• Сказка как средство коррекционной работы с детьми. Возможности сказкотерапии в коррекционной работе с детьми

    21.09.2019
    Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми младшего возраста.

    Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширение сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

    Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого, забота о душе и есть терапия).

    Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь.Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный период проблемы. Сказка несет в себе культуру, мировоззрение своего периода.

    По мнению Ш.А.Амонашвили, например «…добрый человек не может не проявлять щедрость души, не может не уважать людей, не может не быть порядочным, заботливым, храбрым, самоотверженным».

    В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло.

    Нетрадиционный подход к сказке дает возможность воспитателю

    и ребенку уяснить, что в ней или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея- все можно улучшить, изменить во благо – должна стать творческим девизом для ребенка.

    Достоинство сказок неоспоримо и в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.

    Драматизация сказки способствует и развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

    Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, и это делает ее эффективным психотерапевтичеким и развивающим средством.

    Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм. Изучая сказку «Репка», конечно, мы говорим о силе коллектива, о том, что в коллективе важна даже самая малая величина!

    Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями.

    Основная часть

    Сказка же – это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творчеству, к созидательному преобразованию».

    «Целью сказки, - писал П.М.Соболев, - является развлечение слушателей, перенесение их внимания из реальной обстановки в мир идеального, фантастического.

    К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – это дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро и свободу.

    Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них.

    В своей работе я использую сказочную тематику. Дж.Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития воображения, которые впоследствии были расширены и модифицированы педагогами – новаторами.

    Приведу примеры приемов, которые я использую на практике.

    1. Моделирование сказочного сюжета.

    Опорное моделирование – довольно распространенный прием в обучении. Модели помогают наглядно представить какой – либо объект, но и модифицировать(видоизменять) его, экспериментировать с ним.

    1 вариант «Символизация»

    Рассказывая сказку, стараюсь сопровождать повествование условными картинками – символами.

    2 вариант « Карты Проппа»

    Замечательный фольклорист. В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Основных, главных функций Пропп выделил 20.Они используются в работе с детьми при составлении сказок.

    Целесообразность карт состоит в том, что они стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.

    Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей.

    «Подготовительные игры»

    а) «Чудеса в решете». Дети выявляют происходящие в сказках

    различные чудеса: как и с помощью чего осуществляется

    превращение, волшебство.

    б) «Заветные слова». Ребята осуществляют попытку вычленить

    самые действенные, значимые слова в сказке. Это могут быть

    как волшебные слова, сказочные приговоры, так и слова,

    несущие основную смысловую нагрузку.

    в) «Что в дороге пригодится?»

    (скатерть – самобранка, сапоги – скороходы, аленький

    цветочек, меч – кладенец)

    г) «Волшебные имена». Как имена повлияли на характер

    персонажа, в чем это отражается?

    д) «Что общего». Предполагает сравнительный анализ

    различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и

    отличия между ними. Например, чем похожи сказки

    «Теремок» и «Варежка».

    ж) «Хороший – плохой».В процессе этой игры осуществляют

    попытку выявить позитивные и негативные черты характера

    героев, оценить их деятельность.

    з) «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом

    два предложения, содержащие прямо противоположные

    В своей работе я использую сочинение сказок.

    Сказки наизнанку

    Прием инверсии достаточно распространен в литературе.

    1. «Свойства наоборот».

    Берется любая знакомая сказка и ее героям приписываются прямо противоположные свойства.

    2. « Все наоборот»

    3. «Задом наперед». То есть, рассказывание сказки не сначала, а с конца.

    4. « ИЗ собственного опыта»

    Сказки в заданном ключе

    1. «Введение в названные сказки нового объекта».Например, «Колобок и воздушный шарик».

    2. « Я - герой сказки»

    3. «Смена места действия»

    4. «Открытые сюжеты»

    5. «Изменение сказочной развязки»

    6. «Перевирание сказки»

    7. «Анализ ситуаций и ресурсов»

    8. «Фантастический анализ сказочных персонажей»

    9. «Эмпатийное повествование»

    10.«Ролевые диалоги»

    11. «Цветные сказки»

    Беседы с персонажами сказок

    Игра – беседа становится особенно острой и интересной, если положительный герой выглядит непривлекательно, а отрицательный будет иметь нарядный вид.

    Салат из сказок

    1. «Объединение» «Красная шапочка» и «Мальчик- с- пальчик»

    2. «Опорные слова»

    Цветок, ласточка, крот, жаба, девочка, нора.

    3. «Добавление»

    Фея, мачеха, горошина, принц, туфелька, тыква.

    4. «Сказочный треугольник»

    1 группа рисует доброго героя.

    2 группа рисует сказочного персонажа.

    3 группа рисует какой – либо пейзаж (лесной, городской)

    5. «Сказочная путаница»

    Надо разговаривать с ребенком, рассказывать, сочинять, писать, произносить вслух интересные слова, спрашивать ребенка о том, что он слышит в том или ином слове. Долго и каждодневно.

    Ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинить.

    В мире много сказок,

    грустных и смешных,

    И прожить на свете нам

    нельзя без них.

    Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные элементы, воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными.

    Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к сказкам, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, формирую умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный), рождает умение удивляться, видеть необычное в обычном.

    Симпатии детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются. Сказки воспитывают детей.

    «Пусть герои сказок дарят нам тепло.

    Пусть добро навеки побеждает зло!»

    Мир персонажей необычно разнообразен. Центральное место в сказке занимают положительные герои, персонажи первого ряда – герои – богатыри или «иронические удачники» (Иванушка – дурачок, Емеля – дурачок), наделяемые силой, мужеством, смелостью, упорством, в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью.

    Во втором ряду располагаются помощники героя, без которых не обходится ни одна сказка. Это могут быть люди, животные, фантастические существа, чудесные предметы (волшебный ключик, шапка – невидимка, дубинка).

    В третьем ряду находятся противники героя – коварные, завистливые, жестокие и неблагодарные. Ими могут быть люди или фантастические существа (змей, кощей Бессмертный, царские зятья).

    Задача воспитания: помочь каждому ребенку открыть для себя нравственные ценности, заложенные в сказке, научить его сопереживать сказочным героям. Волшебные образы, рожденные сказкой, способствуют формированию у детей лучших качеств характера, прививают любовь к чтению и литературе. Сказка считается всегда милой и родной. Сказка родилась с человеком и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она – светлячок перед сном в колыбели. И для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает.

    В своей воспитательной работе я использую следующие игры:

    1. «Сказочное лото»

    2. «Решение сказочных задач»

    Задача «Царь – девица»

    Василий – царевич ухватился за куст и выдернул его с корнем. Под тем кустом меч – кладенец, боевая палица и вся богатырская сбруя: узда в три пуда, седло в 25 пудов, боевая палица в 150 пудов. Сколько килограммов весит вся богатырская сбруя?

    Задача «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»

    Выезжает чудо – юдо двенадцатиголовое. Все 12 голов свистят, все 12 огнем – пламенем пышут… Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду – юду 3 головы.

    Сколько голов осталось у чуда - юда? Во сколько раз у чуда – юда осталось больше голов, чем срубил Иван?

    Конкурс «Доска объявлений»

    1.Нужен золотой инкубатор для золотых яиц.

    2.Куплю кольчугу трехворотниковую последнего размера.

    3.Утеряна вставная челюсть, нашедшего прошу срочно вернуть. Озолочу!

    «Сказочный словарь»

    Придумайте новое небывалое слово и по возможности забавно объясните его, нарисуйте то, что обозначает это слово.

    Задание феи:

    Цветик – семицветик

    Меч – кладенец

    Ковер – самолет

    Сапоги – скороходы

    Одолень – трава

    Палочка – выручалочка

    Шапка – невидимка

    Гусли – самогуды

    Жилище Бабы – Яги – избушка

    Давайте сами попробуем сочинить сказку:

    Сказка про …

    Шел________ . По дороге он нашел ___________, взял и понес царю. Пришел _______во дворец. Кругом слуги царские с топорами, да копьями. Испугался ________, хотел было______, как вдруг_________ из – за _________ выскочил_________ и давай_________. Поблагодарил царь умного _________ и он отправился домой.

    Богатый материал для развития детского воображения и творчества представляют русские народные сказки. На вопрос, любят ли дети сказки, дети отвечают утвердительно, но почему сказки называют сказками, да народными, отвечают не все. Вот почему необходима тесная связь с библиотекарем. Я знакомлю детей с понятием «сказка» и признаками, отличающими сказку от рассказа, повести.

    Элемент сравнения очень удобен.

    Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра со злом, честное, доброе, всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения.

    Сказка получила свое название от слова «сказ». Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста. Людей, которые умеют очень хорошо рассказывать сказки, называют сказители.

    Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых закщитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям.

    Сказка помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимать усталость.

    Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых же слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, люди понимают их язык, герои отправляются в путешествия, где их подстерегают опаснейшие испытания – борьба с чудовищами, переходы через огненные реки.

    Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это еще более усиливает их занимательность. В.Даль считал, что сказка очень нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, воображение, формирует эстетические чувства.

    Например, рассказываю русскую народную сказку «Лиса и волк».

    После задаю вопросы:

    Понравилась ли вам сказка?

    Что запомнилось? В чем основной смысл сказки?

    Какой в сказке изображена лиса?

    А каким изображен волк?

    Какими они показаны в других сказках?

    Сказка является прекрасным искусством звучащего слова. Раскрываю особенности языка сказки, например:

    1.Как начинается сказка?

    2.Надите выражения, которые встречали в других сказках.

    Объясните, что означают выражения:

    ни в сказке сказать, ни пером описать (очень красиво)

    долго ли, коротко ли(неизвестно когда)

    пир на весь мир (обильное, веселое угощение)

    3.Найдите повторы близких по смыслу слов

    (жили- были, в путь – дорогу, крепко – накрепко)

    4.Вставьте пропущенные слова в выражения из сказок

    трава (шелковая)

    лес (дремучий)

    народ (честный)

    молодец (добрый)

    ведьма (злая)

    5.Замените выражения оборотами из сказок:

    быстро (во весь дух)

    никуда не отходит (ни на шаг)

    При работе со сказкой использую выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказок. Все это помогает глубже осознать ребенку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость.

    Например, по сказке «Заячья избушка» я провожу следующую беседу:

    Кто герои этой сказки?

    Кто и из какого материала построил себе дом?

    Чей дом красивее, а чей прочнее?

    Что случилось весной с домом лисы?

    Почему зайка не побоялся лисы и пустил ее в свой дом?

    Что задумала лиса и как она стала себя вести?

    К кому обратился за помощью зайка и почему большие и сильные звери, пообещав, отказались от помощи?

    Кто помог зайцу и что он придумал?

    Что же сделала лиса?

    Почему зайка пустил лису в дом?

    Чем отплатила лиса за гостеприимство?

    Почему слабый петушок не побоялся лисы?

    Какую мысль проводит эта сказка?

    Не всегда сильный захочет помочь слабому в беде.

    Он живет по пословице « Своя рубашка ближе к телу» С другой стороны, слабый, но умный может быть верным другом. Только настоящий друг выручит в беде.

    Народная сказка – это результат воображения, выдумки и фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий.

    Схема построения сказки о животных

    1.Герои- звери, птицы, насекомые, домашние животные.

    2. Сюжет действия строится, как цепочка событий.

    3.Троекратное повторение встреч.

    4.Песенка как обязательная деталь раскрытия героя.

    5.Усиление героев от встречи к встрече.

    В работе использую драматизацию сказки. Драматизация сказок, как правило, нравится детям, они охотно включаются в игру, и отработка верной интонации речи их не очень затрудняет.

    Сказки помогают узнать, как видели мир наши предки, посмеяться над приключениями незадачливого волка, хитрой лисы, узнать о верной дружбе зверей.

    Сказки написаны ярким, образным языком, на их примере мы и сегодня можем обогащать нашу речь богатствами великого русского языка. В сказках отражена и народная мудрость многих поколений.

    Список литературы

    1.Белобрыкина О.А. «Речь и общение». Ярославль «Академия развития» 1998.

    2.Изотова В.А. «Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа».Начальная школа № 5, 2000.,с.20-25.

    3.Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция».М.: Просвещение, 1994.

    4.Кумарина Г.Ф. «Коррекционная педагогика в начальном образовании», М: Академия, 2001.

    5.Львова М.Е. « Русская народная сказка на уроке и внеклассном занятии», журнал «Начальная школа», № 12, 2001.

    7.Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей».Ярославль «Академия развития», 1997.

    8.Пузанова Б.П. «Коррекционная педагогика», М.: Асадема, 1999.

    9.Синицына Е. «Умные сказки», М.:1998.

    10.Щербинина Г.К. «Сказка как средство воспитания».Журнал «Начальная школа», № 3,

    детский страх сказкотерапия

    Сказкотерапия является самым древним психолого-педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их.

    Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

    Задачи сказкотерапии:

    Научиться тому, как учить;

    Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;

    Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос - это способ адаптации;

    Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу.

    Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности.

    Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

    Сказкотерапия -- это целенаправленное использование сказок в психологической, пси-хокоррекционной, психотерапевтической работе.

    Существует несколько направлений сказкотерапии:

    1. Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

    2. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений

    3. Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки ребенок, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.

    4. Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

    Эльмира Наринян
    Из опыта работы «Использование сказкотерапии в коррекции личностных проблем дошкольников»

    Тема работы мной выбрана не случайно, исследования в данном направлении могут помочь решить ряд проблем у детей дошкольного возраста : агрессивность, конфликтность, вспыльчивость, обидчивость, тревожность, нерешительность.

    Статистика исследований в данной области показывает, что за последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями, имеющими комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. Эти нарушения вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности , мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

    Анализ результатов проведенных наблюдений за детьми, анкетирования педагогов, родителей показал необходимость проведения работы с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционально-личностной сферы .

    Когнитивная (познавательная) функция сказки остается актуальной даже спустя века после ее создания : в ней раскрыты самые разнообразные реалии окружающего мира, новые явления вводятся через текст на уровне понятных ребенку образов и описаний.

    Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться. Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь и это особенно важно, когда она запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка "смазывает петли и засовы", вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, открывает пути в царство внутреннего мира к любви и знанию, к справедливости и гармонии. Блуждая в своей душе – в дремучем сказочном лесу , маленький человек, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, осваивает скрытое от его сознания пространство. И когда ребенок возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в своих силах. Он уже может справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями.

    Введение нового образовательного стандарта существенно изменяет всю образовательную ситуацию : важное место в образовательном процессе занимает психическое здоровье воспитанников, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

    Проблема эмоционально- личностной сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности . Эмоции играют важную роль в жизни детей : помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Ребенок дошкольного возраста мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На стресс, трудности он чаще отвечает эмоциональными реакциями - гневом, агрессией, обидой, страхом.

    Известно, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, связаны с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка . Эмоции воздействуют на все психические процессы : восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру , открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности . Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-личностной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка.

    Все вышесказанное объясняет актуальность использования сказкотерапии в работе с дошкольниками . Актуальность сказкотерапии состоит и в том , что существуют противоречия в практике и теории воспитания детей : нами наблюдается игнорирование родителями домашнего чтения рассказов , сказок , посвященных духовно-нравственной проблеме .

    На сегодняшний день существуют такие проблемы , как :

    жестокие сказки , несущие в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты;

    недостаточная разнообразность подачи сказок дошкольникам , в основном – это чтение, рассказывание , в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов;

    занятость родителей и развитие массового телевидения - ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой.

    Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки , позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Сказка , ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и , в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника .

    Ведущая идея опыта заключается в создании условий для развития эмоционально-личностной сферы , развития адаптационных навыков, взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции дошкольника через использование метода сказкотерапии .

    Моя работа над опытом охватывает период с сентября 2012 года по настоящее время.

    Начальный этап состоял из изучения специальной литературы, ознакомления с работами авторов современных программ и методик. На первом этапе необходимо было обнаружить и проанализировать проблемы , имеющиеся у детей, родителей, составить план работы , подобрать диагностический материал. На формирующем этапе была проведена апробация и корректировка совокупности средств, методов и приемов, способствующих развитию эмоционально – личностной сферы детей дошкольного возраста . Диагностика на заключительном этапе доказала эффективность реализации программы для решения обозначенной психолого - педагогической проблемы .

    Диапазон опыта представлен комплексной системой работы психолога с детьми , педагогами. родителями по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью сказок и игр на групповых профилактических мероприятиях, во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками , на совместных групповых и индивидуальных консультациях с родителями и тесно взаимосвязан с образовательным процессом в целом.

    В процессе работы над темой я рассматривала понятия : эмоции, воля, эмоционально -волевая сфера, возрастные особенности развития эмоциональной сферы личности ребёнка .

    Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. В психологической литературе эмоции определяются как те психические процессы и состояния, которые в форме непосредственного переживания отражают значимость чего-то для жизнедеятельности человека.

    В возрасте от 3 до 7 лет доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов , в первую очередь психологических.

    Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника , в том числе и психического развития. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций , как сочувствие другому, сопереживание, - без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

    Самым важным личностным механизмом , формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Усвоение этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекают быстрее и легче при определенных отношениях в семье. В общении с безусловно любящими их родителями дети получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста . Одной из линий развития самосознания является осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами : «я рад» , «я огорчен» , «я сердит» .

    У ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому воспринимая сказку , ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем , и это позволяет ему понять, что эти проблемы не только у него есть, с другой стороны, посредством сказочных образов предлагается выход из ситуации.

    Сказкотерапия , как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми : ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность , отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

    Комбинируя различные приемы сказкотерапии , можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

    Новизна опыта состоит в оптимальном комбинировании различных методов и приемов и в использовании метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития и коррекции эмоционально – личностной сферы .

    Целью моей работы является развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста через использование метода сказкотерапии . Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи :

    Определить и изучить состояние эмоционально - волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста .

    Подобрать и адаптировать программу по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста .

    Профилактика и преодоление негативных эмоциональных состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста .

    Содействовать формированию активной позиции родителей для эмоционального благополучия ребенка.

    Коррекционно- развивающая работа по эмоциональному развитию детей с использованием сказкотерапии организована в трех направлениях : с детьми, педагогами и родителями.

    Этапы

    1. Констатирующий этап

    Обследование на первом этапе проводится одновременно в двух направлениях :

    характеристика родителями состояния своих детей

    преимущественно в семье. При помощи анкетирования родителей выявляются поведенческие нарушения – агрессивность, тревожность ребенка.

    В результате наблюдения за детьми с целью оценки их состояния мной были выбраны следующие параметры :- общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимодействие с взрослыми, взаимодействие со сверстниками, реакция на изменение привычной ситуации. По результатам беседы с родителями, анкетирования и результатам наблюдения за поведением ребенка были выявлены дети, нуждающиеся в коррекции поведенческих нарушений.

    Проективный тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, позволяющий определить общий уровень тревожности ребенка (Приложение 1) ;

    рисуночная методика «Кактус» -для выявления состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности –(Приложение 2) ;

    - . (Приложение 3) .

    Формирующий этап

    В задачи формирующего этапа входит составление коррекционно -развивающей программы, направленной на знакомство детей с эмоциями, снижение нарушений в эмоционально-волевой сфере, а именно : на снижение агрессивных проявлений, раздражительности и тревожности.

    На втором этапе проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа , направленная на эмоционально - волевое развитие детей старшего дошкольного возраста - это комплекс занятий по тематическому плану (Приложение 4) .

    Сказкотерапевтические занятия мной используются в качестве подгрупповой работы 1 раз в неделю по 2о-30 минут и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению, с детьми «группы риска» . Проведенное исследование позволило определить направления коррекционно-развивающей работы , для этого был составлен комплекс занятий развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников .

    Основная цель : развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста . В процессе работы решаются следующие задачи :

    Познакомить детей с эмоциями : радость, обида, гнев, страх, удивление, грусть, злость, интерес;

    научить детей : различать эмоции по схематическим изображениям;

    Передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

    Переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;

    Развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе ;

    Научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов.

    Выстраивая коррекционную работу с детьми , мной составлен цикл коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей, с использованием программы Т . Грабенко, Т. Зинкевич-Евстпигнеева, Д. Фролов «Волшебная страна внутри нас» - программа эмоционально - волевого развития для детей и подростков. (Приложение 4) .

    Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия из цикла “Погружение в сказку” :

    Этап Назначение Содержание этапа

    1. Ритуал “входа в сказку ” Создать настрой на совместную работу . Войти в сказку . Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки, в круге все смотрят на свечу или передают друг другу мячик.

    2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы они для себя сделали, какой опыт приобрели , чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней , пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.

    3. Расширение Расширить представление ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает детям новую сказку . Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать , помочь какому-либо существу из сказки и др .

    4. Закрепление Приобретение нового опыта , проявление новых качеств личности ребенка . Ведущий проводит игры, позволяющие приобрести новый опыт , совершаются символические путешествия, превращения и др.

    5. Интеграция. Связать новый опыт с реальной жизнью . Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт , что приобрели сегодня.

    6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт , связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итоги занятий. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта , проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт .

    7. Ритуал выхода из сказки . Закрепить новый опыт , подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. Иногда возможно повторение ритуала “входа” в занятие с дополнением. Ведущий говорит : “Мы берем с собой самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились”. Ребята протягивают руки в круг, совершая действие, как будто что-то берут из круга, прикладывают к груди.

    При поведении занятий желательно руководствоваться следующими

    правилами :

    для занятий должно быть достаточно много места. На полу необходим, так как на занятии дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления : сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы, потому что процесс “слушания себя” очень тонок, и любые разговоры, стуки, хлопки, движения отвлекают внимание детей и легко разрушают созданную ведущим атмосферу;

    в процессе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается, просто молча “послушать себя”;

    вхождение в сказку ” является очень важным моментом. Это момент волшебства, таинства, “наполнения суперэнергией”. Для того чтобы перенестись в необычное пространство, нужно преодоление определенного барьера, препятствия. ;

    для “выхода” из сказки особые приемы не требуются;

    текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свои особенности . Тексты можно пересказывать , но иногда лучше читать, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу;

    сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Их можно лишь условно поделить на простые и сложные;

    все атрибуты сказок , любую наглядность, музыку можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять;

    необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации являются успешными, удачными, наилучшими. И неважно как это выглядит со стороны. Каждый делает лучшее, на что он способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить. Важно чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы.

    занятия включают : игры : подвижные, дидактические, психологические; этюды на выражение эмоций, тематическое рисование. Все дети активно, с удовольствием участвуют в занятии, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям.

    Работа с родителями детей помогла повысить уровень развития эмоционально-волевой сферы детей путем сказкотерапии :

    Актуализация проблемы на первичных консультациях;

    Индивидуальные консультации по воспитанию и развитию ребенка;

    Выступление с презентацией на родительском собрании на тему «»

    Памятки для родителей.

    Завершающий этап

    По завершению цикла развивающих занятий проводится итоговая диагностика детей, анкетирование, беседы с родителями, через сравнение результатов в ходе которой определяется динамика эмоционально - волевого развития детей.

    Результативность опыта .

    В результате проведенной работы мы наблюдали значительные положительные изменения у детей :

    эмоции приобретают большую глубину и устойчивость,

    преобладают положительные эмоции;

    появляется постоянная дружба со сверстниками;

    развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

    ребенок становится более раскрепощенным и уверенным в себе, в своих силах;

    ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;

    эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;

    снизился уровень тревожности, агрессивности, страха.

    Родители :

    стали проявлять интерес к вопросам воспитания и развития детей;

    повысилась психолого-педагогическая культура.

    Для выявления уровня агрессивности использовалась графическая методика «Кактус» М. А. Панфиловой (Приложение №2) . На основании наблюдения за детьми, анализа результатов первичной диагностики отмечено, что во время исследования почти все тревожные дети медлительны, долго не могут приступить к выполнению предложенного задания, только после одобрения, молчаливы, и, несмотря на то, что понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает трудно. Дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ, или говорят, что не знают ответа, либо просто молчат.

    Так, по результатам первичной диагностики графической методики «Кактус» в среднем для данной выборки характерны низкие показатели открытости и оптимизма, и самые высокие показатели состояния эмоциональной сферы :

    Для диагностики тревожности детей используется «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена (Приложение) .

    2012-2013 2013-2014 2014-2015

    Уровень тревожности первич-ная итого-вая первич-ная итого-вая первичная Ожидае

    мые рез-ты

    высокий 12/75%

    10/63% 12/75% 6/38% 7/43% 4/25%

    средний 3/19%

    5/31% 2/12.5% 8/50% 6/38% 4/25%

    низкий 1/6%

    1/6% 2/12.5% 2/12% 3/19% 8/50%

    В основном дети переживают тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание и др.). Кроме того, тревожность носит и личностный характер , когда ребенок стабильно сталкивается с расхождениями между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые.

    В процессе исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли беспокойство, неуверенность в себе, в правильности своих ответов. Проявляли вредные привычки невротического характера - грызли ногти, качали ногой и др. У некоторых из этой категории детей можно было наблюдать физиологические признаки повышенной тревожности - потели ладони рук.

    Дополнительно, с целью выявления уровня тревожности детей мной использовалась «Анкета по выявлению тревожного ребенка» (по Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко) путем опроса родителей (Прилож.) .

    2012-2013 2013-2014 2014-2015

    Уровень тревож-ности первич итогов. первич. итогов. первич. Ожидае-мые резуль-таты

    высокий 10/63% 9/56% 9/56% 5/31% 6/38% 2/12%

    средний 4/25% 5/31% 5/31% 7/43% 6/38% 10/63%

    низкий 2/13% 2/13% 2/13% 4/25% 4/25% 4/25%

    Данное исследование позволило сделать вывод о том, что половина детей испытывает высокий уровень тревожности. Эти данные также были подтверждены методикой «Кактус» и тесту тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена. По результатам динамического анкетирования родители отметили, что ребенок стал значительно спокойнее, увереннее, активнее, сон спокойный.

    Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что результативность опыта доказывает эффективность системного использования метода сказкотерапии для эмоционально - волевого развития детей старшего дошкольного возраста .

    Библиографический список.

    1. Вологодина Н. В. Сказкотерапия , или Как стать победителем. -Ростов н/Д.:Феникс,2006.

    2. Грабенко Т. Д. Сказки для маленьких и больших. Статья. Педиатрия для родителей. СПб.: №1, 2008. 100/5

    3. Доронова, Т. "Что за прелесть эти сказки ! " / Татьяна Доронова // Обруч : образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 5-7.

    4. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет .: Пособие для практических работников детских садов ?/Автор – составитель И. А. Пазухина – Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2008.

    5. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических методик, Москва Издательство «Принт» , 2000.

    6. Ивлева И. А., Млодик И. Ю., Сафуанова О. В. Консультирование родителей в детском саду.

    7. Прихожан, А. М. Психология тревожности : дошкольный и школьный возраст [Текст] /А. М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с. – ISBN 978-5-469-01499-7

    8. Практические материалы для психологов детских дошкольных учреждений . ИД «Генезис» , 2009.

    9. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб.: Речь, 2001.

    10. Р. М. Ткач. Сказкотерапия детских проблем . -СПб.: Речь, 2010.

    11. Тренинг по сказкотерапии . Сборник программ по сказкотерапии под радакцией Т . Д. Зинкевич -Евстигнеевой. -Спб.: Речь, 2007.

    12. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет . Психологические игры, упражнения, сказки . - М.: Генезис, 2003.

    Игры на развитие эмоционально - волевой сферы в повседневной деятельности детей. http://wwwb17.ru/acquaintance-with-the-emotions/ .

    Институт сказкотерапии (г. Санкт-Петербург, (электронный ресурс) .-режим доступа : http:// www.cka3ka-miks.com/ - март, 2011.

    Сказкотерапия для ребенка . http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-vospitaniya/ - апрель 2013.

    Елена Макеева

    Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей дошкольников с нарушениями в поведении и эмоциональном развитии. По данным статистики у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка, наблюдается неадекватное поведение и дети испытывают большие проблемы в общении со сверстниками.

    Такая же проблема существует и в нашем детском саду. Ежегодно увеличивается количество детей с нестабильным эмоциональным состоянием среди воспитанников. Как помочь таким детям?

    Я изучила психологическую литературу и работы ведущих психологов по работе с детьми , имеющими проблемы в эмоциональной сфере. Так, например, Хухлаева О. В. предлагает сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок , которые направлены на снижение тревоги, налаживание отношение с окружающими, на повышение уверенности в себе.

    Короткова Л. Д. предлагает свои авторские сказки и методические рекомендации для работы с использованием сюжетов сказок , которые дают возможность психологу заниматься коррекционной работой . По ее мнению, через сказку можно апробировать психотерапевтические приёмы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребёнка. Через сказку можно познакомить детей с законами мира, в котором он родился и живёт, и помочь понять и принять их.

    Вачков И. В. отмечает, что одним из эффективных методов, используемых в работе с такими детьми , является метод сказкотерапии .

    Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что сказка , является специфической деятельностью ребенка, обладает невероятно притягательной силой, и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. И потому ее необходимо использовать в работе с детьми . Так же она считает, что ребенок, воспринимая сказку , отождествляет себя с положительным сказочным героем . Сказка позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает ребенку выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, оказывает позитивную поддержку его возможностей и помогает поверить в себя. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

    Я посчитала, что моим детям, которые испытывают некоторые проблемы в эмоциональной сфере на помощь тоже может прийти сказка . Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и найти выход из трудной жизненной ситуации, быть более уверенным в себе и т. д.

    Передо мной стояла цель :

    С помощью сказки оказать помощь детям в развитии эмоциональной регуляции поведения, которое препятствует их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

    Задачи :

    С помощью сказки помочь детям преодолевать негативные переживания и страх, уменьшить тревожность, снизить эмоциональное напряжение,

    Развивать в детях самоутверждающие формы поведения, уверенность в себе.

    Ожидаемый результат :

    Ребенок, уверенный в себе, с адекватной самооценкой, с положительным отношением к себе и сверстникам, с развитой эмпатией, умеющий свободно выражать свое «Я» .

    В начале каждого учебного года по результатам диагностики формировались группы детей, нуждавшихся в психокоррекционной помощи . В коррекционные группы входили дети с повышенной агрессией, тревожностью, страхами, застенчивые, с проблемами в общения, гиперактивные, с неадекватным поведением.

    Чтобы использовать в своей работе с детьми новую технологию , я подобрала цикл авторских сказок , разработала перспективные планы на старшую и подготовительную группы, составила конспекты занятий. Всего их по 16 занятий на каждый возраст . Занятия проходили раз в неделю. Длительность занятий 30-35 мин.

    Основные принципы моей работы :

    Позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

    От сказочной ситуации к жизненному опыту ребенка ;

    сказочная ситуация должна быть представлена в технике рассказывания сказки , с созданием сказочной атмосферы ;

    Постепенный переход из роли пассивного слушателя сказок в активного

    участника творческого процесса создания сказок ;

    Структура занятия :

    1. Приветствие детьми друг друга необычными способами. Например, по кругу передавали дети мяч и говорили, улыбаясь своему соседу комплимент. Передавался не только мяч, использовались колпачки, одевающиеся на голову, пушистый хвостик, перышко, мягкие игрушки, и т. д.

    2. Вхождение в сказку . Оно осуществлялось с помощью волшебных слов : «Время сказки подошло - началось волшебство» ; «Зонтик, зонтик покружись, сказка умная начнись » ; «Кристалл волшебный посвяти, путь короткий укажи. Всем дорогу в сказку ласковую добрую , умную, задорную» и т. д. Или с помощью волшебных предметов : ковра- самолета, зонтика, лабиринта, волшебной дорожки, зеркала, лабиринта, платка, зонтика, цветка, волшебной палочки и т. д. Вхождение в сказку являлось очень важным моментом. Его можно назвать - момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией» . Для того чтобы перенестись в другое пространство, нужна была «волшебная сила» , по крайней мере, преодоление ребёнком определённого препятствия или барьера.

    3. Чтение сказки . По прочтению задавались детям вопросы по содержанию сказки , обсуждалась конкретная проблема, определялись пути решения и выходы из создавшейся ситуации.

    4. Выход из сказки осуществлялся , так же как и вход. Произносились волшебные слова : «Сказка добрая ушла в детский садик нам пора» . «Кристалл волшебный посвети, путь короткий укажи - Нам дорогу в детский сад, который каждый видеть рад ». Энергия, потраченная на действия, осознания и переживания во время путешествия по сказке , как бы иссякает, и ребёнок автоматически возвращается на обычный уровень осознания и энергии, в привычный реальный мир.

    5. Упражнения и игры, которые закрепляли коррекционную задачу , решенную с помощью сказки .

    6. Рисование по прочитанной сказке . Под спокойную музыку дети выражают все свои чувства и эмоции, испытанные при работе со сказкой .

    7. Ритуал расставания. Дети могут встать в хоровод, пройтись, улыбнувшись друг другу, или, обняв друг друга сказать : «Я тебя люблю» .

    Начиная работу с детьми с использованием метода сказкотерапии , учитывая сложность поставленных задач, я определила этапы работы :

    1 этап - подготовительный (адаптационный)

    Цель : Формирование социального доверия. Развитие социальных эмоций.

    Задачи :

    1. Объединить детей в группу;

    2. Снизить эмоциональное напряжение;

    3. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

    4. Помочь детям почувствовать свою принадлежность к группе, ощутить чувство единения с ней;

    Первый этап занимает три занятия и является подготовительным. На первом занятии оговариваются «правила и права» общения детей в группе, среди которых ставится условие «не драться и не обзываться в игровой комнате» , или же право ребенка позаботиться о себе и не говорить на тему, неприятную для него и т. д.

    На первом этапе мы работали по сказкам , которые по большей части, не направлялись сразу на решение серьезных проблем у детей. В подготовительных группах - это «Сказка о подсолнечном семечке» , «Как Кенгуренок стал самостоятельным» , «Сказка о маленьком Чике » , в старших - «Сказка про сказку » , «Путешествие в мир сказки » , «Лесная школа» . Эти сказки были направлены на создание комфортных условий для каждого ребенка, налаживание контакта между детьми и психологом , привыкание к новой и незнакомой для них ситуации, развитие эмпатии.

    Для создания игровой сказочной атмосферы , мной была изготовлена кукла Сказочника . Я надеялась, что в общении с куклой у детей проявятся те эмоции, чувства и состояния, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Ведь в диалоге ребенка с куклой происходит «замена» реального контакта со мной, и кукла начинает выступать в роли профессионального персонажа или субъекта. Здесь происходит великий значимый контакт, играющий роль в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

    Когда дети уже привыкли к ситуации в игровой комнате и познакомились друг с другом, и, благодаря созданному положительному настрою, произошло групповое сплочение детей в группе начался основной этап работы .

    Второй этап - основной.

    Цель :

    Помочь ребенку в решении трудных для него ситуаций, проблем и преодолении нежелательных черт характера.

    Задачи :

    1. Оказать помощь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов.

    2. Корректировать поведение с помощью игр;

    3. Учить детей распознавать эмоции по внешним сигналам;

    4. Формировать моральные представления;

    5. Снять эмоциональное напряжение;

    6. Тренировать психомоторные функции.

    7. Учить самостоятельно, принимать верные решения.

    Были использованы методы и приемы :

    Чтение сказок .

    Работа над сочинением продолжения сказки .

    Работа над сочинением сказки .

    Принятие роли сказочного героя на себя .

    Игры, упражнения и беседы, загадки.

    Арттерапия : рисование.

    Использование наглядных пособий : рисунков, иллюстраций, игрушек и предметов.

    Детям читались сказки : «Смелый гномик» , «Медвежонок и баба-Яга» , «Приключение медвежонка» , «Белочка-припевочка» , «Георгин и бабочка» , «Сказка о песике по имени Тобик» , «История со счастливым концом» , «Цветик семицветик» . Так сказка «Белочка-припевочка» была направлена на несамостоятельность ребенка. Он всегда говорил «Помогите мне, я не умею» . В конце сказки детям задавались вопросы, но большее внимание я уделяла именно этому ребенку. Ему задавались такие вопросы : «Почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой? Что помогло Припевочке достать орешки из шишки?» Отвечая на мои вопросы, ребенок задумался, и ответил : «Она сама придумала, как доставать орешки из шишки. И у нее это получилось».

    Читая сказку «Сказка про ежика Витю » , которая направлена на трудности в общении со сверстниками, чувство неполноценности.

    Эти сказки были направлены на преодоление страхов, неуверенности в себе, корректировку неадекватных форм поведения, изменение неадекватной самооценки. Также эти сказки помогли мне научить ребенка регулировать свое поведение в коллективе, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

    После прочтения сказки детям задавались проблемные вопросы, которые побуждали детей искать решение сказочной проблемы :

    Что почувствовал герой в определенный момент?

    Для чего герой так поступил?

    Как бы ты поступил в такой ситуации? и т. д.

    Если у сказки был очень большой текст, то я её пересказывала , сохраняя стиль и тонкую авторскую атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. На занятиях я использовала много наглядного материала, подбирала музыкальное сопровождение в соответствии с содержанием сказки .

    Во время работы со сказкой детям предлагалось проиграть конкретную сказочную ситуацию , в которой наглядно представлялась проблема. Детям предлагались роли в такой последовательности : роль смелого и бесстрашного героя предлагалось разыграть детям испытывающим страх и тревожность. Детям застенчивым предлагались роли царя или царевны, где громким голосом они могли отдавать «приказы» . Такой прием использовался с целью принятия ребенком роли героя на себя, ведь в своей жизни он не может быть медвежонком, цветиком-семицветиком, белочкой-припевочкой, хвастливой чашкой или подносом. Так оказавшись на месте хвастливой чашки, ребенок прочувствовал ее гордость и обиду, показав это вербальными и невербальными эмоциями. Детям легче было найти выход из ситуации, побывав в той или иной роли.

    Так же детям предлагалось самим закончить начатую автором сказку , прослушав начало и только после слов «И вот однажды.» дети по очереди сочиняли недостающий текст. В сказках сочиненных детьми можно увидеть скрытые проблемы ребенка или уже самостоятельно им решенные. Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор. Если у сказки получился счастливый конец, а чаще всего так и бывает, то вместе с ним и

    жизнь детей становится полнее, радостнее, что благотворно отражается и на эмоциональной сфере детей.

    Кроме того, детям читались сказки , содержащие ситуативную проблему. Например, нужно было спасти осень из темницы Кощея Бессмертного. Для сочинения детьми сказок использовались картинки : Буратино, Осень, Царевна лягушка, Кощей бессмертный, Емеля и т. д. Дети должны были придумать продолжение сказки . Почти все сочиненные детьми продолжения были похожи на стандартную сказку . Чтобы отойти от традиционного конца, я помогала детям, направляла с помощью подсказок , например, как они представляют Осень, в виде девушки или другого героя? Когда осень освободилась от ледяного замка, как она себя проявила? Чем одарила народ?

    Так сказка для меня стала и показательным тестом для кроющихся в душах детей негативных переживаний и дана возможность спланировать работу на будущее .

    На этом этапе использовались различные беседы и упражнения, где дети учились говорить о своих негативных переживаниях. Например - страх, тревога.

    Дети по желанию рассказывали о ситуациях , когда им было страшно. Я каждый раз просила поднять руки тех детей, у кого было что-то похожее. Обговаривали все возможные страхи : темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т . д. Затем дети под спокойную музыку рисовали свой страх, и по желанию рассказывали , что страшное они изобразили. Рисунки оставались в кабинете на ночь, а на следующем занятии необходимо было сказать , присутствует ли еще этот страх у ребенка.

    На следующем занятии проводилась беседа «Все ли страхи плохие?» Бояться - это хорошо или плохо? Бывает ли страх хорошим? Например, если мама боится за тебя - это плохо? Бывают ли полезными страхи?

    Звучало много предложений : выбросить, порвать, смять, закрасить весь рисунок.

    С помощью такого приема, решалось сразу несколько проблем : снижался страх, понижалась тревожность, дети научились говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников. Не сразу, постепенно стало формироваться социальное доверие.

    В конце занятия я давала детям возможность выразить свои мысли, чувства, эмоции через рисунок. Данная часть занятия является самой ответственной и увлекательной для детей. А для меня эти рисунки имели диагностическое значение. На примере рисунков ребёнка можно выявить индивидуально- личностные особенности, характер взаимоотношений («гладкий» или имеет много друзей и др.).



    огда я увидела, что неуверенные дети могут самостоятельно выбирать роль, без помощи взрослого вступать в диалог и показывать невербальную ту или иную эмоцию, когда я услышала, что дети начали выбирать слова и действия по отношению к другим, то я перешла к 3-му этапу.

    Третий этап - заключительный.

    Цель : Формирование нового опыта взаимоотношений .

    Задачи :

    1. Прививать адекватные формы поведения.

    2. Работать над выразительностью движений;

    3. Регулировать поведение в коллективе.

    Сказки , используемые на этом этапе, также носили проблемный характер и касались либо таких общечеловеческих тем, как выбор и ответственность за свое поведение, любовь и уважение к другим людям, взаимопомощь, либо более конкретных проблем, например, связанных с неуверенностью, агрессивностью, детско-родительскими отношениями, нерешительностью, неумением общаться со сверстниками и т. д.

    На этом этапе я вовлекла в работу родителей . Они дома вместе с детьми изготавливали «Цветы» ласковых имен. Которые нужны были на последующем занятии. Родителям необходимо было на каждом лепестке цветка подписать ласковое имя своего ребенка в нескольких вариантах. Некоторых родителей это ставило в тупик.

    Дети с радостью несли сделанные ими и их родителями цветы. На занятии мы рассмотрели цветок каждого ребенка и каждому приклеили по божьей коровке, на тот лепесток, на котором написано его самое красивое имя. С отождествлением этого имени дети рисовали автопортрет. После рисования дети спешили рассказать про себя по нарисованному портрету, какой он стал хороший, добрый, внимательный к другим детям и взрослым. Кто-то стал смелым и решительным, кто-то заботливым, кто-то уже не боится темноты и врачей, а кто-то приведения, которым, оказывается была лампа на ножке.

    Подводя итоги, проделанной работы , я сделала вывод : дети научились прямо

    говорить о своих чувствах, желаниях, потребностях; научились налаживать

    взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Сказка помогла наладить климат в группе. Дети стали более доброжелательными, открытыми, сопереживающими и помогающими друг другу.

    Для того, чтобы педагоги грамотно могли использовать сказку в работе с детьми , я предлагала для них мастер - классы и консультации, не которых они знакомились с самим методом сказкотерапии , как можно его использовать в работе с детьми .

    Развивать эмоциональную сферу ребенка невозможно только в детском саду, поэтому необходимо было привлечь и родителей для решения моих задач.

    Для этого был организован родительский клуб «Гармония» , где заинтересованные

    родители получали теоретические и практические знания о том, как правильно выбрать сказку для своего ребенка , как с ней работать дома , для чего необходимо читать детям сказки и т . д.

    Результатом целенаправленной работы , является положительная динамика, в развитии эмоциональной сферы воспитанников.

    Таким образом, специально разработанный цикл занятий помогает детям решить ряд проблем, вызванных с проблемами в эмоциональной сфере, а так же способствовать развитию речевого, активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства в языке.

    Меня радует, что мои воспитанники приобретают не только духовный, но нравственный урок сказки . У них развивается эстетическое чувство прекрасного через восприятие художественных образов сказки , эмпатии по отношению ко всему живому, созданному Природой.

    «Спустился вечер за окном,

    Затушевал дневные краски,

    Окутал город нежным сном,

    Вновь наступило царство Сказки .

    И мама, отложив заботы,

    За сказкой время забывает ,

    И для нее, как в детства годы,

    Волшебный мир вдруг оживает.

    Сон убаюкал малыша,

    Его отважная душа

    Слилась с героем в славном царстве,

    Волшебном, чудном государстве.

    Уснул малыш. Но и во сне

    Он примеряет на себе

    Роль Золушки, Кота, Руслана,

    Жизнь эльфов и царя Салтана.

    Он в Сказке вырастет мудрей

    И духом тверже и добрей.

    Ведь тот, кто с детства

    Сказку любит ,

    Тот в жизни злым уже не будет!»

    Литература :

    1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии »

    2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Игры в сказкотерапии »

    3. Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет »

    4. Хухлаева О. В. «Лабиринт Души»



    Похожие статьи