• Основные виды психологической практики при оказании психологической помощи. Принципы оказания психологической помощи подросткам

    13.06.2019

    
    ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    РЕФЕРАТ

    Студента курса гуманитарного факультета


    Учебная дисциплина: Психология самоопределенния и жизненного пути

    Тема: Особенности оказания психологической помощи себе


    Оценка___________

    г. Одесса


    
    Содержание

    Введение 3

    1. Особенности оказания психологической помощи себе 4

    1.1 Психологическая помощь 4

    1.2 Цели и область применения психологической помощи 5

    Заключение 14

    Введение


    Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. В жизни человека бывают такие критические моменты, когда осложняются взаимоотношения с окружающими, заостряются внутренние противоречия, становятся невыносимыми переживания, положение кажется безвыходным. Обращение к близким людям за поддержкой, к сожалению, не всегда эффективно. Дело в том, что одного желания помочь оказывается не достаточно а «советы» родственников, друзей и знакомых бесполезны в ситуациях требующих профессиональных психологических знаний и навыков оказания психологической помощи.

    1. Особенности оказания психологической помощи себе

    1.1 Психологическая помощь

    Профессиональная психологическая помощь может быть рекомендована как людям, испытывающим локальные, ситуативные психологические трудности, так и тем, кто страдает от симптомов хронического психического расстройства.

    В самом общем виде психологическая помощь трактуется как профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента. "Психологическая помощь – вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности".

    Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении широкого круга проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме, а именно: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания, проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой.

    Квалифицированная психологическая помощь представляет собой работу с причиной, а не следствием. Важно учесть, что психологическая помощь – это, прежде всего, работа клиента под руководством психолога. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать:


    психолог - специалист с базовым психологическим образованием , который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать;
    психотерапевт - врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией.
    Работа психолога-консультанта связана с тем, чтобы они совместно с клиентом переформулировали проблему в задачу психологическую, что позволяет действительно оказать помощь, а не ориентировать клиента в системе оценок, как в большинстве случаев предлагают сами клиенты.
    Задача психолога - помочь клиенту принять эти негативные эмоции, понять, о чем они "говорят" и справиться с ними.

    1.2 Цели и область применения психологической помощи


    Можно выделить следующие области применения психологической помощи:
    1). Психическое (и духовное) развитие ребенка
    2). Личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, иден-тификация подростка, неполноценность, борьба за личностный и социальный статус и др.).
    3). Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак).
    4). Проблематика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и теку-щая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевном страдании, алкоголизме, конфликтах и т. п.).
    5). Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя.
    6). Проблемы пожилого возраста.
    7). Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки (проблемы личности, общее психическое состояние).
    8). Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.).
    9). Школьное, профессиональное, управленческое консультирование.
    10). Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами.

    Все виды и формы психологической помощи имеют и какие-то общие черты, свои отличия и характерные для них особенности. Но у них есть общая цель - помощь и поддержка личности в процессе ее становления и развития (в том числе при возникновении различного рода проблем и кризисных ситуаций), избавление человека от того, что мешает ему быть счастливым и гармоничным в окружающем мире. Психологическая помощь может включать в себя психодиагностику, коррекцию развития, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику отклоняющегося поведения, профориентацию и т. д.

    Психопрофилактика - это одна из разновидностей психологической помощи, направленная на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных людей, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. Задачей психопрофилактики является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Методы психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров , «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т. д. Специальными задачами являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т.п.

    Психологическая коррекция – (исправление) - это направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования человека (ребенка или взрослого).

    Психологическое консультирование - профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации. Психологическое консультирование можно определить также как специфические отношения между людьми, при которых возможен способ общения, позволяющий другому человеку изучать свои чувства, мысли и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы. Психологическое консультирование помогает клиенту впоследствии более эффективно распоряжаться своей жизнью посредством принятия правильных решений и совершения целенаправленных действий. В качестве клиентов могут выступать здоровые или больные люди (воспринимаемые консультантом как дееспособные субъекты, ответственные за решение своей проблемы), предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений, профессионального выбора, др.

    Психотерапия - раздел медицины и клинической психологии, связанный с оказанием профессиональной психологической помощи больным и относительно здоровым людям при 1) душевных расстройствах; 2) при разрешении возникающих у людей проблем и затруднений психологического характера; 3) при возникающих потребностях изменить отношение к социальному окружению и собственной личности, разрешить семейные проблемы, улучшить качество жизни. В психотерапии и психологическом консультировании ставятся примерно од-нородные задачи в работе с клиентом. Главнейшая из них - помочь ему найти путь к собственным внутренним ресурсам.

    Психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям:
    1) по времени действия: неотложная (кризисная) - необходима при сложных психических состояниях, в случаях суицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (психологические консультации);
    2) по направленности: прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи.
    3) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом; дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную;
    4) по выполнению функций психологом: диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская - отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п., информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная; консультативная; терапевтическая;
    5) по количеству участников: индивидуальная (особенно когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки):
    1. Индивидуальная - в виде беседы, консультации, психотерапевтической сессии, занятия.
    2. Групповая психологическая помощь - проведение коррекционных занятий , обучающих тренингов.

    Группы личностного роста и самопознания - группы, ориентированные на получение нового опыта, понимание себя, развитие личности, творческого потенциала, коммуникативных возможностей и т.п.

    Группы самопомощи - добровольные объединения людей, направленные на помощь друг другу в решении общих проблем. Сейчас существуют группы «анонимных алкоголиков», «анонимных наркоманов», «анонимных азартных игроков», группы жертв насилия, группы родственников психически больных и многие другие.
    3. Самостоятельная психологическая помощь - предполагает ориентацию на самопознание, самонаблюдение, самоанализ.
    4. Опосредованная психологическая помощь - осуществляется под влиянием искусства (литературы, музыки, живописи, театра), природы, при выполнении какой-либо деятельности (работы, спорта), при общении с друзьями (которые в данный момент выполняют роль психотерапевта). Специальные формы психологической помощи - арт-терапия, сказкотерапия, танцевальная терапия, работа с образами и сновидениями, медитация и др.

    Может ли человек сам себе быть психологом, т.е. самостоятельно решать свои психологические проблемы, качественно налаживать отношения, преодолевать страхи, становиться сильным и уверенным в себе, добиваться успеха, не обращаясь за помощью к психологам?

    Такой вопрос разные люди решают для себя по-разному. Кто-то считает, что без помощи грамотного, хорошо обученного психолога человек, не имеющий специальных знаний и навыков, обречен на жизнь в рамках проблем, тревог и перенесенных психологических травм. Есть те, кто полагают, что с помощью самостоятельного изучения книг, рекомендаций психологов, полученных в формате Интернет-консультирования «для всех», тренировки воли и изучения правил грамотного общения любой можно справиться со всеми своими проблемами, не обращаясь к специалистам.

    С одной стороны, любой человек действительно может стать самому себе психологом, самостоятельно справляться со своими проблемами и преодолевать трудности, с которыми он встречается на жизненном пути. В конечном итоге , любые изменения в своей психике, а как следствие, в поведении, человек осуществляет сам, даже если работа ведется под руководством и набдюдением психолога. Невозможно переоценить роль активного участия клиента в осуществлении процессов изменения его состояния и поведения.

    Но для того, чтобы получить возможность по-настоящему стать самому себе психологом: эффективно и качественно исправлять, улучшать свое состояние или освобождаться от нежелательных эмоций, очень важно понимать, с чего надо начать свою деятельность, на что направить усилия. Необходимо правильно определить, что можно и нужно считать проблемой, а что имеет смысл принять как свою индивидуальную особенность, что является причиной той или иной проблемы, а что только кажется похожим на причину, но на самом деле ею не является, и вообще не имеет отношения к существующей проблеме. И для того чтобы сделать это самостоятельно, надо потратить долгие годы на пробы и ошибки, ценой которых будут разрушенные отношения, упущенные возможности, ухудшение здоровья, что, в принципе, можно считать бесценным опытом, или, как принято формулировать в парапсихологической литературе, «жизненными уроками». При этом большинство людей однозначно предпочли бы жить счастливо прямо сейчас, добиваться успеха меньшей ценой, чем напрасно потраченное здоровье и силы. И многие изначально перспективные отношения, которые были разрушены по незнанию и вследствие неумения их строить, вполне могли бы уцелеть, и в них можно было бы обойтись без драматических болезненных ситуаций.

    Обычно люди начинают свои попытки стать самому себе психологом и самостоятельно изменить жизнь к лучшему с поиска возможности как-то прогнозировать свое будущее. Те, кто более склонен к так называемому магическому мышлению, обращаются к астрологам, гадалкам, экстрасенсам. Те, кто мыслят более рационально, заполняют опросники, проходят тесты в Интернете, находят типологию в книгах по соционике и вычисляют свой тип. В результате человек получает ценную информацию о том, что цель его жизни – самосовершенствование, познание себя, освоение навыка понимания других людей и деятельность на пользу общества (типичное «предсказание» в формате шаблона неопределенности – ничего конкретного, но вдохновляет на дальнейшее чтение подобных книг), что тип его личности, допустим, «Есенин», а по шкале «Экстраверия – Интроверия» он неявно выраженный экстраверт.

    А вот потом большинство людей совершает одну и ту же ошибку, заметить которую, играя в подобные игры с самим собой, практически невозможно. Они начинают объяснять свои действия и достижения (или их отсутствие), опираясь на информацию, о которой я рассказала. И на какое-то время обретают ощущение спокойствия, поскольку объяснения, вроде бы, получены, они похожи на правду, без дела человек не сидит – занимается личностным развитием, познает себя, изучает свои особенности, ищет причинно-следственные связи.

    Но объяснение причин своего поведения или негативного эмоционального состояния само по себе не помогает избавляться от проблем и достигать желаемого. Более того, даже правильно и корректно полученные объяснения личностных особенностей могут оказаться бесполезными в деле практического улучшения нашей повседневной жизни. Просто потому, что людям свойственно подменять процесс работы над собой, освоения новых навыков, освобождения от негативных эмоциональных состояний поиском объяснений и приятным ощущением понимания причин. Но, согласитесь, понимание причин того, что с вами происходит, качественное объяснение их самому себе и активная целенаправленная деятельность по их устранению это разные действия, и результаты у них тоже будут различными. Вот только понимание этого, к сожалению, зачастую приходит только тогда, когда потеряно много времени, разрушены значимые отношения и упущено много важных возможностей.

    О чем еще необходимо помнить людям, которые приняли решение стать самому себе психологом и улучшать свою жизнь самостоятельно, а не обращаться к профессионалам?

    В наше время рынок переполнен информацией о технологиях по улучшению жизни. Книги по эзотерике и парапсихологии продаются вперемешку с литературой по прикладной психологии и астрологии, рядом лежат трактаты, посвященные колдовству в городских условиях, а десятки сайтов в Интернете за умеренную плату предлагают пособия по альфа-гипнозу. Под рубрикой «Магия денег» вполне можно найти как квалифицированные советы по выстраиванию мышления и стратегиям поведения успешных людей, так и псевдопсихологические/околомагические изыскания, посвященные тому, какого цвета бумажник может вам помочь разбогатеть легко и быстро, и о том, как визуализируя богатство и успех, можно всего этого достичь, не вставая с дивана.

    Разумеется, в таком мощном информационном потоке наверняка есть ценные и полезные книги, и в самых немыслимых фантазиях авторов, опирающихся частично на знания из области прикладной психологии, а частично на свою интуицию и жизненный опыт, вполне могут оказаться толковые мысли и советы. Но необходимо понимать, что правильный выбор цвета бумажника и развитый навык визуализации не помогут вам преодолеть страх перед прохождением собеседований, не позволят определить занятие, которое наилучшим образом подходит именно вам, и не научат вас грамотно и качественно выступать перед аудиторией, особенно, если вы страдаете страхом публичных выступлений. Если у человека действительно есть серьезные проблемы, то ему нужна профессиональная помощь грамотного психолога, а не «Книга заговоров потомственной ворожеи Глафиры», написанная группой никому неведомых авторов с целью получения легкого заработка.

    Заключение


    Человек достаточно сообразительный через некоторое время поймет, что в его деятельности по улучшению жизни что-то не так, если, несмотря на позитивное мышление и продуманные образы светлого будущего, у него сохраняется противная дрожь в коленках при общении с привлекательными особами противоположного пола, а собеседования завершаются отказами в приеме на работу. Но тут “сам себе психолог” снова находит чью-то книгу о том, что преодолеть эти проблемы можно с помощью аутотренингов , аффирмаций и визуализаций. И если ему на этот раз не повезет взять с полки книгу действительно грамотного специалиста, то весь процесс начнется заново. Потому что человеку, который не знает, кто из авторов книг, обучающих эффективному поведению и психологии отношений, действительно является мастером своего дела, очень сложно понять, по каким книгам можно научиться чему-нибудь полезному. В результате многие люди просто случайным образом приобретают литературу сомнительного качества, в которой бессистемно изложены фрагменты психокоррекционных техник, сопровождаемые не очень профессиональными комментариями и советами, следовать которым в лучшем случае бесполезно, в худшем – просто опасно.

    Существуют различные модели оказания психологической помощи. Однако независимо от выбранной модели оказание психологической помощи подросткам требует соблюдения ряда общих этических, содержательных и организационных принципов оказания психологической помощи, построения диагностических и коррекционно-развивающих программ . К этим принципам можно отнести:

    • - принцип добровольности обращения клиента. Никто не может быть вовлечен в консультативную и (или) психотерапевтическую работу и подвергнут процедурам психологической диагностики и коррекции без добровольного согласия. При работе с несовершеннолетними важным условием становится получение согласие законных представителей ребенка на проведение психологической работы. Подросток еще не является совершеннолетним, однако уровень его развития, рефлексия и самосознание позволяют не только оценивать трудность стоящей перед ним проблемы, но и принимать решение об обращении к психологу за содействием в ее решении. Это создает двойственную ситуацию, когда, с одной стороны, согласие на психологическую работу должны дать представители подростка - его родители, а с другой - добровольное согласие самого подростка на получение этой помощи становится ключевым условием ее эффективности;
    • - принцип конфиденциальности связан с гарантированностью личностной и социальной безопасности обращения в консультацию подростка и сохранением в тайне всех сведений, полученных в ходе работы. Сообщение данных о факте обращения, характере проблемы и результатах психологической работы третьим лицами возможно либо с согласия клиента, либо в условиях возникновения угрозы жизни и безопасности самого клиента или иных лиц. Вместе с тем с учетом возраста подростка и правовой ответственности родителей за его жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье и развитие принцип конфиденциальности в работе с подростками не распространяется на их родителей и опекунов;
    • - принцип личной ответственности клиента предполагает, с одной стороны, признание права клиента на выбор своего варианта решения проблемы, с другой - принятие ответственности за его реализацию и последствия. В условиях психологической работы с подростками необходимо ограничить его применение зонами возрастной компетентности подростка и уровнем сто социальной зрелости. Содействие и оказание психологической поддержки подростку в принятии и реализации решения являются безусловной обязанностью психолога-консультанта;
    • - принцип "не навреди" акцентирует внимание на том, что используемые методы психологической работы не должны нанести психологический, социальный или физический вред клиенту;
    • - принцип профессиональной компетентности и ответственности психолога связан с необходимостью адекватной оценки психологом границ своей профессиональной компетентности при работе с подростками. Выход за пределы своих профессиональных знаний и умений, применение в практической работе с подростками сомнительных, недостаточно валидных либо просто неосвоенных самим специалистом методов недопустимо;
    • - принцип ориентации на "нормативность" развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей подростка. Соционормативная модель психического развития в подростковом возрасте основывается на задачах развития и социокультурных ожиданиях в отношении сформированности возрастных психологических новообразований и внутренней логики развития как последовательности взаимосвязанных и взаимообусловленных стадий развития. Представление о нормативности развития включает модель содержания, механизмов, условий и факторов психического развития на каждой возрастной стадии. В отечественной практике психологического консультирования но проблемам развития и обучения в подростковом возрасте заслуженное признание получила теоретическая модель, разработанная в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и др.;
    • - принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач подчеркивает значимость всех трех направлений психологической работы с подростками. Коррекционные задачи связаны с исправлением отклонений, нарушений развития и разрешением трудностей развития, профилактические задачи ориентированы на предупреждение отклонений и трудностей в развитии, а развивающие задачи направлены на оптимизацию, стимулирование, амплификацию и обогащение содержание развития;
    • - принцип единства диагностики и коррекции отражает идею целостности и единства процесса оказания психологической помощи. Любая коррекционная работа предполагает проведение диагностических процедур. Диагностика осуществляется как на этапе определения психологических трудностей и их причин, так и на этапе осуществления коррекционного воздействия с целью контроля за динамикой изменения поведения и деятельности подростка, развития его эмоциональных состояний, чувств и переживаний;
    • - принцип "коррекции сверху вниз" определяет главной задачей коррекции создание зоны ближайшего развития ребенка (Л. С. Выготский). Коррекция должна быть направлена на развитие качественно новых психологических способностей, которые составляют зону ближайшего развития подростка. Важным является не тренировка сохранных психических функций и способностей ("коррекция снизу вверх"), а активное формирующее воздействие, оказывающее целенаправленное влияние на генезис и становление психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста ("коррекция сверху вниз");
    • - принцип приоритетности коррекции каузального типа ориентирован на выделение и устранение причин внешних симптомов психологического неблагополучия подростка. Работа па устранение симптомов неблагополучия (симптоматическая коррекция) может быть эффективна в краткосрочном аспекте при решении задач по снижению выраженности острых признаков неблагополучия, которая в большинстве случаев носит временный характер (например, девиантного поведения). Только каузальная коррекция будет эффективна при работе в среднесрочной и долгосрочной перспективах, позволяя устранить сначала причины, а потом и симптомы психологического неблагополучия;
    • - деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Основным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности подростка, в ходе реализации которой создаются условия для его ориентировки в трудных конфликтных ситуациях, организуется их разрешение и закладывается необходимая основа для позитивных сдвигов в личностном развитии подростка;
    • - принцип комплексности методов психологического воздействия подчеркивает необходимость использования различных методов, техник и приемов работы, принадлежащих разным школам психологии. Значимым становится вопрос эффективного подбора взаимодополняющих методов работы при решении конкретной задачи;
    • - принцип активного привлечения ближайшего социального окружения подростка к участию в коррекционной программе связан с идеей, что результатом коррекционной работы будут психологические изменения не только самого подростка, но и его отношений со значимым социальным окружением. Другими словами, результатом станет оптимизация социальной ситуации развития подростка. С другой стороны, социальное окружение предоставляет ресурсный потенциал для оказания психологической помощи подростку. Привлечение близкого социального окружения подростка, чаще всего семьи или сверстников, для совместного решения проблем, отработки приобретенных умений и переноса их в реальную жизнь, стабилизации приобретенных психологических качеств является необходимым условием эффективности психологической коррекции. Иллюстрацией могут выступать тренинги личностного роста, которые предполагают взаимодействие подростка со сверстниками, часто незнакомыми ему до начала групповой работы, которые создают типичную "подростковую среду". В этой "подростковой среде" у проблемного подростка появляется возможность проявить себя в новых ролях и качествах, опробовать новые стратегии и способы действий, получить обратную связь о себе и своем поведении.

    Указанные принципы определяют общее содержание психологической помощи подросткам. Конкретные жалобы и запросы будут определять цели и задачи, выбор формы (индивидуальная или групповая) и методов работы.

    • Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лебедева Н. Н., Лидере А. Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков; Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования

    Смерть – это последнее критическое событие в жизни человек. Работа с умирающими больными предъявляет высокие требования к профессиональным и личностным качествам психолога. Важно, чтобы психолог имел теоретические знания по психологии умирания и осознавал собственное отношение к проблеме смерти.

    Рассмотрим некоторые теоретические аспекты психологии умирания. Важный вклад в понимание умирающего человека внесла доктор Э. Кюблер-Росс. На основании своего многолетнего опыта общения с умирающими в одной из клиник Чикаго она описывает, какие чувства и состояния испытывают умирающие на различных этапах умирания. Э. Кюблер-Росс различает пять этапов умирания, которые у разных людей могут иметь различную длительность и интенсивность.

    1. «Отрицание». Человек живет так, как будто смерти не существует.
    2. «Протест». Негативное отношение к смерти, вызов ей.
    3. «Оборона». Стремление «отсрочить» смерть.
    4. «Фобия». Сильный страх смерти.
    5. «Принятие». Смерть считается чем-то позитивным и необходимым, становится источником осмысленного существования.

    На какой – то из этих стадий больной может задержаться, к тому же степень их осознанности возрастает от первого к пятому типу.

    Вначале это обычно реакция отрицания возможности близкой смерти, иногда довольно продолжительная. Отрицание может сочетаться с предчувствием или полным осознанием истинного положения. У отдельных больных отрицание сохраняется до последней минуты жизни. Следующая стадия - гнев, напряженность, возмущение больного тем, что это выпало именно на его долю. Идет борьба с мучительными страданиями, ради избавления от которых он готов отдать все. Далее следует этап «сделки с жизнью», больной нередко обращается к богу со своими пожеланиями и просьбами. На следующем этапе развитие болезни может привести к депрессии, могут появиться сознание своей вины и самобичевание: «Чем я это заслужил?». Наконец, наступает смирение, полное принятие безвыходности положения, когда измученный больной хочет лишь сна и покоя. Иногда после этого снова появляется отрицание, больной строит планы, сопротивляется смерти. Если же болезнь все же отступает (при хронических заболеваниях, не имеющих смертельного исхода), к этому добавляется шестой этап - возвращение человеческого достоинства, возвращение к жизни .

    Р.Кочюнас описывает ряд специфических изменений в восприятии жизни при приближении смерти, к числу которых относятся следующие:

    • заново оцениваются приоритеты жизни: теряют значение мелочи, несущественные детали и подробности;
    • возникает чувство освобождения: не делается то, чего не хочется делать; теряют свою силу категории долженствования («должен», «обязан», «необходимо» и т. п.);
    • усиливается сиюминутное текущее ощущение и переживание процесса жизни;
    • обостряется значимость элементарных жизненных событий (дождь, листопад, смена времен года, времени суток, полная луна на небе);
    • общение с любимыми людьми становится более глубоким, более полным, насыщенным;
    • уменьшается страх оказаться отвергнутым, возрастает желание и возможность рисковать .

    Вышеперечисленные изменения свидетельствуют о повышении чувствительности неизлечимо больного человека. Следовательно, врачам, медперсоналу, близким надо вести себя тактично и осторожно. У больного возникают очень важные для него в этот период вопросы, которые он начинает задавать окружающим людям: «Скоро ли я умру?», «Сколько мне еще осталось жить?».

    Чрезвычайно сложным является вопрос о том, можно ли вообще говорить умирающему правду о его состоянии и говорить с ним о смерти. И.Харди, основываясь на анализе многих работ на эту тему, считает, что однозначного ответа на такой вопрос еще нет . При выраженной реакции отрицания говорить с ним о смерти не рекомендуется, даже если он просит сказать правду о его болезни, поскольку надо учитывать уже наступившие личностные изменения, измененное состояние сознания больного. В других же случаях, как полагают многие авторы, можно сказать ему правду. Но врачи на практике не готовы делать это. Противоречивость мнений объясняется, вероятно, тем, что возможность сообщения правды больному зависит от множества условий, в том числе от того, участвуют ли в уходе за больным психолог или психотерапевт. Очень важны также форма, стиль сообщения, количество и характер сообщаемой информации.

    Кюблер-Росс считает: «Я убеждена, что не следует задаваться вопросом; «Сообщать ли больному его диагноз?» По-настоящему важен другой вопрос: «Как рассказать пациенту о его болезни?» Врач должен сначала определить собственное отношение к смертельной болезни и смерти, убедиться, что он в состоянии говорить о таких пугающих вещах без неуместной боязни».

    И.Харди указывает и на то, что самое важное и безвредное - выслушать больного. Нужно всеми силами помочь ему высказаться, рассказать о своих переживаниях. Это помогает рассеять страхи и сомнения, устранить чувство изолированности, замкнутости, тем более что обычно больные, проходя через стадии естественного сопротивления неизбежному, а затем депрессии, в конечном смиряются со своей участью . Л. Н. Толстой описывает подобную ситуацию в повести “Смерти Ивана Ильича”: “Главное мучение Ивана Ильича была ложь — … то, что не хотели признаться в том, что все знали, и он знал, а хотели лгать над ним по случаю его ужасного положения и его самого заставляли принимать участие в этой лжи… И жить так на краю погибели надо было одному, без одного человека, который бы понял и пожалел его” .

    Как можно помочь умирающему больному?

    Одна из первых форм помощи умирающему больному состоит в хорошем уходе за ним. Здесь речь идет о человеческих аспектах такого ухода, а не столько о профессиональном уходе. Человеческие аспекты ухода по-настоящему воплощаются, когда больной находится дома. Нехватка профессионализма в этом случае компенсируется, как заметила Э.Кюблер-Росс: «пара ложек давно знакомого домашнего супа может быть полезней для больного, чем инъекция в больнице… » .

    Второй способ помощи умирающему состоит в ослаблении или в преодолении физических и эмоциональных страданий и боли. С помощью медикаментов врач может значительно ослабить практически любую боль. Более мучительной становится боль душевная. Поэтому важной формой помощи умирающему является облегчение страданий больного, создавая вокруг умирающего атмосферу дружелюбия и сердечности.

    Самое большее, чем может воспользоваться умирающий человек, – это наша личность. Присутствие умирающему больному в консультативном процессе требует простой человеческой отзывчивости, и мы обязаны ее проявить. Психологам и врачам следует осознать и принять свои сомнения, чувство вины и мысли о собственной смерти.

    Психолог также может оказывать помощь и поддержку родственникам и персоналу, ухаживающему за умирающим больным. Близким, родственникам после смерти больного требуются за­бота, сочувствие. Прежде всего, нужно быть готовым к прояв­лениям сильных аффектов, уметь не только стерпеть их, но и помочь тем, кого постигло горе. Часто приходится наблюдать проявления гнева, агрессивно­сти и несправедливые обвинения от родственников. Все они могут быть частными проявлениями реакции на смерть близких людей. Медикам важно помочь преодолеть чувство вины и профессиональной некомпетентности. Такое чувство довольно часто встречается среди медицинских работников. Многие врачи воспринимают смерть пациента как профессиональную беспомощность.

    Уместно будет назвать принципы общения с умирающим человеком:

    1. Будьте всегда готовы оказать помощь.
    2. Проявляйте терпение.
    3. Дайте возможность выговориться.
    4. Произнесите несколько утешающих слов, объясните больному, что испытываемые им чувства совершенно нормальны.
    5. Спокойно относитесь к его гневу.
    6. Избегайте неуместного оптимизма.

    Чтобы психологу помочь больному справиться со страхом, необходимо:

    1. Уметь слушать.
    2. Понимать невербальный язык.
    3. Оказывать эмоциональную поддержку.
    4. Общаться с больным открыто, доверительно.
    5. Относиться к нему с сочувствием.
    6. Честно отвечать на вопросы.
    7. Не внушать несбыточных надежд.
    8. Давать возможность задавать вопросы.
    9. Понимать потребности больного.
    10. Принимать во внимание и стараться удовлетворить психические, социальные и духовные потребности больного.
    11. Предвидеть трудности и быть готовым к их преодолению.

    Человек – единственный из всех живых существ, знающий о неизбежности смер­ти. Согласно множеству психологических наблюдений, и сам человек по-настоящему не может осознать этого. «По сути, никто не верит в собственную смерть. Или – что то же самое – каждый из нас, не осознавая того, убежден, в своем бессмертии», – пишет З. Фрейд.

    Примеры из практики работы психолога паллиативного отделения с умирающими больными.

    Тяжелобольная раком пожилая женщина не желает мириться с мыслью о смерти. Болезнь обострилась после смерти мужа (муж умер 3 года назад), горе переживала долго и мучительно, было депрессивное расстройство, сопровождаемое суицидальными мыслями, со слов больной, они ее очень пугали. Обращение к религии, исповедь, молитвы помогли ей справиться с суицидальными мыслями. (В последнее время они ее не посещают). Муж тяжело и длительно болел, она ухаживала за ним в течение 10 лет (инсульт). Муж часто приходил к ней во снах. Вот первый сон: «Иду я по дороге пешком, догоняет меня лошадь с повозкой, в которой сидит мой муж. Я прошу его, чтобы он взял меня собой, ведь я так устала и изнемогаю. Муж строго посмотрел на меня и сказал: «Тебе еще не время, не возьму с собой». На одной из консультаций больная вспомнила ситуацию из прошлого, когда муж умирал, он просил простить его, она отвернулась от него и промолчала, уж очень была зла на него за его поступки и поведение, ведь он мучил ее все десять лет. Во время сессии она смогла мысленно поговорить с мужем, простить его и отпустить. На следующей встрече больная призналась, что ей стало легче, муж не снится ей, и она о нем не думает, не чувствует себя виноватой. Следующий ее сон был таким: «Я стою внизу, вижу над собой мужа, который будто высоко надо мной, в каком-то большом помещении и важно так говорит мне: «Не доставай меня, я занят важным делом здесь в четвертом отделении». На что больная ответила, что вот и хорошо, а я буду заниматься своими делами. Больная стала подниматься с постели, гулять во дворе больницы, любоваться цветами, солнцем и теплом, говорила о том, что она радуется каждому дню, и боли не чувствует.

    Во сне человека, жаждущего спастись от смерти, перед смертью проявляется стремление начать жизнь сначала.

    Больная раком молодая женщина 37 лет, не желает мириться с мыслью о смерти, активно борется с болезнью в течение трех лет. Имеет двоих детей, младшей дочери 5 лет. Сон, который периодически снится ей в течение года: «Вижу, как огромная волна накатывает с моря на берег и накрывает собой здание, в котором я нахожусь в окружении незнакомых мне напуганных людей. Здание рушится, я оказываюсь на гребне волны, которая выбрасывает меня на песчаный берег». Вариант этого же сна: «Еду я в машине по какой-то дороге вдоль моря вместе со своей семьей, большая морская волна преследует машину, вот-вот догонит и накроет собой, машина мчится быстрее и нам удается спастись». Со слов пациентки, она очень любит воду, любит плавать и смотреть на воду.

    На основе рассказов медсестер можно видеть, что часть их вместе со своими больными надеется, верит, ждет: а вдруг… Вдруг все-таки можно помочь.

    «Привыкнуть к смерти никогда нельзя. Я знала, что состояние больной критическое и что вскоре она умрет. Ведь ее болезнь неизлечима. Состояние изо дня в день ухудшалось, и все-таки, когда я входила в палату, все эти факты переставали для меня существовать. Выполняя свою повседневную работу (ставя уколы и другие назначения врача), у постели больного я думала только о том, что, быть может, еще не все потеряно, быть может, она еще выздоровеет, ведь она так молода и могла бы жить, в чем она провинилась перед самим всевышним. Я была просто не способна смириться с действительностью. Меня постоянно занимала мысль, от которой я не могу освободиться и сейчас: «Ну почему же люди должны умирать!?» – вот отрывок из рассказа однойиз медсестер.

    Список литературы

    1. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования групповой психотерапии / Р. Кочюнас. - М.: Академический: проект; ОППЛ,2003. - 464 с.
    2. Кюблер — Росс Э.О смерти и умирании / учеб.пособие / Р.Э. Кюблер. — К.: «София», 2001. – 320 с.
    3. Саймонтон, К., Психотерапия рака. Пер: с анг. / К. Саймонтон, С. Саймонтон. — СПб: Питер, — 288с. (Серия «Современная медицина»).
    4. Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию: учебник / П.И. Сидоров. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 416 с.
    5. Толстой, Л.Н. Смерть Ивана Ильича//Повести и рассказы / Л.Н. Толстой. – Л.: 1993. — С. 171-172.
    6. Харди, И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными: пер. с венгер. / И. Харди. — Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1988. - 338 с.

      ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УМИРАЮЩЕМУ БОЛЬНОМУ

      Written by: Биктина Насима Нигматулиновна

    Существующий достаточно обширный опыт деятельности специалистов по психологической поддержке людей в различных чрезвычайных обстоятельствах позволяет рекомендовать пользоваться следующими принципами оказания психологической помощи в экстремальных условиях:

    > Безотлагательность: помощь пострадавшему с психической травмой должна быть оказана как можно скорее; чем больше времени пройдет со времени травматизации, тем выше вероятность хронификации расстройств, наступления патологических изменений в организме и поведенческих расстройств (алкоголизации, злоупотребления наркотическими средствами и пр.). Наиболее эффективна помощь, оказываемая по "горячим следам".

    > Приближенность: помощь следует оказывать как можно ближе к месту события. В боевых условиях это означает, что следует по возможности избегать госпитализации пострадавшего с боевой психической травмой и его эвакуации в глубокий тыл. Смысл этого принципа состоит в оказании помощи без смены обстоятельств и социального окружения, а так же в минимизации отрицательных явлений ""госпитализма"", т.е. отношения к своему нарушенному психическому состоянию как трудноизлечимому и "ухода в болезнь".

    > Ожидаемость восстановления: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным индивидуумом, чье состояние психологически понятно и объяснимо пережитым событием (""нормальная реакция на экстремальную ситуацию""). Необходимо поддерживать уверенность в скором возвращении нормального состояния, в способности вновь выполнить свою работу в полном объеме. В случае ""боевой"" психической травмы усилия терапевтического персонала направляются на скорейшее возвращение в строй.

    > Единство психотерапевтического (психологического) воздействия подразумевает, что его источником должно быть одно лицо, либо группа лиц, но в обоих случаях должна соблюдаться унифицированная процедура обращения с пострадавшим и его психологической коррекции. Этот принцип учитывает особенности психического состояния лиц, подвергшихся травматизации, например - суженность сознания (""тоннельное ведение""), заторможенность и т.п., приводящие к неспособности воспринимать разнонаправленные воздействия.

    Простота психотерапевтического (психологического) воздействия тесно связана с предыдущим принципом и означает, что воздействие носит характер первой помощи и направлено, прежде всего, на снятие тревоги, недопущение самоизоляции, ""ухода в себя"" путем побуждения пострадавшего к проговариванию своих переживаний, обсуждению пережитой травмы и актуального состояния. Очень часто помощь выражается в том, чтобы отвести пострадавшего от источника травматизации, предоставить необходимую информацию, теплое питье, пищу, отдых, психологически безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

    > Преемственность психологической подготовки, психологического сопровождения и психологической реабилитации: она предусматривает, в частности, разработку и заполнение индивидуальных карт контроля психического состояния на разных этапах участия сотрудника в соответствующих мероприятиях (операциях) и в реабилитационный период. В карты заносятся сведения об индивидуально-личностных особенностях, данные психологического тестирования, отмечается длительность и характер воздействия психотравмирующих обстоятельств, объем представленной психологической помощи и ее результативность.

    Психосоциальная поддержка является ключевым фактором в предупреждении и преодолении отрицательных последствий стрессовых ситуаций, как на уровне индивида, так и на уровне социальных, профессиональных групп.

    Человек, переживший травмирующее событие, испытывает обостренную потребность выразить свой опыт и осмыслить его в процессе общения, так же как оказавшаяся в беде группа людей или населения региона бедствия всегда надеется на помощь извне (на сочувствие своим страданиям и понимание своих требований).

    Отсутствие социальной поддержки часто порождает агрессивность, злобу, демонстративные реакции, другие проявления социальной и личностной деформации, которые обычно рассматриваются лишь в контексте перенесенной психической травмы. Между тем, правильнее рассматривать эти негативные психологические последствия травматизации также и с точки зрения предоставленных мер социально-психологической поддержки пострадавшим, их своевременности, адекватности и полноты.

    Психологическая помощь в этой связи может рассматриваться как один из специализированных видов социальной поддержки, которому ""адресована"" потребность пострадавших в выражении и понимании своих чувств, снятии напряжения, неопределенности, обретении чувства безопасности и т.д. В свою очередь, другие источники и виды психосоциальной поддержки (семья, товарищи по работе, друзья, командир или начальник) также могут служить целям психологической помощи, предоставляемой как ""стихийно"", так и ""направляемой"" психологом или другим профессионалом, получившим соответствующую подготовку в области предупреждения и коррекции стресса.

    Программы оказания психологической помощи предусматривают ее дифференцированный характер и поэтапность.

    Целями психологической помощи на всех этапах являются:

    дать человеку возможность выразить свои переживания и реакции и оценить их

    характер;

    [ предоставить необходимую информацию, восполнить "информационный вакуум"; [ поддержать и внушить уверенность в себе; побудить к скорейшему возвращению к нормальной деятельности.

    Мероприятия по психологической поддержке могут включать в себя психодиагностику (или иную оценку состояния), индивидуальное консультирование, психологические дибрифинги, рекомендации, программы взаимной поддержки, включая семейную, семейные дибрифинги, консультирование руководителей (командиров).

    При выявлении нуждающихся в коррекции, следует обращать внимание на наиболее очевидные признаки дистресса, такие как:

    Эмоциональная неуравновешенность;

    Вспышки гнева;

    Самоизоляция;

    Нарушение психомоторики,

    Психический шок;

    Потеря ориентировки;

    Провалы памяти.

    Обычно в острой фазе постстрессовых нарушений групповые стратегии не используются, т.к. пострадавшие находятся на разных стадиях стресса, часто просто не готовы обсуждать свои чувства в группе.

    Групповые методики показаны в случаях, когда люди подверглись совместной (коллективной) травме, например, в составе группы или подразделения. Поблизости от места события могут быть проведены занятия по аутогенной тренировке, сеансы декомпрессии и разрядки, направленные на снятие психологического напряжения, вызванного травмой. Эти сеансы представляют собой укороченные дибрифинги, включающие в себя такие его фразы, как:

    Краткое введение;

    Обсуждение фактов; предоставление информации.

    Их задача - исключить необходимость в дальнейшем полном дибрифинге или наоборот стимулировать участие в таковом в случае, если такая потребность возникнет.

    По окончании периода пребывания в психотравмирующей обстановке рекомендуется проводить так называемые деэскалацию или демобилизацию: мероприятия, направленные на уменьшение дистресса, связанного с возвращением к повседневной жизни и обычным условием деятельности. В рамках короткой 10-15 - минутной беседы обсуждаются:

    ® симптомы постстрессовой реакции;

    ® способы ее уменьшения;

    ® в конце беседы командир отдает распоряжение о порядке дальнейшей организации работы и прохождения реабилитационного периода, если таковой предусмотрен в данном случае;

    ® в заключении дается необходимая информация о времени и месте проведения психодиагностического обследования и (или) психологического дибрифинга.

    Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

    Еще по теме Оказание психологической помощи спасателям в экстремальных условиях:

    1. ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ НАСЕЛЕНИЮ И СПАСАТЕЛЯМ В РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ И ПОСТРЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПЕРИОДЫ
    2. 1. Психологическая устойчивость (подготовленность) спасателей к действиям в экстремальных условиях, пути, формы и методы ее повышения:
    3. 2.3. Психологическая помощь населению и спасателям в зоне действия чрезвычайной ситуации
    4. 1. Методы управления состоянием человека (спасателя) при работе в экстремальных условиях и после выхода из очага поражения:

    Настоящий Закон регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам.

    Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

    1. Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации.

    2. Лица, оказывающие психологическую помощь, - государственные учреждения города Москвы, оказывающие психологическую помощь (далее - государственные учреждения), а также негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие психологическую помощь в городе Москве.

    3. Специалисты-психологи - лица, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие профессиональную переподготовку в области психологии, работающие в государственных учреждениях, а также других учреждениях и организациях города Москвы.

    4. Получатель психологической помощи - лицо, находящееся в сложной психологической ситуации, переживающее неблагоприятное психологическое состояние и обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу.

    5. Сложная психологическая ситуация - ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность человека, семьи или социальной группы, которая не может быть преодолена ими самостоятельно.

    Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона

    1. Целью настоящего Закона является обеспечение доступности и качества психологической помощи населению в городе Москве.

    2. Настоящий Закон направлен на решение следующих задач:

    1) последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве;

    2) формирование многоуровневой системы оказания психологической помощи населению в городе Москве;

    3) обеспечение взаимодействия органов государственной власти города Москвы и лиц, оказывающих психологическую помощь, для решения психологических проблем получателей психологической помощи;

    4) организация и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи населению в городе Москве.

    Статья 3. Государственная система психологической помощи в городе Москве

    Государственная система психологической помощи в городе Москве включает в себя уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие государственное управление и контроль в сфере оказания психологической помощи, Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве, государственные учреждения и специалистов-психологов, работающих в учреждениях города Москвы.

    Статья 4. Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве

    1. В целях обеспечения координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению при Правительстве Москвы создается Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве (далее - Совет).

    2. Порядок формирования, состав и полномочия Совета определяются Правительством Москвы.

    3. Основными направлениями деятельности Совета являются:

    1) участие в формировании социальной политики города Москвы в сфере оказания психологической помощи;

    2) межведомственная координация деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве;

    4) разработка мер по совершенствованию государственной системы оказания психологической помощи населению в городе Москве.

    Статья 5. Основные принципы оказания психологической помощи населению в городе Москве

    Основными принципами оказания психологической помощи населению в городе Москве являются:

    1) доступность;

    2) добровольность;

    3) адресность;

    4) конфиденциальность;

    5) комплексность;

    6) системность;

    7) профессионализм.

    Статья 6. Основные виды психологической помощи населению в городе Москве

    Основными видами психологической помощи, направленными на решение задачи последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве, являются:

    1) психологическая профилактика и психологическое просвещение;

    2) психологическое консультирование;

    3) психологическая поддержка и сопровождение;

    4) психологический анализ и психотерапия (немедицинская);

    5) психологическая диагностика;

    6) психологическая реабилитация;

    7) психологическая коррекция;

    8) психологическая экспертиза;

    9) психологический тренинг.

    Статья 7. Формы оказания психологической помощи населению в городе Москве

    1. Психологическая помощь населению в городе Москве оказывается в следующих формах:

    1) очная, заочная (по телефону), дистанционная (через Интернет);

    2) краткосрочная, долгосрочная, экстренная;

    3) индивидуальная, групповая.

    2. Психологическая помощь может быть оказана на возмездной и безвозмездной основе.

    Статья 8. Права получателя психологической помощи

    1. Получатели психологической помощи имеют право на:

    1) получение профессиональной, квалифицированной и специализированной психологической помощи при условии соблюдения ими норм и правил, установленных лицом, оказывающим психологическую помощь;

    2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, вида психологической помощи и формы ее оказания;

    3) сохранение конфиденциальности информации личного характера, ставшей известной специалисту-психологу в процессе оказания психологической помощи, за исключением случаев, когда такая информация предоставляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

    2. Сбор данных и присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи.

    3. Получатель психологической помощи вправе отказаться от ее получения на любом этапе.

    4. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного обращения получателя психологической помощи, его опекуна, попечителя, другого законного представителя.

    Статья 9. Оказание экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях в городе Москве

    1. Экстренная психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на:

    1) оказание психологической помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

    2) профилактику и предотвращение развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества.

    2. Порядок оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях определяется Правительством Москвы.

    Статья 10. Стандарт оказания психологической помощи населению в городе Москве

    1. Стандарт оказания психологической помощи в городе Москве (далее - стандарт) - установленные правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы нормативы качества и объема психологической помощи.

    2. Применение стандарта обязательно для лиц, оказывающих психологическую помощь с использованием средств бюджета города Москвы.

    3. Стандарт должен включать:

    2) требования к формам оказания психологической помощи;

    3) перечень оснований для отказа в оказании психологической помощи и порядок направления граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в специализированной медицинской помощи, с их согласия в специализированные лечебно-профилактические учреждения города Москвы;

    4) квалификационные и иные требования к специалистам-психологам;

    5) порядок внеочередного предоставления психологической помощи в случае превышения спроса на психологическую помощь над возможностью ее предоставления;

    6) требования к информационному обеспечению получателей психологической помощи при обращении за ее получением и в процессе ее оказания;

    7) особенности предоставления психологической помощи отдельным категориям получателей психологической помощи (несовершеннолетние, инвалиды, престарелые и другие категории).

    4. Стандарт утверждается Правительством Москвы.

    Статья 11. Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве

    1. Лица, оказывающие психологическую помощь, в добровольном порядке включаются в Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве (далее - Реестр), органом, уполномоченным Правительством Москвы.

    2. Порядок ведения Реестра определяется Правительством Москвы.

    Статья 12. Требования к лицам, оказывающим психологическую помощь, включенным в Реестр

    Лица, включенные в Реестр, обязаны:

    1) соблюдать установленный в Москве стандарт;

    2) оказывать безвозмездную психологическую помощь получателю психологической помощи в случаях и порядке, установленных Правительством Москвы;

    3) оказывать безвозмездную экстренную психологическую помощь населению при чрезвычайных ситуациях.

    Статья 13. Поддержка деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр

    Органы государственной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы могут осуществлять поддержку деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр, в следующих формах:

    1) организация обмена опытом, информационно-методическая помощь, повышение квалификации специалистов-психологов;

    2) содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий.

    Статья 14. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений

    1. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений определяются Правительством Москвы.

    2. Условия оплаты труда специалистов-психологов государственных учреждений определяются федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

    3. Специалисты-психологи государственных учреждений имеют право на реабилитацию после работы в условиях чрезвычайной ситуации.

    Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности по оказанию психологической помощи

    Финансирование государственных бюджетных учреждений города Москвы, оказывающих психологическую помощь, является расходным обязательством города Москвы.

    Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

    Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

    Мэр Москвы Ю.М. Лужков

    Московская городская Дума

    Закон г. Москвы от 7 октября 2009 г. N 43 "О психологической помощи населению в городе Москве"



    Похожие статьи