• Примерная программа упражнений на неделю. Физическое развитие четырехлетнего ребенка

    23.04.2019

    Современные родители стараются как можно раньше отдать ребенка в школу и многие начинают подготовку к занятиям уже в 4 года. Но вот психологи и педагоги часто выступают против, аргументируя свою позицию тем, что малыш в 4 года просто не готов к таким нагрузкам и все занятия в этом возрасте должны проходить только в игровой форме. Итак, что же должен уметь ребенок в 4 года, и на какие особенности развития родители должны обратить свое внимание?

    Физическое развитие ребенка в 4 года

    Рост ребенка в 4 года примерно – 95-110 см, причем мальчики не сильно отличаются по росту от девочек, а вот вес у них обычно немного больше – от 15 до 20 кг, девочки в 4 года весят примерно 14 – 18 кг. В 4 года большинство детей могут похвастаться полным «комплектом» молочных зубов — 20 штук и хорошим аппетитом – малыши с удовольствием едят 4-5 раз в день, хотя часто становятся заметно худее, чем раньше. Спать днем после 4-х лет чаще всего продолжают только дети, приученные к послеобеденному отдыху в садике, большинство «домашних» четырехлеток к этому возрасту уже отказываются от дневного сна .

    Физическое развитие ребенка в 4 года несколько замедляется, теперь малыш уже не бегает и не прыгает целый день с утра до вечера. Если раньше маленький непоседа мог бегать и прыгать или танцевать без всякой видимой цели – просто ради движения, то теперь его интересуют только подвижные игры, игры с мячом или другое «осмысленное» времяпрепровождение. Поэтому родителям четырехлеток стоит уделять больше внимания двигательной активности малыша, иначе ребенок может большую часть дня провести перед телевизором, играя с игрушками, рисуя и раскрашивая. Большинство родителей радуются такому поведению, считая, что малыш наконец-то повзрослел и перестал переворачивать с ног на голову весь дом, но снижение двигательной активности не только отрицательно сказывается на здоровье ребенка, но и приучает его к малоподвижному образу жизни.

    Справиться с дефицитом движения можно с помощью регулярных прогулок и игр на свежем воздухе или записав ребенка в спортивную секцию. В этом возрасте уже можно начинать посещать секцию легкой атлетики, гимнастики, танцев или плаванья .

    В 4 года ребенок совершенствует навык владения своим телом, теперь он не только быстро и уверенно бегает, но и прыгает, ходит на одной ножке, залазит на шведскую стенку и может кататься на самокате или трехколесном велосипеде. Многие дети в этом возрасте превращаются в настоящих маленьких обезьянок – они залазают на канаты, турники, деревья, заставляя своих родителей сильно нервничать. Если ваш малыш отличается такой страстью к верхолазству, не стоит ограничивать его развитие – уделяйте больше времени физическим упражнениям, приобретите домашний спортивный комплекс или отведите карапуза в детскую секцию альпинизма.

    В возрасте 4-х лет дети уже должны уметь обращаться с любыми столовыми приборами, аккуратно есть и самостоятельно мыть руки, умываться и следить за своим внешним видом. Также считается обязательным, чтобы малыш уже мог полностью контролировать свои естественные потребности, если с этим возникают проблемы, возможно, стоит посоветоваться с детским психологом или невропатологом, так как детский энурез часто возникает на фоне психологических проблем ребенка. Нормальным считается, если ребенок 4 лет очень редко не просыпается вовремя ночью, а днем такие случаи должны быть единичными.

    В 4 года малыши уже должны не только раздеваться, но и одеваться самостоятельно, хотя помощь взрослых им все еще требуется – застегнуть пуговицы, завязать шнурки или поправить одежду.

    Не менее важными в оценке развития ребенка считаются его навыки самообслуживания – так ребенок в 4 года должен знать, как взять еду из холодильника, самостоятельно открывать кран, чтобы помыть руки , знать, где хранится его одежда и какие сейчас нужно надевать вещи, уметь надевать верхнюю одежду и обувь.

    Кроме навыков самообслуживания 4-х летний малыш может и должен помогать родителям по дому, у него должны быть свои обязанности: убирать игрушки, собирать посуду со стола или вытирать с мамой пыль. Это не только приучит ребенка к соблюдению порядка, но и положительно отразится на его самооценке – «я помогаю маме», воспитает в нем настойчивость, самостоятельность и трудолюбие. Причем приучать к такому труду необходимо как мальчиков, так и девочек, не пытаясь поделить занятия по гендерному признаку, ведь в таком возрасте дети большую часть времени проводят с мамой, а выполнять «чисто мужские» обязанности вроде забивания гвоздей и перетаскивания тяжестей четырехлетний карапуз точно не сможет.

    Нервно-психическое развитие ребенка

    В 4 года трудно оценивать и даже прокомментировать навыки и умения ребенка – в этом возрасте они почти на 100% зависят от того, сколько времени и внимания родители уделяют развитию своего малыша. Поэтому за норму обычно принимаются те навыки и умения, которыми владеет большинство детей, посещающих дошкольные учреждения.

    В 4 года словарный запас ребенка насчитывает примерно 1000 активно используемых слов, причем, если для 3-х летних детей главным считалось их способность понимать речь взрослого и умение объясниться с родителями и другими близкими людьми, то четырехлетний ребенок должен уже говорить так, чтобы его понимали все окружающие. В этом возрасте ребенок стоит фразы из 6-8 слов, правильно склоняет слова по числам и падежам, а также самостоятельно придумывает слова, применяя правила родного языка. Малыш старается употреблять в своей речи все слова, услышанные от взрослых, сверстников или по телевизору, именно с этой особенностью развития речи связано то, что от четырехлетки можно услышать как неожиданно «умное» научное слово, так и нецензурное выражение, произносимое с большим удовольствием.

    В четыре года растет познавательная способность малыша, теперь он с легкостью запоминает буквы, цифры, незнакомые слова и понятия. Начиная обучать малыша в этом возрасте чтению или счету очень важно не просто заставлять ребенка заучивать цифры или буквы, а учить его логически мыслить, устанавливать связи между написанным и произносимым. Самым лучшим обучающим материалом в этом возрасте будут предметы, находящиеся вокруг ребенка, а обучение нужно проводить постоянно и в игровой форме. Например: «а теперь давай нарисуем букву А на земле палочкой, выложим ее спичками, макаронами, пуговицами или попоем ее», так счет малыш должен усваивать, не запоминая цифры, а считая яблоки в вазе, кубики на полу или голубей на улице.

    В 4 года считается нормальным, если ребенок собирает простейшие паззлы или разрезные картинки из 4-5 частей , умеет складывать пирамидку, различает предметы по цветам, форме и другим обобщающим признакам, разрезает бумагу по прямым линиям и умеет лепить простейшие фигуры из пластилина – шарики, «колбаски» и так далее.

    Четырехлетний ребенок становится гораздо более социально активным, многие психологи советуют именно в этом возрасте начинать посещение дошкольных учреждений. В 4 года малыши уже умеют играть вместе в подвижные и настольные игры, самостоятельно решать большинство конфликтов, а также соблюдают правила детского социума: понимают, что нужно подождать своей очереди, не выхватывают чужие игрушки и так далее.

    В этом возрасте дети становятся более самостоятельными и «независимыми» от родителей, а мамам и папам предпочитают задавать бесконечные вопросы и, конечно, делать что-то вместе с ними. Распространенная ошибка родителей детей после 4-х лет – это прекращение совместных игр и занятий, если раньше это было необходимостью, ведь малыш просто не могу долго заниматься чем-то один, то после 4-х лет большинство детей играют самостоятельно или в компании других детей. А родители с удовольствием прекращают совестные игры или прогулка, предпочитая заниматься своими делами, но, как предупреждают психологи, у такой «свободы» есть оборотная сторона – родители теряют тесную связь со своим ребенком и часто даже не догадываются, чему его «учат» уличные приятели и в какие игры он играет с ними. Конечно, совместные игры с другими детьми необходимы, но родители обязательно должны знать о настроении, мыслях и действиях своего ребенка.

    Важнейшими навыками и умениями в этом возрасте считаются:

    • умение быстро бегать, прыгать, держать равновесие;
    • умение внятно произносить слова и предложения;
    • навыки самообслуживания и личной гигиены – умение умыться, аккуратно есть жидкую и густую пищу, надевать и снимать одежду и так далее;
    • умение считать хотя бы до 5 и знать все основные характеристики предметов: цвет, форму, размер и так далее;
    • умение находить сходство и различие в предметах и обобщать их в группы;
    • знание самых популярных сказок и мультфильмов — ребенок должен называть основных персонажей, рассказывать о событиях, происходящих в произведении и отвечать на вопросы;
    • умение рисовать простейшие картинки: «палка-палка-огуречик» и раскрашивать их;
    • умение держать в руках ножницы и резать по прямой;
    • умение налаживать социальные контакты со сверстниками и взрослыми людьми – может подойти и начать разговор с другими детьми, попросится в игру, разговаривать со знакомыми взрослыми.

    Мальчики и девочки в 4 года

    В 4 года становится особенно заметна разница в речевом развитии между мальчиками и девочками. Для представительниц прекрасного пола важно сказать как можно больше, выразить словами свои чувства, ощущения и так далее, их речь более развита, они легче запоминают и употребляют новые слова и стараются говорить как можно правильнее и понятнее. Мальчикам в 4 года важно донести до окружающих информацию, поэтому они чаще говорят короткими предложениями, коверкают слова или говорят на «своем» языке, не особенно переживая, понимают их или нет.

    В этом возрасте становится заметна и разница между мальчиками и девочками в оценке одних и тех предметов и поступков. Девочек больше волнует их собственное отношение к происходящему и как это может отразиться на них самих. Увидев что-то новое, первым делом они отвечают на вопрос: нравится мне это или нет. А вот мальчиков чаще интересует сама суть происходящего, так что вопрос, который они зададут в аналогичной ситуации: что это? И зачем это нужно?».

    13.04.2017

    Запор у ребенка 4 года – это привычное дело, так как в этом возрасте заканчивает наконец-то формироваться полноценный баланс микрофлоры, который у малыша будет почти статичным на протяжении всей жизни. В этот же момент пищеварительный тракт несколько меняет свой принцип функционирования. Ферменты вырабатываются в существенно большей концентрации, желудочный сок приобретает нормальный уровень кислотности, а печень синтезирует оптимальное количество желчи. Однако сам «переходный» период – это своего рода стресс для желудочно-кишечного тракта. И вот именно по этой причине чаще всего возникает запор у ребенка 4 лет. Как же помочь малышу справиться с его проблемой? Можно ли как-то предотвратить непроходимость кишечника или же это даже теоретически невозможно?

    Провоцирующие факторы

    В качестве провоцирующих факторов кишечной непроходимости, которые действительно можно предотвратить, являются:

    • преобладание в рационе чрезмерно жирной и белковой пищи;
    • острый дисбактериоз (из-за окончания формирования баланса микрофлоры);
    • наличие полипов в кишечнике;
    • прием некоторых лекарственных препаратов или прививок;
    • недавно перенесенное инфекционное заболевание.

    А ещё врачи указывают на распространенную ошибку среди молодых родителей при помощи фармакологии стимулировать пищеварительный процесс у ребенка. Кто-то для этого дает синтетические ферменты, другие злоупотребляют очистительными клизмами или приемом слабительных. Для организма ребенка это отчасти полезно, но вместе с этим усложняет формирование той самой полезной микрофлоры, которая помогает нормально переваривать пищу.

    Стоит также упомянуть и о врожденных патологиях, но они, как правило, проявляются существенно раньше. В 4-е года же они могут спровоцировать запоры исключительно при резкой смене пищеварительного рациона (например, когда в него включается слишком большое количество жирной, сладкой, белковой пищи).

    Что предпринять в экстренных случаях

    Что можно сделать в домашних условиях при запоре у ребенка в 4 года? Врачи рекомендуют не пытаться избавиться от проблемы слабительными и сразу же приступать к очистительной клизме (с помощью небольшой груши – её объема будет более чем достаточно). А из фармакологических средства можно дать ребенку любое слабительное с целлюлозой – оно способствует не диарее, а выводу плотных каловых масс, а вместе с этим – впитывает в себя токсины.

    Если по каким-то причинам родители не желают делать клизму (или банально боятся её выполнять самостоятельно), то можно воспользоваться специальными свечами для облегчения дефекации (глицериновые). В аптеках на данный момент продаются также специальные «детские» свечи, которые имеют несколько иную форму и меньший размер. Как правило, одной таковой будет вполне достаточно для того, чтобы ребенок спокойно и самостоятельно сходил в туалет.

    И ни в коем случае нельзя проблему игнорировать. То есть, надеяться на то, что запор пройдет сам по себе и ребенок довольно скоро сможет сам сходить в туалет. Уже спустя 48 часов после неудавшейся дефекации у ребенка из-за данного расстройства будет сильная интоксикация и обезвоживание организма. И все это - от запора.

    Корректировка рациона

    Предотвратить непроходимость кишечника у ребенка 4-летнего возраста можно с помощью корректировки его рациона. Причем, каких-либо кардинальных изменений выполнять при этом не потребуется. Достаточно просто давать ему ежедневно хотя бы по 50 грамм чернослива.

    Далеко не последнюю роль играет то, сколько ребенок ежесуточно пьет жидкости. И учитывать всякого рода соки и газированные напитки, естественно, не следует. Лучше всего ему давать некрепкий зеленый чай, компот, минеральную негазированную воду. Можно делать настой из чернослива – на вкус очень похож на компот. Именно этот сухофрукт является лучшим «народным» слабительным со щадящим действием.

    Также следует включить в рацион фрукты и овощи, так как в них содержится клетчатка, способствующая нормальной перистальтики кишечника. Врачи утверждают, что дети в возрасте 4 лет должны ежедневно употреблять не менее 15 грамм клетчатки. Нескольких апельсинов или яблок для обеспечения этого количества будет вполне достаточно.

    А вот исключить из рациона следует сладкое, белковую пищу (арахис, сухарики, вафли, пирожные). Причем, необязательно строго запрещать все это есть. Главное – минимизировать их присутствие в рационе.

    Ещё в рацион следует обязательно включить кисломолочные продукты. Вот как раз благодаря им и формируется баланс микрофлоры. Но лучше давать нежирный кефир или ряженку. А вот йогурты следует готовить дома самостоятельно. «Магазинные» лучше не давать – в них большое количество консервантов.

    Итого, запор у ребенка чаще всего возникает из-за процесса формирования микрофлоры кишечника. Как это предотвратить? Стимулируя моторику пищеварительного тракта. А для этого следует кушать кисломолочные продукты, клетчатку, уменьшить количество употребляемого сладкого, белковой пищи. А как помочь с дефекацией? Многие родители для этого дают какие-то слабительные, но врачи рекомендуют ограничиться очистительной клизмой или глицериновыми свечами – они никак не влияют на работу пищеварительного тракта, но способствуют размягчению каловых масс.

    Видео: доктор Комаровский о детском запоре

    С добрым утром!
    На днях вспоминали мы игру в перевертыши - угадать название книги по ее "перевернутому" названию. Поиграть хотелось, а думать мне было как-то совсем некогда, поэтому троекратное ура Крысатуле - она подготовила нам материал для угадайки! Некоторые книги из предложенных ей я даже сама не угадала и ответов не спрашивала, буду думать вместе с вами)
    Развлекаемся, угадываем и присоединяемся со своими загадками я, может, тоже на ходу че-нить придумаю.
    П.С. я выкладываю книги. Так что если кто-то предложить загадку с названием фильма - уточняйте, что это фильм, ладно?

    772

    Божья Коровка

    Всем доброго времени суток.
    В предверии завтрашнего праздника я хочу рассказать вам о потрясающем фильме: В бой идут одни старики.
    Вышедший на экраны в 1974 году, фильм покорил сердца 44,3 млн. кинозрителей, став четвёртым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов того года, посвящённым тематике Великой Отечественной войны.

    234

    Елена Харчевникова

    У нас две дочки приемные. Расскажу о старшей. Мы взяли ее когда ей было почти девять лет, она училась в первом классе. Жила до детдома в ужасных условиях и,как сказали врачи, такого детская психика не смогла вынести и в результате туберкулез внутригрудных лимфоузлов. Лечилась около года, мы взяли уже когда она была здоровой и возили ее в краевой диспансер два раза в год на профосмотры. Мы живем в селе все друг друга знают. В классе дети есть дети и дразнили, как полагается, новенькую. Она яростно огрызалась и это привлекало детей все больше. И вот почему-то невзлюбили все. односельчане считали, что мы взяли ребенка из-за получаемых пособий, в местном ФАПе у двух фельдшеров дочки учились с нашей, они,естественно о диагнозе знали и скрывать не собирались. В школе она не была успевающей и это тоже не нравилось учительнице, но заниматься она с ней и не собиралась, удивленно спросила почему не взяли лучше ребенка. Первый инцидент произошел, когда дети дразня ее, высыпали все фломастеры в унитаз, а у нее никогда не было ничего своего и тут все новое, а фломастеры она очень любила.Схватила обидчицу и подрались с ней. и тут началось со всех сторон: зачем взяли, если не умеете воспитывать, да еще такого ребенка, две медички тут же помчались в школу, чтобы такого ребенка исключили из школы.В общем, мы выкручивались как могли. Я тоже и молчать не стала: где был учитель, когда все это происходило, мой ребенок проблемный, почему вы не следите. Сама проконсультировалась с психологом. Очень ценные советы мне дал психолог. На следующий год я уже стала понимать, что ребенок в школе слабый, все вокруг сплотились против и что-то надо решать, чтобы ребенок мой не комплексовал. Отправила ребенка на танцы. но не в селе, в город возила. Вроде бы и наладилось Надя моя там успешно занималась, выступала, участвовала в конкурсах. А дома было все как прежде. Правда в третьем классе сменилась учительница и относилась очень хорошо к Наде, занималась с ней после уроков и давала в обиду нашу девочку. В пятом опять стало все на свои места, классную наша тоже не интересовала. Семь лет занимались в музыкальной на хореографии, закончила.В девятый класс пошли, уже готовились к экзаменам.Вот интересно, до того не любили ребенка, что даже никогда в школе в самодеятельность не брали и не берут, просто игнорируют. В девятом математику сдала только в сентябре. Родители устроили выпускной, нашу не позвали: зачем позорить их детей. Пригласили в последний момент девочка одна, просто предложила пойти попить чаю и пойти купаться. Наша пришла, а там все с родителями и в нарядных платьях.Пошла в десятый, а куда ж еще. в десятом совсем плохо.Детей мало,все "успешные", наши игнорируют, последний пример, не сдала тетрадь во время по биологии и с ней сказали всем, чтобы не разговаривали:позорит класс.Згаете, как тяжело нам, родителям. и одеваем мы ее хорошо, и с конкурсами была она везде, деньги мы платили. Но это только больше отдаляло ее от одноклассников. и классной говорила я, вот все бестолку. Считаю, что вот в музыкальной школе и было у нее нормальное детство, там они и не сильно общалась с детьми, но хоть изгоем не была. Скоро ЕГЭ, не боюсь, вряд ли она сдаст, пойдет куда-нибудь на базе девяти.Куда торопиться, она круглая сирота, мы приемные, ее не бросим, да и платить будут. А вот со второй девочкой, младше Нади и взяли мы ее позже, все по-другому. Та не такая забитая, да еще лидер по характеру, за себя постоять сможет, с ней и в школе все по-другому.

    230

    Лавка

    Раз вы так хотите назову вещи своими именами и снова спрошу.
    Как Вы называете интимные места друг друга?
    У нас с нашим мужчиной так. Моя грудь Ларисочка, писечка Шанелька, а член мужчины Его-го-шечка (от того что он о-го-го).
    А у Вас как?

    206

    Фея, просто Фея

    Добрый день!
    Букв и информации много!
    Есть друзья детства, были женаты, сыну 27 лет. Для матери единственный ребенок, она пока так и не замужем, у отца есть еще дочка лет 12 от второго брака. Сын был вполне нормальный среднестатистический ребенок, школа - техникум - армия - институт на заочке, работал на хорошей работе. Жил с матерью, но с отцом тесно общались. Года два назад сошелся с женщиной, она его лет на 5 постарше, ее дочке сейчас 4,5 года. Поначалу было все хорошо, ну в десны конечно не целовались, но вполне нормально общались с обоими родителями.
    С год назад сын свел общение с обоими родителями на нет. Дошло до того, что они даже не знают ни номера телефона, он его сменил, ни адреса, квартиру снимают и не сообщил куда переехали. С работы тоже уволился.
    В новогодние праздники столкнулась сразу с обоими родителями на похоронах. Мать даже расплакалась, отец выдал пару крепких словечек про неблагодарных деток, оба не понимают за что так с ними, винят во всем сожительницу, дескать, попал под влияние.
    Сначала совершенно случайно, по благотворительным делам, узнала что сожительница сама ВИЧ-диссидентка, и не лечит дочь. Фамилию сожителя в документах видела, но она достаточно распространенная, полного имени не было, только инициалы, как-то не подумала что это сын друзей.
    На днях ездила в областную больницу, встретила там сына. И если бы он меня не окликнул, я бы его даже не узнала, настолько ужасно стал выглядеть. Сам напросился возвращаться со мной, так и озвучил, что если сэкономит 250 рублей за автобус, это будет круто, хотя ждать меня пришлось почти 2 часа.
    Ехал он на заднем сиденье, полулежа, видно было что самочувствие плохое. Сначала чего-то шуршал своими бумажками, потом уснул. Про родителей с ним заговорила, ответил резковато что разберется сам, ну я и заткнулась.
    На след. день нашла торчащую из-под сиденья бумажку, само собой, стала читать что это. И узнала что он тоже ВИЧ-инфицирован. Он сказал что зарабатывает сейчас на базе, с утра идет, если есть машины, грузит и получает ежедневную зарплату. С утра туда поехала чтобы отдать бумажку, немного поговорили. Спросила, почему не скажет родителям, ответ - а зачем я им такой?
    Вот сижу и думаю, рассказать - не рассказать родителям? Ну хотя бы что серьезно болен.

    183

    4 года – возраст, когда малыши уже много умеют делать самостоятельно: кушать, одеваться, убирать игрушки. Некоторые неплохо разговаривают и способны решать простые логические задачки. У четырехлетних детей происходит интенсивное развитие психики и интеллекта – они любознательны, активно познают мир вокруг себя и проявляют новые для себя эмоции.

    Особенности интеллектуального развития детей 4-х лет

    В возрасте 4-х лет малыши активно интересуются окружающим миром и задают множество вопросов – что, где, почему и т.д. Они могут внимательно смотреть заинтересовавшую передачу по телевизору, с удовольствием слушают сказки, рассматривают книжки. В этот возрастной период очень важно терпеливо отвечать на все вопросы ребенка доступным ему языком.

    Растет познавательная способность ребенка, активно развивается память и формируется логическое мышление. Малыш учится сравнивать и группировать предметы по форме, цвету и размеру. Внимание становится более устойчивым.

    В этом возрасте ребенок начинает тянуться к сверстникам и интересуется различными совместными играми. Он учится общаться, дружить и всячески взаимодействовать с другими детьми. Задача родителей подсказывать малышу, как нужно поступить в той или иной ситуации.

    Что должен знать и уметь ребенок в 4 года?

    Психологами и педагогами был разработан базовый список знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок 4-х лет. Внимательно понаблюдав за малышом, родители могут понять насколько правильно идет его интеллектуальное развитие. При необходимости можно скорректировать его с помощью игр, развивающих мышление. Считается, что у ребенка в 4 года должны быть сформированы определенные логические, математические и речевые способности.

    Математические умения:

    • знает и понимает количественные понятия – много, мало, один;
    • умеет считать до пяти;
    • способен различать элементарные геометрические фигуры – квадраты, круги, треугольники;
    • владеет понятиями «верх», «низ», «слева», «справа»;
    • может сравнить количество предметов и определить, где больше или меньше.

    Для детей 4-х лет знакомство с математикой должно проходить в игровой форме – вы можете вместе считать машины, деревья, цветы и т.д. Для объяснения простых примеров можно использовать все что угодно – яблоки, кубики, карандаши и т.д.

    Логическое мышление:

    • умеет группировать предметы по форме, цвету, размеру;
    • понимает значение обобщающих понятий – транспорт, посуда, игрушки;
    • понимает расположение предмета в пространстве – близко, далеко;
    • собирает разрезанную на 2-4 части картинку;
    • строит по образцу различные постройки – пирамидки, башни;
    • находит различия и сходства предметов;
    • может найти предмет по описанию;
    • определяет в группе лишний предмет и может объяснить свой выбор.

    В 4 года идет у детей активное развитие логического мышления. Малыши начинают строить причинно-следственные связи, сравнивать предметы по различным признакам, анализировать их свойства, сходства и различия.

    Окружающий мир:

    • ориентируется во времени и умеет определять утро, день, вечер и ночь;
    • знает основные цвета;
    • различает и называет домашних животных и звуки, которые они издают;
    • знает некоторые профессии;
    • может назвать время года по картинке;
    • различает погодные явления.

    Дети 4-х лет очень любознательны – они активно интересуются всем, что происходит вокруг. Задача родителей в этот период – поощрять желание крохи узнавать что-то новое, отвечать на интересующие его вопросы.

    Речевое развитие:

    • знает около тысячи слов;
    • строит предложения из нескольких слов;
    • способен пересказать небольшую сказку или рассказ;
    • учит наизусть короткие стихи;
    • знает свое имя и фамилию, возраст и город, в котором живет;
    • может поддержать беседу – умеет задавать и отвечать на вопросы.

    К возрасту 4-х лет у детей формируется довольно большой словарный запас. Речь становится более выразительной и эмоциональной. Развивается способность к воспроизведению многосложных слов.

    Повседневные навыки:

    • нанизывает крупные бусины или пуговицы на нить;
    • застегивает молнию и пуговицы на одежде, самостоятельно развязывает шнурки;
    • умело управляется с ложкой и вилкой;
    • может довольно долго и заинтересованно играть в понравившуюся игру – собирать пазлы или мозаику, строить из конструктора, рисовать.

    В 4 года многие из детей уже довольно самостоятельны, хотят и могут многое делать без посторонней помощи.

    Графические навыки:

    • может рисовать линии разной длины, простые геометрические формы и фигуры;
    • соединяет точки линиями;
    • умеет раскрашивать и заштриховывать картинки, не выходя за края контура.

    В 4 года большинство детей хорошо управляются с карандашами, кисточками и фломастерами. Могут при помощи взрослого рисовать простые картинки.

    Помните, что понятие «норма развития» достаточно широкое – одни дети едва поспевают за сверстниками, другие, наоборот, опережают. Причин, по которым ребенок «не успевает» множество. Однако в большинстве случаев достаточно больше времени уделять общению и совместным играм, чтобы восполнить пробелы в знаниях малыша.

    Игры, развивающие интеллект

    Развивать интеллектуальные способности ребенка можно самостоятельно. Для этого существует большое количество различных игр и упражнений, способствующих формированию логического мышления, тренирующих память и внимание.

    «Из чего состоит»

    Хорошее упражнение для детей 4-х лет, которое учит анализировать, думать и искать ответы. Оно не требует особенных условий и материалов. Суть состоит в том, что вы просите малыша рассказать, из чего состоит тот или иной предмет. Во время прогулки можно спросить у него, из чего состоят цветы, машины или деревья. Для того чтобы кроха смог ответить на эти вопросы, необходимо во время игр или рассматривания картинок акцентировать его внимание на мелких деталях, рассказывать о них и перечислять их названия.

    «Где можно увидеть»

    Это упражнение отлично развивает мышление, внимание и память. Вы можете спросить у ребенка, где можно увидеть дерево, автомобиль, стул, кошку, кастрюлю и т.д.

    «Съедобное — несъедобное»

    Развивающая игра, которая учит ребенка думать и рассуждать. Прежде чем начать играть, необходимо объяснить малышу, что значит съедобное и несъедобное.

    Очень полезными для детей 4-х лет являются и графические развивающие задания.

    «Соедини по точкам»

    Эта игра позволяет малышу понимать последовательность действий и способствует развитию моторики, что особенно полезно, ведь в 4 года уже можно начинать готовить руку к письму. Суть игры заключается том, что ребенок должен последовательно соединить несколько точек, чтобы в итоге получилась картинка.

    «Дорисуй предмет»

    Полезная для детей игра, развивающая воображение и способность выделять из целого отдельные составные части. Это должны быть изображения простых, хорошо знакомых крохе предметов или геометрических фигур.

    Заданий и игр, способствующих умственному развитию детей 4-х лет, очень много. Выше перечислены самые простые игры, в которые можно играть дома, на прогулке либо в поездке. Они способствуют развитию мышления и воображения крохи, побуждают его к новым знаниям в игровой форме.

    Умственное развитие ребенка зависит от многих факторов. Не стоит сравнивать своего малыша с другими и добиваться соответствия всем перечисленным нормам и требованиям – эти данные можно использовать лишь в качестве ориентира, который позволяет понять, чему нужно уделить повышенное внимание. Упражнения и игры, формирующие логическое мышление и развивающие память, должны быть веселыми и занимательными для ребенка.



    Похожие статьи