• Игровые занятия на тему «Вежливость» в подготовительной группе детского сада. Беседа в старшей группе на тему "вежливые слова"

    12.05.2019

    Задачи:
    Образовательные
    Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни; учить осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки; побуждать к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложений.
    Развивающие
    Развивать коммуникативные навыки; мышление, память.
    Воспитательные
    Воспитывать нравственные качества вежливость, честность, уважение к старшим, ответственность за свои поступки.

    Предварительная работа:
    Беседы: «Всегда будь вежливым», «Наши добрые дела». Чтение художественных произведений В. Осеевой «Волшебное слово», «Почему?». Обсуждение правил вежливости. Заучивание пословиц о честности, вежливости.

    Материал и оборудование:
    Аудиозапись песни «Улыбка», мяч, лист ватмана, картинки-схемы, клеящий карандаш.
    Ход занятия
    Звучит аудиозапись песни «Улыбка». Воспитатель приглашает детей пройти и сесть на стульчики.

    Дети, сегодня мы с вами будем беседовать о культуре поведения. Скажите пожалуйста, как вы понимаете выражение «культурный человек»? (Это человек, который не ругается, уступает другому, не кричит, не перебивает взрослых, говорит вежливые слова, не обманывает).
    -Скажите мне пожалуйста, кого из детей в нашей группе можно назвать культурным
    человеком и почему? (Дети высказывают свое мнение).
    -Я очень рада, что у нас в группе много культурных детей, которые умеют дружелюбно относится к окружающим. Недавно мы с вами прочитали рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», давайте с вами вспомним, каким был Павлик в начале рассказа? Как разговаривал с окружающими? (Кричал, плакал, ссорился, сжимал кулаки, сопел от обиды).
    -Каким предстал перед нами Павлик? Понравился он вам? Как к нему относились окружающие его люди? (Высказывания детей).
    -Павлик навсегда остался таким невоспитанным мальчиком? Кто ему помог исправится и как? (Ответы детей).
    -Правильно, вежливые слова надо говорить тихим голосом и глядеть прямо в глаза тому с кем говоришь. Как вы думаете можно назвать старичка волшебником? Почему?
    (Ответы детей).
    -Молодцы! Действительно, старичка можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливым, добрее относится к близким людям.
    -Дети, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назови вежливое слово»
    (Дети встают в круг воспитатель с мячом в центре круга. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок называет вежливое слово и бросает мяч воспитателю)
    -Какие вежливые слова нужно говорить при встрече?
    (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет).
    -Какие вежливые слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой?
    (Прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите).
    -Какие вежливые слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь?
    (Простите, извините, прошу прощения).
    -Какие вежливые слова мы произносим, когда уходим?
    (До свидания, прощай, до встречи, пока, всего доброго, счастливо оставаться, всего хорошего).

    Молодцы! Вы очень вежливые люди, но как вы думаете для того, чтобы быть культурным человеком достаточно быть только вежливым? Каким качеством нужно обладать еще? (Не обманывать взрослых и друзей, если что-то пообещал надо сделать).
    -Правильно. Для того, чтобы быть культурным человеком нужно быть еще честным и правдивым. Вспомните, какой рассказ В. Осеевой учит нас этим качествам? (Рассказ «Почему?»).
    -Какой поступок совершил мальчик? (Ответы детей).
    -По каким признакам мама узнала, что сын ее обманывает? И как она поступила? (У мальчика дрожали коленки, он «прятал» свои глаза, тихонько скатился со стула, сказал, что чашку разбил Бум).
    -Дети, а почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему покоя? Что его так
    мучило? (Ему было стыдно, что из-за него мама наказала Бума, его мучила совесть).
    -Правильно. Совесть не давала ему покоя, она ему подсказывала как надо правильно поступать. Скажите, изменилось ваше отношение к главному герою? Что теперь можете вы о нем сказать? (Он поступил честно, рассказав правду, он смелый).
    -Для того чтобы быть культурным человеком не достаточно быть только вежливым,
    нужно быть еще честным, правдивым, и смелым. Давайте с вами вспомним пословицы о честности и вежливости.
    (Дети по очереди говорят пословицы)
    -В ком правды нет. В том добра мало.
    -Вчера солгал, завтра лгуном обзывают.
    -Правда в воде не тонет, в огне не горит.
    -Требуя вежливости от других, будь сам вежлив.
    -Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится.
    -От ласкового слова язык не отсохнет.

    А сейчас я вам предлагаю вместе со мной оформить стенгазету «Правила поведения культурного человека в группе». У меня на столе лежат картинки-схемы, вы должны взять картинку-схему назвать правило изображенное на ней и приклеить с моей помощью на ватман.
    (Дети по одному выходят и называют правило соответствующее картинки-схемы)
    -В группе нельзя кричать.
    -Нельзя драться с друзьями.
    -Нужно играть в спокойные игры.
    -Не перебивать взрослых.
    -Не обижать младших.
    -Помогать друг другу.
    -У нас получилась замечательная стенгазета. Мы ее по вешаем в группе и будем соблюдать правила. На этом занятие наше закончилось. Большое спасибо.

    Тема: "Наука вежливости"

    Занятие в подготовительной группе по нравственному воспитанию.

    Программное содержание:

    Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы) , что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

    Оборудование:

    Сюжетные картины по теме.

    Предварительная работа:

    Чтение детям рассказов В.Осеевой "Просто старушка", "Волшебное слово", Л.Н.Толстого "Косточка", "Котенок", сказки «Вежливый кролик» и «Цветок» - А. Нееловой; рассказа: « Чего не знал воробушек» и «Цветок». Беседа с детьми, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, разучивание пословиц.

    Ход занятия:

    Воспитатель:

    Добрый день! - тебе сказали,

    Добрый день! - ответил ты.

    Как две ниточки связали -

    Теплоты и доброты.

    Воспитатель: Ребята посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее.

    Я хочу спросить вас, кем бы вы хотели стать, когда вырастете и станете взрослыми... Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому необходимо учиться с самого раннего детства.

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми, чтобы семья была дружной. Пальчиковая Гимнастика (про семью). А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – ответы детей.

    Воспитатель: Это значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное. Для того чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение.

    Воспитатель: Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад? (Ответы детей).

    Игра: «Приветствие!»

    Воспитатель: А какие слова мы употребляем, если обращаемся с просьбой? –ответы детей: Будьте добры. Будьте так любезны. Простите, вы не подскажете.

    Воспитатель: А когда благодарим? –дети: Вы так любезны. Благодарю вас. Большое спасибо.

    Воспитатель: Я вам прочту стихотворение: «Простите». Послушайте и скажите, какое волшебное слово вы здесь услышали?

    Папа разбил драгоценную вазу.

    Бабушка с мамой нахмурились сразу.

    Но папа нашёлся, взглянул им в глаза.

    И робко, и тихо « Простите» сказал.

    И мама молчит, улыбается даже.

    «Мы купим другую, есть лучше в продаже».

    «Простите!» Казалось бы, что в нём такого.

    А вот ведь какое чудесное слово!

    Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения «Добрые слова».

    Встретил Витю я, соседа,- встреча грустная была:

    На меня он, как торпеда, налетел из-за угла!

    И представьте – зря от Вити

    Ждал я слова……

    Воспитатель: Что Витя должен был сказать соседу? –дети: Извините!

    Воспитатель: Ребята, нам часто приходится извинятся. Давайте вспомним, как правильно извиниться? –ответы: (Извините. Прошу прощения. Виноват. Прошу простить, я не хотел вас обидеть. Я виноват перед вами. Извините, я не хотел).

    Воспитатель: Давайте разберём ещё одну ситуацию.

    Стихотворение: «Поссорились».

    Мы поссорились с подругой

    И уселись по углам.

    Очень скучно друг без друга!

    Помириться нужно нам.

    Я её не обижала-

    Только мишку подержала,

    Только с мишкой убежала

    И сказала: « Не отдам!»

    Воспитатель: Из-за чего поссорились девочки? Что они чувствуют? Как они могут помириться? Ответы детей:

    Один из вариантов : Дам ей мишку, извинюсь,

    Дам ей мячик, дам трамвай

    И скажу: «Играть давай!».

    Воспитатель: Подумайте, какие пословицы можно назвать к этим ситуациям?

    Глупые ссорятся, а умные договариваются.

    Ссора до добра не доводит.

    А какие вы знаете слова прощания? – ответы детей: До завтра. До скорой встречи. Пока.

    Рассмотрение картин по теме и их обсуждение.

    Воспитатель: Сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо или резким тоном, отвернувшись в сторону.

    ДАВАЙТЕ РАССКАЖЕМ СТИХИ ПРО ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА: (заранее раздала детям слова)

    Здравствуйте, - ты скажешь человеку.

    Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

    И, наверно, не пойдет в аптеку

    И здоровым будет много лет.

    Доброе утро! Птицы запели,

    Добрые люди вставайте с постели.

    Прячется вся темнота по углам

    Солнце взошло и идет по делам.

    Доброй ночи! - молвит тишина

    Каждому сейчас она слышна

    Говорит бесшумными словами:

    Спите, я всю ночь останусь с вами.

    За что мы говорим "Спасибо".

    За все, что делают для нас.

    И мы припомнить не смогли бы

    Кому сказали сколько раз.

    Нам желают. - Доброго пути!

    Будет легче ехать и идти.

    Приведет конечно. Добрый путь

    Тоже к доброму. Чему-нибудь.

    Добрым быть совсем не просто.

    Не зависит доброта от роста.

    Доброте все люди рады,

    И взамен она не требует награды.

    Воспитатель:

    Доброта живет на свете

    Только в добром сердце дети.

    Игра: «Догадайся».

    Закончи предложение.

    1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

    2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

    3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте)

    4. Когда нас бранят за шалости, говорим …..(Простите нас. Пожалуйста).

    Воспитатель: От вежливых слов становится теплее, радостнее. А вы знаете откуда пошла традиция приветствовать друг друга? – ответы детей и дополнения воспитателя: Охотники на мамонтов уже вежливо поднимали копьё или каменный топор, показывая своё почтение и здороваясь. Позже, здороваясь, люди протягивали друг другу руки. Почему? Давно люди ходили всегда вооружёнными. Встречаясь, они опасались друг друга, поэтому при дружеском расположении протягивали правую руку. Показывая, что в ней нет оружия. С пой поры это стало традицией - дружеское рукопожатие. А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.

    Воспитатель: Как ещё можно поприветствовать друг друга? –дети: Кивком головы, поклоном. Военные руку поднимают к фуражке. (фото: фрагмент занятия). Мужчины, приветствуя друг друга, иногда приподнимают шляпу.

    Воспитатель: По-разному можно приветствовать друг друга. Но отклониться от приветствия, н е ответить на него всегда считалось верхом невоспитанности и неуважения к людям. В поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание: « Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне».

    Давайте поздороваемся со своими товарищами не словами, а своим телом.

    Игра: «Давайте поздороваемся».

    Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определённым способом: здороваться за руку, плечами, носами, спиной, поклон, как военные. Разговаривать во время игры нельзя.

    Игра – превращение: «Медвежата»

    Ребёнок превращается в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замёрз. Он сжался в маленький клубочек –греется и мечтает, чтобы быстрее наступило лето. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал. Он вылез из берлоги и увидел как ласковое солнышко улыбается ему и тоже улыбнулся и сказал: ……….. что? Здраствуй!

    Воспитатель: Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Уступить дорогу, Пропустить вперёд, спросить как здоровье.

    Воспитатель: Как вы думаете, где мы должны использовать вежливые слова? –ответы детей: в магазине, в автобусе, дома, в детском саду, на улице, т.е. везде и всегда. Ребята, мне бы хотелось послушать рассказы о том, как вы сами стараетесь делать приятное окружающим вас людям. За что мы получаем фишки? (Рассказы детей).

    Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились очень хорошие рассказы. А сейчас давайте вспомним литературные произведения, которые мы с вами прочитали и из которых узнали о плохих или хороших поступках героев. Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним, как бы вы поступили на их месте.

    Ответы детей:

    Воспитатель: Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Косточка" мы узнали о мальчике Ване, который без разрешения взрослых съел сливу, солгал маме, а потом же сам и выдал себя. Он оказался не только врунишкой, но еще и трусом. Я бы на его месте лучше попросил бы у мамы разрешения съесть сливу или подождал бы, когда мама сама мне предложила бы мне ее.

    Воспитатель: Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Котенок" мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка.

    Воспитатель: Из рассказа Валентины Осеевой "Просто старушка» мы тоже узнали о хорошем поступке мальчика, который помог подняться упавшей старушке. Старушка была ему очень благодарна. Вежливый кролик, Цветок. Так ли сильно виноват ручеёк? Почему цветок вспомнил о ручейке? Чего не знал воробышек.- какое правило не знал воробышек?

    - "Волшебное слово" Валентины Осеевой.

    Воспитатель: - Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику? - "Пожалуйста".

    Воспитатель: - Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?).

    Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово "пожалуйста", обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым.

    Воспитатель: - Как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово? Дети: - Все стали к нему относиться по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его.

    Воспитатель: Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Я рада, что вы правильно поняли тему нашего занятия. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.

    Вспомним пословицы:

    дети говорят:

      Человек без друзей, что дерево без корней.

      Ссора до добра не доводит.

      Друзья познаются в беде.

      Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

      Делу - время, потехе - час..

      Легко сломать, да трудно сделать.

      Добро творить – себя веселить.

      Добрые слова дороже богатства

      Слово лечит и слово калечит

    Воспитатель:

    Стихотворение «Странные вещи»

    Странные вещи со мною случаются:

    Я огорчаюсь – все огорчаются!

    И огорчённые люди встречаются,

    И огорчённо деревья качаются..

    Я улыбаюсь – горе кончается!

    Всюду весёлые лица встречаются.

    Всюду деревья от смеха качаются!

    Но почему же так получается?

    Надо настраивать себя на добро и по доброму относиться к окружающим и они ответят тебе тем же. Вы должны понять, что без хороших и добрых друзей прожить нельзя. Добрые слова не лень говорить нам целый день. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце борота. Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.

    Дарите всем по солнышку – Частичку света, доброты.

    Слова любви и нежности дарите людям, как цветы!

    Солнышко услышало нас и решило заглянуть к нам и согреть своим теплом.

    Будьте добры.

    Добрый день

    Доброе утро

    Будьте так любезны

    Простите, вы не подскажите

    Вы так любезны

    Благодарю вас

    Большое спасибо

    Простите

    Извините

    До завтра

    До скорой встречи

    Доброй ночи

    Спасибо

    Доброго пути

    Здравствуйте

    Пожалуйста

    Будь здоров

    Позвольте

    Извините, я не хотел

    Я виноват перед вами

    Прошу прощения

    Виноват

    Прошу простить, я не хотел вас обидеть

    Пожалуйста

    Спасибо

    Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обу­чение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета.

    Что же такое вежливость, этикет?

    Этикет совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах).

    Вежливость - способ применения этикета. Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка - постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «мо­дели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания веж­ливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «эти­кетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме как родители, так и педагоги.

    В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом от 7.00. до 19.00 часов в день. Во время общения происходит обмен спо­собами и навыками общения, умениями ролевого речевого пове­дения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мими­ке, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. У этикета есть сло­весные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступ­ки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но осо­бо важно пополнить детский словарь словесными средствами. Самых распространенных «волшебных слов», которые должны быть в «запасе», всего около 30. Их должны знать и воспитатели и родители. Посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».

    Так что же мы отдаем детям в течение дня.

    Вспоминаем!

    Утром:

    «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравст­вуй», «Как ты себя чувствуешь?»

    За завтраком, обедом, ужином:

    «Приятного аппе­тита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухажи­вать», «Все было очень вкусно».

    Во время общения:

    «Разреши», «Будь добр», «Пожа­луйста, «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Про­шу прощения».

    После тихого часа:

    «Как спалось?», «Как твое здо­ровье?»

    Вечером:

    «Добрый вечер», «До свидания», «До свида­ния», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».

    Воспитанием вежливости воспитатели детского сада зани­маются во всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их. В практике ДОУ предпочтение часто отдается таким мето­дам как разъяснение (разговоры, беседы). Не умаляя значения такого способа, как разъяснения детям правил этикетного пове­дения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самим действенным способом воспитания вежливости и рече­вого этикета является личный пример взрослых.

    Н.И.Пирогов говорил:

    «Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели».

    «Вежливость воспитывается вежливостью»

    ирина мамедова
    Беседа о вежливости для детей подготовительной к школе группы

    ТЕМА : Нужно ли быть вежливым ?

    ЦЕЛЬ : воспитание культуры поведения, формирование нравственных знаний у дошкольников .

    1. Воспитатель : Как мы здороваемся друг с другом, когда встречаемся? " Здравствуй ", "Привет". Представьте, если бы мы говорили "Ели вы сегодня?", " Здоров ли ваш скот?". Похоже ли это на приветствие? А ведь это то же самое, что и "здравствуйте". Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта. На первый взгляд кажется немного смешно, но если подумать чуть - чуть, то легко можно доказать, что "здоров ли ваш скот?" - "здравствуйте". В самом деле, что составляло основу жизни монгола - кочевника в старые времена? Его стадо. Здоровые животные - хватает еды - все благополучно в семье. Пал скот - и у людей голод, болезни, смерть. Вот и получается : пожелать здоровья животным - все равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

    Какими только приветствиями не пользуются люди! САЛЮТ, ЧАО, САЛАМ АЛЕЙКУМ, ХАУ ДУ Ю ДУ.

    Я ВАС ВИЖУ - жители Африки зулусы. Другие жители Африки изобрели приветствия на все случаи жизни :

    АКУШЕ - работающему

    АКУАРЕ - уставшему

    АКУРИН - путешественнику

    АКВАЛЕЙО - чужестранцу

    Есть особые приветствия для сидящего, стоящего, лежащего, счастливого, несчастного и т. д. Представляете, каково приходится маленьким африканцам, пока они все это выучат. И ведь нельзя перепутать.

    Движения и жесты при приветствии еще разнообразнее :

    * кланяются в пояс

    * падают на колени и ударяются о землю лбом

    * подносят руку ко лбу и сердцу

    * прикасаются носами

    * показывают язык

    * офицеры щелкают каблуками и роняют, как подрубленную, голову на грудь

    * дамы приседают в реверансе

    * мушкетеры, изящно склонившись, помахивают шляпами

    *рыцари поднимают забрала шлемов, стягивают перчатки

    * рабы обнажали бритые головы и т. д.

    А сейчас как?

    * военные отдают честь

    * мужчины обмениваются рукопожатиями, машут издали руками

    * женщины обнимаются, целуются

    Уклонятся от приветствия или не ответить на него нельзя. Во все времена и у всех народов это считалось очень невоспитанным, неуважением к окружающим.

    2. Прослушайте стихотворение С. Я. Маршака "Ежели вы вежливы ". По ходу чтения отвечаем на вопрос "Что нужно делать вежливому человеку ?"

    3. Физкультминутка

    4. Давайте послушаем пословицы и поговорки о хороших манерах, о хорошем отношении друг к другу.

    * Ласковое слово - что весенний день.

    * Худо тому, кто добра не делает никому.

    * Сам погибай, а товарища выручай.

    * Учись доброму, худое на ум не пойдет.

    * Нет друга - ищи, а найдешь - береги.

    * Все за одного, один за всех.

    * Первый шаг к добру - не делать зла.

    5. Рассмотрим иллюстрации. Кто поступает вежливо , а кто нет.

    6. Прослушайте рассказ "Вежливое слово ". Почему к мальчику стали хорошо относиться?

    * Что значит быть вежливым ?

    * Что противоположно вежливости ? (грубость, эгоизм)

    * Первый шаг к добру - не делать.

    Не делать зла - значит, быть вежливым , добрым, внимательным.

    Наша беседа закончена , Но, друзья,

    Мораль ее запомнить стоит :

    Без вежливости человек ,

    Поверьте, очень мало стоит.

    Я желаю, чтобы с вами

    Людям было веселей,

    Чтобы добрыми глазами

    Вы смотрели на людей,

    Чтобы были справедливы

    И в решениях мудры.

    К людям будете добры вы -

    Люди будут к вам добры.

    Публикации по теме:

    «Цветок вежливости». Сценарий мероприятия по правилам вежливости для детей старшей группы - познакомить детей с понятием этикет и с правилами этикета; - показать детям важную роль вежливых слов в жизни людей и побуждать детей.

    Занятие-беседа о правилах вежливости «Добрые слова» Программное содержание Учить детей применять в речи основные правила вежливости. Дать детям понять, понять, что формы проявления вежливости.

    Беседа с детьми подготовительной к школе группы «Права и обязанности» (6–7 лет) Задачи: Закрепить представления детей о законах, защищающих права человека; Способствовать росту самосознания, возможности и.

    «Их именами названы улицы нашего города». Беседа в подготовительной к школе группе, посвященная ВОв Беседа в подготовительной к школе группе посвященная ВОВ на тему: «Их именами названы улицы нашего города» Задачи: Обучающая – Содействовать.

    Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие с Матрешкой по стране Вежливости» Задачи: воспитание культуры поведения, умения вести себя в коллективе; развитие коммуникативных навыков у детей; развитие эмпатии,.

    Конспект интегрированной НОД для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в город вежливости» Цель: формирование навыков вежливого поведения, развитие потребности в доброжелательном общении с окружающими. Задачи: Образовательные:.

    Цель: развить диалогическую речь. Программные задачи: 1. Вызвать интерес к теме Победы в Великой Отечественной войне. 2. Приобщать к элементарным.

    Ольга Ярова
    Занятие по этикету в старшей группе «Путешествие по острову Вежливости».

    Занятие по этикету в старшей группе «Путешествие по острову Вежливости » .

    Цели :

    Воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться .

    Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой.

    Систематизировать правила доброго, вежливого поведения . Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

    Ход ЗАНЯТИЯ:

    Ребята, вы любите путешествовать ?

    Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие по острову Вежливости и проверим , насколько вы вежливы и воспитаны . Вас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, вы без труда справитесь.

    Прежде чем отправиться в путешествие вы должны решить , что возьмете с собой. ЧЕСТНОСТЬ, ДРУЖБА, ВЗАИМОВЫРУЧКА, ВЕЖЛИВОСТЬ . ДОБРОТА. НЕВОСПИТАННОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ТРУСОСТЬ.

    Итак, в путь. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте, что мы плывем на большом корабле.

    Как весело, как весело

    Отправиться с друзьями.

    И в это путешествие

    Гостей зовем мы с нами!

    А вот и наша первая остановка «Добрые слова» . Посмотрим, какие задания нас здесь ожидают.

    1. Ответьте на вопросы :

    1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день) . Кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.

    2. Что вы говорите, когда уходите? (До свидания, пока, до скорой встречи) .

    3. Какие вежливые слова еще вы знаете ? (Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю)

    4. В каких случаях нужно говорить «спасибо» ?

    5. Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста» ? (В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь) .

    6. Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

    Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым голосом или слово

    расходиться с делом).

    Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо , с улыбкой.

    2. Стихотворения про вежливые слова .

    Здравствуйте.

    Здравствуйте! –

    Ты скажешь человеку.

    Здравствуйте, -

    Улыбнётся он в ответ.

    И, наверно, не пойдёт в аптеку

    И здоровым будет много лет.

    Добрый день.

    Добрый день! - тебе сказали,

    Добрый день! - ответил ты.

    Как две ниточки связали -

    Теплоты и доброты.

    За что мы говорим «Спасибо» ?

    За все, что делают для нас.

    И мы припомнить не смогли бы,

    Кому сказали сколько раз.

    3. Игра «Вежливая просьба » .

    Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста» . Кто ошибается – выбывает из игры.

    4. ЗАГАДКИ :

    Встретив зайку, ёж-сосед

    Говорит ему : «…» (Привет)

    А его сосед ушастый

    Отвечает : «Ёжик, …» (Здравствуй)

    К Осьминожке Камбала

    В понедельник заплыла,

    А во вторник на прощанье

    Ей сказала : «…» (До свиданья)

    Неуклюжий песик Костик

    Мышке наступил на хвостик.

    Поругались бы они,

    Но сказал он «…» (Извини)

    Трясогузка с бережка

    Уронила червяка,

    И за угощенье рыба

    Ей пробулькала : «…» (Спасибо)

    Говорит Лиса Матрёна :

    «Отдавай мне сыр, ворона!

    Сыр большой, а ты мала!

    Всем скажу, что не дала!»

    Ты, Лиса, не жалуйся,

    А скажи : «…» (Пожалуйста)

    Из болота крокодил

    Дольше всех не выходил.

    Члены жабьего совета

    Дали приз ему за это –

    Наградили попугаем

    И кричали : «…» (Поздравляем)

    Бык ромашек накосил

    И барана пригласил.

    Тот один съел угощенье,

    Но сказал : «…» (Прошу прощенья)

    Олениху в два часа

    Навестить пришла лиса.

    Оленята и олень

    Ей сказали : «…» (Добрый день)

    На закате мотылёк

    Залетел на огонек.

    Мы, конечно, рады встрече.

    Скажем гостю : «…» (Добрый вечер)

    Катя пупсика Игнатку

    Уложила спать в кроватку –

    Больше он играть не хочет,

    Говорит : «…» (Спокойной ночи)

    Девочка Рита возле дорожки

    Стол накрывает собаке и кошке.

    Плошки расставив, скажет им Рита

    «Ешьте! Приятного вам …» (аппетита)

    2 остановка «Верные друзья» .

    А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? (МУЗЫКА) Он самый добрый и вежливый . Его любимая фраза : «Ребята, давайте жить дружно!» (ответы детей)

    Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо .

    1. Сценки : «Мальчик оказывает любезные услуги девочке» .

    Для этого распределим роли.

    Мальчик подходит вместе с девочкой к двери. Пропускает ее вперед.

    Мальчик уступает в автобусе место девочке.

    Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

    Мальчик делает комплимент девочке.

    Мальчик знакомится с девочкой.

    Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них, или вежливо отказаться , сказав спасибо.

    Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться.

    2. Игра : «Веселые да-нетки» .

    Я буду называть вам ситуации, а вы молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним.

    Никогда не делись игрушкой с другом.

    Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

    Не старайся всегда быть первым .

    Злись и завидуй, когда проигрываешь.

    Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно .

    Никогда не уступай, спорь по пустякам.

    Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

    Умей принять помощь, совет и замечание друга.

    Если друг попал в беду, не помогай ему.

    Решай споры словами, а не кулаками.

    А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда :

    Никогда не груби своим товарищам.

    Не называй обидными словами.

    Не давай прозвищ.

    Не толкайся и не дерись.

    3. Физкультминутка «Быстро встаньте» .

    Быстро встаньте, улыбнитесь,

    Выше, выше подтянитесь.

    Ну-ка, плечи распрямите,

    Поднимите, опустите.

    Влево, вправо повернулись,

    Рук коленями коснулись.

    Сели, встали, сели, встали

    И на месте побежали.

    3 остановка «Хорошие поступки» .

    Что такое быть добрым?

    Доброта – вещь удивительная.

    Быть легче добрым или злым?

    Наверно, легче злым.

    Быть добрым – значит отдавать

    Тепло свое другим.

    Быть добрым – значит понимать

    И близких и чужих

    И радости порой не знать,

    Заботясь о других.

    Конечно, доброму трудней,

    И все же посмотри :

    Как много у него друзей!

    А злой всегда – один…

    1. Задание «Опиши поступок» . Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков.

    Дети рассматривают картинки, обсуждают их содержание.

    По какому пути мы пойдем? По дороге хороших или плохих поступков?

    Почему мы пойдем по дороге хороших поступков?

    Хорошие, добрые поступки могут быть большими и малыми, а могут быть

    повседневными.

    Какие хорошие поступки вы совершали?

    Выбирается один ведущий, которому завязывают глаза. Дети поочереди называют вежливые слова , а ведущий должен угадать, кто сказал веждивое слово. Через два-три слова ведущий меняется.

    Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость .

    Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу чаще!

    Вы выполнили все задания. А теперь пора возвращаться.

    Раз, два, покружись,

    В своей группе очутись !

    Вот и закончилось наше путешествие . С возвращением Вас!

    Игра «Сердечные пожелания» .

    А нам осталось только попрощаться с нашими гостями, поблагодарить их за внимание. До свидания!

    Основной прием, используемый в игровых занятиях — это проигрывание положительных поступков в специально подготовленной обстановке. Данные занятия учат детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. При ежедневных тренировках постоянно повторяющиеся вежливые поступки превращаются в полезные привычки.

    Занятие первое

    Для занятий можно сшить небольшого размера пальчиковую куклу или купить готовую. Это фея Вежливости.

    Стихи для феи Вежливости:

    Вежливый вальс

    Настанет, друзья, счастливое время,

    Настанут чудесные дни:

    Ребята приветливы будут со всеми,

    Грубить перестанут они.

    Не будет детей нехороших,

    Придут золотые года,

    И в комнату люди в калошах

    Не будут входить никогда.

    Подует ветер свежий,

    Фиалки расцветут,

    Исчезнут все невежи,

    Навеки пропадут.

    Распустятся фиалки,

    Зимой придет весна,

    И в школьной раздевалке

    Настанет тишина.

    Пусть грубость исчезнет навеки,

    Пускай по рецептам врачей

    Появится в каждой аптеке

    Лекарство для грубых детей.

    Ребенок вертелся на стуле,

    Шумел и ко всем приставал,

    Ему прописали пилюли,

    Он принял и вежливым стал.

    Грубить не будут дети,

    Не будут грызть ногтей,

    И станут все на свете

    Любить таких детей.

    Подует ветер свежий,

    Фиалки расцветут,

    Исчезнут все невежи,

    Навеки пропадут.

    (А. Барто)

    С помощью феи можно выяснить, кого называют вежливыми, вспомнить такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «до свидания».

    Фея, играя с детьми, проверяет, как они в общении друг с другом или с ней используют эти слова.

    Затем фея раздает некоторым детям игрушки. И если ребенок не говорит «спасибо», выясняет, хочет ли он с ней дружить и играть, и учит благодарить за предложенную игрушку.

    Другим детям кукла предлагает попросить у нее понравившуюся игрушку, упражняя и закрепляя выражение «Дай, пожалуйста».

    Занятие второе

    У детей не воспитана привычка смотреть на собеседника во время разговора. Это особенно заметно, когда ребенок обращается к воспитателю с просьбой об игрушке или с жалобой на товарища. Причем первую часть фразы дети, как правило, произносят, смотря в глаза воспитателю, а затем отворачиваются и показывают на нужную игрушку или на обидчика.

    Фея: Сегодня я видела, как один мальчик спросил у воспитателя машину. Хотите, покажу, как он это сделал?

    Появляются две пальчиковые куклы, которые разыгрывают сценку обращения ребенка к взрослому. Кукла-мальчик говорит торопливо, и дети не успевают понять конец фразы. Фея обсуждает с детьми эпизод.

    Фея: Не понравился мне этот мальчик. А вам? Что же невежливого было в его разговоре? Кто из вас научит мальчика красиво, правильно, вежливо обращаться с просьбой? Почему нужно смотреть на того человека, с которым разговариваешь? Почему нельзя поворачиваться спиной во время разговора? Правильно, не слышно, не понятно, о чем говоришь.

    Фея предлагает двум детям разыграть аналогичную ситуацию (без кукол).

    Занятие третье

    Некоторые дети, обращаясь к товарищам и даже к воспитателю, не называют имени того, к кому обращаются. Чтобы показать эту ошибку, фея собирает детей в кружок и, смотря сразу на троих ребят, говорит:

    — Дай мне твой платок.

    Свои платочки протянули Сережа, Оля и Саша.

    — Сережа, зачем ты даешь мне платок, я ведь тебя не просила? И тебя, Оля, не просила.

    Таким образом фея напоминает детям о правилах вежливости: если обращаться без имени, то не только непонятно, кому предназначены твои слова, но и невежливо.

    Дети хорошо усвоили: надо всегда обращаться ко всем знакомым по имени.

    Нужно постоянно контролировать поведение детей. В дальнейшем они сами напомнят товарищу, забывшему правило вежливости, как надо обращаться друг к другу.

    Занятие четвертое

    Поводом к этому уроку послужило неумение детей уступить дорогу встречному.

    Фея предлагает ребятам разыграть следующую ситуацию. Один из детей изображает бабушку, другой ее внука. В узкую дверь, сделанную из кубиков, навстречу друг другу идут бабушка с внуком и двое ребят. Дети торопятся, стараясь скорее протиснуться в дверь. Остальные наблюдают за игрой и отвечают на вопросы о культуре поведения в данной ситуации. Все ребята делают правильный вывод: пожилым и больным людям, маленьким детям, людям с тяжелыми и большими сумками нужно уступать дорогу.

    Эту же ситуацию обыгрывает другая группа детей, они пропустили бабушку и внука, но сделали это молча, а сами остановились в проходе, создавая неудобство для проходящих. Снова разговор о вежливости. В итоге следующая группа играющих действует правильно.

    Занятие пятое

    В группе часто возникают «неожиданности» из-за невнимания, неловкости. Например, один ребенок нечаянно толкнет другого, наступит на ногу и, как правило, происходит ссора или начинаются жалобы. Совет воспитателя — не ссориться, извиниться перед товарищем — часто не воспринимается ребенком. А созданная игровая ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно употреблять слова «извините», «пожалуйста».

    Использовались разнообразные ситуации, например, идя к столу, воспитатель нечаянно задевает кого-либо из детей, или предлагает ребенку принести сачок, а когда он направляется в ее сторону, просит его повернуть обратно. Ребенок же задевает сачком кого-либо из детей, сам того не желая.

    Фея рассказывает, что извиниться в таком случае — не значит просить прошения за плохой поступок, а наоборот, показать себя вежливым и объяснить, что так произошло случайно, неожиданно, не со зла.

    Занятие шестое

    Между детьми часто возникает ссора из-за неумения, нежелания уступить друг другу игрушку. Начинается возня, борьба, побеждает тот, кто сильнее, а обиженный ребенок либо жалуется воспитателю, либо начинает плакать, либо отходит в сторону, затаив обиду.

    Можно повторить подобную ситуацию с помощью кукол.

    — Это мой мяч, я его первая увидела, — говорила одна кукла.

    — Нет, мой, я его первая взяла, — кричала другая. И они начинают вырывать мяч друг у друга.

    Тогда воспитатель стыдит кукол:

    — Как нехорошо ссориться. Так воспитанные, вежливые куклы не поступают. Вы не знаете, как нужно поступить? Так поучитесь, посмотрите, как вежливо поступают наши дети, когда одновременно берутся за одну игрушку. Кто, ребята, научит вежливости наших кукол?

    Аня и Света, одновременно взявшись за мяч, стали уступать его друг другу.

    Слава и Леня нашли другой способ примирения. «Давай играть вместе», — сказал Слава, и мальчики начали бросать мяч друг другу.

    Затем воспитатель предлагает двум детям продолжить разыгранную ситуацию с куклами, предварительно «спросив» у кукол, поняли они или нет, как нужно поступать.

    Через несколько дней эту же ситуацию можно повторить с другими игрушками.



    Похожие статьи