• «Татарское гостеприимство» Развлечение в старшей группе. Сценарий конкурса «Национальный костюм народов Поволжья

    23.09.2019

    Сценарий

    фольклорно – этнографичекого праздника

    «Сабантуй»

    Выполнила:

    зам. директора по ВР

    МБОУ СОШ №2

    с. Александров - Гай

    Вед. за кадром:

    1. Очень часто за событиями
    И за сутолокой дней
    Старины своей не помним,
    Забываем мы о ней.
    И хоть более привычны
    Нам полёты на Луну,
    Вспомним русские обычаи,
    Вспомним нашу старину.

    2.Чем больше в будущее входим,
    Тем больше прошлым дорожим,
    И в старом красоту находим,
    Хоть новому принадлежим.

    Ведущий 1(за кадром) (муз. вставка - « Сабантуй»-песня)

    Мы хотим познакомить вас с культурой, традициями татарского народа и приглашаем вас на татарский праздник «Сабантуй»!

    (В центр выходят ведущие в национальных татарских костюмах.)

    1 вед. Исәнмесез, балалар!

    2 вед. Кадерле балалар, хөрмәтле кунаклар, хәерле көн!.

    1 вед. Котлы булсын Сабан туйлары!

    Ведущий 1 : Дорогие друзья-земляки!

    Ни межи нас, ни сёла не рознят,

    И поэтому с лёгкой руки

    Начинаем народный наш праздник!

    Ведущий 2 : Праздник плуга, и поля, и трав,

    Праздник душ человечьих свободных,

    Праздник песен, и игр, и забав,

    Праздник танцев и игрищ народных.

    (танец – 1 часть)

    (На импровизированной поляне собрались зрители, они сидят кругом)

    Ведущий 1 : Сабантуй - это самый большой и любимый праздник. Сабантуй - это праздник труда, праздник радости и счастья, в котором сливаются воедино и красивые обычаи народа, и песни его, и пляски, и обряды. Сабан - плуг, туй - праздник, свадьба. Он идет ещё из далёкой древности, от язычников-булгар. Верили тогда люди, что землю надо ублажить, попросить, чтобы она дала хороший урожай, тогда будет много хлеба. И вот ранней весной, как только сойдёт снег, устраивали сабантуй. Прямо в поле варили кашу и вместе с яйцами и зерном закапывали её в землю, чтобы земля стала доброй и щедрой.


    Ведущий 2: Прошли столетия с тех давних пор, а праздник сохранился, дожил и до наших дней. Только проводиться стал летом, да и обычаи стали другими. Готовились к празднику с самой осени весь год, всю зиму молодёжь ждала его, чтобы показать свои таланты. Кызлар - девушки вышивали наряды для будущих победителей на празднике. . А самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы.. Его вешали в центре майдана на шест, дарили по окончанию сабантуя новоявленному батыру. Он уносил его прямо с шестом, сделав круг почета (обычно в финале празднества)

    Ведущий 2 : А для того, чтобы стать на сабантуе победителем, юноши - джигиты целый год набирали себе силу, развивали ловкость, смелость, парни занимались специальной подготовкой, по много раз поднимали на себе большие камни или мешки, а то и целых бычков. Да ещё ели перед праздником много яиц и мёду. Джигиты готовились к разным соревнованиям.

    Ведущий 1 : Главное и любимое соревнование джигитов - кэрэш (борьба). Сегодня мы с вами увидим, кто же среди богатырей самый сильный и ловкий. А проходить будет кэрэш на специальной площадке - майдане.

    Ведущий 2 : Начинают соревнование мальчики младшего возраста, затем постарше, а уже после этого взрослые джигиты.

    Зрители: (подбадривают борцов)

    Ну-ну, бери его слева!

    Ах, ты, не вышло! Ну, не теряйся!

    Быстрее! Быстрее! Бери его за пояс!

    Вот силач, так силач! Поборол такого большого и сильного!

    (Победителя награждают).

    Ведущий 1 : Победителю дарят самое красивое полотенце. А ещё в подарок давали барана. В древности считали, что он оберегает человека от злой силы.

    Вед. 2: Сабантуй –веселый праздник

    Это всем давно известно.

    Сколько игр и зрелищ разных

    Приходите – интересно!

    Вед. 1: К нам пришёл сегодня праздник,
    Весельчак, батыр, проказник,
    Сабантуй, сабантуй,
    Пой, скачи, борись, танцуй!

    (Звучит весёлая музыка. Танец - 2, 3 часть)

    Вед. 2: Сабантуй насыщен умными, подвижными играми, соревнованиями.

    Вед.1: Победит, кто будет сильным,
    Смелым, ловким, удалым!
    Пригодиться здесь сноровка
    И отвага молодым.

    Вед. 2: Быстрый конь летит, как вихрь ,
    Управляет им джигит,
    А чуть дальше, посмотри,
    На полянке – силачи!

    Вед.1: Вот высокий шест стоит,
    Всех людей к себе манит.
    А попробуй – ка в мешке
    Пробежаться по траве!

    Вед. 2: Вёдра, полные воды,
    Очень быстро пронеси
    Смех, улыбки, шутки пляс –
    Всё здесь это есть сейчас

    Вместе: Веселись же и ликуй!
    Это праздник Сабантуй!

    Вед.1: Снова песня зазвучала

    Подпевай ей и танцуй!

    Мы сегодня отмечаем

    Наш веселый Сабантуй!

    Вед.2: И пускай веселье длится

    В Сабантуй до темноты.

    Всем, кто хочет веселиться

    Дарим песни, как цветы.

    (песня « Бас, кызым, Апипэ»)

    Вед.1: Шум веселья над полями,

    Веселись, батыр, ликуй!

    Всем народам дарит радость

    Славный праздник Сабантуй .

    Ведущий 2:

    Есть у Сабантуя одна особенная черта. Его приближения ждал не только татарин, но и русский, чуваш, мариец. Сабантуй постепенно стал праздником межнациональным. На этот праздник татарин приглашал односельчанина любой национальности. Много дополнений внесли эти народы в празднованье Сабантуя. Воистину " средь полей ходить - землю познать, средь людей ходить - народ узнать". Для сабантуя - характерно поразительное единство зрителей и выступающих. Каждый из присутствующих в любой момент мог включиться в состязание, т. к. они были для всех знакомы, понятны, всеми единодушно принимались.


    Вед.1: На веселый Сабантуй
    Мы позвали всех друзей.
    Будем петь и танцевать,
    Дружно, весело играть.

    Вед.2: Мы в родном краю живем,
    Дружно песенки поем,
    Но и вы не отставайте,
    С нами вместе подпевайте.

    (казахская песня)

    Вед.1: Сабантуй – весенний праздник,

    Праздник дружбы и труда.

    Пой, играй и смейся громко,

    И танцуй, как никогда!

    (танец «Берёзка» - 4 «а» Кл.)

    Вед.2: Нас Отчизна породила,

    Дружба, как гранит крепка.

    В этой дружбе наша сила.

    Наша дружба на века.

    Вед.1: И пускай идет веселье

    С каждым годом вновь и вновь.

    Нашим братьям, нашим сестрам

    Дарим песни и любовь!

    Вед.2: В нашей области тоже проводится Сабантуй, который стал национальным праздником. Чудный праздник единения и веселья - сабантуй, живи и радуй людей. Какие бы обороты и скорости не набирала история, а ты остался, как твой крепкий, энергичный народ, богатый на творчество и мудрость. "Хоть брось его в грязь - алмаз всегда алмаз" - пословица говорит, как - будто специально о Сабантуе… Не забывайте, люди, традиций сабантуя, цените его солнечную энергию, уважайте национальную культуру народа, обогатившего нашу жизнь прекрасными обычаями и. традициями.

    Ведущий 1 : Дорогие друзья! Сегодняшний наш праздник подошёл к концу! Ещё раз хочется пожелать вам счастья, здоровья, любви и мира!

    Ведущий 2 : Пусть самые красивые бабочки

    Всегда садятся на цветы, вами посаженные!

    Всегда выбирают деревья, вами выращенные!

    Пусть солнце, любовь и счастье

    Навсегда поселятся в вашем доме,

    В вашем сердце, в вашей семье!

    Задачи: Обогащать знания детей о русских и татарских обычаях и традициях (правила гостеприимства, бытовой уклад жизни). Совершенствовать речевые навыки детей.

    Развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональный отклик на увиденное, навыки общения со сверстниками, чувство собственного достоинства, уверенности в себе.

    Воспитывать интерес к русской и татарской народной культуре. Воспитывать культуру одежды, поведения, общения в праздничной обстановке, интерес к народному искусству.

    Ход: Под музыку входит Скоморох и исполняет танец на мелодию русской народной песни «Камаринская»

    Скоморох:

    Просим, просим, приглашаем,

    Заходи, честной народ.

    Вкусным чаем угощаем,

    Самовар горячий ждет.

    Все, кто любит крепкий чай,

    Торопитесь! Не зевай!

    Нам по нраву ваш характер боевой,

    Темперамент ваш веселый, озорной!

    Нам сегодня некогда скучать,

    Вместе будем веселиться и играть!

    В зал входят дети, становятся в четыре колонны, исполняют танец «Ярмарка».

    Скоморох:

    Внимание, внимание! Слушаем все вместе и каждый в отдельности! Сегодня мы вас, дорогие гости, приглашаем на праздник. Желаем вам не скучать, а играть, не только слушать и смотреть, но и самим петь! Не грустить, а веселым быть и других веселить! Украшать праздник смехом, танцем, прибауткой и веселой, доброй шуткой.

    Дети читают стихи:

    1. Нынче день такой чудесный,

    Только петь да танцевать.

    Вот и я вас приглашаю,

    Чай попить да поиграть.

    2. Пусть играют нам гармошки,

    И выходят плясуны.

    Хорошеют наши лица,

    Когда радуемся мы.

    3. Ах, ты русская душа,

    До чего ты хороша.

    В хороводе отличись,

    И весельем зарядись.

    Исполняется инсценировка русской народной песни «Млада»

    Пошла млада за водой

    Коромысел золотой

    Эй-эй люли,

    Коромысел золотой.

    Коромысел золотой

    Ведерки дубовые

    Эй-эй люли

    Ведерки дубовые.

    Брошу ведра по гору

    Сама в пляску я пойду.

    Эй-эй люли сама в пляску я пойду.

    Сама в пляску я пойду,

    Рассыплюся яблонькой.

    Эй-эй люли, рассыплюся яблонькой.

    А кто будет в гусли играть,

    А кто будет танцевать?

    Эй-эй люли, а кто будет танцевать?

    Ваня будет в гусли играть

    Таня будет танцевать.

    Эй-эй люли

    Таня будет танцевать.

    Воспитатель предлагает поиграть в народную игру “Ленточка”.

    Правила игры: Перед началом игры выбирается водящий,которому дается ленточка. Остальные игроки стоят в кругу.

    Водящий становится внутри круга и движется противоходом. Дети начинают петь:

    Вышел (имя ребенка) погулять, стал он друга выбирать,

    Стал он друга выбирать- кому ленточку отдать.

    Водящий остановливается напротив выбранного игрока, выполняют движения по тексту песни, дети продолжают петь:

    Поклониська, поклонись, да за ленточку берись,

    Мы считаем раз, два, три, ну-ка ленточку лови.

    После слова "лови" игроки, бегут за кругом друг от друга,кто первый возьмет ленточку, тот становится водящим.

    Ведущий: А какой же праздник без гостей, а вот и гости.

    Заходят дети в татарских костюмах, исполняют

    танец « Зиләйлүк ». Дети читают чтихи:

    1. Йөри безнең бакчага,

    Бик күп төрле балалар.

    Төрле- төрле телләрдә,

    Сөйләшә белә алар.

    2. “Дустым” сүзен дүрт телдә,

    Өйрәндем мин үзем дә.

    Әйтә беләм дүрт телдә,

    “Исәнмесез” сүзен дә.

    3.Төрле костюмнар киеп,

    Йөрибез җырлап, биеп.

    Атадык без бу бәйрәмне,

    “ Дуслык бәйрәме” диеп.

    4.Без – татарлар! Шушы исем белән

    Җирдә яшәү үзе зур бәхет.

    Яшибез без бу җирдә,

    Бар халыклар белән берләшеп.

    5.Өйрәндек без җырлар да,

    Төрле телдә җырларга,

    Төрле әниләр килә,

    Ул җырларны тыңларга

    Исполняется песня “Җырлыйк әле” халык сүзләре, А. Ключарев көе

    Җырлыйк әле, җырлыйк әле,

    Җырламый тормыйк әле;

    Чәчәк кебек яшь гомерне

    Бушка уздырмыйк әле.

    Җырлыйк әле, җырлыйк әле,

    Җырлыйк әле, дусларым.

    Дуслар үзебезнеке-

    Бәлки, гаеп итмәсләр.

    Дети под под татарскую народную песню “ Әннәги-геннәги” делают перестроения, становятся у центральной стены полукругом.

    Ведущий: Ребята, а на наш праздник еще кто- то спешит.

    Входит Гульчачак, исполняет танец под татарскую народную мелодию “Залидә”

    Гөлчәчәк: Исәнмесез, балалар.Мин сезнең чакыруыгызга бик шатланып килдем, рәхмәт сезгә, сезнен янда шундый күңелле.

    Зәңгәр күгемдә ал кояш

    Сүнмәсен, балкып торсын.

    Балаларның нурлы йөзе,

    Гел көләч булып калсын.

    Мондый күңелле бәйрәмдә, әйдәгез әле балалар, татар халык уены- “Йөзек салыш”ны уйнап алыйк.

    Гөлчәчәк уенны башлый.

    Кулымдагы йөзегемнең

    Исеме булыр Сабыр.

    Тукта, тукта хәзер бирәм,

    Сиңа да йөзек булыр.

    Дети садятся на стульчики.

    Ведущий: Дорогие друзья, а чего не хватает на нашем столе?

    Дети: Самовара.

    Ведущий: Правильно, самовара, приветствуйте его...

    Входит Хозяйка с самоваром.

    Хозяйка: Здравствуйте, дети, вот и наш самовар.

    Несколько детей выходят и читают стихи про самовар.

    1. Ах, какой самовар,

    Из него валит пар.

    Чай попьем, посидим

    Про самовар поговорим.

    2. В Суксуне на Урале самовар родился,

    В веке девятнацом – он в Туле очутился.

    Самовары делали медные,стальные

    А для знатных и богатых даже золотые.

    3. Мы чаек с тобою пьем,

    О здоровье речь ведем.

    Нужно мяту заворить,

    Про болезни все забыть.

    4. Чай у нас всегда в почете,

    Лучшего напитка нет.

    Потому что чай вы пьете,

    Много, много, много лет.

    Хозяйка: Чай горячий-наша сила, украшение стола, чаепитие в России вот хорошие дела.

    Мы не зря про чай толкуем, мы хотим секрет открыть,

    Чай вприкуску с шоколадом будем нынче вместе пить.

    Много чая не бывает,

    Как в народе говорят.

    Чай – здоровье, каждый знает,

    Пей хоть пять часов подряд.

    Приглашаю двух гостей выпить по чашечке чая вприкуску с конфетами. Но пить нужно из чайной ложки, Кто быстрее выпьет и съест конфетку, тот и победит.

    Проводится игра с родителями “Кто быстрее выпьет чай”.

    Приглашаются две мамы или бабушки, предлагают им выпить чай с конфеткой при помощи большой ложки.Побеждает тот, у кого чашка быстрее станет пустой.

    Ведущий: А наши ребятки приготовили частушки.

    Выходят исполнители частушек

    Ребенок:

    Заслужить хотим мы чай

    А ну частушки запевай.

    Дети поют:

    1. На столе у нас пирог, пышки и ватрушки

    Так споем те про чаек чайные частушки.

    2. В пляске не жалей ботинки,

    Предлагайка чай друзьям

    Если в чае есть чаинки,

    Значить письма пишут нам.

    3.В самоваре пышет жар,

    Чай кипит и пенится.

    Погляди на самовар

    Ну и отраженьице.

    4. Подливай мне в чашку чая,

    Ведь тебе не жалко чай.

    В чае я души не чаю,

    Наливай горячий чай.

    Ведущий: И наши родители тоже приготовили частушки, но только на татарском языке.

    1.Әнә килә автомобил ь,

    Төягәннәр конфетлар.

    Бик күтәрмә борыныңны,

    Чиләк элеп куярлар.

    2.Дуслар, килегез тизрәк,

    Ясыйк ярымтүгәрәк.

    Безгә кунаклар килгән,

    Биик, җырлыйк бергәләп.

    3.Ягез, сез дә кушылыгыз,

    Утырмагыз, торыгыз.

    Җырлый-җырлый биик әле,

    Сез кул чабып торыгыз.

    Хозяйка: Дорогие гости, а теперь посмотрим что вы знаете о чае.Я буду говорить пословицы, а вы должны ее продолжить.

    1. Чай пьешь – здоровье бережешь

    2. Пей чай - беды не знай.

    3. С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет.

    4. Чай не пьешь – где силу берешь?

    5. Чай усталость всю снимает, настроение поднимает.

    6. Чай пить - приятно жить.

    7. Чай пить - не дрова рубить.

    Хозяйка:

    Всем спасибо за внимание

    Всех друзей на чай зовем.

    Угощаем ароматным

    Вкусным чаем с пирогом.

    Повеселились очень дружно

    Подкрепиться теперь нужно

    За столы скорей спешим

    Чаем сладким угостим.

    Хозяйка приподносит детям сушки, баранки и чак-чак, приглашает всех детей, родителей и гостей праздника на чаепитие.

    Список литературы:

    1. Ахматов С. Танцуем и поем. –Набережные Челны, 1991.

    2. Вафина Т.В. Песни, танцы, игры.-Казань, 1993.

    3. Кашипов М. Веселый праздник!-Казань, 1996.

    4. Капица О.И. Детский фольклор.Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение.Собирание. Обзор материала. –Л.,1928

    5. Марьянова Б. Праздники, обряды, традиции.-2е изд, доп. И перераб.-М.: Просвещение, 1965

    6. Тагиров Г. 100 татарских фольклорных танцев. -Казань, 1988.

    Гульфина Сахибгареева
    Сценарий национального праздника «Сабантуй»

    Цель : Продолжать знакомить детей с традициями, культурой и обычаями татарского народа, дать представления о празднике "Сабантуй ",

    Способствовать развитию физических качеств у детей : ловкость, сила, быстрота и др., удовлетворять потребность детей в двигательной активности.

    Формировать умения изменять характер движений в зависимости от содержания музыкального произведения, добиваясь выразительности двигательных действий.

    Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий.

    Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

    Предварительная работа : детям даются сведения о том, что Сабантуй – самый яркий , самый весёлый и самый любимый праздник башкирского и татарского народа.

    С татарского языка переводится как праздник «плуга» .

    У слова «сабан » есть два значения – это плуг и весенний сев; «туй» - это праздник земледелия , почитания матушки Земли, день поклонения ей.

    В этот день всё дышит красотой : и весенняя природа, и народ, словом, всё пронизывается духом праздника .

    Прихорашиваются и деревни, и леса, и поля, и города.

    Сияют они чисто вымытыми окнами домов, румянятся только что испечёнными пирогами. Начинают съезжаться и гости, которых ждут богатое застолье, веселье, аттракционы и состязания.

    Сабантуй начинается после символического ритуала : в деревянный плуг впрягают лошадь, и прокладывается первая борозда.

    Праздник вступает в свои права.

    На этом празднике уж каждый сможет себя показать (рассматривание иллюстраций, чтение книг) .

    К празднику «Сабантуй » детская площадка украшается разноцветными шарами, флажками. На большой столб вешают красивые полотенца и платки.

    Ведущий : Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались на веселый праздник Сабантуй . Сабантуй-это праздник плуга , праздник труда и веселья . Он проводится после окончания весеннего сева. Этот праздник объединяет народы , поднимает наше настроение, радует и веселит. А еще сегодня 1 июня – День защиты детей! В этот день очередной раз взрослые обращают внимание на вас, мои дорогие дети. От чего же детей нужно защищать?

    (Ответы детей)

    Конечно, от жестокости и насилия, от нарушения их прав, а дети имеют свои права! К ним нужно относиться с любовью и пониманием. И конечно, дарить радость и веселье, чтобы у каждого ребёнка было счастливое детство!

    Этот день посвящен Вам, дорогие ребята!

    Снова песня зазвучала

    Подпевай ей и танцуй!

    Мы сегодня отмечаем

    Вместе : Наш веселый Сабантуй !

    ПЕСНЯ «Солнечный круг»

    Ведущий. Сегодня мы будем вместе петь, играть и просто веселиться!

    А чтобы праздник удался на славу , нам всем вместе нужно установить правила поведения на сегодняшний день. Если согласны – кричите ДА! А не согласны – НЕТ!

    Сегодня разрешается смеяться? – Да!

    Шутить, играть и кувыркаться? – Да!

    Толкаться, драться и кусаться? – Нет!

    Друг другу нежно улыбаться? – Да!

    Щипать друг друга, обзываться? – Нет!

    Гостей встречать и угощаться? – ДА!

    Воспитатели и няни чтоб плясать нам помогали? – Да!

    С Днём защиты, детвора! Крикнем празднику Ура ! - Ура!

    Ну что ж, веселиться, так веселиться

    И теплом июньским вся земля согрета

    День Защиты в мире маленьких детей!

    Теперь пришло время зажигательным танцам. Танцевать вы тоже умеете? (каждая группа организует свой круг)

    Танец-игра «Опыньки»

    Ведущий. Вы молодцы. А теперь - весёлое пение. Вы знаете песню «Жили у бабуси» (Да) Тогда споём её вместе! Но не просто так, а ТАК, чтобы было СМЕШНО!

    Поём как кошечки а потом собачки

    Вижу, петь вы тоже умеете хорошо! И Очень смешно.

    1. На веселый Сабантуй

    Мы позвали всех друзей.

    Будем петь и танцевать,

    Дружно, весело играть.

    2 ребенок :

    Праздник , праздник к нам пришел .

    Все об этом знают.

    Всюду музыка слышна,

    Баянист играет.

    3 ребенок :

    Победит, кто будет сильным,

    Смелым, ловким, удалым!

    Пригодиться здесь сноровка

    И отвага молодым.

    4 ребенок :

    Будем мы соревноваться,

    Будем с вами мы играть,

    Кто сильнее, кто быстрее,

    Сможем мы сейчас узнать.

    5 ребенок :

    Вёдра, полные воды,

    Очень быстро пронеси

    Смех, улыбки, шутки пляс –

    Всё здесь это есть сейчас

    Веселись же и ликуй!

    Это праздник Сабантуй !

    (Выходит Батыр под татарскую музыку.)

    Батыр : Здравствуйте, ребятки. Исэнмесез, балалар, хэллэрегез ничек? Я – Батыр Сабантуя . Проходил мимо вашего детского сада и услышал, как вы хорошо читаете стихи, как звонко поете. А вы любите играть? Давайте с вами посоревнуемся.

    Внимание, Внимание!

    Начинаем соревнование,

    Кто ловкий, смелый и умелый,

    В круг выходите скорей!

    Батыр : Дети, одно из главных соревнований сабантуя это – конные скачки . Разрешите начать соревнования.

    Конные скачки

    ВЕДУЩИЙ. А сейчас продолжаем наши соревнования. Подготовитеьная группа идут с батыром (бег в мешках) ; старшая группа идут с Натальей Александровной (борьба с подушками, средняя группа с Гульназ Рифовной (перетягивание каната, младшая группа идут с Юлией А. (Разбей горшок, малыши идут со своими воспитателями (перенеси яйцо, перенеси воду) Потом меняемся.

    Батыр : Вот даю тебе мешок,

    Полезай в него дружок.

    Кто скорее добежит

    Тот конечно победит!

    Бег в мешках

    Вот ложка, в ложке – яичко!

    Бежать нельзя, дрожать нельзя,

    Дышать можно – только осторожно!

    Бег с ложками

    : Вот два ведра, полно водицы,

    Надо быстро пробежать, не облиться!

    Бег с ведрами

    : Не боюсь я, не хвалюсь,

    А с горшочком разберусь

    Глазки я закрою

    А горшочек разобью.

    Мальчиков, парней, ребят

    Вызываем на канат

    Семь тут слева, семь тут справа,

    Только мускулы трещат.

    Игра «Перетяни канат»

    Батыр. Сабантуй закрываем

    Что же нам ещё сказать?

    Разрешите на прощанье

    Вам здоровья пожелать.

    Не болейте, не старейте,

    Не сердитесь никогда.

    Вот такими молодыми

    Оставайтесь навсегда.

    Растите, ребята, на славу, будьте добрыми и дружными и помогайте природе цвести и расти, чтоб наши урожаи были плодотворными! С праздником вас ! Сабан туе бэйрэме белэн !

    Публикации по теме:

    Фотоотчет по проведенному в детском саду празднику «Сабантуй» «Снова песни зазвучали Подпевай им и танцуй. На дворе Народный праздник.

    Праздник Сабантуй в нашем садике «ТУРГАЙ». Площадка украшена шарами, полотенцами, платками. Звучат фанфары. Звучит песня «Сабантуй». Ведущий:.

    Цель:

    • Познакомить детей с национальным праздником наших предков, с его историей и значением в жизни народа.
    • Развивать интерес к быту и культуре татарского народа.

    Воспитатель. В давние времена думали, что весну на своих крыльях приносят грачи. Поэтому после прилета грачей народ устраивал праздник "Карга боткасы". Они радовались прилету птиц и весне.

    Залетает грач-ребенок.

    Карга әйтә: кар-кар,
    Туем җитте, бар-бар!
    Ярма, күкәй алып бар,
    Ипи-итең алып бар,
    Карр, Карр, Карр.

    Звучит татарская плясовая. В зал заходят дети, одетые в национальные татарские костюмы. Впереди идет мальчик с гармошкой. Дети останавливаются у первого дома.

    1 ребенок

    Эй, хозяева!
    Открывай ворота,
    Если дашь нам пять яиц,
    Твоя курочка снесет сто яиц!

    2 ребенок

    Өйдәме, түтәй!
    Җәтрәк бир күкәй.
    Бирсәң безгә биш күкәй,
    Тавыгың салыр йөз күкәй.

    Из домика выходит хозяйка и дает детям яйца. Дети под музыку подходят к следующему домику .

    3 ребенок

    Май кирәк, ярма кирәк,
    Карга туена бар да кирәк.
    Тагын булса он чыгар,
    Пешерербез без чумар.

    4 ребенок

    Эй, хозяева!
    Дай нам масло, дай крупу,
    Не жалей еще муку.

    Из дома выходит хозяйка и дает детям муку. Дети под музыку подходят к третьему домику .

    5 ребенок

    Шикәр кирәк, тоз кирәк,
    Чыгар түтәй, тизрәк!
    Синең кебек уңган түтәй
    Бу дөньда бик сирәк!

    6 ребенок

    Сахар нужен, соль нужна
    Подавай, скорей, сюда!
    Белый свет хоть обойди,
    Хозяйки лучше не найти!

    Выходит хозяйка выносит соль и сахар.

    Ведущ. Ребята, все это мы отдадим на кухню, и пока наша каша варится, мы с вами повеселимся!

    7 ребенок

    Яз килә, яз килә!
    Язны зурлыйк әле.
    Гөрләвекләр челтәревенә
    Кушылып җырлыйк әле!

    Дети исполняют песню “Яз килгән”

    Н.Яхина сүз., Луиза батыр-Болгари муз.

    Залетает девочка-ласточка.

    8 ребенок

    Ласточка, ласточка,
    Милая ласточка.
    Ты где была?
    Что за весть принесла?

    Ласточка.

    За морем бывала
    Весну зазывала.
    Несу, несу
    Вам Весну-Красну!

    Звучит красивая музыка. Входит весна.

    Весна.

    Саумы, нәни дусларым
    Сезне сагынып килдем мин.
    Сезгә аяз көннәр дә,
    Яңгыр да китердем мин.

    Ведущ.

    Здравствуй Весна-красна!
    Долго ждали мы тебя.
    Надоела нам зима, морозы да метели!
    Мы хотим чтоб к нам скорей птицы прилетели.

    Весна

    Снег да холод прогоню
    Тепло с юга принесу,
    Побегут кругом ручьи
    Брызнут солнышка лучи!
    Ярче вы, лучи, сияйте,
    И земельку согревайте!
    Зеленейте, стебельки,
    Расцветайте все, цветки,
    Из-за моря вереницей
    Поскорей вернитесь птицы!

    Звучит танец - песня “Кайт, карлыгач”

    – Ребята, слышите, птицы прилетели
    Песню громкую запели!

    Звучит песня “Яз җыры” Р. Валиева сүз. Луиза Батыр-Болгари муз.

    Ведущ . - Весна, наши умеют играть на муз. инструментах. Послушай как они это делают.

    Звучит оркестр. (танец татар-мишярей)

    8 ребенок.

    Яз каршылап, җырлар җырладык
    Ә хәзер, әйдәгез, уйнап алыйк!

    Ведущ.

    Весна! Ты здесь всех повесели
    В игры поиграй с детьми!

    1. Пронеси яйцо (Стр.гр)
    2. День-Ночь
    3. Тюбетейка

    Весна.

    Сойдут снега, пройдут дожди
    И солнце всех теплом согреет.
    И скоро расцветут цветы
    И станет мир наш красивее.

    Исполняется танец “Гөлләр”

    Весна. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, каких перелетных птиц вы знает? (Выслушиваются ответы детей) А теперь я хочу послушать стихи про птиц на татарском языке.

    9 ребенок.

    Җылы яклардан
    Сыерчык килде.
    Мин куйган яңа
    Ояга керде.
    Бик тә җентекләп
    Тикшереп йөрде
    Шундый сөенде,
    Ошаткач өен!

    10 ребенок

    Карга әйтә: кар-кар!
    Мичтә бәлеш бар-бар!
    Берсен генә алыр идем
    Өйдә кунак бар-бар!

    Песня “Становится весною” сл. и муз. Лазаревского.

    Ведущ. Вот и наша каша готова! Давайте на радость споем песню “Манная каша” муз. исл. Л.Абелян .

    Веселый праздник - Сабантуй!

    Праздник для старшей группы детского сада.

    Цель : Приобщение детей дошкольного возраста к традициям татарского народа. Формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к праздникам. Развивать у детей стремление к активному участию в праздниках.

    Предварительная работа : Беседы с детьми о традициях татарского народа, рассматривание иллюстраций /национальные костюмы, изделия татарской кулинарии, художественно – прикладное искусство/, экскурсии в музей татарской культуры в детском саду

    Персонажи: Двое ведущих: мальчик и девочка в татарских народных костюмах; Камырша, Батырша – взрослые в национальных костюмах.

    Атрибуты : лошадки на палочке, бутафорные изделия татарской кулинарии, самовар, расшитые полотенца, куклы в костюмах разных национальностей, шест с полотенцами, коромысла с вёдрами, деревянные ложки, мешки, палки и горшки.

    Все дети нарядно одеты, по возможности в костюмах разных национальностях, праздник проходит на спортивной площадке, приглашаются родители.

    Ход праздника

    Выходят ведущие: мальчик и девочка в татарских костюмах .

    1. Бүген бездә сабантуй,

    Эшлереңнең барын куй.

    Тизрәк йөгер мәйданга:

    Бәйрәм башлана монда!

    1. У татарского народа есть обычай

    Каждый год, потеплеет лишь погода,

    После посевных работ,

    Все идут на праздник дружно,

    Пляшут, весело поют!

    Соревнуются в чём можно

    И скучать нам не дают!

    В Татарстане мы сегодня,

    Дружно, весело живём

    Дорогие наши гости, на Сабантуй мы вас зовём!

    Праздничное шествие

    Выходят 12 детей в татарских костюмах и заводят хоровод

    Хоровод: «Веночек» тат. нар. мелодия «Каз канаты»

    В конце перестраиваются на полукруг. Выходят 6 мальчиков с лошадками.

    1. Скачут всадники лихие,

    Кони мчатся и спешат.

    А мальчишки удалые,

    Ловкость показать хотят!

    1. Малайлар алып килгәннэр

    Иң житез юртакларны

    Үзләре дә сынатмыйлар,

    Читтә торсын атлары.

    Ритмический этюд: «Всадники»

    Под весёлую татарскую мелодию выходят дети, у них на руках бутафорные изделия татарской кулинарии, изделия художественно-прикладного искусства. Они идут по кругу и становятся на свои места, в этот время воспитателии говорят слова.

    Тәрбияче: Безнең әби-бабаларыбыз элек-электән үк эшчән, тырыш, тыйнак, намуслы һәм пөхтә бик тә уңган булганнар. Кайда гына, нинди генә эш башкарсалар да, җиренә җиткереп, төгәл итеп эшләгәннәр, буш вакытларында да матур итеп ял итә белгәннәр.

    Воспитатель: Народ Татарстана известен своим гостеприимством. Гостей приглашают к Самовару, а на столе «чак-чак» и другие известные на весь мир изделия татарской кулинарии. С давних пор Татарстан славится умельцами и мастерами. Трудолюбие, терпение, выдумка, фантазия – всё это присуще татарскому народу.

    Выходят дети в костюмах разных национальностей, в руках флажки разных республик. Помахивая флажками, они проходят по кругу и становятся на свои места, в это время воспитатель говорит слова. У некоторых детей в руках куклы в национальных костюмах.

    Тәрбияче: Татарстан күпмилләтле Республика. Анда татарлар, руслар, чувашлар һәм башка милләт кешеләре, бер гаилә кебек, бергәләп эшлиләр, дус, тату яшиләр.

    Дус яшәргә кирәк җир йөзендә,

    Дуслар кирәк һәрбер кешегә

    Дуслар булса яшәү дә күңелле,

    Уңай була һәрбер эшең дә!

    Воспитатель: Шире круг, шире круг, музыка зовёт.

    Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод.

    На территории Татарстана проживают люди разных национальностей. Они вместе трудятся, отдыхают и, конечно же, любят праздник Сабантуй!

    Музыкально – литературная композиция

    На первый план выходят чтецы.

    1 бала: Җилферди чиккән сөлгеләр

    Бүләкләр күбебезгә.

    Көрәшик тә,узышыйк та-

    Сабантуй бүген бездә!

    2 бала: Праздник плуга, праздник лета-

    Вот, что значит Сабантуй.

    И на празднике на этом

    Песни пой, играй, танцуй!

    3бала: Сабантуе – хезмәт туе

    Шатлык һәм бәхет туе.

    Уйнап - биеп, җырлап көлеп

    Бәйрәм итек көн буе!

    4 бала: Күңелле сабан туйлары

    Бүген бәйрәм,зур бәйрәм!

    Матур җырлар җырлый-җырлый

    Уйныйбыз әйлән бәйлән!

    5 бала:” Кончил дело, гуляй смело”-

    Мудро вторит нам народ.

    И на нашем сабантуе

    мы зоводим хоровод!

    Песня” Сабантуй” сл.Г.Зайнашева, муз.Л.Батыр-Булгари.

    6 бала: Шау-гөр килә,киң болыннар

    Кырлар һәм су буйлары,

    котлы булсын, гөрләп торсын

    Ямьле сабан туйлары!

    7 бала: А праздник народный

    Бывает в июне,

    тогда и участвуют

    Все в сабантуе!

    Участники шествия садятся, выходят дети 3 группы.

    Воспитатель: В этом году наша страна отметила 65-летнюю годовщину Великой Победы .

    Тәрбияче: 1941 елда фашист илбасарлары безнең илебезгә сугыш уты ачтылар. Безнең бабаларыбыз яшәү өчен, үз-үзләрен аямыйча көрәшәләр.1945 елның 9 май иртәсе безнең илебезгә җиңү иртәсе алып килә. “Сугыш” дигән дәхшәт кабаттан

    Янармасын тарих битендә.

    Дус булсыннар илләр, халыклар,

    Кояш көлеп торсын һәркемгә!

    Бала: Тынычлык сүзен

    Кабатлый һәркем.

    Тыныч күк йөзен

    Күрик без һәркөн

    Кирәкми безгә

    Ракеталар,

    Үлем чәчүче

    өрәк бит алар!

    Күктә һәркөн

    Кояш балкысын,

    Җирдә балалар

    һәрчак шат булсын! /Ә. Газизова/

    Песня: «Күрәсем килә» суз. Р.Газизов, муз.М Минхаҗев

    Инсценировка: «Батырша и Камырша»

    Участники шествия садятся на свои места, выходят Камырша и Батырша с двух сторон. Камырша держит булку, Батырша шест с полотенцами и платками.

    Камырша: Привет, Батырша!

    Бамырша: Привет, Камырша! Как живешь? Как здоровье?

    Камырша: Какое там здоровье! Вроде стараюсь много кушать, много спать. Мало двигаюсь, чтоб здоровье не растерять, но все равно то спину ломит, то в боку колит. Вчера целый день на печке лежал, здоровье берег для сабантуя. Батырша, ты не знаешь, кормить на сабантуе будут?

    Батырша: Эх ты, Камырша! Какое же это здоровье! Бери с меня пример. Встаю утром рано, делаю зарядку, умываюсь холодной водой. (Камырша ёжится) целый день тружусь и успеваю заниматься физкультурой.

    Камырша: А когда же ты бережешь свое здоровье? Когда успеваешь полежать на печке?

    Батырша: Да, одному мне с ним не справиться. А вы ребята поможете мне?

    С давних пор на сабантуе люди не только пели и танцевали, но и соревновались в силе и ловкости. Самые сильные, самые быстрые, самые ловкие выигрывали призы и даже целого барана!

    Камырша: Ух, ты, целого барана! Я тоже хочу быть сильным, ловким, быстрым!

    Батырша : Ну что же, для начала посмотрим какой ты выносливый! Вместе с ребятами поиграем в игру «Замри». Когда звучит музыка, все-все танцуют, но когда музыка остановиться все замирают и не шевелятся. Кто двинется с места, тот выбывает из игры.

    Игра «Замри».

    Камырша: Как весело, оказывается, двигаться, играть. Я хочу подружиться с ребятами!

    Батырша: Это очень просто. Становись в хоровод и подпевай песенку о дружбе вместе с ребятами.

    Хоровод «Песенка моя»

    Игры, соревнования, награждения, угощения.

    Ведущий : Сабантуй наш продолжается, состязания начинаются!

    Не ленитесь, выходите свою силу покажите!

    Тәрбияче : Сабан туенда гына

    Була гаҗәеп ярышлар:

    Капчык киеп тиз йөгерү,

    Көч сынашу, гер күтәрү,

    Ә иң кызыкы-бүләк өләшү дуслар!

    Дети расходятся по пяти объектам с играми соревнованиями: «разбей горшок», «бег коромыслом», «бег в мешках», «бой мешками», «скачки на лошадях». Победители получают призы.

    Батырша: Камырша, где ты был?

    Камырша: В конце каждого веселья должно быть угощение! Ты согласен Батырша!

    Батырша: После таких соревнований не грех и угоститься!

    Камырша: Ага! Вот видишь! Камырша обо всем позаботился и сейчас здесь появиться самое любимое угощение татар «чак-чак»

    Дети в национальных костюмах выносят «чак-чак», всех угощают.

    Ведущий : А сейчас для всех для вас развеселый перепляс.

    Громче музыка играй, танцевать всех приглашай!

    Дуслар! Тыпыр-тыпыр тыпырдашып

    Бергә басаек әле.

    Уйнап-көлеп, җырлап-биеп

    Дус, тату яшик әле!

    Звучит веселая татарская музыка, дети и взрослые танцуют.

    Cоставили: Варламова М.А. муз.руководитель 1кв.кат.

    ГиздуллинаИ.А.,Хасанова Г.К. воспитатели по

    Обучению детей татарскому языку.

    ДОУ №71 “Кораблик” г. Набережные Челны




    Похожие статьи