• Социальный патронаж пособие пожилой семьи. Социальный патронат и социальное обслуживание семьи и детей

    12.05.2019

    Социальный патронат - эффективная форма социальной помощи семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Он рассчитан на тех, кто не может самостоятельно решить свои проблемы. В центрах социальной помощи такие семьи смогут получить консультации и поддержку по ряду вопросов. Работники социального патроната будут оказывать им психологическую, педагогическую, юридическую, экономическую и даже медицинскую помощь.

    Система патроната направлена на оказание помощи семье на ранних этапах неблагополучия, что позволяет стабилизировать ситуацию в ней. Система содержит эффективные технологии реабилитации кровной неблагополучной семьи, предотвращая ее деградацию и лишение взрослых родительских прав.

    Технологии превентивного патроната предполагают прежде всего межведомственное взаимодействие по профилактике социального сиротства, в которое включены все учреждения, имеющие прямое отношение к работе с семьей и детьми. Задачей такого взаимодействия является раннее выявление семейного неблагополучия, укрепление семьи, помощь в развитии и воспитании детей, организация досуга. Базовые учреждения, которые могут принимать участие во взаимодействии: учреждения культуры, учреждения дополнительного образования, центры помощи семье и детям, центры «Семья», центры психолого-педагогической реабилитации, общественные организации, образовательные учреждения для детей, центры занятости, учреждения здравоохранения и т.д.

    Технологии социального патроната имеют целью предотвращение социального сиротства в рамках межведомственного взаимодействия различных учреждений. Первоочередное внимание уделяется реабилитации кровной семьи после процедуры лишения родительских прав и возвращение ребенка в родную семью. Базовым учреждением по реализации этих технологий в соответствии со своим функционалом благодаря кадровому потенциалу могут быть социально-реабилитационные центры.

    Технологии семейного патроната направлены на обеспечение права детей н а воспитание в семье. В случае, если реабилитация кровной семьи и возврата в нее ребенка невозможны, рассматриваются возможности устройства ребенка в ближайшее семейное или социальное окружение, что облегчает адаптацию ребенка к новым условиям жизни и позволяет избежать травматизации психики ребенка. В процессе семейного патроната происходит установление родственной опеки над ребенком, реализуются семейные формы жизнеустройства ребенка. Этап определения ребенка-сироты на воспитание в замещающую семью (усыновление, опека, попечительство, приемная, семейный детский дом).

    Виды семейного устройства детей. Существует форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

    • усыновление (удочерение);
    • опека (попечительство);
    • приемная семья;
    • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и т. д.).

    Кроме того, законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в разных регионах России существуют такие инновационные формы устройства детей, как детские деревни «SOS», приходские детские дома, патронатные семьи, а также активно развивается такая форма реабилитации ребенка, как семейно-воспитательная группа.

    Пример. Детские деревни-SOS (СОС-киндердорф) - это особый гуманный тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 г. австрийским педагогом Германом Гмайнером .

    Во всем мире в основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы: мать в детской деревне - глава семьи. Работа в этом качестве - одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение; в детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют; каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательнип, но прежде всего это общество единомышленников; руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье.

    То, какая форма устройства подходит для ребенка, во многом определяется его социально-правовым статусом. Например, усыновить можно ребенка, про родителей которого (или единственного родителя) точно известно, что они умерли, неизвестны, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, дали согласие на усыновление, либо по неуважительным причинам не проживают более шести месяцев с ребенком. Если же, к примеру, ничто из вышеперечисленного не относится к родителям ребенка, его нельзя усыновлять, но можно, например, поместить под опеку (попечительство) до того момента, пока статус ребенка не прояснится.

    Общепризнанный международный опыт показывает, что оптимальным для развития ребенка методом его жизнеустройства является семья. Воспитание в государственном учреждении не удовлетворяет потребности ребенка в родительском тепле и заботе. Выпускники детских учреждений, как правило, совсем не подготовлены к жизни вне коллектива, у них не хватает необходимых знаний об устройстве общества, в котором им предстоит жить. Все это в полной мере можно получить только воспитываясь в условиях семьи, поэтому в настоящее время провозглашается приоритет семейных форм воспитания детей: усыновление, опека, приемная семья, патронат. Рассмотрим подробнее эти формы устройства ребенка.

    Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С правовой точки зрения, усыновление - это установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.

    Процедура усыновления в России определена в Семейном кодексе Российской Федерации (статьи 124-144).

    Согласно Семейному кодексу, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

    • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
    • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
    • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
    • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
    • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
    • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
    • лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
    • лиц, не имеющих постоянного места жительства;
    • лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
    • лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
    • лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;
    • лиц, не прошедших подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).

    Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

    Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, является безусловно необходимым, без него усыновление не может быть произведено. Мнение ребенка, не достигшего десятилетнего возраста, также должно быть рассмотрено с того момента, когда ребенок в состоянии его сформулировать и выразить.

    Для передачи ребенка на усыновление в случаях, установленных законом, может потребоваться согласие его кровных родителей. Порядок изъявления родителями согласия регулируется ст. 129 Семейного кодекса РФ. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) - согласие органа опеки и попечительства.

    Факт усыновления составляет семейную тайну усыновителя и усыновленного. Усыновитель сам устанавливает, раскрывать эту тайну, или нет. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности. В течение трех лет после усыновления происходит постоянный контроль за проживание ребенка органом опеки и попечительства.

    Опека и попечительство. Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остаются опека и попечительство - принятие в дом ребенка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над несовершеннолетними - от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество. Биологические родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка.

    Опекун или попечитель назначается органом опеки или попечительства. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка. Опекун имеет все права и обязанности родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка.

    Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

    В силу того, что опека и попечительство устанавливаются над детьми разных возрастов, опекун, в отличие от попечителя, имеет право и обязан совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, что должны быть совершенны только лично и нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным. Попечитель же, в отличие от опекуна, имеет права и обязан давать согласие на совершение подопечным сделок. Кроме перечисленного есть еще несколько отличий правового характера, зафиксированных в Гражданском Кодексе РФ.

    Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание, опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение из этого правила предусмотрено только в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста. В этом случае орган опеки и попечительства может разрешить подростку проживать отдельно, если такая необходимость связана с получением образования или работой.

    Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют право на общение со своими родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (это уже решает опекун или попечитель).

    Для установления опеки или попечительства также необходимо согласие ребенка, если он достиг десятилетнего возраста.

    Прекращение опеки происходит при достижении ребенком возраста 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительство. Попечительство прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, вступлении его в брак до 18 лет и в других случаях, например, в случае смерти опекуна или попечителя.

    Приемная семья - форма воспитания ребенка (детей) в семье у приемных родителей-воспитателей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки.

    Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание). Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, восьми человек.

    Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.

    При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Помещение ребенка, достигшего возраста десяти лет, в приемную семью осуществляется только с его согласия. Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

    При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

    Приемному родителю ежемесячно выплачивается вознаграждение, а также денежные средства на содержание приемного ребенка, а время функционирования приемной семьи засчитывается в общий трудовой стаж. Средства, предусмотренные на вознаграждение приемным родителям, выплачиваются одному из приемных родителей, указанному в их совместном заявлении, с момента передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. В приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или если не удается найти ему опекунов или усыновителей.

    Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением). Эта форма устройства пока что не вошла в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов. Мы не будем на нем подробно останавливаться, рассмотрим лишь основные моменты.

    Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей и позволяет жить в семье ребенку любого возраста как при наличии у него установленного статуса сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи (вместо помещения его в приют).

    В договоре, заключенном между органами опеки и попечительства и патронатным воспитателем, определяются права и обязанности как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь - в зависимости от потребностей ребенка.

    Семейно-воспитательная группа (СВГ) является структурным подразделением приюта (реабилитационного центра), которое обеспечивает условия семейного воспитания ребенка, а также является подготовительным этапом в оформлении таких форм семейного жизнеустройства ребенка, как опека, усыновление, приемная семья.

    Помещение ребенка из учреждения в СВГ позволяет:

    • провести социально-психологическую реабилитацию ребенка в условиях семьи как наиболее благоприятных для полноценного воспитания ребенка, его физического, психического, интеллектуального развития;
    • подготовить несовершеннолетнего к последующей передаче его на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство);

    Ребенок, находящийся в СВГ, является воспитанником детского учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (приюта). Воспитатель СВГ зачисляется в штат учреждения, ему выплачивается заработная плата.

    СВГ следует рассматривать как один из этапов создания приемной семьи.

    При разных формах устройства предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Законом регламентируется требование, чтобы эти лица не лишались прежде родительских прав или не были ограничены в родительских правах, никогда не были отстранены от обязанностей опекуна, не были усыновителями в ситуации, когда усыновление было отменено по вине взрослых.

    • См. подробнее: URL: www.sos-kinderdorf.at

    Социальный патронат - форма индивидуальной профилактической работы с ребенком, нуждающимся в государственной защите, и его семьей (т. е. форма социального обслуживания).
    Необходимо наличие конкретного специалиста (куратора, роль которого сегодня выполняет социальный работник или социальный педагог), который мог бы «вести» семью и ребенка, направлять его на консультации к юристам и психологам, собирать информацию от других специалистов о нем, быть в курсе всех проблем, стать посредником между семьей и различными ведомствами: милицией, органами опеки, комиссией по делам несовершеннолетних и т. д. Только таким образом можно выбрать стратегию и тактику социальной реабилитации клиентов и успешно осуществить ее.
    Необходима организация районных комплексов, включающих в себя службы, состоящие из специалистов, которые могут оказать весь спектр услуг.
    Данная схема работы по месту жительства была опробована на базе территориального комплекса социальной защиты детей и подростков в г. Санкт-Петербурге (1994 г.).
    В структуру комплекса входит ряд подразделений.
    Служба социальной работы с семьей - занимается выявлением дезадатированных детей на территории района, сотрудничает с различными учреждениями, органами правопорядка и общественными организациями. В функции этой службы входят так же анализ факторов социальной дезадаптации, изучение особенностей личностного развития и поведения детей, анализ жизненных ситуаций в семьях, определение причин возникновения конфликтов, корректирование семейных отношений. Кроме этого, специалисты способствуют изменению отношения детей к учебной деятельности, восстановлению их социального статуса, оказывают помощь в профессиональной ориентации, получении специальности и трудоустройстве родителей.
    Специалисты службы взаимодействуют с ИДН, РОНО и др., проводят первичный прием клиентов, накапливают информацию, проводят необходимую социальную работу с семьями и отдельно с детьми, корректируют деятельность других служб комплекса, осуществляют индивидуальный подход, т. е. учитывают реальную жизненную ситуацию.
    Юридическая служба консультирует клиентов по всем юридическим вопросам, составляет документы, необходимые для защиты прав клиента, отстаивает интересы клиентов.
    Психологическая служба проводит психодиагностику, информирует социальных работников о психических особенностях клиентов, вырабатывает конкретные рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций.
    Психотерапевтическая служба проводит коррекционную работу с детьми и семьями индивидуально и в группах.
    Медико-социальная служба оказывает первичную медицинскую помощь, осуществляет медицинское патронирование детей и семей, направляет при необходимости на госпитализацию. Дает рекомендации по работе с клиентами с учетом медицинских показаний.
    Стационар дневного пребывания выполняет функции социальной гостиницы: питание, культурные и образовательные мероприятия.
    Школа восстановительного обучения ликвидирует пробелы в образовании детей.
    Представленная структура может быть изменена в соответствии с конкретными
    социальными проблемами того или другого района.
    Можно выделить группы клиентов, которым требуется помощь специалистов по социальной работе.
    Формально благополучные семьи, в которых по разным причинам есть дети, склонные к безпризорности, проявляющие отклонения от норм поведения в школе и на улице. Социальный работник должен ограничиться рекомендательной практикой, выступать в качестве посредника, информируя родителей о путях решения их проблем через специалистов.
    Социально неблагополучные семьи при формально благополучных детях. Конфликтные семьи, где родители систематически культивируют агрессивный стиль во взаимодействиях сторон и высока социально-психологическая дезадаптация их детей. Семьи, где родители испытывают экономические затруднения. Аморальные семьи. Здесь необходимо активное посредничество,
    совместная деятельность с правоохранительными органами, организация социально- экономической поддержки, воспитание членов семьи.
    Дети из семей, неосторожно или намеренно расстающихся со своим жильем. Задача социального работника - предотвратить возможность манипуляций с жильем, использовать полномочия органов опеки и прокуратуры, а при случившемся факте - информировать соответствующие инстанции.
    Семьи, где дети подвергаются насилию. В случаях физического и сексуального насилия социальный работник организует вмешательство специалистов кризисной службы, органов прокуратуры, эвакуирует ребенка. Проводит воспитательную работу с родителями.
    Группа школьных проблем (отказ от посещения школы, фактически изгнанные из школы).
    Дети и подростки из благополучных семей, большую часть времени проводящие в местах криминального риска, на тусовках.
    Несовершеннолетние бомжи из аморальных семей, из семей, где в настоящее время у детей отсутствуют возможности проживания.
    Несовершеннолетние проститутки, беременные женщины.
    Дети, склонные к употреблению алкоголя, к наркомании и токсикомании.
    В Санкт-Петербурге организована Служба уличной социальной работы. Ее основные функции:
    - первичная социальная работа в местах скопления детей;
    формирование банка данных об уличных детях, неформальных сообществах;
    координация деятельности различных социозащитных структур;
    информационно-методическое обеспечение социальной защиты детей семей;
    экспериментальная работа с опасными и экстремистскими молодежными сообществами.
    Структура службы:
    Оперативный отдел занимается поиском и организацией первичной адаптации детей, основная работа на улице;
    Отдел социального сопровождения - юристы, психологи, педагоги, социальные работники;
    Мобильная школа восстановительного обучения;
    Методический отдел;
    Диспетчерская служба социальной помощи.
    Приведенная схема организации социальной работы по месту жительства позволяет максимально эффективно обеспечить комплексную защиту прав детей и решить многие проблемы семей.

    Еще по теме 3.2.6. Социальный патронат:

    1. § 2. Підстави виникнення та припинення патронату над дітьми. Договір про патронат
    2. § 1. Поняття патронату над дітьми та його відмінність від інших форм влаштування дітей, позбавлених батьківського піклування
    3. Классы и классовый подход в исследовании социальной структуры.Понятие страты и стратификации, стратификационный подход в изучении общества, марксистские и немарксистские концепции социальной структуры.Многомерность социальной стратификации. П.А.Сорокин и его теория социальной мобильности.4 Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность.Социальная стратификация и социальная мобильность.
    4. Социальные изменения как естественные и постоянные процессы общественной жизни в любой социальной системе и ее элементах. Направленность социальных изменений.Социальное развитие, социальный прогресс и социальный регресс. Революция и эволюция как формы социальных изменений.Теория общественного прогресса в марксисткой школе социологии.Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Ф.Теннис и их вклад в теорию эволюционного развития общества.Теории индустриального (Р. Арон, У.Ростоу) и постиндустриального общества (Д.Белл
    5. Личность как центральный элемент социальной системы. Структура личности.Понятие личности, социальная сущность личности.Личность как субъект и объект социальной жизни.Процесс социализации - понятие, сущность, факторы, этапы. Социальная адаптация и интериоризации.Социальный тип личности.
    6. 2. Социальные нормы как одно из средств социального регулирования. Понятие и признаки социальных норм. Виды социальных норм: нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы, юридические нормы (позитивного права).
    • над инвалидами — наблюдение доктора или медсестры, проведение данными медработниками необходимых процедур;
    • над психически больным — помощь доктора-психиатра или медицинской сестры, работающей в психоневрологическом диспансере, семье, где проживает гражданин, страдающий расстройством психики;
    • над детьми — активное наблюдение за ребятами с ослабленным здоровьем;
    • над новорожденным — курирование младенца, контроль за его состоянием, проведение диагностики отклонений в развитии, заболеваний;
    • над беременной — активная поддержка беременной женщины со стороны медсестры женской консультации, гинеколога-акушера;
    • дородовой патронаж (антенатальный) — школа будущих родителей.

    Патронат, опека, усыновление Патронат — это понятие, которое отлично не только от патронажа, но и от усыновления и опеки.

    Патронат и патронаж: в чем разница? значение слов «патронаж» и «патронат»

    Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры. У отдельно взятой социальной службы нет возможности помочь клиентам решить эту задачу, но для системы социального патронажа это реально; 5) Приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа.


    Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры.

    Социальный патронат и патронаж

    Главная страница:: Информация:: Публикации:: Патронат. Патронаж Патронат и патронаж – многие путают эти понятия. Даже в толковом словаре Ожегова указывается, что это синонимы.
    И все-таки, есть ли между ними разница? В древнем Риме под патронатом понималось покровительство, устанавливающее материальную зависимость клиентов от патронов в интересах приобретения последними политического влияния. В советское время этот термин употребляли в значении воспитания в чужих семьях детей-сирот, потерявших связь с родителями, под контролем государственных органов. Патронажем же называлась организованная форма медицинского обслуживания больных и детей раннего возраста в условиях домашней обстановки.
    Итак, выходит, что оба слова обозначают вид какого-либо покровительства со стороны кого-либо. Только цели разные. Патронат имеет своей целью социальное обеспечение, тогда как патронаж – медицинский уход.

    Социальный патронаж

    Внимание

    Проанализировав исторический аспект понятий «патронаж» и «патронат», можно определить их таким образом: · Патронат- система мер по оказанию помощи нуждающимся; · Патронаж- реализация совокупности конкретных действий по осуществлению патроната. Если рассматривать первичное значение термина «патронат», то в нем заложено понятие доминанты одного человека над другим и предполагает субъектно-объектные отношения. Специалист (социальный работник, социальный педагог) организует квалифицированную помощь, но при этом он ведет за собой клиента.


    Клиент (семья) избавляется на время от необходимости предпринимать самостоятельные шаги и нести ответственность в ситуации. Такое развитие отношений в диаде «социальный работник-семья (клиент)» возможно лишь в некоторых случаях.

    Тема: социальный патронаж как основная форма реабилитации семьи

    Социальный патронат осуществляется в форме индивидуальной профилактической работы. Срок осуществления социального патроната устанавливается индивидуально исходя из конкретных потребностей ребенка (детей): а) краткосрочно - на срок до шести месяцев; б) долгосрочно - от шести месяцев и более. Осуществление социального патроната не должно превышать двух лет.
    Цели и задачи социального патроната 1. Основной целью социального патроната является защита прав и интересов детей, нуждающихся в помощи государства, и реализация их права жить и воспитываться в семье на основании соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и законодательства Российской Федерации. 2.

    Социальный патронаж: понятие, принципы, функции, виды

    Позже, в дореволюционной России, «патронат» понимали как систему мер материальной и моральной помощи, которые проявлялись к маргиналам (дословно, «люди, стоящие на краю»), нравственно опустившимся людям: бывшие заключенные, проститутки, бездомные и др. В рамках патроната им помогали интегрироваться в здоровое общество, стать его полноправным членом: получить работу, найти место проживания, определить сирот в приюты и т.д. Тогда же возникло и понятие «патронаж» — выполнение конкретных защитных действий в условиях патроната как одного из видов общественной поддержки.
    Проанализировав исторический аспект понятий «патронаж» и «патронат», можно определить их таким образом: патронат- система мер по оказанию помощи нуждающимся; патронаж- реализация совокупности конкретных действий по осуществлению патроната.

    Благотворительность в россии

    Важно

    Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий.


    Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.

    Социальный патронаж семей «группы риска»

    Контрольные цели включают в себя оценку состояния семьи и ребенка, динамику проблем в семье (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.; Адаптационно-реабилитационные цели направлены на оказание семье конкретной образовательной, посреднической, материальной, юридической и психологической помощи. Социальный патронаж может быть установлен по отношению к семье, переживающей: · кризисную ситуацию (смерть близкого человека, развод и т.д.); · трудную жизненную ситуацию (психологические проблемы, потеря работы, хроническая болезнь, инвалидность и т.д.); · социально опасное положение (алкоголизм, наркомания, насилие в семье, бродяжничество и т.п.). К сожалению, в сложившейся практике специалисты осуществляют патронаж семей с явно выраженной формой неблагополучия, т.е.

    Социальный патронаж как основная форма реабилитации семьи

    • соблюдение права подопечной семьи на автономию, учет ее уникального опыта;
    • компетентность, превентивность, законность, конфиденциальность;
    • принятие во внимание потребностей семьи.

    Социальный патронат преследует следующие цели:

    1. Различная социальная помощь нуждающимся в ней семьям.
    2. Профилактика сиротства.
    3. Предотвращение лишения родительских прав.
    4. Поддержка ребенка, создание оптимальных условий для его развития, социальной адаптации.

    Причиной для социального патроната может быть заявление от ребенка старше десяти лет или от его законного опекуна. Мы разобрали, что такое патронат и патронаж, в чем разница между ними, в чем они схожи.

    4. социальный патронат семьи в системе

    В зависимости от степени разрешения ситуации, сложившейся в семье, социальный патронаж может быть: v экстренным, например, патронаж семьи в ситуациях, требующих срочного вмешательства; v основным (текущим или регулярным) — патронаж в условиях уличной работы с беспризорными детьми и подростками, патронаж неблагополучной семьи, состоящей на учете у специалиста; v контрольным– патронаж семьи только с контрольной целью, патронаж замещающей семьи (приемной, опекунской (попечительской), патронатной, семейной воспитательной группы (СВГ)) в условиях временного проживания ребенка. Итак, имеются основные цели социального патронажа, кроме того, возможны целевые установки на каждом этапе патронажа (см. таблицу «Основные этапы социального патронажа»).
    Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы служения клиенту; учета его личностных, психологических, гендерных, возрастных и физиологических особенностей; конфиденциальности; открытости для всех нуждающихся; своевременности оказания социальных услуг и ряд других. Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям, обеспечивает эффективностью принимаемых усилий . Различают два направления социального патронажа семьи: Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска.

    Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры. У отдельно взятой социальной службы нет возможности помочь клиентам решить эту задачу, но для системы социального патронажа это реально; 5) Приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры.

    4. социальный патронат семьи в системе

    Содержание

    • 1 Что такое патронат
    • 2 Особенности патроната
    • 3 Патронатная семья
    • 4 Социальный патронат
    • 5 Как стать патронатным воспитателем
      • 5.1 Договор о патронатном воспитании
    • 6 Пособия и выплаты
    • 7 Чем патронат отличается от приемной семьи
    • 8 Чем патронат отличается от патронажа
    • 9 Законодательное регулирование

    Любое государство обязано заниматься вопросами помощи детям, которых различные неблагоприятные обстоятельства лишили главного в их жизни – любви и заботы родителей. На сегодняшний день существует три вида такой помощи, которые официально называются опека, усыновление и патронат. Если первые два понятия более-менее знакомы обычному обывателю, то последнее часто вызывает непонимание и множество вопросов.

    Социальный патронат и патронаж

    Необходимо добиваться устранения факторов социального риска, осуществлять превенцию кризисных ситуации в семьях и в детской среде; 6) Уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения). Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования. Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности; 7) Объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам.

    Определение социального патронажа

    В ряде стран патронатные семьи называют фостерскими (от англ. foster home — приемная семья). В РФ регулируется ГК, ст.41. В РФ регулируется ФЗ №48 от 24.04.2008 (ст. 14, п.1). Разберем каждый термин более подробно. Все определения понятия «патронаж» Значение слова «патронаж»:

    • в правовой науке: особая разновидность опеки и попечительства;
    • в медицине: санитарно-просветительские, профилактические мероприятия, осуществляемые медицинским работником на дому у больного;
    • в политике: предоставление каких-либо выгодных условий участнику определенной политической партии;
    • в сельском хозяйстве: коммерческая опека, спонсорство скотного животного либо многолетнего плодоносящего растения.

    Правовой патронаж — попечительство над совершеннолетним гражданином не перекликается с медицинским, где нуждающимся в помощи может быть и новорожденный.

    Патронат и патронаж: в чем разница? значение слов «патронаж» и «патронат»

    Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности; * объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать. Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами реалистичные требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира, открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими; * дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей.

    Социальный патронаж: понятие, принципы, функции, виды

    Внимание

    Такой ситуацией занимается социальный патронат, когда патронатный воспитатель навещает ребенка несколько раз в неделю, помогает воспитывать его и решать важные социальные проблемы. Такому воспитателю могут доверить одновременно до пяти воспитанников. Как стать патронатным воспитателем Люди, намеренные временно воспитывать ребенка из детского дома, должны обратиться в соцзащиту и стать на учет в опекунском совете.

    Там сообщат о всех необходимых документах и справках, нужных для оформления патроната. Существуют также некоторые формальные критерии отбора семей для патронатного воспитания. Самым важным критерием является психологическая готовность семьи к принятию воспитанника.

    Важным является отсутствие каких-либо функциональных нарушений в семьи кандидата.

    Понятие и особенности патроната над детьми

    Важно

    Контрольные цели включают в себя оценку состояния семьи и ребенка, динамику проблем в семье (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.; Адаптационно-реабилитационные цели направлены на оказание семье конкретной образовательной, посреднической, материальной, юридической и психологической помощи. Социальный патронаж может быть установлен по отношению к семье, переживающей: · кризисную ситуацию (смерть близкого человека, развод и т.д.); · трудную жизненную ситуацию (психологические проблемы, потеря работы, хроническая болезнь, инвалидность и т.д.); · социально опасное положение (алкоголизм, наркомания, насилие в семье, бродяжничество и т.п.). К сожалению, в сложившейся практике специалисты осуществляют патронаж семей с явно выраженной формой неблагополучия, т.е.

    Социальный патронаж

    Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем. Одновременно служба социальною патронажа принимает усилия по мобилизации потенциала тех систем (органов и учреждений), которые могут и обязаны помогать семьям и детям, но в силу различных причин пока не делают этого; 4) Укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем.

    Тема: социальный патронаж как основная форма реабилитации семьи

    • Это не могут быть люди, лишенные родительских прав или имеющие в них ограничения, равно как и люди, в прошлом по своей вине лишенные статуса опекуна или усыновителя.
    • Патронатные родители должны иметь постоянную прописку и жилье в нормальном, не аварийном состоянии.
    • Потенциальным кандидатам нужно также обратить внимание на то, что семья должна иметь как минимум еще один источник дохода помимо зарплаты патронатного воспитателя.
    • Патронатная семья должна пройти предварительную подготовку по изучению своих прав и обязанностей.

    Социальный патронат Помощь воспитания ребенка патронатными родителями может понадобиться и в случаях, когда ребенок все-таки живет с родителями, но они в силу разных причин не справляются с его воспитанием, либо один из них тяжело болен, а другой не может воспитывать ребенка должным образом.

    Социальный патронаж семей «группы риска»

    Если рассматривать первичное значение термина «патронат», то в нем заложено понятие доминанты одного человека над другим и предполагает субъектно-объектные отношения. Специалист (социальный работник, социальный педагог) организует квалифицированную помощь, но при этом он ведет за собой клиента. Клиент (семья) избавляется на время от необходимости предпринимать самостоятельные шаги и нести ответственность в ситуации.

    Такое развитие отношений в диаде «социальный работник-семья (клиент)» возможно лишь в некоторых случаях. Такое взаимодействие с семьей может быть и целесообразно только в ситуации острого кризиса семьи (клиента), когда она поставлена в зависимое положение. В процессе же реабилитации внимание специалистов должно быть привлечено к процессу самоактуализации семьи, поиску ее внутренних резервов, возможностей для возвращения семьи в русло нормальной жизни.

    3.2.6. социальный патронат

    Патронаж (от фр. рatrоnаgе — покровительство) — вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д. (Холостова Е.И.). Патронаж — это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой клиент, над которым устанавливается патронат, получает от службы в рамках патроната конкретную помощь и поддержку, призванные мобилизовывать и повышать его адаптационные возможности (Алексеева Л.С.) . Патронаж (от лат.

    Понятие социальный патронаж

    Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий. Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.

    Социальный патронаж над семьями, оказавшимися по совершенно разным причинам в тяжелом положении - один из важных вопросов современного общества. Его решением занимаются определенные государственные учреждения и общественные организации. Из-за сложившейся в стране ситуации и увеличении проблем безнадзорности семей число, которым требуется эта услуга, постоянно увеличивается.

    Под патронажем подразумевают обслуживание, предоставляемое индивидуальным клиентам и группам риска. Выполняется постоянный надзор, посещаются жилища клиентов, оказывается им определенный вид помощи.

    Социальный патронаж

    Социальный патронаж это вид технологии, позволяющей найти решение кризисной жизненной ситуации, предполагающей сопровождение семьи и детей, столкнувшихся с подобной проблемой. Здесь объединены диагностические, контрольные, адапционно-реабилитационные функции. Его действие направлено на установление и поддержку длительных связей с семьей, своевременное обнаружение ее проблемных ситуаций и оказание незамедлительной помощи.

    Социально педагогический патронаж устанавливают над семьей, оказавшейся:

    Как свидетельствует сложившаяся практика, специалисты занимаются патронажем неблагополучных семей в том случае, если их члены не выполняют свои обязанности, самостоятельно не справляются с жизненными трудностями и проблемами. Также, подобная процедура устанавливается, если эти лица:

    • социально нездоровы или присутствуют признаки их риска для общества;
    • общественно изолированы, замкнуты;
    • в состоянии хронической социально психологической дезадаптации;
    • с ослабленной связью с социумом и внутри семьи или полным ее отсутствием;
    • лишены ресурсов, чтобы осуществить личностный и общественный рост, или не умеют пользоваться ими. Это могут быть их материальные, духовные, профессиональные формы.

    Нужно ли ставить семью на патронаж, решает организация, занимающаяся его контролем, или межведомственная комиссия, в функции которой входит контроль этой процедуры.

    Выполнение обязанностей возлагается на специалиста, представителя межведомственной комиссии, службу патронажных сестер, по решению которых семья была взята под контроль. Они имеют право (если в этом есть необходимость) вносить коррективы в пункты плана их деятельности с неблагополучными лицами.

    Постановка на патронаж семьи принимается на основе реально необходимого и обоснованного решения. Не стоит его принимать со спешкой, может ее члены нуждаются в консультационных услугах, поддержке или отдельных реабилитационных профилактических мероприятиях.

    Руководствуясь материалами социального педагога, службы организовывают работу на следующих принципах социального патронажа:

    • системность (взаимосвязанность действий, дополняющих друг друга);
    • комплексность (работа выполняется не в одиночном порядке, а комплексно);
    • оптимизация;
    • объективность;
    • профилактическая направленность;
    • пропаганда о единстве семьи.

    Основные виды социального патронажа

    Определяют следующие виды социального патронажа семьи:

    • медицинский;
    • психологический патронаж;
    • педагогический;
    • экономический;
    • правовой.

    Медико-социальный

    Этот вид устанавливается в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, включая и детей-инвалидов, которым нужен ежедневный уход. Его содержание составляется в зависимости от категории подопечных. Это может быть доставка лекарства и продуктов, гигиенические услуги и кормление, уборка жилища, ночные дежурства и другие функции, которые нужны для нормальной жизнедеятельности человека с отсутствием возможности самостоятельного удовлетворения необходимых потребностей.

    Главной задачей работника, занимающегося медико-социальным патронажем, (в частности медсестры участковой) является выполнение указанных услуг и установление доверительного отношения с клиентом и терпимости.


    Социально-психологический

    Специалисты, занимающиеся социально психологическим патронажем, оказывают социальную и психологическую помощь для лиц групп риска, проживающих в конфликтных или стрессовых условиях, с хронической психологической дезадаптацией и эмоциональным напряжением, с проблематичным воспитанием детей. В их круг обязанностей входит консультирование, поиск альтернативных путей выхода из конфликтной ситуации совместно с клиентами, выполнение посреднических функций между клиентом и окружающими его людьми. Служащие оказывают помощь по снижению его тревожности, квалифицированно вводят в процесс изменений, предусмотренных в плане, близких ему лиц.


    Социально-педагогический

    Его основная задача - оказание всесторонней и действенной помощи специалистами социальной службы, руководствующимися собственными педагогическими возможностями, как для детей, так и для родителей, оказавшихся в особо трудной ситуации. В рамках социально-педагогического патронажа они повышают компетентность родителей, формируют положительную мотивацию на поиск выхода из кризисного положения, восстанавливают отношения между родителями и детьми, формируют их общественную позицию, направленную на нормальное человеческое развитие.

    Социально-экономический

    В его рамках оказывают материальную помощь продуктами, талонами, одеждой и в других формах, выдают пособия. В целом, это разновидность социального патронажа семьи.

    Социально-правовой

    Эта услуга по предоставлению систематического наблюдения за клиентами с целью обнаружения угрозы насилия, его применения к детям, женщинам, пожилым людям, инвалидам. Оказание им помощи на основе методов социального патронажа.

    Социальный

    Работники в рамках социального патронажа семьи занимаются:

    • визитами в семьи, изучением и выяснением причин сложившейся проблемы;
    • оказанием конкретной (в некоторых случаях экстренной) помощи, которая способна решить кризисную жизненную ситуацию;
    • оказанием профилактических мер, удовлетворяющих потребности, стабилизирующих благоприятные перемены и закрепляющих успехи, уменьшающих или устраняющих факторы риска с помощью обучения, посредничества, побуждения;
    • объединением действий специалистов соответствующей службы с целью устранения проблем семей.

    Социальное сопровождение и его виды

    Такой формой покровительства обеспечиваются семьи (если возникает необходимость) родители, попечители, опекуны и другие представители несовершеннолетних. К нему привлекаются уполномоченные организации, которые имеют юридическое право оказывать психологический патронаж. Сопровождение семьи может быть:

    • бытовым;
    • медицинским;
    • психологическим;
    • социально-педагогическим патронажем;
    • трудовым;
    • правовым.

    Кроме основных видов сопровождения ряд учреждений патронирования занимаются выполнением срочных общественных услуг: предоставлением горячего питания, необходимой одежды и обуви, оказание юридических услуг, содействие в процессе получения временного жилища.


    Контролирующий орган

    Так как термин «социальный педагогический патронаж семьи» имеет значение обслуживание клиентов, состоящих в группе риска, на дому, поэтому подобная процедура контролируется структурами:

    • отделением социальной защиты населения;
    • службами по делам детей;
    • центрами социальных служб.

    Контроль качества формируют и реализуют в соответствии с законом Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества, оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».



    Похожие статьи