• Конспект совместной деятельности в подготовительной группе с презентацией на тему: Масленица.

    27.06.2019

    Цель : Приобщать детей к народным традициям.

    Задачи :

    1. Продолжать знакомить детей с народными праздниками

    2. Доставлять детям радость от народных игр и песен.

    3. Воспитывать любовь к народным песням, играм, традициям.

    Оборудование : Метла, веники, кегли, шишки, обручи, ведра, три бубна.

    Ход праздника

    Звучит музыка (Масленица). Дети собираются в зале. Выбегает Скоморох и зазывает детей словами:

    Скоморох -

    Собирайся, народ! В гости Масленица ждет.

    Мы зовем к себе тех, кто любит веселье и смех.

    Ждут вас игры, забавы и шутки –

    Скучать не дадут ни минутки!

    Масленицу широкую открываем -

    Веселье начинаем!

    Ведущая – Праздник наш мы, конечно, начнем. Но, п озвольте спросить, какой же сегодня у нас праздник?

    Дети - Масленица

    Ведущая - А вы, ребята, знаете что-нибудь о Масленице? Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы. Каждый день на масленицу имел свое определенное название, и за ним были закреплены действия, а также определенные правила его поведения: А вы знаете, как называются дни недели?

    Дети -

    1. Со времён старинных, давних

    Праздник Солнца к нам спешит.

    Он один из самых ранних

    В окна вешним днём глядит.

    2. Это Масленица мчится

    Вдоль по улицам родным.

    Пьёт, гуляет вся столица,

    Ест блины куском большим:

    3. ПОНЕДЕЛЬНИК – день для встречи ,

    В гости все к друзьям идут.

    4.А во ВТОРНИК – песни, пляски.

    Заигрышем день зовут.

    5.В СРЕДУ – стол от угощений

    Ломится: ешь, пей, гуляй!

    6. А в ЧЕТВЕРГ – день примирений...

    " Тёщин день " – зовётся так.

    7. Ну а в ПЯТНИЦУ – гулянье ,

    Пир на улицах идёт.

    За столы спешит народ.

    8. День СУББОТНИЙ величаво

    Посиделками зовут.

    Хороводы с песней водят,

    В гости без конца идут.

    9. ВОСКРЕСЕНЬЕ – день прощанья ,

    Проводы седой зимы.

    В каждом доме целованья,

    Год ждать новой Маслены.

    10. Колокольный звон играет,

    Всех к заутрене зовёт.

    Молодой и старый знает:

    Завтра пост в дома придёт.


    Ведущая - Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют такое обрядовое сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем и блинами, а также так называемыми булочками-жаворонками. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой Масленицу. Масленица бывает в конце февраля - начале марта. Она возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица - великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами.

    Под музыку выходит Баба Яга

    Ведущая - Здравствуй Бабушка Яга!

    Как попала ты сюда?

    Яга - К вам заглянула я не случайно,

    Игр много собрала я в мешок свой волшебный!

    Скоморох - Бабушка Яга, а интересно - какая твоя самая любимая игра?

    Яга - Люблю друзья, танцевать я до утра!

    Скоморох - А наши ребята тоже любят танцевать!

    Яга – Вы умеете танцевать?

    Ой, проверю я сейчас!

    На танец становись! (дети встают в два круга)

    Исполняется подвижный танец «Лавата»

    Скоморох – А где же наша Масленица? Позовем ее ребята!

    Дети – Масленица, приходи к нам поскорее!

    Яга – Ну, что вы зря время тратите, не все ли равно - зима, весна.

    Скоморох – Как же, Баба Яга, такой обычай, прошли три зимних месяца - декабрь, январь, февраль, Масленицу мы встречаем, чтобы проводить Зимушку - зиму и встретить Весну – красну.

    Яга - У меня в мешочке, где–то был номер телефона Весны вашей, она просила вам передать, чтобы позвонили, когда ждать ее будете!

    Скоморох - Баба Яга, мы Масленицу ждем, может быть, знаешь, где и она!?

    Яга – Ну-у-у-у, знаю, но не скажу, пока не поиграете со мной, я зря, что ли, мешочек принесла волшебный!

    Скоморох – Конечно, Баба Яга, поиграем, наши дети, очень любят играть!
    Читали мы в книжках, что твоя метла волшебной силой обладает!

    Яга - Конечно! А иначе как бы я до вас добралась, в та-а-акую даль? (Баба Яга держит метёлку, а она как - будто вырывается из рук).

    Стоять, метёлочка моя!

    Что ты говоришь? (слушает метёлку)

    Хорошо, что ты хочешь с ребятами играть?

    Игра «Метёлка»

    Метелка волнуется раз,

    Метелка волнуется два,

    Метелка волнуется три,

    Лесная фигура на месте замри!

    («лесная фигура»- лиса, медведь, мышка, заяц)

    Соревнование «Полетаем на метле»

    Соревнование проводиться между детьми.

    Задание – нужно «сесть» на веник, оббежать все кегли и вернуться обратно.

    Яга – Что тут, еще у меня в мешочке, а вот! (Достает из мешка шишку) .

    Игра-соревнование «Кто быстрее соберёт шишки»

    Для игроков лежат несколько обручей с шишками в середине, выходят участники, получают ведра и по команде начинают собирать шишки:1.2.3. - шишки быстро собери.

    Яга - Молодцы, ребята! А в мешке волшебном есть для вас еще игра (достаёт штаны из мешка).

    Дети делятся на пары. Один ребенок надевает одну штанину, другой другую. Точно так же одевается вторая пара. Соревнуются, кто быстрее добежит до цели. После этого передают трусы следующей паре.

    Скоморох - Уважаемая бабуля, а наши дети знают старинную русскую забаву Перетягивание каната». Баба Яга хочешь с нами поиграть?

    Яга - Конечно!


    Перетягивание каната.

    Яга - Что у меня в мешочке есть еще,

    Так, так – загадки - умеете их отгадывать?

    Скоморох – Умеем.

    Желтый, круглый, ароматный,

    А на вкус очень приятный

    И с вареньем, и с медком,

    Со сгущенным молоком! Блин

    Прогони от нас метели,

    Прокати на карусели.

    Растопи холодный лёд,

    Пусть весна скорей придёт! Масленица

    Желтый, круглый, ароматный

    И на вкус такой приятный!

    Только мама испечет,

    А он прыг и прямо в рот! Блин

    Всю неделю отдыхаем,

    Всех блинами угощаем.

    Холод зимний провожаем,

    А весну с теплом встречаем. Масленица

    Яга – У меня есть бубны, что мы будем с ними делать?

    Скоморох – Я знаю – играть! В игру «Веселый бубен».

    Подвижная игра «Веселый бубен»

    Дети образуют большой круг. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова:

    Ты катись веселый бубен,

    Быстро, быстро по рукам,

    У кого остановился,

    Тот сейчас станцуем нам!

    В этой игре участвуют все дети, поэтому используются два - три бубна.
    Дети, у кого бубны оказались в руках, выходят в центр круга и под баян играют в бубны.

    Еще одно задание . Расставляются горшки (4 шт), дети бегают под музыку вокруг горшков, как музыка остановится, нужно сесть на горшочек. И так до одного.

    Ведущая – Баба – Яга, играть то хорошо, но нам Масленицу величать нужно, да и Весну встречать.

    Яга -

    Ох, спасибо вам, друзья!

    Вдоволь наигралась я!

    Буду теперь старушкой доброй я,

    И гостеприимной и послушной. (достает из мешка записку от Весны)
    Скоморох набирает номер телефона Весны и разговаривает с ней:

    Ведущая – Здравствуй, Весна – красна!

    Весна – Здравствуйте,

    Рада видеть вас я, дети,

    Ах, меня вы заждались?

    Тогда за руки беритесь,

    В круг скорее становитесь.

    Хоровод «Ой, ладушки, ладу!»
    (Выходит Весна и вывозит на санях Масленицу).

    Скоморох – Будем весело плясать,

    И весну встречать,

    Весна – А вот вам и угощение,

    Всем на объедение.

    Скоморох – Блинную запевай!

    Исполняется песня «Блины»

    Дети угощаются блинами с чаем.

    Ведущая: Ребята, от Масленицы у нас в руках зажглись солнышки и они напоминают нам о последнем дне масленичной недели, который называют «прощеным воскресеньем». Люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.


    Наталья Першина
    Конспект занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица»

    Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия «Широкая масленица ", направленного на развитие интереса к русской народной культуре и развитию художественно – творческих способностей детей.

    Тема : «Широкая масленица »

    Возрастная группа : 5-6лет

    Оборудование : мини – уголок «Русская изба» , кукла Масленица , мягкие модули, скамейки, флажки, корзины, мячи, кольца, снежки из ваты, шарф, колокольчик.

    Техническое обеспечение : мультимедийная установка, музыкальный центр.

    Раздаточный материал : цветные карандаши, «сковородки» из картона, материал для украшения куклы Масленицы .

    Программное содержание :

    Образовательные задачи : Дать детям знания о русском народном празднике Масленица . Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины . Учить понимать народные потешки, заклички.

    Развивающие задачи : Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

    Воспитательные задачи : Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

    Ход ООД:

    Звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» (Весна)

    Воспитатель в русском народном костюме встречает детей, одетых в русские костюмы и приглашает их в группу .

    Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

    Добро пожаловать в русскую старину!

    Мы в костюмы нарядились

    Вкруг себя оборотились.

    (Обращает внимание на костюмы детей, уточняет названия костюмов)

    Воспитатель : Зима – царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне. Посмотрите в окно, найдите и назовите приметы весны (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев). Использование аудиозаписи (журчание ручьев, капель и т. п.)

    Воспитатель : - Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребята, давайте позовем весну, чтобы скорее к нам пришла. (Дети повторяют за воспитателем)

    Приходи, весна! Приходи, красна!

    Давай, солнышко - колоколнышко,

    Приноси урожай в наш любимый край!

    Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!

    Воспитатель : Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу .

    А вы знаете, что это за праздник? (ответы детей)

    Воспитатель : Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

    Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

    В этот праздник не скучают,

    Все в веселье превращают.

    Печь на улице стоит,

    Выпекать блины велит.

    С маком, творогом, капустой,

    Чтобы было очень вкусно,

    К самовару подходи –

    Ароматный чай бери.

    Масленицу назвали так , потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины . Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

    К блинам и оладьям полагалась особая еда : сыр, масло , рыба, творог.

    На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой .

    Села и города к Масленице преображались : ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

    Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

    Широка Масленица , ты с чем пришла?

    С весельем да радостью

    И со всякой сладостью,

    С пирогами, с оладьями

    Да с блинами горячими…

    Воспитатель : Вот и я приготовила для нас блины (вырезанные из бумаги круги) . Их ровно столько, сколько длится Масленичная неделя . Каждый блинок расскажет нам про свой день и предложит свою забаву.

    «Первый блин»

    Воспитатель : Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют «Встреча» В этот день делают чучело Масленицы и начинают печь блины.

    Воспитатель : Блин, на что похож? На солнышко

    Поговорка «Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»

    Рисование «Ах, блины, блины, блины, вы блиночки мои….» (Предлагается лист бумаги в форме сковородки, раскрасить блин в центре) .

    Воспитатель : Постарайтесь испечь блин до готовности – раскрасьте его, чтобы был похож на румяный вкусный блинчик. Во время рисования звучит русская народная музыка «Русский народный танец» .

    «Второй блин»

    Воспитатель : Вторник называют «Заигрыши» . В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

    Дидактическая игра «Попади снежком» (бросить снежок точно в крепость : дети подходят к черте, встают друг за другом, поочередно кидают снежок в крепость).

    3. «Третий блин»

    Воспитатель : Среда называется «Лакомка» . В этот день ходят в гости друг к другу на блины.

    «Игра с блинами» . Дети делятся на две команды. Перед игроками каждой команды раскладываются друг за другом пять колец («оладушек» ) и ставится корзина с мячами(«вареньем» ).По сигналу воспитателя первые участники команд берут свои корзинки, на бегу раскладывают мячи в кольца, возвращаются и передают корзинку другим игрокам, которые в свою очередь, собирают мячи из колец. Следующие участники выполняют аналогичные действия. Побеждает та команда, которая справится с заданием.

    «Четвертый блин»

    Воспитатель : Четверг – самый веселый день «разгул» . Катаются с горок. Поют песни, начинают колядовать, это значит – ходить по дворам, песни веселые петь, желать здоровья и благополучия хозяевам.

    В эту игру с давних времен играли только на Масленицу - русская народная игра «Перезвон» .

    Дети встают в круг, считалкой выбирается ведущий. В середину круга выходят двое детей : один с завязанными глазами, другой с колокольчиком. Дети, образующие круг, вместе с воспитателем говорят слова :

    Динь – дон, динь – дон,

    Ах, Откуда перезвон?

    Динь – дон, динь – дон,

    Мы его сейчас найдем!

    Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика стараться поймать участника с колокольчиком. После того, как участник с колокольчиком будет пойман, он становиться водящим. Ему завязывают глаза, а предыдущий водящий становиться обычным участником и встает в круг.

    «Пятый блин»

    Воспитатель : пятница – «вечерка» . Теперь уже папа вечерком приглашает бабушку к себе и блиночками угощает.

    Масленичные блины – просто объеденье!

    Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем .

    Почитает весь народ Масленицу нашу ,

    Веселее не найдешь праздника краше.

    Словесная игра «Какие блины»

    Воспитатель : обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными добрыми словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно :

    На тарелке он один – называем просто…. (блин)

    Много испекли и мы – назовем тогда…. (блины)

    Испекли для дочек – назовем (блиночек)

    Будем кушать их сынок – назовем тогда ….(блинок)

    Огромный как домище – назовем его….(блинище) .

    Молодцы! Помогли придумать слова.

    6. «Шестой блин»

    Воспитатель : Суббота – «посиделки» .

    Во время посиделок в зимнее время красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, для занятия нужным делом : пряли, плели, ткали, а еще Масленицу украшали .

    Игра «Наряди Масленицу » (во время украшения звучит музыка)

    Воспитатель : Дорогая наша гостья, Масленица ,

    Авдотья Ивановна!

    Гостья важная, долгожданная…

    Коса длинная, двуполтинная,

    Платок беленький. Да с цветочками.

    Брови черные наведенные.

    Губки красненькие, да накрашенные….

    Солнце теплое в небе дразнится,

    Рады видеть тебя, красавица!

    7. «Седьмой блин»

    Воспитатель : Воскресенье – «проводы» Масленицы . Заканчивается гулянье на ледяных горках, разжигают костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье» . В этот день все друг у друга прощение просят за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. А после прощения угощаются блинами.

    Как на масленой неделе

    Из печи блины летели!

    С пылу, с жару, из печи –

    Все румяны, горячи!

    Масленица , угощай!

    Всем блиночков подавай! Приятного аппетита!

    Вот теперь дети вы знаете, что такое Масленица и как ее празднуют .

    Давайте же, друзья,

    Есть блины до икоты,

    Пить чай до перхоты,

    Песни петь до надсады,

    Танцевать до упаду!

    Веселье, радость детворе –

    Масленица на дворе !

    Проходит дегустация блинов по русскую народную музыку.

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Веселая масленица»

    Программные задачи:
    1. Расширить знания и представления детей о русских народных празднике «масленица»,
    2. Уточнить масленичные традиции
    3. Вызвать интерес к приготовлению блинов
    4. Приобщать детей к русской истории

    Необходимый материал:
    Мультимедийное оборудование, емкость для приготовления теста на блины, продукты (молоко, яйца, мука, сахар, растительное масло, сливочное масло, соль.

    Ход:
    Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
    Дети: Весна
    Воспитатель: Правильно. А что бывает весной?
    Дети перечисляют признаки весны
    Воспитатель: Хорошо, а какие вы знаете весенние праздники?
    Дети: «8 Марта», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы» и т.д.
    Воспитатель: Молодцы, я сегодня хочу рассказать вам об одном из весенних праздников, о Масленице. Посмотрите на экран.

    Рассказ воспитателя о празднике с показом презентации «Масленица».

    Воспитатель читает стихотворение
    Пахнет свежими блинами,
    Важно самовар гудит,
    Семимильными шагами

    Масленица к нам спешит.
    Закружимся в хороводе
    Пригласим друзей к костру,
    Зиму лютую проводим -
    Встретим теплую весну!
    Пусть же солнышко сияет,
    И ликует стар и млад,
    Пусть друг друга поздравляют
    Все, кто масленице рад!

    Воспитатель: Ребята, а вы рады масленице?
    Дети: Да
    Воспитатель: Почему?
    Дети: Потому, что это праздник прощания с зимой и другие ответы детей
    Воспитатель: Еще его называют «Проводы зимы». Скажите, а какое самое главное лакомство на масленицу?
    Дети: Блины
    Воспитатель: Конечно, блины. Я предлагаю вам сегодня приготовить тесто на блины. Для этого нам понадобится:
    Молок (0,5 л),
    Яйца (3 шт),
    Мука (200 г),
    Сахар (1 ст. ложка),
    Растительное масло (2 ст. ложки),
    Сливочное масло (1 ст. ложка),
    Соль (щепотка).
    Вместе с детьми мы соединяем яйца, соль, сахар, просеянную муку и немного молока и тщательно перемешиваем до однородной массы. Затем понемногу добавляем молоко, постоянно помешивая тесто, чтобы не было комков. В конце добавляем половину растительного масла, чтобы в процессе жарки блинчики не приставали к сковороде. Тесто по густоте должно получиться, как жидкая сметана.
    Воспитатель: Вот тесто и готово! Ребята, у нас в группе есть сковорода и плита?
    Дети: Нет
    Воспитатель: А можем ли мы сами испечь блинчики?
    Дети: Нет, детям этого делать нельзя, это опасно, можно обжечься!
    Воспитатель: Правильно, а как же нам тогда быть?
    Дети: Мы можем отнести тесто поварам на кухню и попросить их испечь блинчики
    Воспитатель: Хорошо, я отнесу. А пока блинчики пекутся, мы с вами поиграем в традиционную масленичную игру

    У Маланьи
    Водящий стоит в центре. Все поют песенку:
    «У Маланьи, у старушки
    Жили в маленькой избушке
    Семь дочерей, семь сыновей,
    Все без бровей (закрываем брови ладошками).
    С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения),
    С такими ушами, с такими носами,
    С такими усами, с такой головой,
    С такой бородой…
    Ничего не ели, целый день сидели,
    На нее (на него) глядели,
    Делали вот так… (ведущий делает движение, а все его повторяют)»
    Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре.

    Входит повар, заносит готовые блинчики.
    Воспитатель: Вот и блинчики готовы, угощайтесь!

    Презентация на тему: Масленица

    (На улице)

    Цель: формирование представлений о традициях празднования русского народного праздника «Масленица».

    1. знакомить детей с традициями празднования Масленицы;
    2. развитие внимание, физической активности, интереса к русским народным играм, обогащение словарного запаса;
    3. воспитание патриотизма, умение работать в команде.

    Оборудование: музыкальный центр, валенки, канат, костер из ватмана, бубен, две метлы, блины, конфетки.

    Предварительная работа: рассказ – беседа «Масленица» (раскрыть образование слова), просмотр картин «Празднование Масленицы», опрос родителей «Традиции празднования Масленицы в вашей семье».

    Ответственные: воспитатели подготовительной группы.

    Место проведения: групповой участок на территории детского сада.

    Скоморох (воспитатель 1).

    Собирайся народ!

    В гости Масленица ждет!

    Мы зовем к себе всех тех, кто любит веселье и смех!

    Ждут вас, ребята, игры, забавы, шутки и прибаутки!

    Масленицу широкую открываем и веселье начинаем…

    А давайте, ребята, прежде, чем весну встречать, вспомним, чем же запомнилась вам зимушка, какие праздники были, что хорошего она вам принесла?!

    Ответы детей.

    А сейчас я предлагаю вам позвать красавицу весну, да повеселиться с ней!

    Входит весна (воспитатель 2)

    Здравствуйте мои хорошие, здравствуйте мои пригожие!

    Я Весна-Красна, к вам на праздник пришла!

    Да загадки весенние вам принесла!

    1. Я раскрываю почки в зеленые листочки.

    Деревья одеваю, посевы поливаю,

    Движения полна, зовут меня… (весна).

    1. Снежок растаял и с полей

    Бежит проворливый… (ручей).

    1. Появился из под снега,

    Увидал кусочек неба.

    Самый первый самый нежный,

    Чистый маленький… (подснежник).

    1. Ночью спрячется оно –

    Станет во дворе темно.

    Утром снова к нам в оконце

    Бьется радостное …. (солнце).

    Солнце красное взошло.

    Станет людям всем тепло!

    Гори-гори ясно,

    Чтобы не погасло!

    Сыграем ребята, в игру, позовем в круг солнышко!

    Подвижная игра «Гори-гори ясно!»

    Правила игры.

    Дети встают в круг, за кругом водящий. В руках у Весны бубен. Дети идут противоходом с водящим и говорят слова:

    Гори-гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Глянь на небо -

    Птички летят,

    Колокольчики звенят!

    После слов все останавливаются. Водящий и тот, около которого он остановился встают спинами друг к другу. Дети считают хором до трех. Водящие бегут в разные стороны. Тот, кто первым обежит круг и стукнет в бубен, становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.

    Как весело с вами играть, ребята! Ну это еще не последняя наша игра! Сейчас я хочу вам предложить еще проверить кто из вас самый-самый сильный!

    Притягивание каната.

    Правила. Участвуют 6 человек, по три человека с одной и с другой стороны. Игра повторяется 3 раза.

    Самых сильных определили! А сейчас выясним, кто из вас саамы быстрый!

    Эстафета «Быстрые лошадки»

    Ход игры. Разделить детей на две команды. По одному дети должны проскакать на метле до определенной метки и вернуться обратно, передав метлу следующему. Побеждает та команда, последний участник которой добрался до команды первым.

    Скоморох.

    Посмотрите, ребята, какой костер у нас прямо посреди участка горит! А давайте мы с вами, по старинной русской традиции, через этот костер будем прыгать по очереди!

    Прыжки через костер!

    Скоморох выбирает пару детей и предлагает игру «Бросание валенка» .

    Правила. Играют парами. Первый ребенок забрасывает валенок, как можно дальше. Второй ребенок кидает второй валенок, стараясь попасть как можно ближе к первому. Кто забросит зимнюю обувь дальше всех, точнее всех, чей валенок ляжет ближе к первому – получит приз.

    Ну что ж, ребята, мы с вами весело провели время, повеселились, поиграли! Проводили мы с вами зиму, встретили красавицу весну. А сейчас Весна для вас приготовила подарок!

    Угощение блинами.

    Конспект ФЦКМ «Масленица». Старший дошкольный возраст

    Задачи:
    Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
    Объяснить значение пословиц.
    Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова.
    Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Какие вы знаете зимние праздники? Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем?
    В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Вместо губ – губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.
    А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.
    Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:
    - Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!
    И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.
    Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.
    Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?

    Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:
    _ Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!
    Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.
    Понравилась вам сказка?
    - О ком она?
    - Какая была Зима?

    Какая была Масленица?
    - Что задумала Зима?
    - Что придумала Масленица?
    - Зачем нужно было есть блины?
    - Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?
    - Из чего люди сделали чучело?
    Физминутка (Включение песни)
    У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
    Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
    Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
    Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Притопы)
    За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
    Вы откроете, а там – ничего нет! (Притопы)
    Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
    Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
    Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)
    Не блины, а объеденье! (Хлопки)
    Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
    А иные и с подушками! (Притопы)
    А другие и с ракушками! (Притопы)
    Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.
    В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.
    В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.
    С масленицей связано большое количество поговорок.
    Д/и «Объяснялки»
    Почему так говорят: «Старинный праздник», «Народное гуляние».
    Почему Масленицу назвали широкой?
    Первый блин комом.
    Масленица – самый веселый, сытный праздник. Символом солнца был блин.
    Блины назывались по-разному, в зависимости от дня недели: блинища, блины, блинцы, блинчики, блинки и в седьмой день царские блины. К ним подавали варенье, сметану, мед, икру, яйца, масло.
    Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
    Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
    На тарелке он один - называем просто. (блин).
    Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
    Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
    Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
    Огромный, как домище - назовем. (блинище).
    - Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?
    Когда приходит Масленица?
    Как люди празднуют его?



    Похожие статьи