• Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в специализированной средней группе для детей с нарушениями зрения. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия с детьми старшего дошкольного возраста тема: "Подводное путешествие"

    11.07.2019

    Индивидуальное занятие по развитию зрительного восприятия

    для детей старше – подготовительной группы компенсирующей направленности

    для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием

    Тема: Солнышко и его друзья

    Лексическая тема: Ранняя весна.

    Цель: развивать зрительное восприятие.

    Задачи:

    - образовательные:

      закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал и др.);

      упражнять в умении выделять простые фигуры в составе сложных;

    - коррекционно-развивающие:

      развивать умение ориентироваться по схеме, словесной инструкции;

      развивать зрительно-моторную координацию, координацию рук;

      развивать фиксацию взора и прослеживающую функцию глаза, апперцепцию;

      развивать зрительную память (при различении и назывании геометрических фигур, цветов);

      расширять активный словарь;

    - воспитательные:

    Методические приемы:

      словесные: беседа, вопросы, указания, пояснения, инструкция, оценка;

      наглядные: демонстрационный и раздаточный материал;

      практические: упражнения, игры.

    Оборудование:

      демонстрационный материал: схемы животных (медведь, белка, заяц, лиса), схема Солнышка;

      раздаточный материал: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.) разных цветов и размеров; палочки; схема лабиринта, бланк с геометрическими фигурами; карандаш.

    Используются ковролин, игровизор, Солнышко, медаль.

    Ход занятия

    Организационный момент:

    - Здравствуй Толя! Я очень рада тебя видеть!

    Толя, скажи мне, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? (Весна)

    - А какие приметы весны ты знаешь? (Тает снег, сосульки капают, птицы прилетают и т. д.)

    - А еще, наверное, ты заметил, солнышко стало теплее светить, греть нас своими лучиками. И сегодня утром к нам в кабинет заглянуло Солнышко. Оно проснулось и ему стало скучно, ведь у него нет друзей. Солнышко попросило меня, чтобы ты создал ему друзей, и ему было бы уже не так одиноко. Давай с тобой поможем Солнышку.

    Основная часть:

    1. Геометрические мозаики:

    Ребенок на ковролине составляет из различных геометрических фигур друзей (медвежонка, лисичку, зайчика и белочку) для Солнышка. В ходе игры ребенку задаются вопросы о том, какие геометрические фигуры он использует для создания предложенных животных.

    Посмотри, какие красивые друзья теперь есть у Солнышка! Смотри, как оно радуется. А давай мы теперь поиграем с Солнышком.

    2. Зрительная гимнастика:

    - Возьми его. Подними его вверх, а теперь вниз…

    Ребенок прослеживает взглядом за движением Солнышка: вверх – вниз, затем вправо – влево и по 2 круга в обе стороны. После этого ребенок моргает и закрывает глаза.

    3. - Толя, а давай сделаем портрет нашего Солнышка. Посмотри какие красивые палочки лежат у нас на столе. Выложи из них такое же солнышко, как на этой схеме.

    Ребенку предъявляется схема с изображением солнышка.

    А какая геометрическая фигура здесь использовалась? (Треугольник)

    4. - Посмотри, какое задание приготовило нам Солнышко.

    Ребенку предлагается бланк с наложенными геометрическими фигурами.

    Какие геометрические фигуры ты видишь? (Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)

    - А теперь правильно расставь точки так, как я скажу. Слушай внимательно. Тебе нужно поставить только одну точку, но так, чтобы она была:

      внутри квадрата и треугольника, но вне круга;

      внутри треугольника, но вне круга и квадрата и т. д.

    5. -Толя, посмотри, пока мы с тобой выполняли задания, все наши зверюшки – друзья для Солнышка – убежали в лес и спрятались. Давай их найдем.

    Ребенку предъявляется картинка с контурным изображением деревьев и животных. Он должен показать и назвать всех животных.

    6. Физкультминутка/ пальчиковая и зрительная гимнастика:

    Мы руками хлопаем,

    Мы ногами топаем,

    Пальцами вращаем,

    А глазками моргаем.

    (соответствующие движения)

    7. Игра «Лабиринт»

    Вот мы с тобой немножко отдохнули. Посмотри, Зайчик приготовил для Солнышка морковку, но не может найти к нему дорогу. Давай поможем Зайчику отнести морковку Солнышку.

    Итог:

    Молодец! Ты сегодня подарил Солнышку столько разных друзей! Но скажи, что нам пришлось для этого сделать, какие задания ты выполнял? Что тебе больше всего понравилось? А что было трудно делать? (Ответы ребенка)

    Я очень тобой довольна! Ты сегодня помог Солнышку, и поэтому, в знак благодарности оно дарит тебе вот такую медаль.

    МБ ДОУ «Детский сад № 31»

    Конспект

    Индивидуальное занятие по развитию зрительного восприятия

    для детей старше – подготовительной группы компенсирующей направленности

    для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием

    Составила:

    учитель- дефектолог:

    Дорохина Е. В

    г. Новокузнецк, 2016

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся

    Конспект занятия

    по развитию зрительного восприятия

    Тема: « Цветик – семицветик »

    учитель-дефектолог

    Альмухаметова Г.В.

    Цель: развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве

    Задачи.

    Образовательные:

    1.Формировать представление о цветах спектра, последовательности их расположения.

    2.Формировать представления о тёплых и холодных цветах.

    3.Закрепить знание порядкового счёта.

    Развивающие:

    1.Развивать восприятие величины; умение владеть способом сравнения величин предметов.

    2.Развивать логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.

    3.Развивать умение анализировать свою деятельность.

    Воспитательные:

    1.Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей; эстетическое восприятие, стимулировать любознательность, умственную и творческую активность.

    2.Воспитывать аккуратность в работе.

    Коррекционные:

    1.Упражнять и стимулировать зрение детей, развивать прослеживающую функцию глаза, зрительное восприятие, цветовосприятие.

    2. Развивать зрительно - моторную координацию, ориентировку в микроплоскости, зрительное внимание.

    Методы и приёмы: беседа, вопросы к детям, демонстрация презентации, игра, работа с раздаточным материалом, штриховка, аппликация.

    Материалы и оборудование: магнитофон, телевизор, компьютер, бумажные полоски разной длины и ширины оранжевого цвета, воздушный шарик, фломастеры, цветные карандаши, пластиковые бутылочки, одноразовые трубочки для коктейля, кусочки пенопласта, карточки с заданиями, клеящий карандаш, заготовки для аппликации из цветной бумаги, салфетки, цветочки на магнитах, прищепки по количеству детей, презентация, конспект занятия.

    Ход занятия.

    1.Послушайте отрывок сказки и скажите название? (Ребята, вы все знаете сказку В. Катаева «Цветик - семицветик».) Кто главная героиня сказки? Кто подарил волшебный цветок девочке? Какое самое последнее желание выполнила Женя, воспользовавшись последним лепестком? А вот и Цветик - семицветик, который вырос в саду у старушки-волшебницы. Но что-то в нём не так, волшебство не действует. Как вы думаете, что не так? (Правильно, лепестки белого цвета) Они окрасятся в нужные цвета, только если вы выполните все задания, которые я вам приготовила. Тогда мы с вами и девочка Женя сможем загадать желания, которые обязательно исполнятся! Согласны? Тогда начинаем работать!

    Ответьте на вопросы.

    Почему Волшебный цветок называется «Цветик – семицветик»? (У него 7 разноцветных лепестков). А что ещё бывает по семь? (Цвета у радуги, семь дней в недели, семь гномов, семеро козлят) Назовите цвета радуги? Какие цвета в радуге тёплые? Холодные? Какой первый цвет у радуги? (Красный) А у Цветика - семицветика какой первый лепесток?

    (Правильно, тоже красный). Вот и окрасился первый лепесток.

    2.Дидактическое упражнение «Сравни полоски».

    Перед вами полоски из бумаги. Чем они похожи (Они все одинаковые по форме (прямоугольник) и по цвету (оранжевые) Чем отличаются полоски? (По ширине, длине). Выложите полоски сверху вниз от самой широкой до самой узкой. А теперь слева направо от самой длинной до самой короткой. Проверьте, правильно вы выложили?

    Какой лепесток сейчас окрасится, как вы думаете? (Правильно, оранжевый )

    А теперь отгадайте загадку, но вслух ответ не произносите.

    Твой хвостик я в руке держал.

    Ты полетел - я побежал. (Воздушный шарик.)

    Ваша задача - найти отгадку в запутанном рисунке, обвести ее фломастером такого же цвета, как третий цвет радуги. Обводим отгадку по контуру, не отрывая фломастера от листа бумаги и не заходя за контур.

    Какую фигуру обвели? Каким цветом обводили? Почему жёлтым? Мы выполнили задание, и окрасился третий лепесток. Какого цвета? (Правильно, жёлтого). Давайте проверим, какой он по счёту? Первый – красный, второй – оранжевый, третий – жёлтый. Какой по счёту жёлтый лепесток?

    И у меня есть жёлтый шарик.

    3.Выполним гимнастику для глаз. «Веселая неделька»

    Встаньте прямо, голову не поворачивайте. Работают только глаза.

    Всю неделю по порядку

    Глазки делают зарядку.

    В понедельник, как проснутся,

    Глазки солнцу улыбнутся,

    Вниз посмотрят - на траву -

    И обратно в высоту.

    (Поднять глаза вверх, опустить их вниз, голова неподвижна.)

    Во вторник часики-глаза

    Водят взгляд туда-сюда,

    Ходят влево, ходят вправо -

    Не устанут никогда.

    (Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.

    В среду в жмурки мы играем -

    Крепко глазки закрываем.

    Раз, два, три, четыре, пять -

    Будем глазки открывать.

    Жмуримся и открываем -

    Так игру мы продолжаем.

    Эти упражнения снимают глаз­ ное напряжение.

    По четвергам мы смотрим вдаль,

    На это времени не жаль.

    Что вблизи и что вдали,

    Глазки рассмотреть должны.

    (Поднести палец к глазам на рас­стояние 25-30 см. Сфокусировать взгляд на кончике пальца, затем опустить руку. Повторить 4 раза.)

    Это упражнение укрепляет мышцы глаз и улучшает их ко­ординацию.

    В пятницу мы тоже не зевали -

    Глазками своими повращали.

    Остановку сделали - отдохнули

    И в другую сторону повернули.

    (Посмотреть вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.)

    Эти упражнения совершен­ ствуют сложные движения глаз.

    Хоть в субботу выходной,

    Мы не ленимся с тобой.

    Ищем взглядом уголки,

    Чтобы бегали зрачки.

    Посмотреть в верхний правый

    Это упражнение совершенствует сложные движения глаз.

    В воскресенье будем спать,

    А потом пойдем гулять,

    Чтобы глазки закалялись,

    Нужно воздухом дышать.

    (Закрыть веки, помассировать их круговыми движениями пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко - от наруж­ного края к носу, затем наоборот.)

    Это упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообра­ щение.

    Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!

    «Подул ветер, шарик улетел» (бросаю в сторону)

    В какую сторону он улетел? Правильно, вправо (влево). Заштрихуйте шарики, летящие вправо, таким цветом, каким будет следующий лепесток. Штриховать надо сверху вниз, сохраняя одинаковое расстояние между линиями, за контур не выходить.

    А у нашего волшебного цветка появился ещё один лепесток. Какого он цвета? (Правильно, зеленого) Который по счету? (Зеленый, четвертый.)

    4.Пальчиковая гимнастика с прищепкой.

    Наши пальчики рисовали и немножечко устали. Поиграем с ними. Предлагаю прикрепить прищепки в соответствии с цветом лепестка

    Дети, назовите следующий цвет лепестка? (Правильно синего ). Вот и следующий лепесток окрасился в синий цвет. Давайте посчитаем, который он по счёту?

    Физкультминутка.

    Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.

    Прочь, усталость, лень и скука, будем мышцы разминать!

    (Руки к плечам, вращение вперёд и назад)

    А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.

    (Вращение головой в стороны)

    А теперь мы приседаем и колени разминаем.

    Ноги до конца сгибать!

    Раз-два-три-четыре-пятъ. (Приседания)

    Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем. (Ходьба на месте)

    Вот и последний фиолетовый лепесток цветика - семицветика. Давайте ещё раз назовём все его лепестки.

    А я предлагаю вам, ребята, сделать свой цветик - семицветик. Для этого давайте пройдём все к столам, где у вас всё готово к работе над аппликацией. Рамочки для наших работ мы сделали заранее. Вам необходимо приклеить готовые лепестки нашего цветка в правильном порядке.

    Все задания выполнены, и волшебство к цветку вернулось. Можете загадать желания, которые обязательно исполнятся.

    Итог.

    Дети, что мы сегодня на занятии делали? Какие задания выполняли? Кому что понравилось? Какое задание показалось трудным?

    Если у вас, ребята хорошее настроение, если у вас всё получилось и вы не испытали трудностей на занятии, возьмите красный цветок и прикрепите его на магнитную доску. А если у вас не всё получилось и у вас плохое настроение, то прикрепите на доску жёлтый цветок.

    Валентина Логиновна Заречная

    Цель : развивать зрительное восприятие .

    Коррекционно-обучающие задачи :

    Продолжать учить детей располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине и длине соблюдая правило;

    Учить определять величину предмета на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов способом наложения, приложения и давая им характеристику;

    Закреплять порядковый счет в пределах 10, связывая числительные с существительными;

    Коррекционно-развивающие задачи :

    -развивать внимание , глазомер, мелкую моторику;

    -развивать навык ориентировки в микро пространстве.

    Совершенствовать способность устанавливать логические связи и производить логические обобщения;

    Воспитывающие задачи :

    -воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля;

    -воспитывать интерес к познанию окружающего мира через книгу.

    Оборудование :

    Демонстрационный материал : плоскостные изображения лисы и журавля (русская народная сказка «Лиса и журавль» , изображения домов разного цвета и высоты;

    цилиндры(10 штук) разные по толщине, но одинаковые по цвету и высоте.

    Раздаточный материал : полоски одинаковой длины, но разного цвета и ширины; орехи (разного размера в количестве 7 штук) ; бусы разной длины и разного цвета (разноцветная цветная соломка для сока разрезанная на части разной длины –длина бусинок увеличивается на 0,5 см, рисунки журавля и лисы по точкам.

    Ход занятия.

    1. Вступительная часть.

    Организационный момент.

    Ребята, давайте вспомним русскую народную сказку «Лиса и журавль» . Сначала лиса с журавлем жили дружно, они ходили друг к другу в гости. Лиса приготовила журавлю манную кашу на тарелке; а журавль приготовил лисе окрошку в кувшине. Но попробовать угощение им друг у друга не удалось, т. к. посуда с кашей и окрошкой оказались неудобные. Они остались голодными и злыми. И в конце концов они раздружились.

    Но мы их на нашем занятии постараемся помирить и придумаем продолжение сказки, т. к. эта сказка о дружбе лисы и журавля. А чтобы они помирились, вы мне будете помогать. Готовы? Тогда слушайте.

    Основная часть.

    1. Лиса с журавлем раздружились. Журавль после ссоры перебрался от лисы в другое место, чтобы лиса его не нашла. Но лиса захотела с ним вновь подружиться и отправилась его искать. Шла она и увидела по дороге много разных домов, к которым вели разные по ширине дорожки. Лиса захотела пойти по самой узкой дорожке, но знает, как ее выбрать.

    Разложите дорожки сверху вниз от самой широкой до самой узкой, соблюдая правило : «брать нужно всегда из оставшихся полосок самую широкую.

    - (вызываю 1-го ребенка к доске, остальные выполняют за столами, сравниваем результаты).

    Назовите ширину дорожек, начиная сверху вниз?

    По какой же дорожке пойдет лиса? Какого она цвета?

    2. Лиса пошла по узкой дорожке и дошла до домиков. Он были все разного цвета и разной высоты. Но в каком домике живет журавль, лиса не знает. А он живет в домике, который по высоте соответствует росту журавля.

    Давайте расположим домики от самого низкого до самого высокого. (выбирать всегда самый низкий из оставшихся)

    Назовите высоту домиков и цвет.

    А теперь мы приложим журавля к каждому домику. В каком по счету и цвету живет журавль? (в 5 синем домике)

    Лисичка нашла дом журавля.

    3. Лиса несла журавлю в подарок орехи, но перед домом их рассыпала. Давайте поможем лисе их собрать. (предложить детям разложить орехи слева направо от самого маленького до самого большого). Сосчитайте орехи и назовите величину. Все собранные орехи лиса отдала журавлю, он обрадовался, напоил ее чаем. Лиса тоже пригласила журавля к себе в гости.

    1 -2 - все вставайте, 3-4 - приседайте, 5-6 -повернитесь,

    7-8 - улыбнитесь, 9-10 - не зевайте, свое место занимайте.

    4. Продолжаем сказку.

    Пошел журавль к лисе в гости и на дороге увидел кучу бревен. Из этих бревен лиса решила построить себе новый дом. Бревна были толстые и тонкие (посчитаем) . Журавль захотел разложить бревна, но не может. Давайте поможем журавлю разложить бревна по порядку слева направо от самого толстого до самого тонкого. Сравните их. Назовите их толщину (сравнивают толщину, выбирая всегда самое толстое из оставшихся) .

    5. Журавль нес лисе бусы в подарок, но споткнулся через эти бревна и бусы рассыпались. У него было 10 бусинок, давайте посчитаем их, не потерялись ли бусинки (счет) .Давайте поможем собрать бусы из бусинок на ниточку слева направо от самой длинной до самой короткой. Назовите длину каждой бусинки. Мы помогли журавлю собрать бусы и теперь он их может подарить лисе. Лиса обрадовалась. И с тех пор лиса с журавлем живут дружно и по сей день.

    И в конце нашего занятия мне хотелось , чтобы каждый из вас сделал для наших героев небольшой подарок-портрет. Соединив точки, вы нарисуете героя сказки.

    Заключительная часть.

    Молодцы, мне понравилось, как вы занимались. Лиса и журавль передали вам гостинцы и велели вам быть всегда дружными ребятами и внимательными друг к другу

    Публикации по теме:

    Игры и игровые упражнения на формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей с ЗПР Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью.

    Изобразительная деятельность как средство формирования зрительного восприятия у детей с синдромом Дауна В системе коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и.

    Рунова Людмила Николаевна, учитель-дефектолог (тифлопедагог) высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 432 г. Челябинска».

    Конспект НОД по развитию зрительного восприятия «История о том как прожорливая гусеничка превратилась в красивую бабочку» ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ПРОЖОРЛИВАЯ ГУСЕНИЧКА ПРЕВРАТИЛАСЬ В КРАСИВУЮ БАБОЧКУ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Коррекционно-образовательные цели: Продолжать.

    Конспект развития зрительного восприятия в младшей группе. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия во второй младшей группе «Черныш»Подготовила: Грачева Л. Ю. город Раменское МДОУ № 53.

    Конспект занятия по развитию фонематического восприятия «Звук [Ж]» Тема: Звук «Ж» Цели: Учить детей понятию «слово». Знакомить со способом интонационного выделения звука «Ж» в словах. Ввести термин «Звук».

    Конспект занятия по развитию зрительного восприятия «Готовим платья к балу» с использованием технологий Цель:Цель:Расширять представления детей о сенсорных эталонах. Задачи:Задачи: 1. Расширять и конкретизировать знания детей по теме"Одежда".

    Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений» «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений». Дети – это самое большое счастье для родителей. Каждые мама и папа стараются.

    Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия формы в старшей группе Цель: знать, называть и различать геометрические фигуры и объемные геометрические тела. Задачи: -различать и называть точным словом геометрические.

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Путешествие к весне» Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия. Тема: «Путешествие к Весне» (средний.

    Библиотека изображений:

    Предоставила Быкова Елена Владимировна

    Развитие зрительного восприятия , лежащего в основе пространственного ориентирования, является одним из направлений коррекционной работы по предупреждению нарушений письма у детей с трудностями в обучении. В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Недостаточное развитие у младших школьников данного психического процесса и ведёт за собой отставание в формировании пространственного ориентирования и задерживает переход на следующий возрастной этап.

    К школе дети осваивают такой уровень восприятия, который позволяет им действовать с предметами и в процессе этих действий воспринимать окружающий мир. Они испытывают сложности и в зрительном анализе, в процессе мысленного выполнения двигательных действий с предметами и зрительного анализа изображений предметов. Задача логопеда помочь таким детям в совершенствовании зрительного восприятия, сформировать недостающие практические действия и перенести их из внешних действий во внутренние, тем самым сформировав основу для процессов пространственного восприятия.

    На занятиях с детьми используются упражнения по закреплению умений воспринимать форму предметов и их элементов, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину и т. д. При этом следуя принципу постепенного усложнения материала, логопед идёт от простого к сложному.

    Наиболее рациональная следующая этапность работы:

    – изображение реальных предметов или сами предметы,

    Схематические изображения, графические знаки и символы,

    Работа с наложенным изображением и зашумлением,

    Закрепление восприятия формы предметов и их изображения,

    Отрабатывать умение группировать предметы по форме, выделение части из целого, составление целого из части.

    Содержание работы по развитию зрительного восприятия:

    1-ый этап:

    1. «Что, где было? И что изменилось?»

    Задание показать и назвать, что или кто находится над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева данного объекта или предмета. Объяснить, что изменилось.

    2. «Отгадай фигуру»

    Задание: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дал логопед, ответить на вопросы:

    Какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник)

    Из чего он сделан?

    3. «Воспроизведение геометрических фигур »

    Задание: внимательно рассмотреть рисунок, проговорить какая фигура, где находиться, по памяти нарисовать.

    4. «Кто (что) где?»

    Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева.

    5. «Найди предмет, которого нет»

    Задание: рассмотреть рисунок, например корзина с фруктами, под которой нарисованы фрукты, лежащие в ней и один лишний предмет (овощ). Объяснить, почему его там нет.

    6. «Сравни» \по длине, ширине, высоте»:

    Ребёнка просят показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение.

    7. «Собери картинку»

    Педагог показывает ребёнку рисунок из треугольников разной величины, вида, цвета. Задание: выложить один из рисунков или найти на рисунке треугольник такой же формы.

    8. «Узнай изображение»

    Задание: рассмотреть и назвать наложенные изображения нескольких предметов (от 2-х до 5-ти).

    2-ой этап:

    1. «Выложи из палочек»

    Задание: выложить по образцу узор или силуэт из палочек.

    1-ый уровень сложности – узоры в одну строчку,

    2-ой уровень сложности – простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек,

    3-ий уровень сложности – более сложные силуэты, состоящие от 6 до 14 палочек.

    2. «Найди отличия»

    Задание: традиционно.

    3. «Покажи дорожку»

    Задание: посмотреть внимательно на таблицу из геометрических фигур, помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту, для этого покажи или закрой фишками слева направо: а) все треугольники (квадраты, круги), б) все заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

    4. «Срисовывание по клеточкам»

    Задание: посмотри внимательно на рисунок, на нём изображена фигура, состоящая из линий, нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал.

    5. Упражнения с раскрасками

    Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

    Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия проводятся по методикам, разработанным С. В. Сташевским; Л. И. Плаксиной; Л. П. Григорьевой, М. Э. Бернадской, И. В. Блинниковой, О. Г. Солнцевой; Л. В. Рудаковой.

    Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На каждом этапе обучения решаются свои задачи, детям предлагаются задания определенного уровня сложности. Так, на начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи, которые ставит перед ними тифлопедагог. Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

    В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Та, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т. п.

    В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещать их.

    На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т. п. Например, такие игры, как «Распредели игрушки по величине», «Разложи по величине геометрические фигуры», «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку», «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т. д.

    Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (0,01 – 0,04) тифлопедагог проводит индивидуальные занятия по развитию остаточного зрения. Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомендаций врача-офтальмолога. Дети выполняют упражнения, развивающие умение сосредотачивать зрительное внимание на заданном объекте, формирующие навыки нахождения их в поле восприятия и узнавания. Проводят также игры и упражнения, в которых повышается световая и цветовая чувствительность глаз, точность узнавания игрушек и предметов.

    Большое внимание на занятиях тифлопедагога по развитию зрительного восприятия уделяется формированию у детей понимания роли зрения в жизнедеятельности человека. Это связывается с конкретными ситуациями из жизни. Так, например, тифлопедагог предлагает детям рассмотреть игрушку, собрать пирамидку или построить домик из кубиков (сначала с помощью зрения, а затем – с закрытыми глазами), посмотреть вокруг себя, рассмотреть другого ребенка, найти дорогу из группы на участок детского сада и т. д. Тифлопедагог объясняет детям, что именно глаза помогают им увидеть и узнать все окружающее, правильно выполнить задание с игрушкой, выбрать направление, в котором надо идти. Постепенно дети начинают понимать, что такое «зрение» и осознавать его роль в их жизни.

    Необходимо также дать детям представление об их собственных зрительных возможностях (как они видят без очков и в очках). Например, тифлопедагог предлагает ребенку рассмотреть игрушку, посмотреть в окно и т. д. сначала без очков, а затем в очках. Внимание ребенка обращается на то, что он увидел в первом и во втором случаях, ему предлагают рассказать об этом. Тифлопедагог помогает ребенку осознать то, что без очков он не может увидеть целый ряд признаков предметов, некоторые детали, особенности строения предметов и т. д. Детей подводят к пониманию необходимости ношения очков и лечения на аппаратах.

    На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполнении графических упражнений, рассматривания картинок; умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т. д.).

    Важнейшая задача – обучение детей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему помощи. Так, тифлопедагог, учит детей быть внимательными при зрительном рассмотрении игрушек, предметов и изображений; формирует алгоритм зрительного восприятия (учит рассматривать их в определенной последовательности, по плану); внимательно слушать словесные описания тифлопедагога и сопоставлять с ними зрительно воспринимаемые объекты, вырабатывает у детей согласованные движения глаз и руки (умение сопровождать движения глаз движениями руки). Детям дают также представление о том, что зрительную информацию об окружающем мире необходимо дополнить той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительностью и т. д.

    Необходимо отменить роль словесной регуляции тифлопедагогом зрительного восприятия детей. Он направляет рассматривание детьми игрушки или предмета по определенному плану, последовательно корригирует и активизирует его. С этой целью тифлопедагог задает детям вопросы, использует словесные инструкции: «Как называется эта игрушка (предмет)?», «Какого цвета игрушка?», «Рассмотри игрушку внимательно», «Обведи взором контур игрушки», «Найди глазами части этой игрушки; назови их», «Какой формы игрушка?» и т. д.

    Непременное условие успешности работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия – активное включение в процесс зрительного обследования речи самих детей (обучение их словесному описанию своих зрительных впечатлений). Это необходимо для осмысления детьми информации, получаемой с помощью зрения, анализа ее и осознанного использования в различных видах самостоятельной деятельности.

    Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей формирует умение рационально пользоваться нарушением зрением; получать с его помощью информацию об окружающем; зрительное восприятие сопровождать восприятием других модальностей; развивают мыслительную деятельность и познавательную активность. Это позволяет детям получать адекватные представления об окружающем их мире.



    Похожие статьи