• Необычный классный час по теме любовь. Классный час для подростков на тему: «Сильная любовь

    07.09.2020

    Классный час

    «Любовь – как много в этом слове…»

    Пояснительная записка

    Данный классный час разработан для учащихся 10-11 классов.

    Классный час посвящен одной из «вечных» тем, актуальность которой с каждым годом для учащихся все выше в связи с взрослением, осваиванием новых социальных ролей, становлением межличностных, в том числе гендерных, отношений.

    Актуальность заявленной темы видится нам еще и в том, что гендерная социализация зачастую связана с возникновением проблем, порождающих различные виды девиантного поведения – от нежелания учиться, замыкания в себе, росте конфликтности в отношениях с близкими до появления суицидальных настроений и реализации подобных стремлений.

    В своей практике мы неоднократно сталкивались с вышеозначенными проблемами. Информация об этом исходила как от самих детей, так и от их родителями с просьбами анонимно предпринять меры, призванные помочь ребенку преодолеть трудную жизненную ситуацию.

    Определенную помощь в решении данной проблемы оказывают уроки литературы и обществознания. Однако разговор на такую личную тему, как любовь, нам представляется предпочтительным вести в более неформальной обстановке; именно такую возможность открывает классный час.

    Цель: способствовать пониманию учащимися любви как светлого, жизнеутверждающего начала, неотъемлемой части жизни каждого человека

    Задачи:

      раскрыть феномен любви, ее многообразие;

      показать роль любви в жизни человека;

      способствовать формированию культуры гендерных отношений у обучающихся;

      способствовать профилактике девиантного, в первую очередь, суицидального поведения на почве неразделенной любви;

      способствовать воспитанию у учащихся отношения к любви, семье как базовым жизненным ценностям;

      способствовать возвращению учащихся в лоно родной культуры через информирование о наличии русского аналога широко известного западного праздника Дня Святого Валентина.

    Подготовка:

      подобрать материал по теме;

      подобрать случай из педагогической практики по теме;

      объяснить учащимся правила ведения дискуссии;

      создать компьютерную презентацию;

      подготовить прочие материалы (сердечки, воздушные шары, ромашку, листы для записи пожеланий, фонограмму песни и др.).

    Учитель:

    Тема нашего сегодняшнего классного часа неслучайна. И пусть она не связана ни с одной из юбилейных дат 2013 года – 1025-летие Крещения Руси, 400-летие династии Романовых, 70-летия побед в Сталинградской и Курской битвах и другими, актуальность сегодняшней темы не нуждается в аргументации. Это одна из «вечных» тем, актуальных для людей всех возрастов, внимание к которой было в очередной раз привлечено празднованием Дня Святого Валентина.

    Итак, сегодня мы говорим о любви.

    Проблемный вопрос к учащимся:

    Понимаете ли вы, о чем идет речь? Знакомо ли вам это чувство – любовь, или предшествующая любви стадия влюбленности?

    Учитель:

    Я вижу улыбки на ваших лицах, ваши загоревшиеся глаза и понимаю, что ваши мысли, воспоминания приятны.

    Чем стала для вас первая любовь?

    А что такое любовь вообще? Какие ассоциации вызывает у вас слово «любовь»? (учащиеся называют ассоциации со словом «любовь» — 1-2 слова)

    Учитель:

    Давайте обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим в них определения данного понятия. Итак, любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту (словарь В.Даля), это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею (словарь С.Ожегова).

    Любовь окружает нас повсюду, объекты ее могут быть различны. Мы сегодня будем говорить о любви достаточно узко, в самом личном, интимном смысле, — о любви друг к другу людей разного пола.

    Проблемная ситуация

    Учитель:

    До сих пор вы говорили о положительном воздействии любви на вас и вашу жизнь. Это радостно. Однако у любви, как у медали, есть две стороны.

    Очень часто классным руководителям и завучам приходится сталкиваться со случаями снижения успеваемости у учащихся, пропусками уроков, агрессивным поведением и прочими девиациями. Иногда – напротив – имеют место снижение жизненной активности, замыкание в себе, нежелание контактировать с внешним миром. Вы, наверное, подумали, для чего я вам все это рассказываю? Все просто – когда учителя разбирают эти ситуации, они часто приходят к одному и тому же выводу – корнем всех проблем является любовь. Думаю, не надо уточнять, счастливая ли эта любовь.

    Вот всего один пример. Эта реальная история, она была записана со слов 8-классницы:

    «… я не знаю, как понять его. Иногда он так смотрит на меня, что я забываю как меня звать. А потом он смеется с моей подружкой и как будто совсем забывает про меня. Или уходит с пацанами… Я то на вершине счастья, то в бездне отчаяния. Я не могу без него. Я не знаю, что мне делать, если он будет встречаться с другой… С подружкой рассорилась вот уже… Да я ради него на все готова – уже покрасила волосы, вообще стала краситься, хоть родители и ругают меня. Меня все ругают. Я стала хуже учиться… Ну и пусть, это все неважно. ОН для меня все, ЕГО мнение для меня главное, я за ним хоть куда».

    История типичная для 7-9классников. Они путаются в своих чувствах, им трудно. Чем можем помочь им мы, 10классники? Попробуем сегодня вспомнить себя в их возрасте, радости и сложности первой любви, и попытаемся с позиций нашего нынешнего возраста и накопленного к 16-17 годам жизненного опыта дать им рекомендации, как жить с этим новым для них чувством, тем более что первая любовь, к сожалению, далеко не всегда счастлива.

    Вернемся к анализу нашей ситуации. Начнем с того, любовь ли это?

    Любовь – явление сложное и многогранное. Начнем с того, что сама природа любви вызывает большие споры. Ученые говорят, что любовь – это лишь химическая реакция… но романтики всего мира считают любовь чем-то большим, нежели примитивный выброс гормонов, процессы в мозговой деятельности и тд. Разнообразны объекты любви, разнообразна и сама любовь в своих проявлениях. Так, еще древние греки около 5 тысяч лет назад, одни из первых задумавшись над этим феноменом, выделили 6 видов любви. Это Эрос – влюбленность, обожание, Сторге – любовь-нежность, Людус – любовь-игра, Агапе – жертвенная любовь, Мания – любовь-болезнь, Прагма – любовь-расчет. И все это любовь, вернее, разные ее грани.

    Знакомы ли вам эти стороны любви? Актуальна ли эта классификация сегодня?

    Учитель: Мы не говорим сейчас, хорошо это или плохо. Мы говорим лишь, что это так, и любовь действительно многообразна.

    Можно ли обнаружить в наших ситуациях проявления некоторых разновидностей любви, выделенных древними греками?

    Учитель: Иное понимание любви было свойственно Древнему Востоку, где философы выделили 3 слагаемых любви — «Три источника имеют влечения человека: душу, разум и тело. Влечение душ порождает дружбу. Влечение разума порождает уважение. Влечение тела порождает желание. Воссоединение трех влечений порождает любовь».

    Учитель: а что, если уже по первому критерию нет сходства, совпадения? И второй подводит? Если миры двух людей параллельны и никак не могут пересечься, стать единым целым?

    Вернемся к озвученным ранее проблемам 8-классницы. А ведь это как раз ее ситуация.

    Что вы, уже пережившие этот возраст, наверняка непонаслышке знающие эти проблемы, можете посоветовать этой девочке? Как ей выйти из этого замкнутого круга и снова почувствовать вкус, интерес к жизни? Что ей надо понять, какие уроки, может быть, извлечь из этой ситуации?

    (дети должны выйти на понимание того, что безответная любовь – это не конец света, это личный опыт каждого, что практически у всех в жизни бывали неудачные любовные истории; что возможными путями выхода из ситуации неразделенной любви могут стать новые друзья, увлечения, новая любовь, наконец…)

    Учитель: Итак, если отношения не складываются, если постоянно возникают проблемы, которые только изматывают человека, осложняют ему жизнь?

    Если человек уходит – отпусти… Жизнь исключает лишнее. Это не значит, что он плохой. Это значит, что его роль в твоей жизни уже закончена.

    Стоит ли бесконечно биться в закрытую дверь, тратя силы, время, эмоции на того, кто может быть просто не ваш человек? Не ваша половинка? Герой не вашего романа?

    И возможно, судьба специально сводит нас не с теми людьми до того, как встретим того единственного человека. Чтобы, когда это случилось, мы были благодарны.

    Никто на Земле не заслуживает твоих слез, а тот, кто заслуживает, никогда не заставит тебя плакать (цитаты из Г.Маркеса).

    Учитель: И все-таки любовь есть?

    Так что это? Как это — когда есть Любимый человек? Это… ассоциации

    Заключение

    Учитель: Давайте пожелаем друг другу, чтобы наша любовь была… какой?

    Составим из наших пожеланий ромашку.

    Учитель: Берегите любовь!

    А если вдруг она закончится, или даже толком не начнется, — помните, что это в любом случае ваш опыт, свой собственный уникальный жизненный опыт, который делает вас сильнее, мудрее. Значит, все еще впереди. В этом мире мы всего лишь люди, а для кого-то мы – целый мир. И все будет хорошо. Со временем все будет – и брак, и семья, и дети…

    Если же вам повезло и вы уже нашли того, с кем вам хорошо, — чаще говорите ему об этом. Помните, что день святого Валентина – просто еще один повод сказать о своих чувствах, а вообще для этого подходит любой день. Например, 8 июля — ? что это за день? это Всероссийский день семьи, любви и верности, День памяти святых Петра и Февронии – княжеской четы, жившей в Муроме в 13 веке, чьи отношения стали эталоном супружества и которые сейчас являются небесными покровителями брака, семьи, материнства, детства. Инициатива этого праздника принадлежит жителям г.Муром; в 2008 году идею праздника поддержала супруга Президента РФ Светлана Медведева, в том же году парламент утвердил 8 июля в качестве государственного праздника. Официальным символом праздника является ромашка.

    Учитель: Напишем на этих сердечках свои самые заветные желания в любви…

    и отпустим их в небо – ближе к небу, к звездам, к богу, если угодно, и будем верить, что они обязательно сбудутся. Ведь если веришь – это уже половина успеха.

    Сердечки с желаниями прикрепляются к шарам и отпускаются в небо.

    И проводим шарики с нашими желаниями одной из красивейших песен о любви! Дети исполняют песню на выбор

    Классный час

    Учитель: Н.В.Серебрякова

    Тема: «Всё начинается с любви…

    Твердят: «Вначале было слово…»

    А я провозглашаю снова:

    Всё начинается с любви!..»

    Р. Рождественский.

    Цели:

    Определиться в сущности понятия любви;

    Создать условия для осмысления учащимися её значения;

    Развивать чувство любви к окружающему миру;

    Оборудование: музыка, сердечки и цветочки из картона, рисунок круга (для солнышка).

    Ход занятия

    | Психологический настрой.

    Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу, всем, всем присутствующим, которые здесь собрались.

    Скажите всем мысленно «доброе» спасибо. Сожмите правой рукой левую руку.

    Пожелайте удачи себе, мысленно скажите: «Учитель, помоги мне, пусть у меня всё получится».

    Почувствуйте тепло руки и сердца.

    Вы очень красивы сейчас, красивыми вас делают красивые и добрые мысли.

    Молодцы. Откройте глаза.

    || Сообщение темы занятия.

    Сегодня мы поговорим о любви.

    А что такое любовь?

    Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе.

    Любовь - это …

    Умение отдавать, делиться

    Понимать сердцем окружающий мир…

    ||| Основная часть

    1. Работа с ассоциациями.

    Какие ассоциации у вас возникают когда я говорю слово «Любовь»?

    Прекрасный цветок

    2. Толковый словарь.

    *Любовь - большое тёплое слово, оно обнимает своими ласковыми руками весь мир. Это самое главное чувство на Земле, во всей Вселенной.

    *Любовью создана вся жизнь.

    3. Образ любви.

    Подберите эпитеты, которые помогут красочнее раскрыть это понятие.

    Любовь - прекрасная, красивая, великая, могущественная, исцеляющая…

    А кого и что можно любить?

    Ответ на этот вопрос изобразим с помощью рисунка.

    В середине круга пишем слово «любовь», а стрелочками показываем:

    К природе

    К жизни
    -К Родине

    К матери

    К юноше (девушке)

    Посмотрите, любовь, словно солнышко, которое освещает мир.

    А где живёт любовь?

    (В сердце)

    Наше сердце очень любит слова «Я люблю тебя» (раздаются сердечки из картона)

    Кому можно сказать эти слова?

    Как вы думаете, чему мы будем учиться?

    4. Сообщение цели.

    Будем учиться строить домик для Любви в своём сердце. Сердце будет расти, и домик будет расти и вырастет из домика большой, сверкающий, прекрасный храм. Будем растить этот храм, складывая его из хрусталиков Любви.

    5. Игра «Раскрасить любовью» (звучи спокойная музыка)

    Как вы показываете другим людям, что вы их любите?

    Каким образом вы сами понимаете, что вас любят?

    Инструкция:

    Разделитесь, пожалуйста на пары.

    Теперь вытяните руки вперёд и представьте себе, что они покрыты чудесным цветом любви. Какой цвет вы для себя выберете?

    Я хочу чтобы сейчас мы с вами попробовали подарить любовьтому, кто находится рядом.

    Для этого вы сейчас «раскрасите» друг друга цветами любви, нежности, добра.

    Я покажу, как это можно сделать (лёгкими движениями рук скользим по плечам, рукам, голове…)

    Говорите каждому, какой цвет вы для него выбрали.

    Затем такие же действия выполняют учащиеся.

    После знакомства с правилами игры:

    Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Приготовьте ладошки для раскрашивания. Потрите друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладошки становятся теплее и теплее. Пока трёте ладошки, подумайте, как много любви живёт в вашем сердце. (15 сек.)

    Теперь вытяните ладони вперёд и дайте им немного отдохнуть. Теперь пошлите из своего сердца, и пусть она по рукам перетечёт в ладони и наполнит их (15 сек.). Ощутите эту любовь и почувствуйте, как ладони окрашиваются цветом добра, любви, нежности…

    Откройте глаза. Тот кто из вас старше, первым будет «раскрашивать». Старайтесь послать человеку, которого вы«раскрашиваете», ласковые и нежные мысли. Окрашивайте уши, щёки, затылок…

    Делаем это под музыку.

    Поблагодарите друг друга.

    Анализ упражнения:

    *Что ты чувствовал, когда «окрашивали» тебя?

    *Что чувствовал, когда окрашивал сам?

    *Какие ласковые мысли ты посылал?

    *Что для тебя было трудно в этой игре?

    Вывод:

    Понравилось дарить любовь?

    А что приятнее отдавать любовь или получать?

    6. Работа с текстом.

    Русская народная сказка « Сказка про Гусыню»

    В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких жёлтеньких гусят на прогулку. Она впервые показала деткам большой мир. Это был мир яркий, зелёный, радостный: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить своих деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко тёплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчёл, жучков, шмелей, бабочек.Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зелёному лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись тёмные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой как нужна мать, они подняли маленькие головки и побежали к ней.

    А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей - об этом известно каждой матери, а потом уже для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно: гусята слышали как будтобыоткуда-то издалека доносившийсягрохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи - холодно и опасно. Потом всё утихло. Гусятам хотелось поскорее на зелёный луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья.Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не смогла это сделать. Гусята всё это видели. Но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышкосияло так ярко и ласково, пчёлы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой?

    И только один, самый маленький и слабый гусёнок подошёл к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?»

    Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Всё хорошо, сынок».

    Жёлтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

    Обсуждение:

    *Какие чувства у вас возникли при слушании сказки?

    *Что можете сказать о детях?

    *Почему мать была счастлива?

    *Чему учит сказка?

    7. Игра «Исцеляющий свет нашего сердца»

    Оказывается, что любовь можно дарить не только тому, кто рядомс вами, но и тому, кто живёт в другом городе или другом конце нашей планеты, потому что у любви нет границ, ведь Любовь- это могущественная и великая сила жизни.

    Сейчас я предлагаю выполнить упражнение, которое называется «Исцеляющий свет нашего сердца».

    Когда так говорят?

    Кого мы можем исцелить?От чего?(От боли, ненависти, зла, страдания…)

    Возьмитесь за руки. Закройте глаза и загляните вглубь своего сердца. Постарайтесь там разглядетькрошечный, размером с булавочную головку, цветной огонёк. Цвет этого огонька восхитительно красив. Это источник вашей любви и исцеляющей энергии. Наблюдайте за тем, как огонёк начинает пульсировать, постепенно увеличиваясь в размерах и заполняя собой ваше сердце. Увидьте, как этот прекрасный свет пронизывает всё ваше тело - от кончиков пальцев рук и ног до макушки. От вас исходит поразительное по красоте и богатству оттенков свечение. Это - ваша любовь и исцеляющая энергия. Позвольте своей исцеляющей энергии коснуться каждого, кто в ней нуждается.

    Давайте пошлём любовь тем, у кого нет крыши над головой, тем, кому некуда обратиться за помощью. Давайте поделимся своей любовью с теми, кто испытывает гнев, кто напуган, с теми, кому причинили боль. Каждому человеку.

    Давайте поместим в своё сердце всю планету, животных, птиц, рыб, растения и, конечно всех людей. Увидьте, на Земле воцаряться мир и покой. Знайте, в этом есть и ваша заслуга. Радуйтесь тому, что у вас есть возможность что-то сделать для того, чтобы этот мир стал счастливым. Вы прекрасный человек. Вы - чудесны. Знайте, что это - правда. Пусть всегда будет так.

    Анализ упражнения.

    *Получилось ли послать исцеляющий свет сердца?

    *Почему так думаете?

    |Ѵ Итог занятия.

    С каким понятием мы сегодня познакомились?

    Чем это качество ценно для вас?

    Что взяли в свою душу и сердце?

    У кого получилось строить домик для любви?

    Почему так думаете?

    Домашнее задание.

    Придите домой, и очень внимательно посмотрите на свою маму, ласково, нежно поцелуйте её, погладьте её золотые руки.

    Пошлите ей любовь своего сердца.

    Любовь сильнее смерти и страха смерти.

    Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

    И.С. Тургенев

    Цели: углубить представления выпускников о любви; формировать положительную нравственную оценку любви как высокого, благородного чувства, предостеречь от легкомысленного, поверхностного отношения к любви; побуждать к повышению своего культурного уровня, к самопознанию, саморазвитию.

    Подготовительная работа : предложить двум ученикам прочитать диалог (отрывок из повести А. Куприна «Суламифь». Хорошо, если читать отрывок будут не «звезды» класса, а незаметные, тихие ребята. Он не должны декламировать, играть - просто внятно и тихо прочитать роскошный текст Куприна, чтобы создать определенное настроение, с которым дети уйдут с классного часа.

    План классного часа

    I. Мозговой штурм.

    II. Мотивационная беседа по теме «Нужно ли учиться отличать любовь от подделок?».

    III. Работа с понятиями (в микрогруппах).

    IV. Проблемная ситуация «Диагноз - любовь».

    V. Незавершенное предложение «Признаки настоящей любви - это...».

    VI. Интерактивная беседа по теме «Быть или иметь».

    VII. Заключительное слово.

    VIII. Подведение итогов.

    Ход классного часа

    I. Мозговой штурм

    Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа - «Любовь на букву "С"». Какие ассоциации возникают у вас в связи с этой темой?

    (Дети называют слова, учитель записывает их на доске.)

    Примерные ответы:

    Секс, сочувствие, страсть, стерпится-слюбится, супружество, сильнее смерти, спорт, с первого взгляда и т. п.

    II. Мотивационная беседа по теме «Нужно ли учиться отличать любовь от подделок?»

    Классный руководитель. Мы перечислили много видов любви. Но все ищут настоящей, единственной, любви, на всю жизнь. Как говорил великий Франсуа Ларошфуко, «любовь - одна, подделок под нее - тысячи». Нужно ли умение отличать настоящую любовь от поддельной? К чему могут привести ошибки в любви? (Личные трагедии, распавшиеся семьи, одиночество, безотцовщина, беспризорные дети и т. п.) Сегодня мы и будем говорить о том, что такое настоящая любовь и как отличить ее от подделок.

    III. Работа с понятиями (в микрогруппах)

    Классный руководитель. Итак, мы сегодня говорим о различных видах любви. Мы выбрали только значения на букву «С». Поработаем с этими значениями. Послушайте задания для групп.

    Первая группа . Подобрать к каждому слову пример из художественной литературы. (Секс - Пьер и Элен, Григорий и Аксинья, спорт - Дон Жуан, Анатоль Курагин, страсть - Павел Петрович и княгиня Р., Фауст и Маргарита, стерпится-слюбится - Татьяна и ее муж, Одинцова и ее муж, капитан Миронов и его жена, сильнее смерти - Желтков, Ромео и Джульетта, сочувствие, сострадание - Соня и Раскольников, самопожертвование - Вера, возлюбленная Печорина и т. п.)

    Вторая группа . В греческом языке есть три слова, означающих разные уровни чувства мужчины и женщине: «агапе» - жертвенная любовь; «филиа» - дружеская привязанность; «эрос» - чувственное влечение. Какие из написанных слов на букву «С» могут быть примерами к этим видам любви? {«Агапе» - сильнее смерти, «филиа» - стерпится-слюбится, «эрос» - секс, страсть, спорт.)

    Третья группа. В этом ряду - различные грани любви. Какие из них могут дополнять друг друга, а какие несовместимы с другими и, по сути, любовью не являются? (Спорт - несовместим слюбовью, потому что нет привязанности, желания раскрыть человека. Все остальные могут дополнять друг друга.)

    Четвертая группа. Различают 3 уровня любви: физический, душевный и духовный уровень. Как бы вы расположили эти значения любви по возрастанию? [Секс, страсть, сочувствие, сопереживание, сострадание, стерпится-слюбится, сильнее смерти, самопожертвование.)

    Как много разных понятий вкладывает человек в слово «любовь». В каком смысле речь идет о настоящей, истинной любви? (Самопожертвование, сильнее смерти, а может быть, соединение трех «С»: секс, сопереживание, самопожертвование.)

    IV. Проблемная ситуация «Диагноз - любовь»

    Классный руководитель. Некоторые значения любви стали медицинским диагнозом. Недавно в газетах появилась сенсация: Всемирная организация здравоохранения внесла любовь в реестр заболеваний, присвоив номер F63.9. С медицинской точки зрения, любовь - не болезнь в чистом виде, а «измененное состояние сознания». Так считает автор одной статьи, появившейся в интернете. Послушайте отрывок из этой статьи.

    Что такое любовь? Это такое большое, прекрасное, сильное чувство, скажете вы. На самом деле - не так. На самом деле любви нет... И это подтверждают выводы ученых: великое, воспетое поэтами чувство - всего лишь... могучий инстинкт продолжения рода, подкрепленный рядом физиологических реакций. Работает этот биологический механизм примерно так: мы неосознанно ищем себе партнера согласно своему опыту, вкусам, интересам. Чаще всего приманкой становится красота, иногда ум, богатство, т. е. мы влюбляемся «во что-то». И вот тогда уже возникает специализированный, в строжайшем смысле слова индивидуализированный половой инстинкт, итоговая цель которого - физическое обладание, проще говоря - секс. С момента возникновения инстинкта сознание начинает нас обманывать. Инстинкт маскируется под восхищение или пылкую страсть.

    Любовный эгоизм оказывает влияние на самые важные дела и события в жизни, поощряет на самые рискованные и дурные поступки; требует себе в жертву то жизни и здоровья, то общественного положения и счастья, отнимает совесть у честного, делает предателем верного, и вообще всячески пытается достигнуть главной цели - быть удовлетворенным. Что самое удивительное - взаимное чувство тут не так уж важно. Подарки, ухаживания, серенады под окном, чай, кофе, потанцуем - все это мы в первую очередь делаем для себя...

    О каком виде любви идет речь? (Сумасшедшая любовь, страсть, секс.)

    Сумасшедшая любовь, страсть, секс - это обычно любовь «за что- то». За что? (Красота, физическая сила, богатство, модная одежда, ум, красноречие и т. п.)

    Как внешне выражается это чувство? (Бурные страсти, пылкость чувств.)

    Итак, можем записать на доске признаки: эгоизм, любовь за что- то, пылкость чувств. Как и всякая болезнь, влюбленность имеет свои симптомы, свою продолжительность, свой прогноз. Что вы можете сказать об этом? Что является признаком излечения от любовной болезни?

    Примерные ответы:

    Симптомы: любовный голод, любовная лихорадка, сердце учащенно бьется, все мысли заняты только объектом обожания и т. п.

    Прогнозы: от суицида до полного излечения.

    Продолжительность - 3-12 месяцев.

    Признаки излечения: с глаз спадает пелена, и объект обожания вдруг начинает тяготить, появляются мысли типа: «И что я в ней нашел?»

    Классный руководитель. Бывают врачебные ошибки, когда врач неправильно поставил диагноз. Эти ошибки могут привести к роковым последствиям. Но и влюбленные могут ошибиться, приняв обычную влюбленность за любовь. К чему могут привести такие ошибки? (К скоропалительному браку, который быстро распадется, к суицидам, психическим заболеваниям.)

    Сумасшедшая любовь, страсть, секс - это яркие, сильные, острые чувства. Но психологи все-таки не считают их настоящей любовью. А связывают их с влюбленностью и даже называют это болезнью, повреждением сознания. Почему?

    Примерные ответы:

    Влюбленные совершают много необдуманных поступков.

    Это состояние проходит, оставляя в душе пустоту.

    Влюбленность похожа на наркотическую зависимость.

    Классный руководитель. Но влюбленность - это не только телесное влечение. Многие влюбленные говорят о душевном

    притяжении. В чем оно проявляется, по-вашему? (Общие интересы, дружба, доверие, уважение и т. п.)

    Иногда говорят, что у любви много врагов. Какие это враги? (Разлука, время, старость, эгоизм, жадность, гордыня, быт, бедность, расстояние, родственники, друзья, зависть, ревность и т. п.)

    Но все эти враги могут разрушить только влюбленность, незрелую любовь. Для настоящей любви они нестрашны. Ведь настоящая любовь недаром связывается с вечностью.

    В начале урока мы перечислили различные значения любви. Какое из них является ключевым для определения настоящей любви? (Самопожертвование, сильнее смерти.) Это чувство уже совершенно не похоже на влюбленность.

    V. Незавершенное предложение «Признаки настоящей любви - это...»

    Классный руководитель. Можно сказать, что настоящая любовь является антиподом влюбленности. Значит, чтобы определить признаки настоящей любви, нужно просто подобрать антонимы к признакам влюбленности. Попробуйте завершить предложение, перечислив 3 признака настоящей любви.

    Влюбленность

    Настоящая любовь

    Пылкость, скоротечность

    Вечность, постоянство

    Влюбленность во что-то

    Любовь ни за что

    Жертвенность

    (Признаки настоящей любви - это вечность, постоянство, любовь ни за что, жертвенность.)

    VI. Интерактивная беседа по теме «Быть или иметь»

    Классный руководитель. Может ли влюбленность перерасти в настоящую любовь? (Может, если люди создадут семью и будут беречь свою любовь.)

    Можно сказать, что влюбленность - это только маленькое зернышко любви, из которого может вырасти настоящая любовь. А что это такое, «не сможет понять ни один человек, пока не проживет в браке четверть века». Так считал великий американский писатель Марк Твен. Согласны ли вы с ним? (Можно прожить полвека и остаться чужими, а можно действительно взрастить настоящую любовь.)

    Действительно, сама по себе жизнь в браке не рождает любовь. Многие браки начинаются с телесного влечения, душевного притяжения, но потом все это куда-то испаряется, и люди становятся чужими, семья распадается. Психологи заметили, что для счастливого брака нужно еще и духовное влечение, а не только телесное и душевное. А как же узнать, есть это влечение или нет?

    (Предположения детей.)

    Некоторые психологи предлагают для этого простой тест. Назовем его «Быть или иметь». Вступая в брак, нужно просто задать себе вопрос: «Вы хотите иметь жену? Иметь детей? Иметь уютный дом? Или же вы хотите быть мужем? Быть отцом? Быть хозяином дома?» Как вы думаете, каким может быть ключ к этому тесту? Какие ответы даст человек, у которого есть духовное влечение к своему избраннику? (Они выберут вариант «быть»: в этом ответе уже заложено желание изменить себя ради кого-то, а вариант «иметь» не предполагает развития. В нем только одно эгоистическое желание чем-то или кем-то обладать.)

    Действительно, желание быть кем-то для другого человека и есть то самое духовное влечение, которое должно проявиться в идеале перед вступлением в брак. Оно является самым главным для построения семьи. Даже его одного уже достаточно для построения семьи. Вот почему раньше судьбу молодых часто решали родители, даже не спрашивая молодых об их желании. Душевное и телесное влечение не так важно, если у мужчины есть желание стать настоящим мужем, а у женщины - стать настоящей женой. Хочется привести цитату из книги психолога Эриха Фромма «Искусство любить»: «Проблема любви заключается не в проблеме выбора субъекта любви, а в способности любить». Как понять эти слова? (Тот, кто не способен любить, может долго выбирать жену, достойную себя, но так и не найти идеальную, а тот, кто хочет стать хорошим мужем, станет им при любой жене, то же можно сказать и о женщинах.)

    Получается, что зародыш настоящей любви и содержится в этом желании быть мужем или женой. Делать что-то хорошее для любимого человека. Изменять себя ради него. Тогда, получается, что «стерпится-слюбится» - это и есть путь к настоящей любви? (Терпение, конечно, необходимо, но оно притупляет чувства, заменяет их привычкой. А с другой стороны - «привычка свыше нам дана, замена счастию она...»; в старые времена через терпение приходили к любви даже безразличные друг другу люди - пример: Одинцова и ее муж в романе Тургенева «Отцы и дети»: «Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья... пожалуй, до любви».)

    Ну, а что же это за любовь, которая «сильнее смерти»? Неужели она тоже может вырасти из терпения и привычки? (Вряд ли: в любви, основанной на терпении и привычке, мало романтизма, а тут - прямо героика какая-то, подвиг.)

    А вообще, любовь, которая «сильнее смерти» - это настоящая любовь или болезнь, или, может быть, дар, талант, который дается только избранным? (Это любовь настоящая по всем признакам (вечная, любовь не за что, жертвенная), но такая любовь дается только возвышенным, романтическим, талантливым людям, а может быть, это и самовнушение.)

    VII. Заключительное слово

    Классный руководитель. Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом использовать его возможности или его самого, - только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась. Тысячи лет люди пытаются разгадать тайну любви, и все-таки любовь остается самым загадочным и непостижимым чувством. Наука открывает новые звезды, галактики, проникает в глубины наномира, но ни один ученый так и не смог объяснить, что такое любовь. И даже премудрый царь Соломон не смог разгадать этой тайны.

    (Звучит музыка, юноша и девушка выходят к доске, читают диалог.)

    Девушка. «Скажи мне, мой царь, - спросила однажды Суламифь, - не удивительно ли, что я полюбила тебя так внезапно? Я теперь припоминаю все, и мне кажется, что я стала принадлежать тебе с самого первого мгновения, когда не успела еще увидеть тебя, а только услышала твой голос. Сердце мое затрепетало и раскрылось навстречу тебе, как раскрывается цветок во время летней ночи от южного ветра. Чем ты так пленил меня, мой возлюбленный?»

    Юноша. И царь, тихо склоняясь головой к нежным коленям Суламифь, ласково улыбнулся и ответил: «Тысячи женщин до тебя, о моя прекрасная, задавали своим милым этот вопрос, и сотни веков они будут спрашивать об этом своих милых. Три вещи есть в мире, непонятные для меня, и четвертую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля в море и путь мужчины к сердцу женщины».

    Девушка. «Да, - сказала Суламифь задумчиво, - может быть, человек никогда не поймет этого...»

    Классный руководитель. Первые три загадки давно разгаданы. Четвертую - путь женщины к сердцу мужчины - не постигли до сих пор. Может быть, сама эта тайна и является главным признаком настоящей любви?

    (Звучит музыка.)

    VIII. Подведение итогов

    Классный руководитель. Что осталось после сегодняшнего разговора? Скука? Удивление? Радость?

    Классный час на тему:

    «Любовь – волшебная страна».

    Цель: пробуждение понимания чувства любви к себе и окружающему миру.

    Задачи:

      Закрепить и расширить представление учащихся о любви – вечной теме искусства в произведениях мировой художественной культуры

      Расширить знания учащихся, обращаясь к ярким, неординарным образам, суждениям о любви, накопленных человечеством.

      Создать условия и научить передавать собственные чувства, развивать умение, понимать чувство других.

      Добиться осознанного восприятия различных видов искусства – литературы, музыки, живописи, кино.

    Оборудование:

    Презентация, фрагмент фильма "Ромео и Джульетта", вальс из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь", бумажные сердечки, красивая и нежная музыка, тексты русских поэтов о любви, галерея женских портретов.

    Любовь сильнее смерти и страха смерти.

    Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

    И.С. Тургенев

    Ход классного часа

    (звучит красивая и нежная музыка)

    Ученик:

    Средь шумного бала, случайно

    В тревоге мирской суеты,

    Тебя я увидел, но тайна

    Твои покрывала черты.

    Лишь очи печально глядели,

    Как звон отдаленной свирели,

    Как моря играющий вал.

    Мне стан твой понравился тонкий

    И весь твой задумчивый вид,

    А смех твой, и грустный и звонкий,

    С тех пор в моем сердце звучит.

    В часы одинокие ночи

    Люблю я, усталый, прилечь-

    Я вижу печальные очи,

    Я слышу веселую речь;

    И грустно я так засыпаю,

    И в грезах неведомых сплю…

    Люблю ли тебя – я не знаю,

    Но кажется мне, что люблю!

    Учитель:

    Добрый день ребята и гости! Тема нашего разговора – любовь. Великое и всеобъемлющее чувство. Счастлив тот, кого коснулась рукой любовь.

    Ведущий 1:

    Музыканты и поэты, художники и писатели из года в год, из столетия в столетие обращаются к вечной теме любви, потому что это чувство связывает всё живое на земле, помогает в трудные минуты, согревает душу.

    Ведущий 2:

    Любовь может дарить радость и причинять боль. А ещё наполняет нашу жизнь смыслом. Без неё пусто даже самому благородному и преуспевающему человеку.

    Учитель:

    Любовь - это то, с чего начинается человек.

    Любовь- это источник самой жизни.

    Вот как трактует это понятие философский словарь: «любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею.»

    а какая она – любовь?

    Назовите прилагательные, с помощью которых можно дать определение любви (романтическая, нежная, робкая, страстная, преданная, безответная).

    Ребята, помните всегда главную заповедь, которую нам оставили великие учителя нравственности: «любите друг друга»

    ребята, давайте прочитаем высказывания о любви:

      Любовь есть склонность находить удовольствие в благе другого человека. (Г.Лейбниц).

      Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе его нет, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни к родине. (Д.Лихачёв).

      любовь – это не только чувство, это ещё и искусство (О.Де Бальзак).

      Любовь – это встреча навсегда. (В.Кротов).

      Любовь – это неведомая страна, и мы все плывём туда каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём капитан и ведет корабль своим собственным путём. (М.Пришвин).

    Вы должны выбрать то, которое, по вашему мнению, наиболее точно выражает чувство любви.

    Обсуждение вопросов:

    1. Может ли человек прожить, никого не любя?

    2. Если человек любит, меняется ли он? (любовь пробуждает в душе любящего такие силы, которых он в себе не ощущая и не имея представления о том, что они у него имеются; делает человека счастливым).

    3. Почему иногда любовь уходит? С чем это может быть связанно?(интеллектуального и эстетического взаимного обогащения).

    4. Испытывали ли вы в своей жизни чувство любви?

    5. Что даёт человеку любовь? (смысл жизни, счастье, радость, красоту, художники писали картины, учёные делали открытия; вдохновение; творческие силы)

    Поэты слагали стихи.

    Поэты о любви.

    Учитель:

    Именно любовь лежит в основе всех великих и гениальных творений на земле.

    Ученик:

    Мы негодуем, иль играем,

    Иль лжём – но в сердце тишина.

    Мы никогда не изменяем:

    Душа одна – любовь одна

    Любви мы платили нашей кровью,

    Но верная душа – верна,

    И любим мы одной любовью…

    Любовь одна как смерть одна.

    Ученик:

    Эти строки написала поэтесса, представитель серебряного века в русской поэзии зинаида гиппкус. Её стихи о любви – щемяще-нежные и очень глубокие. Эта женщина была очень счастлива в своей любви. Выйдя замуж в 20-летнем возрасте, она прожила счастливо со своим мужем 52 года, не расставаясь при этом с ним на 1 день. Только смерть разлучила эти 2 любящих сердца.

    Ученик:

    А вот строки из стихотворения д.мережковского, мужа поэтессы

    Я чувствую, что так любить нельзя,

    Как я люблю, что так любить безумно,

    И страшно мне, как будто смерть, грозя,

    Над нами веет близко и бесшумно.

    Но как порой любовь ни проклинаю –

    И жизнь, и смерть с тобой я разделяю,

    Не знаешь ты, как я тебя люблю,

    Быть может, я и сам ещё не знаю.

    Учитель:

    (музыка из кинофильма "мой ласковый и нежный зверь")

    Самое умное, чего достиг человек – умение любить женщину, поклоняться её красоте. От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле.

    Посмотрим галерею женских портретов, ликов мадонн, кого художники сделали богинями. Одухотворенность, обожествлённость женских ликов на картинах художников роднит их с иконами.

    Показ картин.

    Учитель: тема любви неисчерпаема, как сама жизнь. Об этом писал и знаменитый поэт Дж. Байрон:

    Любовь стара как мирозданье;

    Но кто пришёл и кто придёт на свет,

    Приходит обновить её завет.

    Учитель:

    Чужая любовь всегда интригует и захватывает. Вслушиваемся в музыку любви, звучащую в переписке великих людей, которых знает весь мир…

    (чтение переписки учениками)

      дж.байрон – терезе гвиччиоли:

    сокровище моё…я не хотел больше любить и не надеялся быть любимым. Ты обратила в бегство все эти решения; я теперь весь твой; я буду тем, чем ты пожелаешь…

    2)бальзак – г-же ганской:

    я люблю вас, как ребенок, со всеми радостями, всем суеверием, всеми иллюзиями первой любви.

      наполеон – жозефине богерне:

    я больше тебя не люблю… наоборот, - я ненавижу тебя. Ты знаешь, сколько радости доставляют твои письма. …надеюсь скоро заключить тебя в свои объятия и осыпать миллионами поцелуев, жгущих меня словно лучи экватора.

    Ученица :

    Известно всем давно про 7 чудес на свете

    Но вот ещё одно большое чудо есть.

    И я теперь открыла восьмое чудо.

    Это чудеснее и лучше всех чудес.

    То что всем давно известно на планете.

    Бессмертное как жизнь- восьмое чудо света

    Прекрасная волшебница любовь!

    У читель :

    (видеофрагмент «ромео и джульетта» )

    Ребята, любви и счастья вам!

    На память о нашей встрече я дарю вам эти сердечки.

    Литература:

      Рождественский Р.Н. друзьям. Стихи. – М.: советский писатель, 1986.

      Сухомлинский В.А. “не только разумом, но и сердцем…” сборник статей и фрагментов из работ. – М.: молодая гвардия, 1986.

      Чудное мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. Книга 2 / составитель л. Озерова. – М.: художественная литература, 1988.



    Похожие статьи