• Нод "русская игрушка- матрешка". НОД по ознакомлению с окружающим «До чего ж ты хороша, русская матрёшка

    27.06.2019


    Конспект НОД средняя группа
    «История русской матрешки»
    Цель: знакомство детей с историей русской матрешки.
    Задачи:
    способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности.
    формировать эстетическое отношение и развивать творческие способности детей в процессе интеграции различных видов деятельности (словесной, художественной, музыкальной)
    учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.

    Ход НОД.
    Воспитатель:
    Я на ярмарке бывала,
    И игрушки выбирала,
    Принесла корзинку вам,
    В ней игрушки не простые,
    А волшебно-расписные,
    Восемь кукол деревянных
    Круглолицых и румяных,
    В разноцветных сарафанах
    На столе у нас гостят
    Как скажите всех их звать?
    Ответы детей.
    Воспитатель: Правильно ребята – это матрешки. А давайте, их внимательно рассмотрим.
    Во что одеты наши матрешки?
    Ответы детей: сарафан, фартук, платок
    Воспитатель: А какая это одежда?
    Ответы детей: старинная
    А Матрешечки сами какие?
    Ответы детей. (Дети называют прилагательные и за правильный ответ получают матрешку)
    Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешек. А я тоже хочу несколько слов сказать про свою матрешку, послушайте:
    Словно репа она крутобока,
    И под алым платочком на нас
    Смотрит весело, бойко, широко,
    Парой черных смородинок - глаз
    Алый шелковый платочек,
    Яркий сарафан в цветочек
    Упираются руки в бока
    А внутри ее секретик есть
    Может три, а может шесть
    Разрумянилась немножко
    Наша русская матрешка.
    Воспитатель:
    Наша русская матрешка настоящая красавица, а если вы ребята внимательно слушали, то в стихотворении было сказано, что у матрешки есть секретик.
    Ребята, как вы думаете, какой секретик есть у матрешки?
    Ответы детей.
    Правильно внутри матрешки прячутся их сестрицы другие матрешки, каждая матрешка меньше прежней. Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался в наших матрешках. Открывайте свои матрешки и посмотрите, сколько сестриц спряталось внутри?
    Ответы детей.
    Воспитатель:
    Послушайте и посчитайте, сколько матрешек у меня:
    Кукла первая толста,
    А внутри она не пуста,
    Разнимается на две половинки
    В ней живет еще одна,
    Кукла в серединке
    Эту куколку открой
    Будет третья во второй
    Половинку отвинти плотную притертую
    И сумеешь ты найти
    Куколку четвертую
    Вынь ее и посмотри
    Что в ней прячется внутри
    Прячется в ней пятая
    Куколка пузатая
    В ней живет шестая,
    А шестой седьмая
    Эта кукла меньше всех
    Чуть побольше, чем орех
    Вот поставлены все в ряд
    Сестры куколки стоят
    Сколько вас у кукол спросим
    А ответят куклы (восемь)
    Физкультминутка:
    Мы веселые матрешки
    Ладушки, Ладушки
    На ногах у нас сапожки
    Ладушки, Ладушки
    В сарафанах наших пестрых
    Ладушки, Ладушки
    Мы похоже словно сестры
    Ладушки, Ладушки
    Воспитатель:
    Кто не знает нашу русскую куклу - игрушку развеселую матрешку?
    Вот она нарядная, расписная, выточенная мастером из дерева - наша русская матрешка!
    Воспитатель:
    Ребята, а кто знает когда и как появилась такая кукла - матрешка?
    Ответы детей.
    А вот теперь послушайте, как это было!
    Было это давным-давно. Шел как-то Иванушка-молодец на все руки мастер по русской земле, по широким полям, по березовым рощам. Вдруг видит деревушку вдалеке. Вошел он в деревню. На краю деревни дом стоит, а там мужик сидит на лавочке печалится. Спросил Иванушка, почему он такой печальный сидит. И рассказал мужик ему, что есть у него дочь да заболела она. А заболела от того, что нет у нее игрушки забавушки. «Не печалься» сказал ему Иван, что-нибудь придумаем. Обязательно развеселим твою дочь. И придумали они на ярмарку сходить да купить чего-нибудь веселого и сладкого. Долго, долго ходили по ярмарке рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на картине смешную куколку. Купили они картину и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, разрумянилась да похорошела. Захотела поиграть в куколку да не может. Опять ей грустно стало. Тогда взял Иван чурочку и выточил из нее фигурку куколки, и яркими красками расписал: одел ее в сарафан яркий, платок на голову повязал, рубаху да фартук. Получилась смешная, веселая кукла, обняла ее девочка и назвала русским именем – Матрешка. А Иван с тех пор для детей стал точить забавных деревянных кукол. А потом научился и с секретом делать. Раскрывалась, а из нее Матрешка меньше выходила.
    Полюбилась эта кукла русскому народу и стали ее в разных городах делать и расписывать, но в каждом городе по-своему.
    Воспитатель: Посмотрите, все ли матрешки у нас похожи?
    У каждой Матрешки свой узор на сарафане, платке и фартуке. Вот, она какая кукла расписная.
    Ой, ребята, совсем забыла еще ведь к нам гости пришли. (Показывает не расписные шаблоны матрешек.) Кто это ребята?
    Ответы детей.
    Воспитатель: Какие матрешки?
    Ответы детей: грустные, печальные.
    Воспитатель: А почему грустные, как вы думаете?
    Ответы детей: не украшенные, не красивые.
    Воспитатель: А помочь мы сможем нашим гостям?
    Как поможем, что сделать надо?
    Ответы детей.
    Аппликация «укрась матрешке фартук»
    Украшенные матрешки размещаются на доске.
    Воспитатель: Все матрешки стали яркими, веселыми, озорными.
    Матрешки веселые не любят на месте сидеть, они любят петь и веселится, танцевать, а давайте для них мы тоже песню споем и станцуем.
    Воспитатель: Молодцы хорошо работали, а что интересного узнали для себя, кому что понравилось?
    Воспитатель: Смотрите ребята, еще одна матрешка к нам пришла – какая она большая, а внутри она не пустая. Что там? (угощение для ребят).

    Ольга Иргизцева
    Конспект НОД в старшей группе «Русская матрёшка»

    Тема : «Русская народная игрушка (матрёшка ) ».

    Цель :1. Прививать интерес к декоративно-прикладному искусству.

    Задачи :

    1. Учить различать разные техники росписи матрёшек .

    2. Развивать логическое мышление.

    3. Воспитывать интерес к народной игрушке.

    Оборудование :

    Игрушки – матрёшки , иллюстрации с изображением матрёшек .

    Предшествующая работа :

    Чтение стихотворений, отгадывание загадок про матрёшек . Рассматривание разных видов матрёшек (загорской, полхов – майданской, семёновской) .

    Ход НОД:

    Вводная часть :

    На Руси издавна создавались прекрасные игрушки. Их делали из глины и дерева. Самыми популярными из них были фигурки животных, птиц, птиц, людей.

    А сегодня мы с вами познакомимся с новой народной игрушкой. Дети, в моём в моём волшебном сундучке спряталась загадка, если вы её отгадаете, то я вам покажу отгадку.

    Словно репка она крутобока,

    А под алым платочком на нас

    Смотрит весело, бойко, широко

    Парой чёрных смородинок глаз.

    Алый шёлковый платочек,

    Яркий сарафан в цветочек,

    Упирается рука в деревянные бока

    А внутри секреты есть.

    Может, три, а может шесть.

    Разрумянилась немножко

    Наша русская … (Матрёшка ) .

    О какой народной игрушке загадка? Правильно, угадали. Это матрёшка .

    Получайте отгадку.

    Основная часть :

    Самыми любимыми в народе у детей были матрёшки . Кажется, что матрёшка к нам пришла из мира легенд и сказок, из древности. На самом деле ей около 100 лет. Прообразом матрёшки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера . Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел куклу – неваляшку, внутрь которой вкладывалась такая же кукла, только поменьше. С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, яркий платочек и пёстрый передничек. Ни у одной не было похожего наряда : у одной сарафан красный у другой синий с цветочками, у третьей малиновый платочек с белыми горошинами. А назвали красавицу Матрёшей , старинным русским именем . Так и родилась матрёшка – разъёмная деревянная кукла. Ребята, скажите, что явилось прообразом матрёшки ? Правильно, это пасхальное яйцо.

    Как появилась матрёшка , кто её придумал и сделал? Молодцы, ребята! Вы всё знаете о матрёшках .

    Физминутка :

    Слушай сказочный народ

    Собираемся на сход.

    Поскорее в строй вставайте

    И зарядку начинайте.

    Потягушка, потянись!

    Поскорей, скорей проснись!

    День настал давным – давно,

    Он стучит в твоё окно.

    Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем.

    И ручками похлопаем, похлопаем.

    И ножками потопаем, потопаем.

    Сказка кончается.

    Занятие продолжается.

    Закрепление :

    Загорск является Родиной русской расписной матрёшки . Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска. Сначала фигурки обрабатывают наждачной бумагой, затем расписывают и покрывают лаком. В основном матрёшек продавали на ярмарке. Много загадок и стихотворений посвятили Матрёшке . Некоторые из них ребята заранее выучили и сейчас вам прочитают.

    1 ребёнок :

    Пыль клубится по дорожке.

    Едут с ярмарки матрёшки .

    На баранах, на быках.

    Все с гостинцами в руках.

    2 ребёнок :

    Ростом разные подружки

    Но похожи друг на дружку.

    Все они живут друг в дружке.

    Но всего одна игрушка.

    Наиболее известны семёновские, загорские и полхов – майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была одета в крестьянский костюм : расписной сарафан, платок, полушалок, передник. Матрёшки из Семёнова и Загорска похожи между собой. Художники одевали этих матрёшек в сарафан с фартуком, а на голове рисовали платок. Основным цветом для сарафана. Основным цветом для сарафана являлся красный. Край фартука и рукава кофты обозначали чёрным цветом. Отличались тем, что загорские матрёшки – толстобокие в разноцветных передниках, в красных, синих, зелёных платочках; семёновские – в цветастых фартуках, в жёлто – красных полушалках. Чем больше матрёшка , тем крупнее были цветы и листья, украшающие её фартуки. Полхов – майданские матрёшки отличаются более удлинённой формой туловища головы. В росписи этой матрёшки присутствуют более яркие цвета – малиновый, фиолетовый. Эти цвета даются на контрасте – малиновый с тёмно- зелёным, синий с жёлтым. При росписи полхов- майданской матрёшки используется обводка всех элементов чёрной краской. Лицо расписывают в основном только чёрным цветом – глаза, нос, губы и волосы в форме кругляшек. При выполнении этой матрёшки плотно украшают её фигуру спереди цветами, листьями, ягодами. Чем похожи матрёшки , прибывшие из разных городов? (У каждой матрёшки платочек на голове ,под который убраны волосы, одежда яркая и красочная). Ребята, а если внимательно рассмотреть узоры на одежде матрёшек , можно заметить, что у них есть общие элементы : бутоны, цветы, листики, ягоды. А сейчас мы с вами поиграем в игру. На столе у меня стоят матрёшки . Их нужно расставить по порядку.

    Как это нужно сделать? (Сначала поставить самую большую матрёшку , поменьше и последней поставить самую маленькую. Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь давайте посмотрим все ли матрёшки одинаковые и чем они отличаются? (Разные наряды) .Посмотрите есть ли одинаковые матрёшки ? (Есть. Они одеты в одинаковые наряды. Чем отличаются? Одна маленькая, средняя и большая.)

    Матрёшки – куклы весёлые , жизнерадостные. Глянешь на их лица и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать!

    А сейчас Катя расскажет стихотворение.

    Мы матрёшки , мы сестрички,

    Мы толстушки, невелички.

    Как пойдём плясать и петь,

    Вам за нами не успеть.

    А сейчас девочки хотят исполнить для вас танец.

    Хлопают в ладошки

    Дружные матрёшки .

    На ногах сапожки,

    Топают матрёшки .

    Влево, вправо наклонись,

    Всем знакомым поклонись.

    Девчонки озорные,

    Матрёшки расписные .

    В сарафанах ваших пёстрых

    Вы похожи словно сёстры.

    Ладушки, ладушки,

    Весёлые матрёшки .

    Итог НОД :

    О чём говорили?

    Назовите виды матрёшек .

    Конспект НОД « Русская народная игрушка - матрешка » ОО «Познавательное развитие» 1 младшая группа

    Цель: Закрепление знаний детей о русской народной игрушке – Матрешке. Программное содержание: Образовательные задачи: систематизировать и уточнить представления об игрушке; закрепить умение различать и называть размеры предмета – большая, поменьше, самая маленькая; закрепить представления детей о понятиях «один» и «много». Развивающие задачи: развивать логическое мышление, воображение, речь, умение отвечать на вопросы. Развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку. Вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку. Развитие общей и мелкой моторики. Воспитательные задачи: формировать эмоциональное положительное отношение к русской народной игрушке. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие. Словарная работа: большая, маленькая, поменьше, самая маленькая, один, много. Оборудование: большая матрешка; бумажные силуэты матрешек, гуашь и ватные палочки; матрешки на каждого ребенка. Репертуар «Мы веселые матрешки». Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворений о матрешках, отгадывание загадок, рассматривание разных матрешек, беседы о матрешках, слушание песни «Мы веселые матрешки».

    Ход занятия:

    Организационный момент. Воспитатель вместе с детьми под русскую народную мелодию входят в зал.

    Воспитатель. Ребята, когда я сегодня шла в детский сад увидела чудо чудное: сундучок красивый, расписной. Хотите узнать, что там? (Да, хотим) . Тогда слушайте загадку:

    Есть для вас одна игрушка,

    Не лошадка, не Петрушка.

    Алый шелковый платочек,

    Яркий сарафан в цветочек,

    Упирается рука в деревянные бока.

    А внутри секреты есть:

    Может три, а может шесть.

    Разрумянилась немножко

    Наша русская. (Матрешка) (Дети отгадывают загадку)

    Основная часть.

    Молодцы, отгадали. Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают.

    Воспитатель читает стихотворение о матрешке:

    Я, матрешка - сувенир,

    В расписных сапожках.

    Прогремела на весь мир

    Русская матрешка!

    Мастер выточил меня

    Из куска березы,

    До чего ж румяная,

    Щеки, словно розы!

    Воспитатель. Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?

    (Матрешка)

    Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку? (Играть)

    Давайте я расскажу, как родилась матрёшка.

    Воспитатель. Давным-давно это было. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком.

    Воспитатель. Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.

    Физкультминутка «Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку)

    Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

    Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

    На ногах у нас сапожки

    Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

    Проигрыш (кружатся)

    Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

    Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

    Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)

    Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

    Проигрыш (кружатся)

    В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)

    Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

    Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

    Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

    Проигрыш (кружатся)

    Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

    Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

    На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

    Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

    Ребята, а из чего сделана матрешка? Посмотрите на экран (из дерева)

    Значит она какая? (Деревянная)

    Посмотрите внимательно, но ведь дерево светлое, а матрёшка цветная, яркая. Как это получилось? (Разукрасили)

    Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.

    Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? (Да, она раскрывается). Матрёшка раскрывается, давайте покажем нашим гостям.

    Д/и «Разбери и собери матрешку»

    У каждого по одной матрешке, внутри которой еще 2.

    Воспитатель. Сколько у вас матрешек? (одна)

    Кира сколько у тебя матрешек? (одна)

    А у тебя Варя? (одна)

    Воспитатель. Теперь разберите матрешку.

    Сколько у вас матрешек? (много)

    Ангелина сколько у тебя матрешек? (много)

    А у тебя Маша? (много)

    Артем покажи мне, пожалуйста, большую матрешку?

    Эвелина, покажи мне матрешку поменьше?

    Коля, покажи мне матрешку самую маленькую.

    А теперь соберите матрешку, чтобы у каждого получилась одна матрешка.

    Игра «Большая матрешка и маленькая матрешка»

    Воспитатель: покажите, ребята, какая матрешка большая (поднимают вверх руки, а маленькая? (дети приседают). Повторяют еще 2 раза.

    Продуктивная деятельность (рисование) «Узор для матрешки»

    Воспитатель обращает внимание детей на силуэты матрешек из белой бумаги.

    Ребята, посмотрите на этих матрешек, сравните их с деревянными, чем они отличаются? (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)

    Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки? (Ответы детей)

    Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит узорами свою матрёшку. Дети самостоятельно наносят узор ватными палочками.

    Воспитатель. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.

    Матрешку делают только в нашей стране России, и только русские мастера. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку - матрешку.

    Рефлексия.

    Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?

    Ребята, а вам нравится матрешка? Почему?

    Людмила Полюхова
    Конспект НОД «Русская матрешка»

    Русская матрёшка

    Цель занятия :

    Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой .

    Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки , как символ русского народного искусства ;

    Задачи :

    Познакомить детей с историей матрёшки .

    Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку .

    Развивать интерес детей к народному творчеству.

    Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

    Воспитывать любовь к народному искусству.

    Интеграция : «Художественное творчество» , «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Физическая культура» .

    Социализация : приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой ) как символом русского народного искусства ; развивать интерес к народным игрушкам.

    Художественное творчество : развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение. Учить детей украшать сарафаны узором, используя геометрические формы : круг, овал; закрепить умение намазывать всю поверхность деталей клеем.

    Познание : продолжить знакомить детей с матрёшкой ; закрепить представление о цветовой гамме.

    Коммуникация : расширять словарный запас.

    Физическая культура : дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

    Словарная работа : Расписная, сарафан, фартук, кофта, мастер, художник.

    Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки , чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций.

    Оборудование : мультимедиа для показа презентации «Русская матрёшка » , деревянная игрушка матрешка (4-5 шт., силуэт матрешки , гуашь, цветная бумага, клей, кисти.

    Ход занятия:

    Сказочница : Здравствуйте, ребята.

    Я на ярмарке была,

    Сундучок вам принесла.

    Сундучок тот не простой,

    И товар в нем расписной.

    Сказочница : Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

    Загадка :

    Есть у нас одна игрушка,

    Не лошадка, не Петрушка.

    Алый шелковый платочек,

    Яркий сарафан в цветочек,

    Упирается рука в деревянные бока.

    А внутри секреты есть :

    Может три, а может шесть.

    Разрумянилась немножко

    Наша русская … . Матрёшка . (1 слайд)

    Сказочница : Ребята, а кто знает стихи про матрёшку ?

    1 ребёнок

    Матрёшка на окошке В ярком сарафане, И вся семья в матрёшке Как в доме деревянном.

    2 ребёнок :

    Очень любят все матрёшки Разноцветные одёжки : Всегда расписаны на диво Очень ярко и красиво.

    3 ребёнок :

    Они игрушки знатные, Складные и ладные. Матрёшки всюду славятся Они нам очень нравятся.

    Сказочница : Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. (2 слайд) Появилась матрешка в 19 веке . Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам . Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. (3 слайд) . Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Фигурки матрёшек вытачивают мужчины . Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. (4 слайд) А расписывают фигурки женщины. Обычно, рядом с матерями рисуют и их дочери. Расписываются матрёшки акварельными и гуашевыми красками. Любимый узор – большие розово-малиновые цветы шиповника. Губки бантиком, румянец на щечках, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса. Заключительный этапматрёшка покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовому сувениру. (5 слайд) И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать . Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша ! И стали новые игрушки матрёшками . Сказочница : (6 слайд) Я из тихого зеленого городка Семенова.

    В гости к вам пришла букет цветов садовых

    Розовых, бордовых в подарок принесла. В городе Семенов есть центр по росписи матрешек . Отсюда и название – Семеновская матрешка . Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки ? (Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья) . Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках . Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление : желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами. Сказочница : (7 слайд) Я матрешка из Майдана .

    Украшен мой наряд цветами.

    С сияющими лепестками.

    И ягодами разными,

    Спелыми и красными. Это соседка Семеновской матрешки . У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки , а из-под платка обязательно видны кудри. Сказочница : (8 слайд) Я из Сергиева Посада встрече с вами очень рада.

    Мне художниками дан яркий русский сарафан .

    Я имею с давних пор на переднике узор.

    Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

    Сказочница : Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.

    (9-14 слайд) . Матрёшкой называют игрушку , изображающую девочку в сарафане и

    платочке. Эта игрушка особенная (15 слайд) . Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.

    (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе ).

    Мы красавицы матрешки

    Разноцветные одежки

    Раз Матрена , два - Милаша,

    Мила – три, четыре – Маша,

    Маргарита это пять,

    Сказочница : Ребята, сколько у нас матрешек на столе ? (Пять матрешек ) .

    Сказочница : Молодцы. А какие матрешки ? (Красивые, разные по росту, большие и маленькие) .

    Сказочница : Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? (Сарафан, платок, фартук, бусы) . Сказочница : Правильно. Ребята, наши матрешки , веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Ах, матрёшечка – матрёшка . Хороша не рассказать! Очень любят с тобой детки В детском садике играть! Давайте мы с вами поиграем с ними. (Игра с матрёшками )

    Сказочница : Сегодня я хочу вам показать вот такую матрешку (16 слайд)

    Как вы думаете, почему она грустная? (она одна) .

    Сказочница : У неё нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Очень любят все матрешки разноцветные одежки . Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку . Кто – то будет расписывать фигурки матрешек , а кто – то изготавливать аппликацию. (Дети выбирают из какого материала будут украшать матрешек ). Ну, что ж, друзья, за работу.

    (Дети садятся за столы)

    Сказочница : Но прежде чем приступить к работе, нужно размять наши пальчики.

    Пальчиковая гимнастика “ИГРУШКИ”

    На большом диване в ряд, (попеременно хлопают в ладоши и

    Куклы Катины сидят : стучат кулачками)

    Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)

    И веселый Чиполлино,

    И котенок, и слоненок.

    Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)

    Помогаем нашей Кате (попеременно хлопают в ладоши и

    (Дети работают в группах)

    Сказочница : Молодцы, какие замечательные матрешки у вас получились . А о чём вы думали, когда выполняли свою работу? (я думал, какие искусные мастера были в давние времена; эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем; я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину).

    Сказочница : (говорит слова на фоне музыки)

    Прекрасный мир вещей

    Накоплен был веками.

    Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

    Умейте рисовать и сотворять руками

    Все то, что может радовать друзей.

    Сказочница : Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свидания!

    Программные задачи: Знакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Япония, Россия) ; формировать интерес к русскому прикладному искусству - деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

    Предварительная работа. Разучивание слов игры «Матрешки и мышки» .

    Словарь. Сундучок, Дарума, матрешка семеновская, матрешка загорская, матрешкка полхов-майданская.

    Демонстрационный материал. Сундук, презентация «Происхождение матрешки» , иллюстрации Дарума, игрушек-матрешек (семеновской, загорской, полхов-майданской) , игрушка- матрешка, аудиозаписи.

    Раздаточный материал. Заготовки матрешек, геометрические фигуры разной формы, цвета и величины, клей-карандаш, салфетки.

    Организационный момент.

    Воспитатель. Ребята! Моя младшая дочка Варвара спросила у меня сегодня утром: «Мамочка, а что такое добро?» Я задумалась, но не смогла сразу ответить на ее вопрос. И решила обратиться к вам за помощью. А вы знаете, что такое добро?

    В ходе ответов и рассуждений делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

    Воспитатель. Да, ребята, это самое бесценное добро. А у меня есть вот такой сундучок. Этот сундучок подарила мне моя мамочка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его - он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю - береги!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж двести лет ему, а может, и больше. Как вы думаете, детки, что в нем? (Пред-положения детей.)

    А попробуйте угадать на ощупь. (Если дети не угадывают, воспитатель загадывает загадку.)

    Они и летом, и зимой
    Любят жить одна в одной.
    Принесите им сапожки -
    И пойдут плясать... {матрешки).

    А хотите заглянуть? (Воспитатель открывает сундучок.) Ой, ребята, а кто здесь? Правильно, это матрешки. Да какие красивые! Как вы думаете, как появилась эта кукла?

    Основная часть

    Впервые разъемную игрушку-куклу придумали мастера в Японии. Это был добрый старый японский мудрец Дарума. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Дарума - это бог счастья и долголетия. А пять фигурок внутри - это его помощники. Показ презентации

    Более ста лет назад впервые появилась русская внучка для японского старичка. Первая расписная кукла изображала няньку в простонародном костюме - сарафане, переднике, платочке, - была круглолицей и ясноглазой, с аккуратно убранными под платочек волосами. В руке кукла держала петуха, а внутри устроились старшие дочки-помощницы - в фартучке, с серпом, с плошкой, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство, мал мала меньше. Как вы думаете, почему эта кукла стала называться матрешкой? (Предположения детей.)

    Никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: Матренами в то время звали очень многих девочек, вот и стала называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой, так и закрепилось имя Матрешка.

    А для чего этих матрешек сделали? (Предположения детей.) Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? Почему вы так решили? Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешку любят и взрослые, и дети. Только добрые, умелые и веселые люди могут мастерить такие куклы. Смотрю на эти игрушки, и самой поиграть хочется. А вы хотите?

    ИГРА «МАТРЕШКИ И МЫШЬ»

    (Динамическая пауза)

    Вот матрешечки гуляли,
    В лесу ягоды искали.
    Под кусточком посидели,
    Вкусны ягодки поели.

    Как матрешечки устали -
    Под кусточком задремали.
    А потом они плясали,
    Свои ножки показали.

    Только слышат вдруг подружки
    Прямо на лесной опушке
    Побежали по дорожке
    Чьи-то серенькие ножки.

    Ой, Матрешка, берегись!
    Оказалось, это мышь!

    Воспитатель. На Руси много городков и деревень, где живут народные умельцы, изготавливающие матрешек. А из чего мастера их вырезают? Но ведь дерево светлое, а матрешки цветные, яркие и все такие разные. Как это получается?

    У загорской матрешки двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу - и готовы губы бантиком. Две пряди волос прячутся под платок и завязываются узлом. Платок и передник оформляются простым цветочным узором.

    А семеновской матрешке мастера делают «наводку» черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке. Семеновскую матрешку украшают цветочными бутонами, пышными розами, колокольчиками, колосками. Полхов-майданские матрешки самые яркие, веселые. Основные цвета - фиолетовый, алый, желтый, голубой. Узор - цветы да ягоды: шиповник, колокольчики, ромашка, клубника...

    Давайте, ребята, еще раз полюбуемся матрешками. Возьмите матрешек в руку и положите руку на сердце. Вы чувствуете, как сердцу вашему становится тепло? Все почувствовали? А как вы думаете, почему? Это доброта, ласка, любовь игрушек поселились в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали игрушку, подарили вам любовь.

    А вы хотите подарить свою любовь? А кому?

    Пальчиковая гимнастика.
    Поплясали, поиграли
    И немножечко устали.
    Будем, дети, отдыхать

    И матрешек наряжать.
    Очень любим мы, матрешки,
    Разноцветные одежки.
    Сами ткем и прядем.

    Сами в гости к вам придем.

    Давайте украсим матрешек и подарим тем, кто заботится о вас и кого вы любите.

    Дети выкладывают и приклеивают узоры на матрешках с помощью геометрических фигур разного цвета, формы, величины.

    Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас. Кукла-матрешка - это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает меньших и слабых.

    Вот о каком добре говорила моя мама, когда дарила мне этот сундучок.

    Такую игрушку-матрешку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную матрешку. А почему игрушку называют народной? (Ответы детей.) Ваши матрешки будут согревать сердца тех, кому вы их подарите.

    Рефлексия.

    1. Что нового вы сегодня узнали?
    2. О чем бы вы хотели рассказать родителям?
    3. Кто же такая кукла-матрешка?

    А в заключении мы хотим подарить тепло и доброту нашим гостям. Наши девочки матрешки покажут свой танец, (танец матрешек) .



    Похожие статьи