• Формирование способностей у детей дошкольного возраста. Условия развития способностей в дошкольном возрасте

    22.05.2019

    Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.

    Способности, склонности и задатки

    Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

    Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название "склонности". Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

    На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

    Задатки художника

    Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:

    • подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
    • передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
    • не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
    • замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
    • мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).

    Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.

    Музыкальный дар

    Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:

    • эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
    • узнают песню по первым нотам;
    • легко воспроизводят услышанную мелодию;
    • сами сочиняют простые песенки;
    • любят играть с музыкальными инструментами.

    Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.

    Артистические данные

    Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:

    • любит выступать перед публикой;
    • очень эмоционален;
    • выразительно жестикулирует;
    • подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
    • рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.

    Творческие способности детей дошкольного возраста проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя - все это должно присутствовать в комплексе.

    Литературные способности

    Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:

    • любовь к книгам;
    • умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
    • большой словарный запас;
    • интерес к сочинению собственных историй, стихов;
    • богатая фантазия.

    Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.

    Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и к жизни в обществе.

    Спортивные задатки

    Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:

    • очень подвижен;
    • отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
    • не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
    • любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
    • способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.

    Технические склонности

    Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:

    • предпочитают играть с машинками и конструкторами;
    • собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
    • часто рисуют транспорт и технику;
    • пытаются самостоятельно что-нибудь "починить";
    • любят помогать отцу с ремонтными работами;
    • разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.

    Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.

    Математические таланты

    Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на "гуманитариев" и "технарей". Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:

    • интерес к вычислениям и измерениям;
    • легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
    • решение сложных для его возраста задач, примеров;
    • умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
    • любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
    • способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.

    Прививать к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.

    Интеллектуальные способности

    Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:

    • любознательность;
    • отличная память;
    • интерес к учебе;
    • наблюдательность;
    • способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
    • попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
    • любовь к чтению энциклопедий;
    • увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.

    Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.

    Для активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.

    Задатки лидера

    Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.

    Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:

    • самостоятелен;
    • быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
    • уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
    • пользуется популярностью у сверстников;
    • любит руководить другими;
    • может увлечь друзей любимой игрой;
    • умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
    • интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.

    Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.

    Ищем таланты

    Развитие способностей у детей дошкольного возраста - дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.

    На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.

    Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.

    Целенаправленное развитие способностей является наиболее сложной и противоречивой проблемой формирования знаний, умений и навыков как основных составляющих, определяющих готовность ребенка к деятельности и осознанного поведения. Стремление решить ее обусловлено постоянно растущей потребностью общества совершенствовать условия подготовки ребенка к трудовой деятельности и общения как ведущих форм ее взаимодействия с социальной и природной средой.

    Способности - индивидуально-психологические качества личности, предусматривающие и обеспечивают успешность выполнения им деятельности.

    Сферой их проявления е области практической, научной и художественной деятельности. Способности при прочих равных условиях облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков, которые приводят к дальнейшему их развитию. Способностям принадлежат не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого.

    Процесс реализации способностей предполагает проявление ребенком активности, обусловленной как характером и целями той или иной деятельности, так и ее мотивацией, склонностями и интересами.

    Часто способности считают врожденными, однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом их развития.

    Задатки - генетически закрепленные анатомо-физиологинни особенности мозга и нервной системы.

    К ним относятся прежде всего строение головного мозга, органов чувств, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Анатомо-физиологической основой задатков является строение и функции высшей нервной системы, такие свойства процессов, как сила, уравновешенность и подвижность. Слабость нервной системы является основой высокой сенсорной чувствительности, что положительно сказывается на развитии многих способностей. Однако задатки есть потенциями развития способностей, а определяющим фактором их формирования выступают условия жизни и особенности приобретения социального опыта. В деятельности ребенка способности не только проявляются, но и под руководством взрослого формируются и развиваются.

    Задатки Есть только возможностями и предпосылками развития способностей, хотя не гарантируют их появление и развитие. Ни один ребенок, какими бы задатками и способностями он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, если не будет целенаправленно, старательно и настойчиво заниматься соответствующей деятельностью. Задатки есть многозначными. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера и требований деятельности, которой занимается ребенок, а также от условий жизни и воспитания.

    Способности имеют качественную и количественную характеристику. Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они выступают. По качеству способности классифицируют на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т.

    Способности делятся на общие и специальные.

    Общие такие, как наблюдательность, хорошая память, творческое воображение, важны для многих видов деятельности. Специальные же играют важную роль только в конкретных видах деятельности - художественный, литературной, музыкальной и др.

    Общие способности образуют две группы: познавательные и практические.

    Создание взрослым специальных ситуаций и условий развивает способности детей.

    Познавательные способности дошкольников

    Ведущее место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. К таким способностям относят сенсорные, интеллектуальные и творческие.

    Сенсорные способности связаны с восприятием ребенком предметов и их признаков. Они составляют основу умственного развития малыша. Сенсорные способности формируются из 3-4-х лет. Усвоения дошкольником эталонов приводит к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются словом. Дети знакомятся с разновидностями каждого признака и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах, феномены родного языка, эталоны геометрических форм.

    Основой развития интеллектуальных способностей является не только уровень и глубина интеллекта ребенка, но и его своеобразие. Характерной чертой детей со значительными интеллектуальными способностями является их чрезвычайная познавательная активность - повышенная потребность в новых впечатлениях, в умственной нагрузке. Умственная активность таких детей неразрывно связана с ее саморегуляцией.

    Уже с раннего детства у ребенка образуется индивидуальное соотношение общего уровня интеллекта и специальных умственных способностей. Такое соотношение характеризует своеобразие ума и может иметь ведущее значение для дальнейшего развития малыша.

    Интеллектуальная своеобразие очень заметна у детей, находящихся на одинаково высоком уровне развития: одни дети хорошо умеют рассуждать, другие привлекают внимание своей сообразительностью в практических вопросах; одним нравится работать с компьютером, другим - ухаживать за растениями или птицами; одним легко удается выявлять ошибки и неточности, другим - придумывать что-то новое, конструировать и тому подобное. При этом у ребенка могут одновременно проявляться различные умственные качества, так как у каждого есть свои проявления интеллектуальных способностей.

    Согласно наблюдениям, среди детей, отличающихся своими интеллектуальными способностями, уже в дошкольном возрасте можно встретить четко выраженных "математиков", "биологов", "литераторов", хотя, как правило, интересы ребенка в этом возрасте бывают разносторонними и могут быстро меняться.

    Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, составить игры или нарисовать рисунок.

    Высокие показатели творчества ребенка не гарантируют ее творческих достижений в будущем, а лишь увеличивают вероятность их проявления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладение определенными умениями. Важнейшим структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности. Познавательная мотивация выражается в форме исследовательской и поисковой активности ребенка.

    Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное познания мира, перевоплощения неизвестного в известное, обеспечивает творческое отражение образов, становление сенсорных и перцептивных эталонов, формирует первичные знания ребенка о мире. Развиваясь творчески, исследовательская и поисковая активность ребенка перевоплощается в высшие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по новому и неизвестному. С этого этапа основным компонентом развития творческих способностей становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка к новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий. Это обеспечивает возможность перехода к высшему этапу в развитии творческих способностей ребенка.

    Развитие технических способностей ребенка.

    (Объединения технической направленности)

    В настоящее время в России возникла нехватка кадров техническкой направленности. Без хорошо обученных, заинтересованных и творческих работниковне будет современных микроэлектроники, наноиндустрии и технологии, а значит не будет таких отраслей какавиастроение, судостроение, ракетостроение и т.д. Такие изменения в обществе и науке ведут к изменениям в образовании. Особое внимание на данном этапе уделяется развитию технических способностей, и развитие творческого интереса следует начинать не с выбора подростком ВУЗа, а с самых начальных азов обучения. В этом случае интеграция образовательных и технических областей позволит им гармонично объединится в единый, неразрывный образовательный процесс, гарантируя высокие результаты в развитии и воспитании.

    Технические способности у ребенка проявляются не сразу, гораздо позднен, чем, например,способности в области искусства. Это обуславливается тем, что для конструирования, изобретательства и моделирования требуется достаточно уже высокое развитие психики и мышления. Самый подходящий возраст для развития у детей технических способностей – это 7-11 лет.

    Что такое технические способности и можно ли говорить о них как о такой совокупности психических свойств, которые позволяют человеку успешно действовать в сфере техники и находить пути к ее усовершенствованию? Ведь область техники чрезвычайно разнообразна. Оченьрезко отличаются друг от друга, например, деятельность человека в сфере машиностроения и в области химии, а тем более робототехники.

    Однако во всех этих видах технической деятельности есть общее.

    У всех людей, успешно работающих в различных областях техники, имеется комплекс психических качеств, называемых общими техническими способностями. Комплекс таких качеств является существенным для работы в любой отрасли техники без исключения.

    Многочисленные наблюдения за работой изобретателей, а также творчески работающих конструкторов различных отраслей техники позволили установить некоторые стороны психической деятельности человека, которые вообще важны для успешной работы в сфере техники.

    Прежде всего, это хорошая техническая наблюдательность; затем это развитое техническое мышление, которое проявляется в рациональном подходе к практической задаче, в учете свойств и возможностей материалов, в хорошем планировании умственных операций, в умении внести известный элемент новизны в решение технической задачи. Деятельность мышления для успешной работы в сфере техники предполагает обязательно достаточно развитое пространственное воображение, способность к комбинированию. Но не следует забывать о таких качествах как: хорошо выраженный интерес к технике, большая любознательность; общая активность мысли, настойчивость в поисках; умение не опускать руки при неудаче, упорство в борьбе за поставленную цель.

    Откуда же берутся эти качества и свойства личности, можно ли их воспитать, или они даются каждому от рождения, и что важно не пропустить, не заглушить в своем ребенке?


    Все начинается с интереса к умениям делать что-то своими руками :

    Складывать в определенной последовательности предметы и части предметов в единую конструкцию;

    Склеивать или соединять (подгонять) отдельные детали;

    Сколачивать, выравнивать, распиливать и отделять какие-то части, чтобы придать всему действию какой-то завершенный вид;

    Разбирать на отдельные части механизмы и детали, чтобы увидеть и понять, из чего они состоят внутри (любопытство здесь играет большую роль).

    Со стороны взрослых важно не пропустить интерес к различным машинам, механизмам и роботам. Удивление, восхищение и любопытство при этом дают огромный импульс к действиям в познании, и главное – в приобретении бесценного личного опыта, который потом в сочетании с творческой силой перерастает в изобретательство. Каждый родитель должен понять, что ребенок – это своеобразный мир, и он необыкновенно индивидуален. Нужно помнить о том, что, как бы мы, родители, ни были заняты,главное – это не заглушить стремление своего ребенка познать что-нибудь новое, интересное, постараться дать ему возможность разобраться в деталях и постигнуть истинное содержание технического творчества.

    Для того чтобы, став взрослым, успешно трудиться в области техники, надо пройти соответствующий путь развития в юные годы. Без возникновения серьезных интересов к технике, без практики самостоятельного решения простых технических задач, без приобретения умения думать технически о заданиях, связанных с изготовлением, например, различных моделей, не может сформироваться человек, который будет впоследствии успешно работать в сфере техники.

    Школьник-подросток, когда он занимается в техническом объединении, не совершает изобретений, обогащающих человечество, но, зато он очень часто, фактически на каждом занятии, делает открытие, изобретение для себя, когда он сам находит решение технических задач, уже известное взрослым. Такое творчество детей - основа развития активности, самостоятельности, инициативы человека в решении технических задач.

    К 12-15 годам проявленный интереск какому – либо действию или занятию является вполне осознанным признаком будущей профориентации.

    Талантливый наставник или мастер – обладающий собственным высоким техническим и творческим потенциалом, может дать огромный импульс для своих обучающихся в достижении блестящих результатов в техническом творчестве. В этом случае педагог психологически подстраивает обучающихся к своему собственному техническому опыту, к определенному характеру исследований и тем самым дает возможность одаренному ребенку проявить себя в конкуренции и соревновательной борьбе за общий результат эксперимента.

    В нашем образовательном учреждении, «Станция юных техников» города Новошахтинска работают увлеченные, инициативные педагоги, способные поддержать интерес ребенка, развить его творческие способности. Участие в выставках и конкурсах различного уровня, начиная со станционного и заканчивая международным, стимулирует детей на дальнейшее развитие, мотивирует их к повышению активности и саморазвитию, способствует повышению мастерства и уровня технических навыков.

    Особенность и специфика нашего образовательного учреждения является то, что дети занимаются в технических объединениях начиная с дошкольного возраста.На занятиях в объединениях «Мастерилка» и «Мастерская Самоделкина» (направление «начальное техническое моделирование») ребенок постигает азы технического конструирования, получает толчок для развития пространственного восприятия и основ моделирования. Программы составлены с учетом возрастных особенностей детей и включают в себя различные игровые моменты, динамические паузы, психогимнастические упражнения, направленные на здоровьесбережени и сохранение интереса и активности ребенка.

    В дальнейшем идет разделение обучающихся по различным направлениям, что зависит, в первую очередь, от желания ребенка и родителей, от проявленной заинтересованности и технической направленности проявленных способностей. Наше образовательное учреждение «Станция юных техников» города Новошахтинска может предложить своим обучающимся такие интересные и захватывающие направления, как:

    Научно – техническое (объединения «Космос», «Ракетомоделирование», «Авиамоделирование», «Радиоэлектроника и радиотехническое конструирование», «Мастерилка»и «Мастерская Самоделкина»);

    Спортивно-техническое (объединение «Картингист»);

    Художественно-эстетическое(объединения «Мир дизайна», «Узор»);

    Юные инспектора дорожного движения (ЮИД).

    В прошлом году ребята из наших объединений успешно принимали участие в мероприятиях различного уровня, таких как:

    Участие в мероприятиях посвященнымДню города и Дню шахтера;

    Городской конкурс «В гостях у Самоделкина»;

    Соревнования для картингистов «Золотая осень»;

    Акция «Если сердце открыто добру»;

    Благотворительная акция «Ёлка Новороссии» ;

    Соревнования картингистов посвященные Дню защитников Отечества и 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне;

    Конкурс технического и декоративно-прикладного творчества «Домашний волшебник»;

    Городской конкурс технического и спортивно-технического творчества «Модель года – 2015» ;

    Конкурс по пожарной безопасности;

    Соревнования по картингу в классе машин «Союзный –Юниор»;

    Четвертый фестиваль технических знаний «Инженерные таланты- сильной России»;

    Выставка молодых художников Дона и Кубани;

    Конкурс «Космонавтика;

    Областной слёт-конкурс «Юные конструкторы Дона – третьему тысячелетию».

    Ребята приняли активное участие в XL научно-практической конференции

    Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова и многое другое.

    Из 518 обучающихся принявших участие в конкурсах, соревнованиях и выставках 65 детей заняли призовые места, из них:

    I место – 19 ребят,

    II место – 28,

    III место – 18.

    Интеграция технического конструирования и моделирования в образовательное пространство ребенка не только способствует формированию устойчивых умений и компетенций в сфере технического творчества, но и формирует общую активность, инициативность, познавательный интерес, креативность, наблюдательность, умение ставить цели и добиваться результата, причем происходит это легко и непринужденно.

    Зам.директора по УВРШатликова Н.М.

    Способы выявления и развития способностей детей дошкольного возраста.

    Наиболее эффективными способами для выявления способностей детей дошкольного возраста считаю практические методы. Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего, так можно понять круг его интересов. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.

    Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.

    Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности.

    Условия развития способностей в дошкольном возрасте:

    Особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем когда дети предоставлены сами себе.

    Включение дошкольника в разные виды деятельности для проявления всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.

    Создание предметно-развивающей среды.

    Правильная позиция взрослого в общении с детьми. Ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания, научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

    Для выявления особенностей двигательно-ритмической сферы использую:

    Тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца при обследовании произвольной мимической моторики;

    Методику Н.А. Рычковой при обследовании речевой моторики;

    Тесты мотометрической шкалы Озерецкого-Гельнитца при обследовании общей произвольной моторики;

    Тесты для обследования тонких движений пальцев рук М.А. Поваляевой;

    Обследование действий с предметами по методике М.А. Поваляевой;

    Чувство ритма по методике Н.А. Рычковой.

    Для развития способностей обучающихся активно включаю в занятия игровые технологии, элементы и приёмы здоровьесберегающих технологий, технологию личностно-ориентированного обучения, направленную на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка, информационно-коммуникативные технологии , которые повышают речевую и познавательную активность детей.

    Для развитии лицевой и речевой моторикипользуюсь комплексной методикой коррекции артикуляционных расстройств Крупенчук О.И., Воробьёвой Т.А «Исправляем произношение», в которую входят: система работ по развитию мелкой моторики, логопедический массаж, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, изотонические упражнения.

    Подобрала и систематизировала комплексы: картинки-символы, игрушки-помощники, изготовила пособие «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах».

    Для развития мелкой моторики рук использую крупотерапию, мозаики, массажные мячики, су-джоки, эспандеры; рисование и штриховку карандашами; «пальчиковые игры», которые способствуют развитию речи, творческой деятельности. Разработала пособия: «Счетные палочки возьми, картинку собери», «Умные прищепки», «Чудо-веревочка», «Чей хвост?», «Учимся шнуровать».

    Развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики способствуют ритм стихов, поговорок, пословиц. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память.Систематизировала комплекс динамических пауз в сочетании с речевым материалом.

    Для обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста использую иллюстрированный материал О.Б. Иншаковой.

    Для коррекции звукопроизношения использую пособия: Е.Н. Краузе «Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика», М.Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения», О.А. Новиковской «Учим ребенка говорить. Игры и упражнения для выработки правильного произношения всех звуков», дидактический материал О.Е.Громовой «Говорю правильно», альбомы Л.А. Комаровой «Автоматизация звука в игровых упражнениях» и др. Составила картотеку «Автоматизация и дифференциация звуков на занятиях и дома».

    Для выявления особенностей фонематического восприятия у детей

    использую комплекс диагностических методик в основе заданий предложенных

    Г.А. Волковой «Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников», В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Экспресс - обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста», Н.И. Дьяковой «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников»

    Для развития слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза использую пособия: Н.М. Мироновой «Развиваем фонематическое восприятие», Т.А. Ткаченко «Коррекция фонетических нарушений у детей», « Развитие фонематического восприятия», Е.В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет», Гадасиной Л.Я., Ивановской О.Г. «Звуки на все руки. 50 логопедических игр» и др.

    Изготовила дидактические пособия на развитие звукового анализа и синтеза «Звук слышу, табло заполняю», «Твёрдый-мягкий», «Прочитай по первым буквам», «Слоги и слова»; по обучению грамоте «Тактильный алфавит», «Профили звуков».

    Для выявления особенностей слоговой структуры слова пользуюсь учебно-методическим пособием Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной «Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи»

    Коррекцию слоговой структуры слова провожу с использованием методических рекомендаций Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». С.Е. Большаковой «Формируем слоговую структуру слова», Н.С. Четверушкиной «Слоговая структура слова. Системный метод устранения нарушений».

    Для выявления особенностей словаря, грамматического строя и связной речи использую комплекс диагностических методик в основе заданий предложенных

    В. С Володиной «Альбом по развитию речи», Т.Б. Филичевой, Т.В.Тумановой «Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста», И.А. Смирновой «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи»

    Работу по развитию лексико-грамматических категорий языка и связной речи провожу параллельно с совершенствованием у детей неречевых психических функций, познавательных способностей. Использую игры и упражнения, разработанные Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи», О.С Ушаковой «Придумай слово», В.В Коноваленко, С.В. Коноваленко «Синонимы», «Антонимы», а так же «Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет» Н.С Руслановой, «Логопедические задания для детей 5-6 лет (6-7 лет) Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой.

    Использую в своей работе с южетно-ролевые игры, которые способствуют быстрому и полному развитию детской фантазии; игры – театрализации и игры – драматизации готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей.

    Разработала и апробировала пособия, которые направлены на формирование диафрагмального дыхания, стимуляцию работы мозга и регуляцию нервно-психических процессов (технология формирования речевого дыхания) : « Вертушки», «Варежки», «Грибочки», «Бабочки», «Осенние листочки», «Забей мяч в ворота», «Подуй на листочки; на паучков »; на развитие грамматического строя речи «Чей хвост», «Один-много», «1-2-5-9»;

    Подготовила победителей и участников: муниципального конкурса «ЛогоЗнайка»; всероссийской викторины для дошкольников "Маленькие эрудиты"; всероссийской онлайн-олимпиады «Русская матрешка»; международной викторины для дошкольников "Совушка-всезнайка"; международной викторины для дошкольников "К школе готов! Русский язык". Организовала и провела общесадовские конкуры чтецов: «Осенняя палитра», «Весенний ручеёк», «Пернатые друзья», конкурсы рисунков: «Русские народные сказки», «Моя любимая сказка», «В мире сказок».

    Развиваю творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Совместно с родителями и детьми стали победителями в муниципальном конкурсе «Педагогический проект»

    Большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум. Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?

    Период от рождения до 6-7 лет является самым благоприятным временем для развития способностей у ребенка . Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделять особенно пристальное внимание развитию малыша именно в дошкольном возрасте. При этом родителям важно понимать, что каждый ребенок с рождения имеет определенные задатки, которые со временем могут перерасти в ярко выраженные способности.

    Также нужно принимать во внимание тот факт, что большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум. Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?

    Немного теории, без нее никуда!

    Систематизируя понятие способностей, можно разделить их на две основные группы: специфические и природные.


    Специфические

    Специфические (социальные) способности формируются под воздействием исторического и общественного влияния и обеспечивают жизнь и развитие ребенка в социальной среде. В основе этих способностей лежат практические, теоретические, творческие и учебные знания, логика и пользование речью.

    Специфические способности бывают:

    • Специальными. Определяют успехи ребенка в определенных видах деятельности. Для дошкольного периода характерны такие специфические способности, как: художественные - декоративно-прикладные и изобразительные (склонность к лепке, рисованию, поделкам, черчению); театрально-речевые (склонность к подражанию и выступлению, способность договариваться и увлекать других детей); музыкальные (склонность к сочинению музыки, запоминанию и воспроизведению мелодий); логико-математические (склонность к запоминанию математических символов и выполнению математических вычислений); технические (проявление интереса к механизмам).
    • Общими. Определяют успехи ребенка в общении и самых разных видах деятельности.

    Общие способности в свою очередь делятся на практические (конструктивно-технические и организаторские) и познавательные (творческие, интеллектуальные и сенсорные).

    • Конструктивно-технические - представление предмета в целом и по частям. Развитие этой способности помогает справиться с такими школьными предметами, как: геометрия, физика, черчение и т.д. Развивающими средствами таких способностей выступают конструкторы, модульные и технические игрушки.
    • Организаторские - ведущая роль отводится общению (взаимодействие со сверстниками и взрослыми людьми).
    • Творческие - используя фантазию и воображение, ребенок реализует себя в игре, общении и творчестве.
    • Интеллектуальные - наглядное моделирование объекта, когда определенный предмет условно заменяется на знакомую фигуру (к примеру, карта).
    • Сенсорные - сюда относится информация о свойствах предмета, фонемы речи, цвета, разнообразие форм и другое.

    Отметим, что разделение специфических способностей на общие и специальные весьма условно, поскольку они взаимосвязаны между собой: общие способности проявляются в специальных, а развитие специальных способностей способствует развитию общих.


    Природные

    Природные способности формируются на основе задатков, заложенных на генетическом уровне, развитие которых во многом зависит от наличия простого жизненного опыта (память, восприятие, коммуникация).

    В целом, природные способности можно охарактеризовать такими критериями:

    • скорость обучения знаниям и навыкам;
    • предрасположенность к определенному виду деятельности;
    • устойчивость к стрессам;
    • наличие предельных границ способности;
    • общественное признание уникальных возможностей;
    • нестандартные результаты.

    Способности дошкольников и условия их формирования

    Совершая действия, ребенок формирует те или иные способности. Таким образом, грамотная организация деятельности малыша позволит максимально эффективно проявить и укрепить его способности еще в дошкольном периоде.

    Основные правила организации деятельности ребенка :

    • организация необходимых предметов окружающей среды для всеобщего развития.
    • активное воспитание увеличивает вероятность развития способностей.
    • адекватное поведение взрослых по отношению к ребенку, совершающему попытки реализовать себя (даже если эти попытки выходят за рамки общепринятых норм).
    • ознакомление малыша со всеми видами деятельности (соответствующими его возрастной категории) для установления его личностных интересов.
    Это интересно: было выявлено, что художественная одаренность сначала проявляется в музыке, немного позже - в рисовании, а уже потом в науке.

    Подробнее о некоторых способностях дошкольного возраста


    Существует такое понятие как "сензитивный период" - это то время, когда организм ребенка максимально настраивается на освоение какого либо вида деятельности.

    Важно понимать, что сензитивные периоды через определенное время проходят безвозвратно, независимо от того, смог ли малыш развить те или иные способности. Поэтому очень важно, чтобы родители создавали соответствующую сензитивному периоду окружающую среду (то есть, давали ребенку именно то, в чем он нуждается здесь и сейчас)

    Создание окружающей среды для развития специальных способностей

    Основная роль в этом процессе отведена игре. Здесь объединились целый комплекс действий: творчество, двигательные навыки, организация, деятельность.

    Совершая действия, ребенок должен постоянно находиться в пограничной зоне между тем, что он уже умеет и тем, чему еще предстоит научиться. Именно такой процесс заставляет малыша думать и, соответственно, развивать свои способности. Трудности закаливают, иначе процесс развития замрет или начнет регрессировать.

    Создание окружающей среды для развития физических способностей

    В дошкольном возрасте ребенку интересны будут подвижные игры, музыкальные разминки и танцы. При этом желательно использовать элементарные движения, которые ребенок легко запомнит и сможет правильно воспроизвести. Музыка задаст ритм и поможет развить слуховое восприятие. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием запоминают движения и охотно их демонстрируют под музыку.

    Создание окружающей среды для развития творческих способностей

    Всестороннее развитие ребенка обязательно включает и творческое направление. Причем деятельность должна быть разнообразна: лепка, рисование, вязание, конструирования, вырезание и многое другое. С подачи родителей малыш может "опробовать" самые разные виды творческой деятельности и выбрать именно тот, который ему ближе всего. Не стоит выполнять все за ребенка. Достаточно подтолкнуть его в нужном направлении и малыш обязательно удивит родителей своим креативом.

    Создание окружающей среды для развития познавательных способностей

    Формирование личности дошкольника не обходится без здорового любопытства со стороны ребенка и его постоянных "почему", "как" и "когда". Любознательность способствует приобретению знаний, умственной деятельности и применению навыков на практике.

    Помните! Каждый ребенок одарен по-своему. Чем больше родители будут проявлять интерес к процессу формирования навыков и способностей малыша, тем выше шанс ребенка стать счастливым человеком и добиться успеха в современном социуме.



    Похожие статьи