• Как научить ребенка читать и выучить буквы в игровой форме — в каком возрасте начинать и заинтересовать малыша. Проверенный метод, как правильно научить ребенка читать бегло по буквам

    12.09.2019
    1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
    2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук , а где - том и люк .
    3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
    4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

    8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

    Подайте пример

    В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

    Читайте вместе и обсуждайте

    Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

    Идите от простого к сложному

    Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня . После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м .

    Покажите, что буквы есть везде

    Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный - «Ждите столько-то секунд».

    Играйте

    И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

    Используйте любую возможность для тренировки

    Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

    Закрепляйте успех

    Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

    Не заставляйте

    Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через и слёзы.

    6 методик, проверенных временем

    Азбуки и буквари

    katarina_rosh/livejournal.com

    Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю - юла. Азбука помогает запомнить буквы и - нередко - интересные стишки, но не научит читать.

    Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

    Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма , а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а .


    igrushkinadom.com

    Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

    Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими - металлом.

    Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких - мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) - губы в полуулыбке.

    В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

    Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

    «Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича


    igrushkinadom.com

    В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте - диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

    «Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них - повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

    Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимымВячеслав Воскобович: «Как сохранить в себе ребёнка? Играйте!» форсировать раннее развитие.


    igrushkinadom.com

    «Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

    Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А - и получается первый слог ма . Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым .

    Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.


    umnitsa.ru

    Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары - согласной и гласной. Задача ребёнка - покрутить кубики и найти пару.

    На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба . Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

    Оптимальный возраст для занятий - 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.


    steshka.ru

    Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

    Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы . Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

    Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

    Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

    Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

    Гленн Доман

    Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

    Сегодня психологи, нейрофизиологиSteven Novella, MD, «Psychomotor Patterning» и педиатрыAmerican Academy of Pediatrics «The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children» сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

    Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.


    howwemontessori.com

    Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы - это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

    Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

    Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

    Сложность для родителей - покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

    Выводы

    В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

    Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

    Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка - через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении - любознательность самого ребёнка.

    Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

    В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы существенно возрастут.

    10 правил как научить ребенка читать по слогам

    Мои дети рано научились читать буквы, а затем уже и по слогам здорово шпарили. И вот знакомые попросили рассказать им, как правильно научить ребенка читать. Дело в том, что они начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» - это буква «Эм», «Б» - это буква «Бэ» и т.д. Эх, зачем они так неправильно начали? «Только все испортили», - сказала я.
    Поэтому в данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят.

    Вот основные моменты, которые будут рассмотрены в этом материале:

    Итак, вот основные правила

    1) Первое.
    Совет по выбору методики и пособия.
    Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова (см. фото).

    Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.
    Обязательно купите этот букварь, он продается в любом книжном магазине с учебной литературой (либо можете скачать он-лайн, если найдете). Я своих детей учила именно по этой методике, просмотрев до этого кучу других и остановившись именно на этой.

    2) Второе.
    Как правильно учить гласные и согласные.
    Сперва учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э.
    Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.
    Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.
    Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.

    3) Третье.
    Повторение-мать учения.
    Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.

    4) Четвертое.
    Читаем по слогам.
    А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.
    Разберем слог «Ма».
    Посмотрите в букваре, как первая буква слога - «М» - бежит ко второй букве - «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» - «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.

    5) Пятое.
    Учим несложные слоги.
    Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
    Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.

    6) Шестое.
    Учим более сложные слоги.
    Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них - уже слов.
    Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.

    7) Седьмое.
    Учим читать первые простые слова.
    А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.

    8) Восьмое.
    Следим за произношением.
    Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
    Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
    Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу - не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.

    9) Девятое.
    В каком возрасте надо учить ребенка читать?
    Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.
    Другое дело, в 5 и даже в 6 лет - в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.
    Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.

    10) Десятое.
    Учимся играя.
    Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра - это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.

    И последнее. При соблюдении всех этих 10 советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро - за 1,5-2 месяца. У меня они научились этому уже в 5 лет в летние каникулы, когда детский сад был закрыт.
    А в первом классе они уже довольно бегло читали. И, кстати, большинство детей в первом классе уже умели читать и считать до десяти, так что моим детям не надо было их догонять.

    Ну и напоследок две методики обучения чтению детей на видео:

    1) На этом видео представлена традиционная методика:


    2) А на этом видео представлен популярный в последнее время ребус-метод (но я все-таки считаю, что лучше всего использовать представленную мною методику):


    Полина Васильева специально для женского сайта "Себе на заметку"

    На сегодняшний день ребенка в первый класс нужно вести уже подготовленным. Он должен знать не только буквы, но и уметь читать. Далеко не все детки ходят в дошкольные детские учреждения, а в детских садах не везде учат грамоте и буквам. Поэтому очень часто перед родителями встаёт вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях.

    Сразу возникает множество вопросов: с чего начать, какую методику выбрать, чтобы было быстро и эффективно. Способы учебе чтения по слогам настолько разнообразны, что многие мамы и папы просто теряются. Попробуем по порядку разобраться в этих вопросах.

    Готов ли ребенок к обучению

    Прежде чем начинать сам процесс, необходимо учесть психологическую и физическую готовность малыша к обучению. Есть несколько основных критериев, по которым вы сможете определить, в каком ключе начинать, чтобы обучение не отвернуло впоследствии вашего дошкольника от чтения на всю жизнь.

    1. Если ваш ребенок говорит свободно предложениями и логически связывает фразы, значит уже пора. Проверьте, а понимает ли сын или дочь прочитанное вами.
    2. Важным критерием является умение различать звуки. Логопеды называют это фонематическим слухом. Например, гриб — грипп, суп — зуб, рот — род. Понимает ли ребенок, что эти слова имеют разное значение?
    3. Большой проблемой на пути к обучению может стать задержка речи или неправильное произношение некоторых звуков: если ребенок неправильно произносит звуки, то требуется помощь учителя- логопеда. Не ждите, что проблема решиться сама собой. Ведите чадо к специалисту на занятия и исправно их посещайте, а также обязательно выполняйте задания, которые педагог даёт вам для самостоятельного закрепления учебного материала. Задержка речи, заикание – необходимо показать ребёнка врачу неврологу и психиатру. В любом случае, есть причина, и ее необходимо узнать.
    1. Следует обязательно научить малыша, где лево и право, верх и низ. Это поможет ему ориентироваться в тексте: с какой стороны начинать читать слово, где верхняя строчка, а где нижняя.

    Когда начинать учить читать

    Многие родители настолько обеспокоены, что их ребенок не успеет научиться читать до школы, что начинают в буквальном смысле приставать к малышу чуть ли не в 2 года.

    • В 3 — 4 годика крохе совсем может быть неинтересно сидеть над книжкой. И это нормально. Для каждого возраста существуют свои задачи.
    • Если у знакомых ребенок чуть ли не с 2 — х лет читает и знает наизусть Фета и Тютчева, то это не значит, что и вашему пора. Все дети настолько индивидуальны, что общие рекомендации остаются в любом случае всего лишь общими. Научитесь чувствовать своего ребенка.
    • В 5 или 6 лет — уже другое дело. Но если малыш не ходит в детский сад или на какие — то занятия по определенной причине, то начните сами его учить. В ненавязчивой форме научите писать заглавными буквами основные слова «МАМА», «ПАПА», «ДОМ», «КОТ», свое имя. При минимальной подготовке ребенок намного легче перенесет адаптацию в первом классе.

    8 основных правил, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

    Они помогут правильно сориентироваться и понять, что основное, а что второстепенное. Теперь подробней.

    1. Начинайте с малого: постепенно учите буквы и звуки в процессе прогулки. Нарисуйте палочкой на песке букву, потом слог. То же самое можно сделать из веточек или камушек. Интересно будет учиться читать крохе, угадывая знакомые буквы, а потом и слоги на вывесках. Покажите, что буквы и слова окружают нас везде.
    2. Чуть позже учебный процесс можно перенести в дом. Обустройте стул и стол для письма и чтения. Проследите, чтобы было правильное освещение. Приучайте постепенно ребенка убирать тетрадь, ручку или карандаш на место. Для книг нужна небольшая полка. Учите малыша убирать за собой и быть организованным. Все это необходимо делать в непринужденной форме. Сначала крохе хватит и 10 минут в день.
    3. Читайте с удовольствием сами. Развивайте в семье культуру чтения. Обсуждайте прочитанное с ребенком. Более маленькому задавайте вопросы: кто нарисован на картинке? О ком идет речь в сказке? Когда малыш подрастет, то можно задавать более сложные вопросы: почему поступил именно так герой сказки? А как бы ты сделал на его месте?
    4. Правильней будет начинать от простых слов к более сложным. Начните со слов, где слоги повторяются: ма — ма, па — па, ба -ба, дя — дя. Потом переходите к сложным: кош — ка, де — ре — во, де — ти, ве — тер.
    5. Приобретите несколько толковых учебников: букварь (автор Н. С. Жукова), Любимая азбука (Ирина Солнышко), буквари, авторами которых являются Н. Бетенькова, В. Горецкий, д. Фонин, Н. Павлова, магнитная азбука, кубики с буквами. Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по всей квартире. Постепенно ребенок запомнит их все. Затем меняйте их местами. То же самое сделайте потом с согласными.
    6. Азбуки и буквари требуют большей усидчивости, но и постепенно обучают ребенка не только буквам, но и слогам. Ассоциативное мышление поможет быстрее освоить алфавит: буква «А» — альбом, «Б» — белочка, «В» — велосипед, а яркие картинки помогут более быстрому запоминанию.
    7. Повторяйте уже изученное. Уж если начали учиться, то делайте это систематически. Иначе никакого результата не будет. Находясь в очереди или в дороге, прочитайте вместе с ребенком небольшую книжку. Время быстрее пройдет, да еще и с пользой.
    8. Самое главное — не заставляйте, не нервничайте и не применяйте насилие. Детство — пора золотая, не забывайте об этом. Совсем необязательно: если нужно и хочется вам, значит, то же хочется и вашему ребенку.

    Игровое видео Лунтик учит буквы и помогает подготовиться к школе. Вместе с ним, выполнив несколько интересных и разнообразных уроков, ребенок выучит буквы и алфавитный порядок.

    Основные популярные методики

    Есть множество различных школ, индивидуальных и авторских методик. Давайте остановимся на некоторых, которые действительно способны дать результат.

    Кубики Зайцева

    • В отличие от традиционных букварей, этот способ позволяет осваивать не только отдельные буквы, но и сочетания согласных и гласных, отдельных букв, а также, употребление мягкого и твердого знака. Всего кубиков 52.
    • В процессе игры малыш может не только составлять различные слова, но и понять, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков наполнены деревяшками, а с изображениями звонких — металлическими деталями.
    • В качестве приложения есть таблицы, на которых также есть слоги. Главное правило — нужно не читать, а пропевать.
    • Кубики различаются по размеру: большие с изображением твердых сочетаний и согласных, а меньшие по размеру кубики — с мягкими согласными.
    • Минус такой методики, судя по отзывам, в том, что уже в школе у ребенка могут возникнуть трудности с разбором слова по составу, а также, некоторые дети впоследствии просто «глотают» окончания. Ну а плюс: детки довольно быстро и в игровой форме осваивают алфавит и чтение по слогам.

    Обучение чтению по Монтессори

    Весь процесс не совсем традиционен: сначала пишем, а потом учим букву, а затем и слог. Преимущество метода в том, что представлено все в виде игры. Сначала буквы заштриховываются и обводятся, а потом учится их произношение. Буквы вырезаются из шероховатой бумаги. Такую же букву можно начертить, например, на манке. Минус данной методики в том, что придется очень много приготавливать материала для обучения.

    Динамические кубики Чаплыгина

    В набор входят 10 кубиков и 10 блоков, которые двигаются. Задача ребенка составить пару из гласной и согласной. Они изображены на каждой стороне кубика. Каждый динамический блок включает в себя согласную и гласную буквы.

    Еще популярны «Складушки » и «Теремки» В. Воскобовича, а также Карточки Домана.

    Заключение

    Надеюсь, что, после прочтения статьи, вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях, не будет вызывать у вас растерянности. И вы точно определите для себя, как организовать процесс обучения для вашего сына или дочки. Для того, чтобы вам был легче составить план действий, вот еще несколько рекомендаций:

    • Прежде чем начать обучение, убедитесь, что ребенок действительно готов к нему. Не заставляйте, старайтесь проводить обучение, особенно на начальном этапе, в игровой форме.
    • Несмотря на множество методик, прежде всего ребенку нужны счастливые и любящие родители. Если у вас налажен контакт с малышом, то любой способ обучения принесет результат.
    • Начинайте с малого, постепенно переходите к более трудному. Если начали обучение, то не ленитесь и не останавливайтесь, только тогда можно выучиться читать. Даже если все идет хорошо, не забывайте, что ваш любимый ученик всего лишь ребенок и иногда просто хочет поиграть или побегать.

    Удачи и терпения!

    Ваша Татьяна Кемишис

    Когда до школы остается совсем мало времени, а ребенок еще не умеет читать, родители начинают паниковать, ведь малыш поступит в первый класс не подготовленным. Возникает проблема, как быстро его научить читать. Сделать это можно и в домашних условиях, не прибегая к помощи педагогов. В статье мы ответим на основные вопросы, которые могут возникнуть у родителей, старающихся быстро научить ребенка читать.


    Как понять, что ребенок готов к обучению?

    Интерес к чтению возникает у детей около 5 лет. Но все мы знаем, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Некоторые готовы к обучению уже в 4 года, а некоторым придется отложить этот процесс до 6-7 лет. Родителям очень важно не упустить этот момент, ведь именно в этот период научить чтению будет намного проще.

    Поспособствовать пробуждению интереса к чтению у ребенка можно личным примером. Дома должны быть книги и журналы, ребенок должен видеть, что родителям процесс чтения доставляет удовольствие. Отвечая на вопросы ребенка, можно говорить ему о том, в какой книге есть этот ответ.


    Лучший стимул для ребенка научиться читать - пример родителей

    Понять, готов ли ребенок к обучению чтению, можно, если проанализировать ряд факторов:

    • Умеет ли ребенок достаточно владеть речью: он должен иметь богатый словарный запас, уметь строить фразы, согласовывать слова, понятно выражать свои мысли, уметь рассказывать об окружающих его предметах и явлениях;
    • Достаточно ли развит фонематический слух. Обратите внимание, может ли малыш различать звуки речи, назвать первый или последний звук в слове, может ли он воспроизвести услышанные звуки;
    • Нет ли проблем со слухом и произношением. У ребенка должны быть поставлены все звуки, соблюден правильный темп речи, ритм;
    • Малыш должен свободно ориентироваться в пространстве, знать понятия право-лево, верх-низ.

    Если все эти факторы выполняются в полной мере – ваш ребенок готов учиться читать.


    Лучший способ - обучение чтению в игровой форме

    Все обучающие и развивающие занятия с дошкольниками должны проходить играя. В таком возрасте ребенок просто не способен воспринимать новую информацию по-другому. Игра – это самая активная форма, с помощью которой дошкольник познает мир. Она является естественным состоянием для ребенка такого возраста. Все занятия должны быть ненавязчивыми, устроены по принципу «как бы, между прочим», тогда ребенок усвоит информацию более полно.

    Для обучения чтению можно использовать массу игровых пособий и игр. Используя игровую деятельность в обучении, мы создаем положительный эмоциональный фон, который поможет ребенку усвоить полученные знания. С помощью игры мы сможем привить любовь к чтению. В игре нет обязательности, ребенок развивается так, как он может.

    Если, к примеру, малыш пока не может перейти от чтения по слогам к чтению слов слитно, значит он пока не готов. Не стоить завышать требования. Если вдруг у ребенка возникает стойкое нежелание учиться читать, значит, взрослый где-то допустил ошибку. В этом случае следует остановить обучение, сделать паузу и попробовать заново, предлагая малышу интересные игры.

    Видеообзор самых популярных методик обучения чтению смотрите в видео:

    Обзор эффективных игр и методик

    Учите ребенка не буквам, а звукам. Малышу будет сложно понять, что буква «эм» (или даже «мэ») читается как «м», и слово МАМА он будет читать ЭМАЭМА. Сначала только звуки и только когда ребенок поймет, как нужно читать, переходите к изучению правильного названия букв.


    Ребенок должен знать, как звучат буквы, а уже потом - как называются

    Эффективные методики

    Кубики Зайцева

    Современные родители много слышали окубиках Зайцева. Это одна из популярнейших методик в настоящее время, с помощью которой можно обучить ребенка чтению довольно быстро. Этот способ обучения подходит для активных малышей, которым трудно усидеть на одном месте. Склады, написанные на кубиках, принимаются за одну единицу. Это отличает эту методику от обычных, где одна единица – это одна буква. Произносить эти склады сможет говорящий ребенок практически в любом возрасте.

    На кубиках Зайцева есть разные типы складов:

    • склады, в которых только одна буква,
    • склад, сочетающий две буквы: согласную и гласную, согласную и мягкий знак, согласную и твердый знак.


    Кубики Зайцева считаются одной из самых быстрых методик обучения чтению

    Кубики имеют различный цвет и в зависимости от него называются по-разному. Кубики с гласными называются золотыми, их цвет – золотистый. Склады, которые звучат звонко, называют железными, их цвет – серый. Деревянные, или коричневые кубики – склады с глухим звучанием. Знаки препинания обозначают белые и зеленые кубики.

    Кубики имеют свое наполнение и, в зависимости от него, свое звучание и различный вес. Они могут наполняться:

    • палочками из дерева;
    • колокольчиками;
    • песком;
    • камнями;
    • маленькими предметами из металла;
    • крышечками и пробками.

    Также кубики различаются по размеру. Если кубик обычного размера, это значит, что склад на нем мягкий. Если кубик сдвоенный, то склад на нем будет твердый.

    Кроме кубиков, используются таблицы, на которых написаны все склады. Эти таблицы всегда на виду у детей.

    Посмотрите видеообзор покупательницы набора Кубиков Зайцева:

    Уже с 2 лет можно использовать кубики, чтобы познакомить ребенка с чтением. Чем старше ребенок, тем меньше занятий ему понадобится для обучения чтению. Так, дети до 3 лет смогут освоить этот навык приблизительно за полгода, в то время как шестилетнему ребенку для овладения навыком чтения понадобится только лишь 5-6 занятий.

    Занимаясь, дети не проводят время на одном месте. Они всегда в движении. Все занятия проводятся только в игровой форме.

    Самыми популярными играми с кубиками являются:

    • Веселый паровоз. Дети складывают из кубиков с гласными складами паровоз. Паровоз начинает движение тогда, когда все склады на кубиках будут пропеты.
    • Колобок . Ребенок кидает кубик-колобок в любое место комнаты. Ему нужно догнать кубик и прочитать тот склад, который оказался сверху.
    • Найди пару. К любому понравившемуся складу на кубике нужно найти в таблице такой же.
    • Голоса животных. Ищем на кубиках склады, которые соответствуют звукам, издаваемым животными (ме, мяу, бе, му).


    Благодаря издаваемым звукам кубиками Зайцева интересно играть даже самым маленьким

    Отзывы родителей о данной методике не однозначны. Кто-то говорит о том, что с помощью этой методики малыш полюбил чтение. Они помогли развить в ребенке логику, мышление, умение мыслить критически, и поспособствовали его всестороннему развитию. Заниматься с ребенком таким родителям оказалось абсолютно не сложно, они отметили, что дети с легкостью перешли на самостоятельное чтение.

    Ряд родителей не увидели результатов в обучении по кубикам. Дети не поняли суть такого чтения, им было сложно перейти на чтение по слогам. Для этих ребят не подходила индивидуальная форма обучения, возникали сложности. При коллективной форме обучения успехов было больше.

    Посмотрите еще одно занимательное видео о кубиках Зайцева:

    Логопедическая методика Н. Жуковой

    Еще одной, не менее популярной, методикой быстрого обучения чтения является методика, разработанная Н. Жуковой . В ее основе логопедический подход. С его помощью можно предупредить появление дефектов речи. Обучение происходит с помощью Букваря, героем которого является «Веселый мальчик». Мальчик помогает ребенку осваивать правильное чтение, процесс этот происходит очень быстро. Начинается Букварь с обучения чтения слогов. Постепенно появляются слова и в конце предлагаются для чтения тексты.

    В Букваре минимум ненужной информации, отвлекаться от процесса ребенку не на что, в нем немного развлекательных игр и картинок. Методика подойдет только высокомотивированным пятилетним детям, которые хотят быстрее пойти в школу.

    Игры, способствующие быстрому обучению ребенка чтению

    Игры для изучения букв

    • Создать совместно с малышом яркие и запоминающиеся образы букв, с которыми потом он сможет играть. Для таких целей можно воспользоваться готовыми карточками, на которых изображены красочные буквы.

    Можно заниматься с букварем Елены Бахтиной. Она предлагает цветные буквы, которые можно вырезать, занимательные картинки и интересные рассказы о каждой букве. Можно воспользоваться раскрасками, где буквы напоминают различные предметы.


    • Для запоминания букв можно использовать короткие стихи, рассказывающие о букве.
    • Конструирование букв из спичек, счетных палочек, пластилина, проволоки.


    • Создать с ребенком таблицу «напоминалочек» о каждой букве.

    Таблица-"напоминалочка" о буквах

    • Создать альбом, в котором будут жить буквы. Каждая страница – это жилье для отдельной буквы. Жилье можно украсить картинками, начинающимися на эту букву, раскрасками, написать стихи о этой букве.


    • Назови буквы, которые спрятались. Ребенку предлагается картинка, на которой он должен найти различные буквы.




    • Вместе с ребенком можно создать дом для букв. В доме для каждой буквы должно быть окошечко-кармашек. После изучения буквы, мы заселяем картонную букву домой. Изученным буквам можно предлагать то угощение, которое с нее начинается (А – абрикос, ананас). Сказочные герои могут ходить в гости к той букве, с которой начинается их имя (Л – Леопольд, М – Маша). С помощью такого домика для букв ребенок будет учиться узнавать изученные буквы, определять первую букву в слове.


    • «Поймай звук» Кидаем ребенку мяч, называя разные слова. Если в слове есть изучаемая буква, то мяч ловим. Если буквы нет, мяч необходимо отбивать.


    • Для изучения букв можно использовать настольные игры. Хорошо в этом помогают лото и домино с буквами. Идеальным вариантом будет лото, которое не содержит картинок, а только буквы. Так этап запоминания букв пройдет намного быстрее. Такое лото вы можете сделать самостоятельно. Для него потребуется 6-8 карточек с написанными буквами и маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках.





    • Загадки, в которых часто повторяется изученный звук.

    Слон по Африке гулял,

    Длинным хоботом вилял,

    А потом раз! – и исчез:

    Превратился в букву… (С)

    • «Рыбалка ». В тазик складываются картинки, к которым прикреплены магниты. Задача ребенка: поймать все слова, в названии которых есть изученная буква.

    Пример еще одной обучающей игры смотрите в видео:

    Игры, направленные на умение складывать слоги

    После того, как вы с ребенком изучили все буквы, наступает следующий этап – складываем слоги.

    • По такому же принципу, как и сделано лото для букв, можно сделать слоговое лото.
    • Можно использовать игры-ходилки. Такие игры можно сделать самостоятельно, используя готовые игры-ходилки в качестве основы. В пустые клеточки, по которым необходимо передвигать фишку, надо вписать различные слоги. Во время игры ребенок как обычно кидает кубик. Отличие в том, что он должен читать слоги, которые встретились на его пути. Так могут получиться звуковые дорожки, состоящие даже из 6 слогов. По такому же принципу можно изготовить гоночную трассу. Ребенок должен передвигать машинку, читая слоги, встретившиеся на его пути. Кто быстрее прочитает все слоги, тот быстрее доедет до места назначения и победит в гонке.

    • Игры «Магазин» и «Почта». На монетках для игры в магазин напишите различные слоги. Покупатель должен дать монетку, на которой написан слог. С этого слога должно начинаться название товара (монетка со слогом ба – покупаем банан, монетка со слогом ма – покупаем машинку, монетка со слогом пла – покупаем платье). Принцип игры «Почта» такой же, как и игры «Магазин». Здесь для игры необходимо приготовить конверты, вместо адреса на которых будут написаны слоги. Адресатами являются игрушечные животные. Задача игры – правильно доставить почту (конверт со слогом со – собаке, конверт со слогом ли – лисичке).
    • Домики со слогами. Для этой игры потребуются домики, на которых написаны слоги; вырезанные из картона фигурки человечков с написанными именами; вырезанные из журналов картинки с мебелью, фруктами, овощами и другими различными предметами. Во время игры для каждого домика нужно найти жильца, человечка, имя которого начинается со слога, написанного на домике. При этом человечек сходит в магазин и купит себе что-нибудь, что начинается с этого же слога. Например, Дима поселится в домике со слогом ди и купит себе диван, Полина поселится в домике со слогом по и купит себе помидоры.
    • Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на картонных карточках и разрезать их пополам по горизонтали. Карточки перемешать. Задача ребенка собрать карточки и прочитать слоги, написанные на них.
    • «Закончи слово». На карточках пишем слова, разделенные на слоги. Лучше использовать слова из двух слогов, например каша, лужа, поле, перо. Разрезаем карточки на отдельные слоги. Слоги с началом слов отодвигаем в одну сторону, слоги с окончанием слов – в другую. Для игры берем карточку с началом слова, громко читаем слог, который написан на ней и слово, которое ребенок должен составить. Например, КА – КАША. Задача ребенка найти карточку со слогом, которым заканчивается слово. В данном случае, карточку со слогом ША.


    Домик со слогами

    На этапе обучения чтению ребенком слов и предложений приходится много заниматься по книгам. Для того, чтобы привить любовь к чтению такие занятия необходимо разбавлять игровой деятельностью. Здесь можно предложить следующие игры.

    • Найди загаданное слово. Правила: выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Его задача выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «лук, стол, качели, кот», найти «живое» слово, овощи, предмет мебели, детское развлечение на улице. После каждого поиска карточку лучше положить обратно и слова перемешать для того, чтобы ребенок не показывал карточки по памяти.
    • «Слово в слове». Ребенок должен найти в слове слово. Например, ТОВАРИЩИ – ТОВАР, ВАРИ, ЩИ, СМЕХ – МЕХ.
    • «Составь слово» Разноцветные круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением моря. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог МО, на втором – РЕ. Картинка с изображением неба. Ребенок выбирает круги со слогами НЕ и БО.

    Развивающая игра "Продолжи слова"

    • «Следы со словами». Добраться из одного конца комнаты в другой можно только по следам с написанными на них словами. Наступая на след необходимо прочитать слово на нем.
    • «Собери слово». Ребенку предлагаются буквы, из которых он должен собрать слово. Например, ХСЕМ – СМЕХ, ИНКО – КИНО.
    • «Аэропорт» или «Парковка». Для игры нужно подобрать похожие слова, например, КОТ, КРОТ, РОТ, КОРТ, которые нужно разложить по полу. Это необходимо для того, чтобы ребенок не делал выбор по памяти, а читал слова. Самолетик летает из одного аэропорта в другой. Названия аэропортов-слов говорите ребенку вы. Если это игра «Парковка», то машина ребенка паркуется на предложенное ему парковочное место.

    Можно самостоятельно или совместно с ребенком придумать такие игры, опираясь на увлечения вашего малыша. Игры нужно постоянно менять. Ваша фантазия обязательно поможет вам в столь не легком процессе обучения ребенка чтению.


    Самым эффективным обучением для дошкольников является игра

    Упражнения и игры для закрепления навыков чтения

    Для закрепления первоначальных навыков чтения детям можно предложить поиграть в следующие игры:

    • «Составь слово». Ребенку предлагается составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – Лисичка решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел ветер и все перемешал. Давай поможем лисичке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами букв и слогов слова. РТОТ – ТОРТ, ФЕ КО ТЫ Н – КОНФЕТЫ, ВЕ Ц ТЫ – ЦВЕТЫ, КИ Ч О – ОЧКИ, Ч РО КУ КА – КУРОЧКА….
    • Игра «Ремонтируем слова»

    Мы - обычные слова,

    Всех нас знает каждый,

    Мы содержим букву «а»

    Трижды или дважды.

    Иногда всего одну

    (Только не в начале).

    Но сегодня.. Ну и ну!

    Все они сбежали!

    БРБН СТРТ СТКН КРТ

    В этом стихотворении можно заменить букву «а» на любую другую гласную.

    • Упражнения с чтением коротенького рассказа с пропущенными буквами.
    • «Буквенная арифметика»

    Ко + мир – ир + на + таня – ня = Комната

    К + нить – ть + гам – м = Книга


    Карточка для обучающего лото может выглядеть примерно так

    • Упражнение «Прочти быстро»

    Соль, соль, соль, сел, соль.

    Сыр, сыр, сыр, мир, сыр.

    Пила, пила, пила, липа, пила.

    Река, река, рука, река, рука.

    • «Шифровальщики » Детям предлагается расшифровать написанное слово. 3124 – ГРИА (ИГРА), 461253 – УРЦОЕГ (ОГУРЕЦ).
    • «Догадайся, что неверно». Ребенку можно предложить картинки, на которых изображены животные или любые другие предметы. Названия на картинках подписаны неправильно (вместо корова – корона, вместо барабан – баран). Ребенок должен найти ошибку, внимательно читая и задумываясь о смысле написанного слова.
    • «Граница стран» . В игре на листе необходимо написать различные слова. Эти слова будут жителями стран. Необходимо, чтобы группы написанных слов были полной противоположностью друг друга. В качестве примера можно взять живое-неживое, дикие и домашние животные, летние явления – зимние явления и пр. Задача ребенка прочитать названия всех жителей и провести границу между странами. Такая игра будет способствовать не только закреплению навыков чтения, но и заставит ребенка читать вдумчиво, рассуждать.

    Посмотрите полезное видео с уроком чтения Светланы Орочко:

    • «Составь пословицы»

    Потехе, делу, а, время, час – Делу время, а потехе час.

    • Чтение слов наоборот ВЕСНА – АНСЕВ, ЗИМА – АМИЗ.
    • Можно воспользоваться серией книг-блокнотов «Письма от гномика Гоши «Я научу тебя читать». Здесь на третьем уровне сложности гномик пишет большие по объему письма для ребенка, читая которые ребенок будет также закреплять приобретенные навыки.

    Самое главное на этом этапе – не сделать чтение скучным занятием. Добавьте ребенку сказки, волшебства… Увлеките его игрой… Даже чтение текста несколько раз, как рекомендуется для лучшего его понимания, можно сделать интересным читая по разному.

    В видео, представленном ниже, рассказано несколько секретов, как привить малышу любовь к чтению:

    Стоит ли смотреть видео-уроки?

    Ответ на этот вопрос – конечно стоит. С помощью видео-уроков вы сможете разнообразить процесс обучения. Ребенок с удовольствием будет смотреть видео, внимание ребенка при этом будет полностью на нем сосредоточено. Как правило, такие уроки короткие по времени, но эффект от их использования – максимальный.

    При обучении ребенка чтению необходимо использовать любую возможность, чтобы этот процесс стал красочным и увлекательным. Использование видео-уроков поможет вам в этом нелегком деле.

    Например, посмотрите этот обучающий мультфильм "Лунтик учит буквы":

    Как научить запоминать прочитанное?

    Умение запоминать прочитанное – это важный аспект в обучении ребенка чтению. Часто можно столкнуться с тем, что ребенок умеет очень быстро читать. Однако, когда ему задашь вопрос по прочитанному, он не может на него ответить. Это объясняется механическим чтением, ребенок не вдумывается в прочитанный текст. Такое чтение доставит ребенку много проблем в будущем, ведь в школе необходимо не просто читать, а пересказывать тексты и отвечать на вопросы по ним. Необходимо понимать, о чем ты читаешь.


    Ребенок должен читать в тихой и спокойной обстановке

    Как же можно научить запоминать прочитанное? Постараемся ответить на этот вопрос.

    • Во время чтения не должно быть никаких отвлекающих моментов. Читать лучше в тишине и спокойной обстановке.
    • Необходимо, чтобы ребенок понимал то, что он читает. Для этого каждое прочитанное предложение необходимо проанализировать. Можно прочитать предложение несколько раз. Если в тексте есть непонятные для ребенка слова, следует объяснить ему их значение.
    • На начальном этапе обучения чтению и запоминанию прочитанного можно предложить нарисовать иллюстрацию к каждому прочитанному абзацу. Глядя на такую иллюстрацию, ребенок сможет вспомнить о том, что он прочитал.
    • Если у ребенка возникают проблемы с запоминанием прочитанного, то можно предложить делить текст на части . Сначала прочитаем первый абзац, проанализируем его, поймем смысл прочитанного, нарисуем иллюстрацию. Дальше сделайте перерыв, хотя бы небольшой, чтобы ребенок смог отвлечься. После перерыва приступаем к чтению второго абзаца. Также разъясняем смысл прочитанного, анализируем, рассказываем, рисуем иллюстрацию. После просим ребенка рассказать первую и вторую части, которые он прочитал. В качестве подсказки можно использовать иллюстрации. Снова делаем перерыв. И так читаем до конца текста. Короткие тексты легче для прочтения и запоминания прочитанного.
    • Читать лучше всего утром. К вечеру мозг ребенка уже перегружен информацией и не способен запоминать ее. Поэтому вечером ребенку будет намного тяжелее запомнить прочитанное.
    • Самое важное – понимать прочитанное! Не надо заставлять ребенка рассказывать весь текст из предложения в предложение. Самое главное, чтобы ребенок смог пересказать основную мысль прочитанного абзаца, понял, о чем там говорится.
    • Во время рассказа ребенком прочитанного ни в коем случае его не перебивайте. Ребенок может очень легко сбиться с мысли и забыть о том, что он прочитал.

    В этом видео Шамиль Ахмадуллин рассказывает, почему ребенок плохо понимает и запоминает прочитанные тексты, и как с этим бороться:

    1. Хорошо помогает избежать механического чтения упражнения с заполнением пропущенных слов. Чтобы подобрать подходящее по смыслу слово, ребенку необходимо вдумчиво прочитать текст. Например, Коля купил … конфет (здесь ребенок подбирает слова самостоятельно, это может быть сладких, вкусных, шоколадных, сосательных…). Сегодня был … день. (подходящие слова подбираются из контекста: дождливый, солнечный, прекрасный, веселый, теплый …).
    2. Еще одним эффективным упражнением будет использование смысловых несуразиц в тексте. Здесь ребенку вместе с правильными предложениями предлагаются предложения со смысловыми ошибками, делающие его смысл нелепым.

    Пример:

    В одной деревне жил у хозяев верный пес Барбос. Хозяева его очень любили и баловали. Они угощали его парным молотком и свежими дровами. Однажды Барбос пошел гулять – подышать свежим ветром и погреться на сковороде.

    Следует итать текст, закрывая несколько первых и последних букв каждой строчки. Ребенку необходимо догадаться по смыслу о спрятанных буквах.

    Определите, какой вид памяти у ребенка развит лучше: зрительная или слуховая. Иногда детям для запоминания лучше дополнительно прослушать прочитанный текст.


    Как ускорить темп чтения школьников

    В настоящее время учеников нагружают все больше и больше. Для успешного обучения школьники должны уметь читать осознанно и быстро. Помогая ребенку ускорить темп чтения, вы можете помочь ему преуспеть в учебе, ведь, как говорят психологи, лучше всего запоминается тот текст, который прочитывается в темпе произносимой речи.

    При низком темпе чтения текст не запоминается первоклассником. Причиной этого является то, что когда он прочитает весь текст до конца, он уже забудет что было в начале. При слишком высокой скорости чтения ребенок «проглатывает» большую часть прочитанного, не понимая ее.


    Часто на начальном этапе обучения дети не запоминают то, что только что прочитали

    Нормой техники чтения, когда ребенок оканчивает 1 класс, считается чтение 35-40 слов в минуту. Читая ребенок должен понимать о чем он прочитал, читать надо не торопясь, правильно. К концу учебного года ребенок должен перейти от слогового чтения к чтению отдельными словами.

    В конце второго года обучения ребенок должен прочитывать не менее 55-60 слов в минуту. Сейчас читать он должен целыми словами, осознанно, не допуская ошибок. В 8-9 лет ребенок уже должен уметь соблюдать необходимые паузы, логическое ударение и интонационную окраску текста.

    В конце третьего класса темп чтения должен увеличиться до 75-80 слов в минуту. При этом ребенок 10 лет должен уметь показать понимание прочитанного, соблюдая паузы, интонации, логическое ударение.

    К окончанию начальной школы ребенок должен читать бегло, осознанно, правильно. Ученик уже должен уметь показать с помощью интонаций свое отношение к прочитанному, соблюдая паузы, логические ударения. В 11 лет ребенок уже должен уметь использовать все необходимые средства выразительности устной речи.

    Родители должны понимать, что при проверке техники чтения скорость, с которой читает ребенок, не будет главным показателем. Помимо скорости чтения, проверяется способ чтения (слоговое или чтение словами), осознанность чтения (ребенок должен понимать, о чем он читает), выразительность, наличие ошибок во время чтения.

    Ниже представлено довольно полезное видео об обучении детей скорочтению:

    Для того, чтобы ускорить темп чтения ученика, при котором он будет понимать прочитанное, необходимо разобраться с причинами, мешающими ребенку прочитывать текст в быстром темпе и с пониманием прочитанного.


    Ребенку может мешать :

    • Плохая память. Пока ребенок дочитает предложение, он уже забыл, что читал в его начале. Ему приходится читать снова и снова, до тех пор, пока он не поймет смысл этого предложения. В этом случае необходимо развивать память ребенка. Для этого есть много различных упражнений.
    • Невнимательность. Ребенок читает автоматически, не сосредоточившись на чтении. В его мыслях в этот момент что-то абсолютно другое. В итоге получается, что текст прочитан, но не понят. Внимательность – это то качество, от которого очень сильно зависит понимание и запоминание текста. Внимание, так же как и память, необходимо развивать. Для этого есть эффективные приемы и рекомендации. Но в первую очередь, нужно исключить все отвлекающие факторы при чтении, создать соответствующую обстановку.
    • Ребенок мало читает дома, не любит читать . Увлекайте ребенка чтением. Например, начните ребенку читать рассказ с захватывающим сюжетом и остановитесь на самом интересном месте. Если он хочет узнать продолжение, то должен прочитать сам. Вы, конечно, продолжите, но не сегодня, не сейчас, может быть завтра.… Предлагайте ребенку как можно больше интересной художественной литературы для чтения. Своим примером показывайте, что любите читать. Положительным моментом выступит то, что если ребенок будет много читать, расширится его словарь.
    • Ограниченность поля зрения. Выражаться это может в том, что ребенок не видит слова, которое следует за читаемым. Время уходит на то, чтобы это слово увидеть, прочитать и понять. В решении этой проблемы могут помочь занятия с таблицами Шульте.
    • Регрессия движений глаз . Ребенок взглядом возвращается на уже прочитанные слова. Помочь в решении этой проблемы можно, если закрывать каждое уже прочитанное слово листом бумаги или линейкой. При постоянном повторении глаза ребенка привыкнут к правильному движению и не будут смотреть на прочитанный текст.
    • Артикуляционный аппарат развит недостаточно. Здесь можно порекомендовать занятия с педагогом-дефектологом. Дома вы должны стремиться к тому, чтобы ребенок говорил не торопясь, спокойно, проговаривая каждое слово до конца. Учите скороговорки, чистоговорки, пойте песни вместе с ребенком для тренировки растягивания слов.
    • Логопедические проблемы. В их решении вам может помочь логопед. Не оставляйте занятия с логопедом пока не увидите закрепленного результата. Возможно, ребенку будет необходим курс массажа.

    Внимательно посмотрите, нет ли каких-то из выше перечисленных проблем у вашего ребенка. Если вдруг таковые обнаружились, то не медлите, принимайте меры для их решения. Это будет важным шагом в помощи вашему ребенку научиться читать быстро и осознанно.


    В следующем видео показаны задания для тренировки внимания с помощью таблицы Шульте.

    Несколько советов, как сделать так, чтобы ребенок полюбил читать и делал это без напоминаний и с удовольствием, смотрите в видео:

    1. Устраивайте читательские пятиминутки. Несколько раз в течение дня попросите ребенка прочитать маленький текст. Ребенку при этом совсем не обязательно читать вслух. Здесь можно практиковать и чтение про себя. Затем попросите его рассказать о том, что он прочитал.
    2. Слова, в которых много согласных подряд (например, иНСТРумент) вызывают у первоклассника огромные затруднения при чтении. Такие слова можно выписать на отдельные карточки и разучивать с ребенком до тех пока он не сможет их быстро прочитывать и четко проговаривать.
    3. Просмотр диафильмов, в которых небольшая фраза заменяется красочной картинкой, не дает ребенку устать во время чтения . Здесь роль играет быстрая переключаемость с чтения на просмотр.
    4. Если ребенок не может долго читать, то разделите текст на 1-2 предложения и читайте их с перерывами. Во время перерыва ребенок отдыхает и после готов к чтению следующих предложений.
    5. Учите ребенка пересказывать прочитанные тексты. Тексты для пересказа не должны быть большими.

    Диафильм, в котором малышу потребуется самостоятельно прочитать текст, представлен ниже:

    Родителям, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, нужно быть очень деликатными в процессе обучения. Здесь приведены правила и советы для тех родителей, которые не хотят, чтобы у ребенка пропал интерес к чтению, а хотят привить ребенку любовь к нему.

    Начинать обучение чтению можно даже тогда, когда ребенок еще не говорит.

    Чем раньше вы начнете, тем лучше. В раннем возрасте можно по всему дому развесить карточки с буквами и называть их ребенку по несколько раз в день. Можно купить озвученный плакат «Алфавит» с веселыми стишками, песенками о буквах. Пальчиком ребенка обводить контур буквы, называя ее.

    Занимайтесь, только играя с ребенком!

    Это самое важное правило. Вся информация, которую дошкольник получает через игру, усваивается намного быстрее, чем информация, которая преподнесена ему в форме скучного занятия.

    Возможно, представленное ниже видео поможет понять причины того, почему ребенок не любит читать:

    Заинтересовывайте ребенка чтением.

    Если вы начнете заставлять ребенка читать, то у него навсегда отпадет это желание. Заинтересуйте ребенка. Читайте ему сами как можно больше интересных рассказов, сказок, стихов. Дома должен быть богатый выбор художественной литературы для детей. Рассказывайте ему о том, что все ответы на его вопросы можно найти в книгах. Читайте сами, ребенок должен видеть, что окружающие его близкие любят читать. Именно с них он берет пример, стремится быть похожим на своих родителей.

    Попробуйте учить слоги, а не буквы.

    Некоторым детям порой проще научиться читать слогами, чем буквами. Можно самостоятельно сделать карточки с различными слогами и расположить их по всей квартире. В течение дня показывайте ребенку эти слоги, называйте их. Можно попробовать составлять слова из слогов. Пусть ребенок поищет указанный слог в слове. Меняйте карточки со слогами каждый день.

    Закреплять полученные знания нужно как можно чаще.

    Чем чаще вы это делаете, тем скорее ребенок научится читать.

    Действуйте, постепенно переходя от простого к сложному.

    Не требуйте от ребенка прочтения слова, если он еще плохо знает звуки. Занимайтесь поэтапно. Выучите с ребенком все звуки. После этого переходите к чтению по слогам, научите его сливать слоги. Только после того, как ребенок будет с успехом справляться с этой задачей, можно переходить к обучению чтению целых слов.


    Начинайте учить с простого.

    Начинать надо с самых простейших слов с повторяющимися звуками: МАМА, ПАПА, БАБА. Далее переходите к обучению чтению слов состоящих из слога и согласной: ДЕД, КОТ, РОТ. После переходите к словам, состоящим из 2-3 и более слогов. Когда ребенок начнет хорошо читать отдельные слова, можно переходить к чтению простых предложений, МАМА МЫЛА РАМУ. Слова с буквами Ь, Ъ, Й читайте в последнюю очередь.

    Играйте в дидактические игры.

    Можно найти массу игр на изучение какой-либо буквы. Самым простой игрой можно назвать поиск изучаемой буквы в тексте. Лото, домино… Используйте все возможности.

    В видеозаписи, представленной ниже, показан пример, как трехлетний ребенок научился читать по логопедическому Букварю Е. Костиковой:?

    Создавайте ситуации, когда ребенку будет необходимо знание букв.

    Пусть бабушка передаст ребенку записку, он может получить письмо от Деда Мороза, поздравительную открытку. Покажите ребенку, что умение читать очень важное в жизни каждого человека.

    Давайте ребенку стимул для чтения.

    За успехи в обучении чтению ребенку можно давать небольшой подарок. Только не делайте из этого привычку. Ребенок должен сам захотеть научиться читать, полюбить чтение, а не читать за что-то.

    Закрывайте прочитанный текст.

    Это нужно, чтобы избежать регрессии движений глаз. Ребенок отвлекается от чтения, когда его взгляд возвращается к прочитанному. Глаза должны двигаться только вперед. Закрывайте линейкой, закладкой или просто полоской белого листа каждое прочитанное слово.

    Будьте всегда терпеливы и доброжелательны к ребенку.

    Если у ребенка что-то не получается, значит он еще не готов к этому. Не надо его ругать и сравнивать с кем-то, кто смог научиться быстрее. Этим вы отобьете у ребенка желание читать навсегда.


    Посмотрите следующие видео Светланы Орочко, в которых она рассказывает о том, как родители в домашних условиях могут быстро научить ребенка-дошкольника читать.

    Развитие навыков беглого чтения младших школьников

    Предметы начальной школы (литературное чтение)
    Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
    Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов.
    Современным родителям понятно, насколько в наше время необходимо ребенку умение читать. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
    Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.
    Тема, над которой я работала, называется «Развитие навыков беглого чтения младших школьников». Беглость чтения - одна из базовых сторон навыка чтения, взаимосвязанная с остальными. По сути, сам процесс обучения чтению начинается с формирования беглости, умения читать по слогам, затем следует чтение целыми словами. Наблюдение за динамикой процесса чтения позволяет сделать выводы, что чем выше беглость, тем лучше понимание читаемого, то есть сознательность чтения, которая обуславливает правильность. При формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление.
    Весь процесс обучения необходимо выстраивать так, чтобы у ребенка формировался интерес к занятиям, к чтению и книге вообще.
    Я в своей работе предусматриваю эти особенности и выстраиваю с их учетом.

    ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

    Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым развитием детей. В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.

    Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения.

    1. ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ.

    Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного восприятия (возможности запоминания зрительного образа буквы).
    Следует иметь в виду, что для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.

    Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем - вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.
    Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра). Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения и связи между словами, составляющими его, осуществляется с большим трудом.

    2. ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ.

    На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.

    Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов.

    В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.

    3. СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ.

    Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре еще читаются по слогам.
    Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с напечатанным, большое количество ошибок. Неточность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Если ребенок допускает большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения.

    4. СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ.

    Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими, поскольку догадки хорошо контролируются.
    Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребенку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.
    Начальный этап обучения чтению начинается с узнавания букв. Буквы необходимо учить не их полными алфавитными названиями (например, «ка», «эм», «ча»), а звуковым обозначением: «к», «м», «ч» и т.д. Алфавитное название букв затрудняет процесс чтения. Такая ошибка чаще всего и вызывает у ребенка трудности со сложением букв в слоги. Дети вместо «ма» читают «мэа» или «эма». В данном случае ребенку кажется, что он делает все правильно, и ему трудно понять смысл сложения букв в слог. Я в результате своей практики пришла к следующему варианту работы: сначала выучить гласные, а затем учить согласные и сразу составлять слоги. Например, учим букву «Б»: нарисовали ее, раскрасили, написали пальчиком в воздухе, на столе, слепили из пластилина, выложили из палочек, пуговиц, и т.д. Затем составляем слоги: БА, БО, БУ, БЫ, БЭ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ. Также их можно рисовать, выкладывать из палочек и т.д. В такой форме ребенок быстро понимает принцип сложения букв в слоги. Далее по той же схеме переходим к изучению следующих согласных.
    На своих уроках я часто играю с детьми, например можно поиграть «в слоги»: вразброс пишем любые слоги с выученными согласными (бо, га, зы, ду), а задача ребенка - их прочитать. Постепенно этот запас увеличивается; тогда дети составляют простые слова из уже пройденных букв и слогов: луна, сон, дом, лес, мир, каша и т.д. Прошу ребенка попытаться записать эти слова (сначала списывая, а затем самим).Важно отметить, что особенности детей очень индивидуальны, поэтому я не тороплюсь, не подгоняю ребенка. Пусть процесс освоения происходит в нормальных для него темпах. Главное, чтобы регулярные занятия вызывали у маленького ученика желание вернуться к ним снова. В своей работе на начальных этапах обучения чтению я применяю элементы методики Н.А. Зайцева, которая опирается на слоговой принцип обучения чтению и делает этот процесс легким и увлекательным. На следующих, более сложных этапах, когда ребенок освоил чтение словами, я использую приемы работы по формированию беглости чтения (частота тренировочных упражнений, жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки чтения, многократность чтения, чтение в темпе скороговорки и т.д.), а также применяю упражнения, направленные на развитие речевого аппарата, внимания и памяти, расширение оперативного поля чтения, развитие смысловой догадки на различных уровнях.
    1. Упражнения для развития речевого аппарата. Навык чтения во многом зависит от правильного произношения и различения звуков речи. Такие упражнения особенно рекомендовано выполнять детям с нарушениями звукопроизношения.
    Артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Пропевание гласных.
    АОУЫЭ, ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭЕЫИ...
    АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ...
    З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ...
    Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С...
    Ба-бя бо-бё бу-бю бэ-бе бы-би
    За-зя зо-зё зу-зю зэ-зе зы-зи
    Тра-тро-тру-три; бра-бро-бру-бри

    Чтение чистоговорок.
    Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
    Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
    Ло-ло-ло - на улице тепло.
    Му-му-му - молока кому?
    Ко-ко-ко - пейте, дети, молоко.

    Чтение и четкое проговаривание скороговорок.
    Утром, присев на пригорке,
    Учат сороки скороговорки.
    От топота копыт пыль по полю летит.

    Шел Егор через двор с топором чинить забор.
    Проворонила ворона вороненка.
    Здесь необходимо отметить, что, если ребенок не выговаривает определенный звук или произносит его неправильно, ему не нужно проговаривать скороговорки, насыщенные этим звуком. Если у ребенка имеются значительные нарушения звукопроизношения (например, ребенок не выговаривает несколько звуков) или другие нарушения речи, обязательны занятия с логопедом.

    Чтение скороговорок в темпе.
    Скороговорки читаются четко в высоком темпе.

    2. Работа над развитием зрительной памяти. В процессе обучения чтению ребенок должен запоминать буквы, слоги, слова и их последовательность, чтобы воспроизвести слово и предложение. От уровня развития зрительной памяти зависит беглость чтения.
    Упражнения:
    Прием сравнения парных картинок, отличающихся по нескольким признакам: детям дается установка - посмотреть и запомнить первую картинку. Затем предъявляется вторая картинка. Задача учащихся - определить, что изменилось.

    Игра «Что пропало?».
    На стол выкладывается ряд картинок или выставляется ряд игрушек. Учащиеся запоминают их, после чего одна картинка (игрушка) убирается. Дети должны назвать, что пропало.
    Второй вариант: картинки не убираются, но изменяется их последовательность. Задача детей - восстановить измененную последовательность предметов.
    Далее вариант усложняется: вместо игрушек и картинок выкладываются карточки (или кубики) со знакомыми буквами. Работа продолжается по той же схеме.
    Приём «фотографирования» картинок заключается в показе детям предметных картинок. Дается несколько секунд для запоминания, после чего картинки убираются, а учащиеся должны перечислить те предметы, которые запомнили.

    Прием фотографирования карточек с речевым материалом. Начинаем работу с запоминания четырех букв.
    В Л О Н
    Для запоминания одной буквы дается 1,5 секунды.
    В конце работы количество букв увеличиваем, а время запоминания одной буквы уменьшаем до 0,5 секунды. Таким образом, на запоминание 6 букв даем 3 секунды.
    Затем переходим к запоминанию слогов.
    Мо-ро-ли-со; ту-не-му-ду...
    Здесь на запоминание одной буквы даем 1 секунду. Итого на 8 букв - 8 секунд.
    Прием фотографирования слов.
    Лев, мак, слон, тигр.
    На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов. Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить.

    Упражнения, вырабатывающие внимание к слову.
    Чтение слов на карточке за короткое время.
    Детям предлагается карточка с написанным словом и дается одна секунда на то, чтобы успеть «узнать» слово. Слова желательно брать простые (вода, вата, море, лето, корова, собака, молоко), затем короткие слова со стечением согласных (кран, утро, тигр), а далее - более сложные слова (лодка, цветок, пирамида, бабочка, чистота, девушка, портфель). Предъявляем слово и быстро убираем. Если не получилось, можно предъявить его еще раз на то же время.
    Хорошо помогает чтение скороговорок на скорость, по очереди. Чтение текста через слово. Слово учитель, слово ребенок. Дети невольно начинают читать быстрее, им легче прочитать одно слово, а пока читает учитель, ребенок может немного отдохнуть.
    Интересно ставить ударение в разные места.
    Младшие школьники часто «теряют» окончания при чтении, большинство из них начинают выдумывать вместо чтения, поэтому я использую такие упражнения, как тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи. (Н-р: вода, водный, водяной, водопад, водопровод, водянистый, наводнение.
    Родина, родной, родимый, родитель, родить.
    Спросить, спрашивали, спросят, спрошу, спросим, спросили, спросил, поспрашиваю, переспрошу, выспросить).
    При чтении этих слов используется прием многочтения. Первый раз слова читаются плавно, хором, вместе с учителем. Второй раз ребенок тренируется прочитывать слова вполголоса медленно и в нормальном темпе. В третий раз дети читают вслух.
    При этом необходимо выяснить значения слов. Этот прием необходим для выработки внимательности к читаемым словам.

    Чтение слов, записанных пирамидкой.
    Например:
    бури снег
    ветры весна
    ураганы ручьи
    разыграйся побежали
    заморозить зазеленела

    По такому принципу составляю каждый раз новую пирамидку. Такие пирамидки необходимо читать пирамидки слов в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, быстро. Иногда прошу детей читать пирамидки за определенное время. Задача - правильно прочитать слова и вспомнить запомнившиеся.
    В начале работы учащиеся могут допускать ошибки в чтении слов. При каждодневных тренировках к концу обучения дети читают слова практически безошибочно.

    3. Развитие смысловой догадки.
    Смысловая догадка - это психический процесс ориентации на предвидимое будущее.при использовании этого приема у детей развивается логика, значительно убыстряет процесс чтения.

    В своей работе я использую использовали следующие увлекательные и любимые детьми упражнения:
    Чтение слов с пропущенными буквами.
    К. Ш. А С. Б. КА
    К. О. О. ИЛ К. Р. ВА
    С. Л. В. Й С. ОН
    Б. Г. М. Т В. Р. НА

    Ребенку даются слова из определенной лексической темы. Разгадав их, дети должны сказать, как это все называется одним словом. В некоторых случаях тема задается сразу: это мебель, посуда, птицы и т.д.

    Чтение слов с перепутанными буквами.
    В начале работы слова с перепутанными буквами дети разгадывают с опорой на цифры:
    ФИТЛУ ПИГАСО ПАКТИ
    3 5 1 4 2 3 6 5 2 1 4 3 2 4 1 5
    Далее я усложняю задание, не давая опоры на цифры.
    Здесь лексическая тема задавалась заранее.
    Деревья: НЁКЛ, БУД, ЗЁРЕБА

    Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях.
    Гроза.
    Гроза надвига.... Огромная лиловая ту... медленно выплыва... из-за ле....
    Сильный ветер загуд... в выши.... Дере... забушева.... Крупные кап... дож... резко застуча... по листь..., но вот солн... опять засия.... Как всё засверка... вокруг. Как пахнет земляни... и гри...
    Чтение текстов с пропущенными словами.
    Над городом повисли снеговые.... Вечером началась.... Снег повалил большими.... Холодный ветер выл, как дикий.... На конце пустынной и глухой... вдруг показалась девочка. Она была худа и бедно.... Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и... ей идти.

    В своей работе я использую такие упражнения, как зрительные диктанты.
    Зрительные диктанты способствуют развитию оперативной памяти, совершенствуют навык беглого чтения и орфографическую грамотность. При систематическом использовании они дают ощутимый результат. При проведении детям дается установка, что нужно запомнить не только фразу дословно, но и как правильно пишутся слова. Ребенку дается предложение и при этом определенное время на запоминание. Затем предложение закрывается, и дети называют это предложение или записывают его в тетрадь. (Примеры используемых зрительных диктантов: Тает снег. Небо хмурое Трещат морозы. Наступила осень. В лесу много берез Ярко светит солнце. Пролетело жаркое лето. Солнышко светит и греет.) В итоге работы дети допускают меньше ошибок, у них появляется интерес к выполнению задания, улучшается внимание.
    Важнейшую роль в успешном овладении навыком чтения играет мотивация, то есть наличие интереса, желания и стремления читать. Наличие мотивации к какому-либо виду деятельности - залог успешного осуществления этой деятельности.

    Приемы, стимулирующие интерес к чтению:
    А) Прием щадящего чтения.
    Он заключается в том, что дети прочитывают несколько строчек, после чего им дается отдых. Для этого мы используем иллюстрированные энциклопедии, познавательные детские книги с картинками и краткими пояснениями к ним. То, что дети прочитали - мы обсуждаем. Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы по тексту.

    Б) Ежедневный само замер скорости чтения. Данный прием в значительной степени усиливает мотивацию ребенка к чтению и стимулирует заинтересованность в достижении лучшего результата. Суть заключается в том, что ребенок ведет таблицу достигнутых результатов. После разнообразных тренировок в развитии навыка беглого чтения ему предлагается текст для прочтения. Засекается одна минута, по истечении которой ребенок отмечает то место, на котором остановился, подсчитывает количество прочитанных слов и записывает итог в таблицу. В процессе обучения ни в коем случае не следует заставлять ребенка. Обучение должно приносить удовольствие.

    За время работы над этой темой я сделала вывод: только регулярные занимательные занятия помогают достичь желаемого результата.



    Похожие статьи