• Методическое пособие по познавательному и речевому развитию своими руками. Методические рекомендации многофункциональных пособий по познавательному развитию детей дошкольного возраста

    15.04.2019

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    города Мценска « Детский сад №4»

    Мценск 2018год

    Слайд № 2

    Актуальность

    На дворе XXI век. Каких только игрушек нет у современных детей. Роботы,конструкторы, машины, куклы… и 50 % автоматизированы. Но! Маленьких шалунов постоянно тянет к так называемой «запрещенке». Как же иной раз хочется добраться до розетки или выключателя, открыть ящик или шкафчик. И вот уже взрослые бегут в панике, хватают дитя и уводят прочь от таких интересных вещей. А чтобы не быть для ребенка плохими, все запрещающими родителями на помощь и приходит развивающая доска – бизиборд.

    Слайд № 3

    Актуальность

      Бизиборды (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено - это не просто модное веяние. Это полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности. Недаром бизиборды ещё называют «Волшебная доска», «Чудо-доска», «Доска – стенд для мелкой моторики». А кроме этого звучит такое название как «Развивающая доска Монтессори», ведь именно итальянский педагог Мария Мотессори, известная своими нетривиальными методиками развития, имеющими успех во всем мире, первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами.

    Слайд № 4

    История создания Бизиборда

      Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори. М.Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым родители обычно не подпускают их. Благодаря ей появился первый бизиборд: на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой.

    Слайд № 5

    Педагогическая ценность дидактического пособия:

      Бизиборды" задают игровой формат образовательному процессу. Ведь для детей это, прежде всего, увлекательная игрушка;

      Соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предъявляемым к предметно-пространственной среде дошкольного учреждения: (возраст детей от 2 до 6лет)

    - насыщенность. Разнообразие материалов данного пособия обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

    - трансформируемость . Данное пособие эстетично и мобильно, доски можно повесить горизонтально или вертикально или просто положить на пол. Они не загромождают обстановку в группе, но в тоже время вкомплексе выполняю образовательную, воспитательную и развивающую функцию . Благодаря разноплановому наполнению один бизиборд может использоваться как детьми раннего возраста, так и старшими дошкольниками.

    - безопасность . Дидактические пособия изготовлены из экологически чистых материалов и соответствуют нормам СанПиН

    - вариативность. Бизиборды можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей, а также в индивидуальной коррекционной работе с ребёнком. Их можно применять как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в самостоятельных играх детей в течение дня, а также в различных организационных формах деятельности, праздниках и соревнованиях.

    - полифункциональность . Данное пособие не обладает жестко закрепленным способом употребления.

      Доска Бизиборд не имеет каких то возрастных ограничений. Заниматься бизибордом можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту и развивая зоны мозга, отвечающие за речь.

    Слайд № 6

        Цель игры с бизбордом – не сама игра, а обучение через игру. А еще точнее – помощь в развитие самостоятельности малышей. Осуществление неразрывной связи сенсомотрного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр.

        Современный бизиборд решает несколько задач одновременно – воспитательную, игровую, обучающую и развивающую.

    Слайд № 7

    Задачи:

        В процессе работы с детьми определены следующие задачи:

        развитие мелкой моторики;

    Тренировка памяти и логики;

    Формирование понятия о причинно-следственной связи вещей;

    Изучение цветов и оттеночной палитры в целом;

    Развитие самостоятельности;

    Стимулирование познавательной активности;

    Развитие умения играть по предложенным правилам и с заданными условиями;

    Углубление фантазии и образного мышления.

    Слайд № 8

      С помощью развивающей доски происходит развитие…

    Мелкой и крупной моторики;

    Внимательности и самостоятельности;

    Мышления;

    Сенсорики;

    Творческого потенциала;

    Логики, памяти;

    Развития речи;

    Навыков (застегнуть пуговку, завязать шнурок, открыть замочек и т.д.)

    Слайд № 9

    Формы работы с бизибордом:

      Образовательная деятельность;

      Совместная деятельность

      Индивидуальная деятельность

      Дидактическая игра

    Варианты для использования в играх детей :

    сюжетно-ролевых и режиссёрских играх;

    Как элемент точечного включения при инсценировании детских произведений (например, сказок - шумелок) ;

    В непрерывной образовательной деятельности детей (например, показ приборов) ;

    В опытно-экспериментальной деятельности (виды материалов) ;

    Самостоятельная индивидуальная и парная игра детей и т. д.

    Слайд № 10

    Разновидности Бизиборда

      Бизикуб или бизибокс – еще одна разновидность бизиборда. Это комплекс, на пяти сторонах которого размещены аксессуары. Многофункционален, мобилен, компактен и удобен в транспортировке. А еще вы не думаете о креплении к стене.

      Развивающий модуль - развивающая доска (стенд, модуль) с различными аксессуарами.

    Слайд № 11

    Классификация бизибордов :

      по гендерной принадлежности (для мальчиков и девочек) ;

      по форме и размерам (в виде различных силуэтов и простых геометрических форм) ;

      по тематике (времена года, профессии, животный и растительный мир и т. д.) .

      комбинированные.

    Слайд № 12

    Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС ДО:

      Прежде всего, с помощью бизибордов мы решаем задачи направленные на познавательное развитие .

      Данное пособие способствует развитию у детей мышления, логики, сенсорных ощущений, координации движения, памяти, зрения, ориентации в пространстве.

      Помогает решить важные образовательные задачи, такие как обучение счету, знакомство с геометрическими фигурами, закрепление количественного и порядкового счёта, цвета, величины, ориентировки по часам.

      Дети гораздо быстрее запоминают информацию с помощью пособия, выполняя действия с предметами (пристёгивая и отстёгивая замочки, открывая засовы, откручивая гайки).

      Это намного эффективнее в сравнении с простым рассматриванием и называнием предметных и сюжетных картинок.

    Слайд № 13

    Речевое развитие .

      Речевое развитие . Для развития связной речи и стимулирования мыслительных операций используем дидактические игры

      «Открывай -приговаривай скороговорку», «Отгадай, кто спрятался за дверцей по описанию»,

      «Спрячь картинку и опиши», «Найди фигурку, в которой есть заданный звук».

    Слайд № 14

    Социально-коммуникативное развитие.

      Занимаясь в микро группах дети, чтобы добиться результата, который бы всем участникам деятельности понравился, вынуждены договариваться, взаимодействовать друг с другом.

      Кроме того, дети используют бизиборд в своих спонтанных играх. Например, для игры в школу, старшие ребята выступают в роли «учителей» для малышей-«учеников».

      Бизибод часто становится частью игры в «Дочки-матери», в ходе которой «папа» налаживает розетку, или чинит замок.

      Таким образом, в процессе игр с бизибордом дети учатся общаться, усваивают нормы и ценности принятые в обществе. У них формируются основы безопасного поведения в быту.

    Слайд № 15

    Художественно-эстетическое развитие

    Дети охотно участвуют в

      изготовлении бизибордов: обсуждают дизайн, сами придумывают и изготавливают

      новые элементы, подбирают комплектующие по форме, по цвету, располагают их на доске, в соответствии с замыслом.

    Слайд № 16

    Физическое развитие

      развитие мелкой моторики.

    С помощью данного пособия отрабатываем навыки застёгивания и расстёгивания замков, застёжек–молний, кнопок, пуговиц.

      Дети учатся шнуровать обувь.

      Используем, как форму работы игры-соревнования «Кто быстрее зашнурует ботинок», «Кто быстрее подберёт ключик к дверце». Что способствует эффективному развитию мелкой моторики у детей.

    Слайд № 17

    Развивающие доски бизиборд будут максимально интересными для малышей, если закрепленных предметов будет по возможности много, и каждый из них сможет выполнять какое-то действие. выключатели;

      замки с ключиками;

      защелки и задвижки;

      фонарики и телефонные трубки, диски;

    • дверные цепочки;

      тканевые лоскутки;

      картинки с цифрами или животными.

    А теперь мы расскажем чуть больше об этих элементах:

    «Выключатели, розетки»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, развивать познавательные интересы, мышления, усидчивость

    « Молния»

    Цель: учить детей застегивать и расстёгивать замки молния, развитие ручной умелости.

    « Счеты»
    Цель:
    Развивать мелкую моторику рук, счет до 5 и до десяти, причем считать можно в прямом и в обратном порядке

    «Замки-ключи»

    Цель: развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, познавательные интересы, мышление

    «Шнуровка, ленточки»

    Цель: способствовать развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики) . Развивать глазомер, внимание, укреплять пальцы и кисти руки (мелкая моторика) , учить завязывать и развязывать узелки, бантики.

    "Определи на ощупь"

    Цель: учить детей на ощупь определятьразличные поверхности

    (шершавые, гладкие...) и материал предметов (пластмасса, железо, ткань...)

    Колокольчики, металлофон
    Цель: Развивать музыкальный слух, чувства ритма.

    Старый радиотелефон с антенной, кнопочная панель с цифрами от старого телефона

    Цель: Развивать воображение, речь, мышление, закреплять счет и цифры.

    Слайд № 21

    Современные дети окружены гаджетами, но никакой смартфон или планшет не сможет обеспечить развитие мелкой моторики, которая создает базу для физического, интеллектуального, эмоционального развития маленького ребенка.

    Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о высокой эффективности проводимой работы и необходимости продолжения использовать данное дидактическое пособие.

    относительно использования

    многофункциональных пособий

    по познавательному развитию

    детей дошкольного возраста

    МДОУ №317

    Дидактическое пособие из ткани “Времени года”

    Развитие познавательных процессов (мышление. память, внимание);
    Развитие мелкой моторики рук;
    Закрепление сенсорных эталонов (названий цветов);
    Закрепление названий времен года и месяцев:

    Ознакомление с предлогами места (на, под, за, перед, около, между);

    Изучение элементов грамоты (синтез и анализ слогов и слов);
    Постановка и автоматизация звуков (изолированно, в слогах, словах);

    Описание разработки: боль шой ковер (100 см x 100 см) из темной ткани. На нем нашиты изображение ствола дерева, облаков и солнца. Крона дерева, трава, снег на земле с переменными относительно времени года. Все детали облицованы различными видами застежек липучками и прочее. На них крепятся к снежинки, бабочки.
    Нижняя часть ковра сделана в виде кармашков, в которые вкладывают

    Пособие рассчитано на детей возрастом от лет 3 лет.

    Использование пособия:
    “Времена года” (дети называют времена года или месяца и украшают панно соответствии с поры года).
    “Чего не стало?”
    “Что лишнее?”
    “Ориентировка в пространстве”
    “Календарь природы”
    “ Что с начала, а что потом?”
    “Сравни (полы) предметы”
    “Названия предметы 13 заданным звуком” или “прочитай слог или слово”
    “Маленькие математики” “один –много”,“большой – малый” счет, “больше – меньше” обобщения и тому подобное.
    Творческая игра - задача “где спряталась сказка?”
    “Сказки на новый лад” использование ТРВ3
    Панно можно использовать как персонаж сюжетных занятий.

    Дидактическое пособие «СЕНСОРИКА»

    Основная дидактическая цель, задачи:

    Развитие познавательных процессов
    Усвоение сенсорных эталонов
    Развитие мелкой моторики руки и сенсомоторной координации
    Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы и молнии
    Завязывать разные предметы
    Учить детей пользоваться предметами с липучкой и называть их
    Учить детей различать отдельные предметы
    Узнавать от взрослого новые названия предметов
    Развитие умения взаимодействовать 3 мелкими деталями, обязанностями
    Создание позитивного настроения
    Воспитание творческой личности ребенка, пробуждению любознательности и фантазии

    Особенности организации воспитательного процесса.

    Описание разработки : пособие выполнено в форме книги с мягкими цветными страницами.
    К зеленой страницы добавляются цветки на липучке.
    На красной странице расположены застежки «молнии»
    На желтой странице расположены шнуровки С кольцами
    На синей странице -пуговицы, чтобы собрать «цветок – самоцвет»

    Использование пособия:
    «Посади цветочек»
    «Застегни молнию»
    «Вставь шнурок в кольцо»
    «Собери цветок»
    «Какой цвет у лепесточков?»
    «Посчитай цветочки»
    «Посчитай лепесточки»

    Дидактическое пособие из ткани «Волшебный коврик»

    Основная дидактическая цель, задание:

    Развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания);
    Развитие мелкой моторики рук;

    Развитие речи (составление рассказов);
    Формирование элементарных математических представлений;
    Создание позитивного настроения;
    Воспитания творческой личности ребенка, пробуждения любознательности и фантазии.

    Особенности организации воспитательного процесса.

    Описание разработки:

    Семь ковриков треугольной формы, между собой соединены липучками. Каждый коврик можно использовать отдельно для индивидуальной работы, а соединив в один большой круг - работать с подгруппой детей.
    Коврик с пуговицами, геометрическими фигурами, шнуровкой, лентами, головка куклы с волосами из нитей.

    Использование пособия:

    Сравнения предметов по величине, форме, цвету (по всей площади пришиты разноцветные пуговицы. В карман с обратной стороны вложены разноцветные цветы разной величины с прорезями по центру)

    « Спрячь фигуру в кармашек» (положить геометрическую фигуру в карман соответствующей формы)

    Развитие мелкой моторики руки:
    На основу коврика пришиты ленты с отверстиями. В кармане с обратной стороны
    вложенные разноцветные шнурки. Протянуть сквозь отверстия шнурки - «нарисовать» разноцветные тропки.
    Завязать на бант ленту определенного цвета
    Заплести косы кукле, завязать на косах ленты
    На основе коврика в простом расположении пришиты кольца. В кармане – узкая ленточка и шнурки разного цвета и величины. Ребенок должен протянуть ленточку сквозь кольца создавая образ, протянуть ленточку сквозь кольцо и завязать её.

    Дидактическое пособие из ткани «Занимательная математика»

    Основная дидактическая цель, задач:

    Формирование элементарных математических представлений
    Развитие познавательных процессов (память. внимание мышления);
    Развитие мелкой моторики рук;
    Закрепление сенсорных эталонов (цвета, геометрические фигуры, величины);
    Развитие речи (составление рассказов и рассказов);
    Создание положительного настроя;
    Воспитание творческой личности ребенка, пробуждению любознательности и фантазии.

    Особенности организации воспитательного процесса.
    Описание разработки : коврик размером 180 x 90 см. Коврик состоит из десяти квадратов с нашитыми цифрами и предметами, Соответствующие по количеству числу которое изображено. На них крепятся дополнительные элементы: капли с буквами, листья, цветы, снежинки, бабочки.
    Нижняя часть ковра сделана в Виде кармашков, в которые вкладывают разнообразные задачи.
    Над деревом, на дереве и под ним размещают листья, цветы, снежинки, разных насекомых, птиц или сказочных героев согласно замыслу педагога. На эти детали можно наклеить разнообразные рисунки, цифры, буквы, слоги, слова или схематические отметки в зависимости от цели игры.

    Пособие рассчитано на детей возрастом от 3 лет.

    Использование пособия:

    «Найди нужную цифру»
    «Посчитай»
    «Что с начала, а что потом?»
    «Сравни (поле) предметы»
    «Маленькие математики» «один много», «большой – маленький», счет, «больше – меньше» обобщения и тому подобное.
    «Реши задачу»

    Дидактическое пособие из ткани «Веселые рисунки»

    Основная дидактическая цель, задачи:

    Усвоение сенсорных эталонов;

    Развитие мелкой моторики руки и сенсомоторной координации;

    Завязывать разные предметы;

    Учить детей различать отдельные предметы;

    Узнавать от взрослого новые названия предметов;

    Развитие умения взаимодействовать с мелкими деталями, завязками;

    Развитие речи;

    Эстетическое восприятие;

    Особенности организации воспитательного процесса.

    Описание разработки : коврик, размером 100 см x 90 см. Коврик состоит из квадратов с 25-ти нашитыми пуговицами, шнуровкой, цифрами и предметами. Пособие направлено на развитие познавательной активности, мелкой моторики рук, речевого развития, эстетического восприятие.

    Пособие рассчитано на детей возрастом от 2 лет

    Использование пособия:

    «Маленькие математики»

    «Найди нужную картинку»

    «Давай посчитаем»

    МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №18 «Родничок»

    городского округа город Шарья Костромской области

    МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №18 «Родничок»

    городского округа город Шарья Костромская область

    Методическое пособие

    по познавательному развитию

    Разноцветные

    домики

    Дидактическая игра

    для дошкольников от 3 до 7 лет

    Сабурова И.А.

    г. Шарья

    Якушева Надежда Владимировна

    воспитатель

    Сабурова Ирина Алексеевна

    воспитатель

    Методическое пособие «Разноцветные домики» предназначено для педагогов детских садов, студентов, родителей, а так же для тех, кто интересуется вопросами познавательного развития ребенка дошкольника.

    Данное пособие представляет собой игровое поле, дидактический раздаточный материал по темам: «Профессии», «Форма и цвет», «Звуковая культура речи» что позволяет привлечь к игре от 3 до 7 детей.

    «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

    В. А. Сухомлинский

    Актуальность

    Ведущая деятельность дошкольника – игра, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может. Это средство познания окружающего мира, доступная форма деятельности. Используя дидактическую игру, педагоги стремятся перенести радость игры в учение. Восприятие ребенком мыслительной задачи, как игровой повышает его умственную активность, развитие. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива, через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя. Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Дидактические игры, как средство развития детей, необходимы в любом возрасте дошкольного детства.

    Зная, что дидактическая игра может решить множество задач как воспитательных, так и образовательных мы решили создать методическое пособие «Разноцветные домики», которое педагоги и родители могут использовать на развитие детей в разные периоды дошкольного детства.

    Методическое пособие обеспечивает реализацию задач :

    Средняя группа

      Развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике;

      Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно – двигательного анализаторов (наличие отсутствие углов, устойчивость, подвижность);

      Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником;

      Учить различать называть прямоугольник его элементы: углы и стороны;

      Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (синий, фиолетовый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, белый, серый);

      Поощрять попытки самостоятельно обследовать предметы используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы по цвету, форме, величине;

      Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаясь в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз);

      Расширять представления детей о труде взрослых, о разных профессиях;

      Продолжать знакомить дошкольников с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач);

      Формировать интерес к профессиям родителей, подчеркивая значимость их труда;

      Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающие на определенный звук;

    Старшая группа

      Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представления о четырехугольнике. Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме;

      Расширять представления детей о профессиях;

      Знакомить с трудом людей творческих профессий (художник, писатель, композитор, мастер народного декоративно – прикладного искусства);

      Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов цвет, форма, расположения в пространстве;

      Развивать умение сравнивать предметы устанавливать их сходства и различия;

      Продолжать знакомить с цветами спектра (хроматические);

      Развивать умение группировать объекты по признакам;

      Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами;

      Совершенствовать умение понимать смысл пространственных отношений;

      Обозначать в речи взаимное расположение предметов;

      Развивать фонематический слух, формировать умение определять место звука в слове;

    Подготовительная к школе группа :

      Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвет;

      Уточнять знания детей о геометрических фигурах и элементах.

      Закреплять умения распознавать фигуры независимо от их пространственного расположения;

      Закреплять умение располагать на плоскости, классифицировать, группировать по цвету, форме;

      Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение;

      Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове;

    Предполагаемый результат использования дидактической игры:

    Предполагает развитие интегративных качеств:

    «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

    Средняя группа:

    Различает и называет геометрические фигуры, знает их характерные отличия; определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе. Умеет называть первый звук в слове.

    Старшая группа:

    Выражает словами местонахождения предметов по отношению к себе, другим предметам. Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур. Определяет место звука в слове.

    Подготовительная группа:

    Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости, обозначает взаимное расположение предметов. Проводит сравнение геометрических фигур. Находит слова с заданным звуком, называет местоположение его в слове.

    «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

    Умеет работать по образцу и правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

    Общие правила игры:

    В игре участвуют дети от 4 лет и взрослые. Взрослый занимает ведущую роль. Для игры вам понадобиться игровое поле и наборы карточек.

    Средняя группа:

    Количество игроков 7 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки геометрическими фигурами по рядам и цветам, первый ряд круги, второй ряд прямоугольники и т.д. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.

    Например: На первом этаже фиолетового домика — положи фиолетовый круг, на первом этаже синего домика — положи синий круг, на первом этаже голубого домика — положи голубой круг, на втором этаже — положи зеленый квадрат и т.д.

    Старшая группа:

    Инструкции для набора «Геометрические фигуры»

    Количество игроков 7 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки, следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.

    Например: На первом этаже фиолетового домика — положи фиолетовый круг, слева от фиолетового круга — положи синий квадрат, на втором этаже зеленого домика — выложи зеленый треугольник, над синим овалом — выложи синий прямоугольник и т.д.

    Инструкции для набора «Профессии»

    Количество игроков не ограничено и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки, следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.

    Например: На первом этаже красного домика живет балерина, справа от балерины живет врач, над врачом живет учитель, слева от учителя живет парикмахер. В синем домике на третьем этаже живет продавец и т.д.

    Первый вариант: Количество игроков 4 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки, следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.

    Например: Выложи в синий домик слова на первый звук «С»; назови картинки в первом ряду, только на первый гласный (поющийся) звук; назови картинки только со звуком «У» и т.д.

    Подготовительная группа :

    Инструкции для набора «Геометрические фигуры»

    Количество игроков 7 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки геометрическими фигурами по инструкции взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.

    Например: На первом этаже синего домика — положи синюю фигуру без углов, на втором этаже желтого домика — положи желтую фигуру с равными сторонами и четырьмя углами и т.д.

    Инструкции для набора «Профессии»

    Количество игроков не ограничено и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.

    Например: На первом этаже красного домика живет балерина, справа от балерины живет врач, над врачом живет учитель, слева от учителя живет парикмахер. В синем домике на третьем этаже живет продавец и т.д. После каждого хода дети поясняют действия связанные с этой профессией, называют атрибуты.

    Инструкция для набора «Звуковая культура речи»

    Первый вариант: Количество игроков 4 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки. следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.

    Например: Заполни ячейки фиолетового домика предметными картинками, которые начинаются на звук «Ф», заполни ячейки зеленого домика предметными картинками, в названии которых есть звук «Л», находящийся в середине слова и т.д.

    Второй вариант: Количество игроков 4 и ведущий. Для игры выкладываем игровое поле и набор карточек. Игровая задача: заполнить ячейки, следуя инструкциям взрослого. Игра заканчивается, когда все игровое поле заполнено.

    Например: Назови картинки в первом ряду, только на первый гласный звук; назови картинки только со звуком «У» и т.д. Если вы хотите усложнить игру, предложите детям быть ведущими в этой игре и задавать вам трудные вопросы.

    Литература:

    Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

    Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

    Нищева Н. В. Играйка восемь игр для развития речи дошкольников – С. П.: «Детство пресс», 2003г.

    Ирина Федоренко

    Пояснительная записка.

    Требования, по Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования раскрывают новые направления и возможности в организации всестороннего развития детей дошкольного возраста. Основная задача любого воспитателя - всестороннее развитие детей. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального умения и навыка, логического мышления и речи малыша, готовности к школе.

    ФГОС дошкольного образования определяет следующие направления развития ребенка:

    Социально–коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно – эстетическое;

    Физическое развитие.

    Познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность.

    Речевое развитие – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим.

    Таким образом, эти два процесса тесно связанны между собой. В настоящее время перед педагогами стоит важнейшая задача: всестороннего развития детей. Задача состоит в том, чтобы создать условия для успешного всестороннего развития дошкольника.

    Идеология ФГОС направлена на формирование принципиально нового взгляда на систему образования. Необходимо уметь ориентироваться в многообразии интерактивных подходов к развитию детей, в широком выборе современных технологий.

    Инновационные технологии - это система методов и приемов обучения, направленных на достижения позитивных результатов за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях. В современных образовательных технологиях передача знаний идет в форме постоянного решения проблем. Важно помнить, что ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предлагается

    Актуальность.

    В настоящее время познавательно- речевое развитие ложится на плече дошкольных учреждений. Познавательно – исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и ее явления. Он знакомится с речевым понятием предметов и явлений.

    Речь великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. На появление и становление речи природа отводит – дошкольный возраст. В период дошкольного развития все внимание уделяется развитию всех компонентов устной речи. Процесс обучения речи и развития мышления составляет одно неразрывное начало дошкольника. Очевидно, чтобы связно рассказать о чем-то, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

    Одно из условий познавательно- речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта. Насыщая групповое пространство, важно помнить, что обогащенная развивающая среда – это единство предметных и социальных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Важная задача – вовлекать в этот процесс родителей воспитанников. Педагогика давно ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, педагогика создает все новые и новые подходы к воспитанию. Мы в первую очередь обращаем внимание на их эффективность. Принято считать, что технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам) должны быть высокоэффективными. Поэтому мы, стремимся повысить качество обучения и воспитания. Именно поэтому появилась идея создания многофункционального пособия – развивающего куба «Любознайка». Это пособие привлекает и заинтересовывает детей.

    Цель:

    развитие сенсорных способностей, речи, внимания, мелкой моторики, коммуникативных способностей.

    Задачи:

    1. Развивать познавательную активность дошкольника.

    2. Формировать умение передавать информацию через слово.

    3. Обогащать эмоционально-чувственный опыт дошкольника.

    4. Расширять знания о мире, формировать представления о его целостности.

    5. Создавать условия для проявления самостоятельной познавательной активности дошкольника.

    6. Развитие мелкой моторике рук.

    7. Создавать условия для развития познавательных интересов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.

    Адресат: дети 3 - 7 лет.

    Формы работы: организованная образовательная деятельность, свободная деятельность детей. Ожидаемые результаты:

    Формирование навыка количественного и порядкового счета;

    Развитие внимания, памяти, мышления;

    Развитие у ребенка зрительного и слухового внимания;

    Развитие у него умения ориентироваться в пространстве;

    Развитие мелкой моторике;

    Пополнение и расширение словарного запаса у ребенка;

    Формирование связной речи;

    Развитие воображения.

    Дидактические игры по познавательному развитию:

    «Один – много»

    «Посчитай и ответь»

    «Отложи столько же»

    «Составь узор»

    «Один дома»

    «Осторожно пожар»

    «Опасные ситуации»

    «День – ночь»

    «Когда это бывает»

    «Распорядок дня»

    «Волшебные стрелочки»

    «Посчитай и запомни»

    Дидактические игры по речевому развитию:

    «У меня зазвонил телефон»

    «Расскажи о своем настроении»

    «Угадай, о ком говорю»

    «Кто как кричит»

    «На пороге гость»

    Артикуляционная гимнастика

    «Учимся отвечать на вопросы»

    «Расскажи, что ты делаешь»

    «Умеешь сам – научи друга»

    «ДА, нет – не говорить»

    Педагог является непосредственным активным участником в работе с пособием - заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие, задает образцы выполнения действий.

    Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае дети будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.

    В процессе практической работы допустимо внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям можно предложить участвовать в занятиях, полезно порекомендовать им дома поиграть и закреплять с ребенком тот же материал.

    Надеемся, что предложенные в программе советы, упражнения и игры помогут правильно организовать общение педагогов, детей и родителей.





    дошкольник бережный созидательный родовой

    Цель: познакомить детей со свойствами камней.

    Пр. задачи:

    · дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней;

    · развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности;

    · создать детям хорошее настроение; воспитывать эстетические чувства, доброту, заботливое отношение друг к другу.

    Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей, шкатулки, глобус, камешки-конфетки.

    Предварительная работа: выбор героя определён детьми, лепка камешков из пластилина, сбор коллекции камней, наблюдения на прогулках.

    Ход занятия.

    1. «Находка в сундучке»

    Дети входят в группу, обращаются к гостям:

    ─Здравствуйте. Мы рады вас видеть!

    Воспитатель предлагает детям показать свои шкатулки, хвалит, какие они красивые, аккуратные и просит заглянуть внутрь.

    ─Что нового появилось в вашей шкатулке?

    Дети отвечают.

    ─Они красивые? Вам нравятся?

    Дети делятся впечатлениями.

    ─Эти камешки не простые, а волшебные. Давайте совершим волшебство.

    Воспитатель предлагает детям перекладывать волшебный камешек из руки в руку и говорит, что тогда к ним придёт тот, кого они долго ждали. Звучит музыка, появляется клоун Тёпа, здоровается и знакомится с детьми.

    ТЁПА. Как я сюда попал? Какие такие камешки? А какого они цвета?

    Дети отвечают.

    Чтобы я не исчез, давайте положим камешки на полочку.

    Дети говорят, что у них есть целая коллекция камешков, показывают ему её. Тёпа удивляется, какие они красивые и как их много.

    2. «Одежда для Земли»

    ВОСПИТАТЕЛЬ. Тёпа, а ты знаешь, откуда взялись эти камешки? Мы тебе сейчас расскажем.

    Дети рассказывают о том, где они взяли эти камешки.

    У нашей Земли есть одежда. Она состоит из камешков (показывает глобус). Знаешь, Тёпа, что это такое?

    ТЁПА. Это, наверное, мячик.

    Дети объясняют ему, что это глобус.

    ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите на глобус. Каждый камешек – это кусочек горы. Там, где очень много камней, возвышаются горы. Посмотрите, сколько на Земле гор! Они обозначены на глобусе тёмно-коричневым цветом.

    ТЁПА. Я никогда не был в горах. А какие они, горы? Вы были в горах?

    Дети отвечают.

    ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите, на глобусе очень много голубого цвета. Это вода, моря и океаны. Нашу Землю называют «голубая планета». В воде то же очень много гор, которые состоят из камней. Это дно морей и океанов. Подводный мир похож на наш аквариум. Помните, камешки лежат там как маленькие горы. Хотите то же построить гору в воде?

    Дети вместе с Тёпой подходят к столам. Воспитатель наливает воду.

    Как вы думаете, потонут камешки или нет? Что происходит, когда камешки кидаешь в воду? От каких камешков брызг больше – от маленьких или больших?

    Дети отвечают.

    Выкладывать гору нужно камешек на камешек. Почему камешки не складываются ровненько? Потому что они в воде скользкие и гладкие. Их такими делает вода. (Предлагает взять несколько камней в руку и потрясти их) Так и вода двигает камни, ударяет их друг о друга, они трутся и становятся круглыми.

    Тёпа говорит, что он быстрее всех сложит гору, а потом смотрит, какие горы у кого получились, кто постарался построить высокую гору. Все дети любуются горами.

    ТЁПА. Какие камешки вам нравятся больше, мокрые или сухие?

    Дети делятся впечатлениями.

    3. Физминутка-игра.

    4. «Подарок в мешочек» для друзей Тёпы.

    Тёпа загрустил.

    ─Что же ты загрустил?

    ─Мне так понравились ваши камешки, что очень захотелось показать их своим друзьям. Вы можете подарить мне камешки из вашей коллекции? А у меня есть и мешочек для камешков, но вот беда: я не знаю, что рассказать о камешках своим друзьям. Расскажите мне о камешках побольше и поинтереснее.

    Дети рассказывают о камнях, называя их свойства.

    Воспитатель подшучивает над Тёпой и дарит ему камешек из пластилина. Тёпа «случайно обнаруживает», что это не такие камешки. (Сжимает их в ладони). Дети говорят, что они из пластилина, и называют отличия пластилина и камня.

    ТЁПА. И я сейчас над вами подшучу. (Достает камешки-конфетки). Это тоже камешки. (Пробует).Их можно кушать.

    5. Заключение

    Тёпа говорит, что ему очень понравилось играть с детьми и камешками (обобщает всё узнанное), но нужно возвращаться к своим друзьям.


    Перспективное планирование по познавательному развитию во 2 мл. группе

    Сентябрь

    Познаю мир. Программные задачи.

    1. Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения (группы, участка).

    2. Создавать условия для посильной, созидательной деятельности детей (уход за растениями в группе). Систематически проводить с детьми прогулки по окрестностям.

    3. Вызывать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними. Создать условия для непосредственного общения с объектами природы.

    Октябрь

    Программные задачи.

    1. Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения (аквариум, рыбки).

    2. Создавать условия для посильной, созидательной деятельности детей (уход за рыбками в аквариуме). Дать элементарные представления о рыбках и среде их обитания; расширить и уточнить некоторые представления детей о среде подводного мира.

    3. Закрепить представления детей о внешних особенностях рыб и среде их обитания

    Ноябрь

    Программные задачи.

    1. Продолжать знакомить детей с сотрудниками детского сада и их трудом. Познакомить с новыми предметами, закрепить представления детей о свойствах, целевом назначении и функциях предметов, закрепить видовые и родовые занятия (обобщение

    2. Закрепить знания детей об осени на основе наиболее ярких впечатлений.

    3. Продолжать формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру.

    Декабрь

    Программные задачи.

    1. Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире; дать элементарные представления о жизни птиц зимой. Расширить и уточнить некоторые представления детей об особенностях жизни птиц.

    2. Закрепить представления детей о качествах и свойствах различных елочных украшений, их целевом назначении и функции.

    3. Продолжать формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру; вызвать у детей желание оказать птицам посильную помощь в зимнее время года.

    Январь

    Программные задачи.

    1. Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире; расширять кругозор детей. Знакомить их с новыми помещениями детского сада, с библиотекой.

    2. Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и Функции предметов. Закрепить видовые и родовые понятия (обобщения).

    3. Знакомить детей (на эмоциональном уровне) с условиями содержания нового растения, формировать теплые чувства к зеленым друзьям. Показать, что снег в тепле тает и становится водой. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

    Февраль

    Программные задачи.

    1. Обогащать сознание детей новым содержанием, расширять кругозор детей.

    2. Закрепить представления детей о предметах-помощниках на кухне, показать некоторые профессиональные действия. Закрепить видовые и родовые понятия (обобщения).

    3. Закрепить знания детей о зиме. Формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру.

    Март

    Программные задачи.

    1. Продолжать обогащать сознание детей новым содержанием, расширить кругозор детей.

    2. Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов, помогающих в саду и в огороде. Закрепить видовые и родовые понятия (обобщения).

    3. Формировать доброжелательное отношение к другим людям.

    Апрель

    Программные задачи.

    1. Обогащать сознание детей новым содержанием, закрепить представление детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды.

    2. Закрепить видовые и родовые понятия (обобщения).

    3. Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, настроить детей на совместную с педагогом деятельность по пересадке комнатных растений.

    Программные задачи.

    1. Обогащать сознание детей новым содержанием. Познакомить детей с собакой, кошкой и их детенышами. Учить узнавать их на картине, правильно называть, подражать их «речи».

    2. Систематизировать знание о мае и весне в целом.

    3. Продолжать формировать у детей любовь и бережное отношение к природе.

    Перспективное планирование по познавательному развитию в средней группе

    СЕНТЯБРЬ

    1. Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения (цветник, огород).

    2. Проводить с детьми целенаправленную работу по упорядочивании представлений о природе на основе наблюдений за цветами, закреплять представления об овощах и фруктах, знакомство с простейшими экосистемами, познавательными рассказами и сказками.

    Занятие. Совместная деятельность.

    «Как я провел лето» (беседы) (Гризик, с. 56).

    «Во саду ли, в огороде» (Приобщение, с. 46).

    «К нам приходит Айболит» (Николаева, с. 13).

    «Лес» (создание коллажа) (Гризик, с. 60).

    Коллективная и индивидуальная беседы о лете.

    Оформление альбома «Как я провел лето» (Гризик, стр.56)

    Наблюдения за цветами (Николаева, с. 6-12).

    Рассматривание картин иллюстраций с изображением леса, растений, животных.

    Работа с коллажом «Лес».

    Дидактические игры на закрепление знаний об овощах, фруктах: - «Чудесный мешочек»; - «Определим на вкус»; - «Что пропало».

    Познавательные сказки (1 раз в неделю).

    Дидактическое задание: какие овощи есть дома (зарисовать, что из них готовят дома мамы.).

    Знакомство детей с произведениями Е. Чарушина, рассказ воспитателя о художнике и писателе (Николаева, с. 11).

    Чтение детям: Е. Чарушин «Никита-охотник»

    Игровое упражнение «Что изменилось?» (Гризик, с. 61).

    ОКТЯБРЬ

    1. Формировать у детей бережное отношение к миру. Создавать условия, позволяющие ребенку активно проявлять свое отношение к нему.

    2. Расширять круг Представлений детей о разнообразной деятельности взрослых и ее роли, значении для других людей.

    3. Упорядочивать представления детей о природе - показать отдельные связи и зависимости в экосистемах.

    Занятие. Совместная деятельность.

    «Аквариум» (Гризик, с. 67).

    «Моя семья» (Гризик, с. 65).

    «Лес» (Гризик, с. 66).

    «Знакомство с профессией помощника воспитателя» (Гризик, с. 63).

    «Какие разные у нас рыбки?», «Как плавают рыбки?» (Николаева, с. 27).

    Наблюдение «Как можно улучшить условия жизни рыбок?» (Николаева, с. 20) «Как рыбки отдыхают?» (Николаева, с. 24).

    Наблюдение: «Какое тело у рыбки?» (Николаева, с. 21), «Для чего рыбкам глаза?» (Николаева, с. 23).

    Собрать семейное фото, оформить выставку (перед занятием «Моя семья»).

    Д/И «Вершки-корешки» (изготовление), (Николаева, стр.21 и рис.3 вкладыша)

    Чтение детям стихотворений об осени.

    Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей».

    Познавательные сказки.

    Путаницы и загадки (Гризик, с. 68).

    Создание коллекции «Ткани» (Гризик, стр.68).

    Встречи с интересными людьми (Гризик, с. 69).

    «Наши славные дела» (Гризик, с. 71).

    Рассказы педагога из личного опыта (Гризик, с. 71).

    «Приглашаем в гости к нам» (Истоки, с. 49).

    НОЯБРЬ

    1. Помогать детям упорядочивать накопленные и получаемые сведения о мире через понятие последовательность.

    2. Продолжать накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с другими людьми, с объектами внешнего мира.

    3. Продолжать знакомить со схемой собственного тела.

    Занятие. Совместная деятельность.

    Знакомство с профессией повара (Гризик, с. 73)

    Знакомство с понятием последовательность (Гризик, с. 75).

    Знакомство с основными частями тела (Гризик, с. 75).

    «Осень» (Итоговое занятие) (Гризик, с. 77)

    «Кто живет в лесу?» (Николаева, с 27)

    Работа с понятием последовательность (Гризик, с. 79).

    Создание коллекции «Бумага» (Гризик, с. 80).

    Организация выставки «Моя коллекция» (Гризик, с. 81). 4. Создание альбома «Все работы хороши» (Гризик, с. 82).

    Дидактическая игра «Вправо (влево) посмотри, что там видишь - назови!»

    Рассказ воспитателя из личного опыта (1 раз в неделю) (Гризик, с. 69).

    Встреча с интересными людьми (Гризик, с. 52).

    «Золотое веретено» (Истоки, с. 50).

    «Чудесный сундучок» (дидактическая игра «Кто спрятался?») отгадывание о домашних животных (Истоки, с52).

    «В гостях у курочки Рябы». (Знакомство с коровой, свиньей, козой) (Николаева, с. 32).

    «В гостях у курочки Рябы». (Знакомство с лошадью)

    Сделать панно из опавших листьев. (Николаева, вклейка рис. 4)

    ДЕКАБРЬ

    1. Продолжать расширять круг представлений детей о разнообразной деятельности взрослых и ее роли, значении для других людей.

    2. Продолжать знакомить детей со свойствами и качествами разных рукотворных материалов (бумага, ткань).

    3. Показать зависимость живой и неживой природы.

    4. Формировать положительное отношение к окружающему миру.

    Занятие. Совместная деятельность.

    Экскурсия на почту (Гризик, с. 83)

    «Праздники в нашей жизни» (Новый год стучится в дверь) (Гризик, с. 81)

    Лед (Гризик, с. 85)

    Кто как к зиме готовится? (Гризик, с86)

    Работа с коллекциями «Ткани» и «Бумага» (Гризик, с. 88). 2. Альбом «Все работы хороши» (Гризик, с. 88)

    Рассматривание ели на иллюстрациях (Николаева, с. 39-42)

    Знакомство со стихотворением И. Токмакова «Подарок» (Николаева, с. 41)

    Коллективное изготовление альбома «Елочка» (Николаева, с. 42)

    В гостях у курочки Рябы (Знакомство с кошкой и собакой) (Николаева, с. 39)

    «Здравствуй, зимушка-зима!» (Истоки, с. 52)

    Встреча с интересными людьми.

    Д/У «Путаницы и загадки» (Гризик, стр.68)

    Рассказ воспитателя о профессии художника (Доронова, стр.74)

    Знакомство со сказкой «Жихарка»

    «Чудесный сундучок» Д/И «Кто спрятался» (Цель: отгадывание загадок о дом. Животных, повторение попевок и потешек о них.

    ЯНВАРЬ

    1. Продолжать накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе взаимодействия с другими людьми, с объектами и явлениями внешнего мира.

    2. Учить устанавливать связи и зависимости между предметами, приводящие к появлению целостной системы представления.

    Занятие. Совместная деятельность.

    Знакомство с профессией врача или медсестры (Гризик, с. 89)

    Птицы зимой. (Гризик, с. 90)

    Кому нужна вода? (Николаева, с. 52)

    «Лиса и козел» (Истоки, с. 55)

    Путаницы и загадки. Работа с пособием «Познаю мир. Я во всем люблю порядок».

    Беседы «Как я встретил Новый год».

    Встречи с интересными людьми.

    Рассказы педагога из своей жизни (два раза в месяц)

    Ежедневные наблюдения на прогулке, последующая работа с панно «Лес»

    Познавательные сказки (два раза в месяц)

    Подкормка птиц.

    «Веселые ложки» (Истоки, с. 56)

    «Заюшкина избушка» (Истоки, с. 56)

    Наблюдения за цветными льдинками (Николаева, с. 47)

    Что находится в шишках ели? (Николаева, с. 48)

    В гостях у курочки Рябы (знакомство с птичьим двором, Николаева, с. 49)

    Наблюдения за птицами (Николаева, с. 50-53)

    Досуг «Цыплята и утята» (Николаева, с. 52)

    ФЕВРАЛЬ

    1. Продолжать формировать у детей положительное отношение к окружающему миру.

    2. Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым.

    3. Закреплять и упорядочивать накопленные детьми представления о зиме, подчеркнуть мысль о том, что разные живые существа по-разному относятся к одним и тем же явлениям.

    Занятие. Совместная деятельность.

    «Самые любимые» (Гризик, с. 93)

    «Праздник смелых людей» (Гризик, с. 94)

    «Зима» (Итоговое занятие, Гризик с. 94)

    «Айболит в гостях у детей» (Николаева, с. 60)

    Путаницы и загадки.

    Работа с альбомом «Все работы хороши».

    Создание коллекции «Пуговицы».

    Встреча с интересными людьми.

    Рассказы из жизни педагогов.

    Подкормка птиц.

    познавательные сказки (2 раза в месяц)

    Путешествие по зимнему лесу (Николаева, с. 57)

    Посещение зоопарка (Николаева, с. 65)

    «Кто же в гости к нам пришел?» (Истоки, с. 57)

    «Лисичка-сестричка» (Истоки, с. 58)

    Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая.

    Чтение детям: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» (Николаева, с. 56) - беседа, рассказ «Яшка».

    МАРТ

    1. Продолжить целенаправленно знакомить детей с различной трудовой деятельностью.

    2. Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью.

    Занятие. Совместная деятельность.

    При солнышке - тепло, при матушке - добро (Истоки, с. 59).

    «Пришла весна! »(Истоки, с. 60, 61).

    Домашний труд (Гризик, с. 98)

    Как снеговики правду о весне искали (Гризик, с. 99).

    Советы Айболита (Николаева, с. 74)

    Посадка рассады цветов (Гризик, с. 100).

    Путаницы. Работа с пособием «Познаю мир. Я вот всем люблю порядок».

    Работа с альбомом «Все работы хороши».

    Выставка «Моя коллекция».

    Встреча с интересными людьми.

    Рассказы педагогов из личной жизни.

    Подкормка птиц.

    Уход за посадками.

    Познавательные сказки (2 раза в месяц).

    «Где обедал воробей?» (Николаева, с. 70).

    Наблюдения за живой свинкой (хомяком) (Николаева, с. 73 -76)

    АПРЕЛЬ

    1. Расширить и закрепить представления детей о понятии улица.

    2. Знакомить детей со свойствами и качествами рукотворных материалов (стекло).

    3. Продолжать формировать у детей интерес к растительному миру.

    4. Обогащать детей информацией об отдельных объектах и явлениях неживой и живой природы в соответствии с сезонными изменениями.

    Занятие. Совместная деятельность.

    «Моя улица» (Гризик, с. 102)

    «Стекло» (Гризик, с. 103)

    «Мои зеленые друзья» (Гризик, с. 104)

    «Весна в лесу» (Николаева, с. 87)

    Шутку шутить людей насмешить (Истоки, с. 62)

    Путаницы и загадки. Работа с пособием «Познаю мир. Я во всем люблю порядок»

    Работа с альбомом «Все работы хороши»

    Встреча с интересными людьми.

    Рассказы педагогов из личной жизни (2 раза в месяц)

    Ежедневные наблюдения на прогулке и последующая работа с панно «Лес»

    Уход за посадками. Подкормка и пересадка комнатных растений в группе.

    Познавательные сказки.

    Наблюдения за цветком Мать-и-мачеха (Николаева, с. 77). 10. Досуг, посвященный Дню земли (Николаева, с. 82, 85)

    Чтение рассказов Чарушина «Про зайчат», «Волчишка», «Медвежонок», «Лисята», «Медвежата»

    1. Закрепить полученные детьми элементарные представления о разнообразии труда человека.

    2. Закрепить и упорядочить накопленные детьми первые представления о весне, о лете.

    3. Воспитать у детей желание участвовать в общем деле - создание интересной книги о природе.

    Занятие. Совместная деятельность.

    «Труд людей» (Гризик, с. 106)

    Комплексное занятие Рисуем животных - создаем книгу по мотивам рассказов Е. И. Чарушина (Николаева, с. 90)

    «Весна» (итоговое занятие) (Гризик, с. 107)

    «Что подарит лето нам» (Гризик, с. 108)

    Путаницы и загадки.

    Работа с альбомом «Все работы хороши».

    Наши славные дела.

    Посадка рассады цветов и семян на участке.

    Ежедневные наблюдения на прогулке и последующая работа с панно «Лес»

    Работа над созданием книги по мотивам Е. И. Чарушина. 7. «Времена года» (Истоки, с. 64)

    Игра с колобками (Истоки, с. 65)

    1. «С Новым годом, со всем родом» - беседа о традициях празднования Нового года. (Князева, с. 75).2. Встречи с интересными людьми. (Радуга, с. 139).3. Познавательные сообщения «Знаете ли вы… » (Радуга, с. 139).4. Работа с телескопом. (Радуга, с. 139).5. Работа с альбомом «Все работы хороши».6. Работа с полочкой умных книг. (Радуга, с 114).7. Подкормка птиц. Беседы о зимующих птицах. (Николаева, с. 139).8. Ведение календаря жизни группы. Итоговая беседа на тему «Чем запомнился нам этот месяц» 9. Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. (Николаева, с. 13 8-14010. Акция «Зеленая елочка - живая иголочка». (Николаева, с. 139).

    ФЕВРАЛЬ

    ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: продолжать обогащать сознание детей новым содержанием: закрепить и упорядочить информацию о конкретных местах на земном шаре; упорядочить и закрепить знания о России, ввести понятие «Родина», формировать у детей чувство любви к России, уважение к старшим, их труду; ввести понятие «неживая природа», познакомить с минералами; уточнить и закрепить знания детей о феврале и зиме в целом как о сезоне, наиболее неблагоприятном для раст. и животн. мира.

    Занятия Совместная деятельность
    1.»Удивительное место на Земле». (Радуга, с. 140).2. «Моя Родина - Россия». (Радуга, с. 140).3. «Прошла зима холодная» (итоговое). (Николаева, с. 151., Радуга, с. 141).4. «Ой, ты, Масленица!» (Князева, с. 79). 1. Наблюдение за птицами в клетке. (Николаева, с. 143).2. Наблюдение «Выращиваем лук». (Николаева, с. 144).3. Беседа «Как люди помогают лесным обитателям». (Николаева, с. 145). 4. «Праздник В. Бианки». (Николаева, с. 147).5. Ведение календаря жизни группы. Итоговая беседа «Чем запомнился нам этот месяц». 6. Групповой праздник «Наши славные мужчины». (Радуга, с. 143)7. Создание коллекции «Удивительные камни». (Радуга, с. 142).8. Ежедневная подкормка птиц.9. Работа с познавательной литературой «Полочка умных книг».10. Встречи с интересными людьми. (Радуга, с. 142).11. Познавательные сообщения «Знаете ли вы… » (Радуга, с. 142).12. Ведение календаря жизни группы. Итоговая беседа «Чем запомнился нам этот месяц».13. Экскурсия по экологической тропе «Прощай, зима!»

    МАРТ

    ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: продолжать обогащать сознание детей новым содержанием; подвести детей к понятию «живая природа», «фауна», обосновать классификацию животных на «диких» и «домашних»; закрепить знания детей о марте, развивать у детей наблюдательность, умение замечать изменения в природных явлениях, погоде; уточнить представления детей о человеческом теле, функциях его отдельных частей и органов, учить уходу и заботе о нем; воспитывать у детей доброе отношение к людям, животным и растениям.

    Занятия Совместная деятельность
    1. «Нет милее дружка, чем родная матушка». (К. с. 79).2. «Домашние животные». (Р. С. 145).3. «Дикие животные». (Р. с. 146).4. «Как люди заботятся о своем здоровье». (Н. с. 157). 1. Встречи с интересными людьми. (Р. С. 149).2. Беседы «Наши славные женщины». (Р. с. 149).3. Беседы «Удивительное о животных». (Р. с. 148).4. Ведение календаря группы. Итоговая беседа на тему «Чем запомнился нам этот месяц»?5. Создание альбома «Наши любимцы». (Р. с. 149).6. Создание панно «Дикие и домашние животные». (Р. с. 150).7. Беседа «Весна, весна, поди сюда». (К. с. 80, 81).8. Наблюдение и беседа об аквариумных рыбках. (Н. с. 157, 160).9. Наблюдение за ростом и развитием растений. «Огород на подоконнике».10. Познавательные сообщения «Знаете ли вы?» (Р. с. 149).11. Ознакомление детей с правилами личной безопасности при общении с животными.

    АПРЕЛЬ

    ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: обогащать сознание детей новым содержанием; подвести детей к понятию «флора», ввести и обосновать классификацию «культурные» и «дикие» растения; воспитывать бережное отношение и любовь к природе, активную жизненную позицию (эмоциональную сопричастность + реальные действия и поступки); продолжать знакомить с историей России, воспитывать гордость за нее; закрепить знания детей об апреле, о весенних заботах людей и животных; вызвать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними.

    Занятия Совместная деятельность
    1. «Культурные растения».2. «Дикие растения».3. «Все о дереве и деревянном». (Н., с. 168, 176).4. «Апрель ленивого не любит, проворного приголубит». (К., с. 84). 1. Ведение календаря группы. Итоговая беседа на тему: «Чем запомнился нам этот месяц?»2. Беседа «Люди мечтают» (Р., с. 151).3. Тематическая подборка ко Дню Космонавтики. 4. Познавательные сообщения «Знаете ли вы?»5. Беседы, наблюдения, выращивание рассады. 6. Правила личной безопасности при встрече с представителями растительного мира. (Р., с. 155).7. Познавательные сказки и рассказы природоведческого характера. 8. «Красная горка» - Пасхальная неделя. (К., с. 84).9. «Праздник юных любителей природы». (Н., с. 171-175).10. Беседа с наблюдением «Эти удивительные насекомые». (Н., с. 175). 11. Беседа в избе «Шутку шутить - людей смешить». (К., с. 82). 12. Размещение в группе новых растений, принесенных или выращенных детьми. (Р., с. 156).13. Наблюдение за мать-и-мачехой. (Н., с. 163).

    Программные задачи: обогащать сознание детей новым содержанием; вызывать интерес к конкретным историческим фактам, воспитывать любовь к Родине и гордость за нее; закрепить правила поведения в природе; систематизировать знания о мае и весне в целом; создать условия для развития самостоятельной познавательной активности; продолжать формировать первичный, элементарный образ мира и глобальное отношение к нему; продолжить формировать у детей любовь и бережное отношение к природе.



    Похожие статьи