• Мнемотехника развитие памяти. Тренировки по мнемотехнике на развитие внимания и памяти

    19.10.2019

    Любому человеку приходится помнить определенное количество точных сведений. Мнемотехники позволят вам лучше запомнить любую нужную информацию. Рассмотрим основные мнемотехнические приемы; виды мнемонической информации, что понять, почему один вид запоминается хорошо (образы), другой хуже (тексты), а третий (точные сведения) у многих людей запоминается хуже всего; а также практические упражнения для тренировки памяти на работе.

    1. Кому нужны мнемотехники?

    • В жизни. Любому человеку приходится помнить определенное количество точных сведений. Мы привыкли все это записывать в электронные или записные книжки. Приучите себя записывать нужные вам сведения в свой мозг. Тогда вы не будете зависеть от батареек в телефоне или планшете. Вы не сможете потерять информацию. Это очень удобно - помнить все, что нужно. Иногда в память записать и найти там информацию гораздо быстрее.
    • Ораторам. Без этого ораторское искусство вообще не имеет смысла. Профессиональные ораторы изучают мнемотехнику, поэтому их речи льются так плавно.
    • Школьникам и студентам. Мнемотехника позволит лучше запомнить информацию. На экзаменах вы будете списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. К тому же, если вы захотите, информация может сохраняться в вашей памяти надолго. Это может потребоваться в случае, если вы захотите стать высококлассным специалистом, профессионалом в своей области. Мнемотехника существенно сократит вам время подготовки к экзаменам.
    • Преподавателям. Мнемотехника возникла как часть ораторского искусства. Когда преподаватель заглядывает в конспект - это не добавляет ему уважения. Запомнив материал лекции, вам больше вообще никогда не придется тратить время на подготовку.
    • Деловым людям. У бизнесменов обширный круг контактов. Благодаря мнемотехникам вы можете лучше запомнить информацию о людях, с которыми вы поддерживаете деловые отношения.
    • Для сохранения здоровья. Все, что мы не используем в организме, рано или поздно атрофируется. Представьте себе человека, который пролежал в гипсе целый год. Что случится с его мышцами? Они станут тонкими и слабыми. А что произойдет с человеком, который не пользуется своей памятью? Память также начнет «отмирать» за ненадобностью. Занимаясь мнемотехникой даже для профилактики, как физкультурой, вы сохраните свою память в отличной форме до преклонных лет.

    2. Приемы мнемотехники

    2.1. Прием «цепочка». Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т. д. Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов. Цепочка образов выходит из памяти, появляется в сознании и вновь исчезает в памяти. Всегда образуйте связи по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная - первый образ размещайте слева. Если ассоциация вертикальная - первый образ размещайте внизу. Если образы при соединении проникают друг в друга - помещайте второй образ в первый. При припоминании считывайте образы в том же порядке.

    2.2. Прием «матрешка». Образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа переведите свое внимание на второй образ (первый должен исчезнуть из сознания). Мысленно увеличьте второй образ и создавайте ассоциацию между вторым и третьим образами. И так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. При этом в ассоциации всегда должны быть четко видны только два образа.

    Припоминание осуществляется аналогично. Представьте первый образ и ждите, когда из памяти возникнет второй. Переключите внимание на второй, увеличив его,и ждите появления третьего и т. д. Обращаем ваше внимание: этот способ соединения образов применяется очень интенсивно. Его следует тщательно отработать. Первый образ соединяемой пары образов должен быть намного больше второго. При мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары.

    2.3. Прием символизации. Прием символизации применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения. Одно и то же слово может быть по-разному закодировано в образы разными людьми. Но, как правило, удается использовать для кодирования символы, хорошо закрепленные в сознании большинства людей. Символы окружают нас со всех сторон. Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии, по своему звучанию похожи на хорошо знакомые нам слова. Эти слова легко представить в виде зрительных образов, например: фактор - образ «Трактор»; ками (япон. «волосы») - «Камин»; куби (япон. «шея») - «Кубик»; штат Аляска - «Коляска»; деверь (родственник) - «Дверь». Пока вам не нужно запоминать значение незнакомых слов, достаточно зафиксировать в памяти их точное произношение и последовательность.

    Переводя дорожные знаки в смысл, мы занимаемся мнемотехникой. Когда первоклассник заучивает взаимосвязь между значком «А» и звуком «А», он тоже занимается мнемотехникой. Олимпийские пиктограммы символизируют различные виды спорта; всем хорошо знакомы символы мира («Белый голубь»), смерти («Череп»), медлительности («Черепаха»), власти («Корона») и многие другие. При кодировании слова этим приемом следует задать себе вопрос: «Каким зрительным образом я могу это обозначить?»

    Примеры кодирования слов в образы приемом символизации: холод - «Лед», тепло - «Грелка», вечность - «Пирамиды», бесконечность - «Математический знак бесконечности», зима - «Снежинка», весна - «Букет мимозы», лето - «Солнце», осень - «Желтый кленовый лист».

    Мы не можем представить лето вообще. Но можем представить траву. Этот образ легко запомнить.

    Пример: необходимо соединить «Матрешкой» два образа - «Градусник» и «Ведро». Представьте градусник очень крупно. Выделите в нем подобраз «Ртутный столбик». К этому подобразу привяжите мысленно маленькое ведерко. В результате такого соединения образ «Ведро» практически незаметен, если вы представляете градусник обычных размеров. Ведро появляется в нашем воображении только после сознательного выполнения мыслительной операции «Увеличение образа».

    Как не забыть о том, что нужно будет сделать через какой-то промежуток времени? Вообразим, что через 8 дней вы собираетесь поехать поездом, чтобы проведать родителей. Вы хотите не забыть купить шоколад. Каким образом нужно поступить, чтобы не забыть это сделать?

    Вы должны создать ассоциацию между каким-то действием, в котором у вас есть уверенность, что оно произойдет, и покупкой, о которой вы можете забыть.

    В этом примере вы обязательно купите билет на поезд. Каким же образом ассоциировать покупку данного билета с покупкой шоколада? Очень просто: вы должны представить себе, что находитесь у окошка кассы, где продают билеты, и получаете от кассира «гору» шоколада. Эту сцену вы себе сможете вообразить мгновенно. Хорошо увидеть мысленно деталь - кассира, подающего вам в окошко«гору» шоколада. Когда спустя неделю вы придете на вокзал и окажетесь у билетной кассы, можете быть уверены: перед вашим мысленным взором предстанет большое количество шоколада и заставит вспомнить о покупке.

    Другой пример: вам нужно не забыть взять в дорогу электробритву. Быстро представьте себе, что вы хотите побрить волосы на чемодане. Когда вы будете собирать чемодан в дорогу, эта картина самопроизвольно возникнет в вашем сознании.

    Поначалу старайтесь удерживать в памяти нужную картину в течение 20-30 секунд. Позже вы заметите, что на это у вас уходит гораздо меньше времени. Предпочтительно выбирать картинки в движении. Чем больше картинка поражает своей комичностью либо преувеличением, тем быстрее и легче она возникнет в вашем сознании. Подумайте о том, что вам необходимо сделать завтра. Затем постарайтесь связать эти дела с какими-то событиями (вашими обычными действиями), которые обязательно произойдут завтра. Или попытайтесь связать запланированные дела с предметами, на которые вы обязательно завтра посмотрите (ваша зубная щетка, шнурок на ботинке, дверь вашего кабинета и т. д.). Таким образом, вы создадите ассоциации, которые завтра самопроизвольно напомнят вам о том, что и в какой последовательности вы должны сделать.

    3. Виды мнемонической информации

    В мнемотехнике вся запоминаемая информация условно делится на три вида: образную, речевую (текстовую) и точную. К образной информации относятся воспринимаемые человеком зрительные образы, к речевой - воспринимаемая устная речь и читаемые тексты. К точной информации относятся сведения, которые не имеет смысла запоминать приблизительно, которые должны запоминаться со 100 %-ной точностью. Это телефонные номера, даты исторических событий, адреса, термины и понятия, номера автомобилей, шифры и коды, фамилии и имена, другие аналогичные сведения. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов информации и постараемся понять, чем они отличаются друг от друга, почему один вид запоминается хорошо (образы), другой хуже (тексты), а третий - точные сведения - у многих людей очень плохо запоминаются, если не применять специальную технику.

    3.1. Образная информация. Наш мозг «настроен» на образы, оперирует образами и запоминает образы «автоматически». Любой человек может точно вспомнить обстановку своей квартиры, дорогу от дома до работы. Достаточно увидеть первые кадры кинокартины, чтобы сделать заключение, смотрели мы этот фильм или нет. Образы (объекты) воспринимаемого нами мира имеют взаимосвязи, фиксируемые мозгом без нашего сознательного участия и хорошо сохраняющиеся в памяти.

    3.2. Речевая (текстовая) информация. Далеко не любое воспринимаемое человеком слово преобразуется в мозгу в зрительное представление. Воссоздающее воображение рисует в нашем представлении образы, которые в языке обозначаются словами-существительными. Но в языке много слов, передающих не сами образы, а различные отношения между ними. Прочитайте следующее высказывание и проследите, что в этот момент возникнет в вашем воображении: «На огромном... стоит маленький...» Чего-то не хватает в этом высказывании. В воображении создается ощущение пустоты, недосказанности. Воссоздающее воображение - процесс самопроизвольного перевода воспринимаемой речи в зрительные представления с пространственной организацией образов. Это и обеспечивает понимание речи.

    Слова можно условно разделить на две большие группы: слова, передающие конкретные зрительные образы, и слова, управляющие этими образами в нашем воображении. Назовем их пространственными операторами. Это предлоги, служебные части речи, глаголы и прилагательные. Для этой же цели служат падежные окончания слов. Пространственные операторы, направленные на механизм мышления, воспринимаются мышлением и через него выстраивают образы в нашем воображении в соответствии с воспринимаемым текстом или речью.

    Почему же речь запоминается хуже, чем образы? Во-первых, в речи содержится намного меньше слов-образов, чем в реально воспринимаемом нами мире. Во-вторых, эти образы, создаваемые нашим мозгом на основе слов, не такие мощные, как образы, воспринимаемые через зрительный анализатор. Поэтому при восприятии информации на слух или посредством текста в мозгу образуется меньше взаимосвязей, чем при работе зрения, и эти взаимосвязи намного слабее. Зрительный анализатор - это часть мозга, воспринимаемый образ проходит «нервный путь» от сетчатки глаза до первичной (стриарной) зрительной коры, находящейся в области затылка.

    3.3. Точная информация. Она представляет особый интерес для мнемотехники. Точная информация принципиально отличается от образной и речевой (текстовой). Если рассмотреть ряд случайных цифр, мы не обнаружим в нем ни образов, ни пространственных операторов. При восприятии цифрового ряда в воображении не возникают образы, и аппарат мышления оказывается «выключенным». Мозг пропускает числовой ряд через себя (как бегущая строка движется по экрану) и ничего не запоминает. Он просто не реагирует на такого рода сведения. Человек может лишь воспроизвести последний кусочек информации (5-9 цифр) из только что просмотренного числового ряда.

    Именно точная информация создает человеку проблемы в процессе обучения и в повседневной жизни. Изобретательные школьники и студенты решают их с помощью шпаргалок. Преподаватели же стараются не спрашивать у своих учеников то, чего они сами запомнить не могут. Другими словами, неспособность запоминать точные сведения по молчаливому согласию давно считается нормой. Все программы обучения подстроены под учеников, не умеющих запоминать точно. Если в школе или вузе провести опрос по точной информации, результаты будут плачевными.

    4. Тренируем память на работе

    4.1. Упражнение 1. В начале рабочего дня, спросите себя: «Что я должен(а) сделать сегодня в первую очередь, во вторую, в третью и т.д.?» Если вам не удается в полном объеме ответить на этот вопрос, мысленно воспроизведите страницу ежедневника или электронного календаря, заполненную на данный день. Постарайтесь вспомнить все детали: особенности сокращений, сделанных вами, порядок записей, помарки. Упражнение можно модифицировать следующим образом: в конце рабочего дня вы зрительно «фотографируете» страницу, заполненную на следующий день.

    4.2. Упражнение 2. Разбейте ваш рабочий день на четыре равных промежутка. В каждом из этих промежутков постарайтесь мысленно «сфотографировать» какую-либо конкретную рабочую ситуацию или лицо одного из ваших коллег. Делать это нужно следующим образом. При возникновении определенной ситуации на рабочем месте мысленно «поместите» ее в рамку,наподобие той, что имеют фотографии. Удерживайте ситуацию в «рамке» в течение 3-5 секунд. По прошествии каждого из четырех временных промежутков снова воспроизведите ключевую ситуацию, а затем все события, которые имели место за это время. На следующий день, чтобы вспомнить о своих задачах, вам достаточно будет воспроизвести вчерашнюю ключевую ситуацию. «Ключом» может являться также мысленный портрет одного из ваших коллег.

    4.3. Упражнение 3. Это упражнение из разряда телесно ориентированных. Воссоздайте одно из наиболее ярких позитивно окрашенных состояний, испытываемых вами ранее: успокоения, вдохновения, радости. Проанализируйте все мышечные компоненты этих состояний. Как правило, ими станут приятные ощущения расслабленности мышц лица, шеи и груди и легкого тонуса мышц живота. Однако это общие характеристики. Радость, успокоение, вдохновение имеют большое количество различий. Особенно заметны различия в позе и ритме дыхания. Все различия необходимо также идентифицировать. После того как вы прочувствуете детали каждого состояния, зафиксируйте их. Войдя в одно из состояний, мысленно «прокручивайте» необходимую для запоминания информацию. Для того чтобы вернуться к ней впоследствии, достаточно воссоздать исходное состояние. В самом начале занятий для тренировки памяти предложенным способом целесообразнее использовать нейтральную информацию.

    4.4. Упражнение 4. На своем рабочем столе расставьте предметы не в обычном порядке, а так, чтобы их расположение заставило вас впоследствии обратить на них активное внимание. Соотнесите положение каждого предмета с определенным действием, которое вы должны совершить в скором будущем.

    Eкатepинa Eвгеньeвнa Bacильeва - доктор педагогических наук, профессор Poccийской академии естественных наук

    • Лидерство и Менеджмент

    Главный инструмент нашего разума - это память. Память - это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них - мнемотехнике.

    Для начала - притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

    Учение Симонида состояло из двух важных понятий - ассоциация и фон.

    Ассоциация - мысленная связь между двумя предметами, фон - это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

    Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения.

    Впоследствие мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.

    В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна - вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.

    Приведем несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.

    По похожему принципу организована следующая фраза: "Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковь". Ту же последовательность дает английский вариант: "Oh Be A Fine Girl, Kiss me", и эта последовательность - классификация звезд в астрономии от горячим к холодным - O,B,A,F,G,K,M.

    Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный...

    Запомнив же правило типа "Морской волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка" вам проще будет запомнить порядок планет: "Меркурий-Венера-Земля-Марс-Юпитер-Сатурн-Уран-Нептун-Плутон"...

    Бессмыслица же вроде "Артисту Биму Циркуль Дашь - Его Фамилия Же-Аш" - дает ключ к расположению латинских букв на шахматной доске.

    Но ключевые фразы можно строит не только на основе первых букв в словах. Широко используются фразы для запоминания цифр, в которых количество букв в словах соответствует определенной цифре. Фраза "Кто и шутя и скоро пожелаетъ Пи узнать число уж знаетъ" с учетом написания слов с буквой "ять" в дореволюционном написанием позволяет запомнить число Пи до десятой цифры: 3.1415926526, и в ней каждая цифра соответствует количеству букв в соответствующем слове. А фраза "Я Катя, я дура, но я вот нашла корень из двух" - содержит и вопрос, и ответ. "Чему равен квадратный корень из 2?" - задаете вы себе ответ и, подсчитывая буквы в словах, отвечаете: "1,4142135624" с соответствующим округлением. Можете проверить.

    Широко используется мнемотехника у радиолюбителей (в азбуке Морзе - Тетя Катя и Я на горку шла) и даже в сольфеджио, ведь недаром квинта называется политическим интервалом, потому что первые слова во фразах "Союз нерушимый" и "Вставай, проклятьем заклейменный" - это квинты.

    Наверное, примеров достаточно. Теперь как это применить на практике.

    Самое грандиозное поле деятельности для применения мнемоники - это . Кроме обучения чтения, письму, счету современный школьник получает огромное количество информации по другим областям человеческого знаний, истории, географии, ботанике, биологии… Запомнить все традиционным способом вряд ли по силам даже взрослому человеку, уже умеющему анализировать и размышлять. Ребенка нужно готовить к взрослой жизни заранее. И чем раньше, тем лучше. И мнемотехника наряду с другими традиционными методами обучения может быть весьма полезна.

    Играем в Цицерона. Уже маленького ребенка можно познакомить с основой Симонидовского метода - топологической мнемотехники. На основе практически любой сказки "с нанизыванием" - то есть с использованием какой-нибудь последовательности. Хорошо подойдет, например, всем знакомая "Репка". Подберите "реквизит" - репку, дедку, бабку и остальных действующих лиц из деткиных игрушекили нарисуйте соответствующие картинки. Разместите предметы в порядки их появления в сказке по комнате или (если вы мыслите глобально) по квартире и рассказывайте сказку с использованием этих подручных средств. Думаю, что после нескольких "репетиций", убрав подготовленные зацепки, но ассоциируя их с местом, где они располагались, метод будет освоен.

    Ребенку постарше метод размещения Симонида (он еще называется методом loci) удобно использовать тогда, когда нужно запомнить какую-нибудь последовательность, к примеру, расположение органов дыхания: ротовую полость, трахею, бронхи, легкие. "Привязав" эту последовательность к хорошо знакомой обстановке, например, к своей комнате и "повесив" ротовую полость на дверь комнаты, трахею - "положив" на стол, бронхи - на кровать, а легкие - "повесив" на стене, и мысленно пройдясь по комнате, собираем все в нужной последовательности. Пятерка на уроке анатомии обеспечена.

    Юные шифровальщики. У многих людей возникают трудности в запоминании цифр. Выше был описан метод запоминания цифр с использованием ключевой фразы, в которой количество букв в слове соответствует запоминаемой цифре. При этом человек с хорошей фантазией и поэтическим даром фразу может придумать сам. Всем остальным можно порекомендовать искать нужные фразы в любимых стихах. Например, для того чтобы запомнить телефон 156-96-47 можно использовать всем хорошо знакомое:

    Я помню чудное мгновенье,
    Передо мной явилась (ты)

    Пример, конечно, утрированный, но достаточно показательный.

    Можно придумать свой буквенный код для любой цифры. Буквы "З" и "О" очевидно похожи на цифры "3" и "0". Всем остальным можно придумать подобные ассоциации. Тогда любой набор цифр превращается в набор букв, которым можно сопоставить какое-нибудь соответствующее слово. Например, ассоциировав цифры "3", "8" и "0" с буквами "З", "В" и "О" и подобрав им слово "ЗаВаленО", вы получаете "ключ" к запоминанию даты Куликовской битвы, запомнив фразу "Куликово поле завалено трупами".

    Пароль-отзыв. Как известно, изучение иностранного языка начинается с изучения простых слов. Но и их довольно часто тяжело запомнить. Предлагаю вам поиграть в игру "пароль-отзыв", где "пароль" - изучаемое иностранное слово, а отзыв - найденная ассоциация в родном, хорошо знакомом, языке. Например, английское "apple" (яблоко) вполне созвучно слову "аппликация, и из пары "АППЛикация" и "яблоко" можно составить фразу "Я вырезаю из бумаги АППЛикацию с яблоком". А итальянское "fagotto" (узел) - очевидное "фагот" - легко запомнится фразой "ФАГОТ связали в УЗЕЛ".

    Изобретаем новый язык. Как вы думаете, что такое априюнсенноя? Или МуМоБоНе? Это не фразы из языка тумба-юмба, это сжатая до минимума информация - так называемая агглютиграмма (склейка).

    Я начал увлекаться мнемотехникой почти два года назад и успел прочесть довольно много книг на эту тему. И ни одна из них не дала мне достаточных сведений об этой науке (кроме одной, о которой чуть позже). А всё по одной причине: авторы хотели заработать как можно больше денег. Обычно авторы таких книг проводят специальные курсы, на которых действительно (хотелось бы верить) объясняют людям, что такое мнемотехника и с чем её едят, а не льют воду.

    В итоге получается так: много слов, мало реально полезной информации. В основном - набор слов о том, какая же мнемотехника полезная вещь, выкладки из научных энциклопедий, показывающие невероятные возможности человеческого мозга. Это совершенно неприемлемо, на мой взгляд. Всё, чего я хочу, это попытаться максимально доступно объяснить вам, как же на самом деле научиться навыку запоминания.

    В чём заключается данный метод

    Всё, что вам надо знать, это то, что метод основан на создании образов в вашем сознании. Вы берёте информацию, которую надо запомнить, и превращайте её в образ через ассоциацию. У человека прекрасная ассоциативная память, и мнемоники пользуются этим в полной мере.

    Таким образом, чтобы научиться запоминать, вам нужно представлять в своём воображении различные предметы.

    Сейчас просто попытайтесь запомнить нижеприведённый список продуктов так, как вы обычно запоминаете любую информацию:

    • туалетная бумага;
    • зубная щётка;
    • мыло;
    • плавленый сыр;
    • яблоки;
    • лимон;
    • сливочное масло;
    • майонез;
    • салат;
    • грецкие орехи.

    Обычно люди запоминают до 7 продуктов, но даже если вы запомните всё, то, я уверен, забудете весь список спустя 5 минут.

    Теперь я попытаюсь объяснить вам, как запомнить список так, чтобы не забыть его как минимум пару дней.

    Чем более необычную ситуацию вы создаёте, тем сильнее она врезается в ваш мозг.

    Повторяю, во главе всего стоит образ. Если вы умеете создавать в голове изображение предмета, то вы уже на полпути к успеху. Просто попытайтесь представить себе, как выглядит рулон туалетной бумаги. Затем представьте себе зубную щётку и совместите с рулоном туалетной бумаги, то есть проткните щёткой рулон насквозь или положите её на рулон. Суть в том, что чем более необычную ситуацию вы создаёте, тем более сильно она врезается в ваш мозг. Пусть из рулона идёт кровь, пусть он кричит о помощи. Но главное - соединить два образа.

    Проделайте то же самое с мылом и плавленым сыром, с яблоками и лимоном. Например, мышь бежит к сыру и поскальзывается на куске мыла, а яблоко падает с ветки на лимон. В принципе, можете просто «проткнуть» один образ другим, не придумывая никаких ситуаций.

    Трюк с «протыканием» работает почти всегда, это факт.

    Соединение образов займёт у вас много времени, но это нормально. Результат поразит вас - вы запомните весь список. Вот и вся мнемотехника.

    Очень советую вам посмотреть упражнения из одной книги по мнемотехнике (именно та книга, которую я упомянул в начале статьи). Она называется «Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания», её автор - Р. Гейссельхарт. Там тоже много лишней информации, особенно в конце, но упражнения очень полезны.

    Как только вы выполните все упражнения, будьте готовы к созданию своего дворца памяти (или чертога разума - каждому своё).

    Что такое дворец памяти

    Это ваш склад запомненных образов, «построенный» в голове. Например, тот самый список продуктов. Спустя пару дней вы его забудете, будучи даже супермнемоником. Наша цель - сохранить этот список на долгие годы. Именно для этого и создаётся дворец памяти.

    Метод создания дворца похож на метод Цицерона: представьте себе своё жилище и каждому предмету присвойте какой-либо образ. Но существует одно различие: дворец создаёте вы сами, а значит, это помещение будет в разы удобнее для запоминания, так как вы можете использовать совершенно любые предметы.

    Архитектура дворца может быть совершенно любой: от берлоги до небесного замка (в моём случае роль дворца играет огромный зал со стеклянным куполом вместо крыши). Главное, чтобы вам было максимально комфортно находиться в вашем дворце. В нём складывайте любую информацию, которая вам необходима и которую нужно сохранить.

    Например, возьмём физику. Предположим, вам необходимо запомнить формулу q = CU.

    Сначала преобразуем информацию в образ. Пусть q - кукуруза, CU - сумка. В результате у нас получилась сумка, в которой лежит кукуруза.

    Теперь помещаем образ во дворец. Для этого создаём в нашем дворце полку и называем её «Физика». Для наглядности рядом с полкой вешаем на ниточке голову Эйнштейна (игрушечную!) или любой предмет, который вызывает у вас ассоциации со словом «Физика». А дальше кладём сумку с кукурузой на полку.

    Всё очень просто!

    Вам не нужно знать о том, как устроен мозг и с какой скоростью двигается заряд между нейронами, для того, чтобы научится навыку запоминания. Вам нужно знать только саму технику запоминания. Надеюсь, что я сумел достаточно понятно объяснить основы мнемотехники и буду несказанно рад, если кто-нибудь научится этому методу по этой статье. Благодарю вас за внимание!

    Мнемотехника для начинающих - система различных методов, которая помогает запомнить информацию с помощью различных ассоциаций и применяется в обучении детей с дошкольного возраста. Эта методика использует полученные раньше знания для создания цепочки связей. Благодаря таким логическим рядам можно легко запомнить сложную для восприятия информацию.

    Существует множество приемов мнемотехники. Например, в основе метода Цицерона - пространственное воображение, метод Айвазовского работает с помощью тренировки визуальной памяти. Цифровые последовательности, иностранные слова или сложные термины легче запомнить с помощью созвучных или знакомых слов и цифр.

    Во времена, когда не было письменности, древним жрецам и сказателям приходилось запоминать огромные объемы информации. С появлением первых изложенных на бумаге текстов искусство владения мнемотехникой не утратило актуальность, ведь сырье для их написания стоило очень дорого. Еще в Древней Греции делали записи по мнемонике. Искусством ассоциативного запоминания владели монахи средневековья. Во все времена ценились люди, которые могли быстро запомнить и хранить в голове полезные и интересные знания.

    Плюсы и минусы мнемотехники

    Мнемотехнику активно используют при обучении детей. Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов - «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.

    Роль методики в развитии детей:

    • помогает быстро и надолго запоминать информацию;
    • улучшает память и внимательность;
    • развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова;
    • формирует логическое и образное мышление;
    • совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
    • воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.

    Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало.

    • На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
    • Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, - это тормозит развитие ребенка.
    • Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.

    Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.

    С какого возраста используют?

    Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.

    Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.

    Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками - систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

    С детьми 6-7 лет начинают изучать , которые позволяют выполнять более сложные действия:

    • заучивать стихотворения и сложные слова;
    • отгадывать и загадывать загадки;
    • находить к словам рифмы;
    • придумывать сказки или рассказы;
    • распределять предметы в группы по определенным признакам;
    • изучать числа;
    • знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.

    Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.

    Особенности применения

    Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

    • Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
    • Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
    • Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
    • Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
    • Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа - рассказать о том, как передвигаются насекомые.
    • Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.

    Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.

    Как организовать игру?

    Народная мнемотехника - самая простая и доступная методика. Любое занятие проводится в несколько этапов:

    1. информацию кодируют в определенный образ;
    2. затем запоминают эту связь и последовательность;
    3. мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и сформировал логическую цепочку.

    С ее помощью дети знакомятся с дорожными знаками, развивают связную речь. Она помогает изучить алфавит.

    Процесс изучения звука происходит по такой схеме:

    • сначала детей знакомят с его изображением на картинке;
    • после этого с помощью рисунка учат произносить звук;
    • для закрепления знаний развивают словарный запас: произносят слова с нужным звуком, составляют по картинкам небольшие рассказы. Просто механически повторять звук недостаточно, в этом случае не формируются логические связи.

    Многие методы мнемотехники несложно использовать в домашних условиях для общего развития ребенка. Действие большинства из них основано на том, что у малышей зрительная память развита намного лучше, чем слуховая. При знакомстве с любыми последовательностями уместно применять простой метод Симонида. Во многих сказках для самых маленьких по сюжету герои появляются друг за другом и выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или «Колобка» можно подобрать картинки с изображением всех главных персонажей. Подготовленный «реквизит» размещают рядом и в процессе знакомства с произведением используют для наглядности.

    Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в такой последовательности.

    1. Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию.
    2. Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки.
    3. Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые картинки.
    4. Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые отрывки.
    5. Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.

    В старшем дошкольном возрасте дети знакомы с алфавитом и могут читать несложные слова. В мнемотаблицу уместно поместить схематические изображения, рисунки и надписи терминов-подсказок. Например, если ребенок хочет рассказать о своей поездке на море, то можно использовать таблички со словом «лето» и «море», схематическое изображение дороги, картинку надувного круга или купальника.

    Упражнения по методике применяют также при заучивании стихотворений. Отличный пример - простой и емкий стих А. Барто «Мишка».

    Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты),

    Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки).

    Все равно его не брошу,

    Потому что он — хороший (картинка с мальчиком или девочкой с игрушкой в руках).

    Ребенку понравится история, в которой он станет главным героем. Такой рассказ на определенную тему для малыша придумает мама или папа. Например, «Как Вера на огород за овощами ходила» или «Что сегодня на обед у Маши?». В процессе рассказа происходит знакомство малыша с различной едой. В старшем возрасте ребенок сможет самостоятельно сочинить похожую историю о членах своей семьи, домашних животных, о самых разных событиях в своей жизни.

    Игра «Интересная фигура» подойдет для 3–4-летнего крохи. С помощью зубочисток или спичек составьте несложную фигуру, например квадрат или круг. Когда ребенок рассмотрит изображение, накройте его бумагой и предложите малышу выложить такую же фигуру по памяти. Со временем можно делать изображение более сложным, учить ребенка пересчитывать все элементы фигуры. После занятия следует убрать спички в недоступное для крохи место.

    Для развития внимания организовывают игру «День-ночь». Карточки с тематическими изображениями помещают перед ребенком. После произнесенного слова «Ночь» малыш закрывает глаза. В это время взрослый меняет одну из карточек или убирает ее. После фразы «День наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения не хватает (или какая карточка лишняя).

    Различные задания можно придумывать самостоятельно, корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. Мнемотехника позволяет обучать детей полезным и нужным знаниям в игровой форме. Она облегчает учебный процесс и вносит в него разнообразие.

    Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

    Доводилось вам забывать пароли или имена новых знакомых? Для вас сложно за несколько секунд выучить номер телефона, а на заучивание страницы текста может уйти целый вечер? После прочтения этой статьи вы навсегда избавитесь от необходимости записывать список продуктов, а запомнить последовательность в несколько десятков случайных слов не составит труда.

    Мнемотехника (мнемоника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Сегодня вы узнаете базовые принципы и научитесь запоминать последовательности слов.

    Главный принцип: визуализация

    Для того чтобы быстро и надолго запомнить информацию, ее нужно визуализировать. Другими словами, мы должны запоминать не само слово «кот», а его визуальный образ.

    Правильный образ должен быть:

    • Объемным . Представьте кота. Это может быть питомец ваш или ваших друзей или вымышленный кот, которого вы раньше никогда не видели. Это неважно. Посмотрите на воображаемого кота. Он должен быть совсем как настоящий, а не плоский, как на экране телевизора.
    • Ярким . Чтобы образ надолго остался в памяти, нужно представлять его ярко. Ваш котик должен быть максимально запоминающимся.

    Изображение с сайта news.day.az
    • Понятным . Вы должны знать, какое именно слово обозначает этот образ.

    Потренируйтесь! Создайте визуальные образы для следующих слов: огурец, учитель, глобус, рыба, стул, удача, Пакистан.

    Все было хорошо до последних двух слов, верно? Как можно представить абстрактное понятие или целое государство?

    Для решения этой проблемы существует метод свободных ассоциаций . Первый визуальный образ, который вы представите, когда услышите «удача» – это и есть свободная ассоциация. Например, подкова – символ удачи.

    С Пакистаном у меня ассоциируются очень красочные автобусы, характерные для этой страны:

    Изображение с comm ons.wikimedia.org

    Важно ! Все ассоциации сугубо индивидуальны . Если в случае со словом «удача» вы, например, вместо подковы или клевера представляете своего дядю Колю, очень удачливого человека – так тому и быть. Ваши ассоциации могут быть странными и необычными. Так даже лучше.

    После того, как вы научились визуализировать слова, настало время их запоминать. Мы рассмотрим несколько способов это сделать.

    Способ первый: метод историй

    Что легче запомнить – 20 случайных слов или смешной анекдот? Ответ очевиден.

    Суть метода заключается в том, что вы должны составить из данных вам слов историю. Она может быть странной, нереальной, фантастической или откровенно абсурдной. Тем лучше.

    Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щетка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Сколько времени уйдет у вас на запоминание обычной зубрежкой?

    А теперь придумаем историю (не забывайте визуализировать!) для этих слов:

    Почтальон Печкин верхом на тигре скачет через кукурузное поле. Печкин в страхе (обязательно добавляйте эмоции в свою историю! сопереживайте своим героям, можно даже придумывать короткие реплики) обернулся назад – за ним гнались разъяренные осы . Вдруг он натыкается на реку. «Что делать!? – крикнул в пустоту бедный почтальон. – Моста нет!». Но, к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода . Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов и как только осы стали приближаться, крестоносцы стали сбивать их меткими бросками мармелада . Печкин подбежал к старому арабу – получателю посылки и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща , в которой вместо ложки лежала зубная щетка . Неожиданно пошел дождь . Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны . Тысячи тюльпанов медленно опускались и как только касались земли, тут же превращались в пепел . Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчетливый рисунок лошадиной подковы (образ для слова «удача»).

    Это не самый эффективный метод в арсенале мнемониста (200 слов я бы этим способом не стал запоминать), но у него есть свои преимущества:

    1. Не требует предварительной подготовки. Вам нужны только сами слова и ваше воображение.
    2. Отличный тренажер для творческого мышления и генерации нестандартных идей.
    3. Это очень увлекательно. Когда процесс запоминания становится веселым и интересным, он начинает приносить удовольствие.
    4. Простота. Вы можете научить этому методу своего ребенка, даже если он еще не пошел в школу. А поскольку дети мыслят , чем взрослые, и у них еще нет устоявшихся шаблонов мышления – в их руках это очень эффективный инструмент и они смогут придумывать такие истории налету.

    Тренируйтесь! Придумайте свой рассказ для слов: автомобиль, крокодил, копье, Франция, чай, пират, велосипед, пирожок, кроссовки, Киркоров, газета, помидор. Напишите свой рассказ в комментарии и ознакомьтесь с продуктами воображения других читателей! Если у вас есть дети, составьте список слов для них.

    Способ второй: цепочка

    Суть метода состоит в соединении образов между собой. Как это сделать правильно?

    Не обращайте внимания на пропорции

    Все образы должны быть примерно одного размера. Допустим, вы должны соединить самолет и яйцо. Пусть яйцо будет огромным, а самолет маленьким, один в один как яйцо.

    Соединяйте ярко

    Яйцо и рядом с ним стоит самолет. Это слишком скучно, чтобы запоминать. Пускай самолет пробьет яйцо! Пусть нос самолета вонзится в скорлупу, пусть наш авиалайнер торчит из этого яйца как свечка в праздничном торте!

    Обращайте внимание на последовательность

    Если вам нужно запомнить слова в определенной последовательности, то используйте правило: первый образ всегда левее или выше последующего (мы читаем сверху вниз и слева направо – легко запомнить). То есть если мы запоминаем «самолет, яйцо», то вышеописанный пример подходит, а если «яйцо, самолет», то мы должны представить, как самолет стоит вертикально (почему бы и нет?) и на него надели сверху яйцо. Белок медленно стекает по фюзеляжу (не забываем про яркость!).

    Когда запоминаете несколько слов цепочкой, вы должны абстрагироваться от всех образов, кроме того, который вы только что вспомнили и того, который идет следующим.

    Например: рыцарь, шляпа, воздушный шарик, кирпич. Рыцарь сидит на шляпе и держит ее за край (как будто он на надувном круге в аквапарке). Эта же шляпа на воздушном шарике, как будто на чьей-то голове (можно представить нарисованное лицо на шарике, но это не обязательно). Воздушный шарик привязан к кирпичу, и они медленно летят вместе.

    Вы не должны представлять всю конструкцию сразу. Представляйте сначала только рыцаря и шляпу, потом только шляпу и шарик (рыцаря во внимание уже не берем) и т.д. При припоминании так же держите в голове не больше двух образов одновременно. От одного к другому, от него к следующему.

    Этот метод плох тем, что при забывании одного элемента цепочки, вы можете забыть остальное. Но если нужно запомнить десяток-два слов, а придумывать историю некогда – этот метод будет очень кстати. Также этот прием можно рассматривать как вспомогательный при рассмотрении следующего способа запоминания.

    Тренируйтесь! Запомните цепочкой слова: волк, капуста, футболист, шахматы, бабушка, кольцо, молоко, хирург, картина, абрикос.

    Способ третий: метод Цицерона

    Это самый эффективный и популярный у мнемонистов метод. У него есть еще и другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума и т.п. Это одно и то же.

    Суть в том, что мы создаем в своем воображении некое пространство с опорными образами. Звучит сложно, но на самом деле вы научитесь этому так же легко, как и методу цепочки.

    Опорный образ – это образ, с которым вы будете соединять запоминаемые образы. Его еще называют локусом или просто опорником.

    Почему он именно опорный? Представьте себе свою кухню: холодильник, кран в раковине, микроволновка и т.д. Вы не так часто переставляете эти предметы. Вряд ли вы каждую неделю находите новое место для холодильника. Вышеперечисленное и есть опорные образы.

    Важно! Тарелка на столе – не опорный образ, потому что меняет свое местоположение, а декоративная тарелка на стене – опорный образ, потому что висит там всегда.

    Суть метода в создании воображаемого пространства, но оно не обязательно должно быть создано с нуля. Вы можете представить свою квартиру – вы хорошо ее знаете и можете в ней мысленно пройтись в своем воображении.

    Выделите в своей квартире (комнате, офисе или любом другом месте, которое вы хорошо знаете) несколько опорных образов: телевизор, люстра, настольная лампа, аквариум, стиральная машина и т.п.

    Важно! Вы должны точно знать последовательность своего маршрута от одного опорного образа к другому. Я, например, всегда иду по маршруту прихожая-кухня-ванная-спальня. Внутри комнаты перемещаюсь от опорника к опорнику по часовой стрелке.

    К каждому опорному образу присоединяете запоминаемый. Когда нужно будет вспомнить – проходите по маршруту и воспроизводите информацию в нужной последовательности. Можно даже в обратном порядке.

    Важно! Вы можете менять запоминаемые образы. То есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации (во время тренировок запоминания, например). Старые образы при этом забываются. Вы будете помнить только последний запомненный образ. Причем если вы будете часто использовать одни и те же локации, то образы начнут путаться (можете вспомнить то, что запоминали два раза назад), в таком случае локациям нужно просто дать «отдохнуть» – не запоминать на них какое-то время, а использовать другой дворец памяти.

    На одну локацию вы можете присоединять не один образ, а цепочку. По 5 слов на один опорник, например.

    С методом Цицерона вы сможете запомнить огромные объемы информации достаточно быстро, а главное – надолго. Если это нужно, то их необходимо повторять.

    Важно! Мнемонисты повторяют исключительно по памяти – это очень важно! В источник вы можете посмотреть только для проверки или в случае, если что-то забыли. Чем больше объем информации, тем чаще нужно повторять (5 слов можно запомнить на пару недель и без повторения, а вот 500 нужно повторить тут же, через 6 часов (перед сном, если это вечер), на следующий день, через 3 дня, через неделю, через две, через месяц).

    Тренируйтесь! Выделите опорные образы и запомните на них следующие слова: комар, шоколад, окунь, борец, осень, бутылка, академия, шланг, бита, роза.

    Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от количества локаций и вашей тренированности. Когда я в первый раз запомнил 160 цифр (о запоминании числовой информации расскажу в следующей статье), у меня жутко болела голова. Но уже через несколько недель для меня это стало привычным делом и я не испытывал никакого утомления от такого количества, я мог запомнить уже больше 400 цифр за раз.

    Сегодня вы узнали, что такое мнемотехника, ее базовые принципы, а также научились запоминать последовательности слов. В следующих статьях вы узнаете, как запоминать цифры, даты, термины, иностранные слова, речь для выступления, колоду карт, имена и лица и т.п. Оставляйте свои вопросы и пожелания в комментариях.

    Надеюсь, и в скором времени вы начнете удивлять своих знакомых феноменальной памятью.



    Похожие статьи