• Проект в группе: «Волшебница вода» средний дошкольный возраст. Чтение художественной литературы

    19.04.2019
    Опытно-экспериментальная деятельность в
    «Волшебница - вода»

    Цели и задачи:


    • закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман);

    • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель;

    • развивать навыки проведения опытов;

    • воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
    Предварительная работа :

    Беседы по темам: «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду?».

    Составление альбома «Вода в природе и в жизни человека».

    Что на глобусе обозначено белым цветом? (льды и снега). Это тоже вода?

    Во что же может превращаться вода? (пар, туман, облака, тучи, дождь).

    Найдите воду на картинках. Кто узнал её? (находят воду в видоизмененном состоянии).

    Где вода встречается в природе? (море, озеро, ручей, родник, река, океан, лужа, болото).

    Словесная игра «Вода какая…»

    Без чего не может мама

    Ни готовить, ни стирать?

    Без чего мы, скажем прямо,

    Человеку умирать?

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варились кисели.

    Чтобы не было беды –

    Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.

    Игра «Капля к капле – будет озеро».

    Ребята, давайте из цветных кружочков – капелек составим озеро. Как вы думаете, где озеро глубже – в середине или около берега? Чем мельче, тем цвет озера светлее (голубой). Дальше – глубже (синий цвет), а самая середина – фиолетовая, там очень глубоко. (Дети выполняют задание.)

    Подведение итогов.

    Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, почему воду называют волшебницей?

    Почему нельзя прожить без воды?

    Была бы жизнь на планете Земля, если бы не было воды?

    Список используемой литературы:

    1. Соболева О.Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.

    2. Мирская Е. «Моя первая книжка наука», 1998 г.

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    детские сад №1 «Сказка», р.п. Коченево, Коченевский район

    «Экспериментируем вместе: Волшебница ВОДА»

    Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования - наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.

    А.И. Савенко

    Тип проекта: познавательно - исследовательский

    Вид проекта: краткосрочный, групповой

    Возраст детей: 5-6 лет

    Участники проекта : воспитатели, специалисты, воспитанники и родители

    Руководитель проекта: старший воспитатель Н.Н. Осипова

    Гипотеза:

    Если люди научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

    Актуальность. Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. В проекте описывается опыт работы со старшими дошкольниками с использованием детского экспериментирования с водой.

    Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды, развивается познавательная деятельность детей.

    Итак, вода… Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства.

    Вода - это волшебница, которая способна совершать много чудес.

    Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.

    Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление.

    Ведущая роль в реализации экологического проекта отводится экспериментированию, значение которого велико для психического развития детей.

    Цель проекта:

    Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания воды.

    Перед педагогом была поставлена цель: разработать комплексно-тематический план «опытно-исследовательская деятельность», рассчитанный на два месяца.

    Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

    • Изучить литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой проблеме
    • Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно-исследовательской деятельности дошкольников
    • Систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, пособия, конспекты занятий)
    • Провести педагогическую диагностику (педагогическое наблюдение) на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после занятий опытно-исследовательской деятельностью
    • Разработать план мероприятий по детскому экспериментированию
    • Создавать в группе условия для развития познавательной деятельности.

    Задачи, которые были поставлены перед педагогом и детьми:

    • Формировать представления о воде, ее состояниях.
    • Развивать навыки и качества, характерные для исследователя, и умения использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности.
    • Развивать воображение, речь, фантазию, мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
    • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
    • Развивать интерес и любовь к природе родного края, представления об экологических проблемах родного края (поселка)
    • Осваивать навыки экологически грамотного поведения на водоемах, экономного использования воды

    Основные принципы реализации:

    • Создание предметно-развивающей среды
    • «Вхождение в игру» - реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями игр
    • Партнерство ребенка и взрослого в опытно-экспериментальной деятельности

    При планировании игр-экспериментов с водой следует учитывать принципы (дидактические) научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности, психологического комфорта.

    Ожидаемые результаты:

    • У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
    • Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
    • У детей появится исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно - следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения).
    • Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

    Вся работа по решению поставленных задач была разбита на этапы и рассчитана на два месяца.

    Алгоритм работы над исследовательским проектом состоит из трех этапов.

    ПЕРВЫЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

    Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей, постановка детей в определенные условия. Постановка цели проекта, его мотивация, планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнера.

    Накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают о предлагаемой им теме. В беседе взрослые могут услышать сообщения своих воспитанников о том, что со-ставляет мир их мыслей увлечений, уловить то, что может быть интерес-ным и важным для познавательного развития детей. Особенно удачно проходит беседа с использованием проблемных ситуаций, которые поз-воляют выдвигать и проверять мно-жество идей и предложений. Напри-мер, воспитатель задает вопрос: «На чем можно отправиться в путешествие по воде (бумага, картон, пенопласт, дерево, металл, пластик и др.)?» В ре-зультате обсуждения вместе с детьми формулируются цели и задачи иссле-довательской деятельности, разраба-тывается план действий: схема после-довательности этапов работы.

    ВТОРОЙ ЭТАП ПРОЕКТА - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ: поиск ответов на поставленные вопросы. Второй этап складывается из самостоятельной исследовательской деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды.

    Экспериментальная часть проекта начинается с инструктирования детей, закрепления правил работы с тем или иным материалом, проговариванием приемов безопасной организации тру-да. Во время работы в лаборатории целесообразно надевать белые халаты и прикреплять на груди опознавательные значки. При работе с новыми материалами и оборудованием воспитатель демонс-трирует практические приемы выпол-нения опыта, оказывает дифференци-рованную помощь. Далее дети самостоятельно и вместе с педагогом вырабатывали разные гипотезы . «Очистка грязной воды» - выдвижение гипотезы, опыт. «Тонет - не тонет?»- рассуждения, опыты. Затем дети предлагают возможные варианты поиска решения и сбор материала (можно спросить у взрослых, посмот-реть в книге, найти информацию дома в компьютере, провести опыт). Следу-ющий шаг — решение проблемы через экспериментирование. Дети проводят опыты в лаборатории «Хочу все знать!» . В процессе этой деятельности обобщаются полученные результаты. В лаборатории разместили подборку энциклопедической литературы, а также DVD, коллекции созданные детьми и родителями, и результаты деятельности по проектам. Работа в исследовательском центре строилась на методических и дидактических материалах: это картотека проблемных ситуаций, алгоритмы работы с оборудованием, модели проведения опытов и экспериментов.

    В сотворчестве с детьми определили основные правила организации исследовательской деятельности.

    • Проблема выявляется и ставится детьми самостоятельно («Что нового я узнал о воде?», «Что будет, если…?»и т.д.).
    • Гипотезу, а также способы ее проверки дети формулируют и выбирают сами (использование методов и приемов ТРИЗ: мозгового штурма, решения проблемных ситуаций).
    • Экспериментирование организуется как активная деятельность детей (в Центре воды и песка, мини лаборатории, на прогулке, дома с родителями).
    • Результаты экспериментирования фиксируются в схемах, рисунках моделях и обязательно самостоятельно.

    В дальнейшем, приобретая навыки экспериментиро-вания, дети получают возможность самостоятельно выбирать из предло-женного оборудования то, что пригодится в эксперименте.

    Способы мотивации детей к деятельности.

    • Создание игровой проблемной ситуации.
    • Сюрпризные моменты.
    • Проблемные вопросы.
    • Обращение к опыту детей.
    • Использование электронных презентаций, созданных педагогом самостоятельно

    ТРЕТИЙ ЭТАП, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ — обоб-щение результатов, их анализ, фор-мулировка выводов. На этом этапе важно обсудить с детьми результаты выяснить причины успехов и возможных неудач и, главное, сформулировать общий вывод по эксперименту. На-пример, в результате проведенной совместно с детьми деятельности «Может ли вода изменять форму?» были опровергнуты две гипотезы: «Вода не может изменить форму» и «Мы не можем изменить форму воды, потому что она не предмет». Подтверждены следующие высказанные детьми ги-потезы: «Можно изменить цвет воды, вода может двигать предметы, может быть холодной и теплой». Дети уяснили для себя, что без воды не будет жизни на земле, вода есть жизнь.

    В ходе беседы дети могли выде-лять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?»

    Результаты педагогического наблюдения (мониторинга) познавательного развития детей в старшей группе подтвердили успешность проведенной работы:

    1.Они отвечают на разнообразные вопросы, умеют рассуждать, аргументировать свои действия, делать умозаключения;

    2.Для решения проблемных задач используют разнообразные приемы исследовательской деятельности;

    3.Освоили умение целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность.

    Реализованные мероприятия в рамках исследовательского проекта

    Виды

    деятельности

    Взаимодействие с

    педагогом в разных видах

    деятельности

    Взаимодействие

    со сверстниками

    Работа с родителями

    Коммуникативная

    Беседы о воде, ее роль в жизни человека, животных и растений.

    Чтение художественной и познавательной литературы: М. Пришвина « Сытые пузыри», «Живительный дождик» и т д. Отгадывание загадок, разучивание стихов. Прослушивание звуков природы.

    Рассматривание иллюстраций, альбомов. Обсуждение.

    Анкетирование «Экспериментируем

    вместе с ребёнком».

    Продуктивная

    Рисование «Обитатели морей и океанов», «Где живёт вода».

    Рисование «Аквариум», «Капелька».

    Оформление экологической газеты

    «Предметы неживой природы» и «Картотеки опытов».

    Д/игры «Хорошо - плохо?», «Тонет не тонет», «Кому нужна вода» «Разрезные картинки» и т д.

    Сюжетно - ролевые игры: «Спасатели», «Водолазы», «Пароход».

    Познавательно - исследовательская

    Опыты

    «Помощница вода», «Вода жидкость», «Есть ли форма, запах, цвет».

    Игры забавы с водой.

    «Экспериментируем

    вместе с ребёнком дома»

    Двигательная

    «Игра - массаж», «Дыхательная гимнастика с платочками»,

    «Рече -двигательное упражнения».

    Игра «Море волнуется»

    Совместные игры

    Работа с родителями

    Решение задач экологического образования невозможно без непосредственного участия семьи. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» окончательно утвердил ведущую роль родителей в воспитании ребенка.

    К детской проектной деятельности с удовольствием подключилась семья, возникло настоящее деловое сотрудничество с родителями. Вместе они помогали в сборе нужной информации, оформляли альбомы, сообщения, плакаты, организуют фотосессии.

    Проектная деятельность дает им новые темы для разговоров и совместной деятельности.

    В нашей группе есть картотека опытов по разным тематикам, которые предлагаются родителям для проведения опытов дома.

    Есть такие опыты, которые нельзя технически выполнить в группе (например, нельзя увидеть конденсацию пара при закипании воды). В таком случае семье предлагались карточки с описанием опыта для домашнего экспериментирования. С результатами дети с удовольствием делились в группе, а у родителей непременно появляется уверенность в своих детях -активных творцов, способных добиваться поставленной цели.

    Развивающая предметно-пространственная среда

    Итог проекта:

    Мы с моими воспитанниками приняли активное участие во Всероссийском конкурсе «Рассударики» в номинации «Исследовательская работа в детском саду» и стали победителями этого конкурса (3место).

    Проведенная работа позволила создать условия для организации занятий в проблемном режиме с детьми подготовительной к школе группе.

    Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

    Проект в детском саду «Вода». Старший дошкольный возраст

    Актуальность: Если посмотреть на глобус, мы увидим, что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек. Вода-источник жизни всего живого на земле. Последние годы ученые обращают внимание на экологическую проблему, связанную с водой. Загрязнены океаны, моря, реки. Гибнут их обитатели.
    Дети - наше будущее. Задача взрослых – научить детей бережно относиться к природным ресурсам Родины, а именно воде.
    Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры у дошкольников.
    Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
    Срок реализации: краткосрочный.
    Цель: расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизни человека, роли в окружающем мире.
    Задачи: - систематизировать знания детей о значении воды в жизни людей
    - умножить и расширить представления детей о воде как среде обитания для животных, птиц, растений
    - стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность
    - развивать любознательность
    - воспитывать бережное отношение к природным ресурсам
    - повысить воспитательную компетенцию родителей в экологическом образовании дошкольников
    Планируемый результат:
    - у детей сформируются представления о воде как источнике
    жизни на земле
    - дети приобретут экологический опыт поведения в природе
    - у детей укрепится интерес к познавательно - исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно - следственные связи
    -умение разрабатывать алгоритм исследования
    - повысится воспитательная компетентность родителей в
    экологическом образовании дошкольников.
    План реализации проекта.
    Подготовительный этап проекта.
    1. Изучить методическую литературу по теме проекта.
    2. Пополнить предметно-развивающуу среду:
    - подбор художественной литературы по теме
    -подбор энциклопедий, карт
    -составление картотеки опытов с водой
    -подготовка оборудования для опытов с водой
    - подобрать ребусы, загадки, пословицы о воде
    - провести консультацию для родителей « Эксперемент в детском саду»
    - познакомить родителей с лэпбуком.
    Основной этап проекта. (Таблица 1)
    Познавательно - исследовательская деятельность (Таблица 2)
    Заключительный этап проекта.
    1. Подведение итогов.
    2. Оформление лэпбука: «Вода» (совместная деятельность воспитателя, детей и родителей
    Лэпбук «Вода» (фото 1,2)
    Наполнение конверта «Свойства воды» (фото 3)
    Наполнение конверта «Где живет вода»(фото 4)
    «Кому нужна вода» (фото 5)
    Сказка (фото 6)
    1.»Кто живет в воде»(фото 7)
    2.Наполнение конверта «Опыты с водой»(фото 8)
    Игра «Что на воде, что под водой, что над водой» (фото 9, 10,11)
    Таблица "Это надо знать"
    Список используемой литературы.
    1.Л. С. Журавлева «Солнечная тропинка».
    2. А.М. Федотова « Пермский край – мой родной край».
    3. О.В. Дыбина « Опыты и эксперементы для дошкольников».
    4. Н. А. Рыжова « Путешествие капельки».
    5. А. И. Иванова « Методика организации экологических наблюдений и эксперементов в детском саду».
    6. Г. П. Тугушева, А.Е. Чистякова « Эксперементальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

    Скачать Проект «Вода»

    Тема: «ВОДА ВОКРУГ НАС»

    Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде.

    Наблюдение

    Предложите детям в течение всего дня запоминать, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке); как они ее использовали, много ли им потребовалось воды. В конце дня обсудите результаты наблюдений, запишите их.

    Беседа

    На следующий день повторите обсуждение результатов наблюдений. Предложите ребятам подумать, где еще можно обнаружить воду. Для чего мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим обитателей живого уголка и т.п.) Важно, чтобы дети почувствовали, как часто нам нужна вода. Без нее мы не можем прожить. Пусть они представят, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла.
    Рассмотрите базовый рисунок к программе - обычный дом и «дом-природу» (см. обложку) . Есть ли в обычном доме и в «доме-природе» вода? Найдите ее на рисунках.
    Изучите с детьми глобус, объясните, что цвет воды на нем - голубой. Попросите их показать все, что выделено этим цветом. Обратите внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найдите океаны и моря. Необозримы их просторы, но главное, что вода в них не такая, как в реках. В реках и озерах вода без вкуса. Она называется пресной. А в морях и океанах вода соленая (можно дать дошкольникам попробовать обычную и подсоленную воду). На глобусе есть и участки белого цвета. Пусть дети найдут их. Объясните, что это тоже вода, но особенная. Белым цветом на глобусе обозначены льды и снега, которые никогда не тают.
    Итак, вы выяснили, что вода образует озера, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землей. Там тоже есть озера и реки, только мы их не видим. Но воду из этих подземных рек и озер наверняка пробовали многие. Кто из детей пил воду из родника? Люди очень ценят ее, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная. Иногда из родника рождается река.
    Попросите детей подумать, откуда берется вода в кране. Ведь мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. Подчеркните, что в кране вода - из реки, из подземного озера (выясните, откуда берется вода в вашем регионе - из поверхностных источников или артезианских).
    Кажется, что воды на Земле много - вон сколько голубой и белой краски на глобусе! Чтобы у детей не создалось впечатление, что по этой причине можно ее расходовать не экономя, подчеркните: воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьем? Соленую или пресную? Человек не может пить соленую воду, а ее-то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду. Найдите вместе с детьми на глобусе участки желтого цвета - это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Ведь без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды - всего три дня.
    Сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную. Значит, воду надо беречь. О том, как это делать, вы поговорите с детьми на отдельном занятии. В заключение попросите детей еще раз перечислить, в каком виде и где можно найти воду, подчеркните, какая она разная.

    Выводы по теме:

    Мы не можем прожить без воды. Вода - это и озера, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на Земле очень много, ее должно хватать всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы.

    Тема: «КУДА БЕЖИТ РЕКА»

    Цель: познакомить детей с особенностями водоемов на примере рек (озер).

    Изучая предыдущую тему, дети узнали о том, в каком виде существует вода в природе. Теперь познакомьте их более детально с водоемами. Покажите фотографии, рисунки рек, озер, морей, океанов, прочитайте о них рассказы, стихотворения.

    - Маленькая-маленькая речка,
    Куда ты бежишь?
    - Далечко!
    - Страшно бежать далечко,
    маленькая-маленькая речка!
    Ямы пойдут,
    овраги,
    камни пойдут,
    коряги,
    может и зверь случиться!
    - Я ему дам напиться!
    - Встретишься с пнем рогатым,
    старым да бородатым,
    с древней кривой сосною!..
    - Я им ноги омою!
    - В полночь бежать придется...
    В полночь Яга крадется!
    Если она обидит?
    - Обидит?
    Никто не увидит!
    - Маленькая-маленькая речка,
    зачем ты бежишь далечко?
    Зачем тебе труд
    да горе?
    Что там далечко?
    - Море!

    (Э.Мошковская)

    Обсуждение стихотворения

    Обсудите с детьми ответ речки, отметьте, что все реки бегут, вода в них течет, не стоит на месте. Раз реки - и большие, и маленькие - бегут, значит, они должны куда-нибудь прибежать. Маленькие речки бегут к большим, сливаются с ними, большие тоже движутся и в конце концов попадают в море, озеро или океан, как и речка из этого стихотворения.
    А вот в озерах, прудах вода никуда не спешит, не бежит. Там вода стоит. Поэтому речка может прибежать к озеру, а вот озеро к речке - никогда. Есть озера, которые создала природа, а есть такие, которые создал человек, - например, пруды. Кто из детей отдыхал на пруду?

    Экскурсия

    Проведите с детьми экскурсию на ближайший водоем: реку, озеро, пруд. Пусть ребята сами скажут, в каком водоеме вода бежит, а в каком - стоит. По каким признакам можно определить движение реки? Предложите участникам экскурсии вспомнить, какого цвета бывает вода в разную (дождливую, солнечную) погоду. Какое «настроение» у речки, озера? Меняется ли оно в разное время года? Что именно детям нравится (не нравится) на реке? Пусть попробуют описать свои чувства по отношению к ней. Как они думают: откуда и куда бежит река? Что она видит (видела) на своем пути? Кого встречала?

    Рисование

    По итогам экскурсии дошкольники могут выполнить рисунки на темы: «Речка, которую я видел», «Что увидела речка», «Веселая (грустная) речка».
    Сравните работы детей: чем нарисованные водоемы похожи и чем отличаются друг от друга? Подчеркните, что одну и ту же реку (озеро) люди воспринимают по-разному.

    Наблюдение

    Весной, когда тает снег, или в другое время года после дождя предложите ребятам найти все ручейки на территории вашего детского сада. Хорошо известно, что дошкольники проявляют большой интерес к дождевым потокам и весенним лужам. Используйте этот интерес для объяснений того, как образуются реки. Обратите внимание ребят на то, что маленькие ручейки соединяются в большие, а те, в свою очередь, текут дальше и образуют большие потоки, которые условно можно называть речкой. Если позволяет погода, дети могут проследить пути ручейков, спустив в них сделанные собственными руками кораблики. Эти кораблики, проплыв по мелким маленьким ручейкам, в конце концов попадут в самый большой ручей или лужу. Подчеркните, что в природе даже очень большие речки часто начинаются с маленьких ручейков. Каждый такой поток воды на своем пути принимает воду из других ручейков и становится все обширнее. Так рождаются маленькие речки. Но и они тоже могут соединиться вместе в одну большую реку. Моделью же озер послужат лужи.
    Таким образом, на примере системы водных потоков на участке вы можете показать процессы образования рек. Обратите внимание детей на то, что многие речки, ручьи, озера, моря связаны между собой. Значит, если человек загрязняет воду даже в одном ручейке, опасность угрожает всем речкам, в которые попадет эта вода.

    Рисование

    1. Для закрепления материала дошкольники могут нарисовать (сделать аппликацию) на тему: «Как рождается речка», т.е. воспроизвести на бумаге систему ручейков (рек), которую они изучали во время предыдущих наблюдений.

    2. Сначала предложите ребятам нарисовать на большом листе бумаги большую речку, а затем каждый из них нарисует свой ручеек, который в нее впадает. Придумайте названия реке и ручейкам.

    Конструирование

    Для этого вида работы вам понадобятся голубые полоски ткани (можно использовать также ленты) разной длины и ширины.
    Предложите детям создать свою речную систему: самая широкая и самая длинная полоса ткани превратится в главную речку, остальные - в ручейки.
    Задача детей - разложить голубые полосы так, чтобы ручейки впадали в большую реку.

    Выводы по теме:

    На Земле много разных рек - больших и маленьких. Все они куда-то бегут: некоторые - в другие речки, некоторые - в океаны, моря, озера. В реках вода движется, а в озерах стоит. Большая река образуется из множества маленьких и средних речек и ручейков. Все они связаны между собой.

    Тема: «ЭТА ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

    Цель: познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) и показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
    Обсудите с детьми вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?». Пусть каждый из них объяснит, что он представляет при слове «вода». Кто-то скажет: «дождь», кто-то «туман» и т.д. Получается, что вода бывает очень разной. Может быть, вода, как волшебница, умеет превращаться (дождь, снег, роса, лед и т.п.)?
    Рассмотрите с ребятами зимние, летние, осенние, весенние пейзажи. Одинаково ли на них изображена вода?
    Предложите детям стихи, загадки, а они должны сказать: это стихотворение (загадка) о воде или нет?

    Загадки

    Без пути
    И без дороги
    Ходит самый длинноногий,
    В тучах прячется, во мгле,
    Только ноги на земле. (Дождь)

    Шумит он в поле и в саду,
    А в дом не попадет.
    Но никуда я не пойду,
    Покуда он идет. (Дождь)

    В огне не горит
    И в воде не тонет. (Лед) [из русского фольклора]

    Что за звездочки сквозные
    На пальто и на платке,
    Все сквозные, вырезные,
    А возьмешь - вода в руке? (Снежинки)

    Наш серебряный кинжал
    Недолго дома пролежал.
    Мы поднять его хотели,
    А он к порогу убежал! (Сосулька) [из русского фольклора]

    С крыши белый гвоздь торчит.
    Солнце взойдет,
    И гвоздь упадет. (Сосулька)

    Сперва летит,
    Потом бежит,
    Потом на улице лежит...
    Тогда без бот или галош
    Его сухим не перейдешь! (Дождь)

    Растет она вниз головою,
    Не летом растет, а зимою.
    Чуть солнце ее припечет -
    Заплачет она и умрет. (Сосулька) [К. Чуковский]

    Два коня у меня,
    Два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода
    Тверда,
    Словно каменная! (Коньки, лед) [К. Чуковский]

    Какой это мастер
    На стекла нанес
    И листья, и травы,
    И заросли роз? (Мороз, но снежные узоры на окне - тоже вода.)

    «ДОЖДЬ ИДЕТ…»

    Дождь идет,
    И мячики зеленые
    Прыг да прыг
    От радости в траве.
    Качаются веселые
    На клене,
    Сверкают у меня
    На рукаве,
    Прыг да прыг...
    Садятся на листочки,
    Как живые.
    Я пристально
    Рассматриваю их.
    Не мячики,
    А капли дождевые
    Передо мною пляшут
    Прыг да прыг.

    (С.Жупанин)

    Обсуждение стихотворения

    А где ребята видели капельки воды? Что эти капельки делали: прыгали, как в стихотворении, бежали, лежали? Попадали ли когда-нибудь капельки на одежду детей?

    КОРОВА В ТУМАНЕ

    Я ищу, ищу корову.
    Скрылась речка, скрылся луг,
    Нашу рыжую корову.
    И пруда не стало вдруг.
    Опускается туман,
    Мгла надвинулась густая...
    На дороги, на дома.
    Вот и я во мгле растаю.

    (Л.Квитко)

    Обсуждение стихотворения

    Кто из детей видел туман? Каким кажется окружающий мир в тумане? Вспомните с детьми мультфильм «Ежик в тумане». Как туман «обманывал» ежика?

    Экспериментирование

    Рассмотреть сухое стеклышко или зеркальце, потрогать его. Подышать на стеклышко: что произошло?

    Рисование

    1. Вы с детьми выяснили, что вода бывает очень разной, она умеет превращаться. Спросите, что нарисует каждый из детей, если вы попросите изобразить воду. Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и роса, и туман, и дождь. Получается, что вода - волшебница, она умеет становиться разной, превращаться, поэтому нарисовать ее «портрет» одному человеку очень сложно. А вот ребята все вместе это могут сделать. Предложите каждому из детей выбрать один вид воды: кто-то рисует дождь, кто-то снежинки и т.д. Затем все «портреты» складываются вместе, и получается настоящий «портрет» воды. Сразу можно увидеть, какой она бывает!

    2. Возьмите большой лист бумаги и предложите каждому ребенку изобразить на нем воду в разных вариантах. Тогда «портрет» воды будет выполнен на одном листе бумаги. Повесьте его на видном месте. Возможно, по результатам наблюдений вы еще дополните его.

    3. Прикрепите на стене рулон бумаги, на котором каждый ребенок сможет делать зарисовки своих наблюдений. Предложите детям каждый день рисовать ту воду, которую они видели. Через некоторое время снимите рулон бумаги, расстелите его на полу и обсудите с детьми все их рисунки. Пусть каждый «автор» сам прокомментирует свои рисунки.

    Наблюдение «Дождь»

    В дождливую погоду предложите детям понаблюдать из окна, как капли падают на землю, как они стучат по стеклу, послушайте вместе с ними шум дождя. Все ли дожди одинаковые? Может быть, есть веселый, а есть грустный дождь? Чем отличается осенний дождь от весеннего? Летнего?

    КАКОЙ ДОЖДЬ?

    Дождик капал, моросил,
    Припускал, стучал, косил,
    Ливнем лил, стеной стоял,
    Барабанил, травы мял.
    Дождь слепой и проливной,
    Нарастающий, грибной,
    Обложной, висячий, скорый,
    Сонный, медленный и спорый,
    Как камыш, стоймя стоячий,
    И холодный, и горячий,
    А еще и грозовой,
    Радужный, полосовой,
    Параллелями и в сетку,
    А при ветре даже в клетку.
    Вот как много есть дождей
    Для растений и людей.

    (О.Григорьев)

    СКОЛЬКО ЗНАЮ Я ДОЖДЕЙ?

    Сколько знаю я дождей?
    Сосчитайте поскорей:
    Дождик с ветром,
    Дождь грибной,
    Дождик с радугой-дугой,
    Дождик с солнцем,
    Дождик с градом,
    Дождик с рыжим листопадом.

    (А.Тараскин)

    Обсуждение стихотворений

    Обратите внимание детей на то, сколько разных дождей описали авторы. Как много всего умеет делать дождь! Какие дожди видели дети? Какие из них им больше нравятся и почему?

    Наблюдение «Облака»

    1. Предложите детям понаблюдать за облаками, напомнив, что они состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем? Предложите каждому из детей выбрать наиболее понравившееся облако и проследить за ним: куда оно плывет? Быстро двигается или медленно? На что похоже? Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.

    ВИДЕЛ САМ

    Я сегодня видел сам:
    Слон летел по небесам!
    Фиолетовою тушей,
    Не в тропических лесах,
    А у нас, над нашей сушей
    Слон слонялся в небесах!
    В синеве он важно плыл,
    Даже солнце заслонил.
    И опять случилось чудо:
    Превратился он в верблюда.
    Я все это видел сам:
    Плыл верблюд по небесам!
    Не на юге, не в пустыне,
    Над Москвой, в небесной сини.

    (В.Лифшиц)

    Обсуждение стихотворения

    О каких слонах и верблюдах рассказывает автор стихотворения? Может быть, кто-нибудь из ребят их тоже видел на небе?

    Аппликация

    Предложите каждому ребенку вырезать из бумаги облако, похожее на то, за которым он наблюдал. Наклейте все облака на большой лист голубой бумаги. У вас получится небо с облаками - такое же, как вы видели во время прогулки.

    Наблюдение «Роса»

    Обратите внимание детей на утреннюю росу. Дождя нет, а трава и листья растущих у самой земли растений - мокрые. Пусть дети проведут рукой по траве: ладошки станут влажными. Предложите каждому ребенку найти «свою» капельку росы и понаблюдать за ней. Обратите внимание детей, как красивы капли росы, особенно когда они переливаются под лучами солнца.
    Откуда берется роса? Капельки воды могут испаряться. Они поднимаются вверх постоянно и находятся в воздухе в виде водяного пара. Если ночью бывает очень холодно, капельки водяного пара опускаются на землю, превращаясь в капельки росы.

    Я видел впервые
    Такую красу:
    На листьях зеленых
    Цветную росу.
    Она вся сияла,
    Сверкала, искрилась
    И огоньками цветными
    Светилась.
    И я удивился,
    Задумался сразу:
    А вдруг из росы
    Происходят алмазы?

    (В.Кудрявцева)

    Обсуждение стихотворения

    Предложите ребятам сравнить впечатления автора со своими впечатлениями во время наблюдений.

    Наблюдение «Иней»

    Зимой обратите внимание детей на иней. Иней - тоже капельки водяного пара, но только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях, кристаллики льда, из которых он состоит. Прикоснемся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней? Иней - тоже вода.
    Обязательно обратите внимание ребят на то, как необычно, как красиво выглядят деревья, покрытые инеем. Они как бы пришли из волшебного царства. Пусть дети попробуют описать это царство. Кто в нем живет? Кто «заморозил» деревья? Какое дерево особенно нравится детям? Составьте сказку о волшебном царстве и волшебных деревьях.

    Наблюдение «Снег»

    1. В течение зимы предлагайте детям время от времени определять цвет снега. Остается он одинаковым или меняется? Какого цвета снег в солнечную погоду? В пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? Важно обратить внимание детей на то, что из снега не всегда можно слепить снежные фигуры.

    2. В какую погоду снег хрустит под ногами - в теплую или морозную? Предложите детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может, он возмущается, что мы по нему ходим, топчем его? А может быть, он о чем-нибудь рассказывает? О чем снег может рассказать?

    3. В какой снег легче провалиться: в рыхлый или плотный? На каком можно прыгать, а на каком - нет?

    4. Сколько сугробов в вашем дворе? Какой сугроб самый высокий? Самый маленький? Кто собрал снег в сугробы?

    5. Ранней весной наблюдайте за таянием снега. Детям всегда интересно, как тает вылепленная ими снежная баба. Что с ней происходит? Куда она исчезает? Что остается на ее месте?

    6. Во время зимних прогулок предложите ребятам рассмотреть снежинки, которые падают на одежду. Обратите внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи друг на друга. Пусть дети постараются найти похожие снежинки, запомнить, как они выглядели, а затем по памяти воспроизвести их на бумаге (в виде рисунка или аппликации).

    7. Что происходит, если снежинка упадет на ладошку? На лицо? Почему она тает? Если есть возможность, посмотрите на снежинки через лупу.

    ПЕРВЫЙ СНЕГ

    Нахмурилось небо (наверно, не в духе!),
    Летают, летают
    Белые мухи!..
    И носятся слухи,
    Что белые мухи
    Не только летают,
    Но даже - не тают.

    (Б.Заходер)

    Обсуждение стихотворения

    О каких «белых мухах» идет речь в стихотворении? Кто из ребят их видел? Почему автор сравнил снежинки с белыми мухами? А с чем сравнили бы снежинки ребята? Почему «белые мухи» (снежинки) не тают?

    НОЧНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ

    Мы снежную бабу слепили вчера,
    И шляпа у бабы была из ведра,
    А нос из моркови, а руки из палки,
    Метла из метлы, а коса из мочалки.
    Мы снежную бабу искали с утра.
    Нашли мы ведро посредине двора.
    Метлу мы нашли возле старой беседки,
    Морковку в снегу, а мочалку - на ветке.

    (Ю.Кушак)

    Обсуждение стихотворения

    Что произошло со снежной бабой? Куда она исчезла? Случались ли такие истории с теми снежными бабами, которых лепили дети?

    Наблюдение «Сосульки»

    Весной проведите наблюдения за сосульками. Обратите внимание, что они образуются на солнечной стороне дома. Растут (или уменьшаются) сосульки? Найдите самую маленькую, самую большую сосульку. Проследите, как в теплую погоду с них стекают капли воды. Что происходит при этом с сосульками: они растут или уменьшаются? Найдите место, куда падают капли. Чем оно отличается от соседних участков? Откуда произошло слово «капель»? Постойте тихонько и послушайте, как падают капли. Пусть каждый ребенок рассмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит, какая она - гладкая, шершавая и т.д. Предложите ребятам посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно? Прозрачная она или нет? На что похожи сосульки? Пусть дети выскажут свои предположения, почему они такой формы: как образуется острый кончик? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

    Конструирование

    Предложите детям сделать сосульки из пластилина и обернуть их в фольгу. Сосульки должны быть разными.

    Наблюдение «Лед»

    Эти наблюдения необходимо связать с наблюдениями за сосульками, поскольку сосульки - это тоже лед.

    1. Поздней осенью организуйте наблюдения детей за изменениями в лужах. Сначала они покрываются тонкой корочкой льда (пусть ребята попробуют проткнуть ее палочкой), а в морозную погоду промерзают до дна. Вода превращается в лед. Обращайте внимание на постепенное увеличение толщины льда в лужах. А что с ней происходит в солнечные дни?

    2. Соорудите с ребятами ледяную горку, обратив их внимание на особенности ее поверхности. Почему она называется именно ледяной? Чем отличается от снежного сугроба?

    ПЕРВЫЙ МОРОЗ

    Мне серая лужа простудой грозила,
    Расхлюпалась грязь,
    И весь день моросило,
    И не было в мире скучнее двора,
    Чем тот, где гулять я пытался вчера.
    Сегодня на ветках не капли, а льдинки,
    По грязи хожу, не запачкав ботинки,
    А бывшая лужа с водой ледяной
    Дрожит и трещит, и хрустит подо мной.

    (С.Махорин)

    Обсуждение стихотворения

    (При обсуждении текста дети будут использовать результаты своих наблюдений.) Почему герой стихотворения смог ходить по грязи, не запачкав ботинки? Почему лужа «дрожит, трещит, хрустит»? Что с ней произошло?

    Экскурсия

    Предложите детям посмотреть на зимнюю реку. Что изменилось на реке по сравнению с летом? Что произошло с водой? На что похожа зимняя река, покрытая льдом? Предварительно прочитайте детям стихотворение:

    РЕЧКА ЗИМОЙ

    Нашу речку - рыбий дом -
    Застеклили крепко льдом.
    Смотрят рыбы из реки -
    По стеклу бегут коньки
    И наносят линии
    На стекло на синее.
    Ходят с вывертом коньки
    С края к серединке,
    Подо льдом снуют мальки
    И глядят картинки.

    (В.Фетисова)

    Обсуждение стихотворения

    Почему можно стало кататься по реке на коньках? Почему нельзя ездить на коньках по реке летом?
    Весной снова проведите экскурсию на реку - постарайтесь показать детям ледоход, понаблюдать, как плывут льдины. Почему весной лед на реке тает?

    Наблюдение «Морозные узоры»

    В зимнее время понаблюдайте за морозными узорами на стекле. На что они похожи? Пусть дети сравнят узоры на разных окнах. Мороз рисует одинаковые узоры или нет? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронуться до окон с узорами? Пальчик был сухой, а стал...? Появилась вода.

    ЛЕДЯНЫЕ ЦВЕТЫ

    Не дождавшись тепла,
    Среди зимнего дня
    Распустились цветы
    На окне у меня.
    Подошел я к цветам,
    Стала мокрой щека,
    Оттого что окна
    Я коснулся слегка.
    Подошел я к цветам,
    Но не пахли они...
    Для чего ж они выросли
    В зимние дни?

    (Ю.Марцинкявичюс)

    Обсуждение стихотворения

    О каких цветах идет речь в стихотворении? Почему у мальчика стала мокрой щека? Почему исчезают узоры на стекле, если прикоснуться к ним руками? Ладошки у детей теплые, узоры тают от их тепла, появляются капельки воды.
    Пусть дети попробуют нарисовать такие же узоры. Смогут ли они это сделать так же хорошо, как мороз?

    Выводы по теме:

    Вода в окружающей среде бывает очень разной: это и дождь, и снег, и туман, и иней, и роса, и лед, и морозные узоры.

    Тема: «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»

    Цель: дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

    Экспериментирование

    1. Выделите каждому ребенку небольшую мисочку, в которую он нальет воду. Предложите детям высказать предположения о том, что произойдет с этой водой через несколько дней. Запишите для себя эти высказывания, потом вы напомните их ребятам. Мисочки с водой дети оставляют в лаборатории и регулярно наблюдают за ними до тех пор, пока вода не испарится. Каждый раз во время наблюдений спрашивайте детей, уменьшилось ли количество воды. Если жидкость подкрасить, следы краски останутся на стенках посуды и будут указывать на изменение уровня воды.
    Обсудите с детьми, куда исчезла вода. Что с ней могло случиться? Объясните ребятам, что капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках, поят растения, а затем, под лучами солнышка, снова возвращаются домой - к тучкам, из которых когда-то пришли на землю в виде дождя.

    2. Поставьте мисочки с одинаковым количеством воды в разных местах: в теплом и в холодном - например, возле батареи и возле оконного стекла (если там прохладно). Отмечайте, где быстрее исчезает вода: там, где тепло, или там, где прохладно. Пусть дети вспомнят, в какую погоду быстрее высыхают лужи - в жаркую или в прохладную. Вывод: вода исчезает быстрее в жаркую погоду, когда тепло.

    3. Возьмите одну большую и одну маленькую мисочку с водой, поставьте их в лаборатории в одинаковых условиях. Из какой из них вода исчезнет быстрее?

    4. Пусть дети растворят в стаканчике с водой соль или сахар и внимательно посмотрят, заметны ли соль или сахар в воде (желательно, чтобы они были практически незаметны). Эту посуду оставьте на некоторое время, до тех пор, пока влага не испарится. Что останется на дне стаканчика? Куда исчезла жидкость?

    5. Это наиболее длительный опыт, наглядно показывающий круговорот воды в природе.
    Возьмите стакан или другую посуду с прозрачными стенками. Накройте стакан кусочком ткани, пропускающей воду (например, марлей), закрепив ее резинкой или ленточкой по краям. Ткань должна чуть-чуть провисать посередине, чтобы выдержать тяжесть льда. Положите на марлю кусочек принесенной с прогулки сосульки и начинайте наблюдения.
    Поставьте посуду со льдом в теплое место, например, на солнечное окошко, под которым находится батарея. Что происходит с сосулькой? Пусть дети сами объяснят, почему она уменьшается. Откуда на дне стакана появляется вода? Чем меньше сосулька, тем больше воды. После того как сосулька полностью растает, подчеркните, что вода была в твердом состоянии (вспомните предыдущие опыты), а перешла в жидкое. Отметьте, сколько воды стало в стакане. Наблюдайте дальше, что происходит с этой водой. В конце концов под лучами солнца она исчезнет, испарится. Капелька воды опять «отправилась в путешествие».

    Наблюдение в группе

    1. Обратите внимание детей на то, как они сушат свою одежду после прогулки, например - варежки на батарее. Они кладут мокрые варежки, а потом берут сухие. Почему? Куда пропадает вода? (Вспомните опыты.)

    2. Когда в комнате моют пол, он сначала блестит - видно, что мокрый, но затем постепенно высыхает. Что произошло?

    Наблюдение на прогулке

    1. Выберите с детьми лужу, за которой будете вести наблюдения. После дождя огородите эту лужу палочками или положите по ее контуру веревку. Наблюдайте за лужей каждый раз во время прогулки. Что с ней происходит? Куда исчезает вода? Когда лужа быстрее уменьшается: в солнечную или пасмурную погоду?

    2. Обратите внимание детей на то, что на улице на балконах люди сушат белье: вывешивают мокрое, а снимают сухое. Почему?

    3. В дождливую погоду подчеркните, что капельки, которые «убежали» с земли, возвращаются к нам с дождиком; потом они опять поднимутся к тучке и снова вернутся.

    Наблюдение в живом уголке

    1. Время от времени нам приходится подливать воду в аквариум, так как уровень ее падает (вода испаряется). Обратите на это внимание детей.

    2. Вы поливаете растения, например, комнатные. Вода уходит в землю, и растения пьют ее. А куда она затем девается?

    Накройте большой лист растения полиэтиленовым пакетом так, чтобы в него не проникал воздух (завяжите пакет). Через некоторое время на стенках пакета, изнутри, появятся капельки воды. Откуда они взялись? Оказывается, с листьев растений капельки тоже «убегают» вверх, к тучкам, только мы этого не замечаем.
    В жаркую погоду они делают это быстрее, чем в прохладную. Поэтому летом мы поливаем растения чаще.

    Подвижная игра «Мы - капельки»

    Дети получают бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же бумажную корону с рисунком тучи. Она - тучка-мама, а дети - ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, прыгают вокруг нее, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе (двойные ряды), образуя реку. Река впадает в океан - дети делают широкий круг. Мама-тучка напоминает им, что они - капельки, и зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся. Для этой игры хорошо бы подобрать музыкальное сопровождение.

    Музыкальные капельки

    Предложите детям прослушать разные варианты музыкальных произведений, отражающих поведение капелек: капельки летят на землю, капельки плывут в реке, капельки плывут в океане и т.п.

    ВЕСЕННИЙ РАЗГОВОР

    Куда ты несешься,
    Постой, ручеек,
    Побудь, непоседливый, с нами!
    - Спешу я, ребята,
    Ведь путь мой далек,
    Бегу я на родину, к маме!
    - А кто твоя мама?
    - Большая волна,
    Волна океана седая,
    О бурях неистовых пела она,
    Меня на груди колыхая.
    Всегда бы ту песню я слушать хотел,
    Но солнце пригрело сильнее,
    И к страннице-тучке
    Я паром взлетел,
    Понесся по свету я с нею.
    - Какой ты счастливец!
    Увидел с небес
    Всю землю с ее чудесами!
    - Да, много в пути
    Повидал я чудес,
    Но помнил, грустил я о маме.
    - Так что же ты к ней
    Не вернулся опять
    Веселым сверкающим ливнем?
    - Жестокая стужа
    Успела сковать,
    Укутать все панцирем зимним,
    Я снегом на землю
    Упал - и уснул,
    С полями уснул и лесами.
    - А что тебе снилось?
    - Что, славя весну,
    Бегу я на родину, к маме!
    И вот я проснулся,
    Преграды крушу,
    Вперед пробиваюсь упрямо.
    Прощайте, ребята,
    Я очень спешу...
    Мы скоро увидимся, мама!

    (С.Погореловский)

    Обсуждение стихотворения

    При обсуждении текста обратите внимание ребят на превращения ручья, на его путешествие, которое и отражает круговорот воды в природе. Разбейте стихотворение на несколько смысловых частей: например, когда ручей «взлетел паром» к туче, когда вернулся «сверкающим ливнем», когда его «сковала жестокая стужа», когда он опять побежал к своей маме-волне.

    1. Кто из ребят встречался с таким ручьем? О чем ему рассказал этот ручей?

    2. Как вы думаете, куда спешил ручей, с которым вы встречались?

    3. Предложите детям по очереди описать, как выглядел ручей зимой или весной, когда он был ливнем или «летал» вместе с тучей.

    4. Почему ручей уснул? В какое время года это было? А в какое время года он проснулся? Почему?

    Рисование

    Нарисуйте, по выбору, текущий к маме ручей, или ливень, или этот ручей в зимнее время, или тучу, к которой он «паром взлетел». Можно предварительно распределить между детьми задания, чтобы получился комплект рисунков, отражающий все состояния ручья.

    Нависли тучи над селом -
    И разразился в небе гром!
    Катился гром, гремел, ворчал
    На всех,
    Кого в пути встречал.
    На землю шляпкою гвоздя
    Упала капелька дождя.
    Она была совсем ничья,
    Но стала капелькой ручья.
    И вместе с ней бумажный флот
    С рассветом двинулся в поход.
    И небывалой красоты
    Шли канонерки и плоты...
    Поила капля целый день
    В лугах цветы,
    В садах сирень.
    Не обошла и огород,
    Где зелень разная растет.
    И под небесной синевой
    Пропахла солнцем и травой.
    В селе закончила дела
    И быстро в реку утекла,
    И там с мальчишками она
    Ныряла весело до дна.
    Потом у дальнего причала
    Турбинам лопасти вращала,
    Чтобы от них по селам тек
    По проводам гудящий ток.
    В реке закончила дела -
    И в море капля уплыла.
    От берегов родных вдали
    Теперь качает корабли.

    (Г.Люшнин)

    Обсуждение стихотворения

    Проследите вместе с детьми путь капли и ее дела. Как капля из реки попала в море? (Вспомним игру, когда дети-капельки собирались то в речку, то в океан.) Почему автор стихов написал, что капля упала на землю «шляпкою гвоздя»? Предложите детям убедиться в том, что, когда капля падает на землю или в воду, она действительно похожа на шляпку гвоздя. Это наблюдение они могут провести и во время мытья посуды, и на прогулке, когда капает дождь, и в лаборатории.

    КАПЛЯ И МОРЕ

    Море
    Копило
    Воды.
    И проходили годы…
    И огорчился один Ручеек:
    - Ну, я - домой.
    Приготовлю чаек.
    Я ведь напрасно,
    Напрасно тружусь!
    Морю я больше
    Не пригожусь…
    Маленький Дождик
    Решился спросить:
    - Может быть, больше не моросить?
    Зачем вам какие-то капли?
    Вы же - Море!
    Не так ли?
    - Да. Я - Море.
    - Да. Я горжусь.
    Но от Капли не откажусь...
    Капля
    И капля по капле
    Сделали Море,
    Не так ли?

    (Э.Мошковская)

    Обсуждение стихотворения

    Как вы думаете, как Капля попала в Море? Почему Капля оказалась нужна Морю? Можно ли сосчитать, сколько капель в ручье? В море? Где больше?

    Выводы по теме:

    Капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.

    Тема: «КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА»

    Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

    Экспериментирование

    Материалы и оборудование: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой или электрочайник, или кипятильник, стекло или зеркальце, акварельные краски.

    Опыт 1. «Вода - прозрачная».

    Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
    Предложите детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
    При ответах на эти вопросы дети говорили: «Рыбы ведь в молоке не живут, они привыкли жить в одной воде. Они бы в такой реке ничего не видели, ведь молоко непрозрачное, и они могли бы врезаться в мосты. Они бы сталкивались голова с головой и с кораблями. Поэтому такие реки не существуют».

    Опыт 2. «У воды нет вкуса».

    Предложите детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, неверное с точки зрения свойств воды представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», - хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

    Опыт 3. «У воды нет запаха».

    Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

    Опыт 4. «Лед - это твердая вода».

    Если опыт проводится зимой, предложите детям еще во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Вспомните опыт по предыдущей теме. Возьмите одну большую сосульку (один большой кубик льда) и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее - большой или маленький.
    Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда полностью растают за разные промежутки времени.
    Таким же образом проследите за таянием снега. Вывод: лед, снег - это тоже вода.

    Опыт 5. «Пар - это тоже вода».

    Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите электрочайник или кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

    Опыт 6. «Вода - жидкая, может течь».

    Дайте детям два стаканчика: один - с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
    Для того чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он... (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель... (ответ детей) густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

    Опыт 7. «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».

    Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
    На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Дети отмечали, что в этом случае он растворился бы воде и тогда на дно реки нельзя было бы встать.)
    Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

    Опыт 8. «Лед легче воды».

    Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем произойдет.

    Опыт 9. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

    Дайте детям стаканчики с водой разной температуры (горячую воду вы им уже показывали, когда изучали пар). Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком - самая теплая (естественно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности). Если дети уже знакомы с принципом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках.
    Можно продолжить предыдущий опыт (№ 8), сравнив температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
    Подчеркните, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой - и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали - теплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных - в теплых морях или в холодных? В холодных морях и реках живет меньше разных животных.
    В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар. Как дети думают, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть - например, некоторые водоросли.
    Важно, чтобы дошкольники поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

    Опыт 10. «Вода не имеет формы».

    Предложите детям рассмотреть кубик льда (напомните, что лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
    Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

    Он с жадностью пьет -
    А не чувствует жажды.
    Он бел -
    А купается только однажды:
    Он смело ныряет
    В кипящую воду,
    Себе на беду,
    Но на радость народу...
    И добрые люди
    (Вот это загадка!)
    Не скажут:
    - Как жалко!..
    А скажут:
    - Как сладко!

    (Б.Заходер)

    Обсуждение стихотворения

    Предложите детям подумать, какой из проделанных опытов напоминает им эта загадка.

    марина исаева
    Проект в старшей группе «Волшебница Вода»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Шатовский детский сад

    ПРОЕКТ

    «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА »

    Исаева Марина Владимировна,

    воспитатель 1 квалиф. категории

    2016 учебный год

    Вид проекта : исследовательский, творческий

    Продолжительность : краткосрочный

    Участники проекта : воспитатели, дети 5-6 лет, родители

    Сроки реализации : январь

    Актуальность : Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

    Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

    ФГОС ДО : …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

    Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы .

    Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

    Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности) .

    Цель :

    Формировать у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.

    Задачи :

    Воспитательные : Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;

    Развивающие : Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе ;

    Обучающие : Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.

    Предполагаемый результат :

    Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

    Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

    Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

    Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

    Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

    Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

    Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

    Взаимодействие с родителями :

    1. Создание альбома «Мир воды»

    2. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду» .

    3. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»

    4. Составление описания игр с водой

    5. Консультация по теме : «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» .

    6. Консультация по теме : «Почему нужно беречь воду?» .

    7. Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.

    8. Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде

    9. Изготовление панно «Кому нужна вода » .

    Взаимодействие с педагогами :

    1. Привлечение воспитателей, музыкального руководителя.

    2. Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду» .

    3. Составление планирования работы с детьми по экспериментированию.

    4. Составление конспектов для работы с детьми старшего возраста по данной теме.

    ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

    Подготовительный этап проекта :

    1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта .

    2. Пополнить развивающую среду :

    Подбор художественной литературы по теме;

    Подбор энциклопедий, карт, схем;

    Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;

    Составление картотеки опытов с водой;

    Подготовка оборудования для опытов с водой.

    Вовлечь родителей в проектную деятельность .

    Основной этап проекта :

    1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

    2. Подготовить информацию для родителей по темам :

    Эксперимент в детском саду;

    Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;

    Почему воду нужно беречь?

    Составление схемы «Круговорот воды в природе» .

    Провести презентацию «Мир воды» .

    Перспективный план работы с детьми

    11 – 15.01.2016 г. Беседа №1 “Вода вокруг нас” .

    Беседа №2 “Вода вокруг нас” (продолжение) .

    Беседа №3 “путешествие капельки”.

    Наблюдение №1 – за водой.

    Наблюдение №2 – за испарением.

    Опыт №1 “Вода прозрачная” .

    Опыт №2 “У воды нет цвета, вкуса и запаха”.

    Опыт №3 “Вода жидкая” .

    Просмотр слайд-шоу “Природные водоёмы”.

    Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Вода буль-буль” .

    Рисование “Природные водоёмы : родник, ручей, озеро”.

    Загадки о роднике, ручейке, озере.

    Подвижные игры “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”,“Ходят капельки по кругу”, “На болоте”.

    Физминутка “Дождик”.

    Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.

    Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей”.

    Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А. Тараскин, “Ручеёк” (Т. Жиброва) .

    18 – 22.01.2016 г Беседа №4 “Вода нужна всем” .

    Беседа №5 “Волшебница вода” .

    Беседа №6 “Берегите воду”.

    Наблюдение №3 – за растениями.

    Наблюдение №4 – за снегом.

    Опыт №4 “Вода не имеет формы” .

    Опыт №5 “В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются”.

    Опыт №6 “Вода , растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”.

    Просмотр слайд-шоу “Водопады”.

    Рисование “Природные водоёмы : болото, река, водопад”.

    Загадки о болоте, реке, водоёме.

    Подвижная игра “Болото : с кочки на кочку”, пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”, “Мы – водные животные”

    Рассматривание энциклопедии “Жизнь в пресной воде”, “Водоемы”.

    Интерактивная физминутка “Весёлое болото”.

    Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Дождь в ладошках”.

    Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы : шум водопада”.

    Лепка “Озеро с камышами”.

    Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер, “ Капля дождевая” (Т. Маршалова, “Как люди речку обидели”.

    Заклички, пословицы, поговорки.

    III неделя

    25 – 29.01.2016 г. Беседа №7 “Дождь”.

    Беседа №8 “Туман”.

    Беседа №9 “Град и снег”.

    Наблюдение №5 – за таянием льда, снега.

    Наблюдение №6 – за сосульками.

    Опыт №7 “Вода бывает тёплой , холодной и горячей”.

    Опыт №8 “Пар – это тоже вода” .

    Опыт №9 “Лёд – твёрдая вода , тает в тепле”.

    Просмотр слайд-шоу “Подводный мир океана”.

    Просмотр обучающего мультфильма “Азбука безопасности – за бортом”.

    Рисование “Природные водоёмы : море, океан”.

    Загадки о море, океане.

    Подвижная игра “Снежиночки-пушиночки”, пальчиковая игра “Ветер на море”, физминутка “Снеговик”.

    Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками.

    Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум океана”, “Шум моря”, “Прибой”.

    Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Синяя вода” .

    Чтение стихотворений “Алёшка и снежок” (Е. Андреева, “Трудолюбивая вода” (В. Иванова,

    “Жила – была Река”, К. Чуковский “Мойдодыр”.

    Заклички, пословицы, поговорки.

    01– 05.02.2016 г. Беседа №10 “Роса”.

    Беседа №11 “Водоёмы”.

    Беседа №12 “Водный транспорт”.

    Беседа №13 “ Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?”.

    Наблюдение №7 – за облаками.

    Наблюдение №8 – за снежинками.

    Опыт №10 “Лёд – легче воды”.

    Опыт №11 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”.

    Опыт №12 “В солёной воде предметы не тонут”.

    Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Облака – белогривые лошадки”.

    Просмотр слайд-шоу “Искусственные водоёмы”.

    Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”.

    Рисование “Искусственные водоёмы : фонтан, бассейн, аквариум”.

    Рисование “Круговорот, как я его понимаю”.

    Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.

    Подвижная игра “Дождик”, пальчиковая игра “Капитан”, интерактивная физминутка “Чунга-чанга”,“ Караси и щука”

    Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Спокойная музыка и морской прибой”, “Дельфины”, “Пение птиц и звуки моря”.

    Аппликация “Рыбки в аквариуме”.

    Чтение стихотворений “Речка зимой” (В. Фетисов, “Моряк” (Е. Стеквашова) Н. А. Рыжова “История одного пруда”, Г. -Х. Андерсен “Русалочка”, сказка “День рождения Дельфиненка”.

    Заклички, пословицы, поговорки.

    Составление кроссвордов, ребусов, загадок.

    Итоговая НОД по познавательно-исследовательской деятельности “Волшебная капелька”

    Заключительный этап проекта :

    1. Создание мини- музея «Волшебница Вода » .

    2. Итоговая НОД «Волшебная капелька » .

    Конечный продукт проекта :

    1. Методические разработки занятий

    Результат проекта :

    У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира.

    Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.

    Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

    Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.

    Сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

    У детей сформировались опытно – исследовательские навыки.

    Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

    Список используемой литературы :

    1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

    2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

    3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду : Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

    4. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска» 6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

    5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию : Средняя, старшая , подготовительная группы . – М.: ВАКО, 2008.

    6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

    7. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета» . Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль : Академия развития, 2007.

    8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме : «Вода » . – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003» , 2005.

    9. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

    10. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» . Москва «Просвещение» , 2005.

    11. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005

    12. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006

    13. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.

    14. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе : книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.



    Похожие статьи