• План-конспект занятия "Мои верные помощники" (подготовительная группа). Конспект занятия "предметы - помощники"

    30.06.2019

    Сценарий развивающего занятия на тему «Предметы-помощники»

    Полякова Светлана Николаевна, учитель истории ОКСКОУ «КСКО школа», г. Курск.
    Описание работы: я предлагаю сценарий развивающего занятия о предметах, которые мы повседневно используем в жизни. Данная разработка будет полезна воспитателям дошкольных учреждений или учителям начальных классов коррекционных школ.
    Цель: Повторить и закрепить знания учащихся о предметах- помощниках.
    Задачи:
    1.Уточнить знания учащихся о предметах, которые помогают нам в быту.
    2.Сформировать условия для развития воображения, зрительной памяти, внимания, пространственного мышления, связной речи.
    3.Воспитывать умение работать в коллективе.
    Оборудование и материалы: мягкая игрушка - кот, иллюстрации к заданиям, мешок с предметами (нитки, ручка, расческа, ножницы, пуговица, скрепка, спички, ластик, скотч, булавка, подставка), счетные палочки.
    Педагог : Здравствуйте, ребята!
    Сейчас мы с вами поздороваемся, но необычно. Для этого давайте сядем на пол по кругу. Мы поздороваемся глазами по кругу. Я начну первая, когда поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед. (Взрослый смотрит в глаза каждому ребенку и слегка кивает головой; когда он поздоровался со всеми детьми, дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).
    Педагог: Ребята сегодня к нам на занятие пришел гость – Кот Василий (мягкая игрушка), это домашний кот.

    Он пришел к нам за помощью. Просит он помочь ему разобраться в том многообразии предметов, которые находятся у него дома. Не может он понять, зачем они нужны. Давайте поможем ему.
    Педагог показывает картинки и рассказывает стихотворение:
    «Кот Василий и бытовая техника», автор Ольга Чернорицкая


    Кот Василий по квартире
    Каждый день гуляет.
    Кот Василий все в квартире,
    Все в квартире знает.
    Чайник – вещь ненужная,
    Лишняя, невкусная.
    Ну, зачем коту вода,
    Что горячая всегда?
    Лучше уж вода из крана,
    Иль из криночки - сметана!
    Педагог: Ребята, расскажите Коту Василию, зачем нам нужен чайник (показ картинки)?


    Холодильник – это да!
    Эта вещь – не ерунда!
    Вред приносит он котам,
    Потому что холод там.
    Вечно от голодной киски
    Прячут люди в нем сосиски.

    Педагог: Кто же скажет, для чего нам нужен холодильник?
    Учащиеся высказывают свое мнение.


    Телевизор – так, пустяк,
    В доме от него – бардак,
    Потому что у экрана
    Сорок мультиков подряд,
    Сорок мультиков подряд
    Детки фантики сорят.
    Педагог: Какую же пользу выполняет телевизор для человека(показ картинки)?
    Учащиеся высказывают свое мнение.


    Как-то глупый младший братик
    Ваську захотел погладить.
    Ах, от утюга подальше
    Васька держится теперь:
    - Я не платье, не рубашка,
    А вполне достойный зверь!
    Педагог: Для чего же утюг человеку(показ картинки)?
    Учащиеся высказывают свое мнение.


    Фен, по Ваське – лютый, злой
    Дует жаркою струей.
    Если Ваську искупают –
    Феном полчаса терзают.
    Мокрым, Васька, не ходи –
    Ведь простудишься, гляди!
    Педагог: Как же фен помогает человеку в жизни (показ картинки)
    Учащиеся высказывают свое мнение.
    Педагог: Все эти предметы, о которых мы сейчас говорили, помогают людям в жизни, но не только эти. Человек изобрел очень много разнообразных предметов. Посмотрите, у меня есть мешок, который принес Кот Василий. В нем находятся такие предметы, все они есть у вас дома. Необходимо не глядя, а, только ощупывая их догадаться, что это за предмет и рассказать нашему Коту о том, для чего они нужны.
    Предметы: нитки, ручка, расческа, ножницы, пуговица, скрепка, спички, ластик, скотч, булавка, подставка.
    Игра визуальные «данетки»
    На доске развешивают много предметов или картинок.
    Педагог: Вам необходимо угадать, какой предмет я загадала Вы можете задоват наводящие вопросы:
    – Предмет лежит в правой половине стола? «Да».
    – Предмет лежит в верхней четверти стола? «Нет» и т. д.
    Сократив поле поиска по «территориальному» признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.
    Педагог: Ребята, а сейчас Кот Василий хочет предложить поиграть с вами в игру «Что изменилось?»
    Повесить на доске перед детьми 10 картинок (с изображением предметов-помощников). Затем дети отворачиваются и в этот момент педагог меняет расположение предметов.
    Педагог: что же изменилось?
    Игра «Маленький котенок»
    Педагог: У Кота Василия есть друг – Котенок. Они очень любят играть вдвоем. А вы хотите поиграть с ним.
    Учащиеся высказывают свое мнение.
    Игра "Куда ушел котенок"
    Педагог: Перед вами поле, расчерченное на клеточки.


    По этому полю ходит котенок. Котенок двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать вам ходы, а вы будете передвигать по полю котенка в нужном направлении. Делайте это мысленно (если трудно, то можно водить пальцем).
    Педагог: Начали. Одна клеточка вниз, одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Две клеточки влево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился котенок.


    Учащиеся выполняют задание.
    Игра «Сделай, как я!» (работа с палочками)
    Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих палочек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями.
    Примечание: в принципе, использовать можно не только счетные палочки, но и, спички, пуговицы, бусинки, карандаши, и т.д.
    Коллективная игра «Ярмарка
    Педагог: Дети станьте в круг. Вы будите «продавцами». В центре круга мы поставим покупателя (один из воспитанников).
    Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:
    «Ваня, Ваня, покружись,
    Всем ребятам покажись,
    И какой тебе милей,
    Укажи нам поскорей! Стоп!»
    На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:
    – Что угодно для души? Все товары хороши!
    Ведущий «делает заказ»:
    – Хочу предмет, чтобы разрезать бумагу!
    Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить такой предмет. – На тебе ножницы, – говорит продавец.
    «Волшебная палочка»
    Педагог: У меня есть волшебная палочка, представьте, что она может изменить все, что вы захотите. Что бы вы хотели изменить на сегодняшнем занятии?
    Учащиеся высказывают свое мнение.
    Педагог: Наше занятие подходит к концу, давайте попрощаемся с котом Василием.

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №356 Московского района Санкт-Петербурга

    Конспект НОД

    подготовительной группы по теме

    «Предметы, облегчающие труд людей на производстве».

    Составила воспитатель: Евдокимова

    Елизавета Анатольевна

    г. Санкт-Петербург

    Программное содержание:

    • Познакомить детей с предметами, облегчающими труд людей на производстве (калькулятор, робот, компьютер, станки).
    • Расширять представление о том, что эти предметы могут повысить качество и скорость выполнения действий, могут даже сами выполнять сложные операции за человека.
    • Активизировать в речи детей название разнообразных предметов.
    • Развивать интерес и желание работать с такими предметами.

    Предварительная работа:

    Беседы с детьми «Человек создаёт технику», «Техника помогает нам».

    Рассматривание иллюстраций с изображением станков, компьютера, роботов, «умных машин».

    Материал к занятию:

    Иллюстрации с изображением компьютера, станков, роботов, калькулятора.

    Ход занятия:

    Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку:

    На земле он всех умней,

    Потому он всех сильней.

    (Человек).

    Это человек.

    А разве человек сильнее всех? Сильнее слона, медведя? (Ответы детей).

    Ведь человек не может летать как птицы, не может быстро бегать, не может

    Жить под водой, как рыбы; видеть в темноте. А почему же он сильней?

    В загадке есть подсказка – На земле он всех умней!

    Посмотрите вокруг – очень много предметов, которые помогают нам жить. Их сделали люди. Есть такие люди, которые умеют придумывать, создавать что-то совсем новое, такое, чего никогда не было, но что людям необходимо. Их называют изобретателями, учёными. Если бы не было на Земле таких людей, у нас бы не было всего того, что есть сегодня. Например, не было бы стола, телефона, машин, самолёта... Помогите мне, подскажите, какие ещё устройства, механизмы, машины, приборы создал человек, чтобы облегчить и улучшить свою жизнь. (Выслушать ответы детей).

    Их уже несчётное множество. Все эти предметы нужны, чтобы питаться, спать, ухаживать за своим телом; чтобы отдыхать; чтобы учиться; чтобы работать.

    У людей разных профессий есть предметы – помощники. Давайте о некоторых мы сегодня поговорим подробнее.

    Человек не всегда может выполнить работу сам, и ему нужна помощь. Например, «умная машина». Посмотрите, что у меня есть (показать калькулятор). Вы знаете, что это за предмет? А для чего он нужен, и как он помогает человеку? (Он необходим для того, чтобы считать). Да, правильно!

    Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног. Но это было неудобно, потому что нельзя было посчитать до 20-30. И тогда человек изобрёл счёты. (Показать). Вот такие. Это рама с перекладинами, на которых нанизаны косточки. Они знакомы, наверное, каждому из вас. Сейчас уже редко, но всё-таки они используются. Они не очень удобны. Почему? (Большие по размеру, на них трудно посчитать большие цифры, долго считать). И поэтому человек изобрёл калькулятор.

    Калькулятор – это электронное вычислительное устройство для выполнения операций над числами: сложение, вычитание, умножение, деление (об этом вы узнаете в школе). Калькулятор может работать при помощи солнечной энергии; имеет небольшие размеры (он помещается в кармане), лёгкий по весу. Нажимая на кнопки с цифрами, человек может производить любые операции с большими числами (что трудно сделать в уме). Калькулятор помогает человеку для решения сложных вычислений. Он быстро действует, надёжен, результат выводится на экран.

    Дети, а как вы думаете, людям каких профессий необходим калькулятор? (Продавец, кассир, бухгалтер…)

    Но и на этом человек не остановился, а продолжал ещё изобретать предметы, облегчающие его труд. Посмотрите, что теперь ещё используют люди. (Показать на иллюстрации компьютер и его главные части). Догадались, что это? Правильно, компьютер!

    Расскажите, что вы знаете о компьютере? Где вы их видели? (Выслушать ответы детей). А что умеет делать компьютер?

    Компьютер – это чудо-агрегат.

    Может делать всё подряд –

    Самым лучшим другом стать.

    Компьютер нужен для труда,

    Обогащения ума,

    С ним просто весело всегда!

    Давайте рассмотрим, из каких главных частей состоит компьютер, без которых он не будет работать:

    Процессор – это мозг и голова компьютера. Через него проходит вся важнейшая информация в компьютере. Процессор её перерабатывает и направляет другим частям компьютера.

    Монитор (экран).

    Клавиатура (на которой набирают команды для компьютера).

    Мышь (передаёт наши движения в компьютер).

    Компьютер приносит пользу, он помогает нам в труде: передаёт информацию, хранит информацию, решает трудные задачи за короткое время (большая скорость выполнения вычислений). И сегодня уже невозможно представить, как раньше люди обходились без компьютера. Он необходим людям самых разных профессий (врачам, учителям, бухгалтерам, менеджерам, директорам, программистам, писателям).

    Ребята, а откуда берутся окружающие нас предметы, кто и как их создаёт?

    Их создаёт человек. А ему помогают в этом «умные машины». И не только помогают, но и даже могут заменять его в работе. Изобретатели давно мечтали освободить человека, его умелые руки от тяжёлого труда. И тогда появились станки. Вот посмотрите (показать иллюстрации различных станков). Станок – это сложная машина, с помощью которой на заводах и фабриках изготавливают велосипеды и автомобили, радиоприёмники и телевизоры, часы и электроприборы, одежду и обувь, иголки и железнодорожные вагоны, фарфоровую и стеклянную посуду, резиновые шины и галоши, карандаши и тетради; печатают книги и газеты и т.д.

    Станки сами, без помощи человека, выполняют и производят различные операции: передвигают тяжести, собирают автомобили, обрабатывают древесину, ткут ткани, печатают книги. Действуют они по программе, составленной и заложенной в них людьми. Станки помогают экономить время – быстро выполняют любую работу и при этом, не ошибаясь и не уставая. А человеку остаётся лишь управлять машинами с помощью кнопок, выключателей, пультов; обслуживать (убирать) и чинить их.

    Д/и «Доскажи словечко».

    Облегчит нам общение.

    Ускорит сообщение,

    Весь день трезвонит он,

    Домашний (телефон).

    Этот чудо-аппарат

    Любит пыли аромат.

    И не сказка, это быль.

    Мне ответьте на вопрос:

    Что же это? (пылесос)

    Если, перед тем как спать,

    Лампу на стене включай

    И лежи себе читай.

    Да читай хоть до утра!

    Свет подарит тебе ….(бра).

    В полотняной стране,

    По реке простыне

    Плывёт пароход

    То назад, то вперёд,

    А за ним такая гладь,

    Ни морщинки не видать (утюг).

    В кухне сейф. В нём детвора,

    Прячу холод с севера.

    Положу в него продукты:

    Мясо, рыбу, соки, фрукты,

    И включу рубильник,

    Сейф мой - … .(холодильник) .

    Днём и ночью две подружки

    Двигаются друг за дружкой.

    Длинная одна такая

    И короткая другая.

    И короткой не до шуток:

    Счёт ведёт она минутой!

    Спросите у них сейчас-

    Скажут вам, который час (стрелки часов)

    Ребята, какие все молодцы. А давайте тоже потикаем, как часики.

    Физкультминутка.

    Тик-так, тик-так,

    Все часы идут вот так!

    Налево тик, направо так,

    Мы тоже можем так-

    Тик-так, тик-так!

    Но и на этом чудеса, созданные человеком не закончились! Самым большим достижением человеческой мысли являются роботы. Робот – это «умная машина», которая может заменить человека и сама выполнить за него тяжёлую и вредную для здоровья работу. И даже может выполнить то, что человек сам никогда не сможет сделать. Например, не смог бы провести космические исследования: ведь с помощью робота человек получил фотографии с планеты Марс; роботы доставили грунт с других планет; без робота человек не смог бы заглянуть в кратер действующего вулкана, производить подводные операции.

    Роботы могут быть разных размеров и форм, а также могут по виду и действиям напоминать человека. Например, ходить, производить движения руками, принимать простые решения.

    Роботы – помощники в самых разных сферах. Есть роботы-полицейские. Они следят за порядком, видят, слышат, передвигаются, а человек на экране наблюдает за происходящим.

    Существуют «медицинские роботы», они могут проводить операции.

    В Японии есть робот-поводырь. Он сопровождает слепого человека. Умеет читать дорожные знаки, двигаться по нужному маршруту, чувствует приближение транспорта.

    В Германии сконструировали робота-заправщика, который знает, сколько бензина надо залить, какой марки. Он обслуживает машину за четыре минуты.

    Есть робот, который способен находить утечку газа, измерять уровень радиации, при этом преодолевая различные препятствия, и для этого меняя свою форму.

    Я привела вам некоторые примеры роботов. На самом деле их применение велико. Вот так «умные машины» стали нашими помощниками и друзьями.

    В будущем «умных машин» в нашей жизни станет ещё больше, ведь человек и сегодня продолжает думать и работать над созданием новых предметов, которые помогут ему в работе.

    Подведение итога:

    Дети, с какими «умными машинами» мы сегодня с вами познакомились? Зачем их создал человек?

    А давайте вы сейчас побудете учёными, изобретателями и нарисуете своего помощника для выполнения какой-либо тяжёлой работы.


    Конспект коррекционно-развивающего занятия "Домашние помощники" (бытовая техника)

    Группа детей по направлению работы: подготовительная общеразвивающей направленности, старшая коррекционной направленности, подготовительная коррекционной направленности
    Оборудование:
    Для детей:
    задание «Лабиринт» - одно на двоих, матрица «Бытовая техника».
    Для педагога-психолога
    Ноутбук, презентация «Бытовая техника», наглядный материал «Бытовая техника», «Посуда», стрелки с загадками о бытовой технике и посуде, игра «Собери семью»
    Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
    Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
    Цели и задачи: Актуализация знаний о бытовых приборах и посуде.
    - расширять и обобщать знания детей о бытовой технике, о ее назначении, пользе для человека и об истории ее создания;
    - формировать умение пользоваться бытовой техникой;
    - активизировать словарь по данной теме.
    Планируемые результаты (предпосылки УУД):
    Личностные
    формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
    формирование способности учитывать чужую точку зрения;
    Регулятивные
    умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
    умение сохранять заданную цель;
    умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
    умение работать по инструкции взрослого;
    умение правильно держать орудия письма и инструменты (– сформированность мелкой моторики рук.
    умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
    Познавательные
    навыки сформированности сенсорных эталонов;
    умение применять правила и пользоваться инструкциями;
    умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
    умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
    умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
    умение выделять существенные признаки объектов;
    Коммуникативные
    владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
    строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
    договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
    формулировать собственное мнение и позицию;
    умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
    предлагать помощь и сотрудничество;
    желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

    План-конспект коррекционного занятия

    I. Создание мотивационного поля (организационный момент).
    Задача этапа: мотивировать детей на включение в деятельность, предполагает возникновение желания работать («хочу») и уверенности в том, что всё получится («могу»).
    1. Приветствие «Здравствуй друг»
    2. Введение в игровую ситуацию с использованием ИКТ
    -появление героя занятия Незнайки (презентация)
    Проблемная ситуация: Знайка и другие жители Цветочного города дали задание Незнайке найти все бытовые приборы для ремонта, но Незнайка не знает что такое бытовые приборы.
    - презентация «Бытовые приборы»
    II. Актуализация знаний
    Задача этапа: формирование умения, навыка, необходимого для «открытия» нового знания.
    1. «Мыслительная гимнастика»
    - отгадывание загадок по теме «Бытовая техника»
    - дидактическая игра «Собери семью»
    -дидактическая игра «Лабиринт»
    2. Подведение к самостоятельной формулировке темы занятия и постановки проблемы.
    - мнемотаблица «Расскажи о…»

    Задача этапа: побудить детей к открытию нового знания в совместной деятельности с педагогом.
    1. Выдвижение гипотезы (предположения), определение истины и проверки суждений на практике;
    - графический диктант «Бытовая техника», «Посуда»
    -физминутка «Пылесос»
    2. Фиксирование нового алгоритма (способа действий) в речи детей, в знаковой форме, пред¬метной модели и т.д.
    - матрица «Посуда»
    IV. Рефлексия (итог).
    Задача этапа: организовать рефлексию и самооценку детьми своей деятельности.
    1. Оценка занятия детьми и педагогом.
    -уголок настроения
    2. Прощание.
    -ритуал прощания

    Ход занятия

    I. Создание мотивационного поля (организационный момент)
    Приветствие «Здравствуй друг!»
    Здравствуй правая рука (вытягивают вперед правую руку)
    Здравствуй левая рука (вытягивают вперед левую руку)
    Здравствуй друг (берут за руку соседа справа)
    Здравствуй друг (берут за руку соседа слева)
    Здравствуй, здравствуй дружный круг (взявшись за руки взмахнуть)
    Мы стоим рука в руке (крепко сжать руки друг друга)
    Вместе мы – большая лента (расширить круг)
    Можем маленькими быть (сесть на корточки)
    Можем мы большими быть (встать на носочки)
    Но один никто не будет (собраться в кругу соединив руки)
    Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня ко мне в гости приходил Незнайке с весьма необычной просьбой. Давайте посмотрим, чего же он хотел?
    Презентация «О чем просил Незнайка»
    Психолог: Ребята, вы согласны помочь Незнайке? Но прежде чем отправиться на помощь, давайте с вами повторим, что, же такое – бытовые предметы?
    Презентация «Бытовые предметы»
    II. Актуализация знаний
    Психолог: Ну что? Готовы? Тогда отправляемся с вами в Цветочный город, на помощь Незнайке. Посмотрите, Незнайка даже оставил нам следы, указывающие путь (стрелки с загадками). Стрелки то необычные, посмотрите, тут что-то написано.
    Психолог загадывает загадки, с каждой отгаданной загадкой дети продвигаются вперед.
    Психолог с детьми подходит к столу с разбросанными картинками.
    Психолог: Ребята, посмотрите, Незнайка, наверное, так бежал-торопился домой, что растерял все указания к своему заданию. Давайте разложим все группам и отнесем Незнайке.
    Дидактическая игра «Собери семью»
    Психолог: Задание мы выполнили, пора двигаться дальше.
    Психолог с детьми подходит к столу с разложенными лабиринтами (один на двоих)
    Психолог: Ребята, а что же Незнайка оставил нам здесь? Интересное задание, что же тут нужно сделать? (Психолог дает возможность детям самим догадаться о задании).
    Правильно, нужно пройти лабиринт только по специальным значкам. Посмотрите, здесь одно задание на двоих, как вы поступите? (Ответы детей).
    д/и игра "Лабиринт"
    Психолог: Мы почти добрались до Цветочного города, посмотрите, кто нас встречает (на слайде Тетушка Сова)
    Тетушка Сова: Куда же вы милые детки так спешите?
    Дети: Незнайке на помощь! Рассказать ему все-все о бытовых приборах!
    Тетушка Сова: Охохох, какие молодцы, а сами вы-то много знаете о бытовых приборах?
    Дети: Да!
    Тетушка Сова: А вот это мы сейчас проверим! Есть у меня карты волшебные, мнемотаблицы называются. Вот вы по ней мне и расскажете, что же вы знаете о бытовых приборах?
    На слайде появляется мнемотаблица «Бытовые приборы». Дети составляют рассказ.
    Психолог: Ну что, Тетушка Сова, справились мы с твоим заданием?
    Тетушка Сова: какие вы ребятки умницы и умники! Раз вы задание мое выполнили, можете дальше идти в цветочный город, а я вам дорогу покажу! (на слайде появляется направление в Цветочный город» (коврограф))
    III. Открытие детьми нового знания.
    Психолог: Наконец-то ребята, мы с вами добрались до Цветочного города. А вот и Незнайка! Здравствуй Незнайка!
    Незнайка: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли. Я тут совсем один запутался! Знайка этот вредный, задание мне дал, сначала головоломки решить, а я даже не пойму, что это?
    Психолог: Не переживай Незнайка, мы тебе в этом поможем, правда, ребята. Я знаю что это, это графический диктант. Я буду читать задание, а вы повторять его на бумаге. Приступим?
    Графический диктант «Бытовая техника» (схема на слайде)
    Психолог: Вот видишь, Незнайка, ничего сложного! А теперь мы готовы тебе помогать разбираться с сортировкой бытовой техники, только давайте немного отдохнем.
    Физминутка «Мамины помощники»
    Психолог: Отдохнули и размялись, пришла пора обещание свое выполнять. Показывай, Незнайка, что у тебя там за задание?
    На слайде появляются матрица «Бытовая техника». Психолог объясняет правила работы с матрицей. На экране телевизора матрица для психолога, у каждого ребенка индивидуальная матрица.
    Психолог: Вот мы и выполнили задание, Незнайка, зови Знайку, будем ему сдавать работу.
    На слайде появляется Знайка.
    Знайка: Здравствуйте, ребята! А что вы тут делаете?
    Психолог: Мы пришли к вам в гости, помочь Незнайке. Мы рассказали ему о бытовой технике и применении ее в быту.
    Знайка: Молодцы какие! Незнайка, много нового ты узнал? Расскажешь всем жителям Цветочного города, что ты узнал, хорошо?
    Незнайка: Конечно, расскажу! Спасибо вам ребята за помощь! Побежал я к уроку готовиться, до свидания!
    Знайка и Незнайка уходят.
    Психолог: Пора нам ребята, в детский садик возвращаться, а чтобы было быстрее, предлагаю отправиться на автобусе.
    Физминутка «Веселая поездка»
    IV. Рефлексия (итог)
    Психолог: Ну что ребята, понравилось вам наше путешествие? Расскажите, какое задание было самым трудным? А самым легким? Предлагаю вам оценить наше занятие в уголке настроения, если вам понравилось – повесьте солнышко, если нет – тучку, если вы не можете сказать точно – цветочек.
    Теперь пришла пора нам прощаться, до свидания, до новых встреч!
    Ритуал прощания
    Посмотри в глаза друзьям!
    Как приятно было нам!
    Нам понравилась играть!
    Мы придем сюда опять!
    P.S. Уважаемые коллеги, презентация к занятию сделана мной самостоятельно, игры "Матрица" и "Лабиринт" придумана и сделана так же мной на основе идеи педагогов детского сада № 40, г. Томска: Островзоровой Т.В., педагога-психолога и Шипуля Н.В.,воспитателя. Все материалы во вложении.

    Сентябрь

    1. Предметы-помощники

    Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.

    Материал. Картинки с изображением различных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека на производстве (например, станок, компьютер, робот, швейная машина и др.); фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки.

    Ход занятия

    Воспитатель сообщает детям о полученной посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.

    Задание 1. Воспитатель раскладывает все предметные картинки на столе и предлагает детям выбрать картинки с изображением предметов, помогающих людям на производстве. Дети по очереди берут по одной картинке, называют предмет и рассказывают, для чего он служит человеку. Ребенок, правильно назвавший предмет и рассказавший, как он используется, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

    Задание 2. Воспитатель раскладывает на столе отобранные ребятами картинки с изображением предметов, облегчающих труд на производстве. Педагог описывает один из предметов по алгоритму. Ребенок, первым отгадавший и назвавший предмет, получает фишку. Ведущим может быть и ребенок.

    Задание 3. Дети делятся на две команды. На столе лежат предметные картинки. По сигналу воспитателя одна команда отбирает картинки с изображением предметов, улучшающих качество и скорость изготовления изделий на производстве, другая команда – картинки с изображением предметов, выполняющих сложные действия и изменяющих изделие. Выигрывает команда, которая быстро и правильно набрала картинки и объяснила свой выбор.

    Задание 4. Воспитатель по одной показывает детям картинки с изображением робота, компьютера, калькулятора, пишущей машинки, станка. Дети называют каждый предмет, рассказывают о нем, по необходимости опираясь на алгоритм описания, отмечая, что все эти предметы относятся к рукотворному миру. Вместе с воспитателем уточняют, что эти предметы облегчают труд на производстве, улучшают качество изделий, ускоряют трудовой процесс, слаженно действуют и могут изменить другой предмет.

    2. Дружная семья

    Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

    Материал. Кукла Незнайка; выставка "Моя семья" – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.).

    Предварительная работа. Создание выставки "Моя семья". Беседы: "Профессии моих родителей", "Как мы отдыхаем", "Мне хорошо, когда…", "Наши домашние любимцы" и др. Заучивание пословиц о семье. Рисование на тему "Моя семья". Рассматривание репродукций картин художников на тему семьи; семейных альбомов.

    Ход занятия

    Воспитатель произносит пословицу и предлагает детям угадать, о чем в ней говорится: "Вместе тесно, а врозь скучно".

    Дети. Эта пословица о семье.

    Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. А что такое семья? (Ответы детей.) Я пригласила к нам в гости Незнайку. (Показывает куклу.) Он очень хочет посмотреть нашу выставку "Моя семья". Расскажите ему о своих семьях.

    Дети (по желанию) подходят к фотографиям членов своей семьи, рассказывают, кто на них изображен, в каком месте фотографировалась семья и т. д.

    Незнайка. Ребята, я заметил, что вы все, когда рассказывали о своих семях, улыбались. Почему? (Любим всех в своей семье. Приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались, и т. д.)

    Воспитатель. А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше других? Кто хочет рассказать нам об этом человеке? Какой он? (Рассказы детей – по желанию.) А теперь покажите и расскажите Незнайке о любимых предметах членов своей семьи, которые вы принесли. (Рассказы детей.) В семье родители и дети чем-то радуют друг друга. Как вы думаете, чем дети радуют родителей? (Тем, что они растут, учатся чему-то новому, стремятся помогать взрослым и т. д.) А чем родители радуют детей? (Тем, что заботятся о них, любят, защищают и т. д.) А теперь разложите фотографии членов семьи от самого младшего до самого старшего.

    Дети раскладывают фотографии, воспитатель задает им вопросы:

    – Кто самый старший в вашей семье?

    – Кто самый младший?

    – Кто кому мама?

    – Кто кому сын?

    – Для мамы ты кто?

    – Для бабушки?

    – Для брата?

    – А кто в семье может быть старше дедушки? (Ответы детей.) Воспитатель. Когда-то дедушка сам был ребенком, и у него тоже были родители, которые так же любили его и заботились о нем, как ваши родители заботятся о вас. Потом мальчик вырос, и у него родились сын и дочка – ваши будущие папа или мама. А потом родились вы, и дедушкины родители для вас стали прадедушкой и прабабушкой. Это тоже ваша семья; возможно, их нет рядом с вами, но свою любовь они передали вам через вашего дедушку, папу или маму. Дедушке и бабушке было бы приятно, если бы вы узнали о том, какими были их родители, чем они занимались, как жили. Расспросите их об этом. А потом расскажите нам.

    Незнайка. Как хорошо, что у вас у всех есть семьи. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях все любят друг друга, счастливо живут вместе.

    Воспитатель. Семью почитали с древних времен. Народ сложил много пословиц о семье. Давайте вспомним их.

    Дети. При солнышке тепло, при матери – добро. Нет милее дружка, чем родная матушка. Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. Вся семья вместе – и душа на месте.

    Воспитатель. Что бы вы, ребята, хотели пожелать своей семье? (Ответы детей.)

    Незнайка. Мне так понравилось, как вы рассказывали о своих семьях, что очень захотелось побывать у кого-нибудь из вас в гостях.

    Воспитатель. Ребята, вы бы хотели пригласить Незнайку в гости в свою семью?

    Незнайка. Я с удовольствием приду в гости ко всем ребятам по очереди. А сегодня мне хотелось бы познакомиться с семьей Андрея, ведь он так интересно и подробно рассказал обо всех своих родных.

    Воспитатель. А теперь я предлагаю вам сделать подарки, которые порадуют всех членов вашей семьи. Материал для поделок вы можете выбрать сами на свой вкус.

    Дети мастерят подарки.

    Октябрь

    3. Удивительные предметы

    Программное содержание. Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).

    Материал. Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (по две картинки на каждого ребенка). Карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка, дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др.), а другая половина карточки пустая. Картинки "домино": на одной половине изображены предметы природного, а на другой – предметы рукотворного мира; посылка, письмо от Незнайки.

    Ход занятия

    Воспитатель сообщает детям о полученной им посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.

    Задание 1. Воспитатель с помощью детей делит все картинки на две группы: картинки с предметами природного и картинки с предметами рукотворного мира. Картинки с предметами природного мира педагог оставляет себе, а картинки с предметами рукотворного мира делит между детьми.

    Воспитатель называет предмет природного мира. Ребенок, нашедший у себя парный названному предмет рукотворного мира, поднимает картинку с его изображением, называет предмет и сравнивает его с предметом природного мира (например, ласточка – самолет, жираф – подъемный кран, петух – часы и т. д.). Задание считается выполненным, когда дети найдут все пары предметов.

    Задание 2. Картинки "домино" (на одной половине изображены предметы природного, а на другой – предметы рукотворного мира) раздают детям. Первый ребенок выкладывает свою картинку, следующий подставляет свою картинку с изображением предмета природного или рукотворного мира (по принципу игры "Домино", например, стрекоза – часы – петух – подъемный кран – жираф – кит и т. д.). Задание считается выполненным, когда все карточки разложены в цепочку.

    Задачи: Закреплять представления детей о роли зрения в жизни человека. Учить понимать, какую информацию об окружающем можно получить с помощью зрения; упражнять в описании своих зрительных впечатлений: а) по вопросам воспитателя; б) самостоятельно подчеркнуть разницу органов зрения у животных.

    Воспитывать желание взаимодействовать друг с другом.

    Совершенствовать речь, умения более точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

    Ход занятия:

    Входит взрослый и несет Солнышко с лучиками. Ребятишки обращают внимание и подходят к Солнышку.

    - Возьмитесь за лучики и поздороваемся:

    Здравствуй небо голубое!

    Здравствуй солнце золотое!

    Здравствуй матушка земля!

    Здравствуйте мои друзья!

    Ребята, посмотрите, сколько разных предметов вокруг нас!

    Что помогает нам познать весь этот мир – вы сможете ответить, если отгадаете загадку, которая расположена на этом Солнышке:

    Двое глядят,

    Двое слушают,

    Один вдыхает,

    Один говорит.

    Правильно ребята, глаза, нос, рот, уши – наши незаменимые помощники.

    Как помогают нам глаза, мы сегодня с вами и поговорим.

    II. Практическая деятельность детей.

    Возьмем зеркала.

    Свет мой зеркальце, скажи,

    Да всю правду доложи,

    Я ль на свете всех милее,

    Всех румяней и белее…

    Что вы видите в зеркальце?

    С помощью чего мы видим себя и других?

    Д/И «Что можно и чего нельзя сказать о предмете с открытыми глазами»

    1. Предложить одному из детей закрыть глаза, дать в руки предмет и попросить рассказать о нем.
    2. Рассказать о том же предмете с открытыми глазами.

    Какой рассказ получился полнее и интереснее?

    Глазки видят все вокруг,

    Ну, а если их закрыть,

    В темноте придется жить.

    ГИНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

    Пролетел высоко сокол (глаза вверх)

    Уронил перо в осоку (глаза вниз)

    Соколиного пера (глаза влево)

    Не найдем мы до утра (глаза вправо)

    Утром солнышко взойдет (глаза вверх)

    Солнце перышко найдет (глаза вниз)

    III. Беседа с детьми

    Вывешивается плакат с изображением строения глаза.

    Рассмотреть его.

    Вспомнить, как устроен глаз.

    Закройте глаза, потрогайте глазное яблоко, какой оно формы?

    Посмотрите друг другу в глаза.

    Что заметили? (разного цвета) .

    Почему? (потому что в глазах есть радужная оболочка) показать на иллюстрации.

    Чтение стихотворения «Как устроен глаз»

    Глаз – волшебный теремок,

    Круглый маленький домок,

    Хитро он устроен –

    Без гвоздей построен.

    Обойдем же дом скорей –

    Ни крылечка, ни дверей,

    Впереди кружочек тонкий –

    Роговица словно пленка,

    Вся прозрачна, как стекло –

    В мир чудесное окно,

    Через круглое оконце

    В глаз проходит свет от солнца.

    Глаз бывает синий, серый:

    Впереди, пред белой склерой

    Яркой радужки кружок

    Украшает глаз – домок.

    В центре радужки – зрачок,

    Черный маленький кружок.

    Лишь стемнеет – наш зрачок

    Станет сразу же широк,

    Коль светло – зрачок поуже,

    Чтобы видел глаз не хуже.

    Глаза бывают разными не только по цвету, но и по настроению: грустные и веселые, испуганные и удивленные.

    По глазам можно догадаться, о чем человек думает, чего он хочет.

    Глаза есть не только у человека. У всех представителей животного мира разные глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут.

    Что вы знаете о животных?

    Но я хочу, чтобы вы еще больше знали о животных.

    Вот, например, у раков глаза расположены на специальных антенках – стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. И еще у него есть глаза на хвосте, которые помогают ориентироваться, когда рак пятится назад.

    У берегов Юго – Восточной Азии живет рыба – иглобрюх, которое пользуется специальными «солнцезащитными очками» желтого цвета. Стоит рыбе всплыть на поверхность, как специальные клетки желтого цвета начинают расползаться по глазу, и тогда кажется, будто иглобрюх надевает очки.

    У совы и филина глаза больше, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они видят только в темноте.

    Физкультминутка.

    IV. Театрализованная деятельность

    Дорогие ребята! Уважаемые гости!

    Приглашаем Вас посмотреть сценку «Берегите зрение» .

    Ведущий: К окулисту пришел Крокодил. Плакал горько, совета просил.

    Крокодил: Я весь день телевизор смотрел,

    До полуночи над книгой сидел,

    Свет обычно включать не любил

    И в темноте вечера проводил…

    Видел все! А теперь не могу!

    Ведущий: Врач ответил…

    Врач: Но при этом с досадой сказал…

    Врач: Вам беречь надо было глаза!

    Непростительное поведение –

    Так испортить хорошее зрение!

    В темноте никогда не читайте,

    Телевизор пореже включайте!

    И придется очки заказать,

    V. Рефлексия



    Похожие статьи