• Как правильно воспитывать ребенка: секреты счастливых родителей. А что можно сказать о современных детях? Мультфильмы и другие помощники в воспитании

    14.06.2019

    Раньше, в прошлые годы, время от времени наведываясь в Париж, я замечала интересную особенность: мне всегда казалось, что французские дети , не в пример нашим (моим, в частности) хорошо воспитаны. Они умеют достойно себя вести в общественных местах, так, что ты можешь даже не догадываться об их соседстве во время почти четырехчасового перелета из Москвы в Париж или наоборот. А если вдруг и возникают какие-то проблемы, то французские мамочки урегулируют их каким-то чудесным образом, не прикладывая к этому особых усилий. Все это время, наблюдая разные ситуации, я задавала себе одни и те же вопросы: почему так происходит? Может быть, детям дают какие-то специальные средства, чтобы они были спокойнее? Может, шепчут на ухо какие-то «ругательно-пугательные фразы»?

    Но дети не выглядели запуганными. Наоборот, они были милы, веселы и разговорчивы. Тогда как же это удается и тем и другим?

    И вот теперь, приехав во Францию на достаточно продолжительное время, я дала себе обещание разобраться во всем этом во что бы то ни стало.

    Я начала вести усиленные наблюдения, каждый день, повсюду: в школе, в булочной, в метро, на улице… С каждым днем вопросов накапливалось все больше, а четко структурированных ответов не прибавлялось. Так длилось несколько месяцев, до того дня, как одна моя знакомая не упомянула в разговоре книгу Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа». Она сказала, что книга ей очень понравилась и что некоторые советы она уже «взяла на заметку».

    В один из моих приездов в Москву я эту книгу нашла и, начав читать, поняла, что именно в ней я нахожу ответы на мои вопросы. Обнаружились неожиданные совпадения: Памела тоже переехала жить в Париж, но только из Америки, родила здесь детей и в свое время сделала точно такие же открытия по поводу воспитанности французских детей, как и я. Ее это также озадачило, и она начала всесторонне изучать этот «феномен». Она не только встречалась с французскими психологами и учителями, но также опросила многих французских мам и наблюдала за их поведением в семье. Но «основным полигоном» для наблюдений, как и для меня, конечно же, были ее собственные дети, растущие во французской среде.

    Уже с первых страниц мне стало понятно следующее: если наши дети проигрывают французским в хороших манерах, то причина, скорее всего, не в них, а в нас, российских родителях. Точнее, в наших родительских реакциях на разные маленькие и большие проблемы. На непослушание, например.

    Представьте себе такую ситуацию. Солнечный воскресный день. Середина февраля. Париж. Едем в автобусе к бабушке. На улице еще холодно, но в салоне тепло и уютно. Поэтому очень приятно сидеть у окна и рассматривать ярко освещенный, наполненный жизнью город. На заднем, возвышающемся над всем салоном, сиденье у окна едет мама с маленьким, примерно трехлетнего возраста, мальчиком и два очень разговорчивых молодых человека (не знаю, как их правильно и политкорректно назвать: афроамериканца, афрофранцуза?). Мы — на сиденье перед ними. В один момент мать встает и направляется к выходу. Мальчик в это время продолжает сидеть и смотреть в окно. Она оборачивается и произносит: «Дорогой! Мы выходим». Мальчик молчит и не двигается. Она повторяет: «Нам надо выходить». Он очень твердо отвечает: «Нет!» Она пытается еще несколько раз. И каждый раз его твердое «нет!» слышится в ответ. Мы все затаиваем дыхание, так как понятно, что автобус скоро остановится и продолжаться до бесконечности этот диалог не может. Особенно заинтересованно развязки ждут мои дети, ведь им подобное знакомо не понаслышке.

    Как, вы думаете, в подобной ситуации отреагирует наша среднестатистическая российская мамочка? Можно легко предположить, что в 90 случаях из 100 она начнет орать как ненормальная, схватит ребенка в охапку и потащит его к выходу. Ребенок, конечно же, также начнет голосить, и эта «оратория» будет продолжаться до тех пор, пока они не покинут салон автобуса, оглушив остальных пассажиров своими криками и испортив им настроение. Среднестатистическая французская мама, как и та, что нам довелось наблюдать, действует иначе. Она еще и еще раз терпеливо объясняет, что выходить все равно придется, и в конце задает простой вопрос: «Ты сам спустишься или мне тебе помочь?» — и делает паузу. Через недолгое время мальчик встает, решительно произносит: «Сам!» — и направляется к выходу к великому облегчению всех присутствующих.

    Для Франции, кстати, такой победный для обеих сторон финал абсолютно типичен, так как общая философия воспитания во Франции предусматривает разумное и логичное поведение взрослых при решении подобных проблем. И такой философии придерживается большинство родителей.

    Приведу одну цитату из книги:

    «Признаком хорошего воспитания является умение ребенка время от времени сознательно идти наперекор родительской воле. Ведь умение не подчиняться приказам невозможно без умения быть послушным. Покорность унизительна, поясняет Марселли (доктор, возглавляющий детское психиатрическое отделение большой клиники в Пуатье). А вот умение слушаться помогает ребенку взрослеть».

    В итоге могу сказать, что мне очень понравилась как сама книга, так и многие идеи и советы, которые в ней приводятся. Они — действующий инструмент, который может помочь нам воспитать в наших детях не только ум, талант, креативность и находчивость, чем они уже во многом обладают сейчас, но также выработать у них терпение и достойные манеры поведения в обществе.

    А советы эти совсем не хитрые: иметь несколько четко оговоренных и очерченных рамок и правил, но внутри них давать детям полную свободу; проявлять больше родительского терпения, ведь дети учатся ему у нас; во время общения с детьми отдавать предпочтение объяснениям и вопросам, а не приказам.

    Я, кстати, многое из этого уже начала применять. Работает ли?

    Несколько дней назад, утром, мы поехали в школу на такси. По дороге болтали с таксистом о том о сем: про красоту мостов, погоду, пробки. Мои дети активно участвовали в разговоре. И, на мое удивление, прощаясь, он мне сказал следующее: «Мадам, вы можете гордиться своими детьми. Они очень милые и воспитанные. Уж поверьте мне, у меня 35-летний стаж, я многое повидал!»

    Значит, работает!

    Это не просто, но стоит всего на свете! Хорошие родители хотят, чтобы их дети избегали неприятностей, преуспевали в школе и продолжали делать потрясающие вещи, когда повзрослеют.

    И хотя нет какого-то рецепта воспитания успешных детей, психологические исследования указывают на несколько факторов, которые неизменно предсказывают будущие достижения.

    Неудивительно, что многое из этих факторов имеют прямое отношение к родителям.

    Вот что общего у родителей успешных детей:

    1. Они заставляют детей заниматься домашними делами.

    «Если дети не моют посуду, это означает, что за них это делает кто-то другой. И поэтому они освобождаются не только от работы, но и от понимания того, что должно быть сделано, и что каждый должен вносить свой вклад в улучшение всего вокруг».

    Литкотт-Хаимс полагает, что дети, приученные у домашней работе, становятся хорошими сотрудниками и лучше понимают коллег, а также смело берут инициативу на себя для решения текущих задач.

    Ее позиция основана на гарвардском исследовании проблем воспитания – самом долголетнем из когда-либо проводившихся. «Заставляя их заниматься делами – выносить мусор, стирать вещи – мы даем им понимание, что нужно самому обустраивать свою жизнь, чтобы стать ее активным участником».

    2. Они прививают своим детям навыки общения.

    Исследователи из университетов Пенсильвании и Дьюка следили за судьбой более 700 детей из разных уголков США от детского сада до 25 лет. Они обнаружили четкую связь между их социальными навыками в детсадах и успехами во взрослых делах два десятилетия спустя.

    20-летнее исследование показало, что социально-развитые дети, которые могли общаться со своими сверстниками, были полезны другим, понимали их чувства и сами решали проблемы. Также они имели гораздо больше шансов получить высшее образование и престижную работу к 25 годам, чем дети с ограниченными социальными навыками.

    У необщительных детей также была более высокая вероятность ареста, проблем с алкоголем и жизни на пособие.

    В Фонде Роберта Вуда Джонсона, который финансировал исследование, прокомментировали результат так: «Это исследование показывает, что помощь детям в развитии социальных и эмоциональных навыков – одна из самых важных вещей, которые мы можем сделать, чтобы подготовить их к здоровому будущему. С раннего возраста эти навыки могут определять, идет ли ребенок в колледж или тюрьму, и будут ли они в конечном итоге самостоятельны или зависимы».

    3. Они требовательны к детям.

    Используя данные национального опроса 6600 детей, родившихся в 2001 году, ученые Калифорнийского университета обнаружили, что высокие требования, которые родители предъявляют своим детям, оказывают огромное влияние на их будущие достижения.

    И деньги здесь не главное:

    «Родители, которые хотели, чтобы их дети закончили колледж, как мы видим, настраивали детей на эту цель и, независимо от их доходов и других активов». Выводы более, чем однозначны: 96% детей с лучшими результатами были настроены на колледж своими родителями.

    Это согласуется с другой психологической находкой – эффектом Пигмалиона. Он гласит: «То, что один человек ожидает от другого, может стать само-исполняемым пророчеством». В случае с детьми – они просто оправдывают ожидания своих родителей.

    4. У них здоровые отношения друг с другом.

    Согласно исследованиям, проведенным в Университете штата Иллинойс, дети в семьях скандалистов развиваются хуже, чем у спокойных родителей. И это не зависти от того, развелись ли родители, или сохранили свою нездоровую семью ценой постоянного противостояния.

    Негатив несут все конфликты – даже если они редки, как бывает между разведенными родителями. Встречи поссорившихся родителей с ребенком также плохо влияют на него.

    Еще одно исследование показало, что 20-летние, пережившие развод родителей, все еще страдают от этого даже 10 лет спустя. Молодые люди, которые сообщали о конфликте между родителями, с большей вероятностью переживали деструктивные чувства потери и сожаления.

    5. Они сами получили хорошее образование.

    Исследование 2014 года, проведенное психологом Университета Мичигана Сандрой Танг, показало, что у родителей с высшим образованием дети больше стремились к продолжению обучения после школы.

    И наоборот: исследование более чем 14 000 детей показало, что большинство тех, чьи мамы не закончили школу, повторяют путь родителей.

    Психолог из Университета Боулинг-Грин Эрик Дубов подтвердил вывод коллег: «Уровень образования родителей, когда ребенку было 8 лет, значительно предсказал образовательный и профессиональный успех для ребенка 40 лет спустя».

    6. Они рано учат детей математике.

    Исследование 35 000 дошкольников в США, Канаде и Англии показало, что развитие математических навыков с самого раннего возраста может превратиться в огромное преимущество.

    Один из соавторов исследования, Грег Дункан из Северозападного университета, удивленно заявил: «Огромное значение ранних математических навыков уровня начальной школы – со знанием чисел, их порядка и других элементарных понятий – является одной из загадок, которые мы так и не поняли. Раннее изучение математики обусловило не только будущие математические достижения, но и, почему-то, будущие успехи в чтении».

    7. Они развивают отношения со своими детьми.

    В 2014 году было проведено исследование, охватившее 243 человека, выросших в нищете. Оно показало, что дети, получившие «заботливый уход» в первые три года жизни, не только хорошо развивались в детстве, но и имели более здоровые отношения и высокие показатели успеваемости в возрасте 30 лет.

    «Это говорит о том, что близкие отношения между родителями и детьми в раннем возрасте имеют долгосрочное позитивное влияние на взросление и успешность личности».

    8. Они менее напряжены.

    Согласно недавним исследованиям, просто проводить с ребенком много времени не значит сделать его успешным. Более того, слишком «интенсивное материнство» и ограничение свободы малыша под видом воспитания может иметь неприятные последствия.

    Социолог из Университета штата Боулинг-Грин Кэй Номагути объяснил:

    «Материнский стресс, когда они разрываются между работой и попытками найти время для детей, на самом деле плохо влияет на малышей». Это объясняется так называемой «эмоциональной заразой» - когда вы чувствуете себя плохо потому, что плохо вашему близкому человеку.

    Поэтому, если родитель измотаны или расстроены, это эмоциональное состояние передается детям.

    9. Они ценят усилия, направленные на достижение успеха.

    То, как дети оценивают свои первые успехи, влияет на их последующие достижения.

    Многолетнее исследование психологов из Стэнфордского университета обнаружило, что дети (и взрослые) думают об успехе одним из двух способов.

    «Фиксированное мышление» предполагает, что наш характер, интеллект и творческие способности являются статическими дарами, которые мы не можем изменить, а успех – это подтверждение этого неотъемлемого интеллекта. С другой стороны, «менталитет роста» преуспевает в вызове и видит неудачу не как доказательство слабости, а как повод для роста и приумножения наших существующих способностей».

    В основе этого лежит различие в том, как вы представляете детям их собственные успехи. Если детям говорят, что они прошли тест из-за своей врожденной гениальности, это создает «фиксированное мышление».

    Если вы говорите, что они преуспели из-за того, что постарались – это учит «мышлению роста» и делает их сильнее и устойчивее.

    10. Они работают.

    Согласно исследованиям Гарвардской школы бизнеса, мамы, которые ходят на работу, позитивно влияют на детей. Исследование показало, что дочери работающих матерей упорнее учились, раньше начали зарабатывать и получали больше денег. Говоря математически, они на 23% успешнее по сравнению со сверстниками, которых воспитывали мамы на дому.

    Исследование сыновей работающих матерей также показало, что они работают больше своих сверстников и больше заботятся о своем доме. Обучение детей трудолюбию на собственном примере психологи называют «ролевым моделированием»:

    «Ролевое моделирование – это способ сигнализировать о том, что уместно с точки зрения того, как вы себя ведете, что вы делаете, о действиях, в которых вы участвуете, и о том, во что вы верите».

    11. Они богаты и влиятельны.

    Кроме воспитательных моментов, на успех детей влияет и такой момент, как богатство родителей. И этот разрыв усиливается! Разница в уровне достижений между семьями с высоким и низким доходом «примерно на 30-40% больше среди детей, родившихся в 2001 году, чем среди рожденных 25 лет назад», говорят исследователи.

    В результате, чем выше доход родителей, тем выше оценки детей.

    «Удовлетворение основных и дорогих потребностей, высокий социально-экономический статус – это то, что резко усиливает образовательный уровень и успешность детей».

    Исследователи определили три типа воспитания ребенка:

    Позволяющий: родители пытаются не быть деспотами и принимать ребенка таким, какой он есть.

    13: Они учат «твердости».

    В 2013 году психолог из Университета Пенсильвании Анджела Дакуорт описала мощную персональную черту, присущую всем успешным людям, которую назвала обычным словом «твердость».

    Ее определение твердости таково: «Тенденция к сохранению интереса и стремления к достижению очень долгосрочных целей». Он анашла именно эту черту у всех исследуемых успешных студентов – будь то члены престижной «Лиги Плюща», курсанты военной академии Вест Пойнт или победители Национального конкурса по орфографии.

    Речь о том, как научить детей воображать то будущее, которое они хотят создать – и упорно идти к цели, невзирая ни на что.

    «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми», - как-то заметил Оскар Уайльд.

    Казалось бы, вот он - лучший рецепт воспитания, только понятия счастья и «хорошести» у большинства родителей совершенно разные. Конечно, мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными и послушными. Но, помимо этого, в каждой семье к ребенку могут предъявлять целый ряд требований для получения статуса «хорошего». Надо сказать, что желание иметь «хорошего» ребенка – это во многом отражение проекций родителей. В ребенке они хотят видеть то «хорошее», что им кажется «хорошим». При этом все, на их взгляд, «плохое» отсекается как ненужное.

    Иногда выходит так, что в семье ученых чадо непременно должно быть отличником, спортсменов – чемпионом, музыкантов – певцом и так далее. Иногда в погоне за суровыми критериями «хорошести» родители перестают видеть уникальную личность ребенка, которому могут быть совершенно безразличны точные науки, спортивные достижения, пение и другие навязанные интересы. Вместо того, чтобы заняться тем, что по-настоящему нравится, ребенку приходится удовлетворять амбиции взрослых. Нередко такие дети чувствуют себя подавленными, лишенными инициативы, а иногда начинают капризничать и вступать в конфронтацию, а ближе к переходному возрасту становятся, по мнению родителей, «трудными» и «плохими».

    Еще одно распространенное заблуждение – путать понятие «хороший» ребенок с понятием «удобный». «Удобный» ребенок всегда спокоен, прилежен, редко идет наперекор, ест, что дают, спит, когда скажут. Мечта, да и только! Одна проблема – повзрослев, «удобный» ребенок начинает подстраиваться под окружающих, не умеет дать отпор и редко проявляет инициативу. Поэтому прежде чем решить воспитать «хорошего» ребенка, стоит четко понимать, что же на самом деле это значит.

    «Хороший» ребенок - какой он?

    Начнем с самого слова «хороший». Словарь русского языка Ефремовой определяет, что «хороший» - это тот, кто отличается достойностью, приличием, обладает положительными качествами и свойствами. В толковом словаре В.И. Даля «хороший» - значит «красивый, добрый, способный». Ни в одном определении не нашлось места таким словам, как «успешный», «популярный», «послушный», «спокойный» и «покорный». А ведь нередко именно таким видят родители «хорошего» ребенка.

    Даже когда мы рассуждаем о «хорошем» взрослом, послушность и повиновение – последнее, что приходит на ум. Обычно «хорошим» нам кажется знающий правила приличия, образованный человек, который живет, не нарушая закон и по-доброму относится к окружающим.

    У психологов нет четкого определения «хорошего» человека. Чаще мы говорим о «здоровой» личности, ее внешних и на внутренних качествах. Такая личность:

    • имеет четкое понимание своих желаний и целей, умеет находить ресурсы для их осуществления либо может спокойно отказываться от задач, если они невыполнимы;
    • умеет самостоятельно принимать решения и отвечать за себя;
    • способна успешно строить коммуникацию как в личном, так и в деловом окружении;
    • уверена в своих силах, адекватно оценивает себя, зная и сильные и слабые свои стороны;
    • эмоционально устойчива;
    • способна отстаивать свои интересы;
    • в целом мыслит позитивно и по-доброму настроена к внешнему миру и т.п.

    Все перечисленное говорит в первую очередь о «психологическом здоровье» человека, фундамент которого закладывается еще в детстве. Достичь гармоничного развития ребенка на самом деле не так трудно, как кажется. Главное – видеть в ребенке не свою собственность, а формирующуюся личность, но в то же время не пускать все на самотек и уметь грамотно очертить границы дозволенного. Родителям приходится учиться балансировать между излишней добротой и вседозволенностью и крайней строгостью и запретами. Любой перекос может сказаться на хрупкой формирующейся личности ребенка и отразиться на его дальнейшей жизни.

    Однако известно, что излишняя суровость, критика, а в особенности оскорбления и побои наносят серьезный удар по самооценке ребенка. Чрезмерный же контроль и желание оградить чадо от внешнего мира может сделать его инфантильным и неприспособленным к жизни. Также пагубно влияет полная безнаказанность и выполнение всех капризов. В данном случае родитель рискует получить «хорошего» эгоиста.

    Какого ребенка хочу я?

    Психологи для начала рекомендуют родителям задать вопрос самим себе: «что для меня значит иметь хорошего ребенка?» Честный ответ самому себе поможет выбрать правильный вектор воспитания. Если же ответ никак не приходит на ум, лучше разобрать ситуацию в кабинете психолога, особенно если вам кажется, что воспитание ребенка сбилось с курса и не приносит должных результатов.

    Интернет и полки книжных магазинов пестрят всевозможными пособиями по воспитанию детей. Но, как правило, каждый конкретный ребенок и отдельная семья нуждаются в индивидуальном, а не усредненном подходе к такому деликатному вопросу. Мы рекомендуем вам обратиться к опытному, квалифицированному специалисту, с которым вы сможете обсудить все свои сомнения относительно воспитания вашего чада.

    Как из «хорошего» ребенка не сделать «плохого»?

    Психологи многих стран, проанализировав различные случаи из практики, пришли к выводу, что часто родители и их советчики повторяют одни и те же ошибки. Вот самые распространенные из них:

    • Родители пугают ребенка фразами вроде: «Если ты не сделаешь это, то я перестану тебя любить». Такое заявление крайне негативно отражается на психике, так как любовь и забота родителей безусловны и не должны зависеть от его поведения.
    • Родители избегают тактильного контакта, лишний раз не погладят и не обнимут ребенка. Ласка и поощрение очень важны для детей, так как дают им уверенность в любви и заботе.
    • Родители слишком устают, чтобы играть с ребенком и интересоваться его жизнью. Конечно, рассказ чада о новом дне в детском саду не так увлекателен, как любимый сериал, но именно общение с ребенком помогает выявить его интересы, проблемы и переживания.
    • Родители критикуют, унижают, оскорбляют, сравнивают с другими детьми. Все это бьет по самооценке, тогда как похвала за самые незначительные достижения и успехи вселяет веру в себя.
    • Родители не могут договориться друг с другом в вопросах воспитания. В итоге ребенок не понимает, что можно, а что нельзя.

    Когда нужна помощь специалиста?

    Иногда бывает и так, что родители уважают личность ребенка, уделяют ему внимание, но он все равно не слушается, ведет себя агрессивно и не может ни на чем сосредоточиться. В данном случае родителям имеет смысл обратиться к психологу. Возможно, причина такого поведения кроется в тех факторах, о которых родители даже не догадываются.

    Случай из практики.

    Женщина обратилась к психологу с жалобой, что ее 9-летняя дочь начала сильно отставать в школе и замкнулась в себе. При этом клиентка честно призналась, что никогда не позволяла себе грубости в отношении девочки и всегда поддерживала дочь во всех ее начинаниях. Но в ходе терапии выяснился интересный факт: из-за стесненных жилищных условий девочка и мать спали на одной кровати практически с самого рождения ребенка. И сейчас, когда дочери исполнилось 9 лет, мать не спешила решать проблему. Психолог выявил, что этот, казалось бы, незначительный факт стал причиной постоянного психологического дискомфорта ребенка. После того, как женщина сделала перестановку и купила девочке отдельную кровать, ребенок наконец получил свое личное пространство. Успеваемость и настроение девочки значительно улучшились.

    Потребность малыша в любви, понимании и заботе может выражаться по-разному. Это может быть как прямая просьба (что случается довольно редко), так и плохое поведение (которое встречается чаще).

    Хорошие манеры - залог правильного воспитания

    Невоспитанный ребенок может ужасно себя вести, драться, мешать проводить занятия или уроки, перекрикивать воспитателей и учителей или просто шуметь, не давая родителям возможности отдохнуть после тяжёлого рабочего дня. Как правило, родитель пробует совладать с подобной ситуацией, но чем больше он старается, тем хуже выходит. Мамы и папы очень часто повторяют одно правило, которое звучит так: он так требует внимания. Конечно, ваше чадо имеет множество других потребностей в психологическом плане, кроме повышенного внимания к себе и своего "хочу".

    как быть?

    Рассмотрим важнейший вопрос: как и не навредить ему? Вопреки общему мнению, воспитание детей - это не целенаправленные специальные занятия один раз в день, когда мама и папа садятся вечером рядом с сынишкой или дочкой и начинают рассказывать, как нужно общаться и вести себя. Процесс воспитания - это то, что происходит в общении ребёнка с родителями и с другими взрослыми людьми в жизни. Оно должно происходить постоянно: когда папа смотрит футбол, а мама собирается на прогулку с подругами, или когда мама с папой ругаются и мирятся. Но что делать в таких ситуациях? Ведь жизнь порой бывает очень сложной, не всегда родные в хорошем настроении. Дети начиная с дошкольного возраста уже понимают и осознают, что они переживают, и как на эти чувства реагировать. Понимать, как правильно отвечать на то или иное переживание, они учатся у родителей, и если мама с папой не могут вести себя примерным образом, тогда и появляется невоспитанный член семьи.

    Определение невоспитанного - балованного ребёнка

    Известно, если дитятко считают избалованным, это говорит прежде всего о его невоспитанности. Как правило, малыш эмоционально неустойчив, подвержен регулярным капризам и истерикам, никогда не слушается родителей, ярко высказывает свой эгоизм, не умеет и не желает общаться с ровесниками. Именно такие дети невоспитанны и избалованы, они считают себя центром Вселенной и делают, что хотят. Есть такое понятие «баловень», многие сравнивают это с избалованностью, но это совершенно не так. Ведь разбаловать можно, лишь регулярно потакая его капризам, покупая дорогие подарки по первому требованию. А что касается баловней, они получают родительскую любовь и заботу в меру.

    Невоспитанный ребёнок: признаки

    Прежде всего, это дикие дети, которые живут только своими «хочу» и воспринимают окружающих людей как нечто, чем они могут пользоваться, как захотят и когда. В разрезе этого хорошо воспитанный ребёнок - это существо адекватное и, скорее, полезное, чем вредное (ведь, как мы знаем, бывают дети, как стихийное бедствие). Но такие, по крайней мере, воспитанны и культурны. Давайте рассмотрим реальные примеры очень важного вопроса: кто такой избалованный, невоспитанный ребёнок и как с этим бороться?

    Примеры невоспитанных детей

    • Малыш не желает делиться своими личными вещами, едой, вниманием окружающих. Нередко для достижения своих целей специально использует истерию.
    • Сильная зависимость от родительской опеки. Такому отпрыску постоянно нужно присутствие родных, как бы сложно это ни было.
    • Показывает повышенные претензии к еде, не желает есть обычную пищу, требует запретные сладости.
    • Постоянно недоволен одеждой, едой, игрушками, вниманием. Часто отказывается от прогулок.
    • Никогда не поможет взрослым при уборке квартиры, убежден, что мама или бабушка обязаны за ним все убирать.
    • Постоянно хамит взрослым, а те, в свою очередь, понемногу теряют уважение и перестают быть для него авторитетом. Часто невоспитанные дети в гостях показывают свои капризы и непослушание, что даже родителям становится стыдно. В стремлении обернуть на себя внимание взрослых может шуметь, мешать разговору, устраивать припадки и так далее.
    • Умеет манипулировать взрослыми и с помощью этого добивается своих целей. В ход может пускать истерики, слезы, подлизывание, также прослеживается рукоприкладство со стороны отпрыска.
    • Не знает слова «нет». Это результат вседозволия, и со временем он начнет не понимать, почему ему отказывают.

    Причинами вышеперечисленных признаков может быть изначально неправильный и непедагогический подход отца, матери, бабушек, дедушек в вечном вопросе, как воспитать ребёнка. Очень часто не хватает времени на образование отпрыска, и взрослые потом откупаются дорогими подарками.

    Некультурные родители и их проблемы в воспитании

    Есть также невоспитанные родители, которые обманывают других людей, хитрят, притворяются, лгут и лицемерят перед своими родичами, соседями и друзьями. Будьте уверены, что дети увидят и поступят точно так же, повторяя все ваши действия. Именно от вас они учатся лгать, обманывать, вести себя подло и недостойно. Такое воспитание ни к чему хорошему не приведет, ваших чад перестанут уважать и любить, даже будут сторониться. Такие дети не вырастут достойными, их всегда все не будет устраивать, и винить они станут в этом не себя, а окружающий, злой мир.

    Что можно, а что нельзя?

    А есть такие индивиды семьи, которые не в состоянии отказать любимому чаду и глупо убеждены, что каждое ограничение будет негативно сказываться на эмоциональном состоянии малыша. Необходимо построить такую систему воспитания, чтоб ребёнок понимал и определял, где хорошо, а где плохо, где можно, а где нельзя. А также проявлять уважение к другим людям, стараться верно реагировать на жизненные ситуации с подсказкой родителей и уметь контролировать свои эмоции.

    Большинство семей задаются вопросом: с какого возраста нужно заняться формированием поведения своего чада? Давно известный факт, что воспитывать нужно с самого рождения. Любящие и адекватные родители обязаны уделять особое внимание этому факту, поскольку от этого зависит, каким вырастет ваш любимый малыш. Именно невоспитанные дети в школе несут хаос и тревогу, создают дискомфорт адекватным слабых и часто прибегают к физическому насилию.

    7 ошибок в воспитании детей

    Молодые мамы и папы допускают массу ошибок, которые потом негативно сказываются на физическом состоянии отпрыска и его психическом здоровье. Как же избежать основных промахов в воспитании, чтоб в семье не появился невоспитанный ребенок? Об этом рассказано ниже.

    • Обвинения и угрозы. Метод воспитания посредством упрёков, угроз, запугиваний, устыжения - это главная ошибка, которая пришла к нам из прошлого. Фразу «Как тебе не стыдно!» применяют до сих пор. Ребёнок чувствует не только стыд за содеянное, но теряет всякую активность, и это убивает всякую последующую инициативу. Таким способом можно вырастить морального инвалида, особенно это касается популярной фразы «Мы больше не будем тебя любить». Ведь для маленьких деток это огромный шок, истерика и желание сделать пакость кому-то назло.
    • Непоследовательность и несогласованность в воспитании. С самого детства ваш малыш должен быть ограничен рамками дозволенного. Ежедневно менять требования и запреты - это неправильно. Ребёнок станет путаться и теряться в разных «можно» и «нельзя». Требования к детям у всех членов семьи должны быть одинаковыми. Тот родитель, чья позиция в воспитании невыгодна для малыша, получит неуважение в свою сторону и перестанет быть авторитетным, если не следовать правилам воспитания.

    • Неровное отношение. Довольно часто взрослые все свои сложности и проблемы переносят на общение с детьми, что, конечно, неправильно. В один момент они их целуют, балуют, покупают все, что те просят. А уже на следующий день могут кричать, злиться или попросту не обращать внимания. Разные «можно» и «нельзя» полностью зависят от настроения любимых мамочек и папочек. Если вы не хотите, чтоб ваш малыш вырос психически нестабильным, контролируйте свои эмоции, не срывайте на малышах злобу. Ведь вернуть доверие будет невероятно сложнее, чем его потерять.
    • Чрезмерная опека. Существует такая категория мам, которых называют мамы-наседки. Такие мамаши излишне опекают своих детей, что приносит вред их полноценному, нормальному развитию. Гиперопека негативно сказывается на разных сторонах вашего ребёнка. Он не сможет долгое время найти друзей, не сможет высказывать свое мнение и отстаивать его.
    • Недостаток времени. Одна из главных ошибок родителей - мало времени на занятия с детками. Все постоянно заняты на работе, по хозяйству, но это не значит, что нужно забыть о потребностях ребёнка. Ему необходимо ваше внимание и совместные вечера, беседы, игры и чтение любимых книг. В противном случае ваш малыш начнет чувствовать себя ненужным и будет искать поддержки и понимания у чужих людей.
    • Нехватка ласки. Детям любого возраста необходимы ласка и внимание. Они дают ощутить себя нужными, любимыми. Поэтому отказывать сыну или дочке в этом удовольствии нельзя. Но также важно помнить, что навязывать ласку запрещается. Не стоит заставлять вас насильно целовать, обнимать. Ведь нежность должна идти от души, а не потому что так надо.
    • Денежный вопрос. Заменять любовь деньгами ни в коем случае нельзя, но, к сожалению, ребёнок в современном мире испытывает подобное очень часто. Всем ясно, что взрослые пытаются заработать как можно больше для общего блага, но все же деньги не могут заменить родительской любви и ласки. Любая, даже самая дорогая покупка будет меркнуть, если вашему чаду не хватает внимания и заботы.

    Цель правильного воспитания

    Родители, которые любят своих детей по-настоящему, относятся к ним внимательно и серьёзно. Они принимают решения исходя из блага, которое оно принесет ребёнку. Родители, которые не объясняют своему чаду, что хорошо, а что плохо, портят человеческую сущность малыша. Отсюда и появляются невоспитанные дети и их мамаши, которые ничего не слышат и делают все по-своему, игнорируя окружающих. Из таких малышей вырастают неуверенные, обозлённые и капризные личности.

    Большинство родителей хотят, чтобы их ребенок стал успешным в жизни, имел престижную высокооплачиваемую работу, уважал родителей и заимел замечательную любящую семью. Но те ли знания и советы получает ребенок на своем пути развития и достижения успеха и счастья в жизни, знают ли родители, как воспитать ребенка добрым.

    Роль родителей в воспитании ребенка

    Основной вклад в воспитание ребенка вносят родители. С самого детства они обучают своих детей, как следует и как не следует себя вести. Огромное влияние оказывает само поведение родителей, если родители сами ведут себя подобающе, то и у детей закрепляется твердая убежденность поступать таким образом. ему необходимо уделять должное внимание , выслушивать его, показывая своим настроем и поведением, что вы готовы ответить на возникающие вопросы и помочь в разрешении спорной ситуации. Благодаря такому поведению ребенок будет более расположен делиться именно с вами, когда у него будут появляться неразрешимые вопросы. Если же ребенок потеряет к вам уважение, то он также может перестать слушать и слушаться вас, что приведет к тому, что вы потеряете возможность учить ребенка, а именно знание помогает человеку поступать правильно и достойно справляться с жизненными трудностями.

    «Прежде, чем воспитывать детей, мы сами должны исцелиться от некогда полученных душевных травм. Все мы хотим, чтобы наши дети стали счастливы, но научить их счастью могут только гармоничные, счастливые родители» Марина Таргакова

    Как воспитать ребенка добрым — с малых лет необходимо делать упор на воспитание характера ребенка, а не только на интеллектуальные способности . Благодаря именно характеру человек становится успешным и счастливым в жизни. Родители должны сами постоянно и неуклонно , изучать как правильно жить, и передавать полученное знание своим детям, которое бы служило фундаментом, отталкиваясь от которого дети бы различали что хорошо, а что плохо.

    Если ваш ребенок поступил неправильно в той или иной ситуации, необходимо доходчиво объяснить ему, за что именно он был наказан, чтобы ребенок осознавал по какой причине не следует поступать таким образом, и как ему следует себя вести, окажись он снова в аналогичной ситуации. Разговор должен проходить в мягком тоне, без грубых слов и криков, при необходимости следует проявить должную строгость, наказав его за неправильное поведение — при подобном отношении вы сможете воспитать ребенка добрым.

    Правильное воспитание ребенка означает прививать правильные жизненные ценности , больше говорить о человеческих взаимоотношениях, нежели только о том, что нужно найти престижную работу и зарабатывать побольше деньги, так как счастья больше в отношениях, а не в приобретениях. Если родители сами сомневаются в правильности данного утверждения, то оглянитесь по сторонам, как живут знаменитости, ваши родные и близкие друзья, у кого счастья больше, смотрите вовнутрь людей, а не на внешние факторы.

    Чтобы воспитать ребенка успешным и счастливым, надо учитывать его половую принадлежность , в воспитании детей имеются как общие принципы, так и индивидуальные. Парней следует больше настраивать на внешнюю деятельность, они должны расти аскетичными, целеустремленными, ответственными, добиваться успеха в работе, изучать свои мужские обязанности и направлять свою будущую семью в правильном русле. Девушек же надо больше настраивать на семейную жизнь, культивирование женственности, смирения, создание уюта, тепла, заботы и любви в будущей семье, .

    «Воспитание хороших качеств характера у ребенка гораздо важнее, чем получение информативного знания» Олег Торсунов

    Касательно развития положительных черт характера приведу несколько примеров, и добавлю, что именно собственным примером вы больше всего сможете вложить в ребенка. Объясняя, как правильно вести себя за столом, не хватать все себе и быть поскромнее в своих желаниях, ребенок не будет склонен проявлять жадность, также этому способствует совместное совершение пожертвования на улице нищим людям. Чтобы воспитать ребенка добрым, чтобы ребенок умел приходить к компромиссам в возникающих спорах, нужно подымать на совместное обсуждение волнующие вопросы. Крайне не рекомендуется родителям при детях в грубой форме выяснять отношения. Совместное времяпровождение вливает в ребенка любовь и теплоту, а также прививает на будущее более близкое развитие отношений с людьми.

    Роль друзей в воспитании ребенка

    Необходимо быть крайне внимательным к окружению вашего ребенка и всяческими способами ограждать ребенка от дурного влияния и . Но это должно выражаться не в жесткой форме, а в том, чтобы ребенок сам осознавал, почему следует избегать определенных вещей. Чтобы воспитать ребенка добрым, успешным и счастливым, советуйте ему держаться тех друзей, которые имеют схожие высокие интересы в жизни, чья жизнь не устремлена лишь в походы по клубам и ресторанам. Хотелось бы рассказать об одной серьезной ошибке, которую допускают многие родители.

    Она заключается в том, что они думают, что пусть сейчас мой ребенок погуляет, а потом уж серьезную жизнь строит и о семье думает. В результате такого поведения характер человека сильно меняется, вырабатываются определенные привычки и привязанности. И вы же не думаете, что ваш ребенок по одному только собственному желанию, которое у него должно еще появиться, сможет поменять свое отношение к жизни. И не надо думать не о каком опыте, который он сможет получить живя такой жизнью, как говорят «Глупый учится на своих ошибках, а умный – на чужих ». Прививая ребенку сразу правильные ценности, его не будет вилять из стороны в сторону, и вам не придется возвращать его на правильный путь, но не следует проявлять насилия при воспитании даже , он сам должен стремиться жить правильнейшим образом.

    Учеба и ребенок

    Не нужно насильно заставлять ребенка учиться, необходимо развивать в нем интерес к учебе. Если у ребенка что-то не получается, и он приносит отрицательные оценки, не нужно на него кричать, попытайтесь помочь ему, разобрав в чем именно у него возникают трудности. Если же у ребенка ни в какую не удается совладать с каким-то предметом, не страшно, пусть он на этом сильно не зацикливается, и вам не стоит на него давить. Главное, что необходимо делать при воспитании ребенка в этом случае — это делать акцент на его сильные стороны, замечать, в чем он преуспевает и что ему близко и интересно, и продолжать его развивать в этом направлении, тогда вы сможете воспитать ребенка успешным.

    Некоторые дисциплины ему так и не будет суждено покорить, а при сильном давлении ребенок может вовсе разочароваться в учебе и у него пропадет всякое желание учиться, даже тому, что ему интересно. Также у ребенка не должен появляться страх того, что родители заругают за полученные оценки, поэтому я лучше умолчу. Не в том смысле, что ребенок может приносить какие хочет оценки и ему за это ничего не будет, нет, я говорю о том, что дети часто видят внешнее проявление – оценку, но не видят внутреннего – знания, то есть отрицательная оценка в первую очередь свидетельствует о пробелах в знаниях. Именно упор на получение знания всеми силами должны стараться делать родители.

    Вывод о воспитании ребенка

    Воспитание детей во многом зависит от самого поведения родителей. Если вы говорите одно, но поступаете совсем по-другому, не надейтесь, что ваши дети будут вас слушаться. Совершенствуйте сами свой характер — это и будет самое , которое сделает ребенка счастливым и успешным, а также прививайте высокие жизненные ценности и своим детям. Пытайтесь создать правильные теплые отношения в семье, совместное времяпровождение играет большую роль. Не проявляйте насилия при воспитании ребенка и старайтесь быть сдержанными в проявлении негативных чувств и открытыми в проявлении положительных чувств в адрес детей, но и не забывайте о проявлении строгости.

    На примере других можно объяснять детям, как следует и как не следует себя вести, но обсуждайте сам поступок и его последствия, а не саму личность, без критики и осуждения, тогда вы сможете воспитать ребенка добрым . Будьте более разборчивыми в просмотре телевизионных передач, большинство из того, что показывается на телеэкранах, не приносит пользы и учит совсем не тому, чему надо. Говоря о чем-то, не забывайте аргументировать свои слова, чтобы ребенок знал, почему следует поступать именно таким образом, но только пусть всего будет в меру.

    «Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей» Лев Толстой



    Похожие статьи