с Кантом, который считал, что философия нужна людям для того, чтобы ответить на вопрос: «Как жить, чтобы жить долго и при этом не болеть» .

    Несмотря на это ученые при определении понятия «здоровье» опираются на философское понимание, здоровье они объясняют как понятие многоплановое – не просто отсутствие болезней, но и высокий уровень адаптационных возможностей, состояние физического, психического и социального благополучия, это гармоничная совокупность физических, психических, эмоциональных, умственных функций .

    Каждый человек теоретически осознает, что его образ жизни должен быть индивидуальным и здоровым. Но на практике, как правило, он неорганизованный и нездоровый, продиктованный реалиями бытия. Важно понять, что все же очень многое зависит от самого школьника. Как он относится к самому себе.

    Немалую роль в формировании отношения к собственному здоровью играет понимание ценности здоровья. И.Б.Бех указывает, что в современных гуманитарных науках наблюдается значительное тяготение к категории «ценности».

    Но отсутствие в общеобразовательных школах систематической работы по воспитанию у школьников отношения к собственному здоровью; недостаточная работа учителей, по пропаганде преимуществ здорового образа жизни и соблюдения его норм в повседневной жизни. Не способствует формированию у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью и содержание учебных дисциплин, в том числе и по физической культуре. В содержании большинства предметов отсутствует дифференциация обучения, в процессе их преподавания игнорируется состояние здоровья учащихся, не учитываются индивидуальные и возрастные особенности школьников; в отношениях «учитель-ученик» недостаточно проявляются ценностные отношения. В большинстве школ нет реальных возможностей формировать у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью, поскольку существует большой дефицит учебно-методической литературы и необходимой материальной базы.

    Однако следует отметить, что мы акцентируем внимание на формировании ценностного отношения к собственному здоровью именно учеников, поскольку в школьные годы происходит не только закладка фундамента здоровья, но и восприятие определенных норм и образцов поведения, накопления соответствующих знаний и умений, осознание потребностей и мотивов, определение ценностных ориентаций, интересов и представлений.

    Учитывая значимость этой проблемы, процесс формирования ценностного отношения к собственному здоровью требует изучения такого понятия как «ценность».

    В широком понимании ценностями стабильно важные для личности конкретные материальные блага. В более узком смысле о ценности принято говорить как о духовных идеи, содержащиеся в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Категория ценности относится к мотивационных явлений, организуют и руководят деятельностью человека .

    А вот ценностное отношение в философии определяется как особый тип отношения, основой которого является осознание ценности предметов или явлений, в которых одна сторона выступает носителем ценности для второй (И.Д.Бех, О.В.Василенко, И. С. Кон). Ценность имеет объективный характер, зато отношение отражает субъективную оценку личности к предметам, событий и явлений .

    Проблема, ценности как основы формирования у школьников отношения к собственному здоровью всегда вызывала повышенный интерес ученых, методистов, педагогов. Поскольку человек как личность определяется системой его отношений с миром и окружающими его людьми, особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям, которые имеют социально-историческую, культурную обусловленность и связанные с деятельностью человека по осознанию значения определенных явлений действительности для себя как субъекта не только в школьных стенах, но и самостоятельной дальнейшей жизни.

    Кроме этого благодаря их привлечению к такой деятельности, как свидетельствуют результаты нашего исследования, актуализируются процессы жизненного и даже профессионального самоопределения растущей личности. Это становится возможным при условии, что не только учителя (руководители кружков или секций туристско-краеведческого направления), но, что особенно важно, сами старшие подростки смогут определить и охарактеризовать еще в школьном возрасте в собственную жизненную позицию, или даже собственный жизненный сценарий. А это в свою очередь детерминирует чрезвычайно важные для дальнейшего развития старших подростков психолого-педагогические механизмы самоактуализации и самореализации, то есть к раскрытию всех своих потенциальных возможностей и способностей.

    Формирование ценностного отношения обусловлено характером идеалов школьников, притягивает настоящего к будущему; ценностного ориентира при определении лицом системы ценностных отношений к миру и самому себе. Идеал позволяет упорядочить разносторонние отношения школьника с миром. Ценностное отношение имеет как актуальную сторону, что проявляется в деятельности (ее принято называть ценностной ориентацией), так и потенциальную, которая часто недостаточно осознается самим человеком и не проявляется в деятельности.

    Итак, рассмотрев ценности, ценностное отношение и здоровья мы можем увидеть, что для формирования этих важных качеств необходима оптимальная и продуктивная форма деятельности, которая смогла воспитать в молодежи эти весьма важные черты личности. Ввиду этого можно заметить, что туристская работа при всем ее разнообразии является мощным средством укрепления здоровья и физического развития школьников.

    Поэтому все равно важным направлением работы общеобразовательных школ должно быть воспитание у школьников ценностного отношения к собственному здоровью, так как именно это поможет направить учащихся на правильную организацию собственной жизни и сформирует ценностный аппарат каждой личности, сохранит и укрепит их здоровье, будет способствовать гармоничному физическому, психическому, духовному и социальному развитию функций личности каждого школьника.

    Выводы

    Проанализировав и обобщив литературные источники, мы пришли к выводу, что ценности не только лежат в основе выбора целей, но и являются одной из составных частей формирования у школьников ценностного отношения к собственному здоровью. Но, несмотря на то, что настоящее отмечается необходимостью детального изучения и раскрытия такой проблемы, как формирование ценностного отношения к собственному здоровью, как психолого-педагогической проблемы, современные ученые недостаточно внимания уделяют этому вопросу. Однако способствовать формированию ценностного отношения школьников к собственному здоровью необходимо и это является ключевой задачей общества современности.

    Литература

    1Антропова М.В. Особенности физического развития и здоровья учащихся Москвы/М.В.Антропова, Г.В. Бородкина, Л.М. Кузницова // Здравоохранение Российской федерации. – 1995. – №1. – С 23-25

    2Апанасенко Г.Л. Еволюция біоенергетики здоров’я человека /Г.Л.Апанасенко// СПб.: Г.П. «Петрополис»– 1992. – 123с.

    3Бех І.Д. Особистісно зорієнтоване виховання: Науково-метод. посібник. / БехІ.Д.- К.: ІЗМН, 1998. - 204 с.

    4Зайцев Г.К. Валеологія в школі / Г.К.Зайцев. – СПб.:Акцидиєнт, 1996. – 198с

    5Закопайло С.А. Педагогічні основи виховання в юнаків 10-11 класів цінностей здорового способу життя: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. 6: сиец. 13.00.07 / С.А. Закопайло – К., 2003. – 19 с.

    6Магрламова К.Г. Виховання в учнів ціннісного ставлення до природи: Навчально-методичний посібник./ Магрламова К.Г. – Дніпропетровськ: Вид. «Наука і освіта», 2008

    7Олексієнко Я.І. Формування здорового способу життя та ціннісного ставлення молоді до власного здоров’я: Методичний посібник. / Олексієнко Я.І. – Черкаси: Вид. від. ЧНУ імені Богдана Хмельницького, 2006. – 208с.

    8Солопчук Д.М. Формування здорового способу життя в школярів у позаурочній фізкультурно-спортивній роботі: / Моногрвфія. – Камянейьк- Подільськ, 2009 – 175с

    9Формування здорового способу життя у студентського та учнівської молоді засобами туристичної роботи: Мат. Всеукраїнської науково-практичної конференції. К. 2001р.

    Восприятие здоровья как ценности

    дипломная работа

    1.2.3 Ценностное отношение к здоровью

    Ценности это объекты явления, их свойства, а так же абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного .

    Ценности можно рассматривать как фактор обеспечивающий большую вероятность определённого типа поведения в условиях конкурирующих внешних воздействий. Развитие ценностей осуществляется через их усвоение в социальных группах и трансформации из общественных к личностным. Интериоризация и социальное применение к становлению личностных ценностей представляют собой две стороны одного процесса. Важно учитывать соотношение между потребностями индивида и ценностями социума .

    Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распределения индивидами содержания общественных ценностей, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций.

    Ценностные ориентации - это установки , идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней.

    Понятие “ценностные ориентации” впервые появились в трудах Ольгианского, где он рассматривает их как цели стремления, жизненные идеалы, представляет их в виде системы определённых норм, принятых в групповом сознании.

    Б.Г. Ананьев рассматривает ценности и ценностные ориентации как базальные, первичные свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер .

    Фейнбург говорил о том, что ценностные ориентации - это сложное образования, вбирающие в себя разные грани и формы общественного и индивидуального в личности, определяет формы взаимодействия внутреннего и внешнего, специфические формы сознания личности мира прошлого настоящего и будущего, а так же сущности своего Я. Ценностные ориентации базируются на потребностях интересах, нормах, обусловленных как биологической природой так и историческими условиями, в которые поставлен человек.

    Ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определённому виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса. Важнейшей характеристикой системы ценностей является многоуровневость, проявляющаяся в его иерархическом строении. В целях построения теоретической модели структуры ценностей выделяются уровни иерархии и определяются основания для выявления каждого из них. Так Н.А. Бердяев на верхнем уровне располагает три типа ценностей: духовные, социальные, материальные, все остальные он рассматривает как частный случай, как конкретное проявление одного из этих трёх. Согласно М. Рокичу, имеются два уровня иерархии: ценности-цели, или конечные цели существования, и ценности-средства, или способы поведения личности .

    Так же очень важным моментом в формировании ценностных ориентаций является образ жизни, так же система ценностей отражает существующие цели, идеалы, идеи своей эпохи.

    Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, убеждениях, интересах человека, потребностях и установках.

    Потребности - состояния индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития и выступающие источником его активности . Человеческая природа представляет собой непрерывное удовлетворение потребностей. Восприятие мира у человека происходит в зависимости от потребностей и желаний которые существуют у него на данный момент. По мнению Соломина И.Л. все так или иначе связанно с потребностями, выбираем ли мы себе занятие, круг общения, или супруга, работу, всё определяется в конечном счёте мотивами.

    По мысли П.В. Симонова в иерархии основных потребностей индивида всегда есть главенствующая, которая выступает ядром личности, то есть самой существенной личностной чертой человека, ценности через потребности. Потребности человека не сводятся к одним лишь органическим потребностям, у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок.

    Установки - это готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении их проявления определённого объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к определённому объекту.

    Движущей и направляющей силой поведения являются мотивы и установки. Они определяются потребностями и ценностными ориентациями. Последние служат базой для формирования установок. Высший уровень диспозиционной регуляции поведения человека образует система ценностных ориентаций, средства достижения этих целей (В.А. Ядов).

    В лите6ратуре 3 варианта понимания природы ценностей:

    1) Божович Л.И., Ручко Н.А. - ценность находится в одном ряду с такими понятиями как мнения представления, убеждения, такое понимание ценностей не обладает самостоятельной побудительной силой;

    2) В.А. Ядов, М. Моррис - ценности рассматривают как разновидность или подобие социальных установок, в которых понимание ценностей принадлежат направлению функций, которые принадлежат эффективной ценностной регуляции

    3) сближение понятия ценности и мотива, потребности и подчёркивает их реальную побуждающую силу - Додонов Б.И., Жуков Ю.М., Маслоу А., Василюк Ф.Е.

    Некоторые ценности, по мнению А. Маслоу, являются общими для всех, но существуют и специфические ценности. Связь потребностей (ценностей) сильна, у каждой есть своё место .

    Отсутствие сформированной системы личных ценностей порождает ощущение внутренней пустоты, ориентацию человека вовне - на внешние критерии оценки, на некритичное принятие групповых норм.

    Коренная ломка общества, которая произошла в последнее десятилетие, не могла не сказаться на психологическом состоянии людей. Многое подверглось переоценке, и чтобы приноровиться к новым жизненным реалиям огромному числу людей пришлось пересмотреть свои прежние системы ценностей.

    Выделяют следующие уровни ценностей :

    1) наиболее обобщённые, абстрактные;

    2) ценности, закрепляющиеся в жизненности и проявляющиеся как свойства личности;

    3) наиболее характерные способы поведения личности как средства реализации и закрепления ценностей-свойств.

    Е.Б. Фанталова предлагает следующие основные ценности человека :

    активная, деятельная жизнь;

    здоровье;

    интересная работа;

    красота природы и искусства;

    материально обеспеченная жизнь;

    наличие хороших и верных друзей;

    уверенность в себе;

    познание;

    счастливая семейная жизнь;

    творчество.

    · наличие друзей;

    · творчество;

    · профессиональный рост;

    · участие в общественной жизни;

    · удовлетворённость собой;

    · умение управлять собой;

    · уважение;

    · защищённость от угроз;

    · обеспеченность;

    · личная жизнь;

    · чистая совесть;

    · интересно проведённое свободное время;

    · здоровье.

    Одним из важнейших понятий является “отношение к здоровью” - оно представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или наоборот угрожающими здоровью людей, а так же определённую оценку индивидом своего физического и психического состояния . Проблема здоровья имеет социально-психологический моральный аспект.

    Здоровье часто выступает средством для иных целей - работать, отдыхать.

    Очевидно, что потребность в здоровье и переживание здоровья как жизненной ценности во многом обуславливают субъективную оценку здоровья. Важно знать какое место занимает здоровье в структуре жизненных ценностей. Этот аспект психологии здоровья редко выступает в качестве предмета исследования (Л.В. Куликов) нужны точные данные для психологии здоровья. Такие данные помогут уточнить субъективную картину здоровья и благополучия личности, место этой ценности в её сознании и помогут понять как влияет неудовлетворённость здоровьем на возникновение эмоционального дискомфорта. Ценности здоровья могут быть по выражению Л.С. Драгунской знаемыми ценностями, но не обязательно признаваемыми или принятыми .

    Очень важны этапы развития ребёнка и становление основных процессов формирования заботы о своём здоровье и выработки у него соответственного отношения к здоровью, как к ценности и как к условию его личностного роста.

    В.П. Петленко выделяет уровни отношения к здоровью:

    1) здоровье как ценность воспринимается личностью эмоционально - этот уровень личностной концепции здоровья характеризуется отсутствием ярко выраженных потребности в укреплении здоровья, ценность здоровья сохраняется как факт сознания - безразличный тип людей;

    2) личность воспринимает необходимость здоровья, но не осознаёт его социальной значимости, возможно возникает установка на укрепление здоровья, но она очень неустойчива, при изменении обстоятельств не реализуется - характерно для спонтанно деятельного типа людей;

    3) ценность здоровья воспринимается личностью, как социально значимая потребность в укреплении здоровья, требуют новые знания, но чаще ценностные ориентации остаются на вербальном уровне - пассивный тип;

    4) здоровье как ценность воспринимается на уровне убеждений, потребность в укреплении здоровья формирует устойчивую социальную установку, поведение человека полностью соответствует ценностным ориентациям, оно осознанно проявляет себя в оздоровительной деятельности - характерно для активно-деятельного типа.

    А.М. Иванюшкин предлагает выделить три уровня ценности здоровья:

    1) биологические - гармония физиологических процессов;

    2) социальные здоровье как активность личности, деятельное отношение индивида к миру

    3) психологическое - здоровье не как отсутствие болезни, а как отрицание её в смысле преодоления, здоровье как стратегия жизни человека.

    Важным фактором в осознании ценности здоровья является позитивно-эмоциональное стремление к действиям по его укреплению и совершенствованию.

    Главное это, ценить здоровье и верить в то, что здоров, ведь сама вера - это уже половина дела .

    Таким образом, нельзя не согласиться со словами Н.В. Панкратьева о том, что человек - сам творец всего комплекса материальных и духовных ценностей , и он сам определяет, что для него важнее, ибо очень значимыми для человека становятся те ценности, которых ему не достаёт. И, как сказал А. Маслоу, конкретное и полное восприятие объекта подразумевает, что объект воспринимается с любовью , поэтому осознавать что здоровье это великая ценность и относится к нему с любовью и соответственно к себе это великое дело. И, как известно, иерархия ценностей в разном возрасте будет различная, и одни и те же ценности будут восприниматься по-разному.

    Взаимосвязь черт личности с отношением к своей и чужой лжи

    Вопрос о лжи и правде имеет вечное значение для человека. В структуре морально-нравственных категорий ложь преимущественно рассматривается как негативное явление. Различные проявления лжи, обмана, неправды...

    Влияние психических репрезентаций Олимпиады 2014 на здоровый образ жизни людей зрелого возраста

    Отношение к здоровью -- один из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится, в сущности, к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей...

    Влияние психических репрезентаций Олимпиады 2014 на здоровый образ жизни людей зрелого возраста

    Говоря о влиянии пола на формирование и проявление отношения к здоровью, мы будем использовать термин «гендерные особенности». Использование данного термина при описании особенностей отношения к здоровью не только правомерно, но и необходимо...

    Влияние психических репрезентаций Олимпиады 2014 на здоровый образ жизни людей зрелого возраста

    Как известно, психическое отношение -- это динамичное личностное образование, которое претерпевает определенные изменения в процессе жизнедеятельности. Следовательно, вероятно...

    В отношении своего здоровья можно выделить три группы женских стереотипов. Первая группа, условно названная «патриархальной», представляет в основном домохозяек, у которых существует множество проблем...

    Половые особенности отношения молодежи к здоровью

    Ценностное отношение - сознательная избирательная связь человека со значительными для него объектами и явлениями, выражающая активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков...

    Половые особенности отношения молодежи к здоровью

    В эмпирической части нашего исследования было опрошено 50 человек (25 женщин и 25 мужчин). Возраст испытуемых варьирует от 18 до 28 лет. Каждый из испытуемых ответил на вопросы трех методик: - опросник «Отношение к здоровью» Р.А...

    Половые особенности отношения молодежи к здоровью

    Вопросы опросника «Отношение к здоровью» распределены по шкалам: когнитивная, эмоциональная, поведенческая, ценностно-мотивационная. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни...

    Представление о смерти

    Проблема супружеской измены

    Хочет ли неверная жена выйти замуж за любовника? Разные исследования показали, что лишь от 13 до 35% их сделали бы это, если такая возможность представится. Более половины женщин определенно не променяли бы мужа на любовника...

    Профилактика школьной дезадаптации в психодиагностике готовности к школе

    Во многом задачу по подготовке ребенка к школе можно считать решенной, если воспитатель и родители сформировали у него положительное отношение к ней...

    Психологическое принятие отцовства в период ожидания ребенка

    Для будущего отца не менее важным, чем для будущей матери, является взаимодействие с собственной матерью. Наиболее важным во взаимоотношениях с матерью является возрастной период мальчика до трех лет. Л.С...

    Психология лжи

    Отношение к обману достаточно сильно отличалось в разные времена и у разных народов. Но даже в одном и том же обществе всегда существуют противоположные точки. Различно отношение мужчин и женщин, верующих и атеистов, детей и взрослых...

    «Формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания»

    Учитель математики МОУ «Поповская

    основная общеобразовательная школа»

    Курова Светлана Сергеевна

    Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие. Все люди хотят быть здоровыми, сильными, иметь красивую фигуру, в идеале заниматься (или хотя бы любить) каким-нибудь видом спорта.

    Очень тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Многие школьники приобретают заболевания в процессе обучения. Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная разработанность вопросов формирования положительного ценностного отношения школьников к своему здоровью. Это приводит к тому, что они постепенно, по мере взросления отходят от норм здорового образа жизни.

    Основной задачей нашего государства является воспитание подрастающего поколения. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи отражает все направления воспитательного процесса. Одним из таких направлений является физическое развитие и воспитание здорового образа жизни, способствующее осознанию значения собственного здоровья и готовности к его сохранению и укреплению, активному участию в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, отказе от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

    Формирование здорового образа жизни способствует включению в повседневную жизнь школьника различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья (физкультурные минутки на уроках, уроки здоровья, использование валеологического компонента на различных уроках).

    Здоровый образ жизни - возможно, главный фактор предупреждения различного рода заболеваний. Из этого вытекает одна из основных задач воспитательной работы с учащимися - формирование у них здорового образа жизни. Однако не следует забывать, что данная проблема является основной не только для учителей, но и для родителей, причем именно на последних ложится основной груз ответственности.

    Формирование здорового образа жизни должно включать в себя несколько аспектов:

    Проведение разъяснительных мероприятий со школьниками и их родителями о важности здорового образа жизни для растущего детского организма;

    Построение правильного расписания школьной жизни учащегося;

    Введение определенных школьных правил и норм (опрятный вид школьника, запрет курения на территории школы и др.).

    Кроме того, одним из факторов формирования здорового образа жизни у школьников, является личный пример, о чем учитель никогда не должен забывать. В качестве примера для подражания нередко выступают и родители учеников, на эту тему необходимо проводить разъяснительные беседы на родительских собраниях.

    Образ жизни ребенка - основа его здоровья на протяжении всей последующей жизни. Неправильно заложенная основа может привести к повреждению всей конструкции, даже если все остальные ее элементы будут заложены верно.

    Для здоровья будущего поколения нашей нации необходимо прививать и мотивировать здоровый образ жизни. Мотивация здорового образа жизни - это комплекс мер, направленных на появление у детей стремления соблюдать все правила и нормы здорового образа жизни. В понятие здорового образа жизни входит целый комплекс условий и требований, выполнение которых благотворно влияет на здоровье человека. К ним можно отнести:

    соблюдение режима дня;

    правильное и своевременное питание;

    соблюдение норм личной гигиены;

    отказ от вредных привычек;

    регулярное занятие любительским спортом, правильная оснка;

    и др.

    Следует отметить, что в настоящее время здоровый образ жизни становится модным. Все больше популярных людей пропагандируют здоровый образ жизни, к тому же здоровые, спортивные, сильные личности более популярны, чем измученные вредными привычками. Исходя из этого в беседах со школьниками следует дать им понять, что крепкое здоровье - один из первых шагов к популярности и успеху.

    Мероприятия по формированию мотивации следует начинать с самого рождения ребенка. Для этого родители постепенно приучают его к правильному и регулярному питанию, личной гигиене и др. Необходимо также вовремя привить ребенку навыки самообслуживания и самостоятельного выполнения основных действий личной гигиены. Взрослея, ребенок привыкает к режиму дня, установленным для него родителями правилам и не представляет себе другого образа жизни.

    Семья закладывает в сознание ребенка само понятие «здоровье», однако дальнейшее формирование у ребенка ценностного отношения к нему перекладывает на школу.

    Анализ передовой практики показывает, что процесс формирования у школьников ценностного отношения к здоровью состоит из следующих взаимосвязанных направлений:

    1. Воспитание у детей положительного отношения, интереса к занятиям физическими упражнениями;

    2. Вооружение школьников знаниями по физической культуре, гигиене, физиологии человека и формирование на их основе убеждений в необходимости следить за своим здоровьем, систематически заниматься физической культурой;

    3. Практическое приучение учащихся к ежедневным занятиям физической культурой в режиме школьного и внешкольного времени.

    Названные выше направления достигаются в практике работы школы в тесной связи в едином образовательном процессе. Выработка у детей интереса к своему здоровью, становится одним их мотивов внутреннего побуждения их к занятиям физической культурой, важным условием для формирования ценностного отношения к нему.

    Пробуждению и развитию у школьников интереса способствует качественное проведение уроков и внеклассных занятий. Уроки физической культуры, физкультминутки, занятия в спортивных секциях, массовые школьные соревнования имеют явную направленность на то, чтобы приобщить всех учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Важным разделом работы по привитию школьникам потребности заботиться о своем здоровье является формирование у них соответствующих убеждений. При этом важное значение имеет обеспечение взаимосвязи между практическими умениями и теоретическими знаниями учащихся. Формированию у учащихся нужных убеждений способствует доходчивое объяснение учителя, работа родителей.

    Большое значение для формирования у учащихся устойчивых убеждений имеют согласованные действия школы и семьи. Для достижения единства педагогического и родительского влияния на детей необходимо обсуждать вопросы здоровья на родительских собраниях.

    Практическое приучение школьников заботиться о своем здоровье в режиме школьного и нешкольного времени является решающим условием выработки у них данной потребности. Потребность формируется через привычку. Достижению успехов в этом важном деле способствуют спортивно-оздоровительные мероприятия: «Дни здоровья», различные спортивные мероприятия («Самый спортивный класс», «Олимпийцы среди нас» «Самый меткий и ловкий», «Спортивная семья» и др.), где принимают участие учащиеся и их родители, а также классные руководители, которым может отводиться роль помощников судей, организаторов и т.п.

    Для того, чтобы у ребенка выработалось ценностное отношение к своему здоровью, сохранялся интерес к занятиям спортом, необходимо соблюдение некоторых принципов:

    Принцип всестороннего, гармоничного развития личности. Организм человека единое целое, развивать и укреплять необходимо все его органы.

    Принцип оздоровительной направленности предусматривает сохранение и укрепление здоровья.

    Принцип связи физического воспитания с дальнейшей жизнью.

    Кроме педагога, который интересуется новинками литературы, который может, а главное хочет не только научить детей как правильно заниматься физической культурой, но и привить к ней интерес на всю оставшуюся жизнь, важным этапом является мотивация детей.

    Но в то же время необходимы усилия и со стороны семьи. Но вся эта работа невозможна, и в целом бесполезна, без поддержки и помощи родителей. Ведь именно в семье ребенок получает основные знания; именно семья помогает ребенку понять «что хорошо, а что плохо, что польза, а что вред».

    Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу.

    Там, где культивируется любовь к своему здоровью, обычно дети, став, в свое время, родителями, передадут это своим детям

    Для формирования ценностного отношения к здоровью разработана программа мероприятий работы с родителями и детьми в 6 классе:

    п/п

    Название мероприятия

    Цель мероприятия

    Раскрыть понятие здорового образа жизни; показать морально-нравственные аспекты здорового образа жизни, значение разумного подхода к стрессовым ситуащиям; информировать учащихся о ложном действии «удовольствия», получаемого от применения наркотиков, табака, алкоголя и непоправимых последствиях их использования.

    Беседа «Значение здорового питания для организма человека»

    Показать учащимся значение здорового питания для организма человека; сделать вывод, что способствует здоровью, а что приносит вред; стимулировть общение детей, прививать любовь к спорту.

    Беседа «Мы зарядку делали – прыгали и бегали»

    Показать учащимся, что для сохранения здоровья необходимо выполнять физические упражнения ежедневно; познакомить учащихся с правилами личной гигиены; с ролью здорового питания.

    Клаасный час «Как научиться быть здоровыми?»

    (совместно с родителями)

    Воспитание уважения к личному здоровью и здоровью окружающих; воспитание у родителей и детей интерес к совместной деятельности; развивать умение дарить тепло и доброту.

    Ситуационный классный час «Табакокурение в нашей жизни»

    Провести самоанализ отношения учащихся к табакокурению.

    Ситуационный класный час «Энергетические напитки в нашей жизни»

    Провести самоанализ отношения учащихся к энергетическим напиткам.

    Общешкольное спортивное мероприятие «Папа, мама, я – сортивная семья»

    Воспитание положительного отношения к занятию спортом; воспитание у родителей и детей духа соревнования; сплочение родителей со своими детьми.

    Родительское собрание «Здоровый образ жизни: его принципы и составляющие»

    Познакомить родителей с принципами и составляющими здорового образа жизни; показать роль семью в воспитании

    целостного отношения к здоровью.

    Воспитание ценностного отношения к своему здоровью

    Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

    Каковы же факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?

    Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,

    нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного

    процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних

    заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи

    информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,

    характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится

    приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

    Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок

    пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают

    специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются

    все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.

    Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:

    • интенсификация учебного процесса;
    • нерациональная организация процесса обучения;
    • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

    С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской

    патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения

    школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников

    помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех

    используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только

    сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов

    образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры

    здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.

    Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для

    учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации

    и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и

    подростков.

    Цель здоровьесберегающего сопровождения - создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

    Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.

    Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета

    возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-

    оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

    Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование

    различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию

    разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в

    Организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.

    Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,

    продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились

    искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

    Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.

    Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность

    учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во

    время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить

    здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,

    происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

    На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.

    Основными факторами, влияющими на здоровье человека при работе за

    компьютером являются:

    1. Длительная гиподинамия. Любая поза при длительной фиксации вредна для

    опорно-двигательного аппарата и, кроме того, ведет к застою крови во внутренних органах и капиллярах.

    2. Нефизиологическое положение различных частей тела. Правильную осанку

    необходимо выучить «телом», путем его контроля в течение какого-то времени, и потом

    она будет поддерживаться уже автоматически. Проще всего встать к ровной стене и

    прижать к ней плотно пятки, икры, ягодицы, лопатки, локти и затылок.

    3. Длительно повторяющиеся однообразные движения.

    4. Световое, электромагнитное и прочие виды излучения

    Хочется отметить, что структуру урока и его содержание можно изменять в

    зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов

    проведения может быть несколько, но приоритетным, для меня, остается выполнение

    таких условий:

    Разнообразие видов деятельности;

    Разнообразие способов и приёмов преподавания;

    Работа на компьютере не больше установленного времени;

    Доброжелательная обстановка на уроке.

    Эти условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с

    компьютером более безопасным для здоровья.

    Педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России

    способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью, выражающееся формулой: здоровье - ценность, а ценности не даются даром.

    В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно

    только сберечь! Берегите себя и своих учеников!


    Педагогический совет

    «Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни»

    "Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
    В новом законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ в статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» говорится: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся».

    В школе сложилась собственная система наиболее эффективных путей и механизмов реализации Программы «Здоровье», особенностями которой является создание здоровьесберегающего пространства через соблюдение новых Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта и федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся.

    Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. В Примерной образовательной программе общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Опираясь на базовые документы федерального уровня, мы разработали свою образовательную программу начального общего, основного общего образования.

    Школа – один из социальных институтов, который оказывает большое влияние на подрастающее поколение. Здесь дети не только получают базовые знания по общеобразовательным предметам, но и проходят социализацию, пробуют себя в различных формах деятельности. Как ни странно, но на школе лежит и еще одна ответственность – формирование у школьников ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Каким же образом педагог (как известно, оказывающий, наверное, наибольшее влияние на ученика в школе, подающий ему пример поведения, ответственный за школьника, находящегося в учебном заведении) может поспособствовать созданию такой позитивной оценки?

    Как известно, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.

    По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни. И этот так называемый «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52 % - в наших руках. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях школы пойдёт речь на нашем педсовете .

    В целом в школе сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований для модернизации физкультурно-оздоровительной работы в школе достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей. Однако переломить эту негативную тенденцию возможно. Один из путей – обеспечить оздоровительную направленность образовательного процесса в школе.

    Известно, что индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, логическое мышление, самосознание, самооценка. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить детей к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъективность в сбережении и укреплении здоровья.

    Движение - ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Многие физиологи отмечали важную роль движений уже в эмбриональном периоде развития ребенка. После рождения младенец около 50 % времени бодрствования должен проводить в движении. При ограничении двигательной активности наблюдается резкое замедление психического и физического развития детей. Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно-сосудистой системы, увеличении массы головного мозга и его функциональном состоянии. Например, уровень сформированности тонкой моторики кисти, развитие ее движений определяет развитие речи и мышления ребенка, с другой стороны, использование в воспитании физических упражнений для кистей рук позволяет стимулировать развитие речи, письма, мышления ребенка.

    Движение - необходимая составная часть любого вида деятельности детей и их естественная биологическая потребность, которая получила название кинезиофилии (от греческих слов «движение» и «любить»). Недостаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребенка. Это особенно актуально для школьников. Учебная работа школьника - труд, который осуществляется на фоне длительного статического напряжения, связанного с поддержанием позы и сопряженного со значительными зрительными нагрузками.

    Двигательная нагрузка - в значительной степени управляемый фактор внешней среды, влияние которого можно направить на оздоровление и функциональное совершенствование систем детского организма. В связи с этим необходимо удовлетворить естественную потребность организма в движении и обеспечить оптимальную двигательную активность детей в школе.

    Под двигательной активностью понимают общее число разнообразных движений за определенный отрезок времени (час, сутки).

    Профилактика гипокинезии включает следующие мероприятия:

    * Выполнение режима дня с учетом гигиенических требований (нормирование режимных моментов в соответствии с возрастом детей);

    * Правильное соотношение динамического и статического компонентов на уроках;

    * Внедрение в учебный процесс разных форм двигательной нагрузки (гимнастики до уроков, физкультурных минуток, динамических перемен).

    Гимнастика до уроков

    Цель гимнастики до уроков - активизировать процессы обмена, стимулировать дыхательную функцию, повысить работоспособность и организовать учащихся. Гимнастика проводится в хорошо проветренных помещениях. Не следует выполнять физические упражнения в классных комнатах. Это приводит к нарушению микроклимата в классе в результате увеличения температуры воздуха и антроповыбросов (пота, микроорганизмов). Длительность гимнастики для младших школьников 5 - 6 минут. Упражнения должны носить активизирующий характер, не требовать сложной координации и силовой нагрузки. Это физические упражнения с участием мышц плечевого пояса (подъем и вращательные движения рук и головы), спины, живота (наклоны в четырех направлениях), ног (приседания, прыжки).

    Физкультурные минутки

    Эта форма двигательной нагрузки должна использоваться всеми учителями в младших классах. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - убеждал педагогов в значительной пользе такого кратковременного отдыха еще К.Д.Ушинский (1948).

    Безусловно, один из главнейших факторов, влияющий на становление личности ребенка, среда, где происходит это формирование – семья. Именно с нее начинается восприятие мира маленьким человеком. Именно с родителей берет пример ребенок. Поэтому если мама и папа хотят приучить своего малыша к здоровому образу жизни, они должны, в первую очередь, вести его сами. К различным видам спорта ребенок также приучается с детства, благодаря помощи родителей. Поэтому стоит непременно уделять время активным играм (разумеется, безопасным), упражнениям по развитию мелкой моторики. Немаловажно также, чтобы все «тренировки» были интересны для ребенка, не являлись утомительными или отвлекающими его от каких-то «своих дел». Да, взрослым порой кажется, что «он еще совсем маленький, ничего не понимает, просто копается в песочнице». Но на самом деле ребенок – практически автономная система, стремящаяся изучать мир. Поэтому стоит отнестись к этому факту с уважением. К тому же, если постоянно заменять дело, интересующее малыша, на зарядку или игру с мячом, то эти занятия спортом будут ему неприятны. Следовательно, цель – приобщение к активному образу жизни – не будет достигнута.

    Родителям более взрослых ребят можно посоветовать также стараться разнообразить досуг своего чада.

    Вывод

    Систематическое использование в режиме дня (как школьном, так и домашнем) оздоровительных, расслабляющих упражнений способствует укреплению организма ребенка, предупреждает отклонения в физическом развитии, развивает самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье.

    Приобщая детей к культуре здорового образа жизни, мы воспитываем в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Такие ребята всегда будут активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в любых условиях, а также будут обладать всеми качествами гармонически развитой личности

    Проект решения педсовета:

    1. Определить как одну из приоритетных задач школы – создание условий по охране и укреплению здоровья учащихся, создание оптимальных условий работы педагогов.
    2. Определить ответственность учащихся о сохранении и укреплении своего здоровья (кл. руководители).
    3. Организовать мониторинг и создать банк данных уровня физического и психического здоровья обучающихся с проведением анализа заболеваний и их динамики (март).
    4. Методическим объединениям организовать работу по изучению и внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий (3 четверть, рук. ШМО).
    5. Спланировать систему родительских собраний, включая темы по формированию здорового образа жизни ребёнка и культуры здоровья (апрель, кл. руководители).
    6. Организовать проведение внеклассных мероприятий по данному направлению (апрель, кл. руководители).



    Похожие статьи