• Методическая разработка "профилактическая работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении". Организация работы с родителями

    15.10.2019

    Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении.

    Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

    Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

    Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.

    Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".

    Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин , порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

      отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

      незнание их интересов и потребностей;

      политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

      усиление влияния псевдокультуры;

      неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

      отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

      чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

      сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

      "эпидемия" разводов;

      потеря эмоциональных контактов с детьми.

    Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

    Типы "трудных" семей:

      Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.

      Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

      Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.

      Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.

      Семьи, в которых родители предьявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

    Проблемы родителей;

      Социально-медицинские:

      • физические недостатки, патологии самих родителей;

        физические недостатки, патологии ребенка;

        психические растройства одного из родителей;

        психические заболования ребенка;

        алкоголизм, наркомания и т.п.;

        нарушение санитарно-гигиенических норм питания.

      Социально-педагогические:

      • гиперопека ребенка;

        ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;

        расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;

        языковый барьер (двуязычие).

      Социально-психологические:

      • недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;

        конфликты в семье.

      Социально-экономические:

      • низкий материальный уровень семьи;

        плохие жилищные условия;

        низкая предметная обеспеченность.

      Социально-юридические:

      • незнание своих прав и обязанностей как родителей;

        юридическая некомпетентность.

    Этапы работы с семьей:

      Диагностика проблем семьи.

      Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.

      Содействие в получении социальной помощи.

      Диагностика результатов работы.

    Цель: оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.

    Задачи:

      повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;

      содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;

      коррекция внутрисемейных отношений.

    Принципы применяемые в работе с семьей:

      повышение пристижа здоровой семьи;

      повышение активной жизненной позиции;

      коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);

      поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);

      социальное партнерство всех служб;

      изучение и распространение новых технологий;

      профилактика проблем.

    Методы:

      патронаж

      беседа

      диагностика

      консультирование

      занятия

      тренинг

      информационность

      просвещение

    Таким образом, в работе с семьей надо стремиться максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

      принимать активное участие в жизни семьи;

      всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

      интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

      не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

      иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

      уважать право ребенка на собственное мнение;

      уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

      с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

    Прогнозируемый результат:

    Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.

    Таблица №1

    Типы проблемных семей

    Задачи классного руководителя

    Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

      Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.

      Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.

      Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.

      Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

    Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

      Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.

      Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.

      Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

      Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

    Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

      Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.

      Пробудить интерес к самообразованию.

      Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

    Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

      Изменить жизненную ориентацию родителей.

      Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

      При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

    Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

      Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

      Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

      Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

    ПЛАН

    работы с неблагополучными семьями

    Мероприятия

    Сроки

    Сверка и списков.

    сентябрь

    Обновление картотеки.

    в течение года

    Выявление семей (неблагополучных) и семей, уклоняющихся от воспитания своих детей.

    в течение года

    Рейды по неблагополучным семьям

    в течение года

    Подготовка материала на КДН и ЗП

    по необходимости

    Постановка и снятие с ВШУ

    в течение года

    Приглашение на заседания Совета профилактики.

    в течение года

    Совместная работа с отделом опеки и попечительством, КДН и ЗП, ПДН, отделом по молодежной политики.

    в течение года

    Помощь классным руководителям в работе с неблагополучными семьями.

    в течение года

    Индивидуальные профилактические беседы (с привлечением психологов, инспектора ПДН, заместителя директора по воспитательной работе)

    в течение года

    Профилактическая работа с семьёй школьника

    В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи.

    Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

    Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Но не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

    Основные нормативно-правовые документы

    Работа осуществляется на основе:

    Конституции РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс, Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», Ф3 РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЗ РФ № 87 «Об ограничении курения табака», законы и постановления Мурманской области.

    Принципы деятельности профилактической работы

    Профилактическая работа строится на таких принципах деятельности как:

    • принцип личностно-ориентированного подхода;
    • принцип позитивного восприятия и принятия личности;
    • принцип конфиденциальности.

    Одной из основных задач является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. На первоначальном этапе работы проводится диагностика семьи:

    • по составу и структуре;
    • по материальной обеспеченности;
    • по жилищно-бытовым условиям;
    • определение воспитательной позиции семьи, характера взаимоотношений в семье;
    • определение положения ребёнка в коллективе сверстников, в сфере неформального общения;
    • выявление характера и особенностей ближайшего окружения ребёнка и его положения в нём;
    • выявление отношения ребёнка к алкоголю, наркотическим веществам, табакокурению.

    После сбора информация анализируется, систематизируется. Затем начинается поиск путей решения проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель, и определяются задачи работы.

    Профилактическая работа - это процесс сложный и продолжительный во времени. Специфическая задача школы заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление кризисных ситуаций, возникающих у учащихся. Так как путь человека в жизнь начинается с семьи. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности.

    Формы профилактической работы

    В школе применяются следующие формы профилактической работы с обучающимися и их семьями по пропаганде здорового образа жизни:

    • профилактическая беседа с учениками и родителями;
    • посещение уроков с целью наблюдения;
    • вовлечение подростка в общественно-значимую деятельность (объединения дополнительного образования, кружки, секции);
    • привлечение педагога психолога (консультации, тренинги, индивидуальная и групповая коррекционная работа);
    • посещение семьи, т.к. выработать эффективную программу помощи семье возможно только при регулярном посещении и изучении семьи;
    • с целью оказания помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи и подростка организуется психолого-педагогическое просвещение родителей и учащихся по актуальным для школы темам:
      • социально-педагогическое консультирование;
      • классные часы, родительские собрания с привлечением работников школы (заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник);
      • сайт школы, на котором размещены рекомендации для родителей обучающихся;
      • информационный стенд, где содержится информация о различных службах, учреждениях, рекомендации родителям);
    • радиопередачи;
    • организация конкурсов рисунков («За здоровый образ жизни» и др.);
    • сочинений;
    • выпуск школьных газет, бюллетеней;
    • привлечение преподавателя физической культуры, организуются различные мероприятия («Весёлые старты» и др.), преподавателей основ безопасности жизнедеятельности, биологии;
    • в школе организован совет «Охраны здоровья» (проводит акции, например: «Нет курению: замени сигаретку на конфетку»);
    • совет профилактики.

    Связь школы с другими учреждениями

    Для более эффективной работы необходимо создавать координационные связи между службами и учреждениями профилактики здорового образа жизни. Координатором является школа. Поэтому в школе осуществляется работа по привлечению специалистов учреждений системы профилактики. Специалисты различных учреждений выступают на классных часах, ими организуются круглые столы, предоставляют информационные листы. К профилактической работе привлекаются следующие учреждения:

    • отделение по делам несовершеннолетних;
    • комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
    • дом культуры им. С.М. Кирова (отдел по работе с молодёжью);
    • центр социальной помощи семье и детям г. Мурманска (в случае необходимости направляются родители и обучающиеся);
    • центр планирования семьи г. Мурманска;
    • центр по профилактики и борьбе со СПИДом г. Мурманска;
    • областной центр медицинской профилактики г. Мурманска;
    • Мурманский областной наркологический диспансер (по направлению КДН, где можно получить консультации);
    • комплексный центр социального обслуживания молодёжи (информационные листы) г. Мурманска.

    Для эффективной профилактической работы необходимо осуществлять тесное, постоянное взаимодействие с субъектами профилактики здорового образа жизни, т.к. только при совместной деятельности эта работа будет эффективной.

    Организация профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

    Социальный педагог

    МБОУ «Тигильская СОШ»

    Кутова Наталья Анатольевна


    Жизнь любого человека начинается с семьи.

    Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно

    идентичных


    Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

    С точки зрения социологии , это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.

    Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.

    В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

    Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.


    СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (по ФЗ №120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)


    Основными критериями при определении семей этой категории являются

    • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
    • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
    • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
    • жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
    • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
    • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

    Типы семей, находящихся в социально опасном положении:

    • конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
    • аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
    • педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
    • асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

    Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска .


    Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера.


    К таким семьям относятся: малообеспеченные; неполные семьи; многодетные; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством.

    Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача специалистов, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.


    Признаки социального неблагополучия у обучающегося

    • Утомленный, сонный вид
    • Санитарно-гигиеническая запущенность
    • Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания
    • Неумеренный аппетит
    • Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии
    • Привлечение внимания любым способом
    • Чрезмерная потребность в ласке
    • Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
    • Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
    • Трудности в обучении

    Признаки Физического насилия в семье

    • Боязливость ребенка
    • Сосание пальца, раскачивание
    • Боязнь идти домой
    • Жестокое обращение с животными
    • Стремлении скрыть причину травм

    Этапы работы МБОУ «Тигильская СОШ» с семьёй, находящейся в социально опасном положении (СОП).

    • 1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.
    • 2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП.
    • 3 этап. Семья рассматривается на Управляющем совете.
    • 4 этап. Школьный Совет по профилактики правонарушений несовершеннолетних.
    • 5 этап. Постановка на профилактический учет семьи в МБОУ «Тигильская СОШ» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
    • 6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями.

    1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.

    С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории МБОУ «Тигильская СОШ» в начале каждого учебного года социальный педагог на основе социального паспорта класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем.

    Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.


    2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП:

    • обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
    • устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
    • консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей через специалистов МБОУ «Тигильская СОШ»;
    • организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
    • изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
    • изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
    • контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
    • анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории.

    3 этап. Семья рассматривается на Управляющем совете

    Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе с семьей СОП.


    4 этап. Школьный Совет по профилактики правонарушений несовершеннолетних.

    Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.


    5 этап. Постановка на внутришкольный учет семьи СОП в МБОУ «Тигильская СОШ» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.

    Решение о постановке на внутришкольный учет принимается в соответствии с положением «Совета по профилактики правонарушений несовершеннолетних в МБОУ «Тигильская СОШ».


    Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

    На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

    • обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
    • оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
    • координировать учебную помощь родителей их детям;
    • выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
    • обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
    • изучать уклад жизни и традиции семей учеников;
    • организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
    • оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

    В работе с семьями можно выделить основные направления работы:

    • проверка жилищно-бытовых условий семьи;
    • сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
    • составление плана работы с семьей;
    • проведение консультаций, лекций для родителей;
    • оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
    • отслеживание успеваемости и посещаемости обучающихся из неблагополучных семей;
    • организация досуговой занятости детей из данных категорий семей во внеурочное время и во время каникул;
    • помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул (с 14 лет).

    Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей :

    • улучшение положения и качества жизни ребенка;
    • устранение причин неблагополучия;
    • расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

    Оценка эффективности работы с семьей:

    • соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.

    Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:

    • уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
    • родители проявляют заботу о детях;
    • дети посещают общеобразовательное учреждение;
    • уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
    • семья поддерживает контакт с общеобразовательным учреждением;
    • в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
    • семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

    Социальный педагог формирует индивидуальную карту профилактического сопровождения , в которой отражается совместная работа классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога (в настоящее время данная работа не проводится в связи с отсутствием специалиста), заместителя директора Учреждения по воспитательной работе.


    6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями.

    Совместная работа со специалистами этих служб.


    Заключение

    Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, специалисты МБОУ «Тигильская СОШ» отобрали для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

    Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации – это индивидуальная форма. Помощь в работе с семьёй это - диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической помощи.

    А также поняли, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делали, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.

    Из опыта работы социального педагога по проведению индивидуально профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении. Показана система взаимодействия служб образовательного учреждения по устранению семейного неблагополучия: этапы, алгоритм и схема организации сопровождения семей социального риска.Отобраны наиболее эффективные формы и методы работы с семьей, которые дают положительные результаты по выведению семьи из социально опасного положения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.

    (Из опыта работы социального педагога МБОУ СОШ №3 села Шедок)

    Подготовлено:

    социальным педагогом

    МБОУ СОШ №3

    Забугиной М.А.

    • Семья начинается с детей.

    А.И.Герцен

    • Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.

    О.Уайльд

    • Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

    А.С.Макаренко

    Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.

    В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителям к детям, разрушен психологический уклад семьи.

    В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.

    А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.

    Семья, находящаяся в социально опасном положении.

    Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

    Основными критериями при определении семей этой категории являются:

    • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
    • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
    • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
    • жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
    • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
    • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

    Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

    • конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
    • аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
    • педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
    • асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

    Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи : образовательную, психологическую и посредническую.

    В МБОУ СОШ №3 работа по предупреждению, профилактики и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Законом КК №1539 «О мерах по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», с постановлением главы администрации Краснодарского края от 4 апреля 2008 года «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении», к онвенцией о правах ребенка, декларацией прав и свобод человека, «О семейной политике» и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

    Положив в основу данные законы, мы разработали этапы, алгоритм и схему (приложение 1) организации сопровождения семей социального риска.

    Этапы работы школы с семьёй,

    находящейся в социально опасном положении.

    1 этап.

    Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории школы, организована следующая работа: за каждым педагогом школы закреплены микроучастки, которые обходятся 2 раза в год, переписываются все несовершеннолетние, проживающие в семьях, место их обучения, условия проживания. В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Такую работу провожу и я.

    Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.

    (Приложение 2).

    2 этап.

    Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП (ТЖС):

    • обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
    • устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
    • консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);
    • организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
    • изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
    • изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
    • контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
    • анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;
    • отвечает за ведение документации внутришкольного учета.

    В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания , вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия и т.д.

    3 этап.

    Семья рассматривается на педагогическом совете и заседании ШВР. Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе.

    4 этап.

    Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних.

    Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.

    5 этап.

    Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних МБОУ СОШ №3 села Шедок».

    Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

    На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

    Обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;

    Оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;

    Координировать учебную помощь родителей их детям;

    Выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;

    Обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;

    Изучать уклад жизни и традиции семей учеников;

    Организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;

    Оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

    В работе с семьями можно выделить основные направления работы:

    Проверка жилищно-бытовых условий семьи;

    Сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;

    Составление плана работы с семьей;

    Проведение консультаций, лекций для родителей;

    Оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;

    Отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных

    Семей;

    Организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул;

    Помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.

    В работе с семьей, находящейся в СОП/ТЖС социальным педагогом используется алгоритм:

    1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
    2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
    3. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
    4. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
    5. Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
    6. Изучение личностных особенностей членов семьи.
    7. Составление карты семьи.
    8. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ОДН ОМВД, КДН и ЗП, Совет профилактики при сельской администрации, отдел по вопросам семьи и детства, образовательные учреждения, дошкольные учреждения, центр социальной реабилитации детей и подростков, приюты, ЦЗН, отдел по делам молодежи и т.д.).
    9. Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.
    10. Текущие и контрольные посещения семьи.
    11. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

    По результатам диагностики социальной педагог определяет суть проблемы или совокупность проблем, и, опираясь на банк технологических подходов, подбирает психолого-педагогическое, социальное средство для их эффективного разрешения (приложение 3).

    В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения (приложение 4):

    Материальная:

    Оказание гуманитарной помощи (сельская администрация, учреждение образования);

    Финансовая (УСЗН);

    Адресная социальная (ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс» );

    Консультирование родителей по вопросам получения социальной

    Помощи разных видов (учреждение образования, специалист по социальной работе).

    Педагогическая:

    Занятость детей в кружках, секциях, факультативах (учреждение образования);

    Контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий (учреждение образования);

    Контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам (учреждение образования);

    Консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка (учреждение образования);

    Просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).

    Психологическая:

    Сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (учреждение образования);

    Просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;

    Коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (учреждение образования).

    Коррекционная:

    Индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость (учреждение образования);

    Формирование у ребёнка гигиенических навыков (учреждение образования).

    Медицинская:

    Если в критериях социально опасного положения указано употребление спиртных напитков родителями, обязательно прописываются мероприятия по лечению от алкогольной зависимости (врач-нарколог);

    Медицинское обследование ребёнка, в случае необходимости направление на стационарное лечение (амбулатория, ФАП);

    Осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды) (амбулатория, ФАП);

    Организация оздоровления несовершеннолетнего, направление в оздоровительный лагерь (отдел по вопросам семьи и детства).

    Правовая:

    Если у родителей или ребёнка отсутствуют документы в правовую помощь вносятся следующие пункты:

    1) оформление свидетельства о рождении ребёнка (специалист по социальной работе),

    2) оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов (ОМВД);

    Консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (ОДН, учреждение образования).

    Иной вид помощи:

    Трудоустройство родителей (ЦЗН, ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс» отдел профилактики семейного неблагополучия)

    Занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время (учреждение образования);

    Профилактический осмотр электропроводки, газового оборудования (специалист по социальной работе);

    Посещение семьи по месту жительства, социальный патронат семьи (учреждение образования, сельская администрация, специалист по социальной работе, инспектор по делам несовершеннолетних, отдел по вопросам семьи и детства);

    Контроль за поведением родителей в быту в вечернее время и выходные дни (ОДН).

    Выполнение индивидуального плана профилактической работы заслушивается на школьном Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по плану).

    Социальный педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:

    1. Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф.И.О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей)

    2. Основание постановки на учет (Выписка из протокола Совета по профилактике о признании семьи, находящейся в ТЖС или Постановление КДН и ЗП о признании семьи, находящейся в социально опасном положении).

    3. Акт обследования условий проживания семьи.

    4. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего или паспорт.

    5. Копии паспортов родителей.

    6. Профилактическая карточка (отражается взаимодействие всех специалистов по работе с семьей, проделанная работа с родителями и несовершеннолетними (им)).

    8. Индивидуальный план профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.

    9. Ежемесячные отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи.

    10. Ежемесячные акты и справки о посещении семьи.

    11. Характеристика на несовершеннолетнего (их), табель успеваемости и посещаемости.

    12.Социальный паспорт семьи СОП/ТЖС.

    13. Копии запросов, ходатайств, иной информации, свидетельствующей о проведённой работе с семьей СОП/ТЖС по улучшению ситуации в семье.

    14. Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетними (им) (объяснительные, заявления, расписки и т.д.).

    15. Результаты исследования семьи и учащихся (егося) (диагностики, анкеты, тесты и т. д.).

    6 этап.

    Представление на Совет профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании несовершеннолетних при администрации Шедокского сельского поселения.

    7 этап.

    Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:

    Улучшение положения и качества жизни ребенка;

    Устранение причин неблагополучия;

    Расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

    Оценка эффективности работы с семьей:

    Соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.

    Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:

    Уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);

    Родители проявляют заботу о детях;

    Дети посещают образовательное учреждение;

    Уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;

    Восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;

    Семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;

    В социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;

    Семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

    В 2012-2013 учебном году социально-педагогической службой МБОУ СОШ №3 были разработаны и реализованы: программа социальной адаптации «Семья» ; программа социальной помощи учащимся из семей, находящихся в социально - опасном положении, в трудной жизненной ситуации МБОУ СОШ № 3; план социально-психологической работы с родителями обучающихся, индивидуальные планы профилактической работы с семьями. Работа социального педагога и школы по устранению семейного неблагополучия и выведения семьи из трудной жизненной ситуации проводилась в соответствии с этими выше перечисленными документами. Проделанная работа показала позитивную динамику снижения количества семей, состоящих на профилактическом учете.

    Мониторинг профилактической работы с семьями СОП (ТЖС)

    Количество семей СОП (ТЖС), состоящих на профилактическом учете

    2010-2011 уч. год

    2011-2012 уч. год

    2012-2013 уч. год

    2013-2014 уч. год

    СОП

    ТЖС

    СОП

    ТЖС

    СОП

    ТЖС

    СОП

    ТЖС

    1 (переведена из ТЖС)

    Проводимые мероприятия индивидуальной работы с семьей зависели от её специфики и запроса:

    п/п

    Семья

    Вид учета

    Причина

    неблагополучия

    Проделанная работа

    Результаты

    Вантеева Наталья Борисовна

    ТЖС

    Невып.родит

    обязан. (устранение от воспитания сына, в основном воспитанием занимается бабушка)

    ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс», отделом по вопросам семьи и детства, КДН и ЗП; подготовлены информационные письма ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс» , отдел по вопросам семьи и детства; оказание методической помощи в воспитании Виталия, рейды в семью; организация полезной, летней занятости; вовлечение Виталия в классные и школьные мероприятия, контроль за посещением спортивной секции по велоспорту (взаимодействие с тренером); ежедневный учет посещаемости; профилактические беседы с Виталием. Вопрос рассматривался на заседаниях педсовета, ШВР.

    Работа с матерью по посещению наркологического кабинета для прохождения лечения, взаимодействие с медицинскими работниками (скорой медицинской помощью). Работа по своевременному получению паспорта Виталию. Бабушке оказывалась необходимая помощь в подготовке документов на Виталия в спортивную школу-интернат для продолжения обучения в интересах несовершеннолетнего.

    Виталий переведен в следующий класс, получил паспорт, неоднократно занимал призовые места на соревнованиях по велоспорту, мать короткий период времени была трудоустроена, прошла лечение в больнице, устранения неблагополучия носит кратковременный характер, т.к. мать продолжает злоупотреблять спиртными напитками. Виталий в противоправных действиях замечены не были.

    Виталий продолжил обучение

    в спортивной школе-интернате.

    Семья в августе снята с проф. учета по выбытию учащегося.

    Воробьева Наталья Вячеславовна

    ТЖС

    Невып.родит

    обязан., неудовл. материаль-но-бытов. условия

    Посещения на дому, индивидуальные беседы и консультации, работа с инспектором О Д Н, рассматривалась на школьном СП, СП при администрации Шедокского сельского поселения, правовое просвещение матери; взаимодействие: со спец. по соц. работе ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс», Шедокской амбулаторией (лечение педикулеза, учет посещаемости), отделом по вопросам семьи и детства, КДН и ЗП; подготовлены ходатайства и информационные письма в КДН и ЗП, ОДН ОМВД, ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс» , отдел по вопросам семьи и детства; оказание методической помощи в воспитании детей, посещение родительских лекторий, рейды в семью, работа с матерью по продолжению обучения Алексея в спец. школе-интернате ст.Костромской (по решению районной ПМПк);организация полезной, летней занятости; вовлечение детей в кружки и спортивные секции (Марина – кружок «Народные традиции», класс казачьей направленности, спорт. секция «Волейбол», Галина – «В мире бисера», Алексей и Юлия – Клуб «Спасайка»; «Этикет от А до Я»; «Родное слово»; «Проектная деятельность»;

    «Родной край»; « «Разговор о здоровом питакнии»; «Экология»; «Рукоделие»;

    «Олимпийские резервы»; ежедневный учет посещаемости; профилактические беседы с детьми; организация поездки на новогоднюю ёлку п.Мостовской; оздоровление летом в школьном лагере «Тропинка» - Юля и Леша; Алексей – оздоровление по путевки отдела по ВсиД. Вопрос рассматривался на заседаниях педсовета, ШВР.

    Семья рассматривалась на заседании КДН и ЗП. Работа с матерью по посещению наркологического кабинета.

    Старшая дочь Марина обучается в классе казачьей направленности, дети посещали спортивные секции и кружки. Принимали участие в классных, школьных и районных мероприятиях, все дети переведены в следующий класс, вылечен педикулез, дети оздоравливались в школьном лагере «Тропинка» - Юля и Леша; Алексей – оздоровление по путевки отдела по ВсиД. Алексей продолжил обучение в спец. школе-интернате ст. Костромской. Дети в противоправных действиях замечены не были.

    Продолжить индивидуальную профилактическую работу , т.к. устранение неблагополучия носит временный характер. Основная причина не решена – мать продолжает злоупотреблять спиртными напитками и формально относится к воспитанию детей.

    Щербановская Ольга Николаевна

    ТЖС

    Ненадлежащий контроль за воспи танием детей, мать состоит на учете в наркологич. каб., низкий матер. уровень

    Посещения на дому, индивидуальные беседы и консультации, работа с инспектором О Д Н, рассматривалась на школьном СП, правовое просвещение матери; взаимодействие: со спец. по соц. работе ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс» (ходатайство об устройстве младшей дочери в детский сад (Для трудоустройства матери), отделом по вопросам семьи и детства, КДН и ЗП; оказание методической помощи в воспитании детей, рейды в семью; посещение родитительских лекторий, организация полезной, летней занятости; вовлечение Алины в классные и школьные мероприятия; ежедневный учет посещаемости; профилактические беседы с Алиной (ребенок-инвалид – контроль за своевременным прохождением лечения). Вопрос рассматривался на заседаниях педсовета, ШВР.

    Работа с матерью по посещению наркологического кабинета для прохождения лечения.

    Алина обучается в классе казачьей направленности, принимала участие в классных, школьных и районных мероприятиях, переведена в следующий класс, Виктория посещает детский сад, своевременно пройден медосморт Алины, как ребенка-инвалида, прошла лечение в спец. оздоровительном учреждении, мать прошла курс лечения в наркол. кабинете. Алина в противоправных действиях замечена не была.

    Семья снята по исправлению.

    Поддубная Венера Васильевна

    ТЖС

    Невыполнение родительских обязанностей, (неудовл. санитарные условия, дети неухожены, неопрятны, недостаточная

    психолого-пед. грамотность)

    Посещения на дому, индивидуальные беседы и консультации, работа с инспектором И Д Н, рассматривались на школьном СП, правовое просвещение матери, оказывалась материальная помощь вещами и обувью () в том числе и б/у силами работников школы, общественностью, ежемесячный учет посещаемости, работа с матерью по продолжению обучения Владислава и Эрнеста в спец. школе-интернате ст.Костромской (по решению районной ПМПк); вовлечение детей в классные и школьные мероприятия; профилактические беседы с детьми и матерью; оказание методической помощи матери в воспитании детей (повышение педагогической грамотности); работа по включению детей в список на бесплатное питание в школьной столовой., рейды в семью. Вопрос рассматривался на заседаниях педсовета, ШВР.

    Дети переведены в следующий класс (Владислав, Эрнест, Алексей), включены в список на бесплатное питание. Мать приобрела жильё (улучшение жилищных условий) на материнский капитал. Дети в противоправных действиях замечены не были.

    Семья снята по исправлению.

    Грицай Елена Анатольевна

    Сожитель Гаврилов В.В.

    Трудная жизненная ситуация

    Слабый контроль за воспитанием детей, частые пропуски уроков без уважит. причин., неудовл. материаль-но-бытов. условия

    Посещения на дому, индивидуальные беседы и консультации, работа с инспектором О Д Н, рассматривались на школьном СП, СП при сельской адм., правовое просвещение родителей, проводилась работа по вовлечению детей в спортивные секции «Волейбол», «Баскетбол». Мать посещала родительские лектории, постоянно поддерживалось общение с семьей, оказание методической помощи в воспитании детей, рейды в семью, ежедневный учет посещаемости, профилактические беседы. Вопрос рассматривался на заседаниях педсовета, ШВР. Работа с матерью и Вадимом по своевременному получению паспорта.

    Вадим окончил 9 кл., Оксана переведена в следующий класс. Мать устроилась на работу.

    Вадим из-за систематических пропусков уроков состоял на профилактическом учете, с ним проводилась индивидуально-профилактическая работа. Дети в противоправных действиях замечены не были. Мать систематически поддерживала контакт со школой, выполняла рекомендации педагогов.

    Семья снята по исправлению.

    Васильев Николай Владимирович

    ТЖС

    Невыполнение родительских обязанностей

    Посещения на дому, индивидуальные беседы и консультации, работа с инспектором О Д Н, рассматривались на школьном СП, правовое просвещение отца, проводилась работа по вовлечению детей в спортивную секцию «Волейбол», контроль за посещением спортивной секции по велоспорту Владиславом (взаимодействие с тренером), вовлечение детей в классные и школьные мероприятия; профилактические беседы с детьми, Никита включен в список на бесплатное питание, оказывалась материальная помощь вещами и обувью (подготовлено ходатайство ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс» ) в том числе и б/у силами работников школы, общественностью, ежедневный учет посещаемости, взаимодействие со спец. по соц. раб, Шедокской амбулаторией, инспектором ОНД, отделом по вопросам семьи и детства, КДН и ЗП, организация летнего отдыха Владислав и Никита посещали оздоровит. площ. по месту жит-ва «Предгорье», оказание методической помощи в воспитании детей, посещение родительских лекторий, работа с отцом по продолжению обучения Никиты в спец. школе-интернате ст.Костромской (по решению районной ПМПк), рейды в семью. Вопрос рассматривался на заседаниях педсовета, ШВР.

    Дети переведены в следующий класс. Отец стал посещать родительские собрания и по своей инициативе приходил в школу. Пропусков уроков без уважительных причин нет. Внешний вид детей стал более опрятным. Никита продолжил обучение в спец. школе-интернате ст.Костромской. Никита за совершение преступления был поставлен на профилактический учет в ОДН ОМВД.

    Семья снята по исправлению.

    Никита поставлен на проф. учет в школе. В августе Никита продолжил обучение в спец. школе-интернате ст. Костромской, Владислав – в ООШ СОШ №19.

    Эти данные подтверждают, что разработанная нами программа и этапы работы с семьями, находящимся в СОП/ ТЖС действуют, и что при их реализации есть положительные результаты. Следовательно, возможно организовать эффективную помощь неблагополучным семья и детям, используя предложенную программу по социальной адаптации «Семья» и опыт работы с семьями МБОУ СОШ №3.

    В этой работе очень важна роль социального педагога, каким он пользуется авторитетом у семьи, является ли он человеком, которому семья доверяет. Если социальный педагог пользуется уважением и любовью в семье, то ему предоставляется возможность более тесного общения с семьей. И наоборот, происходит полная изоляция социального педагога от работы с семьей, если у него нет доверия семьи.

    Основная задача социального педагога – активизировать педагогическую, воспитательную, социальную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно - значимый характер.

    Заключение.

    Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

    Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.

    А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делала, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.

    Приложение 1.

    Схема работы социального педагога с неблагополучной семьей:

    Приложение 2.

    На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

    1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:

    • Органы социальной защиты населения
    • Отдел образования;
    • Органы внутренних дел;
    • Здравоохранения;
    • Отдел по молодежной политики;
    • Служба занятости населения;
    • Сельская администрация;
    • КДН и ЗП.

    2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:

    • Классные руководители;
    • Педагоги школы;
    • Врачи;
    • Участковый инспектор;
    • Жители поселка;
    • Родственники;
    • Соседи;
    • Друзья.

    3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:

    • Документы социально-медицинского патронажа;
    • Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
    • Материалы психодиагностики;
    • Результаты рейдов;
    • Жалобы и заявления граждан;
    • Материалы о правонарушениях;
    • Преступления несовершеннолетних.

    4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.

    НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%

    • Бродяжничество;
    • Агрессивность;
    • Хулиганство;
    • Кражи;
    • Вымогательство;
    • Правонарушения;
    • Аморальные формы поведения;
    • Неадекватные реакции на замечания взрослых.

    НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.

    • Низкая успеваемость;
    • Неврастения;
    • Отсутствие навыков личной гигиены;
    • Неуравновешенность психики;
    • Подростковый алкоголизм;
    • Подростковая проституция;
    • Болезни;
    • Недоедания;
    • Уклонение от учебы.

    НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%

    • Конфликты с учителями;
    • Частое употребление неформальной лексики;
    • Суетливость или гиперактивность;
    • Конфликты с родителями;
    • Контакты с криминогенными группировками.

    5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ .

    • Принудительное лечение от алкоголизма;
    • Лишение родительских прав, в том числе и временное;
    • Консультирование;
    • Обучающие консультации для родителей;
    • Помощь общественных организаций;
    • Влияние через СМИ;
    • Пропаганда здорового образа жизни;
    • Пропаганда семейных ценностей;
    • Оказание материальной помощи;
    • Административные штрафы;
    • Создание клубов по интересам;
    • Постоянный патронаж;
    • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
    • Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
    • Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

    Приложение 3.

    ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

    1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
    2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели - это, прежде всего, их цели.
    3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
    4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
    5. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи.
    6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
    7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.
    8. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии
      нравственным нормам жизни.
    9. Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” - от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
    10. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то - ни стало, ни какая, же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

    Приложение 4.

    Рассмотрено: Утверждаю:

    на заседании ШВР Директор МБОУ СОШ № 3

    председатель _____С.В.Полякова _________О.В.Скрипник «___»_______________20___г. «__»____________20__

    План работы с семьёй

    ХХХХХХХХ Х.Х.,

    находящейся в социально-опасном положении

    2 полугодие 2013-2014 уч.г.

    Причина неблагополучия: ненадлежащее исполнение родительских обязанностей , семья многодетная (5 детей), мать вдова, не работает, низкий воспитательный, образовательный уровень семьи, алкогольная зависимость у матери.

    Цель: выведение семьи из социально-опасного положения (оказание матери помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).

    Задачи:

    1. Оказание социально-педагогической помощи семье;

    2.Привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама;

    3. Просвещение и консультирование матери по вопросам развития и воспитания детей;

    4. Обучение матери навыкам воспитания детей при отсутствии отца;

    5. Помощь в возобновлении утраченных связей с членами расширенной семьи (бабушка, сестры, брат и другие родственники мужа), чтобы они оказали моральную поддержку в воспитании детей;

    п\п

    Проводимые мероприятия

    Дата исполнения

    Ответ-

    ственный

    Отметка

    об исполне-нии

    Обследование условий проживания семьи

    январь

    Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы с матерью с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи):

    ИБ «Влияние алкоголя на организм человека»;

    ИБ «Об уклонении от родительских обязанностей»

    ИК «Взаимоотношения в семье»;

    ИБ «Роль семьи в воспитании детей»

    ИК «Стили семейного воспитания»
    - «Возрастные изменения детей».

    Ежемесячно

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    Июнь

    Кл. рук., соц. пед.,зам. дир. по ВР

    Контроль за посещаемостью уроков

    ежедневно

    Кл. рук.

    Организация летней занятости и оздоровление детей

    В теч. лета

    Кл. рук., соц. пед.,зам. дир. по ВР, спец. по соц раб.

    Индивидуальные беседы с детьми:

    - «О соблюдении личной гигиены»

    - «Разговор о правильном питании»

    - « Беседа по профориентации» (Марина)

    - «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

    - «О взаимоотношениях в семье»

    - «Вредные привычки»

    Февраль

    Март

    Март

    Апрель

    Май

    Июнь

    Соц. пед.

    Индивидуальные беседы с детьми и матерью (по отд. плану)

    еженедельно

    Кл. руков.

    Привлечение матери к участию в родительских лекториях (по отд. плану)

    ежемесячно

    Кл. руков.

    Оказание детям социальной помощи и поддержки.

    постоянно

    Соц. пед., Кл. рук

    Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности.

    постоянно

    Кл. рук.

    Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку.

    постоянно

    Кл. рук., библиотекарь

    Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу матери, различных служб.

    В течение года

    Соц. пед., кл. рук.

    Беседа с матерью о соблюдении личной гигиены ребенка.

    по мере необходим.

    Соц. пед., кл. рук.

    Привлечение матери к деятельности класса, к участию в родительских лекториях.

    постоянно

    Кл. рук.

    Вовлечение детей в кружки, спортивные секции, Контроль за их посещением

    постоянно

    Кл. рук., соц. пед.

    Координационная деятельности со всеми заинтересованными организациями: ГБУ СО КК «Мостовский КЦСО населения «Эдельвейс»,инсп.ОДН, отделом по вопросам семьи и детства, КДН и ЗП, СП при администрации Шедокского сельского поселения.

    Постоянно

    Беседа с матерью об ответственности родителей за воспитание детей, о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей, о реализации Закона КК №1539.

    постоянно

    Соц. пед., инсп.ОДН

    Работа с социальным окружением семьи и детей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию детей.

    постоянно

    Соц. пед., зам. дир. по ВР

    Работа с педагогическим коллективом и учащимися школы по изменению отношения к семье, детям

    постоянно

    Зам. дир. по ВР, соц. пед..

    Трудоустройство несовершеннолетней Воробьевой М. на каникулах (по желанию)

    Март, июнь-август

    Соц. пед., кл. рук.

    Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании ШВР о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье.

    июнь

    Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР

    Социальный педагог М.А.Забугина

    Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________


    Индивидуальная профилактическая работа

    с семьей несовершеннолетнего....

    Наставник: Иванова Е.Ю.

    УЧЕТНАЯ КАРТА СЕМЬИ,

    находящейся в социально опасном положении, в которой
    воспитываются несовершеннолетние дети

    МАОУ Тоболовская СОШ - филиал Ершовская ООШ

    Дата выявления __________________________________________________

    (число, месяц, год)

    Сведения о членах семьи

    пп

    Фамилия, имя, отчество

    Число, месяц,
    год рождения

    Адрес

    проживания

    Место работы,

    учебы

    Причины нахождения семьи в социально опасном положении:

    родители или законные представители злоупотребляют алкогольными и спиртосодержащими напитками.

    Сведения о лице, заполнившем карту, Иванова Елена Юрьевна, классный руководитель 8 класса, +79612003855, ________________

    (фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон, подпись)

    Характеристика семьи

    Ж.Е. проживает с матерью Ж.О. и отцом Ж.Е..С. У Дмитрия есть 3 младших брата, Ж.К. ученик 1 класса, Ж А. ученик 5 класса, Ж.Д. ученик 7 класса.

    Отец - Ж.Е. имеет постоянное трудоустройство, работает по временным договорам в строительных кампаниях водителем, в последнее время также работает как самостоятельный ИП. В период отсутствия работы часто выпивает.

    Мать - Ж.О. не работает. Систематически выпивает как в отсутствие мужа, так и вместе с ним. В этом время дети остаются предоставленными самим себе.

    Дом, в которой проживает семья Желомского Дмитрия , находится в д. Малоудалово. В доме две комнаты. В целом квартира имеет скромный, но неухоженный вид, без излишеств. Поскольку в доме курят и выпивают спиртные напитки, воздух в нем спертый и все предметы одежды и мебели пропитаны этим запахом. Достаток в семье невысок. Из постоянных источников дохода только зарплата отца. Когда отец работает, то получает неплохо, и Дмитрию покупают необходимые вещи. Мальчик имеет сезонную одежду и обувь, школьную форму и учебные принадлежности. Он следит за своим внешним видом, старается выглядеть опрятно, одевается скромно.

    Дмитрий вовлечен во все домашние дела. Когда Дмитрий училась в 5, 6 и 7 классах она питалась бесплатно по справке из соцзащиты. В этом учебном году он часто не питается в школьной столовой, так как родители не оформили документы на бесплатное питание из-за непостоянного места работы отца или отсутствия трудоустройства. На бирже труда мать не состоит.

    Дмитрий имеет средний уровень здоровья. В прошлом учебном году он успевал на 4 и 5 по всем предметам. В учебном процессе отец принимает участие, а мать пытается контролировать. Но с каждым годом ей удается это все меньше. Дмитрий сам проявляет стремления к учебе. В целом обстановка в семье неблагополучная. Это сказывается и на здоровье мальчика и на его успеваемости.

    ПЛАН

    с семьей Ж.

    на 2016 - 2017 уч. год.

    Мероприятие

    (вид деятельности)

    Цель

    Дата

    проведения

    Ответственные

    Посещение семьи

    Обследование ЖБУ проживания семей

    2 раза в год

    кл.руковод-ль

    Организация профилактических бесед по темам:

    - «Безусловно принимать ребенка - значит любить его»;

    - « Духовно - нравственный климат семьи»;

    - «Игры, в которые играют дети. Поговорим о профессии»

    Психолого-педагогическое просвещение, обмен мнениями

    Ноябрь

    апрель

    кл.руковод-ль

    Проведение деловой игры «Культура взаимоотношений между учителями, учащимися, родителями».

    Профилактика конфл.ситуаций

    Январь

    кл.руковод-ль

    Оказание помощи в организации оздоровления детей из семей, попавших в ситуацию социального риска

    Помощь в поиске путевок для отдыха и лечения детей

    Во время каникул

    кл.руковод-ль

    Проведение цикла бесед с родителями:

    - «Идеальные родители глазами детей, идеальные ребенок глазами родителей»;

    - «Особенности общения с ребенком»;

    - «Стили семейного воспитания»;

    - «Здоровье родителей - здоровье детей»;

    - «Значение семейных традиций в формировании личности ребенка»;

    - «Мой ребенок становится трудным…»;

    - «Эстетическое воспитане ребенка в семье».

    Психолого-педагогическое просвещение

    В течение года

    кл.руковод-ль

    Приглашение родителей на школьные мероприятия

    Привлечение родителей к участию внешкольной жизни

    По плану ВР

    Кл. руковод-ли

    Составлено классным руководителем: ____________/ Иванова Е. Ю.

    Патронажный журнал

    индивидуальной профилактической работы

    с семьей.....



    Похожие статьи