• Открытое занятие по сенсорной комнате. Развитие коммуникативной сферы воспитанников

    30.04.2019

    Для эффективной работы с детьми, мы подготовили конспекты занятий в сенсорной комнате для специалиста. Важно понимать, что указанные примеры занятий можно видоизменять и корректировать с учетом специфики посетителей сенсорной комнаты, их потребностей, развития и самое главное, целей применения терапии. использование указанного оборудования допускает замену на аналогичное. Полный перечень предлагаемого к работе оборудования для сенсорной комнаты смотрите в нашем .

    Все приведенные занятия имеют следующую структуру:

    1. ритуал начала занятия
    2. релаксация, которая позволяет детям расслабиться и снять мышечное напряжение
    3. ритуал окончания занятия

    Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и формируют психологически здорового ребенка.

    Цели:

    • развивать когнитивную сферу детей
    • активизировать произвольное внимание, умственные способности
    • развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику
    • формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо – моторную координацию
    • развивать органы чувств и вестибулярный аппарат
    • закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи
    • развивать коммуникативные навыки
    • формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов
    • формировать навыки саморегуляции

    Материалы и оборудование:

    • напольные тактильные дорожки
    • сухой бассейн
    • балансировочная доска
    • мячики-веселки
    • аквалампа
    • фонтан с водой
    • запутанные спиральки
    • центр тактильный
    • центр спокойных игр
    • центр, развивающий активность
    • проектор световых эффектов
    • зеркальный шар
    • легкие квадраты
    • мягкое напольное покрытие
    • музыкальная система

    Ход занятия

    Часть 1

    Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»:

    – Ребята, наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: «Здравствуйте!»

    – А теперь мы с вами отправимся в путешествие… Начнется оно вот с этого большого водопада. (Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад – маленький (растение – фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегает по уступам горы. (Слушают шум воды.)

    – А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозапись «Голоса леса».)

    Часть 2

    – Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. (Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зеленой полянки, затем – по дну лесного озерка, по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях.)

    – Что чувствуют ваши ножки?

    – А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти надо след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его.

    Часть 3

    – Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит спокойная фоновая музыка.)

    – Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое – скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно.

    – Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька).

    (Через несколько минут дети меняются местами.)

    Часть 4

    – Ребята, тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может переходить на следующую.

    Часть 5

    – Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сундучке?

    Часть 6

    – А по лабиринтам попутешествовать кто хочет?

    (По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, предлагает меняться местами.)

    Часть 7

    – Ребята, вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находится. (Открывает.)

    – Что это?

    – Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому, какой нравиться. Подбросьте свои платочки как можно выше; понаблюдайте, как они падают вниз.

    – А сейчас надо не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого надо дуть на них – вот так! (Показ.)

    Часть 8

    Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа – значит, водяная лапма. А что же там плавает?

    – Какого цвета шарики?

    (Предлагает каждому понаблюдать за шариком определенного цвета.)

    – Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравиться больше?

    – Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.)

    Часть 9

    – Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу!

    Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто – то может и на этом островке (мягкий островок).

    (Звучит расслабляющая музыка.)

    – Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.)

    – Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.

    Дышится легко и свободно.

    Мы спокойно отдыхаем,

    Сном волшебным засыпаем.

    Дышится легко, ровно, глубоко.

    – Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.

    Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

    Часть 10

    Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками».

    – Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними: «До свидания!»

    Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, – и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.

    Цели:

    • развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления
    • развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов
    • развитие умения передавать ощущения в вербальной форме
    • стимуляция поисковой и творческой активности
    • создание положительного эмоционального настроя

    Материалы и оборудование:

    • подсветка «Веселки»
    • растение – фонтан
    • центр спокойных игр
    • двойная спиралька
    • центр тактильный
    • сухой бассейн
    • игра «Легкие квадраты»

    Ход занятия

    Часть 1

    Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие».

    – Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите!

    Часть 2

    – Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение. Давайте скажем каждому, что в нем нам нравится. Говорить будем по очереди, и каждый услышит о себе что-нибудь хорошее. (Игра «Комплименты».)

    – Ну что, улучшилось ваше настроение? Давайте поприветствуем наших «веселок» и улыбнемся им так же, как они улыбаются нам.

    Часть 3

    – Подойдите к волшебному замку (растение – фонтан). Внимательно посмотрите на замок и природу вокруг него. Как вы думаете, кто живет в замке?

    – Твой герой злой или добрый?

    – А что нужно сделать, чтобы он стал добрее?

    – Посмотрите на водопад, который сбегает с гор. Давайте послушаем шум воды. (Слушают шум воды.)

    Часть 4

    – Переходим на зеленую полянку. Тут вы можете поиграть с этими спиральками (двойная и одинарная спиралька). Внимательно наблюдайте и слушайте, где находится шарик, и ловите его на выходе.

    Часть 5

    – Давайте внимательно посмотрим вот на эту панель (центр спокойных игр). По очереди ощупайте игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая – не нравится и почему.

    Часть 6

    Упражнение «Море из шариков» (сухой бассейн):

    – А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте все перевернемся на животик и поплывем.

    – А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть.

    – А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…. (4-5 минут.)

    – Вот и закончилась наша игра.

    Часть 7

    Цели:

    • развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания
    • развитие конструкторских способностей
    • продолжение развития глазомера
    • развитие координации «глаза – рука»
    • закрепление знания цветов спектра
    • снятие эмоционального напряжения
    • развитие воображения

    Материалы и оборудование:

    • Игры «Собери квадрат», «Надень кольцо»
    • аквалампа
    • мягкое напольное покрытие
    • напольные тактильные квадраты
    • подсветка «Веселки»

    Ход занятия

    Часть 1
    Часть 2

    – Ребята, мы сейчас пройдем по нашим лесным тропинкам. Сегодня мы будем называть цвет дорожки, по которой проходим. (Напольные сенсорные дорожки.)

    Часть 3

    – Подойдите к этому столу. Мы будем из частей собирать вот такой квадрат. Будьте внимательны – и у вас все получится. Игра называется «Собери квадрат».

    Часть 4

    – Теперь поиграем вот с этими игрушками. Игра называется «Надень кольцо». Когда вы надеваете кольцо, то говорите, какого оно цвета. Посмотрим, кто у нас самый меткий, кто быстрее других наденет все кольца (водяные игрушки).

    Часть 5

    – Мы поиграем в игру «Найди цвет». Я буду показывать цвет, например, красный, а вы – искать в этой комнате все предметы красного цвета. И так мы будем искать, и называть все цвета.

    Часть 6

    – Теперь ложитесь на наш мягкий диван, повернитесь лицом к волшебному аквариуму и наблюдайте за тем, как в нем меняется вода. Как только вода сменит цвет, вы называете его.

    Часть 7

    – Перевернитесь все на спинку. Лягте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос.

    Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте – на берегу моря. Чудесный летний день! Голубое небо, теплое солнце…Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, ручки и ножки. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным, послушным. Вам тепло и приятно. Лучики солнышка ласкают ваше тело. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

    Мы открываем глаза – мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

    Часть 8

    Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:

    – Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

    Цели:

    • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях
    • продолжение обучения умению определять свое настроение
    • обучение способам поднятия настроения
    • развитие смелости и уверенности в себе, преодоление робости
    • саморегуляция психического состояния

    Материалы и оборудование:

    • зеркало
    • колпаки клоунов
    • мягкое напольное покрытие
    • аквалампа

    Ход занятия

    Часть 1

    Ритуал начала занятия. Приветствие «веселок».

    Часть 2

    – Давайте представим, что мы с вами – обезьянки. Подойдите к зеркалу и покажите мне без слов: веселую обезьянку, грустную, удивленную, плачущую, смеющуюся, испуганную, поющую, радостную.

    – Ну, как? Улучшилось у вас настроение? Покажите свое настроение.

    Часть 3

    Бывает чувства у зверей,

    У рыбок, птичек и людей.

    Влияет, без сомнения,

    На всех нас настроение.

    Кто веселится?

    Кто грустит?

    Кто испугался?

    Кто сердит?

    Рассеет все сомнения

    Хорошее настроение.

    Часть 4

    – А сейчас мы с вами окажемся в цирке. Выйдем на эту зеленую поляну и станем клоунами. Становимся парами, лицом друг к другу. Клоуны справа будут веселыми. Изобразите это настроение на своем лице. А теперь веселые будут стараться развеселить грустных так, чтобы они заулыбались и всем стало весело.

    Часть 5

    – Теперь клоуны поиграют в игру «Веселая зарядка».

    (Звучит бодрая, веселая музыка. Психолог моделирует ситуацию, а дети изображают соответствующие действия.)

    – Для того чтобы машина заработала, надо завести мотор.

    – Спящий человек похож на выключенную машину.

    – Тело устает за день, и ему нужен отдых.

    – Но впереди новый день и много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним: включить, «завести» свое тело. Давайте все дружно попрыгаем!

    – Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы – проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки.

    – А теперь вы – упавшие на спину божьи коровки. Удастся ли вам перевернуться на живот без посторонней помощи?

    – А сейчас вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть – и полетим!

    – Тянемся вверх, как жирафы.

    – Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными.

    – А теперь мы – матрешки. Покачаемся из стороны в сторону.

    – А ну-ка запустим самолет! Крутим пропеллер изо всех сил.

    – Ребята, вы получили большой заряд бодрости и уверенности в себе на весь день. До новой встречи!

    Часть 6

    Ритуал окончания занятия.

    Цели:

    • продолжение развития психических процессов:
    • формирование умения соотносить речевую форму описания предметов с графической
    • развитие тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи
    • развитие координации «глаз – рука»
    • продолжение обучения умению управлять своим телом, расслабляться, освобождаться от перенапряжения

    Материалы и оборудование:

    • напольные тактильные квадраты
    • центр спокойных игр
    • балансировочная доска
    • аквалампа
    • игра «Легкие квадраты»
    • напольное мягкое покрытие

    Ход занятия

    Часть 1

    Ритуал начала занятия. Приветствие «веселок».

    Часть 2

    – Ребята, давайте пройдем по нашим лесным тропинкам. Идем медленно, не спеша, слушаем пение птиц, журчание ручейка в лесу.

    Часть 3

    – Выходим с вами на полянку (центр спокойных игр).

    – Посмотрите внимательно вот на эту панель, на игрушки и предметы, которые на ней расположены. Каждый из вас выберет себе предмет, но не говорит, что он выбрал. Остальные должны догадаться по описанию, что это, и назвать предмет. (Игра «Опиши предмет».)

    Часть 4

    – А сейчас мы с вами будем переходить через пропасть по волшебным канатам. Я каждому назову цвет каната, по которому он будет перебираться на противоположную сторону пропасти.

    Воспитатель поощряет тех, кто быстрее выполнил задание.

    Часть 5

    – Продолжим мы свой путь через этот волшебный лес, где через каждые 4 шага времена года сменяются. Идти надо по тем стопам, которые нарисованы, и называть времена года, по которым вы проходите. Не забудьте о том, что спинка должна быть прямой, а руки разведены в стороны.

    Часть 6

    – А теперь, ребята, ложитесь на наш мягкий диван. Мы будем наблюдать за шариками в волшебной лампе. Каждый выбирает свой цвет шарика и наблюдает за ним (упражнение «Танец шарика»).

    Часть 7

    Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:

    – Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

    Г. Г. Колос “Сенсорная комната в дошкольном учреждении” – Практические рекомендации

    Темная сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и на другие органы чувств. Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка - вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребёнку (подростку, взрослому) развить свои сенсорно - перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.

    Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является создание затемнения, достаточного для того, чтобы наблюдать светоэффекты.

    Оборудование сенсорной комнаты и его использование

    Для наполнения и содержания нашей сенсорной комнаты используется современное оборудование фирмы «АЛЬМА».

    Оборудование в сенсорной комнате можно разделить на два основных функциональных блока:

    Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики, подушечки, маты, матрасы, кровати, сухой бассейн, приборы создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и релаксационная музыка.

    Активационный блок - в него входит всё оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и для ног, интерактивное оборудование последнего поколения.

    Просмотр содержимого документа
    «Мастер класс занятия в сенсорной комнате»

    Тема занятия : «Волшебство в тёмной комнате ».

    Цель: Сохранение и укрепление психофизиологического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды сенсорной комнаты.

    Задачи :

    Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

    Создание положительного эмоционального настроя;

    Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласованности движений собственного тела;

    Облегчение состояния тревожности;

    Развитие внимания, достижение эффекта релаксации;

    Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.

    Музыкальное сопровождение: аудиозаписи групп «Zodiac», «Space», музыка водопад.

    Ход занятия .

    I .Организационный момент.Настрой на занятие.

    Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

    Я приветствую всех вас в нашей волшебной комнате. Я вижу, что у некоторых мои слова вызвали удивление: в чём же состоит волшебство, ведь с виду это обычная комната. Я вам немножко подскажу, ребята: волшебство заключается в необычных предметах, которые находятся в этой комнате.

    Тему нашего занятия я объявлю чуть позже, а пока начинаем работу.

    Ребята, я хочу, что бы мы подарили друг другу улыбку. В этом нам поможет наш волшебный мяч. Я бросаю вам мячик и дарю свою улыбку, вы бросаете мячик обратно и дарите свою улыбку.

    С таким позитивным настроем мы и начнём занятие.

    II . Вхождение в тему занятия. Принятие правил работы в группе.

    Сегодня у нас будет необычное занятие – путешествие-исследование на тему: «Волшебство в тёмной комнате».

    Ребята, в детстве я мечтала полететь в космос. Да и сейчас, если бы мне предложили, с удовольствием посмотрела на нашу красавицу – Землю и отправилась погулять на Луну. А вы хотели бы побывать в космосе и стать исследователями других планет? (дети отвечают). А стать космонавтами- исследователями других планет.

    - Сегодня у нас появилась такая возможность! Нам пришло необычное письмо, которое я вам сейчас зачитаю. (Педагог-психолог зачитывает письмо).

    Здравствуйте дорогие ребята!!!

    Пишет вам Лунтик, житель планеты Голубой звезды.

    Когда я узнал, что на Земле живут такие умные, красивые и дружелюбные дети, я решил попросить вас об услуге.

    Помогите мне, пожалуйста, собрать звездочки, которые случайно потерялись.

    Для этого я приглашаю вас к себе на планету Голубой звезды. С уважением, Лунтик.

    Перед полётом я должна познакомить вас с правилами настоящего космонавта:

      Слушай внимательно, не отвлекайся.

      Говори спокойно.

      Не нарушай дисциплину.

      Выполняй команды своего командира (т.е. меня).

    III . Работа по теме занятия.

    А) Упражнение «Качества настоящего космонавта».

    Ребята, давайте подумаем, какими качествами характера должен обладать настоящий космонавт?

    (внимательный, сильный, смелый, надежный, веселый, активный, справедливый, любознательный, общительный, вежливый и др.)

    Вывод: Самое главное в космосе – быть в команде, поддерживать, помогать и выручать друг друга. Эти качества пригодятся нам и сегодня.

    Б) Отправляемся в полет.

    - Ну а теперь пора на старт. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, это наша ракета, считаем: 10, 9, 8,7,6,5,4,3,2,1,0 – старт,поднимаем руки «Ура мы летим!».(дети издают звук «У-у-у-у» и раскачивают руками. Педагог-психолог выполняет движения вместе с детьми.) Выключается свет, включается легкая музыка, «Зеркальный шар».

    - Отлично! Мы в полёте, и сейчас у нас всех состояние невесомости. А вы знаете, что это такое?(Невесомость – это состояние, когда отсутствует сила земного притяжения и человек парит, как птица.Такое состояние обычно бывает в космосе). Встаньте и попробуйте полетать: медленно, плавно, красиво, под музыку. Педагог-психолог следит за выразительностью движений детей, «летает» вместе сними.

    - А сейчас давайте все вместе подлетим к иллюминатору (панно «Бесконечность»). Ребята, посмотрите сюда и представьте, что там, где-то далеко, видна наша планета.

    Вы видите её? Какая она? Какого она цвета? Видно ли на ней горы, моря, города? А людей? (Ребята рассказывают о том, что увидели ).

    А теперь все в круг, беремся за руки. Команде корабля приготовиться к посадке!

    Дети становятся в круг, берутся за руки, поднимают руки вверх.

    Дети выражают эмоцию радости. Звучит музыка, можно включить свет.

    - Итак, мы на планете «Голубой звезды» но не спешите, ведь она нам незнакома и здесь нас могут подстерегать опасности. Будьте осторожны! Помогайте друг другу! Приготовимся покинуть ракету!

    (Педагог-психолог и дети «выходят» из ракеты по мостику. Педагог-психолог даёт чёткие указания детям, помогает, тем, у кого не получается):

    Идём по мостику, держим равновесие, спинка ровная, руки в стороны.

    Педагог-психолог предлагает детям пофантазировать:

    Ребята, давайте осмотримся… Сколько здесь интересного!

    В) Психогимнастика. Проектор «Солнечный» (сменный диск «Лес»).

    - Посмотрите, перед нами космический лес. В лесу растут высокие деревья. Покажите какие? А под ними растут невиданной красоты кустарники. Они не такие высокие, как деревья. А какие? Покажите. А под кустами растёт трава и мох. Покажите, какая низкая трава, а мох еще ниже. (Дети показывают движениями высоту деревьев, кустарников, травы).

    Скажите, похож ли этот космический лес на тот, который мы можем увидеть на Земле?

    Ребята, посмотрите здесь тропинка. Давайте прогуляемся по Голубой звезде и исследуем её. Тропинка узкая и идти по ней нужно очень осторожно. (Проходят по сенсорной дорожке на носочках, на пути – пузырьковая колонна).

    Г) Пузырьковая колонна.

    Смотрите, какой необычный фонтан с пузырьками! Назовите, на что он больше всего похож?

    Поймайте взглядом один пузырек и проследите за ним.

    Прикоснитесь к колонне и скажите, что вы чувствуете? (тепло-холод, гладкая-шершавая, вибрация).

    Сколько пузырьков?

    Какого они цвета?m(синие, жёлтые, красные и т. д.)

    Молодцы!!!

    Д) Сухой бассейн.

    Ой, что это? Это озеро! Какое оно необычное, яркое, переливающееся! Наверняка там кто то живет! Поищем?(Дети подходят к сухому бассейну и руками ищут там обитателей). Молодцы! Вот и обитатели нашего волшебного озера

    А нам пришло время отправляться в путь. Дорожка - перед нами (дети идут по тропе на носочках).

    Е) Сказочный цветок.

    Что же ещё есть на этой планете? Посмотрите, здесь растут даже цветы!

    (Дети находят красивый цветок, удивляются им, любуются, нюхают его).

    Ребята, вы знаете, как называется этот цветок?

    Это волшебный цветок Иланг-иланг. Давайте еще раз понюхаем его и наберемся здоровья и сил перед дальней дорогой.

    А пока продолжаем путь.(Дети находят следы инопланетян, идут по следам).

    Ж) Сухой душ.

    (Звучит мелодия со звуком журчания воды).

    Посмотрите, какой перед нами водопад.Вы любите купаться? Тогдадавайте подойдем поближе к водопаду. Рассмотрите его внимательно. Сколько в нём цветов?

    Сегодня мы с вами преодолели нелёгкий путь и немного устали. Давайте смоем с себя усталость в струяхэтого водопада. Войдите в водопад, представьте, что вы стоите под струйками прохладной воды. Почувствуйте, как вода проходит сквозьвас и уносит с собой всё ненужное и плохое. Вы только посмотрите, звездочки разлетелись так далеко, что даже плавают в струйках водопада. Нужно их тоже собрать, пока их не унесло течением. А теперь давайте присядем и поговорим…

    Кому из вас удалось представить настоящий водопад?

    Смогли ли вы почувствовать воду?

    Вам понравилось купаться в нашем водопаде?

    Что вы чувствовали, когда купались?

    IV . Заключительная часть.

    - К сожалению, наше путешествие, заканчивается. Приходит время возвращаться домой на Землю. Там нас давно уже ждут наши друзья.

    Становимся в круг, берёмся за руки. Поднимаем руки, делаем вдох(взлетаем), летим, держимся за руки, опускаем и делаем выдох. Приземлились!

    Включается свет, выключается звездное небо и музыка.

    Наше путешествие закончилось. Мы вернулись на свою планету Земля, в родную школу!

    Вы только посмотрите, сколько друзей (гостей) пришло нас встречать. Мы вернулись с космического путешествия не с пустыми руками, а с подарками. Ребята давайте подарим нашим друзьям (гостям) волшебные звездочки, которые приносят удачу. (Дети дарят звездочки всем присутствующим гостям).

    Педагог-психолог: Кончакова К.И.

    У человека есть органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа и слизистая (осязание), вестибулярный аппарат (ощущение веса, чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение). В каждом из этих органов чувств есть рецепторы – периферические звенья анализатора или сенсорной системы (по И. П. Павлову). К примеру, рецепторы зрения – это палочки и колбочки сетчатки глаза. Сам же анализатор состоит из трех частей: периферии (рецептора), проводникового отдела (центростремительных нейронов), коркового отдела (участков коры больших полушарий головного мозга, воспринимающих информацию от соответствующих рецепторных образований).

    Таким образом, сенсорную систему (анализатор) можно определить как часть нервной системы, состоящей из рецепторов, нервных путей и отделов головного мозга.

    Зная, что такое сенсорная система можно перейти к сенсорике – функции нервной системы, которая заключается в восприятии раздражителей, и выполняется при помощи сенсорной системы (анализатора). Благодаря изучению сенсорики, а также роли сенсорной системы в жизни человека появились специальные комнаты, которые называют сенсорными.

    Сенсорная комната — что это?

    Определить сенсорную комнату можно как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. Сенсорную комнату в народе принято называть «комнатой релаксации», однако по сути своей сенсорная комната может использоваться не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов. К ним относятся: свет и цвет, звуки (музыка), запахи, а также тактильные ощущения. Наборы стимулов можно объединить в группы в зависимости от рецептора, на который они воздействуют.

    Классификация стимулов

    Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом, например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и т.д.

    Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта), музыкальные произведения с быстрым темпом (вальсы) – возбуждение.

    Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.

    Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.

    Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты.

    Виды сенсорных комнат

    Релаксационная сенсорная комната

    Как правило, эта комната имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн с безопасными зеркалами. Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь). Такая комната дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения.

    Здесь используется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.

    Активационная сенсорная комната

    Комната покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные
    тропы для ног, воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании). Комната оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Также есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков. Могут присутствовать массажные мячики и прочие подобные вещи. Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону.

    Здесь используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.

    Для чего нужна сенсорная комната?

    Показаниями к занятиям в сенсорной комнате могут служить:

    • неврозоподобные состояния,
    • адаптационные расстройства,
    • нарушения в эмоциональной сфере (страхи, замкнутость),
    • психосоматические заболевания,
    • стресс, депрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение,
    • мышечное напряжение,
    • нарушения в сфере поведения (агрессивное поведение),
    • синдром гиперактивности и дефицита внимания,
    • ослабление сенсорных функций (зрение, слух, осязание),
    • задержка речевого и психомоторного развития,
    • резидуально-органические поражения ЦНС,
    • нарушения двигательных функций,
    • легкие формы аутизма,
    • энурез и энкопрез,
    • нервный тик,
    • заикание.

    Где и как применяются сенсорные комнаты?

    В настоящее время сенсорные комнаты используются в самых разных учреждениях: школах, детских садах, интернатах, больницах, родильных домах, санаториях, а также в качестве комнат отдыха различными фирмами и компаниями, психологами.

    В школах, детских садах, интернатах сенсорные комнаты используют в основном для коррекции различных расстройств у детей. Занятия с детьми происходят в форме игры.

    В больницах сенсорные комнаты используются в основном для подготовки больных к операции, снижению у больных невротических и вегето-сосудистых реакций, для снятия или уменьшения хронических болей.

    В родильных домах с помощью сенсорных комнат готовят женщин к родам.

    Очень популярно использовать сенсорные комнаты в частных компаниях для снятия стресса у сотрудников и повышения их работоспособности.

    Обычно занятия в сенсорной комнате составляют не более 45 минут. Занятия могут проводиться как небольшими группами 2-4 человека, так и индивидуально. Во время занятия в сенсорной комнате человек может быть наедине с собой или вместе со специалистом-психологом. Обычно для психосоматических расстройств и вегето-сосудистых реакций достаточно воздействия только стимулов сенсорной комнаты, а для коррекции развития и лечения, к примеру, различных эмоциональных, адаптационных расстройств необходима также требуется дополнительная помощь специалиста-психолога.

    Ограничений по возрасту нет. В домашних условиях можно создать атмосферу, близкую к той, которая есть в сенсорной комнате.

    Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты

    Противопоказаниями являются глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.

    Заключение

    Изучение сенсорных систем активно развивается. Воздействие через рецепторы на головной мозг занимает умы многих ученых мира. И хотя исследования еще не окончены, мы с вами уже знаем, что сенсорная комната, несомненно, является уникальным «изобретением» и оказывает положительное воздействие на организм человека.

    КОНСПЕКТЫ ОТДЕЛЬНЫХ (ЗАНЯТИЙ
    В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ)

    Все приведенные занятия имеют следующую структуру: ритуал начала занятия; релаксация, которая позволяет детям рас слабиться и снять мышечное напряжение; ритуал окончания занятия.

    Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и фор мируют психологически здорового ребенка.

    Занятие № 1
    «Знакомство с волшебной комнатой»

    Цели:

    - развивать когнитивную сферу детей;

    Активизировать произвольное внимание, умственные спо собности;

    Развивать проприоцептивную и тактильную чувствитель ность, мелкую моторику;

    Формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо-моторную координацию;

    Развивать органы чувств и вестибулярный аппарат;

    Закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи;

    Развивать коммуникативные навыки;

    Формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов;

    Формировать навыки саморегуляции.

    Материалы и оборудование: напольные тактильные дорож ки; сухой бассейн; балансировочная доска; мячики-веселки; аквалампа; растение-фонтан; куб «Твизлер»; запутанные спи ральки; центр тактильности; центр спокойных игр; центр, развивающий активность; проектор направленного света; зеркаль ный шар; легкие квадраты; мягкое напольное покрытие; аудио кассета.

    Ход занятия

    1. Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»:

    Ребята, наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их попри ветствуйте, помашите рукой и скажите: «3дравствуйте!»

    А теперь мы с вами отправимся в путешествие... Начнется оно вот с этого большого водопада. (Рассматриваем nейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад - маленький (растение-фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегая по уступам горы. (Слушают шум вод ы .)

    - А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу,- как звонко они щебечут! (Звучит аудиозаnись «Голоса леса».)

    - Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте енимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. (Ходьба no сенсорным наnоль ным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зеленой полянки, затем - по дну лесного озерка, по камешкам... - и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу восnитатель сnрашивает детей об их ощущениях.)

    - Что чувствуют ваши ножки?

    А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти надо след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы про ходите, и называйте его.

    Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит сnокойная фоновая музыка.)

    - Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое - скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно.

    Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька). (Через несколько минут дети меняются местами.)

    Ребята, тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может пере ходить на следующую.

    Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сун дучке?

    А по лабиринтам попутешествовать кто хочет?

    (По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, пред лагает меняться местами.)

    Ребята, вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находятся. (Открывает.)

    Что это?

    Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому какой нравится. Подбросьте свои платочки как можно выше; по наблюдайте, как они падают вниз.

    А сейчас надо не просто подбросить платочки, но и поста раться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого надо дуть на них - вот так! (Показ.)

    Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа - значит, водяная лампа. А что же там плавает?

    Какого цвета шарики?

    (Предлагает каждому понаблюдать за шариком определенного цвета.)

    - Обратите внимание , как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравится больше?

    Приложите ладошки правой руки к стеклу Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.)

    Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу! Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой боль шой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое наnольное покрытие). А кто-то может и на этом островке (мягкий островок).

    (3вучит релаксационная муз ык а.)

    - Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает nроектор, наnравляет его на зеркальный шар.)

    - Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажига ются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокой ными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею, живот, спину, руки, ноги... Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, по слушным.

    Дышится легко и свободно. Мы спокойно отдыхаем,

    Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко.

    Дышится легко, ровно, глубоко.

    Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.

    Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать!

    Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощу щение на весь день.

    10. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками».

    Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними: «До свидания!»

    Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, - и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.

    Занятие № 2
    «Цвета и настроение»

    Цели:

    - создание бодрого, оптимистичного настроения; - активизация пассивных детей;

    Развитие когнитивной сферы: внимания, памяти, мышления;

    Закрепление знаний цветового спектра;

    Цветотерапия;

    Стимулирование воображения.

    Материалы и оборудование: напольные тактильные дорожки; центр, развивающий активность; сухой душ; аквалампа; мягкое напольное покрытие; «веселки». .

    Ход занятия

    1. Ритуал начала занятия:

    Ребята, наши «веселки» приветствуют нас. Давайте улыб немся им так же, как они нам, и пожелаем «веселкам» и всем людям здоровья. Каким словом мы это говорим?

    - «3дравствуйте!»

    А сейчас мы пройдем по нашим лесным дорожкам. Не забывайте говорить о том, что чувствуют ваши ножки. (Звучит спокойная, тихая музыка.)

    Выходим вот на эту зеленую полянку. Вы будете играть игрушками, которые здесь находятся (центр, развивающий активность).

    - Вот эта трубка называется к алейдоскоп. Каждый из вас, играя ним, будет мне рассказывать, что интересное он видит: какие фигуры, какого цвета.

    Посмотрите вот на этот браслет. Какого цвета огоньки на нем сверкают? Возьмите кружочки такого же цвета из ко робки. Запомните, какой огонек зажигается первым, какой - вторым, какой - третьим. Покажите их мне в той последова тельности, в какой они зажигаются (браслет с цветными лам почками).

    А сейчас давайте подойдем к этому цветному водопаду.

    (Сухой душ.) Слушайте меня внимательно: я буду говорить, кто какой стороны будет проходить под водопадом.

    Какого цвета струйки воды? Выходя из-под водопада, вы будете говорить мне, какое у вас настроение и что вы чувствовали под струйками воды.

    Подойдите к цветному аквариуму. Какого цвета шарики вы там видите? Каждый из вас будет наблюдать за своим шариком (акваламnа).

    (Психолог наз ы вает имя ребенка и цвет шарика, за которым он будет наблюдать.)

    - Ребята, вы видите, что вода меняет свой цвет. Вы будете называть одним словом цвет воды: синий, красный, зеленый, желтый.

    6. Релаксация «Радуга» (лежа на мягком покрытии):

    Закройте глаза. Представьте себе, что у вас перед глазами экран. На экране вы видите цвета радуги, которые вам нравятся. а) на экране - голубой цвет. Это мягкий, успокаивающий цвет.

    Он похож на воду в реке или озере. Голубой цвет и у неба. Он освежает вас, как купание в жару;

    б) красный цвет дает нам энергию и тепло. От красного цвета нам становится теплее даже в холод. От красного цвета весе лее и радостнее на душе;

    в) желтый цвет приносит нам радость и улыбку. Он согревает, как солнышко. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение;

    г) зеленый цвет - цвет природы. Если мы больны и нам не по себе, зеленый цвет помогает нам чувствовать себя лучше.

    А теперь откройте глаза. О чем вы думали, когда смотрели на голубой, красный, желтый и зеленый цвета? Заметили ли вы, что разные цвета влияют на настроение?

    3анятие № 3
    Игра «Помощь друзей»

    Цели:

    - развитие психических процессов: внимания, памяти, мыш ления;

    Развитие тактильных, слуховых и зрительных анализа торов;

    Развитие умения передавать ощущения в вербальной форме;

    Стимуляция поисковой и творческой активности;

    Создание положительного эмоционального настроя.

    Материалы и оборудование: подвеска «веселки»; растение- фонтан; центр спокойных игр; двойная спиралька; центр тактиль ности; сухой бассейн; игра «Легкие квадраты».

    Ход занятия

    1. Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие».

    Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите!

    Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение. Давайте скажем каж дому что в нем нам нравится. Говорить будем по очереди, и каждый услышит о себе что-нибудь хорошее. (Игра «Комплименты».)

    - Ну что, улучшилось ваше настроение? Давайте поприветствуем наших «веселок» и улыбнемся им так же, как они улыбаются нам.

    Подойдите к волшебному замку (растение-фонтан). Вни мательно посмотрите на замок и природу вокруг него. Как вы думаете, кто живет в замке?

    Твой герой злой или добрый?

    А что дрyжно сделать, чтобы он стал добрее?

    Посмотрите па водопад, который сбегает с гор. Давайте по слушаем шум воды. (Слушают шум воды.)

    Переходим на зеленую полянку Тут вы можете поиграть с этими спиральками. (Двойная и одинарная спиральки.) Внима тельно наблюдайте и слушайте, где находится шарик, и ловите его на выходе.

    Давайте внимательно посмотрим вот на эту панель (центр спокойных игр). По очереди ощупайте игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая - не нравится и почему.

    6. Упражнение «Море из шариков» (сухой бассейн):

    - А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте все перевернемся на животик и поплывем.

    А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть.

    А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря...

    (4-5 минут.)

    - Вот и закончилась наша игра.

    7. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:

    Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До сви дания!»

    3анятие № 4

    Цели:

    - развитие психических процессов: мышления, памяти, вни мания;

    Развитие конструкторских способностей;

    Продолжение развития глазомера;

    Развитие координации «глаз - рука»;

    Закрепление знания цветов спектра;

    Снятие эмоционального напряжения;

    Развитие воображения.

    Материалы и оборудование: игры «Собери квадрат», «Надень кольцо»; аквалампа; мягкое напольное покрытие; напольные так тильные квадраты; подвеска «веселки».

    Ход занятия

    Ребята, мы сейчас пройдем по нашим лесным тропинкам. Сегодня мы будем называть цвет дорожки, по которой проходим. (Напольные сенсорн ы е дорожки.)

    Подойдите к этому столу Мы будем из частей собирать вот такой квадрат. Будьте внимательны - и у вас все получится. Игра называется «Собери квадрат».

    Теперь поиграем вот с этими игрушками. Игра называется «Надень кольцо». Когда вы надеваете кольцо, то говорите, какого оно цвета. Посмотрим, кто у нас самый меткий , кто быстрее дру гих наденет все кольца (водяные игрушки).

    Мы поиграем в игру «Найди цвет», Я буду показывать цвет, например красный, а вы - искать в этой комнате все предметы красного цвета. И так мы будем искать и называть все цвета.

    - Теперь ложитесь на наш мягкий диван, повернитесь лицом к волшебному аквариуму и наблюдайте за тем, как в нем меняется вода. Как только вода сменит цвет, вы называете его.

    Перевернитесь все на спинку Лягте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос.

    Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте - на берегу моря. Чудесный летний день! Голубое небо, теплое солнце... Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощу щение свежести и бодрости охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, ручки и ножки. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным, послушным. Вам тепло и приятно. Лучики сол нышка ласкают наше тело. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

    Мы открываем глаза - мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

    8. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:

    - Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До сви дания!»

    Занятие № 5
    «Давайте представим...»

    Цели:

    - формирование представлений о положительных и отрица тельных эмоциях;

    Продолжение обучения умению определять свое настроение;

    Обучение способам поднятия настроения;

    Развитие смелости и уверенности в себе, преодоление ро бости;

    Саморегуляция психического состояния.

    Материалы и оборудование: зеркало; колпаки клоунов; мягкое напольное покрытие; аквалампа.

    Ход занятия

    1. Ритуал начала занятия. Приветствие «веселок».

    Давайте представим, что мы с вами - обезьянки. Подойдите к зеркалу и покажите мне без слов: веселую обезьянку, груст ную, удивленную, плачущую, смеющуюся, испуганную, поющую, радостную.

    Ну, как? Улучшилось у вас настроение? Покажите свое настроение.

    Бывают чувства у зверей,

    У рыбок, птичек и людей.

    Влияет, без сомнения,

    На всех нас настроение.

    Кто веселится?

    Кто грустит?

    Кто испугался?

    Кто сердит?

    Рассеет все сомнения

    Хорошее настроение.

    А сейчас мы с вами окажемся в цирке. Выйдем на эту зеле ную поляну и станем клоунами. Становимся парами, лицом друг к другу Клоуны справа будут веселыми. Изобразите это настрое ние на своем лице. А теперь веселые будут стараться развеселить грустных так, чтобы они заулыбались и всем стало весело.

    Теперь клоуны поиграют в игру «Веселая зарядка».

    (Звучит бодрая, веселая музыка. Психолог моделирует ситуа цию, а дети изобража ю т соответствующие действия.) - Для того чтобы машина заработала, надо завести мотор.

    Спящий человечек похож на выключенную машину.

    - Тело устает за день, и ему нужен отдых.

    Но впереди новый день и много интересны к дел и приключений. Надо подготовить себя к ним: включить, «завести» свое тело. Давайте все дружно попрыгаем!

    Каждый из вас - хозяин своего тела. Вы - проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки.

    А теперь вы - упавшие на спину божьи коровки. Удастся ли вам перевернуться на живот без посторонней помощи?

    А сейчас вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть - И полетит!

    Тянемся вверх, как жирафы.

    Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными.

    А теперь мы - матрешки. Покачаемся из стороны в сторону.

    А ну-ка запустим самолет! Крутим пропеллер изо всех сил. - Ребята, вы получили большой заряд бодрости и уверен ности в себе на весь день. До скорой встречи!

    6. Ритуал окончания занятия.

    Занятие № 6
    «Будьте внимательны!»

    Цели:

    - продолжение развития психических процессов: произ вольного внимания, его устойчивости и переключаемости; умственных способностей; памяти, воображения, восприя тия;

    - формирование умения соотносить речевую форму описа ния предметов с графической;

    Развитие тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи;

    Развитие координации «глаз – рука»;

    Продолжение обучения умению управлять своим телом, расслабляться, освобождаться от перенапряжения.

    Материалы и оборудование: напольные тактильны е квадраты; центр спокойных игр; куб «Твизлер»; балансировочная доска; аква лампа; игра «Легкие квадраты»; напольное мягкое покрытие.

    Ход занятия

    1. Ритуал начала занятия. Приветствие «веселок».

    Ребята, давайте пройдем по нашим лесным тропинкам.

    Идем медленно, не спеша, слушаем пение птиц, журчание ручейка в лесу.

    Выходим с вами на полянку. (Центр спокойных игр.)

    П осмотрите внимательно вот на эту панель, на игрушки и предметы, которые на ней расположены. Каждый из вас выберет себе предмет, но не говорит, что он выбрал. Остальные должны догадаться по описанию, что это, и назвать предмет. (Игра «Опиши предмет».)

    А сейчас мы с вами будем переходить через пропасть по волшебным канатам. Я каждому назову цвет каната, по кото рому он будет перебираться на противоположную сторону про пасти.

    Воспитатель поощряет тех, кто быстрее выполнил задание.

    Продолжим мы свой путь через этот волшебный лес, где через каждые 4 шага времена года сменяются. Идти надо по тем стопам, которые нарисованы, и называть времена года, по кото рым вы проходите. Не забудьте о том, что спинка должна быть прямой, а руки разведены в стороны.

    А теперь, ребята, ложитесь на наш мягкий диван. Мы будем наблюдать за шариками в волшебной лампё. Каждый выби рает свой цвет шарика и наблюдает за ним. (Упражнение «Танец шарика».)

    7. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:

    Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

    Занятие № 7
    «Прогулка по волшебному лесу»

    Цели:

    - развивать мыслительную деятельность, произвольное вни мание, память, воображение, восприятие;

    - формировать умение передавать свои ощущения в речи;

    Развивать проприоцептивную и кинестетическую чувстви тельность;

    Способствовать развитию вестибулярного аппарата и коор динации движений;

    - учить саморегуляции психического состояния, релаксации;

    Продолжать формировать знания о здоровом образе жизни;

    Воспитывать эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку.

    Материалы и оборудование: центр тактильности; напольные тактильные дорожки; маленький бассейн с водой; ребристый мостик; балансировочная доска; мягкое напольное покрытие; зеркальный шар; проектор.

    Ход занятия

    1. Ритуал начала занятия:

    Давайте поздороваемся с нашими «веселками», улыбнемся им так же, как они нам, и скажем им: «Здравствуйте!»

    Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по вол шебному лесу.

    А теперь подойдем к этой зеленой поляне и послушаем щебет птиц в волшебном в лесу.

    Теперь мы с вами пойдем по лесным тропинкам. Идти мы будем медленно, внимательно гляди под ноги, и будем говорить о том, что ощущают ножки. Наш путь начинается вот от этого лес ного озера. Идем друг за другом, не мешая друг другу .

    В конце тропинки мы выходим на мостик, проходим по нему и переходим в волшебные времена года, где через каждые 4 шага времена года сменяют друг друга. Идти надо только по следам, чтобы не утонуть в бурной реке. Проходя, мы называем го время года, в котором оказались.

    А на этой поляне мы будем рассматривать, ощупывать игрушки и рассказывать, какие они па ощупь.

    Поверхность каких игрушек вам больше всего понравилась и почему?

    А какие - не понравилась? Почему?

    На что похожа поверхность этих игрушек?

    6. Упражнение «Найди и покажи игрушку»:

    Ребята, я сейчас буду говорить, с какой поверхностью игрушку вам надо найти. А вы будете мне ее показывать. (Твердую, мягк у ю, холодную, пушистую, скользскую, гладкую.)

    А теперь мы с вами вышли к водопаду. Давайте послушаем его шум и понаблюдаем за струями воды, которые, весело журча, сбегают вниз.

    - Давайте теперь отдохнем рядом с водопадом.

    Чудесный летний день! Голубое небо, ласковое, теплое солнце... Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение бодрости и свежести охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

    Ветерок обдувает все ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачней. Дышится легко и свободно.

    Мы спокойно отдыхаем, отдыхаем и засыпаем... Дышится легко, ровно, глубоко...

    Мы открываем глаза, просыпаемся, как кошечки: хочется встать, потянуться и двигаться.

    Улыбнитесь друг другу и вставайте. Настроение у нас бодрое и жизнерадостное.

    Вот тут заканчивается наша прогулка по волшебному лесу. Улыбнитесь «веселкам» и попрощайтесь с ними.

    8. Ритуал окончания занятия.

    Занятие № 8

    «У страха глаза велики»

    Цели:

    - продолжать работу по дестабилизации и разрушению пато логических стереотипов (повышенного уровня тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей;

    Развивать у них сл1елость и уверенность в себе;

    Развивать вербальные и невербальные формы проявления эмоций, мимику и пантомимику, мелкую моторику.

    Материалы и оборудование: картинки с изображениями Бабы Яги, собаки, волка, паука, змеи; фломастеры; бумага; пуховые варежки; аудиозапись «Голоса природы»; корзинка.

    Ход занятия

    1. Рассказ С.А. Фонькина «Как побороть страх»:

    На свете много страшных вещей: темные длинные коридоры и подо зрительные собаки с большими клыками; волки, прячущиеся в густом лесу; пауки с длинными мохнатыми лапами; ядовитые и кусачие змеи; грохочущий над головой гром и сверкающая молния.

    А Баба-Яга из сказок? Того и гляди переберется в дом или влетит в открытое окно, когда никого из взрослых нету дома.

    Но на самом деле - это только кажется. В темных углах нет ничего интересного - там только пыль.. Подумай: откуда там чему-нибудь взяться, если дом закрыт на плотные замки?

    Собаки никогда не нападают на маленьких детей. А если собака сидит и сторожит что-нибудь, не подходи к ней - она на работе.

    Волки давно сал-си прячутся от людей в дальних лесах. Их даже берут под охрану Подумай: откуда волк появится в городе?

    Пауки, кроме мук, никого не обижают. Змеи при виде человека ста раются удрать восвояси. Подумай, если тип не будешь хватать змею за хвост или грозить ей палкой, зачем ей вступать в борьбу с великаном -человеком?

    Гром - просто громкий звук. Разве звук может причинить вред? Баба-Яга живет только в сказках. Ей никуда не выбраться из книжки. Подумай! Если ты не будешь бояться, то победишь все страхи - все до одного?

    (Детям предлагается встать и заглянуть в темные углы, чтобы удостовериться, что там никого нет.)

    Ребята, вспомните, как ведут себя собаки по отношению к человеку, если ик не дразнят?

    Правильно, собака - друг и помощник человека.

    А как вы думаете, сможет ли волк жить в городе? А по чему - нет?

    Кого пытался обидеть паук в «Мухе-Цокотухе»? А человека паук может обидеть?

    (Дети сравнивают вместе с психологом величину паука и человека.)

    - Ребята, но есть и ядовитые пауки. Их надо опасаться, и не надо ходить в лесу босиком.

    А в каких сказках живет Баба-Яга? Назовите их. Кто ее все время побеждает?

    Вот видите, ребята, человек - самый умный, и он может победить любое существо, пусть не всегда силой, но умом - обя зательно.

    - Ребята, подойдите ко мне, закройте глаза. Давайте представим себе, что мы находимся в лесу: ветерок шумит в листве деревьев, журчит ручеек, щебечут птицы. Мы присели на полянке.

    Как хорошо, радостно и спокойно отдыхать: Но что это? Вот хру стнула ветка, вот еще одна... Кто это? Как страшно нам стало!

    Мы сжались в комочек и застыли.

    Брови подняли вверх, глаза широко раскрыли.

    Рот приоткрыли.

    Боимся пошевелиться и вздохнуть.

    Голову втянули в плечи, глаза закрыли.

    Ой, страшно!!! Что же это за огромный зверь?..

    И вдруг у своих ног мы услышали: «Мяу!». Один глаз от крыли, - а это котенок! Второй глаз открыли.

    Возьмите своих «котят» в руки. (Дети берут пуховые варежки.) - Ребята, расскажите о своих «котятах». Какие они? - Вот видите, ребята, какие «котята» ласковые. А мы-то думали, что это?.. Кого вы себе представляли?

    А на самом деле это были маленькие котята. Вот поэтому в народе и говорят. «У страха глаза велики». Послушайте, как об этом говорится в стихотворении В. Кудрявцева «Страх».

    У страха глаза велики,

    У страха не зубы - клыки,

    У страха, как бочка, живот.

    У страха желание есть –

    Схватить, укусить, даже съесть!

    Трусишка придумает страх

    И жалобно ахает «Ах!»

    А я ничего не боюсь:

    Придумаю страх - и смеюсь!

    Вы сейчас, наверное, вспомнили свои страхи. Давайте поса дим котят в корзину и нарисуем свой самый большой страх. (Дети рисуют фломастерами.)

    (Во время работы звучит музыка, вёдется тихая беседа индивидуально с каждым ребенком о том, что он рисует, какого цвета у него страх.)

    - А теперь возьмите в руки свой страх и разорвите его на самые маленькие кусочки. (Дети разрывают рисунки приемом отщипывания).

    - Соберите свой страх в ладошки и подойдите ко мне. Посмотрите на свои ладошки: видите, что осталось от вашего страха? Он сам испугался!

    Раскройте свои ладошки, сдуйте свой страх - пусть разлетится!

    Еще подумайте. Посмотрите, во что превратился ваш страх. Сможете ли вы его найти?

    Нет, не стало вашего страха.

    Послушайте, что случилось с Димой в стихотворении «Счастливая ошибка»:

    Меня напугал так сильно страх

    В потемках у ворот,

    Что я в испуге крикнул «Ах!»

    Совсем наоборот:

    Я крикнул «Ха!»,

    И мигом страх

    Забился под забор.

    Он струсил сам!

    И слово «Ах!»

    Я позабыл с тех пор!

    Ребята, слово «Ха!» надо запомнить и всегда говорить его страху, чтобы он сам вас боялся.

    А теперь мы все вместе скажем громко своему страху «Ха!». Поднимите вверх руки, вдохните глубоко, наклонитесь вперед, опустите руки и выдохните: «Ха!».

    Не забывайте слово «Ха!». И всем своим страхам, неуда чам, печалям говорите его. Давайте еще раз скажем «Ха!» своему страху - пусть он уйдет навсегда.

    Занятие № 9
    «Путешествие на необитаемый остров»

    Цели:

    - учить ориентироваться в пространстве комнаты с помощью плана;

    Закреплять умение анализировать элементарную контур ную схему «Лабиринт»;

    Формировать умение соотносить речевую форму описания предметов с графической;

    Закреплять приемы моделирования;

    Закреплять знания о здоровом образе жизни, безопасном поведении;

    Развивать тактильное восприятие рецепторов стопы и рук, умение передавать свои ощущения в связной речи;

    Продолжать развивать психические процессы: произвольное внимание, его устойчивость и переключаемость; умствен ные способности, элементы логического мышления; память, воображение, восприятие; саморегуляцию, внутреннюю раскрепощенность; умение управлять своим телом, дыханием, освобождаться от стрессов и перенапряжения;

    Воспитывать коллективизм, эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую под держку.

    Материалы и оборудование: тактильные напольные дорожки; центр тактильности; карта; лабиринты; карточки с изображе ниями видов транспорта; игрушка «Лев»; растение-фонтан; дерево; мозаика.

    Ход занятия

    1. Ритуал начала занятия.

    Ребята, сегодня мы с вами - путешественники-кладоиска тели: будем искать клад на необитаемом острове. Искать мы его будем вот по этому плану.

    Добираться на остров мы будем на разных видах транспорта. Я сейчас вам раздам билеты, на которых изображено средство передвижения. А вы, пожалуйста, подумайте, как его описать, и постарайтесь сделать это так, чтобы остальные ребята смогли отгадать, что изображено на вашем билете. (Игра «Опиши пред мет».)

    Картинки-билеты: самолет, легковая машина, поезд, лошадь, корабль, автобус.

    Вот мы и прибыли на необитаемый остров. А почему он называется необитаемым? Как вы думаете? Что нам нужно обя зательно помнить и знать, чтобы выжить на таком острове?..

    (Быть всем вместе. Помогать друг другу. Заботиться друг о друге. Не есть незнакомые растения, ягоды, грибы. Опасаться диких зверей, змей, насекомых, крокодилов, незнакомых людей. Быть осторожными при переходе болот и рек.)

    У меня есть план острова, и на нем обозначено место, где зарыт клад. Давайте внимательно рассмотрим план. В самом начале плана лабиринты, по которым мы должны пройти. Но сна чала вы обозначьте свой путь через эти лабиринты и расскажите, какие опасности нас поджидают.

    (Раздает листочки со схемами лабиринта.)

    Ребята, тот, кто первым «пройдет» по своему лабиринту на плане, тот пойдет впереди.

    А теперь мы с вами пойдем по настоящему лабиринту Давайте посмотрим по карте... Наш путь начинается с воды, а во г тропинка, по которой мы должны идти. Будьте осторожны! Помогайте друг другу - ведь по обеим сторонам пропасть. Запом ните, двигаться надо небольшими шагами, не спеша. А теперь сни мите обувь: по лабиринту мы пойдем босиком.

    Во время продвижения воспитатель задает детям вопросы:

    Что сейчас чувствуют твои ножки? (Твердо, колко, мягко, тепло, прохладно, щекотно.)

    После прохождения лабиринта дети надевают обувь.

    Посмотрим по карте, куда мы должны двигаться дальше... Правильно, вот к этому кусту. Осторожно, ребята, там кто-то при таился... Кто же это? Лев!

    Вы его боитесь? А давайте все вместе испугаем льва, чтобы он убежал. Мы превращаемся во львов. (Асана «Лев».) Рычим очень громко! Еще раз! Смотрите, лев убежал - испугался нас.

    Вы, наверное, устали и проголодались. Сейчас мы с вами сделаем привал. Где мы можем остановиться - посмотрите по карте. Может, на этой полянке, возле красивого водопада? Какой он красивый, как сбегает вода по его уступам, как журчит! Какие красивые растения вокруг!

    - Давайте отдохнем. Лягте поудобнее, закройте глаза и слу шайте мой голос.

    Представьте себе, что вы в лесу в прекрасный летний день. Вокруг вас много красивых растений, ярких разноцветных цве тов. Вы чувствуете себя совершенно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело ста новится легким, сильным и послушным. Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным - хочется встать и двигаться.

    Мы открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

    Хорошо отдохнули? Но все, наверное, проголодались. Что же мы приготовим на обед?

    На первое? (Игра «Поварята» - моделирование из мозаики.)

    На второе? (Моделирование «Каша» - из мозаики.)

    - Посмотрим на карту. До клада у нас осталось совсем немного. Как вы думаете, где же тут может лежать клад?

    Да, я тоже думаю, что под деревом.

    Посмотрите, какое красивое дерево! Давайте покажем, какое оно. (Асана «Дерево».)

    - А теперь давайте поищем клад. Вот он. Открываем крышку сундука. Что же там лежит? Ребята, посмотрите: это полоски драго ценных старинных металлов. Кому какая полоска больше нравится? Покажите полоску, которая вам нравится больше. Пощупайте ее и расскажите, какая она, что видят ваши глазки и что чувствуют ваши пальчики.

    Клад вы забираете с собой в группу (Центр тахтильности.)

    - Вот и закончилось наше необычное путешествие.

    9. Ритуал окончания занятия.


    Марина Агошкова
    Занятие в сенсорной комнате

    ГБОУ СОШ 31739 Дошкольное отделение «Улыбка» корпус 1510.

    Конспект игрового сеанса «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» .

    Для коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми в сенсорной комнате .

    Подготовила и реализует : педагог-психолог Агошкова М. Д.

    Москва, Зеленоград.

    План проведения игрового сеанса

    Цель : Развитие навыков самоконтроля у гиперактивного ребенка дошкольного возраста.

    Занятие проводится с малой подгруппой детей 2-3 человека.

    Задачи : Способствовать снижению психоэмоционального напряжения;

    Способствовать созданию хорошего настроения у детей;

    Развивать способность к активному воображению;

    Формировать произвольное поведение, навыки самоконтроля через осознанное выполнение движений по словесной инструкции.

    Алгоритм сеанса :

    Приветствие;

    Разминка;

    Релаксационные упражнения с настроем на выполнение игровых заданий;

    Игровые задания, упражнения в сухом бассейне;

    Задания на развитие воображения и концентрацию внимания;

    Упражнения на массажной тропе;

    Релаксация;

    Ритуал завершения игрового сеанса.

    1. Приветствие : «Шарики - смешарики»

    В сенсорной комнате на входе предусмотрена подвеска «Шарики - смешарики «с колокольчиком. Дети здороваются с шариками, дергая их, чтобы зазвенел приветственный колокольчик : «Здравствуйте!»

    Педагог-психолог : «Ребята, смешарики здороваются с вами и желают вам здоровья и хорошего настроения. Они приглашают вас в волшебное путешествие. Но сначала мы сделаем разминку перед тем, как отправиться путешествовать.

    2. Разминка. Выполнение действий по речевой инструкции взрослого. «Это я!»

    Дети выполняют движения по показу и речевой инструкции психолога, потом выполняют разминку самостоятельно.

    Это глазки! Вот! Вот! (Дети показывают сначала левый, потом правый глаз.)

    Это ушки. Вот! Вот (Берутся сначала за левое ухо, потом за правое.)

    Это нос. Это рот. (левой рукой показывают на нос, правой – на рот) .

    Там спинка. Тут живот. (левую ладошку кладут на спину, правую на – на живот) .

    Это ручки. Хлоп! Хлоп! (Протягивают вперед обе руки, 2 раза хлопают) .

    Это ножки. Топ!Топ! (Кладут ладони на бедра, топают два раза.)

    3. Упражнения на массажной тропе;

    После разминки психолог предлагает детям пройти по тропинке (с массажными блинчиками) : «Что за ножки, что за ножки побежали по дорожке? Раз, два, три, четыре, пять! Наши ножки не догнать!» На каждой кочке (блинчики с различными наполнителями) дети топчутся ровно столько раз, сколько им подскажет психолог. Например, 5 раз дети протопывают ногами блинчик и проговаривают в ритм счет. Если все блинчики они протопали верно, психолог благодарит их и приглашает пройти к релаксационным креслам. Если задание выполнено неверно, помогает им исправить ошибки и выполнить задание правильно.

    4. Релаксационные упражнения с настроем на игровые задания;

    Дети удобно устраиваются в релаксационных креслах (мешки с наполнителем, пуфики и пр.) Психолог настраивает детей на сказочное восприятие игровых упражнений : «Закройте глазки и послушайте, как поют лесные птички (включается магнитофон) -слушание 2-3 минуты. Теперь открывайте глаза, вас встречает светлячок (включить ночник «Светлячок» , выключить свет в сенсорной комнате , включить цветовой водопад). Светлячок приглашает вас полюбоваться цветными пузырьками и брызгами волшебного водопада. В нем живут волшебные рыбки, они могут выполнять желания, но чтобы рассмотреть их поближе, к ним подойти поближе, надо окунуться в волшебное озере и выполнить задания. Становится совсем темно, зажигаются звезды на небе (включить гпрлянду, а ночник выключить, нам надо спешить, на счет три вы встанете и войдете в бассейн с шарами – это и есть наше озеро. Дети садятся на бортик сухого бассейна.

    5. Игровые задания, упражнения в сухом бассейне;

    «Погреем ножки» -Дети погружают ноги в бассейн, двигают ими в разных направлениях, по сигналу психолога «Хлопок в ладоши» ножки поднимают на бортик.

    «Ловкие ножки» - По сигналу психолога «Хлопок в ладоши один раз» дети ловят ногами один шарик. По сигналу психолога «Хлопок два раза в ладоши» дети ловят два шарика ногами.

    «Поплыли» - Дети садятся в бассейн и по сигналу психолога двигают руками и ногами, имитируя плавание. По сигналу : «Отдыхаем» -лежат спокойно, без движений. Чередование команд4-6 раз.

    «Вертушки» - По сигналу психолога дети поворачиваются на живот, спинку, бочок. Сигнал «Один хлопок» - на живот, «Два хлопка- на спинку» , «Три хлопка –на бочок» . Повторить3 раза.

    «Спрячь предмет» - Дети по очереди прячут предмет в шариках сухого бассейна, потом пытаются их отыскать, соблюдая очередность. Меняются 3 раза.

    «Волны» - Дети раздвигают шары руками как можно сильнее. 2-3 минуты.

    «Прятки» - По сигналу «Раз, два, три» дети прячутся, зарываются в шарики и застывают без движения. В это время включается звездное панно и ночник «Луна» . Психолог : «Посмотрите, пока мы играли в волшебном бассейне, наступила глубокая ночь, видны хорошо созвездия и луна, а как сияет в ночи волшебный водопад с рыбками.

    6. Упражнения на массажной тропе;

    Повторяется переход детей по кочкам (блинчикам) с протоптыванием на счет1-5.

    7. Релаксация;

    Дети рассаживаются в релаксационные кресла, слушают журчание воды, любуются водопадом, загадывают желания, делятся своими впечатлениями.

    8. Ритуал завершения игрового сеанса;

    Постепенно выключаются проекторы, включается ночник «Светлячок» , дети в стают с кресел, прощаются со смешариками «До новых встреч» , делятся впечатлениями. Психолог «Наше путешествие заканчивается. Светлячок и смешарики желают вам хорошего настроения, здоровья и будут вас ждать на следующее путешествие».

    Сеанс заканчивается.

    По этой схеме, придерживаясь алгоритма игрового сеанса планируется серия таких игровых занятий с детьми . Игры и упражнения меняются и подбираются с учетом возможностей и успехов детей.

    Список литературы

    1. Г. Колос Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. Москва, изд. Аркти,2006.

    2. Н. В. Самоукина. Игры в школе и дома. Изд. Ярославль 2004.-208с.

    4. Х. Баум. Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха.

    Изд. Москва 2008-144с.

    4. К. Фопель. С головы до пят. Изд. Москва2005-143с.

    Публикации по теме:

    Конспект игрового сеанса в сенсорной комнате «В гости к солнышку» Задачи: - Улучшение эмоционального состояния; - Снижение нервного возбуждения и агрессивности; -Развитие произвольности внимания, его устойчивости.

    Конспект НОД «Осеннее путешествие» в экологической комнате Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной.

    Конспект НОД в темной сенсорной комнате для детей 4–5 лет с ОВЗ «Путешествие в сказочную песочную страну» Конспект НОД в темной сенсорной комнате с детьми с особыми образовательными потребностями. Технология: песочная арт-терапия. «Путешествие.



    Похожие статьи