• Сценарий внеклассного мероприятия "в королевстве хороших манер".

    29.04.2019

    Как провести классный час, посвященный дню манер.

    Классный час » О хороших манерах»

    Цель занятия: прививать детям этические нормы культурного поведения.

    Оборудование: аудиозаписи песни “Улыбка”, музыкальные фрагменты, магнитофон, карточки со словами, цветные полоски, удостоверение «Знаток вежливых слов».

    Ход занятия

    Учитель. Любому взрослому и маленькому человеку не достаточно уметь хорошо читать, писать, считать, рисовать. Также очень важно правильно и достойно вести себя в различных жизненных ситуациях.

    Манера – это способ поведения с другими людьми, т. е, что и как вы говорите и делаете.

    Хорошими манерами всегда считались: скромность, вежливость, сдержанность, тактичность, умение контролировать себя, говорить приятные слова.

    Задание (хлопок, если учитель называет хорошие манеры, «у-у-у» - плохие).

    Мыть руки перед едой, смеяться над ошибками товарищей, читать чужие письма, бегать по школьным коридорам, предложить гостю чай, долго разговаривать по телефону, уступать место в автобусе, жадничать, ябедничать, посадить дерево, говорить обидные слова.

    Вывод: вы прекрасно знаете, что хорошо и что плохо. А всегда ли вы поступаете хорошо?

    Английский учёный сказал: «Лучшая защита от плохих манер – это хорошее воспитание».

    На доске: “Этикет – это комплекс правил поведения человека в обществе других людей”.

    Как называют человека, знающего правила этикета и соблюдающего их?

    Его называют культурным, воспитанным человеком.

    Всё начинается с детского возраста.

    Кто должен научить ребёнка правилам этикета? (родные и близкие)

    Ситуация № 1

    Представьте, что вы старший брат или сестра. Как и чему вы будете учить своих младших братьев и сестёр? (словами, игрой, своим примером).

    Когда ребёнок подрос и пошёл в детский сад, кто продолжает учить его хорошим манерам?

    Вспомните, чему вы научились в детском саду? (обращаться к взрослым и детям, играть с другими ребятами, правилам поведения на утренниках, как держать ложку и вилку и т. д.)

    И вот вы в уже школе. Какие правила поведения вы здесь узнали? (как вести себя на уроках и переменах, на спектаклях и в библиотеке, и т. д.)

    Загадка. «Здоров ли ваш скот?» - говорят монголы.

    «Я тебя вижу!» - произносят в Африке.

    «Ели вы сегодня?» - можно услышать в Китае.

    А как звучит это на русском языке? (Здравствуйте!)

    Почему нужно здороваться? (показывает своё хорошее отношение, желает добра и здоровья)

    С кем, по вашему мнению, нужно здороваться?

    Нужно ли здороваться со всеми подряд в школе? Почему?

    Игровое задание «Приветствия» (карточки со словами, обозначающими людей)

    Необходимо поприветствовать данного человека и что-нибудь у него спросить.

    o Учитель

    o Знакомый мальчик

    o Незнакомая девочка

    o Лучший друг (пожать руку)

    Учитель. Но, к сожалению, правила этикета часто нарушаются детьми!

    Ситуация № 2 “Случаи из школьной жизни”

    В новой школе,

    В дружном классе

    Появился паренёк.

    Что такое вежливость,

    Ему и невдомёк.

    “Простите”, “здравствуйте”, “спасибо” -

    Говорить он не привык,

    А от слова “извините”

    У него болит язык.

    Очень-очень-очень лень

    Просто сказать: “Добрый день!”

    Он уходит по-английски,

    Даже не махнув рукой.

    И откуда в нашем классе

    появился он такой.

    Что неправильно делал мальчик?

    Почему вежливые слова обязательно нужно знать и говорить друг другу?

    Ситуация № 3 Ученик читает стихотворение «Волшебные слова» М. Танича.

    О какой таблице уважения говорит поэт?

    «Путешествие в прошлое» (учитель)

    В русском языке до 16 века широко употреблялось многозначное слово «вежа». (Карточка крепится на доску.)

    1. Вежа – ведать, знать.

    2. Вежа – человек, знающий, как вести себя. Отсюда и «вежество», («невежество»). Вежеству учили в школах наряду с арифметикой, грамотой и молитвами. Затем это слово изменилось в «вежливость». (Карточки «вежа», «вежество», «вежливость» на доске)

    Состязание знатоков этикета.

    1. Ты с товарищем идешь по улице. Он приостановился и поздоровался с неизвестным тебе человеком,. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)

    2. Кто должен поздороваться первым при встрече старший или младший? (Младший)

    3. Дети вошли в автобус (троллейбус) в заднюю дверь и заметили, что у передней стоят ваши знакомые. Надо ли здороваться с ними? Каким образом это сделать? (Да, можно кивнуть)

    4. Если вы опоздали в театр или кино, нужно ли искать своё место?

    (Необходимо занять ближайшее свободное место).

    Физкультминутка

    Игра «Пожалуйста!» (музыкальное сопровождение)

    Дети выполняют упражнения не по приказу, а после слова «Пожалуйста».

    Попрыгайте, руки вверх, присядьте, руки на пояс, поворот назад, руки за голову…

    Речевое задание

    Начало сказки читает учитель, а дети придумывают её окончание.

    Жили-были вежливые слова. Жили хорошо, дружно. При встрече они пожимали друг другу руки, желали счастья, радости, добра. И не только желали, но и помогали друг другу. Рядом с этими словами хорошо жилось и людям. И только злой волшебник бил недоволен счастливой жизнью людей и слов. Вот однажды заколдовал он вежливые слова.

    Проснулись люди утром – не слышно вежливых слов, пожеланий. Загрустили они, перестали смеяться… (добрый волшебник, слова вернулись …)

    Учитель. Игровое задание «Закончите предложение» (хором)

    o Растаять может ледяная глыба, услышав тёплое (спасибо) .

    o Улыбнётся старый пень, если сказать ему (добрый день) .

    o Больше кушать мы не в силах, скажем бабушке (спасибо) .

    o И в мае, и в июле, и в августе при встрече говорят (здравствуйте).

    o Чтоб не ругала мама нас за шалости, мы скажем ей (прости, пожалуйста).

    o И в Англии, и у нас, и в Дании, прощаясь говорят (до свидания).

    o На уроки не проспите. А опоздав, скажите (извините).

    Игровое задание «Дорожка вежливых»

    (2 ученика по обе стороны цветных полосок поочерёдно говорят вежливые слова без повторений) Победителю вручается удостоверение «Знаток вежливых слов».

    Ситуация № 4 Учитель читает стихотворение А. Антонова “Вежлив Витя или нет”

    Что можете сказать о Вите?

    Ситуации № 5 «Учим друг друга»

    1. Мальчик крикнул прохожему: “Скажи, сколько сейчас часов?”

    Какие ошибки он допустил?

    2. Девочка крикнула однокласснику: “Эй, ты!” Витька!»“

    Помогите ей советом.

    3. Ученик и учитель столкнулись в школьных дверях.

    Как им разойтись?

    Ситуации № 6 Дети читают «Вредные советы» Остера.

    Сегодня в нашем МДОУ прошел день хороших манер. Утро этого дня, как и всегда, началось с вошедшим в привычку с первых дней посещения детского сада приветствием. В ходе проведения бесед на тему «Кто и зачем придумал правила поведения» дети расширили знания о правилах поведения, рассказывали друг другу о том, как они ведут себя дома, в гостях, в детском саду, в общественных местах, как и чем они радуют своих близких.



    Чтобы малыш рос воспитанным, добрым и аккуратным, родителям следует уделить внимание следующим манерам.

    1. Учим ребенка говорить «Пожалуйста»!

    Обращайте внимание даже самого маленького малыша на то, что свою просьбу (например, «Дай мне игрушку») важно сопровождать словом «пожалуйста». Однако будьте внимательны! Это не сработает, если сами родители никогда не утруждают себя в вежливых фразах по отношению к ребенку! Поэтому если хотите от крохи услышать это волшебное слово, почаще обращайтесь к нему с просьбами: не «А ну-ка, принеси сюда свои носочки!», а «Принеси, пожалуйста, свои носочки!», не «Перестань шуметь сейчас же!», а «Перестань, пожалуйста, греметь игрушкой. Папа спит».

    2. Учим ребенка говорить «Спасибо»

    Очень хорошее слово, которое также не хотят использовать дети! Как им помочь освоить его? Во-первых, также активно им пользуясь в повседневной жизни - нет ничего важнее примера взрослых. Во-вторых, можно организовать специальную ситуацию, в которой малыш почувствует, как приятно, когда тебя благодарят.

    Образовательная ситуация для ребенка 3 - 4 лет «Важное слово «спасибо»

    Пусть малыш возьмет на себя роль повара и приготовит что-нибудь для своих любимых игрушек (например, Вы можете предложить ему сделать из пластилина ягодки и украсить ими тортик, вырезанный из картона). Допустим, у нас будет два героя - вежливая собачка и обезьянка-хулиганка. После того, как малыш угостит собачку, та должна сказать ему «спасибо», попрыгать от радости и поцеловать ребенка (дети очень отзывчивы на такую реакцию). А вот обезьянка после угощения не скажет ничего. А сразу побежит прыгать и резвиться. Проследите за реакцией ребенка. «Верните» обезьянку, объясните ей, что она забыла что-то сказать. Подскажите обезьянке, что именно нужно сказать. Закончите ситуацию песенкой на вольный мотив, но чтобы в ней звучало слово «спасибо».

    3. Учим ребенка не прерывать взрослых во время разговора

    Пока взрослые разговаривают, нельзя вмешиваться в разговор, дергая маму за одежду, выкрикивая свои просьбы. В подобной ситуации обнимите ребенка (может, ему просто хотелось добиться Вашего внимания) и мягко скажите ребенку: «Я тебя слышу, но не могу ответить, потому что разговариваю с … . Надо подождать пару минут».

    4. Учим ребенка не высказываться о физической форме или состоянии окружающих

    Помогите малышу понять, что обсуждать недостатки других невежливо - это может обидеть человека, расстроить его. Да и сам человек состоит не только из этого недостатка. Он еще и добрый и умный. Объясните малышу, что нельзя пристально разглядывать людей с физическими недостатками, поскольку взгляд может обидеть не меньше слов. Из всех этих правил есть одно исключение. Обсуждать внешность человека можно, если она кажется ребенку привлекательной и он хочет сделать комплимент - это всегда порадует другого человека!

    5. Учим ребенка здороваться

    Когда люди здороваются с ребенком, им следует отвечать. И со старшими нужно здороваться первыми. Объясните ребенку 5 лет, что означает слово «здравствуйте», какой смысл вкладывают в него люди при приветствии. Объясните, что слово «здрассьте» (якобы облегченная версия) звучит невежливо и пренебрежительно.

    6. Учим ребенка стучаться перед тем, как открыть дверь

    Это простое правило поможет и самим родителям в ряде ситуаций. А пример такого поведения кроха сможет увидеть на приеме у врача, в гостях.

    7. Учим ребенка благородству

    Объясните малышу 4 лет, что дразниться не следует. Это обижает других людей, и выставляет не в лучшем свете того, кто дразнится. Ведь дразнит всегда тот, кто слабее и злее.

    8. Учим малыша извиняться

    Если ребенок наступил кому-то на ногу, толкнул, нечаянно стукнул, то важно сразу же сказать «извини!»

    9. Если кто-то работает, нужно спросить, не нужна ли помощь



    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

    Конспект занятия

    «Школа хороших манер»

    Конспект занятия, направлен на формирование у учащихся правильной культуры поведения.

    Цели и задачи:

    Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.
    - учить проявлять инициативу и обращаться к взрослому и сверстнику, используя адекватные речевые формы;
    - развивать умение активно участвовать в обсуждении, отвечать полными ответами;
    - продолжать учить свободно и адекватно использовать в речи вежливые слова;
    -употреблять вежливые формы речи, следовать правилам речевого этикета;- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
    - воспитывать культурно-гигиенические навыки;
    - продолжать формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

    Развивать разнообразные качества и творческие способности ребёнка;

    Развивать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки; создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.

    Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.

    Раз­ви­вать ин­тел­ле­к­ту­аль­ные и твор­че­с­кие спо­соб­но­сти детей.

    Индивидуальная работа :– помощь в рисовании волшебного цветка.

    Предварительная работа:

      Чтение рассказов Носова “На горке”, “Шурик у дедушки”, “Фантазеры”, Осеева “Синие листья”, “Волшебное слово”, Остер “Неправильные привычки”.

      Общение на темы: “Кто мой друг”, “Идем в гости”, “В магазине”, “Мы самые старшие в детском саду”.

      Рассматривание иллюстраций: “Какая смелая”, “Новенькая”, “В автобусе”.

      Тренинги “Улыбка”, “Добрые слова”, “Мимика”.

    Материал: Макет цветка с лицом и съемными лепестками, иллюстративный материал, мяч, листы бумаги А 4 (пол-листа), краски, кисточки, подставки, аудиозаписи с детскими песнями.

    Ход занятия:

    1.Организационный момент.

    В объединение приходит письмо от волшебника по имени «Этикет».

    Учащиеся под звуки музыки (шум ветра) входят в кабинет.

    Педагог : - Здравствуйте ребята! Добрый волшебник Этикет прислал нам письмо и волшебный цветок. Но подул сильный осенний ветер и разбросал все разноцветные лепестки этого прекрасного цветка по кабинету. Давайте прочитаем, что же написал нам волшебник в своем письме.

    (Педагог читает письмо)

    Что такое этикет?

    Знать должны мы с детских лет.

    Это – нормы поведения:

    Как ходить на День рождения?

    Как знакомиться? Как есть?

    Как звонить? Как встать? Как сесть?

    Как здороваться со взрослым?

    Много разных есть вопросов.

    И на них дает ответ

    Этот самый ЭТИКЕТ.

    Педагог: -А, вы знаете, что такое этикет?

    (Учащиеся рассказывают.)

    Педагог: - Лепестки необычные, они волшебные, давайте соберем их.

    (Учащиеся соглашаются)

    Педагог: - Тогда в путь, искать лепестки.

    (Учащиеся с педагогом подходят к магнитной доске.)

    Педагог: - А вот и первый наш волшебный лепесток – «Вежливость», чтобы его вернуть, нужно внимательно рассмотреть картинки и понять о чем говорят собеседники.

    (Учащиеся рассматривают картинку.)

    Педагог: - Как вы думаете, что говорит мышка слонику?

    (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье… и т.д.)

    Педагог: -А как отвечает слоник мышке?

    (Спасибо; благодарю; большое спасибо; мне очень приятно, что ты позаботилась обо мне…)

    (Педагог обращает внимание учащихся на следующую картинку, на которой изображена встреча друзей.)

    Педагог: - Как друзья приветствуют друг друга?

    (Привет, здравствуй, я рад тебя видеть…)

    Педагог : - Как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером, днем?

    (Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!)

    Педагог: - Ребята, посмотрите, а на этой картинке никто не разговаривает, в автобусе все едут молча. Скажите, а мальчика можно назвать вежливым.

    Учащиеся: - Нет.

    Педагог: -А почему?

    (Мальчик не уступил место старушке, он сидит и играет, а бабушка старенькая стоит.)

    Педагог: - Да, ребята, такого мальчика можно назвать невежей.

    Молодцы, вы назвали много вежливых слов, определили на картинке невежу и наш первый лепесток «Вежливость» возвращается к цветку.

    (Педагог закрепляет первый лепесток под названием «Вежливость»

    Учащиеся с педагогом подходят к доске.)

    Игра «Этикет – школа изящных манер».

    На доске - картинка с изображением столовой ложки.

    Педагог: - Дети, а какие блюда мы с вами едим столовой ложкой?

    Учащиеся: - Суп, каша…

    Педагог: - А какие еще блюда мы едим ложкой?

    (Учащиеся называют блюда.)

    На доске – вторая картинка с изображением десертной ложки.

    Педагог: - Дети, а какие блюда мы с вами едим десертной ложкой?

    Учащиеся: - Торт, ягоды в компоте…

    Педагог: - А какие еще блюда мы едим десертной ложкой?

    Учащиеся: - Варенье, мороженое…

    На доске появляется картинка с изображением вилки.

    Педагог: - Ребята, а какие блюда мы с вами едим вилкой?

    Учащиеся: - Салат, макароны, пельмени, овощи, яичницу…

    На доске появляется картинка с изображением вилки и ножа.

    Педагог: - Дети, а какие блюда мы с вами едим вилкой и ножом?

    Учащиеся: - Мясо, рыбу, блины, оладьи, сыр, колбасу…

    Педагог: - Да, дети, вилка и нож нужны, когда мы едим продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки.

    На доске появляется картинка с изображением руки.

    Педагог: - Дети, а какие блюда можно есть руками?

    Учащиеся: - Конфеты, булочки, печенье, пряники, виноград, вишню, пирожки…

    Педагог: - Правильно, молодцы, вы все знаете правила поведения за столом, знаете, какие продукты и блюда едят при помощи столовых приборов. И наш волшебный епесток «Культура» возвращается к цветку.

    Учащиеся закрепляют лепесток к цветку.

    Педагог обращает внимание детей на лепесток «Доброжелательность». Дети подходят к лепестку и читают название лепестка.

    Психологический тренинг “Подари улыбку”.

    Педагог предлагает учащимся встать парами, посмотреть друг другу в глаза и, доброжелательно улыбаясь, произнести добрые слова. По хлопку ведущего дети меняются парами. По окончанию игры дети возвращают лепесток цветку.

    Музыкальная пауза.

    (Звучит аудиозапись песни «Улыбка» (2 куплета) (муз. Шаинского, сл. Пляцковского)).

    Учащиеся танцует и поют.

    Педагог: - Дети, а вот и следующий наш волшебный лепесток, прочитайте его название.

    Учащиеся читают название лепестка - «Аккуратность»

    Педагог: - Культурный человек всегда старается выглядеть аккуратно, для этого в сумке или портфеле он носит с собой необходимые вещи. Отгадайте загадки об этих вещах.

    Педагог загадывает учащимся загадки.

    Среди кудрей гуляла

    Зубчик потеряла. (Расческа)

    Я из хлопка и из льна

    Носовой бываю я,

    Очень нужен он, друзья,

    Его берите вы всегда. (Носовой платок)

    Костяная спинка, жесткая щетинка,

    С пастой мятной дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка)

    Ускользает, как живое, но не выпущу его я,

    Дело ясное вполне, пусть отмоет руки мне. (мыло)

    Вместе с мылом и водой,
    Я слежу за чистотой,
    Пены для меня не жалко,
    Разотру вас,
    Я - ...

    (Мочалка)

    Педагог: - Молодцы, правильно отгадали все загадки и наш лепесток «Аккуратность» мы смело можем прикрепить к цветку.

    Педагог обращает внимание учащихся на лепесток «Привычка».

    Педагог: -А вот и лепесток привычек.

    Игра с мячом “Назови привычку”.

    Педагог: - Чтобы вернуть лепесток к цветку, поиграем в игру с мячом. Я буду называть привычку и бросать кому то из вас мяч, тот, кому я брошу мяч, говорит нам вредная эта привычка или полезная.

      Мыть руки перед едой – полезная привычка.

      Чистить зубы перед сном – полезная привычка

      Пользоваться носовым платком – полезная привычка.

      Дразнить и обзывать детей – вредная привычка.

      Грызть ногти – вредная привычка.

      Стричь ногти – полезная привычка.

      Пользоваться столовыми приборами – полезная привычка.

      Быть грязным и неопрятным - вредная привычка.

    Педагог: - Молодцы! Вы все привычки определили правильно, и наш лепесток возвращается к цветку.

    Педагог закрепляет лепесток к цветку.

    Педагог - Следующий наш лепесток «Эмоции». Мы разговариваем разным тоном. Тон в речи бывает разный и вызывает у людей разные эмоции. Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок К.И.Чуковского разным тоном, а вы выберете рисунок с изображением лица, которое подходит к данному тону.

    Учащиеся выбирают пиктограммы, воспитатель читает отрывки из сказок.

    Радостный.

    То – то стало весело,

    То – то хорошо.

    Будет, будет мошкара

    Веселиться до утра.

    Злой.

    Ты один не умывался

    И грязнулею остался.

    И сбежали от грязнули

    И чулки, и башмаки.

    Удивленный.

    Вдруг откуда – то летит

    Маленький комарик.

    А в руках его горит

    Маленький фонарик.

    Испуганный.

    Вдруг какой – то старичок – паучок

    Нашу муху в уголок поволок.

    Педагог: - Молодцы, правильно выполнили задание, и наш лепесток эмоций возвращается к цветку.

    Ребята, у нас остался последний лепесток нашего волшебного цветка, его название «Любовь». Без любви человек не может быть культурным, воспитанным и аккуратным.

    Мы все любим своих близких, друзей, поэтому наш лепесток мы смело можем вернуть волшебному цветку.

    Вот и собрали мы все лепестки. Ребята, вспомните названия лепестков.

    Учащиеся называют названия лепестков.

    Педагог: - Цветок будет находиться в нашем кабинете и, глядя на него, мы всегда будем помнить о каждом лепестке, будем вежливыми, аккуратными и культурными.

    А сейчас я предлагаю вам всем нарисовать свой волшебный цветок, который вы возьмете домой и с любовью подарите свои близким.

    (Учащиеся рисуют волшебные цветы.)

    Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

    Вид: практико-ориентированный, среднесрочный.

    Особенности: для детей 4-5 лет.

    Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

    Задачи:

    1. формировать навыки этического поведения;

    2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

    3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

    4. воспитывать уважение к окружающим людям.

    2. Ожидаемый результат: овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

    Пути реализации проекта:

    1. Изучение методической литературы по теме.

    2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

    3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

    4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; настольная кукла- фея Вежливости; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).

    5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).

    Этапы овладения детьми правилами этикета:

    1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).

    2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)

    3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

    тема: «Мои друзья»

    Знакомство с феей Вежливости; приглашение Добрых Волшебников.

    Беседа «Чтобы у тебя было много друзей».

    Работа с родителями: Папка для родителей «Советы родителям».

    методы и приемы:

    1.Чтение художественной литературы:

    - «Мойдодыр» К. Чуковский

    - «Федорино горе».

    2. Дидактическая игра:

    - «Как правильно себя вести»,

    3. Разбор проблемных ситуаций.

    4. Рассматривание иллюстраций:

    - «Здоровый малыш»

    - «О правилах этикета».

    5. Конкурсы: «Сервировка стола» (между дежурными), «Накроем стол к празднику», «Культура поведения за столом»

    6. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях».

    7. Занятие «Поможем Федоре Егоровне».

    тема: «Этикет общения и культура речи»

    Беседа «Разговор по телефону»

    Беседа «Вежливый собеседник» и «Вежливый слушатель».

    Работа с родителями: Консультация «Учим ребенка общаться».

    Совместная деятельность родителей и детей - сочинение сказки «Добрый поступок»

    Методы и приемы:

    - «Телефон» К. Чуковский.

    Чтение стих-ий.

    2. Дидактические игры:

    - «Кто знает больше вежливых слов»,

    - «Телефонный разговор».

    3. Загадки о вежливости

    4. Разбор ситуаций по картинкам

    5. Разыгрывание ситуаций

    6. Сюжетно-ролевые игры:

    «Магазин», «Салон красоты», Семья»

    тема: «Культура поведения в общественных местах»

    Беседа «Правила поведения в общественном транспорте».

    Работа с родителями: "Правила этикета в театре и концертном зале."

    Методы и приемы:

    1 .Чтение художественной литературы:

    - «Торопыжка»

    - «Родные сказки» Т. А. Шорыгина.

    Чтение стих-ий.

    2. Дидактические игры:

    - «Отгадай загадки и нарисуй отгадки»,

    3. Разбор ситуаций.

    4. Обыгрывание ситуаций.

    5. Рассматривание дорожных знаков.

    6. Сюжетно-ролевая игра:

    - «Магазин».

    тема: «Играем в гости и приглашаем гостей»

    Беседа «Принимаем гостей».

    Занятие «Что такое этикет».

    Работа с родителями: консультации: «Вежливый хозяин»; «Формирование культуры трапезы»;

    Совместная работа родителей и детей «Подарок другу»;

    Составление альбомов «Семейные традиции», «Как мы отмечаем праздники дома»;

    Методы и приемы:

    1. Чтение художественной литературы:

    - «День рождения вредного кота» перевод А. Кочарова;

    - «Умнее всех» Д. Мамин-Сибиряк.

    Чтение стих-ия «В гости».

    2. Ситуации: «Что делать в гостях, если….», «Гости у тебя дома»

    3. Рассматривание иллюстраций - «Любить прекрасное»

    4. Изготовление подарка «Сюрприз для мамы»

    5. Дидактические игры: «Гости», «Правильно или нет» (ситуации по картинкам), «Чтобы гости не скучали», «Вежливый кролик»

    6. Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие».

    Сценарий конкурса будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов; для детей младшего школьного возраста; конкурс для закрепления правил хороших манер.
    «Этикет, или просто хорошие манеры»
    Цель: расширить представления детей о правилах этикета, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
    Плакат на сцене
    «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.» И. Гете.
    « Вежливость – это вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.»
    Пословицы.
    Чего в других не любишь, того и сам не делай.
    Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

    Ход занятия

    Тема нашего мероприятия «Этикет, или просто хорошие манеры». Что такое этикет? (Ответы детей)
    -Этикет – совокупность правил поведения в обществе; умение вести себя в обществе; правила культурного поведения в обществе, которые нужно знать каждому. Как возникло слово «этикет»? (Ответы детей)
    - На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, от французского названия карточек «этикетки» и произошло слово «этикет».
    Русский царь Петр I тоже часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. Нужно было уметь себя вести, чтобы не опозориться перед иностранными гостями. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения - «Юности честное зерцало». Петр сам принимал участие в её составлении. В книге были такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать»; «перстом носа не чистить»; «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало»
    Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях в театре и т.д. Какие вы знаете правила поведения?
    - Здороваться.
    - Если встретился знакомый,
    Хоть на улице, хоть дома,
    Не молчите, не стесняйтесь
    И немым не притворяйтесь,
    Поздороваться спешите,
    Громко «Здравствуйте!» скажите.
    Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
    Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
    И, наверно, не пойдет в аптеку
    И здоровым будет много лет.
    Добрый день! - тебе сказали.
    Добрый день! - ответил ты.
    Как две ниточки связали -
    Теплоты и доброты!
    -Спасибо.
    За что мы говорим спасибо?
    За все, что делают для нас.
    И мы припомнить не смогли бы
    Кому сказали? Сколько раз?
    примерные ответы детей:
    - Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
    - Не перебивай говорящего.
    - Не выкрикивай с места.
    - Не разговаривай во время урока, иначе пропустишь самое главное.
    - Следи за чистотой в классе не сори, не пиши на парте, не забывай сменную обувь.
    - Почему надо соблюдать в обществе нормы этикета?
    - Чтобы не доставлять людям неудобств, неприятностей, чтобы окружающим было приятно от общения с тобой.
    - Существует огромное количество самых невероятных для нас правил, которые другим кажутся единственно возможными.
    Ежегодно 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его два брата-американца Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска. Случилось это в 1973 г., в самый разгар холодной войны. По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру и разрядке международной напряженности. Наверное, так и есть.
    Сегодня более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. Смысл этой игры заключается в том, чтобы в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 незнакомцев. Сделать это можно по-разному, как вам угодно, главное - искренность.
    - Все правила этикета сводятся к одному главному принципу: «Уважай окружающих людей». А сейчас давайте разделимся на 2 команды и посоревнуемся, кто лучше знает правила этикета.
    Начинаем 1 конкурс . Понадобиться 2 человека (девочка и мальчик) от каждой команды. Представьте себе ситуацию молодой человек с девушкой идут по улице, с одной стороны улицы стоят дома, а с другой -дорога, по которой идут машины. Итак, вопрос:с какой стороны должен идти молодой человек? (Со стороны дороги)
    (Пары учеников изображают молодого человека и девушку. За правильный ответ – 1 балл)
    Второй конкурс . Вы опоздали на урок. Как вы войдёте в класс? Выйдите за дверь и сыграйте сценку.
    (Представители команд по очереди выполняют задание. Воспитатель перечисляет ошибки, которые допустили ребята. За правильный ответ – 2 балла. Правильный вариант: «Галина Николаевна, извините,пожалуйста, за опоздание. Разрешите войти!)
    Третий конкурс . А сейчас мы проверим, умеете ли вы сервировать стол. Вот вам приборы. Время на сервирование стола - 1 минута.
    (Около каждой тарелки нужно положить справа обеденную ложку и нож острием к тарелке, а слева – вилку (зубьями вверх). Стакан ставят перед тарелкой справа от нее. За правильный ответ – 3 балла)
    - А сейчас я каждой команде буду задавать вопросы. За правильный ответ-1балл.

    Викторина по этикету.

    1.Что такое этикет?
    Совокупность правил поведения, принятых в обществе.
    2.Как переводится с французского слово «этикет»?
    Слово «этикет» имеет два значения а) ярлык, этикетка
    б) церемониал
    3. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий из него?
    Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе (не только из магазина) входящий должен пропустить выходящего.
    4. Можно ли войти в магазин с собакой?
    Ни в коем случае, даже если это магазин, торгующий товарами для животных. С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание.
    5. Можно ли есть в фойе или зрительном театре?
    Нет. Для этого существует буфет.
    6.Что можно рассматривать в бинокль?
    Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
    7. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями?
    Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
    8. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним идти или спиной?
    Лицом и только лицом.
    9. В какое время нужно звонить кому-либо по телефону?
    С 9 до 22 ч., если вы не обговорили более раннее или позднее время звонка особо.
    10.С какого слова звонящий должен начинать разговор?

    Со слова «Здравствуйте!»
    11. Кто перезванивает, если во время разговора телефон внезапно отключился?
    Тот, кто звонил.
    12.Кто первым должен заканчивать разговор по телефону?
    Женщина при разговоре с мужчиной.
    Старший при разговоре с младшим. При равных условиях – тот, кто звонил.
    13. Как правильно произносить слова «звонишь», «звонит»?
    С ударением на «и».
    14. Какой стороны надо держаться, когда идешь по улице: правой или левой?
    Правой.
    15. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь?
    Извиниться.
    16. Где должен находиться мужчина, когда он спускается с дамой по лестнице?
    На одну-две ступеньки впереди дамы.
    17. А когда поднимаешься?
    На одну-две ступеньки позади.
    18.Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом с вами в транспорте пассажира?
    Нет.
    19. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?
    Младший.
    20. А подавать руку для рукопожатия?
    Старший.
    21. Мужчина первый приветствует даму. А в каких случаях первой здоровается женщина?
    Если надо приветствовать мужчину, который намного старше её, руко-
    водителя, группу знакомых людей.
    22. При входе в транспорт, кто заходит первым и выходит первым?
    Женщины, пожилые люди, дети.
    23.Если к вам домой пришли друзья и вы хотите познакомить их с родителями – кого кому представлять?
    Друзей родителям.
    24. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
    Не более трех цветов.
    25. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы?
    Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке.
    26. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете?
    Нет, жилет в таком случае также надо снимать.
    27. Почему нельзя надевать нечищеные ботинки?
    Это придает их владельцу неопрятный внешний вид.
    28. Можно ли опаздывать, идя в гости?
    Это недопустимо.
    29. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?
    Когда вы едите овощные блюда – держите вилку в правой руке, когда же мясо- вилку в левой, а нож в правой.
    30. Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой?
    Только рукой.
    31. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар?
    Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток.
    Предлагаю вам такую игру.
    Задаю вам вопрос и даю три варианта ответа. Вы выбираете правильный и, если возможно, озвучиваете или демонстрируете.
    1. Монголы при встрече спрашивают:
    а) А где бабуля?
    б) Как пройти в библиотеку?
    в) Здоров ли ваш скот?
    (Стадо для монгола-кочевника - основа его жизни. Здоровы животные - значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья четвероногому кормильцу - все равно, что пожелать здоровья самому скотоводу.)
    2. Молодой американец, приветствуя приятеля:
    а) Хлопает по своей правой коленке.
    б) По спине приятеля.
    в) По мягкому месту приятеля.
    3. Папуасы при встрече произносят:
    а) Дай я тебя всего обнюхаю!
    б) Дай-ка я лизну тебя в щеку!
    в) Вот ты мне и попался!
    4. Зулусы (африканское племя) при встрече обмениваются следующими словами:
    а) Я тебя вижу!
    б) Я тебя не съем!
    в) Куда ты провалился? 100 лет тебя не видел!
    5. Тибетцы, здороваясь:
    а) Снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще при этом высовывают язык.
    б) Надувают щеки и громко хлопают в ладоши.
    в) Пожимают руки сами себе.
    6. Знатные особы в ХУП-ХУШ веках при встрече:
    а) Закрывались веерами.
    б) Обменивались визитками.
    в) Раскланивались, делая реверансы и другие движения.
    7. В древнем Китае китайцы приветствовали друг друга следующим образом:
    а) Протягивали друг другу левые руки.
    б) Протягивали друг другу правые руки.
    в) Пожимали руки сами себе.
    - Международная напряженность, может быть, и не очень уменьшилась, а вот хорошего настроения, точно, прибавилось.
    Следующее задание: помоги литературным героям найти правильный выход из создавшейся ситуации.
    «Театр уж полон…» (инсценируют дети в костюмах)
    Мальвина всерьез занялась воспитанием Буратино и решила съездить с ним в музей и театр.
    1. Как вы думаете, можно ли Буратино трогать руками музейные экспонаты?
    а) Можно, если он уверен в прочности материала, из которого они изготовлены.
    б) Нежелательно.
    в) Нельзя ни в коем случае.
    2. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
    а) Допустимо,
    б) Нежелательно. В любом случае предпочтительна сдержанность.
    в) Шумное поведение допустимо везде.
    3. Нужно ли Буратино слушать экскурсовода, если его рассказ ему неинтересен?
    а) Нужно.
    б) Не нужно.
    в) Постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ
    неинтересен,
    4. Как нужно Мальвине и Буратино пройти на свои места перед сидящими зрителями?
    а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
    б) Лицом к сидящим.
    в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
    5. Как проявить неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
    а) Свистеть и топать ногами.
    б) Немедленно встать и покинуть зал,
    в) Молчать и не аплодировать.
    «Кто ходит в гости по утрам?»
    1. Кролик пригласил к себе гостей на чашку чая. Сова опаздывает. Как долго следует ждать опаздывающих гостей?
    а) Столько, сколько вытерпят уже пришедшие Винни-Пух и Пятачок.
    б) Не более 15 мин.
    в) Ждать вообще не следует, т. к. Сова должна была прийти вовремя.
    2. Кролик угощает своих гостей очень вкусными блюдами. Можно ли издавать при еде какие-либо звуки?
    а) «Озвученная» еда свидетельствует об удовольствии от вкусного угощения.
    б) За столом следует вести себя беззвучно.
    в) Издавать звуки не обязательно - достаточно громкого звона столовых приборов.
    3. Пятачок случайно разбил чашку: как поступить Кролику?
    а) Порадоваться, что чашка разбилась «на счастье».
    б) Сделать вид, что он ничего не заметил.
    в) Убрать осколки и без комментариев заменить чашку.
    4. Нужно ли хвалить угощения, приготовленные заботливым Кроликом?
    а) Совсем необязательно, и так очевидно, что Кролик хороший хозяин.
    б) Обязательно - это дань вежливости.
    в) Можно не только похвалить, но и «заказать» наиболее понравившиеся блюда, например горшочек с медом, к следующему званому вечеру.
    5. Как поступить Пятачку, если ему нужно уйти из гостей пораньше?
    а) Заблаговременно подготовить всех гостей к своему преждевременному уходу.
    б) Попросить Кролика объявить всем об его уходе, после чего распрощаться с Тигрой, Кенгой, Крошкой Ру.
    в) Уйти незаметно, попрощавшись с Кроликом.
    «Мы едем, едем, едем.,.»
    1. Незнайка и Синеглазка решили поехать на автобусе из Солнечного города в Цветочный. В каком порядке Незнайка и Синеглазка садятся в транспорт?
    а) Сначала с помощью Незнайки садится Синеглазка, а потом ее спутник.
    б) Сначала в транспорт входит Незнайка, как бы прокладывая Синеглазке дорогу, а она - за ним.
    в) Если в транспорте много народу, стараются протиснуться одновременно, держась за руки, а иначе в толпе можно потерять друг друга.
    2. В автобусе Коротышки заметили Знайку, увлеченно читавшего какую-то книгу. Можно ли и Незнайке с Синеглазкой читать ту же самую книгу?
    а) Можно, они же не мешают ему читать!
    б) Нельзя.
    в) Можно, если им хорошо все видно и темп чтения у них со Знайкой совпадает.
    3. Нужно ли представиться, когда уступаешь место в транспорте?
    а) Желательно, потому что только в этом случае есть надежда, что тот, кому вы уступили место, вас запомнит.
    б) Необязательно, так как пока вы будете представляться, ваше пустующее место может занять кто-то другой.
    в) Не нужно, достаточно молча встать а предложить свое место.
    4. В каком порядке Незнайка и Синеглазка выходят из транспорта?
    а) Сначала выходит Синеглазка, а за ней, легонько ее подталкивая, Незнайка.
    б) Сначала выходит Незнайка и, подав руку? помогает выйти Синеглазке.
    в) Если в транспорте немного народу, то выходят одновременно, держась за руки, чтобы было удобнее спрыгнуть со ступеньки автобуса.
    5. Находясь на улице, куда деть обертки от конфет?
    а) Бросить в урну.
    б) Ясли поблизости нет урны, все сложить в карман или сумку и при случае выбросить.

    в) Выбросить в укромное место, чтобы мусор не попался на глаза прохожим.
    - Подведем итог нашего конкурса.
    - Вот и закончилась наше мероприятие. Жюри подводит итог (объявляет счёт и команду победителей). Конкурс показал, что вы знаете правила этикета. Но правила этикета надо не только знать, но и соблюдать, чтобы окружающим людям было с вами приятно. Я надеюсь, что это занятие поможет вам стать культурнее.



    Похожие статьи