• Формы работы классного руководителя с семьей учащегося. Взаимодействие семьи и школы

    30.04.2019

    По мнению родителей - все родительские собрания - это устаревшая форма общения школы и семьи. Они считают, что родительские собрания представляют собой монолог педагога, в котором он рассказывает об успехах или неудачах обучающихся. Им хотелось бы выступать не в роли пассивных слушателей, а проявлять активность, делиться опытом воспитания, строить общение. Для того чтобы у родителей не пропал интерес к новизне обучения и воспитания, назрела необходимость искать новые формы проведения родительских собраний.

    Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями обучающихся, без информации о семье, в которой живет и воспитывается обучающийся.

    Ведь семья - это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

    • социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);
    • социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);
    • технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);
    • демографический (определяется структурой семьи).

    Среди основных задач организации совместной работы нашей школы и родителей можно выделить следующие:

    • повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
    • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
    • участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

    Педагогами школы применяются следующие формы работы с родителями.

    Формы участия родителей в управлении ОУ:

    • социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
    • эксперты качества образования;
    • защитники прав и интересов ребенка.

    Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.

    Формы психолого-педагогического просвещения родителей:

    • Лекция (анализ явлений, ситуаций).
    • Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
    • Открытые уроки (цель - ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
    • Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

    Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, проводятся индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, педагоги определяют ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация имеет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель дает родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

    • особенности здоровья ребенка;
    • его увлечения, интересы;
    • предпочтения в общении в семье;
    • поведенческие реакции;
    • особенности характера;
    • мотивации учения;
    • моральные ценности семьи.

    ·Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

    ·Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

    1) Общешкольные родительские собрания - проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

    Общешкольное родительское собрание используются для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года происходит награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

    2) Классные родительские собрания - проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

    Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания учитывают возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

    Тематика консультаций для родителей:

    1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

    2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

    3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

    4. Наказания детей. Какими им быть?

    5. Тревожность детей. К чему она может привести?

    6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

    7. Грубость и непонимание в семье.

    8. Талантливый ребенок в семье.

    9. Друзья детей - друзья или враги?

    10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

    · Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров разнообразные, они учат слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

    Темы родительских вечеров, используемых педагогами школы:

    1. Рождение ребенка и его развитие в дошкольный период.

    2. Первые книжки ребенка.

    3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

    4. Друзья моего ребенка.

    5. Праздники нашей семьи.

    6. "Можно" и "нельзя" в нашей семье.

    7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

    8. Песни, которые пели и поют наши дети.

    Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

    С большим интересом родители участвуют в тренингах разного рода, особенно охотно участвуют в тренинговых заданиях, как "детские гримасы", "любимая игрушка", "мой сказочный образ", "детские игры", "воспоминания детства", "фильм о моей семье".

    Педагогам и родителям на заметку

    • ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
    • ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
    • ребенка хвалят, он учится быть благородным;
    • ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
    • ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
    • ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
    • ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
    • ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
    • ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
    • ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

    Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

    В целом, можно сделать следующие выводы по работе с родителями:

    • Родители в основном правильно понимают распределение ответственности: школа обучает, семья воспитывает, вместе - развиваем детей, обучая и воспитывая.
    • Родителей интересуют вопросы сохранения здоровья, обучения, воспитания и успешной социализации детей; они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.
    • Необходимо активно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей, прислушиваться к мнению родителей, выделять больше времени общению в удобное для них время.
    • Важно четко и аргументированно информировать родителей о проблемах школы, класса (в т.ч. и материальных) и находить оптимальные пути их решения совместно с родителями.

    Список литературы

    1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).
    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23.
    3. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).
    4. Настольная книга классный руководитель/ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. - Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс. - 383 с.
    5. Организация внешкольного досуга/ Сост. В.П.Шашина. - Ростов н/Д, 2002. - 351 с.
    6. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009. С.50.
    7. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. - 255 с.

    Круглый стол по теме «Эффективные формы работы с семьей»

    Цель: рассмотрение системы взаимодействия «семьи и школы» с позиции психолого-педагогического сопровождения учащихся и их родителей.
    Задачи:
    познакомиться с классификацией форм и методов работы с семьей ученика;
    рассмотреть и обсудить проблематику обозначенного вопроса; проанализировать актуальное состояние процесса сотрудничества семьи и школы;
    наметить пути построения эффективной работы педагогического коллектива школы с контингентом родителей учеников;
    использовать полученные теоретические знания на практике.

    Категория участников: педагоги-психологи школ города.
    Форма проведения: «круглый стол».
    Продолжительность работы: 55 минут.
    Методы работы:
    - метод работы в группах;
    - метод проекта;
    - метод групповой дискуссии.
    Принципы работы:
    - принцип активности;
    - принцип партнерского общения;
    - принцип концентрации присутствия;
    - принцип обратной связи.
    Используемый материал:
    - чистые листы ватмана;
    - маркеры или фломастеры;
    - мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

    Структура мероприятия:
    1. Организационный момент (ритуал приветствия, эмоциональный настрой на работу);
    2. Теоретическая часть (введение в тематическую часть вопроса, ознакомление участников с новой информацией);
    3. Практическая часть – работа «круглого стола» (использование техник коллективной работы: «Интервью»; «Обмен мнениями»; работа в малых группах);
    4. Подведение итогов, рефлексия.
    5. Ритуал прощания.

    Ход работы.
    I.Приветствие и эмоциональный настрой участников на предстоящую работу.
    Упражнение «Ассоциации».
    Время работы: 6 минут.
    Ведущий называет последовательно три понятия: «ребенок», «школа», «семья». Задача первого участника назвать собственную ассоциацию к предложенному слову. Далее по кругу, следующий участник называет ассоциацию к предыдущему слову (например: «ребенок» - «малыш» - «коляска» - «сон» и т.д.).

    II.Теоретическая часть.
    Время работы: 12 минут.

    Плох тот воспитатель детей,
    который не помнит своего детства.
    Эбнер-Эшенбах.


    Несомненно, все понятия, которые были произнесены: «ребенок», «школа», «семья» имеют непосредственное отношение к нашему сегодняшнему разговору. Все они тесно связаны с процессом воспитания. Эффективность воспитательного процесса зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Семья рассматривается как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединенные усилия родителей и педагогов создают благоприятные условия для развития ребенка. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный путь человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родитель, в ответе за то, чтобы ребёнок научился преодолевать проблемы, с которыми встретится на своём пути.
    На сегодняшний день огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся можно организовать посредством как индивидуальных, так и групповых форм работы.
    К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, анкетирование, экспресс-диагностика, переписка с родителями, анализ детских работ, посещения на дому.
    К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, круглые столы, вечера вопросов и ответов, роди-тельские университеты, родительские клубы, педагогические дискуссии (диспуты), ролевые игры, родительские тренинги. Самой распространённой формой групповой работы с родителями является родительское собрание.
    Индивидуальные формы работы с семьей.
    Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах, об отношении к родителям и т.д.
    Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, рекомендации по вопросу воспитания детей.
    Индивидуальные тематические консультации - проводятся по вопросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, педагог же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем ученика. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий учитель может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных специалистов (психолога, социального педагога) к поиску решения в трудной ситуации.
    Групповые формы работы с семьей.
    Родительские собрания - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Родительские собрания могут быть:
    - организационными;
    - текущими или тематическими;
    - итоговыми;
    - общешкольными и классными.
    Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.
    Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями. Назначение родительских университетов в школе - психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться.
    Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.
    Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.
    Конференции могут быть: научно-практическими, теоретическими, читатель-скими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конферен-ции.
    Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
    Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
    Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
    Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм по-вышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».
    Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Родители и дети», «Ребенок пришел из школы» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
    Ещё одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги.
    Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении школьного психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей.
    Родительские ринги - готовятся в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные по-зиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным ру-ководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции. Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными:
    «Плохие привычки: наследственность или влияние социума?»
    «Что вы делаете, если у вашего ребенка возникают проблемы с дисциплиной?
    «Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?»
    «"За" и "против" школьной формы».
    «Трудности школьного урока. В чем они состоят?»
    Подводя итог сказанному, следует заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить заповедь: "Прежде всего, не навреди".

    III. Практическая часть – работа «круглого стола».
    Упражнение «Интервью».
    Время работы: 5 минут.
    Участников просят в течение одной минуты подумать и ответить на вопрос - «Каким формам работы с семьей Вы отдаете предпочтение в своей профессио-нальной деятельности?». Заслушивается мнение каждого из присутствующих. По завершению упражнения делается вывод о частоте использования тех или иных форм и методов взаимодействия с родителями учащихся.
    Упражнение «Обмен мнениями».
    Время работы: 7 минут.
    Задача участников в течение двух минут на небольших листочках постараться сформулировать тематику актуальных (проблемных) вопросов и тем, используемых в работе с родителями учеников. После этого присутствующие делятся своими мнениями. По завершению обсуждения, на доске (флип-чарте) фиксируется список наиболее «популярных и злободневных» тем.
    Упражнение «Три видения».
    Время работы: 15 минут.
    Все участники делятся на три группы и в течение пяти минут создают совмест-ный проект видения одной заявленной проблемы в трех различных ракурсах.
    Тема обсуждения – эффективные формы работы с семьей с позиции:
    - тесного сотрудничества психолога с классным руководителем;
    - тесного сотрудничества психолога с социальным педагогом;
    - тесного сотрудничества психолога с административным корпусом.
    По истечению времени представители каждой группы самопрезентуют собственные проекты. В завершении работы делается вывод о приемлемых формах работы педагога-психолога с детско-родительским контингентом и о «западающих» направлениях в деятельности психологической службы.

    V.Ритуал прощания.
    Время работы: 2 минуты.
    Ведущий благодарит всех присутствующих за активное и творческое участие.

    Список используемой литературы:
    1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.
    2. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
    3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.
    4. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.
    5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

    Наталья Литвинова
    Доклад «Формы и методы работы с семьями»

    Доклад

    «Формы и методы работы с семьями воспитанников в ДОО »

    (Слайд 2)

    Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близких, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

    Нет семей без проблем. Большинство семей успешно справляются с ежедневно возникающими проблемами. Часть семей сталкиваются с серьезными проблемами, однако уровень семейной сплоченности, культуры, социальной компетентности позволяет им найти выход из тяжелейших ситуаций. И, наконец, есть семьи , где проблемы не осознаются и тем самым загоняются внутрь. Этому способствует низкий уровень культуры и социальной компетентности. Изменение социально-экономического положения населения в России, снижение материального уровня жизни многих семей, утрата ими нравственных и семейных устоев негативно отражается на положении детей, так появляется запущенность, беспризорность, детская агрессия, и в результате – правонарушения. Поэтому нужно включаться в работу с семьями начиная с раннего возраста детей.

    (Слайд 3)

    Как раннее было сказано предыдущим докладчиком : в наше детском саду ежегодно создается банк данных семей детей, посещающих ДОУ, выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи , образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Выявленные неблагополучные семьи ставят на контроль ДОО. С целью профилактики и коррекции как с неблагополучными, так и с благополучными семьями , воспитателями нашего детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОО. В работе с родителями мы активно используем разнообразные формы работы , как традиционные, так и нетрадиционные. Это :

    (Слайд 4)

    1. Индивидуальные беседы, утренние и вечерние, где воспитатель выясняет здоровье, психологическое самочувствие, настроение ребенка и родителей; рассказывает об успехах ребенка, чем занимался и на что стоит обратить внимание.

    2. Мы часто проводим анкетирование, тесты для родителей, выясняя тем самым, в какие игры любят играть дети, какие у них таланты, что родители хотели бы исправить в характере своего ребенка, какие есть проблемы у родителей в воспитании детей т. д.

    (Слайд 5)

    3. У нас в детском саду функционирует консультативный пункт «Мы вместе» , где с родителями проводятся консультации тогда, когда назревает необходимость более обстоятельного разговора с ними для того, чтобы проанализировать какие-то промахи и ошибки, которые они допускают в воспитании ребенка, и дать им квалифицированные советы и рекомендации, как исправить положение. (Слайд 6) А также и сами родители обращаются за консультациями к нашим специалистам по возникающим у них вопросам.

    (Слайд 7)

    4. Одной из основных форм работы с семьями является Посещение на дому. Что позволяет нам изучить семью воспитанника , установить тесный контакт с родителями, оказать конкретную помощь. Педагог приходит в семью не как обследователь, а как друг и помощник в сложном деле воспитания ребенка. Основная цель - увидеть условия, в которых воспитывается и развивается ребенок, и оказать необходимую помощь родителям. Перед посещением воспитатель обязательно должен продумать : цель посещения, вопросы, предложения и советы. (Слайд 8) По результатам посещения заполняется акт обследования условий жизни, развития и воспитания ребенка.

    5. Традиционная форма работы с родителями - это Родительские собрания (групповые и общие) . (Слайд 9) Целью собраний является педагогическое просвещение родителей, (Слайд 10) повышение уровня их педагогической культуры, (Слайд 11) оказание им помощи в воспитании и развитии детей. На собраниях мы распространяем памятки для родителей, (Слайд 12) в которых даны советы и рекомендации на определенную тему. Также у нас проходят Встречи за круглым столом, (Слайд 13) где проходит обсуждение определенной тематики, например «Искусство быть родителями» , где родители делятся своим опытом, рассказывают о своих методах и приемах воспитания и обучения детей; вечера вопросов и ответов на которых родители задают волнующие их вопросы и мы все вместе ищем на них ответы, ищем выходы из проблемных ситуаций.

    (Слайды 14,15)

    6. В нашем саду часто проводятся : конференции, семинары - практикумы и мастер – классы с детьми и родителями, где педагоги нашего детского сада на практике показывают различные техники, приемы, методы и формы воспитания и обучения детей. Взрослым это очень нравится : нравится играть, танцевать, ставить сценки.

    7. Наибольшую убедительность и действенность работа с семьей приобретает при использовании комплекса наглядных средств : (Слайд 16) показа работы воспитателя с детьми, использования технических средств, оформления выставок , стендов, фотовитрин, папок – передвижек. Мы привлекаем родителей к оформлению выставок , стенгазет, фотоколлажей. (Слайд 17) Родители вместе с детьми стараются сделать свои работы самыми лучшими . И у них это получается.

    8. В практику нашей дошкольной организации вошли Дни открытых дверей (Слайд 18) для родителей, которые планируются на год. Родители заранее оповещаются о них. В этот день родители наблюдают занятия, игровую и трудовую деятельность, прогулки детей, как они занимаются, трудятся, ведут себя в коллективе. Благодаря дню открытых дверей, родители очень много нового узнают о своих детях.

    (Слайд 19)

    9. Одной из наиболее интересных, продуктивных форм работы с родителями является Проектная деятельность, создание мини музеев. Здесь наши педагоги привлекают родителей к поиску информации , изготовлению поделок, составление презентаций. Получается очень интересно и поучительно. Родители проводят с детьми больше времени, когда ищут информацию . Обсуждают выступления.

    (Слайд 20)

    10. Приоритетной формой взаимодействия с семьей является Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (музыкальные праздники – это утренники; спортивные - «Папа, мама, я –спортивная семья » досуги, показ театрализованных представлений, поручения и просьбы, например, починить стульчик, сшить одежду для кукол. (Слайд 21) Конечно же всем родителям нравится смотреть выступления своих детей на утренниках, попрыгать со своими чадами на спортивных соревнованиях. Сами родители учатся расслабляться, забывают о всех своих проблемах. Мы привлекаем родителей к проведению развлечений. В нашей практике есть опыт, когда сами родители приготовили нам небольшой концерт – поздравление ко дню 8 марта, что было очень приятно.

    (Слайд 22)

    11. Для более тесных контактов с семьями , мы привлекаем родителей к Акциям таким, как «Посади дерево» , «Кормушки птицам» , «Я талантлив» . В нашем детском саду появилась традиция - последние два года выпускники вместе с родителями высаживают розы на аллее выпускников.

    Хочется сказать об одном моменте в системе работы с родителями . Каждый человек, сделав какую-нибудь работу , нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. (Слайд 23) «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, это точно сказано, не забывайте об этом.

    Как вы видите, работа в нашем детском саду проводится большая. Работники детского сада и прежде всего воспитатели, активно участвуют в педагогической пропаганде, в роли ее организаторов, в качестве лекторов и консультантов по вопросам воспитания детей дошкольного возраста. Очень хочется верить, что при тесном взаимодействии воспитателей и специалистов с семьями наших воспитанников мы можем оказать действенную помощь семье , нуждающейся в ней, а значит, по - возможности, улучшить микроклимат в семье и взаимоотношения детей и родителей. Мы надеемся, что наша работа эффективна и принесет свои плоды.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Абакана.

    Опыт организации работы с родителями

    в образовательном учреждении

    Абышева Наталья Владимировна,

    заместитель директора по

    воспитательной работе

    МОУ «СОШ № 11» г. Абакана

    Республики Хакасия.

    Абакан, 2008


    Пояснительная записка

    Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

    Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.

    Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса

    Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

    Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

    Практическая работа педагогов с родителями детей в нашей школе реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:

    Психолого-педагогическое просвещение;

    Родительско-педагогический анализ (изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей, анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности);

    Родительское соучастие в работе педагога (формирование активной педагогической позиции родителей);

    Родительское сотворчество.


    Основные направления сотрудничества семьи и школы

    1. Единство требований к учащимся.

    2. Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).

    4. Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).

    5. Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.

    6. Повышение педагогической культуры родителей.

    7. Различные формы сотрудничества с родителями.

    Функции и задачи взаимодействия семьи и школы

    Функции взаимодействия семьи и школы:

    1. Информационная.

    2. Воспитательно – развивающая.

    3. Формирующая.

    4. Охранно – оздоровительная.

    5. Контролирующая.

    6. Бытовая.

    Задачи взаимодействия семьи и школы:

    1. Воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся.

    2. Формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся.

    3. Привитие навыков здорового образа жизни.

    4. Развитие интересов, склонностей, способностей учащихся.

    5. Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.


    Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях

    Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:

    Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

    Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу;

    Систематическом повышении психолого-педагогического уровня учителей и родителей;

    Умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

    Прежде чем начать работу с семьей необходимо изучить ее. В нашей школе мы применяем следующие методы:

    Методы изучения семей

    1. Наблюдение.

    2. Подключенное наблюдение (подключение психолога, актива класса, инспектора ОДН и др.)

    3. Индивидуальные беседы.

    4. Тестирование.

    5. Анкетирование.

    6. Диагностика.

    7. Деловые игры.

    8. Анализ детских рассказов и рисунков о семье.

    После чего классный руководитель заполняет социальный паспорт семьи. (смотри приложение № 3).

    Чтобы работа с родителями давала конкретные результаты необходимо использовать различные формы работы.

    В нашей школе наиболее распространенными являются следующие формы совместной деятельности, методика их может быть различна и определяется самими участниками:


    Формы работы с родителями

    1. Встречи за «круглым столом».

    2. Родительские собрания.

    3. Индивидуальные встречи «разговор по душам».

    4. Встречи с директором школы.

    5. Психолого-педагогические консультации (на базе Кабинета профилактики).

    6. День открытых дверей.

    7. Конференции отцов.

    8. Психологические тренинги (на базе Кабинета профилактики).

    9. Родительский лекторий для различных групп риска (неполные семьи, многодетные, мелообеспеченные, родители опекаемых детей).

    10. Школа молодых родителей.

    11. Письменный телефон доверия.

    12. Совместные праздники.

    13. Семейные конкурсы.

    14. Посещение семьи.

    При работе с родителями в нашей школе мы используем дифференцированный подход. Это позволяет классному руководителю составить конкретный план работы с семьей.

    Дифференцированный подход в работе с родителями

    Дифференцированный подход строится на выделении 5-ти типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка.

    Выделяют следующие типы семей:

    1 тип : Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются.

    2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

    3 тип: Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

    4 тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

    5 тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

    Работа с родителями в нашей школе строится согласно целевой программе «Семья», которая была разработана творческой группой учителей школы и утверждена на педагогическом совете.

    Программа «Семья»

    ЦЕЛЬ: Взаимодействие с семьей в целях всестороннего развития ивоспитания здоровой личности.

    ЗАДАЧИ: 1. Привлечение родителей к делам и проблемам школы.

    2. Оказание семье разнообразной специальной помощи.

    3. Повышение педагогической культуры родителей.

    4. Профилактика негативного семейного воспитания.

    Направления в работе. Содержание Срок. Ответственные.
    1. Школа будущего первоклассника 1. Организационное родительское собрание. 2. Индивидуальные консультации психолога, логопеда. 3. Подготовительные занятия. Август. По необходимости. Один раз в неделю. Зам. директора по нач. классам Администрация Учитель 1го класса.
    2. Привлечение родителей к делам и проблемам школы. 1. Организация участия в мероприятиях школьных месячников: - Правовой месячник. - Всероссийский день матери. - Новогодние утренники. - За здоровый образ жизни. - Защитники Отечества. - Международный день семьи. 2. Использование возможностей активных, полезных школе родителей. 3. Привлечение к ремонту школы. 4. Оказание спонсорской поддержки школьных мероприятий. 5. Изучение отношения к уровню деятельности ОУ и предложений по ее улучшению. По плану. Ноябрь. Декабрь. Март. Февраль. Май. В течение год. Март. В течение года Май. Администрация Классные руководители. Классные руководители. Классные руководители. Родительский комитет. Администрация
    3. Оказание различной помощи семье. 1. Родительские дни, субботы по решению проблем школьной жизни. 2. Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей. 3. Устройство детей из неблагополучных детей в соц. приюты. 4. Организация психологической помощи. 5. Работа кабинета профилактики. 6. Оказание помощи опекаемым учащимся. 1 раз в две недели. По возможности По необходимости По необходимости В течение года В течение года Классный руководитель. Администрация ГУО. Социальный педагог. Психолог. Зам. директора по В.Р. Социальный педагог.
    4. Повышение педагогической культуры родителей. 1. Классные тематические родительские собрания. 2. Всеобуч родителей (родительские собрания, «круглые столы») с привлечением различных специалистов. 3. Информационно – иллюстративные стенды. 4. Памятки, рекомендации по воспитанию детей. 5. Использование видеоматериалов в пед. просвещении родителей. 1 раз в четверть. 1 раз в полугодие. 1 раз в четверть. По возможности. По возможности. Классный руководитель. Администрация Зам. директора по В.Р. Администрация, специалисты других учреждений.
    5. Профилактика негативного семейного воспитания. 1. Индивидуальные встречи, беседы. 2. Рейды в семьи «трудных» учащихся и неблагополучных родителей. 3. Изоляция беспризорных детей и из неблагополучных семей в социальные приюты. 4. Вызов на совет профилактики, КДН. 5. Подготовка и передача материалов на лишение родительских и опекунских прав. 6. Собеседования по организации летнего отдыха. В течение года В течение год. По необходимости По необходимости По необходимости Май. Администрация, Кл.руководители ЗДВР, инспектор ОДН Администрация, социальный педагог. Социальный педагог. Администрация, социальный педагог. Социальный педагог.

    Свою работу с родителями классные руководители стараются строить на методике контактного взаимодействия.

    Раздел 6. Социально-педагогическая работа с семьей

    В образовательной учреждении 116 детей из них 12 детей сирот, 3 -воспитываются в социально реабилитационном центре, 24 ребенка из многодетных семей, 18 детей воспитываются в социально неблагополучных семьях, 27 детей в малобюджетных, 7 детей состоят по делам несовершенно летних на учете, 5 в отделении по делам несовершеннолетних, 14 детей воспитываются в семье группы риска, 11 опекаемых семей, 35 детей инвалидов.

    Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива РСКОШ. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру и социально-правовую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей к жизни и труду. Вместе с тем, в виду специфических условий работы связанных с психофизическими особенностями контингента учащихся, особенности социального положения и недостаточного культурного уровня семей, в коррекционной школе не может быть использован полном объеме опыт работы с родителями учащихся, накопленный в массовой школе.

    Большинство родителей детей имеют низкий уровень образования. Отношение их ребенку во многих случаях отличается неустойчивостью. У многих родителей существует предубеждение против школы 8 вида. Они препятствуют переводу детей их детей из массовой школы в коррекционную школу, сохраняют негативное отношение к ней, что несомненно, влияет и на отношение детей к школе.

    Благоприятные предпосылки для успешного осуществления воспитания ребенка могут быть созданы только на основе оздоровления семейной обстановке, нормализующей отношение а семье, отношение к своему ребенку, учителям, воспитателям и коррекционной школ.

    При организации с семьями воспитанников коррекционной школы нужно учитывать: психофизические особенности учащихся, их положение в семье, особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в развитии, социальное положение, культурный уровень и бытовые условия каждой семьи. В процессе исследования учитель может получить следующие данные:

    1) Общие сведенья о семье (состав семьи, место работы и род занятий родителей, жилищно - бытовые условия.

    Источники: личное дело, беседа с ребенком, беседа с соседями, беседа с родителями, патронаж.

    2) Культурный уровень образование родителей, их интересы

    3) Положение в семье, отношение к нему родителей, их влияние на него, внутрисемейное отношение

    Источники: психолог, социальный педагог, опека, беседа с ближайшие родственники, ОДН, беседа с ребенком, диагностика стояний ребенка и атмосферы в семье.

    4) Отношение семьи к коррекционной школе (мнение родителей о пребывание ребенка в этой школе, как родители представляют будущее своего ребенка по окончанию школы, ориентированы ли родители на взаимодействие с учителями)


    Источники: беседа, анкетирование,

    5) Наличие вне семейного влияния на ребенка(соседи, одноклассников…)

    Источники: наблюдение за ребенком в классе, на прогулке, в столовой; беседа с родителями, ребенком, ближайшими родственниками; анкетирование; специалисты школы (психолог, социальный педагог)

    Для нормализации взаимоотношений между родителями и детьми с проблемами в развитии, осуществляется нормирующее воспитательное воздействие на семью и в первую очередь ознакомление родителей с особенностями развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ:

    · С особенностями их психического развития

    · С индивидуальными особенностями каждого ребенка, обусловленный характер его дефекта

    · С особенностями вторичных отклонений в развитии, которые могут возникнуть в неблагоприятных условиях под воздействие первичных дефектов

    · Со специальными задачами коррекционной школы

    · С методами и содержанием воспитательной работы коррекционной школы

    В своей работе педагогический коллектив стремится использовать различные формы работы с родителями. Работа направлена как на профилактику, так и на коррекцию не правильных, травмирующих ребёнка стилей воспитания. И не сомненно одним из приарететных направлений работы с родителями, является работа направленная на повышение их педагогического потенциала.

    В методике воспитательной работы выделяется 4 форма совместной деятельности семьи и школы:

    1. Индивидуальная (беседы, консультации, анкетирование)

    2. Общеклассные формы работы (родительские собрания, тренинги, анкетирование, совместные мероприятия, дасуговые мероприятия)

    3. Общешкольные формы работы (общешкольные родительские собрания, открытые уроки, день открытых дверей)

    4. Работы с родительским активом(родительский комитет, попечительский совет, экспертные группы)

    Таким образом все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителям призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и школе. Идя по такому пути, школа сможет привлечь родителей к воспитательной работе, расширяя уровень их педагогических знаний, создать единую коррекционно- воспитательную систему школы и семьи.



    Похожие статьи