• Психическое здоровье, социальное здоровье, духовное здоровье - индивидуальная программа оздоровления. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность

    21.07.2019

    ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

    Духовное здоровье человека определяется тем, какие духовные ценности человек чтит превыше всего. Если для человека идеалом является все, что написал и заповедовал П. К. Иванов, это значит, что он четко определяет себя как язычника, не имеющего никакого отношения, например, к христианству. Его оздоровительные практики - это закаливание, вегетарианство, энергия природы и энергия П. К. Иванова. Если для человека важнее всего то, что проповедует Шри Матаджи, значит, он определяет себя как представителя сахаджа йоги. Его оздоровительные практики - это медитация, раскрытие сахасрары и принятие тех энергий, которые ему пошлет Шри Матаджи. Если человек считает себя православным, тогда его идеалом является Христос. Физическое здоровье его исходит не из умения войти в воду или медитировать, а из нравственной жизни. Тело для такого человека - храм, храм для души. Для него естественна любовь к телу-храму (тогда как в йоге, например, тело - тюрьма для души). Его оздоровительные практики исходят из того, чтобы в первую очередь не повредить душе, во вторую - соблюсти здоровым и красивым храм. Разумеется, красота храма не строится в ущерб тому, кто в ней живет, а наоборот. Как видите, идеал у сознательного и последовательного человека определяет и линию поведения в формировании здоровья.

    Подойдем к проблеме с несколько другой стороны. Если человек считает, что видимый материальный мир - единственный мир в мироздании, что он - начало и конец его жизни, он смотрит на мир через «окошечко» материализма. Для него естественно (вольное или невольное) желание - здоровье любой ценой. Такой человек готов пойти на все, чтоб быть здоровым. Он приемлет любую оздоровительную практику, называя, например, выход в неведомые духовные области - «прорывом в дебри подсознания». Если человек считает, что видимый мир - лишь часть жизни, а основная жизнь проходит в мире духовном, он смотрит на мир через «окошечко» религии. Тогда для него годится не каждая оздоровительная практика. Например, он не приемлет методики, где происходит частичное отключение сознания (ребефинг, медитация, НЛП). Для него важно пребывать в том состоянии, которое может принять его сознание.

    Здесь очень важно отметить один принципиальный момент: философия духа бывает двух видов - личностная и безличностная. В зависимости от того, какую точку зрения выберет человек, будет определяться его духовное здоровье. Особенно это касается «нашего» человека.

    Безличностная философия. Основой мироздания является Единая Энергия, а весь мир - различные проявления этой энергии (в том числе и сам человек). Естественно, что человек не может быть свободен от той энергии, проявлением которой он является. Тогда и его практики оздоровления должны быть конкретными. А именно, он должен делать все, чтобы «звучать» с этой энергией в резонанс. Еще точнее - он должен убрать в себе все, что мешает этому резонансу. А что мешает? Личность! Такой человек должен презирать свою личность и боготворить энергию. Для этого он использует определенные оздоровительные практики. Типичный пример - медитация, хатха-йога и прочие йоги. Один исследователь, сравнив человека с ограненным алмазом, выразился так, что медитация стирает с ограненного алмаза все грани, делая его матовым шариком. Алмаз (человек) перестает излучать лучи света. А что это за лучи? Это эмоции любви, радости, нежности, доброты, признательности, благоговения, жалости… Матовый шарик излучает лишь одно - невозмутимость и спокойствие. Личностная философия. Основой мироздания является Божественная личность. Она слышит человека, понимает просьбы, помогает ему. Ей (как личности) свойственны все самые благородные побуждения. Естественно, что оздоровительные практики человека в этом случае должны усиливать качества личности. Равнодушие, отрешенность, невозмутимость должны быть строго дозированы и ни в коем случае не быть основными проявлениями человека. В основе занятий должна лежать любовь к телу и психике. Тогда человек берет понемногу из многих оздоровительных систем только то, что годится для развития личности, и отметает то, что направлено на прием энергии («из космоса»).

    Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Ю. М. Иванов

    Из книги Пранаяма. Сознательный способ дыхания. автора Ранджит Сен Гупта

    Из книги Славянская здрава автора Евгений Робертович Баранцевич

    Из книги Наука о дыхании индийских йогов автора Вильям Волкер Аткинсон

    Глава XVI ДУХОВНОЕ ДЫХАНИЕ ЙОГОВ Пользуясь силой воли в соединении с ритмическим дыханием, йоги не только достигают развития желаемых ими ментальных, и психических свойств, но достигают также развития духовной способности, или говоря правильные, получают помощь в своем

    Из книги Детская йога автора Андрей Иванович Бокатов

    5.1. Духовное развитие детей Занятия, связанные с психологическим и духовным развитием детей, проводятся в форме бесед. Точное время беседы устанавливать довольно трудно, поэтому необходимо ориентироваться по состоянию группы и выбирать темы, доступные для детей. Такие

    Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Дэн Миллмэн

    Из книги Оккультное врачевание автора Вильям Волкер Аткинсон

    Из книги Чудо исцеления или Волшебная сила Рэйки автора Игорь Спичак

    Из книги Система оздоровления в пожилом возрасте автора Геннадий Петрович Малахов

    Духовное совершенство и Рэйки Бог обращает свои слова к каждому, но не каждый Его слышит. Но кто ищет – тот найдет рано или поздно, и каждому воздастся по заслугам. Практикуя Рэйки, я осознал, что все великие религии стремятся к одной цели. Такой вывод напрашивается сам по

    Из книги Йога автора Вильям Волкер Аткинсон

    Праведная жизнь (духовное здоровье) Праведная жизнь позволит человеку быть духовно здоровым, найти свое место в жизни и спокойно, осмысленно жить. Если человек это не осознает, то в пожилом возрасте он испытывает разного рода неудовлетворения за прожитую жизнь, жалеет об

    Из книги Почти научное исследование по питанию праной в России автора Зинаида Григорьевна Баранова

    Из книги Многие лета. Благие лета. Заповеди Андрея Ворона для долгой и радостной жизни автора Мирослав Дочинец

    4.3. Духовное самосовершенствование Приступив с октября 1993 года к активной работе над собой, много занималась духовным самообразованием, черпала знания из различных мировых учений и религий, осваивала «Основы миропонимания новой эпохи» А. Клизовского, Агни Йогу, книги

    Из книги Тайны нашего мозга автора Сандра Амодт

    Открой сердце Духовное Не проси мало. Проси велико. И получишь более малого. Не хитри со всего извлекать выгоду, а старайся, чтобы самому быть полезным. Лоза, которая не родит, скоро усыхает. Не будь зубоскалом и пересмешником, но будь веселым. Бог любит радостных верующих.

    Из книги Йога для всех. Руководство для начинающих автора Наталья Андреевна Панина

    ГЛАВА 28. Паломничество: духовное начало То, насколько глубоко религия уходит корнями в наше биологическое естество, активно обсуждалось в нескольких недавно вышедших книгах, особенно - среди атеистов, убежденных в нерациональности религиозных убеждений. Лучшие примеры

    Из книги Алхимия здоровья: 6 «золотых» правил автора Ниши Кацудзо

    Духовное дыхание йогов Пользуясь силой воли в соединении с ритмическим дыханием, йоги не только достигают развития желаемых ими ментальных и психических свойств, но и достигают также развития духовной способности или, правильнее говоря, получают помощь в своем

    Из книги автора

    Человек - существо энергетическое и духовное С древних времен восточные врачеватели исповедуют, что все в мире есть энергия и без ее правильного движения нет жизни и здоровья. Восточная медицина всегда рассматривала энергию как основной строительный материал для

    На занятии с применением диалогических методов дети знакомятся с понятием «духовное здоровье», размышляют о его взаимосвязи с физическим здоровьем. Занятие направлено на осознание личной ответственности за свое здоровье и способствует духовно-нравственному воспитанию школьников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План – конспект занятия на тему

    «Духовное здоровье»

    учитель начальных классов

    МБОУ «СОШ п. Коминтерн»

    Шепелина Салтанат Закаровна

    Пояснительная записка.

    В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что «…воспитание обучающихся должно обеспечить готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению». Я считаю, что духовно-нравственное развитие и воспитание школьников - это основа образовательного процесса в целом, в том числе – это основа формирования ценностного отношения к своему здоровью и здорового образа жизни. Поэтому занятие, посвященное духовному здоровью, будет очень актуальным.

    Данную разработку можно использовать для проведения классного часа (4 кл. и старше). Кроме того, материалы разработки можно использовать на уроках по предметам «основы безопасности жизнедеятельности» и «основы здорового образа жизни» (региональный компонент). Можно включать тему «Духовное здоровье» в качестве вводного урока по этическому блоку программы по озож в нескольких классах и рассматривать это понятие, постепенно наполняя его новым содержанием. В полном объеме материал урока можно использовать в 7 классе, где по действующей программе предусмотрено изучение понятия «здоровье духовное».

    Материал также может быть использован и на занятии кружка здорвьесберегающей направленности.

    По типологии урок заявлен как «открытие новых знаний». С понятием «духовное здоровье» дети знакомятся в ходе эвристической беседы при доминирующей роли учителя, а вот его влияние на здоровье физическое открывают в ходе самостоятельной работы в группах.

    Разработка будет полезна классным руководителям, учителям, преподающим основы здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

    Дидактическое обоснование

    Тема: Духовное здоровье

    Цель: на основе осознания понятия «духовное здоровье» способствовать совершенствованию личности школьников.

    Задачи:

    Формирование понятия «духовное здоровье», уяснение его влияния на здоровье физическое;

    Развитие речи, мыслительных операций анализа, синтеза, конкретизации;

    Воспитание стремления к укреплению своего духовного здоровья.

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Используемые технологии, методы и приемы: технология развития критического мышления; эвристическая беседа, самостоятельная работа, рассказ учителя; анализ высказываний мудрых, кластер, синквейн.

    Формы организации детей: коллективная, групповая, парная

    Ход урока

    I этап. Вызов (актуализация опорных знаний, мотивация, формулирование темы).

    Сегодня мы продолжим разговор о здоровье – величайшей ценности для человека. Прежде чем определить тему нашего занятия, давайте вспомним, что мы уже знаем о составляющих здоровья.

    Используется прием «кластер». Дети уже много знают, о том, как беречь здоровье физическое. Они называют эти факторы. Учитель проводит стрелки от слова «физическое» и прикрепляет таблички с напечатанными словами.

    Здоровье

    Физическое?

    двигательная активность;

    Правильное питание;

    Закаливание;

    соблюдение правил личной гигиены;

    Безопасное поведение;

    Отказ от употребления алкоголя, наркотиков, курения.

    А сейчас мы поработаем с высказываниями мудрых и они помогут нам определить тему нашего урока и начать ее обсуждение.

    1слайд. Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.

    Джон Локк

    Прочитайте 1ое высказывание. О чем говорится в нем? (…) «Здоровое тело» – это о здоровье физическом, а «здоровый дух» - как вы понимаете это словосочетание? (…) Речь идет о важнейшем компоненте здоровья человека – его духовном здоровье. Итак, тема нашего урока (кл. часа) – духовное здоровье . Кластер дополняется: духовное.

    II этап. Осмысление

    Что же подразумевается под этим понятием? Давайте снова обратимся к высказываниям мудрых:

    2ой слайд:

    Упавший духом гибнет раньше срока.

    Омар Хайям

    Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.

    Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.

    Эпиктет

    О чем же говорится в этих высказываниях? (…) .

    По мере ответов детей продолжается построение кластера (духовное здоровье - красота души, сила духа, душевное здоровье). Далее работа продолжается в виде беседы с наводящими вопросами, уточнениями и дополнениями учителя:

    Человек – существо сложное. Для полного счастья ему нужно сначала удовлетворить свои самые необходимые, жизненные потребности – в пище, в крыше над головой, в тепле. Но как только все они удовлетворены, человеку хочется чего-то большего – успеха, признания, положительных эмоций, творчества, любви . Это духовная сфера жизни человека.

    Может ли человек, не понимающий, для чего он живет, добиться успеха в жизни? (...) Значит, наличие смысла и целей в жизни – важнейшая характеристика духовной сферы человека. А в чем состоят эти цели, и как он их добивается - это уже характеристика его духовного здоровья.

    Предположим, у двух молодых людей одна цель – поступить учиться на престижный факультет института. Один, не рассчитывая на свои силы, идет на платное отделение, а другой упорно готовится, и, пусть даже не с первого раза, но поступает благодаря собственным знаниям. Кто добьется больших успехов в профессии, а, значит, и признания? (…) Тот, кто больше знает и умеет добиваться поставленных целей. Благодаря чему он достигнет успеха? (...) Благодаря силе воли, упорству, трудолюбию, т.е. определенным чертам характера. Характер, конечно у всех разный. Можно ли его изменить – от каких-то черт избавиться, какие-то выработать в себе? (…) Работа над собой, самовоспитание или самосовершенствование – также важнейший показатель духовного здоровья человека.

    Один из показателей духовного здоровья на нашей схеме мы обозначили как душевное здоровье. Чтобы не было повтора – «духовное здоровье – душевное здоровье» давайте уточним и исправим - эмоциональное или душевное равновесие. Человек находится в эмоциональном равновесии, когда у него на душе спокойно: нет тревог, нет переживаний, нет отрицательных эмоций. Длительное переживание отрицательных эмоций способно вызвать различные заблевания – неврозы, язвы, болезни кожи и сердечно-сосудистой системы.

    Человек, находящийся в эмоциональном равновесии, умеет контролировать свои мысли и поступки, управлять своими эмоциями. Он умеет понимать окружающих. Он умет правильно оценить ситуацию и найти достойный выход из нее.

    Человеку нужно осознавать, что постоянно сожалеть о прошлом и бояться будущих ошибок бессмысленно. Прошедшие события уже никак нельзя изменить, а будущее целиком зависит от настоящих действий . Кто понимает это – тот п онимает личную ответственности за собственную жизнь и развитие. Не нужно обвинять во всем судьбу. Все, что рано или поздно происходит, как плохое, так и хорошее, чаще всего является результатом собственных решений человека и сделанного им выбора.

    Индийские учёные провели опрос людей, перенесших клиническую смерть. Они рассказывали, придя в сознание, что Светоносное Существо на роковом пороге задает человеку два вопроса: «Научился ли ты любить людей?» и «Научился ли ты получать знания?». Индийские ученые предположили, что возможно в этом кроется смысл человеческой жизни. Действительно, сильный духом человек любит людей , он никогда не отвечает местью на любое совершенное зло. Это не означает, что не следует добиваться справедливости и заслуженного наказания. Просто сила духа предполагает умение признавать собственные ошибки, понимать мотивы и чувства другого человека, прощать даже серьезные проступки.

    А что касается получения знаний – об этом очень хорошо сказано в русской пословице «Век живи, век учись». Кроме того, получение знаний - это один из способов самосовершенствования, о котором мы уже говорили. Учеными доказано, что люди, постоянно занятые умственным, творческим трудом, обладают более крепким здоровьем и дольше живут.

    Давайте теперь определим взаимосвязи между компонентами духовного здоровья, между компонентами духовного и физического – проведем стрелки и обоснуем. (Примеры возможных детских рассуждений: если человек любит людей, он не будет обвинять их в своих неудачах, это связано с пониманием личной ответственности за свое развитие; если человек знает о вреде курения и имеет сильный характер, он не начнет курить; красота души – это доброта, милосердие, т.е. любовь к людям, положительные черты характера и т.д.)

    Здоровье

    Физическое Духовное

    двигательная активность; красота души

    Правильное питание; сила духа

    Закаливание; смысл жизни

    соблюдение правил личной гигиены; самовоспитание

    безопасное поведение; эмоциональное равновесие

    Отказ от употребления алкоголя, ответственности за свою жизнь и развитие

    наркотиков, курения. любовь к людям

    получение знаний

    Итак, можно сделать вывод, что духовное здоровье человека – это здоровье его разума, это его ценности, убеждения и его отношение к окружающему миру.

    Также как и физическое, духовное здоровье может быть крепким и слабым. Если физическое здоровье зависит от состояния органов, то духовное - от того, видит ли человек смысл своей жизни, в чем он состоит, как он их добивается; хочет ли он добиться признания со стороны окружающих и какими способами он это делает, какие у него желания, с добротой или со злом смотрит на жизнь, на людей и т. д.

    Поработаем в группах. Каждая группа получит по 2 высказывания великих людей о духовном здоровье. Ваша задача:

    1. Объяснить, как вы поняли эти высказывания.
    2. Привести примеры из жизни, из книг или фильмов или просто свои рассуждения, подтверждающие эти высказывания.
    3. Сделать выводы.

    Высказывания для 1 группы:

    Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье - напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.

    Гиппократ

    Тот, кто хочет быть здоровым, отчасти уже выздоравливает.

    Бокаччо Д.

    Высказывания для 2 группы:

    Надежда выздороветь - половина выздоровления.

    Вольтер

    У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия.

    После обсуждения в группах дети делятся своими мыслями, примерами, выводами. (Если учащиеся затрудняются, учитель может наводящими вопросами натолкнуть на соответствующие мысли, например: Какие люди чаще всего начинает злоупотреблять алкоголем, и тем самым губят свое физическое здоровье? (Не нашедшие смысла своей жизни, слабохарактерные, не увлеченные каким-либо интересным занятием и т.д.).

    Основные выводы, к которым нужно подвести детей:

    - духовно здоровые, сильные духом люди быстрее выздоравливают;

    Необходимо заниматься самовоспитанием, тренировать свою душу.

    Итак, проводим еще одну стрелку в нашем кластере: физическое и духовное здоровье взаимосвязаны.

    И в подтверждение я бы хотела вам рассказать об удивительной женщине, нашей современнице, которой духовное здоровье и работа над его укреплением помогли преодолеть страшное заболевание.

    Рассказ учителя: « В Киеве живет удивительная женщина Ривиль Кофман, которая, заболев страшной болезнью, в результате которой теряется чувствительность нервных клеток, не должна была выжить. Ее пять лет лечили в больницах. Печень Ривиль уже расслаивалась от побочных эффектов лекарств. Зрение падало, речь становилась сбивчивой, передвигалась она преимущественно на костылях. По прогнозам врачей в ближайшее время их пациентку ожидала слепота, немота, полная неподвижность и смерть. Но уход от жизни не входил в ее планы. И она начала работать над собой. С точки зрения медицины Ривиль занялась глупостями. Она боролась с болезнью творческим мышлением. В своем воображении она купалась под струями небесного водопада, вымывавшими болезнь из каждой клеточки. Каждый день она представляла, как рота бравых солдатиков специальными насосами чистит ее печень, высасывая из нее склеротические бляшки. Разговаривала со своим организмом, убеждала больные клетки жить в гармонии со здоровыми. Это было гораздо сложнее, чем выпить таблетку. Она представляла себя на операционном столе на небесах. Консилиум хирургов-ангелов принял решение менять печень Ривиль не всю и полностью, а по частям. И она фантазировала о том, как долька за долькой орган восстанавливается. Когда спустя пару лет ее направили на УЗИ, врач не поверил своим глазам: печень была здорова.

    «Я поверила в свои внутренние силы, в то, что мой организм - это красивая машина, которая устала от заправок плохим бензином, - объясняет Ривиль. - И начала работать со своим телом сама. Всегда просыпалась в хорошем настроении, здоровалась со всеми своими органами, чем, кстати, занимаюсь и по сей день. Делала утреннюю зарядку своих мыслей и органов. Я завела дневник добрых дел, и стала искать тех, кто слабее меня, кому могу помочь».

    Больше года прикованная к постели Ривиль, увидела по телевизору репортаж о детях, больных лейкозом. И их глаза... Так в жизни безнадежно больного человека появилась цель. «Их надо заставить улыбаться! - сказала Ривиль дочке Юле, - и я знаю, как я это сделаю!» Когда, прикованная к кровати, она задала себе вопрос: «Какое важное дело ждет меня на этом свете, ради чего стоит бороться со смертью?», она поклялась сама себе, что встанет на ноги – будет всю жизнь спасать неизлечимо больных детей. Ведь они сами не могут понять, что с ними происходит, что от них хочет болезнь. Поэтому им надо помочь. «Пальцы еще меня плохо слушались, но я смастерила первых двух кукол и направилась с ними в детское онкоотделение (больница для больных раком – примечание учителя ) Киева. Позже эти визиты вошли в систему. Разговаривала с детьми, расспрашивала о самочувствии, улыбалась, песни пела вместе с ними, показывала представления, сочиняла сказки. Одна из них - о бешеной раковой клетке баракабале, пришелице с другой планеты, которую все боятся, но она на самом деле сама боится нас». Больничная жизнь ребят, проходящих химиотерапию, не блещет радостными событиями и разнообразием. Добрая фея Ривиль со своими постановками вырывала детвору из угнетающей атмосферы. Она работала со всеми вместе и с каждым по отдельности, и результаты потрясали.

    Ривиль не позволяла близким себя жалеть, перестала себя считать больным человеком. Вскоре к ее ногам вернулась чувствительность. «Главный принцип победы над болезнью - не ставить ее на трон, иначе она завоюет всю вашу территорию, будет требовать жертв и поклонения».

    Стимулом, который шаг за шагом отдалял Ривиль от ее страшного диагноза, была сама жизнь, желание делать что-то хорошее и полезное».

    А меня поразило еще то, что именно болезнь подтолкнула ее к тому, чтобы помогать больным детям. Ведь она поняла, что может бороться с болезнью, а маленьким детям в этой борьбе нужна помощь. Так что получилось взаимовлияние духовного и физического здоровья.

    III этап: Рефлексия

    Работа в парах. Давайте составим синквейны по теме нашего занятия. У каждой пары получится свой синквейн. Они помогут нам определить, что самое важное для себя узнали вы по теме сегодняшнего урока (кл. часа, занятия).

    Выслушиваются составленные синквейны с краткими комментариями типа «Замечательно. Интересно. Логично».

    Примеры синквейнов:

    Духовное здоровье Духовное здоровье

    Добрый, сильный духом Умный, отзывчивый

    Любить, узнавать, воспитывать Учиться, уважать, сочувствовать

    Духовное здоровье – это красота души Духовное здоровье – это здоровье ума

    Душа Ум

    Если дети не спросят о третьей стрелке в кластере «Здоровье», учитель может сам нацелить детей на поиск информации (в старших классах): о третьей составляющей человеческого здоровья вы можете узнать в Интернете, а затем мы обсудим этот вопрос в классе.

    Использованные источники информации:

    http://www.wisdoms.ru/49.html

  • http://googleframe.net/tijaq.cgi?18
  • http://womanadvice.ru/sila-duha#ixzz3YoYWRF4

    Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ М., «Просвещение», 2009. С12.


    Ни у кого не вызывает сомнения, что каким бы видом деятельности человек не занимался, прежде всего, он должен быть здоровым. Мы все желаем друг другу здоровья. Но что такое здоровье? Часто под этим понимается только здоровье физическое, в лучшем случае психическое. Духовное здоровье игнорируется. Игнорируется тот факт, что духовность - основа душевного и физического здоровья. Вопрос: что важнее духовное и нравственное состояние или интеллектуальный багаж и практические навыки - теоретически не вызывает сомнения - и то и другое важно для человека, и они не противоречат друг другу. На современном этапе, на практике предпочтение отдается именно второму. Именно обширность и разнообразность знаний становятся главной задачей образования, именно процесс приобщения к культуре и называется духовным образованием. Но так ли это? Само слово "образование " происходит от слова "образ", - восстановление в человеке образа Божия, воссоздание духовной красоты человека, смыслом жизни которого являются непреходимые духовные ценности. Личность, напичканная противоречивыми разнообразными знаниями, становится разрозненной, развивающей наименее уникальные свои качества; она склонна к "душевной депрессии", к потере смысла жизни - к экзистенциальному неврозу. Такая личность может видеть себя лишь исполнителем социальных ролей и носителем биологических потребностей, склонна к уходу от проживания своей жизни, своей индивидуальности, своей отдельности.

    В России различные социальные, мировоззренческие учения неизменно соотносили себя с традиционным для нашей страны православным умозрением, в центре внимания постоянно оказывался неисчерпаемый духовный опыт личности. В качестве главнейших составляющих древнерусской образовательной традиции можно выделить следующие:

    Образование подчинено потребностям внутреннего духовного развития человека;

    Основным направлением воспитания признавалось религиозно-нравственное воспитание, по отношению к которому развитие физических и интеллектуальных способностей играет вспомогательную роль;

    Процесс обучения и воспитания - это не только передача формального знания, но и трансляция живого опыта целостной личности, вследствие чего, главное руководящее место в этом процессе принадлежало учителю, духовному отцу, старцу, тому человеку, авторитет которого был обусловлен его подлинной причастностью к Богу. Предполагалось, что духовные постижения призваны направить человеческое бытие, помочь человеку в его становлении как духовного существа. Глубинная особенность русского умозрения восходила к аскетической традиции восточного православия. Понятие аскезы означает духовное подвижничество, конечная цель христианской аскезы - святость, соединение человека с Господом, обожение человека, уподобление человека Иисусу Христу. Это путь бесконечного совершенствования.

    Святоотеческая аскетическая традиция на протяжении всего XIX в. сохраняла очаги святости и высокого духовного подвижничества. В этом столетии жили почитаемые на Руси святые праведники Серафим Саровский и Иоанн Кронштадский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, старцы Оптиной Пустыни Леонид, Макарий, Амвросий, к которым за поддержкой и духовным советом в разное время ездили известные философы и писатели.

    Они своей жизнью учили, что истинная цель духовной жизни - в стяжании Духа Святого. Все остальное - молитва, пост, милостыня - только средства к достижению благой цели. Дух претворяет душу человеческую в Храм Божий, "в пресветлый чертог вечного радования". Характер и степень духовности человека определяется той целью, которую он ставит перед собой в жизни. Основной закон человеческой жизни ясно сформулирован Христом: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и все приложится вам" (Мф. 6: 33).

    Известный русский философ И.В. Киреевский считал, что направленность мышления верующего "заключается в стремлении собрать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и желанное, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается в одно живое единство и таким образом восстанавливается существенная личность человека в ее первозданной неделимости". (3, 400). Рациональное знание представлялось русским философам главной опасностью для развития личности. Если абстрактный разум развивается односторонне, человек теряет способность непосредственного познания истины, утрачивается "тот внутренний корень разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума". Под воздействием рационализма личность распадается на ряд духовных функций, которые плохо связаны между собой. В одной душе возникают многие центры - доминанты, которые выходят из-под власти "Я" как целого, наступает деперсонализация личности. Внутреннее рассогласование сохраняется и в том случае, когда разуму удается возобладать над другими разъединенными способностями духа. Деспотизм разума лишь углубляет разъединение личности, внутренние силы духа ослабевают, человек утрачивает живую веру, так как вера "не вмещается в одной какой-либо познавательной способности, не относится к одному логическому разуму, или сердечному чувству, или внушению совести; но обнимает всю цельность человека и является только в минуты этой цельности и соразмерно ее полноте".(4, 249).

    Согласно Киреевскому, лишь мышление, одухотворенное верой, способно соединить в одно целое разные части души, найти то внутреннее средоточие, в котором разум и воля, чувство и совесть, прекрасное и истинное слились бы в одно живое единство, воссоздав тем самым истинную сущность человека в ее первозданной нераздельности. Дух, по мнению известного русского философа И.А. Ильина, самое главное в человеке. Это - сила личного самоутверждения, основанная на верном восприятии своей личностной "самосути" в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Дух есть живое чувство ответственности, воля к совершенству; умение распознавать и принимать совершенное; способность к бескорыстной любви и самоотверженному смирению. Дух - это сила личного самоопределения человека, источник самоосвобождения, приводящий к полноте личной свободы. Это - "потребность священного", радость осознания себя нашедшим свое призвание, дар молитвы, "сила поющего сердца", "жилище совести", место рождения искусства и источник правосознания, основа патриотизма, здоровой государственности и великой (1, 51-52). Дух и духовность позволяют нам почувствовать себя не работниками у хозяина, а сыновьями отца, наследниками, сотрудниками и создателями.

    Апостол Павел христианскую духовность описал так: "Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать" (Галл.5: 22-26). Апостол говорит о том, что человек духовно очистившийся пребывает в постоянной глубокой радости, у которой есть один несомненный признак - она не может обернуться своей противоположностью.

    Суть духовной жизни в христианстве - начинается со способности увидеть себя, свое истинное лицо, свои болезни, свои грехи. Известный психотерапевт Алексейчик А. пишет: "с точки зрения психологии грех - это нежелание выйти из состояния самотождества. Если брать философски и теологически, то грех - это отпадение от Бога, отпадение от духовного в материальное. Это утверждение себя как себя без своего отношения к другому человеку, к Господу Богу. Грех - это то состояние, которое объясняет "я" через "я-же", через себя, делает из себя единственную точку реальности. Грех есть то, что закрывает от "я" реальность. Ибо видеть реальность - это значит именно выйти из себя и пережить свое "я" в "не-я", то есть - в другом, в зримом. По большому пониманию, это значит - полюбить по-настоящему; мы выходим из себя, если уходим к любимому, а не выходим - к своему врагу. В образах - грех есть непрозрачное, мрак, мгла, тьма. Свет есть являемость, реальность. Тьма же, напротив, отъединенность, разрозненность реальности, невозможность явления друг другу, невидимость друг для друга. И это касается не только наших взаимоотношений, но и внутренних наших процессов, которые становятся невидимыми друг для друга. Наши ощущения становятся невидимыми для наших чувств, для наших потребностей". В памяти начинается конфабуляция, в мышлении - сверхценные идеи, в эмоциональной сфере - сверхценные чувства, страстные желания, фантазии, человек начинает "выходит из себя", "сходить с ума".

    Чем более греховен человек, тем менее он видит реальность, тем менее видит свою греховность, свою болезнь. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (МФ.9: 12). Видящий себя разумным и добродетельным не способен встать на путь исцеления, так же как больной, который не осознает своего недуга, не идет к врачу лечиться. Петр Дамаскин называет способность видеть свои грехи "началом просвещения души", а признаком ее здравия - когда ум начинает зреть свои согрешения, множеством своим подобные морскому песку". Это видение - начало и критерий правильности духовной жизни.

    К духовному оживлению человека часто приводит не здоровье, а болезнь. Если болезнь отрезвляет, пробуждает от духовного сна, позволяет увидеть свою греховность, побуждает искать спасение в Боге, то она становится благом для человека. Благодаря болезни человек переходит с эгоцентрического уровня на духовный уровень - " в пределах которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним, человек приходит к пониманию человека как образа и подобия Божия, поэтому и другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, разумную, общечеловеческую, но и особую, сакральную, божественную ценность".(1, 7). Человек начинает духовно выздоравливать.

    Литература.

    *1. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М., 1986.

    2. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Собр соч. в 2 т. !993. Т. 1.

    3. Кириевский И.В. Полн. Собр. Соч. Т.1.

    Кириевский И.В. Отрывки// Человек. Ч.2.

    Http://www.ioannp.ru/publications/53328

    20.12.2016 4532

    Духовное здоровье проявляется в позитивных мыслях, добросердечных поступках, миролюбивой философии, устойчивой морали, развитом интеллекте и многих других критериях. Главным же является внутренняя гармония личности с самим собой. Ибо внутренний конфликт разрушает личность и отравляет жизнь.

    Духовное здоровье - это душа, чистая как у младенца! Душа, освобожденная от зла, ненависти, злобы. Помимо этого духовно здоровый человек относиться с уважением ко всему живому на земле, к каждому из своих ближних.

    Человек - это не только физическое тело, но еще и дух и душа. Когда эти три составляющие гармонично развиты, то человек счастлив, здоров и спокоен. Если же происходят нарушения на одном из уровней, то неизменно страдает и другие. И наоборот, улучшение духовного состояния ведет к исцелению телесных болезней.

    Достижению духовного здоровья способствуют религия, йога, духовные практики, чтение соответствующей литературы и работа над собой.

    Как достичь духовного здоровья

    • Покаяние. В переводе с греческого, слово «покаяние» означает изменение мировоззрения. Таким образом, покаяние - отказ от всего того, что тянуло вниз, мешало духовному развитию и росту.
    • Любовь. В христианстве главным критерием на пути к духовному здоровью является безграничная любовь к Богу и ближнему своему.
    • Следование божественным законам. В каждой религии предусмотрены свои 10 заповедей. Но все они схожи. Жизнь по этим заповедям примиряет человека и с собой и с окружающими.
    • Не вмешиваться в чужие дела. Каждый человек индивидуален. Что хорошо одному, то неприемлемо для другого. Изменить другого - пустая трата времени и сил. А вот любовь, понимание и уважение примиряют любые конфликты и дарят гармоничные отношения, как между людьми, так и в душе.
    • Прощение и забывание обид. Без прощения невозможно духовное исцеление. Накопление же обид лежит тяжким бременем на душе, вызывая болезни и беспокойство.
    • Поиск признания и славы - растрата душевных сил. В погоне за похвалой человек растрачивает свои силы. Ложные похвалы - пустые слова. Для самосовершенствования необходимо честно выполнять свою работу и тогда удовлетворенность от выполненного труда придет сама.
    • Умеренность во всем. Потакание плоти ведет к порокам. Умеренность во всем снижает зависимость от жизненных обстоятельств.
    • Зависть убивает. Зависть приносит лишь жажду мести, чувство неполноценности, неудовлетворенности и беспокойства.
    • Бери ношу по силам. Работа становиться главным в жизни современного человека. Жажда наживы перекрывает другие жизненные радости. Стоп! В жизни должно быть место для общения с семьей, друзьями, для увлечений, а также для духовного развития.
    • Молчание. В суете ежедневных забот необходимо выделить несколько минут для полной тишины. В это время нужно подумать о жизненных планах, пересмотреть проблемы и дела, мысленно примириться со всеми обидами, отпустить негатив. Лучше это делать пред сном.
    • Развитие, чтение духовной литературы. Молитва. Медитация.. Каждый найдет свой путь к духовности.
    • Наслаждаться жизнью. Духовно здоровые люди умеют наслаждаться каждой минутой, радоваться всему (солнцу, улыбке ребенка, весенней капели, первому снегу). Видеть красоту во всем - великое искусство.
    • Творчество, хобби . Занятия любимым делом позволяют человеку расслабиться, выпустить негатив и ощущать радость творчества.

    Что нужно знать о духовном здоровье

    Духовное здоровье закладывается в семейном воспитании. Если родители привили ребенку нормы морали и жизненные ценности, то такой ребенок пройдет по жизни, преодолев преграды, и не сломается.

    Для улучшения духовного здоровья нужна кропотливая работа над собой

    Повышение интеллектуального уровня, культурное воспитание, созерцание прекрасного во всех его проявлениях, поиск смысла жизни, выполнение бескорыстных добрых дел, дружеские отношения с другими людьми - вот лишь малый список предстоящей работы. Каждый человек в силу своей индивидуальности отредактирует этот список, внеся в него свои изменения.

    Духовное здоровье позволяет расставить жизненные ценности по местам. Сиюминутные выгоды отступают перед перспективой долгосрочного благополучия и здоровья.

    В истории немало случаев, когда человек исцелялся от тяжелых болезней благодаря сильному духу. Например, балерина Максимова получила в свое время травму позвоночника и была прикована к постели. Она мылено ежедневно протанцовывала партию Жизель, которую исполняла в театре. Эта сильная женщина не сдалась перед своей болезнью. Силой духа она сумела восстановить здоровье и вернулась на сцену, продолжив танцевать.

    Еще одним примером может стать известное исцеление Ильи Муромца. Он пролежал на печи более 30 лет, потому что в ногах его не было сил. Но когда пришли святые старцы и исцелили его душу, он смог не только встать на ноги, но и пойти воевать, принеся победу над врагами. Его богатырская сила и сила духа принесли ему славу, дошедшую до наших дней.

    Хотите узнать больше о духовном здоровье человека? Курсы Сергея Ратнера "Найди себя " и "Подсознание " помогут лучше разобраться в впоросе.








    Духовное здоровье человека в зависимости от степени получения удовлетворения от проводимой деятельности в обществе, формирует эмоциональное здоровье человека , путем накладывания отпечатков через призму переживаний, определенного уровня тревоги, и как следствия уровня самооценки личности и степени социализации этой личности в данном обществе. Получаемые личностью эмоции как положительные, так и негативные оказывают влияние на психологическое состояние человека. При преобладании негативных моментов они непосредственно сказываются на здоровье человека. На основе этого следует четко выделить зависимость здоровья физического и духовного в комплексе. Таким образом, эмоции и здоровье человека представляют собой неразрывную связь эмоции + здоровье.





    В системе духовного здоровья как основы для общего здоровья человека центральное место православие отводит душевному миру – спокойному, благодатному состоянию души. Спокойствие и согласие в душе, душевный мир , душевная тишина и покой, гармония души ведет и к гармонии тела, в то время как душевное беспокойство приводит к множеству заболеваний. Душевные бури и страсти, постоянное зло, ненависть, зависть, тревога, разрушают душевный мир, ведут к нервному перенапряжению внутренний мир человека – грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения.


    Все несчастья человека начинаются тогда, когда он теряет свою жизненную силу. Удачливость, здоровье и состояние счастья зависят от объема духовной силы в человеке. Чем более глобальный и великий смысл имеет его жизнь, тем больше духовной силы получает человек. Самое низшее есть бесцельное растительное существование. На втором месте стоит служение мирским эгоистическим интересам. На третьем - жизнь ради чего-то или кого-то. На четвертом - жизнь ради совершенства. На высшей ступени - совершенствование для помощи и спасения людей, для проведения в мир Высшей Божественной Силы. Сам человек, суживая себя до плотского существования, суживает свои возможности восприятия Божественной Силы. Пассивная жизнь, движение по течению, действия по линии наименьшего сопротивления, потакание лени ослабляет жизненную силу, в результате чего возникают болезни. Каждое действие, в которое вложены усилие и сверх усилие, направленное на Духовную цель, развивает в человеке настолько большую силу, что он может жить в невыносимых условиях и оставаться живым и здоровым. Пассивность и отступление от трудностей на духовном пути - ведет человека к отступлению от здоровья и жизненной силы. Внешними факторами понижения энергии, приводящей к болезни, могут быть стрессы, сопровождающиеся большим выбросом эмоциональной силы, переохлаждение, чрезмерное напряжение (в погоне за результатом), засорение себя тяжелой пищей, алкоголем.



    Но, признавая наличие духовного здоровья , наука пока не готова дать точные ответы на многие вопросы и, в частности, предложить критерии оценки именно этой, возможно самой главной, составляющей здоровья человека.







    Похожие статьи