• Понятие системы физического воспитания. Система физического воспитания в рф

    14.07.2019

    Значение спорта в жизни подрастающего человечка огромно. Не является открытием то, что каждый адекватный родитель осознаёт необходимость укрепления здоровья своего ребёнка. Именно поэтому папы и мамы стараются тщательно организовывать режим дня и питания ребёнка, всячески физически развивать его, нередко записывая в и секции. Всё это верно, ведь спорт – отличное увлечение для ребёнка. Помимо того, что занятия физкультурой и спортом приносят огромное удовольствие не только ребёнку, но и всей семье, спорт – это ещё и польза для здоровья, позитивное влияние на развитие волевой и эмоциональной сферы малыша. А ещё спортивные игры, занятия и тренировки отвлекают от увлечения компьютером или телевизором, предлагая провести время иначе. Как правильно физически воспитывать и развивать ребёнка, не навредив его здоровью, узнаете из нашей статьи.

    Важность физического воспитания в семье

    Суть физического воспитания состоит в педагогической составляющей, направленной на формирование физических качеств человека, изучение движений, получение физкультурных знаний и формировании потребности в занятиях. Физическое воспитание ребёнка - важный компонент, без которого невозможно всестороннее формирование личности. Так что родителям, цель которых - воспитать здорового и активного ребёнка, предстоит важная и тщательная работа. Ни детский сад, ни школа, а именно родители прививают осознанное отношение малыша к сохранению здоровья. Если вы хотите видеть рядом уверенного, крепкого, не подверженного заболеваниям, довольного ребёнка – без приучения к физической культуре с раннего возраста никак не обойтись.

    Цели и задачи физвоспитания детей

    С какой целью применяется физическое воспитание? Прежде всего, для того, чтобы создать условия, при которых ребёнок будет здоровым, жизнерадостным, жизнестойким, физически совершенным, сильным, гармонично развитым, творческим. Физическое необходимо осуществлять с учётом возрастных, психологических и физиологических параметров: только при таких условиях оно принесёт пользу.

    Оздоровле­ние детей - одна из ключевых задач в системе физического воспитания. Задачи оздоровительного характера обеспечивают:

    • укрепление здоровья детей и охрану их жиз­ни
    • психосоматическое развитие
    • укрепление сопротивления организма ребёнка с помощью закаливания
    • повышение устойчивости к разным болезням и вредоносным воздействиям окружающей среды
    • повышение работоспособности ребенка.

    Оздоровительные задачи призваны:

    • содействовать выработке правильной осанки
    • способствовать своевременному окостенению опорно-двигательного аппарата
    • правильно формировать изгибы позвоночника
    • развивать своды стопы
    • укреплять и развивать связочно-суставный аппарат;
    • гармонично развивать телосложение;
    • регулировать рост и массу костей;
    • развивать мышцы всех систем организма.

    Немаловажным аспектом физического воспитания являются образовательные задачи , которые включают:

    • работу по формированию двигательных умений и на­выков
    • воспитание силы, быстроты, ловкости, гиб­кости, глазомера, выносливости
    • развитие равновесия и совершенствование координации движений.

    Воспитательные задачи призваны формировать ребёнка как личность путём формирования в процессе занятий его моральных и волевых качеств.

    Воспитательные задачи обеспечивают:

    • воспитание поло­жительных качеств характера (дисциплины, воли к победе, организованности, отзыв­чивости, честности, самостоятельности и т.п.)
    • развитие культуры чувств, формирование эстетического отношения к физическим упражнениям
    • пополнение словарного запаса
    • активизацию памяти, мышления, воображения, творческого начала.

    «Интересно знать, что именно благодаря физическому воспитанию происходит становление характера ребёнка и формируется его нравственное отношение к миру».

    Взаимопроникновение всех задач физического воспитания может обеспечить цельный подход к воспитанию гармоничной личности ребёнка: здорового и физически развитого, смелого и настойчивого в достижении целей, трудолюбивого, умеющего видеть прекрасное. Физическое воспитание влияет не только на развитие тела, но и духовного мира ребёнка.

    Принципы

    Чтобы правильно организовать занятия физкультурой и спортом вашего ребёнка, следует принять во внимание принципы, на которых строится физическое воспитание:

    1. Активность и сознательность. Одним из важнейших требований является закрепление у детей правильного отношения к физической активности. Здесь большую роль играет деятельность родителей, в задачу которых входит воспитание положительного восприятия занятий физическими упражнениями. Такой подход будет содействовать формированию заинтересованности и чёткой убеждённости ребёнка, что спорт - это хорошо.

    2. Наглядность. Ребёнку важно увидеть своими глазами спортивные занятия, тренировки, . Именно таким образом спорт может увлечь ребёнка. А ещё, физкультура и спорт строятся на необходимости правильно воссоздавать движения, которые показывает тренер.

    3. Индивидуализация и доступность. Подбираем физические управления, ориентируясь на индивидуальность ребёнка, его возраст и состояние здоровья, его желания и возможности.

    4. Систематичность. Помним, что занятия должны быть регулярными, а нагрузки должны рационально чередоваться с отдыхом.

    5. Динамичность. Усложняем нагрузку постепенно - по мере готовности маленького спортсмена.

    Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

    «Совет. Чтобы правильно организовать физическое развитие ребёнка, важно уделять этому внимание с самого начала его жизни. Малышу нужно закрепить режим дня, предложить виды активности в соответствии с возрастом, научить обслуживать себя самостоятельно. Меняйте формы физического воспитания по мере роста ребёнка».

    Учёные многократно доказывали позитивное влияние физической активности на развитие детского организма. К сожалению, далеко не все папы и мамы признают это. Слабая двигательная активность, усугубленная неправильным питанием, способствует появлению у ребёнка многочисленных недостатков: сутулости, слабо развитой мускулатуры, частой подверженности заболеваниям, ожирения и многих других. Чтобы этого избежать, необходимо заниматься с малышом физкультурой, начав как можно раньше.

    На что необходимо обратить внимание при физическом воспитании детей-дошкольников?

    Прежде всего, на формирование базовых движений , которые обычно дошкольники быстро схватывают. Родителям необходимо прививать детям такие умения и навыки, учитывая возрастные нормы:

    • к 3-м месяцам: малыш должен прямо держать голову
    • к 6-ти месяцам: кроха двигает ручками, хватает предметы, лежит на животе, опираясь на руки, ползает, переворачивается
    • к 11-ти месяцам: ребёнок должен уметь прямо сидеть и стоять, лежать и самостоятельно ложиться, ходить с опорой
    • к 1-му году: малыш должен ходить без опоры
    • к 3-му году: ребёнок активно ходит, бегает, лазает
    • к 4-му году: может хорошо прыгать с небольшой высоты, метать и ловить предметы, кататься на детском велосипеде,
    • к 5-6 годам: выполняет большинство базовых движений - бегает, лазает по лесенке, преодолевает преграды и проч.

    Второй важный аспект при физическом воспитании дошкольников - это формирование заинтересованности ребёнка к занятиям физической культурой . Дошкольный возраст - чудесный период для приучения ребёнка к физкультуре, однако при этом следует учитывать определённые условия:

    1. Доступность заданий. Успешное выполнение несложных упражнений будет стимулировать ребёнка к достижению более высоких результатов.
    2. Поощрение. Положительная оценка - отличная мотивация к новым успехам.
    3. Ликбез. При физических занятиях просвещаем ребёнка и развиваем его , сообщая полезную и интересную информацию о физкультуре, возможностях человеческого организма.
    4. Зарядка. С 4-5 лет приучите малыша ежедневно делать гигиеническую гимнастику: по 5-7 минут, меняя упражнения раз-два в месяц. Занимайтесь по утрам вместе с ребёнком - желательно, в игровой форме, например, имитируя движения животных или забавных персонажей.

    «Совет. Постарайтесь, по возможности, до поступления в школу приучить ребёнка любить прогулки, играть в активные игры, плавать, ездить на велосипеде, кататься на роликах, лыжах и коньках».

    Средства для детей школьного возраста

    Физическое воспитание школьника направлено не только на усовершенствование умений, ловкости, меткости, быстроты и силы, но и на развитие интеллектуальных способностей. Благодаря физической активности у ребёнка школьного возраста активизируются обменные процессы, повышается выносливость, что позитивно влияет на состояние здоровья, а значит и самочувствия. И в этом возрасте нужно уметь правильно организовать занятия физкультурой и спортом.

    Какие средства в этом помогут?

    • зарядка, гимнастика, упражнения
    • занятия разными видами спорта
    • прогулки, экскурсии
    • турпоходы.

    Прививаем здоровый образ жизни

    Главное, что следует понять родителям: не следует принуждать ребёнка к занятиям, гораздо лучше - воспитать привычку жить здоровым образом жизни. Как это сделать родителям?

    1. Воспитывайте привычку соблюдать режим.
    2. Учите и проводить активные игры.
    3. Вырабатывайте ежедневную потребность к физическим упражнениям.
    4. Учите проявлять интерес к миру спорта, достижениям выдающихся спортсменов.
    5. Учите испытывать и проявлять положительные эмоции при занятиях.
    6. На своём примере показывайте, как хорошо быть активным и здоровым, не имея вредных привычек.

    Выбираем спортивную секцию


    Ко всем родителям частенько приходит мысль: «Когда и в какую спортивную секцию определить ребёнка?» Что при этом необходимо учесть - читайте в рекомендациях.

    1. Подготовка. Цель занятий в спортивных секциях – укрепить здоровье ребёнка, сделать его более выносливым, сильным, а не навредить ему дополнительными нагрузками. Поэтому, перед тем, как отдать ребёнка в «большой спорт», обследуйте его в поликлинике на предмет, нет ли у него противопоказаний к тем или иным занятиям. Учитывайте пожелания маленького спортсмена: обычно дети говорят, что им нравится.

    2. Учитывайте возрастные нормы для нагрузок ребёнка.

    К примеру, с рождения до двух лет подойдут такие виды физических занятий как массаж, детская гимнастика, детский фитбол или плавание вместе с мамой.

    В два-три года – занятия на шведской стенке и канате, подвижные игры, велосипед и самокат, игры на спортивных площадках, плавание с родителями в водоёмах и бассейне.

    В три-четыре года – уже можно записать на художественную или спортивную гимнастику, в секцию восточных единоборств, спортивных танцев, фигурного катания, акробатики.

    В пять-шесть лет – попробуйте футбол, хоккей, теннис (большой или настольный), лёгкую атлетику.

    В семь-восемь лет – подходят все секции командных видов спорта, единоборства, бокс.

    С десяти лет – смело можно определять в секцию верховой езды и конного спорта, велоспорта, фехтования, горнолыжного и конькобежного спорта, парусного спорта. Для мальчиков этого возраста уже можно начать занятия тяжёлой атлетикой.

    3. Цель. Не пытайтесь сделать сразу из ребёнка чемпиона – это чревато перегрузками и вредом для здоровья. Ваша цель – оздоровить ребёнка, укрепить его здоровье, а не, наоборот, подорвать. Будьте разумными.

    Смотрите видео с советами о том, как в каком возрасте отдать ребёнка в спортивную секцию, какой вид спорта предпочесть


    Выводы

    Помните, что цель физического воспитания - это укрепление здоровья ребёнка, раскрытие его потенциала, воспитание характера. Создайте благоприятные условия для успешного физического развития вашего ребёнка. Пусть он полюбит спорт. Такие условия обеспечат крепкое здоровье, всесторонне развитие малыша, гармонию с внутренним «Я», успешную социализацию и открытие новых горизонтов для развития способностей.

    Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т. е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации. В совокупности с определяющими ее положениями система физического воспитания характеризуется:

    • - идеологическими основами, выраженными в ее социальных целевых установках, принципах и других отправных идеях, которые продиктованы потребностями всего общества либо интересами отдельных классов и обусловлены в конечном счете коренными социальными отношениями, типичными для данной общественной формации;
    • - теоретико-методическими основами, которые в развитом виде представляют собой целостную концепцию, определяющую научно-практические знания о закономерностях, правилах, средствах и методах физического воспитания;
    • - программно-нормативными основами, т. е. программным материалом, отобранным и систематизированным согласно целевым установкам и принятой концепции, и нормативами, установленными в качестве критериев физической подготовленности, которая должна быть достигнута в результате физического воспитания;
    • - тем, как все эти исходные основы закреплены организационно и реализуются в деятельности организаций и учреждений непосредственно осуществляющих и контролирующих физическое воспитание в обществе.

    Отсюда не трудно заключить, что систему физического воспитания характеризуют не столько отдельные явления практики физического воспитания, сколько ее общая упорядоченность, а следовательно, и то, на каких исходных системообразующих основах обеспечивается ее упорядоченность, организованность и целенаправленность в рамках конкретной общественной формации. В зависимости от условий своего развития система физического воспитания может быть относительно элементарной или высокоразвитой, иметь ограниченную либо широкую сферу распространения, причем организационная мощь системы зависит прежде всего от степени участия государства и ведущих общественных сил в ее становлении и функционировании. Официальная система физического воспитания в обществе, разделенном на антагонистические классы, по существу не может удовлетворять потребности всех членов общества; она охватывает главным образом ту часть социальной практики физического воспитания, которая находится под непосредственным контролем государственных и общественных организаций, создаваемых господствующим классом. Социалистическое общество создает систему физического воспитания принципиально нового типа, входящую в состав коммунистической общенародной системы всестороннего воспитания.

    В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

    Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма, совершенствовать деятельность центральной нервной системы, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.

    Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей младшего школьного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в школе и семье.

    Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в школьных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.(17).

    Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).

    Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей младшего школьного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.

    Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка.

    Преимущественное решение тех или иных педагогических задач позволяет выделить три основные направления в физическом воспитании:

    1.Общее физическое воспитание .

    Общее физическое воспитание направлено на укрепление здоровья и поддержание работоспособности в учебной или трудовой деятельности. В соответствии с этим содержание физического воспитания ориентировано на овладение жизненно важными двигательными действиями, согласованное и соразмеренное развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости и подвижности в суставах. Общее физическое воспитание создает тот обязательный минимум физической подготовленности человека, который необходим для нормальной жизнедеятельности, для специализации в любом виде профессиональной или спортивной деятельности. Оно осуществляется в дошкольных учреждениях, на уроках физической культуры, в общеобразовательной школе, в секциях (группах) ОФП и группах физкультурно-оздоровительного комплекса РБ, в группах здоровья и др.

    2.Физическое воспитание с профессиональной направленностью .

    Физическое воспитание с профессиональной направленностью призвано обеспечивать тот характер и уровень физической готовности, который необходим человеку в конкретном виде трудовой или военной деятельности (в этом значении говорят о специальном физическом воспитании космонавта, монтажника-высотника и др.).

    Содержание физической подготовки всегда обусловлено требованиями конкретного вида профессиональной деятельности. Поэтому физические упражнения для занятий подбираются такие, которые в наибольшей степени содействовали бы формированию трудовых умений, соответствовали условиям настоящей и будущей трудовой деятельности. Физическая подготовка осуществляется в специальных средних, высших учебных заведениях и в армии.



    3.Физическое воспитание со спортивной направленностью .

    Физическое воспитание со спортивной направленностью обеспечивает возможность специализироваться в избранном виде физических упражнений и достигать в них максимальных результатов. Физическое воспитание, направленное на подготовку к высоким достижениям в избранном виде спорта, называют спортивной тренировкой .

    Спортивная тренировка вместе со спортивной ориентацией и отбором, теоретическими занятиями спортсменов, восстановительными мероприятиями и т.п. составляют то, что принято называть спортивной подготовкой.

    В спортивной тренировке условно выделяют отдельные ее стороны, в том числе физическую подготовку, которая обеспечивает высокий уровень функциональных возможностей организма и укрепления здоровья спортсмена для максимальных достижений в избранном виде спорта.

    Все три направления подчиняются единой цели, общим задачам и принципам системы физического воспитания.

    26. Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
    Воспитательная система школы имеет определенную структуру . Ее компоненты:-цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
    -деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
    -субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
    -рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
    -среда системы, освоенная субъектом;
    -управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
    Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально- психологической защищенности.

    Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.

    Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности. Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы.
    Первый этап развития воспитательной системы - становление .
    Одной из основных целей воспитательной системы на первом этапе является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в единый воспитательный коллектив являются общность целей, включение в совместную деятельность, гуманные отношения внутри коллектива. Чтобы создать единый воспитательный коллектив, необходим благоприятный психологический настрой в учительской среде. Путь к этому может лежать через следующие действия:
    -создание малого педагогического совета, который является своеобразным оперативным штабом и центром формирования общественногомнения;-формирование инициативных групп по моделированию воспитательной системы, которые формируют видение настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы;
    -ознакомление педагогов с теорией и практикой создания воспитательных систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения;
    -выход на коллективы педагогов, родителей, шефов (обсуждение модельных разработок и программ построения воспитательной системы);-включение детей в разработку модели воспитательной системы, образа школы и выпускника;
    -диагностику состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьника, определение воспитательного потенциала окружающей среды и способов его реализации;
    -создание инициативной группы из числа учителей и учащихся, систематизирующей и обобщающей информацию и предложения.

    На первом этапе идет формирование целевой установки, вырабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса, формируется концепция школьной воспитательной системы. На первом этапе моделируется образ выпускника образовательного учреждения. Это идеал, к которому стремится школа, педагог.Изучение практики работы учебных заведений, успешно реализующих воспитательные функции, показывает, что педагоги этих образовательных учреждений, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой - выделяют в широком спектре деятельности какой-то один вид (направление) в качестве приоритетного и с опорой на него строят свою воспитательную систему. Поэтому на первом этапе формирования школьной воспитательной работы особое внимание уделяется выделению системообразующей деятельности. На первом этапе формируются отношения, налаживаются связи с внешней средой. Управление воспитательной системой на этапе становления, в основном, осуществляется на организационно-педагогическом уровне, хотя, безусловно, присутствует и психологическая корректировка. Главное достижение этого этапа: цели воспитательной системы сформированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.

    Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы . На этом этапе окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы. Деятельность усложняется, устанавливаются связи между различными ее видами. Этот этап характеризуется бурным развитием общешкольного коллектива, развитием межвозрастного общения. Возникают временные коллективы, разновозрастные объединения.
    Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Рождаются коллективные традиции. Появляются новые формы взаимодействия системы с внешней средой.
    Управление воспитательной системой осуществляется как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровнях. Отсюда потребность в социально-психологической службе. На данном этапе следует проследить, как относятся учащиеся к происходящему, почему участвуют в том или ином деле, каково самочувствие ученика в школе.
    Третий этап , завершающий . Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебно-познавательную деятельность. Рамки урока становятся тесными, начинаются поиски более емких и гибких форм коллективного познания. Идет интеграция учебной и внеучебной деятельности. Онапроявляется:-в общей направленности целей учебной и внеучебной работы на формирование личности и коллектива;
    -во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности во внеучебную и наоборот;
    -в многообразии форм, методов, приемов, обеспечивающих эти взаимопереходы;
    -в том, что урок и внеурочное дело становятся составными и полноправными частями коллективной жизнедеятельности.
    Школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. У большинства школьников, педагогов формируется «чувство школы». Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений. Налаживаются связи с социумом. В управление системой включается все большее количество участников: детей, родителей. Резко возрастает роль самоуправления и саморегуляции.
    Четвертый этап - обновление и совершенствование системы : усложняются цели, более разнообразным становится содержание, более тонкими - отношения, более разветвленными - связи и, конечно же, более сложными становятся организационные, управленческие процессы. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень.

    27. Планом предусматривается следующая работа:

    -с воспитателями: 1) изучить основные положения Конвенции о правах ребенка и нормативно-правовые акты Российской Федерации.

    3) повысить педагогическую компетентность педагогов по проблеме охраны прав детей в ДОУ (Проведение семинара - практикума: «Охрана прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада»; проведение итогового педсовета; разработка проекта «Изучаем свои права»).Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать для родителя определенной моделью уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Родитель, который изо дня в день видит воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, скорее всего, лишний раз задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.

    - с детьми: 1) Формировать правовое сознание ребенка – дошкольника (Знакомство детей с их правами через включение материалов конвенции в праздники, спектакли, разнообразные развлекательные и познавательные игры; Цикл занятий с детьми «Что я знаю о своих правах?»).

    2) Создать условия для социально – эмоционального развития детей (Организация и проведение «Недели игры и игрушки». Выставка детских работ. Оформление альбома с детскими рисунками - «Что я знаю о своих правах»).

    -с родителями:

    1) Создать условия для объединения усилий семьи и ДОУ по охране прав детей (Групповая дискуссия «Наказывая, подумай: зачем?»; Оформление рекомендаций по проблеме; Организация информационного стенда в каждой группе детского сада «Правам ребенка посвящается»).

    2) Формировать индивидуально родительскую позицию, стили воспитательной практики, ответственность и инициативу

    3) Осуществлять мониторинг семейного воспитания с целью выявления и коррекции нарушения прав детей.

    1.Способствовать формированию правовой культуры учащихся, мотивацию к активному изучению права

    2.Помочь учащимся разобраться во всем многообразии отношений, урегулированных нормами права

    3.Научить учащихся уважать законы и отстаивать свои права.

    28. физкультура в школе предмет не главный. Как правило, школьники живут в условиях дефицита двигательной активности. Существующие сегодня программы по физкультуре должны обеспечивать физическое развитие школьников. Но даже если в школе есть спортзал, учитель физкультуры, спортивный инвентарь (это не всегда встречается в областных городах, не говоря уже о сельских школах) – это не означает, что школьники физически развиваются и улучшают свое здоровье.
    Показателем работы учителя физкультуры является выполнение школьниками всяческих нормативов (бег, прыжки), хотя более логичными были бы показатели количества пропущенных уроков по болезни, количество детей занимающихся зарядкой.
    Известно, что успех формирования здоровья растущего организма зависит от понимания преподавателем термина «здоровье», от его умения поддерживать собственное здоровье. Интересно на доступном возрастном уровне преподнести детям материал о здоровье, постоянно углублять его на всем пути обучения от первого по выпускной класс.
    Итак, основные проблемы физического воспитания, которые существуют в школе: - Слабая материальная база для развития физической культуры в школе (несоответствие спортзалов и спортплощадок существующим нормативам, отсутствие необходимого спортинвентаря, отсутствие душевых помещений).
    - Дефицит учителей физкультуры, который прежде всего связан с оплатой их труда. Низкая оплата труда производит естественный отбор: молодые учителя идти в школу не хотят, а если и приходят, то не самые лучшие.
    - Организация уроков физкультуры и внеклассной работы по физическому воспитанию. Отношение к этому предмету в каждой конкретной школе зависит, прежде всего, от директора, осознания им важности физкультуры для здоровья детей и практических усилий по обеспечению этой работы.
    Да, главной целью всех воспитательных систем является прежде всего развитие, становление здорового человека: и физически, и нравственно, и духовно. Важная роль в формировании здорового образа жизни детей отводится семье. К сожалению, родители не формируют у детей чувства ответственности за свое здоровье, не ведут профилактику травматизма, несчастных случаев. Не способствует этому и личный пример родителей, далеко не многие родители сами делают зарядку, занимаются на тренажерах и т.д., а хотят видеть здоровыми своих детей.

    Важное место в формировании здорового образа жизни детей отводится организации свободного времени. Бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления алкоголем, пристрастие к сигаретам. В наше время, когда занятия в секциях, клубах стали платными еще более сложно становится организовать досуг учащихся. Педагогу необходимо всячески поощрять занятия детей в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания.
    Что же входит в понятие здорового образа жизни:
    - отказ от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств)- оптимальный двигательный режим.-рациональноепитание-закаливание.-личнаягигиена.-положительныеэмоции.
    Одной из составляющий здорового образа жизни, является отказ от разрушителей здоровья: куренья. Употребления алкогольных напитков и наркотических средств. О последствиях для здоровья, которые,возникают в результате этих пристрастий,существует обширная литература.
    Употребление спиртных напитков вещь, к сожалению, распространенная. Социологические опросы показывают, что более половины первоклассников знакомы со вкусом шампанского или пива, и, чаще всего это происходит с ведома родителей: « невинная рюмочка» в честь дня рождения или другого праздника. Такое приобщение детей к алкоголю представляет определенную опасность, ибо снимает психологический барьер, и школьник чувствует себя вправе выпить с товарищами, если появляется такая возможность.
    В среде подростков необходимо бороться с пьянством – формой аморального поведения, чтобы потом не пришлось бороться с алкоголизмом – это уже болезнь. Практически все наркотики, включая табак и алкоголь, в большинстве случаев используются для снятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимается при помощи физической активности, и она может служить здоровой альтернативой курению, алкоголю, наркотикам.
    Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим. Один из факторов здорового образа жизни, это питание. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.
    Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. При закаливании детей необходимо помнить, что каждая процедура должна доставлять радость и удовольствие. Существует закаливание воздухом (воздушные ванны); закаливание солнцем (солнечные ванны); закаливание водой (обтирание, обливание, душ, купание); хождение босиком - является одним из древнейших приемовЗакаливания.
    Следующий фактор – это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью.

    План

    1. Физическое воспитание как социальная система.

    2. Принципы системы физического воспитания.

    3. Основы системы физического воспитания.

    4. Основные направления системы физического воспитания.

    1. Физическое воспитание как социальная система

    Физическое воспитание представляет собой социально обусловленный, педагогически организованный процесс овладения ценностями физической культуры.

    Социальная обусловленность физического воспитания заключа6ется в том, что в ходе его достигается социально значимая цель, т.е. цель, которая является существенно важной как для развития самого человека, так и для прогресса общества в целом. Кроме того, это означает, что физическое воспитание протекает в рамках определенной социальной организации, которая располагает необходимыми возможностями для обеспечения интересов общества в этом направлении.

    Такая социальная организация носит название системы.

    Система физического воспитания представляет собой упорядоченную относительно цели деятельности совокупность элементов физической культуры.

    Как и в любой другой социальной системе, в физическом воспитании можно выделить: 1) определенный состав и структурную организацию образующих его элементов; 2) функции; 3) характер взаимосвязи с другими системами общества.

    В состав системы физического воспитания могут войти самые различные элементы физической культуры, т.е. любые факторы материальной и духовной культуры, связанные с «производством» физически совершенных людей. Однако, неотъемлемыми ее элементами становятся только те, которые имеют непосредственное отношение к физическому воспитанию. Без них система не может существовать как единый социальный организм (управление, кадры, научное обеспечение и т.д.).

    В процессе деятельности между элементами системы устанавливаются определенные связи. Образующие основу структуры системы.

    Главным фактором существования всякой системы является ее функционирование.

    Функции выражают объективно присущие системе возможности в преобразовании человека, природы и общества. В функции системы физического воспитания входит деятельность по обеспечению физического совершенствования людей.

    Различают внешние и внутренние функции.

    Внешние функции системы физического воспитания направлены на людей. Их объект – человек; предмет – здоровье, физические силы и способности людей. Внутренние функции – это взаимодействие элементов системы, обеспечивающих внешнее функционирование (обеспечение физкультурными кадрами, помещениями, финансирование и т.д.). Здоровый человек несет больше пользы обществу.

    Система физического воспитания тесно связана с другими системами общества: экономикой, культурой, наукой, политикой.

    Будучи одной из сфер проявления общественных отношений она развивается под влиянием изменений, происходящих во всех сферах общественной жизни (современный период). Ей присущ конкретно исторический характер. Именно поэтому она выступает и как вид и как тип общественной практики.

    Как вид отражает специфику данного вида воспитательной деятельности, как тип – несет в себе все основные свойства социальной системы общества.

    2. Принципы системы физического воспитания

    а) Принцип оздоровительной направленности обязывает педагога так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо, во-первых, компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни; во-вторых, совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.

    Реализуется этот принцип путем выполнения основных требований:

    Средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

    Физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями детей;

    Врачебно-педагогический контроль должен быть обязательным элементов учебно-воспитательного процесса;

    Соблюдение санитарно-гигиенических норм, рациональное использование солнца, воздуха и воды – все это следует учитывать при организации каждого занятия физическими упражнениями.

    б) Принцип всестороннего развития личности.

    В физическом воспитании этот принцип предусматривает выполнение двух основных требований: 1) решение задач физического воспитания должно осуществляться в органической связи с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием; 2) содержание физического воспитания следует планировать таким образом, чтобы обеспечивалось согласованное и соразмерное развитие всех физических способностей, достаточно разностороннее формирование двигательных умений и вооружение специальными знаниями.

    в) Принцип связи с трудовой и оборонной практикой выражает прикладную направленность всей системы воспитания, призванный воспитывать всесторонне подготовленных людей «которые умеют все делать». Получение человеком всесторонней подготовки удовлетворяет не только его личные потребности, но и запросы общества.

    Связь физического воспитания с жизнью отражена в физкультурно-оздоровительном комплексе Республики Беларусь.

    Реализация этого принципа осуществляется через выполнение следующих требований: 1) содержание физического воспитания должно предусматривать формирование, прежде всего, жизненно важных двигательных умений в ходьбе, беге, прыжках, плавании и т.п. Это требование воплощено в содержании физкультурно-оздоровительного комплекса РБ и учебных программах по физическому воспитанию; 2) всесторонним физическим воспитанием необходимо создавать настолько широкую подготовленность человека. Чтобы его общий уровень физической работоспособности позволял осваивать самые разнообразные трудовые и военные действия; 3) максимально использовать занятия физическими упражнениями для трудового и патриотического воспитания.

    Для реализации принципов необходимы определенные условия, т.е. соответствующая экономическая, материально-техническая, социальная и культурная база. Практическая деятельность по их реализации должна быть адекватна этой базе. В противном случае прокламируемые принципы могут превратиться в утопические призывы.

    3. Основы системы физического воспитания

    Социально-экономические основы.

    Система физического воспитания тесно связана с другими социально-экономическими системами общества: экономикой, политикой, наукой и культурой. Будучи одной из сфер проявления общественных отношений, происходящих в данных системах.

    Объективной основой этих связей является включенность системы физического воспитания в общественное производство. Однако, воздействие на общественное производство она оказывает косвенным путем. Система не участвует непосредственно в создании общественного продукта. Но она оказывает на эту сферу опосредованное воздействие через субъекта производственных отношений – человека.

    Страница 3 из 10


    Лекция 2 – Система физического воспитания

    1. Физическое воспитание как социальная система.
    2. Принципы системы физического воспитания в нашей стране.
    3. Основы системы физического воспитания.
    4. Задачи физического воспитания.

    Литература:

    Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов ТМФК – М.: ФиС, 1991.

    Молчанов С.В. Триединство физической культуры: (Ист.теорет.анализ соц.-пед.системы). - Мн.: Полымя, 1991.

    Родионов А., Родионов В. Физическое развитие и психическое здоровье. Программа развития личности ребенка средствами физической активности. - М.: ТЕИС, 1997.

    Теория и методика физического воспитания/Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.

    Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура. - Мн.: Тесей, 2003.

    1. Физическое воспитание как социальная система

    Физическое воспитание представляет собой социально обусловленный, педагогически организованный процесс овладения ценностями физической культуры.

    Социальная обусловленность физического воспитания заключа6ется в том, что в ходе его достигается социально значимая цель, т.е. цель, которая является существенно важной как для развития самого человека, так и для прогресса общества в целом. Кроме того, это означает, что физическое воспитание протекает в рамках определенной социальной организации, которая располагает необходимыми возможностями для обеспечения интересов общества в этом направлении.

    Такая социальная организация носит название системы.

    Система физического воспитания представляет собой упорядоченную относительно цели деятельности совокупность элементов физической культуры.

    Как и в любой другой социальной системе, в физическом воспитании можно выделить: 1) определенный состав и структурную организацию образующих его элементов; 2) функции; 3) характер взаимосвязи с другими системами общества.

    В состав системы физического воспитания могут войти самые различные элементы физической культуры, т.е. любые факторы материальной и духовной культуры, связанные с «производством» физически совершенных людей. Однако, неотъемлемыми ее элементами становятся только те, которые имеют непосредственное отношение к физическому воспитанию. Без них система не может существовать как единый социальный организм (управление, кадры, научное обеспечение и т.д.).

    В процессе деятельности между элементами системы устанавливаются определенные связи. Образующие основу структуры системы.

    Главным фактором существования всякой системы является ее функционирование.

    Функции выражают объективно присущие системе возможности в преобразовании человека, природы и общества. В функции системы физического воспитания входит деятельность по обеспечению физического совершенствования людей.

    Различают внешние и внутренние функции.

    Внешние функции системы физического воспитания направлены на людей. Их объект – человек; предмет – здоровье, физические силы и способности людей. Внутренние функции – это взаимодействие элементов системы, обеспечивающих внешнее функционирование (обеспечение физкультурными кадрами, помещениями, финансирование и т.д.). Здоровый человек несет больше пользы обществу.

    Система физического воспитания тесно связана с другими системами общества: экономикой, культурой, наукой, политикой.

    Будучи одной из сфер проявления общественных отношений она развивается под влиянием изменений, происходящих во всех сферах общественной жизни (современный период). Ей присущ конкретно исторический характер. Именно поэтому она выступает и как вид и как тип общественной практики.

    Как вид отражает специфику данного вида воспитательной деятельности, как тип – несет в себе все основные свойства социальной системы общества.

    2. Принципы системы физического воспитания в нашей стране

    а) Принцип оздоровительной направленности обязывает педагога так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо, во-первых, компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни; во-вторых, совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.

    Реализуется этот принцип путем выполнения основных требований:

    Средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

    Физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями детей;

    Врачебно-педагогический контроль должен быть обязательным элементов учебно-воспитательного процесса;

    Соблюдение санитарно-гигиенических норм, рациональное использование солнца, воздуха и воды – все это следует учитывать при организации каждого занятия физическими упражнениями.

    б) Принцип всестороннего развития личности.

    В физическом воспитании этот принцип предусматривает выполнение двух основных требований: 1) решение задач физического воспитания должно осуществляться в органической связи с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием; 2) содержание физического воспитания следует планировать таким образом, чтобы обеспечивалось согласованное и соразмерное развитие всех физических способностей, достаточно разностороннее формирование двигательных умений и вооружение специальными знаниями.

    в) Принцип связи с трудовой и оборонной практикой выражает прикладную направленность всей системы воспитания, призванный воспитывать всесторонне подготовленных людей «которые умеют все делать». Получение человеком всесторонней подготовки удовлетворяет не только его личные потребности, но и запросы общества.

    Связь физического воспитания с жизнью отражена в физкультурно-оздоровительном комплексе Республики Беларусь.

    Реализация этого принципа осуществляется через выполнение следующих требований: 1) содержание физического воспитания должно предусматривать формирование, прежде всего, жизненно важных двигательных умений в ходьбе, беге, прыжках, плавании и т.п. Это требование воплощено в содержании физкультурно-оздоровительного комплекса РБ и учебных программах по физическому воспитанию; 2) всесторонним физическим воспитанием необходимо создавать настолько широкую подготовленность человека. Чтобы его общий уровень физической работоспособности позволял осваивать самые разнообразные трудовые и военные действия; 3) максимально использовать занятия физическими упражнениями для трудового и патриотического воспитания.

    Для реализации принципов необходимы определенные условия, т.е. соответствующая экономическая, материально-техническая, социальная и культурная база. Практическая деятельность по их реализации должна быть адекватна этой базе. В противном случае прокламируемые принципы могут превратиться в утопические призывы.

    3. Основы системы физического воспитания

    Социально-экономические основы.

    Система физического воспитания тесно связана с другими социально-экономическими системами общества: экономикой, политикой, наукой и культурой. Будучи одной из сфер проявления общественных отношений, происходящих в данных системах.

    Объективной основой этих связей является включенность системы физического воспитания в общественное производство. Однако, воздействие на общественное производство она оказывает косвенным путем. Система не участвует непосредственно в создании общественного продукта. Но она оказывает на эту сферу опосредованное воздействие через субъекта производственных отношений – человека.

    Своими различными формами система физического воспитания включена во все основные виды социальной деятельности человека. Система физического воспитания удовлетворяет не только его биологические потребности в движении, но и социальные – формирование личности, совершенствование общественных отношений (физкультурная и спортивная деятельность подчиняется строгим правилам и нормам поведения).

    Реализуя свои воспитательно-педагогические функции, система физического воспитания способна решать задачи нравственного, эстетического, трудового и интеллектуального развития.

    Система физического воспитания является развитой сферой экономических отношений.

    Будучи сложной по своему организационному строению (сочетание принципов государственного и общественного руководства), она сочетает в себе и различные по происхождению источники финансирования и материально-технического обеспечения: государственный бюджет, общественные фонды, средства предприятий, профсоюзов, кооперативных обществ, спонсорская помощь и др.

    В экономическом плане система выступает как отрасль народного хозяйства, включающая в себя развитую сеть производств материального и нематериального характера. В сфере материального производства труд работников отрасли имеет материальную, вещественную форму: спортивные сооружения, инвентарь, обувь, одежда. Но эта сфера носит обслуживающий характер по отношению к главной сфере системы физического воспитания – непроизводственной, направленной на физическое совершенствование человека.

    Правовые основы .

    Система физического воспитания опирается на определенную совокупность нормативных актов, регулирующих ее функционирование. Эти акты имеют различную юридическую силу (законы, постановления, указы, инструкции). Особое место среди них занимает Конституция, в которой закреплено право людей на физическое воспитание. Имеются и другие нормативные документы, определяющие деятельность организаций и учреждений, обеспечивающих физическое воспитание (детские сады, школы, ПТУ, вузы и т.д.).

    Методические основы .

    Методические основы раскрываются в закономерностях физического воспитания и соответствующих им рекомендация по реализации принципов обучения и воспитания, а так же по использованию средств, методов и форм организации занятий в каждой социальной группе населения.

    В методических основах выражается характерная черта системы физического воспитания – ее научность. Исходные теоретические положения и способы их практической реализации разрабатываются с опорой на фундаментальные науки (философию, социологию, педагогику, психологию, биологию и др.) целым комплексом специализированных теоретических и спортивно-педагогических наук.

    Программно-нормативные основы.

    Программно-нормативные основы раскрываются в трехступенчатой системе взаимосвязанных нормативных требований к уровню физической подготовленности и физического образования населения.

    1) Единые государственные программы физического воспитания определяют обязательный минимум физического воспитания, осуществляемый в яслях, детских садах, общеобразовательных школах, в средних специальных и высших учебных заведениях.

    В этих программах установлены основные средства физического воспитания и нормативные требования к показателям физической подготовленности и физического образования с учетом возраста, пола и типа учебного заведения.

    2) Физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь является программно-нормативной основой требований к физической подготовке людей. Комплекс охватывает лица обоего пола в возрасте от 7 до 17 лет. Часть средств и некоторые нормативные требования комплекса входят в единые государственные программы физического воспитания. В этом проявляется их взаимообусловленность.

    Поступательное развитие системы физического воспитания сопровождается изменением содержания, структуры и нормативных требований физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.

    В соответствии с возрастными возможностями нормативные требования возрастают в каждой очередной ступени.

    Нормативные требования каждой ступени определяют, во-первых, количественные критерии достижений в некоторых наиболее важных для человека действиях (бег, прыжки и пр.); во-вторых, круг жизненно важных двигательных умений, необходимых человеку для полноценной жизнедеятельности; в-третьих, объем теоретических сведений о правилах личной и общественной гигиены.

    3) Единая спортивная классификация является высшей заключительной ступенью программно-нормативной основы системы физического воспитания. Она устанавливает единые для всех спортивных организаций страны принципы и правила присвоения спортивных разрядов и званий, а также единые в каждом виде спорта нормативные требования к подготовленности спортсменов. Главное назначение спортивной классификации состоит в том, чтобы содействовать массовости спорта, всестороннему воспитанию спортсменов, повышению качества их подготовки и на этой основе достижению высших спортивных результатов.

    Состав видов спорта и нормативные требования в отдельных видах спорта пересматриваются примерно через каждые четыре года, как правило, в первый послеолимпийский год. Таким образом, создается требуемая перспектива развития каждого вида спорта к очередным Олимпийским играм.

    В спортивной классификации предусмотрены два вида нормативных требований: разрядные нормы для видов спорта, в которых результаты оцениваются по объективным показателям (в мерах времени, веса, расстоянии и т.п.), и разрядные требования для видов спорта, в которых достижение оценивается по факту и значению победы, одержанной в соревновании лично или в составе команды (бокс, спортивные игры и др.).

    В Положении о Единой спортивной классификации предусмотрены правила, обязывающие спортсмена повышать свою теоретическую подготовку и общую физическую подготовку. Это создает условия для всестороннего развития человека и устанавливает преемственность с физкультурно-оздоровительным комплексом Республики Беларусь.

    Организационные основы .

    Организационная основа систем физического воспитания представляет собой сочетание государственных и общественных форм управления.

    Государственная форма управления осуществляется государственными органами и учреждениями на основе единых программ.

    Основными звеньями государственной формы руководства и осуществления физического воспитания являются:

    Министерство народного образования (детские сады и ясли, средние школы, ПТУ, ссуз ы, вузы);

    Министерство обороны (военные части и подразделения, военные училища, институты, академии);

    Министерство здравоохранения (физкультурные диспансеры, поликлиники [ЛФК], здравницы);

    Министерство культуры (клубы, Дома и Дворцы культуры, парки культуры и отдыха);

    Комитет по физической культуре и спорту (ДЮСШ, ШВСМ, СДЮШОР).

    Общественно-самодеятельная форма организации и руководства направлено на массовый охват физическим воспитанием на самодеятельных началах всех возрастных контингентов населения.

    К ним относятся: профсоюзы, оборонные организации (ОСТО – бывший ДОСААФ), спортивные клубы, спортивные общества (ДСО – «Динамо», «Спартак» и др.).

    4. Основные направления системы физического воспитания

    Преимущественное решение тех или иных педагогических задач позволяет выделить три основные направления в физическом воспитании:

    1.Общее физическое воспитание .

    Общее физическое воспитание направлено на укрепление здоровья и поддержание работоспособности в учебной или трудовой деятельности. В соответствии с этим содержание физического воспитания ориентировано на овладение жизненно важными двигательными действиями, согласованное и соразмеренное развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости и подвижности в суставах. Общее физическое воспитание создает тот обязательный минимум физической подготовленности человека, который необходим для нормальной жизнедеятельности, для специализации в любом виде профессиональной или спортивной деятельности. Оно осуществляется в дошкольных учреждениях, на уроках физической культуры, в общеобразовательной школе, в секциях (группах) ОФП и группах физкультурно-оздоровительного комплекса РБ, в группах здоровья и др.

    2.Физическое воспитание с профессиональной направленностью .

    Физическое воспитание с профессиональной направленностью призвано обеспечивать тот характер и уровень физической готовности, который необходим человеку в конкретном виде трудовой или военной деятельности (в этом значении говорят о специальном физическом воспитании космонавта, монтажника-высотника и др.).

    Содержание физической подготовки всегда обусловлено требованиями конкретного вида профессиональной деятельности. Поэтому физические упражнения для занятий подбираются такие, которые в наибольшей степени содействовали бы формированию трудовых умений, соответствовали условиям настоящей и будущей трудовой деятельности. Физическая подготовка осуществляется в специальных средних, высших учебных заведениях и в армии.

    3.Физическое воспитание со спортивной направленностью .

    Физическое воспитание со спортивной направленностью обеспечивает возможность специализироваться в избранном виде физических упражнений и достигать в них максимальных результатов. Физическое воспитание, направленное на подготовку к высоким достижениям в избранном виде спорта, называют спортивной тренировкой .

    Спортивная тренировка вместе со спортивной ориентацией и отбором, теоретическими занятиями спортсменов, восстановительными мероприятиями и т.п. составляют то, что принято называть спортивной подготовкой.

    В спортивной тренировке условно выделяют отдельные ее стороны, в том числе физическую подготовку, которая обеспечивает высокий уровень функциональных возможностей организма и укрепления здоровья спортсмена для максимальных достижений в избранном виде спорта.

    Все три направления подчиняются единой цели, общим задачам и принципам системы физического воспитания.



    Похожие статьи