• Открытые занятия по экологии в доу. Примерный план занятия на тему «Как делается хлеб» в средней группе

    18.05.2019

    Окружающий мир выступает разнообразным источником знаний для ребёнка. Жизненно необходимо учить детей с раннего возраста бережно и внимательно относится к природе. Ребёнок должен понимать, что жизнь бесценна, и даже маленькая травинка - это важная часть окружающего мира. Гуманное отношение к природе закладывается в семье и в детском саду, а взрослые выступают проводниками малышей в удивительный мир экологии.

    Задачи экологического воспитания в старшей группе ДОУ

    Личность ребёнка - это кристалл, различные грани которого соответствуют разным чертам характера. И шлифовать его нужно с первых лет жизни. Воспитатель в детском саду должен помочь маленькому человеку узнать ценность природы и увидеть себя как её неотделимую часть. Цель эта сложная и требует значительных временных затрат. Только постоянная и кропотливая работа поможет в этом.

    Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней - один из элементов нравственности, частица мировоззрения

    К. Паустовский

    Главные задачи, соответствующие экологическому воспитанию в ДОУ:

    • научить детей видеть красоту и неповторимость мира;
    • сформировать систему экологических знаний, представления о законах природы;
    • обеспечить понимание дошкольниками, что нельзя уничтожать то, что не можем воспроизвести;
    • учить заботиться о природе: то, что берётся человеком у природы, надо использовать бережно и стремиться вернуть (например, вода, энергия в быту);
    • развивать эстетические чувства по отношению к природе.

    Перечисленные задачи реализуются в особой среде, где взрослые своим примером демонстрируют дошкольникам правильное отношение к окружающему миру и заботятся о природе.

    Экологическое воспитание в детском саду включает нравственную, интеллектуальную и эстетическую составляющую

    Готовим занятие по экологии для детей 5–6 лет

    Начинать экологическое воспитание в ДОУ можно в любой группе воспитанников, даже в ясельной. Задача педагога - заложить первые ориентиры дошкольников в окружающем мире.

    Мотивирующее начало занятия

    Природа интересна маленькому человеку. Увлечь дошкольников темой занятия можно, позволяя им активно участвовать в процессе. Рассмотрим некоторые приёмы вводной части мероприятий:


    Экологическая сказка в доступной форме знакомит детей с основами природоохранного поведения

    Таблица: примеры мотивирующего начала занятия в ДОУ

    Тема занятия Вводная часть
    «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с домашними животными) Воспитатель начинает с элемента неожиданности: «Дети, а кто это к нам в гости зашёл? Умницы, узнали. Это курочка Ряба. Мы же читали такую сказку? Наша гостья хочет рассказать нам, как она живёт в деревне с бабушкой и дедушкой, и какие ещё животные обитают у них на скотном дворе. Мальчики и девочки, я сейчас превращусь в ту бабушку из сказки, и мы вместе посмотрим, как же живётся домашним животным». Воспитатель надевает реквизит и в роли бабушки показывает вместе с героиней сказки макет сарая с домашними животными и дальше ведёт занятие.
    «Прогулка в лес» Данная тема сама по себе очень привлекательна для детей. Используя это как мотивацию, можно провести предварительные занятия:
    • Чтение рассказов о лесе.
    • Беседы о безопасном поведении в лесу.
    • Отгадывание загадок о диких зверях.
    • Рассматривание иллюстраций диких животных.
    «Как вести себя в лесу» Воспитатель предлагает детям перед тем, как пойти в лес на прогулку, повторить, как правильно себя вести в лесу. Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают, правильно или неправильно так делать.
    • Обламывать сучья, уничтожать побеги.
    • Защищать от вредителей деревья в лесу.
    • Ходить по лесным дорожкам.
    • Баловаться с огнём в лесу.
    • Собирать ландыши в лесу.
    • Кормить птиц, белок.
    • Искать грибы, ягоды.
    • Бросать в лесу бумагу, фантики, бутылки из-под воды.
    • Брать на руки ёжиков, птенцов.
    • Рубить деревья в лесу.
    • Пользоваться фоторужьём.
    • Собирать гербарий.

    Виды занятий по экологическому воспитанию

    Организовать занятие по экологическому воспитанию можно по-разному:

    • Экскурсия. Зависит от возможностей и расположения самого учреждения образования, и, конечно, воспитатель нуждается в поддержке родителей.
    • Комплексное занятие. Состоит из нескольких этапов, связанных тематически и предполагающих смену деятельности дошкольников. Например, на комплексном занятии с названием «Как Солнышко в гости ходило», солнышко будет основным персонажем на всех этапах: беседа Солнышка о том, как правильно загорать; спортивный - эстафета «Кто быстрее?»; музыкальный - исполнение песен про лето, математический - задание «Сколько лепестков?», творческий - «Нарисуй лето» и т. п. Выбрав такой вид занятия с детьми, можно подобрать задания, соответствующие поставленной цели.
    • Интегрированное занятие. Этот вид занятия также состоит из нескольких этапов, объединённых общей темой. Отличие от комплексного в том, что каждый этап не только соответствует разному виду деятельности, но и раскрывает тему занятия с новой стороны. Для нашего персонажа могут быть этапы: беседа «Почему сменяются времена года», подвижная игра «Солнечная система», рисование радуги, опыт «Солнечный зайчик», разгадывание загадок о солнце. Здесь важно, чтобы прослеживалась связь между подачей разных кусочков информации.
    • Опыты. Проведение наблюдений и экспериментов хорошо мотивирует детей в направлении исследования окружающего мира. Эту деятельность можно построить на изучении растений, их строения, размножения, условий жизни. Наблюдения организуются либо в группе, либо на площадке и обычно являются частью долгосрочного проекта. Интересны детям и опыты с их активным участием: взвешивание, измерение, использование пробирок, магнитов и т. д.
    • Организация экологической тропы на территории ДОУ предоставляет возможность для проведения занятий по экологии разной направленности со всеми возрастными группами.
    • Экологический КВН или викторина поможет закрепить знания дошкольников об окружающем мире.
    • В экологических праздниках принимает участие каждый ребёнок. Как правило, это театрализованное действие с подготовкой костюмов, разучиванием ролей, репетициями и выступление перед родителями (например, праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»).

    Театрализованный экологический праздник оказывает сильное эмоциональное воздействие на маленького человека и даёт возможность получить хороший воспитательный эффект.

    Таблица: картотека подходящих тем по экологии

    Таблица: пример конспекта экологического занятия в старшей группе

    Автор Головнёва М.А., педагог
    Название «Берегите воду»
    Цель Систематизировать и уточнить представления детей о роли воды в природе.
    Задачи
    • Воспитывать положительное отношение к окружающему миру.
    • Актуализировать в сознании детей вопрос бережного использования воды.
    • Формировать умение работать в команде.
    • Развивать логическое мышление, воображение, память.
    • Учить основам систематизации и анализа информации.
    Методические приёмы
    • Беседа,
    • показ,
    • объяснение,
    • опыт,
    • разгадывание загадок.
    Материалы
    • Глобус,
    • схемы-плакаты (или слайды, если есть проектор),
    • карточки,
    • оборудование для опытов,
    • музыкальный проигрыватель.
    Ход занятия Организационный момент.
    В.: Наш общий дом - это планета Земля. И люди живут на ней много-много лет. Но свой дом нужно беречь, заботиться о нём. Посмотрите, что у меня в руках?
    Воспитатель ставит на стол глобус.
    В.: А зачем он нужен? Посмотрите, вот это наш город. (Желательно звуковое сопровождение и слайды родного края).
    В.: Посмотрите, какими красками раскрашен глобус? Что обозначает коричневый цвет? Почему есть светлый и тёмно-коричневый? А что раскрашено голубым, синим цветом? А почему же на глобусе больше синего и голубого цвета?
    Давайте посмотрим, кто же в природе нуждается в воде? (Дети рассматривают схему).
    На нашей планете нет ни единого даже самого маленького организма, которому не нужна была вода. Мы с вами без воды можем выдержать только 7 дней. Как мы дома можем использовать воду? (Рассматривают схему).
    Откуда в доме появляется вода? Рассмотрим вот этот рисунок. (Дети рассматривают).
    Воспитатель рассказывает и показывает на схеме, как вода попадает в дом, для чего нужны насосы, водонапорная башня, система очистки воды.
    В.: Вот какой длинный путь проходит вода. Нужно найти источник воды, построить очистительную систему, проложить водопровод. И за всем этим нужно следить, вовремя ремонтировать. А есть страны, где воды в природе очень мало, её привозят в бочках и продают. Нужно бережно относиться к воде. Не расходовать зря, смотреть, чтобы не текли краны, использовать современные стиральные машины, которые берут немного воды.
    А сейчас у нас загадки.
    • Без чего не может мама
      Ни готовить, ни стирать,
      Без чего, мы скажем прямо,
      Человеку умирать? (Без воды)
    • Я несу в себе водицу,
      Нам водица пригодится.
      Нам купаться без хлопот,
      Если есть? (Водопровод)
    • Бегу я, как по лесенке,
      По камушкам звеня,
      Издалека по песенке
      Узнаете меня. (Ручеёк)
    • Мойдодыру я родня,
      Отверни, открой меня.
      И холодною водою
      Живо я тебя умою. (Водопроводный кран)
    • По городу дождик осенний гулял,
      Зеркальце дождик своё потерял.
      Зеркальце то на асфальте лежит,
      Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)
    • Если речка по трубе,
      Прибегает в дом к тебе
      И хозяйничает в нём -
      Как мы это назовём? (Водопровод)

    Физкультминутка.

    • Как приятно в речке плавать!
      Как приятно в речке плавать! (Движения, как при плавании брассом).
      Берег справа, берег слева. (Повороты вправо, влево).
      Речка лентой впереди. (Руки тянем вперёд).
      Сверху мостик - погляди. (Руки вверху соединяем в замок).
      Чтобы плыть ещё скорей,
      Надо нам грести быстрей. (Наклоны влево, вправо).
      Мы работаем руками.
      Кто угонится за нами? (Махи руками).
      А теперь пора нам, братцы,
      На песочке поваляться.
      Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте)
      И на травке отдыхаем.

    Но чтобы мы все были здоровыми, какая должна быть вода? Чистая! Чистая вода должна быть и в озёрах и реках, в прудах и океанах. Иначе жизнь в воде исчезнет.
    Давайте поможем рыбкам и очистим воду для аквариума. Проводится опыт с очисткой воды через простой фильтр с обычной ватой. Очищенную воду дети сливают в аквариум, и воспитатель запускает туда рыбок. Рыбки благодарят детей за помощь.
    В.: Внимание! Телеграмма от лесовика. Недобросовестные туристы после себя засорили лесное озеро. Его нужно срочно спасти!
    Воспитатель выносит большую ёмкость с водой и плавающим мусором. Дети собирают все в мусорный мешок.
    В.: Озеро спасено! Молодцы!
    Ребята, мы сегодня много узнали о воде, очистили воду для аквариума, помогли лесовику. Но чтобы природа всегда оставалась красивой, нужно заботиться о ней постоянно. Мы сейчас вместе прочитаем клятву юных защитников природы и всегда будем выполнять эти правила:

    • Я хороший и добрый человек.
    • Я люблю природу и обязуюсь её защищать.
    • Я хочу дышать чистым воздухом, поэтому помню, что нельзя рвать цветы, ломать ветки у кустарников и деревьев.
    • Я хочу пить чистую воду, плавать в чистых озёрах и реках, поэтому я буду беречь водоёмы от загрязнений.
    • Я буду экономно расходовать водопроводную воду, не оставлять открытым водопроводный кран.
    • Я хочу гулять по чистым полям и лесам, поэтому никогда не буду оставлять мусор.

    Воспитатель: Ребята, вы все согласны с такими словами? Будем поступать правильно и беречь природу?

    Фотогалерея: материалы к занятию «Берегите воду»

    Вода нужна всем живым существам на нашей планете Вода требуется для многих бытовых нужд человека Многие дети не представляют, как в доме появляется вода Участие дошкольников в экологических экспериментах воспитывает будущих исследователей

    Проектная деятельность по экологии у старших дошкольников

    Тема проектной деятельности актуальна, поскольку в рамках её реализации решение задачи рассматривается с разных сторон. Можно запланировать проведение определённого количества занятий соответствующей направленности, различных тематических мероприятий и придерживаться этого плана. А можно начать работу с дошкольниками над собственными проектами (например, ребята самостоятельно выращивают растения или проводят опыты). Все занятия, включённые в проект, направлены на выполнение единой цели. В проекте обязательно присутствие исследовательской составляющей. Занятия планируются так, что во время работы ребёнок получает основы анализа и синтеза информации, навыки самостоятельной деятельности.

    Проекты классифицируют по длительности. Если время реализации проекта от недели до месяца - это краткосрочный проект, от нескольких месяцев до года - долгосрочный.

    Экологический проект включает в себя следующие этапы:

    1. Подготовительный. Выбор темы проекта, постановка цели, определение задач. Обычно цель - это получение детьми знаний по какой-то теме, формирование и развитие навыков, воспитание чувства сопереживания к миру природы.
    2. Организационный. Подбирается литература, выбираются методы работы. Проводится подробное планирование деятельности.
    3. Содержательный. Выполнение проекта, всех запланированных занятий и мероприятий.
    4. Результативный. Отчёт о результатах деятельности, презентация результатов, выставка и т. д.

    По доминирующей деятельности проекты бывают:

    • исследовательские («Растения нашего двора», «Птицы родного края»);
    • практико-ориентированные («Выращиваем урожай», «Земля - наш дом родной»);
    • творческие («Цветы для мамы», «Экологический след»);
    • познавательно-игровые («Весёлая столовая», «Школа добрых волшебников»).

    Примеры проектов по экологии в ДОУ:

    • краткосрочный познавательно-игровой проект «Береги планету эту, ведь другой на свете нету!» (автор О.В. Яблонская);
    • краткосрочный исследовательский проект «Деревья нашего участка» (автор М.Ф. Сахаутдинова);
    • долгосрочный практико-ориентированный проект «От семени к урожаю» (автор Н. Малаева).

    Таблица: пример экологического проекта в старшей группе

    Название «Цветы для мамы»
    Участники проекта
    • воспитанники старшей группы детского сада;
    • воспитатели;
    • родители.
    Вид проекта Долгосрочный: с августа по март.
    Подготовка
    • Дети совместно с воспитателем выращивают тюльпаны к празднику «8 Марта».
    • Дети делают поздравительные открытки и на защите проекта поздравляют мам с праздником.
    Задачи
    • Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, умение выражать свои чувства к близким людям.
    • Развивать практические навыки ухода за растениями, умение создавать предметы декоративного искусства.
    • Учить основам наблюдения и анализа.
    Ход проекта Связующая часть проекта - выращивание тюльпанов к празднику. Если посмотреть методики такой деятельности, начинать работу с луковицами нужно в сентябре.
    В августе проводим подготовительную работу: знакомим детей и родителей с проектом, разрабатываем задания по приобретению посадочного материала, контейнера для земли, почвы. Вместе с детьми готовим каждому журнал наблюдений, в котором дети будут еженедельно зарисовывать вид ростков и записывать их рост.
    С середины сентября воспитатель вместе с детьми производит высадку луковиц, а затем и выращивание цветов, регулируя рост саженцев так, чтобы цветы распустились к празднику.
    Кроме трудовой составляющей, в проект входят и другие занятия:
    • беседы «Зачем нужны цветы растениям», «Из чего состоит цветок»;
    • творческое рассказывание детей по теме «Почему люди дарят цветы»;
    • чтение сказок «Цветик-семицветик», «Аленький цветочек»;
    • развивающая игра: распределить цветы на три группы полевые, садовые, комнатные;
    • просмотр видео «Бал цветов» из балета П.Чайковского «Щелкунчик»;
    • занятие по составлению букетов с использованием сухих веток и поделок из цветной бумаги;
    • выполнение аппликаций для поздравительных открыток.

    Для заключительной части проекта готовим праздник. В центре программы - букет тюльпанов, выращенный детьми к празднику. Дети читают стихи.

    Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие муравья»

    Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г. Лиски, Воронежская область.
    Описание: Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста. Дети получают удовольствие от таких занятий, сами придумывают новые сюжеты, различные истории с животными и растениями, что помогает развивать фантазию и речь ребенка.
    Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.
    Задачи:
    1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о пользе насекомых.
    2. Формировать связную речь, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок, развитие творческого воображения.
    3. Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в природе, не разрушать условия жизни лесных обитателей.
    4. Учить находить решение проблемно - поисковых задач.

    Ход занятия

    Дети сидят на стульчиках полукругом.
    Воспитатель. Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
    Когда я была такой же, как вы, мы гуляли с папой в лесу и увидели странное зрелище. Около трех березок, муравьями был сооружен муравейник, по которому прыгала большая птица. Я хотела спугнуть ее, но папа не разрешил. Птица сидела, вытянув в стороны свои крылья, и не шевелилась минут несколько. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями. Многие птицы принимают такие ванны. Я стала наблюдать за муравьями. Как вы думаете и что же они делали? (Ответ детей).
    Мне понравился один муравей, но вдруг поднялся сильный ветер и сорвал моего муравьишку с листочка и куда - то унес его. Я стала волноваться за него, а хотите посмотреть каким он был?


    (Воспитатель предлагает детям подойти к столу, организует дидактическую игру «Собери картинку». Дети собирают картинку «Муравей»).
    Воспитатель. Хотелось бы вам вернуть муравьишку в его домик и понаблюдать за ним? (Ответ детей).
    Воспитатель. Тогда обозначьте каждый своего муравья цветной точкой (любого цвета), сложите в нашу волшебную коробку, и посмотрим, какой муравей у нас получиться. Закройте глаза, вспомните что - нибудь смешное и посмейтесь. (Дети выполняют).
    (Воспитатель достает из коробки игрушечного муравья с множеством разноцветных точек).
    - Как мы назовем нашего друга? (Дети называют).
    - Я предлагаю нести муравья к себе в домик всем по очереди.
    (Дети шагают по тропинке, впереди речка)
    Воспитатель. А вот и речка! Но вот беда, наш герой плавать не умеет. Как же нам переправить его на другой берег?
    Дети. Нужно посадить его на листок или на дощечку, и он переплывет. А еще можно набросать много камешков или сделать мостик, связав много веток, и он перейдет.

    Физкультминутка (дети имитируют)

    К речке быстро мы спустились,
    Наклонились и умылись.
    Раз, два, три, четыре
    Вот так славно освежились.
    А теперь поплыли дружно,

    Вместе раз - это брасс,
    Один, другой - это кроль.
    Все как один -
    Плывем, как дельфин.
    Вышли на берег крутой,
    Отведем муравьишку домой.
    Воспитатель. Ребята, а вот лужайка, на ней красивые цветы. Ах, какой запах!

    Почувствуйте его. (Дети присели, можно лечь на пол, вдыхают носом воздух).
    - Отгадайте загадки, кого можно увидеть здесь?
    Шевелились у цветка,
    Все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел,
    Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)


    Имя взял у кузнеца,
    Цвет у огурца,
    Крылья у морошки,
    Ножки у блошки. (Кузнечик)


    Скачет зверушка,
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку,
    И комар и мошка. (Лягушка)


    Многорукий царь Гордей,
    Наплел ловушек и сетей.
    Как расставит он ловушки,
    Побыстрей ловитесь
    Букашки да мошки.(Паук)


    Воспитатель. Ребята, скажите кто в загадках лишний? Почему?
    - На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные насечки, полоски. Вот откуда и название «насекомые» - от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Все насекомые обжоры, они едят все: зелень, личинки, мелких насекомых, тлю. Насекомые бывают мелкие и большие, одни летают, другие прыгают, одни живут несколько лет, другие один день. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как…(пчела, муравей), назойливый как…(муха).

    Этюд «Божья коровка»

    Воспитатель. Представьте себе, что вам на руку сел маленький жучок. Голова черненькая, крылья красные на них точки - пятнышки. Он иногда умеет притворяться мертвым, сложит свои ножки, спрячет усики и ждет, чтобы его отпустили. О ком я говорю?
    Дети. Это божья коровка.


    Воспитатель. Покажите, как ползает жучок по вашей руке, щекочет лапками ладонь, пальчики.
    - Наш муравей, пока мы играли, куда - то пропал, не случилась ли с ним беда? Поищите его. (Дети находят муравья запутанного в паутину).
    Воспитатель. Муравей попал в сети паука, как его освободить и паутину не повредить?
    Дети. Отогнать паука веткой или дать пауку другой корм. Можно попросить паука освободить муравья.
    Воспитатель. Так мы и сделаем. Ну, а теперь нам нужно найти муравейник. Как мы это будем делать?
    Дети. Можно забраться на дерево и посмотреть кругом. Спросить у птиц, может они видели. Понаблюдать за другими муравьями, они нас приведут к муравейнику.
    (Дети встречают жука, он рассказывает детям, что муравейник разрушен).
    Воспитатель. Кто же это сделал?
    Дети. Нехорошие люди сломали. Может медведь наступил лапой. Ветер сильный дул и сломал.
    Воспитатель. Это очень плохо, в лесу, нужно быть очень аккуратным, чтобы не нарушать природу. Давайте построим новый муравейник. (Дети выполняют).
    - Теперь нам нужно придумать какое - нибудь фантастическое животное для охраны муравейника. Давайте возьмем различные части насекомых и соединим их вместе.
    1 ребенок - Жало от осы.
    2 ребенок - Большие глаза от стрекозы.
    3 ребенок - Крылья от бабочки.
    4 ребенок - Рога от жука.
    5 ребенок - Туловище от пчелы.
    Воспитатель. Что же у нас получилось? Что это насекомое должно делать?
    Давайте придумаем ему название. (Дети называют).
    Воспитатель предлагает детям нарисовать волшебное насекомое.
    Дети выполняют задание.
    В конце занятия подводится итог.

    Данный тематический раздел обобщает опыт дошкольных педагогов в области экологического воспитания детей. Здесь Вы найдёте большое количество опробованных на практике конспектов и сценариев занятий, развлечений, игр, виртуальных путешествий экологической направленности. Они помогут закрепить и уточнить знания детей об окружающей среде, внушить им осознанное, бережное отношение к природным богатствам. В наших силах воспитать новое поколение, культурное и высоконравственное по отношению к родной природе. Поколение людей, которые будут жить в согласии с окружающим миром.

    "Азбука экологии для детей" - в этом разделе есть всё для её изучения.

    Содержится в разделах:
    Включает в себя разделы:
    • Море, океан, подводный мир. Морские глубины и его обитатели

    Показаны публикации 1-10 из 7009 .
    Все разделы | Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию

    Конспект занятия в подготовительной группе «Планета Земля» Пр. задачи : 1.Познакомить с глобусом и физической картой Земли. Обогатить словарь (планета, земная ось, Северный и Южный полюса, экватор. Объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое земное притяжение. 2.Развивать поисково-познавательные способности....

    Конспект занятия по экологии «Волшебница - вода» во второй младшей группе Цель : Продолжать выявлять свойства воды – она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) Задачи : Образовательные : Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в...

    Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию «Берегите природу»

    Публикация «Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию...» Цель: дать детям первоначальное понятие по экологии Задачи: Образовательная: -учить детей четко, ясно, громко отвечать на вопросы; -при помощи картинок произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение; -обобщать знания детей о диких животных, птицах; - закрепить...

    Библиотека изображений «МААМ-картинки»

    «Дикие животные». Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные» Конспект составлен воспитателем Бреховой Е.С. Цель: расширять представления детей о диких животных. Задачи: закреплять названия диких животных и их детенышей, продолжать формировать...


    "Эти удивительные и загадочные кристаллы" (занятие из кружковой деятельности: "Лаборатория неживой природы") Программное содержание: - уточнить представления детей о свойствах воды, вспомнить вещества которые растворяются в воде, закрепить умение детей фильтровать воду при...

    Конспект НОД по экологическому и художественно-эстетическому развитию «Птичка прилетела» Цель: Формировать элементарные представления о птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к ним. Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать его между ладонями круговыми движениями. Задачи: Продолжать развивать интерес к природе;...

    Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вода - чудесный дар природы»

    «Вода – чудесный дар природы» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значение в жизни человека растений и животных. Задачи: Образовательные: Учить детей проводить несложные опыты с водой. Расширить знания детей о...

    Цель :

    • Закрепить знания о свойствах воды и её значении в жизни человека.
    • Познакомить с круговоротом воды в природе.
    • Расширить знания об агрегатных состояниях воды. Развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов, социальные навыки: договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.
    • Воспитывать бережное отношение к воде.

    Предварительная работа : отгадывание загадок, чтение стихов о различных состояниях воды. Наблюдение за снегом, льдом, водой. Дидактические игры: «Круги на воде», «Кому нужна на воде?», «Куда течёт вода?»

    Материал: Ведёрко с капельками бумажными, на которых написаны загадки; карточки с рисунками-ответами на загадки; ведёрко со снегом, письмо; воронки, стаканчики на каждого ребёнка, плакат с изображением круговорота в природе, модели охраны природы, бумажные капельки.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебное царство, а какое-отгадайте? Я очень добродушная, полезная, послушная, но когда захочу, даже камень источу. (Вода)

    Правильно мы с вами отправимся в волшебное царство воды. Вода нас окружает повсюду. Где мы можем её увидеть? (в море, реке, луже, чайнике, аквариуме, бассейне и т.д.)

    Кому нужна вода? Какую пользу вода приносит человеку? Может ли жизнь на Земле быть без воды? Почему?

    Вывод: Вода-это жизнь.

    А теперь закройте глаза, мы перенесёмся в Царство воды. (Звучит музыка). Дети открывают глаза, слышится голос.

    Здравствуйте! Добро пожаловать гости дорогие.

    Воспитатель: - Ребята! Да это же сама Царица вода.

    Царица вода: Приглашаю вас в моё царство. Но, чтобы продолжить путешествие вы должны отгадать загадки. А загадки вы найдёте в рисунках. (Дети по очереди достают из ведёрка капельки с загадками, воспитатель читает в слух).

    Лежало одеяло, мягкое, белое, солнце припекло, одеяло потекло. (снег)

    Люди ждут меня, зовут, а приду к ним прочь бегут. (дождь)

    У нас под крышей белый гвоздь весит, солнце взойдёт- гвоздь упадёт. (сосулька)

    Пушистая вата-плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облако, туча)

    С неба- звёздой, в ладошку- водой. (снежинка)

    Не колючий, светло-синий по кустам развешан……(иней)

    Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (лёд)

    Дети прикрепляют на доску карточки с рисунками-ответами на загадки.

    Воспитатель: Что объединяет все наши отгадки (правильно это всё состояние воды).

    Царица вода: Молодцы! Справились с заданием. Приглашаю дальше продолжить путешествие. А вы знаете о моих свойствах? Расскажите о них. (Дети подходят к столу, где расположен графин с водой.

    Воспитатель: давайте вспомним с вами о свойствах воды. (Дети по очереди называют свойства воды). - Вода-это жидкость, она может течь, переливаться. Может быть разной температуры. Не имеет вкуса, запаха, не имеет формы, может испаряться, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.

    Царица воды : предлагаю вам поиграть в интересную игру, в которой вы узнаете ещё об одном явлении в природе.

    Воспитатель: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. (звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

    Воспитатель: А называется природное явление, в которое мы играли, круговорот в природе. Кто хочет рассказать о круговороте воды в природе? (Дети рассказывают с помощью плаката, дополняют друг друга.)

    Сколько слышите слов, когда я произношу «Круговорот»? (вода в природе «ходит» по кругу, она «воротиться» туда откуда пришла, поэтому мы произносим одно слово, а слышим два «круговорот»

    Царица вода: Продолжим путешествие, приглашаю вас в мою волшебную лабораторию.

    Воспитатель: Ребята! Кто знает из вас, что такое лаборатория? (Это место где делают опыты, эксперименты) Кто работает в лаборатории? (Учёные-лаборанты). Какую одежду одевают лаборанты? (белые халаты)

    Мы с вами будем настоящими лаборантами. Одевайте белые халаты. Я буду старшим лаборантом, а вы мои помощники. А какие же мы будем делать эксперименты? Посмотрите, в лаборатории Царица вода оставила конверт и ведёрко. Давайте прочтём письмо. Дорогие гости. Я приготовила для вас сюрприз, принесла с вашего участка снег. И хочу узнать чистый он или нет?

    Воспитатель: Давайте посмотрим в ведёрко. Что случилось со снегом? (Он растаял, превратился в воду) А почему он растаял? Какая вода в ведёрке? (талая) Мы будем проводить опыт с талой водой. Для чего делаем опыт? (Чтоб узнать, снег чистый или грязный?)

    Воспитатель разливает детям в стаканчики талую воду. Скажите для чего нужен фильтр? Фильтр нужен для очистки воды. Будем с вами фильтровать воду. Берём марлю, разворачиваем, положили вату с права, сворачиваем два раза. Давайте вспомним, из чего мы сделали фильтр? (Ответы детей)

    Фильтр кладём в воронку, берём стакан с талой водой и наливаем в воронку. Что мы с вами делали? Через что прошла вода? Достаньте фильтр, положите в тарелочку, посмотрите на фильтр. Что видите? Посмотрите в баночку, какая вода? (Чистая, профильтрованная). Что мы выяснили, когда провели опыт? Мы узнали, что снег грязный.

    Вам понравилось в лаборатории?

    Царица вода: Ребята! Вы познакомились с таким явлением в природе, как Круговорот воды в природе. Научились очищать воду. Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случиться, если пропадёт вода? Как нужно беречь воду? (Дети отвечают на вопросы. Рассматривают модели охраны воды, обсуждая).

    Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие. (Звенит колокольчик. Царица воды прощается с детьми. Дарит капельки - медальки. Приглашает в гости, чтобы узнать в следующий раз «Вода это друг или враг?»)

    Отдел образования, физической культуры и спорта Осакаровского района

    КГКП «Дошкольная организация «Балдырган»

    Конспект открытое занятие по экологи в старшей группе

    Тема: « Юные знатоки природы»

    Подготовила: Зимина Е. В

    Осакаровка 2014

    Задачи:

    Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы) .Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе.

    Формировать элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли,необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека, о Красной книге. Расширять представления детей о многообразии форм охраны природы. Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.

    Учить отвечать на вопросы разного уровня сложности. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам. Формировать умения детей самостоятельно составлять 2-3 строчки загадки по моделям. Развивать речь, внимание, умение давать полный ответ, слушать высказывания других, обогащать словарь; Воспитывать доброжелательное общение со сверстниками. Обогащать словарный запас детей, используя полилигвальный компонент.

    Полилигвальный компонент: табиғат-природа; жансыз табиғат; -неживая природа; жанды табиғат-живая природа; red wolf-красный волк, red book- красная книга, nature-природа,bird- птица, арқар-архар, flowers-цветы

    Реализация образовательных областей:

    Познание, коммуникация, социум, творчество.

    Оборудование: чёрные шапки с кисточками на каждого ребёнка, схема живой и неживой природы, телеграмма, маски к сценки, системный экран с картинками развития птицы, картинки развития человека, дерева. Красная книга, схема для загадывания загадки, картинки животных, растений, птиц, занесённых в Красную книгу РК, картинки « Правила поведения в природе», глобус.

    Воспитатель:

    Быстро строим мы кружок, становись и ты, дружок. Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

    Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в путешествие по удивительной стране, а как она называется, отгадайте:

    Загадка:

    Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:

    Небо светло- голубое, солнце светит золотое,

    Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

    Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,

    Человек и время года - это всё вокруг… (природа)

    А как на казахском языке природа?(табиғат )

    В.- Почему вы так решили?

    Дети : - Природа-это окружающий нас мир: леса, поля, солнце, облака и т.д.

    Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)

    Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает) : «Приглашаем юных знатоков природы на ученый совет, который состоится сегодня в 9.30 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. (приглашаю детей пройти за столы и надеть шляпы)

    Игра «Ученое сообщение»

    Воспитатель: Вы все и наши юные ученые. Расскажите всем о живой природе

    (дети делают сообщение)

    1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

    Как на казахском языке живая природа?

    2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

    Как на казахском языке неживая природа?( жансыз табиғат)

    Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.

    Я предлагаю сейчас отправится в небольшой лесок и понаблюдать что же там происходит.(дети одевают маски животных)

    Сценка « Как зверюшки лес спасли»

    Лесная фея: Лесные зверюшки, скорее сюда!

    Лесная фея: Случилась беда!

    В лес пришел мальчишка,

    Злой разбойник Гришка!

    Он деревья обижает,

    Птичьи гнезда разрушает!

    Звери: Надо Гришку испугать,

    С Гришкой в «Эхо» поиграть!

    Нужно проучить мальчишку,

    Злого хулигана Гришку.

    Фея: слышу: Он идет сюда!

    Прячьтесь, звери. Кто куда! (выходит Гришка, напевая песню)

    Гришка: Я люблю в лесу гулять,

    Всех пугать и все ломать!

    Я цветы срываю,

    Гнезда разрушаю!

    Вот я смелый какой!

    Звери (вторят, словно эхо): Ой-ой-ой!!!

    Гришка: Кто там прячется в кустах?

    Звери: Тах! Тах! Тах!

    Гришка: На меня наводит страх…

    Звери: Ах – ах – ах!

    Гришка: Мне не страшно! Я не трус!

    Звери: Трус! Трус! Трус!

    Гришка : И тебя я не боюсь.

    Звери: Юсь – юсь – юсь.

    Гришка: Ой- ей – ей!

    Ай –яй – яй!

    Мама, мама, выручай!

    Я больше не буду

    Цветочки срывать

    Я больше не буду

    Лес обижать! (убегает)

    Звери: Ура!

    Вопросы- Правильно ли поступил Гришка?

    А вы знаете правила поведения в лесу?

    (показываю картинки, дети называют правила поведения в лесу)

    Игра «Как растет все живое»

    Воспитатель: Посмотрите (показывает картинку) - мы говорили о том, как растет и развивается ребенок(маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик) . Для этого нужно...(тепло + питание + вода + воздух + любовь) - на доске выкладывается схема - Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете. Здесь на картинке показано как растет и развивается птица.

    А вот перед вами системный экран

    Он может об объекте много рассказать нам

    Если мы рассмотрим что- то,

    Это что-то для чего-то,

    Это что- то часть чего-то,

    Чем-то было это что-то,

    Что- то будет с этим что-то,

    Что- то,ты, сейчас возьми на экране рассмотри

    Загадываю загадку:

    Рук нет, а строить умеет (птица)

    (ребенок по системному оператору рассказывает: мама птица высиживает яйцо, потом в яйце развивается зародыш, из яйца вылупляется птенец, он растет, становится молодой птицей, потом взрослой птицей)

    Воспитатель: А что нужно, чтобы росла и развивалась птица?

    Воспитатель: Оказывается для роста и развития птицы нужно то же, что и человеку:

    Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота

    Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

    Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения - это...(травы, деревья, кусты, цветы) . Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)

    Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)

    В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в посёлке, городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)

    Игра «Посадим дерево» (на доске)

    Сначала возьмем... (зернышко) и посадим его в...(землю) .

    Чтобы зерно взошло, надо его... (полить) .

    Еще растению нужно... (солнце)

    Пройдет время и появится... (росток)

    Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще.

    Посмотрите на схему, как дерево растет

    (семя - росток - деревце - взрослое дерево)

    Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать) .

    В .-А теперь,ребята выйдем на нашу полянку и сделаем разминку.

    Физкультминутка с музыкальным сопровождением:

    1.Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)

    Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)

    Цветы напрасно не срывать, (приседают)

    В лесу костры не разжигать. (топают ногами)

    С природой будем дружно жить. (берут друг друга за руки)

    Живое на Земле любить. (прижимают руку к груди)

    Вот Земля, наш общий дом.(«рисуют» руками круг)

    Много есть соседей в нём.

    И пушистые козлята, (показывают рожки)

    И весёлые котята, (прыжки)

    И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)

    И кудрявые овечки.(крутят кудряшки)

    Травка, птички и цветы,

    И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)

    В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)

    Жить со всеми очень дружно.

    В.- А вы знаете, ребята, что некоторые люди не умеют дружить с природой? Ведь чего только не делали люди со своим маленьким и хрупким домом- планетой Земля! Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие от зноя. Осушали озёра, поившие её влагой. Более 100 видов разных зверей и птиц уничтожили люди.На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли, где они могли бы жить. Немало исчезло и растений из-за вырубки леса, строительства дорог, городов, распашки земель и выпаса животных.

    Учёные заметили,что после исчезновения одного вида растений автоматически вымирает до 30 видов животных,тесно связанных с ним. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше.

    Чтобы этого не случилось, учёные решили издать Красную книгу, чтобы знать, каких животных и растения нужно спасать.

    Вот Красная книга или red book

    В ней птицы- кұстар или э bird

    Тут же цветы это flowers, гулдер

    Здесь есть қарақал , red wolf и арқар

    Всё это nature -природа.жанды таби ғат

    Помните , люди природу надо охранять

    И всё живовое защищать.

    Ребята, а почему именно Красная книга?

    Д.- Потому что красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он говорит: «Внимание! Это животное может исчезнуть!»

    Давайте с вами вспомним, какие животные, птицы, растения занесены в Красную книгу РК. (дети, смотря на картинку называют объекты, занесённые в Красную Книгу Казахстана)

    Что вы можете мне сказать об этих животных, растениях, птицах? Что их объединяет?

    Д .-Они все из Красной книги.

    Ребята, я вам предлагаю об одном из животных составить загадку.(дети по схеме составляют 2загадки)

    В.- Я хочу вам предложить об одном из них составить загадку.

    В: Что вы знаете об Архаре?

    Архар-красивое стройное животное. Его отличительная особенность –рога, загнутые в спираль. Живёт он высоко в горах, на скалах, питается растительной пищей в основном это клевер, шиповник смородина. Боится хищников и человека. В мае рождаются ягнята. Обычно по 1 или 2 ягнёнка.

    Д.- В.- А теперь давайте составим об архаре загадку, по нашей схеме.

    Д.- Какой? и Кто такой же?

    Какой?

    Кто такой же?

    1Стройный.

    2.Рогатый.

    3. быстрый

    1.Жираф,дерево.Косуля.

    3.Лось. Олень. Коза..

    Кенгуру. Гепард. Заяц

    Молодцы! А сейчас я хочу объявить конкурс «Знатоки природы». У нас будет две команды: команда детей и команда гостей. Гости, вы согласны поучаствовать в нашем конкурсе? Итак, отвечаем по очереди, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    Д. – Какой кустарник-родственник розы? (шиповник)

    Г. – У какого животного самая длинная шея? (жираф)

    Д. – Какая птица любит сало?(синица)

    Г. – Какая птица любит рябину? (снегирь)

    Д. – Зверьки-строят дом среди реки(бобры)

    Г. – У сосны шишки, а у берёзы…(серёжки)

    Д. – Кого называют «лесным доктором»? (дятел)

    Г. – Какое животное сбрасывает рога? (лось)

    Д. Самая маленькая птичка? (колибри)

    Г. Как называют кусочки льда, падающие с неба? (град)

    Д . Снег состоит из снежинок, а дождь …(из капель)

    Г. – Кого называют «царём зверей»? (льва)

    Воспитатель: Подвожу итоги конкурса.

    Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко) . Вам понравилось? - Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др. , но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.

    (дети читают стихи о планете Земля)

    Есть на земле огромный дом

    Под крышей голубой,

    Живут в нем солнце, дождь и гром,

    Лес и морской прибой.

    Живут в нем птицы и цветы,

    Веселый звон ручья.

    Живешь в том светлом доме ты

    И все твои друзья.

    Куда б дороги не вели,

    Всегда ты будешь в нем.

    Природою родной земли

    Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

    Сегодня вы были юными знатоками природы, а это значит что? (ответы детей). А значит вы награждаетесь медалями « Знатоки природы»(каждый ребёнок получает медаль)



    Похожие статьи