• Пару слов о теплых отношениях. Почему мы дорожим дружбой

    30.04.2019

    Инна Судакова
    Урок-игра «Дружбой дорожить умейте»

    Государственное бюджетное учреждение Амурской области

    «Тындинский социальный приют для детей»

    Игра : «Дружбой дорожить умейте

    Подготовила : воспитатель младшей дошкольной группы

    Судакова Инна Викторовна

    май 2009 – 2010 учебный год

    Игра о товариществе и дружбе :

    «Дружбой дорожить умейте

    Цель : познакомить детей с правилами дружбы , показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, научить разделять радости и печали друзей.

    1. Есть ли у тебя друг?

    2. Какие черты характера, качества своего друга ты больше всего ценишь?

    3. Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?

    4. Какие проступки ты смог бы простить своему другу?

    5. Чего не смог бы простить ему?

    6. Всегда ли ты говоришь другу правду?

    7. Всегда ли ты принципиален в дружбе ? Можешь ли ты выступить против друга, если тот не прав?

    8. Помогает ли дружба тебе в жизни , в учебе?

    9. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

    (Анкетирование учащихся желательно провести заранее. Наиболее удачные ответы ребят рекомендуется зачитать по ходу урока .)

    В е д у щ и й. Сегодня, ребята, мы поговорим о дружбе . Во все и всех народов очень высоко ценились дружба , верность и преданность. «Кто не ищет дружбы с близким , тот себе заклятый враг» , - писал в XII веке Шота Руставели. Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе . В дружной работе , в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Попробуем вспомнить пословицы о дружбе . Я начну, а вы продолжайте.

    1. Все за одного, а один за … (всех) .

    2. С миру по нитке – голому…. (рубаха) .

    3. Семеро одно… (не ждут) .

    4. Один и у каши … (сирота) .

    5. Один в поле … (не воин) .

    6. Одна ласточка весны … (не делает) .

    7. Старый друг лучше….(новых двух) .

    8. Без беды друга не …. (не узнаешь) .

    9. Нет друга, так ищи, а нашел так … (береги) .

    10. Раздружится друг – хуже … (недруга) .

    11. Для друга и семь верст не … (околица)

    12. Где лад, там и … (клад) .

    Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе , и это только малая часть. А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл.

    1. Трусливый друг опаснее врага (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).

    2. Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку – много друзей (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться ).

    3. Неверный друг, что дырявая шуба (в дырявой шубе в мороз холодно, а неверный друг подведет в сложной ситуации).

    4. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает (когда человек во всем тебе потакает, ему все равно, какой ты на самом деле. Лучший друг – это тот, кто поможет тебе исправиться и стать лучше).

    5. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надежных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надежным другом).

    6. За что друг побранит, зато враг похвалит (твой враг хорошо видит, что для тебя на самом деле плохо совершать какие – либо недостойные поступки, потому за них он будет тебя лицемерно хвалить. Настоящий друг скажет правду, даже если она неприятная).

    7. И много друзей – мало, и мало врагов – много (много друзей всегда хорошо, а хорошего, как известно, много не бывает. Враг – это всегда зло, а даже маленькое зло – это всегда плохо).

    8. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба , тем легче переносятся человеком удары судьбы).

    9. Дружба , что стекло : расколешь – не соберешь (разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).

    10. Дружба дружбе рознь – иную хоть брось (когда друзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют один на другого, то такая дружба идет только во вред ).

    11. Дружба крепка не лестью , а лаской и честью (надо помнить, что настоящий друг может указать тебе на твои недостатки или недостойные поступки. Именно такой дружбой следует дорожить ).

    12. Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба – словом (обидные и несправедливые слова могут разрушить дружбу , поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).

    13. Хочешь дружбы – будь другом (когда сам научишься дружить , тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).

    В е д у щ и й. Слово «дружба » по своему значению тесно связано с таким понятием, как родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т. е. сходство чувств, переживания, единство восприятия окружающего мира и в отношении к нему. Вот что сказал о дружбе великий Вильям Шекспир :

    Настоящий друг везде

    Верен : в счастье и беде;

    Грусть твоя его тревожит.

    Ты не спишь – он спать не может,

    И во всем без дальних слов.

    Он помочь тебе готов.

    А каким бы ты хотел видеть своего друга? Чего бы ты желал от друга? (Ответы учащихся. Уместно зачитать ответы учащихся на вопросы анкеты) .

    В е д у щ и й. Из ваших ответов можно сделать вывод, что от друга требуется немного : понимание. Немного? Но подумайте, сколько разных составляющих включаем мы в это понятие. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны. Но можно ли представить друга завистливым? А высокомерным? А какие еще слова не совместимы с понятием «дружба » ? (Ответы учащихся.)

    Друг не может быть злобным и самовлюбленным. Также не соединяются с понятием «дружба » жадность и хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и черствость. Друг – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить , должен научиться этому. И начинать надо с самого себя. Вы должны в себе самом найти ответ – готовы ли вы встретить друга? Разговор с самим собой должен быть честным : интересен ли я самому себе, не скучно ли мне с собой? Умею ли я сам с собой обращаться? Ведь именно с тем, что содержится в человеке, выходи он к людям, только своими человеческими качествами он может заслужить дружбу . Предложенный тест поможет вам определить, добрый ли у вас характер?

    Тест «Добрый ли у вас характер?»

    1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?

    2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?

    3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?

    4. Приятно ли вам, когда незнакомый сверстник говорит вам : «Эй ты, поди сюда» ?

    5. Способны ли вы ударить собаку или кошку?

    6. Часто ли вы болеете?

    7. Часто ли вам хочется поменять парту, за которой вы сидите?

    8. Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, понимая, однако, что это ошибка?

    9. Тяготит ли вас общественные обязанности?

    10. Способны ли вы более пяти минут ждать опаздывающего товарища, не проявляя при этом нетерпения?

    11. Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?

    12. Сохранили ли вы свои детские игрушки?

    13. Можете ли вы с улыбкой воспринимать подшучивания друзей?

    14. Нравится ли вам бывать в кругу вашей семьи?

    15. Злопамятны ли вы?

    16. Находите ли вы, что все время стоит погода, нетипичная для данного сезона?

    17. Случается ли вам быть с утра в плохом настроении?

    18. Раздражает ли вас классическая музыка?

    19. Раздражает ли вас присутствие в вашем доме чужих людей, находящихся у вас более часа?

    Обработка результатов

    Поставьте себе по одному очку за положительный ответ на вопросы № 3, 9, 10, 13, 14, 19, по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.

    Подсчитайте очки. Свыше 15 очков, то у вас покладистый характер и вы преисполнены доброжелательного отношения к людям. От 8 до 15 очков, то вы не лишены недостатков, но с вами еще можно ладить. Ниже 8 очков вашим друзьям можно посочувствовать.

    (Данный тест желательно провести заранее, а результаты озвучить на уроке ).

    В е д у щ и й. Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Послушайте в связи с этим стихотворение Агнии Барто «Требуется друг» .

    Все живут – не тужат,

    А со мной не дружат !

    Бант у Кати расписной,

    Красные колготки

    И характер кроткий.

    Я шепчу : - Дружи со мной…

    Мы же одногодки,

    Как сестрички мы почти,

    Мы как две голубки

    Из одной скорлупки.

    Я шепчу : - Но ты учти –

    Ты во всем должна идти

    Другу на уступки.

    Предлагаю Ильиной –

    Ты дружи со мной одной !

    Есть разряд у Ильиной –

    И спортивный свитер,

    И девчонок свита.

    Подружусь я с Ильиной ,

    Стану знаменита!

    Все пятерки по одной

    У Светловой Нади.

    Я прошу : - Ты со мной

    Подружись хоть на день !

    Мы с тобой поладим :

    Будешь ты меня спасать –

    Дашь контрольную списать.

    А девчонки на дыбы!

    Говорят : Молчала бы!

    Не вставать же на колени,

    Уговаривать подруг…

    Напишу я объявленье :

    Срочно требуется.

    В е д у щ и й. Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный и доброжелательный. Он и советы дает, и развеселит, и уговорит… А вот другом его назвать – язык не поворачивается. И это только потому, что общаясь с вами, принимая в вас участие, он в действительности занят одним собой. Он, как героиня стихотворения, думает только о себе. Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга. Но бывает так, что за дружбу выдают привычку ходить вместе в кино, встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки . И хотя подобные отношения приятны и важны, но их скорее можно назвать товарищескими. Попробуем провести уточнение понятий : друг, товарищ, приятель, ровесник, и занесением их в наш словарь.

    Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.

    Товарищ – человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям жизни.

    Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.

    Ровесник – человек одного с вами возраста, т. е. сверстник, одногодок, однолеток.

    У каждого человека не так много настоящих друзей. Берегите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту. В литературе мы найдем немало тому примеров. Во как поэт Владимир Высоцкий проверял друзей :

    (Звучит «Песня о друге» В. Высоцкого.)

    Если друг оказался вдруг

    И не друг, и не враг, а так…

    Если сразу не разберешь,

    Плох он или хорош.

    Парня в горы тяни – рискни!

    Не бросай одного его!

    Пусть он в связке в одной с тобой –

    Там поймешь, кто такой.

    Если парень в горах – не ах,

    Если сразу раскис – и вниз,

    Шаг ступил на ледник – и сник,

    Оступился – и в крик,

    Значит, рядом с тобой – чужой,

    Ты его не брани – гони.

    Вверх таких не берут, и тут

    О таких не поют.

    Если он не скулил, не ныл,

    Если хмур был и зол, но шел,

    А когда ты упал со скал,

    Он стонал, но держал.

    Если шел он с тобой, как в бой,

    На вершине стоял, хмельной –

    Значит, как на себя самого,

    Положись на него.

    В е д у щ и й. Однако существует еще одно мнение о дружбе , как мне кажется, не менее справедливое. Дружба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами. Причем испытание мелочами, пожалуй, проходит труднее. Почему-то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения : несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность – сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения. Берегите друзей. Выбирайте их не спеша, но еще меньше торопитесь расстаться с ними.

    Другу ты отдать сумей

    Все тепло души своей.

    Все отдал – богаче стал,

    Что сберег, то потерял.

    Лишь тот не на год – навсегда богат,

    Кто дружбу сохранит , как бесценный клад.

    Лишь тот не на год – счастлив навсегда,

    Кто дружбу пронесет честно сквозь года.

    (Н. Доризо)

    В е д у щ и й. И помните, друзья создаются в юности, дальше становится все труднее и труднее подружиться .

    Игра «Терем – теремок»

    В этой игре есть интрига, поэтому она относится к самым веселым и увлекательным формам групповой деятельности. Ее используют для гуманизации групповых взаимоотношений, для формирования некоторых поведенческих привычек детей. Игра строится на воспоминаниях детей об известной сказке «Теремок» . Сюжет сказки переворачивается : мышка-норушка всем зверям, просящим пристанища в теремке, отказывает, говоря : «Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!» Активные участник игры, получившие роли медведя, зайца, лисы, волка, ежа, петуха, жабу, мухи и т. д., исполняют роли статистов – они только произносят слова : «Кто, кто в теремочке живет?» и «Пусти меня к себе жить» . Основная нагрузка в игре падает на наблюдателей происходящего : они обращаются к мышке-норушке («Уважаемая мышка-норушка!» или «Дорогая мышка или «Сударыня мышка!» ) и приводят разнообразные аргументы в пользу иного решения, прося пустить в теремок сказочного персонажа. Например : «Пусти его пожалуйста, он тебе другом станет» или же «…он станет двор мести» . Мышку уговаривают, пока она не согласится, иначе герой-проситель останется на улице.

    Интересно наблюдать, какие аргументы будут приводить дети и какие из них окажут решающее воздействие на главную героиню. В итоге, как правило, все звери поселяются в теремке; общая игра завершается финалом : жители теремка, взявшись за руки, ведут хоровод (затем все участники размышляют о том, что было главным в ходе игры) .

    К дружбе, как и к любви, люди относятся по-особенному . Происходит это потому, что любимые и друзья могут с легкостью сделать нас счастливыми . Впрочем, и ранить сильнее может тот человек, которому полностью доверяешь .

    Так почему мы дорожим дружбой? Возможно именно потому, что она делает людей и из взаимоотношения более благородными.

    В дружбе проявляются самые хорошие качества человека

    Можно ли представить дружбу без взаимной симпатии? Конечно, нет . А как же бескорыстие, взаимовыручка, всегда добрый совет и возможность положиться на другого в трудную минуту без страха быть отвергнутым, осмеянным? Получается, что без дружбы вообще сложно представить гармонично развивающееся общество . Ведь даже те люди, которые слишком замкнуты, именно через любовь и дружбу может раскрыться, тем самым влившись в общий людской поток безболезненно.

    На друга всегда можно положиться

    Речь, безусловно, о настоящих друзьях. То есть тех, кто уже не раз проверен в трудных ситуациях . Имея всегда в запасе друга, который разделит горести и радости, поможет советом или делом, можно меньше беспокоиться . То есть, такое явление, как крепкая дружба, существенно продлевает нам жизнь, снижая уровень стресса в нашей и без того беспокойной жизни.

    Дружба помогает чувствовать себя значимым членом общества

    Если кто-то с вами не просто общается, но и дружит, ваш авторитет в собственных же глазах сильно поднимается, что не замедлит сказаться на самооценке . Друзья вдохновляют на победы, не обращают внимания на неудачи, ведь они воспринимают дорогого человека как родного , а значит, принимают таким, какой он есть.

    Дружба помогает бороться

    В одиночку бороться с чем-то очень трудно. Но если рядом появляется человек, способствующий преодолению проблемы, вы испытываете искреннюю благодарность . Вместе с другом легче добиться каких-то высот , проще решиться на их покорение. Мужская дружба - один из примеров такого сотрудничества. Женская же скорее не созидательная, а созерцательная . То есть девушки чаще помогают друг другу сочувствием , в котором, на самом деле мало конструктивного. Может поэтому разрушить отношения мужчины с мужчиной гораздо сложнее, чем представительниц прекрасного пола друг с другом . Некоторые вообще считают, что женской дружбы не бывает.

    Итак, почему мы дорожим дружбой : она помогает ощутить свою значимость, повысить самооценку, бороться с проблемами и добиваться вершин . Дружба между мужчиной и женщиной возможна, если она отвечает вышеперечисленным качествам.

    Классный час

    Тема: «Жить дружбой дорожить!»

    Цели: Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения. Развивать умение отличать плохое от хорошего.

    Воспитательные задачи:

    Воспитывать доброжелательность, доброту;

    Умение видеть красоту в простом и обыденном;

    Умение дарить тепло и доброту;

    Способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;

    Развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;

    Воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

    Эпиграфы на доске:

    «Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки.»

    Лабрюйер

    «Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его.»

    Ларошфуко

    «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей.»

    Ход классного часа

    Слово классного руководителя:

    Человек – это существо общественное. Он не может жить без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими – отдыхаем с третьими – встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг другу, то можно назвать нас товарищами. А высшая степень товарищества – это дружба.

    – Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе. Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе?

    Введение в тему с использованием метода «Займи позицию».

    С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.

    Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Послушайте притчу о дружбе:

    Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

    Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.

    Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

    Первый спросил его:

    Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

    И друг ответил:

    Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

    Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

    Беседа:

    – О чем эта притча, чему она учит нас?

    – Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.

    – Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест.

    Выполнение теста и анализ его результатов.

    Тест «Хороший ли ты друг»

    1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

    А) Пойдешь в кино одна (один).

    Б) Одолжишь подруге (другу) денег.

    B) Найдешь приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

    2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

    А) Проведешь вечер одна (один).

    Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.

    В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

    3. Ты идешь по коридору школы и вдруг видишь, что старшеклассники (-цы) пристают к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

    А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться где-нибудь.

    Б) Бросишься на помощь подруге (другу).

    В) Расскажешь об этом ее (его) родителям…когда увидишь его.

    4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

    А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.

    Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.

    В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

    – Итак, подведем итог.

    Больше ответов А:

    Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

    Больше ответов Б:

    Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

    Больше ответов В:

    Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

    2. Беседа по вопросам:

    – Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.

    Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.

    Ситуация первая . Знакомьтесь: Даша и Маша.

    К доске выходят два ученика.

    Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.

    Маша: Гулять пойдешь?

    Даша: Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!

    Маша: Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!

    Даша: О! Ес! Ты настоящая подруга!

    Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши? (ответы детей)

    Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том как помочь товарищу.

    Еще одна ситуация. В ней участвуют Сергей и Антон.

    К доске выходят 2 мальчика

    На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в ампуле закончились чернила.

    Сергей: Ой, ампула закончилась!

    Антон: А у меня запасная ручка есть!

    Сергей: Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!

    Антон: А что ты мне за это дашь?

    Сергей: Ну, денег дам, сколько ручка стоит?

    Антон: Да, зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить неделю! Годится?

    Сергей: Да ладно уж, давай!

    Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте? (ответы детей)

    Хотели бы вы иметь такого друга как Антон?

    Из этой ситуации можно сделать вывод, что друг познается в беде!!!

    Ребята, какие же чувства неразрывно связаны с дружбой? (ответы детей)

    Ребятки, посмотрите какие замечательные слова:

    Твоя доброта, улыбка твоя.

    Доброта…. Что означает это слово? (высказывание детей)

    Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)

    И к нашему классному часу я просила выучить стихотворения о доброте и дружбе ребят:

    1-й ученик:

    Когда по склонам вечной суеты

    Бежать от неудач устанешь люто.

    Направь шаги

    Тропою доброты

    И радость помоги найти кому-то.

    Как бы жизнь не летела –

    Дней своих не жалей,

    Делай доброе дело

    Ради счастья людей.

    Чтобы сердце горело,

    А не тлело во мгле

    Делай доброе дело –

    Тем живём на земле.

    2-й ученик

    А как нам добрые слова нужны!

    Не раз мы в этом убедились сами,

    А может не слова – дела важны?

    Дела – делами, а слова – словами.

    Они живут у каждого из нас,

    На дне души до времени хранимы,

    Чтоб их произнести в тот самый час,

    Когда они другим необходимы.

    3-й ученик

    В доме добрыми делами занята,

    Тихо ходит доброта

    Утро доброе у нас

    Добрый день и добрый час

    Добрый вечер,

    Ночь добра

    Было доброе вчера

    И откуда спросишь ты

    В доме столько доброты.

    Молодцы, ребята! Справились с заданием.

    Давайте вспомним пословицы о дружбе. Вам нужно найти пару пословицам.

    Нет друга – ищи, а нашёл, береги.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Один за всех – и все за одного.

    Человек без друзей, что дерево без корней.

    Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.

    Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

    3. Игра «Искренность»

    На столе лежат листочки с разными надписями (аккуратный, добрый, милый, отзывчивый, честный, преданный, весёлый, заботливый, бескорыстный, … и др.). Учащиеся подходят к столу, берут один листочек и называют человека, о котором можно так сказать, и передают ему листок. Затем тот учащийся, которому был дан листок, называет следующего учащегося, которому соответствует написанная черта характера.

    Всех людей нужно ценить и подчёркивать достоинства окружающих. Когда мы говорим комплименты, люди становятся добрее, нежнее, отзывчивее и самое главное дружелюбнее.

    4. Игровое упражнение.

    Для закрепления темы используется игровое упражнение «Найди себе подобного».

    Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).

    Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

    Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

    Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

    Обсуждение.

    Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?

    Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

    Какой рисунок у вас на спине?

    5. – Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Этот вопрос поставили перед собой английские психологи. Они составили опросник и опросили англичан, итальянцев, жителей Гонгонга и японцев в возрасте от 18 до 60 на тему: «Что вы считаете самым важным для дружбы?». Всего получилось 43 общих правила. Выяснилось, что при всех межкультурных различиях все опрошенные имеют сходный неформальный кодекс дружбы (авторы исследования утверждают, что эти законы универсальны для любой культуры).

    – Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы.

    Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы.

    Кодекс дружбы

    Если хочешь быть хорошим и верным другом:

    Делись своими успехами, неудачами и новостями.

    Умей слушать.

    Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

    Доверяй другу и будь уверенным в нем.

    Сохраняй тайны своего друга.

    Не критикуй друга публично.

    Не будь назойливым и не поучай.

    Не обсуждай друга в его отсутствие.

    Не ревнуй друга к другим его друзьям.

    Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

    Возвращай долги.

    Радуйся успехам своего друга.

    Итог: «Дерево дружбы»

    – Подведем итог. На столе у вас лежат листочки. Я попрошу вас написать на них, что такое дружба. И посмотрите, перед вами дерево, но на нём совсем нет листьев. Как вы думаете, почему? Потому что все листья у вас. Написали?

    А сейчас мы прикрепим эти листочки к дереву, символизирующему наш класс, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им. У нас получилось «Дерево дружбы». Посмотрите, какое оно мощное, крепкое.

    А сейчас мы послушаем стихотворение «Давайте будем дружить»

    6. Заключительное слово учителя:

    Перед тем как нам расстаться

    И уйти всем по домам,

    Хочется мне попрощаться,

    Пожелав при этом вам,

    Чтобы добрыми вы были,

    Слов волшебных не забыли,

    Чтобы добрыми словами

    Говорили вы с друзьями.

    Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.

    Дорожить дружбой

    Достық - табылмас бақыт.
    Дружба - бесценное богатство.
    (Казахская пословица)

    Цель: расширять представления о ценности дружбы.

    Задачи:

      Раскрывать значение понятий «Верность друзей», «Взаимопомощь друзей»;

      Развивать стремление понимать, прощать, ценить друзей;

      Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу, к своим друзьям.

    Ресурсы: два шаблона в виде «Цветика-семицветика»; аудиозапись песен «Настоящий друг» на сл. М. Пляцковского, муз Б. Савельева, «Совершите чудо» на сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина; Плакаты с пословицами (Достық - табылмас бақыт, Человек без друзей, что дерево без корней, Птица сильна крыльями, а человек дружбой и т.д.)

    Приветствие гостей

    Здравствуйте!

    Песня «Совершите чудо»

    Слова Е. Головиной,
    Муз. Е. Птичкина.

    Землю обогнули тоненькие нити,
    Нити параллелей и зеленых рек,
    Протяните руку, руку протяните,
    Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

    Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
    От хорошей шутки тает даже снег.
    Это так чудесно, если с вами рядом

    Станет добрым и веселым хмурый человек.

    Круг радости

    Учащиеся исполняют вместе с учителем песню под фонограмму

    Песня «Настоящий друг»

    Слова М. Пляцковского
    Муз. Б. Савельева

    Дружба крепкая не сломается,
    Не расклеится от дождей и вьюг.
    Друг в беде не бросит,
    Лишнего не спросит -

    Мы поссоримся и помиримся,
    «Не разлей водой», - шутят все вокруг.
    В полдень или в полночь
    Друг придет на помощь -
    Вот что значит настоящий верный друг.

    Друг всегда меня сможет выручить,
    Если что-нибудь приключится вдруг.
    Нужным быть кому-то в трудную минуту -
    Вот что значит настоящий верный друг!

    Беседа

    - Помните сказку «Золушка»? Маленький паж феи говорил: - Я еще не волшебник, я только учусь, но дружба помогает нам творить чудеса.

    Сегодня нам предстоит убедиться в справедливости этих слов, понять, почему нужно дорожить дружбой. (На доске два вырезанных из бумаги цветика-семицветика. Учитель вызывает к доске 2-х человек и предлагает раскрасить сердцевины цветов в любой цвет. При закрашивании появляются буквы)

    - Кого вы называете другом?

    - Может ли быть у человека несколько друзей? (ответы учащихся)

    Учитель предлагает обсудить предложенную ситуацию (Размышление над ситуацией)

    - Как бы вы поступали в подобной ситуации?

    - Можно ли было по-другому поддержать друга? (ответы учащихся)

    Цитата урока

    Учитель обращает внимание детей на цитату урока:

    Достық - табылмас бақыт.
    Дружба - бесценное богатство.
    (Казахская пословица)

    Как объяснить смысл этой пословицы?

    Дружба - Близкие и доверительные отношения между людьми, основанные на уважении и взаимопонимании.

    (Чтение ученицей стихотворения Агнии Барто)

    Беседа:

    - Почему с девочкой никто не хотел дружить?

    - Чтобы вы ей посоветовали?

    - Можно ли человека заставить дружить?

    - По какому принципу вы выбираете друзей?

    - Какие качества ваших друзей вам не нравятся?

    - Какими качествами обладает настоящий друг?

    (Ответы учащихся)

    Какие пословицы о дружбе знаете вы?

    «Без друга на сердце вьюга». (При обсуждении вопросов учащиеся подходят к выводу, что настоящая дружба бескорыстна)

    Творческая деятельность

    «Пожелание другу» (Учитель предлагает написать на лепестках бумажного цветика-семицветика пожелание своему однокласснику, дети пишут пожелания тому, чье имя написано на лепестке)

    Обобщение

    Настоящий друг всегда честен, надежен, верен, доброжелателен, готов прийти на помощь. Крепкая дружба способна объединить людей на долгие годы, а иногда и на целую жизнь. Важно уметь беречь и ценить дружбу.

    Круг «От сердца к сердцу»

    (учитель читает стихотворение)

    Лучистое солнце не делится на части.
    И вечную землю нельзя разделить,
    Но искорку счастья ты можешь, ты должен,
    Ты в силах друзьям подарить.

    (звучит фонограмма песни, учащиеся подпевают и дарят лепестки с пожеланиями своим друзьям)



    Похожие статьи